Проблемы античной философии. Основные проблемы, характерные черты античной философии

Фалес- «архэ(первопричина)», - вода, влажное начало. Гераклит- архэ, огонь, пифогарейцы – архэ число, атомисты – архэ, атом. Свойства атомов- неделимость, неизменность, непроницаемость, постоянство массы. Парменид – архэ- бытие. Функции: идеологическая (любая философская система дает идеал мира или его фрагментов, философская наука не о сущем, а о должном), методологическая (путь, способ деятельности для достижения результатов), формально- логический метод, законы логики Аристотель 1закон логики- закон тождества нельзя менять в процессе рассуждения смысл применяемых понятий, 2 закон противоречия не может быть одновременно истинно «А» и не «А», 3 закон исключенного третьего из 2 противоречивых суждений 1-истина, 2 –ложь, 3 –нет, 4 закон достаточного основания -Лейбниц (каждое суждение должно быть обосновано), герменевтический искусство интерпретации какого либо текста, диалектический(всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность- берем объект в развитии и показываем возможные пути развития объекта.)

Основными проблемами античной философии были:

Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия; текучести бытия и его противоречивости. Главная проблема здесь – Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);

Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в человеческом сознании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур);

Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур);

Проблема отношения человека и Бога, божественной воли. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общества как взаимообусловливающие друг друга;

Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира, а идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи).

Характерные черты античной философии.

1. Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира.

2. Синкретичность античной философии - это изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний.

3. Античная философия возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века (Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.

4. В античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм: суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимание космоса природы как единого целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).

Софисты и Сократ.

Софисты первоначально были учителями риторики, учителями мудрости. Главная особенность-первая школа бравшая плату за обучение, первые профессиональные философы. Появилась возможность делать карьеру. На первый план выходит проблема человека. Основные особенности: брали плату за обучение, обвинялись в бродяжничестве(несли знания об обычаях и традициях из одного полиса в другой, носители пан-эллинистического начала), первые греческие просветители, впервые несли систематизированные знания, движение софистов не было однородным

1. мастера старшего поколения, сохранявшие моральный контекст.

2.софисты-эленисты(спорщики), главное для них выиграть спор любой ценой.

3. софисты-политики. Основатель Протогор «человек есть мера всех вещей, где мера это норма суждения, все относительно не существует абсолютных истин и моральных ценностей, все истины относительны.» релятивизм- есть философское направление, которое абсолютизирует момент относительности, в процессе осознания мира. Любой изм есть всегда преувеличенное, абсолютизация какой-либо грани стороны познания.

«Да любые высказывания полезны, но можно выделить наиболее полезные» Мудрец тот, кто выделяет прогматизм – философское направление, которое абсолютизирует момент полезности, в процессе познания мира.

Горгий. Сложность выражения результатов нашего познания в языке. «Если мир познаваем, то все равно.»

Создатель методологии третьего пути. пройти в познании между крайними познаниями. Слова нашего языка никак с нашим бытием не связаны. Техника софизма: один из основных приемов нарушение законов тождества.

Философия Сократа. Жил в эпоху упадка Афинской демократии, мораль стала потребительской. «Овод, который будет стадо» Первый диссидент в истории европейской цивилизации. В чем сущность человека. Это его душа, в термин душа он вкладывал разум, ментальность…. Новая трактовка добродетели, теперь добродетель приобреталось, главное –знание, отвергал богатство, силу, славу, сдержанно относился к жизни к здоровью, духовные ценности- главные,

Новое поколение добродетели и ценностей. Добродетель приобретенное качество, главная добродетель стремление к знаниям и познание мира. Высшие ценности: духовные, внешние: богатство, сила, власть. Этический рационализм Сократа, человек творит зло по незнанию. Античность не знала понятия свободы воли

1. Опровержение а) притворство в незнании б)ирония Сократа

Платон и Аристотель

Платон. Характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию.. бытие представляется как множественное, рассматривает его как идеально, бестелесное образование-идею. Материю мыслит как начало иного, изменчивого, текучего, непостоянного. Лишена определенности и поэтому непознаваема.материя бесформенна может принять любую форму, неопределенна, есть как бы возможность а не действительность, отождествляет с пространством.В человеке различает душу и тленное тело, душа по платону едина и неделима, тело делимо, тк состоит из материи. Сущность души в ее единстве, самодвижении, состоит из двух частей высшей-разумной, и низшей-чувственной., сторонникик теории переселения душ. Познание как припоминание. Делит людей на три разных типа разумная, эмоциональная и чувственная. 1. Мудрецы или философы(правители в госве), 2 войны, стражи(заботятся о безопасности государства), 3 физический труд(крестьяне ремесленники). Ничего свер меры. Человек живет ради гос. Противопоставление материалистическому атомизму идеалистическому понимания «бытие- бестелесная идея, все что имеет части изменчиво»Принцип удвоения мира. В онтологии, гносеологии, антропологии. Помимо вещей, должны существовать идеи вещей. Как связаны эти 2 мира

Идеи присутствуют в вещах

Идеи подражают вещам

Идеи участвуют в вещах

Создает теорию познания как теорию «припоминания». Диалектика искусство правильно задавать вопросы и получать правильные ответы - логическая теория сверхчувственного знания. Учение души. Что первично отдельное или общее? Общее первично, отдельное вторично.

Аристотель 1. Критика Аристотелем идей Платона «идея вещи в самой вещи» назвал бытием индивидуум-неделимое. Сущность- это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличии от его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени места и тд. Силлогистика- первая система логики, сущность первичнее отношений, сущность предмет науки.материю должна ограничить формам, материя телесный состав, форма-душа, обеспечивает единство и целостность. Материя пассивное начало, форма активное начало жизни. Материя бесконечно делима, она лишена всякого единства и определнности, форма тождественна с сущностью вещи.высшие чистые формы и нисшие сущности состоящие из материи. Наивысшая сущность лишенная материи форма-вечный двигатель. Природа-живая связь всех единичных субстанций

2.учение о 4 принципах сущ. М.о.

Формальное(чтойность вещи=идеи)

Материальная

Движущая причина

3. 3 вида души

Растительная функции питания роста размножения, общими для всех живых существ

Животная прибавка ощущения, стремление к приятному и избегание неприятного

Разумная высшая способность рассуждения и мышления

Философия эпохи эллинизма

- падения Египта

- падение Греции338 до н.э на большой территории устанавливается режим военной диктатуры. Вопрос о свободе и счастье в режиме тоталитарного общества.

Киринаики- счастье в удовольствии. Мыслитель Феодор. Мудрецу доступны: кража, блуд, святотатство. Феодор-сверхчеловек.

Эпикур помещал богов между мирами, они не вмешиваются в соц.жизнь. Свободомыслие. Мысленно ограничивает его от жизни, жизнь и смерть никогда не встречаются, мудрец не должен стремиться к власти, человек частной жизни

Киники- первые представители контркультуры, рассчитывали получить внутреннюю свободу от

Аскетизм, опора на здравый смысл и практический разум (Диоген)

Не надо ни чему учиться, «днем с огнем не сыскать добродетельного человека»

Мудрец должен быть:

Женщины общие, ничего не просить у богов, космополит. Свобода есть осознанная необходимость. Апатия это не депрессия, высшая направление, от силы а не от слабости.

тема:

«АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: основные проблемы, понятия и школы»


Введение

1 Милетская школа и школа Пифагора. Гераклит и элеаты. Атомисты

2 Школы Сократа, софистов и Платона

3 Аристотель

4 Философия раннего эллинизма (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм)

5 Неоплатонизм

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является созданием гения древних греков (VII-VI вв. до н.э.). Уже в поэмах Гомера и Гесиода делаются впечатляющие попытки представить мир и место человека в нем. Желаемая цель достигается преимущественно средствами, характерными для искусства (художественными образами) и религии (верой в богов).

Философия дополнила мифы и религии усилением рациональных мотивировок, развитием интереса к систематическому рациональному мышлению на основе понятий. Первоначально становлению философии именно в греческом мире способствовали и достигнутые греками в городах-государствах политические свободы. Философы, число которых увеличивалось, а деятельность становилась все более профессиональной, могли противостоять политическим и религиозным властям. Именно в древнегреческом мире философия впервые конституировалась в самостоятельное культурное образование, существовавшее наряду с искусством и религией, а не как их составляющая.

Античная философия развивалась на протяжении XII-XIII веков, с VII в. до н.э. по VI в. н.э. В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов:

1) натуралистический период, где основное внимание уделялось проблемам природы (фюзиса) и Космоса (милетцы, пифагорейцы, элеаты, короче досократики);

2) гуманистический период с его вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам (Сократ, софисты);

3) классический период с его грандиозными философскими системами Платона и Аристотеля;

4) период эллинистических школ (стоики, эпикурийцы, скептики), занятых моральным обустройством людей;

5) неоплатонизм, с его универсальным синтезом, доведенным до представления о Едином-Благе.

В представленной работе рассматриваются основные понятия и школы античной философии.

1 Милетская школа философии и школа Пифагора. Гераклит и элеаты. Атомисты.

Одной из древнейших философских школ считается Милетская (VII-V вв. до н.э.). Мыслители из города Милета (Древняя Греция) - Фалес, Анаксимен и Анаксимандр.

Все три мыслителя сделали решительные шаги к демифологизации античного мировоззрения. "Из чего все?" - вот вопрос, который интересовал милетцев в первую очередь. Сама постановка вопроса по-своему гениальна, ибо она имеет своей предпосылкой убеждение, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Таким источником Фалес считал воду, Анаксимен - воздух, Анаксимандр - некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон (термин "апейрон" буквально означает "беспредельное"). Вещи возникают в результате тех превращений, которые происходят с первовеществом,- сгущений, разряжений, испарений. Согласно милетцам, в основе всего находится первичная субстанция. Субстанция, по определению, есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом. Вода Фалеса, воздух Анаксимена - это субстанции.

Чтобы оценить воззрения милетцев, обратимся к науке. Постулируемые милетцами За пределы мира событий и явлений милетцам не удалось выйти, но они делали такие попытки, причем в нужном направлении. Они искали нечто закономерное, но представляли себе его как событийное.

Школа Пифагора. Пифагор тоже занят проблемой субстанций, но огонь, земля, вода в качестве таковых его уже не устраивают. Он приходит к выводу, что "все есть число". Пифагорейцы видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям. Мимо пифагорейцев не прошел тот факт, что если длины струн в музыкальном инструменте (монохорде) относятся друг к другу, как 1:2, 2:3, 3:4, то получающиеся музыкальные интервалы будут соответствовать тому, что называют октавой, квинтой и квартой. Простые числовые отношения стали искать в геометрии и астрономии. Пифагор, а до него уже Фалес, видимо, использовали простейшие математические доказательства, которые, вполне возможно, были заимствованы на Востоке (в Вавилонии). Изобретение математических доказательств имело решающее значение для становления типа рациональности, характерного для современного цивилизованного человека.

При оценке философской значимости воззрений Пифагора следует отдать должное его проницательности. С точки зрения философии, особое значение имело обращение к феномену чисел. Пифагорейцы объясняли события на основе чисел и их соотношений и тем самым превзошли милетцев, ибо почти достигли уровня законов науки. Всякая абсолютизация чисел, равно как их закономерностей, есть возрождение исторической ограниченности пифагорейства. В полной мере это относится к магии чисел, которой, надо сказать, пифагорейцы отдали дань со всей щедростью увлеченной души.

Наконец, особо следует отметить поиски пифагорейцами гармонии во всем, красивой количественной согласованности. Такой поиск фактически нацелен на обнаружение законов, а это - одна из сложнейших научных задач. Древние греки очень любили гармонию, восхищались ею и умели создавать ее в своей жизни.

Гераклит и элеаты. Дальнейшее развитие философской мысли наиболее убедительно представлено в известном противостоянии учений Гераклита из Эфеса и Парменида и Зенона из Элей.

Обе стороны согласны в том, что внешние чувства не способны сами по себе давать истинное знание, истина достигается размышлением. Гераклит считает, что миром правит логос. Представление о логосе можно расценить как наивное понимание закономерности. Конкретно он имел в виду, что все в мире состоит из противоположностей, противоборствующего, все происходит через распрю, борьбу. Вследствие этого все изменяется, течет; образно говоря, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество. Например, "жизнь одних есть смерть других", да и вообще - жизнь есть смерть. Поскольку все взаимосвязано, то всякое свойство относительно: "ослы солому предпочли бы золоту". Гераклит еще чрезмерно доверяет миру событий, что определяет как слабые, так и сильные стороны его воззрений. С одной стороны, он подмечает, пусть в наивной форме, важнейшие свойства мира событий - их взаимодействие, связность, относительность. С другой стороны, он еще не умеет анализировать мир событий с позиций, характерных для ученого, т.е. с доказательствами, понятиями. Мир для Гераклита есть огонь, а огонь - это образ вечного движения и изменения.

Гераклитовская философия тождества противоположностей, противоречий резко критиковалась элеатами. Так, Парменид считал тех людей, у кого "быть" и "не быть" считается одним и тем же и не одним и тем же и для всего имеется обратный путь (это явный намек на Гераклита), "двухголовыми".

Особое внимание элеаты уделяли проблеме множественности, в этой связи они придумали ряд парадоксов (апорий), которые и поныне вызывают у философов, физиков и математиков головную боль. Парадокс - это неожиданное высказывание, апория - это затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача.

По мнению элеатов, вопреки чувственным впечатлениям нельзя помыслить множественность. Если вещи могут быть бесконечно малыми, то их сумма никак не даст нечто конечное, конечную вещь. Если же вещи конечны, то между конечными двумя вещами всегда есть третья вещь; мы опять приходим к противоречию, ибо конечная вещь состоит из бесконечного числа конечных вещей, что невозможно. Невозможна не только множественность, но и движение. В аргументе "дихотомия" (разделение на два) доказывается: для того чтобы пройти определенный путь, надо сначала пройти его половину, а чтобы ее пройти, надо пройти четверть пути, и далее - одну восьмую пути, и так до бесконечности. Получается, что невозможно из данной точки попасть в ближайшую к ней, ибо ее фактически нет. Если движение невозможно, то быстроногий Ахилл не может догнать черепаху и придется признать, что летящая стрела не летит.

Итак, Гераклита интересует, прежде всего, изменение и движение, их истоки, причины, которые он усматривает в борьбе противоположностей. Элеаты в первую очередь обеспокоены тем, как понять, как интерпретировать то, что все считают изменением и движением. Согласно размышлениям элеатов, отсутствие непротиворечивого объяснения природы движения ставит под сомнение его реальность.

Атомисты. Кризис, вызванный апориями Зенона, был очень глубок; чтобы его хотя бы отчасти преодолеть, требовались какие-то особые, непривычные идеи. Это удалось сделать древним атомистам, наиболее выдающимися среди которых были Левкипп и Демокрит.

Чтобы раз и навсегда избавиться от затруднений с пониманием изменения, было предположено, что атомы неизменны, они неделимы и однородны. Атомисты как бы "свели" изменение к неизменному, к атомам.

По Демокриту, есть атомы и пустота. Атомы различаются формой, расположением, весом. Атомы движутся в различных направлениях. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетания атомов образуют целые миры: в бесконечном пространстве существует бесконечное множество миров. Разумеется, и человек есть собрание атомов. Душа человека составлена из особых атомов. Все происходит согласно необходимости, случайность отсутствует.

Тема: Проблема первоначала в античной философии

Тип: Контрольная работа | Размер: 26.80K | Скачано: 86 | Добавлен 14.05.12 в 12:58 | Рейтинг: +3 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Ярославль 2011


Оглавление
Введение 3
Проблема первоначала у представителей материализма 4
в античности. 4
Античные школы философии 5
(материалистическая линия) 5
Проблема первоначала у представителей идеализма в античности 8
Античные школы философии 9
(идеалистическая линия) 9
Учение о первоначале в философии античных атомистов. Значение этого учения в истории развития философии и науки. 15
Заключение 18
Источники 20

Введение

Античная философия - совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2-1 вв. началось развитие философской литературы также на латыни.

Античная философия возникла и развивалась во время за-рождения и становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и обособлялась социальная группа лю-дей, занимавшаяся только умственным трудом. Своим появлени-ем эта философия обязана и развитию естествознания, прежде всего математики, астрономии. В ней, как и в любой другой, в том числе и современной философии, было два прямо противо-положных направления: материализм (линия Демокрита) и иде-ализм (линия Платона).

Предмет философии - и античной, и современной - бытие, реальность как целое. По сути, она задается вопросом, обращенным к реальности в целом: что есть начало всех вещей? Именно этот вопрос, учение о первоначале бытия, я хочу рассмотреть в своей работе.

Проблема первоначала у представителей материализма в античности.

Материализм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

Материализм - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное.

Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности.

Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого её возникновения и встретить повсюду в истории философии. Общей чертой античной философии (в большей мере ее раннего этапа) является космоцентризм. Это означает, что центром философского мышления является космос. Введение понятия «космос» в философский лексикон приписывают милетским мыслителям и Пифагору. Этим понятием греки обозначали упорядоченное, организованное бытие в противовес хаосу как состоянию неупорядоченному и дезорганизованному.

Античные школы философии (материалистическая линия)

1. Милетская школа философии

Первая философская школа возникла в г. Милете.

Ее представители: Фалес (конец VII - пер. пол. VI вв. до н.э.), Анаксимандр (VI в. до н.э.), Анаксимен (VI в. до н.э.), Гераклит из Эфеса (544 или 540-480 до н.э.)

Милетская школа особое внимание уделяет проблемам первоначала, первопричины мира. Первоначало мыслилось ими как нечто единое с природой. Сама природа, а не что-то неприродное рассматривается ими как причина всего сущего.

Указание на первоначало означало переход от мифологического мышления к философскому - выделение всеобщего. Однако на первых порах всеобщее было представлено не в понятийной, а в наглядной форме: Фалес предполагал, что первоначалом всего существующего является вода . Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь, Анаксимандр - айперон.

Вода для Фалеса соотносилась не только с физико-химическими свойствами воды, но также и с божественным началом. Т.е. Фалес говорил о неких божественных потоках, проистекающих на землю, на человека. Бог никем не рожден, он существует вечно, а потому он - основа всего.

Анаксимен в своем сочинении «О Природе» пишет о том, что первоначало бесконечно, и этим началом выступает воздух.

«Воздух - это безграничная субстанция, совсем как наша душа».

Гераклит особо выделяет значение огня. Огонь считается фундаментальным началом мира. Мир в целом рассматривается как трансформация огня. Гераклит высказал воистину гениальные идеи изменчивос-ти материального мира. Изменчивость космоса, раздвоение его, противоречивость мира - все это составляет начало диалекти-ки. Все, согласно взглядам Гераклита, причинило обусловлено, подчинено логосу, т.е. закономерно.

Исключительна значимость учения Гераклита о развитии. Утверждение о всеобщей текучести вещей, изменяемости явле-ний - его великая догадка в диалектическом мышлении. "Все движется", "все течет", ничто не остается неподвижным и по-стоянным, все без исключения изменяется и превращается. В двух его известных фрагментах читаем: "Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, но, по причине неудержимости и быстро-ты изменения, все рассеивается и собирается, приходит и ухо-дит"; "Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые".

Милетский философ Анаксимандр исходил из того, что начало не может быть чем-то вещественным. Он определил начало как айперон - безграничное, беспредельное, количественно бесконечно, неисчерпаемо; айперон обнимает всё и вся. Управляет и поддерживает все состояния. Все вещи производятся и осуществляются с ним и в нем. Это бесконечное начало выступает и как божественное.

Соединив в первоначале субстанциальную основу (то, что является причиной возникновения всего) и материальный субстрат (то, из чего сделаны все вещи), первые греческие философы положили конец теогонической трактовке мира, так как миф был заменен логосом, разумным словом, философским понятием.

Материалисты древнегреческой философии доказывали, что возникновение и развитие окружающего нас мира - это естественный, а не сверхъестественный процесс. Они в то далекое время отвергали разного рода мистические подходы к пробле-ме происхождения материального мира. В этом состоит их исто-рическая заслуга.

Другим выдающимся мыслителем-материалистом древнегре-ческой философии был Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.), ученик одного из создателей античной атомистики Левкиппа (V в. до н.э.). Его труды представляют собой нечто вроде энциклопедии познания того времени. Они включают более 70 названий его работ из обла-сти физики, этики, математики, риторики, астрономии и др. Своими трудами он снискал глубокое уважение Аристотеля, Цицерона, Плутарха и др. выдающихся мыслителей древности.

Величайшей заслугой Демокрита является его учение об атомистике. В основе мироздания, согласно его воззрениям, лежит атом как первооснова развития мира. Атомы, т.е. на-именьшие, далее неделимые физические частицы, неизменны. Они вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и поряд-ком. Наряду с атомами, по утверждению Демокрита, существу-ет и пустота (пустота - это небытие и, как таковая, непоз-наваема, только бытие познаваемо), в которой и движутся атомы.

Также Демокрит утверждал, что в познании есть два вида: логическое рассуждение, которое дает достове-рное знание, а также чувственное познание: зрение, слух, за-пах, вкус, осязание. В то же время следует отметить: Демок-рит склоняется к выводу, что истинное знание дает разум че-ловека.

Важным событием в древнегреческой философии явилось появление софистов — «платных учителей мыслить, говорить и делать». Их интересовала не истина, а эристи-ка (искусство побеждать в споре, тяжбе). Поэтому слово «софист» обретает нарицательное значение. Под ним имелся в виду человек, способный черное выдать за белое, и наоборот, в зависимости от поставленной перед ним задачи.

И все же это направление внесло определенный вклад в развитие логики, риторики. Софисты продемонстрировали текучесть понятий как образов, замещающих обозначаемую действительность; внесли определенный вклад в разработку относительной истины, поставив вопрос о необходимости доказательности выдвигаемых положений.

Основные выводы софистов заключаются в следующем:

1) главное свойство материи не ее объективность, а ее изменчивость;

2) ничто не существует само по себе, а существует лишь в отношении к другому и через другое;

3) все существующее имеет свою противоположность.

В целом же софисты, как мастера риторики и эристики, подготовили вывод о том, что окружающий нас мир в силу своей неопределенности и изменчивости непознаваем, а стало быть, и необъясним.

Представители софистов: Протагор Абдерский (ок. 480 - 410 до н.э.), Горгий из Леонтин (483 - 375 до н.э.), Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский, Лукиан Самосатский, Флавий Филострат и другие.

По софистам критерием, мерой истинности суждения следует считать человека. Именно отсюда вытекает знаменитый тезис Протагора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что он не существуют».

Проблема первоначала у представителей идеализма в античности

Идеал и зм (франц. idéalisme, от греч. idéa — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. И., таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.

Различают две формы идеализма: идеализм объективный и субъективный.

Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

Античные школы философии (идеалистическая линия)

1. Пифагорейская школа философии

Пифагор (VI-V вв. до н.э.) - организовал в 532г. до н.э. религиозно-философский союз в Кортоне.

Пифагор в основу своей философии положил числовые соотношения, понимаемые как универсальные абстрактные закономерности. «Самое мудрое - число». Закономерно, что такой подход способствовал развитию математики из эмпирической практики в настоящую теоретическую науку.

2. Школа элеатов

Представители: Ксенофан - основатель, Парменид, Зенон, Мелисс.

Парменид (р. ок 540г. до н.э.) - впервые ввел философское понятие - «бытие». Бытие у него и есть субстанция, которая неделима и неподвижна. В центре его внимания были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления.

На вопрос о соотношении бытия и небытия Парменид отвечал: бытие есть, а небытия нет. Он впервые применил доказательства для обоснования своего тезиса. То, что есть, можно выразить в мысли: то, чего нет, выразить в мысли нельзя. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, поэтому оно и есть небытие.

Зенон (480-43 гг. до н.э.) - пытается осмыслить проблемы движения, обращает внимание на тот факт, что движение представляет собой сумму состояний покоя.

3. Афинская школа

Представители: Сократ (469-399 до н.э.), Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.).

Сократ.

Главное внимание в своих изысканиях уделял проблеме человека. Сократа интересует не просто человек, а человек познающий, нравственный.

Он полагал, что смысл жизни человека, высшее благо - в достижении счастья. Этика должна помочь человеку построить жизнь в соответствии с этой целью. Счастье - это содержание - благоразумного, добродетельного бытия, т.е. только моральный человек может быть счастливым (или разумным, что, по сути, тоже самое).

Знание - основа добродетельности (каждая конкретная добродетель есть определенный вид знания), незнание - источник аморальности. Т. е. моральные ценности только тогда имеют регулятивное значение, когда осознанны человеком как истинные. Поэтому столь постоянное внимание он обращает на нравственное воспитание, которое неразрывно с самовоспитанием, причем процесс нравственного совершенствования длится всю сознательную жизнь.

Диалектический метод Сократа основывается на диалоге, который включает в себя два существенных момента:

Опровержение

Майевтика

Майевтика - поворот души, движение души, открытие нового.

Сократ прибегает к иронии, которая позволяет ему использовать определенные приемы, хитрости и побудить собеседника обнаружить себя (собственное мнеие).

Платон.

Настоящее имя - Аристокл.

Основал собственную философскую школу - Академию. Платон возглавлял Академию на протяжение 40 лет.

В философии Платона существуют два важнейших периода его творчества:

1 период - исследование существующих философских проблем;

2 период («вторая навигация») - Платон формулирует собственные философские идеи, приходит к пониманию двух планов бытия:

  • феноменального (видимого)
  • метофеноменального (невидимого), постигается исключительно интеллектом.

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), осуществовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. Идея Блага подобна Солнцу в человеческом измерении.

Идея любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Сочинения Платона, известные под названием «Диалоги Платона»:

  • «Апология Сократа»
  • «Федон»
  • «Парменид»
  • «Пир»
  • «Государство»
  • «Законы»
  • «Письма»

Учение Платона о государстве в общих чертах впервые изложено им в известном диалоге - “Политик”. Этот диалог относится к раннему периоду деятельности Платона и представляет собой несовершенное развитие тех же мыслей, которые впоследствии легли в основание знаменитого диалога Платона - “Государство”. Этот последний принадлежит к более зрелой эпохе Платона и заключает в себе учение о государстве в его самой совершенной форме.

В мировоззрении Платона важное место принадлежит его воззрениям на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития.

Проект Платона называется проектом «идеального государства». Он видел 6 разновидностей государств, среди существующих типов:

1. Монархия
2. Тирания
3. Олигархия
4. Демократия
5. Тимократия (власть военных)

Философ считает, что устройство совершенного государства может быть только одно. Все возможное же различие сводится лишь к числу правящих мудрецов (философов): если мудрец один — это монархия. Если несколько — аристократия. Но это различие в действительности не имеет никакого значения, ведь, если правят на самом деле мудрейшие, то сколько бы их не было, они все равно будут править совершенно одинаково.

Идеальному типу Платон противопоставлял отрицательный тип общественного устройства, в котором главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. Отрицательный тип государства выступает, по мнению Платона, в четырех возможных формах: как тимократия, олигархия, демократия и тирания.

Философ принимал социологический подход в исследовании проблем населения. Всё население государства он подразделял на три сословия:

1. Философы
2. Воины
3. Работники

Аристотель.

В 335 г. основал собственную философскую школу - Лицей.

Аристотель написал более 150 научных трудов и тракта-тов. Его сочинения делятся на две группы: "экзотерические" (от греч. экзо - вне, снаружи), составленные в форме диало-га и предназначенные для широкой публики вне школы, и "эзо-терические" (от греч. эзо - внутри), - продукт творческой ак-тивности Аристотеля в период преподавания, предназначенный не для публики, а только для учеников внутри школы. Сочи-нения первой группы почти полностью утрачены, остались лишь отдельные фрагменты или только названия работ. Зато хорошо сохранились сочинения второй группы.

Логические труды Аристотеля объединены под названием "Органон", философские проблемы исследуются в "Метафизике", этические - в "Никомаховой этике", психоло-гические - в сочинении «О душе», социально-политические - в "Политике" и т.д.

Философ сформулировал три закона логики:

  1. Закон тождества
  2. Закон противоречия
  3. Закон достаточного основания

Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию , предмет которой - природа.

Предмет первой философии, исторически получившей название «метофизика», не природа, а то, что существует сверх неё - сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Первая философия и была в понимании Аристотеля философией в собственном смысле слова, тогда как физика, или учение о природе, тоже была философией, но второй.

В работе «Метафизика» Аристотель подразделяет науку на три больших раздела:

  • Теоретические науки - поиск знания
  • Практические науки - этика
  • Науки продуктивные, связанные с производством

В центре первой философии стоят проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах (первопричинах) всего существующего:

  1. Формальная (суть бытия, то, из чего состоят вещи)
  2. Материальная (- как первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью стать формой; - то, из чего вещь состоит - оформленный материал бытия)
  3. Движущая (раскрывает возможности самого движения)
  4. Финальная /целевая (обозначает движение конечной цели; на основе этой причины достигается возможность достижения Блага)

Завершают аристотелевскую концепцию первопричин учение об абсолютном Уме как наивысшей ступени бытия, которое уже ничем не обусловлено, а зависит только от самого себя. Философское учение о высшем бытие выступает как теология. Бог Аристотеля - безличностный божественный Ум, пребывающий в постоянной деятельности. Мысль Бога - есть мысль о мысли. Будучи высшим бытием, божественный Ум выступает в качестве триедино формально-движущей целевой причины.

В своих работах по психологии Аристотель говорит о трех проявлениях души:

  • растительная душа;
  • животная душа;
  • разумная душа, свойственная человеку.

С именем Аристотеля связываются три сочинения по этике: “Никомахова этика” , “Евдемова этика” и “Большая этика” . Основой этики Аристотеля служит психология. Этика философа занимает среднее положение между его психологией и политикой. Этика - это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека. Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества. Для него человек - существо общественно- политическое. Этика Аристотеля тесно связана с его политикой, с учением о сущности и задачах государства.

В исследованиях проблем государства Аристотель обращает внимание на проблемы существующего полиса. Человек в это время рассматривается как «политическое животное». Гражданином государства считаются не все (раб - не является гражданином государства)

Аристотель выделяет шесть основных типов государства:

  1. Крайняя олигархия
  2. Охлократия (крайняя демократия)
  3. Полития (умеренная олигархия + умеренная демократия)

Подобно Платону Аристотель подразделяет формы государства на «дурные и хорошие». Хорошие: монархия, аристократия, полития. И плохие: тирания, крайняя олигархия, охлократия.

Учение о первоначале в философии античных атомистов. Значение этого учения в истории развития философии и науки.

Представителями античной философии атомистов являются Левкипп, Демокрит, Эпикура, Лукреция.

Одним из влиятельных учений этого времени был атомистический материализм. Его виднейшим представителем стал Демокрит. Известно до 70 его работ, охватывающих практически все области знания этого того времени - философию, математику, астрономию, политику и этику. Продолжая традицию поисков первоначала всего сущего, Демокрит ввел представление о том, что мир состоит из бытия и небытия. Небытие - это пустота, а бытие - это атомы.

Атом - неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не воспринимаемая чувствами (вследствие своей, как правило, малой величины), самостоятельная частица вещества, атом неделим, вечен, неизменен. Атомы никогда не возникают и никогда не погибают. Они бывают самой разнообразной формы - шарообразные, угловатые, крючкообразные, вогнутые, выпуклые и т.п. Атомы различны по размерам. Они невидимы, их можно только мыслить. В процессе движения в пустоте атомы сталкиваются друг с другом и сцепляются. Сцепление большого количества атомов составляет вещи. Возникновение и уничтожение вещей объясняются сложением и разделением атомов; изменение вещей - изменением порядка и положения (поворота) атомов. Если атомы вечны и неизменны, то вещи преходящи и изменчивы. Таким образом, атомизм соединил в одной картине рациональные моменты двух противоположных учений - учений Гераклита и Парменида: мир вещей текуч, изменчив, а мир атомов, из которых состоят вещи, неизменен, вечен.
По Демокриту, мир в целом - это беспредельная пустота, начиненная многими отдельными мирами. Отдельные миры образовались в результате того, что множество атомов, сталкиваясь друг с другом, образуют вихри - кругообразные движения атомов. В вихрях крупные и тяжелые атомы скапливаются в центре, а более легкие и малые вытесняются к периферии. Так возникли земля и небо. Небо образует огонь, воздух, светила. Земля - центр нашего мира, на краю которого находятся звезды. Каждый мир замкнут. Число миров бесконечно. Многие из них могут быть населенными. Демокрит впервые описал Млечный Путь как огромное скопление звезд. Миры преходящи: одни из них только возникают, другие находятся в расцвете, а третьи уже гибнут.
Исторической заслугой античного атомизма являлось также формулирование и разработка принципа детерминизма (причинности). В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее. Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в мире, не только причинно обусловлено, но и необходимо, неизбежно. Он отвергал объективное существование случайности, говоря, что человек называет событие случайным, когда не знает (или не хочет узнать) причины события. Мир атомистов - мир сплошной необходимости, в котором нет объективных случайностей.

Эпикур разделяет атомистическую концепцию Де-мокрита, но не повторяет ее, а вносит свой вклад в дальнейшее развитие атомистической картины мира. Эпикур снимает жесткий детерминизм, который прояв-ляется в обществе как фатальная неизбежность. Допус-кая случайность, Эпикур как бы открывает первую страницу в прочтении проблемы свободы и необходимо-сти применительно к развитию общества.
Концепция атомизма - одна из самых эвристичных, одна из самых плодотворных и перспективных научно-исследовательских программ в истории науки. На основе принципа атомизма, рассмотрения тел как суммы бесконечно большого числа малых неделимых атомов Демокрит сформулировал идею математического метода неделимых, позволяющего определять отношения площадей фигур или объемов тел. Метод неделимых, возрожденный в европейской математике в XVI-XVII вв., стал одной из вех на пути создания интегрального исчисления. Концепция атомизма сыграла решающую роль в развитии представлений о структуре материи, в ориентации движения естественнонаучной мысли на познание все более глубоких структурных уровней организации материи. И сейчас, через 2500 лет после ее возникновения, программа атомизма (применяемая уже не к атомам, а к элементарным частицам, из которых они состоят) является одним из краеугольных оснований естествознания, современной физической картины мира.

Заключение

Подводя итог анализу античной философии, следует отметить, что в период ее формирования и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда - материалистическое направление в развитии философской мысли. Позднее с развитием общественных отношений и формированием личности бытие осмысливается, прежде всего, как бытие человека, философская мысль принимает идеалистическое направление. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система — Космос, важный составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматривают-ся и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ро-лью в Космосе. Данный подход можно зафиксировать и у физиков, и у софистов, и у эпикурейцев, и у стоиков. Но наиболее яркое и полное воплощение он нашел в системах Платона и Аристотеля.

Проблема понимания природы и сущности мира. Два основных подхода к ее решению - материалистический и идеалистический. Первый видит сущность мира в материальной субстанции, второй - в идеальной.

Проблема причины развития (саморазвития) мира. Два решения:

а) причина - это внешняя сила, воздействующая на мир и вызывающая его изменение и развитие;

б) причина развития мира заключена в нем самом (един-ство и борьба противоположностей).

Проблема природы и сущности знания. Два подхода:

а) знания - это знания о реально существующем мире, которые мы познаем с помощью чувств и разума;

б) знания - это знания о сверхчувственном, умопости-гаемом мире, который недоступен чувствам и который познается с помощью интеллектуальной интуиции.

Проблема природы и сущности права и государства. Два подхода:

а) государство и право - средства подчинения одних людей другими;

б) государство и право - средства организации счастли-вой совместной жизни людей.

Все эти проблемы стали ключевыми проблемами евро-пейской философии и науки. Даже неполный анализ отмеченных школ свиде-тельствует, что они подготовили средневековую фило-софию, заострили внимание на духовном начале, подвели теоретическое основание под христианство.

Источники

  1. Философия, Москва, ЮНИТИ - 1998г.
  2. Антология мировой философии: В 4 т., М., - 1969. Т.1, с. 279; Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1
  3. Аристотель. Сочинения в четырех томах. М., 1975-1984, Т.1-4.
  4. Концепции современного естествознания, В.М. Найдыш, Москва - 1999г.
  5. ВикипедиЯ - свободная энциклопедия - http://ru.wikipedia.org
  6. Большая Советская Энциклопедия. Электронная версия - http://bse.sci-lib.com

    Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Проблематику древневосточной философии определили жестокое кастовое деление и неравенство, влияние зооморфной мифологии. Из-за тотемизма и культа предков этот тип философии недостаточно рационализирован. В философии Древней Индии принято выделять следующие школы: ортодоксальные (йога, веданта, миманса, санкхья) и неортодоксальные (чарвака-локаята, буддизм, джайнизм). В большинстве из них четко определено понятие кармы – закона, от которого целиком и полностью зависит судьба каждого человека. Еще одним основополагающим понятием было «сансара» - цепь инкарнаций живых существ в мире. Выходом из этой цепи является мокша, а вот различных ее принципов и различало философские школы Древней Индии.

В древнекитайской философии, которая формировалась в ту же эпоху, что и древнеиндийская, выделялись 2 тенденции: материалистическая и мистическая. Первая предполагала наличие пяти первоэлементов (металл, вода, дерево), противоположные начала (ян и инь). К древнекитайской философии обычно относят конфуцианство, легизм, ицзинистику, моизм.

Античная философия

Античная философия, сформировавшаяся в Древней Греции и в Древнем Риме, прошла в своем развитии несколько этапов. Первый этап – зарождение философии. С ним связано появление милетской школы, к которой принадлежали Анаксимен, Фалес, Анаксимандр и их ученики. Второй этап связан с изысканиями таких философов как Аристотель, Платон, Сократ. Во время расцвета античной философии произошло становление школы софистов, атомистов, пифагореистов. Третий этап уже не древнегреческий, а древнеримский. К нему относятся такие течения как скептицизм, стоицизм, .

Философы античности наблюдали за явлениями природы, пытаясь дать им объяснение. «Сердцем» учения античной философии можно назвать космоцентризм. Человек – это микрокосм, который существует внутри макрокосма – природы и стихий. Философия данного периода характеризуется уникальным сочетанием естественно-научных наблюдений с эстетическим и мифологическим сознанием. Античная философия – это десятки философских идей, которые нередко были прямо противоположны друг другу. Однако именно это и определило все более типы философии.

Средневековая философия

В эпоху феодализма, к которой и относят средневековую философию, человека была подчинена интересам церкви и строго контролировалась ею. Религиозные догматы рьяно защищались. Главной идеей данного типа философии является монотеизм Бога. Не стихии и не макрокосмос являются главной силой, правящей миром, а только Бог – творец всего сущего. В основе средневековой философии лежало несколько принципов:
- креационизм (сотворение Богом мира из пустоты);
- провиденциализм (история человечества – заранее придуманный Богом план для спасения человека);
- символизм (умение видеть скрытое значение в обыденном);
- реализм (Бог есть во всем: в вещах, словах, мыслях).

Средневековую философию обычно разделяют на патристику и схоластику.

Философия эпохи Возрождения

В период зарождения капиталистических отношений в Западной Европе (15-16 вв.) начинает развиваться философия нового типа. Теперь в центре мироздания не Бог, а человек (антропоцентризм). Бог воспринимается как творец, человек от него формально зависит, однако человек практически равен Богу, ибо способен мыслить и творить. Мир рассматривается через призму субъективного восприятия его личностью. В период философии Возрождения появляются сначала гуманистическо-пантеистическое мировоззрение, а позднее натуралистически-деистическое. Представителями философии этого типа являются Н. Кузанский, Дж. Бруно, Дж. Пико Делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Н. Коперник.

Философия Нового времени

Развитие математики и механики как наук, кризис феодализма, буржуазные революции, становление капитализма – все это стало предпосылками появления нового типа философии, который позже получит название философии Нового времени. В ее основе опытно-экспериментальное изучение бытия и его осмысление. Разум был признан высшей инстанцией, которой подчинено все остальное. Философы Нового времени задумывались о рациональной и чувственной форме познания, что и определило появление двух основных течений: рационализма и эмпиризма. Представителями философии Нового времени являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Д. Дидро, Дж. Беркли, Т. Гоббс и другие.

Немецкая классическая философия

Социальные преобразования конца XVIII века, которые произошли в Германии, а также французская буржуазная революция стали предпосылками возникновения нового типа философии, родоначальником которого принято считать Иммануила Канта. Он исследовал вопросы естествознания. Именно Канту принадлежат гипотезы о том, что из-за приливов и отливов замедляется вращение Земли и что Солнечная система возникла из газовой туманности. Несколько позднее Кант обращается к проблематике познавательных возможностей человека, развивая свою теорию познания в ключе агностицизма и априоризма. По Канту, природа не обладает «разумом», а представляет собой совокупность представлений человека о ней. То, что создано человеком, познаваемо (в отличие от хаотического и незакономерного мира явлений). Гносеологическая концепция Канта включает 3 ступени познания: чувственное познание, область рассудка и область разума, руководящего деятельностью рассудка. Идеи Канта развивали И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг. К немецкой классической философии относят Г.Гегеля, Л. Фейербаха и других.

Философия Новейшего времени

Этот тип философии развивался в XIX веке. Основополагающая идея заключалась в том, что человеческое познание безгранично и именно оно является залогом осуществления идеалов гуманизма. В центре философии – культ разума. Исходные принципы классической философии были переосмыслены Ницше, Кьеркегором, Шопенгауэром. Их теории получили название неоклассической философии. Ученые Баденской школы предположили, что существуют науки исторические и науки естественные. Первые – это науки о событиях, вторые – науки о законах. Реально существовавшим они признавали только индивидуальное познание, считая любое другое абстракцией.
Важной частью философии Новейшего времени считаются труды Карла Маркса. В числе прочего он формулирует концепцию отчуждения и принцип революционного устранения отчуждения, создания коммунистического общества, где любой человек может свободно трудиться. Маркс убежден, что основой познания является практика, что ведет к материалистическому пониманию истории.

Русская философия

Русская философия всегда была самобытной, как, впрочем, и все культурно-историческое развитие России. Она зародилась несколько позднее, чем в Европе, и изначально исповедовала идеи античной и византийской мысли, а потом испытала влияние западноевропейских течений. Русская философия тесно связана с религией, художественным творчеством и общественно-политической деятельностью. Она сконцентрирована не на теоретико-познавательной проблематике, а на онтологизме (знание через интуитивное познание). Особое значение в русской философии уделяется бытию человека (антропоцентризм). Это историософичный тип философии, так как человек не может жить и мыслить вне социально-исторических проблем. Большое внимание в русской философии уделяется внутреннему миру человека. Представителями отечественной философии можно считать Г. Нисского, И. Дамаскина, К. Туровского, Н. Сорского, старца Филофея, В. Татищева, М. Ломоносова, Г. Сковороду, А. Радищева, П. Чаадаева, А. Хомякова, А. Герцена, Н. Чернышевского, Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Соловьева, В. Вернадского, Н. Бердяева, В. Ленина и других.

Философия последней четверти XX века

В последней четверти прошлого века философы всего мира обратились к поискам новой рациональности. Выделяют три поворота развития философии: исторический, лингвистический и социологический. Внутри богословских традиций проявляются модернистские тенденции. Параллельно этому идет процесс рефлексивной обработки продуктов мифотворчества. Философы «очищают» марксизм от утопизма и прямых политических истолкований. Философия последней четверти XX века открыта, терпима, в ней нет доминирующих школ и течений, так как мировоззренческие грани между ними стерты. Частично философия интегрируется с гуманитарными и естественными науками. Представителями философии последней четверти XX века являются Г. Гадамер, П. Рикер, К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррид, Р. Рорти.

Вопрос 1. Античная философия.

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в V-IV вв. до н. э. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный пе­риод является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Первых философов называли «физиками» (от греческого phisis - природа). Главным вопросом Древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало - из чего все произошло. Так, родо­начальник греческой философии Фалес , рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала - воды . Излагая учение Фалеса о воде как начале.

У Анаксимена - воздух . У Анаксимандра -апейрон («бесконечное») - неопределенное, вечное и бесконечное, посто­янно находящееся в движении первоначало.Одним из наиболее крупных философских учений является учение Гераклита Эфесского . Главное произведение Гераклита - «О природе». Гераклит в качестве начала Вселенной рассматривает огонь . В учении Гераклита он выступил как субстанция бытия, по­скольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия. Мир по Гераклиту - упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На основе превращений.

Все изменения мироздания у Гераклита происходят в изве­стной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость - это всеобщий закон - Логос . «Логос» в дословном переводе с греческого языка означает «слово», но одновременно Логос означает разум, закон. Всегда все соверша­ется по этому Логосу. Мир в учении Гераклита представляет собой упорядо­ченную систему - Космос. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. «Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного». Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом.

Школы: 1. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) – натурфилософы. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира. 2. Пифагор и его школа . Был тоже озабочен проблемой: «Из чего всё». «Всё есть число» - вот его исходная позиция. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал - всё происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других.

3. Элейская школа. 1. Сократа -Платона развивала концепцию идей, на основе к-рой можно было объяснять не только природу, но и человека и общество. Сократ ставит проблему души, как источника добра. Он решает вопрос о структуре души: человеческая душа выраженная через добро состоит из 3-х начал: мудрость, храбрость, справедливость. Сократ создает и социальное учение, суть которого учение о государстве. Государство считается важнейшим завоеванием, приобретением человечества. Именно через государство возможно решение проблемы добра, поэтому государством должны управлять мудрецы или аристократы, а охранять государство должны люди мужественные. 2. Аристотель - развивал учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи.3. Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла жизни чел-ка. Их общий призыв: будь мудрым.

Вопрос 2. Средневековая философия.

Главной особенностью средневековой Ф. является то, что она преимущественно религиозная. Данный период является самым продолжительным в истории Ф. В рамках этого периода происходило ф-кое осмысление главной человеческой идеи. Утверждение христианства в качестве господствующий религии. В этот период, господство религиозной Ф. выражало стремление к преодолению раздробленности человеческого общества. Основные идеи средневековой Ф. были созданы на основе Ф. и диалектического осмысления такого источника как библия и прежде всего нового завета. Основополагающей идеей является идея единого бога в его троичной структуре. 1) божественная сущность находится не за пределами мироздания, а в центре его. 2) Божественная сущность распространяется на всю действительность, включая и природу и человека. Это и есть пантеизм, т.е. природа одухотворена. Следующая идея которая была порождена – это идея творчества: 1) в мире существует творческое начало т.е. источник творчества. Сам мир является результатом творческого начала. 2) творчество характерно для всей действительности, оно является универсальным свойством всей действительности, в особенности такое существо как человек. 3) В рамках концепции творчества обосновывается в качестве универсального числа – число 7, выражающее полный замкнутый цикл творчества.

Идея истины (откровения). В действительности существует единый источник всех знаний, т.е. существует божественная истина (Логос). Логос – непосредственное слово божье. Существует связующее звено между Логосом и людьми. Это звено называется богочеловек (По сути дела это есть сын божий). Эта идея утверждает, что всегда среди людей есть избранные.

1)Августин (блаженный) родоначальник средневековой ф-фии (4в.) Его ф-фия исходит, основывается на учении о красоте, где он вслед за Платоном на основе библии пытается доказать объективность идеи красоты. Главное, что красота основана на творчестве, результатом чего является гармония. Источником творчества является воля. В воле и проявляется, прежде всего, свобода человека. Августин первый из философов ставит проблемы свободы человека (одним из первых). Свобода связана с выбором. Выбор есть воля. Человек не ограничен в плане выбора. Он постоянно выбирает, поэтому постоянно свободен и главная проблема свободы заключается в выборе между добром и злом. Он выдвигает идею абсолютности(все) и относительности времени.(подвластно настоящее)

Проблема человеческого времени снимается, разрешается любовью. Любовь – главный критерий времени. Она растворяет время в бесконечность. Фома Аквинский завершает развитие средневековой ф-фии. Он является систематизатором всей средневековой ф-фии (13в.). Он является также основателем новой мыслительной системы, которая возникает на стыке ф-фии, науки и религии. Эта система называется теологией, которая по своему объему значительно выше, чем ф-фия. Ведущим началом в этой системе является религия. Позже возникает новое понятие – теософия. Теология есть универсальное учение, выражающее логику постижения божественных истин. Теологическая логика заключается: - прочтение двух изначальных книг: 1) книга природы, также написанная божественной сущностью, но не раскрытая для человека. Т.е. идея всестороннего изучения природы и развитие естествознания. 2)Книга, созданная самим человеком, это и есть вся история ф-фии, т.е. человек должен знать всю ф-фию. Конечным пунктом этой логики является человеческая воля, выраженная в том, что человек должен доводить до конца все дела, которые он начинает. Т.е. в этой системе объединяются вера, этика, весь комплекс научных знаний, включая и религиозную ф-фию.

Вопрос 3. Философия эпохи Возрождения.

XV-XVI вв. Родина этой ф-фии Италия, Нидерланды и др. страны Запада. Ф. Возрождения есть попытка возродить Греческую ф. И науку как основу светской культуры, в особенности внимание уделяется ф. Аристотеля. Т.к. он систематизировал все науки, заложил основы многим наукам, таким, которые актуальны в наше время (например, экономика и политика). Причины появления ф. Возрождения – к концу XV в. в Европе накопились значительные недостатки эпохи средневековья. Появилась масса людей ограниченных как в материальном благополучии, так и людей социально пассивных, лишенных человеческого достоинства, и в тоже время в обществе возникли предпосылки перехода к новым формам цивилизации. Основные идеи: новые идеи вытекают из новой ф - кой. антологии (учение о бытии, о мире и его структуре). Если в средневековой ф. центром или основой действительности является божественная сущность, то ф. Возрождения центром действительности определяет реально живущего конкретного человека. Сколько, людей столько и центров мира, хотя божественная сущность не отвергается, но выводится за пределы реальной действительности, становится над действительностью, т.е. идея теоцентризма заменяется идей антропоцентризма. Главным объектом всех наук становится человек. Красота и творчество, прежде всего, связываются с человеком. Сама действительность представляется дискретным, бесконечным началом, т.к. основой действительности является каждый человек, который определяется понятием дискретного минимума, т.е. это основная точка дискретности действительности. Вера в бога смещается в веру в человека, в веру в светское образование. Человек определяется как безграничное существо в своем совершенстве. Эта ф. определяется понятием гуманизма, т.е. направленная на человека и поэтому эта ф. стремилась выразиться в формах, доступных самым широким слоям населения. Ф. Возрождения выразилась в необычных формах, недостаточно разнообразных, как никакая другая ф. – Литературно-художественная ф-кая форма Данте “Классическая божественная комедия”. Форма живописных полотен, глубинная основа внутреннего человеческого мира (Леонардо Да Винчи “Сикстинская Мадонна”). Существует и традиционная ф-кая форма ф.: - теоретические ф-кие произведения. Н. Кузанский. - форма ф-ого естествознания. Когда ф. выражается в произведениях естествоиспытателей (Галилей, Кеплер, Дж. Бруно и др.). Значение этих произведений: происходит обоснование необходимости разработки общенаучных методов познания, таких как теория опыта, теория эксперимента. Математика вновь объявилась царящей наук. Математика должна была объединить все естествознание в одну систему. Вершиной натур ф. была ф-фия Дж. Бруно. Он обосновал следующие ф-кие положения. 1)Мир является бесконечным в его физической реальности. 2) Динамичность является всеобщей закономерностью действительности. В тоже время у материального мира существуют первопричины, т.е. формы, в которых выражено понятие проматерии. Т.е. существует связующее начало всех материальных явлений. 3) Мир и его единство в тоже время обусловлены тем, что внутри этого мира существует всеобщий разум, т.е. Дж. Бруно пытается заменить идею бога идеей всеобщего разума. 4) Мир связан, истина связана с человеческим разумом с доказательностью. 5) Значение религии определяется двояким образом. С одной стороны религия в целом не отвергается и не отвергается в целом идея бога, только смещается акцент. Религия должна решать первейшие этические проблемы.