Как раскрывается принцип антропоцентризма в христианстве. Христианская картина мира и ее основные принципы: монотеизм, креационизм, символизм, христианский антропоцентризм

Феофилакт Болгарский писал по поводу евангельской притчи о сотне овец (Лк. 15, 4-7): "Притча, очевидно, под девяносто девятью овцами разумеет праведников, а под одною овцою – падшего грешника. Некоторые же под сотнею овец разумеют все разумные твари, а под одною овцою – человека разумной природы, которую, когда она заблудилась, взыскал добрый пастырь..." (Феофилакт Болгарский. 1911, с.401). Более того, по Мефодию Патарскому значение человека еще более велико: "горы означают небеса, а девяносто девять овец – силы и начала и власти (небесные существа – З. Ю.), которые оставив, начальник и пастырь сошел отыскать погибшую овцу" (Мефодий Патарский. 1996, с.49). Человек особенно дорог Богу, для его спасения Бог пожертвовал своего Сына.

Но человек, к сожалению, далеко не всегда отвечает Богу взаимностью. Нередко человек забывает своего Творца и ставит самого себя во главу угла. Этот антропоцентризм (центральность человека) был основной чертой европейского гуманизма, он противостоял теоцентризму , центральности Бога, средневекового религиозного мировоззрения (Петр (Пиголь). 1999, с.15).

Антропоцентризм есть стремление ставить человека в центр мироздания, узурпируя тем самым почитание, подобающее только Богу, создавая культ почитания человека. Он очень опасен, ибо по существу отрицает богоподобие человека. Именно на горделивое обожествление человека нацелены такие ходячие лозунги, как "человек есть мера всех вещей", "все для человека", "человек – это звучит гордо" и т. п. Совершенно ясно, что при таком возвеличении человека в том состоянии, в каком он находится, т. е. с его подверженностью греху, с его слабостями и недостатками, не может быть и речи о каком-либо совершенствовании человека, и заповедь Спасителя: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (Мф. 5, 48) – теряет всякий смысл. В христианском понимании человек велик не сам по себе, а как венец творения, как поставленный Богом, сотворенный по Его образу и подобию (Михаил (Мудьюгин). 1995, с.90).

Открытый отрыв от Бога западная цивилизация провозгласила в XIV веке, когда в эпоху Ренессанса был вновь выдвинут античный (в своей сущности языческий) девиз: человек есть мера вещей. Христианство как религия Богочеловеческая также направлена на человека, антропологична , но делает это совершенно по-другому. Лишь христианство дает истинно верное содержание подлинной гуманности. Бог для того стал Человеком, чтобы человек мог приблизиться к Нему, стать богом по благодати (Петр (Пиголь). 1999, с.169).

В современном европейско-американском антропоцентризме свобода превращается в произвол, а личность – в личину, набор масок, социальных ролей и т. п. И такой греховный человек превращается в объект особого пиетета и, едва ли, не поклонения. Поклонение же человеку (антрополатрия) ничем не лучше любого другого идольского поклонения, когда поклоняются чему бы то ни было, только – не Богу. В конце средних веков "антрополатрия пересилила любовь к Богу и веру в святость Церкви..." (Леонтьев. 1996, с.332). Но идолы погибают и разрушаются по Божьей воле, и если сам человек станет таким идолом, то и его ждет аналогичная судьба.

ЛИТЕРАТУРА

Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996.

Мефодий еп. Патарский. Полное собрание творений. М.: Паломник, 1996 (репр. переизд.: 2-е изд.: СПб., 1905; вместе с творениями Григория Чудотворца).

Михаил (Мудьюгин) архиеп. Введение в основное богословие. М.: Общедоступный Православный университет, 1995.

Петр (Пиголь) игум. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999.

/Феофилакт Болгарский/. Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта, архиеп. Болгарского, на Святое Евангелие. СПб.: Книгоизд-во П. П. Сойкина, 1911 (переизд.: М.: СКИТ, 1993).

Идейной доминантой Возрождения был христианский антропоцентризм, с позиций которого человек был центром Вселенной, высшей частью природы, совершеннейшим ее творением, а весь окружающий мир - творением рук не только Бога, но и человеческих. На место схематизму схоластики деятели Возрождения ставили эмоционально насыщенное личное переживание. Религиозно-аскетическое мировосприятия, утверждение о греховности человеческой жизни не оспаривался, дополнялись провозглашением личного права человека на удовлетворение обычных земных потребностей, на наслаждение жизнью. Все эти вопросы отражены в таких трактатах гуманистов, как «Речь о достоинстве человека» Дж. Пико делла Мірандоли, «О лицемерии» Леонардо Бруни, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. На первый план было выдвинуто индивидуализм, стремление к разнообразию, культ геройства и славы, стремление к гармонии физического здоровья, человеческой красоты и духовности. Большое внимание было уделено взаимосвязи человека с природой; способности человека к всестороннего познания и творческой деятельности; проблеме веротерпимости в конфессионально-религиозной принадлежности; в конце концов, признанию большинством пізньоренесансних деятелей самостоятельности и свободы науки.

Антропоцентризм присущ в той или иной мере всем видам искусства Ренессанса. В архитектуре он оказался в соразмерности сооружения до человека, в том, что архитектурный образ базировался на пропорциях человеческой фигуры. Эта гуманистическая линия шла от такого сооружения, как капелла Пацци во Флоренции, и к храму Темпьєтто, сводного Браманте. Арки гостеприимно обращаются к посетителя (фасад Воспитательного дома Брунеллески). Старая сакристія флорентийской церкви Сан Лоренцо - это уютное здание со спокойными горизонтальными членениями, которая кажется просторной и обжитой.

Можно утверждать, что антропоцентризм в изобразительном искусстве Ренессанса еще более очевиден, чем в гуманитарных студиях. В эпоху раннего Возрождения - кватроченто в европейской скульптуре и живописи возник портрет, это объяснялось тем, что в эпоху гуманизма, когда человеческая личность начала привлекать интерес, почиталась единственная в своем роде человек {его ипісо). Средневековый же искусство, которое все-всячески унижало человека и не признавало за индивидуальностью права на самостоятельное существование, враждебно относилось к портрету. Немногочисленные портретные изображения готической суток почти все имели культовое назначение - это были портреты на надгробиях. Кватроченто создало самостоятельный, светский по назначению тип портрета2.

Если для скульптурных портретов Возрождения примерами иногда были античные скульптурные бюсты, то профильный и позже тричетвертний погрудний живописный портрет раннего Возрождения вполне является изобретением суток. Уже в этих живописных портретах ярко выраженная антропоцентричность искусства Возрождения. Изображение человека занимало почти всю поверхность. Художник или вообще не изображал пейзаж (произведения флорентийца Доменико Венециано) или подчинял пейзаж изображению человека (Пьеро делла Франческа - портреты Федерико да Монтефельтре и Беат-черты Сфорца).

Кроме того и искусству Раннего и искусству Высокого Возрождения были присущи типизация и идеализация. В разных художников разных поколений эти черты были выражены в большей или меньшей степени. Конная статуя кондотьера Гаттамелати (скульптор Донателло) является примером равновесия между острой индивидуализацией образа во всей его неповторимости и высокой типізацією. Причем между индивидуализацией и типізацією нет внутреннего противоречия. Индивидуализация имеет выявить характерные черты данного человека, потому что они неповторимы и составляют ее сущность, а типизация является тем пьедесталом, на который была поставлена человек Возрождения, которая воспета Пико делла Мірандолою в трактате «О человеческое достоинство»: «Человек - великое чудо... Бог создал человека не небесной, не земным, ни смертным, ни бессмертным, для того, чтобы человек сам становился творцом своей формы и чтобы она могла, в соответствии со своей волей и своим выбором, или вырождаться в ниже и грубое существо, или возродиться в божественном творении». Итак, с начала XV в. антропоцентризм стал одним из главных элементов ренессансного искусства с тем, чтобы в дальнейшем стать типичной чертой Возрождение вообще.

Антропоцентризм - это особое учение, основной сутью выступает человек, который стал центром всей Вселенной. В тоже время человечество играет роль и микрокосмоса, меняет все через призму взглядов. Антропоцентризм в философии можно найти уже с античных времен, когда философ распространял учение, позднее философы в будущем поддержали термин антропоцентризма.

Антропоцентризм - это представление того, что на человеке сосредотачиваются все события, которые происходят в мире. В 21 веке слово “антропоцентризм” можно встретить в нескольких значениях.

  1. Экологическое понятие. Человек - царь природы, и вправе требовать от неё необходимых благ.
  2. Лингвистическое понятие. Равное положение ценностей.
  3. Философское понятие. Роль высшей цели всего мира за населением.

Различия с гуманизмом

В середине 14 века в странах Европы появился гуманизм как новое философское учение. В те времена Европа находилась под суровым управлением церкви, и любая свободная идея немедленно подавлялась.

Гуманизм в Средневековье был совокупностью учений, которые представляли человека как существо, способное мыслить, сопротивляться и действовать самостоятельно. Именно благодаря гуманизму были объявлены другие принципы формирования личности и решены основные проблемы касающиеся взаимодействия с растениями, животными и всем живым.

Новое философское учение указывало на античное искусство, литературу и культуру как на духовную сущность. В то время культура и наука считались собственностью церкви, которая с большой неохотой делилась ими, н с помощью гуманизма эпохи Возрождения удалось приоткрыть эту завесу. В Италии, а следом и во всех странах Европы стали появляться университеты, в которых изучали как теософские науки, так и светские предметы: анатомия, математика, гуманитарные науки и музыка.

Гуманизм Возрождения учил добродетельности, черте, которая присуща каждому и учил развивать её в себе с помощью наставников или самостоятельно.

Часто, по ошибке, выдвигают понятие антропологический гуманизм, но это совершенно разные вещи.

Гуманизм включает в себя теории о представлении человека, умеющего мыслить и совершать самостоятельные поступки, гармонирую отношения между собой и миром.

Антропология в философии представляется в виде учения, которое говорит о человеке, как о цели всех событий.

В основном антропоцентризм отличен от гуманизма по той причине, что это учение говорит о служении всего мира человеку. Антропоцентризмом является потребитель, который уничтожает все живое, полагая, что имеет на это разрешение и весь мир обязан служить лишь ему. Гуманистический приверженец старается не навредить другим, отличается милосердием и стремлением помочь или защитить.

Основные принципы направления

Главные черты учения составляются из принципов антропоцентризма.

  1. Человек - главная фигура всего мира, все остальное в мире оценивается по тому, сколько пользы принесет ему.
  2. Окружающий мир выступает собственностью людей. Благодаря этому принципу человечество способно делать с миром все, что посчитают нужным.
  3. Человек стоит на самой высокой ступени социальной лестнице. Ниже находятся вещи, которые он создал, за ними следуют природные объекты, которые представляют высокую ценность.
  4. Связь с людьми заключается в том, чтобы они могли распоряжаться её благами.
  5. Природное развитие обязано подчиняться развитию человечества.

Натуроцентризм и его противостояние

Натуроцентризм – это учение, в котором можно найти даостско-буддистские идеи о том, что нужно прийти к взаимопроникаю с окружающим миром. Это направление указывает на то, что человечество не должно занимать монархическую позицию над всем живым. В соответствии с учением необходимо стать наравне со всем миром. Именно поэтому нельзя вмешиваться в природные события.

Значение антропоцентрических понятий противостоит натуроцентризму, но у них есть одна общая черта: природа выступает в роли отдельной фигуры.

  1. Антропоцентризм указывает на права распоряжаться богатствами мира в соответствии с желаниями.
  2. Натурфилософским выступает учение, отличающееся концепцией, которая близка к буддизму, а его основную суть озвучил Франциск Ассизский. Он говорил о том, что с помощью веры в доброе смирение дает возможность развитию демократической позиции касательно отношения к природе. Никто не обладают правом вмешиваться в развитие живых процессов, и могут только лишь приумножать и помогать ей.

Христианская регалия и ее воздействие

Антропоцентризм в христианской религии придерживается тех же идей, только несколько измененных, учитывая мораль христианства. К основным принципам данного течения относится следующее:

  1. Бог выступает в роли олицетворения всей природы, поскольку создал весь мир.
  2. Поскольку лишь человек был создан по образу бога, то возвышается над всем, что было сотворено создателем мира.
  3. Население Земли получило возможность управления от бога.
  4. Все живые объекты не имеют вид подобно богу, они несовершенны, а человек в праве делать с ними все, что считает нужным.

Христианская религия видит человеческую волю, как особое блаженство, которое стремится подарить красоту и любовь.

Взаимодействие с природой

В 21 веке антропогенез потерпел изменения, после этого его идеи представляются в виде принципов гармонии природы и человека. Согласно этому необходимо:

  • изучать природу, а не покорять;
  • сохранить для будущего поколения;
  • бережно относиться к природным ресурсам;
  • наносить минимальный вред природе от совершенствующихся технологий.

В период Ренессанса население планеты пришло к необходимости гармоничных отношений с природой. В учениях мыслители указывали, что человек неразрывно связан с окружением, оно рассматривается живой и одухотворенной фигурой. Мир рассматривался не просто как творение бога, мир - это нечто, отличающееся креативностью, самодостаточностью.

В эпоху Возрождения произошла смена отношения ко всему живому. Открыв великолепие и красоту Земли, все увидели его источником радости и наслаждения. Природу антропоцентризм рисует как место, в котором душа сможет спрятаться от людской цивилизации. Философ Жак-Жак Руссо указывал на то, что переход от природного начала к социальному является причиной всех бед человечества. В данную эпоху антропоцентризм называют важной частью всего сущего. В учениях мыслители указывали, что, стремясь к разумности действий, удастся познать смысл своей жизни.

Мировая гармония

Философствование в эпоху Возрождения указывало на то, что природа способна сама создавать формы вещей. Гармония- идеальная форма, которая представляет сущность красоты. Мыслители представляли мир, наполненным гармонией, которую находили везде: в смене дня и ночи, смены красок полей и лесов, разных видах птиц и животных. Но если все живое, что наполняет планету считают гармоничным, то население выступает важной частью, такой же гармоничной фигурой. При этом имеется в виду не только гармония между телом и душой, но и гармония человеческой души, которая подчиняется земным законам.

Литература:

· Бытие. 1-4;

· Исход. 2-17;

· Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIY века. – М., 2001. Гл.2.2.

Западноевропейская философия в вере. Соотношение веры и разума в познании истины.

Литература:

· Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIY века. _ М., 2001. 4. Христианство и общество.

· Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003. С.94 – 101.

· Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том. 2. Средневековье. – ТОО ТК «Петрополис», 1994.

Реализм как схоластический метод познания. А. Кентерберийский

Схоластической философии.

Литература:

· Евангелие от Иоанна. 1.14, 8.31-32;

· Жильсон Э. Указ. соч. Введение.

· Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. – М., 1976. С.106-164. (понятие схоластики).

· Ансельм Кентерберийский ОБ ИСТИНЕ lib.rus.ec›b/2045

Схоластический номинализм философии Средних веков. П. Абеляр.

Литература:

· Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIY века. _ М., 2001. Гл. пятая. 2. Петр Абеляр и его противники.

Схоластическая метафизика Ф. Аквинского.

Литература:

· Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIY века. _ М., 2001. Гл.8. 5. От Фомы Аквинского до Эгидия Римского.

· Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

Секуляризация естественного разума в терминизме В. Оккам: экономия мышления и «бритва Оккама».

Теория суппозиции В. Оккама. Роль опытного знания в логике естественного разума В. Оккама.

Литература к вопросам 23-24:

· Уильям Оккам. Отрывки http://lib.ru/INOOLD/OKKAM/okkam.txt

· Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том. 2. Средневековье. – ТОО ТК «Петрополис», 1994.

Тема 4

Философия познания Возрождения и Нового Времени. Формирование научного метода.

4.25. Фактическое открытие природы в эпистемологии Возрождения.

Литература:

· Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. – М., 1989.

· Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. №4. - Разд. II.

· Февр Л. Научный прорыв Возрождения // Бои за историю. М., 1991.

Гуманистический антропоцентризм Возрождения и универсализм человека-субъекта познания и практической деятельности. Джованни Пико делла Мирандола.

Литература:

· Джованни Пико делла Мирандола РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА //

http://www.akland.ru/arhiv/arhiv2/renessans/biblioteka/15vek/mirandolla/mirandolla.htm

Электронный ресурс http://www.italyart.ru/

Человек и бесконечная Вселенная Возрождения. Новая метафизика субъекта познания.

Литература:

· Борхес Х.Л. Сфера Паскаля //Проза разных лет: Сборник. – М., 1989.

· Гвардини Р. Конец нового времени //Вопросы философии. 1990. №4.

· Паскаль Б. Мысли. 67,72, 82, 144,146,206, 233, 294, 348,397, 409, 505.

Примечание: Ответ на данный вопрос предполагает знание мировоззренческого и методологического значения естественнонаучных открытий в области астрономии и механики Н. Коперника, Т. Браге, И. Кеплера. Г. Галилея, И. Ньютона. См., например: Клайн М. Математика. Поиск истины. – М., 1988.

Действенная наука Ф. Бэкона. Идолы разума и методология их преодоления в философии опыта.

Индуктивный метод Ф. Бэкона. Познавательная ассиметричность подтверждающих и опровергающих фактов в элиминативной индукции Ф. Бэкона.

Литература к вопросам 28-29:

· Бэкон Ф. Великое восстановление наук // Соч. В 2-х т. Т.1. – М., 1971;

· Бэкон Ф. Новый органон (афоризмы об истолковании природы и царстве человека) //Соч.в 2-х т. Т.2;

Эмпирическая философия Дж. Локка и ее основное противоречие.

Литература:

· Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. В 3-х т. Т. 1. Кн. 2, кн. 3;

Субъективный идеализм философии Дж. Беркли.

Литература:

· Беркли Дж. О принципах человеческого знания // Сочинения. – М., 1978;

· Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом, в опровержение скептиков и атеистов //Там же;

· Рассел Б. История западной философии.

Преследование христиан, рост исламофобии и антисемитизма в Европе, угроза христианского раскола на Украине и глобальная секуляризация мира способствуют "заразе распространения сектантских ценностей".

Таков вывод ежегодного доклада "Свобода совести и религиозная нетерпимость в современном мире". Его публикует Российская ассоциация защиты религиозной свободы (РАРС). В ряду новых тенденций - преследование христиан и рост террористических угроз, которые прикрываются верой и используют высокие технологии.

Больше всего гонений на христиан зафиксировано в Африке и на Ближнем Востоке.

Нигерия, Судан, страны Ближнего Востока и Северная Корея - страны, где наибольший в мире уровень притеснения христиан, - говорит руководитель секретариата Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев. - Известны тысячи случаев, когда христиан изгоняют, убивают и дискриминируют. Особенно на Ближнем Востоке, где их было более 20 процентов, а осталось пять.

Другая угроза миру - рост радикализма.

Едва мы смогли в общественном сознании отделить ислам от терроризма, - говорит председатель Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов, - как радикализм сменил подходы - он молодеет. Его средний возраст уже не 27 лет, а 21 год, а нижний порог, увы, 13-14 лет. Меняются формы вербовки умов. Раньше вербовщики охотились за студентами вузов, сегодня в новой группе риска дети.

Как утверждают авторы доклада, через детей в сознании обывателей экстремисты опять пытаются "освежить" свой 25-й кадр - "раз мусульманин, значит, джихадист". Ситуацию усугубляют два события: отторжение мусульман в ЕС и духовная пустота мусульманских сообществ, а на Украине - угроза христианского раскола. В первом случае у мусульман-мигрантов появляется желание приобщиться к идее "попадания в рай через терроризм и самоубийство". Во втором случае, очертания церковного раскола на Украине угрожают еще и гражданским расколом, который особенно опасен с учетом вооруженного конфликта в Донбассе.

Раньше вербовщики охотились за студентами вузов, сегодня в новой группе риска дети-школьники

Мы, мусульмане, тоже 25 лет назад прошли через раскол, - говорит Альбир Крганов. - Раскол, конечно же, вызов, который мы должны преодолеть, а православных христиан призываем его не допускать.

Преодолеть не только раскол, но и наступление радикалов и экстремистов на свободу совести и вероисповедания, по словам председателя РАРС Александра Кудрявцева, две текущие задачи и вызов эпохи. Кудрявцев заметил, что "главным должно стать противодействие агрессивным наступлениям на институты семьи, нравственности, на христианские, мусульманские и иные религиозные ценности". Только так, считают авторы доклада, можно остановить вирус радикализма.