Население таджикистанаязык, религия, национальный состав жителей таджикистана. Почему таджики считают себя «истинными арийцами» Современный энциклопедический словарь

Краткая информация

Конечно, Таджикистан не такой крупный центр туризма, как, например, Турция. Однако, это не значит, что Таджикистану нечем удивить иностранцев. В эту страну туристов привлекают высокие горы (Памир, Тянь-Шань), красивая природа, средневековые города, достопримечательности, а также старинные традиции и обычаи, которые с древних времен сохранились нетронутыми в укромных уголках. В горах Таджикистана до сих пор живут потомки солдат армии Александра Македонского, который когда-то давно завоевал эту страну. Как видим, у туристов в Таджикистане есть прекрасная возможность познакомиться с древней историей.

География

Таджикистан расположен в Центральной Азии. На востоке Таджикистан граничит с Китаем, на севере – с Киргизией, на западе – с Узбекистаном, а на юге – с Афганистаном. Эта страна не имеет выхода к морю. Общая площадь Таджикистана – 143 100 кв. км., а общая длина государственной границы – 3 651 км.

Практически всю территорию Таджикистана занимают горы. Причем более 50% страны находится на высоте свыше 3 тысяч метров над уровнем море. Только около 7% Таджикистана – это небольшие долины (например, на севере страны часть Ферганской долины). Самая высокая вершина Таджикистана - пик Исмоила Самони, чья высота достигает 7 495 м.

Самые большие реки в Таджикистане – Сырдарья на севере страны, Амударья, Заравшан и Пяндж. В этой среднеазиатской стране есть несколько красивых озер. Самым большим из них является пресное озеро Каракуль, чья площадь составляет 380 кв. км.

Столица Таджикистана

Столица Таджикистана – Душанбе, в котором сейчас проживают более 750 тыс. человек. По данным археологов, городское поселение на территории современного Душанбе существовало уже в III веке до н.э.

Официальный язык

В Таджикистане официальным языком является таджикский, а русский язык имеет статус языка межнационального общения.

Религия

Около 98% населения Таджикистана исповедуют ислам (95% сунниты, а остальные 3% - шииты).

Государственное устройство

Согласно действующей Конституции 1994 года, Таджикистан – это парламентская республика, во главе которой стоит Президент.

Двухпалатный парламент в Таджикистане называется Маджлиси Оли РТ, он состоит из Палаты Представителей (63 депутата) и Национального Совета (33 человека).

Основные политические партии в Таджикистане – Народно-демократическая партия, Компартия Таджикистана, Соцпартия и Аграрная партия.

Климат и погода

Климат в Таджикистане разнообразный – резко континентальный, субтропический (на юго-западе страны) и полупустынный, засушливый. Летом температура воздуха составляет +30-40С, а зимой - -8-10С. Половина территории Таджикистана занимают самые высокие горы в Центральной Азии – Памир. В горах Таджикистана выпадает много снега. Среднегодовое количество осадков в Таджикистане колеблется в зависимости от региона от 700 мм до 1600 мм в год.

Лучшее время для походов в горы Таджикистана – лето. Зима в Таджикистане обычно мягкая, но из-за снегопадов закрыты перевалы.

В свою очередь, лучшее время для посещения равнинного Таджикистана – весна (март-май) и осень (сентябрь-ноябрь).

Реки и озера

Таджикистан является самой маленькой страной в Центральной Азии, и большую часть ее территории (более 90%) занимают горы. Тем не менее, в Таджикистане насчитывается почти 950 рек и большое количество озер. Самые большие реки - Сырдарья на севере страны, Амударья, Заравшан и Пяндж, а из озер следует выделить пресное озеро Каракуль и Сарезкое озеро на Памире.

История

Люди на территории современного Таджикистана, как утверждают археологи, жили уже в каменном веке. Центральная, южная и восточная части современного Таджикистана в древности входили в состав рабовладельческого государства Бактрия, а районы к северу от Гиссарского хребта принадлежали рабовладельческому государству Согд.

Позднее эти земли были завоеваны Александром Македонским и его греками, потом они стали частью государства Селевкидов. И это только незначительная часть государств, в состав которых входил современный Таджикистан. Ведь Таджикистан еще завоевывало Кушанское царство, тюркский каганат, государство Караханидов, татаро-монгольская империя, государство Шейбанидов. В 1868 году Таджикистан был присоединен к Российской империи.

После революции 1917 года в России на территории Таджикистана была образована Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. В 1929 году Таджикская АССР была преобразована в одну из республик Советского Союза.

Только в 1991 году Таджикистан провозгласил свою независимость.

Культура

Таджики свято чтят свои национальные традиции, и передают их из поколения в поколение. До сих пор таджики (особенно в селах) носят национальную одежду. Мужчины предпочитают вышитые халаты и головные уборы, а женщины – вышитые платья с брюками и платки на головах. У девушек, согласно традиции, должно быть заплетено 40 косичек.

Таджики отмечают все мусульманские религиозные праздники, а также два государственных праздника – День независимости (9 сентября) и День памяти (12 февраля).

Кухня

Таджики по праву гордятся своей национальной кухней. Конечно, таджикская кухня похожа на кухню других стран Центральной Азии, однако она имеет свои особенности, выраженные в методах приготовления пищи, переработки продуктов, и, конечно же, во вкусе.

Таджики очень бережно относятся к хлебу (лепешкам). В Таджикистане хлеб нельзя выбрасывать и ронять на пол. Хлеб нельзя резать – его нужно аккуратно ломать. Будьте готовы к тому, что в таджикских блюдах много специй, зелени и лука.

Таджики едят, сидя вокруг низкого столика – дастархана. Обед всегда начинается с чая, который пьют обязательно из пиал.

Мясные блюда в Таджикистане готовят из баранины или козьего мяса (таджики – мусульмане, и поэтому они не едят свинину). Очень популярна у таджиков колбаса из конины - «kazy». Перед приготовлением мясо всегда обжаривается до коричневой корочки.

В Таджикистане туристам мы рекомендуем попробовать местный шашлык из баранины (классический таджикский шашлык после приготовления взбрызгивают лимонным соком и подают вместе с запеченными помидорами), жареное мясо «kaurdak», таджикские голубцы «shakhlet» (из баранины с рисом, подают в сметанном соусе).

Почетное место в таджикской кухне занимает плов. Существует пять самых популярных рецептов приготовления плова в Таджикистане – таджикский плов, плов с мясными шариками («gelak palov»), плов «Душанбе» (фарш из баранины), плов с курицей, и плов с лапшой («ugro»). В плов таджики обычно добавляют айву, сухофрукты, горох и чеснок.

Традиционные безалкогольные напитки – зеленый чай, кислое молоко «katyk» и шербеты (фруктовые напитки с сахаром).

Зеленый чай таджики обычно пьют летом, а зимой – черный чай. Традиционно, в Таджикистане сахар в чай не добавляют. Часто таджики пьют «shirchai» - чай с молоком. В «shirchai» также добавляется сливочное масло и соль. Жители Памира в чай добавляют козье молоко, сливочное масло и соль – получается «шер чай».

Достопримечательности Таджикистана

В Таджикистане насчитывается несколько тысяч уникальных историко-архитектурных и археологических памятников. Сейчас власти Таджикистана выделяют значительные средства на восстановление и реставрацию археологических и архитектурных памятников.

В Топ-10 лучших достопримечательностей Таджикистана, на наш взгляд, могут войти следующие:

  1. Гиссарская крепость недалеко от Душанбе
  2. Мавзолей Ходжа Машад возле Курган-Тюбе
  3. Буддийский монастырь Аджина-Тепе
  4. Мавзолей Шейха Массала в Ходженте
  5. Руины зороастрийского храма Ак-Тепа
  6. Мавзолей Махдуми Аъзам в Гиссарской долине
  7. Руины крепости Каахка
  8. Руина согдийского города Пянджикента
  9. Мечеть Сангин в Гиссарской долине
  10. Городище Саразм возле Пянджикента

Города и курорты

Самые большие города в Таджикистане – Худжанд, Хорог, Куляб, Курган-Тюбе, и, конечно, столица, - Душанбе.

Большинство туристов приезжают в Таджикистан ради местных достопримечательностей и гор – Памир известен на весь мир. Кроме того, туристов в Таджикистане привлекает красивая природа и заповедники, парки, природные памятники - Тигровая балка, Даштиджумский заповедник, Рамит, «Долина сорока девушек», Рангкульская пещера.

Сувениры/покупки

Туристы из Таджикистана обычно привозят изделия народного творчество, ткани, шарфы, платки, женские сумки, керамику, ковры, фарфоровую посуду, ювелирные украшения, традиционные музыкальные инструменты, традиционные головные уборы, домашние тапочки и многое другое.

скачать

Реферат на тему:

Религия в Таджикистане



Подавляющее большинство населения Таджикистана (95 -99%) составляют сунниты ханафитского мазхаба (которому с 2 апреля 2009 года придан официальный статус). В настоящее время в стране действует ок. 3 000 мечетей, из которых 259 являются соборными. Официально зарегистрированы и действуют 19 медресе (мусульманских религиозно-образовательных учреждений) .

В Горном Бадахшане имеется исмаилитское религиозное меньшинство, которое насчитывает свою историю с X-XI веках . В 2009 году центр исмаилитов был открыт и в столице страны


Христианство в Таджикистане

В Таджикистане зарегистрированы 85 немусульманских религиозных объединений. Среди них основную часть составляют христиане (б.ч. православные), также имеется 5 общин баптистов, 2 римско-католических прихода, имеется община адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы и лютеран. Две общины имеет происходящая из Южной Кореи церковь Сон Мин.


Прочие религиозные меньшинства

Также в стране зарегистрированы община бахаистов , зороастрийская и иудейская община .

Большинство представителей немусульманских конфессий проживает в Душанбе.

Примечания

  1. Background Note: Tajikistan - www.state.gov/r/pa/ei/bgn/5775.htm
  2. В горах Таджикистана закрыли 28 мечетей - lenta.ru/news/2010/11/19/mosque/
  3. ИСМАИЛИТЫ ТАДЖИКИСТАНА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ - www.ca-c.org/journal/rus-06-2002/15.busprimru.shtml
  4. В Душанбе открылся Культурный центр исмаилитов - www.avesta.tj/index.php?newsid=2592
  5. Ситуация в общине бахаи Республики Таджикистан - www.bahai.ru/library/UHJ/2001.12.06_Tajikistan.html
  6. 1 2 EAWARN. Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов - eawarn.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=239&Itemid=1
  7. Новая синагога открылась с столице Таджикистана Душанбе - www.bible.com.ua/news/r/48354>
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 07:51:34
Похожие рефераты: Киргизы в Таджикистане , Русские в Таджикистане , Транспорт в Таджикистане ,

Современный энциклопедический словарь:

ТАДЖИКИ (самоназвание тоджик) - народ общей численностью 8280 тыс. чел. Основные страны расселения: Афганистан - 4000 тыс. чел. , Таджикистан - 3172 тыс. чел. , Узбекистан - 934 тыс. чел. Другие страны расселения: Иран - 65 тыс. чел. , Российская Федерация - 38 тыс. чел. , Киргизия - 34 тыс. чел. , Казахстан - 25 тыс. чел. Язык - таджикский, дари. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане-сунниты.

Большой энциклопедический словарь:

ТАДЖИКИ - народ, основное население Таджикистана (3172 тыс. человек), в Российской Федерации 38, 2 тыс. человек (1992). Живут также в Афганистане и Иране. Общая численность 8, 28 млн. человек (1992). Язык таджикский. Верующие - в основном мусульмане-сунниты.

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:

ТАДЖИКИ, таджиков, ед. таджик, таджика, м. Народ иранской языковой группы, составляющий основное население Таджикской ССР.

Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:

Таджики
мн.
1) Народ, составляющий основное население Таджикистана.
2) Представители этого народа.

2006 год был объявлен в Таджикистане Годом арийской цивилизации. По данному поводу в этой республике целый год проходили многочисленные мероприятия, призванные нести народу страны и всему миру истину про глубокие корни таджикской культуры и про её преемственность от древних ариев.

Возвращение к истокам

Возвращение к национальным истокам объявлено основой государственной идеологии Таджикистана при президенте Эмомали Рахмоне (сам он назывался до 2007 года Рахмоновым, но переименовал себя и повелел всем своим подданным, чьи фамилии также имели русифицированные окончания, переписать их на иранский манер). При этом Рахмон синкретически сочетает в этой своей доктрине ислам и уважение к древней религии иранцев – зороастризму.

«Во времена арабского ига, – пишет Рахмон в своей книге “Таджики в зеркале истории”, – завоеватели приложили немало усилий, чтобы уничтожить язык покорённого народа. Были сожжены авестийские рукописи, книгохранилища, храмы, …силой меча вытесняли религию наших предков и насаждали свою… Тюрки в XI веке, стремясь покорить таджикское государство, …переняли у таджиков принципы государственного управления, традиции, этикет, оставался государственным и таджикский язык… Таджики и после завоевания их кочевниками продолжали выполнять роль цивилизаторов по отношению к своим покорителям».

В сентябре 2006 года, на торжественном заседании в Душанбе, посвящённом празднованию 15-летия независимости Таджикистана и Году арийской цивилизации, Рахмон, в частности, сказал: «Арийская цивилизация заложила основы истории наших предков, зарождения и формирования традиций государственности, культуры, других национальных ценностей, более того, она сыграла роль исторической арены для формирования самосознания и познания мира… Сегодня в мировой науке термин арийский в основном используется как этническое имя и название языка индоиранских народов… Арийская цивилизация приобрела мировую славу ещё до VII века, т.е. до появления исламской религии».

С тех пор любое торжественное государственное мероприятие в Таджикистане не обходится без апелляции к арийским истокам. Соответствующим образом построена вся учебная программа по истории, где ведущую роль играют высказывания Рахмона.

Нет дыма без огня

Насколько обоснованны притязания современного Таджикистана на наследие древней индоиранской культуры? Необходимо признать, что этническая преемственность здесь действительно прямая. Таджики – народ иранской группы. В современной науке термины «арийцы», «арии» применяются лишь к той ветви индоевропейской семьи, которая включает в себя иранскую и индоарийскую языковые группы (некоторые выделяют ещё дардскую группу, к которой относят некоторые малочисленные народности Гималаев, Каракорума и Гиндукуша).

Иранцы – древние обитатели Средней Азии. Самое позднее, с начала II тысячелетия до н.э. они заложили в этом регионе основы земледельческой цивилизации, основанной на ирригации с использованием рек, текущих с гор Тянь-Шаня и Памиро-Алая. Известные в историческое время под именами массагетов, саков, согдийцев и т.д., иранские народы населяли Среднюю Азию до начала VI века н.э., когда сюда начали вторгаться тюркские кочевые племена.

Тюрки, оседая в благодатных долинах Средней Азии, воспринимали хозяйственные навыки иранцев, а с ними многое из их культуры. Арабское завоевание затронуло регион только в религиозном отношении, принеся в качестве обязательной религии ислам (мусульмане ревностно искореняли зороастризм как языческую религию; в то же время их отношение к христианству и иудаизму всегда было намного терпимее). Многие иранцы были тюркизированы, но ещё в начале ХХ столетия этнографы различали узбеков и сартов. Первые были полукочевым народом. Сарты же были оседлым населением земледельческих оазисов, потомками древнего иранского населения Средней Азии, перенявшего тюркский язык. В городах нынешнего Узбекистана в 20-е годы прошлого века жило и много таджиков. Образование национальных советских республик вызвало волну переселений узбеков (сартов) из Таджикистана и таджиков из Узбекистана.

У таджиков, разумеется, нет национальной монополии на историческое наследие древних иранцев (впрочем, они и не говорят о своей исключительности, а обычно подчёркивают своё родство с народами современных Ирана и Афганистана). Но к их цивилизации и культуре они, безусловно, непосредственно причастны.

Исторические и современные параллели

Арийская идеология современного Таджикистана несёт в себе сильную антитюркскую направленность. Когда в 1996 году Рахмонов (носивший тогда ещё такую фамилию) обратился в ЮНЕСКО с просьбой объявить 1999 год Годом 1100-летия таджикской государственности, это вызвало протест Узбекистана. Дело в том, что этот юбилей был приурочен к образованию в Средней Азии государства Саманидов. Однако в государство Саманидов входили также и территории современного Узбекистана, а его столицей была Бухара. Поэтому в Ташкенте рассматривают все эти арийские изыскания Душанбе как попытку посягнуть на узбекские территории. Мы видели также, что Рахмон ставит культуру арийцев-таджиков несравненно выше культуры тюркских народов.

Несмотря на это отношение официального Ташкента, Эмомали Рахмон провозгласил царя Исмаила Самани (893-907) основателем первого таджикского государства и даже назвал в его честь валюту республики – сомони. Парадокс заключается в том, что Самани проводил всё ту же политику ликвидации зороастризма и насаждения ислама. Впрочем, культ Самани, которому в сегодняшнем Таджикистане поставлены величественные монументы на месте снесённых памятников Ленину, ничем, по существу, не отличаются от культа Владимира, крестителя Руси, в Российской Федерации – ведь его столица также находилась за пределами нынешней России, и он также искоренял религию предков русского народа, заменяя её монотеизмом.

А поскольку слово «арийский» имеет вполне конкретное этнографическое и лингвистическое значение, никак не связанное с нацистской лженаукой, то и в чествованиях арийской цивилизации в Таджикистане тоже невозможно усмотреть принципиальных отличий от, например, ежегодных праздников в честь славянской культуры и письменности.

В связи с арийской направленностью таджикской государственной идеологии нельзя не вспомнить, что подобный опыт в ХХ века уже провела царствовавшая в Иране шахская династия Пехлеви. Она тоже очень активно пропагандировала наследие древних персидских империй Ахеменидов, Аршакидов (парфян) и Сасанидов, припадала к зороастрийским духовным истокам. Само официальное название страны Иран происходит от Ариана – страна арийцев. Так Персия стала называться после её переименования, по указу шаха, только в 1935 году. Всё это возвращение к арийским истокам, как известно, завершилось в Иране в 1979 году исламской революцией. Единственное, но принципиальное отличие современного Таджикистана от того Ирана: Иран до 1979 года был бурно развивающейся и модернизирующейся страной, а Таджикистан старательно поддерживает имидж бедной страны, чтобы получать помощь от международных организаций.

Религия в Таджикистане занимает особое место в общественной жизни. В первую очередь стоит сказать, что эта страна единственная из всех постсоветских, где официально зарегистрирована исламская партия, однако за это народу Таджикистана пришлось заплатить очень высокую цену.

Древнейшая история

История религии в Таджикистане уходит в далекую древность, связанную с удивительным периодом завоеваний Александра Македонского, который принес в эти далекие от Европы земли греческую цивилизацию и, соответственно, греческую религию, которая причудливо соединилась с местными культами.

Древнейшие культы, существовавшие на территории нынешнего Таджикистана, были связаны с присвоением различных качеств природным явлениям, стихиям и небесным телам, таким как Луна, звезды, и в первую очередь - Солнце. Впоследствии эти примитивные верования в сильно переработанном виде послужили благоприятным субстратом для распространения в регионе зороастризма.

Распространение зороастризма

Учитывая то факт, что является ближайшим родственником иранского языка фарси, не удивительно, что в этой стране получила широкое распространение религия зороастризма. Что это такое? Зороастризм - это одна из когда-либо существовавших в мире. Считается, что в роли ее основателя выступил пророк Спитама Заратустра, чей образ впоследствии получил широчайшее распространение.

В первую очередь стоит сказать, что зороастризм - это религия этического выбора, требующая от человека не только внешнего благочестия, но и благих помыслов, чистосердечных поступков. Некоторые исследователи, обнаруживая в зороастризме как дуалистические, так и монотеистические черты, относят его к религиям переходного типа, послужившим своеобразной ступенью на пути к появлению и широкому распространению монотеистических религий. Самой важной книгой этой религии является Авеста.

Религия в Таджикистане

История современной таджикской цивилизации начинается во времена Сасанидской империи, правители которой вместе с большинством населения исповедовали зороастризм. Империя возникла в lll веке и включала территории, на которых помимо зороастризма было распространено также и христианство. Однако христианство в Таджикистане было представлено главным образом еретическими течениями, представители которых старались как можно дальше отойти от общепризнанных центров христианства с их диктатом и догматизмом.

Манихейство в Центральной Азии

Религия в Таджикистане всегда имела большое значение, но в древний период, особенно во времена Сасанидской империи, для данной территории была характерна высокая степень веротерпимости. Именно эта веротерпимость и стала одной из причин для возникновения манихейства - довольно причудливой религии, соединившей в своей догматической основе элементы буддизма, зороастризма, а также различных христианских сектантских представлений.

Именно из засушливых земель Центральной Азии манихейство начало свое триумфальное шествие на запад, пока не достигло Рима. Однако судьба последователей учения оказалась печальной - везде их подвергали гонениям и чрезвычайному давлению. Впоследствии манихейство получило крайне широкое распространение на евразийском континенте, но так и не смогло избавиться от клейма мировой секты.

Иудейская община

Поскольку история страны насчитывает не одно столетие, то не удивительно, что на ее территории представлены самые разные религии. Одной из таких религий Таджикистана стал иудаизм, хотя число его приверженцев никогда не было большим. Немногочисленность иудеев на этих землях была связана с тем, что раввины никогда не проявляли склонности к прозелитизму и вербовке новых сторонников, ограничиваясь представлениями об исключительности народа Израиля.

Иудейская община в Таджикистане существовала и при зороастризме, и после распространения ислама, существует она там и сегодня, хотя и в совсем незначительном размере, так как большинство евреев переехало в Израиль сразу после ликвидации Советского Союза. Сегодня подавляющее большинство жителей Таджикистана исповедуют ислам, в стране существует политическая партия, выражающая настроение религиозных граждан.