Современные проблемы науки и образования. Понятие необходимости и случайности

При рассмотрении категорий причины и следствия мы неоднократ-но обращались к понятиям случайности и необходимости, возможно-сти и действительности. Понятия случайности и необходимости были предметом внимания философов начиная с глубокой древности. Их трактовки изменялись, некоторые философы исключали наличие слу-чайности в природе, другие - абсолютизировали ее. В синергетике, например, понятию случайности и ее роли в самоорганизации сверх-сложных систем отводится значительное, даже определяющее место. Категории случайности и необходимости имеют большое методоло-гические значение в целом ряде научных направлений: в биологии и медицине, в правоведении и истории и т. д. Фактор случайности в практической деятельности людей не менее значим, чем необходи-мость. Но еще более важно понимать их диалектику, их противоречи-вое единство.

Необходимость вытекает из внутренней сущности вещи и определя-ется ее внутренними законами, структурой, порядком. Необходимость близка к понятию закона, она неизбежно проявляется, наступает. На-пример, неисправные тормоза с необходимостью приведут к аварии автомобиля, к столкновению pro либо с близлежащими предметами, либо с движущимися другими автомобилями, либо приведут к наезду на пешехода. Как конкретно может произойти авария, кто окажется жертвой - вопрос случайности, ибо на дороге в определенный момент может оказаться кто и что угодно. Необходимость здесь определяется внутренним состоянием автомобиля, случайность — внешними об-стоятельствами. Необходимость — то, что может произойти, то, что возможно.

Необходимость - явление внутреннего порядка, она имеет причину в самой себе, вытекает из внутренней взаимосвязи явлений. Но существует не только внутренняя, но и внешняя необходимость. Так, необходимостью является притяжение тел друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе взаимодействующих тел и обратно пропорциональной расстоянию между ними. Это внешняя необходи-мость. Случайность также может быть внутренней и внешней. Напри-мер, мутации живых организмов носят случайный характер, но они представляют собой явление внутреннего порядка, поскольку сопря-жены с перестройкой всего организма. Как же в таком случае разли-чать необходимость и случайность?

Случайность имеет свое основание не в сущности вещи, а в воздей-ствии на нее других вещей и явлений. В определении необходимости и случайности обычно опираются на категории возможности. Поэто-му она может произойти или не произойти. Случайность определяют как то, что может произойти, а может и не произойти, то, что не обя-зательно возможно. Противоположность необходимости и случайно-сти — противоположность внутреннего и внешнего. Случайность — тип связи, определяемый внешними причинами. Важно иметь в виду, что понятия внутреннего и внешнего - соотносительные. То, что является внутренним в одном отношении, внешнее в другом отношении.


На-пример, движение планет по орбитам Солнечной системы обусловле-но внутренними отношениями, связывающими эти планеты в единое целое и определяющими форму орбит, по которым они вращаются. По отношению к Солнечной системе другие космические объекты со-ставляют внешнюю среду. Но Солнечная система - элемент галакти-ки, занимает определенное место в межзвездном пространстве, и по-тому эти самые объекты — внутренний источник эволюции и планет Солнечной системы, и ближайших к ним космических тел. Поэтому и понятия случайности и необходимости соотносительные: случайное в одном отношении является необходимым в другом.

Необходимость и случайность - противоположности, но они еди-ны. Всякое явление возникает в силу внутренней необходимости, но так как его возникновение связано с множеством внешних условий, то необходимость неизбежно дополняется случайностью. Это означает, что в чистом виде не существует ни случайности, ни необходимости. Случайность — форма проявления необходимости. Открыть необходи-мость, причину, закон - значит абстрагироваться от несущественного, случайного. Но важно и другое. Исследуя уникальное явление (напри-мер, устанавливая автора произведения искусства, либо воспроизводя детали какого-либо события, либо расследуя преступление и т. д.), мы отталкиваемся от общего, необходимого, закономерного, на фоне ко-торого можно высветить индивидуальные черты, случайное, единич-ное, принадлежащее только данному автору, только данному поступку или ситуации.

На первый взгляд случайность противоречит причинности. Объяс-нение этого противоречия может быть двояким: либо случайное яв-ление не имеет причины, либо случайных явлений вообще не бывает. В действительности любое, в том числе и случайное явление, причин-но обусловлено. В понимании случайности и необходимости в XVII-веках господствовало представление, что случайности в приро-де нет — Английский философ Т. Гоббс утверждал: «Дождь, который завтра пойдет, необходим, т. е. обусловлен необходимыми причинами; но мы рассматриваем его как нечто случайное и называем его так, ибо еще не знаем причин, которые уже существуют.

Вообще случайным называется то, необходимую причину чего мы не можем усмотреть» (Гоббс Т. О теле // Избр. произв. в 2 т. Т. 1. С. 158-159). Того же мне-ния придерживается и Гольбах: «Ничто в природе не может произойти случайно; все следует определенным законам; эти законы являются лишь необходимой связью определенных следствий с причинами... Говорить о случайном сцеплении атомов, либо приписывать некото-рые следствия случайности значит говорить о неведении законов, по которым тела действуют, встречаются, соединяются, либо разъединя-ются» (Гольбах. Здравый смысл // Избранные антирелигиозные про-изведения в 2 т. Т. I.e. 35). Как видим, случайность определялась как необходимость, причина которой неизвестна. Достаточно установить причину, и случайность предстает как необходимость. Такова точка зрения механистического материализма.

Случайность изгонялась из научных теорий, она считалась второстепенным, побочным, не име-ющим принципиального значения фактором. Из отрицания случай-ности следует, что все в мире необходимо. Такая точка зрения имеет своим логическим следствием фатализм : все, что происходит, даже незначительные события, необходимы, неизбежны, являются неотъ-емлемым звеном в бесконечной цепи причинно-следственных связей. Например, герой «Театральной истории» А. Франса врач Трюбле го-ворит, что «уже в ту пору, когда солнечная система была еще только бледной туманностью... уже тогда наше существование было давным- давно обусловлено, безвозвратно предопределено, установлено раз и навсегда» (Франс А . Собр. соч. Т. 5. С. 76—77).

Фаталистическое представление оценивает как неизбежное любые события: неизбежны не только войны, революции, но и то, что у одного из руководителей нашей страны было рябое лицо, а у другого — большое родимое пятно на голове, что дочь Сталина сбежала в США и т. п. Неизбежно и то, что произойдет в будущем, и нам ничего не остается, как покорно ожи-дать приговора истории и нашей собственной судьбы. Только в начале 19 века в диалектике Гегеля , а затем и Маркса была показана связь случайности и необходимости. Энгельс подчеркивал: случайность — форма проявления необходимости, необходимость пробивает себе до-рогу сквозь толщу случайностей.

Хаос и организация. Римский император и философ Марк Аврелий Антонин писал в своем дневнике «Наедине с собой», что существуют две возможности: либо мир является огромным хаосом, либо в нем царствуют порядок и необходимость. В XX веке случайность рассма-тривается как один из важнейших факторов эволюции систем. Правда, имела место и абсолютизация случайности, связанная с отрицанием необходимости. Так, Л. Витгенштейн утверждал: «Не существует не-обходимости, по которой одно должно произойти потому, что произо-шло другое. Имеется только логическая необходимость... Вне логики все случайно» (Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. С. 90, 94).

Однако современная наука наглядно продемонстри-ровала и ошибочность высказывания Витгенштейна, и ошибочность отрицания случайности. В науке и философии XX века случайность рассматривается как один из важнейших факторов эволюции систем. Любые природные процессы имеют стохастическую составляющую и протекают в условиях той или иной неопределенности. Исследова-ние поведения сложных открытых систем с нелинейным развитием показывает, что их динамика определяется случайным выбором пути в момент бифуркации. В синергетике установлено, что случайность оказывает длящееся воздействие на систему.

Например, после того как система вышла из состояния бифуркации, ее развитие по-прежнему определяется теми же случайными воздействиями, которые она испы-тывала в состоянии бифуркации. В понятиях самоорганизации цен-тральное место начинает занимать хаос, который с древнейших времен представлялся как сугубо деструктивное начало мира. Традиционно под хаосом понимается нагромождение случайностей как альтернати-ва «организации», «порядку». Синергетика зафиксировала ситуации, когда хаос выступал как некоторое созидательное начало, конструк-тивный механизм эволюции, когда из хаоса возникает принципиально новая организация.

Возможность и действительность

В категориях возможности и действительности отражена из-менчивость, динамика бытия, тенденции его изменений. Возмож-ность выражает объективные тенденции развития, она возникает на основе закономерности, необходимости, сущностных сторон изме-няющейся вещи. Все ли возможно? «Для нас ничего невозможного нет» — внушали нам в период построения социализма и коммуниз-ма. Однако следует иметь в виду, что невозможность имеет такие же объективные предпосылки, как и возможность. Невозможность — понятие, противоречащее возможности. Понятие невозможности имеет двоякий смысл. Во-первых, невозможно то, что несовместимо с природой предмета. Невозможно, например, вырастить огурец из семени кедра.

Другой смысл понятия невозможности связан с отно-шениями категорий возможности и необходимости. Необходимость и возможность — звенья одной цепи: необходимость развивающегося предмета обусловливает возможность другого его состояния. Но по-скольку в развитии предмета существуют, как правило, много альтер-нативных возможностей, постольку выбор одной из них не является необходимым. Реализация одной возможности делает невозможной реализацию остальных. Кто из нас не испытывал сожаления о при-нятом решении, о необдуманных поступках, которые повлекли непо-правимые последствия. Зачастую невозможность существует в форме упущенной возможности. Возможность в таком случае предстает как то, что не невозможно, и одновременно то, что не необходимо. По-нятие действительности используется в двух смыслах.

Во-первых, действительность это наличное бытие, это мир, в котором мы живем, это наше сознание как образ мира. Понятие действительности отно-сится также к бытию отдельного предмета, это настоящий момент, характеризующий состояние объекта. Во-вторых, действительность определяется как реализованная возможность. В этом смысле по-нятие действительности является соотносительным с категорией возможности. Это противоположности, взаимно переходящие друг в друга. Возможность потенциальна, действительность актуальна. Возможность — понятие абстрактное и бедное в содержательном от-ношении. Действительность — понятие конкретное и богатое по со-держанию, поскольку в свой объем оно включает множество свойств, индивидуально-неповторимых черт.

Каждый предмет существует в определенной среде, создающей предпосылки для образования множества связей. Поэтому существу-ет множество возможностей, которые могут быть существенными или несущественными, случайными либб необходимыми. Решающая роль в реализации возможности принадлежит внутренним и необхо-димым связям, но условия ее реализации, хотя и имеют случайный характер, также оказывают большое, а иногда решающее влияние на ход развития. Поэтому и действительность также представляет собой единство необходимого и случайного.

Виды возможностей. Различают реальную и формальную, аб-страктную и конкретную возможности. Реальная возможность озна-чает наличие условий, при которых возможность может стать дей-ствительностью. Формальная возможность — результат случайных факторов развития. Например, формально каждый гражданин Рос-сийской Федерации может стать депутатом Государственной думы, миллиардером, иметь несколько детей и т. п. Очевидно, однако, что для большинства граждан такая возможность может и не стать дей-ствительностью.

Различие абстрактной и конкретной возможности — это различие сущности и существования, а также идеального образа предмета и его объективных, не зависящих от нашего сознания особенностей. В на-шей философской литературе зачастую отождествляются конкретная и реальная возможность, с одной стороны, и формальная и абстракт-ная — с другой. В этом случае реальная возможность определяется наличием условий ее реализации, а формальная или абстрактная воз-можность — отсутствием в данный момент условий для превращения возможности в действительность.

Для сложных систем существует, как правило, несколько альтер-нативных путей развития. В одной и той же среде могут возникать разные структуры, процесс развития может осуществляться многова-риантно, в силу чего возможны неожиданные повороты в развитии. Поэтому прогнозы — экстраполяции от наличного - могут быть не-надежными либо просто ошибочными. И тем не менее в данной сре-де возможен не любой вид эволюции, а лишь определенный спектр путей. Количественное соотношение между альтернативными воз-можностями может быть выражено математически как степень ве-роятности наступления некоторого возможного события. Человек в своей деятельности учитывает реальные возможности и создает условия для их превращения в действительность.

А Ф. Кафка

«Случайность существует лишь в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Она - отражение границ нашего познания. Борьба против случайности - всегда борьба против нас самих, борьба, в которой мы никогда не можем стать победителями.»

Вопрос о соотношении случайности и закономерности давно интересовал меня.

Основатель кибернетики Н. Винер так выразил взгляд современного естествознания на необходимость и случайность:

«… мир представляет собой некий организм, закрепленный не настолько жестко, чтобы незначительное изменение в какой – либо его части сразу же лишало его присущих ему особенностей, и не настолько свободный, чтобы всякое событие могло произойти столь же легко и просто, как и любое другое… и это вовсе не такой мир, в котором все события заранее предопределены…»

(Винер «Я – математик»)

А вот, выраженное очень простым и доступным языком, мнение любимого многими Пауло Коэльо:

«Что случилось однажды, может никогда не повториться снова. Но то, что случилось два раза, непременно случится и в третий. »

По этому поводу будет уместно привести такую довольно забавную байку:

«Приходит как-то атеист к священнику, и говорит
-Батюшка, а вот ты в Бога веришь.. а как же ты уверен что Он есть.. Доказательства есть?
Священник призадумался.. И говорит
-Ну вот например наш звонарь. Несчастный человек. Грешник, пьет и не может остановиться. Но Богу люб. Зимой с колокольни упал.. Божья благодать его в сугроб направила. Он жив остался. Это ли не чудо?
-Ну это случайность…
-Так мало того, он весной с колокольни опять упал.. И опять Божия благодать его в озеро бросила. Снова жив остался!
-Ну.. это совпадение..
Тут вбегает жена священника.. и кричит “Батюшка, наш звонарь опять с колокольни упал! На землю упал!”
Батюшка и атеист в один голос “Что? Помер?”
Жена отвечает.. “Да нет же! Чудо. Жив он!”
Священник торжествует – Ну разве это не чудо Божие.. не доказательство что Бог есть!
Атеист – Неет.. это уже закономерность.»

Вот такой материал я отыскала в инете. Возможно, он и Вам покажется любопытным и сможет изменить взгляд на многие процессы, протекающие в нашей жизни. А, быть может, кого – то подтолкнет к поискам новых ответов на волнующие вопросы.

Необходимость и случайность.

Очень часто люди задаются вопросом: каким образом происходит то или иное событие – случайно или по необходимости? Одни утверждают, что в мире господствует только случайность и нет места необходимости, другие же – что никакой случайности не существует и все происходит по необходимости.

Однако, по моему мнению нельзя однозначно ответить на этот вопрос, потому что и случайность и необходимость обладают своей долей “права” на бытие. Чтобы легче понять, что такое необходимость и случайность, ответим сначала на такой вопрос: все ли события в данных условиях обязательны, все ли они в этих условиях должны протекать именно так, а не иначе?

То явление или событие, которое при наличии определенных условий обязательно наступает, называется необходимостью. С необходимостью день следует за ночью, одно время года сменяется другим. Необходимость вытекает из сущности, внутренней природы развивающегося явления. Она постоянна, устойчива для данного явления.

В отличие от необходимости случайность не вытекает из природы данного предмета, она неустойчива, временна. Но случайность не беспричинна. Ее причина не в самом предмете, а вне его – во внешних условиях и обстоятельствах.

Необходимость и случайность диалектически взаимосвязаны. Одно и то же событие является и необходимым и случайным одновременно – необходимым в одном отношении и случайным в другом. Изолированно друг от друга, в чистом виде, необходимость и случайность не существуют.

Необходимость выступает в том или ином процессе как главное направление, тенденция развития, но эта тенденция пробивает себе дорогу через массу случайностей. Случайность дополняет необходимость, представляет форму ее проявления. За массой случайностей всегда скрывается объективная необходимость, закономерность.

Возьмем какой-либо газ, заключенный в сосуд. Молекулы этого газа находятся в постоянном беспорядочном движении, случайно сталкиваются друг с другом, а также со стенками сосуда. Несмотря на это, давление газа на все стенки одинаково, оно с необходимостью определяется физическими законами. Так за случайным движением молекул прокладывает себе путь необходимость, определяющая давление, а также температуру, плотность, теплоемкость и другие свойства газа.

Случайность служит формой проявления необходимости и в общественном развитии. Действие закона стоимости находит свое проявление в случайных колебаниях цен на рынке, складывающихся под влиянием спроса и предложения.

Иными словами случайность – это субъективно неожиданные, объективно привходящие явления, это то, что в данных условиях может быть, а может и не быть, может произойти так, а может и иначе.

Различают несколько видов случайности:

Внешняя. Она находится за пределами власти данной необходимости. Она определяется привходящими обстоятельствами. Человек наступил на арбузную корку и упал. Налицо причина падения. Но она отнюдь не вытекает из логики поступков пострадавшего. Тут имеет место внезапное вторжение в жизнь слепого случая.

Внутренняя. Данная случайность вытекает из самой природы объекта, она является как бы “завихрениями” необходимости. Случайность рассматривается как внутренняя, если ситуация рождения случайного явления описывается изнутри какого – то одного причинного ряда, а совокупное действие других причинных последовательностей описывается посредством понятия “объективные условия” осуществления основного причинного ряда.

Субъективная, то есть такая, которая возникает вследствие наличия у человека свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объективной необходимости.

Объективная. Отрицание объективной случайности ложно и вредно и с научной, и с практической точек зрения. Признавая все одинаково необходимым, человек оказывается не способным отделить существенное от несущественного, необходимое от случайного. При таком взгляде сама необходимость низводится до уровня случайности.

Итак, говоря кратко, случайное – это возможное при соответствующих условиях.

Оно противостоит закономерному как необходимому в соответствующих условиях.

Необходимость – закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Необходимость, таким образом, есть проявление, момент закономерности, и в этом смысле она есть синоним ее.

Поскольку закономерность выражает общее, существенное в явлении, постольку необходимость неотделима от существенного. Если случайное имеет причину в другом – в пересечении различных рядов причинно – следственных связей, то необходимое имеет причину в самом себе.

Необходимость, так же как и случайность, может быть внешней и внутренней, то есть порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или только для единичного объекта.

Необходимость – это существенная черта закона. Как и закон, она может быть динамической и статистической.

Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости явлений, степени детерминированности их возникновения и существования.

Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное. Почему? Потому что она реализуется только через единичное. И в этом смысле случайность соотносима с единичностью. Именно случайности оказывают влияние на ход необходимого процесса: ускоряют или замедляют его.

Итак, случайность находится в многообразных связях с необходимостью, и граница между случайностью и необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное направление развития определяет именно необходимость.

Учет диалектики необходимости и случайности – важное условие правильной практической и теоретической деятельности. Основная цель познания – выявить закономерное. В наших представлениях мир раскрывается как бесконечное многообразие вещей и событий, цветов и звуков, иных свойств и отношений. Но чтобы его понять, необходимо выявить определенный порядок. А для этого нужно проанализировать те конкретные формы случайности, в которых проявляется необходимое

Их либе жизнь и обожаю хаос… И.Бродский, «Два часа в резервуаре» Порядок и хаос. Для наглядности дам энциклопедические и словарные определения понятий порядка и хаоса. [ Хаос (CaoV) - у древних греков космогоническое понятие “зияющего” (от caskein - зиять) пространства, существовавшего раньше мироздания: материальным содержанием его были туман и мрак.

По учению орфиков, Х. и Эфир возникли из безначального времени, причем под Х. понималась глубокая бездна, в которой обитали ночь и туман. Благодаря действию времени, туман Х. от вращательного движения принял яйцевидную форму, вместив в средину себя эфир, причем от быстрого движения яйцо созрело и раскололось на две половины, из которых возникли земля и небо. Другие видели в Х. водную стихию (от cew).

По Овидию, Х. представлял собою “грубую беспорядочную громаду (moles), недвижную тяжесть, собранные в одно место разнородные начала дурно соединенных стихий”, откуда выделились земля, небо, вода, густой воздух. Кроме того под Х. подразумевали воздушное и туманное мировое пространство, помещающееся между небом и землею, а также наполненную мраком подземную зияющую бездну.

Порождениями Х. в древней (Гесиодовской) космогонии считались Эреб, Ночь и Эрот (также Мойры)

.] 1 [ Порядок, –дка, м. 1. Правильное, налаженное состояние, расположение чего–н. Держать вещи в порядке. Навести п. где–н. Привести в п. что–н.

2. Последовательный ход чего–н. Рассказать всё по порядку. П. дня (вопросы, подлежащие обсуждению на собрании, заседании). Поставить что–н. в п. дня (поставить на очередь для решения).

3. Правила, по которым совершается что–н.; существующее устройство, режим. П. выборов, голосования. Ввести новые порядки. Школьные порядки.

4. Военное построение. Боевые порядки пехоты. Двигаться походным порядком.

5. Числовая характеристика той или иной величины.

] 2 Теперь попробуем уточнить причины появления хаоса: Идеи Брюссельской школы, существенно опирающиеся на работы Пригожина, образуют новую, всеобъемлющую теорию изменений. В сильно упрощенном виде суть этой теории сводится к следующему.

Некоторые части Вселенной действительно могут действовать как механизмы. Таковы замкнутые системы, но они в лучшем случае составляют лишь малую долю физической Вселенной. Большинство же систем, представляющих для нас интерес, открыты – они обмениваются энергией или веществом (можно было бы добавить: и информацией) с окружающей средой.

К числу открытых систем, без сомнения, принадлежат биологические и социальные системы, а это означает, что любая попытка понять их в рамках механической модели заведомо обречена на провал. Кроме того, открытый характер подавляющего большинства систем во Вселенной наводит на мысль о том, что реальность отнюдь не является ареной, на которой господствует порядок, стабильность и равновесие: главенствующую роль в окружающем нас мире играют неустойчивость и неравновесность.

Если воспользоваться терминологией Пригожина, то можно сказать, что все системы содержат подсистемы, которые непрестанно флуктуируют. Иногда отдельная флуктуация или комбинация флуктуацией может стать (в результате положительной обратной связи) настолько сильной, что существовавшая прежде организация не выдержит и разрушится. В этот переломный момент (который авторы книги называют особой точкой или точкой бифуркаци) принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности или организации, который авторы называют диссипативной структурой. (Физические или химические структуры такого рода получили название диссипативных потому, что для их поддержания требуется больше энергии, чем для поддержания более простых структур, на смену которым они приходят).

Один из ключевых моментов в острых дисскусиях, развернувшихся вокруг понятия диссипативной структуры, связан с тем, что Пригожин подчеркивает возможность спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации.

Обобщая, мы можем утверждать, что в состояниях, далеких от равновесия, очень слабые возмущения, или флуктуации, могут усиливаться до гигантских волн, разрушающих сложившуюся структуру, а это проливает свет на всевозможные процессы качественного или резкого (не постепенного, не эволюционного) изменения.

Факты, обнаруженные и понятые в результате изучения сильно неравновесных состояний и нелинейных процессов, в сочетании с достаточно сложными системами, наделенными обратными связями, привели к созданию совершенно нового подхода, позволяющего установить связь фундаментальных наук с “переферийными” науками о жизни и, возможно, даже понять некоторые социальные процессы.

Попробуем сравнить хаос и порядок: В химии, как и в физике, все естественные изменения вызваны бесцельной “деятельностью” хаоса. Мы познакомились с двумя важнейшими достижениями Больцмана: он установил, каким образом хаос определяет направление изменений и как он устанавливает скорость этих изменений. Мы убедились также в том, что именно непреднамеренная и бесцельная деятельность хаоса переводит мир в состояния, характеризующиеся все большей вероятностью.

На этой основе можно объяснить не только простые физические изменения (скажем, охлаждение куска металла), но и сложные изменения, происходящие при превращениях вещества. Но вместе с тем мы обнаружили, что хаос может приводить к порядку. Если дело касается физических изменений, то под этим понимается совершение работы, в результате которой в свою очередь могут возникать сложные структуры, иногда огромного масштаба. При химических изменениях порядок также рождается из хаоса; в этом случае, однако, под порядком понимается такое расположение атомов, которое осуществляется на микроскопическом уровне.

Но при любом масштабе порядок может возникать за счет хаоса; точнее говоря, он создается локально за счет возникновения неупорядоченности где-то в ином месте. Таковы причины и движущие силы происходящих в природе изменений. Определённость и не определённость в структуре ситуаций и систем природы и общества.

Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы («Социального организма»). Рассматривая общество как систему взаимодействия людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовное начало деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни. Как бы там ни было, общество – это, прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующая между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают установленный характер, и само общество представляет как совокупность общественных отношений.

Эти отношения носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяют каждый шаг поведения человека. Однако, в конечном счете, она прямо или косвенно обуславливает основное содержание и направленность его деятельности и поведения.

Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отношений, в том числе социально классовых, национальных, семейно-бытовых и других.

Таким образом, в качестве системно-образующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения.

Заключение. Итак, главный вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, это то, что и природные системы следует рассматривать как сложные целостные системные образования, находящиеся в неразрывной связи с обществом и техническими объектами. И природа, и система «природа-общество» – сложные целостные образования, и изменение одного из компонентов обязательно вызывает цепь изменений других компонентов. И такие взаимосвязанные последовательные изменения могут привести к значительному изменению окружающей среды.

Список использованной литературы

1. Пригожий И. Переоткрытие времени //Вопросы философии.-1989. – №8.-С.3-19;2.

2. Пригожий И. Философия нестабильности//Вопросы философии.-1991.-№6.-С.46-52;

3. Пригожий И., Стэнгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986;

4. Книга Перемен (Ницзин), Соч. кит. классики, т.1. , Токио, 1966.

5. «Даодэцзин» Лаоцзы. Соч. кит, классики, т.

6. Токио, 1968. 1. Статья Н. П. Обнорсокого “Хаос” из “Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона” (1890 –1907). Статья приведена с сохранением орфографии и пунктуации оригинала.

2. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

Людей издавна интересовал вопрос о том, что в природе и жизни людей происходит обязательно, а что – нет. Эти размышления породили проблему соотношения необходимости и случайности. Необходимость – это то, что обязательно, непременно происходит в данных условиях, а случайность – это то, это может произойти, а может и не произойти в этих условиях.

Различие между необходимостью и случайностью заключается в том , что причины необходимости коренятся в сущности данного объекта, а причины случайности лежат во вне – во внешних условиях, которые складываются в основном независимо от этого объекта. Когда внутренняя и внешняя причинно-следственные связи пересекаются, то и происходит событие, являющееся случайным по отношению к данному объекту.

Например, человек шёл на работу и, переходя улицу, попал в аварию. То, что он ходил на работу, – это необходимость, а то, что он стал жертвой аварии, – случайность, поскольку неисправность тормозов и езда на красный светофор (причина аварии) возникли независимо от него.

Отрицание объективного существования случайностей ложно и методологически вредно. Признавая всё одинаково необходимым, человек не может отделить существенное от несущественного. При таком взгляде сама необходимость низводится до уровня случайности.

Если Спиноза, Гольбах и другие абсолютизировали роль необходимости, то Шопенгауэр, Ницше и другие иррационалисты считали, что в мире всё случайно и непредсказуемо.

На самом же деле в мире имеется и необходимость и случайность. Не существуют они в чистом виде, согласно диалектике, каждое явление, каждый процесс есть единство необходимости и случайности. Нет полностью необходимых или полностью случайных явлений, каждое из них содержит и момент необходимого и момент случайного. Возьмём, к примеру, такое событие, как женитьба. То, что молодой человек вступает в брак, - это необходимость, обусловленная его духовными и физиологическими потребностями. А то, что он вступает в брак именно с данной девушкой, - это уже случайность. Если бы мы признали, что и этот момент - необходимость, то вынуждены были бы заключить, что кто-то распределил, кому на ком жениться, и следит за неукоснительным исполнением этого. Ничего подобного, конечно, нет. Если бы молодому человеку не встретилась данная девушка, то он мог бы жениться на другой, не любой, а соответствующей его идеалу. Но встреча девушки, отвечающей его идеалу, дело случая и зависит от внешних обстоятельств. Когда мы рассматриваем событие в целом, то оно выступает как единство необходимости и случайности, когда же фиксируем определённое отношение, в котором рассматривается событие, то должны с полной определённостью сказать, необходим этот момент или случаен. Иначе диалектика будет заменена эклектикой – механическим соединением противоположностей.

Необходимость как закономерность объекта проявляется в его взаимодействии с внешними условиями.

Связь необходимости и случайности можно выразить двумя принципами:

1) необходимость обнаруживается только через массу случайностей,

2) случайность – это форма проявления необходимости. Например, давление газа на стенки сосуда – необходимость, но она реализуется через массу случайностей – удары отдельных молекул.

В процессе развития случайность может превращаться в необходимость. Пример – биологическая эволюция, которая есть тотальное превращение случайностей в необходимость: полезные мутации, имеющие случайный характер, накапливаются в ходе естественного отбора, становятся достоянием вида и передаются последующим поколениям.

Билет №6

    Философия Аристотеля.

По мнению Аристотеля, все вещи, процессы и явления, существуют благодаря четырем началам, или причинам.

Первая из них – формальная причина, или форма. Формой он называл сущность бытия каждой вещи.

Второе начало мира – материальная причина, или материя. Он различал первую материю – полностью неоформленную, бесструктурную массу и последнюю материю в виде 4-х стихий – воды, воздуха, огня и земли – уже слегка оформленную, возникшую из первоматерии и служащую непосредственно материалом для вещей.

Третье начало мира – целевая, или конечная, причина, отвечающая на вопрос «для чего?» Аристотель полагал, что всё в природе и обществе осуществляется ради какой-то цели. Такое мировоззрение называют телеологичным.

Четвертое первоначало Аристотель находит в движущей причине. Он отрицает самодвижение, и считает, что движущееся должно приводиться в движение только чем-то внешним. Одни тела движут другие, а перводвигателем служит Бог.

По Аристотелю , вещь обладает всеми четырьмя причинами и в деятельности человека имеются все 4 причины. Но он был не прав в том, что это относится ко всему миру и всем его процессам. Здесь Аристотель допустил антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств на тела и явления природы.

Все 4 причины, по Аристотелю, извечны. Но сводимы ли они друг к другу? Материальная причина не сводима к другим. А формальная, движущая и целевая причины сводятся, в конечном счете, к одной, и таковой триединой причиной служит Бог. Аристотель ввел такой термин как теология – учением о Боге.

МОЖНО НЕ ГОВОРИТЬ . (Таким образом, в целом учение Аристотеля это объективный идеализм и это – идеализм дуалистического толка (т.е. 2 начала материя и форма)).

ДЛЯ ОБЪЕМА МОЖНО И СКАЗАТЬ! (В своих космологических взглядах Аристотель стоял на позициях геоцетризма. Типо космос, как и Земля, имеет форму шара. Он состоит из множества оболочек, к которым прикрепляются небесные тела, ближе всего нах-ся сфера луны, потом солнца, потом планет и потом сфера звезд. Все небесные тела состоят из эфира – материи надлунных сфер; эфир – 5ая стихия, которая не существует на земле).

Свое учение о форме и материи Аристотель использовал в психологии : душа является формой по отношению к телу, оживляет его и приводит в движение. Душа – посредник между Богом и материей. Души присущи растениям, животным и людям. Душа имеет три части: вегетативную, или растительную (способность к питанию), животную, или чувственную (способность к ощущению), разумную (способность к познанию). Растения имеют только первую часть, животные – первую и вторую, человек – все три. В этом учении Аристотеля содержится глубокая догадка о ступенях эволюции свойства отражения (раздражимость – психика - сознание). Вегетативная и животная части души зависят от тела и смертны, а разумная часть души, по Аристотелю, не зависит от тела, бессмертна и связана с Богом, который есть чистый разум.

В своих гносеологических взглядах Аристотель не отрицал значения чувственного познания, более того, он правильно считал его началом всякого познания. В целом процесс познания, по Аристотелю, включает в себя следующие ступени: ощущение и чувственное восприятие, опыт, искусство, наука, которая служит вершиной познания. В учении Аристотеля впервые наметилась тенденция к пониманию единства чувственного и рационального в познании.

Основным в этико-политических взглядах Аристотеля было определение человека как общественного животного, наделённого разумом. Главное отличие человека от животного – способность к интеллектуальной жизни и приобретению добродетели. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, - писал Аристотель. Он правильно полагал, что человек от рождения не обладает добродетелями (положительными качествами), от природы ему даны лишь возможности приобрести их.

Аристотель различал интеллектуальные и этические добродетели. К первым он относил: мудрость, благоразумие, ко вторым – мужество, справедливость, щедрость, честность, великодушие. Первые добродетели приобретаются путём обучения, вторые – путём воспитания. Аристотель справедливо оспаривал мнение Сократа о том, что якобы никто, обладая знанием о добре, не станет действовать дурно. Одно дело – иметь знание о добре, другое – хотеть им пользоваться. Задача воспитания как раз заключается в переводе нравственного знания во внутреннее убеждение и в действие.

Учение Аристотеля о человеке направлено на то, чтобы личность поставить на службу государству. По его мнению, человек рождается политическим существом и носит в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Решающую роль, по Аристотелю, в политической жизни играет добродетель справедливости. Аристотель не принял «идеальное государство» Платона, отметив, что целое не может быть счастливо, если все его части несчастливы. По Аристотелю, не только человек должен служить государству, но и наоборот.

Аристотель различал три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформации первых. В хороших формах правление осуществляется в рамках закона, а в плохих – нет. Хорошими он считал монархию, аристократию; плохими – тиранию (возникшую как деформация монархии), олигархию (деформацию аристократии) и крайнюю демократию (деформацию политии).

    Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм.

У человека имеется три основных способа постижения мира – чувственное, рациональное и интуитивное познание. Исходным моментом общего познавательного процесса служит чувственное познание . Оно осуществляется с помощью анализаторов. У человека имеется 9 анализаторов. Помимо хорошо известных зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного имеются ещё температурный, кинестетический, вестибулярный и висцеральный анализаторы. Например, температурный анализатор с помощью своих рецепторов, расположенных в коже, ротовой полости и во внутренних органах, даёт информацию о температуре внешних предметов и самого организма.

Возможности чувственного отражения расширяются с помощью приборов, роль которых в познании и практике непрерывно возрастает. Существует их несколько типов. Приборы-измерители (весы, линейка) дают количественную меру тем параметрам, которые воспринимаются анализаторами, но не измеряются, так как органы чувств лишены эталона для сравнения. Приборы-усилители (очки, микроскоп, звукоусилитель) отображают объекты, не воспринимаемые или плохо воспринимаемые невооружёнными анализаторами в силу их малой чувствительности. Приборы-преобразователи (амперметр, радиометр, камера Вильсона) трансформируют воздействие объектов (например, радиоактивное излучение), для восприятия которых у человека нет органов чувств, в форму, пригодную для восприятия (чаще всего в показания по шкалам и циферблатам). Приборы-анализаторы (электрокардиограф) выявляют структуру и составные части исследуемого объекта или процесса.

Исходной формой чувственного познания служат ощущения. Примеры ощущений: красное, синее, горькое, тёплое, мягкое и т.п. Ощущение – это отражение отдельного (одного) свойства объекта. Другой форме чувственного познания – восприятию , которое представляет собой целостный образ предмета, действующего на органы чувств. Третья форма чувственного познания – представление. Оно есть след восприятия, целостный чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти после действия предмета на органы чувств. Человек обладает способностью оперировать представлениями, комбинировать их и создавать новые образы. Такая способность называется наглядно-образным мышлением, или воображением.

Второй способ постижения мира – рациональное познание . Его же именуют абстрактным мышлением, разумом, иногда интеллектом. Оно представляет собой обобщённое и опосредованное отражение бытия в форме системы понятий, обеспечивающей на основе чувственных данных раскрытие причин и законов. Базовыми формами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства какого-либо класса предметов или явлений. По степени общности (по объёму) понятия бывают менее общими, более общими, предельно общими (стол – мебель – материальный предмет). В отличие от ощущений, восприятий и представлений понятия лишены наглядности, или чувственности. Суждения и умозаключения – это формы познания, в которых движутся понятия. Чтобы правильно воспроизвести мир, необходимо так связать понятия, как связаны между собой предметы, отображаемые ими. Это происходит в суждениях и умозаключениях. Суждение – это мысль, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о чём-либо. Суждения делятся на утвердительные и отрицательные. Умозаключение – это мысль, в ходе которой из нескольких имеющихся суждений (посылок) получается новое суждение (вывод).

Умозаключения служат высшей формой рационального познания, поскольку именно с их помощью на основе имеющегося знания без обращения к чувственному опыту приобретается новое знание. Представления, понятия, суждения и умозаключения могут образовывать целостную систему знания – теорию, которая призвана описывать и объяснять некоторую сферу бытия. Понятия, выраженные в научных терминах, составляют категориальный аппарат теории, суждения образуют принципы и законы теории, умозаключения – способы обоснования знания в ней с помощью вывода, а представления служат наглядными моделями (например, модель клетки, атома и т.п.).

История европейской философии была отмечена спором между сенсуализмом и рационализмом. Сторонники сенсуализма главным и даже единственным источником знаний признавали чувственное познание. За мышлением сенсуалисты признавали лишь функцию суммирования и упорядочения чувственных данных.

Рационалисты напротив, преувеличивали, а в некоторых случаях и абсолютизировали роль разума в познании. Результаты чувственного опыта они считали либо неистинным знанием, либо поводом для настоящего познания.

С диалектической точки зрения вопрос о том, какое познание важнее – чувственное или рациональное – некорректен. Правомочен вопрос только о функциях этих двух способов познания. Совокупное знание имеет своим источником как чувственное, так и рациональное познание. Первичным из них служит чувственное познание - ощущения и восприятия. Это – единственная связь сознания с внешним миром. Без него познание вообще бы не началось. На основе чувственных данных мышление посредством умозаключений формирует новое, более глубокое знание – знание о микроструктурах, причинах, законах, не воспринимаемых в ощущениях объектах. Таким образом, чувственное и рациональное представляют собой два необходимых и дополняющих друг друга способа познания мира.

Билет №7

    Философия Древнего Китая (даосизм, конфуцианство).

Одно из 2х основных философских учений в Древнем Китае – даосизм, основателем которого был Лаоцзы. Центральное понятие этого учения – дао. Дао – это Великий Путь для Космоса, Земли и Человека. В то же время дао – это источник, корень всего существующего. Дао существует везде и во всём. Само по себе дао человеком не воспринимается, но оно воплощается в вещах, предметах, растениях, животных, людях и т.д. Таким образом, окружающий нас мир, чувственный мир – это воплощение дао, его китайцы называли “дэ”.

Дэ непосредственно воспринимается органами чувств. В целом мир – единство дао и дэ. Дао постигается не органами чувств, а разумом, мышлением. Познать Дао – значит постигнуть законы природы и научиться соответствовать им.

Даосы в глубокой древности почувствовали возможность возникновения конфликта между обществом и природой. Поэтому их главным жизненным принципом стал принцип у вэй – принцип следования дао, т.е. такого поведения, которое согласуется с природой человека и Вселенной. У вэй – это такое поведение, которое основывается на использовании естественных свойств вещей и процессов и не включает в себя насилие, повреждение природы. Это – способ жизни в согласии с миром. Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и даже гибели. Даосизм призывал к органическому слиянию с природой. Это учение оказало большое воздействие на культуру Китая, особенно на его искусство.

Если даосизм рассматривал преимущественно отношение человека ко всему миру и к природе, то второе влиятельное учение в китайской философии – конфуцианство – поставило главным предметом отношение человека к обществу, государству и семье. Основателем этого учения был Конфуций. Исходной для Конфуция была концепция «неба» и «небесного веления». С мечтой упорядочить жизнь общества Конфуций и создаёт своё учение.

Важной его частью служит представление о «благородном муже» – идеале человека – цзюнь-цзы . Последний должен обладать двумя важнейшими качествами: гуманностью и чувством долга . Он должен быть добрым и справедливым по отношению к низшим, почтительным к старшим и высшим.

Основой гуманности Конфуций считал «сяо» сыновнюю почтительность . Здесь конфуцианство опиралось на древнейший в Китае культ почитания предков. Смысл сяо в том, что почтительный сын должен всю жизнь заботиться о родителях, чтить и любить их при любых обстоятельствах.

Успех конфуцианства в большой степени был обусловлен тем, что Конфуций, мечтая «сплотить Поднебесную в одну семью», предложил распространить принципы отношений в большой сложной семье на всё общество и осуществить это с помощью ритуализированного этикета – «правил ли».

Одна из основ социального порядка, по Конфуцию, - строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, государь, - это непререкаемый авторитет для младшего, подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле и слову – это элементарная норма для младших и подчиненных, как в государстве, так и в семье. Однако это не означало, что «старшие» могли допускать произвол и несправедливость.

После смерти его основателя конфуцианство распалось на 8 школ, важное значение из которых имели две. Одна из них – школа Мэнцзы , тяготевшая к идеализму. Его нововведением был тезис об изначально доброй природе человека, которому даны Небом (врождены) человеколюбие, справедливость, благонравие, знание добра. Небо определяет судьбы людей и государства, император – сын Неба. Образование позволит человеку познать себя, Небо и служить ему. В своей концепции гуманного управления страной Мэнцзы обосновывал идею о главенствующей роли народа в обществе и подчинённой роли правителя , которого народ вправе сместить, если он не отвечает нужным требованиям.

Основатель другой школы – Сюньцзы , тяготевший к материализму, рассматривал Небо не как верховного владыку и управителя, а как совокупность естественных явлений. Сюньцзы отвергал существование мирового творца, он полагал, что возникновение и изменение всех явлений происходит согласно естественным законам по кругу и объясняется взаимодействием двух сил: положительной – «ян» и отрицательной – «инь».

Поступки людей, по Сюньцзы, не определяются небесной волей, её нет в действительности, всё зависит от самих людей. Человек же, по мнению Сюньцзы, по природе зол, он рождается завистливым и злобным; необходимо воздействовать на него с помощью воспитания и закона, и тогда он станет добродетельным.

Конфуцианство имеет сильную и слабую стороны. Последняя заключается в чрезмерной консервативности учения, препятствующей становлению новых, более целесообразных, форм жизни. Сильная же его сторона состоит в том, что оно несёт многие здоровые нравственные принципы: преданность своим семье и народу, почтительность к родителям и старшим, великодушие, правдивость, трудолюбие, человечность.

    Медицина как наука, её основные категории (норма, патология, здоровье, болезнь).

Медицина - это система знаний о взаимосвязи процессов нормальной и патологической жизнедеятельности организма и личности человека; эти знания используются для диагностики, лечения, профилактики болезней и повышения уровня здоровья людей.

Задача медицины – не давать возможности болезни превращаться в действительность.

Основные функции медицины. Изначально, в ходе зарождения медицины она выполняла 2 функции – диагностики и лечения болезней. Когда медицина стала уже развитой наукой, у неё появилась 3-я функция – профилактика (предупреждение) болезней и укрепление здоровья.

Трактовка нормы в разное время была неодинаковая.

1) В средние века под нормой понимались такие показатели организма, которые обусловлены мировым разумом. Считалось, что мировой разум служит творцом всего окружающего мира, он его гармонизирует, устанавливает во всём правильные отношения, в том числе и в организме человека.

2) В 1й половине 20 века понятие нормы изменилось: норма - такие показатели организма, которые медицинское сообщество договорилось считать нормальными, т.е. норма – это результат соглашения между медиками. А объективно (т.е. независимо от сознания врачей) норма, согласно конвенционализму, не существует.

3) Сейчас преобладающей стала диалектико-материалистическая трактовка нормы. При такой трактовке считается, что норма имеет объективный характер, а её сущность выявляется на основе диалектического закона перехода количества в качество и философской категории меры.

4) В биологии и медицине философской категории меры соответствует понятие нормы. Норма – это мера здоровья, тот интервал изменений показателей организма, который характерен для состояния здоровья. Мера это тот интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество. Когда же показатели выходят за пределы нормы, то это уже свидетельствует о том, что состояние здоровья сменилось состоянием болезни.

Практическое установление нормы является весьма сложной проблемой. Это связано, во-первых, с тем, что норма индивидуальна, и норма одного человека может совпадать, а может и не совпадать с нормой другого. И, во-вторых, норма изменчива: у одного и того же человека она может изменяться в зависимости от возраста, перенесённых заболеваний, питания, и других составляющих образа жизни.

В настоящее время пока пользуются средней для всех людей нормой. Отклонение показателя от нормы – это патология, симптом болезни.

Патология – это интервал изменений показателей организма, характерный для состояния болезни.

Жизнь существует в двух формах – в форме здоровья и форме болезни . Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Можно определить здоровье как состояние, при котором показатели организма и личности соответствуют норме. Такое определение является правильным, но слишком бедным: оно не говорит о том, в чём это состояние заключается.

Более богатое определение здоровья можно дать, если использовать мысль Маркса о том, что «болезнь есть стеснённая в своей свободе жизнь», а также принять во внимание, что способом существования человека служит деятельность. Именно через различные виды деятельности человек выполняет свои социальные функции – функции обучения, повышения квалификации, самосовершенствования; трудовые функции; родительские функции; гражданские, супружеские и дружеские функции.

С учётом сказанного, можно дать такое определение: здоровье – это такое состояние организма и личности, при котором их показатели соответствуют норме, а человек в полной мере может выполнять свои социальные функции.

Билет №8

В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взя­тых в единстве с их сущностью. На последний момент в характеристике категории действительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что "действительность есть ставшее непосредственным единство сущ­ности и существования, или внутреннего и внешнего" * . В более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях; действительность от­дельного конкретного материального объекта -это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности.

Возможность- это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.

Под возможностью понимается также то,тенденции возникнове­ния и развития чего уже имеются в действительности,но что еще не стало наличным бытием.

Если действительность есть актуальное бытие, то возможность -потенциальное бытие, это будущее,содержащееся в настоящем. В категории возможности отражаются предпосылки возникновения но­вой действительности,которые уже имеются в наличном бытии.Анто­нимом понятия возможности является понятие невозможного, т.е.таких событий и явлений, возникновение которых исключается зако­номерностями,присущими действительности.

Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности про­является в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. .Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная дей­ствительность возникла как результат реализации ранее существовав­ших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, измене­ния,развития

Реальные возможности- это такие возможности, кото­рые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта.

Абстрактные возможности - это возможности, для осуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие усло­вия; эти возможности могут появиться лишь при достижении матери­альным образованием более высокой стадии развития.

Конкретная возможность - это возможность, для осуществления которой на дан­ной стадии развития материальной системы могут сложиться соответ­ствующие условия

В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности.



Необ­ходимость- это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит)в главном так, а не иначе.

Случайность же - то,что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

Случайными в науке считаются также события, которые возникают при вариации условий. Соответственно к необходимым относятся такие события,которые вытекают из существенных связей и которые осуществляются в ста­бильных условиях

Вообще говоря, диалектическая взаимосвязь между необходимо­стью и случайностью коренится в самом процессе развития материаль­ных систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этого процесса. Каждый реально осуществив­шийся этап процесса развития той или иной материальной системы порождает целый спектр возможностей ее дальнейшего развития.По­тенциально реализация любой из этих возможностей в будущем явля­ется случайным событием. Но фактически реализуется только та возможность, для осуществления которой имеются в наличии необхо­димые условия. По отношению к этим конкретным условиям осуще­ствляющаяся возможность оказывается необходимой,хотя первоначально она была только случайной. Превращение одной из возможностей в действительность порождает новый спектр возможных путей дальнейшего развития и так до бесконечности.В таком представ­лении процесса развития одновременно происходит и превращение случайности в необходимость,и проявление необходимости сквозь массу случайностей.

87. Что такое техника? Проблемы гуманизации и гуманитаризации технического образования. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.

Техника (от греч. téchne - искусство, мастерство, умение), совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. В Т. материализованы знания и опыт, накопленные человечеством в ходе развития общественного производства. Основное назначение Т. - частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. Т. позволяет на основе познания законов природы существенно повысить эффективность трудовых усилий человека, расширить его возможности в процессе целесообразной трудовой деятельности; с её помощью рационально (комплексно) используют природные ресурсы, осваивают недра Земли, Мировой океан, воздушное и космические пространства. Нередко термин "Т." применяют также для совокупной характеристики навыков и приёмов, используемых в каком-либо деле или в искусстве (например, Т. делопроизводства, Т. танца, Т. игры на фортепиано и т. п.).

По мере развития производства и создания новых орудий труда Т. освобождает человека от выполнения различных производственных функций, связанных как с физическим, так и с умственным трудом. Т. применяется для воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследования законов развития природы и общества; передвижения и связи; сбора, хранения, обработки и передачи информации; обслуживания быта; управления обществом; обеспечения обороноспособности и ведения войны. По функциональному назначению различают Т. производственную, в том числе энергетическую, и непроизводственную - бытовую, научных исследований, образования и культуры, военную, медицинскую и др.

По масштабам применения основную часть технических средств составляет производственная Т.: машины, механизмы, инструменты, аппаратура управления машинами и технологическими процессами, производственные здания и сооружения, дороги, мосты, каналы, средства транспорта, коммуникации, связи и т. д. Наиболее активная часть производств. Т. - машины, в составе которых можно выделить несколько основных групп: технологические машины - металлообрабатывающие, строительные, горные, металлургические, сельскохозяйственные, текстильные, пищевые, бумагоделательные и др.; транспортные машины - автомобили, тепловозы, электровозы, самолёты, теплоходы и др.; транспортирующие машины - конвейеры, элеваторы, краны, подъёмники и др.; контрольно-управляющие и вычислительные машины (в том числе централизованного контроля и управления, информационные и др.); энергетические машины - электрические, двигатели внутреннего сгорания, турбины и т. д. Среди технических средств современного производства важнейшая роль принадлежит энергетической Т., служащей для получения и преобразования энергии.

Техногенному типу развития предшествовал традиционалистический. В современную эпоху он реализуется во всех регионах планеты. Современные Япония, Китай, Южная Корея, США, страны Западной и Восточной Европы принадлежат к техногенной цивилизации. Термин “техногенная цивилизация ” выражает сущностную характеристику этих обществ, поскольку в их развитии решающую роль играет постоянный поиск и применение новых технологий (как производственных, так и социального управления). Техногенные общества, возникнув, сразу же начали оказывать влияние на традиционное общество. Динамизм техногенной цивилизации контрастирует с консервативностью традиционных обществ, где виды деятельности, их средства и цели меняются очень медленно, иногда воспроизводясь на протяжении веков.

В системе базисных ценностей техногенной цивилизации долгое время господствовало понимание природы как неорганического мира, который представляет собой особое закономерно упорядоченное поле объектов, выступающее материалами и ресурсами для человеческой деятельности. Из плюсов выделим то, что техногенная цивилизация дала человечеству множество достижений, из минусов – глобальные кризисы (экологический, антропологический и др.).

Постиндустриальное общество в контексте “информационной революции” характеризует понятие информационное общество. Этот термин предложен японским теоретиком К. Коямой. Суть концепции информационного общества сводилась к тому, что к традиционному для теории постиндустриализма делению экономики на первичный, вторичный и третичный сектора был добавлен еще один – информационный сектор, который и является системообразующим для информационного общества. Информация – ключевой фактор производства, превосходящий по значимости все виды материального производства, производства энергии и услуг. Информационные технологии приводят к качественным переменам. При этом отличительной характеристикой информационного общества становится изменение характера межличностных отношений, которые оказываются все менее устойчивыми. Из трех типов связей: длительные (родственные), среднесрочные (дружеские), кратковременные контакты, доминирующее положение получают именно последние. Кроме того, в политической сфере прогнозируется ослабление роли национального государства, решительная децентрализация структур управления, распад иерархических структур управления, усиление роли этнических, религиозных и др. меньшинств. Информационные технологии приводят к качественным переменам. Происходит децентрализация и деурбанизация производства. На смену массовому производству приходит гибкое, мелкосерийное производство продукции, требующей высококвалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат. Формируется также новая культура потребления–установка на приобретение «вещей одноразового использования», укоренное обновление товаров, традиционно считавшихся «товарами длительного пользования».

Вывод: Из проведенного анализа следует, что цивилизация возникает на определенной ступени развития общества и представляет собой такой аспект человеческой деятельности, который обеспечивает самоорганизацию, саморегуляцию социального организма, осуществляемых путем регламентации взаимоотношений между социальными субъектами на основе норм, законов, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих функционирование и развитие общества.

Предельным уровнем типизации исторического процесса является мировая цивилизация. Это понятие включает в себя всю совокупность общечеловеческих достижений и ценностей, затрагивающих интересы всего человечества, безотносительно к их формационным, расовым, национальным, классовым и иным различиям.

88.Платон «Государство» (Структура и основные идеи).

Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает..., когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...”. Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала - совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия - философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

В государстве могут существовать три основные формы правления - монархия, аристократия и демократия . В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия - это власть просвещенного царя, незаконная - тирания; власть просвещенных и немногих - аристократия, власть немногих, думающих только о себе, - олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность . Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.

89.Структурная связь бытия. Целое и часть. Причина и следствие .

В разговорном языке термин «бытие» имеет три основных значения. Бытие означает объективную, существующую независимо от нашего сознания, реальность. Слово «бытие» используется для обобщения условий материальной жизни людей и общества. Наконец, бытие есть синоним другого слова - «существование». Быть - значит существовать.

В философии, некоторых других науках понятие бытия также многозначно и представляет важную мировоззренческую проблему. Понимание бытия исторически связано с той или иной ориентацией человека, социальных общностей относительно внутреннего и внешнего мира жизни людей. В зависимости от выбора, в основе которого может быть наука, религиозная вера, мистика, фантазия, практическая жизнь, и определяется бытие. Философия как наука рассматривает проблему бытия основой теории всеобщего и конкретного типа мировоззрения, главной частью метафилософии.

Структуру материального бытия можно представить единством трех элементов: микромир, макромир и мегамир. Микромир - это мир «элементарных» частиц, атомов, молекул. К макромиру относятся достаточно крупные материальные объекты. Земля, население Земли, элементы культуры общества - явления макромира. Мегамир характеризует объекты космоса.

Структуру материального бытия составляет также единство конкретных его форм (подвидов), существенно отличающихся друг от друга: бытие природы, бытие человека, бытие общества.

Бытие природы представляет существование неживой и живой природы. Оно подчиняется физическим, химическим, геологическим, биологическим и другим законам. Бытие природы - это Вселенная, космос, среда обитания человечества. Наличие Солнца и солнечной системы, одной из планет которой является Земля с ее биосферой и другими признаками, образовали совокупность условий, сделавших возможной существование живого, жизни. Представителем живого являются человек, животный и растительный мир.

Космос еще мало изучен. Многие его процессы и состояния непонятны людям, но оказывают системное воздействие на земную жизнь, на функционирование Земли как планеты. Природа Земли изучена более обстоятельно. Человечество активно использует для своей жизнедеятельности природные условия и ресурсы. Иногда природопользование приобретает хищнические, варварские формы, стимулируя возникновение и обострение экологических проблем.

Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человека как вида живого по соотношению с жизнью растений и животных. Природа человека указывает на его неотделимость от естественной природы, космоса. Еще древние мыслители сформулировали положение: человек есть микрокосм, космос в миниатюре. Ему присущи все основные, типические для природы признаки и процессы. Вне природы Земли он существовать не может. Перемещаясь в космос, человек должен воспроизвести или сохранить в основных показателях условия земной жизни: по воздуху, воде, пище, температуре и т.п. В этом плане человек выступает связующим звеном между естественной (первой) природой и искусственной (второй) природой, созданной самими людьми, их культурой.

Бытие человека осуществляется не только в мире природы, но и в обществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других видов живого. В обществе человек социализируется, то есть приобретает экономические, политические, правовые, нравственные, духовные и иные качества. Благодаря им он осуществляет общение, поведение и деятельность, участвует в воспроизводстве, распределении и потреблении материальных и духовных благ. Обладая сознанием и мировоззрением, социальными качествами, человек становится личностью. Он осмысливает окружающий мир и самого себя целенаправленно, целесообразно, активно-творчески проявляет себя, удовлетворяет потребности и интересы.

Таким образом, бытие человека есть неразрывное единство биологического, психического и социального. Действительная жизнь каждого индивида представляет функционирование и проявление его организма, нервной деятельности и социальных качеств, духовности. Единством физического и психического, телесного и духовного, биологического и социального бытие человека неповторимо, оно не наблюдается ни в каких иных предметах и явлениях бытия.

Бытие общества представляет совместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию - социальные институты, материальные и духовные блага, а также нормы и принципы, систему социальных (общественных) отношений. В обществе как обособившейся части природного бытия действуют не только всеобщие, но и общесоциологические законы, а также законы более конкретного характера. В обществе достаточно наглядно проявляется прогрессивное и регрессивное развитие.

Главным фактором поступательного продвижения общества вперед и способом жизни субъектов выступает человеческая деятельность. Деятельностный подход к познанию исторического процесса позволяет найти главные мотивы и движущие силы социального развития, определить роль и место различных субъектов в создании и использовании благ, в преобразовании самой жизни.

Бытие общества осуществляется также способом культуры: в процессе возникновения, развития и смены общественно-исторических формаций, стадий, периодов и эпох; в утверждении признаков и процессов цивилизованного развития. Важным признаком социального бытия является система общественных отношений. Они действуют как отношения общения, отношения поведения и отношения деятельности. Общественные отношения чрезвычайно многообразны. Основные виды отношений в обществе - экологические, экономические, социальные, политические, правовые, нравственные, художественно-эстетические, отношения свободы совести, информационные, научные, семейные и другие.

В отличие от бытия природы, бытие человека и общества осуществляется на основе целеполагания, целесообразности, социальной активности, творчества, предвидения, хотя стихийные, самореализующиеся без участия сознания процессы также имеют место. Осмысленность бытия человека и общества связана с индивидуальным и общественным сознанием.

Бытие сознания представляет субъективно-идеальную форму бытия. Сознание индивида как особый элемент его психики и свойство головного мозга (высшей нервной деятельности) идеально. Оно проявляется через опредмечивание и распредмечивание. Возникающие в сознании идеальные образы на основе познания материального мира составляют процесс распредмечивания сознания. Воплощение на практике идеальных образов означает объективацию или опредмечивание сознания. Благодаря сознанию, индивид может осуществлять осознаваемую, то есть чувственно воспроизводимую в сознании и понимаемую мыслительную и практическую деятельность, управлять собой, другими людьми, процессами, осуществлять иные действия. С помощью сознания осуществляется выбор, ставятся цели и определяются задачи, намечаются планы, выбираются средства и способы их осуществления. Обладание сознанием наделяет человека способностью осуществлять созидательно-творческую деятельность, создавать «вторую природу» как главный элемент культуры.

Сознание социальных групп и общностей обобщенно обозначается терминами «общественное сознание» или «сознание общества». При всей условности данного обозначения, оно позволяет соотнести общественное сознание с индивидуальным сознанием, выявить общие признаки и отличия. Общественное сознание проявляется как совокупно-духовное свойство социальных общностей, которое не имеет материального носителя общественного мозга. Сознание как свойство мозга человека всегда индивидуально. Но люди находят какие-то общие идеи, знания, идеалы, совместно разрабатывают различные планы, осуществляют на основе их конкретные действия. Общее в сознании многих людей, выраженное с той или иной степенью полноты и глубины, и образует общественное сознание.

Бытие индивидуального и общественного сознания осуществляется также через функционирование его главного содержания - мировоззрения. Бытие мировоззрения связано с формированием и реализацией картины мира, а также позиций субъекта по отношению к себе, другим людям, к окружающей действительности.


Необходимость и случайность - философские категории, имеющие важное значение для понимания характера процессов, совершающихся в объективном мире. В домарксовской философии был уже поставлен вопрос о том, что господствует в природе и обществе - необходимость или случайность. Но решить этот вопрос идеалистическая и метафизическая философия не могла.

Одни философские школы и системы утверждали, что явления природы имеют характер необходимости, и совершенно отрицали случайность, при этом необходимость отождествлялась с (см.). Другие проповедовали идею о чисто случайном характере всего совершающегося в природе и обществе и отрицали необходимость. Если же необходимость и признавалась, то она выводилась (идеалистами) из нематериальных сил, из божественных установлений, из «абсолютной идеи» и т. п. Только диалектический материализм впервые дал научное решение этого вопроса.

Диалектический материализм исходит из того, что в природе и обществе господствует не случайность, а необходимость. Это значит, что всё "существенное в объективном мире вызывается необходимостью, т. е. объективными законами развития. Например, смена дня и ночи, вращенне Земли и других планет вокруг Солнца, развитие одних органических видов из других и т. п. - всё это обусловлено объективной необходимостью, объективно существующими законами природы. Точно так же в истории общества смеиа одних формаций другими, изменение характера надстройки с изменением экономического базиса, классовая борьба и революции в антагонистическом обществе - всё это имеет не случайный, а необходимый характер.

Под необходимостью диалектический материализм понимает такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренней существенной связи и взаимодействия между явлениями, из определённого взаимосцепления причин и следствий. Например, войны при империализме неизбежны, ибо они с необходимостью вытекают из факта существования капиталистического способа производства и его противоречий. Диалектический материализм признаёт объективный: характер необходимости, т. е. существование необходимости в природе и обществе вне и независимо от сознания и желания людей.

Вместе с тем диалектический материализм не отрицает и случайности. Случайность также существует объективно, но она не вытекает с необходимостью из закономерного развития данного явления, хотя и имеет свою причину. Так, из семени с необходимостью произрастает растение, если семя попадает в благоприятные условия. Но возможны случаи, когда растение не созревает. Например, его побеги может побить град. По отношению к росту растения град является случайностью; если бы его не было, растение могло бы созреть. Случайное есть то, что может быть и что может не быть, что может произойти так и может произойти иначе.

Метафизика рассматривает случайность и необходимость как взаимно исключающие друг друга понятия. Механисты вовсе отрицают случайность. Диалектический материализм утверждает, что необходимость и случайность взаимно связаны, что случайность есть лишь дополнение и форма проявления необходимости. За случайностями всегда скрывается необходимость, которая определяет ход развития в природе и обществе и которую наука должна вскрыть, познать: «...где на поверхности происходит игра случайности, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы». Например, на капиталистическом рынке цены товаров колеблются в зависимости от ряда случайных причин. Но сквозь случайные колебания цен пробивается с необходимостью действие закона стоимости.
Познание может считаться научным лишь постольку, поскольку оно познаёт явления природы и общества в их необходимости. Познание не может основываться на случайностях.

Наука - враг случайностей. За случайностями наука всегда старается найти закономерность, необходимость. Отрицание объективной необходимости, закономерности закрывает путик научному познанию явлений, неизбежно приводит к неправильному представлению о природе и обществе как царстве хаоса и случайностей. Например, мичуринская биология в противовес лже биологии вейсманизма морганизма является подлинной наукой по тому, что она вскрывает необходимость, закономерность в развитии организмов и даёт тем самым возможность сознательно воздействовать на природу, переделывать со целенаправленно, в интересах человека. Вейсманизм-морганизм, выдвигающий па первый план действие случая, практически бесплоден н разоружает человека перед природой. Мичурин считал глупым кладо искательством ту практику в агробиологии, которая опиралась исключительно на поиски случайных изменений
в организмах.

Мичуринская биология является преобразующей революционной наукой, основывающейся но на случайностях, а на сознательном управлении законами развития живой природы. Буржуазная социология, как правило, опирается па случайность в объяснении хода человеческой истории. Классовые интересы, которые отстаивает реакционная социология, ставят её в непримиримое противоречив с научным познанием общества, требующим раскрытия объективной исторической необходимости, объективной закономерности в общественном развитии. Лишь марксизм впервые в истории человеческой мысли открыл объективные законы развития общества.

В капиталистическом производство, основанном на конкуренции и анархии, случайность играет большую роль, и необходимость там прокладывает себе дорогу сквозь массу случайностей как слепо действующая сила. В советском социалистическом обществе, основанном на плановом ведении хозяйства, объективная историческая необходимость познаётся и реализуется в целенаправленной деятельности людей, организуемых Коммунистической "партией. Здесь роль случайностей в общественной жизни сводится к минимуму; люди овладевают объективными законами развития и действуют в соответствии с этими законами. Опираясь на знание объективной необходимости, назревающих потребностей развития материальной жизни советского общества, Коммунистическая партия намечает практические задачи и мобилизует на их решение миллионные массы народа. (См. также