Инкерманский свято климентовский пещерный мужской. Пещерный монастырь, Инкерман, Крым – фото, как добраться на карте

Недавно удалось побывать в Инкерманском Свято-Климентовском монастыре. Это уникальное и удивительное место, чья история корнями уходит в далекое прошлое и связана с появлением раннего христианства на крымских берегах, задолго до Крещения Руси Владимиром. Неспешно гуляя по святому месту, я сделал для себя ряд неожиданных и странных открытий, о которых обычно не пишут в путеводителях и которые с трудом укладываются в логическую цепочку исторических событий. Но обо всем по порядку.

Добраться к Свято-Климентовскому монастырю довольно просто. Двигаясь по трассе из Симферополя в Севастополь, проехав и не доезжая до моста через реку Черная, поворачиваем налево перед АЗС. Сам с трассы не виден — он скрыт за обильной растительностью и высокой железнодорожной насыпью, поэтому ориентиром могут служить развалины средневековой крепости Каламита, расположенной на плато Монастырской скалы.

Оставляем машину на стоянке возле дороги и идем к скале. Путь к монастырю проходит по длинному тоннелю, проложенному под железной дорогой.

Столь близкое расположение железной дороги в некоторой степени нарушает размеренный и умиротворенный быт монастыря. Но обитатели привыкли и склонны находить в этом даже положительные моменты, связанные с увеличением количества паломников в монастырь. Стоит упомянуть, время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII - IX до XIV - XV вв. Но в одном исследователи сходятся во мнении: отдельные пещерные церкви и отшельнические кельи Инкермана являются наиболее древними среди прочих христианских пещерных сооружений Крыма.

От тоннеля дорога ведет мимо древнего кладбища. Оно уже не используется, но за могилами ухаживают. Рядом с кладбищем находится Святой источник с которым связана красивая легенда.

Как гласит церковное предание, в 98 г. в инкерманские каменоломни за христианские учения в ссылку был отправлен один из величайших проповедников — святой Климент, папа Римский, рукоположенный самим апостолом Петром. На заре христианства его знаменитое «Послание к Коринфянам» пользовалось большой популярностью и читалось на воскресных службах наряду с Новым Заветом. Прибыв в инкерманские каменоломни на место заключения, святого Климента встретили около 2000 христиан, осуждённые на горные работы. Увидев св. Климента, они со слезами припали к его ногам, особенно жалуясь на недостаток воды в этих местах. Устье ближайшей реки было болотистым и вода была непригодна для питья. Для того, чтобы получить хоть немного воды, нужно было пройти не менее 45 стадий (9 км). Узнав об этом, святой Климент сказал: «Помолимся Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он Своим последователям открыл источник живой воды, подобно тому как открыл жаждущему Израилю в пустыне, когда разбил камень и потекла вода; и получив такую благодать Его, — возвеселимся.» По окончании молитвы святой Климент увидел агнца, стоявшего на склоне горы, как будто указывавшего место своим копытцем. После этого святой Климент взял маленькую лопату, начал копать в том месте, и тотчас явился источник вкусной чистой воды. Слух об этом чуде распространился по всей окрестности, стали стекаться люди в большом количестве, чтобы видеть источник и послушать святого Климента. Многие уверовали в Христа и приняли святое крещение. К сожалению, сейчас в источнике нет воды. Она пропала менее века назад, после создания карьера по добыче камня неподалеку. Из-за масштабных промышленных работ в советское время было повреждено русло подземной реки. Она изменила свое направление, и, как это часто бывает, затопила сам карьер. Таким образом монастырь утратил многовековую святыню и один из «краеугольных камней» своего основания. В настоящее время ведутся работы по восстановлению источника.

Недавно его восстановили. При реставрации специально не тронули участки стены на фасаде здания, где остались следы от пуль. Теперь они служат немым напоминанием потомкам о кровопролитных боях, проходивших в этом месте.

За Братским корпусом находится Святой Троицы. Он был построен в 1867 году при настоятеле монастыря иеромонахе Ефреме. В советское время из-за отсутствия средств на содержание он пришел в упадок, однако, сейчас восстановлен и является действующим.

Пройдя еще немного вдоль скалы, можно увидеть храм великомученика Пантелеймона Целителя. Он был построен в память чудесного спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе у станции Борки 17 октября 1888 года. Начат в 1894 году, освящён 14 мая 1895 года Преосвященным Мартинианом, епископом Таврическим. Алтарная часть храма вырублена в скале, а к ней пристроено основное здание храма. В храме находился очень изящный ценный иконостас из стеклянной мозаики с иконами московского художника академика В.Д. Фартусова. В довоенное советское время в здании храма располагалась пекарня. Во время войны здание было разрушено до основания, но сейчас почти полностью восстановлено.

В нишах скалы над храмом пристроены колокольни и балкон одного из пещерных храмов, куда ведет наш дальнейший путь.

Попасть в пещерные храмы можно через монастырский дворик, огражденный высоким забором с арочными воротами. Во дворике спокойная и уютная обстановка. Дорога прямо приведет ко входу в пещерные храмы. Слева работает церковная лавка, где можно приобрести разнообразную тематическую литературу, свечи, иконы и прочее. В центре дворика находится памятник воинам 25-й Чапаевской дивизии, павшим на инкерманских высотах в июне 1942 года, а в дальнем углу, у подножия скалы, погребены трагически погибшие в автокатастрофе 13 сентября 1996 г. архимандрит Августин и иеромонах Аганит, трудами которых началось восстановление монастыря в послесоветское время.

Дальше я сделал несколько интересных и загадочных наблюдений. При осмотре монастырского дворика можно заметить, что скала над ним имеет неестественно гладкую поверхность, и в нескольких местах видны ровные срезы под прямым углом длинной в несколько метров.

Находясь возле скалы, размеры срезов оценить сложно, но взглянув на скалу со стороны, откроются масштабы некогда проделанной работы. Становится заметен отсутствующий фрагмент скальной породы размером с 5-этажный дом. Это видно и на старой открытке начала прошлого века, на которой изображен монастырь.

Была ли здесь древняя каменоломня или часть скалы вырубили для других целей, вопрос не столь интересный. Интереснее было бы узнать, как древние люди, имея только кирки в качестве инструментов, смогли сделать такой большой и ровный срез. Ведь даже современное оборудование в горных карьерах оставляет после себя ступенчатые следы.

О древности среза может свидетельствовать небольшая пещера у его подножия. Вокруг входа в пещеру заметны следы глубокого выветривания скальной породы. Заглянув внутрь, можно убедиться, что она вырублена вручную, входное отверстие неровной формы. Внутренние стены шероховатые и грубо обработанные, со следами древних инструментов, с помощью которых скалывалась горная порода для получения нужной формы жилища.

Очевидно, часть скалы была срезана до появления христиан, так как согласно церковному преданию, священномученик Климент собственноручно вырубил в скале храм святого апостола Андрея первозванного, а если вход в этот храм находится на месте срезанного фрагмента скалы, значит срез был сделан до 98 г.

Но самая странная находка ждала меня у входа в пещерные храмы. Сбоку от крыльца зияли 3 зарешеченные отверстия зерновых ям. Удивили не столько зерновые ямы, сколько нелогичность их присутствия в этом месте и хаотическое расположение.

Зерновые ямы — одни из самых загадочных объектов пещерных городов Крыма. Как известно, существует множество версий об их предназначении и технологии изготовления. Однако, до сих пор никто точно не описал по какой именно технологии в древности они создавались. С помощью каких инструментов через небольшое отверстие (36-40 см) удавалось выдалбливать внутри скалы огромные емкости шириной до 180 см и глубиной до 2 метров с гладкими стенками без единого бугорка и зазубрины?

Скорее всего, скальный срез и зерновые ямы появились тут до появления христиан. Иначе сложно объяснить, почему для вырубания пещер и тоннелей не использовалась технология, позволяющая делать идеально гладкие стены, такие как в зерновых ямах или на отвесной скале под которой находится монастырь. Можно сделать предположение, что инструменты и технологии работы с камнем у предыдущих обитателей этих мест были гораздо совершеннее, чем у их исторически известных потомков.

Продолжая осмотр святого места, заходим в осовремененный вход (в средневековое время было не менее трех входов с лестницами) и попадаем в единый пещерный комплекс, который включает в себя Храм Священномученика Климента, Храм святого апостола Андрея Первозванного и Храм Святого Мартина Исповедника.

Поднимаемся по лестнице и попадаем в коридор-тоннель. В правой стене вырублены окна и балконные двери, а в левой расположены склепы-костницы, лестница, ведущая на верхний ярус, три пещерных храма и помещение, в древности служившее братской трапезной.

Неизгладимое впечатление производит костница, расположенная в углублении перед входом в храмы. Как свидетельствует описание монастыря начала ХХ века, «у входа в пещерную святого Климента в усыпальнице хранятся человеческие кости, — из коих только 12 голов лежит на видном месте под стеклом – это тех лиц черепы голов, кои были сосланы в каменоломню в Инкерман, куда был сослан и сам святой Климент». Не сохранилась древняя надпись, которая была над костницей, но ее воспроизвели на стекле, закрывающем проход: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы». На мой взгляд, при всей своей простоте, надпись имеет глубокий смысл и каждый может понять ее по-своему.

Храм Священномученика Климента — главный храм монастыря и считается одним из самых больших пещерных храмов Крыма. За всю историю своего существования неоднократно приходил в запустение, но восстанавливался в последствии. В древности храм был посвящён святому великомученику Георгию Победоносцу, но в 1852 году после восстановления был освящён в честь святого священномученика Климента.

Храм святого апостола Андрея Первозванного по преданию был вырублен самим священномучеником Климентом Римским в период пребывания его в инкерманских каменоломнях в конце первого века нашей эры и служил местом его молитвенных подвигов. Храм по размерам небольшой, с низким горизонтальным потолком. Алтарь отделён от остальной части храма сплошной скальной преградой. Посередине находятся Царские врата, а по бокам от них прорублены два небольших окна. Освящён в честь святого апостола Андрея Первозванного в 1900 году.

Храм Святого Мартина Исповедника в плане прямоугольный, с алтарной апсидой на востоке и сводчатым потолком, представляет собой «обыкновенный тип крымских пещерных старых церквей». Единого мнения о времени сооружения храма нет. Так же как и большинство крымских пещерных храмов не единожды приходил в запустение, но каждый раз в последствии восстанавливался. В 1867 году был перепланирован из средневекового храма и освящён в честь святого Мартина Исповедника.

Сейчас все три храма восстановлены, находятся в хорошем состоянии и являются действующими. Каждый из них интересен по-своему, со своими уникальными архитектурными особенностями. Имея богатую историю, они привлекают множество паломников и туристов, желающих увидеть и прикоснуться к святым местам связанных с церковными преданиями раннего христианства.

В храмах очень красиво, но фотографирование там не приветствуется, поэтому я не смог запечатлеть их внутреннее убранство. Зато удалось сфотографировать вид с балкона. Немного воображения и можно представить, как было красиво в этих местах, без производственных зданий, заполнивших всю долину.

На на левом берегу реки Черной виднеются огромные валуны вдоль скалы. Не так давно там тоже были тоннели и пещеры. Их использовали наши войска как укрытие во время Великой Отечественной войны. Но при отступлении пещеры были взорваны, образовав гору из огромных валунов.

Закончив осмотр пещерных храмов, направляемся к развалинам крепости Каламита. Возвращаемся к святому источнику и от него, вдоль забора идем по тропе вверх и проходим мимо грота в скале.

Он настолько глубокий, что с легкостью, наверное, вместил десяток легковых автомобилей. Подобные гроты я видел в пещерном городе Мангуп-Кале, в одном из которых еще сохранился источник. Остается только гадать, сколько веков вода вымывала камень, что бы получилась такая огромная ниша.

От грота на вершину скалы ведет дорога, вырубленная в скале. На ней до сих пор сохранились следы от колес древних повозок. Легко представить, что здесь мог быть удобный спуск от крепости к реке, когда еще не было железнодорожной насыпи.

Следуем по дороге и из-за холма видим полуразрушенные башни — фрагменты крепости Каламита.

Согласно историческим данным, была основана в VI в. Она занимала площадь около гектара и в плане имела очертания неправильного четырехугольника. В XIV - XV вв. входила в состав православного княжества Феодоро, защищая его порт. За время своего существования, она неоднократно перестраивалась и усовершенствовалась. Основательная доработка была сделана князем Алексеем в начале 20-х годов XV века. Однако, вскоре отвоевали генуэзцы, а затем турки в 1475 г., переименовав ее в Инкерман. При захвате крепости турками была использована инновационная по тем временам военная техника — пушки. Став хозяевами крепости, турки усовершенствовали ее, приспособив к применению огнестрельного оружия. После присоединения Крыма к России, утратила свое стратегическое значение и пришла в запустение. В таком состоянии она находится и по сей день, продолжая разрушаться.

Башня крепостных ворот — одно из наиболее сохранившихся сооружений крепости. На замковом камне арочного свода выгравирована надпись с которой связано церковное предание. Священник Иаков, оставивший первые документальные сведения о монастыре, сообщает об увиденных в пещере мощах неизвестного. Застав святыню в состоянии поругания, его спутники хотели перенести мощи в Россию, но ночью святой явился одному из них во сне, «глагола с великим запрещением: мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хочу по-прежнему зде учинити Русь, а имя ми и память моя бывает в Семенов день». Впоследствии именно эти слова святого — «Аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь» — выбили на камне, заложенном в арку крепостных ворот.

О том, какие сооружения находились на территории крепости в средневековье сведений не сохранилось. Известно лишь, что в в 1905 году на плато Монастырской скалы к пятидесятилетнему юбилею первой обороны Севастополя в память о воинах, убиенных в Крымской войне, был построен Собор святого Николая Чудотворца. Он был выполнен в классическом поздневизантийском стиле, крестообразный в плане и имел два придела - во имя святителя Николая и святого Иакова.

К сожалению, до наших дней он не сохранился. Землетрясение 1927 года значительно повредило здание, в нём образовались большие трещины. Окончательно Собор был разрушен в годы Великой Отечественной войны. Теперь на его месте стоят два креста — один на месте алтаря, другой на месте входа.

Если пройтись вдоль развалин оборонительной стены, можно увидеть выдолбленный в скале древний ров, который окружал стену. Позднее в нем были сделаны пещеры.

Повернув за башней на холм, выйдем на край карьера. В нем добывались строительные камни в советское время. Карьер очень глубокий и наполовину заполнен водой. Его наполняет та самая подземная река, которая раньше питала Святой источник в монастыре.

По периметру древней крепости еще виднеются остатки оборонительной стены. Под ее восточной частью находится интересное сооружение, заслуживающее отдельного внимания. Развалины одной из башен расположены на огромном полукруге, около 10 метров в диаметре, вырезанном из цельного куска скалы.

Поражает не столько огромный фрагмент скалы полукруглой формы, сколько количество сил, потраченных на его изготовление. Учитывая выветривание, до сих пор заметна хорошая шлифовка камня, что выделяет его на фоне остальных сооружений. Сложно представить, для чего древним людям, имеющим примитивный набор инструментов, понадобилось изготовить этот полукруг на вершине скалы.

Его очертания хорошо видны на любых картах.

Было бы интересно узнать в каких целях каменный полукруг использовался в древние времена. О его существовании до строительства крепости можно судить по остаткам крепостных стен. В их разломах видна кладка с отсутствием какой-либо упорядоченности. Очевидно, строители не сильно заботились о правильности форм камней из которых строилось укрепление, а любые неровности сглаживали раствором.

Используя столь примитивную технологию кладки, строители вряд ли стали бы заботится об изысканной форме фундамента одной из башен. Вероятно, они приспособили каменный полукруг, который уже находился на вершине скалы, под свои нужды. Тогда возникает вопрос, кто и с какой целью его создал? Быть может, его создали представители древней цивилизации, летописных данных о которой не осталось, но следы которой иногда находят в горах Крыма и в море, вдоль побережья. Или полукруг был вытесан работягами, осужденными на горные работы, с помощью примитивных инструментов, по прихоти надзирателя. Точный ответ на этот вопрос сейчас сложно найти. Слишком много времени прошло с тех пор, а письменных сведений на этот счет не сохранилось.

Неожиданная находка заставила задуматься о том, сколько еще интересных сооружений может находится под землей. Возможно, под оборонительными постройками средневековья находятся еще более интересные мегалитические сооружения до которых пока никто не добрался… Ответ на этот вопрос так же скрыт под многовековыми слоями истории.

Спускаясь вниз и выйдя за ворота монастыря, я в очередной раз поймал себя на мысли, что каждый участок крымской земли буквально пропитан историей, и даже заурядная экскурсия может превратиться в увлекательное путешествие.

Как бы там ни было, Крепость Каламиту и Свято-Климентовский монастырь стоит посетить. Это интересное и по-своему уникальное место. Каждый сможет найти здесь что-то для себя, будь это душевное успокоение, живописные пейзажи или загадки археологии.

Инкерманский Свято-Климентьевский мужской монастырь, о котором я узнала случайно, оставил во мне особые впечатления. Мы посетили его раньше, чем более известный Свято-Успенский монастырь под Бахчисараем и это было первое подобное строение (в скале), которое я видела. Но дело не в архитектуре, а в атмосфере этого места. Возможно, из-за того, что в январе было не так много туристов, здесь было достаточно малолюдно и очень-очень спокойно. Настолько, что хотелось присесть на лавочку и вообще никуда не уходить: смотреть на небо, на проезжающие мимо поезда и на карпиков в пруду.

Истоки зарождения Инкерманского монастыря неразрывно связаны с именем святого и проповедника Климента. По некоторым сведениям Климент был возведен в сан в Риме апостолом Петром и являлся его учеником. Климента, как активного проповедника христианства сослали в Херсонес, где уже образовалась христианская колония из ссыльных за веру. И в этом месте, на каменоломнях Монастырской горы, Клемент крестил каторжников и нес свою веру свободным людям Херсонеса.

Как добраться до Инкерманского пещерного монастыря?

Мы ехали сюда на машине по навигатору. Координаты места: 44.604192, 33.607621 Монастырь находится практически в черте города, вдоль ж\д путей, здесь есть большая парковка. Под путями построен проход-арка.


Вход в Монастырь

Адрес монастыря: г. Севастополь, Инкерман, Симферопольское шоссе, д.17. По информации с официального сайта, сюда можно добраться любым автобусом, направляющимся в Симферополь, а также маршрутом №103.

Вход в монастырь условно бесплатный, но на входе можно внести пожертвования, насколько помню, рекомендованная сумма 150 руб , здесь же можно заказать экскурсию с подобным рассказом.

Авиабилеты в Крым можно посмотреть тут:

Мы покупали билеты за 2 дня до вылета, через Aviasales. Летели через Москву из Казани. Билет в Москву обошелся в 1700 руб, билет до крым около 2300 — была скидка 50%! Поэтому следите за акциями!

Место на карте

Фотографии и история

Фотографии сделаны 2 января. Как видите, здесь очень зелено, солнечно и даже рыбки в пруду не мерзнут. Поэтому, если вы не фанат пляжного отдыха и просто хотите покататься по красивым местам Крыма, можно спокойно ехать сюда зимой.

По приданиям, благодаря усердным молитвам Св. Климентия, среди скал стал бить источник с водой, принесший большое облегчение каторжникам. Ключ со святой водой пересох только в 70-х годах ХХ века, выйдя на поверхность и образовав небольшое озеро. Миссионерская деятельность святого отца вызвала большую обеспокоенность у правителей города и в 101 г. он был казнен в близлежащей Казачьей бухте.

Ему привязали на шею якорь и утопили. Легенды гласят, что спустя год морское дно обнажилось в месте гибели епископа, и открылся подводный грот, где находились останки святого. На протяжении многих веков, раз в год, в день смерти Климента море отступало, давая возможность верующим поклониться мощам святого.

Большое количество катакомб и искусственных пещер наряду со скальным, укрепленным поселением на берегу реки Черной, возникшем предположительно уже в 5-6 веке, заложили основу для будущей обители. К 5 веку эти земли перешли под влияние Византии, и поселение получило дальнейшее развитие как защитное сооружение. Начинается строительство крепостных стен, башен и внешнего рва крепости Каламита. По имеющимся предположениям к этому периоду относится строительство келий и храмов в пещерах скалы.

Монахи приспособили бывшие каменоломни и каменные туннели под свои нужны. Обитель постепенно разрасталась, появлялись лестницы, пещерные туннели, соединяющие скальные помещения. Предположительно, здесь обосновались бежавшие из Византии иконопочитатели. Некоторые историки предполагают, что именно они являются основателями монастыря.

С закатом Византийской империи значимость крепости постепенно угасала. Вторую жизнь данная местность получила с завоеванием этой территории княжеством Феодоро, когда крепостные стены Каламиты стали заново отстраиваться для защиты морского порта Авлита. А с приходом турков крепость получила новое название – Инкерман («пещерная крепость»). Крепостные стены утолщались, башни перестраивались под огнестрельные орудия. А монахи были вынуждены покинуть намоленные места под крепостью, предположительно они ушли на мыс Фиолент.

На этом фото одна из полуразрушенных башен крепости Каламита-Инкерман. Она находится на Монастырской скале, въезд сюда осуществляется чуть дальше, чем в сам монастырь.

Становление Инкерманского пещерного монастыря, как важного православного и культурного центра на полуострове, неразрывно связано с присоединением Крымского полуострова к Российской империи. В период своего правления Инкерманскую обитель посетила императрица Екатерина II.

Но сражения Крымской войны на время приостановили возрождение монастырского комплекса. Пещерный комплекс в период битв был жестоко разграблен англичанами, а крепость над ним была серьезно разрушена.

Но после окончания войны происходит реставрация фресок, частичное восстановление храмов и церквей, строительство Троицкой церкви и храма Святого Пантелеймона, возведенного в благодарность за спасение семьи императора Александра III в железнодорожной катастрофе. Храм был частично высечен в скале и построен с соблюдением византийского стиля.

В начале XX века было возведено еще несколько храмов и церквей. Также были построены дом настоятеля, церковноприходская школа, гостиница для паломников. Одним из первых был отреставрирован пещерный храм св. Климента, имеющий форму базилики, ранее носивший название Георгиевского. По приданию этот храм был вырублен святым Клементом. Затем подвергся восстановлению храм св. Мартинина, покрытый полукруглым куполом. Было обнаружено множество пещерных помещений и церквей, заваленных камнями. Также, стоит сказать о соборе святой Софии, возведенном в 1905 году в том месте, где в период Средневековья находился монастырь, высеченный в отвесной скале на берегу реки Черная.

Этот величественное сооружение является самым большим пещерным храмом на территории Крымского полуострова. Собор был открыт на добровольные пожертвования в присутствии Великого князя Алексея Михайловича и героев Крымской войны. Там хранятся знамена воинских частей, участвовавших в защите и обороне земель близ Инкерманского пещерного монастыря. На территории комплекса расположена братская могила героев той войны.

В период Гражданской войны Инкерманский монастырь поддержал белогвардейцев. По мере укрепления советской власти обитель постепенно опустела, храмы и церкви закрылись и частично подверглись уничтоженению. Также землетрясение, случившееся в 1927 году, нанесло огромный урон пещерному комплексу, разрушив значительное количество построек.

В период Великой Отечественной войны на территории пещерного комплекса располагался штаб Приморской дивизии. Ее бойцы участвовали в сражениях по обороне Севастополя. С распадом советского союза Инкерманский пещерный монастырский комплекс стал возрождаться. Он является объектом культурного наследия федерального значения.


Инкерманский пещерный монастырь — это уникальный комплекс, состоящий из вырубленных в известняке горы Монастырской искусственных пещер, соединенных между собой лестницами, ходами и туннелями. На плато над монастырем располагаются остатки старинной крепости Каламита.

В самой же скале насчитывается около 200 пещер. А по старинным манускриптам в период средневековья на этой территории располагалось около 9 монастырских комплексов и более 30 вырубленных в скале храмов.

В самом храме фотографировать запрещено. Это на входе.

Несколько фотографий окрестностей монастыря:



Говорят в Крыму много котов — так и есть. Кошек здесь очень много. В Инкерманском монастыре мы встретили шестерых, скорее всего их тут больше)

На этой приятной ноте закончим наше небольшое путешествие в Инкерманский Свято-Климентьевский пещерный монастырь. Место просто замечательное, если вы никогда не видели пещерных городов, увиденное точно вас удивит, не говоря уже о вдохновляюще-спокойной атмосфере этого места. Возможно, у вас будет больше времени и вам удастся погулять еще и по крепости Каламита.

Если вы нашли неточности в описании — обязательно пишите в комментариях под статьей.

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь - уникальная христианская святыня, сохранившая дух времени и передающая таинство служения в пещерных церквях и поныне.

Монастырь спрятан в развалинах средневековой крепости. С первого взгляда христианская святыня поражает величием белоснежных построек на фоне хмурых скал, которые обосновались на берегу речки Черной.

Климент - Папа Римский и раб в каменоломнях

Знаменитый камень Инкермана добывается с начала 1 века н.э, в его каменоломнях возник пещерный мужской монастырь, основателем и покровителем которого является Святой Климент.

Читайте о других православных святых:

В начале новой эры, в 20-30 годах в семье богатого римлянина родился сын Климент. Будучи еще малолетним, мальчик потерял мать и братьев, которые пропали во время путешествия в Афины, а затем исчез и отец, поехавший на поиски жены и детей. Климент возрастал в роскоши, изучал философию, религию, пытаясь найти ответ, куда исчезают людские души после смерти.

В возрасте 24 лет юноша слушал проповеди ученика Иисуса Варнавы, а затем был представлен апостолу Петру, который и крестил Климента.

Дивным образом новообращенный христианин среди учеников и последователей Иисуса Христа встречает мать, потом братьев и отца.

Ставши сподвижником Петра, Климент рукополагается в епископы и назначается Папой Римским во время жесточайших гонений на христиан.

Священномученик Климент, папа Римский

Это время наполнено благодеяниями и чудесами исцелений, дарованных Богом, которые были как бельмо для римского императора Траяна.

По велению гонителя христиан Папе Римскому Клименту был выдвинут ультиматум - либо он поклоняется римским богам, либо становится рабом на каменоломнях Херсонеса. Верный Богу епископ отправляется в изгнание в крымские каменоломни, где силой духа и исповеданием жертвы Христа завоевывает для Господа все больше учеников.

Во время особенного зноя по молитве праведника Климента из скалы потек источник свежей воды. Весть о чуде быстро разнеслась по округе, привлекая паломников, среди которых были и язычники.

Интересно! За время жизни в пещерах вблизи Херсонеса римский епископ крестил более полутысячи язычников , которые впоследствии основали около 75 церквей. При этом христиане разбивали языческих идолов, разрушали капища.

Среди пещер и скал вырос маленький храм, в котором совершались Литургии.

Взбешенный император Траян отправляет к Клименту посланника с новым ультиматумом - отказ от веры или смерть через утопление. Выбравшего второй вариант Климента привязали к якорю корабля и утопили.

Смерть священномученика Климента

По легенде в девятом веке русские святые Кирилл и Мефодий прибыли на берег моря и усердно молились. По молитве святых море отошло почти на 500 м, и в одном из гротов было обнаружено тело Климента. Часть останков была оставлена в пещерном храме, а часть перевезена в Рим.

Высоко оценив подарок, Папа Римский дает разрешение русским святым перевести Библию на русский язык, ибо прежде она переписывалась на греческом, римском и еврейском языках.

Возникновение обители

В Крыму велись межфеодальные войны, строились укрепления и крепости, одна из которых, Каламита, до нынешних времен своими развалинами охраняет Инкерманский Свято-Климентовский монастырь.

Под защитой православной Византии, под чье покровительство перешел Крым после развала Римской империи, монастырь начал строиться. В скалах вырубались подсобные помещения и пещеры для жилья монахов. В одной из пещер был обоснован каменный престол, алтарь и даже скамейки. Крутые лестницы с вырубленными в скалах ступеньками соединяли помещения храма.

С 1475 года, после захвата турками полуострова, христианский монастырь до семнадцатого века находится в запустении.

В середине XVII столетия некий отец Иаков во время посещения заброшенного храма обнаружил святые мощи. Однако никто из местных жителей не мог вспомнить, кому они принадлежат.

Турки несколько раз пытались предать останки земле, но они сверхъестественным образом возвращались в храм.

Желая увезти подальше от поругания святые, нетленные останки, Отец Иаков был остановлен во сне святым Георгием Победоносцем , который и открыл священнику имя обладателя мощей.

Восстановление в XIX−XX веках

После присоединения Крыма к Российской империи началось восстановление монастыря, но без особых денежных вложений.

В 1852 году была открыта церковь св. Климента, за ней в 1867 - храм св. Мартиниана, которые очень пострадали во время Крымской войны. Как птица феникс возрождался каждый раз Климентовский монастырь, привлекая все больше паломников.

Открываются новые храмы, монастырь посещают великие князья, среди которых был и Алексей Михайлович. В 1910 году мужской монастырь состоял их двух зданий для проживания монахов, в одном из них была обустроена домовая церковь, открыта церковно-приходская школа.

Инкерманский Климентовский монастырь, начало XX века

Гражданская война, революция привели к тому, что в 1929 года монастырь был закрыт, но в пещерах около него остались верные четыре монаха.

В память о битвах вокруг Инкермана во время Великой Отечественной войны свидетельствует памятник воинам 25 Чапаевской дивизии, расположенный в монастырском дворе.

Современный мужской монастырь св. Климента

Своим современным видом мужской Климентовский монастырь обязан ныне покойному архимандриту Августину, при жизни которого были восстановлены обители.

Вход в пещерный монастырь осуществляется через закопченные двери, с обеих сторон оберегаемые образами архангелов Михаила и Гавриила.

Каменная лестница выводит к общему коридору, пройдя по которому можно посетить пещерные храмы:

  • Мартиновский;
  • Андреевский;
  • Климентовский.

Вырубленные в стенах окна и двери некогда выходили на балконы. Из их окон видны маленькие часовенки, украшенные крестами, как ласточкины гнезда, прилепившиеся к пещерным скалам.

Стена Инкерманского монастыря

С левой стороны видны склепы с черепами почивших монахов, они напоминают живущим, что ничего нет ценного в мире, кроме веры.

«Из праха взят, в прах обратишься, и не спасут богатство, статус или власть».

«Мы были такими же, как вы, — вы будете такими же, как мы».

По преданию церковь св. Андрея вырублена хранителем монастыря, св. Климентом. Низкие потолки, алтарь, отделенный скальной перегородкой, маленькие окошки для исповеди - все это является ожившей легендой о жизни христиан в катакомбах.

Пещерный храм Андрея Первозванного

В форме базилики встречает посетителей главный храм, церковь св. Климента. Отличительной чертой его являются византийские рельефы креста.

Восстанавливаемый наземный храм Святой Троицы хранит мощи святого основателя монастыря, ангела-хранителя христианской святыни.

Святые места на крымской земле:

  • Мужской монастырь святого Феодора Стратилата в Бахчисарае
  • Топловский женский монастырь Святой Параскевы

В одной из скал имеется засохший источник, из которого еще недавно текла святая вода. Добыча камня не прекращается и в настоящее время. В один из дней монахи заметили, что воды в источнике нет, а в другом месте рабочие с изумлением наблюдали, как вырытый котлован быстро наполняется водой, заливая краны, машины, черпалки.

Люди верят, что, искупавшись в этой воде, можно исцелиться. Чистота, маленький пруд во дворе, ухоженные клумбы - результат тяжелого труда, живущих здесь монахов.

Как добраться, расписание богослужений

От общей остановки, известной как «Пятый километр», куда можно добраться из Севастополя троллейбусами, до Инкерманской святыни ходит автобус или маршрутка номер 104, которые за полчаса доставят туристов к месту поклонения.

Другим, более интересным в теплое время года, будет вариант - катер, который отправляется с Графской пристани Севастополя, который доставит вас к монастырю за 40 - 50 минут.

Посетить Климентовские храмы можно ежедневно с 9.00 до 18.00

Богослужения проводятся каждую пятницу, в выходные и праздничные дни. В 7.00 начинается утреннее служение, в 17.00 - вечернее.

Пещерный Свято-Климентовский монастырь в Инкермане

В пригороде Севастополя есть очень необычная достопримечательность – старейший в Крыму Инкерманский Свято-Климентовский монастырь, история его насчитывает несколько веков. Этот древнейший христианский монастырь, прорубленный в скалистых горах, ставший домом для многих христиан, о нем и хочется поведать.

История монастыря началась со святого Климента, читавшего свои проповеди в одной из пещер в те далекие времена и затем казненного римским императором. Рядом с этой пещерой сначала стали появляться монашеские кельи, связанные между собой тоннелями, а затем возник храм и церковный двор. Большая часть монастыря вырублена в скалах.

Длинный тоннель, ведущий к монастырю, расположен прямо под железной дорогой, проезжая по которой туристы, едущие в Севастополь, любуются прекрасным видом монастыря прямо из окон вагонов.

Далее древнее, ухоженное кладбище, и неподалеку источник, открытый самим Климентом. В настоящее время он нарушен, вода ушла в старый карьер и образовалось озеро, вид на которое открывается со смотровой площадки сверху. Этой водой нельзя напиться, она не утоляет жажду.

Дорожки монастыря выложены брусчаткой.

Первое наземное сооружение Братского корпуса, полностью восстановленное. Часть одной стены напоминает о второй мировой войне выбоинами от пуль и снарядов.

За свою историю монастырь несколько раз был разрушен и снова восстанавливался, когда-то здесь было множество храмов.

Сегодня действуют пять храмов.

1. Наземные:

– Святой троицы;

– великомученика Пантелеймона (воспроизведен на месте разрушенного, его алтарь прорублен в камне, а иконостас выполнен из стеклянной мозаики);

2. Пещерные:

– св.Климента (самый крупный из всех, напоминающий по форме базилику в ней установлена Рака с мощами св.Климента);

– св.Мартина Исповедника со сводчатым потолком;

– апостола А. Первозванного, считается, что её вырубил в скале сам Климент (небольшая, низкая пещера).


В монастыре хранят и почитают частички мощей Георгия Победоносца, целителя Пантелеймона.

Путь в Монастырский дворик проходит сквозь арочные ворота. Посередине двора памятник воинам, погибшим в Родину. Далее вход в храмы, а рядом с ним зерновые ямы, выдолбленные в камне.

При входе в пещеры находятся костницы, хранящие черепа тех, кто защищал монастырь. Отсюда же, через мрачный коридор, с множеством икон, проход в храмы, каждый из которых уникален и очень красив.


Поклониться святым мощам сюда приезжают тысячи туристов и паломников. Службы ведутся в наземных храмах, так как пещерные храмы не вмещают большого количества народа.

Освещение в храмах и колокольне через прорубленные окошки и двери, за которыми маленькие балкончики, выросшие прямо из скалы.

После осмотра монастыря можно подняться до широкого грота по тропинке, а затем, по вырубленной в камнях дороге к остаткам старой крепости Каламиты. На дороге сохранились колеи от колес древних повозок. От крепости сохранились лишь остатки башни с крепостными воротами, ров, когда-то окружавший стены, остатки стены. Отсюда виден и затопленный карьер.

Это чудо стоит увидеть!


Всех, посетивших монастырь, охватывает необычное чувство – отсюда не хочется уходить, настолько здесь хорошо себя чувствует каждый. Даже шум проходящих мимо поездов не мешает этому. Поражает, какого труда стоило создать это чудо!

Это место стоит увидеть своими глазами и почувствовать его притяжение!

Видеоэкскурсия по Инкерманскому Свято-Климентовскому пещерному монастырю

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь на карте Крыма:

Географические координаты Инкерманского пещерного монастыря на карте Крыма GPS N 44.604320, E 33.607760 .

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь — один из самых древних христианских монастырей на территории бывшего Советского Союза, а пещерные помещения, вырубленные в Монастырской скале, считаются прибежищем первых христиан в Крыму. На плато сохранились и развалины древней крепости Каламиты.

Пещер в инкерманских скалах огромное количество, они служили здешним обитателям и жильем, и подсобными помещениями. Особенно много пещер, расположенных в несколько ярусов, в соседней с Монастырской Загайтанской скале. Возможно, там находилось средневековое поселение.

Путь к монастырю идет по длинному тоннелю, расположенному под железной дорогой, о которой я расскажу чуть позже.

Как гласит легенда, в 98 году сюда был сослан за проповедь христианства императором Траяном Святой Климент, папа Римский, рукоположенный самим апостолом Петром. Тут он встретил 2000 христиан, осужденных на горные работы, которым не хватало питьевой воды. Узнав об этом, святой Климент сказал: «Помолимся Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он Своим последователям открыл источник живой воды, подобно тому как открыл жаждущему Израилю в пустыне, когда разбил камень и потекла вода; и получив такую благодать Его, - возвеселимся.» После этого взял лопату и открыл источник воды. Многие после этого уверовали в Христа и приняли христианство. За продолжение проповедей в 101 году по приказу Траяна Святой Климент был утоплен, а на месте каменоломен в 8-9 веках был основан монастырь.

Попадаем на территорию монастыря и сразу же видим здание братского корпуса, оно сильно пострадало во время Второй мировой войны.

Недавно его восстановили, но специально остались следы от пуль на фасаде здания.

В 1875 году тут построили железную дорогу, соединившую Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с монастырем. Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, но увеличилось число паломников. В то время поезд тут проходил по согласованному времени, сейчас же, естественно, никто этого не делает.

Здесь находилось около 30 храмов и 9 пещерных монастырей, большинство из них закрыто и находится в полнейшем запустении. настоящее время В монастыре находится пять действующих храмов: три пещерных - в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного и два наземных - Святой Троицы и великомученика Пантелеймона Целителя, братский корпус, хозяйственные и подсобные помещения, монастырское кладбище, святой источник, который в настоящее время не действует. Источник, обнаруженный Святым Климентом, был поврежден в советское время при разработке соседнего карьера по добыче известняка. В результате вода стала поступать в карьер, образовав озеро, а монастырь утратил многовековую святыню и один из «краеугольных камней» своего основания.



Озеро можно увидеть, если подняться на смотровую площадку, где находятся развалины крепости Каламиты.

Там находился еще один храм, построенный в 1905 году в честь Святого Николая Чудотворца. Здание храма пострадало при землетрясении 1927 года и от боевых действий, и после войны было разобрано.

Прямо из скалы нависают балкончики колокольни и с прорубленными окошками, благодаря которым в пещерном монастыре светло.



Храм великомученика Пантелеймона Целителя частично наземный, т.к. его алтарная часть вырублена в скале. Современное здание было построено несколько лет назад и воссоздает храм, который возвели в 1895 году в память спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе возле станции Борки осенью 1888 года.

Храм был разрушен во время Великой Отечественной войны и вот так выглядела его алтарная часть, вырубленная в скале.

Попасть в пещерные храмы можно через монастырский дворик. Один вход через общий коридор ведет сразу к трем пещерным храмам.

При входе находится склеп-костница, где собраны черепа иноков и защитников монастыря. На стекле надпись: «Мы были такими же, как вы, - вы будете такими же, как мы». Кости напоминают об афонской традиции вскрывать могилу и по состоянию останков определять, принята ли душа человека Господом.

Церковь во имя святого апостола Андрея небольшая по размеру, с низким горизонтальным потолком, и, как считают вырублена самим папой Климентом и больше напоминает пещеру.



Переходы из церкви в церковь мрачны и увешаны иконами.

Главный храм монастыря, освященный во имя святого священномученика Климента, - это один из самых больших пещерных храмов Крыма. Он имеет форму базилики.

За Свято-Климентовским храмом находится последнее помещение - комната с каменной скамьей, вырубленной вдоль стен по внутреннему периметру. В древности она служила братской трапезной, теперь используется для совершения треб.

Все три пещерных храма, которые я описал, действующие. Места тут немного, поэтому богослужения по праздникам совершаются в уже восстановленном наземном храме - Святой Троицы.

Это еще одно интересное место, в котором стоит побывать, если будете проезжать Инкерман.