Икона Всевидящее Око в чем помогает? У россии глаза богородицы Божья матерь с закрытыми глазами.

Сколько раз мне приходилось проезжать мимо Кадома - уютного районного центра Рязанской области, а в нём самом так и не побывал. Взгляд всегда цеплялся за пологие склоны, поросшие куриной слепотой и густым ивняком. Между ними петляла довольно широкая речка Мокша, размашисто так петляла, лениво. Она с двух сторон окружала посёлок, и казалось, что в Кадоме кругом вода.

Самого посёлка не разглядеть с трассы, и ничего, кроме вот этой раздольной красоты да того, что когда-то моё родное село входило в состав Кадомского уезда, ничего больше о нём и не знал.

Год назад знакомая попросила показать ей дорогу в Кадом - она встречала сына, что с московскими друзьями отправился на Мокшу, на майскую рыбалка. Что тут говорить: в этой реке рыбы всякой много водится.

Выехали заранее, и чтобы не бросать на ветер время, решили поближе познакомиться с рязанским посёлком.

Уютные чистые улицы. Магазинчики - большие и малые. Прохожие, редко встречающиеся. Как и все российские ра йонные центры, ленивые в своем движении.

Что же у вас есть интересного? - спросили у старушки, несущей из магазина буханку ржаного хлеба и пшеничный батон.

Впервые у нас, поди? - не столько спросила, сколько сама себе ответила та. - Так у нас много чего хорошего есть. А вы не раздумывайте, вот по прямой дороге в центр ехайте, там нашу приходскую церковь увидите, с колокольней, а рядом женский монастырь. Пойдите туда, пойдите.

Старушка махнула нам рукой и пошла. Потом остановилась и крикнула:

Чего стоите-то? Ехайте, ехайте.

Всё так и оказалось. На краю центральной площади, окруженной теми же магазинчиками и какими-то конторками, высилась колокольня. Рядом храм, сразу было видно: давний. Но он оказался закрытым.

Где же монастырь? Прохожие подсказали: рядом, идите прямо.

Мы и сотни метров не прошли, и вот он, женский монастырь - Милостиво-Богородицкий. Калитка открыта. Безлюдно, но из распахнутой двери храма летит на улицу молитва. Значит, служба начинается, как мы вовремя успели.

Народу немного. Каждая икона окутана простором. Божья Мать «Милостливая», или Киккская, афонская. Украшенная цветами, возле неё подолгу молятся люди. Чудотворная икона.

Божья Мать «Цвет неувядаемый». Перед ней золотятся свечи, чуть-чуть покачиваются огоньки. Тебе никто не мешает, и ты остаёшься наедине с Богородицей, тепло и ласково прижимающей Иисуса-младенца и цветок неописуемой красоты.

Такого числа икон Богородицы больше нигде не видел.

Что же вы мимо прошли той, старой иконы. Это же Богородица с закрытыми глазами, - прошептала мне прихожанка.

Где это?

Да вы только что возле неё были.

Слева у амвона икона. Большого размера. Коричневая от письма и от времени. На самом деле - Богородица, глаза закрытые, если смотреть прямо на неё. Чуть-чуть отступишь в сторону, и веки на глазах приподнимаются, совсем-совсем незаметно.

Говорят, когда она слышит тебя, глаза открываются полностью, - помогает мне шёпотом все та же прихожанка и отходит на свое место.

Я остаюсь наедине с образом и чувствую, как охватывает меня волнение. Не знаю, как правильно к ней обратиться, пожалуй, впервые не знаю. И тут вспоминаю бабушку. Она каждый вечер перед сном и каждым ранним утром вставала перед образами и начинала молитву, произнося всегда одно:

Заступница Божья Матушка…

А потом переходила на тихий, совсем мне не слышимый разговор с Богородицей.

Заступница Божья Матушка, - набрался смелости я и начал рассказывать, что меня больше всего беспокоит и тревожит.

Я отходил от иконы, а глаза Богородицы по-прежнему были закрыты. Услышала? Не услышала? И в этот момент обратил внимание на священника, что исповедовал прихожан. Молодой, ну тридцать где-то, а может, и меньше ему. Он стоял почти посредине храма, к нему выстроилась небольшая группка людей.

Мне показалась, что такой исповеди я тоже никогда не видел. Священник не просто разговаривал с людьми, он жил их тревогами. Лицо то серьезничало, то улыбалось, а глаза смотрели ясно и добро. Но что особенно трогало, это когда он покрывал епитрахилью голову исповедующегося, читал разрешительную молитву, крестил голову и ласково, будто сын свою родную мать, гладил всех по голове.

Я не готовился к исповеди, но почувствовал, как отец Михаил, так его зовут, несколько раз посмотрел в мою сторону и незаметно ладонью поманил меня к себе. Повиновался, пошёл.

Не открыла глаза Богородица?

Нет, батюшка, не открыла.

И сомневаешься: услышала ли она тебя? Не сомневайся - услышала, она всех слышит. С чем пришёл к ней?

На первой же минуте откровенного, наполненного тревогой и слезами рассказа о болезни близкого человека, отец Михаил прервал меня незаметно и стал говорить о себе.

Была любовь вовремя студенчества. Крепкая любовь. Была измена. Её-то и невозможно пережить. Два года душа терзалась, икала выхода из предательства. Селились всякие мысли, даже самые страшные.

Зашёл я как-то в храм, случайно зашёл, - говорил мне отец Михаил, - и в нём остался. Сейчас всё у меня хорошо, мы славно живём с матушкой. Вам бы вашу родную душу тоже в храме полечить, всё и наладится.

Не хочет, никак не хочет.

А ты молись, и сложится, как надо.

Не поздно ли будет?

Ко Господу поздних дорог не бывает…

Мы возвращались домой и рассказывали про Кадомский женский монастырь. Сын приятельницы, что только что рыбалил с друзьями на Мокше, умница, не прервал нас ни единым словом. Он слушал и радовался нашему настроению, а ему, скорее всего, было что рассказать про майский поход на реке.

Иван Чуркин


Мы, мужики, только тогда и спокойны,
когда жёны у нас, аки Богородицы,
с чадами на руках.
Мы ж на вас как на ту икону глядим.
В вас Богородицу видим.

У станции метро русская мать, продаёт русскую ягоду. Одета кое как, стоит, горбится. Целый день стоит - ни одной ягоды не съест, а ведь маковой росинки за целый день во рту не было. Нельзя съесть - продать нужно, ведь дома сын инвалид, пенсия гроши, а жить как то нужно. Придет русский полицейский, прогонит русскую мать. Вздохнет она тяжело и побредет, согнувшись ещё больше. Медленно побредет. Остановится за углом, подождет пока русский полицейский уйдет и снова встанет, где стояла. Пробегают люди мимо, равнодушные, со свинцового неба мерзкий дождик капает - стоит мать. День стоит, два стоит, уже четверть века стоит. Хоть бы взял кто ягодки, а... Возьмите люди ягодку, нашу, русскую! Не берут. Не интересуется нынче наш народ, русской ягодой - мимо бегут, дела у них. Раньше так не бегали - вроде и жили дружнее. Да и не стояла ты, мать, у метро с лукошком черники и клюквы, вымаливая у людей сострадания. А ведь могла бы и с протянутой рукой стоять, да совесть не позволяет - воспитание не то. Слаба, стара, а можешь лукошко это насобирать, можешь, дать что то этим людям, взамен на их сострадание. Вот и стоишь. А стояла б с протянутой, глядишь «сострадания» было бы больше. Ну да ладно, мать - нам ли унывать.

А люди бегут, внимания ни на кого не обращают - глаза сердитые, брови нахмуренные, спотыкаются - матюги себе под нос бормочут. Русские люди... Так и день пройдет. Ничего не продаст мать - ну да Бог с ним, побредет восвояси. Придет домой, а дома сын - обрубок второй Чеченской, в двухтысячном, подорвался на мине под Комсомольским. Лежит пьяный соколик, спит - мамку ждет, во сне босоногий по зеленой траве бегает, а трава такая мягкая-мягкая... Средний то в первую под Грозным погиб, новый год как раз был, все телевизор смотрели - волновались. А старший лет десять как уж от водки сгорел, тому всё Афганистан снился - во сне воевал. Меньшой тоже воюет... Охохох... Соколики мои синеокие. Поплачь мать, поплачь. Русская мать - солдатская мать. А что же хозяин твой? Сердце не выдержало? Всю жизнь строил, «ударник» - говоришь? И у самой грамоты имеются? Да знаю, мать, знаю... Гляжу я на тебя, мать, и словно свою узнаю - глаза такие же грустные и светлые. Сидишь ты у окна, руки на коленях сложив - в даль смотришь. А по лицу твоему морщинистому слезы бегут. И вижу я тогда в твоих грустных и светлых глазах, всех этих русских беременных баб, завоевавших для России её богатые и многочисленные земли, всех под сердцем носивших, недоедавших, недосыпавших русских матерей, отдавших Родине самое ценное свое.

Вижу бесконечное множество всех этих Матрен, Клав, Фёкл, Марф. Они стоят неподвижно и смотрят не моргая. И я начинаю различать их лица.

Вижу Тассо Газданову! Семерых сыновей дала ты Родине. Семь раз приходили старейшины к твоему дому со страшной вестью. После третьей похоронки твое сердце не выдержало. Все семеро не вернулись с той последней Великой войны. Поклон до земли тебе, русская мать, за семерых героев!

Вижу Парасковью Володичкину! Девятерых сыночков привела ты в этот мир. Все девять ушли на фронт. Шестеро не вернулись. Трое скончались от ран, сразу после той последней Великой войны. После третьей похоронки твое сердце не выдержало. Поклон до земли тебе, русская мать, за девятерых героев!

Вижу Епестинию Степанову! Тебе тоже выпало на долю проводить на лихие дороги войны всех своих сыновей. Девять раз выходила ты за калитку, держась за вещмешок сына. Дорога из хутора, шла сначала полем, а потом уходила в гору, человек в солдатской шинели был отчетливо виден. Так и запомнила ты своих сыновей-уходящими. Твоего семнадцатилетнего первенца Сашку убили белогвардейцы ещё в восемнадцатом. Плачь мама! Федьку убили японцы на Халхин-Голе. А потом началась та война. Та последняя Великая война. Всю жизнь ты отдала детям, труду, стране. Что ты могла дать ещё? Ты отдала на защиту Родины, свою маленькую Родину - твоих сыновей! Поклон до земли тебе, русская мать! Четыре года, долгих четыре года, ты ждала весточек от своих сыночков. «Скоро возвратимся в родные места. Заверяю вас, что буду бить оголтелую сволочь за родную Кубань, за весь советский народ, до последнего дыхания буду верен военной присяге, пока в моей груди бьется сердце... Мы закончим, тогда приедем. Если будет счастье»,- писал младший Сашка, Мизинчик, так называли его братья. Он последним из братьев ушел на войну. А потом писем не стало. Их не было от Павла, Филиппа, Ильи, Ивана...

В сорок третьем погиб Саша. Ему было двадцать. После окончания военного училища младший лейтенант Александр Степанов воевал на Украине. При форсировании Днепра у села Селище все бойцы его подразделения погибли. Тогда он, командир, один оставшийся в живых, зажав гранату в руке, вышел навстречу гитлеровцам... Посмертно Александр Степанов удостоен звания Героя Советского Союза.

На Курской дуге погиб Илья. Под Днепропетровском сложил голову партизанский разведчик Василий Степанов. На белорусской земле могила Ивана. Пропал без вести один из защитников Брестской крепости, Павел Степанов. В фашистском концлагере Форелькруз замучен Филипп...

Ты не сразу получила похоронки. Не надевала траурного черного платка, верила, что живы сынки, только не могут подать весточки. Но шли дни, месяцы, а они не отозвались. А ты все ждала писем от них, а получила извещения о гибели. Вернулся только один, тоже все по ночам в атаку ходил, братьев звал, да и его пережила. Четверть века хранила ты Васькину скрипку, тетрадку с Ванькиными стихами, горсть земли с Сашкиной могилы... А ведь писали соколики: «Много думаю о вас, живу мысленно с вами, родная мама. Часто вспоминаю свой родной дом, свою семью». Плачь мама!

Четверть века ходила ты той самой дорогой от хутора. Четверть века, изо дня в день, доходила ты до того самого места - где теряла из виду своих мальчиков, садилась, и долго-долго, вперив грустные и светлые глаза свои, в убегающую за горизонт степь, ждала. Вижу мать! Вижу всех безымянных русских матерей - до горизонта их, и ещё дальше. Стоят они - постаревшие раньше времени, в выцветших косынках, в рваных рубищах, босыми ногами в грязи по щиколотку, и нет в их глазах укора. В их глазах любовь. Тяжкая, невыносимая любовь. Вижу, что по твоему лицу текли слезы - но они высохли. Проснулся твой меньшой - просит водицы. Дай ему русской ягоды мать, все равно ведь до завтра попортится - никто не возьмет. Пусть поест он - авось ему легче станет. Авось всколыхнет русская ягода в нем дух русский, да почувствует он в себе силушку богатырскую, да и бросит пить горькую. Он-то парень у тебя серьезный, в институте учился, да на войну пошел. Сказал: «мама - я не могу поступить иначе». Сыночка-сыночка. Ну и что, что ног нету. Голова на плечах есть - уже хорошо. Главное - что бы душа была. Но нам русским души не занимать. Душевный мы - русские - народ. Там глядишь, жену найдет - там и внуки пойдут...

Ну что, мать, дала сыну напиться? Вижу, что расцвели твои глаза, да и сама ты как будто помолодела. Вот что делает материнство. Оно оживляет. Ибо материнство - есть высшее проявление женщины, апогей, максимально приближающий её к Богородице. Вот откуда эти Ваньки, Стеньки, Васьки, Петьки - белобрысые и босоногие, до ночи, где то шастающие. Крапивой и хворостиной секомые. На горохе стоящие. «Я те дам! Ишь ты - на войну они с Петькой уйти хотели!». Шли потом. Далеко шли, долго. Шли веками и на все четыре стороны. Завоеватели, Первопроходцы, Творцы. Покоряли, Открывали, Создавали. А матери рожали - потому что так к Богу ближе. Потому что, даря миру новую жизнь, хоть на миг, но становились Богородицами. Уж вера наша Православная нас так воспитала - хочется нам все-таки быть поближе к Богу.

Гляжу на тебя, и вижу тебя в избе, мать, в том сосновом пятистенке, откуда вся Россия вышла. Печь русскую вижу! Угол красный вижу! Мать с Младенцем в углу красном. Ох и въелся образ этот в русского мужика. Мы, мужики, только тогда и спокойны, когда жёны у нас, аки Богородицы, с чадами на руках. Мы ж на вас как на ту икону глядим. В вас Богородицу видим. И в наших глазах любовь. Большая, тихая любовь. И очень горько, мать, от того как много женщин, сегодня, выбирают ипостась нераскаявшейся Магдалины.

Что мать? Говоришь - что я ещё слишком молод? Говоришь, что я мало знаю женщин, и, однако, прав относительно их? Просто я знаю, что для женщины нет ничего не возможного. И поэтому, сейчас, когда ты предстала предо мной Богородицей, я вижу в твоих радостных и светлых глазах, всех этих беременных баб, всех этих Тань, Кристин, Наташ, Оксан, которые уже рожают Родине, крепеньких, щекастых и лобастых младенцев, заливающихся смехом на все лады. Рожают не для войны - рожают для мира, рожают для труда, рожают для дела, для жизни, для будущего!!! Молодых, смелых, сильных, честных, ученых, военных, спортсменов, рабочих, поэтов, художников, новых космонавтов, которые снова оплодотворят русским сознанием Космос. И это будет весна мира. Вижу, мать, всех этих русских матерей - до горизонта их, и ещё дальше. Стоят они - красавицы! Бесконечное множество их - смеющихся, светлых, задорных, прекрасных Богородиц. И глаза их полны любви - по младенцу у каждой груди. И ты не печалься, мать - все будет у твоего меньшого хорошо. И у тебя всё будет хорошо. Завтра ты снова пойдешь продавать русским людям русскую ягоду, и у тебя всю её, обязательно купят. И не придет полицейский и не прогонит тебя. Потому что не может быть иначе. Потому что у России глаза Богородицы...

Иерусалимский Патриархат, верный хранитель Святынь Православия, информирует пользователей своего официального сайта, а также всех интересующихся истиной, оная освобождает «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанн 8, 32): икона Пресвятой Богородицы, находящаяся позади часовни Уз Христовых в Пресвятом Храме Воскресения «не открывает и закрывает очи», как утверждают некоторые верующие. Возможно, игра света и тени создает такое ощущение.

Верная Православная традиция утверждает, что Образ Прескромной Приснодевы Пресвятой Богородицы охраняет нас и помогает нам.


Справка:

Храм Гроба Господня- в приделе святых Жен-Мироносиц до реставрации находилась Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скорбящая». На иконе была сохранена только верхняя часть лика Богородицы. Лик Богородицы был едва различим. Глаза ее опущены и скрыты под веками. В течении долгого времени икону посещали редко, лишь иногда арабы-христиане заходили сюда и ставили свечи. Много утешений и чудес происходило от этой иконы, но однажды лик Богородицы пострадал от одного злобного человека, который в порыве своего гнева исполосовал икону ножом. После чего образ Богородицы был помещен за решетку. Благодатное событие произошло с этой иконой в 1986 году за неделю до Пасхи. Один полицейский, араб-мусульманин, совершал обычный обход огромного храма. Заглянул он и в этот придел, после чего испуганный прибежал к алтарю греческого храма Воскресения, где в это время совершалось богослужение. Полицейский начал взволнованно объяснять священникам и монахам, что все вокруг образа Богоматери сияет, а сама икона выглядит как живая, открывает глаза и плачет. Священники пришли туда и увидели, что, действительно, Лик Божией Матери на иконе обновился. С тех пор многие видели Её открывающей глаза, а некоторые и плачущей.И действительно, лик у иконы обновился. На следующий же день Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Диодор отслужил возле образа молебен. Многие православные приходили к иконе и спрашивали благословения на свои вопросы, и считается, что, если Божия Матерь откроет глаза, то этим вы получаете ее благословение... Причем Чудотворный образ находился за решеткой. Паломники же чтобы получше рассмотреть икону и просовывали за решетку свечи. И вот, в 2006 году в Великую Пятницу в 11 часов утра здесь случился пожар. Он был настолько сильный, что вызывали специальную пожарную машину, но икона Божией Матери Скорбящая уцелела. Вскоре ее убрали на реставрацию.

Икона Скорбящей Божией Матери после реставрации

После реставрации образ Божией Матери поместили в Реликварий, это комната со многими мощами святых угодников Божьих. При входе слева на стене отреставрированный чудотворный образ Скорбящей Божией Матери. Сохранилась только верхняя часть изображения - лик Пресвятой Богородицы. Глаза Ее опущены и скрыты под веками. Теперь паломники заходя на поклонение в Реликварий, могут лицезреть отреставрированный лик Богородицы, приостановиться не надолго и произнести краткую молитву:- «Богородица Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Паломники:

Знакомясь с Храмом Воскресения Христова, я побывал у чудотворной иконы Божией Матери по имени Скорбящая. Икона пребывает в часовне Каменных уз в специально отведённом для неё месте за частой сеткой рабица. Образ поврежден: от него осталась только верхняя часть. Говорили, что для некоторых Божия Матерь приоткрывает опущенные глаза. Сколько я не всматривался в плотно закрытые веки, чуда не произошло - тонкие серповидные линии ресниц даже не дрогнули.

07.04.2014

Какой видели Пресвятую Деву Марию, Матерь Божию, ее современники - люди, которые имели счастье видеть Ее, говорить с Ней, быть свидетелями ее жизни и трудов?

Вот какие сведения о Ней можно почерпнуть из писем святителя Игнатия Богоносца – святого I – начала II века: «У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и всегда помогала им − как и чем могла. Была наставницей в благочестии, во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения».

О встрече с Божией Матерью своему учителю апостолу Павлу писал святой Дионисий Ареопагит, специально приезжавший из Афин, чтобы увидеть Ее: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Из века в век Предание Церкви хранит память о Той, Которая стала Матерью Бога, ибо, как пишет Иоанн Дамаскин, «Само Божие Слово, прежде веков, вне времени от Отца рожденное, безначально и вечно с Отцом и Духом пребывающее, в последние дни для нашего спасения вселилось в утробу Святой Девы и от Нее без изменения воплотилось и родилось».

В IV веке святитель Амвросий Медиоланский в своем труде «О девственницах» свидетельствует о том, что дошло до того времени от живших прежде христиан: «Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудрена в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего?»

Люди, непосредственно видевшие Божию Матерь, рассказывали святителю Игнатию Богоносцу, что по Ее святости в наружности Приснодевы Марии «соединились естество Ангельское с человеческим». С этими свидетельствами перекликается то, что мы читаем о Богородице в творениях святого Амвросия: «У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты».

«Поистине, в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно совершенства Ее души», −напоминает в слове на Благовещение святитель Григорий Неокесарийский.

Сохранились сведения о том, как Пресвятая Богородица выглядела внешне, – рассказы раннего времени собрал живший в XIV веке автор «Церковной истории» Никифор Каллист. По этим свидетельствам, Дева Мария была среднего роста или, может быть несколько выше, «волосы у Нее золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные». Она довольствовалась естественным цветом одежд, рассказывает церковный писатель, приводя в пример хранившийся в церкви головной покров Ее.

Пресвятая Дева, продолжает он, была совершенно безыскусственная, простая, нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать. Царица Небесная, Матерь Божия «в беседе сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась»

Такой предстала Святая Дева Мария и тогда, когда увидела Архангела Божия Гавриила, сказавшего Ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1. 28).

Из Евангелия мы немного знаем о Марии, Матери Божией: помимо рассказа о Благовещении, о рождении Иисуса Христа и о Его детстве, Она появляется на страницах Писания лишь в нескольких эпизодах. Но церковное предание донесло до нас свидетельства о Богородице первых христиан, которые передавались из уст в уста. Вот некоторые из них.

Благовещение-Рождество-Христово-Сретение.-XII-в.-монастырь-святой-Екатерины-Синай

Знаете ли вы, сколько лет было Иосифу, мужу Марии?

Современный западный кинематограф любит представлять Иосифа Обручника как мужчину в возрасте 30-40 лет. Православное предание говорит о другом: «Из потомков Давида, что очень чтилось у евреев, были избраны и двенадцать безженных старцев; и их жезлы были положены во святилище. Между ними был и Иосиф. И его жезл прозяб за ночь; и даже на нем, по свидетельству блаженного Иеронима (340-419 гг.), была видена голубица, слетевшая свыше. Отсюда было познание, что Пречистая Дева вручается Иосифу на хранение. Старцу Иосифу в то время было, думают иные, около восьмидесяти лет» (митрополит Вениамин (Федченков)).

А знаете ли вы, чем была занята Пресвятая Дева в момент Благовещения?

«Ангел нашел пречистую Деву не вне дома и горницы своей, не на улицах городских посреди народа и мирских бесед, не суетящуюся дома в житейских попечениях, но упражняющуюся в безмолвии, молитве и чтении книг, как ясно показывает и иконное изображение Благовещения, представляя Деву Марию с положенною пред Нею и раскрытою книгою, в доказательство непрестанного упражнения Ее в чтении божественных книг и богомыслии. В то самое время, когда явился к Деве небесный благовестник, Она, как полагают богомудрые отцы Церкви, имела в уме слова пророка Исаии: «Се, Дева во чреве зачнет» (Ис. 7: 14), и размышляла, каким образом и когда будет то странное и необычное для девического естества зачатие и рождение» (святитель Димитрий Ростовский).

Ангел пришел благовествовать Марии. Знаете ли вы, что и кто есть ангел?

«Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Знаете ли вы, почему Дева Мария именуется «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим»?

«Потому, что Она приняла в Своей утробе Богочеловека, Сына и Слово Божие, Который воспринял от Неё человеческую природу и соединил со Своим Божественным естеством в Своей ипостаси» (старец Ефрем Филофейский).

Знаете ли вы, почему Богородица изображается на иконе Благовещения с цветком лилии?

Цветок лилии символизирует собой чистоту. За свою несравненную чистоту и целомудрие Она была избрана Богом и удостоена великого чуда – осталась девой при зачатии Спасителя и после Его рождения.

Знаете ли вы, как выглядела Пресвятая Богородица?

Описание внешнего облика Пресвятой Богородицы дал церковный историк Никифор Каллист: «Пресвятая Дева была среднего или немного выше среднего роста, волосы золотистые, глаза быстрые, цвета маслины, брови дугообразные и черноватые, нос продолговатый, губы цветущие, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, – свидетельствует святой Амвросий. В беседах с другими Она сохраняла спокойствие, не смеялась, не возмущалась и не гневалась. Ее движения скромны, поступь тихая, голос ровный, так что внешний вид олицетворяет чистоту Ее души».

Есть ли где-то икона Богородицы, написанная с Нее при ее земной жизни?

Пресвятая Богородица так же, как и Спаситель, явила свой нерукотворный образ в городе Лидде еще при жизни.

Апостолы Петр и Иоанн проповедовали в Самарии, где новообращенные соорудили в городе Лидде храм во славу Пресвятой Девы. По возвращении в Иерусалим апостолы умоляли ее освятить этот храм своим посещением и благословением. Она дала на это согласие и, отослав их назад, сказала:«Идите и радуйтесь: Я буду там с вами!» Когда апостолы прибыли в Лидду и вошли в храм, то увидели на одном из внутренних столпов неизвестно кем написанный образ Божией Матери. Причем ее лик и детали одежды были выполнены с поразительным искусством и точностью. Позже туда прибыла и Пресвятая Дева. Увидев Свой образ и множество молящихся перед ним, Она возрадовалась и даровала иконе чудотворную силу.

Знаете ли вы, что Богородица приходила на гроб Своего Сына?

Иудеи, ненавидевшие христиан, не хотели, чтобы ко гробу Спасителя приходила Матерь Божия, которая преклоняла там колени, плакала и воскуряла фимиам. Первосвященники выставили стражей и приказали им строго следить, чтобы никто из христиан не смел приходить к этому месту. Если же Мать Иисуса нарушит запрет, Ее велено было немедленно убить. Стража бдительно подстерегала Пресвятую Деву, но сила Божия скрыла Ее от дежуривших на Голгофе воинов. Они ни разу не видели Богородицу, хотя Она продолжала приходить туда. В конце концов, стражники под клятвою доложили, что ко гробу никто не приходит и охрану сняли.

Редакция сайта Сретенской семинарии