Икона серафима саровского с житием 17 век. Преподобный Серафим Саровский

В христианстве существует большое количество легендарных икон. Одной из самых популярных считается икона Серафима Саровского, значение которой переоценить очень трудно. Святой родился в 18 веке, но за годы своей жизни внес вклад в становление христианской веры праведными делами. При жизни он сумел помочь большому количеству людей. И сегодня к его образу обращаются с молитвами.

В статье рассмотрим некоторые факты из жития святого, значение, в чем помогает икона Серафима Саровского и какие чудеса совершаются сегодня.

Житие преподобного

Родился Серафим в середине 18 века в Курске. Семья святого была зажиточной.

Когда мальчику было три года, отец его умер. Незадолго до смерти Серафима он начал строительство храма. После его смерти все обязанности легли на мать мальчика. Однажды она взяла сына с собой на стройку. Ребенок, играя, упал с колокольни. Женщина очень испугалась, но, спустившись вниз, увидела своего сына целым и невредимым. В этом она рассмотрела Божье попечение.

Во второй раз жизнь мальчика оказалась под угрозой, когда ему было 10 лет. Он очень сильно заболел. Надежды на выздоровление не оставалось. Но однажды ночью маленькому Серафиму приснилась Божья Матерь, которая пообещала исцелить его.

В это время по Курску шел ход с чудотворной иконой Знамения Божьей Матери. Агафья, так звали маму ребенка, приложила к ней сына и попросила о его скорейшем выздоровлении. После этого Серафим, или, как его еще называли после крещения, Прохор, пошел на поправку.

Позднее, когда мальчик подрос, старший брат, который занимался торговлей, начал обучать Прохора своему мастерству. Мальчику это было совершенно не интересно. Его душа стремилась к Богу. Он ежедневно посещал храм и все время молился. Для этого ему приходилось просыпаться рано утром, чтобы успевать на утреннюю службу. Прохор быстро обучился грамоте и начал читать Священное Писание. Мама обратила внимание на стремление сына быть ближе к Господу и обрадовалась этому, поэтому не заставляла ходить помогать брату.

Уже в подростковом периоде юноша принял решение посвятить свою жизнь служению Богу. Его мать не стала возражать сыну и дала свое благословение.

Первым его учителем стал затворник Досифей из Киево-Печерского монастыря. Именно он рассмотрел в парне истинного христового слугу и благословил молодого парня на жизнь в Саровской пустыне.

В возрасте девятнадцати лет в Сарове Прохор был принят настоятелем в пустыне старцем Пахомием. Так и началось Богослужение преподобного Господу. После его стали называть Серафимом Саровским. Через всю свою жизнь он пронес свое особое отношение к Божьей Матери.

Смерть Серафима

Икона «Умиление» у Серафима Саровского находилась в его келье всю его жизнь, возле которой он мазал прихожан маслом от лампадки. И именно возле этой иконы, молясь, старец отдал богу душу. Перед смертью во сне к нему пришла Мать Божья и сообщила о его скорой кончине. Зная, что в скором времени его не станет, старец приготовил себе могилу и отдал последние распоряжения.

Смерть старец свою ожидал с радостью. Для него это была возможность воссоединиться с Господом.

А свое главное наследство - икону «Умиления» - Серафим Саровский завещал сестрам Дивеевской обители. И дал распоряжение устроить отдельную келью для нее, на что выделил средства.

"Умиление", любимая икона Серафима Саровского, на фото, представленом ниже.

Обретение мощей

Только в начале прошлого века была проведена канонизация преподобного Серафима Саровского. В день его рождения мощи были перенесены в Саровскую обитель. Шествие с мощами и иконой, как сообщают историки, было грандиозным и продолжалось весь день. Они же утверждают, что такой праздник в России был впервые. Во время открытия гроба с мощами на колени припали все присутствующие, включая императора, который также участвовал в шествии.

В этом же году была выпущена книга с учениями преподобного, которую он успел написать, перед тем как преставиться.

Иконография

Икона Серафима Саровского для православных людей несет огромную ценность.

Портрет старца был написан еще при его жизни. Сегодня он хранится в Америке.

Ниже представлено фото иконы, Серафим Саровский на ней изображен моложе тех лет, в которых ушел из жизни.

Взгляд его уверенный, счастливый и пристальный. Лицо выражает спокойствие, по форме худое, волосы зачесаны назад. В целом внешний вид преподобного излучает доброту и благодать.

Возле иконы Серафима Саровского не покидает чувство, будто он смотрит прямо в душу.

Иконографические образы преподобного

Зачастую на иконах Серафим Саровский преподносится в 4 ипостасях:

  • Самый распространенный - старец с посохом.
  • Подвиг стояния. Период, когда Серафим в молитвенной позе простоял на камне около 1000 дней.
  • Образ с четками в одной руке, а другая благословляет нуждающихся.
  • Молитвенно сложенные руки крест-накрест на груди.

История иконы

Перед тем как говорить, чем помогает икона Серафима Саровского, рассмотрим ее историю.

Первая была написана сразу после смерти старца. Он был этого удостоен благодаря своим светлым поступкам при жизни. Серафим постоянно принимал прихожан, избавлял их от болезней, помогал советом. Был милосердным и великодушным.

Следующая и одна из самых больших икон была написана чуть позднее, в начале прошлого века. В тот год, когда мощи преподобного были перенесены. Произошло это благодаря Николаю II, который стал инициатором канонизации преподобного Серафима.

На этих иконах старец изображен и по пояс, и в полный рос. В одной руке он держит крест, а вторую поднимает вверх, скрестив пальцы. Таким жестом он направляет всех, кто смотрит на икону в сторону неба.

Где находится икона?

Как уже было выше отмечено, одна из первых икон находится в Америке. В целом на сегодня, пожалуй, нет ни одного православного храма, где бы не было образа Серафима Саровского.

Ну и, конечно, самая древняя икона находится в Саровском монастыре в Нижегородской области.

Чудотворный лик находится в Старом Петергофе на Серафимовском кладбище.

Чудотворное изображение хранится в Эстонии в храме Воскресения Христова.

Одно из самых известных изображений старца с камнем хранятся в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе.

Часть мощей старца остались в Даниловом монастыре. Тут же хранятся два чудотворных списка.

Икона Серафима Саровского. Значение, в чем помогает

Часто многие из нас, приходя в храм, даже не знают, где какая икона находится и чем она помогает. Мы ошибочно подходим к первой, которая понравится, и просим за себя, родных. Это не говорит о том, что наши надежды не оправдаются, а просьбы останутся незамеченными. Ведь если мы приходим с верой в душе и истинно нуждаемся в помощи, Господь нас не оставит.

Но ведь куда лучше понимать, какой святой, ангел, архангел за что отвечает, просить о защите и благословении целенаправленно.

Серафим Саровский отличается от всех остальных святых большой любовью к Всевышнему, за что и был одарен способностью исцеления и возможностью предсказывать будущее.

Он знал практически все вопросы на ответы, с которыми к нему приходили страждущие. Поэтому и по сегодняшний день икона старца несет в дом благодать и благословение.

Конечно, не все верили ему и часто подвергали сомнениям его слова, но позже убеждались в том, что они ошибаются. Особенно икона помогает тем, кто поистине верит в ее силу исцеления.

Методы исцеления

Методы его достаточно просты. Помогал он лишь при помощи молитвы и святой воды. Сегодня ничего не изменилось. Просить лучше святого о помощи, обращаясь к нему молитвой.

Несмотря на достаточно простые методы, Серафим мог излечить даже тяжелобольных людей, часто уже неизлечимых. Таких случаев миру известно предостаточно и сегодня.

Вода из святого источника считается целебной. Находится она в Дивеевом монастыре. Многие приезжают туда, чтобы искупаться в священном источнике и излечиться от болезней.

При помощи молитвы он просил Господа помогать всем, кто обращался за помощью при жизни, и после смерти молится за всех нуждающихся.

Значение иконы преподобного «Умиление», или как ее называют «Серафимо-Дивеевская икона»

Считалось, что икона приносит здоровье. Преподобный называл ее «Радость всех Радостей».

Мать Божия часто являлась старцу. Однажды она и его самого излечила от смертельной болезни.

В наши дни оригинал хранится в церкви Владимирской иконы в Москве.

На образе глаза Девы Марии смиренно опущены, что говорит о том, что она ждет прихода Сына Господнего. Обе руки сложены на груди крестом.

Считается, что эта икона покровительствует женской половине человечества:

  • Девушки обращаются за помощью в личных делах. Чтобы муж был хороший и верный, детки здоровые.
  • Богородица помогает и в обыденных житейских проблемах.
  • Вселяет в человека уверенность и силы справляться с житейскими неурядицами.

Дева Мария своим примером демонстрирует, как можно перебарывать отчаяние и при этом оставаться смиренной.

Серафимово "Умиление" считается самым чистым и возвышенным образом Девы Марии.

О чем молятся перед ликом Серафима Саровского?

Так как батюшку почитали во время жизни, сразу после его смерти было написано множество молитв и акафистов. И это несмотря на то, что Серафима на тот момент еще не канонизировали.

Зачастую перед иконой молятся:

  • О сохранении семьи.
  • Об исцелении как собственном, так и близких и родных.
  • В случае трудных родов.
  • Если девушка хочет удачно выйти замуж.
  • Об избавлении от вредных привычек.
  • В случае трудностей избавиться от искушения.
  • О помощи в работе.
  • Женщины обращаются в случае, когда не могут зачать ребенка.
  • В моменты скорби и отчаянья.

Во время обращения к святому при помощи молитвы или от себя очень важно иметь открытое сердце и чистые помыслы. В противном случае просьба не будет исполнена. Очень важно искренне верить в то, о чем просите.

Как правильно молиться?

Нечасто люди, приходящие в храм, понимают, как правильно молиться и для чего это делать.

Молитва - разговор со Всевышним. Она показывает нам наши грехи. Но как правильно это делать?

Правильное прочтение молитвы - это нелегкий труд, которому необходимо обучаться.

  1. Ее прочтение требует полного сосредоточения. Зазубривание и автоматическое прочтение не принесут никакого результата. Важно сосредоточиться на том, что произносите. Техническое прочтение молитвы может вызвать «молитвенную» гордыню, что тоже считается грехом.
  2. Искреннее покаяние и истинное осознание своих грехов.
  3. Смириться. Один из важных факторов, который не позволяет от искреннего прочтения незаметно перейти к фарисейству.
  4. Во время прочтения молитвы можно зажечь церковную свечу. И неважно, где вы молитесь - в церкви или дома перед образом.
  5. Перед прочтением любой молитвы необходимо зачитать "Отче Наш".
  6. Обращаясь к тому или иному святому, важно учитывать реальные события из их жизни. И если говорить о Серафиме, то он всю жизнь провел в работе и считал, что только так можно приблизиться ко Всевышнему.
  7. Он говорил, что нужно радоваться тому, что есть.
  8. Обращение к нему помогает обрести умиротворение и душевное равновесие.

День памяти преподобного

День памяти святого празднуется два раза в год.

В эти дни в храмах по всей стране проводят торжественные службы в честь памяти святого. А мужчины, которые носят имя Серафим, отмечают свои именины.

Чудеса, сотворенные по молитвам к Серафиму Саровскому

Перечислить все чудеса, которые совершались при жизни святого и после его смерти, невозможно. Но можно вспомнить о самых известных и первых:

  1. Первое и самое известное чудо - когда он в детстве упал с колокольни и остался целым и невредимым. Об этом случае уже писали выше.
  2. Следующее чудо произошло со святым в юношеском возрасте, когда он находился в монастыре. Его тело отекло от водянок. Во сне ему явился образ Девы Марии, которая прикоснулась к его ноге своим жезлом. С того времени Серафим пошел на поправку.
  3. Серафим предсказал точную дату смерти своему родному брату еще за 48 лет до того, как это свершилось.
  4. Обладал даром прозорливости. Всегда заранее знал содержание приходивших к нему писем, даже не раскрывая их.
  5. Ему внимали даже животные. Один из проживавших вместе с Прохором служителей уже после его смерти рассказывал, что был свидетелем того, как старец с рук кормил медведя, пытавшегося на него изначально напасть.

В статье мы рассмотрели краткое описание жизни святого, чудеса, которые с ним происходили, описание иконы Серафима Саровского, ее значение, в чем помогает. А также как правильно читать молитвы, чтобы они имели свою силу. Надеемся, что наша статья будет полезна для вас.

Чтобы понять, покровителем чего является Серафим Саровский, нужно, в первую очередь, узнать его жизнь, чем он занимался и какой след оставил в истории.

Родился в городе Курске в семье простых рабочих. При рождении получил имя Прохор. Еще с детства мальчика приучали к физическому труду. Родители занимались строительством церкви.

Еще в детском возрасте с ребенком происходили странные вещи. Например, один раз мальчик залез на церковную колокольню и упал с нее на землю. Высота была большая, однако малец выжил и остался практически невредим. У него не было переломов или серьезных ран, лишь маленькие синяки.

После этого инцидента Прохор понял, что это божий знак, и начал увлекаться религией. Взрослея, он захотел посвятить себя служению Господу. В Саратовской области он стал работать священником и получил имя Серафим.

Серафима Саровского причисляют к лику святых. По преданию, он имел дар исцеления, поэтому многие люди обращались к нему за помощью. По преданию, он мог лечить смертельные болезни внутренних органов.

Его почитают в православной и католической религиях.

Серафим Саровский является покровителем помощи нуждающимся. Еще при жизни к нему обращались с просьбой освободить разум от скорби, уныния или искушения. Люди молятся ему в состоянии отчаяния и обиды. Они просят духовного спокойствия и удовлетворения.

О чем просят и в каких случаях молятся Серафиму Саровскому

Многие верующие обращаются к иконе Серафима Саровского за помощью. Он умел исцелять тяжелые болезни. Поэтому ему молятся о крепком здоровье как своем, так и близких людей.

Люди просят защитить их от грехов и искушений. Молитвы иконе Серафиму Саровскому лечат как физические, так и духовные раны. Если человека кто-то обидел, или он испытывает чувство отчаяния и грусти, обращение к святому поможет побороть это. Еще при жизни Серафим Саровский считал, что уныние является самым страшным человеческим грехом, и старался помочь людям в борьбе с ним.

Довольно популярно молитва святому о замужестве. Молодые девушки просят помочь найти любящего мужа и счастливую семью. Однако тут есть один нюанс: нельзя просить святого об уходе мужчины из другой семьи. Это грех, так как это счастье будет построено на несчастье других людей. Если женщина желает увести любимого из другой семьи, молитва не будет услышана и, напротив, может обернутся молящейся божьей карой.

Молиться Серафиму Саровскому следует и в браке. Люди просят его укрепить взаимоотношения со своими любимыми. Они хотят усилить нежные чувства между членами семейства. При такой молитве следует читать текст в углу комнаты, чтобы энергия дольше задерживалась в доме. Нужно сесть на колени перед иконой, зажечь церковную свечу и прочитать молитву.

Серафим Саровский также помогает людям, занимающимся бизнесом. Однако далеко не всех он услышит и не всем поможет. Работа должна быть связана с церковными делами. Бизнес должен быть построен на помощи простым людям. Если человек молится лишь с целью больше обогатиться, его работа принесет только убытки.

Намерения молящегося должны быть чистыми и искренними. Перед молитвой следует сходить в церковь и поставить там свечу. Святой будет благосклонен, если человек совершит какое-нибудь доброе дело.

Служители церкви утверждают, что не обязательно молиться конкретной иконе для конкретного дела. Достаточно просто “подать знак” о начале работы. Самое главное — молитва должна быть искренней и идти от чистого сердца.

К чему снится икона Серафима Саровского

Во всех религиях икона является символом высшей духовной силы. Перед тем, как начать толковать сон с иконой, нужно вспомнить несколько вещей: во-первых, как икона фигурировала во сне (стояла на столе, упала на землю, держалась на руках и т.д.), во-вторых, кто был изображен на иконе.

Второй пункт более важен, так как каждый святой является покровителем того или иного дела. Толкование усложняется, если человек не помнит изображение или не знает, кто на ней был изображен.

К сожалению, образ Серафима Саровского в сновидениях не несет хороших новостей. Святой предупреждает, что скоро человека настигнет неудача и несчастье. Однако нельзя опускать руки. Надо самому попытаться решить проблему. Следует обратиться за помощью к Богу, а не к близким друзьям. В таком случае плохие моменты быстрее пройдут, а в жизни все наладится.

Не нужно надеятся только на божественную помощь. Лишь собственными руками человек может проложить себе путь в светлое будущее. Молитва иконе Серафима Саровского предупреждает человека, чтобы он не делал поспешных выводов и необдуманных действий (об этом же предостерегают и другие иконы).

Где находится икона Серафима Саровского

Русского святого почитают не только в России, но и в европейских странах. В католических церквях можно встретить иконы с изображением Серафима Саровского. Например, в храме Воскресения Христова в Эстонии.

В России икону Серафима Саровского можно встретить во многих местах:

  1. В Даниловом монастыре.
  2. В Елоховском Богоявленском кафедральном соборе.
  3. На Серафимовском кладбище (Старый Петергоф).

Есть разное отношение к православной вере и институту православия на Руси. Мнения могут быть неоднозначными, но в одном есть точная уверенность – на русской земле было немало святых подвижников, которые своими духовными подвигами вдохновляли и продолжают вдохновлять верующих, да и других людей тоже.

Святой Серафим Саровский является тут одним из наиболее характерных примеров. Он пользуется почтением не только в Дивеевском монастыре, который практически самолично создал и в который так много вкладывал.

Он почитаем во всем православном мире как святой заступник, его подвиги известны во всем мире, поэтому даже в католичестве его нередко почитают.

Прежде чем рассматривать икону этого святого и то, о чем молятся ему, нужно лучше изучить его биографию.

В православной традиции жизнеописание подвижников называется житие, там излагаются основные события, самые значимые подвиги.

Эти наиболее существенные факты нередко имеют отражение и в иконах, поэтому вполне актуально представлять себе житие.

Однако история этого святого интересна не только этим.

К Серафиму Саровскому следует обратиться и для того, чтобы понять, каким может быть духовный подвиг у каждого, скажем так, типичного и простого человека.

Если посмотреть на различных подвижников, то зачастую какие-то жизненные обстоятельства в некоторой степени вынуждали таковых обратиться к вере, и в этом есть смысл. Ведь Господь, дабы привлечь человека к вере, может действовать и таким способом.

Примеров масса:

  • Матрона Московская – тяжелое увечье практически с рождения. Болезни, отстраненность от социума;
  • Мария Египетская – распущенность в мирском быте, которая в дальнейшем вынуждает понять собственную низость и обратиться к высокому, начать избавляться от страстей и пороков;
  • Ксения Блаженная – шокирующее событие, которое указывает на тщетность всего мирского и приводит к вере.

Тут приведены примеры женщин, но есть масса и мужских примеров, в этом никакой существенной разницы, нужно уловить только суть. Всегда, и ранее, и в наши дни люди, как правило, обращаются к вере только в трудных ситуациях. Немногие становятся монахами сознательно и с пониманием дела, когда все идет нормально.

Начало пути

Серафим, которого при рождении (19 июля 1759 года) нарекли Прохором, был из обеспеченной купеческой семьи.

В юношестве он получил нормальное образование и, как свидетельствует один из источников, в юношестве даже пробовал себя в торговом деле и вполне нормально в нем освоился.

На тот период Курск (город рождения) был вполне процветающим и развивающимся городом.

В общем, вполне мог бы получиться не Серафим Саровский покровитель православных христиан, а дельный торговец, купец высокой гильдии.

Безусловно, молодой человек к тому времени понимал свои перспективы и те удовольствия и радости, которые может предоставить этот мир обеспеченному человеку, и от чего он отказывается.

Тем не менее, в возрасте 17 лет он встречает в Киево-Печерской лавре старца Досифея, который указывает тому на потребность принять постриг, и для этого отправляться в Саров.

Не сказать, чтобы кто-либо был особенно рад решению молодого сына стать монахом, но в семье к его решению отнеслись более-менее лояльно.

Мать благословила юношу и с благословением дала медный крест, который тот носил до окончания своего века. Кстати, нередко икона Серафима Саровского позволяет увидеть на его груди именно этот предмет, а сам он располагается в храме в Дивеево с другими почитаемыми предметами, которые остались от старца.

Становление и духовные подвиги

Появившись в Сарове, юноша получил духовного наставника и начал собственный путь. С самого начала он отличался высокой степенью усердия, старался занять свои дни духовной работой, для чего регулярно уходил в уединенную свою келью в лесу для молитвы.

Есть множество свидетельств о том, как Серафим получал различные видения Богородицы и ангелов, но сам он об этом старался не распространяться. Даже другие чудеса он тщательно скрывал от мира.

Интересно! Адрес и расписание храма Богородицы в Медведкове

К примеру, есть записанные свидетельства о том, как он воспарял немного над землей в период молитвы, но увидевшему такое человеку повелел никому не говорить, этот факт открылся только потом.

Из наиболее существенных вех земного пути и духовных подвигов следует отметить:

Есть и множество других интереснейших деталей из жизнеописания старца, ведь его путь был насыщенным и разнообразным.


На протяжении многих лет (после затворов и духовных подвигов в уединении) он принимал паломников.
Каждому давал какие-то духовные советы и приносил много пользы.

Даже тогда трудно было бы сказать, в чем помогает старец, ведь благодаря прозорливости он мог дать совет практически любому.

Фигура Серафима Саровского в наши времена тоже позволяет людям получить различную помощь. Многие верующие обращаются к этому святому, к его иконам, приезжают в Дивеево.

Ведь согласно православной традиции такие святые продолжают молить Господа о людях и пребывают в мире в собственной духовной форме, заботясь о верующих.

Дивеево и религиозная практика

Если говорить о духовном центре, где располагается квинтэссенция личности святого, то следует отметить, конечно, Серафимо-Дивеевский монастырь. Именно там хранятся мощи старца, о чем он и сам говорил, еще будучи в теле.

Для этой обители он сделал много и именно там создал так называемую канавку Пресвятой Богородицы, которая имеет значение в эсхатологическом аспекте православной веры.

Обратите внимание! Согласно традиции, когда наступит конец времен, Антихрист дойдет именно до Дивеевской канавки, но переступить канавку не сможет. Сейчас там регулярно ходят верующие и читают «Богородице Дево», как заповедовал святой Серафим.

Туда приезжает огромное количество паломников, и кого только не увидеть идущим по всей длине канавки и читающим молитву Богородице, как заповедовал сам старец. Много кому помогает Серафим, который до сих пор незримо присутствует в этой обители.


Молитвенники могут почувствовать духовную поддержку старца, который именно на этой земле молился, взращивал собственную веру и помогал другим.

На самом деле осталось много и материальных предметов от старца.

В храме хранится его крест, варежки и обувь, некоторые другие предметы, которые напоминают о земных днях и подвигах святого.

Собственно говоря, и иконы во многом похожи на фото, они довольно точно передают подлинный образ, так как созданы на основе картины, которая сделана с самого старца с благословения.

Чудеса и помощь святого

Довольно часто верующими рассматривается Серафим Саровский покровитель купечества и торгового дела, но такая трактовка, безусловно, является чрезмерно ограниченной. Почитание как помощника торговцев идет от происхождения святого из семьи купцов.

Важно! Когда можно попасть в храм Радонежского в Бусиново

При этом, если смотреть, в чем помогает этот святой, то, конечно, нужно посмотреть на духовную пользу

  • получение совета, решение трудностей;
  • укрепление в вере;
  • избавление от душевных страданий;
  • обретение внутренней гармонии;
  • избавление от страстей и немощи.

До сих пор помогает Серафим Сароский бороться с различными хворями и болезнями.

В Дивеево есть чудотворные источники, которые и сейчас творят чудеса, молитва перед иконой старца тоже может исцелять.

Этим фактам есть зафиксированные подтверждения и многократные свидетельства от паломников и верующих.

Многие приезжают для того, чтобы набрать водички из святого источника, но также и просто молитва перед иконой может помочь.

Помимо того, о чем просят святого, следует отметить счастливый брак.

Многие обращаются к иконе для того, чтобы получить достойного супруга или супругу. В частности, Серафим считается помощником в позднем браке, когда становится труднее отыскать для себя семейного партнера.

Для того чтобы обратиться к святому, достаточно посетить храм или получить собственную икону.

Иконописных образов довольно-таки много:

  • иконы с клеймами – позволяют понять основное, кем был старец и главные события, в центре располагается образ святого, по периметру основные события, как бы краткая биография;
  • портретные – оплечные или в полный рост, передают фактически подлинный облик святого;
  • сюжетные – некоторые описывают явление Пресвятой Девы старцу, другие чудеса и подвиги, к примеру, стояние на камне или кормление медведя.

Обратите внимание! Сам святой оставил немало предписаний для верующих, есть молитвенное правило, которое он заповедовал исполнять. Он особенно говорил о силе молитвы. Поэтому искренняя молитва перед его иконой является особенно действенной.

Полезное видео:

Подведем итоги

Трудно перечислить все, о чем молятся православные святому старцу Серафиму. Фигура этого подвижника действительно невероятно значима для верующих, каждая его икона представляет собой своеобразное окошко в духовный мир, которое позволяет приблизиться к небесному, горнему миру.

"Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих".

Преподобный Серафим Саровский. Начало XX века. Поволжье.

"Изображения о. Серафима называют и считают "иконами", помещают их в кивотах в ряду других икон с изображением Спаса, Богоматери и святых, уже прославленных Церковью; зажигают пред ними лампады, творят крестное знамение и земные поклоны и целуют <...> Между распространенными изображениями о. Серафима есть поясное, так называемое Серебряковское <...> совершенно иконного типа и только отсутствие нимба, не всегда и не для всякого заметное, указывает на то, что это изображение еще не прославленного Церковию святого", - свидетельствовала в 1887 году казначея Серафимо-Дивеевского монастыря монахиня Елена (Анненкова), представительница известного дворянского рода.

Преподобный Серафим Саровский, с видом Саровской Успенской пустыни. Начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Холст, масло. Троицкий Серафимо-Дивеев-ский женский монастырь


Неизвестный художник (В.Ф.Бихов?)

Конец XIX века. Холст, масло.

Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

1829-1830-е годы. Холст, масло. Частное собрание

Наиболее ранний, прижизненный портрет.
Нимбом и надписью портреты дополнили образ после Саровских торжеств 1903г.

По традициям Синодального времени, местное почитание подвижника исключало возможность применять это зримое обозначение святости. Первые хромолитографии с нимбом и надписью "преподобный" были пропущены цензурой и увидели свет только в 1902 году. И даже в Дивеевском монастыре, где глубоко верили в будущее прославление основателя в лике святых и молились ему, не дерзали открыто свидетельствовать об этом. Его портреты носили на крестных ходах вместе с иконами, перед одним из них, в келье игуменьи Марии (Ушаковой), горела лампада, от масла которой происходили исцеления . И вместе с тем, на портретах, картинах и литографиях дивеевского происхождения святой именуется "приснопамятным старцем", "иеромонахом" или просто "отцом Серафимом".


(написан на части кирпича из могилы святого)

"Это был маленькой, в дугу согнутой старичок с кротким и любезным взором. Он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. Мы ходили и вглубь Саровского леса и видели там уединенные келейки отца Серафима, им самим выстроенные" (В.Е. Раев).



Третья четверть XIX века. Поволжье. Холст, масло. Частное собрание

Преподобный Серафим Саровский, на пути в пустыньку.
Середина XIX века. Холст, масло. Патриаршая резиденция в Москве


"...Как живой, выступает пред нами дивный Серафим, в виде согбенного старца, неспешными стопами пробирающегося из монастыря в свою ближнюю пустыньку. На его лице, полноватом и сохранившем свежий цвет, несмотря на его старческий возраст и тяжелые подвиги, светятся знакомые нам голубые глаза, которые умеют прозревать душевные тайны"(Русская старина. 1904. № 11.)


Иеромонах Иоасаф (Толстошеев) (?). Преподобный Серафим Саровский, на пути в пустыньку. Вторая треть XIX века. Холст, масло. Храм прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге


Младший современник преподобного Серафима, саровский послушник Иван Тихонович Толстошеев, (впоследствии иеромонах Иоасаф, в схиме Серафим, известный попытками подчинить себе Дивеевскую обитель после кончины старца) в монастыре овладел искусством живописи. В "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" его так и называют - "живописец тамбовский" (по происхождению), причем отмечено, что выучил его крестьянин Ефим Васильев, монастырский плотник . Тот, в свою очередь, занимался живописью по благословению самого преподобного, известен как автор его первого изображения с медведем, написанного спустя одиннадцать лет после смерти старца и помещенного в часовню над его гробницей.

Монахиня Серафима (Петракова). Явление Божией Матери
преподобному Серафиму Саровскому в день Благовещения
1831 года. Около 1901. Мастерская Серафимо-Дивеевского
монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь


Светоносность - особенное явление дивеевской живописи, и в частности творчества матери Серафимы. Вместе с тем, событие воспроизводится исторически точно, с учетом всех деталей одеяния Богоматери и святых, по описанию старицы Евдокии Ефремовны, ставшей свидетельницей чудесного явления . Сохранилось очень мало икон с этим сюжетом, непростым для решения многофигурной композиции.


Икона Божией Матери «Умиление» («Всех радостей Радость»). Конец XIX-начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Праведная кончина преподобного Серафима Саровского. Начало XX века. Мастерская Серафимо-Дивеев-ского монастыря. Дерево, левкас, масло. ЦМиАР

С большим искусством переведено в икону изображение праведной кончины святого пред келейным образом Богоматери "Умиление" (ЦМиАР). На фотографиях начала XX века запечатлены картины этого сюжета из монастырской кельи преподобного, часовни над его гробом. Рельефный бронзовый образ украшал гробницу старца. Состояние перехода в вечность граничит в этой композиции с глубоким погружением в молитву, отчего ошибочно в иконах и эстампах иногда называется "молением". В иконе сохраняются как будто все подробности келейной обстановки - печь, мешки с сухариками, висящие на стене клобук, мантия и лапти. Только стен кельи уже нет, вместо них золотой фон - слава и сияние вечности. На обороте иконы две печати: об освящении иконы на мощах святого и собственно "иконописная": "Работа сестер Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Ардатовского уез<да>".

Престолы Серафимо-Дивеевского монастыря. Около 1916 года. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Икона "Престолы Серафимо-Дивеева монастыря" создана около 1916 года, возможно, к предполагаемому освящению Нового собора. Панорама обители в нижней части изображения относится к этому времени. Важная смысловая роль центрального образа может быть связана не только с посвящением престола, но и со значением иконы "Умиление" как главной святыни обители. Изображения храмовых праздников даны симметрично, по композиционному принципу, внизу - небесные покровительницы дивеевских игумений: святая Мария Магдалина и мученица Александра царица. После кончины игуменьи Марии (Ушаковой) в 1904 году монастырь возглавила Александра (Траковская).

Преподобный Серафим Саровский, с 12 клеймами жития. Начало XX века. Дерево, левкас, смешанная техника. ЦМиАР.

Семь сюжетов жития преподобной Елены Дивеевской. 1920-е годы. Н.Н.Казинцева (?). Дерево, левкас, темпера. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Венцом иконографии преподобного Серафима Саровского являются житийные иконы, которых, к сожалению, сохранилось немного. Разработка композиций клейм во многом была подготовлена во второй половине XIX столетия изданием многочисленных эстампов, которые существовали в качестве отдельных листов и помещались в книгах. Первым опытом совмещения в одном изображении нескольких сюжетов является мастерская литография 1874 года И.Голышева (РГБ). За год до прославления преподобного в Москве, Петербурге, Одессе начали печатать хромолитографии с его иконой-портретом в центре, главными событиями жития, видами святых мест его подвигов в Сарове. Многие сюжетные композиции эстампов явно повлияли на создание клейм житийных икон. Одним из лучших образцов является икона "Преподобный Серафим Саровский, с 12 клеймами жития" начала XX века (ЦМиАР). В среднике - поясной образ "серебряковского" извода, в верхних углах - келейные иконы Спаса Нерукотворного и Богоматери "Умиление", поддерживаемые ангелами, в остальных клеймах - важные моменты жития, чудесные явления Христа и Богородицы, уединенные подвиги, праведная кончина.
К 1920-м годам относится уникальное произведение - житийная икона преподобной Елены (Е.В.Мантуровой) из Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь избран сюжет необычный и высокий по смыслу: "Царица Небесн[ая] показывает Ел[ене] В[асильевне] небесный Дивеев". Преподобная везде именуется инициалами ("Е. В."), и она, и даже преподобный Серафим не имеют нимба. Тем не менее, и по указанию протоиерея Стефана, и по композиционному принципу, и отчасти по иконографии - это все-таки икона, иконописный тип мышления. В одном из последних сюжетов (преподобный Серафим благословляет Елену Васильевну умереть за брата) фигура старца выполнена только белилами, уподоблена столпу света. Образ является примером столь характерного для дивеевской традиции творческого порыва к созданию новых иконографий, который предшествовал появлению канонических образов. Такие произведения, несомненно, должны были духовно укреплять веру сестер в молитвенное предстательство дивеевских подвижниц в тяжелые годы гонений на Церковь.

"Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? Изображают лики Божии и Святых, а мы - люди, и люди-то грешные", - ответил некогда преподобный Серафим Саровский на просьбу "списать" с него портрет.

Преподобный Серафим Саровский начинает копать Канавку. Клеймо складня. 1920-е годы. Мастерская Серафимо-Дивеев-ского монастыря. Дерево, левкас, масло. Троицкий Серафимо-Дивеев-ский женский монастырь.
По "Летописи" протоиерея Стефана Ляшевского, в Дивееве продолжали заниматься живописью даже в начале 1920-х годов . К этому времени относится складень с сюжетами истории обители, находящийся в Серафимо-Дивеевском монастыре. В одном из живописных клейм изображен преподобный Серафим, начинающий копать Богородичную канавку, по которой "стопочки Царицы Небесной прошли". Сестры медлили с исполнением заповеди преподобного, и вот однажды ночью на заре увидели его самого "в белом своем балахончике", копающим землю, "прямо упали ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его, лишь лопата и мотыжка лежит... на вскопанной земле" . Иконы этого сюжета встречаются очень редко, в основном они местного дивеевского происхождения. На аналойном образе начала XX века из частного собрания замечательно передано предрассветное небо, удивление и радость послушницы, увидевшей старца. В композицию введена историческая деталь - жернова мельницы-"питательницы" на дальнем плане.

Преподобный Серафим Саровский и его иконы

Прп. Серафим Саровский

Святой Серафим Саровский, чудотворец и всероссийский батюшка особенно любим у нас в Церкви. Его прославление состоялось относительно недавно – чуть более ста лет назад, но в каждом храме сейчас можно найти икону святого старца и даже не воцерковленный человек слышал о нем, узнает на иконе. Это потому, что народ на своем опыте почувствовал молитвенную поддержку Саровского чудотворца, молитвенника за всю Россию. Обращаясь к святому, как к живому, через его образ икону , как через Небесное окно , каждый верующий получает чудесную помощь и поддержку.

Краткое житие

Батюшка Серафим, был из курского купеческого сословия, в миру — Прохор Исидорович Мошнин (1754-1833). Умело управляясь с торговыми делами, он все же выбрал иную прибыль, возжелав в Бога богатеть. Позже, в своих беседах с Мотовиловым Н.А. он советовал делать те добрые дела, которые нам «больше барыша приносят » — не земного, а духовного .

Полезные материалы

С ранней юности избрав иноческий путь, получив материнское благословение и наставление старцев Киевской Лавры, в 1778 г. он пришел на послушание в Саровскую Успенскую пустынь, в 1785 г. с именем Серафим был пострижен в рясофор, через год в мантию, а в 1793 г. рукоположен во иеромонаха.

Видение Серафиму Господа Иисуса Христа в храме

Удостоившись чудесных явлений Господа Иисуса Христа и Божией Матери, Серафим принял на себя подвиги отшельничества, безмолвия и затвора. Пост, труд и непрестанная молитва – были его спутниками всю жизнь. Тысячу дней и ночей проведя в молитве и бдении на камне в лесу, он, выйдя из затвора в 1825 г., стал принимать людей, взяв на себя наитруднейший подвиг старчества. Помогал старец не только мирянам, но и окормлял соседнюю Дивеевскую женскую обитель.

Помогая, утешая, исцеляя приходивших, он наставлял всех в вере христовой и главной цели христианской жизни – «в стяжании Духа Святого Божия».

Скончался святой подвижник на коленях в своей келии, во время молитвы перед образом Пресвятой Богородицы.

В лике святых прославлен незадолго до революции — в 1903 г. при Императоре Николае II.

Прижизненные портреты батюшки

Иконография святого Серафима стала складываться задолго до его прославления, основываясь на народной любви и прижизненных изображениях, которые писали разные художники, профессиональные и не очень.

Из вестны следующие п рижизненны е изображения батюшки Серафима :

  • Портреты от почитателей.

Почитатели старца Серафима неоднократно заказывали его портреты.

«Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? Изображают лики Божии и Святых, а мы - люди, и люди-то грешные»,

— отвечал батюшка, но почитатели имели настойчивость, а отец Серафим любовь к людям.

Так, на фоторепродукции (частное собрание) конца XIX — начала XX века надпись на обороте свидетельствует, что это

«снимок с портрета преподобного отца Серафима Саровского Чудотворца, писанного в 1833 году Е.М.Журавлево й (рожденной Бахметьевой)»

, т.е. исходный портрет датируется годом смерти старца и мог быть выполнен с натуры или с прижизненного портрета.

На изображении согбенный старец, в полумантии с палкой, на пути в свою пустынь, художник явно не профессионал, однако, портрет выполнен с большой любовью. Известно, что сам старец посылал свой портрет в мантии вдове нижегородского протоиерея Т.Г.Моревой в конце 1832 года, поэтому ясно, что прижизненных изображений могло быть несколько.

  • Саровская живопись

В Саровском монастыре существовали свои художественные мастерские, художники должны были знать отца Серафима. Так Иоасаф (Толстошеев) современник святого старца, позже известный попыткой навести свои порядки в Дивеевской обители, в летописи девичьего монастыря названный «живописец тамбовский» , был знаком с батюшкой и известен, как автор первого изображения святого с медведем .

Эта картина была помещена в часовне над могилой старца уже через несколько лет после его смерти, однако, зарисовки Иоасаф делал, вероятно, при жизни святого. В своих «Сказаниях о подвигах и событиях жизни старца Серафима» Иоасаф вспоминал, что батюшка Серафим благословлял краски «для писания икон» растирать на своем моленном камне, так позже делали и дивеевские художницы.

Кисти Иоасафа (Толстошеева) приписывают портрет Серафима, писанного идущим в свою пустыньку, в полумантии и клобуке с суковатым посохом(вторая треть XIX века), это изображение часто копировали дивеевские сестры (литография в ИЗО РГБ).

Еще одним примером братской саровской живописи является портрет батюшки Серафима т.н. «келейный», или посмертный, после его кончины висевший в его келии. Писан портрет был в 30-х годах XIX в., возможно, и с прижизненных эскизов. Старец изображен с благословляющей десницей, в его обычной одежде – белом полотняном балахоне, поношенной камилавке, кожаных бахилах, с большим наперстным крестом, материнским благословением и с лестовкой.

Это «келейное» изображение святого старца было помещено на драгоценный складень-ларец, хранившийся в Царской семье, в Александровском дворце (Складень-ларец для реликвий, Москва, ок.1903г., фирма Ф.Мишукова, ЦМиАР), и стало одним из изводов иконографии преподобного Серафима Саровского.

  • Арзамасская школа

В Саров неоднократно приезжали художники из арзамасской школы живописи, в частности, августе 1830 года художник В.Е.Раев приезжал писать портрет епископа Евгения по заказу игумена монастыря Никона. Написал художник епископа или не успел – неважно, зато, после этой поездки, вероятно, появился карандашный рисунок Серафима (альбом «Россия», ГТГ).

Преподобный Серафим Саровский. 1830-е годы. В. Е. Раев. Бумага, карандаш. ГТГ

Художник профессиональным взглядом выхватил черты старца – теплые слегка прищуренные глаза, не очень длинная борода, поношенная камилавка, немного сбитые под ней волосы – живой человек. Фигура согбенная, на плечах старенький светлый балахон с поясом, как говорил художник –

«маленький, в дугу согнутый старичок с кротким и любезным взором» .

Совсем не иконное изображение, но позже вполне могло стать и стало основой для письма подлинного лика преподобного Серафима Саровского.
  • Серебряковский портрет

И все же, основным изображением, ставшим главным иконным типом, явился прижизненный портрет старца, письма Семена Серебрякова, выполненный с натуры за несколько лет до кончины преподобного (в 1828г.). После общения с преподобным художник и сам стал монахом с именем Иосиф.

Иосиф (Серебряков) продолжал писать изображения святого старца всю свою жизнь, многие из этих изображений расходились в печатных литографиях, используемых иногда в домах простого народа не только в качестве украшения, но и для молитвенного обращения, потому что помощь от батюшки Серафима верующие получали и до всероссийского прославления в 1903г.

Прп. Серафим Саровский, чудотворец. Одна из икон, написанных с прижизненного портрета старца, принадлежавшего кисти Серебрякова.

Портрет написан в овале на оливковом фоне, преподобный изображен в епитрахили, с поручами, с приложенной к сердцу рукой. Борода, несколько разделенная надвое, не длинная, лицо бледное, фигура немного наклонена, плечи опущены. Не смотря на некоторую усталость лица, особенно выделяются глаза – внимательные, живые, изливающие на нас свет Царства Божиего, которое цвело в душе святого.

Этот портрет писан в иконной стилистике, но сначала, естественно, не имел нимба, позже, особенно после официального причисления Саровского старца Серафима к лику святых, стал дописываться нимбом, и стал основой так называемой «серебряковской» иконографии.

Списков появлялось все больше, наиболее ранним повторением «серебряковского» портрета, вероятно, стал список художника В.Ф.Бихо – 1829г.(частное собрание).

Условная датировка списков с портрета и потом икон — на более ранних списках крест и кайма на епитрахили голубого цвета, позже — розового.

  • Портрет Д. Евстафьева

Кроме этого «серебряковского» прижизненного портрета упоминается также работа художника Д.Евстафьева, которая осталась только в списках.

По «евстафьевскому» типу написан портрет неизвестного художника, который хранится в Троице-Сергиевой Лавре. На портрете (холст, масло. 59,5х45), относящемся ко второй трети XIX века, ориентировочно 1860-1870г.г., хранящемся в церковно-археологическом кабинете Троице-Сергиевой лавры (ЦАК), батюшка Серафим изображен на темном фоне в темной рясе с руками, сложенными на груди, голова не покрыта.

Преподобный Серафим Саровский. XIX век

На портрете особенно выделяются лицо и крестообразно сложенные руки, предположительно, исходный образ писан раньше «серебряковского».

Какими бывают изображения прп. Серафима и что они означают

После канонизации в 1903г. иконы святого старца писались во множестве. Основные направления иконографии святого преподобного Серафима Саровского сложились по следующим типам:

  • Пастырь : изображение святого ростовое или поясное в мантии, епитрахили и поручах («серебряковское» направление) со сложенными на груди руками, или рукой, прижатой к сердцу, с благословляющей рукой и с четками. Этот тип иконографии самый распространенный и считается максимально канонич ны м, т.к. здесь, как и на исходном портрете, святой изображен в монашеской одежде и священнических атрибутах – поручи и епитрахиль, как для Таинства исповеди.

Пример иконного изображения : мозаичный образ Серафима Саровского на алтарной апсиде Серафимовской церкви при Выставочном центре ЗАО «Экспоцентр» в Москве на Краснопресненской набережной.

мозаичный образ Серафима Саровского на алтарной апсиде Серафимовской церкви при Выставочном центре ЗАО «Экспоцентр» в Москве на Краснопресненской набережной. Фото: Чеботарь Александр Мирчевич

Этот тип иконографии разнообразится не только ростовыми, но и поясными, и оплечными изображениями, а так же святой может изображаться в рост, с благословляющей десницей и моделью храма в другой руке.

  • Святой старец : изображение идущего святого Серафима в полумантии с посохом, как в часовне на источнике в Цыгановке, недалеко от Дивеева. Или, тоже идущего, но одетого в белый балахон старца, иногда опирающегося не только на посох, но и на топор, за плечами мешок, в котором святой носил Евангелие и камни для утомления плоти; бывает, что старец изображен идущим, но без посоха, а с благословляющей рукой и с четками.

Пример иконного изображения : храмовый образ на западном фасаде часовни Серафима Саровского в Острове Ленинского района Московской области, или храмовая икона на южном фасаде малой церкви Серафима Саровского в Кожухово в Москве.

  • Молящийся отшельник : изображение святого на камне с воздетыми в молитве руками на фоне леса, перед ним на небе образ Божией Матери «Умиление», рядом с камнем на земле топорик и мешочек с сухарями – едва ли не самое любимое изображение старца.

Пример иконного изображения : как на иконе в завершении иконостаса южного придела церкви Серафима Саровского в Екатеринбурге, или на храмовой иконе в церкви Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Раево, в Москве, или на мозаичном изображении на фасаде часовни Серафима Саровского в Щелково Московской области, в храме пророка Илии в Обыденском переулке в Москве.

Моление на камне

Икона преподобного Серафима Саровского в молении на камне

Интересно, что изображения святого отшельника, молящегося на камне, были широко распространены в конце XIX века, еще до канонизации, с легкой руки дивеевских сестер, писавших для паломников эти картины на камешка х (осколках) от разбитого камня батюшки , на котором он молился.

С житием

Иконография ж итийны х икон может иметь самые разные сюжеты. Это могут быть не только иконы с клеймами и центральным каноническим изображением, например: прп. Серафим Саровский, с 12 клеймами жития, начало XX века; дерево, левкас, смешанная техника (ЦМиАР), но и собственно представляющие событие из жизни святого – например: Серафим, копающий канавку (Дивеевская мастерская, 1920г, клеймо складня, Дивеевский монастырь); или молящийся перед иконой Богородицы в своей келии.

Пред иконой Пресвятой Богородицы

Кроме моления на камне, молящимся старец изображается и в келии перед иконой Божией Матери «Умиление» — его келейным образом, это т.н. «отходной» образ, так встретился батюшка Серафим с Богородицей в Вечности, скончавшись на молитве перед Ее образом. Икона называется «Праведная кончина святого преподобного Серафима Саровского чудотворца», такая икона есть в Дивеевском монастыре.

Преподобный кормит медведя

Изображение с медведем — одно из житийных изображений старца, широко распространенных в разных редакциях. Известно из жития, что к святому в его лесную избушку приходил за сухариками медведь, и батюшка кормил его с руки.

Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. 1879 г.
Мастерская серафимо-Дивеевского монастыря. Е. Петрова. Литография. РГБ

Пример изображения «Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя » литография мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря (Е. Петрова, 1879 г.), рисунок Е.И. Фесенко (РГБ), известна и современная картина Пав ла Рыженко « Серафим Саровский с медведем» .

На картинах святой без нимба, на иконах должен быть нимб и икона должна быть освящена. Конечно, святого Герасима Иорданского тоже изображают со львом, но все же это скорей картина или иллюстрация жития святого, помогающая ближе узнать о жизни святого, и, хотя изображение не вполне канонично, дома, особенно для детской молитвы вполне пригодно. Если есть любовь и желание молиться, кто запретит обращаться к святому через такое изображение?

Явление Божией Матери

Серафим Саровский. явление Божьей Матери на Канавке.

  • Особый вид иконографии святого Серафима – это иконы « Явление Богородицы святому Серафиму » . Его сугубая любовь и почитание Божией Матери и Ее отклик на молитвы святого угодника к Ней отражается в этих иконах.

Иконография этих икон обширна — святой старец предстоит или молится на коленях перед явлением Божией Матери, которая является Одна, или в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна, Ангелов и святых.

Пример иконного изображения : икона работы монахини Иулиании (Соколовой), выполненная в 1957 г., находится в Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры, в приделе, посвященном саровскому чудотворцу.

Также в Покровском Хотьковском монастыре есть редкая икона тронная Богородицы Печерской с предстоящими перед Ней прпп. Антонием Киево-Печерским и Серафимом Саровским.

Образ Божией Матери «Умиление»

Икона Божией Матери «Умиление»

Особо почитается икона Божией Матери «Умиление», которая была келейным образом прп. Серафима, на молитве перед которой он скончался 2 января 1833 года.

На иконе особое изображение Богородицы, относящееся по типу к иконам «Умиление» (по-гречески « Елеуса » или милостивая ) – с нежно склоненной головой и прикрытыми глазами, но без Младенца. На этой иконе Дева Мария изображена в момент возвещения Ей Архангелом Гавриилом предстоящего чудесного Рождения от Нее Христа Спасителя – вся Она тишина, мир, покой, любовь и радость. По нимбу вокруг головы надпись:

«Радуйся Невесто Неневестная ».

Происхождение иконы и автор неизвестны, стилистика иконы скорей в западной традиции, чем в русской, но святой старец дорожил образом и молился пред ним, называя «Всех радостей Радость» , перед ним исповедовал посетителей, помазывал маслицем от лампадки и так многих исцелил.

После его кончины икона до революции пребывала в Серафимо-Дивеевской обители, потом сохранялась в г.Муроме, сейчас хранится в Патриаршей резиденции, выносится на Субботу Акафиста в Богоявленский Елоховский собор в г.Москве. В Дивеевском монастыре находится сейчас один из списков, сделанных к дате канонизации преподобного в 1903г.

Изображения с прп. Сергием Радонежским и другими святыми

Иконография преподобного Серафима продолжает развиваться, например, появились иконы парные – Серафим Саровский и Сергий Радонежский , такая икона хранится в ЦАК МДА в Сергиевом Посаде, во многих храмах стали появляться такие иконы – два великих старца вместе .

Прпп. Серафим Саровский и Сергий Радонежский

Или Серафим и апостол Иоанн Богослов , объединенные общей любовью к Богородице. Преподобного Серафима часто объединяют на иконах с Царем-мучеником Николем II , который прославил старца. Есть иконы батюшки Серафима и Ксении Петербуржской .

А в храме святителя Филарета Московского города Лобни есть икона, на которой написаны преподобный Серафим Саровский, страстотерпец цесаревич Алексий, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна . Такой состав святых на иконе свидетельствует о появлении новых традиций изображения преподобного.

Старинные и особо почитаемые иконы преподобного

Наиболее почитаемые иконы преподобного Серафима Саровского с частицами мощей находятся:

  • В Москве на проспекте Мира, д. 22а-24 находится подворье Серафимо-Дивеевского монастыря, здесь есть икона прп. Серафима дивеевского письма с частицей камня , на котором преподобный совершал свой подвиг и ковчег с мощами Дивеевских святых, в т.ч. и преподобного Серафима Саровского.
  • В Даниловом монастыре есть д ве иконы с частицами мощей преподобного — одна в Серафимовской церкви, в монастырской стене у Святых врат, копия старой с 1912г. келейной иконы схиигумении Фамари (Марджановой) переданной в монастырь в 1988 родственниками ее ученицы. Икона с частицей мощей преподобного, там же хранятся четки, частичка мантии и часть камня, на котором угодник Божий молился в течение 1000 дней. Другая икона с частицей мощей находится в Троицком соборе монастыря, на центральном юго-западном столпе. Адрес: Москва, ул. Даниловский вал, 22, метро «Тульская» (из центра — последний вагон), от выхода из метро идти назад, затем повернуть направо наискось на пешеходную дорожку, идущую через небольшой сквер с часовней; или от метро «Павелецкая», далее на любом трамвае в сторону окраины до остановки «Свято-Данилов монастырь».

Частицы мощей старца есть и в других обителях столицы:

  • В Донском монастыре, адрес: Донская площадь, 1-3, м. «Шаболовская», выход из первого вагона из центра, затем налево через площадь.
  • В Сретенском монастыре, адрес: Большая Лубянка, 19/1, м.Тургеневская.
  • На подворье Соловецкого монастыря в храме св. вмч. Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове. Москва, ул. Садовническая, д. 6., м. «Новокузнецкая».
  • В храме преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной на территории выставочного центра «Экспоцентр» (настоятель протоиерей Максим Козлов) находится икона с частицей мощей преподобного. Москва, Краснопресненская наб., 14, стр. 2, м. Выставочная.
  • В храме Воскресения Словущегов Филипповском переулке (Иерусалимское подворье), в центральном приделе находится икона преподобного Серафима с частицей мощей . А также ч асть Древа Животворящего Креста , д есница великомученика Евстафия Плакиды , к овчег с мощами многих святых Вселенской Церкви. Адрес: Москва, Филипповский переулок, дом 20, м.Арбатская.
  • Также образ преподобного Серафима,молящегося на камне с частицей его мощей , находится неподалеку - в храме пророка Илии в Обыденском переулке. Москва, 2-й Обыденский пер.,6, метро “Кропоткинская”, выход из первого вагона от центра.
  • В Елоховском Богоявленском кафедральном соборе хранится образ преподобного Серафима с частицами камня , на котором он молился, и частицей одежд . Адрес: Москва, Спартаковская ул.,15, М.Бауманская. На На 5-й неделе Великого поста, в пятницу вечером, на акафист в честь Похвалы Пресвятой Богородицы в собор приносят икону Божией Матери «Умиление» - келейный образ преподобного Серафима Саровского.
  • В крестильном храме сщмч. АлександраХотовицкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе находится икона преподобного Серафима с частицей его гроба. Образ ростовой «серебряковский» с рукой на сердце и четками, принесен в Знаменский храм монахинями разрушенного в 1930-е годы Дивеевского подворья, находившегося в начале нынешнего проспекта Мира. Адрес храма: Москва, 2-й Крестовский пер., 17, м.Рижская.

Мощи святого Серафима Саровского почивают в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Адрес: Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Прудовый переулок, 3Б.

В чем помогает молитва к батюшке

Обращаясь к святому батюшке Серафиму, перед его иконой молятся:

  • об исцелении от различных недугов и болезней;
  • об исцелении от болезней детей и отроков, и об их добром воспитании;
  • об умирении нашей жизни: « стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи», — говорил преподобный, поэтому к нему обращаются с молитвами об избавлении от раздоров, ссор, а также внутренних смятений и смущений;
  • о помощи в монашеском пути;
  • просят о прозорливом открытии пути и разрешении трудных ситуаций, когда не знаешь, как поступить и ищешь совета, наставления, подсказки;
  • о помощи в делах и бизнесе, только надо помнить, что, получая по милости Божией доход, надо помогать людям;
  • о помощи и защите при несправедливом утеснении от начальства;
  • о защите от диких животных, об избавлении от страхов перед животными и усмирении их;
  • об избавлении от греха, о исправлении жизни, покаянии и следовании по спасительном пути.

Случай чудотворной помощи

О чудесной помощи батюшки в наши дни написано очень много на странице портала Православие.ру.

Олег рассказывает:

«Несколько лет назад я читал житие святого батюшки Серафима, и мне казалось, что некоторые духовные вопросы мне становились более понятными. Но в это же время заболела моя дочь: тяжёлое осложнение после ветрянки. Тяжёлое испытание для всей семьи. Слава Богу, дочь поправилась, но за этот период лечения произошла переоценка ценностей в нашей семье.

И вот год назад у моей мамы было подозрение на опухоль, и я опять обратился к угоднику Божию святому Серафиму Саровскому. И Бог молитвами батюшки отвёл от страшной болезни!!! Дивен Бог во святых своих!!!».

Воронина Вера Федоровна :

«Так уж получилось, что первая книга духовного направления, которую я купила и прочитала, называлась «Житие старца Серафима». Запал в душу добрый, ласковый лик святого. Смотрю на икону, а в груди появляется тепло.

Мои знакомые поехали по святым местам в Москву и в подарок привезли мне сухарики, освящённые в чугунке батюшки Серафима, и коробку конфет с его изображением. Удивлению моему не было предела! В этот мне казалось, я летаю на крыльях.

В марте 2013 года мы с братом решили поехать на Святую Землю. За несколько дней до отъезда брат заболел. Я молилась батюшке Серафиму, чтобы он помог. Поездка состоялась. Батюшка Серафим во сне пришёл к брату и разговаривал с ним. Преподобный Отче Серафиме, моли Бога о нас!».

Иконография:
Серафим Саровский, преподобный
Датировки: XX в. После 1902 года.
Материал: Дерево, ткань, металл, литография
Размеры иконы: высота 22,3 см, ширина 17,7 см
Поясное изображение преподобного Серафима Саровского.
Инв. № ТвМ ВХ 114. Тверской государственный объединенный музей

Подвижник и чудотворец святой Серафим, возлюбив Христа, стяжал у Бога себе мирный Дух, а «Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен »(Ин.3:33), и благодать Божия продолжает пребывать с ним и на молящихся ему перед святыми иконами изливается, потому что «не мерою дает Бог Духа»(Ин.3:34).

^sss^Преподобный Серафим Саровский^sss^