Оценить икону старинные и узнать цену. Как оценить иконы: советы новичкам

Как определить возраст иконы: небольшой ликбез от специалистов

Примерную стоимость и возраст антикварной церковной утвари можно самостоятельно узнать, обратив внимание на ряд критериев:

  1. Период создания иконы. Он обязательно учитывается при определении ценности. Так, утвари XIX и начала XX века сохранилось в большом количестве, поэтому они ценятся меньше, чем более редкие варианты XV, XVI, XVII века.
  2. Материал изделия. Иконописцы в качестве основы брали дерево или жесть. Владельцы могут определить возраст иконы по доске, так как такая основа очень «красноречиво» рассказывает об периоде и месте написания:
  • На Руси и России самой распространенной была древесина липы, но в северных районах использовали ель, кедр, сосну и лиственницу.
  • По следам инструментов, которыми обрабатывалось деревянная основа, можно узнать возраст изделия. Для обработки использовались топор, скобель, рубанок. Важно оценивать лицевую сторону, если на ней есть обнаженные участки, так как тыльная сторона могла дополнительно обрабатываться в более поздний период. Небольшой пример: доска для изделий XI-XII веков вытесывалась топором, а потом обрабатывались вдоль волокон скобелем.
  • Возраст и примерную стоимость иконы можно узнать и по шпонкам – рейкам, с помощью которых скреплялись доски на торце и тыльной стороне. Так, в изделиях XI-XII веков эти элементы крепились коваными гвоздями или деревянными шипами. В более поздние периоды уже использовали врезные шпонки.
  1. Оклад: по этому критерию тоже можно установить возраст иконы и ее стоимость. Утварь может иметь оклад из латуни или серебра. Его ценность меняется в зависимости от толщины, степени детализации и состояния. Более высокую цену имеют варианты с серебряным окладом и особенно с эмалированными деталями. Отметим, что тонкие фольгированные оклады из серебра стоимость утвари увеличивают незначительно.

Определение возраста старинной иконы требует профессионального подхода

Чтобы определить возраст и ценность иконы, необходимо учитывать множество специфических критериев. Важны не только технические моменты и атрибуты, перечисленные выше, но и художественные особенности. Мастера разных веков, школ, стилей отличались разной техникой нанесения краски и манерой изображения святых.

Человеку, далекому от искусствоведения и иконописи, не получится самостоятельно определить, сколько лет антиквариату. Сделать это помогут только профессионалы, много лет работающие в этой сфере. Одна из таких экспертных компаний – «Дом Антиквара » в Москве. Обратившись к ее специалистам, можно определить период создания, стоимость изделия в режиме онлайн и получить консультацию по быстрой и выгодной продаже.

Икона - от греческого «образ», «изображение». Но этот образ не просто изображение святого на доске. Икона предназначена быть посредником между миром Божественным и земным. Для православного человека любая христианская икона, в том числе и старинная икона бесценна. Но в наше время все имеет свою цену. Не стали исключением и иконы.


Многие желающие продать антикварную икону, интересуются, как оценить стоимость такой иконы. Как правило, стоимость старинных икон - значение составное и рассчитывается на основании множества признаков.

Прежде всего, это период создания иконы. Так, икон 18- нач. 20 века дошло до наших дней достаточно много, поэтому они ценятся меньше, чем более редкие памятники 15-17 веков. Хотя нередки и исключения из этого правила.


При датировке иконы учитывается ряд факторов. Как и чем изготовлена доска? Как и чем написана икона? Полноценная икона или «подокладная»? Каков сюжет иконы? Какова манера письма иконы? И многое другое…

Большую роль играет не только возраст иконы, но и манера ее написания, размер, качество письма, сохранность и т. д. Древние иконы, сохранившие хорошее состояние внешнего вида, не требующие реставрационных вмешательств, будут стоить намного выше. Однако на первый взгляд целостная живопись, может свидетельствовать о реставрации. В таком случае цена иконы значительно снижается.



В атрибуции антикварных икон важны не только технические моменты, перечисленные выше, но и индивидуальные художественные особенности. Мастера разных времен, школ и стилей отличались специфической живописной техникой и традициями в изображении святых. Для объективной оценки старинной иконы, требуется установить, в каком регионе образ был написан. От региона создания зависит стиль её написания. Различные иконописные школы ценятся по-разному.

На стоимость иконы также оказывает влияние наличие или отсутствие клейма мастера или мастерской, где изготовили оклад. По этому признаку тоже можно установить возраст иконы и ее стоимость. Икона может иметь оклад из медных сплавов или серебра. Его ценность меняется в зависимости от толщины, степени детализации и состояния.

Но не все иконы имеют материальную и коллекционную ценность. Бывают случаи, когда мы советуем не продавать, а оставить предметы старины в семье, а если икона не семейная - подарить ее кому-то из верующих или пожертвовать в храм.

Таким образом, определение возраста старинной иконы требует профессионального подхода. Человеку, далекому от искусствоведения и иконописи, очень не просто самостоятельно определить, сколько лет антиквариату.


Для получения более полной информации о возможной стоимости антикварного предмета Вам необходимо провести его профессиональную оценку.

Сделать это помогут только профессионалы, много лет работающие в этой сфере. Одна из таких экспертных компаний - в Ростове-на-Дону. Наши специалисты профессионально оценят изделие с учетом всех критериев и дадут бесплатную консультацию.

Обратите внимание, что сделать это можно в онлайн режиме, прислав качественную фотографию иконы на электронную почту или сообщением на Вотсап.



Мы с ответственностью и уважением относимся к безопасности информации наших клиентов. Наш антикварный интернет-магазин защищает всю полученную от вас информацию в соответствии с существующими законами о защите персональных данных и настоящей частной информации. Мы гарантируем полную безопасность и конфиденциальность сделок.

В нашей компании Вы можете совершенно бесплатно произвести экспертную оценку старинных икон. Обратите внимание, что сделать это можно в онлайн режиме, прислав качественную фотографию иконы на электронную почту или смс сообщением на Вотсап.

Для того чтобы оценка была проведена соответствующим образом, следите за качеством фотографий. На снимке не должно быть бликов и посторонних предметов. При наличии на иконе клейма, штампа, подписи мастера, следует сделать дополнительное увеличенное фото этого фрагмента и отправить его вместе с основным изображением.


Работа эксперта по оценке икон

Оценка а, соответственно, определение старинности иконы – дело, которое под силу только высококвалифицированным экспертам. При этом в некоторых случаях они дополнительно заручаются поддержкой антикварщиков и работников музеев для более точной оценки старинных икон.

Вначале специалистами проводится определение происхождения иконы, ее возраст и, по возможности – имя автора или название иконописной мастерской.

На следующем этапе определяется наличие на иконе повреждений. Сколы, царапины и прочие дефекты могут снизить стоимость изделия.

В конце экспертной оценки определяется рыночная стоимость иконы.

Иконы Богоматери (Божьей Матери)

Среди многочисленных иконописных изображений Богоматери самыми распространенными считаются Божья Матерь Казанская и Божья Матерь Владимирская.

Легенда появления иконы Богоматери Казанской следующая. В ночь после пожара в Казани в 1579 – м году Богоматерь явилась во сне маленькой 10-ти летней девочке Матроне. Она велела ей пойти на пожарище и откопать там икону с ее изображением.

Поутру Матрона пошла на пепелище и на полуметровой глубине в указанном месте нашла икону с изображением Богородицы. С тех пор тот день считают Днем явления Богоматери а икону называют Казанской. Запись об этом сохранена в летописи патриарха Гермогена.

Богоматерь Владимирская

Не менее известна и история Богоматери Владиморской . Как считается, эта икона была написана на доске стола, за которым принимал пищу Христос, праведный Иосиф и сама Богоматерь. Увидев изображение, Богоматерь благословила его. В Иерусалиме икона хранилась вплоть до 450 года. Следующим домом иконы стал Константинополь. В XII веке киевский князь Мстислав получил в дар копию иконы. Он поместил ее в вышгородский Богородичный монастырь.

Спустя многие годы, когда икона перешла к князю Андрею Боголюбскому, последний решил перевезти ее в родные ему земли Суздали.

По дороге произошло странное событие, вследствие которого икона была оставлена во Владимире и названа, соответственно, Владимирской Богоматерью. А речь о следующем. Князь и сопровождавшая его челядь остановились на привал под Владимиром. Когда, отдохнув, они собрались продолжать путь, все лошади, словно сговорившись, не сходили с места.

Князь начал молится к иконе, которую вез с собой. Именно во время молитвы ему и явилась Богородица, велевшая оставить свое изображение в городе Владимире и построить храм для ее хранения. Князь не смог отказать и в точности выполнил просьбу Божьей Матери.

Икона 18 век

В XVIII веке изображение на иконах терпит значительные изменения. икона становиться скорее похожа на портрет, а не, собственно, на икону. Портретная театральность появляется как в ликах святых, так и в изображениях Богоматери и Христа. На иконах начинают появляться такие спецэффекты как:


Икона «Древняя Русь»
  • Светотени
  • Пространственность
  • Пейзажные мотивы

На заднем фоне икон появляются изображения колонн или тяжелых бархатных занавесей. Одежда Богоматери, Спасителя и святых напоминает одеяния знатных придворных.

Такие изменения напрямую связаны с явным стремлением русской культуры того времени во всем следовать Западу.

Различия между картиной и иконой стирает и образовавшаяся Академия Художеств. В основном теперь только наличие или отсутствие нимба определяет что это – картина или икона. Самыми известными иконами этой эпохи считаются:

  • Богоматерь Казанская – 220 000 руб.
  • Господь Вседержитель – 22 000 руб.
  • Смоленская Богоматерь – 210 000 руб.

Икона 19 век

Икона Богоматери «Державная»

Классическая школа русской иконописи отличается четкими и ясными изображениями. На них изображались мотивы из Библии и Евангелия, Святые, Богоматерь и Спаситель. На сегодняшний день множество икон этого периода находятся в прекрасном состоянии. Этому способствовало бережное отношение к ним и хранение их в домашних киотах.
К таким иконам относятся:

  • Казанская Богоматерь с образом Саваофа – 1 500 000 руб.
  • Господь Вседержитель в серебряном окладе с золочением – 12 000 $

Икона 17 век

Иконы XVII века на сегодняшнее время считаются редкостью. Еще более редки и, соответственно, ценны хорошо сохранившиеся изображения. Редкость икон этого периода объясняется двумя факторами:

Апостол Петр
  • В иконописи этот период ассоциируется с застоем
  • Большое количество икон было уничтожено в период борьбы с религией в России

Эксперты отличают иконы этого периода рядом определенных особенностей:

  1. Божья Матерь в соответствии с правилами православия начинают изображать с покрытой головой. При этом основная манера письма сохраняется в стиле голландской и фламандской иконописных школ.
  2. Иконы поражают искренностью и теплотой, цвета прямолинейны, а формы немного угловаты.
  3. Краски становятся приглушенными, землистыми

Учитывая редкость, иконы XVII века достаточно дороги. Их цена может достигать 1 000 000 рублей.

  • Святой Апостол Петр – 700 000 руб.
  • Спаситель с предстоящими – 300 000 руб.

Иконы с окладом (латунь, медь)

История появления окладов связывается двумя основными факторами:

Богородица Казанская
  • Желанием украсить изображение
  • Благодарением за ниспосланную благодать

Практически сразу после появления оклады стали стремительно набирать популярность. Вначале в оклады оформляли только небольшие изображения домашнего предназначения. Позже, оклады стали появляться и на больших храмовых иконах. Чаще всего изготавливались серебряные оклады, однако, в силу дешевизны мастера делали и оклады на иконы из меди и латуни. Стоимость таких икон, соответственно, не очень большая:

  • Святой Николай Чудотворец – 12 000 руб.
  • Богородица Казанская – 4 500 руб.

Иконы в серебряном окладе


Иверская богоматерь

История появления серебряного оклада насчитывает не один век. Особенной популярностью оформление икон в серебро отличается с момента открытия серебряных рудников на Руси. Оклад из серебра помимо сугубо декоративной роли является олицетворением духовной чистоты и святости.

Изготовляется серебряный оклад с применением специальных техник работы по серебру:

  • Объемная чеканка
  • Литье
  • Эмали или чернь

С момента открытия рудников для окладов стали использовать серебро 84-й пробы. Среди известных икон в серебряных окладах отмечают:

  • Иверская Богоматерь – 110 000 рублей
  • Тихвинская Богоматерь – 420 000 руб.

Икона Спаситель

Спас на престоле

Разнообразие иконографии Иисуса Христа делает эту икону одной из самых сложных. Первые изображения Спасителя встречаются еще на римских фресках и мозаиках. Самые первые изображения относят к VI веку. Чаще всего встречаются иконы “Спаса Вседержителя” и “Спаса Нерукотворного”.

  • Господь Вседержитель – 69 000 руб.
  • Спаситель в терновом венце – 119 000 руб.

Икона на золоте (позолоченная)

Золотые оклады считались роскошью и оформленные таким образом иконы либо были дарованы церквям, либо принадлежали особам царских кровей. Одной из известнейших икон в золотом окладе считается Владимирская Богоматерь, на которую было потрачено около 5-ти кг золота. Изготавливалась икона по заказу князя Андрея Боголюбского.

Помимо сугубо мирского обозначения роскоши, иконы в золотом окладе символизировали и Животворную силу икон.


Иконы в золотых окладах

Один из первых известных золотых окладов был на иконе Божьей Матери Владимирской. Следуя летописи, на него ушло более 5-ти кг золота. Икона была создана для князя Андрея Боголюбского. Целью золоченных окладов, было обозначение Живоносной силы иконы.

На иконах, писанных под золотой оклад, были изначально тщательно прописаны одежда, надписи и основной фон. Такая тщательность объясняется восприятием оклада символическим раскрытием спасения души и божественной благодати, которую символизирует золото. Украшенная золотом икона это символ богатой души, Святого света и его Живоносной силы.

  • Владимирская Богоматерь – 145 000 руб
  • Спаситель в Терновом в венке – 119 000 руб

Оценка икон вживую и онлайн

Навыку оценщика православной утвари и икон обучаются в течении 5 лет, в духовной семинарии. После выпуска, выдается диплом государственного образца, завизированный научным руководителем слушателя.

Старинная икона - предмет, требующий особого отношения. Оценить антикварную икону в Москве довольно сложно. Не по тому, что предложений по оценке нет, а по тому, что получив в свои руки Вашу реликвию, не подготовленный оценщик просто начинает перебирать стандартные признаки, по которым можно выгоднее её перепродать.

Вы нашли икону и не можете, понять старинная она или нет. Старинной, икона становится не от времени, хотя определённо можно сказать, что если она написана более ста лет назад - она уже старинная. Икона - это не просто изображение святого на доске. Во все времена, иконопись вбирала в себя чаяния и надежды людей. В зависимости от времени создания и от иконописца, который всегда учитывал пожелания заказчика, на иконную доску ложился актуальный для того времени и места сюжет, а фигуры его участников выписывались с различной тщательностью.

Сколько могут стоить старинные иконы

Для православного человека любая христианская икона, в том числе и старинная икона бесценна. Но в наше время все имеет свою цену. Не стали исключением и старинные иконы. Их стоимость всегда очень высока, по ряду причин. Как правило, стоимость старинных икон - значение составное. Прежде всего, это уникальность и время обретения этой святыни. Святые иконы, датированные периодом до XVIII столетия, имеют более высокую стоимость, нежели старинные иконы XIX века, выполненные в традициях ближе к современной иконописи.

Древние иконы, сохранившие хорошее состояние внешнего вида, не требующие реставрационных вмешательств, будут стоить намного выше. Огромное значение в формировании цены старинных икон играет и ее чудотворная сила, которая на протяжении многих веков помогает своим обладателям в разных жизненных ситуациях. Старинные иконы различаются по размеру и качеству письма. Особо популярными сюжетами этой категории святых икон являются писанные на дереве образы Вседержителя, Богородицы, Николая Угодника и Георгия Победоносца. В самом начале становления православной веры, эти образы были самыми почитаемыми на Руси. Даже самой далекой деревне, в каждой избе, иконы Спаса и Пресвятой Богородицы были неотъемлемым атрибутом. Чудотворная икона Николая Чудотворца, обычно была представлена даже в нескольких экземплярах - большого размера - в доме, поменьше в божнице и маленькая дорожная. Не последнее значение в стоимости старинных икон отводится имени мастера иконописца, технике и материалу, из которого она изготовлена.

Многие желающие продать старинную икону, интересуются, как оценить стоимость такой иконы. Реальную цену старинной иконы можно узнать, обратившись к искусствоведам-профессионалам. Среди большого количества экспертов иконописных работ точно определить реальную стоимость иконы могут только антиквары. Мы обладаем профессиональными знаниями не только в сфере искусства, но и точно знаем рыночную стоимость старинных икон.

Основные вопросы в оценке икон

    Что можно определить по деревянной основе иконы?

    Самым лучшим деревом для живописи является липа, но иногда используется ель, ольха и кипарис. Доски делаются всегда из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются столярным клеем. Сучки из досок вырезаются, иначе они все время дают осушку, а от этого на грунте появляются трещины. В места вырезанных сучков столярным клеем вклеиваются вставки. Делается это всегда с лицевой стороны и не глубже, чем на половину толщины доски. Чтобы грунт на доске держался более прочно, лицевая ее сторона отстругивается цинубелем (зубчатым рубанком). Тыльная сторона доски тоже чисто остругивается, и в нее врезаются дубовые шпонки. Они предохраняет доску от коробления.

    Для изготовления досок основы предпочитали мелкослойную древесину липу, южный тополь, иву. Использовали также, дуб, бук, кипарис, орех, иногда березу. Применение различной древесины для изготовления досок связано как с произрастанием тех или иных пород в различных климатических зонах, так и с местными традициями. Наиболее употребляемой породой при изготовлении досок в русской иконописи была липа, а в северных районах России довольно часто хвойные породы сосна, ель, лиственница, кедр.

    Доски под живопись изготовляли специалисты по обработке дерева - древоделы, редко сами художники. Доски, сделанные неспециалистами, отличаются низким качеством обработки. Уже в XI-XII веках на Руси появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений.

    Доски вытесывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольную распиловку бревен на доски в России, вероятно, освоили только с XVII века. При археологических раскопках в Чернигове и Новгороде в культурном слое XI века были найдены пилы похожие на современную ножовку. Эти пилы применялись только для поперечного опиливания досок.

    Вообще, следы инструмента, оставленные при обработке доски, являются надежным признаком в определении времени создания иконы. Различные инструменты, использованные при изготовлении доски, оставляют свои, характерные следы. От топора остаются зарубки, от скобеля - лунообразные, а от рубанка - плоские борозды. При последующем обновлении икон тыльную их сторону могли неоднократно выравнивать и перетесывать. Поэтому судить об их первоначальной обработке по тыльной стороне нужно с осторожностью. Зато на обнаженных частях лицевой стороны доски, где левкас бывает местами утрачен, можно видеть первичную обработку поверхности. На примере обработки лицевой стороны иконы XI-XII веков с изображением Петра и Павла видно, что после обтесывания досок топором их протесывали вдоль волокон скобелем, а после соединения их в один щит лицевую сторону дополнительно протесывали в поперечном направлении, чтобы сгладить неровности по месту соединения досок.

    Как определить, чем написана икона - маслом или темперой?

    Написанная маслом икона больше напоминает живописную картину. Она тщательно прописывалась - мазки, подмалевки, тени, полутени. Как правило, большая часть подокладных икон конца XIX - начала ХХ века написана маслом. Иконы, написанные темперой более схематичны, условны. Они более традиционны. Вся древнерусская живопись - это темперные краски. Как определить, на чем написана икона - на сусальном золоте или на потали? Специалист разберется быстро. Олифа, со временем темнеет, желтеет и т. д. Поталь имеет серебристый цвет. Сусальное золото - глубокий желтый. При потемневшей олифе и поталь, и сусальное золото приобретают примерно одинаковый цвет - темно желтый. Легко можно разобраться при проведении реставрационных работ - один мазок растворителем и все понятно. А без использования растворителя понять труднее.

    Понятно, что икона с Серафимом Саровским не могла появиться ни в XVIII, ни в XIX веке, так как его канонизировали в начале XX. Очень часто возраст иконы можно определить по манере письма. Но это задача искусствоведов. Серебряные оклады часто имеют пробу и клеймо мастера, по которым можно определить, когда оклад был изготовлен. Однако нередки случаи, когда на чтимые иконы XVII - XVIII века делали оклад в XIX-XX веках.

    Большую роль играет даже не возраст иконы, а манера ее написания, сохранность, сюжет и т. д. Икона XX века, порой, стоит в десятки раз больше, чем икона XVII века,˜а помощь специалиста в определении объекта инвестиций должна быть решающей.

    Определить сложно. Мы рассматриваем вариант - икона под окладом, необходимо понять, какая икона - подокладная или полнопрописанная. Обычно эксперты обращают внимание на соотношение - уровень живописи и уровень исполнения оклада. Однако это не всегда бывает действенным. Каждый эксперт может рассказать большое количество случаев - «думали подокладница - оказалось полнопрописанная» и наоборот.

Как самостоятельно оценить стоимость иконы? На этот вопрос есть только один ответ - реальную стоимость иконы можно узнать только у профессионалов. Выставить на форуме, спросить у знакомых, уточнить у работников музея - не лучший вариант. В большом количестве противоречивой информации можно запутаться и в лучшем случае вы получите оценку исторической ценности, но не рыночную оценку иконы. Оценка художественной либо исторической ценности и рыночная оценка старинных икон это совершенно разные виды оценки.

Оценка стоимости старинной иконы предполагает, что эксперт обладает профессиональными знаниями не только в сфере искусства, но и знает рыночную стоимость, которая определяется на основе спроса и предложения. Оценка иконы экспертом-антикваром будет наиболее реальной. Точная оценка старинных икон возможна только при её детальном рассмотрении в нашем салоне.