Храм 5 века в крыму. В крыму восстанавливают храм, разрушенный землетрясением сто лет назад

С Рождеством Христовым и Новолетием!


Крым Православный


На одной из главных улиц Симферополя расположен храм Святителя Луки, который также называют Свято-Троицкий монастырь. Это место особенно, ведь в нем опочивают мощи Святителя Луки.


В районе Большой Алушты, в селе Малореченское расположен уникальный объект духовности - храм-маяк, который можно посетить всем желающим.


В начале двадцатого века Евпаторийская община произвела обращение к государственной Думе касаемо решения вопроса о строительства храма, в котором просила выделить землю, а также предоставить разрешение на строительство.


На берегу речки Кача, расположено поселение, которое называется "Качи-Кальон", что в переводе с греческого означает "Крестовой корабль".


Знаменитая форосская церковь Воскресения Христова - является однойиз «визитных карточек» Крымского полуострова. Храм расположен на высоте 412 метров над уровнем моря, на живописном утёсе - Красной скале и является памятником русской архитектуры XIX века.


Свято-Владимирский кафедральный собор в национальном заповеднике «Херсонес таврический» - это святыня, которая увековечила память о событии священном и великом для всего нашего отечества. Именно здесь, по преданию, принял христианство князь Владимир Великий. Собор был заложен в 1861 году, на руинах древней церкви раскопанной археологами в 20х годах XIX века, в присутствии Александра II и Марии Александровны. Государь лично заложил первый камень в основание и утвердил проект строящегося храма, на территории основанного одиннадцатью годами ранее, здесь же Свято-Владимирского монастыря.


Собор Святого Равноапостольного князя Владимира в Севастополе - православный храм, усыпальница русских адмиралов и офицеров Черноморского флота, памятник истории и архитектуры XIX века. Расположенный на центральном городском холме по улице Суворова 3, собор Святого Владимира хорошо просматривается из других районов города. История создания собора берёт начало в 1825 году, когда командующим Черноморским флотом адмиралом А. С. Грейгом (именно по его инициативе и были проведены археологические раскопки 1827 года в Херсонесе, в ходе которых и обнаружили предполагаемое место крещения киевского князя) было подано прошение императору Александру I, в котором


Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Севастополе находится в самом центре, по улице Большой Морской 36 и является главным православным храмом города. Благодаря своей праздничной и нарядной архитектуре русских храмов XVI века Покровский собор является одним из самых красивейших зданий в Севастополе. Строительство храма началось в 1892 году и завершилось в 1905, на деньги собранные многочисленными прихожанами и благотворителями. Всего же на строительство потрачено было 134500 рублей. Автором и исполнителем проекта выступил севастопольский художник и архитектор Валентин Августович Фельдман.


Храм – пирамида святого Николая в Севастополе – это православная церковь, построенная в 1870 году на мемориальном Братском кладбище. Идея о строительстве храма возникла сразу же после окончания боевых действий. И в 1856 году было получено разрешение на строительство церкви-памятника от Александра II, на «добровольные пожертвования». Расположенный на вершине холма, на склонах которого расположилось Братское кладбище, и благодаря уникальной архитектуре, храм ещё издалека привлекает к себе взгляд. Он отлично виден с севастопольской набережной. Само же кладбище возникло ещё во время обороны Севастополя в 1854 – 1855 годах. Тогда большинство убитых перевозили на Северную сторону, в район Куриной балки, где по приказу командующего, на тот момент, обороной города вице-адмирала Владимира Корнилова было создано три кладбища.


Собор Александра Невского в Ялте – главный православный храм города и одна из самых красивых церквей Крыма. Своим появлением в курортной столице полуострова, собор обязан совпадению нескольких событий, или вернее сказать, нескольких общественных ситуаций, происходивших тогда в обществе. Во-первых, в 80-ых годах XIX века по всей России строили храмы в честь царя-мученика Александра II, трагически погибшего 13 марта 1881 года в Санкт-Петербурге, от рук террористов-народовольцев, бросивших бомбу под ноги государя-императора, которые освящали в честь святого и благоверного князя Александра Невского, считавшегося небесным покровителем царствующего дома Романовых. А во-вторых, в сильно увеличившейся, на рубеже XIX и XX веков, Ялте не хватало православных храмов – храм святителя Иоанна Златоуста уже не вмещал всех верующих


Церковь Иоанна Златоуста в Ялте – это православный храм,старейшая церковь в городе и первое каменное здание в нём. До возведения и освящения собора Александра Невского по улице Садовой, сама являлась кафедральным собором. В этом году ей исполняется 177 лет. Построенный на Поликуровском холме, храм Иоанна Златоуста отлично виден с гор и моря, поэтому он был внесён во все международные лоции Чёрного моря, да и планировка центральных улиц Ялты до XX века учитывала его в своём завершении. Историей своего создания собор во много обязан выдающемуся государственному деятелю XIX века, генерал-губернатору Новороссийского края Михаилу Семеновичу Воронцову. Герой Отечественной войны 1812 года и многих других


Храм Архистратига Михаила в Ореанде – православная церковь, построенная совсем недавно – в 2006 году, на живописном и обрывистом участке серпантина дороги, ведущей из Ялты в Севастополь, районе горы Ай-Никола. Храм отлично виден, сверкая куполами в солнечную погоду, с катеров во время морских прогулок. Место строительства было выбрано не случайно, во время проведённых здесь ранее археологических раскопок были найдены остатки средневекового поселения и монастыря.


Уже к началу XX века Алупка становится весьма популярным курортом. Тёплый климат, красивая природа, удобная морская бухта, густой и прохладный дубово-хвойный лес, который расположившись под величественной, напоминающей руины средневекового замка, горой Ай-Петри, создаёт тут особый целебный микроклимат. Состоятельных и творческих людей в Алупку также привлекал знаменитый Воронцовский дворец с великолепным парком при нём.


Знаменитая Церковь-маяк в посёлке Малореченское, что не далеко от Алушты, является одной из самых оригинальных достопримечательностей Крыма. Всего же в мире существует десять таких храмов. Это не просто православный храм, а целый мемориальный комплекс, включающий в себя уникальный музей, церковь и маяк. Посвящен он - всем погибшим на водах: морякам, подводникам, путешественникам и рыбакам. И не удивительно, что храм-маяк освятили в честь Николая Чудотворца, ведь этот великий святой и является покровителем людей избравших такие опасные профессии.


Храм Иоанна Предтечи, расположенный в самом центре Церковь Иоанна Предтечи - Church of St John the Baptist Керчи, является самой старой действующей православной церковью Украины, памятником истории и замечательным образцом византийского зодчества. Храмы с подобной архитектурой возводились с VIII века по всей Византийской империи. Схожие по архитектурному стилю церкви, оборонительные сооружения, дворцы и административные здания целиком или частично сохранились и до сего дня на территории современных Греции, Турции и Кипра.


Бывают храмы, которые встречаются часто в одной стране, но редко – в другой, например, храмы, названные в честь святых, особо почитаемых в одном краю, встречаются там очень часто, но встречая их в других землях, думаешь, как неожиданно это и приятно. И всегда это какая-нибудь чудесная история.

Так, в 15 километрах от Ялты в сторону Алупки, недалеко от всем известного Ласточкиного Гнезда, расположился уютный маленький и очень красивый храм – храм святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Сам архитектор, Николай Петрович Краснов, считал этот храм одной из лучших своих работ.

Крым - одно из самых великолепных мест для туристов. Каждый человек выбирает его для отдыха по разным причинам. Сюда приезжают ради красивой природы, отдыха на море, в лечебных целях. Но есть люди, которые хотят посетить Святые места Крыма. Паломничество сюда достаточно частое явление. Причем полуостров имеет такую богатую и древнюю историю, что здесь могут найти для себя святые места представители различных религий.

Собор в Херсонесе

И начать изучение их, наверное, стоило бы с посещения Древнего Херсонеса. Рождение его относят к шестому веку до нашей эры, в течение двух тысячелетий, во времена Древней Греции, Древнего Рима и Византийской империи он являлся большим культурным центром. Город сыграл большую роль в распространении христианства на Руси и других землях восточных славян.

Свято-Владимирский кафедральный Собор в Херсонесе - один из самых первых христианский центров на Руси. Есть предположение, что здесь Князь Владимир принимал святое крещение, и на месте, где сейчас расположен Собор, когда-то была крещена Русь. Об этом говорится в одном из самых древних литературных источников «Повесть временных лет». Впервые руины трех христианских храмов обнаружили в первой четверти девятнадцатого века. Крестообразная базилика, по мнению историков того времени, и была тем храмом Рождества Божьей матери, в которой произошло событие, изменившее историю Руси.

Александр II утвердил проект восстановления собора, и в 1861 году заложили первый камень его. Стены храма возвели вокруг руин древнего здания. На месте древних остатков сделали купель и поместили которые перевезли из Малой церкви, находящейся в Зимнем дворце. В соборе хранился список чудотворной В советские времена храм закрыли и передали Херсонесскому музею, так же, как и всю ее утварь. Только в 1992 году собор открыли вновь.

Храм Святого Иоанна

Продолжить посещать святые места Крыма можно в Керчи. Говорят, что здесь находится самый Он называется Храм Святого Иоанна Предтечи. По мнению историков, его построили примерно в восьмом или одиннадцатом веке. Это единственный византийский храм, сохранившийся до нашего времени. Самое интересное, что он был в какой-то период даже мечетью. В советские времена в нем разместили музей искусства античности, а в девяностые годы вновь открыли.

Храм Вознесения Христова

Еще один удивительный храм, в который стоит зайти, - Форосская церковь, или Храм Вознесения Христова. Этот собор уникален — его построили на отвес-ной скале. Алтарь в нем смотрит не на восток, а на море.

Это свойственно именно храмам на С моря церковь хорошо видна и является маяком для кораблей.

В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году император Александр III попал в железнодорожную катастрофу и чудом спасся. В честь этого и было решено возвести храм Вознесения Христова.

В советские времена Форосская церковь не действовала. В годы войны в ней скрывались пограничники, ее обстреливали фашисты. В девяностые годы храм вновь отдали верующим, и он стал действующим.

Свято-Успенский монастырь

Какие еще есть Крыма? Каждый год огромное количество паломников посещает Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае. Уникальность его и еще одиннадцати монастырей заключается в том, что все они - пещерные. Располагаются на скалах среди первозданной природы, и только руины и древние крепостные стены иногда находятся рядом.

Среди таковых можно, например, назвать «Челтер-Мармара». Предполагается, что монастырь, скорее всего, существовал здесь примерно с двенадцатого и до пятнадцатого века. Об этом свидетельствуют раскопки, проводившиеся в пещерах. Но это не точные данные. Ученые так и не пришли к единому мнению. Некоторые указывали на девятый век, что подвергается критике со стороны других археологов.

«Челтер-Коба»

Еще один интересный с религиозной и с археологической точки зрения комплекс помещений - «Челтер-Коба». Считается, что монастырь существовал и действовал, по мнению В. Даниленко, с восьмого по девятый века. Ю. Могарычев же считает, что это утверждение ошибочное. Они относит существование собора к периоду с четырнадцатого по пятнадцатый века.

«Шулдан»

Монастырь Христа Спасителя «Шулдан» расположен в Севастополе. Состоит из двух пещерных храмов и множества хозяйственных помещений. Датируют сей монастырь восьмым веком. Основали его монахи, бежавшие из Византии из-за гонений. Предполагается, что они были с Афона. Монастырь существовал, скорее всего, до пятнадцатого или шестнадцатого века до прихода в эти места османов.

Город Дорос (Феодоро)

Необычайно богата историческими и религиозными памятниками и гора под названием Мангуп. Самые древние археологические находки относятся к эпохе энеолита. Еще в третьем веке нашей эры здесь были расположены поселения, уже укрепленные. Затем население только прибывало. В пятом веке, в период правления Юстиниана I, здесь воздвигли крепость и основали город Дорос. В окрестностях располагалась страна Дори. В десятом веке город пришел в упадок. Ученые связывают это с землетрясением, которое произошло в тот период. Затем страну вокруг и сам город называли Феодоро.

Также интересен здесь комплекс пещерного монастыря. На вид это грот, где с разных сторон находятся кельи и храм. Там же, на мысе Тешкли-Бурун, расположена Цитадель мунгупских князей, а за ней октагональный храм. Позже турки превратили его в мечеть. Там же недалеко находятся церковь Святого Георгия и собор Святого Константина. Ученые предполагают, что они существовали вплоть до семнадцатого века. Османы перестроили и переименовали город. До конца восемнадцатого века здесь проживала община караимов. Кто бы ни занимал пещеры, расположенные на территории полуострова, одно, несомненно, можно сказать: это святые места Крыма.

Благовещенский собор

В конце двадцатого века Южный монастырский комплекс вновь стали обживать иноки. Сейчас здесь действует Благовещенский собор. Здесь, как и много веков назад, совершаются богослужения. Это место очень почитается верующими, и ежегодно сюда приезжает множество паломников.

Кстати, здесь находится чудотворная икона Богоматери Скоропослушницы, которая помогает бороться с различными болезнями. Так что сюда могут приехать те, кто хочет посетить святые места Крыма, исцеляющие людей.

Одним из самых почитаемых верующими мест является скит Узорешительницы. Он особенно известно потому, что здесь находился целительный источник. Говорят, что даже многие крымские татары, исцелившиеся в этом месте, перешли в христианскую веру.

Храм Св. Пантелеймона

Продолжая путешествие по святым местам, исцеляющим людей, можно посетить храм Св. великомученика и Этот собор находится на территории детского санатория имени А. А. Боброва. Построен он был в тысяча девятьсот первом году. В 1923, с приходом революции, его закрыли. В 1991 году его вновь открыли. Теперь больные вновь могут обращаться к святым с просьбой об исцелении.

Собор Святой троицы и Генуэзская крепость

Это один из храмов, которому посчастливилось остаться действующим в советские годы. Собор является кафедральным. Особую известность и почитаемость он приобрел благодаря святителю Луке, профессору медицины, врачу, в последние годы отдавшему себя религии. Когда-то удостоенный Сталинской премии за свои научные труды, впоследствии он провел 11 лет в тюрьмах и ссылках за свое отношение к религии. В последние годы жизни был архиепископом Симферопольским и Крымским. Сейчас при соборе располагается женский монастырь, обитательницы которого открыли музей святителя Луки. Принято считать, что именно Святитель Лука исполняет желание бесплодных женщин забеременеть.

Кроме того, бытует мнение, что эти девушки должны завязать ленточку на дереве желаний в Генуэзской крепости и посетить сталактит, по форме похожий на сердце, который можно найти в Красных пещерах.

Не менее интересен для верующих храм в пещере Иограф. Он находится в Ялте. Вместо разрушенного храма Святого мученика Евграфия решили построить новый. И его решили возвести на другом месте. Построили его в Ялте. Назвали его Храм Святого Иоанна Златоуста. Он имеет высокую и стройную колокольню белого цвета с золотистым куполом. В настоящее время пещера Иограф вновь стала храмом.

Церковь во имя Святых Константина и Елены. Александро-Невский собор

Посещая Святые места Крыма, можно вспомнить и другие храмы, которые находятся в Симферополе. Например, церковь во имя Святых Константина и Елены. Она была открыта в доме, который купил командир русских войск у крымского татарина. Все время, пока русские войска там квартировали, церковь работала. Интерес представляет то, что храм по архитектуре совершенно не похож на другие. Говорят, что здесь молилась посетившая в то время Крым Екатерина II. Видимо именно это и подало ей идею о строительстве Александро-Невского собора. Это еще одно интересное место в Крыму. Храм построили лишь к 1829 году. Прослужил он ровно сто лет, после чего был, как и множество храмов советских времен, закрыт. В тысяча девятьсот тридцатом году его взорвали и на его месте разбили сквер. Лишь в начале двадцать первого века начали строительство по его восстановлению. В настоящее время храм практически закончен.

Другие соборы

Одним из главных храмов Симферополя также являлся и Петропавловский, построенный в начале девятнадцатого века. Он, как и большинство соборов был закрыт в советские времена. В настоящее время храм вновь действует.

На месте бывшей греческой гимназии с небольшой церковью в наше время открыли Свято-Троицкий женский монастырь. Внутри храм украшен изображением евангелистов и образа господа.

Церковь трех Святителей интересна тем, что здесь в девятнадцатом веке была открыта и работала духовная семинария. В учебном заведении преподавали не только богословие, но и множество научных знаний.

Самым высоким храмом Крыма является церковь Святого Николая Чудотворца. Она расположена на территории села Малореченское. Это действующий храм. Является храмом-маяком. Так как его видно далеко с моря. Он является частью мемориала, посвященного всем погибшим на море. Высота храма - шестьдесят пять метров, и в башне расположен маячный фонарь. Цокольный этаж занимает музей катастроф на водах. На стендах его размещена информация о наиболее крупных и резонансных катастрофах.

Заключение

Теперь вам известны святые места Крыма. Кроме христианских и православных, на полуострове огромное количество центров других религий, не менее интересных. Они принадлежат мусульманам, караимам, евреям и представителям других вероисповеданий.

Здание Александро-Невского собора связано с историей рождения губернского центра начала его застройки и являлось одним из первых монументальных сооружений города Симферополя.

Храм был любимым местом посещения горожан - здесь располагалась кафедра архиепископа. Современники отмечали, что Александро-Невский собор отличался святителями, восседавшими на кафедре, их причисляли к лицам первой величины в Российской церковной иерархии. Проповеди архипастырей Иннокентия, Алексия, Гурия, Гермогена, Пуки и др. известных епископов воодушевляли прихожан на добрые дела и были образцом духовного ораторского искусства.

Идея возведения в Симферополе соборного храма восходит к 1787 году - времени посещения Екатериной II губернского города. Бедность и теснота приспособленного под храм татарского домика поразили императрицу, и она изволила выразить князю Потемкину свою волю о построении в Ак-Мечети соборного храма для постоянных жителей и приезжих греков. Однако смерть Потемкина (1791 г.), затем Екатерины (1796 г.), отложили строительство собора надолго. Дело сдвинулось с мертвой точки в августе 1804 года. Протопоп Никита Петровский, известный своей храбростью во время взятия Измаила, обратился к Таврическому губернатору Мертваго с просьбой о постройке храма. Аналогичное прошение Мертваго к императору Александру I было удовлетворено, и губернским архитектором Карасевым был разработан проект будущего собора, сметная стоимость которого определялась в 81 тыс. 529 руб.


Предполагалось построить храм «во имя Св. Благоверного великого князя Александра Невского на новом месте близ присутственных мест». По преданию, это место определил Петр Симон Паллас. Однако проект Карасева признан министром внутренних дел Кочубеем посредственным, и в основу сооружения храма лег проект петербургского архитектора П.И. Руска, разработанный зодчим в классических формах. Простота композиции, главенствующая роль ордера, торжественность, изысканность пропорций характерны были для этого церковного здания, оформленного с четырех фасадов шестиколонным портиком. В начале мая 1810 года при многочисленном стечении народа состоялись освящение места и закладка храма. Его возводили на берегу Салгира, в Александровском редуте, укрепленном крепостными стенами лагере, «сооруженном во время военных действий генералиссимусом князем Италийским графом Суворовым-Рымникским, бывшим тогда командующим в Крыму генералом». Как впоследствии оказалось, месторасположение храма выбрано не совсем удачно - на косогоре, окруженном рвами, с обрывами в южной своей части.

Строить собор подрядились иностранные мастера - французы П. Николаи, И. Ферри, Б. Латти, оказавшиеся самыми заурядными «шабашниками». По контракту подрядчики обязались построить храм, изготовить иконостас, алтарное устройство и одновременно провести ремонтные работы по укреплению Суворовского редута (вала, рвов, каменных мостов с воротами). За постройкой храма надзор осуществлял губернский архитектор Мартьянов, а городничий Касанчич информировал МВД Санкт-Петербурга о ходе строительства. Одновременно В Петербургский иконописный цех К. Венедиктова был направлен заказ на написание икон Христа Спасителя, Богоматери, св. Апостола Андрея Первозванного, Воскресения Христова; на северные и южные дверные полотна - св. Архангела Гавриила и св. Архангела Михаила. Всего за 2 месяца работы К. Венедиктов выполнил 30 икон стоимостью 2100 руб, они были признаны отличного качества и отправлены в Симферополь.

Строительство собора продвигалось крайне медленно - не хватало средств. За 1811 год стены были возведены вчерне только до капителей. В 1812 году из-за начавшейся Отечественной войны постройка храма была законсервирована. Через год здание имело крайне неприглядный вид: сильная буря снесла всю кровлю, стройматериалы расхищены, песок и известь развеяны ветром. В таком состоянии храм простоял еще 4 года. В 1816 году Высочайше созданная комиссия сделала заключение - храм необходимо разобрать до основания «в виду глубоких трещин и ослабленных конструкций». В Симферополь был командирован губернский архитектор города Полтавы М. Парадисов, который подтвердил выводы комиссии о сносе храма и переносе строения на удобное и отдаленное от Салгира место. Карательные меры последовали незамедлительно. Все члены Симферопольской строительной экспедиции отданы под суд, дело же передано в Сенат для взыскания с виновных всех казенных убытков. На имения губернатора А.М. Бороздина наложен арест.


В 1817-1819 годах храм дал новую трещину, а южная стена здания на обрыве к реке Салгир угрожала скорым падением. Первый этап сооружения собора закончился. Впереди были новые предложения.

Нужно отметить, что Симферополь, заложенный на свободных землях в 1784 году как административный центр

Таврической губернии, должен был развиваться по «регулярному» плану и своим архитектурным обликом отражать соответствующий уровень русской градостроительной культуры конца XVIII - начала XIX века. Утвержденный план города являл собой пример логически разумной, парадной и торжественной архитектурно-пространственной организации. Роль композиционного акцента отводилась полуциркульной площади, в центре которой намечалось место собора. Условия вновь строящегося города с просторными участками предполагали проект нового здания церкви со свободной посадкой. Проект соборной церкви был разработан в строительном комитете МВД Санкт-Петербурга после долгих раздумий о судьбе первого храма в Александровском редуте. Строительный комитет полагал, что возвести церковь необходимо на обширной площади перед редутом, между зданиями присутственных мест и полицейским управлением. Задача строителей Александро-Невского храма была такова - воздвигнуть в центральной точке нового города Симферополя мощный архитектурный объем, который служил бы главной объемной осью по отношению ко всей застройке.


В разработке проекта участвовали два талантливых архитектора - член строительного комитета МВД, титулярный советник И. Шарлеман и известный зодчий, титулярный советник И.Ф. Колодин. По смете первого проекта на постройку требовалось 237 185 руб. 95 коп., второго - 198 2 10 руб. 10 коп. Проект Шарлемана отвечал всем требованиям архитектуры зрелого классицизма, к первой половине XIX века достигнувшего своего наивысшего расцвета. Торжественностью, изысканностью пропорций, главенствующей ролью ордера отличался проект И. Шарлемана, утвержденный государем в 1821 году. Император Александр I пожертвовал на строительство храма большую сумму, да и место будущей постройки, по преданию, тоже указано им.

Уточнения и корректировка проекта Шарлемана на месте предполагались министерским архитектором МВД в лице И.Ф. Колодина, направленного в Симферополь для архитектурного надзора. Еще два года потребовались для разрешения всех задач сооружения собора в Симферополе, и уже в 1822 году граф Кочубей сообщал Таврическому губернатору Н.И. Перовскому о высочайше утвержденном проекте, составленной смете (с употреблением старого материала из разобранной церкви) на сумму 2 18 тыс. 965 руб. и о выборе архитектора И.Ф. Колодина для архитектурного надзора за строительством Александро-Невского собора, присутственных мест и других построек Симферополя. И.Ф. Колодин вместе с помощником Я. Колодиным, техником Абрамовым прибыли в Симферополь. В присутствии Таврического губернатора А.Н. Баранова, всех членов строительной экспедиции, губернского архитектора Лиммермана и понятых граждан был составлен акт о несостоятельности прежней постройки - непрочности стен храма, колонн, отсутствии «железных связей» и необходимости разборки сооружения. Участок первого храма был приобретен предводителем дворянства С.Е. Нотарой и протоиереем Василием Чернявским (впоследствии их дома принадлежали духовному ведомству, в первом - помещалось архиерейское подворье, во втором - духовная консистория; ныне на этом месте располагается гостиничный комплекс «Украина»).

В Симферополе архитектору Колодину предстояло строить Александро-Невский собор (1829), губернские присутственные места, заканчивать возведение странноприимного дома Таранова-Белозерова (1827), перестроить Свято-Троицкую церковь (1865), проектировать и возводить дом гражданского губернатора (1835).


Члены строительного комитета в составе архитектора И.Ф. Колодина, губернского архитектора Лиммермана обследовали новое место посадки собора. В результате осмотра оказалось, что здесь остались следы Суворовского редута, тайные подземные ходы, потому пришлось закладывать фундаменты гораздо глубже положенного по смете. Колодин на месте разработал план фундаментов и привлек для работы рядовых Таврического гарнизонного батальона. Первоочередной своей задачей Колодин считал набор опытных рабочих - специалистов разных профессий. С этой целью приглашали мастеровых людей из различных губерний России: 10 каменщиков прибыли из Санкт-Петербурга, плотники - от петербургского купца Терехова. Из Курской губернии также привлекли каменщиков и плотников. Сняли 10 лучших каменщиков-реставраторов из Бахчисарайского Ханского дворца. В строительстве участвовали и рядовые Таврического гарнизонного батальона. История сохранила имена квалифицированных плотников Курской губернии Степана Никифорова, Корнея Сомова, Ивана Анохина и других.

И.Ф. Колодин вел дневник строительных работ и постоянно информировал гражданского губернатора о ходе сооружения храма (дневник работ сохранился в госархиве АРК). Так, в декабре 1822 года Колодин сделал следующую запись в журнале за два месяца (с 1/XI по 1/I 1823 года) выполненных подрядных работ:

1. Поставлены наружные леса для сломки старой церкви.

2. С 3-х порталов храма сняты каменные колонны с базами.

3. Вчерне закончена квартира для рабочих и построен сарай для складирования материалов.

12 марта 1823 года, в годовщину восшествия на престол императора Александра I, после совершения Божественной Литургии в Петропавловской церкви процессия с крестным ходом прибыла на место закладки храма, и преосвященный Иов освятил место. Губернатор Перовский пополнил выгравированную медаль с планом и фасадом церкви в специально подготовленный камень, затем принял от архитектора инструменты, раствор и собственноручно исполнил ритуал закладки кирпича, после чего мастера приступили к работе.

Александро-Невский собор строили всем миром. Татары деревень Карагач, Мангуш, Чокурча и Балточекрак возили бутовый камень. П. Михайлов и турецкоподданные греки Константин Сава, Георгий Сава, Ени Тодора-Салюс и Ени Апостол заключили контракт по доставке камня для капителей, колонн, пилястр, архитрава, фриза, карнизов и др. деталей, которые Колодин предложил выполнить в технике тески, без оштукатуривания, как предполагал проект Шарлемана. В 1825 году на контрактной основе договорились с искусным кровельщиком из Карасубазара - мещанином Петром Бобровским и Карлом Ритером - о покрытии крыши храма листовым железом с последующей окраской кровли в зеленый цвет. Эти мастера обязались изготовить 5 металлических крестов из железа и 5 подкрестовых яблок, покрыть их медью и вызолотить червонным золотом. На 4-х малых куполах были сделаны тумбы - подставки под кресты. В течение 1824, 1825 и 1826 годов строительство собора шло успешно. Возведение монументального здания требовало большого количества опытных рабочих, которых продолжали брать «по найму и подрядом с выгодными ценами». В конце 1826 года архитектор Колодин сделал письменное заявление о дополнительном финансировании, и министр Панской исходатайствовал у императора на окончание храма еще 40 697 рублей 12 коп. Передержки сметы, естественно, были. Колодин мотивировал это следующими причинами: при разборке старой церкви из-за ветхости использовано меньше стройматериалов, чем предполагалось, фундаменты требовали больших затрат, все декоративные детали (карнизы, пояски, дентикулы и др.) выполнялись из тесаного камня, в конструкции корпуса храма Колодин ввел «железные связи», кирпич и штучный камень. Колонны с базами и капителями вытесаны из камня. Барабан основного купола стянут железными кольцами со скобами, для малых 4-х куполов использованы железные кольца на продольные связи, на фронтоны - под перемычки.


Колодин ввел железо в колонны, арки, применил пироны на всю высоту антаблемента. Модули, кронштейны тоже были сделаны из листового железа. На аттике фасадов церкви Колодин предложил сделать сечение не из камня, а из листового железа. Все это оправдало себя в будущем (так, в 1927 году во время сильного землетрясения здание собора не пострадало).

Нужно было позаботиться об оснащении храма колоколами и церковной утварью. Екатеринославская Духовная Консистория решила упразднить Петропавловский собор с тем, чтобы ризницу, утварь, колокола перенести в новый храм. В 1829 году из старого Петропавловского городского собора перенесены 7 колоколов, весом 193 пуда, оцененных в 9625 руб. Больший из колоколов имел 104 п., самый малый - 20 ф. В 1886 году на пожертвования Таврического духовенства приобретен новый колокол весом в 470 пудов. Вместе с этим колоколом московский фабрикант П.Н. Финляндский пожертвовал от себя еще два малых колокола весом по 10 пудов. Эти 3 колокола стоимостью до 90 тысяч рублей серебром были подняты на колокольню 17 августа 1886 года.

3 июня 1829 года в день Сошествия св. Духа при многочисленном стечении народа соборный однопрестольный храм во имя Благоверного князя Александра Невского был освящен преосвященным Гавриилом. Протоиерей Василий Чернявский ходатайствовал у генерала Канцевича о предоставлении военной стражи или караульных часовых для охраны собора от грабителей - близ храма еще не было никакой застройки. Таким образом, соборный храм возводился с большими трудностями и непредвиденными препятствиями, строительство было начато в 1810 году, закончено в июне 1829 года, строительная эпопея длилась 20 лет.

Духовная консистория заказала Колодину проект благоустройства территории храма. В 1831 году Колодин представил консистории три варианта каменной ограды - «круглой, овальной и четырехугольной». Выбор пал на проект с квадратной планировкой. Это был хорошо организованный комплекс, с глубоко продуманными всеми сторонами композиционного решения.

Планировка территории, на спокойном рельефе, преимущественно пейзажная, была подчинена главной архитектурной доминанте - храму. Перед тремя фасадами сформирован парадный партер, в композицию которого включены аллеи со стрижеными кустарниками, деревьями, газонами с цветами. По всему периметру квадратного в плане участка на каменном цоколе покоилась оградная решетка, в угловых звеньях которой размещалась архитектура малых форм в виде павильонов - караульни, помещения для причта, комнаты для изготовления свеч. С восточной стороны автор предусмотрел часовню и свечную лавку. Предполагалось возвести ограду на средства Синода (3 тыс.), кружного сбора (2 тыс.). Екатеринославский епископ Гавриил в письме к Новороссийскому генерал-губернатору просил о выделении средств, необходимых для последнего этапа планировки территории, разбивки аллей (всего 5901 руб.). И.Ф. Колодин так оценил свою работу: «Я с радостью усматриваю красу будущую окрест храма». И уже в 1891 году главный собор имел хорошо организованную планировочную структуру.

Александро-Невский кафедральный собор имел высокую художественную ценность, в его сооружении использованы традиции русской классической школы периода ее расцвета. В проектировании и строительстве принимали участие видные петербургские архитекторы: И.И. Шарлеман, известный как создатель дворцов петербургской знати по перестройке Введенского монастыря и др. памятников архитектуры, и ученик А.Н. Воронихина, бывший крепостной, И.Ф. Колодин, автор многих загородных ансамблей Петербурга, в том числе дворцового комплекса президента Академии Художеств в Марьино, на берегу реки Тосно.

Место посадки Александро-Невского собора на обширной площади к востоку от редута, между будущими улицами Полицейской, Серова, Долгоруковской и Александро-Невской, определило изначально его доминирующее положение над окружающей застройкой. Пятиглавый храм имел охристую окраску фасадов («кирпичную») с тонировкой деталей в цвет беж. Северную, южную, западную ветви креста замыкали шестиколонные портики ионического ордера с треугольными профилированными фронтонами, тимпан которых не имел заполнений. Собор венчал центральный полусферический купол с главкой наверху, на которой был водружен православный крест. Купол покоился на световом круглом в плане барабане, прорезанном десятью стройными полуциркульными световыми проемами с выразительными наличниками. Многопрофильный карниз с мелкодробленными сухариками дополнял художественный образ здания. В угловых звеньях храма с 4-х сторон располагались купола луковичной формы с крестами наверху, покоившиеся на стройном восьмигранном световом барабане, с идентичными полуциркульной формы окнами. Изящный поясок «сухариков» и мотив треугольных фронтонов повторялись в художественном облике главок. Трехярусная колокольня имела в нижней части массивный объем, увенчанный четвериком с арками звона. Верхний ярус колокольни прорезан высокими арками, его срезанные углы подчеркнуты пилястрами. Здание выделялось отточенностью ордерных форм, гармоничностью и пропорциональностью.

Неотъемлемой частью внутреннего пространства храма и его лучшим украшением являлся иконостас, созданный по проекту архитектора Шарлемана. Первый иконостас Александро-Невской церкви, исполненный талантливыми петербургскими мастерами, представлял своего рода образец декоративного искусства 20-х годов XIX в. Он вошел в альбом иконостасов как одно из лучших произведений классического направления. Общий замысел первого иконостаса не сложен. Композиция одноярусная, строго симметричная. Несмотря на камерность, смотрелась монументально, благодаря своеобразным пропорциональным соотношениям и укрупненным формам деталей и элементов. Характерно также гармоничное сочетание прямоугольных очертаний крупного иконного ряда («местный ряд») по обе стороны царских врат и округленность полуциркулярных линий навершия иконостаса, куда вписывался сюжет «Тайной вечери». Художники В.И. Грязнов и А.П. Никитин выполняли этот заказ. Главный алтарь был расписан С. Лапиным, классным художником, имевшим в Симферополе иконописную мастерскую. Строительный комитет предложил известным живописцам профессорам Академии Художеств Шебуеву, Егорову и академику Антонелли участвовать в росписи храма. Антонелли назвал сумму в 4650 руб., и ее приняли за основу.

В апреле 1828 года начались отделочные работы интерьера храма. Был оформлен контракт с талантливым крепостным художником Н.Ф. Нарышкиной Федором Яковлевым (не он ли расписывал гостиную в доме Воронцова?). В его задачу входило выполнение живописи в алтарной апсиде (изображение Господа Саваофа), в подкупольных парусах (четыре евангелиста) и стеновая роспись храма. Интерьер храма украшали следующие образа: Арх. Михаила и Арх. Гавриила, Тайной вечери, Плащаницы, 4 евангелистов на царских вратах, Богоматери, Успения Пресвятые Богородицы и Благовещание Господне, 2 хоругви с изображением образов Богоматери Казанской Божьей матери, Александра Невского и святителя Николая Чудотворца. Этот иконостас просуществовал до 1845 года. В 1845 году на средства прихожан - коллежского советника Матвея Ивановича Кашкадамова и полковника Дмитрия Федоровича Касинского, Александры Андреевны Бражниковой - устроены два новых иконостаса с престолом во имя Покрова Богоматери и во имя Успения св. Праведныя Анны.

В 1846 г. настоятель доложил архиепископу Гавриилу, что старый иконостас от времени потемнел, позолота сошла, что явно не соответствовало общему благолепию храма, и просил: «Для единообразия и изящества соответственно двум иконостасам, устроить третий новый иконостас, оставить только иконы Санкт-Петербургской живописи». На рапорте архиепископа сохранилась резолюция: «Рисунок смотрен и дав дозволение строить новый иконостас в Симферопольском соборе, рисунок возвратить при указе с тем, чтобы строители не подверглись ошибке относительно тех мастеров, коим дело препоручено будет». Третий иконостас мастера Пантелеймона Ивановича Бочерова устроен 30 августа 1847 года и освящен.

Этот иконостас в 1864 году при расширении алтаря в соборе снят и передан в Симферопольский тюремный замок в церковь св. Петра, а на место отданного выписан из Москвы новый, сообразный размерам нового алтаря. Его выполнял иконостасный мастер московский 2-й гильдии купец Никифор Сафронов. Иконостас сделан из соснового дерева, а резьбу и доски для икон выполнили из липового сухого дерева. Проект иконостаса разработал петербургский архитектор IV округа путей сообщения и публичных зданий Козловский. В его план входило «весь иконостас вызолотить сплошь червонным полузолотниковым золотом, на полименте резьбу, а столярство на мардане». 25 икон на досках украшали иконостас и одна большая, квадратная в шесть аршин икона «Тайной вечери» на полотне,» писаны мастерами Семена Борисова. Высокохудожественные иконы получили хорошую оценку - Сафронов отмечен похвальным листом. В августе 1864 года Преосвященный Алексий освятил иконостас. На иконостасе размещены следующие иконы: Арх. Гавриила Благославляющего, Пресвятой Девы, Евангелистов Иоанна, Марка, Матвея, Пуки, Арона, Мелхисидек с хлебом, Преображения, Вознесения, Введения, Исцеления слепорожденного, Сретения, Успения Богоматери, Голубя парящего, Святителей Василия, Владимира, Папы Климента, Стефана Сурожского, св. Великомученика Георгия, Дмитрия, Иоанна Крестителя, Богоматери Предстоящей, Спасителя на престоле.

Как и наружный фасад, окраска интерьера первоначально имела охристый цвет. Охристая окраска интерьера и экстерьера храма создавали цветовую гамму, мягкую, мерцающе-глуховатую. Общий фон молельного зала собора - золотистый в сочетании с позолотой риз, иконостаса, кессонированных потолков, паркетного пола из дубовых квадр в «елочку» оставлял впечатление роскошное, потрясающее благолепием и красотой, что позволило горожанам называть собор любовно своим «Исаакиевским».

За 100-летие своего существования собор претерпел значительные изменения, объемно-пространственная композиция усложнилась в связи с его расширением и возведением колокольни.

В 1842 году западный фасад храма обогатился часами, устроенными справа от входа на одном из четырех малых куполов. Эти часы - реликвия города со времени основания губернского центра - находились на каланче полицейского дома. В 1842 году по причине ее ветхости, грозившей падением, часы вместе с двумя колоколами перенесены на купол собора.

В 1844 году произведена капитальная перестройка храма. На западном фасаде были построены трапезная и притвор с колокольней, с правой стороны притвора устроено помещение для сторожа, с левой - вход в ризницу и на колокольню. Средства на капитальную перестройку храма отпущены из сумм Синода.

Первоначально собору был определен статус городского, и только в 1860 году в связи с увеличением численности населения он был переименован в кафедральный.

В 1869 году одноапсидный, однопрестольный храм перестраивается - он расширяется пристройкой трех алтарей. Устроена галерея на западном фасаде. Вместимость собора увеличилась на 500 человек.

В 1881 году по ходатайству Таврического архиепископа Гурия Карпова (1867-1882) отпущено из сумм Синода 37 727 рублей для удлинения собора и постройки колокольни. Строительные работы велись 3 года. В 1884 году собор предстал во всем своем величии и красоте, казалось, надолго. Но во второй половине 1890 года была проведена замена четырех башенок новыми, с арочными проемами, красивыми куполами луковичной формы, завершенными позолоченными крестами и установленными на восьмигранном барабане. Из-за отсутствия средств сначала заменили две башенки на восточном фасаде, а в октябре 1890 года реконструкции подверглись башенки западного фасада, Инженер Славинский разработал проект установки часов на правом от главного входа куполе западного фасада, как было предусмотрено раньше. О восстановлении часов писали в газетах в начале XX века, горожане требовали их реставрации. Но установка не состоялась к большому огорчению горожан, привыкших к бою часов в интервале получаса, из-за отсутствия входа на купола. В это же время установлена железная ограда, выполненная по контракту на чугунно-литейном заводе Я.М. Тосунова в Симферополе.

Значительные изменения произошли в интерьере храма. Первоначально собор был вымощен каменными квадратными плитами. В 1842 году по настоянию священника и церковного старосты Санютина устроен деревянный пол, в 1862 году при расширении алтарей паркетный пол вновь перестлан и исправлен во всем интерьере церкви, кроме притвора, где пол оставался каменным.


После всех перестроек храм имел следующую внутреннюю организацию (по архивному документу 1927 года): притвор, прямоугольный в плане, трапезная, квадратное в плане помещение, в ней находились свечные кассы, молитвенный зал, средний храм длиной 26 м 40 см, шириной 20 м 40 см, имел левый придел, за ним располагалась пономарня, и правый придел с ризницей, главный придел располагался в полукруглой апсиде с 4 оконными проемами. Высота собора главного купола составляла 24 м. Освещение электрическое.

В ризнице, иконостасе и киотах было немало священных и исторических реликвий, связанных с историей полуострова. В главном алтаре находился крест 1782 года, присланный, по преданию, Екатериной II. На святом престоле хранились икона-копия чудотворного образа Божьей матери Каспировской, подаренная архиепископом Иннокентием в 1857 году во время последнего посещения Крыма. К особо ценным предметам из золота относились дары Екатерины II, присланные в 1794 году (потир, дароносица, Евангелие, дарохранительница, сосуд для воды, ковш, кадило, два блюдца и звездница).

Важным документом, сохранившимся в соборе, была грамота, подписанная императором Александром II после окончания Крымской войны 1853-1856 гг. - благодарность «за оказание Таврической губернией Отечеству услуг». Грамота была на пергаменте, с печатью и подписью императора Александра II. Современники отмечали необыкновенное оформление грамоты - «края пергамента украшены государственными и губернскими гербами, символическом изображении в виде ветвей оливкового дерева и обвиты дубовой гирляндой, среди которой виднеются на золотом фоне имена 16 городов».


В соборе хранилась бронзовая вызолоченная доска, присланная в 1842 году из Санкт-Петербурга от шталмейстера Императорского Двора В.В. Долгорукова, внука генерал-аншефа В.М. Долгорукова. На доске вырезана надпись: «Надпись, снятая с артиллерийских орудий, пожалованных императрицей Екатериной II-ю генерал-аншефу князю Василию Михайловичу Долгорукову-Крымскому за знаменитую победу, одержанную им в 1771 году при городу Кефе в Крыму».

Собор сохранял в склепе (за правым клиросом) останки святителя Гурия.

К Александро-Невскому собору приписаны были следующие храмы: церковь во имя Успения св. Праведной Анны на новом городском кладбище (освящена 14 июня 1864 года, устроена на средства купца В.Б. Масленникова); часовня во имя св. Александра Невского (устроена в 1866 г. над могилами воинов, погибших во время Крымской войны); часовня во имя св. Благоверного князя Александра Невского на площади возле фонтана; часовня во имя св. Николая в соборной ограде (построена в 1892 году по проекту архитектора Беккера в честь помолвки будущего императора Николая II с Александрой Федоровной); греческая церковь во славу Пресвятыя Троицы (1865 г.); церковь во имя св. Апостолов Петра и Павла (1870 г.).


Сословный состав прихожан Александро-Невского собора на 1909-1910 гг. был следующим: духовных лиц - 36 человек, военных - 586, статских - 176, купцов, мещан, обывателей - 416, государственных крестьян - 6 1, общественных крестьян - 92.

Жизнь Симферополя была тесно связана с Александро-Невским собором. Здесь проходили торжественные встречи царственных особ, отсюда отправляли воинов на защиту Отечества, здесь проводили церковные праздники.

В годы антирелигиозного террора Александро-Невский собор разделил участь многих христианских святынь России, Крыма. В ночь с 4 на 5 октября 1917 года произошло кощунственное ограбление собора. Воры, взломав решетку, влезли в храм, убили сторожа, похитили деньги сбросили на пол церковные сосуды. В декабре 1922 года Александро-Невский собор был закрыт. Позже его превратили в склад имущества, изъятого властями из закрытых крымских храмов. С начала 1929 года развернулась настоящая война против его существования: были сняты колокола и переданы Симферопольскому отделению Рудметаллоторга. 30 мая 1930 года Крымский ЦИК принял решение - снести храм и передать земельный участок для сооружения музея-панорамы «Взятие Перекопа». Перед сносом удалось перенести из собора на новое кладбище прах архиепископа Гурия (Карпова) и 4-х священников. Могилы их находятся у Всесвятской церкви на городском кладбище. В сентябре 1930 года под храм был заложен динамит. В ночь с 26 на 27 сентября 1930 года в результате варварского взрыва собор прекратил существование. Впоследствии камень бывшего здания собора использовали для строительства так называемого «Дома 1905 года» на улице Павленко, предназначенного для проживания ветеранов и активистов революционного движения. Часть красивой металлической ограды бывшего собора ныне ограждает Детский парк со стороны улицы Шмидта. Соборный сквер именовался сначала Комсомольским, затем Пионерским, а со второй половины 60-х годов он называется сквером Победы.

Весной 1944 года в сквере, в братской могиле, были похоронены советские воины, погибшие при освобождении Симферополя. Тогда же на месте соборного храма установлен танк Т-34. Позже останки героев-освободителей перенесены на воинское кладбище, а постамент под танком реконструирован. Надпись на его лицевой стороне сообщает, что: «Этот танк, входивший в состав 19-го танкового корпуса, один из первых ворвался в город». Далее идут наименования частей и соединений, которые освобождали Симферополь.

Так тесно переплелись судьбы защитников Родины на разных этапах истории Симферополя.

В настоящее время, через 70 лет после уничтожения симферопольской святыни, появилась возможность и желание горожан возродить храм. Возрождение Александро-Невского собора в Симферополе будет покаянием поколений за содеянное. Его величественная архитектура станет образцом культовой постройки эпохи классицизма. А звон колоколов восстановленного собора будет призывать новые поколения горожан к духовному возрождению.

По дороге из Феодосии в Симферополь находится небольшое село Грушевка, которое большинство проезжающих просто проскакивают мимо, спеша в более интересные и популярные крымские места. Нас же привлекла табличка, которая гласила, что тут находится древний храм Знамения 1-го века. Мимо такого проехать было трудно, если учесть то, что на Руси христианство появилось только в конце 10-го века, а тут аж на 9 веков старше.

Проплутав некоторое время по деревне, не разобравшись с указателями, мы почти отчаялись достигнуть цели, но нам помог вновь неожиданно возникший указатель, что изрядно бодрило. Машину оставили возле сооруженного в 19 веке "источника":

Пройдясь пешком, оказалось, что мы проезжали мимо храма, но из-за забора и неправильных ожиданий, абсолютно его не приметили:

Я сначала обрадовался, что для такого старинного здания, выглядит оно вполне отлично, но данная постройка оказалась чуть моложе. Вообще, история храма такого, что на этом месте была часовня времен самого начала христианства, от нее сохранился алтарь, который находится сейчас внутри храма, вот он и относится в 1-му веку. Далее храм разрушался, а храм в 14 веке был построен армянами в качестве католического, который существовал здесь до времен присоединения Крыма к России, тогда же в конце 18-го века его переделали в православный, и он получил нынешнее название в честь Знаменской иконы.

Когда -то здесь была и колокольня, взорванная в 1959-м году, сейчас же есть звонница:

Интересный металлический колодец:

По периметру попадаются старые обломки:

Сложенная рядом черепица:

Современные детали в конструкции храма:

Икона в одном из окон снаружи храма:

Местный обитатели пришли с серьезным видом проверить, что мы тут вынюхиваем:

Некоторые были нам очень сильно рады:

Увидев, что мы ходим вокруг с фотоаппаратами, к нам подошла служительница храма и сказала, что откроет двери, чтобы мы посмотрели, что там внутри. Если честно, что даже удивило такое радушие. Кроме того, она рассказала небольшую историю про храм, а также про аналогичный храм в районе Подольска. Только вот сказала, что старый алтарь не покажет, этим занимается обычно батюшка, я ей в алтарную часть нельзя.

Внутри храма нет отопления:

Обогревают все современной печкой:

Мы не стали надолго отвлекать служительницу от ее основных дел, да и нам предстояло еще довольно долго ехать до Севастополя, но покинули это место с мыслью, какие же удивительные находки все же могут скрываться в неприметных деревнях. Это еще хорошо, что кто-то повесил указатели, а то бы мы также, как и большинство туристов в Крыму, проехали бы мимо села Грушевка дальше по своим делам.

В Ялте стоит прекрасный собор во имя Александра Невского. Он вызывает неподдельное восхищение у всех, кто его видит.

В 80-х годах XIX века по всей Руси строились храмы в память царя-мученика Александра II, погибшего 1 марта 1881 года от бомбы, разорвавшейся у его ног. Их освящали в честь Александра Невского, который был небесным покровителем русских царей. В Крыму в честь этого святого были построены храмы в Симферополе и Феодосии. Решили и ялтинцы возвести большой собор, тем более что город рос и храм Иоанна Златоуста стал тесен. Намерение горожан поддержал император Александр III.


Портрет императора Александра II

1 марта 1890 года учредили строительный комитет, который возглавил известный инженер, ученый, краевед А.Л. Бертье-Делагард. В состав комитета вошли тридцать уважаемых ялтинцев: среди них князь В.В. Трубецкой, граф Н.С. Мордвинов, барон-камергер, инженер А.Л. Врангель, тайный советник П.И. Губонин, доктор В.Н. Дмитриев, известные архитекторы П.К. Теребенев и Н.А. Штакеншнейдер, сын архитектора, построившего дворец в Ореанде.

Комитет обратился к Ялтинской городской управе с просьбой отвести для строительства место у Ливадийского моста. Но оказалось, что это место приносило городу хороший доход, поэтому предложили другое, в центре города, на пересечении улиц Садовой и Морской у подножия горы Дарсан. Большой участок земли, расположенный рядом, пожертвовал барон А.Л. Врангель. На храм жертвовали разные люди: городская управа выделила на строительство 6000 рублей, такую же сумму пожертвовал генерал-майор Богдан Васильевич Хвощинский, винопромышленник И.Ф. Токмаков 1000 рублей. А простые ялтинцы приносили кто сколько мог.


Первый проект храма разработал в 1889 году архитектор К.И. Эшлиман, но он не был утвержден. Новый проект поручили сделать Н.П. Краснову, который работал в соавторстве с П.К. Теребеневым. 1 марта 1891 года в день десятой годовщины со дня гибели императора Александра II состоялась торжественная закладка фундамента нового храма. Архиепископ Мартиниан отслужил молебен прямо на строительной площадке. Первый камень в основание будущего храма положила императрица Мария Федоровна.

Для храма архитектор выбрал древнерусский стиль, применив множество декоративных архитектурных элементов: пилястров, порталов, киотцев, сердечек. Собор построили двухъярусным, с открытыми галереями и шатровым крыльцом. Окрасили в бело-розовые тона, что сделало его нарядным, праздничным. Иконы для храма изготовили в Мстере Владимирской губернии.

11 колоколов для трехъярусной колокольни собора отливали в Москве, главный колокол весил 428 пудов. Все колокола храму подарил крымский винопромышленник и меценат Н.Д. Стахеев.

Собор Александра Невского. Ялта

Освящение собора состоялось 4 декабря 1902 года архиепископом Николаем, которому помогали протоиерей кафедрального собора Назаревский, протоиерей Терновский и ялтинские священники Сербинов, Щукин, Крылов и Щеглов. Новый храм поразил своей оригинальностью: «Сооружение храма исполнено превосходно, фундаментально, прочно и стильно: русский стиль выдержан замечательно», - таково было мнение комиссии, принимавшей храм.

В одиннадцать часов из Ливадии прибыла императорская семья. Императрица Мария Федоровна не смогла присутствовать на церемонии, она прислала телеграмму: «Радуюся всем сердцем освящению собора, при закладке которого я присутствовала в 1891 году, вспоминая всех трудившихся при его основании и с отрадою думая о молитвах, которые отныне за всех в нем будут возноситься». Николай II и Александра Федоровна приложились к святому кресту, затем император возжег лампаду. Был совершен крестный ход вокруг собора и в нижний храм за святыми дарами. После литургии все духовенство вышло на середину храма и провозгласило многолетие Дому Романовых, а затем вечную память императорам Александру II и Александру III, императрице Марии Александровне и Великому князю Георгию Александровичу, который умер на Кавказе. Провозгласили многолетие и строителям храма и всем православным христианам.

Пышность и необыкновенная красота внешнего облика храма должны были сочетаться с внутренним оформлением. Поэтому в 1901 году провели всероссийский конкурс, победитель которого смог бы оформить интерьер Александро-Невского собора. Первое место занял архитектор С.П. Крошечкин. По проектам Н.П. Краснова киевский художник И. Мурашко расписал иконостас, им же выполнена сплошная роспись купола и стен в византийском стиле. На наружной стороне храма, в гранитной раме-киоте расположили мозаичное панно с образом святого князя Александра Невского. Мозаика была выполнена учениками венецианского мастера Антонио Сальвиати.





Храм двупрестольный: верхний престол освящен во имя святого Александра Невского, а нижний - во имя святого Артемия, этого святого церковь чествует 20 октября, в этот день умер император Александр III. Все купола собора покрыли золотом. А особенной гордостью являлись одиннадцать колоколов, их малиновый перезвон разливался над Ялтой, окрестными горами и морем.


В одном из писем А.П. Чехов так отозвался о новом соборе: "Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию".

В едином стиле с храмом позже был построен двухэтажный дом причта, напоминавший древний русский терем. Его автором стал М.И. Котенков. В 1903-1908 годах построили еще один дом в три этажа, здесь находился большой актовый зал для Александро-Невского братства. В этом доме разместилась церковноприходская школа и приют для слабогрудых больных. Школу назвали именем цесаревича Алексея.

Православное братство святого благоверного князя Александра Невского было создано по указу императора Александра III и Таврической Духовной консистории при симферопольском кафедральном соборе 23 ноября 1868 года. Основателем братства стал архиепископ Гурий (Карпов). Задачи братства были разнообразны: создавать церковно-приходские школы, оказывать им и храмам материальную помощь, возводить новые церкви, заботиться о бедных, престарелых и сиротах, бороться с расколами и сектантством. Во время Первой мировой войны Александро-Невское братство и община сестер милосердия Красного Креста собирали подарки, лекарства, лекарственные травы для солдат, устраивали лазареты и санатории для раненых. Братство пользовалось заслуженным авторитетом, его отличал дух милосердия и благочестия.


Первым протоиереем собора стал Александр Яковлевич Терновский, прежде служивший в храме Иоанна Златоуста. Собор стал любимым храмом ялтинцев. Сюда приходили в праздничные дни и в дни горя. Храм разделил с прихожанами тяготы революции и гражданской войны, здесь не только поддерживали веру в людях, собор охранял, оберегал жизни людей. В 1918 году во время обстрела Ялты красногвардейцами в его стенах укрывались жители города.

В июне 1918 года в нижнем храме отпевали жену Ф.М. Достоевского Анну Григорьевну. Она была похоронена на кладбище в Аутке, и лишь спустя много лет ее прах перенесли в Александро-Невскую лавру в Петербурге, где похоронен Ф.М. Достоевский.

В 1938 году собор закрыли. Колокола сняли и отправили на переплавку. В храме организовали спортивный клуб.

Богослужение в Александро-Невском соборе было возобновлено в 1945 году и с тех пор не прекращалось. Храму возвратили здание церковно-приходской школы, где раньше находился дом учителя. Теперь здесь вновь священники ведут беседы с детьми, при школе есть детский хор.