Богородице-рождественский монастырь - приют для вдов героев, погибших на куликовом поле. Московский богородице-рождественский монастырь Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь

Рождественский монастырь построен в честь доблестной победы русского воинства на Куликовом поле. Храмы Рождественского монастыря, увенчанные луковицами куполов, издалека радуют взгляд, величественно возвышаясь над улицами и зеленью скверов.

Монастырь был посвящен Рождеству Богородицы, его учредительницей являлась княгиня Мария. Она была матерью одного из славных героических участников Куликовского сражения – князя Владимира, получившего прозвище Храбрый. Первыми монахинями и послушницами, поселившимися в монастыре, стали матери, вдовицы и сироты воинов, которые положили свои жизни на ратном поле.

Местом для строительства обители выбрали холм на берегу реки Неглинной, у самого края Кучкова поля, где пролегала древняя дорога, ведущая к кремлевским стенам. Поначалу строения обители были деревянными. И только сооруженный в начале 1500-х годов Рождественский монастырь стал каменным.

В средневековой Москве часто вспыхивали пожары. Огненная стихия не щадила и обитель. В 1547 году, когда в Москве разразился невиданный дотоле по своим масштабам пожар, сгорели постройки монастыря и пострадал главный собор. Обитель была отстроена первой женой Ивана Грозного Анастасией.

В начале XVII века у стен монастыря шли сражения с польскими войсками, и многие погибшие в этих боях воины нашли упокоение на монастырском погосте. В период войны 1812 года были разграблены неприятелем монастырские храмы.

В период 70 – 80 годов XVII столетия на выделенные княгиней Лобановой-Ростовской пожертвования возвели собор в честь святого Иоанна Златоуста. Обнесли территорию обители также каменной оградой с четырьмя башнями, которая позже перестраивалась, над вратами появилась новая надвратная церковь. В начале прошлого века в обители был заложен храм во имя Казанской иконы Божьей матери и трапезная. При монастыре функционировал приют для девочек-сирот, и была открыта церковно-приходская школа.

В 20-е годы Рождественский монастырь постигла та же участь, что и все обители Москвы, его закрыли. С икон сорвали серебряные оклады и ризы, а сами образа переместили в другие храмы. В помещениях расположились различные учреждения и конторы. Монашеские кельи превратились в коммунальные квартиры, монастырский погост уничтожен, снесена часть стен каменной ограды. Рождественский собор был совершенно изуродован различными перестройками, которые проводились, чтобы приспособить помещения под нужное назначение размещенных в нем служб. Только в 70-е годы прошлого столетия московские власти решили организовать в Рождественском монастыре музей-заповедник.

А уже в 90 –е поначалу только храм Рождества, а затем и все сооружения монастыря были возвращены церкви. До наших дней сохранились все три храма и колокольня.

Адрес: Россия, Москва, пересечение улиц Рождественка и Рождественский бульвар
Дата основания: XIV век (1386 год)
Основные достопримечательности: собор Рождества Пресвятой, церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Иоанна Златоуста, колокольня с церковью Евгения Херсонского
Святыни: икона Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, иконы святителя Николая Чудотворца, частица мощей святой великомученицы Варвары, частица мощей св.великомученика Георгия Победоносца, Боголюбская икона Божией Матери, икона Рождества Пресвятой Богородицы
Координаты: 55°45"56.7"N 37°37"28.8"E

Содержание:

В самом центре города находится одна из древнейших женских обителей Москвы, летопись которой начинается с конца XIV века. Православный монастырь прошел через период расцвета и тяжелые годы забвения. В наши дни его храмы прекрасно отреставрированы и открыты для паломников и туристов.

Общий вид на Рождественский монастырь

История монастыря

В 1386 году вдова серпуховского князя Андрея Ивановича - Мария Константиновна приняла монашеский постриг под именем Марфа и создала новый монастырь. По главному собору его стали называть «Рождество Богородицы на Рву». Выполняя желание княгини, обязанности духовника обители взял на себя Сергий Радонежский.

Относительно места, в котором первоначально располагался монастырь, мнения историков расходятся. Одни из них считают, что он стоял в центре Кремля , а другие уверены, что обитель находилась возле Кучкова поля, на крутом левобережье реки Неглинки.

По преданию, Мария Константиновна решила основать обитель в благодарность, что ее сын вернулся живым после кровопролитной Куликовской битвы. Чтобы увековечить память о судьбоносном сражении, на храмах установили кресты с полумесяцами, а первыми насельницами монастыря стали вдовы, матери, сестры и дочери солдат, которое пали на Куликовом поле.

В 30-е годы XV века здесь приняла постриг жена князя Владимира Храброго - Елена. Перед этим она подарила обители село Косино со Святым озером и несколько деревень, а после смерти инокиню погребли на монастырском кладбище.

Вид монастыря со стороны Рождественского бульвара

При Иоанне III началась масштабная реконструкция кремля. Женский монастырь решили вывести из великокняжеской резиденции, и в 1484 году обитель переехала на то место, на котором располагается сегодня.Дорога, проходящая вдоль монастыря, связывала Кремль и Кучково поле, и вскоре за ней закрепилось название «Рождественка» или «церковная» улица.

В начале XVI века в монастыре появился каменный собор Рождества Богородицы. Красивый одноглавый храм построили в лучших традициях раннего московского зодчества и он стал архитектурной репликой одной из самых старых московских церквей - Спасского собора Андроникова монастыря. Известно, что в 1505 году на освящении нового храма побывал сам Иоанн III.

В середине XVI столетия Москва пережила страшный пожар. Огонь не пощадил Рождественку и стоявший здесь женский монастырь. Особенно сильные повреждения получил соборный храм. Деньги на его выделила жена Иоанна IV Грозного - царица Анастасия Романовна, а по указу царя к нему пристроили каменный Никольский придел. От многочисленных переделок собор стал выглядеть тяжеловесно и перестал напоминать устремленную вверх свечу.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

В 1670-е годы в монастыре построили усыпальницу для русских князей Лобановых-Ростовских, которые очень гордились тем, что вели свой род от самого Рюрика. Поначалу здание имело один этаж, а потом было достроено вторым этажом, и там стали хранить монастырскую ризницу. Благодаря вкладам Лобановых-Ростовских, монастырь обзавелся храмом Иоанна Златоуста, шатровой колокольней и оградой со Святыми воротами и четырьмя башнями.

В 1764 году по инициативе императрицы Екатерины II в России прошла церковная реформа. Как и многие другие монастыри, Рождественский лишился части своих земель, однако стал получать деньги из казны на содержание храмов и монашескую общину.

В 1812 году, перед приходом французов игуменья успела спрятать то, что хранилось в монастырской ризнице. Наполеоновские солдаты ворвались в обитель, но не нашли сокровищ и принялись грабить храмы. В монастыре поселился один из французских генералов, и по его распоряжению трапезная была превращена в конюшню.

К началу прошлого века женский монастырь процветал. На его территории стояло четыре храма и трехэтажные каменные корпуса. При обители работала церковно-приходская школа, и существовал приют для девочек-сирот.

Церковь Иоанна Златоуста

С приходом советской власти судьба всех монастырей Москвы круто переменилась. В 1921 году Рождественскую обитель закрыли. Во время кампании по изъятию церковных ценностей из монастыря вывезли 17 пудов серебра - все серебряные ризы и ценную богослужебную утварь. Часть икон успели перенести в другие московские храмы, а другие просто выкинули.

В 1922 году сестры продолжали жить в монастыре, но с них стали брать арендную плату. В пустующих здания разместился Всероссийский комитет помощи воинам и концентрационный лагерь, а потом здания отдали милиции и курсантам. На следующий год монахинь выгнали. Церковь Иоанна Златоуста была переделана под клуб, а трапезную Казанского храма превратили в столовую. В последующие годы монастырские постройки занимали разные организации, научные и учебные заведения. Бывшие кельи использовались, как коммунальные квартиры.

В начале 1990-х годов здания вернули верующим. Спустя два года в соборном храме прошли первые богослужения, а еще через год был возрожден женский монастырь.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Архитектурные памятники

Прямоугольная территория окружена каменной оградой с башнями. Центральное место на ней занимает старинный Рождественский собор, который был построен в 1501-1505 годах. Во время проведенных реставрационных работ исследователи обнаружили древнюю белокаменную кладку и пришли к выводу, что собор был возведен на фундаменте более древней каменной церкви.

Четырехстолпный храм венчает высокий барабан со шлемовидной главой. В соборной трапезной сохранились надгробные доски XVII-XVIII веков. С юго-восточной стороны к зданию примыкает старинная усыпальница Лобановых-Ростовских.

С юга от Рождественского собора расположена большая церковь святителя Иоанна Златоуста. Первый храм на этом месте был деревянным, но в 1670-1680-е годы его перестроили в камне. Теплая церковь возведена в лучших традициях посадских храмов XVII века. Она имеет пять глав и просторную трапезную. В наши дни храм хорошо отреставрирован и открыт для верующих.

Колокольня с церковью Евгения Херсонского

С севера от Рождественского собора можно увидеть длинный трехэтажный корпус, над которым возвышается пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена в начале прошлого века архитектором П. А. Виноградовым. Живописное краснокирпичное здание выполнено в традициях ретроспективизма и украшено затейливыми наличниками, колонками и ширинками. В годы советской власти купола храма снесли, а внутри занимались студенты Московского архитектурного института.

Церковь Евгения Херсонского находится под трехъярусной колокольней, которая стоит возле входных ворот, со стороны улицы Рождественка. Первый храм был построен по проекту архитектора Н. И. Козловского в 30-е годы XIX века, однако, спустя 100 лет по решению властей его разрушили. Та церковь, которую можно увидеть сегодня, появилась взамен утраченной в 2005 году.

Монастырь сегодня

Женская обитель - действующий монастырь, в котором постоянно проживает монашеская община, и дважды в день - в 7.00 и 17.00 проводятся церковные службы.

Вид на монастырь с улицы Рождественка

При монастыре открыта церковно-певческая школа, где женщины изучают Богослужебный устав, катехизис, литургику, сольфеджио и занимаются в хоровом классе. Обучение в ней рассчитано на три года. Здесь также работает библиотека, и проводятся занятия в воскресной школе. Монахини и послушницы ведут активную благотворительную деятельность, собирая вещи для малоимущих, бездомных и многодетных семей.

Святынями монастыря считают иконы Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, целителя Пантелеимона, Оптинских старцев и Софии Суздальской. Кроме того, верующие приходят в монастырские храмы, чтобы поклониться частицам мощей великомученицы Варвары и Георгия Победоносца.

Храм в честь Воскресения Христова, Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови возведён на территории Сретенского монастыря на месте нескольких снесённых построек.

Монастырь с 1397 года занимал обширные земли на Кучковом поле, которое с течением времени превратилось в московскую улицу Сретенку. Слово «сретение» означает – встреча. Именно здесь москвичи XIV века встречали доставленную крестным ходом из города Владимира чудотворную икону Божией Матери. Времена были смутные – на пороге беззащитной Москвы стояло войско ордынского царя Тамерлана. Согласно легенде, когда образ доставили в город, полководцу было видение женщины в окружении ангелов и Тамерлан счёл этот знак предвестием поражения. Вражеская армия ушла от Москвы, икона заняла почётное место в Успенском соборе Кремля, а на месте «сретения» основан монастырь.

В первые годы советской власти монастырь лишился ценностей и старинных икон, а в 1930-е почти все исторические здания были снесены для расширения проезжей части Сретенки. Уцелели лишь братские кельи и Владимирский собор, перестроенный под общежитие командиров НКВД. Зловещее ведомство находилось по соседству, и в годы сталинского террора здесь проходили казни, здесь же на монастырском кладбище и хоронили расстрелянных. Памяти всех невинных жертв посвящён новый храм, построенный буквально «на крови».

Вот лишь одно имя из мартиролога советского времени. В старом Владимирском храме находятся мощи святого Илариона Троицкого, причисленного к лику святых сравнительно недавно. Епископ Иларион повторил судьбу многих священников, продолжавших служить Богу вопреки препонам властей. В 1921 году епископ на один день выпросил в Третьяковской галерее хранящуюся в музее ту самую Владимирскую икону и привёз на Сретенку. Необычайное паломничество верующих не могло пройти незамеченным мимо карательного ведомства на Лубянке. Иларион Троицкий был арестован чекистами, отправлен в Соловецкий лагерь, затем в Казахстан и умер от тифа, произнеся перед смертью, что теперь он обрёл свободу.

Храм в память Новомучеников Российских превышает по размерам Владимирский собор. Необычно выглядит оформление куполов нового храма, на его звоннице установлен самый старый из сохранившихся колоколов Сретенского монастыря. Проект вызвал неоднозначную реакцию общественности: с одной стороны, новый храм расположен на монастырской земле и церковь вполне может ей распоряжаться, но с другой стороны, под снос предназначались несколько исторических зданий. Вопрос решился на высоком уровне в пользу храма, который был построен на Рождественском бульваре и в 2017 году освящён Святейшим Патриархом. Хотя отделочные работы близки к завершению, но ещё продолжаются, и фотографу не разрешили прогуляться по свежеуложенным мраморным полам, садиться на скамьи и прислоняться к стенам.

А вот ознакомиться с убранством Владимирского храма и помещениями Сретенской духовной семинарии, где около 200 воспитанников изучают три десятка различных дисциплин, оказалось возможным. Собор Сретения (Владимирский) возведён в 1679 году. Из хранящихся в нём православных святынь надо упомянуть о ковчеге с частицами мощей преподобной Марии Египетской и копии Туринской плащаницы – савана, в который обернули тело Христа после смерти. Реставраторы восстановили на стенах и колоннах собора фрески, датируемые началом XVIII века.

Фасад здания семинарии богато украшен лепниной и керамикой с библейскими сюжетами, но что-то в нём показалось удивительно знакомым. Да ведь это «французская» школа, в которой мне в детстве довелось побывать в качестве участника районного смотра пионерской песни! Действительно, это типовое кирпичное школьное здание середины прошлого века. В 2010 году общеобразовательное заведение вывели из центра на Пролетарку и, после масштабной реконструкции, предоставили семинариии. Её аудитории по техническому оснащению не уступят любому другому ВУЗу, здесь есть компьютерные классы, богатый библиотечный фонд, а лекции читают профессора и доктора наук.

Рождественский бульвар (Артистический)- бульвар в Мещанском райoне Центральнoгo административного округа города Москвы. Начинается от Трубной плoщади на западе до Сретенских Ворот на востоке. Известен с четырнадцатого века.
В 1760 году была разрушена стена Белого города, на месте нее потом и было основано Бульварное кольцо.

Рoждественский бульвар в Мoскве - этo склон берега длиной в 500 метров, пролегал книзу, к реке Неглинной. Бульвар назван в честь Богородице-Рождественского женского монастыря, построенный в конце 14 века. Обустройство началось с денег, которые собрали супруги бойцов, умерших в сражение на Куликовом поле. Сегодняшней каменной стеной с небольшими башнями обитель окружили ужe в 17 вeкe. Немного пoзже у сoвремeнных Сретенских ворот был построен Сретенский мужской монастырь. В начале эти монастыри были обнесены деревянными стенами, которые потом стали каменными.

Зa ручьeм к сeвeру oт валa находились пашни, заселенные тружениками, которые принимали участие в строительстве, а также пахарями, огородниками и рeмeслeнникaми. Через сто лет за стенoй Белoгo горoда вдoль ручья между сегодняшними Сретенкой и Трубной улицей появилась слобода Печатного двора (в настоящее время Печатников переулок). В конце 17 века на углу Рождественского бульвара и улицы Сретенки была воздвигнута Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках (ул. Сретенка, 3),. На то время на данной территории, согласно плану местности 1117 года, стояли 5 дeрeвянных лавок, немного западнее размещались 5 деревянных кузниц, позади них находилась крупная деревянная богадельня церкви Успения в Печатниках. Крoмe сoхрaнившейся цeркви Успения Богородицы в Печатниках, до наших дней выжила церковь Троицы в Листах, находящаяся в конце Рождественского бульвара в сaмoм кoнце Сухаревской площади.

В советские и последующие времена Рождественский бульвар переделывали и реставрировали. В 1922 году был расформирован Рождественский монастырь, но нeкотoрые монахини и послушницы продолжали дальше жить в кельях. Окончательное его восстановление прекратилось только через 70 лет.
Бульвар получил плохую славу благодаря случившимся событиям 6 марта 1953 года, здесь и на Трубной площади, произошла ужасная давка, произошедшая из-за того, что необъятное количество людей пришло проститься со Сталиным.

А сейчас мы пройдемся по достопримечательностям Рождественского бульвара. Переходим через Трубную площадь, и мы сразу оказываемся у Торгового Центра «Неглинная плаза» (Трубная пл., 2). Отсюда начинается Рождественский бульвар.
За «Неглинной плазой» поворачиваем направо, на улицу Рождественка. Сразу же с левой стороны, мы увидим стену Богородице-Рождественского женского монастыря(Строение 14, улица Рождественка, 20/8) с надвратной Церковью Евгения Херсонского(улица Рождественка, дом 20). В чeсть монастыря получили свои названия Рождественский бульвар и улица Рождественка.
На пeрeсечении Рождественки и Звонарского переулка находится Церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях (ул. Рождественка, 15/8). Церковь Николая Чудотворца в Звонарях в Москве - этo был правoславный храм, с 1996 года отнoсящийся к московскому подворью Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Здание построено архитектором Карлом Бланком в 1762 году. Древнee нaзвание района «Звонари», а позднее и Звонарский переулок пoлучили свoе назвaние в чeсть тoго, что здесь жили звонари глaвной мoсковской колокольни Ивана Великого (Иоанна Лествиничника) в Кремле.
Если зайти в монастырские ворота, находящиеся под Церковью Евгения Херсонского, на территорию монастыря, то увидим Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (ул. Рождественка, 20/8). Храм, который находится спрaва от нее, это Церковь Иоанна Златоуста(ул. Рождественка, 20/8).
Находящиеся за монастырем здание, особняк Г.К. Ушкова (Рождественский бульвар, дом №10)(интерьеры здания были спроектированы в 1897 году архитектором Ф. О. Шехтелем), являeтся пaмятником aрхитектуры XIX века. После революции здaние было национализировано и отдано в жилой фонд.
Городская усадьба А.И. Фонвизина (Рождественский бульвар, дом №12). Тут проходили заседaния тайного общества, а в 1821 году состоялся съезд Союза благоденствия. После восстания декабристов, здесь были арестованы М.А. Фонвизин и живший у него декабрист В.С. Норов. Эти здания памятники архитектуры XIX вв. На двенадцатом доме мы можем увидеть 2 памятные доски. Первая принадлежит польскому скрипачу и композитору Генриху Венявскому. Вторая – Герою Советского Союза Ишкову Александру Акимовичу.
Слeдующее здание (Рождественский бульвар, дом №14) - особняк графини Е.П. Ростопчиной. В 1840-е годы домом владел Н. Павлов. Он устраивал здесь знаменитые на всю Москву литературно-философские «павловские четверги», на которых бывали Гоголь, Баратынский, Полонский, Фет.
С другой стороны (Рождественский бульвар, дом №13) - усадьба М.А. Лагофита (воссоздана в 1980-х гг), построена в начале XIX века. Это два жилых дома, находящиеся в основе усадьбы. Оба здания одинаковы, на уровне второго этажа фасады имеют четырехколонные тосканские портики, сначала они были сделаны из дерева. В восьмидесятых годах прошлого века дома реставрировались, в периоде работы были воссозданы фасады исторических построек.
Городская усадьба А.П.Карамышевой (Рождественский бульвар, дом №16) является не только памятником архитектуры, но и памятником истории,т.к. здесь с 1933 по 1943 годы проживал писатель Демьян Бедный. Позже в здании располагался его музей.
Также, память о небесной покровительнице столицы - преподобной Евфросинии, княгини Московской, на Рождественском бульваре установлен поклонный крест, был открыт 1 декабря 2012 года.
Бульвар заканчивается маленьким парком со скамейками и клумбами.
Используемые источники.

На территории Сретенского монастыря будет возведен новый храм Новомучеников и исповедников российских. Для строительства помпезного храмового комплекса с подземной автостоянкой потребуется снести несколько монастырских зданий, которые, как уверяет считающийся духовником президента Путина настоятель обители архимандрит Тихон (Шевкунов), не имеют исторической ценности. Московское чиновничество с клириком склонно согласиться, но градозащитники бьют тревогу ― 24-метровый храм грозит разрушить исторический облик Рождественского бульвара.

27 сентября эксперты рабочей группы при столичной комиссии по строительству в охранных зонах рекомендовали снести шесть зданий XIX - начала XX века на территории Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Это 4-е, 5-е и 7-е строения дома 19 по улице Большая Лубянка и три здания по Рождественскому бульвару ― дом 16, строение 5 (самое старое здание, один из доходных домов владения К.Е. Ценкер 1852 года постройки), а также дом 18, строения 3 и 3а.
Снос освободит место под задуманную в Сретенском монастыре постройку большого храмового комплекса с подземной парковкой на 43 автомобиля ― собора Новомучеников и исповедников российских на крови, что на Лубянке. «Храм действительно необходим в этом монастыре, который превратился в духовный центр Москвы и не вмещает всех прихожан», ― сказал эксперт рабочей группы Андрей Баталов.

Единственное здание, которое тоже планировалось снести, но которое эксперты решили оставить, ― дом 18, строение 2 по Рождественскому бульвару, бывшее доходное владение Сретенского монастыря 1912 года постройки. 4 октября рабочая группа решение своих специалистов утвердила.

О постройке комплекса в память о семье последнего российского царя Николая II и погибших за веру в годы гонений на церковь патриарх Кирилл впервые высказался весной 2011 года. Уже к зиме 2017-го, к столетию Февральской революции, покончившей в России с монархией, новый храм должен быть освящен.

Конкурс на проект собора, объявленный монастырем и проведенный через подрядчика, строительную компанию «ЭкоИнвестСтрой», завершился в декабре 2012 года. Организаторы конкурса поставили перед участниками несколько задач. Главная из них - это вместительность. Сейчас действующий храм на территории монастыря, собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, не в состоянии принять всех прихожан, многим из которых приходится слушать службы во дворе, через динамики. Поэтому новый храм должен вмещать в себя до 2000 человек, а территория вокруг него должна быть пригодна для проведения крестных ходов. Помимо этого, от участников конкурса требовалось предусмотреть максимальное количество дополнительных площадей для мастерских, воскресной школы и ризниц, а также наличие «подземных помещений для автомобилей монастырских служб».

Еще в условиях конкурса сказано, что «храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего», «нести в себе радость и свет победы Воскресения Христова, Церкви Христовой над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью». Освящение и открытие храма запланировали на февраль 2017 года ― «к столетию начала трагических событий минувшего века». В соревновании приняли участие 48 проектов. Конкурсную комиссию возглавлял настоятель Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), которого обычно называют духовником Владимира Путина.

Победителем конкурса, результаты которого были обнародованы только месяц спустя после заседания комиссии, стал молодой архитектор Дмитрий Смирнов, выступивший в качестве индивидуального предпринимателя, и его коллега Юрий Кучер. До этого Смирнов работал, в частности, над часовней в Александровском подворье в Иерусалиме и занимался реконструкцией Воронежского академического театра драмы имени А. Кольцова. Согласно его проекту, высота нового пятиглавого храма составит 24 метра, что сравнимо с 8-этажным зданием. В цокольном этаже, который опоясывают парадные пандусы с барельефами, будет размещен музей новомучеников. Решение жюри вскоре было утверждено патриархом Кириллом.

Московское градозащитное сообщество восприняло победивший проект критически. 4 октября глава совета московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Владимир Хутарев-Гарнишевский написал письмо первосвященнику РПЦ, в котором попросил «обойтись без разрушений исторических зданий Сретенского монастыря в целях строительства на их месте храма» и заметил, что «аляповатый новодел станет высотной доминантой исторической застройки». В письме он указал, что строительство нового здания на территории монастырского комплекса нарушает нормы ст. 34 п. 2, ст. 35 п. 2 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и «принципы сохранения исторического наследия и уважения к духовной и материальной культуре России». Глава московского отделения ВООПиК объясняет это тем, что для постройки здания по проекту Смирнова потребуется снос монастырской застройки середины XIX - начала XX века.

С похожим письмом, но уже к начальнику управления по ЦАО московского Госстройнадзора, обратилась и координатор общественного движения «Архнадзор» Марина Хрусталева. По ее словам, параметры предложенного к строительству храма «радикально противоречат градостроительным регламентам, утвержденным для Белого города». Во всяком случае, об этом говорит утвержденный только в феврале этого года градостроительный регламент для 89 участка Мещанского района Москвы, где расположен монастырь. По адресу Рождественский бульвар, дом 18, строение 3, например, он предполагает лишь капитальный ремонт здания, которое не должно превышать 12 метров в высоту. «Очевидно, что этот колосс подавит собой окружающую среду», ― говорит Хрусталева о проекте.

«Ленте.ру» Хутарев-Гарнишевский пояснил, что архитектор ― приближенный к РПЦ человек. «Формально конкурс прошел, но реального конкурса не было, ― уверен он. ― Проекты других кандидатов серьезно рассмотрены не были. Совершенно непонятно, почему по такому значимому объекту, в центре города, по одной из самых высотных доминант в районе, не было проведено широкого общественного обсуждения. По проекту, фасадная сторона храма, выходящая на Рождественский бульвар, выглядит как второй алтарь». Хутарев-Гарнишевский считает, что «с новоделом будет утеряна ценность исторической застройки, бульвары же все-таки сохранились».

Участвовавшие в конкурсе, но проигравшие архитекторы Михаил Кеслер и Андрей Яхнин в интервью «Известиям» фактически назвали проект-победитель безграмотным: «Это только похоже на храм, но выглядит безобразно. Что притвор, что алтарь - одинаковой формы, на презентации проекта даже кресты не в ту сторону повернуты», - заявил Кеслер. Помимо этого их не устраивает и другая «неожиданность для церковной архитектуры» - целый мозаичный иконостас, оказавшийся на западной стене храма.

В ВООПиК мнения о строительства храмового комплекса и сносе зданий расходятся. Хутарев-Гарнишевский заметил в разговоре, что организация лояльна к РПЦ и не раз помогала в восстановлении храмов. Член президиума московского отделения ВООПИиК иеромонах Никон (Белавенец), клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве, заявил агентству «Интерфакс-Религия», что «неоднократно бывал в Сретенском монастыре и видел эти здания, которые представляют собой двухэтажные невыразительные сооружения». Он добавил, что считает Шевкунова «человеком высокой культуры», которого «вряд ли можно заподозрить в вандализме», и заодно отругал коллегу по градозащитной организации: «Публикация в электронных СМИ письма, обращенного к патриарху, является некорректным шагом и представляет собой неприкрытое давление на предстоятеля».

Хутарев-Гарнишевский убежден, что строительство будет проходить в пяти-десяти метрах от единственного существующего ныне храма Сретенского монастыря 1679 года постройки, что может привести к трещинам и обрушению стен. «Мы написали патриарху Кириллу, потому что речь идет о принятии политического решения, ― говорит он. ― Храм ведь хотят построить к юбилею, открыть в 2017 году. Но были ли там [на территории монастыря] репрессии или не были? Это первый вопрос. Второй ― все это подается под соусом преодоления советского наследия. Сама идея строительства к юбилею стахановскими темпами ― это чисто советский метод. Зачем такая спешка? Невозможно за три года провести качественные работы».

По мнению Николая Переслегина, советника Москомнаследия, комиссия которого разрешила снос монастырской застройки, «здания, которые хотят снести, видимо, не представляют ценности, к памятникам они не относятся, это поздние постройки». «Но вот сам по себе проект вызывает большие вопросы, ― говорит Переслегин. ― И масштаб этого нового храма, и само качество архитектурного решения достаточно спорные и нуждаются в более внимательной проработке совместно с экспертами и общественностью».

Изображение: сервис Google Street View

Сейчас на территории Сретенского монастыря заканчивается отделка здания семинарии, в котором раньше находилась школа №1216 с углубленным изучением французского языка. На стенах появились многометровые религиозные барельефы. Осенью прошлого года Сретенский монастырь оказался в центре скандала в связи с тем, что на его территории были обнаружены гостиницы, где, как тогда сообщали столичные правоохранительные органы, постояльцам оказывали секс-услуги. Борделем была названа одна из гостиниц на час сети «Подушкин», располагавшаяся по адресу Рождественский бульвар, дом 16, строение 1. Вскоре, однако, выяснилось, что монастырь лишь занимал часть помещений в том же доме, формально здание ему не принадлежало.

Владельцы закрывшегося вскоре отеля, отрицающие свою причастность к организации проституции, сейчас ведут борьбу с монастырем: на своем сайте они указывают , что кроме отеля церковь «со временем забрала себе соседние здания Всероссийского музыкального общества, Государственного литературного музея, Союза рыболовецких колхозов РФ». Впрочем, в итоге из своего здания выселили только Всероссийское музыкальное общество. Государственный литературный музей и союз рыболовецких колхозов РФ остались на прежнем месте.

Самого отца Тихона корреспонденту «Ленты.ру» в Сретенском монастыре застать не удалось. В интервью сайту «Православие.ру» он сказал, что сносимые здания «по нескольку раз перестраивалось, аутентичных не осталось ни одного». «Мы прекрасно понимаем озабоченность обликом Москвы, поэтому мы отвергли все проекты, представленные на конкурсе, в которых храм выходил на линию улицы Рождественский бульвар, ― сказал он. ― Хотя нам разрешен снос еще одного здания, которое находится на Рождественском бульваре, мы не будем этого делать и реконструируем это здание, чтобы сохранить историческую линию улицы». Архимандрит Тихон пообещал, что новый храм впишется в исторический облик монастыря.

В ближайшее время должно пройти заседание комиссии при правительстве Москвы по вопросам градостроительной деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия. Ее решение вряд ли будет противоречить рекомендации ее же рабочей группы, так что если снос разрешат, «дальше все пойдет автоматически: Москомархитектура согласуют проект здания», уверен Хутарев-Гарнишевский.