Формирование картины мира нового времени. Возникновение картины мира нового времени

Сущностным явлением Нового времени и одним из средств освобождения от предрассудков является наука. В это время формируется научная картина мира.

На событийном уровне наступление Нового времени обычно связывают с открытиями в разных областях знания и усовершенствованиями орудий познания, как практических (инструментов), так и теоретических (философской методологии наук).

В XVII веке было создано множество научных приборов, с помощью которых совершено много важных научных открытий. Незадолго до начала века был изобретен телескоп, но впервые для серьезных наблюдений его использовал Галилей (1564 – 1642). Ученик Галилея Торричелли изобрел ртутный барометр (1643). Голландец Антони ван Левенгук (1673–1677) изготовил линзы со 150-300-кратным увеличением, позволившие изучать микробы, кровяные тельца. Англичанин Уильям Гарвей в 1628 году открывает кровообращение в теле человека.

Необходимо сказать об успехах математики, т.к. именно на этом языке говорит нововременная и современная наука. В первой четверти века появляются таблицы логарифмов, математик и философ Декарт закладывает основы аналитической геометрии. Независимо друг от друга изобрели дифференциальное исчисление Ньютон и Лейбниц. Оно стало орудием почти всей высшей математики.

Галилей и Кеплер подтверждают и развивают учение Коперника о строении солнечной системы.

Вступление точных наук в новую эпоху венчает деятельность Исаака Ньютона – создателя классической физики Нового времени, законы которой считались непререкаемыми почти вплоть до начала XX столетия.

Все совершенные открытия нельзя рассматривать просто как накопление знания о мире. Эти открытия переворачивают традиционные представления. Наука Нового времени – нечто принципиально иное по отношению к античной и средневековой науке. В астрономии Кеплера дело не в подтверждении какими-то опытными данными гелиоцентрической системы. Три закона движения планет, открытые им, требовали гораздо больших усилий для освобождения от традиций, чем может показаться современному человеку. Все астрономы со времен Пифагора сходились в том, что планеты имеют круговые орбиты. Круг был совершенной фигурой, все планеты были совершенными телами, первоначально они считались божествами или связанными с божествами. Казалось очевидным, что совершенное тело должно двигаться по совершенной орбите. Вот эти представления и разрушает первый закон Кеплера, в котором говорится о том, что все планеты движутся по эллипсам.

И Ньютон не просто открыл какие-то новые явления. Он совершил переворот, устранив следы анимизма из физики. Греки считали движение признаком жизни, у Аристотеля одна из функций живой души – приводить в движение тело. Таким образом, неодушевленное тело, предоставленное самому себе, стало бы вскоре неподвижным. Открытие первого закона движения изменило это представление. Безжизненная материя, лишенная влияния каких-либо сил, продолжает двигаться. В этом случае Бог кажется необходимым для того, чтобы запустить весь этот механизм. Но согласно Ньютону, когда Бог привел в движение все планеты, установил законы тяготения, все пошло само собой.

Новая наука постулирует свою свободу от всяческих предрассудков, «идолов». Эта свобода обеспечивается правильным разумным методом и опорой на факты. Французский мыслитель Р. Декарт постулирует, что познание истины зависит от установления правильных законов мышления, а из этого следует необходимость разработки методов получения и проверки достоверного знания.

Ф. Бэкон сформулировал принцип эмпирического пути новой науки: эксперименты, если поставить их правильно, дают достоверные данные, доступные проверке и доказательству, а на основе этих данных можно формулировать общие законы.

Мыслители, рассуждающие о новой науке, критикуют в особенности средневековую науку за умозрительность, оторванность от фактов, догматичность. Эта критика неизбежно выдвигала на первый план значимость опытного, экспериментального исследования. Однако и те, кто полностью доверился опыту, поступают неправильно. Их опытное познание беспорядочно. Упорядоченность познания должен гарантировать новый метод исследования – эксперимент. Эксперимент создает условия, которые заранее предполагают наличие закона. Эксперимент – это образ действий, который в своей подготовке и проведении обоснован и руководствуется положенным в основу законом и призван выявить факты, подтверждающие закон или отказывающие ему в подтверждении.

Всякое знание, полагали многие ученые той эпохи, начинается с чувственного опыта и только затем переходит к рассудку и разуму. Научная революция рождает ученого-экспериментатора, эксперименты которого становятся все более строгими, благодаря новым измерительным приборам и совершенствованию математического аппарата познания.

Логично и то, что подобный путь познания придавал ему инженерный, практический характер, который со временем привел к сближению науки и технического творчества. По словам Ф. Бэкона, старая наука «плодовита в спорах, но бесплодна в делах». Но наука, базирующаяся на эксперименте, требовала для проверки теории проведения испытаний с применением ручного труда и инструментов, а также непосредственного воплощения и применения полученных знаний. Сам Бэкон был лорд-канцлером и правителем Англии в отсутствии короля. А умер он от простуды, схваченной им во время опытов по консервированию кур путем их замораживания в снегу. Джон Локк был комиссаром по делам торговли и колоний. Он участвовал в проведении денежной реформы и являлся одним из основателей Английского банка. Своя научная лаборатория была у лорда Бэкингема, фаворита короля и лорда Адмиралтейства. Иметь научную лабораторию было модно.

В XVIII веке – в век Просвещения – интерес к науке и технике только возрастает. Ярким выражением этой направленности науки и философии во Франции стала «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» – плод коллективного труда многих просветителей – Дидро, Д’Аламбера, Вольтера, Гельвеция, Гольбаха, Руссо, Монтескье и др. Основное издание состоит из 17 томов текста и, кроме того, 11 томов гравюр (иллюстраций к тексту). Кроме философских статей «Энциклопедия» содержала статьи по вопросам математики, математической физики и механики, статьи по медицине, технике, военному делу, конечно статьи, посвященные историческим исследованиям. Самой оригинальной особенностью «Энциклопедии» стало повышенное внимание к технике, ремеслам, применению научных открытий в промышленности. Это связано с тем, что просветители старались применить свой разум, сделать его инструментом для совершения каких-то реальных дел.

Непосредственно связан с эмпирической философией XVII-XVIII вв. позитивизм, возникший в XIX веке. В этом философском направлении провозглашается безусловное торжество факта, фактического знания как самого достоверного, самого научного знания. Этот позитивистский подход занимает существенную часть современного сознания. До сих пор мы склонны считать ущербным, парящим в облаках знание религиозное и философское. До сих пор более важными считаются науки технические, прикладные.

Производной новоевропейской науки становится машинная техника.
В XVIII–XIX веках в Европе произошел промышленный переворот – переход от ручной техники к машинной, который начался с изобретения Дж. Уаттом паровой машины.

Наука, ставшая техникой, формирует у людей совершенно иной взгляд на мир, чем у теоретических философов. Техника принесла с собой ощущение власти, человеку кажется, что он в гораздо меньшей степени находится во власти окружающего мира и Бога.

Ученые Нового времени полны удивления и благоговения перед наукой. Они начинают верить в то, что наука станет спасительницей людей, наладит жизнь, обеспечит благосостояние и сделает человека лучше.

Именно Новое время человек как научно познающее, как разумное существо впервые в истории (по мнению Хайдеггера) становится субъектом. То, что человек – субъект, означает его активность, самостоятельность, ответственность. Мир становится объектом в силу того, что в научном познании человек ставит его в условия эксперимента, переделывает его.

В немецкой классической философии вера во всемогущество субъекта, в его разум и его творческие способности доводится до конца. Говорят даже о коперниканском перевороте Канта в философии. До сих пор знание должно было сообразовываться с предметами, с фактами. Но Кант ставит познаваемый мир в зависимость от субъекта, правил познания, которые есть у субъекта еще до его встречи с миром. Даже пространство и время, которые всегда казались чем-то присущим самой природе, Кант называет априорными формами, характеристиками, которые придает объекту именно субъект.

В XIX веке романтики в большей степени ценят не научный разум, не человека-ученого, а воображение и творческую интуицию художника. Таким образом вера в особую силу субъекта остается и у романтиков. Субъект легко с помощью воображения переносится в иные миры, более того, он сам может творить их. Никакое другое существо, кроме человека не способно открывать в себе беспредельные миры. Именно поэтому человеческая личность неповторима и уникальна. Однако такая способность не является неизменным и обязательным свойством всех людей. Это скорее особый дар, неповторимая настроенность души.

Однако то, что человек становится субъектом, оборачивается и против него самого. Человек и для себя становится объектом. Лучше всего негативные стороны такого процесса видны в теориях воспитания, которых очень много появляется в Новое время.

В качестве самого яркого примера этих негативных сторон можно привести взгляды на воспитание французского просветителя Ламетри. Он является автором трактата с говорящим названием «Человек-машина».
Прогресс в душе достигается в процессе воспитания, однако сам процесс воспитания, по мнению Ламетри, можно свести к дрессировке. Ламетри считает, что нет ничего проще «механики нашего воспитания». Все сводится к звукам и словам, которые посредством ушей передаются из уст одного в мозг другого. Строение животных сходно со строением человека, поэтому вполне можно обезьяну научить говорить. Тогда обезьяна превратится из дикого и дефективного в нормального человека, маленького парижанина, способного извлекать пользу из своего воспитания.

Следствием новой науки, по-новому смотрящей на человека, является появившаяся в XVII веке мода на механические игрушки, автоматы. Однако в XIX веке романтизм ставит под сомнение всесилие науки и техники, переделывающей мир, и протестует против механистического понимания человека. В произведениях писателя-романтика Э.Т.А. Гофмана часто появляются автоматы. Какой-то секрет, хитрость в автомате – показатель мастерства и искусности его создателя. Человек должен достигать совершенства, когда творит свои подобия. Гофмановские автоматы хитры, но для разгадки их хитрости не хватает никаких познаний в механике и акустике. Это не хитрость, не секрет, это Тайна. Это больше, чем автоматы, в них заключена какая-то нечеловеческая мистическая сила, оживляющая их, делающая их опасными для человека. Увлечение искусными автоматами, оказывается, может привести человека к каким-то непостижимым безднам.

Один из героев Гофмана говорит: «Уже один намек на сходство живого человека с чем-то мертвым, выражающееся во всех этих автоматах, производит на меня тяжелое, гнетущее впечатление». Стремление механика подражать в своих игрушках, например, музыкальным способностям человека, кажется Гофману объявлением войны духовному началу.

В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях распространяющейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд.

Фиксируя эту ситуацию К. Маркс, говорит об «отчуждении», которое, по его мнению, является следствием капиталистического способа производства. Рабочему не принадлежит произведенный им продукт, поэтому он относится к труду не как к творческому процессу, а как к изнурительной повинности. Он трудится не как человек, не проявляя свою сущность, а как животное, только для того, чтобы хоть как-то обеспечить свое физическое существование. Отчуждение определяется как утрата человеком контроля над результатом своей деятельности, над процессом собственной деятельности, над самим собой, и в этом смысле утрата человеком самого себя. Рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит, чем больше растут мощь и размеры его продукции. Ручной труд заменяется машиной, но при этом отбрасывает часть рабочих назад к варварскому труду, а другую часть рабочих превращает в машину. Он производит ум, но также и слабоумие, кретинизм как удел рабочих.

С распространением представления о деятельном субъекте, имеющем власть над природой, радикально меняются представления о времени. Выражением нового восприятия времени становится вера в прогресс. Мир все менее рассматривается как данность. Формируется представление о том, что мир, социальный и природный, подлежит улучшению на принципах разума. Прогресс – движение к лучшему состоянию через распространение истинных идей, которые постепенно устраняют загадки и чудеса мира, пронизывая его светом разума.

Исторический оптимизм Нового времени поразителен. Философам, всю жизнь боровшимся с предрассудками, идолами, очень хотелось верть, что все идет к лучшему, что просвещение исправляет нравы, что с помощью разумных законов можно построить идеальное государство, что промышленность и торговля обеспечат благосостояние людей.

В XIX веке эту веру в прогресс продолжает поддерживать уже упоминавшийся позитивизм, пытающийся построить систему человеческих знаний в развитии. Развитие это целиком и полностью прогрессивно: человечество, по мнению О. Конта, чем дальше, тем больше освобождается от мифологических, религиозных и философских предрассудков, овладевая полезными «положительными» знаниями.

Эволюционная теория Дарвина кроме очевидных ее сторон (животное происхождение человека, борьба за существование, которую многие экономисты XIX века распространили и на сферу экономики) продолжает подчеркивать веру в прогресс: эволюционный процесс предполагает постоянное совершенствование и усложнение живых организмов.

Грандиозная философская система Гегеля выражала общее мировоззрение интеллектуальной элиты начала XIX века. Он утверждает, что история общества есть прогресс, и не просто прогресс, а прогресс в сознании свободы. То есть, история рассматривалась как путь человечества к свободе. Причем, это был путь духовного развития, выявившегося в реальной жизни.

Развитие культуры в XIX веке рассматривали по тройственной схеме: дикость – варварство – цивилизация, вершиной которой оказывался сам XIX век. Эта схема была выражена этнографом Л. Морганом в его книге «Древнее общество».
Марксистская версия развития человеческой истории абсолютизирует идею прогресса, который к тому же резко ускоряется человеком посредством революции.

XVII в. - это столетие науки и философии. Возникает идея создания нового, единого мира, в Европе, где время и пространство является основными координатами человека. Ведущим действующим научным методом становится анализ. Важную роль играет научная революция XVII века, её роль в становлении новой, механической картины мира неоценима. Благодаря ей свершились значимые открытия в астрономии (Галиоей, Кеплер), физике (Галилей, Ньютон), математике (Декарт, Ньютон) и других научных и культурных областях. В этот период происходит универсализация науки, где разум предстает главным критерием истины.

В период Нового Времени происходит кардинальное изменение в понимании природы: от толкования природы как организма к природе как механизму. Роль философии Бэкона, Гоббса, Паскаля, Спинозы в научном и художественном познании мира неоценима.

Говоря о периоде средневековья, Р. Гваридини рассуждает о том, что в этом период уже начались предпосылки к созданию нового мира, однако, сдерживаемые религиозной системой.

«Но вот чего нет у средневекового мыслителя, так это воли к эмпирически-точному познанию действительности. Когда он подчиняется руководству античного авторитета, возникает опасность рабского повторения мыслей. Но, с другой стороны, здесь же открывается возможность такого мыслительного построения, какое неведомо индивидуалистическому новому времени. Особенно если мы вспомним, что речь идет не об одиночках, а о школах и традициях. Тут есть шанс достичь такой глубины и тонкости, какие ведут к подлинному совершенству».

В своем труде Р. Гвардини приводит в пример периодизацию философской мысли от античности до Нового Времени. В каждом из периодов он видит незавершенность, и последовательность. Вся философская система, по его мнению, шла именно к этому моменту - моменту революции в философской и научной мысли, к Новому Времени.

Что такое натуроцентризм?

Натуроцентризм - это, прежде всего, философская и мировоззренческая позиция, в которой точкой отсчета в решении всех вопросов и высшей ценностью выступает природа или космос.

Натуроцентрическое направление выделяется довольно условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно найти как в религиозных системах. Основу такого подхода составляет вера в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом.

В эпоху нового времени для натуроцентризма характерно признание первичности природы (натуры), независимо от того, трактуется она материалистически, как causa sui, или пантеистически, как воплощение отождествленного с ней божественного духа, или даже как сотворенная богом, но рассматриваемая философией отвлеченно от проблемы ее происхождения, в ее реальном существовании.

Р. Гвардини очень ясно дает понять, что обособление от натуроцентризма иногда необходимо, для ясного понимания вещей и проблем современности.

«Если взглянуть без рационалистических и натуралистических предубеждений на то, что происходит в мире в последнее время, то уже сам способ поведения человека и его духовно-душевная настроенность будут достаточно красноречивы».

Какой тип личности складывается в эпоху Нового Времени?

Мы уже говорили о том, что Разум предстает главной категорией Нового Времени, соответственно человек этого времени должен быть, прежде всего, рационален. Сенсуализм и рассудочность - вот главные качества, которыми будет обладать личность XVII века. Стремление к самопознанию, к контролю разума над жизнью и действиями человека и ощущение хрупкости человеческой жизни и хаоса бытия выступают как компоненты единого и противоречивого видения человека XVII столетия.

Как повлияло появление новых, капиталистических отношений на понимание человека как практического, деятельного существа?

Появление новых мотивов, таких как развитие сельского хозяйства, торгово-денежных отношений, промышленности, привело к идее равенства. Человек теперь понимается как движущий фактор развития. Возникает необходимость новых субъективно-объективных отношений, выстраивания новых принципов и позиций.

«Возникает капиталистическая система хозяйства, в которой каждый вправе иметь столько, сколько сумеет приобрести, не нарушая действующих правовых норм. Достижения этой системы огромны как в созидании, так и в распределении благ. Собственность взрывает установившийся социальный порядок и открывает доступ к некогда привилегированным сословиям и должностям. Развивается еще одна автономная область культуры - хозяйство, живущее по своим собственным законам».

Вся суть Нового Времени в перевороте, революции во всех сферах человеческой деятельности, отсюда и проистекает формирование капиталистических позиций, меняющих наше представление о существовании общества, и подталкивающих нас к созданию нового мира, новой культуры.

«Искусство во всех своих проявлениях: архитектуре, пластике, живописи, поэзии, драме - тоже стало автономной областью творчества и вызвало к жизни небывалую полноту форм. Одно за другим образовывались национальные государства с их упоением собственной силой. С неслыханной смелостью захватывалась во владение вся земля. Заново открывались моря и континенты, организовывалась система колоний. Наконец, все эти немыслимые для любой предшествующей эпохи открытия, которые мы зовем «техникой» и с помощью которых человек овладевает природой, были вызваны к жизни новым типом хозяйствования, при котором ничем не ограниченное стремление к прибыли порождает разветвленную систему капитализма. Все это выглядело тогда как мощный всплеск неведомых сил из каких-то внезапно разверзшихся глубин. Человек стал переживать мир и самого себя в нем совершенно по-новому. Его наполнила непреодолимая уверенность, что теперь-то наконец и начинается то Настоящее, для которого предшествующее было либо подготовкой, либо помехой».

В чем причины появления кризиса новоевропейской культуры?

Несмотря на непроясненность природы кризиса философы и социологи, анализируя текущие тенденции и факты в культуре, политике, экономике, обнаруживают и его всеобъемлющий характер, свидетельствующий о том, что затронуты важнейшие основания человеческого существования, и глубокую связь с историческим исчерпанием тенденций, сформулированных еще Просвещением. При этом темпы нарастания кризисных явлений вместе с отсутствием сколько-нибудь основательной (теоретической, идеологической) альтернативы наблюдаемым деградационным тенденциям существенно актуализируют проблематику онтологических оснований культуры в самом широком смысле - как цивилизационного целого, включающего духовную культуру, политику, экономику и все другие области человеческой деятельности.

Основа: рационализм, антропоцентризм, сциентизм (абсолютизация роли науки в системе культуры), европоцентризм, стандартизация жизни.

Ортега-и-Гассет: «Мы стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным 19 веком, 3 фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука, индустриализация».

Наука – открытия в астрономии, геологии, биологии, химии. Всего более 8527 научных открытий и изобретений.

Капиталистическая индустриализация–промышленный переворот начался еще в Англии конца 18 ст. К сер. 19 ст. – это свершившийся факт в большинстве стран Европы и Сев. Америки. Скачок в развитии техники: паровоз Стеффенсона (1814) и первая подземная железная дорога (1863). Эпоха пара и электричества, телефона и телеграфа.

Машинный переворот обеспечил невиданный рост производительности труда, пролетариев. Труд и производство становятся идеалом, а вскоре и идолом.

Демократия – На смену феодально-абсолютистским режимам пришли различные формы конституционных монархий и парламентских республик. Формирование буржуазной государственности сопровождалось образованием полит. партий, формированием многопартийной системы, разработкой либеральных принципов. Причина: война за независимость североамериканских колоний, декларация независимости и первая брешь в системе колониализма; великая Фр. буржуазная революция (1789-1793) и принятая в 1789г. Декларация прав человека и гражданина; формирование социализма – желание улучшить положение низших классов и провести социальную революцию.

Новые принципы жизни: защита права частной собственности, свободного предпринимательства, рынка и конкуренции, идеи невмешательства гос-ва в экономику (в экономике); признание равенства в правах и свободах, свободные выборы власти, принцип разделения властей – законодательной, исполнительной, судебной (в политике); принцип равенства возможностей при полном неприятии грубоуравнительной трактовки общества (в соц. сфере) ; в морали – идеал человека, который всем обязан самому себе – труду и личным заслугам, человек стремящийся к обогащению и земному благополучию (а не к миру иному). Долг – в обогащении, добродетель – в бережливости, порядочность – в кредитоспособности, смысл жизни – в неустанном упорном труде.

Вместе с тем появление и нового типа буржуа и новой морали богатых – бережливость и умеренность ценится меньше (ценится роскошь), в конкуренциии все средства хороши – от рекламы до прямого подлога.

Изменения в этикете – более демократичный (началось с якобинцев – говорить ты, а не вы, головной убор снимать только во время публичных выступлений), затем этикет пронизывают коммерческие установки – покупатель-продавец.

Ко второй половине XVII в. наука стала развиваться во всех сферах жизнедеятельности. Новому поколению ученых уже не нужно было сдерживать натиск представителей старого поколения, отстаивающих картину мира, выдвинутую еще Аристотелем. Согласно Аристотелю, Земля представляет собой сферу в центре Вселенной, расположенную ниже Луны (подлунная сфера несовершенных материальных тел). Выше находятся концентрические небесные сферы Луны, Солнца и звезд, состоящие из более чистой, неземной материи; они вращаются вокруг Земли. Каждая часть мироздания имеет назначенное ей место, стремится занять его и обрести покой. Это была логически согласованная система устройства Вселенной и действующих в ней законов физики. Средневековое общество приняло ее, поскольку эта теория соответствовала содержанию Библии. Данная картина была разрушена Коперником и Галилеем. Их теории признавались новой наукой почти единодушно.

Появляется большое количество новых теорий, среди которых корпускулярная теория света французского математика и астронома Пьера Гассенди (1592-1655). Он взял за основу теорию атомов, созданную еще Эпикуром. Согласно гипотезе Гассенди, атомы представляют собой частицы, обладающие массой и инерцией. Они двигаются в пустоте, существование которой доказывали последователи Галилея.

Во второй половине XVII в. активно начинает исследоваться природа света: изучается оптика, появляется теория, что свет - это поток частиц. Исаак Ньютон (1642-1724), исследуя оптические явления, пришел к выводу, что свет имеет волновую природу. Голландский ученый Христиан Гюйгенс (1629- 1695) развил волновую теорию света математически.

Развитие оптики привело к появлению микроскопа. Точная дата его появления неизвестна. Первым, кто создал микроскоп с увеличением в 300 раз, был Антон ван Левенгук (1632- 1723); тем самым он открыл мир бесконечно малого. С помощью нового устройства были исследованы насекомые, обнаружены бактерии, получила полное подтверждение теория английского врача Уильяма Гарвея (1548-1657) о большом и малом кругах кровообращения.

В 1644 г. итальянский ученый Эванджелиста Торричелли (1608-1647) открыл атмосферное давление и создал барометр - это была трубка, заполненная ртутью. В результате опытов было замечено, что пространство над столбиком ртути - настоящая пустота. Таким образом, отвергалось предположение, что пустоты быть не может. Позже Паскаль подтвердил эту теорию, поднявшись с барометром на гору и запечатлев изменение давления. Открытие пустоты сыграло огромную роль, послужив в будущем созданию парового двигателя.

Несмотря на общий прогресс науки, основным успехом в XVII в. было открытие Исааком Ньютоном (1643-1726) закона всемирного тяготения. Его главный труд «Математические начала натуральной философии» был опубликован в 1687 г. В этом труде Ньютон обобщил результаты, полученные его предшественниками (Г. Галилеем, И. Кеплером, Р. Декартом, X. Гюйгенсом, Дж. Борелли, Р. Гуком, Э. Галлейем и др.) и результаты собственных исследований. Он впервые создал единую стройную систему земной и небесной механики, которая легла в основу всей классической физики. Ньютон нашел объяснение открытиям Коперника и Галилея. Он совершил то, что пытались сделать до него: физически обосновал движение планет вокруг Солнца и объяснил причину удерживания их на орбитах.

Открытия Ньютона служат венцом научной революции. Выдвинутые им законы являются величайшими достижениями в области физики и естествознания. Они стимулировали развитие науки еще более 200 лет. В конце XVII в. завершилась научная революция, были достигнуты успехи в физике, математике, биологии. Развитие химии еще не началось, но для этого возникли все предпосылки. Самое важное то, что наука сформировалась как институт: была разрушена старая средневековая картина мира и сформирована новая.

Первая половина XVIII в. - время освоения научных достижений, зародившихся в XVII в. Появилась новая философия, перед которой стояла задача доказать существование альтернативы религиозной картине мира. В эту эпоху начинается распространение науки далеко за пределы Англии, Франции и Голландии. По образу французской и английской академий были созданы академии наук в Германии и Австрии, появились академии в Швеции и России (1724). Создание научной базы в России принадлежит Михаилу Ломоносову (1711-1765).

Развитие науки в XVI-XVIII вв. сыграло огромную роль в истории человечества. Наука превратилась в институт, стала влиять на все сферы экономики и общества. Ее развитие тесно переплетено с развитием техники, которая в эту эпоху достигла новых высот. В конце XIX - начале XX в. произошла революция в естествознании. В этот период были сделаны крупнейшие научные открытия, которые привели к пересмотру прежних представлений об окружающем мире. Ведущую роль в науке играли страны Западной Европы - в первую очередь Англия, Германия и Франция. В 1897 г. английский Джозеф Томсон (1856-1940) открыл первую элементарную частицу - электрон, входящий в состав атома. Оказалось, что атом, который раньше рассматривался как неделимая последняя мера материи, сам состоит из более мелких частиц. Французские физики Антуан Беккерелъ (1788-1878), Пьер Кюри (1859-1906) и Мария Кюри (1867-1934) исследовали эффект радиоактивности и пришли к выводу о том, что некоторые элементы произвольно излучают энергию. В 1901 г. Макс Планк (1858-1947, Германия) установил, что энергия выделяется не сплошными потоками, как думали раньше, а отдельными пучками - квантами. В 1911 г. английский физик Эрнест Резерфорд (1871-1937) предложил первую планетарную теорию строения атома, согласно которой атом представляет собой подобие Солнечной системы: вокруг положительного ядра движутся электроны - отрицательные частицы электричества. Нильс Бор (1885-1962, Дания) в 1913 г. выдвинул предложение о скачкообразном переходе электрона с одной орбиты на другую; при этом электрон получает или поглощает квант энергии. Открытия Бора и Планка послужили фундаментом для развития теоретической физики. После исследований в области квантовой физики новый феномен не укладывался в ньютоновское понимание вещества, материи. Объяснение этому явлению дал Альберт Эйнштейн (1879- 1955), который в своей теории относительности (1905) доказал, что материя, пространство и время взаимосвязаны. Ньютоновская картина мира с абсолютным пространством и абсолютным временем была окончательно отвергнута. По Эйнштейну, время при скоростях, близких к скорости света, замедлялось, а пространство могло искривляться. Работы ученого получили всемирную известность.

В 1869 г. великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) открыл периодический закон химических элементов. Было установлено, что порядковый номер элемента в периодической системе имеет не только химический, но и физический смысл, так как соответствует числу электронов в слоях оболочки того или иного атома.

Быстрыми темпами развивались электрохимия, фотохимия, химия органических веществ естественного происхождения (биохимия) и химическая фармакология. Опираясь на достижения биологии (учение о клеточном строении организмов) и теорию австрийского натуралиста Грегора Менделя (1822-1884) о факторах, влияющих на наследственность, немецкий ученый Август Вейсман (1834-1914) и американский ученый Томас Морган (1866-1945) создали основы генетики - науки о передаче наследственных признаков в растительном и животном мире. Классические исследования в области физиологии сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения осуществил русский ученый Иван Петрович Павлов (1849-1936). Изучив влияние высшей нервной деятельности на ход физиологических процессов, он разработал теорию условных рефлексов.

Достижения биологии дали мощный толчок развитию медицины. Продолжая исследования выдающегося французского бактериолога Луи Пастера (1822-1895), сотрудники Пастеровского института в Париже впервые разработали предохранительные прививки против ряда болезней: сибирской язвы, куриной холеры и бешенства. Немецкий микробиолог Роберт Кох (1843-1910) и его многочисленные ученики открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита, сифилиса и создали лекарства против них. Благодаря успехам химии медицина пополнилась рядом новых препаратов. В лекарственном арсенале врачей появились широко известные ныне аспирин, пирамидон и другие средства. Врачами разных стран мира разрабатывались основы научной санитарии и гигиены, меры по профилактике и предупреждению эпидемий.

Во второй половине XIX в. от терапии (или внутренней медицины, которая первоначально охватывала всю медицину, кроме хирургии и акушерства) отпочковываются новые научно-практические отрасли. Например, педиатрия, существовавшая и прежде как отрасль практического врачевания, оформляется в самостоятельную научную дисциплину, представленную кафедрами, клиниками, обществами (выдающимся представителем ее в России был Н.Ф. Филатов). Невропатология и психиатрия также превращаются в научные дисциплины на основе успехов в изучении анатомии и физиологии нервной системы и клинической деятельности Ф. Пинеля, Ж.М. Шар- ко (Франция), А .Я. Кожевникова, С.С. Корсакова, В.М. Бехтерева (Россия) и многих других ученых в разных странах.

Наряду с лечебной медициной развивается медицина профилактическая. Поиски не только эффективного, но и безопасного метода предупреждения заболевания оспой привели английского врача Эдуарда Дженнера (1749-1823) к открытию вакцины (1796), применение которой позволило в дальнейшем радикально предупреждать это заболевание путем прививок. В XIX в. венский врач И. Земмелъвейс (1818-1865) установил, что причина родильной горячки кроется в переносе заразного начала инструментами и руками медиков, ввел дезинфекцию и добился резкого сокращения смертности рожениц.

Работы Л. Пастера, который установил микробную природу заразных болезней, положили начало «бактериологической эре». Основываясь на его исследованиях, английский хирург Джозеф Листер (1827-1912) предложил антисептический метод лечения ран, применение которого позволило резко уменьшить число осложнений при ранениях и оперативных вмешательствах. Открытия немецкого врача Р. Коха и его учеников привели к распространению так называемого этиологического направления в медицине: врачи стали искать микробную причину заболеваний. Микробиология и эпидемиология получили развитие во многих странах. Были открыты возбудители и переносчики различных инфекционных болезней. Разработанный Р. Кохом метод стерилизации текучим паром был перенесен из лаборатории в хирургическую клинику и способствовал развитию асептики. Описание отечественным ученым Дмитрием Иосифовичем Ивановским (1864-1920) «мозаичной болезни табака» (1892) положило начало вирусологии. Теневой стороной всеобщего увлечения успехами бактериологии была несомненная переоценка роли микроба-возбудителя как причины заболеваний человека. С деятельностью Ильи Ильича Мечникова (1845-1916) связаны переход к изучению роли самого организма в инфекционном процессе и выяснение причин возникновения невосприимчивости к заболеванию - иммунитета. Большинство видных микробиологов и эпидемиологов России конца XIX - начала XX в. (Д.К. Заболотный, Н.Ф. Гамалея, Л.А. Тарасович, Г.Н. Габричевский, А.М. Безредка и др.) работали совместно с И.И. Мечниковым. Немецкие ученые Э. Беринг и П. Эрлих разработали химическую теорию иммунитета и заложили основы серологии - учения о свойствах сыворотки крови.

В области физико-математических наук этого периода определились три основных направления:

  • исследование строения веществ;
  • изучение проблемы энергии;
  • создание новой физической картины мира.

Научные исследования в этих сферах не укладывались в рамки господствовавших до сих пор естественнонаучных представлений. Они привели к созданию новой физической картины мира, получившей отражение в квантовой теории М. Планка, теории относительности А. Эйнштейна, учении о пространственно-временном континууме Г. Минковского.

В области химии было не только открыто множество новых химических элементов, разместившихся в пустых до этого клетках менделеевской таблицы элементов, но и обнаружено превращение элементов. Благодаря открытию радиоактивности и созданию новой модели атома в новом свете предстало значение периодического закона Менделеева.

В биологических науках утверждалось эволюционное учение Ч. Дарвина, творчески дополненное трудами многих ученых из разных стран. Были обнаружены новые переходные формы между различными классами животного мира и между человеком и высшими животными. Важные открытия были сделаны в области изучения наследственности. Биохимия растений и животных стала важнейшим разделом биологии. Велики были достижения микробиологии и медицины в выявлении возбудителей заразных болезней и разработке методов эффективной борьбы с ними.

Наряду с геологией сформировались геофизика и геохимия. Под влиянием эволюционного учения выдвигались новые теории, рассматривающие геологические явления в их развитии и взаимной связи. В широких масштабах проводилось изучение ранее неисследованных районов земной суши и мирового океана.

К началу XX в. относятся первые попытки государств координировать и регулировать научные исследования исходя из своих задач. Общества и ассоциации, созданные на этой основе, стали играть большую роль в национальной консолидации научных сил и развитии информационных связей между коллективами исследователей. Усилился контакт между учеными различных стран. Образовались постоянно действующие международные научные организации.

  • Культура и цивилизация
    • Культура и цивилизация - страница 2
    • Культура и цивилизация - страница 3
  • Типология культур и цивилизаций
    • Типология культур и цивилизаций - страница 2
    • Типология культур и цивилизаций - страница 3
  • Первобытное общество: рождение человека и культуры
    • Общая характеристика первобытности
    • Материальная культура и социальные отношения
    • Духовная культура
      • Возникновение мифологии, искусства и научных знаний
      • Формирование религиозных представлений
  • История и культура древних цивилизаций Востока
    • Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
    • Доосевые культуры Древнего Востока
      • Раннее государство на Востоке
      • Художественная культура
    • Культура Древней Индии
    • Культура Древнего Китая
      • Уровень развития материальной цивилизации
      • Государство и генезис социальных связей
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
  • Античность – основа европейской цивилизации
    • Общая характеристика и основные этапы развития
    • Античный полис как уникальное явление
    • Мировосприятие человека в античном обществе
    • Художественная культура
  • История и культура европейского средневековья
    • Общая характеристика европейского средневековья
    • Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
    • Общественная и политическая системы средневековья
    • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
    • Художественная культура и искусство средних веков
      • Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
  • Средневековый арабский восток
    • Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
    • Развитие экономики
    • Социально-политические отношения
    • Особенности ислама как мировой религии
    • Художественная культура
      • Художественная культура - страница 2
      • Художественная культура - страница 3
  • Византийская цивилизация
    • Византийская картина мира
  • Византийская цивилизация
    • Общая характеристика византийской цивилизации
    • Общественная и политическая системы Византии
    • Византийская картина мира
      • Византийская картина мира - страница 2
    • Художественная культура и искусство Византии
      • Художественная культура и искусство Византии - страница 2
  • Русь в средние века
    • Общая характеристика средневековой Руси
    • Экономика. Социально-классовая структура
      • Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
    • Эволюция политической системы
      • Эволюция политической системы - страница 2
      • Эволюция политической системы - страница 3
    • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
    • Художественная культура и искусство
      • Художественная культура и искусство - страница 2
      • Художественная культура и искусство - страница 3
      • Художественная культура и искусство - страница 4
  • Возрождение и реформация
    • Содержание понятия и периодизация эпохи
    • Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
    • Изменения в мировоззрении горожан
    • Содержание эпохи Возрождения
    • Гуманизм – идеология Ренессанса
    • Титанизм и его «обратная» сторона
    • Искусство эпохи Возрождения
  • История и культура Европы в Новое время
    • Общая характеристика Нового времени
    • Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
    • Социальная и политическая системы Нового времени
    • Картины мира Нового времени
    • Художественные стили в искусстве Нового времени
  • Россия в эпоху Нового времени
    • Общие сведения
    • Характеристика основных этапов
    • Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
      • Социальный состав российского общества
      • Эволюция политического строя
    • Система ценностей российского общества
      • Система ценностей российского общества - страница 2
    • Эволюция духовной культуры
      • Соотношение провинциальной и столичной культуры
      • Культура донского казачества
      • Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
      • Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
      • Две линии в истории русской культуры XIX в.
      • Роль литературы в духовной жизни российского общества
    • Художественная культура Нового времени
      • Художественная культура Нового времени - страница 2
      • Художественная культура Нового времени - страница 3
  • История и культура России в конце XIX – начале XX в.
    • Общая характеристика периода
    • Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений
      • Либеральная альтернатива преобразования России
      • Социал-демократическая альтернатива преобразования России
    • Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
    • Серебряный век – ренессанс русской культуры
  • Цивилизация Запада в XX веке
    • Общая характеристика периода
      • Общая характеристика периода - страница 2
    • Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
    • Основные тенденции развития западного искусства
  • Советское общество и культура
    • Проблемы истории советского общества и культуры
    • Становление советской системы (1917-й–1930-е годы)
    • Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы)
      • Идеология. Политическая система
      • Экономическое развитие советского общества
      • Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
      • Культурная жизнь
  • Россия в 90-е годы
    • Политическое и социально-экономическое развитие современной России
      • Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
    • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
      • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
    • Развитие культуры
  • Картины мира Нового времени

    При сравнении картин мира Нового времени со средневековыми обращает на себя внимание прежде всего нерелигиозный характер первых. Интеллектуальные системы Нового времени представляют собой попытку дать описание природы, истории и культуры, опираясь только на человеческий разум.

    Богу при этом отводится скромная роль «перводвигателя вселенной» или олицетворения «нравственного закона», а на первый план выступают такие понятия, как «естественный закон», «движение», «развитие», «эволюция», «прогресс» и т.д.

    Революция в науке второй половины XVII в. создала естественно-научную картину мира. Эта революция выразилась в качественном росте достоверности, точности, математической обоснованности научных и технических знаний, в росте их практической применимости. Были созданы методы теоретического и экспериментального исследований и образованы специальные учреждения (научные и технические общества, академии и институты), в рамках которых научное знание могло бы воспроизводиться и развиваться.

    Зачинателями переворота в естествознании стали ученые ряда европейских стран. Галилей (Италия) открыл многие законы движения, дал окончательное подтверждение гелиоцентрической системе. Математическим фундаментом нового естествознания стали работы Паскаля и Ферма (Франция) и в особенности создание в 1665-1676 гг. Ньютоном (Англия) и Лейбницем (Германия) методов дифференциального и интегрального исчисления; Декарт (Франция) ввел переменные величины, благодаря чему математика стала способна описывать движение; Бойль (Англия) развил учение о химическом элементе.

    В 1687 г. Ньютон в своих «Математических началах натуральной философии» сформулировал три закона движения и закон тяготения, с помощью которых он привел в единую систему все ранее известные законы и данные. В XVIII в. механика Ньютона стала основой естественно-научной картины мира, выводившей все формы движения из сил притяжения и отталкивания.

    В естествознании XIX в. наступил период распространения концепций эволюции, саморазвития природы. Космологическая интерпретация этой идеи восходит к XVIII в., когда Кант и Лаплас создали гипотезы об образовании планет из вращающегося вокруг Солнца газового облака. Важную роль сыграли учения Бюффона и Лайеля об эволюции Земли и непрерывном изменении земной поверхности.

    Теории развития в биологии XIX в. выразились в концепциях эволюции видов. Первая из них, основанная на представлении о непосредственном изменении наследственности под влиянием внешних условий, была предложена Ламарком (1809). Учение Дарвина об эволюции путем естественного отбора (1859) стало опытно обоснованной теорией эволюции. Универсальность клеточного строения организмов была установлена немецким биологом Шванном; в 1865 г. австриец Мендель открыл законы наследственности и создал генетику.

    В физике крупнейшими открытиями XIX в. явились закон сохранения энергии, обнаружение электромагнитной индукции и разработка учения об электричестве. Представление об атомно-молекулярной структуре вещества получило всеобщее признание. В 1868 г. русский ученый Менделеев открыл периодический закон химических элементов.

    Отличительными чертами науки Нового времени стали ее математизированный и экспериментальный характер, использование специальных научных языков, коллективный, а подчас и интернациональный характер исследований, неразрывная связь науки с техникой.

    Параллельно научной картине мира и под ее влиянием в XVII–XVIII вв. развивается философия Просвещения. Во Франции это течение было наиболее сильным в период между 1715 и 1789 г., именуемый «веком Просвещения» и «столетием философии».

    Движение это приобрело всеевропейские масштабы: его главные представители во Франции – Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах, Дидро, Руссо, в Англии – Локк, Мандевиль, Юм, в Германии – Лессинг, Гердер, Кант, в США – Франклин, Джефферсон.

    Просвещение выступило в качестве мировоззрения, претендующего на исправление человека и общества согласно «естественному закону». Он познаваем человеческим разумом и соответствует подлинным, неиспорченным желаниям человека. Общественные отношения должны быть приведены к гармонии с закономерностями окружающей и человеческой природы. Просветители считали, что обществу свойственно постепенное развитие на основе неуклонного совершенствования человеческого разума.

    Для просветителей невежество, мракобесие, религиозный фанатизм – главные причины людских бедствий. В понятии «Бог» большинство из них видели только обозначение разумной первопричины мира, верховного геометра и архитектора вселенной. Отсюда попытки создать «религию разума» или «религию в пределах только разума», более или менее резкий разрыв с христианской традицией и церковными организациями, доходивший у Ламетри, Гольбаха, Дидро, Гельвеция до открытого атеизма.

    Моральное учение Просвещения призвано было обосновать столь характерный для Нового времени индивидуализм, свободу и независимость личности от ограничений, прежде всего религиозных. Просветительский призыв следовать человеческой природе мог пониматься весьма широко: от умеренных концепций «разумного эгоизма» до проповеди аморализма, пороков и преступлений как проявлений той же человеческой природы (маркиз де Сад). Одним из духовных детей Просвещения был Наполеон, сказавший как-то: «Такой человек, как я, плюет на жизнь миллиона людей».

    Именно в рамках философии Просвещения были предприняты первые серьезные попытки анализа культуры. Особенно интересен в этом смысле труд немецкого просветителя Гердера «Идеи к философии истории человечества».

    В нем проводится мысль об органическом развитии во всей природе, восходящем от неживого мира к человеку, к его безгранично совершенствующейся душе. Человеческий дух, культура движутся к гуманности, разуму, справедливости. Гердер пытается систематизировать данные истории, психологии, этнографии, естественных наук, чтобы дать целостную картину эволюции культуры.

    Новое время – эпоха идеологий. Они были необходимы для обоснования революций и реформ, классовой и партийной политики. Из необычайного разнообразия идеологических концепций XVII–XIX вв. выберем некоторые наиболее значительные.

    Выше мы упоминали учение об общественном суверенитете, которое было идеологическим отражением абсолютистской монархии и парламентского государства. Выдающийся вклад в его разработку внес в XVII в. английский философ Гоббс. Он рассматривал государство как человеческое, а не божественное установление, которое возникло на основе общественного договора. Ему предшествовал период, когда люди жили разобщенно, в состоянии войны всех против всех.

    Государство учреждается в целях обеспечения всеобщего мира. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. Гоббс всячески подчеркивал роль государства, монархии как абсолютного суверена.

    Напротив, Руссо в XVIII в. выступает с резкой критикой государства, присвоившего себе права народа, что стало причиной общественного неравенства и насилия богатых над бедными. Руссо предлагал восстановить подлинный народный суверенитет в форме прямой демократии.

    Наиболее значительным идейно-политическим течением XIX в. был либерализм. Он объединил сторонников парламентского государства или «правового государства» – конституционного правления, основанного на разделении власти между исполнительными и законодательными органами, обеспечивающего основные политические права граждан, включая свободу слова, печати, вероисповедания, проведения собраний и т.д.

    На протяжении XIX в. либерализм отстаивал идею общественного устройства, при котором регулирование экономических и социальных отношений осуществлялось бы через механизмы конкуренции и свободного рынка, без вмешательства государства.

    Единственную функцию последнего либералы усматривали в том, чтобы охранять собственность граждан и устанавливать общие рамки свободной конкуренции между отдельными предпринимателями. Наибольшего расцвета либерализм достиг в Великобритании, где его видными представителями были Милль и Спенсер.

    Для политической мысли Нового времени характерны и резко критические настроения в отношении новоевропейского общественного строя, поиски альтернативы ему. Наиболее полного выражения они достигли в социалистических и коммунистических теориях XVII-XIX вв. Общими чертами этих подробно разработанных концепций были требования полного равенства, уничтожения общественной иерархии и того, на чем она основана: частной собственности, государства, семьи, религии.

    В середине XVIII в. Мелье, Мабли, Морелли выступили во Франции с проектами коммунистического общества, осуществляющего принципы «совершенного равенства» всех людей. В начале XIX в. широко распространились учения Сен-Симона, Фурье, Оуэна, предусматривавшие многочисленные практические меры по социалистическому преобразованию общества с использованием достижений техники.

    В середине XIX в. социализм превращается из кружкового в массовое движение. Значительную роль в этом сыграли Маркс и Энгельс. Марксизм претендовал на звание «научного социализма», который показывает объективную необходимость перехода к коммунистическому обществу.

    В XIX в. традиции Просвещения продолжает позитивизм. Он основан на мысли, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных наук и их синтетического объединения. По мнению основателя позитивизма Конта, то, что можно бы назвать философией, сводится к общим выводам из естественных и социальных наук.

    Наука не объясняет, а только описывает явления природы и отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?». Следуя просветителям, Конт и его последователи во всех странах Европы и за ее пределами высказывали убеждение в способности науки к бесконечному развитию, неограниченных возможностях науки, в том числе в преобразовании общественной жизни. Таким образом, идея прогресса является итогом развития картин Нового времени (XVII–XIX вв.).