Античная мифология. Значение богов Древней Греции: мифология и списки имен Сколько богов в греческой мифологии

Как известно, были язычниками, т.е. верили в нескольких богов. Последних было великое множество. Однако основных и наиболее почитаемых было всего двенадцать. Они входили в греческий пантеон и жили на священной Итак, какие же боги Древней Греции - олимпийские? Таков рассматриваемый сегодня вопрос. Все боги Древней Греции подчинялись только Зевсу.

Является богом неба, молнии и грома. Считается и людей. Он может видеть будущее. Зевс удерживает равновесие добра и зла. Ему дана власть наказывать и прощать. Провинившихся людей он поражает молнией, а богов низвергает с Олимпа. В римской мифологии ему соответствует Юпитер.

Однако на Олимпе возле Зевса есть еще трон для его супруги. И занимает его Гера.

Является покровительницей брака и матерей во время родов, защитницей женщин. На Олимпе она жена Зевса. В римской мифологии ее аналог - Юнона.

Является богом жестокой, коварной и кровопролитной войны. Его услаждает только зрелище жаркого боя. На Олимпе Зевс терпит его лишь потому, что тот - сын громовержца. Его аналог в мифологии Древнего Рима - Марс.

Недолго остается бесчинствовать Аресу, если на поле боя появится Афина-Паллада.

Является богиней мудрой и справедливой войны, знаний и искусства. Считается, что она вышла на свет из головы Зевса. Ее прототип в мифах Рима - Минерва.

На небе взошла луна? Значит, по мнению древних греков, вышла на прогулку богиня Артемида.

Артемида

Является покровительницей Луны, охоты, плодородия и женского целомудрия. С ее именем связано одно из семи чудес света - храм в Эфесе, который сжег честолюбивый Герострат. Она и сестра бога Аполлона. Ее аналог в Древнем Риме - Диана.

Аполлон

Является богом солнечного света, меткой стрельбы, а также врачевателем и предводителем муз. Он брат-близнец Артемиды. Их матерью была титанида Лето. Его прототип в римской мифологии - Феб.

Любовь - прекрасное чувство. И покровительствует ей, как считали жители Эллады, такая же прекрасная богиня Афродита

Афродита

Она является богиней красоты, любви, брака, весны, плодородия и жизни. По легенде, она появилась из раковины или морской пены. Многие боги Древней Греции хотели на ней жениться, но она выбрала самого некрасивого из них - хромоногого Гефеста. В римской мифологии ее ассоциировали с богиней Венерой.

Гефест

Является считается мастером на все руки. Он родился с уродливой внешностью, и его мать Гера, не захотев иметь такого ребенка, сбросила сына с Олимпа. Он не разбился, но с тех пор стал сильно прихрамывать. Его аналог в римской мифологии - Вулкан.

Идет большой праздник, люди радуются, вино льется рекой. Греки считают, что это Дионис веселится на Олимпе.

Дионис

Является и веселья. Был выношен и рожден... Зевсом. Это действительно так, громовержец был ему и отцом, и матерью. Так сложилось, что возлюбленная Зевса, Семела, по наущению Геры попросила его явиться во всем своем могуществе. Как только он это сделал, Семела тут же сгорела в пламени. Зевс еле успел выхватить у нее их недоношенного сына и зашить его себе в бедро. Когда Дионис, рожденный Зевсом, вырос, отец сделал его виночерпием Олимпа. В римской мифологии его имя - Вакх.

Куда отлетают души умерших людей? В царство Аида, так бы ответили древние греки.

Это повелитель подземного царства мертвых. Является братом Зевса.

На море волнение? Значит, Посейдон чем-то разгневан - так считали жители Эллады.

Посейдон

Это и океанов, повелитель вод. Тоже приходится братом Зевсу.

Заключение

Вот и все основные боги Древней Греции. Но про них можно узнать не только из мифов. В течение веков художники сформировали единое мнение о том, Древней Греции (картинки представлены выше).

Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры.

При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец. Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека.

Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира).

Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.

Незабвенность мифов и легенд Древней Греции объясняется чрезвычайно просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким богатством и полнотой образов. В дальнейшем к древнегреческой мифологии обращались философы и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение, которое соответствовало тому историческому периоду.

рассмотрении Греческой Мифологии в развитии в пределах каждого отдельного мифа прослеживаются разновременные рудименты (т. е. Остатки прежних эпох), которые существуют с ферментами нового возникающие в сюжете мифа. К примеру в мифе о рождении Афины Паллады в полном вооружении из головы Зевса, проглотившего забеременевшею супругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлений и канибализма предшествовавшие развитому патриархату, примат мужского индивидуализма над женским и символику мудрости верховного божества – свидетельства патриарха.



Греческая Мифология в ее развитом виде, классическом, представляет собой мифологию героическую, а не стихийно – фетешистскую. Греческая мифология связана с периодом патриархата, однако в ней прослеживаются главнейшие типы хтонических рудиментов. Это прежде генетические рудименты, указывающие на происхождение: Ахилл – сын морской богини. Субстанциальные рудименты основаны на отождествлении разного рода предметов или существ: солнце – бык, Инах – река и царь Агроса.

Огромное количество рудиментов имеет метаморфорный характер: Зевс женится на Данаей в виде золотого дождя.

Из иконографических рудиментов, т. е. Относящихся к внешнему виду определенного мифологического персонажа, к примеру совиные глаза у Афины, коровьи у Геры.

Мифологическом образу сопутствуют функциональные рудименты: перун Зевса, лук и стрелы Аполлона.

Если рудимент мифа отражает его прошедшее, то фермент указывает на будущие развитие мифа: к примеру у Гесиода ехидна – полузмея, она прекрасна, но зловредное, ненавистна людям, Этот мотив отвержения ехидны, элемент в мифе объединяющий стремление человека обуздать стихийные силы природы. Существуют в Греческой мифологии мифологические комплексы:

Комплекс – литерполяциы. Например Аполлон, Артемида и Лето первоначально были демонами совершенно разного происхождения, никак между собой не связаны. Их объединение – Аполлон и Артемида как дети Лето от Зевса.

Комплекс компиляций. К примеру олимпийская семья богов, образовавшаяся в результате объединения европейских и малоазиатских божеств.

Существует еще и полярный комплекс. Например, самый «светлый» бог Зевс женится на самой «темной» богиней Персефоной.

В Греческой Мифологии необходимо учитывать ее географическое положение. Например мифы о Тесее нельзя оторвать от Афин, о Менелаем и Елене – относятся к Спарте.

Доалимпийский период.

Процесс жизни воспринимается первобытным соединением в беспорядочно – накопленному виде, материализуется, одушевляется, населяется какими-то непонятными слепыми силами Земли, составляющих ее предметами представляется первобытному сознанию живой, одушевленной, все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, что она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земля понимается как источник всего мира, богов, демонов, людей. На раннем этапе т. е. на стадии собирательно-охотничьего хозяйства, сознание ограничено чувствительным восприятием – это фетиш, а мифология – это фетишизм. Древней человек понимал фетиш, как средоточие магической, демонической, живой силы. Так как весь предметный мир представлялся одушевленным, то магической силой наделялся весь мир и демоническое существо не как не отделялось от предмета, в котором оно жило. По мере развития производящего хозяйства человек интересуется вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и принципами их строения. Тогда – то человек научился отделять «идею» вещи от самой вещи, а так как вещами являлись фетиши, т. е. отделять магическую силу демона от самой вещи – так совершился переход к анимизма.

Первоначально анимизм связан с представлением о демонизм, как о некой силе, злой или благодетельной, определяющей судьбу человека. Это есть мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления, которую нельзя назвать по имени и с которой нельзя вступать ни в какое общение, так как этот демон еще не имеет никакой фигуры и никакого лица, никакого вообще очертания. Демон – это первоначально та действующая сила, о которой человеку нечего не известно, его законченного образа еще не существует, но он уже не является фетишем (Сфинкс, кентавры, сирены).

Олимпийский период.

В мифологии олимпийского периода (или ранняя классика), связанного с переходом к патриархату, появляются герои, которые расправляются с чудовищами и чудовищами, что никогда пугали воображение человека задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Например Аполлон убивает Пифийские дракона и основывает на этом месте свое святилище. Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому поклоняются все остальные боги и демоны. Патриархальная община водворяется теперь на небе или на горе Олимп. Зевс сам ведет борьбу с чудовищами, побеждает циклопов и заклинает их под землю, в тартар. Появляются боги нового типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини – матери, получили новые функции в эпоху героизма. Гера, стала покровительницей браков и омоногамной семьи, Афина Паллада стала покровительницей честной, открытой и организованной войны, а Афродита стала богиней любви и красоты. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно – конструктивной деятельностью. Гермес превратился в покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство и торговлю. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление. Прежде всего преображается природа, которая раньше была наполнена непонятными и страшными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умеет находить в ней красоту, использовать природу для своих нужд. Но всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде он был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы обратится за помощью против него. Теперь же гром и молния стали больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса, зависит, когда и для каких целей он пользуется своим перуном. К олимпийскому периоду миографы относят и подвиги Геракла, загадка Сфинкса, которую разгадал Эдип, Одиссей, который не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, что способствовало гибели сирен и др.

Поздний героизм.

Поздний героизм – это процесс разложения родовых отношений, формирование раннеклассовых государств в Греции нанеся отражение в Греческой мифологии, в частности в период героизма в гомеровском эпосе. В нем отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым, уточенным. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растет, они осмеливаются даже вступать в состязания с богами. Лирический Царь Тантал, который был сыном Зевса и пользовался всяческим благоволением богов, возгордился своей властью, огромными богатствами и дружбой с богами, похитил с неба амброзию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу обыкновенным людям (Сизиф подсмотрел любовные встречи Зевса и Эгиды и разгласил эту тайну среди людей). Для той героической эпохи характерны мифы о родовом проклятии которое приводит к гибели нескольких поколений подряд. Тиванский царь Лай украл ребенка и был за это проклят отцом этого ребенка. Проклятие лежало на всем роде Лая: сам он погиб от руки собственного сына Эдипа. Покончила с собой Иокаста жена сначала Лая и т. д. И это проклятие лежало на этой семье до тех пор пока она вся не была истреблена.

Вся Греческая Мифология пронизана прекращением и вдохновенной красотой, обладавшей колдовской силой. Представление о красоте прошло в Греческой Мифологии долгий путь развития от глубинных функций к благотворительных, от сочетания с уродливым до воплощения ее в чистом виде, от фетишистской магии до малых и мудрых олимпийских муз. Греческая Мифология в историческом развитии – неисчерпаемый источник для освоения в плане эстетическом и раскрытия ее художественного воздействия в литературе и искусстве.

Предлагаем список самых известных древнегреческих богов с краткими описаниями и ссылками на полные статьи с иллюстрациями.

  • Аид – бог – владыка царства мертвых, а также само царство. Один из старших богов-олимпийцев, брат Зевса, Геры, Деметры, Посейдона и гестии, сын Кроноса и Реи. Муж богини плодородия Персефоны
  • – герой мифов, великан, сын Посейдона и Земли Геи. Земля давала своему сыну силу, благодаря которой никто не мог совладать с ним. Но Геракл победил Антея, оторвав его от Земли и лишив помощи Геи.
  • – бог солнечного света. Греки изображали его в виде прекрасного юноши. Аполлон (другие эпитеты – Феб, Мусагет) – сын Зевса и богини Лето, брат Артемиды. Обладал даром предвидеть будущее и считался покровителем всех искусств. В поздней античности Аполлона отождествляли с богом солнца Гелиосом.
  • – бог вероломной войны, сын Зевса и Геры. Греки изображали его в виде сильного молодого мужчины.
  • – сестра-близнец Аполлона, богиня охоты и природы, считалось, что облегчает роды. Иногда считалась богиней луны и отождествлялась с Селеной. Центр культа Артемиды находился в городе Эфесе, где в ее честь был воздвигнут грандиозный храм – одно из семи чудес света.
  • – бог врачебного исскуства, сын Аполлона и нимфы Корониды. Грекам он представлялся в виде бородатого мужчины с посохом в руке. Посох обвивала змея, ставшая впоследствии одним из символов врачебного ремесла. Асклепий был убит Зевсом за то, что пытался своим искусством воскрешать мертвых. В римском пантеоне Асклепию соответствует бог Эскулап.
  • Атропос («неотвратимая») - одна из трех мойр , перерезающая нить судьбы и обрывающая человеческую жизнь.
  • - дочь Зевса и Метиды, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний. Афина обучила людей множеству ремесел, учредила на земле законы, даровала смертным музыкальные инструменты. Центр почитания Афины находился в Афинах. Римляне отождествили Афину с богиней Минервой.
  • (Киферея, Урания) - богиня любви и красоты. Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде - вышла из морской пены, отсюда ее титул Анадиомена, «пенорожденная»). Афродите соответствуют шумерская Инанна и вавилонская Иштар, египетская Исида и Великая матерь богов, и наконец, римская Венера.
  • - бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота. Изображался крылатым, длинноволосым, бородатым, могучим божеством.
  • — в мифологии называемый иногда греками Дионисом, а римлянами Либером, был первоначально фракийским или фригийским богом, культ которого был греками перенят очень рано. Вакх, по одним преданиям, считается сыном дочери фиванского царя, Семелы, и Зевса. По другим — сыном Зевса и Деметры или Персефоны.
  • (Гебея) - дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах, поднося им нектар и амб-розию. В римской мифологии Гебе соответствует богиня Ювента.
  • - богиня мрака, ночных видений и чародейства, покровительница колдунов. Нередко Геката считалась богиней луны и отождествлялась с Артемидой. Греческое прозвище Гекаты «Триодита» и латинское имя «Тривия» берут начало от предания, будто эта богиня обитает на перекрестках дорог.
  • — сторукие пятидесятиголовые великаны, олицетворение стихий, сыновья Урана (Неба) и богини Геи (Земли).
  • (Гелий) - бог Солнца, брат Селены (Луны) и Эос (утренней зари). В поздней античности отождествлялся с Аполлоном. Согласно греческим мифам, Гелиос каждый день объезжает небо в колеснице, запряженной четырьмя огненными конями. Основной центр культа располагался на острове Родос, где в его честь была воздвигнута гигантская статуя, считавшаяся одним из семи чудес света (колосс Родосский).
  • Гемера - богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос.
  • - верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера считалась покровительницей брака. От Зевса она родила Ареса, Гебу, Гефеста и Илифию (богиню рожениц, с которой нередко отождествляли и саму Геру.
  • - сын Зевса и Майи, один из самых значимых греческих богов. Покровитель странников, ремесел, торговли, воров. Обладающий даром красноречия, Гермес покровительствовал школам и ораторам. Исполнял роль вестника богов и проводника душ умерших. Изображался, как правило, в виде молодого мужчины в простой шляпе и крылатых сандалиях, с магическим жезлом в руках. В римской мифологии отождествлялся с Меркурием.
  • - богиня домашнего очага и огня, старшая дочь Кроноса и Геи, сестра Аида, Геры, Деметры, Зевса и Посейдона. В римской мифологии ей соответствовала богиня Веста.
  • - сын Зевса и Геры, бог огня и кузнечного дела. Считался покровителем ремесленников (в особенности кузнецов). Греки изображали Гефеста широкоплечим, низкорослым и хромым чело-веком, работающим в кузнице, где он кует оружие для богов-олимпийцев и героев.
  • - мать-земля, праматерь всех богов и людей. Выйдя из Хаоса, Гея породила Урана-Небо, и от брака с ним произвела на свет титанов и чудовищ. Соответствующая Гее римская богиня-праматерь - Теллус.
  • - бог сна, сын Никты и Эреба, младший брат-близнец бога смерти Танатоса, любимец муз. Живет в Тартаре.
  • - богиня плодородия и земледелия. Дочь Кроноса и Реи, принадлежит к числу старших богов-олимпийцев. Мать богини Коры-Персефоны и бога богатства Плутоса.
  • (Вакх) - бог виноградарства и виноделия, объект целого ряда культов и мистерий. Изображался то в виде тучного пожилого мужчины, то в виде юноши с венком из виноградных листьев на голове. В римской мифологии ему соответствовал Либер (Бахус).
  • - низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях. Жизнь дриады была тесно связана с ее деревом. Если дерево погибало или было срублено, умирала и дриада.
  • — бог плодородия, сын Зевса и Персефоны. В мистериях отождествлялся с Дионисом.
  • - верховный олимпийский бог. Сын Кроноса и Реи, отец многих младших богов и людей (Геракла, Персея, Елены Троянской). Владыка гроз и громов. Как правитель мира обладал множеством различных функций. В римской мифологии Зевсу соответствовал Юпитер.
  • - бог западного ветра, брат Борея и Нота.
  • - бог плодородия, иногда отождествлявшийся с Дионисом и Загреем.
  • - богиня-покровительница рожениц (римская Луцина).
  • - бог одноименной реки в Аргосе и древнейший аргосский царь, сын Тефиды и Океана.
  • — божество великих мистерий, введенное в элевсинский культ Орфиками и связанное с Деметрой, Персефоной, Дионисом.
  • - олицетворение и богиня радуги, крылатая вестница Зевса и Геры, дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра Гарпий и Арки.
  • - демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть.
  • — титан, сын Урана и Геи, был сброщен Зевсом в Тартар
  • - титан, младший сын Геи и Урана, отец Зевса. Правил миром богов и людей и был свергнут с престола Зевсом. В римской мифологии известен как Сатурн — символ неумолимого времени.
  • — дочь богини раздора Эриды, мать харит (согласно Гесиоду). А также река Забвения в подземном царстве (Вергилий).
  • - титанида, мать Аполлона и Артемиды.
  • (Метис) - богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину.
  • - мать девяти муз, богиня памяти, дочь Урана и Геи.
  • - дочери Никты-Ночи, богини судьбы Лахесис, Клото, Атропос.
  • - бог насмешки, злословия и глупости. Сын Нюкты и Эреба, брат Гипноса.
  • - один из сыновей Гипноса, крылатый бог сновидений.
  • - богини-покровительницы искусств и наук, девять дочерей Зевса и Мнемосины.
  • - нимфы-хранительницы вод - божества рек, озер, источников, ручьев и родников.
  • - дочь Никты, богиня, олицетворявшая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами.
  • - пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества.
  • - сын Геи и Понта, кроткий морской бог.
  • - персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа.
  • - богиня Ночи, порождение Хаоса. Мать множества богов, среди которых - Гипнос, Танатос, Немесида, Мом, Керы, мойры, геспериады, Эрида.
  • - низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы и были тесно связаны с местами своего обитания. Речные нимфы именовались наядами, древесные - дриадами, горные — орестиадами, морские - нереидами. Зачастую нимфы сопровождали кого-либо из богов и богинь в качестве свиты.
  • Нот - бог южного ветра, изображался с бородой и крыльями.
  • Океан - титан, сын Геи и Урана, праотец богов моря, рек, ручьев и источников.
  • Орион — божество , сын Посейдона и океаниды Эвриалы, дочери Миноса. По другому сказанию, он произошел из оплодотворенной бычьей шкуры, зарытой на девять месяцев в землю царем Гириеем.
  • Оры (Горы) - богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды. Всего их было трое: Дике (или Астрея, богиня справедливости), Эвномия (богиня порядка и справедливости), Эйрена (богиня мира).
  • Пан - бог лесов и полей, сын Гермеса и Дриопы, козлоногий мужчина с рогами. Считался покровителем пастухов и мелкого скота. Согласно мифам, Пан изобрел свирель. В римской мифологии Пану соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).
  • Пейто - богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей.
  • Персефона - дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти. Римляне почитали Персефону под именем Прозерпины.
  • Пифон (Дельфиний) — чудовищный змей, порождение Геи. Сторожил древнее прорицалище Геи и Фемиды в Дельфах.
  • Плеяды — семь дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны. Наиболее яркие из них носят имена Атлантид, подруг Артемиды: Алкиона, Келено, Майя, Меропа, Стеропа, Тайгета, Электра. Все сестры сочетались в любовном союзе с богами, за исключением Меропы, которая стала женой Сизифа.
  • Плутон - бог подземного царства, до V века до н.э. носивший имя Аид. В дальнейшем Аид упоминается только Гомером, в остальных поздних мифах — Плутон.
  • Плутос - сын Деметры, бог, дарующий людям богатство.
  • Понт - один из древнейших греческих богов, сын Геи (рожден без отца), бог Внутреннего Моря. Является отцом Нерея, Тавманта, Форкия и его сестры-жены Кето (от Геи или Тефиды); Еврибии (от Геи; тельхинов (от Геи или Талассы); родов рыб (от Талассы.
  • - один из богов-олимпийцев, брат Зевса и Аида, властвующий над морской стихией. Посейдону были также подвластны земные недра, он повелевал бурями и землетрясениями. Изображался в виде мужчины с трезубцем в руке, обычно - в сопровождении свиты из низших морских божеств и морских животных.
  • Протей - морское божество, сын Посейдона, покровитель тюленей. Обладал даром перевоплощения и пророчества.

Греческая мифология условно делится на два больших раздела: деяния богов и приключения героев. Надо отметить, что даже, несмотря на то, что они очень часто пересекаются, грань проведена довольно чётко и заметить её в состоянии и ребёнок. Боги очень часто обращаются к героям за помощью, а герои, имея сущность полубогов или титанов, всячески выкручиваются из тех или иных ситуаций, создавая положительные стереотипы и творя добро.

Греческая мифология в именах богов

Как и всегда, на верхушке пантеона восседает бог-громовержец, который, тем не менее, не является прародителем всего сущего, но лишь наследником. В этом одна из отличительных особенностей языческих верований от монотеистических, и этим фактом явно пронизана вся греческая мифология. Боги, которые не являются творцами и созидателями, но лишь представляющие собой бессмертных существ, питающих свою силу поклонением и верой людей. Отцом и матерью всего сущего были предки родителей Зевса, Посейдона и Аида - мать-земля Гея и отец-небосвод Уранос. Они породили богов и титанов, среди которых был сильнейший - Кронос. Греческая мифология именно ему приписывает высшую власть и силу, но, тем не менее, возмужав, Зевс сверг своего отца и сам занял его трон, разделив Землю между братьями: Посейдону - водные пространства, Аиду - подземное царство, а сам стал верховным богом-громовержцем и взял в жёны Геру.

Следующей и промежуточной ступенью между богами и людьми являются различные Греческая мифология породила пегасов, сирен, минотавров, кентавров, сатиров, нимф и многих других существ, которые в той или иной мере обладали определёнными мистическими силами. К примеру, пегас - умел летать и привязывался лишь к одному человеку, а сирены обладали искусством наведения иллюзорных чар. Причём большинство этих существ в греческой мифологии было наделено разумом и сознанием, подчас куда высшим, чем у простого человека.

И тех, кто были людьми, но имел в себе хоть каплю божественной крови, именовали

героями и полубогами. Так как они, обладая силой бога-отца, тем не менее, оставались смертными и очень часто выступали против высших сил. Одним из самых ярких героев был Геракл, который прославился своими подвигами, такими как убийство гидры, Антея и так далее. Более подробно вы всегда сможете прочесть в любой книжке с пометкой «Греческая мифология». Имена таких героев, как Гектор, Парис, Ахиллес, Ясон, Орфей, Одиссей и других, не просто вошли в историю, они остались у всех на устах и по сей день, словно живые пословицы и примеры того, как нужно себя вести в той или иной ситуации.

Косвенные персонажи

Были ещё и те, кто не относился ни к богам, ни к героям. Это были обычные люди, свершившие подвиги такого масштаба, что деяния их вошли в историю и передаются из уст в уста и по сей день. Крылья Дедала и высокомерная глупость его сына Икара стали поучительной притчей. Бессмысленные и кровавые победы царя Пирра в войнах, послужили основой для поговорки «Пиррова победа», которая берёт истоки в его собственных словах: «Ещё одна такая победа и у меня не будет армии!».

Древнегреческая мифология сформировалась на юге Балканского полуострова и стала основой мировоззрения народов Средиземноморья в античности. Она оказала сильнейшее влияние на представления о мире в дохристианскую эпоху, а также стала основой многих более поздних фольклорных сюжетов.

В этой статье мы рассмотрим, кто такие боги Древней Греции, как к ним относились греки, как формировалась древнегреческая мифология и какое влияние она оказала на более поздние цивилизации.

Истоки мифологии грековя

Заселение Балкан индоевропейскими племенами - предками греков - происходило в несколько этапов. Первой волной переселенцев стали основатели микенской цивилизации , которая нам известна по археологическим данным и линейному письму Б.

Изначально высшие силы в представлении древних не имели персонификации (стихия не имела антропоморфного облика), хотя между ними были родственные связи. Были и легенды о мироздании, увязывающие богов и людей.

По мере того как переселенцы оседали на новом месте, модифицировались и их религиозные взгляды. Происходило это благодаря контактам с местным населением и событиям, которые оказывали сильное влияние на жизнь древних . В их сознании как природные явления (смена сезонов, землетрясения, извержения, наводнения), так человеческие действия (те же войны) не обходились без вмешательства или прямой воли богов, что отражено в литературных произведениях. Более того, позднейшие трактовки событий, когда уже не было в живых их участников, были основаны именно на божественной интриге (например, троянская война).

Влияние минойской культуры

Минойская цивилизация, располагавшаяся на острове Крит и ряде более мелких (Тира), была отчасти предшественником греческой. Родственниками греков минойцы не являлись. Они, судя по данным археологии, вели свое происхождение из доисторической Малой Азии со времен неолита. За время своей жизни на Крите у них сформировалась единая культура , язык (он полностью не дешифрован) и религиозные представления, основанные на материнском культе (имя Великой Богини до нас не дошло) и поклонении быку.

Государство, существовавшее на Крите, не пережило кризис Бронзового века. Климатические перемены на материковой Евразии привели к массовым миграциям с материка, которых Крит не избежал; на него стали заселяться пеласги и другие так называемые «народы моря» (так их называли в Египте), а позже - вторая волна греческих поселенцев - дорийцев. Извержение вулкана на острове Тира привело к затяжному экономическому кризису, от которого минойская цивилизация так и не оправилась.

Тем не менее религия минойцев оказала сильное влияние на таковую у переселившихся сюда греков. Остров прочно вписался в их представления о мире , там они поместили родину многих своих богов, а легенда о Минотавре (остаток от культа быка) пережила и Древнюю Грецию, и последующие эпохи.

Имена богов микенской Греции

В табличках, написанных линейным письмом Б, удалось прочесть имена некоторых богов. Они известны нам и по более поздним надписям, уже классическим. Трудность в прочтении этих табличек была в том, что само письмо было заимствован о (как и все буквенные системы) из минойского, которое, в свою очередь, явилось развитием старых иероглифических знаков. Сперва письмом стали пользоваться жившие в Кноссе выходцы из материковой Греции, а затем оно распространилось и на материк. Использовалось оно чаще всего в хозяйственных целях.

По своей структуре письмо было слоговым. Поэтому имена богов ниже будут даны именно в таком варианте.

Неизвестно, насколько эти божества были персонифицированы. Жреческая прослойка в микенский период существовала, этот факт известен из письменных источников. Но некоторые обстоятельства наводят на размышления. Например, имя Зевса встречается в двух вариантах - di-wi-o-jo и di-wi-o-ja - как в мужском, так и в женском роде. Сам корень слова - «див» - имеет значения божества вообще, что можно видеть в параллельных понятиях в других индоевропейских языках — вспомнить хотя бы иранских дэвов.

В эту эпоху уходят и представления о сотворении мира из Мглы и Хаоса, которые породили небо (Уран) и землю (Гея), а также мрак, бездну, любовь, ночь. В более поздних верованиях каких-то развитых культов этих богов и титанов мы не видим - все сюжеты с ними сохранились в виде мифов о мироздании.

Догреческие культы материковой Греции

Нельзя не отметить то, что ряд сфер жизни древних греков, которые мы приписываем им, не являются греческими по происхождению. Это относится и к культам, которые «контролировали» эти сферы. Все они принадлежали раньше народам, которые жили здесь до первой волны греческих переселенцев-ахейцев. Это были как минойцы, так и пеласги, жители Кикладских островов и анатолийцы.

Определенно к догреческим проявлениям культа следует отнести персонификацию моря как стихии и связанные с морем понятия (слово θάλασσα имеет, скорее всего, пеласгское происхождение). Сюда же следует отнести культ оливкового дерева .

Наконец, часть божеств имела изначально внешнее происхождение. Так, Адонис пришел в Грецию от финикийцев и других семитских народов.

Все это существовало у народов, живших в восточном средиземноморье до греков, и было перенято ими вместе с рядом божеств. Ахейцы были народом с континента и не возделывали оливу, равно как и не обладали искусством мореплавания.

Греческая мифология классического периода

Вслед за микенским периодом следует упадок цивилизации, который связан с нашествием северных греческих племен - дорийцев. После этого наступает период Темных веков - так его назвали ввиду отсутствия письменных источников на греческом, датируемых тем периодом. Когда появилась новая греческая письменность, она не имела ничего общего с линейным письмом Б, а произошла самостоятельно из финикийского алфавита .

Зато в это время сформировались в единое целое мифологические представления греков, что нашло свое отражение в главном источнике тех времен - поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Эти представления не были совсем монолитными: существовали альтернативные толкования и варианты, и они развивались и дополнялись в более поздние времена, даже когда Греция была под властью Римской империи.

Боги Древней Греции




Гомер в своих поэмах не разъясняет, откуда взялись боги и герои его произведений: из этого можно сделать вывод, что грекам они были известны. События, изложенные Гомером, а также сюжеты других мифов (о Минотавре, Геракле, и др.) считались ими историческими событиями, где действия богов и людей тесно переплетены.

Древнегреческие боги

Богов Древней Греции полисного периода можно поделить на несколько категорий. Сами греки делили потусторонний мир в зависимости от «актуальности» того или иного бога на текущий момент, сферы его влияния, а также его статуса среди других богов.

Три поколения богов

Мир, по мнению греков, возник из Мглы и Хаоса, которые породили первое поколение богов - Гею, Урана, Никту, Эреба и Эроса. В классический период они воспринимались как нечто абстрактное, а потому каких-то развитых культов у них не существовало. Тем не менее их присутствие не отрицалось. Так, Гея (земля) являлась хтонической силой, древней и неукротимой, Эрос в главном источнике тех времен - воплощением физической любви, Уран представлял небо.

Вторым поколением богов были титаны. Их было множество, и часть из них стала прародителями людей и других богов. Из самых известных титанов можно отметить таких как:

  • Кронос - отец олимпийских богов;
  • Рея - мать олимпийских богов;
  • Прометей - давший людям огонь;
  • Атлант - держащий небо;
  • Фемида - дарующая правосудие.

Третье поколение - это боги Олимпа. Именно их и почитали греки, храмы этих богов ставили в городах, именно они являются главными героями многих мифов. Олимпийские боги также приняли на себя ряд функций более старых богов: так, изначально богом Солнца являлся Гелиос, а позже его сблизили с Аполлоном. Из-за такого дублирования функций часто трудно дать «сканвордное» краткое определение греческого бога. Так, богом врачевания можно назвать как Аполлона, так и Асклепия, а богиней победы как Афину, так и ее спутницу Нику.

По легенде, олимпийские боги победили титанов в десятилетней битве, и теперь верховенствуют над людьми. Они имеют разное происхождение, и даже их списки разнятся у разных авторов. Но о самых влиятельных из них мы расскажем.

Олимпийские боги

Представим олимпийских богов в такой таблице:

Греческое имя Принятое в литературе Чему покровительствует Родители Кем приходится Зевсу
Ζεύς Зевс гром и молния, верховный бог Кронос и Рея
Ἥρα Гера брак и семья Кронос и Рея сестра и жена
Ποσειδῶν Посейдон главный морской бог Кронос и Рея брат
Ἀΐδης Аид покровитель Царства Мертвых Кронос и Рея брат
Δημήτηρ Деметра земледелие и плодородие Кронос и Рея сестра
Ἑστία Гестия домашний очаг и священный огонь Кронос и Рея сестра
Ἀθηνᾶ Афина мудрость, правда, военная стратегия, наука, ремесло, города Зевс и титанида Метида дочь
Περσεφόνη Персефона жена Аида, покровительница весны Зевс и Деметра дочь
Ἀφροδίτη Афродита любовь и красота Уран (точнее, морская пена, которая образовалась после того, как Кронос оскопил Урана и выкинул отрезанное в море) тетка
Ἥφαιστος Гефест кузнечное дело, строительство, изобретательство Зевс и Гера сын
Ἀπόλλων Аполлон свет, искусство, врачевание Зевс и титанида Лето сын
Ἄρης Арес война Зевс и Гера сын
Ἄρτεμις Артемида охота, плодородие, целомудрие Зевс и Лето, сестра Аполлона дочь
Διόνυσος Дионис виноградарство, виноделие, религиозный экстаз Зевс и Семела (смертная женщина) дочь
Ἑρμῆς Гермес ловкость, воровство, торговля Зевс и нимфа Майя сын

Сведения, указанные в четвертой графе, неоднозначны. В разных регионах Греции существовали различные версии происхождения олимпийцев, не являющихся детьми Кроноса и Реи.

Олимпийские боги имели наиболее развитые культы. Им устанавливали статуи, строили храмы, в их честь проводили праздники.

Местом обитания олимпийских богов считался горный массив Олимп в Фессалии, самый высокий в Греции.

Второстепенные боги и богини

Они были младшим поколением богов и тоже имели разное происхождение. Чаще всего такие боги находились в подчинении более старших и исполняли какую-либо выделенную их функцию. Вот некоторые из них:

Это отдельная категория почитаемых объектов греческой мифологии. Они являются героями мифов и представляют собой людей полубожественного происхождения. Они обладают сверхспособностями, но, как и люди, смертны. Герои являются излюбленными персонажами рисунков на древнегреческих вазах.

Из всех героев бессмертия удостоились лишь Асклепий, Геракл и Полидевк. Первый был возведен в ранг богов за то, что превзошел всех в искусстве врачевания и дал свое знание людям. Геракл, по одной из версий, получил бессмертие благодаря тому, что пил молоко Геры, с которой потом враждовал. По другой - это был результат договора о десяти подвигах (в итоге он совершил двенадцать).

Полидевк и Кастор (близнецы-диоскуры) были сыновьями Зевса и Леды. Зевс дал бессмертие только первому, потому что второй к тому времени погиб. Но Полидевк поделил бессмертие с братом, и с тех пор считалось, что день братья лежат в гробнице, а второй проводят на Олимпе.

Из других героев следует отметить таких, как:

  • Одиссей, царь Итаки, участник троянской войны и скиталец;
  • Ахиллес, герой той же войны, имевший одно уязвимое место - пятку;
  • Персей, победитель Медузы Горгоны;
  • Ясон, предводитель аргонавтов;
  • Орфей, музыкант, спустившийся к умершей жене в подземное царство;
  • Тесей, совершивший визит к Минотавру.

Помимо богов, титанов и героев в верованиях греков существовали и сущности более мелкого порядка, представлявшие какое-либо место или стихию. Так, свое имя имели ветра (например, Борей - покровитель северного ветра, а Нот - южного) и морские стихии, а реки, ручьи, острова и другие природные объекты находились во власти обитавших там нимф.

Сверхъестественные существа

Регулярно появляются в мифах и поэмах. Вот некоторые из них:

  • Горгона Медуза;
  • Минотавр;
  • Василиск;
  • Сирены;
  • Грифоны;
  • Кентавры;
  • Цербер;
  • Сцилла и Харибда;
  • Сатиры;
  • Ехидна;
  • Гарпии.

Роль богов для греков

Сами греки не считали богов чем-то далеким и абсолютным. Они даже не были всевластны. Во-первых, каждый из них имел свою область деятельности, во-вторых, они спорили между собой и людьми, и далеко не всегда победа была на стороне первых. Боги и люди были связаны общим происхождением, и люди считали богов превосходящими их в силе и способностях, отсюда поклонение и своеобразная этика отношения к богам: их нельзя было гневить и гордиться победами над ними.

Иллюстрацией к последнему являлась судьба Аякса, спасшийся от гнева Посейдона, но последний таки догнал его и разбил скалу, к которой тот прицепился. А также символично описание судьбы Арахны, которая превзошла Афину в искусстве ткачества и была превращена в паука.

Но и боги, и люди были подвластны судьбе, которая олицетворялась тремя Мойрами, плетущими нить судьбы каждому смертному и бессмертному. Этот образ идет еще из индоевропейского прошлого и тождественен славянским Рожаницам и германским Норнам. У римлян судьба представлена Фатумом.

Их происхождение теряется, в древности существовали разные легенды о том, как они родились.

В более позднее время, когда стала развиваться греческая философия, понятия о том, что же управляет миром, стали развиваться именно в направлении некоего высшего мира, который властен над всем. Сперва Платон изложил теорию идей, затем его ученик, Аристотель, обосновал бытие некоего единого божества. Развитие подобных теорий подготовило почву для распространения христианства позже.

Влияние греческой мифологии на римскую

Римская республика, а затем империя, поглотила Грецию достаточно рано, во II веке до нашей эры. Но Греция не только избежала участи других завоеванных территорий, подвергшихся романизации (Испания, Галлия), но и стала своеобразным эталоном культуры. В латинский язык были заимствованы некоторые греческие буквы, словари пополнялись греческими словами, а само владение греческим считалось признаком человека образованного.

Неизбежным было и доминирование греческой мифологии - она тесно переплелась с римской, и римская стала как бы ее продолжением. Римские боги, имевшие свою историю и особенности культа, стали аналогами греческих. Так, Зевс стал аналогом Юпитера, Гера - Юноны, а Афина - Минервы. Вот еще несколько богов:

  • Геракл - Геркулес;
  • Афродита - Венера;
  • Гефест - Вулкан;
  • Церера - Деметра;
  • Веста - Гестия;
  • Гермес - Меркурий;
  • Артемида - Диана.

Под греческие образцы подводилась и мифология. Так, изначальным богом любви в греческой мифологии (точнее, олицетворением самой любви) был Эрос - у римлян ему соответствовал Амур. Легенду об основании Рима «привязали» к троянской войне, куда ввели героя Энея, ставшего предком жителей Лацио. То же самое касается и других мифических персонажей.

Древнегреческая мифология: влияние на культуру

Последние последователи культа древнегреческих богов жили в Византии еще в первом тысячелетии нашей эры. Их называли эллинами (от слова Эллада) в противовес христианам, считавших себя ромеями (наследниками Римской империи). В X веке греческий политеизм был окончательно искоренен.

Но мифы и легенды Древней Греции не умерли. Они стали основой многих фольклорных сюжетов средневековья, причем в совершенно далеких друг от друга странах: так, сюжет про Амура и Психею стал основой сказки о красавице и чудовище, в российском корпусе представленной как «Аленький цветочек». В средневековых книгах не являются редкостью картинки с сюжетами из мифологии греков — от европейских до русских (во всяком случае, в Лицевом Своде Ивана Грозного они есть).

С греческими богами ассоциировались все представления европейцев о дохристианской эпохе. Так, действие трагедии Шекспира «Король Лир» отнесено в дохристианское время, и хотя в это время на территории Британских островов жили кельты и стояли римские гарнизоны, в качестве богов упоминаются именно греческие.

Наконец, греческая мифология стала источником сюжетов для произведений художников, причем долгое время именно сюжет из греческой мифологии (или, как вариант, Библии) должен был быть темой экзаменационного полотна на выпуске из Академии художеств в Российской империи. Нарушившие эту традицию будущие члены товарищества передвижников стали знамениты.

Именами греческих богов и их римских аналогов называют небесные тела, новые виды микроскопических существ, а некоторые понятия прочно вошли в лексикон далеких от греческой мифологии граждан. Так, вдохновение к новому делу описывается как схождение музы («чего-то муза не приходит»); бардак в доме именуется хаосом (даже есть просторечный вариант с ударением на втором слоге), а уязвимое место называют ахиллесовой пятой не знающие, кто такой Ахиллес.