Отличие католиков от православных христиан. Общие черты католичества и православия

Во все века человечество имело разные религии, принимало разные убеждения. Наука религиоведения делит вероисповедания на религии, секты, конфессии, течения и просто личные убеждения. Вера недоказуема научно. По сути, каждый человек имеет веру во что-то Высшее, даже атеисты, убежденные, что Бога нет, не могут доказать этого.

Мировые религии — христианство, ислам, буддизм — это четыре религии, которые наиболее распространены на Земле, при этом исторически присущей землям Руси, славянским, является христианство. Однако и оно имеет деление на конфессии — течения внутри религии. На территории России, Беларуси, Украины, Польши, Молдовы широко распространены Православие и Католицизм; многие семьи исторически исповедуют разные конфессии, поэтому сегодня мы поговорим именно об их отличиях.

Православие и католицизм: Церкви-Сестры

Нужно сразу сказать, что Католическая и Православная Церкви ближе всего друг к другу из иных верований и конфессий. Традиционно христианство делится на три течения:

  • Католичество, то есть Единую Римо-Католическую Церковь с единственным главой — Папой Римским (при этом существует особый вероучительный догмат о непогрешимости Папы, то есть он не может сделать ничего неправильно и обладает абсолютной властью). Церковь делится на «обряды», то есть региональные традиции, однако все они находятся под единым руководством.
  • Православие, которое делится на независимые, отдельные Церкви-Патриархаты (например, Московский, Константинопольский) и в рамках них — Экзархаты и Автономные Церкви (Сербская, Греческая, Грузинская, Украинская — по регионам) с разной степенью независимости. При этом и Патриархи, и епископы Церквей могут быть отстранены от управления, если тяжко согрешат. Единого главы Православной Церкви нет, хотя Константинопольский Патриарх носит исторический титул Вселенского. Православные Церкви имеют общность в молитвах, возможности совместного совершения Таинства Евхаристии (Причастия) и других.
  • Протестантизм, самая непростая, подвижная и распадающаяся на части конфессия. Церкви здесь также делятся по регионам, существуют епископы, однако есть много сект — то есть причисляющих себя или относимых религиоведами к протестантизму отдельных учений.


История раскола христианской Церкви

Большинство историков сходятся во мнении, что основной причиной раскола послужило желание Римской Церкви — тогда называемой Западной — обладать сильным влиянием. Это подтвердилось впоследствии, когда Католическая Церковь приняла догмат о непогрешимости Папы — сегодня это, пожалуй, основной аргумент отсутствия единения Церквей.

Великая Схизма, или Великий раскол случился в 1024 году. На тот момент в отношениях между странами и Церквями существовала напряженная политическая обстановка. Кроме того, за тысячу лет христианская Церковь обрела различные региональные традиции — обряды, особенности иерархии, обычаи. Очевидно, люди, принадлежавшие к разным традициям не приняли друг друга, разницу в менталитетах и культурах. Римо-Католическая Церковь в 1054 году провозгласила Папу единственным главой Церкви на Земле, а затем и наместником Христа. В свою очередь, Патриарх Константинопольский принял титул Вселенского.


Вероучительные различия между православием и католицизмом

Существует ряд догматических — то есть не обрядовых, а касающихся именно учения — моментов, по которым расходятся Католическая и Православная Церковь

  • Разное понимание структуры Церкви. Православные Церкви сохраняют единство Таинств и догматов, подчиняясь разным Патриархам по регионам, а католики считают одним из важнейших церковных догматов принятие единого главы Церкви – Папы Римского. Причем это догмат, а не обряд, то есть момент учения.
  • Также в Католицизме присутствует догмат о непогрешимости Папы — он, словно ангел, не может сделать ничего греховного, поскольку является наместником Христа. Увы, из истории известно, что в Средние века и в эпоху Возрождения многие люди в сане Пап Римски пользовались этим — достаточно вспомнить развращенный род Борджиа, из которого вышли убийцы-Папы и кардиналы, а также инквизицию.
  • В свою очередь, Православная Церковь принимает непогрешимость лишь общих решений Вселенских Соборов — то есть собрания Церкви. При этом Православная Церковь сохраняет в неприкосновенности решения Семи Вселенских Соборов и почитает святыми многих их участников, а Католическая Церковь после разделения Церквей провела еще 14 Соборов, считающихся Вселенскими, где приняла многие новые догматы.
  • Важнейшее вероучительное отличие Церквей — Символ Веры. Католики исповедуют, что Святой Дух исходит от Сына и Отца, а православные, согласно с первыми Вселенскими соборами — что только от Отца. Таким образом Православие исповедует догмат о Нераздельной и Единой Троице, где Три Ипостаси Бога равны, но имеют разные служения. Католицизм же принижает значение Святого Духа, считая Его лишь любовью (связью) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми.
  • Различается некоторое понимание Таинств. Так, в католицизме нет развода, не разрешается венчаться дважды — Православная же Церковь относится к разводу более снисходительно. Исповедь в Православной Церкви личная, священника мы видим перед собой, в Католичестве же священник скрывается, чтобы не смущать исповедника. Кроме того, в Православии нет понятия индульгенции — материальной платы за прощение грехов, — что также использовалось многими католиками в истории во вред (например, широко известна история, когда разбойник купил индульгенцию на любой, совершенный в будущем грех, и тут же убил священника).
  • В католицизме есть понятие чистилища — это состояние между адом и раем, где в зависимости от тяжести и количества грехов души терпят муки. В Православии существует лишь понятие мытарств — это символическая форма Частного Суда над душой после смерти, совершаемая при участи ангелов и демонов под десницей Господа; при этом душа проходит испытания на греховность и праведность.
  • Еще один важный Католический догмат, принятый после разделения Церквей, — догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии, то есть о том, что Ее не коснулся первородный грех, Ее природа не была испорчена грехом, ка ку всех. Но православные считают это умалением подвига Богородицы, Которая, как и все люди, боролась с греховными склонностями и соблазнами, однако вышла из борьбы Чистой.

Различия в обрядах

Поскольку Церкви имеют центры в разных регионах, богослужения в них различаются так же кардинально, ка традиции разных стран. Обозначим лишь основные моменты.

  • В Православии богослужение, за которым претворяется хлеб и вино в Тело и Кровь Христову называется Литургия, в Католичестве — месса, причем католики причащаются только Телом Христовым (хлебом, облаткой).
  • Православные называют священника «батюшка», «отец… (имя)», а католики — «святой отец».
    При совершении Таинств в Православии личности священника придаётся небольшое значение: Таинства совершаются Богом, а священнослужитель, как говорится в молитве перед Исповедью, «только свидетель». В Католичестве священник прямо говорит: «Я крещу», «я совершаю Таинство» и т.д. Православные усматривают в этом умаление роли благодати Божией.
  • В католических храмах алтарь не отделяется иконостасом, а в православных иконостас по традиции символически показывает то, что происходит в алтаре — служение Церкви Небесной.
  • Также в католических храмах верующие молятся сидя, в православных — стоя. Это считается более благоговейным, способствует сосредоточенности.
    -Широко распространено различие иконописи. Католическая иконопись с начала разделения Церквей все больше становилась «живоподобной», живописной, портретной. (В России католической влияние в иконописи было заметно в течение полутора веков после реформ Петра Великого). Святые, Божия Матерь, Христос при этом часто находятся в выражена экстатическом состоянии. Православная же икона — это, в первую очередь, символическое изображение пребывания в Духе Божием святого, его состояние на Небесах, в Свете Божием (откуда и распространен золотой или небесный фон — Свет).
  • Обет безбрачия в Православии принимают только монахи, в Католичестве — все священники.
  • В Католичестве нет ряда православных праздников — Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения Честных древ Животворящего Креста и др., — а в Православии нет католических — Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также нет некоторых культов, например, Святого Имени и Сердца Иисуса.
  • Православный крест традиционно восьмиконечный — с четырьмя перекладинами, то есть с табличкой наверху и скошенной перекладиной-подножием для ног Христа. Существует и Голгофский крест, с рядом символических надписей и дополнительных изображений. Крест Католический — только с одной или двумя перекладинами. Это самая первая форма креста, появившаяся в римских катакомбах. Однако и православный Восток почитает эту форму креста как равнозначную иным, благодатную. Нательные кресты различных форм и из различных материалов носят все христиане.


Почему православные и католики отдельно отмечают Пасху и Рождество

Разделяется церковный календарь: Православная Церковь совершает праздники и дни памяти святых по старому стилю (юлианскому календарю), Католическая — по григорианскому (это связано с астрономическими явлениями).

В отношении Рождества Христова григорианский календарь удобнее: ведь неделя праздников начинается 24-25 декабря Рождеством и продолжается Новым Годом, а вот православные должны праздновать Новый год скромно, спокойно, чтобы соблюсти пост. Тем не менее, и православный человек может повеселиться в Новый год, стараясь не употреблять мясо или какие-то особо вкусные вещи (если он в гостях). Также и дети в православных семьях не должны быть лишены праздника Нового года, радости от Деда Мороза. Просто многие православные семьи стараются подчеркнуть значимость Рождества более дорогими подарками, более активными совместными посещениями мероприятий и т.д.

Отметим, что Рождество празднуется 25 декабря и рядом Православных Поместных Церквей, но вот Пасху все православные отмечают в один день (этот праздник сдвигается в зависимости фаз луны). Дело в том, что только в Православную Пасху совершается схождение Благодатного Огня в Иерусалиме.

Это поистине чудо, которого с верой и надеждой ожидают люди ежегодно. Значение его — самовоспламенение лампады на Гробе Господнем в присутствии Патриарха Константинопольского. К богослужению Великой Субботы готовятся заранее, однако никто не знает, в какой час снизойдет Благодатный Огонь. По преданию, в один год он не появится, и это будет означать наступление последних времен, Конца света.

Каждый год с утра в Субботу Вселенский Патриарх со свитой клириков входит в храм Воскресения Христова и разоблачается до белого подрясника в его центре, у часовни Гроба Господня (Кувуклии), которая стоит над тем самым местом, где воскрес Христос, над Камнем Его Гроба. В храме гасятся все источники света — от лампад до паникадила. Патриарха по традиции, появившейся после турецкой власти в Иерусалиме, обыскивают на предмет наличия чего-либо, способствующего возгоранию Огня. Ризничий вносит в пещеру Кувуклии лампаду, которая ставится на середину Гроба Господня и тот самый факел из 33-х иерусалимских свечей. Как только входит туда Православный Патриарх в сопровождении Предстоятеля Армянской Церкви, пещеру с ними запечатывают воском. Богомольцы заполняют весь храм — здесь звучат слова молитв, идет исповедь грехов в ожидании схождения Огня. Обычно такое ожидания длится от нескольких минут до нескольких часов. Как только над Кувуклией появляются вспышки-молнии, означающие Схождение, над храмом звучит колокольный звон. Многие миллионы людей за века стали свидетелями этого чуда, ведь и сегодня ученые не могут объяснить ничем, кроме Божьей силы, вспышки молний в храме именно в Великую Субботу.

Патриархи передают в окно часовни Иерусалимские свечи, и от них начинают зажигать свои факелы паломники и священники в храме. Опять же, от нескольких минут до часа Благодатный Огонь не обжигает и паломники черпают его руками, умывают лица. Огонь не зажигает ни волосы, ни брови, ни бороды. Весь Иерусалим пылает тысячами факелов свечей. Авиарейсами представители Поместных Церквей перевозят в особых лампадах Благодатный Огонь во все страны. Почитают их и католики, и православные.

В дальнейшем торговцы обжигают заранее заготовленные факелы в Благодатном Огне, тушат и продают по всему миру как Иерусалимские свечи. Необходимо хранить их бережно, как святыню. Зажигать Иерусалимские свечи можно перед любой иконой во время любой молитвы. Однако так зажечь можно и простую церковную свечу, между тем Иерусалимские свечи ставят

  • В дни празднования Пасхи (в течение 40 дней до отдания Пасхи);
  • Во время трудностей, тяжелых болезней, в печали, когда требуется особая молитва.


Крестное знамение — как крестятся православные и католики

Два главных отличия того, как крестятся католики и православные:

  • Самый распространённый вариант католического крестного знамения - пятью пальцами, открытой ладонью, креститься слева направо.
  • Правильное крестное знамение у православных совершается правой рукой, сжатыми большим, указательным и средним пальцами, справа налево. Сжатым пальцам придается символическое значение — они означают силу и всемогущество Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого — Нераздельной Святой Троицы.

Значение крестного знамени едино:
— Вначале пальцы нужно прижать ко лбу, освящая тем самым свой ум и вспоминая о небе и своем предназначении тянуться к духовному, к Богу;

— затем к животу (примерно на уровне талии), освящая внутренние органы и вспоминая о земной и смертной своей природе;
— к правому и затем к левому плечу (для католика — наоборот), освящая все тело и вспоминая Святого Духа как Осуществляющего единение всего сущего в Боге.

При входе в храм и целуя иконы в храме и дома крестятся трижды. Обычно так молятся во время осенения себя крестным знамением:

  • прикладывая пальцы ко лбу, говорить: «Во имя Отца»;
  • к животу: «И Сына»;
  • к плечам: «И Святого Духа. Аминь».

После крестного знамения обычно кланяются в пояс (достаточно легко наклониться).

Благословляя ребенка или близкого человека, нужно крестить его так, как если бы он сам совершал крестное знамение — сначала на правое (в Католичестве — левое) с его точки зрения плечо. Такое благословение также защищает человека от зла и пороков, ведь вы молитесь за него, осеняя крестным знамением. В истории Церкви засвидетельствовано множество чудес, когда по молитве матерей, жен, близких и друзей люди избегали опасности или отвращались от страстей.

Переходить ли в Православие из Католичества и наоборот — выбор веры, семейных и национальных традиций. В первую очередь, побеседуйте со священниками в обоих церквях, помолитесь, поймите, для чего вам это нужно.
Да хранит и вразумляет Вас Сам Господь!

Христианство является доминирующей религиозной конфессией на планете. Число ее последователей исчисляется миллиардами человек, а география охватывает большинство развитых стран мира. Сегодня она представлена множеством ветвей, самыми значительными из которых являются католики и православные. В чем разница между ними? Чтобы узнать это, нужно окунуться в глубь веков.

Исторические корни схизмы

Великий раскол христианской церкви или схизма произошел в 1054 году. Ключевые моменты, которые легли в основу фатального разрыва:

  1. Нюансы проведения богослужения. В первую очередь, наиболее остро стоял вопрос, на пресном или квасном хлебе проводить литургию;
  2. Непризнание Римским престолом концепции Пентархии. Она предполагала равное участие в решении вопросов богословия пяти кафедр, расположенных в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии и Константинополе. Латиняне традиционно выступали с позиции папского примата, чем сильно оттолкнули от себя остальные четыре кафедры;
  3. Серьезные богословские споры. В частности, относительно сущности Триединого Бога.

Формальным поводом для разрыва стало закрытие греческих церквей в Южной Италии, подвергшейся нормандскому завоеванию. На это последовал зеркальный ответ в виде закрытия латинских храмов в Константинополе. Последняя акция сопровождалась глумлением над святынями: Святые Дары, приготовленные для литургии, были растоптаны.

В июне-июле 1054 года состоялся взаимный обмен анафемами, что означало раскол , который продолжается до сих пор.

В чем различие между католиками и православными?

Раздельное существование двух основных ветвей христианства продолжается вот уже почти тысячу лет. За это время успел накопиться большой массив существенных различий во взглядах, которые касаются любой стороны церковной жизни.

Православные имеют следующие взгляды, которые никак не приемлют их западные собратья:

  • Одна из ипостасей триединого Бога, Святой Дух, берет свое начало лишь от Отца (творец мира и человека, основа всего сущего), но не от Сына (Иисус Христос, ветхозаветный мессия, который принес себя в жертву за людские прегрешения);
  • Благодать суть действие Господа, а не нечто само собой разумеющееся исходя из акта творения;
  • Существует собственный взгляд на очищение грехов после смерти. Грешники у католиков обречены на муки в чистилище. У православных же их ждут мытарства - путь к единению с Господом, не обязательно предполагающий истязания;
  • В Восточной ветви также совершенно не почитается догмат о непорочном зачатии Богородицы (матери Иисуса Христа). Католики же считают, что она стала матерью, избежав порочной половой связи.

Дифференциация по обрядовому признаку

Различия в области богослужения не носят жесткого характера, но в количественном отношении их гораздо больше:

  1. Персона священнослужителя. Римско-католическая церковь придает ей чрезвычайно большое значение в литургии. Он вправе от своего имени произносить знаковые слова при совершении обрядов. Константинопольская традиция отводит священнику роль «раба божьего» и не более;
  2. Различается и количество разрешенных богослужений в день. Византийский обряд допускает делать это только единожды на одном Престоле (храм на алтаре);
  3. Крещение ребенка только у восточных христиан проходит путем обязательного погружения в купель. Во всем остальном мире достаточно лишь окропить дитя освященной водой;
  4. В латинском обряде для исповеди используются специально отведенные помещения, называемые конфессионалами;
  5. Алтарь (жертвенник) только на Востоке отгорожен от остальной части церкви перегородкой (иконостасом). Католический пресвитерий, напротив, спроектирован как архитектурно открытое место.

Армяне - католики или православные?

Армянская церковь считается одной из самых самобытных в восточном христианстве. Она обладает рядом черт, которые делают ее абсолютно уникальной:

  • Иисус Христос признается сверхчеловеческим существом, которое не имеет тела и не испытывает никаких потребностей, присущих всем остальным людям (даже еда и питье);
  • Практически не развиты традиции иконописи. Художественным изображениям святых поклоняться не принято. Вот почему интерьер армянских храмов так сильно отличается от всех прочих;
  • Вслед за латинянами праздники привязаны к григорианскому календарю;
  • Имеется уникальная и ни на что не похожая религиозная «табель о рангах», включающая пять ступеней (в отличие от трех в РПЦ);
  • В дополнение к Великому Посту существует дополнительный период воздержания под названием арачаворк;
  • В молитвах принято возносить хвалу только одной из ипостасей Троицы.

Официальное отношение РПЦ к армянской конфессии подчеркнуто уважительное. Однако последователи ее не признаются православными, почему даже посещение армянского храма может быть достаточным поводом для отлучения.

Следовательно, верующие армяне являются католиками .

Особенности почитания праздников

Ничуть не удивительно, что различия существуют и в проведении праздников:

  • Самый главный пост во всех христианских церквях, именуемый Великим , в латинском обряде начинается в среду седьмой недели перед Пасхой. У нас же воздержание начинают на два дня ранее, в понедельник;
  • Существенно отличаются методики вычисления даты Пасхи. Они совпадают довольно редко (как правило, в 1/3 случаев). И в том, и в другом случае за отправную точку принимается день весеннего равноденствия (21 марта) по григорианскому (в Риме) или юлианскому календарю;
  • Набор красных дней церковного календаря на Западе включает неизвестные в России праздники почитания Тела и Крови Христовых (через 60 дней после Пасхи), Святейшего Сердца Иисуса (через 8 дней после предыдущего), Праздник Сердца Марии (на следующий день);
  • И наоборот, у нас отмечаются такие праздники, которые совершенно неизвестны сторонникам латинского обряда. Среди них - поклонение некоторым реликвиям (мощи Николая Чудотворца и цепи Апостола Петра);
  • Если католики полностью отрицают празднование субботы, то православные почитают ее одним из господних дней.

Сближение православных и католиков

Между христианами всего мира сегодня гораздо больше общего, чем даже сто лет назад. Что в России, что на Западе церковь находится в глубокой осаде со стороны светского общества. Количество прихожан среди молодежи год от года сокращается. Появляются новые культурные вызовы в виде сектантства, псевдорелигиозных течений и исламизации.

Все это заставляет прежних врагов и конкурентов забыть старые обиды и попытаться найти общий язык в условиях постиндустриального общества:

  • Как было заявлено на Втором Ватиканском Соборе, различия между восточной и западной теологиями являются скорее взаимодополняющими, нежели конфликтующими. Декрет «Unitatis Redintegratio» гласит, что так достигается наиболее полное видение христианской истины;
  • Папа Римский Иоанн Павел II, носивший папскую тиару в 1978-2005 годах, отмечал, что христианской церкви нужно «дышать обоими легкими». Он подчеркнул синергию рациональной латинской и мистически-интуитивной византийской традиций;
  • Ему вторил преемник, Бенедикт XVI, заявивший, что восточные церкви не отделены от Рима;
  • С 1980 года проводятся регулярные пленумы Комиссии по богословскому диалогу между двумя церквами. Последняя встреча, посвященная вопросам соборности, прошла в 2016 году в Италии.

Еще несколько сотен лет назад религиозные противоречия вызывали серьезные конфликты даже в благополучных европейских странах. Однако секуляризация сделала свое дело: кто такие католики и православные, в чем разница между ними - это мало волнует современного обывателя. Всесильные агностицизм и атеизм превратили в прах тысячелетний христианский конфликт, оставив его на откуп седовласым старцам в стелющихся по полу одеждах.

Видео: история раскола между католиками и православными

В данном ролике историк Аркадий Матросов расскажет, почему христианство раскололось на два религиозных течения, что предшествовало этому:

Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.

Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων.

Румынская православная церковь использует латинскую версию, а в русском и церковнославянском вариантах аббревиатура выглядит как I.Н.Ц.I.

Интересно, что это написание было утверждено в России только после реформы Никона, до этого на табличке часто писали «Царь славы». Такое написание сохранилось у старообрядцев.

Различается на православном и католическом распятиях часто также количество гвоздей. У католиков их три, у православных четыре.

Самым же принципиальным отличием символики креста в двух церквях является то, что на католическом кресте Христос изображен предельно натуралистично, с ранами и кровью, в терновом венце, с провисшими под тяжестью тела руками, тогда как на православном распятии нет натуралистических следов страданий Христа, изображение Спасителя показывает победу жизни над смертью, Духа над телом.

Бог един, Бог есть любовь - эти утверждения нам знакомы с детства. Почему же тогда Церковь Божия делится на католическую и православную? А внутри каждого направления есть ещё множество конфессий? На все вопросы есть свои исторические и религиозные ответы. С некоторыми мы сейчас и ознакомимся.

История католичества

Понятно, что католик - это человек, который исповедует христианство в его ответвлении, называемом католицизмом. Название восходит к латинским и древнеримским корням и переводится как «соответствующий всему», «согласный всему», «соборный». То есть всеобщий. Значение названия подчёркивает, что католик - это верующий, принадлежащий к тому религиозному течению, основателем которого являлся сам Иисус Христос. Когда оно зарождалось и распространялось по Земле, его последователи считали друг друга духовными братьями и сёстрами. Тогда было одно противопоставление: христианин - нехристианин (язычник, правоверный и т. д.).

Родиной конфессий считается западная часть Древнеримской империи. Именно там появились и сами слова: Это направление формировалось в течение всего первого тысячелетия. В данный период и и духовные тексты, песнопения и службы были едины для всех, почитающих Христа и Троицу. И только около 1054 год Восточную, с центром в Константинополе, и собственно католическую - Западную, центром которой был Рим. С тех пор и стало считаться, что католик - это не просто христианин, а приверженец именно западной религиозной традиции.

Причины раскола

Чем же объяснить причины разлада, ставшего столь глубоким и непримиримым? Ведь что интересно: долгое время уже после раскола обе Церкви продолжали называть себя кафолическими (то же, что и «католический»), т. е. всеобщими, вселенскими. Греко-Византийская ветвь в качестве духовной платформы опирается на «Откровения» Иоанна Богослова, Римская - «На послание Евреям». Для первой характерно подвижничество, нравственные поиски, «жизнь души». Для второй - формирование железной дисциплины, строгой иерархии, концентрация власти в руках священников высших рангов. Различия в трактовке многих догматов, обрядах, церковном управлении и других важных сферах церковной жизни стали тем водоразделом, который и развёл католицизм и православие по разные стороны. Таким образом, если до раскола значение слова католик было равно понятию «христианин», то после него оно стало указывать на западное направление вероисповедания.

Католицизм и реформация

С течением времени католическое духовенство настолько отошло от тех норм, которые утверждала и проповедовала Библия, что это послужило основанием организации внутри Церкви такого направления, как протестантство. Духовно-идеологической основой его стало учение и его сторонников. Реформация породила кальвинизм, анабаптизм, англиканство и другие протестантские конфессии. Таким образом, лютеране - это католики, или, по-другому, евангелические христиане, которые были против того, чтобы церковь активно вмешивалась в мирские дела, чтобы папские прелаты шли рука об руку со светской властью. Торговля индульгенциями, преимущества Римской Церкви перед Восточной, отмена монашества - вот далеко не полный перечень тех явлений, которые активно критиковали последователи Великого Реформатора. В своей вере лютеране опираются на Святую Троицу, особо поклоняясь Иисусу, признавая его богочеловеческую природу. Главный критерий веры у них - Библия. Отличительной чертой лютеранства, как и других является критический подход к различным богословским книгам и авторитетам.

К вопросу о единстве Церкви

Однако в свете рассматриваемых материалов так до конца и не понятно: католики - это православные или нет? Таким вопросом задаются многие, кто не слишком глубоко разбирается в теологии и всяких религиозных тонкостях. Ответить на него и просто, и сложно одновременно. Как уже писалось выше, изначально - да. Пока Церковь была Единая Христианская, все, кто в неё входил, и молились одинаково, и Богу поклонялись по одному регламенту, и ритуалами пользовались общими. Но и после разделения каждая - и Католическая, и Православная - считают себя главными преемницами наследия Христа.

Межцерковные отношения

В то же время они с достаточным уважением относятся друг к другу. Так, Декрет II Ватиканского Собора отмечает, что те люди, которые принимают Христа как своего Бога, веруют в него и крестились, считаются католиками как братья по вере. У тоже есть свои документы, также подтверждающие, что католицизм - явление, природа которого родственна природе православия. А расхождения в догматических постулатах не являются столь принципиальными, чтобы обе Церкви враждовали между собой. Наоборот, отношения между ними должны строиться так, чтобы вместе служить общему делу.

16 июля 1054 года а соборе Святой Софии в Константинополе официальные представители Папы Римского объявили о низложении Патриарха Константинопольского Михаила Керулария. В ответ патриарх предал анафеме папских посланников. С тех пор существуют церкви, которые мы сегодня именуем католической и православной.

Определимся в понятиях

Три основных направления в христианстве — православие, католичество, протестантизм. Не существует единой протестантской церкви, поскольку протестантских церквей (деноминаций) в мире много сотен. Православие и католичество — это церкви с иерархической структурой, со своим вероучением, богослужением, своим внутренним законодательством и своими, присущими каждой из них религиозными и культурными традициями.

Католичество — целостная церковь, все составные части и все члены которой подчиняются Папе Римскому как своему главе. Православная церковь не столь монолитна. На данный момент она состоит из 15 независимых, но взаимопризнающих друг друга и одинаковых в своей основе церквей. Среди них — Русская, Константинопольская, Иерусалимская, Антиохийская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Греческая и др.

Что у православия и католичества общее?

И православные, и католики — христиане, верующие во Христа и стремящиеся жить по Его заповедям. И те, и другие имеют одно Священное Писание — Библию. Что бы мы дальше ни говорили о различиях, христианская повседневная жизнь и католиков, и православных строится, прежде всего, по Евангелию. Истинным примером для подражания, основой всей жизни для любых христиан является Господь Иисус Христос, а Он один и Единственен. Поэтому, несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру веру в Иисуса Христа, возвещают миру одно Евангелие.

История и традиции католической и православной церкви восходят к апостолам. Пётр , Павел , Марк и другие ученики Иисуса основали христианские общины в значимых городах древнего мира — Иерусалиме, Риме, Александрии, Антиохии и т. п. Вокруг этих центров и сформировались те церкви, что стали основой христианского мира. Именно поэтому православные и католики имеют таинства (крещение, венчание, рукоположение священников, ), схожее вероучение, почитают общих святых (живших до XI века), провозглашают один и тот же Никео-Цареградский . Несмотря на известные различия, обе церкви исповедуют веру в Святую Троицу.

Для нашего времени немаловажно, что и православных, и католиков очень роднит взгляд на христианскую семью. Браком признаётся союз мужчины и женщины. Вступление в брак благословляется церковью и считается таинством. Развод — всегда трагедия. Сексуальные отношения до брака — отношения, недостойные звания христианина, они греховны. Важно подчеркнуть, что и православные, и католики в принципе не признают гомосексуальные браки. Сами гомосексуальные отношения считаются тяжким грехом.

Особо следует сказать, что и католики, и православные признают, что они не одно и то же, что православие и католичество — разные церкви, но церкви христианские. Эта разница для обеих сторон настолько значима, что вот уже тысячу лет не существует взаимного единения в самом главном — в богослужении и в причащении Тела и Крови Христовых. Католики и православные вместе не причащаются.

При этом, что очень важно, и католики, и православные с горечью и покаянием смотрят на взаимное разделение. Все христиане уверены, что неверующий мир нуждается в общем христианском свидетельстве о Христе.

О разделении

Описать развитие разрыва и формирование разъединённых католической и православной церквей не представляется возможным в этой заметке. Отмечу лишь, что напряжённая политическая ситуация тысячелетней давности между Римом и Константинополем подтолкнула обе стороны к поиску повода для выяснений отношений. Внимание привлекли закрепившиеся в западной традиции особенности иерархического церковного устройства, особенности вероучения, обрядовые и дисциплинарные обычаи, не свойственные Востоку.

Иными словами, именно политическое напряжение выявило уже существующее и укрепившееся своеобразие религиозной жизни двух частей бывшей Римской империи. Во многом сложившаяся ситуация была обязана разнице культур, менталитетов, национальных особенностей Запада и Востока. С исчезновением империи, объединяющей христианские церкви, Рим и западная традиция несколько столетий стояли особняком по отношению к Византии. При слабой коммуникации и почти полном отсутствии взаимного интереса произошло укоренение собственных традиций.

Понятно, что разделение единой церкви на восточную (православную) и западную (католическую) — процесс длительный и достаточно запутанный, имевший в начале XI века лишь свою кульминацию. Единая до той поры церковь, представленная пятью поместными или территориальными церквями, так называемыми патриархатами, раскололась. В июле 1054 года было провозглашено взаимное анафематствование полномочными представителями Папы Римского и Константинопольским Патриархом. Через несколько месяцев все оставшиеся патриархаты присоединились к позиции Константинополя. Разрыв со временем только укреплялся и углублялся. Окончательно церкви Востока и Римская церковь разделились после 1204 года — времени разорения Константинополя участниками четвёртого крестового похода.

Чем отличаются католичество и православие?

Вот основные моменты, взаимно признаваемые обеими сторонами, разделяющие церкви сегодня:

Первое важное отличие — разное понимание церкви. Для православных христиан единая, так называемая Вселенская церковь, явлена в конкретных независимых, но взаимопризнающих друг друга поместных церквях. Человек может принадлежать к любой из существующих православных церквей, принадлежа тем самым к православию вообще. Достаточно разделять одну веру и таинства с другими церквями. Католики признают одну и единственную церковь как организационное устройство — католическую, подчинённую Папе Римскому. Для принадлежности к католичеству необходимо принадлежать к одной и единственной Католической церкви, иметь её веру и участвовать в её таинствах и обязательно признавать главенство папы.

На практике этот момент явлен, прежде всего, в том, что Католическая церковь имеет догмат (обязательное вероучительное положение) о главенстве папы над всей церковью и безошибочности его в официальном учении по вопросам веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства папы и считают, что безошибочными и наиболее авторитетными являются лишь решения Вселенских (то есть всеобщих) Соборов. Об отличии Папы Римского от Патриарха . В контексте сказанного абсурдной выглядит воображаемая ситуация подчинения Папе Римскому ныне независимых православных патриархов, а вместе с ними всех епископов, священников и мирян.

Второе. Есть различия в некоторых важных вероучительных вопросах. Укажем на одно из них. Оно касается учения о Боге — Святой Троице. Католическая церковь исповедует в , что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Православная церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Эти, казалось бы, «философские» тонкости вероучения имеют вполне серьёзные последствия в богословских вероучительных системах каждой из церквей, порой противоречащих друг другу. Объединение и унификация православного и католического вероучений на данный момент представляется нерешаемой задачей.

Третье. За прошедшие столетия не только укрепились, но и развились многие культурные, дисциплинарные, богослужебные, законодательные, ментальные, национальные особенности религиозной жизни православных и католиков, которые порой могут противоречить друг другу. Речь, прежде всего, о языке и стиле молитвы (заученные тексты, или молитва своими словами, или под музыку), об акцентах в молитве, об особом понимании святости и почитании святых. Но и нельзя забывать о скамьях в храмах, косынках и юбках, особенностях храмовой архитектуры или стилях иконописи, о календаре, о языке богослужения и т. д.

Как православная, так и католическая традиции имеют достаточно большую степень свободы в этих вполне себе вторичных вопросах. Это понятно. Однако, к сожалению, преодоление разногласий в этой плоскости маловероятно, поскольку именно она представляет реальную жизнь простых верующих. А им, как известно, проще отказаться от какого-то «умозрительного» философствования, чем от привычного образа жизни и бытового её понимания.

Кроме этого, в католичестве наличествует практика исключительно неженатого духовенства, тогда как в православной традиции священство может быть или женатым, или монашествующим.

Православная церковь и Католическая по-разному смотрят на тему интимных отношений супругов. Православие снисходительно смотрит на применение противозачаточных неабортивных средств. Да и вообще, вопросы сексуальной жизни супругов предоставлены им самим и доктринально не регламентируются. Католики же, в свою очередь, категорически против любых противозачаточных средств.

В заключение скажу, что указанные отличия не мешают Православной и Католической церквям вести конструктивный диалог, совместно противостоять массовому отходу от традиционных и христианских ценностей; совместно осуществлять разные социальные проекты и миротворческие акции.