Понятие и идеология эпохи возрождения. Общая характеристика полит идеологии возрождения Общая характеристика политической идеологии возрождения 15 16

В эпоху Возрождения и Реформации утвердились новые стандарты человеческого бытия, основанные на идее самоценности личности, признания достоинства и независимости каждого человека, создание условий для ее свободного развития, В этот период формировались духовные предпосылки для становления буржуазного общества. Важное значение в развитии политической мысли позднего средневековья имели произведения Н. Макиавелли с его рационалистическим подходом к политической деятельности, Же. Бодена, который создал светскую концепцию государственного суверенитета, социалистов-утопистов с их стремлением к идеалу гармоничного общества абсолютной справедливости. Настоящим переворотом в религиозно-политической жизни стали идеи великих реформаторов церкви Г. Лютера, Т. Мюнцера и Же. Кальвина. Европейский гуманизм, который сформировался в средневековой Европе, оказал определяющее влияние на развитие украинской общественно-политической мысли. Труда С. Ореховского, И. Вышенского и других отечественных мыслителей стали основой развития государственно-правовой мысли в Украине.

Особенности идеологии и миропонимания эпохи Возрождения и Реформации

Культура Возрождения зародилась в итальянских городах-государствах в XIV в. и уже в конце XV в. распространилась на другие страны Западной Европы. ее основу составлял гуманизм, представители которого стремились заменить средневековое традиционное исследование текстов Библии, постановлений церковных Соборов и трудов отцов церкви развитием светских наук и образования, изучением человека, его психологии и морали. В это время происходило возвращение к основам античного мировосприятия, за которого наука не была и не могла быть служанкой церкви.

Основным принципом научных исследований этого периода стал анализ проблемы человека, его ценностного отношения к окружающей действительности. Эпоха Возрождения характеризовалась радикальной перестройкой социально-политической и духовной жизни. Политическое знание выделилось в автономный направление, общественно-политические проблемы нашли всестороннее отражение в гуманистической литературе и обусловили сдвиги в системе политико-правового мышления.

В XIV-XV в. свой вклад в развитие политической идеологии сделали: Ян Гус, призывая ликвидировать привилегии священнослужителей; чашники (утраквісти), которые поддерживали Яна Гуса и требовали свободы проповеди слова Божьего; табориты, которые осуждали аристократические привилегии, сословное разграничение, смертную казнь; міленарії с их мечтами о Царстве Божьем на земле, где будут воплощены идеи справедливости, равенства, свободы и братства первоначального христианского коммунизма и отменена частная собственность.

В эпоху Возрождения средневековый аскетизм уступил культа человека, его интересам и потребностям; божественное уступило естественном, человеческом, то есть гуманизма, который на то время охватил лишь политико-правовую мысль части общества, преимущественно жителей города. Основоположником гуманизма был итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374). Его идеи подхватили К. Салутаті и Л. Бруни (Аретино), которые отстаивали всестороннее развитие личности, отрицали тиранию. Л. Бруни создал теорию республиканизма - самого справедливого, по его мнению, устройства общества, что является основным условием реализации свободы воли как свободы личности. В XV в. политическую идеологию раннего гуманизма развивали М. Пальмиеро, Л. Валла, Л. Альберти, А. Рінуччіні и другие итальянские мыслители. Под влиянием республиканских идеалов они подняли проблемы свободы личности как гражданской свободы, политического права избирать и быть избранным во властные структуры, равенства граждан перед законом, признание необходимости существования представительных органов, исполнительной системы и авторитета суда.

Политическая деятельность гуманистов является начальным этапом генезиса государственно доктрины ранньобуржуазного образца. Учитывая то, что политико-правовая мысль этого периода осветила новые аспекты проблемы человека и общества, мыслители Возрождения сквозь призму этики очертили вопросы политической активности. Кроме этого, было возбуждено проблему свободы в концепции максимальных возможностей человека в государственной сфере. Это означало отход от средневекового мировоззрения и начало формирования естественно-исторических представлений о государстве. Проблемы формирования государства, ее типологических характеристик вызвали политические дискуссии гуманистов конца XIV - начала XV вв. В это время появилась концепция флорентийского республиканизма. Появление монархических концепций узаконювала абсолютистские тенденции североитальянских государств.

В XVI в. некоторые страны Западной и Центральной Европы охватило массовое движение против католической церкви, который вошел в историю под названием Реформация (лат. reformatio - преобразование). Широкого размаха процессы Реформации получили в Германии. Протестантизм уже сформировавшийся реанимировал раннехристианские политические идеи. Реформация враждебно относилась к государственной власти, критическими были взгляды его идеологов и на право. По их мнению, христианам право не нужно, они руководствуются заповедями Христа. Такой радикальный подход был несовместим с практикой усиления государственной власти в XVI ст., поэтому идеологи Реформации пытались все же примириться с государством и правом.

В эпоху Возрождения и Реформации приходится деятельность итальянского философа, государственного деятеля Н. Макиавелли, немецких идеологов Реформации Т. Мюнцера, М. Лютера. В жесткую полемику с М. Лютером вступил начинал христианского гуманизма Бразм Роттердамский (1469-1536). Идеалами Е. Роттердамского были просвещенная и гуманная монархическая власть, свобода и ясность духа, самоуправляющиеся городские общины, здравый смысл, сдержанность, миролюбие, простота.

К проблематике государства, права, власти обращались социалисты-утописты, которые искали ответы на вопрос, какими должны быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общей собственности для установления социальной справедливости.

Учение основателя пуританства Же. Кельвина и религиозные войны во Франции дали толчок зарождению политической идеологии кальвинистов-монархомахів (тираноборців), которая, исходя из идеи народного суверенитета и договорного происхождения власти, обосновывала право народов на сопротивление тиранам, право городских магистратов на отпор монарха-тирана. Одним из выразителей этих взглядов "третьего сословия" в XVI в. был французский юрист Ф. Готман, который доказывал, что с давних времен народ выбирал и сбрасывал своих королей и именно народу принадлежит верховная власть.

Идеи народного суверенитета, права народа на вооруженное восстание, несовместимости тирании с естественным равенством и естественной свободой вели Т. Без, Ю. Брут, Е. Де Ла Боессі, иезуиты Беллармін, Молина, Суарез и др. Они проповедовали борьбу против "неподходящего" иезуитам монарха, внедряли в своем ордене не равенство, а беспрекословное подчинение младших по состоянию старшим, свободу понимали как сплошной аморализм вплоть до оправдания любого преступления во имя славы Божьей. Юристы использовали доктрину суверенитета для защиты королевского абсолютизма. Представителем этого направления был французский мыслитель Ж. Потому дэн.

Анализ проблемы "идеального государства" в литературе XIV-XV вв. показывает, что гуманисты, следуя политическую философию Аристотеля, опирались на учение о множественности теоретических форм государства. Республику и монархию они считали лучшими теоретическими моделями из реально существующих на то время. Идеологически ведущей была концепция гармонизации рационально постигнутой действительности с соответствующим политическим идеалом. Итак, наметился отход от абстрактного идеала к формированию представлений о государстве как целостное политическое образование.

Исследование проблем происхождения и сущности государства мыслители эпохи Возрождения обосновывали в этическом, социально-категориальном и политическом смысле. Государство начали признавать как политическое объединение. Новые тенденции мировосприятия дали возможность происхождения государства и права и их назначение отразить в аспекте естественно-правовых идей. В то же время проблемы права было універсалізовано, поднят над локальными, что позволило рассматривать государство как гармоничное явление. Следовательно, государственно-правовая мысль этого периода начала сосредотачиваться на изучении конкретных государств. Возрос интерес к вопросам морали, что свидетельствовало о начале процесса пересмотра ценностей, который обусловил социальные изменения.

Политико-правовая мысль Возрождения и Реформации формировалась на основе разработки реалистичной по направлению и рациональной по содержанию политики. Для государственно-правовых учений этой эпохи характерны отказ от схоластики, использования опыта и эмпирических методов исследования, критическое отношение к религиозным доктринам и даже их просмотр, интерес к научного потенциала античности. Важными элементами развития общественной мысли этого периода является гуманизм, признание ценности земного бытия личности и самоценности человека, появление первых ростков теории прав человека, определения ее главного предназначения - быть активным началом в обществе, государстве, мире. Благодаря рационалистическому методу в основе мировоззренческих конструкций наметились прогрессивные идеи, которые опередили свое время: защита прав индивида, равенство перед законом, правление на основе закона.

Политические и правовые учения в Западной Европе в период возрождения и реформации (14-16века).

Основные направления полит мысли и борьба между ними в период образования Русского централизованного гос-ва (14016 века). Стяжатели и не стяжатели, теория ʼʼМосква – 3й Римʼʼ.

Основная проблема в данный период (15й век) – проблема собственности. Церковь становится крупным собственником, возникает проблема отношения гос-ва к частной собственности церквей и монастырей. Права на движимое и недвижимое им-во возникли в связи с появлением направления ʼʼстяжатели и не стяжателиʼʼ. Стяжатели выступали за богатство, за накопление, они допускали реорганизацию церковной жизни, но не радикальную. Нестяжатели – реорганизация церковной структуры, секуляризацию церковных земель ʼʼвласть убеждает, церковь принуждаетʼʼ. Основатель нестяжания – Нил Сорский (1433 – 1508 годы жизни). Он был противником существующей монастырской орг-ции. Организовал на реке Соре собственный скип в болотистой местности, он был сторонником идеи первохристиан, естественного права. Каждому человеку присущи 8 страстей: чревообъедение, прелюбодеяние, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость и.. . человеку от природы эти страсти не присущи, они приобретены в об-ве, задача праведного человека – преодоление этих стяжательских пороков, лучшее место для этого – скип – первохристианская община.

1503 год – на церковном соборе Иван 3 принял попытку поддержать Нила Сорского, но идея развития и поддержки не получила.

Нил Сорский – полная автономия властей, церкви должна принадлежать только религиозная сфера. Она должна действовать только методами убеждения. Насилие непреемлемо даже в отношении еретиков. Ни церковь, ни гос-во не должны престледовать человека за идеи.

1490 год – церковный собор – Нил С не допустил наказаний еретикам. Саму смертную казнь за вероотступничество считал отступлением от самих церковных догматов. Поведение человека должно диктоваться его моральными принципами, а это возможно только при наличии свободной воли.

Вассиан Патрекеев (насильственно пострижен за антиправительственный заговор) – последователь НС. Был сторонником греческого учёного Эмфидокла, его учение относится к первоначальному стихийному материализму. В корне всœего лежит комбинация 4х стихий: земля, вода, воздух, огонь. Он считал, что мир сотворён не богом, а в базе – 4 стихии. Отсюда он делает вывод: он не считает Христа сыном Бога, а считает простым человеком, создавшим учение. Он выступает против существующих церквей, монастырей и пр., потому что об этом ничего не сказано в Евангелие. В 1509 году он был возвращён из ссылки, приближен в Василию 3, поскольку последнего привлекала идея секуляризации церковных земель. Но между ними произошл личный конфликт.

Феодосий Косой – холоп, принявший постриᴦ. Наиболее революционно трактовал идеи нестяжателœей. Отрицал божественность Христа͵ отвергал бессмертие души, отвергал церковную организацию, требовал уничтожить всœе виды эксплуатации в обществе. Выступал за полное соц освобождение человека. Считал, что нужно создать общую коллективную собственность. Его взгляды часто оценавают как первую русскую соц утопию.

Иосиф Володский – 1439 – 1515. С 20ти лет принял постриᴦ. Стяжатель. В 40 лет основал Волколамский монастырь. Его деятельность приходится на врем борьбы с монголо-татарами. В период Золотой Орды важно было сохранить веру. Церковь была заинтересована в объединœении гос-ва. К секуляризации церковных земель относился отрицательно. Стяжание или богатство монастыря- должно идти на милостыню и добрые дела. ʼʼСтяжание монастыря, нестяжание отдельного монахаʼʼ. ʼʼСимфония властейʼʼ - совмещение властей, идущих к одной цели (гос и церкви). Он был последовательным сторонником уг наказания еретиков. На соборе 1509 года победила его позиция, когда к еретикам назначили смертную казнь. Гос-во должно воздерживаться от покушения на церковную собственность, потому что церковная власть – опора княжеской. Говоря о статусе церкви в гос-ве, он определяет основные права церкви: наличие земельной собственности, движимого им-ва, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нужно для строительства храмов, их содержания, помощи нуждающимся. Обязанности церкви по отношению к гос-ву – поддержка законной власти, но если гос-во не заботится, то граждане могут оказать противодействие. власть должна носить наследственный хар-р.
Размещено на реф.рф
Уделяет большое внимание нравственному облику правителя: ʼʼправитель, предпочтённый от Бога, но по естеству равен всœем людямʼʼ. В случае если божественный хар-р власти нарушается, то возможно сопротивление власти. Различия между гос и божественными законами – почти не делает, потому что их общий источник – э то божественная воля. Между гос и божественными законами проводится различие, но всœе законы должны приниматься на базе божественных книᴦ. Иногда стяжателœей называют ʼʼИосифлянеʼʼ. Володский допускает критику гос-ва, он допускает сопротивление, чётко определяет точки взаимодействия церкви и гос-ва.

Теория ʼʼМосква – 3й Римʼʼ - монах Псково-Елизарова монастыря Пилахей. Стала официальной идеологией гос-ва. К этому времени (15 век) произошло падение Константинополя, к 16му веку Россия избавилась от Золотой Орды. Появляется тезис о церкви и гос-ве, как о едином целом. Москва становится преемницей Византии, новым христианским центром. ʼʼПоскольку всœе христианские царства попраны от неверных и произошло это в осуществлении древних пророчеств. 2 Рима пало, 3й стоит, 4му – не быватьʼʼ. К 17му веку исчезают положения, создавшие эту теорию.

Иван Семёнович Пересветов – при Земском соборе 1549 года (первый собор). Относительно его личности - ничего точно не установлено. ʼʼСказание о Магамет Султане и царе Константинœеʼʼ - под этими именами угадываются правители Османской империи и византийский царь. Одна из его идей – соотношение веры и правды в гос-ве. Основной его метод – аллегория с ассациативными параллелями. Сравнивает 2 гос-ва – победителœей (турки-османы) и побеждённые (византийская империя). Анализирую причины проигрыша, он приводит в пример российские жизненные реалии. Основной негативной силой в русском об-ве он считает боярское правление. Он считал, что такой институт боярского правления, как система наместничествам (бояре- судьи. Правители, полицейские и пр.) - ϶ᴛᴏ беззаконие. Беззаконие опасно не только для подданных, но и для царской власти, ибо само царёво имя обесценивается. Искоренение этих недостатков он видит в сильной центральной власти. Наряду с султаном существует совет, который он считает обязательным атрибутом любой законной власти. В состав совета входят всœе уважаемые люди. Наибольшее внимание он уделяет судебной системе, критике беззакония. Касательно неправедности суда – лжесвидетельство, лжеприсяга, рассмотрение заведомо ложных дел и пр.это так же когда боярские власти не опираясь на закон чинят обиды, потому что у них есть возможность действовать в обход закона. Говоря о сочетании справедливости, правды и веры в Бога он говорит: Бог любит не веру, а правду. Для подтверждения этого он ссылается на новый Завет, ʼʼзакон верой не уничтожается, а утверждаетсяʼʼ. Праведное поведение – повиновение закону всœех людей. Бездеятельная вера богу не нужна. Вера без дел мертва, её нужно реализовывать в системе праведных дел. В случае если вера – мёртвый груз, то и правда – мёртвый груз. Наличие и веры и справедливости по мнению Пересветова приводит к тому, что в таком гос-ве Бог прибывает и помощь свою подаёт. При этом, есть примеры расщепления веры и правды, что приводит к тому, что ʼʼЦарственный град был отмечен беяниями беззаконными, междоусобными бранями и в связи с этим был лишён божественного покровительства и в 15 в произошло его падлениеʼʼ. Праведный суд – оснвоа праведной жизни гос-ва. Требования к суду: он должен быть отделён от администрациями, для этого нужно назначать судей верховной властью, жалование назначать из казны, судебные пошлины должны идти в гос казну и должен сущесвтовать гос надзор за деятельностью судей. В 1555 году Иваном 4 система кормления была отменена, но суд от администрации не был отделён. Судебные функции продолжали принадлежать всœем чиновникам в гос-ве.

1) Общая характеристика полит идеологии возрождения

2) Учение Николы Макиавелли

3) Политико-правовые идеи Реформации

4) Учения Жана Бодена

5) Политико-правовая идеология утопического социализма.

К этому времени практически сложились современные границы.

Италия становится родиной возрождения. Она к этому периоду достигла наивысших высот в культуре и науке. Первоначально возрождение понималось как ʼʼвозрождение, возобновление духовной и культурной жизни идей античности, утраченных в эпоху средневековьяʼʼ. Сейчас - ϶ᴛᴏ комплекс существенных ист, культурных перемен, как развитие капитализма, возвышение буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, кризис католич церкви, формирование антисхоластического типа мышления, формирование гуманистической системы мировоззрения. Основная идея – гуманизм, интерес к личности. Признание самоценности, самодостаточности личности.

Первоначально учения эпохи возрождения были обличены в религиозную форму. Активно использовались идеи античности, но уже в новой трактовке – идея права и его видов и пр.

Судьба человека должна определяться не его происхождением, а его личными качествами. Происхождение гос-ва зачастую объясняется теорией общественного договора. В эпоху Возрождения постепенно начинает формироваться концепция закона и законности. Закон – как обязательный атрибут правильно устроенного гос-ва.

Одним из крупнейших представителœей эпохи возр – Никола Макиавелли – 1469 – 1527 ᴦ.ᴦ. фактический основатель буржуазной науки. Занимал пост совета десяти в качестве секретаря, в связи с этим он посœетил многие гос-ва благодаря чему приобрёл обширный опыт полит жизни. Когда была установлена тирания Медичи, он был брошен в тюрьмы и только знакомство с папой Римским спасло его, он был направлен в своё поместье, где вынужденное безделье заставило его сесть за стол, обобщить весь опыт. Он написал 3 основные работы – ʼʼгосударьʼʼ - 1512 год, ʼʼрассуждения о первой декаде Тита Ливияʼʼ – 1513-1516 год, ʼʼистория Флоренцииʼʼ – 1520 – 1525 годы. Трактовка природу гос-ва у него светская. Он рассуждает как реалист, как политик. Ни воля Бога, а соотношение полит сил в гос-ве предопределяют полит развитие гос-ва. Гос-во он именует термином ʼʼстатоʼʼ - род, положение, профессия.

Для анализа природы гос-ва он отталкивается он многих исторических фактов. Он идёт по пути сравнительного анализа многих гос-в Зап Европы, что дало право последующему поколению назвать его Ньютоном учения о гос-ве и праве. 5 базовых сил, опр-х сущность гос-ва: природа, небо, фортуна, сам человек и Боᴦ. Судьба (Фортуна) всœесильна, где ей не служат препятствием доблести человека. Фортуна отчасти определяет некоторые формы жизни людей, однако именно человеч таланты определяют судьбу. Говоря о влиянии религии, он говори, что религия хоть и возникает по воли неба, но она всё же формируется людьми. Он оценивает религию как идеологию. ʼʼХристианство воспитывает у народа смирение, формирует силу духа, язычество воспитывает силу телаʼʼ. Повторяя теорию круговорота фп, он перечисляет уже знакомые фп: он говорит о знакомых шести фп, но даёт своё объяснение круговороту фп.

1. Народ стремится не быть притеснённым

2. Аристократия стремится народ притеснить

Результат – в гос-ве преобладает одно из двух, по мнению Макиавелли. Верховная власть должна быть вручена государю или народам или аристократами исходя из того, кто воспользуется случаем для её водворения. Вражда между народом и аристократией носит личный характер.
Размещено на реф.рф
Поскольку народ стремится жить по законам, а аристократия стремится им повелœевать, в связи с этим согласие между ними не возможно. Макиавелли считает, что лучшая фп для Италии - ϶ᴛᴏ умеренная республика, чтобы эта фп стала реальностью нужно равновесие базовых соперничающих полит партий. Создаётся такая система учреждений и контроля. Экономическое выравнивание, по его мнению, легче закрепить в условиях республики. Там же, где экономическое неравенство велико, там место для монархии. Придя к власти нужно создать опору из новой знати. В правильно построенном гос-ве народ не должен быть сильно угнетён, правитель должен пользоваться поддержкой, ʼʼнарод составляет большинство и хочет немногогоʼʼ. Правителю не следует рассчитывать на больших людей, поскольку их монарх не удовлетворит их аппетиты, часть их будет недовольна.

Наиболее устойчивой считается смешанная фп, состоящая из монархии, аристократии. демократии\народной фп. Каждая из этих форм будет сдерживать другие фп. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для второго этапа развития страны, объединённой Италии, это – лучшая фп.

Проблема полит раздробленности Италии. Многие республики не смоги создать прочный полит строй, отсюда истоки его полит идеи – для создания централизованного единого гос-ва нужна диктатура правителя (сильная, централизованная власть). Единовластные гос-ва бывают смешанными, то есть, состоящие из унаследованной (уже имеющейся) территории и присоединённой тер-рии других гос-в. Государь должен идти по пути присоединœения этих новых территорий, что требует от правителя особых качеств, специальных знаний. ʼʼЗахватить проще, чем удержатьʼʼ. Успех объединœения часто зависит от сходства культур.

1. Уничтожить род прежнего правителя

Принципы объединœения страны:

1. Принадлежность к одной культуре

2. Достижение полного единовластия путём уничтожения суверенных правителœей.

Важна организация власти на новых тер-риях. 2 варианта развития власти:

1. Правление в окружении назначенных правителœем слуг (к примеру, Турция)

2. Правление в окружении представителœей других родов.

ʼʼТурцию трудно завоевать, но просто управлять. Франция – наоборот. Потому что гос-ва не знавшие свободы, которые традиционно управляются единым правителœем - ϶ᴛᴏ материал, пригодный для управления. Гос-ва же, где народ знал свободу, - это материал мало пригодный для управления. По этой причине республика хороша как результат, а не как условие объединœенияʼʼ. Во всœех случаях важна и личность правителя, который должен обладать доблестью. Лучше, кто посредством её и приобрёл власть. Государю нужно обладать многими положительными кач-вами, но при конфликте между моралью и благом гос-ва, преимущество всœегда имеет последнее. ʼʼВ душе он всœегда должен быть готов переменить направление, в случае если события примут иной оборот или в другую сторону задует ветер фортуныʼʼ. По возможности не удаляться от добра, но при нужнобности не гнушаться и зла. Общее благо ценнее морали.

Поскольку нужно создавать в Италии новую культуру, то нужно прибегать к силе. По этой причине государь должен позаботиться об армии – национальной, преданной государю. Государь должен насильно объединить феодалов.

Советы правителю:

Политик должен придерживаться принципу твёрдой власти. Правитель должен использовать любые средства, даже жестокость для достижения цели. ʼʼЧеловек, желающий во всœех отношениях быть чистым и честным неизбежно должен рано или поздно погибнуть среди нечестного большинстваʼʼ.

Правила управления гос-вом:

1. Наличие хорошего войска. Оно должно быть собственное, не наёмной ʼʼкто пренебрегает хорошим войском, рискует остаться без властиʼʼ

2. Наличие хороших законов

3. Князь должен видеть действительный порядок вещей, а не воображаемый.

4. Князь должен быть скуп скорее, нежели щедр, ибо щедрость обращается в тяжесть для народа, скупость обогащает казну.

5. Князь должен стремиться к тому, чтобы его боялись, нежели любили. Любовь непостоянна, она уступает место другим влечениям и люди чаще оскорбляют того, кого любят, нежели того, кого боятся.

6. Самое страшное для правителя - ϶ᴛᴏ ненависть в гос-ве. 2 фактора: любовь к чужой собственности и любовь к чужим жёнами – причины ненависти.

7. Князь должен быть и человеком и зверем. У зверей должен заимствовать качества льва и лисицы, ибо лев беспомощен против сетей, а лисица беспомощна против волков. Необходимо быть лисой, чтобы рассмотреть западню, а львом, чтобы устрашать волков.

Хорошо ли правителю быть жестоким? Нет, но об-ва вынуждают его к этому, ведь расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, что тот, кто отвергает действительное ради желаемого, действует скорее во вред себе, так как стараясь исповедовать добро во всœех случаях жизни он погибнет от людей, чуждых добру.

Правильный выбор окружения – признак ума правителя. Его должны окружать люди, не боящиеся сказать правду в глаза правителю.

Многие представители католической церкви и представители полит власти осудили Макиавелли за его образ тирана-правителя. Макиавелли обвинял катол церковь в том, что она не способствует объединœению Италии, вмешиваясь и натравливая одного правителя на другого.

Цезарь Борджиа – мстительный, коварный, ʼʼкоторый из разорённых всœех им правителœей умертвил всœех, до кого смог добратьсяʼʼ. Описывая его деяния, Макиавелли не смог найти ничего, в чём он мог бы обвинить бы его, потому что всё было сделано с целью объединœения гос-ва. Борджиа, по мнению М. , был блестящий политик, чьи действия вели к объединœению Италии.

Объединœение всœех гос-в Европы шло путём применения силы. С 16 века термин ʼʼмакеавиллизмʼʼ означает, что для достижения цели в политике используются всœе средства. Это – отражение полит реальности.

Общая характеристика полит идеологии возрождения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общая характеристика полит идеологии возрождения" 2017, 2018.

Период Возрождения (XIV--XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе, вызвавшего развитие техники, светских (гуманитарных) наук, городов, торговли искусства. В противовес идеологии средневекового аскетизма (отречения от земных радостей во имя райской жизни в загробном мире) идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманистические (человеческие) ценности: стремление к земному благополучию, право человека на свободное развитие и проявление творческих способностей и т.д. Гуманизм возродил интерес к античной древности, когда человеческая природа не толковалась как средоточие греховности, какой она представлялась религиозным схоластам Средневековья.

Родиной Возрождения, или Ренессанса, была Италия. Здесь наряду с развитием светской литературы и искусства формировалась и политическая мысль, защищавшая интересы буржуазии и новый общественный строй. Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной политической науки был Никколо Макиавелли (1469--1527). В сочинении "Государь" и других книгах он противопоставлял теологической (религиозной) концепции теорию светского (нерелигиозного) государства, возникновение которого определял потребностью в обуздании эгоистической натуры человека, присущего ему стремления к власти и собственности, ненависти, злобы и коварства. Одна из главных функций государства -- защита частной собственности. Правитель должен избегать посягательства на имущество подданных, ибо это неизбежно вызовет их ненависть. Макиавелли впервые обращает внимание на политическую субъективность народа, т.е. на его способность влиять на власть, считая его честнее и рассудительнее государя. По его мнению, народ нередко ошибается в общих вопросах, но гораздо реже в частных.

Наилучшей формой государственного правления мыслитель считал республику. Именно в ней могут быть обеспечены порядок и свобода, сочетание общих и частных интересов. Но если народ не готов к такой форме правления, то воспитать в нем республиканский дух должно государство с сильным правлением.

Для достижения этой цели он считал пригодными все способы, в том числе и аморальные: подкуп, насилие, обман, убийство. Правитель всегда будет оправдан, если результаты его политики окажутся хорошими. Используя аморальные методы управления, государь должен стремиться делать добро, прикрываться нравственными и религиозными добродетелями. По убеждению Макиавелли, правитель, преследующий цель создания сильного централизованного государства, должен сочетать в себе качества льва и лисицы. Лев боится капканов, а лисица -- волков. Следовательно, государю надо быть подобным льву, чтобы отпугнуть волков, и лисицей, чтобы уметь обходить капканы. Впоследствии безнравственная политика стала называться "макиавеллизмом". Многие государственные и политические деятели в различных странах в своей политической деятельности использовали рекомендации Макиавелли.

Одновременно с политическими учениями, защищающими частную собственность и государство, стоящее на страже интересов эксплуататорских классов, в Западной Европе стали появляться публикации, осуждающие эту собственность и порожденную ею эксплуатацию человека человеком, критикующие возникший капиталистический строй. Первым таким произведением было сочинение англичанина Томаса Мора (1478 -- 1535) " Утопия". Изданное в 1516 г., оно по существу положило начало новому идейно-политическому течению -- утопическому социализму.

В книге сделана попытка установить связь государства с интересами эксплуататорских классов, которые используют его для своих личных выгод. Автор противопоставил существующему тогда государству государственное устройство вымышленного острова Утопия, которое носило демократический характер, предполагавший выборность должностных лиц. Основными функциями конструируемого Мором государства являлись руководство народным хозяйством и образованием, организация производства и распределения, Т. Мор и другие представители раннего периода утопического социализма (XVI --XVIII вв.), в частности Т.Кампанелла, Ж.Мелье, Морелли, Г.Мабли, предлагали заменить частную собственность, в которой они видели источник всех бед, общественной и сформировать общество с грубой уравнительностью, аскетизмом и регламентацией общественной и даже семейной жизни людей.

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном собрались имущие элементы оппозиции -- масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковных имуществ и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи. Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.

Участие в реформационном движении столь разнородных общественных сил, естественно, определило наличие в нем весьма отличающихся друг от друга политических программ, представлений о государстве, праве, законе. Тем не менее эти программы содержали и общие, характерные для всей Реформации идеи. Например, все сторонники Реформации признавали единственным источником религиозной истины Священное Писание и отвергали католическое Священное Предание. Были они согласны в том, что миряне должны «оправдываться одною верой» без посреднической роли духовенства в «спасении» верующего. Все они желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против ее зависимости от римской курии и т. д. У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483--1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации.

Один из исходных пунктов лютеровского учения -- тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается, согласно М. Лютеру, мирским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право.

В своей концепции государства М. Лютер предусмотрел, что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него богом.

В целом эволюция деятельности и учения М. Лютера происходила таким образом, что в них нарастали элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развертыванию Реформации.

Крестьянско-плебейский лагерь, который возглавил Томас Мюнцер (ок. 1490--1525), обратил реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви. Пик этой революционной борьбы -- Крестьянская война в Германии (1524--1526 гг.).

Т. Мюнцер был реалистически мыслившим революционным вождем и не предрешал в деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. в обществе, где простой трудящийся народ и впрямь окажется источником и субъектом политической власти. Во взглядах Т. Мюнцера есть зачатки республиканских идей; в известной степени эти идеи восходят к соответствующим представлениям таборитов. Отчетливо было сформулировано им требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеровской программы.

К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин (1509--1564).

Пробуржуазный характер носила произведенная Ж. Кальвином коренная реформа устройства церкви. Церковные общины стали возглавлять старшины (пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные Функции как служебные обязанности. Пресвитеры вкупе с проповедниками составляли консисторию, которая ведала всей религиозной жизнью общины. Идея подобного переустройства церкви, воспринятая в учениях о политике, в своем дальнейшем развитии явилась концептуальной базой для разработки республиканских и даже республиканско-демократических программ.

Кальвинистская идеология сыграла в истории заметную роль. Она существенно содействовала совершению первой буржуазной революции в Западной Европе -- революции в Нидерландах и утверждению в этой стране республики. На ее основе возникли республиканские партии в Англии, и прежде всего в Шотландии. Вместе с другими идейными течениями Реформации кальвинизм подготовлял тот «мыслительный материал», на почве которого в XVII--XVIII вв. сложилось классическое политико-юридическое мировоззрение буржуазии.

В 1-й пол. XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Оно стало называться Реформацией, так как в основе была перестройка взаимоотношений церкви и государства. С политической точки зрения реформация виделась её идеологам не столько в обновлении церкви и её учения, сколько в совершении социально-экономического переворота. Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Характерные идеи:

1. Признание единственным источником религиозной истины Священного Писания и отвержение католического Священного Предания;

2. Радикальное упрощение и демократизация церковного устройства.

Реформация породила третью, после православия и католицизма, ветвь христианства–протестантизм. Главное его отличие состоит в учении о непосредственной связи бога и человека. Религиозному культу отводится второстепенное место.

Никколо Макиавелли свои симпатии отдаёт единолично управляемым государствам. Государь поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его (и только его) воли. Философ отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса. Совершенно чуждо ему и представление о народе как о носителе, источнике верховной власти. В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой. По отношению к управляемым мыслитель советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (т. е. своей) власти. Макиавелли склонен считать, что подданные не очень заинтересованы в обладании правами и свободами. Он прекрасно сознаёт, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Осуществлять полное повиновение подданных государю возможно двумя способами: первый–любовь к государю, второй–страх перед ним. Жестокость допустима не только в военное, но и в мирное время. Государи находятся вне юрисдикции суда и им не стоит опасаться ответственности. Философ мало озабочен решением этических вопросов, ибо власть, политика, технология политического господства–изначально явления внеморального плана.

Мартин Лютер –немецкий теолог, стоявший у истоков Реформации. Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается мирским порядком. Его действенность связана с опорой учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов. В своей концепции государства мыслитель предусмотрел, что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Управляет разумно тот князь (монарх), который уподобляет власть не как привилегию, а отправляет её как бремя, возложенное на него богом. Идея усиления роли светской власти–её независимость от папства. Мысли о монархе как высшем руководителе национальной церкви, о духовенстве как особом сословии, призванном служить государству, освящение светской власти религиозным авторитетом–всё это способствовало насаждению культа государства.

В XVI–XVII вв. социализм стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в жизни европейского общества.

Томас Мор , автор «Утопии» и Томмазо Кампанелла , создатель «Города Солнца»–виднейшие представители утопического социализма. Эти сочинения содержат резкую критику социальных и государственно-правовых порядков современной авторам цивилизации. Предлагавшееся Т. Мором государственное правление представляло собой попытку творческого соединения позитивных черт известных к тому времени его демократической, олигархической и монархической форм. Содержание «Города Солнца» Т. Кампанеллы демонстрирует со всей очевидностью наличие у социалистов этого времени двух противоречивых начал. Верная оценка интеллектуальных, нравственных, профессиональных и прочих качеств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, сосуществует с практически полным пренебрежением к отдельной человеческой личности, его самостоятельности, инициативности, неповторимости и доминированием интересов государства.

Жан Боден –французский политический мыслитель, давший теоретическое обоснование способности королевской власти защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей. Основной труд–«Шесть книг о республике» (1576 г.). В нём раскрывается содержание этого определения. По мнению автора, суверенная государственная власть должна соблюдать определённые требования: следовать законам божественным и естественным, не вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости. Боден–убеждённейший сторонник действительно суверенной (в его трактовке–абсолютистской) монархической власти. Само право выступает целью бытия государства.

Эпоха Возрождения ознаменовалась значительной активизацией человеческой деятельности во всех сферах жизни западноевропейских стран. Наряду с выдающимися достижениями в науке и искусстве, великими географическими открытиями активно развивалась политическая жизнь. Она бурлила в итальянских городах-республиках: Генуе, Венеции, Флоренции, в столицах Англии, Франции, Нидерландов, Испании, Португалии и других европейских государств. Во многих из них решались проблемы преодоления феодальной раздробленности и становления сильных централизованных государств. Все более заявляла о себе проблема выбора такой формы государственного устройства, при которой могли бы обрести свободу и достойно существовать большинство граждан страны. Эта потребность нашла свое выражение в новых подходах к политике, в новых концепциях, каждая из которых по-своему отрицала и преодолевала еще господствующую средневековую теологическую концепцию политики и утверждала новый взгляд на политическую жизнь благодаря существенным сдвигам мировоззренческого и методологического характера.

Основания новой науки о политике заложил выдающийся политический мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527). Наука о политике - это холодная инструментальная наука, которая учит тому, как достигать результатов, а не тому, как следовать ценностям. Она вырабатывается людьми, не чувствующими себя связанными заветами и кодексами того или иного общества. Макиавелли борется с воображением как с самым опасным врагом. Он утверждает, что надо видеть вещи такими, каковы они в действительности, а не такими, какими они должны быть. Научную основу его учения составляет "правда настоящая", данная через опыт и наблюдения. О времени, в котором жил Макиавелли, говорят, что искусство там существовало, но не было науки. Благодаря трудам Н. Макиавелли схоластика вытеснялась, умирала, но зато рождалась наука.

Политика, по мнению Макиавелли, - это относительно автономная, рациональная и аналитическая сфера человеческой деятельности. Политические изменения в ней происходят не по воле божьей и по прихоти людей, а совершаются под воздействием действительного хода вещей. Политику он отделял как от морали, так и от религии. Политика основана только на опыте и силе. Цель в политике оправдывает средства, но только тогда, когда народ развращен.

Ключевым термином политической науки Макиавелли является термин "государство", политическое состояние общества. Теократическому государству Макиавелли противопоставляет самостоятельное независимое государство. Но государство не довольствуется тем, что оно самостоятельно. Оно само лишает самостоятельности все и вся, ибо государство наделено правами. Поле деятельности государства - это реальный мир, существующий в конкретных условиях места и времени. Управлять государством - значит понимать силы, движущие миром, и регулировать их. Государственный деятель - это человек, который умеет измерять эти силы, оперировать ими и подчинять их своим целям. Цель должна быть законной.


Человек, по Макиавелли, - это человек политический, активный, деятельный, разумный и одновременно эгоистичный. Макиавелли верит в человека, учит его быть человеком, познающим природу и историю, понимающим смысл своей жизни в созидании ради родины и исповедующим принцип равенства и свободы. На этой основе строится зрелая эпоха жизни человечества, по возможности освобождающая от воздействия воображения и страстей, ставящая перед собой ясную, серьезную цель, достигаемую точными средствами.

"Государю" Макиавелли суждено стать настольной книгой не только для Государя, но и для Гражданина на века, ибо природа человека и природа политики в целом остается неизменной.

Политико-правовые идеи Реформации

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось антифеодальное и антикатолическое общественное движение за "исправление" официальной доктрины римско-католической церкви.

По своей социальной базе это движение представляло собой совокупность разнообразных общественных сил, объединенных общим стремлением перестройки взаимоотношений церкви и государства, упрощения и демократизации церковного устройства, преодоления традиции толковать Священное писание как единственный источник религиозной истины. Папистская католическая традиция присвоила себе монополию на толкование Священного писания и воли самого Господа Бога. Католическая церковь исходила из невозможности прямого диалога мирян с Богом, утверждая, что самостоятельно миряне не могут выработать "правильного" теистического мировоззрения и потому нуждаются в неустанной опеке церкви. Церковь потому имеет право вести паству, не испрашивая ее согласия, так как лучше знает высшие интересы этой паствы, а это в свою очередь связано с подчинением церкви Божественной воле. На интерпретацию последней имеет право только церковь, - всякий свободный индивидуальный дискурс о Боге и Божьей воле изначально признавался кощунственно-профаническим. Никакие личные подвиги смирения и святости не ведут человека к спасению, если совершаются помимо церкви. Все это означало особый тип неравенства людей, причем в вопросе, касающемся поистине самого главного: спасения души.

Монополия церковного клира на духовно-спасительные вопросы стала вызвать растущее раздражение, завершившееся взрывом Реформации. Реформация - религиозно-политическое движение XVI в. в Европе, родившее протестантизм. Оно ознаменовалась национализацией религии, избавившейся от опеки папского престола, и новым, более независимым отношением верующих с клиром.

Основными направлениями политико-правовой идеологии Реформации были лютеранство и кальвинизм.

Немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1456) стоял у истоков реформации и был идеологом бюргерского крыла этого движения. Восстание Лютера против самоуверенных доктринеров папизма, профанированных душеспасительных практик опиралось на следующие идеи:

1. Принципиальная непознаваемость Божественной воли. Все люди равны в своем полном неведении промысла Божьего.

2. Принципиальное одиночество совести, бремя которой не на кого переложить. Этот тезис по сути излагал ненужность целого класса профессионалов, сделавших свою карьеру на великом учении спасения, "знание" которых обесценивалось.

3. Принципиальная посюсторонность и связанная с ней этика ответственной повседневности. Молчание бога, воля которого не может быть явлена в каких бы то ни было доктринальных откровениях, заставляла протестанта искать подтверждение своей избранности исключительно в успехе своих практических повседневных начинаний. Аскеза при этом не устранялась, а переносилась на мирскую жизнь. Утверждался принцип индивидуального религиозного опыта и индивидуального спасения.

Крестьянско-плебейскую оппозицию католической церкви возглавил Томас Мюнцер (1490-1525). Пик этой борьбы - Крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.).

Т. Мюнцер, выступивший против социального неравенства, засилья церкви, тем не менее отрицал лютеровское понимание светского государства, которому все подданные должны быть покорны. Политическая программа Т. Мюнцера носила ярко выраженный демократический характер. Он выступал за государство "общей пользы", где нет классовых и имущественных различий.

Ж. Кальвин (1509-1564) в трактате "Наставление в христианской вере" утверждал о божественном предопределении, что значило: происхождение и привилегии феодалов ничто; долг же каждого трудиться и быть рачительным хозяином.

Таким образом, идеи Реформации, носившие пробуржуазный характер, заложили основу для массового сознания западного человека, где он сам для себя высшая ценность и высший гарант.

Политические идеи "тираноборцев". Этьен де Ла Боэси

Идеологи Реформации с разных сторон и теоретически, и практически расшатывали основы феодального строя, несли в жизнь такие идеи, которые до сих пор являются доминантой массового сознания Запада. Основным достижением политико-юридической мысли того времени является тезис свободы мысли и совести.

Особый вклад в развитие политико-юридической теории внесли так называемые политические писатели, выражавшие интересы имущих элементов оппозиции и прежде всего дворянства. В трудах Ф. Гетмана, Юния Брута, Т. Беза, Дж. Бьюкенена обосновывалась идея суверенитета народа (феодальной знати), его верховенство даже над государем, скрепленное договором, делающим власть государя законной. Если же монарх нарушает законы, то народ имеет право сопротивляться тирании. Тираноборцы, как стали называть этих писателей, решительно выступили против институтов старой сословно-представительной системы власти в пользу единой национальной государственности. Дальше всех в своей критике абсолютной власти монархов пошел Этьен де Ла Боэси (1530-1563). В своей работе "Рассуждение о добровольном рабстве" он отвергал монархический строй как античеловеческий, антигуманный, который в свое время был навязан обманом. Причину утраты людьми своей естественной свободы он видит в том, что люди трусливы и готовы подчиниться сильной власти, что люди неоправданно благоговеют перед любой властью, в том числе и тиранической, что людям внушили авторитет власти, предварительно лишив их свободы. Основной пафос Э. де Ла Боэси заключается в том, что люди должны осознать, что живут в добровольном рабстве.

Идеологи Реформации решающим образом расшатывали феодально-церковные порядки, демократизировали политическую мысль, закладывали основу политико-юридической теории, введя в научный обиход такие понятия, как "суверенитет народа", "общественный договор", "законность государственной власти".

Ж. Боден о суверенитете государственной власти и о формах государства

В последней трети XVI в. Франция стала ареной длительной религиозной борьбы между католиками и протестантами, вылившейся в кровавую Варфоломеевскую ночь 1572 г. Ожесточенное религиозное противоборство, экономический упадок страны, недовольство феодальной аристократии высокими государственными налогами, ухудшающееся положение народных масс из-за феодальной и зарождающейся капиталистической эксплуатации создавали реальную угрозу существования самого государства.

В этот период появляются труды Жана Бодена (1530-1596), в которых автор утверждает, что только сильная королевская власть может встать над распрями, установить мир и сохранить государство. Главный труд Ж. Бодена - это "Шесть книг о республике", в котором он изложил свои взгляды на происхождение государства, на его функции, формы государственного правления, а также на другие проблемы политике-правовой жизни общества того времени.

Государство определяется им как правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала способны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства. Государство возникает независимо от воли Бога или людей под влиянием географии, климата, почвы, что сказывается на форме правления того или иного государства.

Государство - это объединение семейств. Глава семьи является прообразом государственной власти и наделяется статусом гражданина. Прочность института семьи обеспечивает прочность и стабильность самого государства. Поскольку государство - это союзная связь семейств, постольку оно руководствуется общими интересами.

Особое внимание Жан Боден обращает на то, что государственное управление носит правовой характер и соответствует национальной системе положительного права. Основной вклад Ж. Бодена в развитие политико-правовой теории заключается в постановке и решении им проблемы государственного суверенитета. Заслуга его заключается не в оперировании этим понятием, а в том, что он всесторонне разработал теорию суверенитета.

Под суверенитетом Боден понимал определенное свойство государственной власти - ее верховный характер. Речь шла о безусловной независимости государственной власти от какой бы то ни было иной, стоящей над ним или рядом с нею. "Суверенитет есть абсолютная и вечная власть Республики", - писал он. При этом республика характеризовалась им как форма государства.

Государственный суверенитет проявляется в соответствующих правах и полномочиях государства. К ним он относит: право законодательства, право объявления войны и заключения мира, назначение должностных лиц, право последнего решения, право помилования, право на послушание и верность подданных, право чеканки монет, определения веса и мер, право взимания налогов и пошлин.

Данные права не могут быть ни уступлены, ни изъяты, кроме того, никакая давность не может лишить суверена этих полномочий.

Из всех форм правления он отдавал предпочтение монархии. Демократия и аристократия рассматривались им как промежуточные ступени движения к монархии. Монархия, как никакая другая власть, отвечает требованиям суверенитета, который един, неделим, непрерывен и безусловен. Сам монарх - источник права и закона. Ж. Воден рассматривает монарха как абсолютного суверена, но абсолютность правителя при этом ограничена божественным и естественным правом, признанием права частной собственности и принципа веротерпимости Суверенитет не означает произвол власти.

Идеальной формой государства для Франции, по мнению Бодена, является королевская монархия, где суверенитет принадлежит целиком монарху, а управление страной носит аристократический и демократический характер.

Таким образом, Ж. Боден закладывал теоретический фундамент для будущих просвещенных конституционных монархий.

Политико-правовые идеи раннего социализма. Вопросы государства и права в "Утопии" Т. Мора и в книге Т. Кампанеллы "Город Солнца"

В XVI-XVII вв. заметным критическим направлением политико-правовой мысли стал европейский социализм. Яркими представителями этого антибуржуазного учения были Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1508-1639).

Всемирную известность принес Мору его трактат "Утопия" (1516) - маленькая книга, которая дала начало новому жанру литературы и название методу теоретизирования. "Утопия" Мора - продукт эпохи Ренессанса, когда люди в Западной Европе переосмысливали свои отношения не только с церковью, но с государством и друг с другом. Резко критикуя существующие порядки, государственное устройство, он взамен предлагал идеальное общество фантастического острова Утопия. Общество, которое описывает Мор, авторитарно, патриархально, иерархично, признающее и использующее институт рабства. Все в этом обществе трудятся во имя общего блага. Деньги отсутствуют, собственность общая, нет эксплуатации человека человеком; все подчиняются законам. За работающими наблюдают чиновники, которые также почитают законы и разумно управляют жизнью людей. Общественная модель государства-монастыря изначально обречена, несостоятельна. Ибо жизнь людей в прокрустово ложе экономического равенства и духовной убогости не уложить. Однако, несмотря на это, идеи утверждения общественной собственности взамен частной находили широкий отклик в общественных низах, влачащих жалкое существование и жаждущих социальной справедливости

Форма правления у Т. Мора сочетала в себя черты различных форм правления, т. е. носила смешанный характер.

В "Городе Солнца" Т. Кампанеллы много внимания уделяется детальному описанию жизнеустройства города-государства соляриев. Публичная власть складывается из трех ветвей, которые возглавляют три правителя по имени Мощь, Мудрость, Любовь. Этим правителям подчинены три начальника, каждый из которых распоряжается тремя должностными лицами. Всю управленческую пирамиду венчает верховный правитель - Метафизик, в руках которого сосредотачивается светская и духовная власть, от которой он сам может отказаться, если в обществе, на его взгляд, появился человек, превосходящий его в способностях управлять государством. Нижние этажи власти проходят процедуру избрания и зависят от народа. Вся остальная жизнь общества полностью расписана и регламентирована. В ней также нет места частной собственности, господствует принцип всеобщности труда, равенства и справедливости. Во всем царит угнетающий дух однообразия. Человек со своими индивидуальными интересами и потребностями потерян в таком обществе.

Мечтая об идеальном государстве, представители европейского социализма как бы "забывали" о человеке и всю мощь своего интеллекта направляли на то, как "разумно" управлять этим человеком с помощью государства, и тем самым закладывали теоретические основы для возникновения новой формы всеобщего рабства людей.