С. C

Эта река является символическим изображением духовной глубины и величия содержания Святого Евангелия.

Другой символ для четырех Евангелий Святые Отцы усматривали в таинственной колеснице, которую видел пророк Иезекииль у реки Ховарь. Она состояла из четырех животных, каждое из которых имело четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Эти лица животных, взятые в отдельности, сделались символами для каждого из евангелистов.

Христианское искусство, начиная с пятого века, изображает Матфея с человеком или ангелом, так как ап. Матфей в своем Евангелии больше говорит о человеческом и мессианском характере Христа.

Евангелист Марк в иконографии изображается со львом, так как св. Марк в своем Евангелии повествует преимущественно о всемогуществе и царском достоинстве Иисуса Христа (лев – царь животных). Евангелист Лука изображается с тельцом, потому что св. Лука повествует преимущественно о первосвященническом служении Иисуса Христа (телец – жертвенное животное).

И, наконец, евангелист Иоанн изображается с орлом, ибо как орел подымается высоко над землей и проникает своим острым взором в глубокие дали, так и св. Иоанн Богослов, духовно подымаясь над всем земным и человеческим, преимущественно говорит в своем Евангелии о Христе как о Боге Слове, Второй Ипостаси Святой Троицы.

Евангелие от Матфея

Матфей, сын Алфея, был одним из двенадцати Апостолов, призванных Господом Иисусом Христом для проповеди Евангелия. Он носил также имя Левий и до призвания Господом был мытарем, т. е. сборщиком пошлин, в Капернауме.

Верный ученик Христов, Матфей был очевидцем многих чудес, совершенных Спасителем, и постоянным слушателем Его наставлений. После вознесения Иисуса Христа он проповедовал благую весть иудеям в Палестине и написал для них Евангелие на еврейском, точнее, арамейском языке. Об этом нам свидетельствует Папий, еп. Иерапольский, ученик ап. Иоанна Богослова.

Но первоначальный арамейский текст Евангелия от Матфея утерян, и до нас дошел только очень древний греческий перевод. Ученые предполагают, что на греческий язык с арамейского языка Евангелие было переведено самим евангелистом Матфеем.

Главная цель евангелиста – показать евреям, что Иисус Христос есть истинный Мессия, обещанный Богом избранному народу. С этой целью он приводит много пророчеств о Мессии из Священного Писания Ветхого Завета и говорит, что все они исполнились в Иисусе. Поэтому у ап. Матфея чаще, чем у других евангелистов, встречается выражение: «Да сбудется реченное пророком…».

Иудеи ожидали пришествия такого Мессии, который основал бы на земле могущественное царство и сделал бы евреев народом, господствующим в мире. В противовес этому узко земному пониманию ветхозаветных пророчеств о Мессии, евангелист Матфей проповедовал своим единоплеменникам подлинное Христово Царство, Царство духовное, сверхприродное, полагающее свое основание на земле и завершающееся на небе. Евангелие от Матфея написано около 50 года. Оно содержит 28 глав, начинается изложением родословной Христа от Авраама и заканчивается прощальной беседой Спасителя с апостолами на одной из гор Галилейских.

Евангелие от Марка

Евангелист Марк не принадлежал к числу двенадцати Апостолов Христовых и не ходил за Спасителем. Родом был он из Иерусалима и имел два имени: по римски прозывался Марком, а еврейское имя его было Иоанн. В был обращен ап. Петром, который называет его своим духовным сыном ().

Горя желанием распространять веру Христову среди язычников, св. Марк в 45 году вместе с апостолами Павлом и Варнавою, своим дядей, путешествует в Малую Азию, но в Памфилии он вынужден был проститься с апостолами и возвратился в Иерусалим ().

Евангелист Марк с юных лет становится преданным учеником ап. Петра, является постоянным спутником в его проповеднической деятельности и не расстается со своим учителем до самой его смерти в Риме. С 62-го года по 67-й год св. Марк вместе с ап. Петром находится в Риме. Римские христиане еще при первом их посещении ап. Петром просили его написать им книгу о жизни и учении Спасителя. В ответ на эту просьбу св. Марк изложил все, что слышал от ап. Петра о земной жизни Христа, в письменной форме, очень наглядно и живо. Об этом свидетельствует св. Климент, еп. Александрийский, следующим образом: «В то время, как Апостол Петр благовествовал в Риме, Марк, спутник его,., написал... Евангелие, именуемое Евангелием от Марка». А св. Папий, еп. Иерапольский, говорит: «Марк, истолкователь Апостола Петра, записал слова и деяния Иисусовы с точностью, но не по порядку». Этих свидетельств, восходящих ко второму веку, достаточно, чтобы не усомниться в принадлежности второго Евангелия св. Марку.

По всей вероятности, св. Марк писал Евангелие для христиан, обращенных из язычества и мало знакомых с историей и бытом еврейского народа. Поэтому в Евангелии очень мало ссылок на , но зато часто объясняются различные иудейские обычаи, описывается география Палестины, объясняются непонятные для римских христиан арамейские выражения.

Главная цель Евангелия – утвердить в обращенных язычниках веру в божественность Спасителя и показать им божественную власть Христа, Сына Божия, над всей тварью.

Евангелие св. Марка состоит из 16 глав. Оно начинается призывом св. Иоанна Крестителя к покаянию и заканчивается вознесением Господа нашего Иисуса Христа на небо и проповедь ю св. апостолов. У нас нет данных, чтобы с точностью определить время написания Евангелия от Марка. Во всяком случае, оно было написано позднее арамейского Евангелия ап. Матфея и, по всей вероятности, в пятидесятых годах, когда ап. Петр впервые посетил римских христиан.

Согласно древнему преданию, евангелист Марк был первым епископом Александрийской церкви и умер мученической .

Евангелие от Луки

Автором третьего Евангелия древняя единогласно называет апостола Луку. По свидетельству историка Евсевия (4 в.). Лука происходил из языческой семьи уроженцев Антиохии Сирийской. Он получил хорошее греческое образование и был по профессии врачом.

Уверовав во Христа, св. Лука становится ревностным учеником и постоянным спутником ап. Павла в его апостольских путешествиях. Он неотступно следует за своим учителем, разделяет с ним труды второго и третьего апостольского путешествия () и остается при нем во время пребывания ап. Павла под стражей в Кесарии и в Риме (; ). «Луку, врача возлюбленного», называет ап. Павел в числе своих сподвижников, которые были ему утешением во время римских уз ().

Под влиянием проповеди ап. Павла св. Лука пишет Евангелие, адресуя его к Феофилу (), человеку высокого общественного положения, обращенному в из язычников, и в его лице к христианским общинам, основанным св. Павлом, апостолом языков.

Желая дать христианам из язычников твердое основание того учения, в котором они были наставлены ап. Павлом, св. Лука ставит себе целью: 1) передать уверовавшим», по тщательном исследовании» и «по порядку», слова и дела Спасителя и 2) укрепить этим повествованием веру в Спасителя мира.

Источниками для написания Евангелия св. Луке послужили, как говорит он сам, рассказы живых лиц», бывших с самого начала очевидцами и служителями Слова» (). С ними он встречался в обществе ап. Павла – и в Иерусалиме, и в Кесарии. В основе евангельского повествования о рождестве и детских годах Иисуса Христа (гл. 1 и 2) лежит, по-видимому, записанное на арамейском языке Священное Предание, в котором слышится еще голос Самой Девы Марии. Но существует и другое предание, которое говорит, что св. Лука сам встречался с Божией Матерью, слышал от Нее рассказы о Господе и написал первую икону Святой Девы с Младенцем Иисусом на руках.

Кроме того, при написании своего Евангелия св. Лука пользовался и ранее написанными Евангелиями Матфея и Марка.

Помимо Евангелия святой Лука написал еще и книгу «Деяния Святых Апостолов». В обоих этих творениях обнаруживается талантливая рука историка, который при необычайной точности и сжатости повествования умел давать картинное и притом исторически обоснованное повествование. Но надо не забывать, что на всем повествовании Луки и на самом языке его лежит отпечаток мысли и речи ап. Павла.

Евангелие св. Луки состоит из 24 глав. Оно начинается событиями, предшествовавшими рождению Иисуса Христа, и заканчивается вознесением Господа на небо.

Евангелие от Иоанна

Апостол Иоанн Богослов, младший брат ап. Иакова, был сыном рыболова Заведея и Соломии. Родился Иоанн на берегах Галилейского озера. В юности своей он помогал отцу ловить рыбу, но затем ушел на Иордан к св. Иоанну Крестителю и стал его учеником. Когда же на берегах Иордана появился Спаситель, Иоанн всей душой полюбил Мессию, стал Его верным и любимым учеником и никогда не расставался с Ним до дня Его вознесения на небо. После смерти Спасителя св. апостол принял Божию Матерь в свой дом и заботился о Ней до самого Ее успения. Затем, вероятно, после смерти ап. Павла, Иоанн Богослов с проповеднической целью переселяется в город Ефес, который после разрушения Иерусалима сделался центром христианской Церкви на Востоке. Там воспитал он будущих епископов: Папия Иерапольского , Поликарпа Смирнского .

При императоре Домициане он был сослан на остров Патмос, где в видениях Господь показал ему будущие судьбы мира. Все эти видения он записал в книгу, которая называется «Откровение», или «Апокалипсис». Только при императоре Нерве св. апостол смог возвратиться из ссылки в Ефес.

Имея в лице ап. Иоанна одного из ближайших свидетелей и очевидцев «служения Слова», христиане Ефеса стали просить его, чтобы он описал им земную жизнь Христа Спасителя. Когда они принесли Иоанну книги первых трех евангелистов, то он одобрил эти книги и похвалил евангелистов за их искренность и правдивость повествования. Но при этом он заметил, что три евангелиста больше обращают внимание на человеческую природу Христа. Апостол Иоанн сказал своим последователям, что при повествовании о Христе, пришедшем в мир во плоти, необходимо больше говорить о Его Божестве, так как иначе люди с течением времени начнут судить и думать о Христе лишь по тому, чем Он явился в земной жизни.

Поэтому ап. Иоанн начинает свое Евангелие не с изложения событий из человеческой жизни Христа, а прежде всего указывает на Его предвечное существование с Богом Отцом. Воплотившийся Христос есть Вторая Ипостась Святой Троицы, Божественное Слово (Логос), посредством Которого произошло все существующее ().

Таким образом, цель написания Евангелия можно выразить словами самого же евангелиста, обращенными к ефесским христианам: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» () Этим самым евангелист желает оградить христиан от распространяющихся в Малой Азии ересей (Керинфа, Евионитов, Николаитов), отрицавших Божественную природу Спасителя.

Дополняя синоптиков, св. Иоанн описывает преимущественно деятельность Христа в Иудее, подробно рассказывает о посещениях Им Иерусалима по большим праздникам. Написано Евангелие в девяностые годы первого века, незадолго до смерти св. апостола. Евангелие св. Иоанна Богослова состоит из 21 главы. Оно заканчивается повествованием о явлении воскресшего Господа ученикам на Галилейском озере.

2. Евангелие – Книга Жизни

Приступая к изучению Евангельской истории, надо помнить, что знание Священной истории необходимо каждому христианину, но еще более пастырю Церкви Христовой, для которого Слово Божие и служение Ему есть его жизнь.

Мы должны знать, что Христос не мифологическая, а вполне реальная, историческая Личность, совершившая на земле великое дело Искупления человеческого рода, какое не мог совершить ни до Него, ни после Него никто из смертных.

Он жил среди людей, ходил по этой земле, имел своих последователей, посещал города и селения Палестины с проповедь ю, был гоним врагами, пострадал на кресте, умер позорной смертью, воскрес во славе, вознесся на небо и пребывает в Церкви Своей – «во все дни до скончания века» ().

Мы должны хорошо знать географию Палестины, историческую обстановку того времени, когда жил Христос, интересоваться археологическими находками, подтверждающими истинность евангельского повествования, – все это необходимо знать будущему богослову, так как Евангельская история – это фон, на котором изучается богословие.

Но, изучая Священную историю, надо избегать крайностей, надо помнить, что одно историческое голое знание не имеет существенного значения в деле веры, в деле нашего спасения. Если мы, например, увлечемся только выяснением даты рождества Христова и подробностями Его земной жизни, но без веры во Христа, то мы, разумеется, приобретем много исторических сведений, но сердце наше останется безразличным к спасению. Не так ли поступают и атеисты? Какая же тогда будет разница между так называемым м, интересующимся жизнью Христа без веры в Него, и атеистом, изучающим христианство? Разумеется, никакой.

Евангельские исторические события имеют для нас существенное значение только в том случае, если они воспринимаются через верующее сердце, через веру во Христа как Богочеловека, Сына Божия, Спасителя мира. Только так, только через веру во Христа, или, лучше сказать, в свете Христовом, мы должны воспринимать Священную Евангельскую историю.

Каждое Евангельское слово, каждое священное событие должно восприниматься и осознаваться нашим разумом через основной смысл Евангелия, через «горнило нашей веры». Тогда евангельские события заживут в нашем сердце. Тогда образ Христа станет близким и дорогим нашему духу, тогда Святое Евангелие станет для нас Книгой Жизни, ведущей нас ко спасению.

И действительно, никакая книга на земле по своему содержанию и действию на человеческую душу не может сравниться с Евангелием, ни тем более заменить его. Как говорил Спурджон, «Евангелие есть Слово, превосходящее все человеческие речи. Писаний выше всех произведений пера, неподражаемое творение Святого Духа; оно пригодно для всех мест, времен и стран, для всех народностей, сословий и лиц. Евангелие – это Книга книг, источник вечной жизни (), спасения (; ) и утешение для несчастных и страждущих. Это – книга, не имеющая на земле себе подобной, содержание которой, как взор Самого Бога, проникало бы в глубину души каждого человека, которая во всем до единого слова содержала бы истину, была бы мудрее всех сводов законов, назидательней всех поучений, прекраснее поэзии всего мира, и трогала бы человеческое сердце, как нежный голос любящей матери. Евангелие – это дивный неземной свет, озаряющий наше духовное существо сильнее солнца (); это – дыхание Вечного, пробуждающее в душе счастливого человека, среди всех земных наслаждений, вздох о лучшем и высшем, тоску по его небесной родине; это – веяние Святого Духа – Утешителя, наполняющее душу страдальца неизреченным блаженством среди тяжелых жизненных невзгод».

Но чтобы Евангелие благодатно действовало на наш ум и сердце, чтобы эта преблагословенная живая Книга живого Бога помогала нам бороться со злом в этом мире, нам надо полюбить ее и иметь глубокое благоговение к этой святыне.

Чтение Св. Евангелия мы должны сделать ежедневной нашей потребностью. Но читать надо с молитвенным настроением, ибо читать Евангелие – значит беседовать с Богом.

Не читайте Евангелия... с целью подвергнуть его сухой критике нашего ограниченного рассудка, не читайте его поэтическим воображением, но читайте его совестью, ища увидеть непогрешимую святую истину, чтобы заповеди евангельские одухотворили все ваше существо. Евангелие – Книга жизни, и читать ее надо делами. Позднее вы можете приложить к Евангелию и мерку здравой критики... Но во имя этой Святой Книги, не имеющей себе равной между книгами всего мира – произведениями человечества, во имя ее безмерной духовной высоты и божественной мудрости, которыми веет на вас с каждой страницы ее, мы просим вас прочесть Евангелие сначала только простым разумом и совестью. Читаемая так, Книга «глаголов жизни вечной» заставит трепетать вашу совесть перед добром, перед высокой прекрасной моралью Евангелия; вы подчинитесь духу, живущему в Евангелии, прикоснетесь к живому Христу и почувствуете благодатную «силу, исходящую» со святых строк и целящую, как исцелила кровоточивую риза Господня, ваши душевные раны. Эта Книга вызовет у вас крик восторга и слезы отрады, и вы закроете ее, умиленные и восхищенные...

Пусть эта книга священная Спутница вам неизменная Будет везде и всегда.

Пусть эта книга спасения

Вам подает утешение

В годы борьбы и труда.

В грусти юдоли земной.

Пусть в ваше сердце вливаются, –

И небеса сочетаются

С чистою вашей душой.

К. Р. (Великий князь Константин Романов)

Ортодоксальные иудеи Иерусалима были непримиримы в своей вражде к учению Христа. Означает ли это, что Иисус не был евреем? Этично ли подвергать сомнению Девы Марии?

Сыном Человеческим часто называл себя Иисус Христос. Национальностьродителей, по заключению богословов, прольет свет на принадлежность Спасителя к той или иной этнической группе.

Следуя Библии, все человечество произошло от Адама. Позднее люди сами разделили себя на расы, народности. Да и Христос при жизни, учитывая Евангелия апостолов, никак не комментировал свою национальность.

Рождение Христа

Страна Иудея, Сын Божий, в те давние времена была провинцией Рима. Император Август повелел провести Он хотел выяснить, сколько жителей в каждом из городов Иудеи.

Мария и Иосиф, родители Христа, проживали в городе Назарете. Но им пришлось вернуться на родину предков, в Вифлеем, чтобы внести свои имена в списки. Оказавшись в Вифлееме, супруги не смогли найти себе приют - так много народа пришло на перепись. Они решили остановиться за городом, в пещере, которая служила убежищем для пастухов во время ненастья.

Ночью Мария родила сына. Завернув малыша в пеленки, она уложила его спать туда, где кладут корм для скота - в ясли.

Первыми о рождении Мессии узнали пастухи. Они пасли стада в окрестностях Вифлеема, когда им явился ангел. Он вещал, что родился спаситель человечества. Это радость для всех людей, а знаком для опознания младенца будет то, что он лежит в яслях.

Пастухи тут же отправились в Вифлеем и набрели на пещеру, в которой и увидели будущего Спасителя. Они поведали Марии и Иосифу о словах ангела. На 8 день супруги дали имя ребенку - Иисус, что в переводе означает «спаситель» или «Бог спасает».

Был ли евреем Иисус Христос? Национальность по отцу или по матери определялась в то время?

Вифлеемская звезда

В ту самую ночь, когда родился Христос, в небе появилась яркая, необычная звезда. Волхвы, изучавшие движения небесных тел, отправились вслед за ней. Они знали, что появление такой звезды говорит о рождении Мессии.

Волхвы начали свой путь из восточной страны (Вавилонии или Персии). Звезда, перемещаясь по небу, указывала мудрецам дорогу.

Тем временем многочисленный люд, пришедший в Вифлеем на перепись, разошелся. И родители Иисуса вернулись в город. Над тем местом, где находился младенец, звезда остановилась, и волхвы зашли в дом вручить дары будущему Мессии.

Они поднесли золото как дань будущему царю. Подарили ладан, как Богу (ладан и тогда употреблялся в богослужении). И смирну (благовонное масло, которым натирали умерших), как смертному человеку.

Царь Ирод

Местный царь подчинявшийся Риму, знал о великом пророчестве - яркая звезда на небе знаменует рождение нового царя иудейского. Он призвал к себе волхвов, священников, прорицателей. Ирод хотел знать, где находится младенец-Мессия.

Лживыми речами, коварством он пытался выведать местонахождение Христа. Не добившись ответа, царь Ирод задумал истребить всех младенцев в округе. 14 тысяч детей в возрасте до 2 лет были убиты в Вифлееме и его окрестностях.

Однако древние историки, в том числе не упоминают об этом кровавом событии. Возможно, это связано с тем, что численность убитых детей была гораздо меньше.

Считается, что после такого злодейства гнев Божий покарал царя. Он умирал мучительной смертью, съедаемый червями заживо в своем роскошном дворце. После его жуткой кончины власть перешла к трем сыновьям Ирода. Были поделены и земли. Области Перея и Галилея достались Ироду Младшему. В этих землях около 30 лет провел свою жизнь Христос.

Ирод Антипа, тетрарх галилейский, в угоду своей жене Иродиаде обезглавил Сыновья Ирода Великого не получили царского титула. Иудея управлялась римским прокуратором. Ему подчинялся Ирод Антипа и прочие местные правители.

Мать Спасителя

Родители Девы Марии долгое время были бездетны. В то время это считалось грехом, такой союз был знаком гнева Божьего.

Иоаким и Анна жили в городе Назарет. Они молились и верили, что у них обязательно появится ребенок. Спустя десятилетия им явился ангел и провозгласил, что супруги скоро станут родителями.

По преданию, Дева Мария Счастливые родители поклялись, что это дитя будет принадлежать Богу. До 14 лет воспитывалась Мария, мать Иисуса Христа,в храме. Уже с юных лет она видела ангелов. По легенде, архангел Гавриил опекал и охранял будущую Богородицу.

Родители Марии умерли к тому времени, когда Деве надо было покинуть храм. Священники не могли ее оставить у себя. Но и отпускать сироту им было жалко. Тогда священники обручили ее с плотником Иосифом. Он больше являлся опекуном Девы, чем ее мужем. Мария, мать Иисуса Христа, оставалась девственницей.

Какая была национальность у Богородицы? Ее родители были уроженцами Галилеи. А значит и Дева Мария была не иудейкой, а галилеянкой. По конфессиональному признаку она принадлежала к закону Моисея. Ее жизнь в храме также указывает на воспитание в вере Моисея. Так кем был Иисус Христос? Национальность матери, жившей в Галилее языческой, остается неизвестной. В смешанном населении области преобладали скифы. Возможно, что свой облик унаследовал Христос от матери.

Отец спасителя

Богословы с давних времен ведут полемику о том, стоит ли считать Иосифа биологическим отцом Христа? Он по-отечески относился к Марии, знал, что она невинна. Поэтому весть о ее беременности потрясла плотника Иосифа. Закон Моисея строго карал женщин за прелюбодеяние. Иосиф должен был забить камнями свою юную жену.

Он долго молился и решил отпустить Марию, не держать ее возле себя. Но Иосифу явился ангел, возвестивший о древнем пророчестве. Плотник понял, какая большая ответственность лежит на нем за сохранность матери и ребенка.

Иосиф по национальности является евреем. Можно ли считать его биологическим отцом, если у Марии было непорочное зачатие? Кто отец Иисуса Христа?

Существует версия, что римский солдат Пантира стал Мессии. Кроме того, есть вероятность, что у Христа было арамейское происхождение. Это предположение связано с тем, что проповедовал Спаситель на арамейском языке. Однако в то время этот язык был распространен на всем Ближнем Востоке.

Иудеи Иерусалима не сомневались, что где-то существует реальный отец Иисуса Христа. Но все версии слишком сомнительны, чтобы быть правдой.

Облик Христа

Документ тех времен, описывающий внешность Христа, носит название «Послание Лептула». Это отчет римскому сенату, написанный проконсулом Палестины Лептулом. Он утверждает, что Христос был среднего роста с благородным лицом и хорошей фигурой. У него выразительные сине-зеленые глаза. Волосы, цвета спелого ореха, расчесаны на прямой пробор. Линии рта и носа безукоризненны. В беседе он серьезен и скромен. Поучает мягко, дружески. В гневе страшен. Иногда плачет, но никогда не смеется. Лицо без морщин, спокойное и сильное.

На Седьмом Вселенском Соборе (VIII век) был утвержден официальный образ Иисуса Христа.На иконах следовало писать Спасителя в соответствии с его человеческим обликом. После Собора началась кропотливая работа. Она заключалась в реконструкции вербального портрета, на основе которого был создан узнаваемый образ Иисуса Христа.

Антропологи уверяют, что в иконописи используется не семитский, а греко-сирийский тонкий, прямой нос и глубоко посаженные, большие глаза.

В раннем христианском иконописании умели точно передавать индивидуальные, этнические черты портрета. Самое раннее изображение Христа было найдено на иконе, датированной началом VI века. Она хранится на Синае, в монастыре святой Екатерины. Лик иконы схож с канонизированным обликом Спасителя. Судя по всему, ранние христиане причисляли Христа к европейскому типу.

Национальность Христа

До сих пор встречаются люди, которые утверждают, что Иисус Христос - еврей.При этом огромное количество трудов выпущено на тему неиудейского происхождения Спасителя.

В начале I века нашей эры, как выяснили ученые-гебраисты, Палестина распалась на 3 региона, которые различались по своим конфессионным и этническим признакам.

  1. Иудея во главе с городом Иерусалимом была населена ортодоксальными иудеями. Они подчинялись закону Моисея.
  2. Самария находилась ближе к Средиземному морю. Иудеи и самаряне были давними врагами. Запрещались даже смешанные браки между ними. В Самарии находилось не более 15% иудеев от общего числа жителей.
  3. Галилея состояла из смешанного населения, часть которого сохраняла верность иудаизму.

Некоторые теологи уверяют, что типичным иудеем был Иисус Христос. Национальность его не подлежит сомнению, так как он не отрицал всю систему иудаизма. А только был не согласен с некоторыми постулатами Моисеева закона. Тогда почему так спокойно реагировал Христос на то, что иудеи Иерусалима называли его самарянином? Это слово было оскорблением для истинного иудея.

Бог или человек?

Так кто же прав? Те, кто утверждают, что Иисус Христос - Бог?Но тогда какую национальность можно требовать от Бога? Он вне этнической принадлежности. Если Бог - основа всего сущего, в том числе и людей, о национальности вообще говорить не приходится.

А если Иисус Христос - человек? Кто его биологический отец? Почему он получил греческое имя Христос, которое означает «помазанник»?

Иисус никогда не утверждал, что он - Бог. Но он и не является человеком в обычном смысле этого слова. Его двойственная природа заключалась в обретении человеческого тела и божественной сути внутри этого тела. Поэтому как человек Христос мог чувствовать голод, боль, гнев. И как сосуд Божий - творить чудеса, наполняя вокруг себя пространство любовью. Христос говорил, что совершает исцеления не сам от себя, а только с помощью Божественного дара.

Иисус поклонялся и молился Отцу. Он полностью подчинил себя Его воле в последние годы жизни и призывал народ уверовать в Единого Бога на небесах.

Как Сын Человеческий он был распят во имя спасения людей. Как Сын Божий он воскрес и воплотился в триединстве Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа.

Чудеса Иисуса Христа

Около 40 чудес описано в Евангелиях. Первое произошло в городе Кане, куда Христа с матерью и апостолами пригласили на свадьбу. Он превратил воду в вино.

Второе чудо Христос совершил излечив больного, недуг которого длился 38 лет. Иудеи Иерусалима озлобились на Спасителя - он нарушил правило о субботе. Именно в этот день Христос работал сам (излечил больного) и заставил работать другого (больной сам нес свою постель).

Спаситель воскресил умершую девочку, Лазаря и сына вдовы. Исцелил бесноватого и укротил бурю на Галилейском озере. Христос насытил пятью хлебами народ после проповеди - их собралось около 5 тысяч, не считая детей и женщин. Ходил по воде, исцелил десять прокаженных и иерихонских слепцов.

Чудеса Иисуса Христа доказывают его Божественную сущность. Он имел власть над бесами, болезнью, смертью. Но никогда не совершал чудеса во славу свою или для сбора приношений. Даже на допросе у Ирода Христос не явил знамение как свидетельство своей силы. Он не пытался защитить себя, а просил только искренней веры.

Воскресение Иисуса Христа

Именно воскресение Спасителя стало основой для новой веры - христианства. Факты о нем являются достоверными: они появились в то время, когда еще были живы очевидцы событий. Все зафиксированные эпизоды имеют небольшие расхождения, но не противоречат друг другу в целом.

Пустая гробница Христа свидетельствует о том, что тело забрали (враги, друзья) или Иисус воскрес из мертвых.

Если бы тело забрали враги - они не преминули бы поглумиться над учениками, таким образом остановив зародившуюся новую веру. Друзья же мало верили в воскресение Иисуса Христа,они были разочарованы и подавлены его трагической смертью.

Почетный римский гражданин и еврейский историк Иосиф Флавий упоминает в своей книге о распространении христианства. Он подтверждает, что на третий день Христос явился живым своим ученикам.

Даже современные ученые не отрицают того, что некоторым последователям Иисус являлся после смерти. Но они объясняют это галлюцинациями или другим феноменом, не оспаривая подлинности свидетельств.

Явление Христа после смерти, пустая гробница, бурное развитие новой веры являются доказательством его воскресения. Не существует ни одного известного факта, отрицающего эту информацию.

Назначение Богом

Уже с первых Вселенских соборов церковь объединяет человеческую и божественную природу Спасителя. Он является одной из 3 ипостасей Единого Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Такая форма христианства была зафиксирована и объявлена официальной версией на Никейском Соборе (в 325 году), Константинопольском (в 381 году), Эфесском (в 431 году) и Халкидонском (в 451 году).

Однако споры о Спасителе не прекращались. Некоторые христиане утверждали, что Иисус Христос - Бог.Другие уверяли, что он только Сын Божий и полностью подчинен его воле. Основную же идею о триединстве Бога часто сравнивают с язычеством. Поэтому споры о сущности Христа, так же как и о его национальности, не утихают по сей день.

Крест Иисуса Христа является символом мученической смерти во имя искупления грехов человеческих. Имеет ли смысл дискуссия о национальности Спасителя, если вера в него способна объединить разные этнические группы? Все люди на планете - дети Бога. Человеческая природа Христа стоит над национальными характеристиками и классификациями.

РОЖДЕСТВО Христово - первый из наиболее значительных религиозных праздников, традиции празднования которого уходят в глубь веков. В ночь на 25 дек. по старому стилю (по новому - 7 янв.) совершается торжественное богослужение. Рождество называют "матерью всех праздников". В точности в этот день все верующие радуются рождению Спасителя, Сына Божьего. Значение этого праздника так велико, что и летосчисление мы ведем от Рождества Христова. С рождением Сына Божьего начинается его земная жизнь, муки, смерть, воскресение - все то, что прошел Иисус и что дарит людям свет, показывает путь к спасению. Итак, каковы евангельские истории рождения Христа.

Неподалеку от Иерусалима располагается Вифлеем. Там родилась мать Иисуса - Дева Мария. Родители Марии Иоаким и Анна до старости были бездетны, их презирали за это. Они усиленно возносили молитву о ребёнке - и молитва была услышана, родилась Мария. С 3-х лет она воспитывалась в храме и в 14 лет дала обет не выходить замуж и служить лишь Богу.

Мария жила в Галилее, в крохотном городке Назарет, рано осиротела (ведь она была очень поздним ребёнком). Священники доверили Деву Марию вдовцу Иосифу, восьмидесятилетнему старику, который взял её в жены, чтобы девушка помогала ему растить детей от первого брака и чтобы не дать девушке пропасть. Они жили в доме Иосифа в Назарете. Иосиф, по преданию, был очень стар, он относился к Марии как к дочери, и она оставалась девушкой. Как-то раз в дом, где жила Дева Мария и Иосиф, явился ангел Гавриил и произнес: "Ты родишь сына и назовешь его Иисусом. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст ему Бог Господь трон". Мария поразилась не тому, сколь велик будет её Сын, а тому, что она вообще родит. Мария почувствовала, что от неё не требуется невозможного - понимания того, как произойдет зачатие ребёнка без мужа, не требуется рассуждений о том, может ли у Бога быть Сын, - требуется одно простое согласие.

Это событие называют Благовещением ("Благовещение", "Благовестие", "Благовествование" - варианты перевода одного слова "Евангелие").

Мария не посмела заговорить с Иосифом о том, что с ней произошло. Она поспешила к Елисавете, ведь ту упомянул ангел, - пошла вверх, в горы, где в городке Бет-Захария неподалеку от Вифлеема носила будущего Предтечу её родственница. Она вслух сказала, что чувствует: к ней пришла Матерь её Господа. Но приходит Елисавете время рожать, и Мария возвращается домой к Иосифу, в Назарет. Она остаётся наедине со своей Тайной.

Ребёнку в её чреве было три месяца. Узнав об этом, Иосиф решил, что Мария изменила ему, согрешив с каким-то мужчиной. По доброте он не захотел, как того требовал обычай, выставлять на публичный позор свою невесту (они были только помолвлены, названы мужем и женой, а свадьбу тогда справляли лишь через год после обряда помолвки) и решил тихо с ней расстаться. Но во сне Иосиф услышал голос, в достоверности которого не сомневался и тогда, когда проснулся: "Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и... Он спасет людей Своих от грехов их".

С той минуты Иосиф делал всё, чтобы помочь Марии.

В то время Римский правитель Август велел провести перепись всех Иудейских земель. Любой еврей долен был записаться там, где он был рожден. По этой причине Иосиф и Мария отправились из Назарета в Вифлеем, где некогда жили предки Иосифа, где до сих пор он числился жителем. Трудной была дорога, так как Мария в скором времени обязана была родить. В Вифлеем они добрались поздно вечером, однако не сумели из-за крупного скопления людей остановиться ни в гостиницах, ни в домах жителей, по этой причине остановились в пещере близко с городом. В эту пещеру пастухи в ненастье загоняли скот.

Ночью у Девы Марии появился на свет сын. Новорожденного спеленали и положили на солому в ясли, куда кладут корм для скота. Первыми узнали о рождении Иисуса вифлеемские пастухи. Недалеко от пещеры они пасли скот в поле, когда перед ними неожиданно возник ангел. Пастухи весьма испугались, однако ангел успокоил их: "Не бойтесь! Я возвещаю вам великую счастье, которая будет не только лишь для вас, но еще и для всех людей: сейчас появился на свет Спаситель, который есть Христос Бог. И тут вам знак: вы найдете новорожденного в пеленах, лежащего в яслях".

Когда ангел возвратился на Небо, пастухи поспешили в Вифлеем. В скором времени они отыскали пещеру и видели новорожденного, лежащего в яслях. Они рассказали Марии и Иосифу о том, что увидели и слышали, а после вернулись к собственным стадам, радуясь рождению Сына Божьего.

На 8-й день после рождения новорожденного Иосиф и Мария дали ему имя Иисус, что значит "Господь спасает" или "спаситель".

Малыш через несколько недель окреп и, по обычаю, вся семья отправилась в Иерусалим, в Храм, чтобы принести Богу жертву в Храме Соломоновом. Денег в кошельке было так мало после всех приключений, что и жертва была самая дешёвая - два птенца. К Марии подошёл старец Симеон - даже священники знали и почитали этого жителя столицы за праведность и благочестие; люди поговаривали, что Симеон уверен в скором приходе Спасителя настолько, что думает увидеть Мессию ещё при жизни. Старец попросил подержать Ребёнка и, охваченный радостью, молился, благодаря Бога за то, что увидел Спасителя всех народов. И вновь Мария с Иосифом не стали кричать о происшедшем и вернулись, откуда пришли; молчал и Симеон.

В это время в Иерусалим прибыли из далекой страны (из Персии или Вавилонии) волхвы - исследователи люди, занимавшиеся наблюдением за звездами. Они видели, как на Небе образовалась новая яркая звезда, и поняли, что ожидаемый Мессия - будущий правитель Иудеи - появился на свет. Мудрецы поспешили в Иерусалим, чтоб выяснить, где был рожден правитель, и поклониться ему. С собою они несли дары: золото, которое предназначалось ему как царю (в виде дани), ладан - как Богу (так как ладан употребляется при богослужении) и смирну - как человеку, который обязан помереть (погибших натирали в то время благовонными маслами).

Волхвы расспрашивали всех: "Где новый правитель еврейский? Мы желаем увидеть его и принести ему наши дары". Это известие взволновало всех жителей Иерусалима, однако в особенности встревожился Ирод. Он напугался, что у него отнимут власть, ведь он не был иудеем, он убил собственных троих детей, заподозрив в них соперников. Коварный и подозрительный правитель решил убить новорожденного, а поскольку он не знал, какой именно ребёнок окажется будущим царём, то приказал убить всех детей младше двух лет в Вифлееме и окрестных деревнях.

Волхвы отправились в Вифлеем, и снова именно та звезда, которую видели, шла перед ними, указывая путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где располагался только что родившийся Иисус.

В это время Иосиф и Мария уже перебрались из пещеры в город, так как народ после переписи стал расходиться. Волхвы вошли в дом и видели новорожденного с матерью его. Они поклонились Иисусу до земли и поднесли ему свои дары: золото, ладан и смирну.

Такова евангельская история рождения Христа.

Родословие

В Евангелиях от Матфея и от Луки указаны разные родословные Иисуса Христа. Из них родословной Иосифа принято считать список, приводимый в Мф. 1:1--16.

Евсевий Кесарийский объясняет различие тем, что в Иудее поколения исчисляли двумя способами: «по природе» и «по закону».

Имена поколений в Израиле исчисляли или по природе, или по закону: по природе, когда имелось преемство законных сыновей; по закону, когда по смерти бездетного брата его брат своему чаду давал имя умершего. Тогда не было ещё ясной надежды на воскресение и будущее обетование считали заодно со смертным воскресением: имя умершего должно было сохраниться навеки. Поэтому из лиц, упоминаемых в этом родословии, некоторые были законными наследниками своих отцов по природе, другие же рождены были одними отцами, а по имени принадлежали иным. Упоминали же тех и других: и действительных отцов, и тех, кто были как бы отцами. Таким образом, ни то, ни другое Евангелие не ошибается, исчисляя имена по природе и по закону.

Со времён Реформации широкое распространение получила точка зрения, согласно которой Лука прослеживает родословную Иисуса по материнской линии (Лук. 3:23--38), через Марию. Значительная часть исследователей объясняет воспроизведение родословной Иисуса Христа в Евангелиях по линии Иосифа Обручника тем, что иудейская традиция признавала бомльшую значимость факта формального усыновления, чем факта физического отцовства и материнства.

Рождество

Согласно христианскому вероучению, появление Иисуса -- исполнение давнего пророчества о Мессии -- Сыне Божием; Иисус был непорочно рождён от Святого ДухаДевой Марией, в городе Вифлеем (Мф. 2:1), где ему пришли поклониться три волхва как будущему иудейскому царю. После рождения Иисус был увезён родителями в Египет (Мф. 2:14). После смерти царя Ирода Иисус со своими родителями вернулся в Назарет.

В разные времена предлагался целый ряд альтернативных объяснений истории рождения Иисуса. В частности, оспаривалось предсказание пророка Исаии, согласно которому Мессия должен быть рождён девственницей (иудейские толкователи, как правило утверждают, что пророчество Исаии вообще не имеет отношения к будущему Мессии и говорит о событиях, современных моменту произнесения пророчества; с этим соглашается и ряд светских исследователей Библии).

В античный период и позднее в антихристианской полемике высказывалась точка зрения о рождении Иисуса от внебрачной связи. Подобная гипотеза отвергается христианами как противоречащая целому ряду обстоятельств, в частности, повествованию Нового Завета о регулярном посещении Иисусом и его родными Иерусалимского Храма, в том числе описанию двенадцатилетнего Иисуса в Храме («сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их» (Лк. 2:46)). Если бы такая гипотеза существовала при его жизни, его нахождение в Храме было бы невозможным, так как это строго запрещал бы закон Моисея (Втор. 23:2).

Впрочем, это не мешало критикам подвергать сомнению аутентичность уже Нового Завета, несмотря на то, что Евангелия были написаны при жизни очевидцев происшедших событий, причём двое авторов, Матфей и Иоанн, были учениками Иисуса, постоянно находившиеся вместе с ним.

Большинство христианских конфессий исповедует непорочное зачатие Христа (от Святого Духа). Некоторые считают сверхъестественным не только зачатие, но и рождение Иисуса, совершенно безболезненное, при котором не нарушилась девственность Девы Марии. Так, в православном задостойнике говорится: «Бог из боку твоею пройде» -- как и сквозь двери затворённые. Это, в частности, изобразил Андрей Рублёв на иконе «Рождества», где Богородица смиренно отвела взгляд в сторону, склонив голову.

Дата рождения Иисуса Христа определена весьма приблизительно. Самым ранним обычно называется 12 год до н. э. (год прохождения кометы Галлея, которая, по некоторым предположениям, могла быть т. н. Вифлеемской звездой), а самым поздним -- 4 год до н. э. (год смерти Ирода Великого).

По указанию Ангела Господня, практически сразу после своего рождения Иисус был увезён Марией и Иосифом в Египет (Бегство в Египет). Причиной бегства стало задуманное иудейским царем Иродом Великим убийство младенцев в Вифлееме (чтобы умертвить в их числе и будущего иудейского царя). В Египте родители с Иисусом пребывали недолго: они вернулись на родину после смерти Ирода, когда Иисус был ещё младенцем. (Мф. 2:19-21)

Сретение Иисуса

Согласно Евангелию от Луки, по ветхозаветной традиции, на восьмой день от рождения Младенца обрезали и дали Ему имя Иисус, наречённое Ангелом прежде зачатия Его во чреве. 40-дневный младенец Иисус был принесён родителями в Иерусалимский Храм для совершения обряда жертвоприношения двух горлиц или двух птенцов голубиных, «знаменующих, что каждый первенец-младенец мужского пола посвящается Господу» (Лк. 2:22-24). Навстречу вышел старец по имени Симеон, встретил Марию и Иосифа с младенцем Иисусом на руках, обратился к ним с пророческими словами «и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, -- и Тебе Самой оружие пройдёт душу, -- да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34-35).

После того, как Симеон Богоприимец произнёс благословения, находившаяся при храме старица Анна, «дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет» (Лк. 2:36), также «славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38).

О дальнейших событиях жизни Христа вплоть до Крещения Его во взрослом возрасте Евангелия не сообщают, за исключением эпизода, приведённого в Евангелии от Луки (2:41--52), где евангелист повествует о посещении Иерусалимского храма Святым семейством с 12-летним Иисусом.

Крещение

Согласно евангельскому рассказу, примерно в 30-летнем возрасте (Лк. 3:23) Иисус вышел на общественное служение, которое начал с принятия крещения от Иоанна Крестителя на реке Иордан. Когда к Иоанну, много проповедовавшему о скором пришествии Мессии, пришёл Иисус, то удивлённый Иоанн сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святыйнисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22).

После своего крещения (Марк в своём Евангелии ставит акцент, что это произошло немедленно после крещения) Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой пришёл на землю. По истечении сорока дней Иисус «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. 4:2). Тогда к Иисусу приступил дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить на грех, как всякого человека. Выдержав все искушения дьявола, Иисус приступил к своей проповеди и общественному служению.

Проповедь

иисус христос крещение проповедь

Иисус выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего (Мф. 4:13). Иисус начал учить, что Сыну Божьему предстоит жестоко пострадать и умереть на кресте, и что Его жертва -- есть пища, необходимая всем для вечной жизни. Кроме того, Христос подтвердил и расширил закон Моисея: согласно заповеди, прежде всего, всем существом своим любить Бога, Лк. 18:10--14)) и ближних своих (всех людей) как самого себя. При этом не любить мира и всего, что в мире (то есть чрезмерно не привязываться к ценностям материального мира) и «не бояться убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10:28).

Несмотря на то, что центром проповеди Христа был священный городИерусалим, Он дольше всего со своей проповедью путешествовал по Галилее, где Его принимали более радостно. Также Иисус проходил и по Самарии, Десятиградию, бывал в пределах Тира и Сидона.

Вокруг Христа собралось много последователей, из которых Он избрал сначала 12 ближайших учеников -- апостолов (Лк. 6:13-16), затем других 70 (Лк. 10:1-17) уже менее приближённых, которых также называют апостолами, некоторые из них, впрочем, уже вскоре отошли от Христа (Ин. 6:66). Апостол Павел сообщает, что на момент крестной смерти и воскресения Христа у Него было более 500 последователей (1Кор. 15:6).

Своё учение Иисус подкреплял различными чудесами и прославляется как пророк и целитель неизлечимых болезней. Он воскрешал мёртвых, укрощал бурю, превращал воду в вино, пятью хлебами насытил 5.000 человек и многое другое.

В Евангелии от Иоанна указывается, что Иисус 4 раза был в Иерусалиме на ежегодном праздновании Пасхи, отсюда делается вывод, что общественное служение Христа продолжалось примерно три с половиной года.

Иудейские первосвященники, осудив на Синедрионе Иисуса Христа на смерть, не могли сами привести приговор в исполнение без утверждения римским наместником. По мнению некоторых исследователей, Синедрион признал Иисуса лжепророком на основании слов Второзакония: «но пророка, который дерзнёт говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти» (Втор. 18:20-22).

После неудачных попыток первосвященников обвинить Иисуса в формальном нарушении иудейского закона (см. Ветхий Завет), Иисус был передан римскому прокуратору Иудеи Понтию Пилату (25--36 гг.). На суде прокуратор спросил: «Ты Царь иудейский?». Этот вопрос был обусловлен тем, что притязание на власть в качестве Царя Иудейского, согласно римским законам, квалифицировалось как опасное преступление против Римской империи. Ответом на этот вопрос стали слова Христа: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18:29--38). Пилат, не найдя в Иисусе вины, склонился к тому, чтобы отпустить его, и сказал первосвященникам: «Я не нахожу никакой вины в этом человеке» (Лк. 23:4).

Решение Понтия Пилата вызвало волнение иудейской толпы, направляемой старейшинами и первосвященниками. Стараясь не допустить беспорядков, Пилат обратился к толпе с предложением отпустить Христа, следуя давнему обычаю отпускать на Пасху одного из преступников. Но толпа кричала: «Да будет распят» (Мф. 27:22). Видя это, Пилат вынес смертный приговор -- приговорил Иисуса к распятию, а сам «умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего». На что народ воскликнул: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:24-25).

Распятие

По приговору Понтия Пилата Иисус был распят на Голгофе, куда он, согласно евангельскому рассказу, сам нёс свой крест. Вместе с ним были распяты два разбойника:

Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтён.

В момент смерти Иисуса в Иерусалимском храме разодралась завеса, которая отделяла святое святых от остальной части храма.

После смерти Иисуса на кресте его тело было взято с разрешения Пилата Иосифом Аримафейским для погребения, которое он совершил вместе с несколькими учениками Иисуса в ранее не использованной гробнице, которая была вырублена в скале, находившейся на земле в собственности Иосифа, около сада, близкого к Голгофе.

Согласно христианскому преданию, после погребения Иисус спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, в том числе Адама и Еву.

Воскресение

Момент обнаружения опустевшего гроба Христова в разных Евангелиях описан с различиями. Согласно Иоанну (Ин. 20:1-15): Мария Магдалина одна (по другим версиям, жен-мироносиц было больше) пришла после субботы к гробу Христа и увидела, что он пуст. Ей были видения двух ангелов и Иисуса, которого она не сразу узнала. Вечером Христос явился своим ученикам (среди которых не было Фомы Близнеца). Фома, пришедши, не поверил в рассказы о его воскресении, пока не увидел собственными глазами раны от гвоздей и пробитые копьём рёбра Христа.

Воскресная стихира Октоиха указывает, что момент воскресения Иисуса (так же, как и момент его рождения) не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа.

После своего воскресения Христос дал апостолам Великое поручение проповедовать его учение о спасении по всем странам и народам.

Вознесение

Иисус собрал апостолов в Иерусалиме и сказал им не расходиться, но ожидать крещения Святым Духом (Деян. 1:2-11).

«Сказав сиё, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9). Вознесение, произошедшее на Елеонской горе, сопровождали «два мужа в белой одежде» (Деян. 1:10), которые объявили о втором пришествии «таким же образом» (Деян. 1:11).

Второе пришествие

Иисус неоднократно говорил о Своём скором втором пришествии на землю (Мф. 16:27, 24:27, 25:31, Мк. 8:38, Лк. 12:40), о нём ясно учат и апостолы (1Ин. 2:28, 1Кор. 4:5, 1Фес. 5:2--6) и потому оно было общим убеждением Церкви во все времена. Догмат о втором пришествии Иисуса Христа зафиксирован в Никео-Цареградском Символе веры, в его 7-м члене:

И во единого Господа Иисуса Христа <…> опять имеющего прийти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца

Во время Второго пришествия произойдет воскресение мертвых и Восхищение (вознесение) Церкви в небо навстречу Христу. Такие представления основываются на словах как самого Иисуса Христа (Ин. 14:1-4, Мф. 24:40-42, Лк. 24:34-37), так и апостола Павла:

Национальность Иисуса

Споры о национальности Иисуса ведутся до сих пор. Христиане могут сказать, что Иисус родился в Галилее, где проживало смешанное население, поэтому не мог быть евреем. Но Евангелие от Матфея говорит, что родители Иисуса всегда жили в Вифлееме Иудейском и лишь после его рождения перебрались в Назарет. В действительности же Симон Хашмонай, сбросивший иго Селевкидов (1Макк.13:41), по просьбе галилеян изгнал из Галилеи язычников из Птолемаиды, Тира и Сидона и привел «с великою радостью» в Иудею тех евреев, которые пожелали переселиться (1Макк.5:14-23). Утверждение, что Галилея для Иудеи была «заграницей», -- явное преувеличение. И та и другая были данниками Рима, и та и другая имели одну и ту же культуру, и та и другая относились к храмовой общине Иерусалима. Ирод Великий управлял и Иудеей, и Идумеей, и Самарией, и Галилеей, и Переей, и Гавлонитидой, и Батанеей, -- короче, всей Палестиной. После его смерти в 4 году до н. э. страна была поделена на три области: 1) Иудея, Самария, Идумея; 2) Гавлонитида и Батанея; и 3) Перея и Галилея. Так что Галилея якобы стала для Иудеи «заграницей» только потому, что у Ирода было трое наследников, а не один.

Из Евангелий: Когда самаритянка спросила Иисуса: како ты жидовинсыйот менепитипросиши? (От Иоанна, Зачало BI = Ин.4:9), -- Он не отрицал своей принадлежности к иудейской нации. Кроме того, Евангелия пытаются доказать еврейское происхождение Иисуса: согласно родословным, Он был семитом (Лк.3:36), израильтянином (Мф.1:2; Лк.3:34) и иудеем (Мф.1:2; Лк.3:33).

Иисус как историческая личность

«Исторический Иисус» -- понятие, которым в западной науке обозначают реконструкцию Иисуса с помощью современных исторических методов. Историки изучают библейские тексты, исторические источники и археологические данные в попытке реконструировать жизнь Иисуса в его историческом и культурном контексте. «Исторический Иисус» -- это некая историческая личность (англ. ahistoricalfigure), которую необходимо понять в контексте её собственной жизни в Римской Иудее 1-го века, а не христианской доктрины последующих веков.

Епископ Пол Барнет (англ. PaulBarnett), специалист по раннехристианской истории, заметил, что современная история и древняя история -- это две разные дисциплины, с различными методами анализа и интерпретации, и обратил внимание на то, что «исследователи древней истории всегда распознавали фактор „субъективности“ в имеющихся у них источниках», но они «имеют так мало источников в наличии по сравнению с их современными аналогами, что они охотно ухватятся за любые обрывки информации, оказывающиеся под рукой».

В книге «Исторический образ Иисуса» теолог и историк церкви Эд Сандерс (англ. EdParishSanders) использовал фигуру Александра Македонского как парадигму: имеющиеся источники сообщают нам много сведений о деяниях Александра, но ничего о его образе мыслей. «Источники об Иисусе [выглядят] лучше, чем те, что сообщают нам об Александре», и «преимущество свидетельств об Иисусе становится видно, когда мы задаёмся вопросом о том, что он думал».

Исследователи, подобные Сандерсу, а именно британский теолог, признанный специалист по свиткам Мёртвого моряГеза Вермеш, американский теолог, священник Джон Майер (англ. JohnP. Meier), еврейский религиовед Давид Флюссер, американский филолог Джеймс Чарльзвёрт (англ. JamesH. Charlesworth), американский историк, священник Рэймонд Браун (англ. RaymondE. Brown), американский историк и религиовед Пола Фредриксен (англ. PaulaFredriksen), а также американский историк, бывший священник Джон Доминик Кроссан (англ. JohnDominicCrossan) различным образом доказали, что евангельские рассказы о крещении Иисуса, его проповеднической деятельности и распятии можно считать в общих чертах как исторически достоверные, тогда как два рассказа о рождении Иисуса, а также некоторые детали, описывающие его распятие и воскресение, -- как недостоверные.

В своей книге «Иисус» французский историк Шарль Гиньебер (фр. Charles Guignebert) утверждал, что «выводы, которые подтверждаются фактами, могут быть подытожены следующим образом: Иисус родился где-то в Галилее во времена императора Августа, в простой семье, где помимо него были ещё шестеро или более детей». В другом месте он добавляет: «Нет оснований полагать, что он не существовал».

Новейшие исследования связаны с анализом иудейских корней исторического Иисуса. Переоценка семьи Иисуса, особенно роли, которую сыграл брат Иаков после его смерти, привела исследователей, например швейцарского теолога и священника ХансаКюнга, к предположению, что имелась ранняя форма неэллинистического «иудейского христианства», подобного эбионитам, которые не признавали божественности Иисуса и преследовались как римскими, так и христианскими властями. Кюнг полагает, что эти иудействующие христиане осели в Аравии, и возможно, что они повлияли на ту историю Христа, которая изображена в Коране.

Российский историк, сотрудник Эрмитажа Борис Сапунов является автором оригинальной теории-исследования жизни Христа. Он подверг канонические тексты Евангелий анализу с помощью теории свидетельских показаний, применяемой современными криминалистами. По его выводам, «все четыре Евангелия действительно написаны разными людьми; имеющие место расхождения не носят взаимоисключающего характера, а в основном дополняют и уточняют информацию; тексты Евангелий не подвергались редактированию». Главным своим выводом он указывает то, что «события, описанные в Новом Завете, на самом деле имели место», что же касается Христа, Сапунов уверен, что «речь идёт о реальном человеке»

Карта Декаполиса, или Десятиградия, показывающая расположение городов Назарет и Гадара по обе стороны реки Иордан.По мнению американского теолога ГрэхэмаСтэнтона (англ. GrahamStanton), у большинства историков нет сомнений в существовании Иисуса, однако некоторые евангельские рассказы требуют критической оценки: «В настоящее время почти все историки, христиане они или нет, признают, что Иисус существовал и что евангелия содержат много ценных свидетельств, которые должны быть критически взвешены и оценены»

Учение Иисуса Христа

Учение Иисуса в Новом Завете изложено в виде отдельных высказываний, проповедей и притч. Его деяния (чудеса, исцеления, воскрешения) и образ жизни также рассматриваются в качестве выражения учения через дела, а не через слова.

Основные особенности:

Вера в Единого Бога: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10)

Прежде всего -- Любовь к Богу и любовь ко всем людям (Мф. 22:37--40)

Спасение

Необходимость покаяния: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь» (Мф. 4:17)

Необходимость рождения свыше (рождения от воды и Духа): «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5)

Необходимость крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16)

Необходимость веры: «вера твоя спасла тебя, иди с миром.» (Лук. 7:50)

Необходимость вкушения тела и крови Христовых в таинстве причащение (Ин. 6:48--58)

Для принятия дарованного спасения от человека требуется и личная воля, которая проявляется в приложении собственных усилий в следовании за Богом (Мф. 11:12)

Необходимость терпения: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19), (Лук. 16:25)

Необходимость оказывать милосердие ближним: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Мф. 25:40).

Личное благочестие

Любовь к ближнему: «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12)

Осуждение лицемерия: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12:1)

Необходимость отречения от самого себя (самопожертвование).

Доброжелательность: «любите врагов ваших» (Мф. 5:44), (Мк. 8:34)

Развод с целью заключения нового брачного союза и брак с разведёнными является нарушением заповеди «Не прелюбодействуй». «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведённой с мужем, прелюбодействует» (Лк. 16:18)

Молитва Господня

Согласно книгам Нового Завета, Иисус Христос научил своих учеников молитве «Отче наш», которая до настоящего времени остаётся, вероятно, главной молитвой христианства. Текст молитвы приводится в Евангелиях от Матфея (6:9--13) и от Луки (11:2--4). Вариант молитвы в Синодальном переводе: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.(Матф.6:9--13)

Учение Иисуса и христианство

В результате проповеди Иисуса Христа в Палестине возникло новое религиозное направление под названием Христианство.

В 2008 году в мире насчитывается более 1 млрд человек, называющих себя христианами. Существуют различные христианские конфессии, отличающиеся друг от друга во взглядах на некоторые вопросы вероучения.

Заключение

Исходя из изложенного выше, можно дать ответ на вопрос, каким образом сформировать в себе как личности, созданной Творцом, христианский характер? И ответ: прежде всего - осознать то, что твоя духовная природа требует изменений.

Формирование христианского характера начинается с момента покаяния, когда человек предоставляет себя, свою жизнь Богу, чтобы под Его руководством изменять ее.

Никто не может измениться только собственными усилиями. Обуздать свою плоть христианин может с помощью Писания, Святого Духа и соответственного окружения, оставив прежнее.

Изменить свой характер можно, только если христианин будет стремиться жить свято. Сколько бы он не работал над собой, если в его жизни есть грех - результата не будет.

Если христианину делают замечание относительно его характера, это зачастую вызывает недовольство, обиду, а иногда даже агрессию.

Принять обличение нелегко, но это еще одно орудие, которое употребляет Бог, чтобы облечь в одежды святости своего избранника.

В заключение необходимо подчеркнуть взаимосвязь между действиями Духа Святого и формированием христианского характера: если христианин не формирует свой характер, то плод его жизни не соответствует Слову Божьему.

М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010 - 448 с.

Евангельская история охватывает библейские события от Рождества Господа Иисуса Христа до Его Вознесения. Великие события, изложенные четырьмя евангелистами - Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, даны в единой хронологической последовательности с опорой на толкования преимущественно древних святых отцов, и в первую очередь - святителя Иоанна Златоуста. Для иллюстрирования издания была осуществлена компьютерная реставрация более 150 мозаик и фресок XI–XVI вв. Издание снабжено таблицами и алфавитным указателем.

Формат: pdf

Размер: 29 Мб

Скачать: yandex.disk

Оглавление
СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ НОВОГО ЗАВЕТА 3
Евангелие Господа Иисуса Христа 3
Глава 1. ЯВЛЕНИЕ В МИР ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 4
§ 1. Благовестив Захарии о рождении Предтечи 4
§ 2. Благовестив о вочеловечении Сына Божия 5
§ 3. Свидание Пресвятой Девы Марии с праведной Елисаветой 10
§ 4. Рождество Иоанна Предтечи 11
§ 5. Архангел открывает Иосифу тайну о Боговоплощении 12
§ 6. Рождество Христово 14
§ 7. Обрезание и Сретение Господне 16
§ 8. Поклонение волхвов 19
§ 9. Бегство Святого Семейства в Египет. Избиение Вифлеемских младенцев 21
§ 10. Возрастание Иисуса Христа в Назарете. Двенадцатилетний Иисус в храме 23
Глава 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 28
Глава 2.1. Общественное сужение Господа Иисуса Христа от начала до первой Пасхи 28
§11. Проповедь Иоанна Крестителя 28
§ 12. Явление Иисуса Христа народу. Крещение Господне 32
§ 13. Сорокадневный пост и искушение от диавола 34
§ 14. Посольство синедриона к Иоанну Предтече. Свидетельство Иоанна об Иисусе как Искупителе 39
§ 15. Первые ученики Христа 41
§ 16. Первое чудо Иисуса на браке в Кане Галилейской 43
Глава 2.2. Первая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа 45
§ 17. Путешествие в Иерусалим и первое изгнание торгующих из храма 45
§ 18. Беседа Иисуса Христа с Никодимом 47
§ 19. Проповедь Иисуса Христа в Иудее и последнее свидетельство о Нём Иоанна Крестителя 49
§ 20. Заключение Иоанна Крестителя в темницу 50
§ 21. Отшествие Господа в Галилею, Его беседа с самарянкой 52
§ 22. Пришествие Иисуса в Галилею и начало проповеди 56
§ 23. Заочное исцеление сына царедворца 57
§ 24. Чудесный улов рыбы и призвание к апостольскому служению рыбарей: Петра, Андрея, Иакова и Иоанна 57
§ 25. Проповедь в Капернаумской синагоге и исцеление бесноватого 59
§ 26. Исцеление тёщи Петра и многих больных 60
§ 27. Проповедь в Назаретской синагоге 61
§ 28. Исцеление прокажённого 63
§ 29. Возвращение в Капернаум и исцеление расслабленного, спущенного через кровлю 65
§ 30. Призвание апостола Матфея 67
Глава 2.3. Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа 70
§ 31. Исцеление расслабленного при Овчей купели 70
§ 32. Учение Господа Иисуса Христа о Его равночестии Богу Отцу, о всеобщем воскресении и суде 72
§ 33. Срывание колосьев и истолкование Закона о субботе 75
§ 34. Исцеление сухорукого в субботу 76
§ 35. Избрание двенадцати апостолов 79
§ 36. Нагорная проповедь 82
§ 37. Заочное исцеление слуги сотника в Капернауме 105
§ 38. Воскрешение сына наинской вдовы 107
§ 39. Посольство Иоанна Крестителя из темницы к Иисусу Христу 108
§ 40. Грозный приговор над нераскаянными городами и призыв труждающихся к успокоению 110
§ 41. Вечеря в доме фарисея Симона, прощение грешницы 112
§ 42. Исцеление слепого и немого бесноватого. Обличение фарисеев в хуле на Духа Святого 114
§ 43. Ответ Господа искавшим от Него знамения с небес. О плотском и духовном родстве 116
§ 44. Учение Господа Иисуса Христа о Царстве Божиемв притчах 119
§ 45. Ответы Господа желавшим следовать за Ним 126
§ 46. Укрощение морской бури 128
§ 47. Изгнание легиона бесов в стране Гадаринской 129
§ 48. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира 131
§ 49. Исцеление двух слепых и немого бесноватого 133
§ 50. Неверие жителей Назарета 135
§ 51. Проповедь Иисуса в Галилее и Его скорбь о недостатке делателей на жатве 136
§ 52. Послание двенадцати апостолов на проповедь 137
§ 53. Усекновение главы Иоанна Крестителя 142
§ 54. Насыщение пяти тысяч пятью хлебами 145
§ 55. Хождение Иисуса Христа по водам 147
§ 56. Беседа Иисуса Христа о Хлебе жизни 149
Глава 2.4. Третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа 155
§ 57. Обличение иудеев в нарушении заповедей Божиих ради преданий старцев 155
§ 58. Заочное исцеление дочери хананеянки 157
§ 59. Исцеление глухого косноязычного и многих больных 159
§ 60. Насыщение четырёх тысяч семью хлебами 160
§ 61. Ответ фарисеям, требовавшим знамения с неба, предостережение от закваски фарисейской 161
§ 62. Исцеление слепого плюновением 163
§ 63. Исповедание апостолами Иисуса Сыном Божиим. Обетование о Церкви 164
§ 64. Предречение Иисуса о страданиях, смерти, воскресении и Втором пришествии. Учение о несении креста 166
§ 65. Преображение Господне 168
§ 66. Исцеление отрока, бесновавшегося в новолуния 172
§ 67. Чудесный статир 175
§ 68. Беседа о том, кто больший в Царстве Небесном 176
§ 69. Учение о борьбе с соблазнами 178
§ 70. Притчи о заблудшей овце и потерянной драхме. Суд Церкви и сила соборной молитвы 179
§ 71. Прощение обид. Притча о немилосердном должнике 182
§ 72. Отшествие Иисуса из Галилеи в Иудею 184
§ 73. Послание на проповедь семидесяти учеников 186
§ 74. Иисус в Иерусалиме на празднике Кущей 187
§ 75. Прощение грешницы 192
§ 76. Беседа с иудеями в храме 194
§ 77. Исцеление слепорождённого 199
§ 78. Притча о добром Пастыре 203
§ 79. Господь Иисус Христос на празднике Обновления. Учение о единосущии Сына и Отца 206
§ 80. Возвращение семидесяти учеников с проповеди 209
§ 81. Притча о милосердном самарянине 211
§ 82. Посещение Марфы и Марии 213
§ 83. Притча о неотступном прошении 214
§ 84. Обличение книжников и фарисеев на обеде у фарисея 215
§ 85. Притча о безрассудном богаче 217
§ 86. Притчи о бодрствующих рабах и благоразумном домоправителе 219
§ 87. Огонь Христов и разделение среди людей 221
§ 88. Призыв к покаянию в связи с убиением галилеян по приказу Пилата и с падением Силоамской башни 221
§ 89. Притча о бесплодной смоковнице 222
§ 90. Исцеление скорченной женщины в субботу 223
§ 91.0 тесных вратах в Царствие Божие 224
§ 92. Намерение Ирода убить Христа. Скорбь Иисуса об Иерусалиме 226
§ 93. Вечеря в доме начальника фарисейского 227
§ 94. Учение о самоотвержении 230
§ 95. Притча о блудном сыне 231
§ 96. Притча о неверном управителе 234
§ 97. Притча о богаче и Лазаре 237
§ 98. Учение о святости брака и девстве. Благословение детей 239
§ 99. Наставление о силе веры и притча о рабах, ничего не стоящих 243
§ 100. Исцеление десяти прокажённых 244
§ 101. Откровение о наступлении Царства Божия и Втором пришествии 246
§ 102. Притча о судье неправедном 247
§ 103. Притча о мытаре и фарисее 248
§ 104. Наставление богатому юноше 250
§ 105. Беседа с апостолами о воздаянии 252
§ 106. Притча о виноградарях, получивших равную плату 253
§ 107. Отшествие в Иудею, весть о болезни Лазаря 256
§ 108. Предсказание о смерти и воскресении. Просьба Иоанна и Иакова Зеведеевых 258
§ 109. Исцеление двух слепцов близ Иерихона 261
§ 110. Обращение мытаря Закхея 262
§111. Притча о десяти минах 263
§ 112. Воскрешение Лазаря 266
§ 113. Решение синедриона убить Иисуса 269
§ 114. Вечеря в Вифаниив доме Лазаря 271
Глава 3. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 276
Глава 3.1. Воскресный день 276
§ 115. Вход Господень в Иерусалим 276
§ 116. Мессия в Иерусалимском храме, изгнание торгующих 279
Глава 3.2. Великий Понедельник 282
§ 117. Проклятие бесплодной смоковницы 282
§ 118. Встреча с эллинами, речь о прославлении и глас Божий с неба 283
Глава 3.3. Великий вторник 288
§ 119. Иссохшая смоковница, поучение о силе веры 288
§ 120. Вопрос синедриона о полномочиях Христа 289
§ 121. Притча о двух сыновьях, посланных отцом в виноградник 290
§ 122. Притча о злых виноградарях 292
§ 123. Притча о званных на брачный пир царского сына 295
§ 124. Вопрос фарисеев о дани кесарю 298
§ 125. Вопрос саддукеев о воскресении 300
§ 126. Беседа о наибольшей заповеди в Законе и вопрос о Мессии, Чей Он Сын 301
§ 127. Обличение книжников и фарисеев, восьмикратное «горе» 304
§ 128. Лепта вдовицы 308
§ 129. Беседа с учениками на горе Елеонской о разрушении Иерусалима, о Втором пришествии и кончине мира 308
§ 130. Притча о десяти девах 316
§ 131. Изображение Страшного суда 318
Глава 3.4. Великая Среда 322
§ 132. Тайное совещание синедриона об убиении Христа 322
§ 133. Вечеря в доме Симона прокажённого 323
§ 134. Соглашение Иуды с врагами Христа 324
Глава 3.5. Великий Четверг 327
§ 135. Приготовление к Тайной вечере 327
§ 136. Тайная вечеря 328
§ 137. Прощальная беседа на Тайной вечере 339
§ 138. Завершение прощальной беседы Первосвященнической молитвой 350
§ 139. Повторное предсказание об отречении Петра и рассеянии учеников 353
§ 140. Гефсиманский подвиг: моление о чаше 355
§ 141. Взятие Господа воинами 359
§ 142. Суд синедриона 362
§ 143. Троекратное отречение Петра 367
Глава 3.6. Великая Пятница 370
§ 144. Окончательный приговор синедриона 3 70
§ 145. Суд Пилата 372
§ 146. Иисус перед Иродом 3 76
§ 147. Окончание суда Пилата 377
§ 148. Погибель Иуды 385
§ 149. Крестное шествие на Голгофу 388
§ 150. Распятие 391
§ 151. Покаяние разбойника 395
§ 152. Богоматерь у Креста 397
§ 153. Смерть Иисуса 398
§ 154. Погребение Христа 403
Глава 3.7. Великая Суббота 406
§ 155. Сошествие Спасителя в ад 406
§ 156. Поставление стражи у гроба 408
Глава 4. ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 412
§ 157. Воскресение Христа 412
§ 158. Явления Господа воскресным утром Марии Магдалине, жёнам-мироносицам и Петру 415
§ 159. Ложь синедриона и подкуп стражи 418
§ 160. Явление Господа двум ученикам на пути в Эммаус 422
§ 161. Явление Господа апостолам (без Фомы) в день Воскресения 424
§ 162. Явление Господа апостолам в восьмой день. Уверение Фомы 426
§ 163. Явление Господа в Галилее на море Тивериадском. Восстановление Петра в апостольском чине 428
§ 164. Явление Христа на горе в Галилее 433
§ 165. Вознесение Господне 437
Учение и чудеса Господа Иисуса Христа, пророческие предсказания об Иисусе Христе 440
Рекомендуемая литература 442
Алфавитный указатель 442