Как научится молится от души. Молитва — разговор с Богом

В моменты отчаяния и житейских невзгод человек вспоминает о боге. Многие люди уверовали в помощь Иисуса, когда с мольбой обращались в нужде. Но всегда ли слышит нас Господь? Как правильно молиться, меня научила бабушка. Она рассказала, почему не все молитвы доходят до небес, и почему многие остаются без ответа. Я с вами поделюсь этим знаниями, которые окажут бесценную помощь в любой ситуации.

Никто из нас не застрахован от житейских бурь и невзгод, болезней и стихийных бедствий. Бабушка всегда мне говорила, что мы под богом ходим. Многие люди этого не понимают и проводят жизнь в полной беспечности, не соблюдая заповеди божьи. Но вот приходит беда, и человек не знает, откуда ждать помощь. А помощь всегда рядом, ведь Христос является спасителем каждого верующего в него.

Неуверенность в завтрашнем дне угнетает человеческое сердце. Вдруг я потеряю работу, вдруг со мой случится несчастье — от этих мыслей можно просто впасть в нескончаемую депрессию. Но выход есть, и он самим богом: искренняя молитва с верой в сердце. Иисус всегда выслушает, ни за что не осудит, поддержит в трудную минуту.

Многие люди обрели уверенность в жизни, благодаря вере и молитве.

Бабушка мне с детства говорила, что молитва — это не набор непонятных слов на старинном русском языке, а разговор с богом. Не обязательно читать древние молитвы, если сердце просит общения с создателем. Бог понимает все наши слова, он видит сердца и чувствует наши мысли. Искренность и правда — вот ключ к успеху в любой молитве. Даже если вы читаете трудный текст из Молитвослова, все равно в сердце должна присутствовать вера и любовь к богу.

Молитва без веры услышана не будет.

Есть люди, которые ищут в молитвах корысть. Они думают так: я буду читать молитвы, а ты (бог) мне помогай за это. Они думают, что на них повалятся земные блага только за то, что соизволили взять в руки Молитвослов. Но богу не нужны одолжения, и он не будет вознаграждать за корыстные мотивы. Нужно быть честным и искренним, не пытаться обмануть создателя жизни. Вымолить почести, богатство и славу у бога нельзя.

Также невозможно угодить богу посещением святых мест или популярных у верующих храмов. Без веры в сердце посещение святынь ничего не даст. Искренне верующий человек и без святых мест будет услышан богом.

Молитвослов

Как правильно молиться дома? Для этого нужно купить Молитвослов в церковной лавке. Он должен стать настольной книгой верующего, желающего обрести божью помощь и благодать. Когда человек зажигает церковную свечу перед образами и возжигает ладан, он должен наполниться благоговением перед богом. Открывая Молитвослов, нужно избавиться от суетных мыслей и направить все свое внимание к богу. Через молитвенное слово вы вступаете с ним в контакт, начинаете вести беседу.

Какие молитвы содержатся в Молитвослове? В книге находятся молитвы, которые охватывают широкий круг жизненных сфер:

  • помогают против враждующих;
  • оберегают от опасностей и бед;
  • исцеляют и защищают от болезней;
  • защищают от лукавого и нечисти.

С помощью Молитвослова человек будет полностью огражден от превратностей судьбы, защищен от происков лукавого и атакующих врагов.

Можно ли молиться своими словами, и как молиться дома без Молитвослова? Если у вас нет Молитвослова, можно выучить наизусть Отче наш и читать ее в молитвенном обращении. Можно включить запись молитвы, где она произносится священником 40 раз подряд. Но самая лучшая молитва — это молитва сердца. Именно ее и слышит Господь.

Вера и молитва открывают небеса. Вера без молитвы бесполезна, как и молитва без веры.

Важно понимать, что Молитвослов — не собрание магических заговоров на все случаи жизни. Держать в руках Молитвослов еще не значит получить ответ на все просьбы. В церкви магией не занимаются, а очищают душу от скверны. Многие болезни происходят от нераскаянных грехов и недостойного поведения. Поэтому беря святую книгу в руки, помните о своей грешной природе и не требуйте от бога послушания вам.

Время для молитвы

Как правильно читать молитву дома, в какое время? Раньше наши предки каждое утро начинали с молитвы, просили благословения божьего на грядущий день. В современное время люди даже не думают подойти к образам и просто коротко попросить благословения у бога. Они вечно куда-то спешат и опаздывают, а утром так хочется подольше поваляться в постели. Но если вы хотите иметь защиту от неприятностей на целый день, найдите несколько минут для молитвы.

С чего начать молитвенное утро? Прежде всего, следует осенить себя крестом и сказать: «Боже, милостив буди мне грешному!». Затем следуют обязательные молитвы:

  • Святому Духу;
  • Троице;
  • Отче наш.

Следует ли читать весь свод утренних молитв из Молитвослова? Отцы церкви учат, что лучше прочитать две молитвы со вниманием. чем весь свод без должного почтения. Не нужно скороговоркой проговаривать святые тексты, это пустая трата времени.

Перед молитвой и после нее нужно осенить себя крестным знамением и поклониться в пояс.

Обязательной является и молитва на сон грядущим, так как защищает нас от соблазнов лукавого. Во сне человек полностью беззащитен и не может контролировать свои помыслы. Этим пользуется враг человечества и насылает непотребные сновидения либо кошмары. Защитная молитва перед сном избавит от атаки лукавого. Однако перед ночной молитвой следует проанализировать прошедший день:

  • найти грехи и покаяться перед богом;
  • отметить, были ли мысли о духовном в течение дня;
  • простить недоброжелателей от души;
  • поблагодарить бога за прожитый день.

Благодарность богу за всё — важное молитвенное правило. Мы живем и дышим, благодаря создателю жизни. Сколько людей в этом мире обездолены или покалечены, поэтому выразить благодарность за свое благополучие — непременное условие в молитвенном правиле. Однако благодаря бога, не следует забывать о его заповеди любви к ближнему. Если мы в сердце враждуем на кого-то, бог просто нас не услышит.

Вражда между людьми оставляет молитву без ответа.

Иисус учил, что приступать к молитве нужно после прощения ближним их прегрешений перед вами. Как вы прощаете другим их огрехи, так и вам простится. Но если вы враждуете в сердце своем на ближнего и негодуете, то бог не услышит вас и ваших молитвенных воззваний.

О чем можно просить в молитве?

Иисус Христос говорил нам искать прежде всего Царствия небесного и правды его. Если мы помышляем о земном, то отпадаем от духовного. Суетные просьбы о незначительных земных благах не будут приняты во внимание. Но если человек стремится к духовному и ищет духовной благодати, то бог восполнит и все его земные нужды.

Часто люди не знают, как молиться, чтобы бог услышал и помог. Они ищут земных благ, а о небесном не помышляют. Люди могут просить машину, удачу в лотерее или любовь какого-то человека. Но бог не внемлет подобным просьбам. Так же бог не внемлет грешникам, которые никогда не посещали исповеди. Если человеку не в чем исповедаться, значит, он закоренелый грешник.

После исповеди могут исполниться самые заветные желания.

Также нельзя вымолить у бога то, что причинит другим людям горе и беду. Бог никогда не ответит на подобные взывания, потому что он не нарушает свои законы. А закон нам один: да любите друг друга.

Каким иконам нужно молиться дома? У православного верующего должен быть домашний иконостас, но не у всех он есть. Поэтому для домашней молитвы можно приобрести в церкви иконы Спасителя и Богородицы. Этого будет для начала достаточно. Если у вас есть покровительствующий святой, нужно приобрести и его икону. Иконы должны стоять в чистом светлом месте комнаты.

Молитва по соглашению

Что это за молитва, и для чего она нужна? Это молитва в церкви? Чтение молитв по соглашению предполагает договор нескольких людей читать определенные молитвы в определенное время. Например, верующие соглашаются молиться за исцеление кого-либо или за успех в начинании. Они не обязательно должны собираться в одном помещении, и даже могут жить в разных городах — это не имеет значения. Важно определить цель молитвы и произносить ее в одно и то же время.

Вот текст молитвы соглашения святого Иоанна Кронштадтского:

По его свидетельству, данная молитва совершала чудеса. Люди получали исцеление от болезней, укреплялись духом в трудных условиях, обретали утраченную веру.

Помните, что молитва не ритуальное действие, и не ожидайте мгновенного исполнения желаемого.

Однако для проведения молитвы по соглашению нужно получить благословение батюшки. Не забывайте об этом правиле.

Итак, приступая к молитве, важно помнить следующее:

  • наденьте нательный крестик и платок (для женщин);
  • перед началом молитвы нужно простить все прегрешения ближних против вас;
  • приступать к чтению молитвы нужно в спокойном расположении духа, без суеты и спешки;
  • нужно твердо верить, что бог слышит молитву верующего;
  • перед чтением молитвы следует трижды осенить себя крестным знамением и поклониться в пояс;
  • молитву нужно произносить перед образами;
  • не просите о славе и богатстве, бог это не услышит;
  • после прочтения молитв необходимо воздать благодарение и хвалу богу и осенить себя крестом.

Если у вас есть святая вода, нужно отпить несколько глоточков, чтобы освятить и свои внутренности.

Сколько раз нужно произнести молитвенную просьбу, чтобы получить ответ? Иногда на это уходит много времени, а иногда ответ поступает моментально. Всё зависит от воли бога и ваших усилий.

Если на ваши молитвенные воззвания нет ответа, значит, вы просите что-то вредное для себя. Всегда полагайтесь на Господа, ведь ему виднее, что является для вас полезным или вредным. Не впадайте в гнев или раздражение по поводу неисполненной просьбы, это уводит от веры и направляет на греховный путь. Возможно, через 10 лет вы поймете, почему бог так и не ответил на вашу мольбу, и поблагодарите его от всего сердца за это!

Молитвенное делание есть духовная лествица, которая ступень за ступенью все будет вести своего делателя к цели – к Богообщению. Только достигнув сего, человек может видеть себя вполне удовлетворенным…

1. Когда начинает человек ощущать в себе непрестающую заботу о спасении своей души, тогда первым делом ищет средства, чтобы совесть свою очистить от всего, что беспокоит её, путём исповеди духовнику.

2. Любовь к чтению и пению церковных служб бывает у него чрезмерно велика, и он не знает усталости, любит и слушает, как действительно алчущий и жаждущий.

3. Молиться любит, не жалея трудов. Молитву творит с многочисленными земными и поясными поклонами.

4. Понуждает себя помнить вездеприсутствие Божие, иметь страх Божий и творить устно Иисусову молитву.

5. Остерегается шуток, смеха, празднословия, объедения, излишнего винопития, сластолюбия, опущения церковных и келейных правил.

6. Старается быть послушливым, смиренным, незлобивым, никого не огорчать. Тяготится осуждением других. Начальствующим повинуется беспрекословно.

7. За безукоризненную жизнь братия станут любить его, обращаться к нему с особым уважением. И он по неопытности своей начинает любить и привлекать к себе других, в особенности, отличающихся тихим нравом и приятностью лица. Понемногу такая неразборчивая дружба делается великою препоною в деле спасение, а в особенности, в молитве. Так что если эта тайна не будет открыта старцу или духовнику, то таковой делается всецело слугою сатаны, как идолопоклонник.

8. Поэтому святые отцы заповедуют ни с кем не заводить дружбы, но по благословению старца иметь собеседника по Богу, а не по страсти.

9. Гнев и блудная страсть, в особенности, через помыслы станут возмущать его с большей силой. Но не отчаивайся, исповедуйся духовнику и смиряйся, как великий грешник.

10. Если увидишь в себе помысл самомнения и бесстыдную дерзость, что ты уже в числе праведных, то постарайся скорее осудить себя и стать помыслом с козлищами.

11. Помыслы всякого рода будут так стужать, что многократно от услаждения ими по бессилию своему будешь видеть себя падшим.

12. Принесши покаяние Богу, и исповедавшись духовнику, и прося его святых молитв, на следующий раз крепись в борьбе с ними, призывая на помощь Иисуса.

13. Бог не обидчив, не оставит тебя без помощи, в свое время, после многотрудной твоей борьбы, подаст тебе некоторую победу над помыслами, но ещё не окончательную. Начнешь и ты более внимательно творить молитву и псалмопение и ум заключать в слова молитвы.

14. Если самому нужно что-нибудь читать или слушать, то станешь ненасытно стараться уловить умом и чувством всякое слово, предстоя пред Богом.

15. Сердце хотя еще и не отверсто для твоего ума, но оно уже проявляет действие своё в нашем духе и во внутреннем слове, в чувстве.

16. Пробывши не малое время на устной и читательной разумной молитве, подойдешь к середине её и станешь молиться то устно, то умно. Но пока ещё устная или читательная молитва для тебя более нужна. Продолжай её, пока потребность в ней прейдёт, и умная молитва возьмёт перевес.

17. Упражняясь в умной Иисусовой молитве, храни ум от помыслов. К этому хранению весьма помощно стеснение дыхания своего.

18. Прилепляя ум к дыханию своему и творя умом молитву, сосредотачивай внимание свое в верхней части груди, ниже кадыка, и тщательно следи за умом, чтобы он там пребывал, где и молитва творится.

19. Произнося слова молитвы, зри и присутствие Божие в себе, отнюдь не допуская какое-либо воображение Господа, и слова не облекай в буквы.

20. Веруй, что Господь в тебе, и ты в Боге, просто, безвидно, непостижимо, и твои слова от слуха Его не имеют ни малейшего расстояния и времени.

21. Утомившись в умной молитве, перейди на устную, не гласную, произнося ее тихо и спокойно, при том же держи внимание или в словах молитвы, или там же внутри.

22. Выговаривать слова молитвы, в особенности имя Божие, надо как можно яснее, не спешно, с благоговением. Бог одинаково присутствует, как при словесной, так и при умной молитве.

23. Бог не на слова, но на сердце зрит. Если ты будешь творить молитву без сознания и без чувств, какую бы то ни было молитву, то она уже не молитва, а пустые слова. Этим только Бога оскорбляешь.

24. Чтобы молитва была услышана Богом, твори ее от всей души. И тело своё подчини этому собору чувств, чтобы одно у тебя было дело, а не два и не три.

25. Когда найдёшь время посвятить его молитве, то наперед обдумай, что тебе теперь не о чем заботиться и размышлять, все уже поделано, а помыслы со вне вовсе не нужны. Сойди умом внутрь, как выше сказано, и держи его там, не позволяя ему возвращаться в голову, ибо «в голове - толкучий рынок» (Феофан Затворник).

26. Не забывай, чтобы ум во всякое время соединялся с дыханием твоим, а молитву твори с преболезненным чувством, в духе сокрушения.

27. Ты не раз видел плачущих и скорбящих, и сам, может быть, испытывал то и другое. Поставь себя таким во время молитвы пред Богом. Так действуя, навыкнешь непрестанной молитве. После чего дастся тебе внутренняя молитва.

28. Устная и читательная молитва, есть некоторое отдохновение для ума от внутреннего утомления, а потом, не замедля на ней, нужно опять творить одним умом внутренне, а не внешне, Иисусову молитву. Не принимай ничего постороннего, что будет отвлекать ум твой и мысль твою от молитвы.

29. Искателю молитвы не нужно чуждаться никаких церковно-служебных молитвенных правил. Все полностью самому вычитать тяжело, а слушать готовое полезно, за послушание святой Церкви.

30. Стяжавшему внутреннюю самодвижущуюся молитву не обязательны никакие внешние правила. Таковой подчиняется уже действу молитвы, а не правилу. Где бы его не застало это действо и в какое бы время оно не случилось, он не должен оставлять его ни под каким предлогом.

31. На одном познании молитвенных действий не почивай, но будь непрестанным делателем молитвы. Знать - это еще не есть обладать тем, что знаешь. Обладать это, когда делаешь и от дел плоды вкушаешь. От бездействия и умнейшие бывают нищи.

32. Когда начнет проявляться внутренняя молитва, начнет открываться и познание некоторых мест Святого Писания, а также познание самого себя и необыкновенное понятие о Боге.

33. Вездеприсутствие Божие и вообще память Божия заменяется зрением Бога. То есть очи ума как будто тем только и заняты, как зреть Незримого. И ты умно, но точно и определенно, простираешь слова к Нему не гадательно, но живо и верно, с неизъяснимым чувством духа и сердца утверждаешься в этой истине.

34. Бывает по временам, что слова молитвы престают, - тогда молишься без всяких слов. Ум и сердце и вся внутренняя моя проникаются неизъяснимым действом: один Бог только зрится, и в Нем только видишь бытие, а сам себя забываешь, как бы не чувствуешь. Когда же отходит такое действо, то всё здешнее земное представляется, как мертвечина, тлен и сор… Жизнь только в Боге, Его и стараешься созерцать.

35. Когда утвердишься верою действительно и несомненно зреть умными очами всегда перед собою Господа, тогда ясно будет для тебя, что есть имя Божие, и что есть Сам Бог, и что значит поклоняться Богу в духе и истине.

36. Рассеянность ума приводит человека в сомнение: будто бы невозможно его удержать у себя во время молитвы. Но имей веру, что с Божией помощью будешь молиться не рассеянно. Эта болезненность ума излечивается.

37. У иных начинается действо сердечной молитвы вдруг: или от достойного причащения Святых Христовых Тайн, или от усердной молитвы, или от других случаев. Но общий путь к приобретению её святые отцы изложили по порядку с большим многолетним трудом, наподобие телесного возраста человека.

38. Само действо внутренней молитвы затруднительно выразить писанием, да и личным словом не все можно передать слушателю. Это действо выражается в духе человека. В нем оно совершается с участием сердца.

39. Новоначальным искателям молитвы необходимо держать внимание в верхней части груди, где дыхание проходит. Так же и стеснение дыхания, чтобы приучить ум утвердиться внутрь пребыванию. А когда это станет его существенным уже делом, тогда всегда будет единство. В духе будет его место и в словах молитвы. Когда же отверзет Господь сердце, тогда ум сойдет в сердце и там будет пребывать и зреть отверзителя сердца - в сердце своем Сладчайшего Иисуса, тогда и молитва будет Бог действующий (Григорий Синаит).

40. Разумно познать действо своего духа - дело важное и необходимое молитвеннику. Без этого у него и умная молитва не настоящая. Молитва с духом должна сочетаться: не одни слова молитвы, но действо силы её – как потребность.

41. О теплоте её правильно не могу ничего сказать, но заключаю, что она проявляется тоже в нашем духе. Если разуметь телесную теплоту, то она нам не даст нисколько успеха в молитве есть ли она или нет, да и обман опасен.

42. Когда появится в теле теплота во время молитвы, то рассмотри, откуда она началась, и какое в то время у тебя действо молитвы. Если ум вдался в посторонние помыслы, то это теплота или естественная, или вражия. Её нужно отрезать. Настоящая теплота от сердца начинается и в сердце кончается, и ум бывает чист в молитве.

43. Несомненный признак действенной внутренней молитвы подтверждается тем, что делатель её не имеет ни к чему такого расположения сердца, как к молитве, так что и во сне она не оставляет его, как сказано: «аз сплю, а сердце мое бдит». Он, проснувшись, чувствует себя занятым тем же, чем и, ко сну отходя, был занят. То есть неизъяснимым желанием молиться - беседовать с Богом.

44. У молитвенника главным занятием всегда должно быть одно: быть пред Богом с молитвою и ум хранить от помыслов. Нужно так приучать себя, чтобы дыхание твое было занято или срастворено непрестанной молитвой или, можно сказать, дышало бы молитвой, ибо молитва нужнее для души, чем дыхание для жизни.

45. Сидя придумано молиться для удобства хранения ума, а по настоящему приличней молиться, стоя на ногах или на коленях.

46. Понемногу нужно прочитывать и Евангелие каждый день. От чтения его бывает великое влияние на нашу душу – всего и выразить невозможно, в какой разум истины от этого приходишь.

47. Держи в уме и чувстве, что ты козлище, а потому и знай: чтобы быть овцой, нужно тебе великое покаяние с верою в милосердие Божие.

48. Будь рассмотрителен, как бы господином над помыслами. Нужны ли они тебе в это время? Изведано на опыте, что во время молитвы, большей частью, ум занимается пустяками, а потому будь глух и нем, и слеп в отношении к ним.

49. Иконы напоминают нам То Существо, которое зрит на нас всегда. Будь внимателен.

50. Делателю молитвы суетливые дела неуместны. Праздномыслящий же всегда занят ими, и ему молитва скучна.

51. Молитва не есть какое-либо из дел или равное с ними занятие, но она по существу своему есть жизнь нашей души. Как для тела нужно дыхание, так для души - молитва.

52. Не все дела мешают молиться, но те, которые ум отвлекают от Бога. Нельзя жить без дел, но молитва главнее их всех. И делай, и молись. Забвение - есть беспечность.

53. Душевный дом созидается из добродетелей: любви, смирения, терпения, послушания, воздержания и прочего, и из одной молитвы без них не построишь храмины.

54. Дорожи временем. Благоразумно устрояй все дела свои, чтобы ими созидалось спасение, а не разрушалось.

55. Взгляд ни на каком предмете не держи долго, слух храни от слышания, не замедляй в нем, мысли храни от того и другого. Тогда и молитва будет сосредоточена.

56. Кое-как никогда не читай и не пой, и молитвы Иисусовой не твори, но со вниманием, со страхом Божиим и душевным чувством, что бы не было тебе в грех. Когда будешь ко всему внимателен, тогда и молитва появится.

57. Иная молитва словесная, иная умно-словесная. Та и другая, хотя и непрестанно творится, но не это сущность молитвы, а только принадлежность её, выражение. Настоящая молитва истекает из сердца. Она и безгласна, и бессловесна. Внутренний голос души производит её. Она не ограничивается ни словом, ни временем.

58. На церковно-соборные молитвы мы обязаны ходить за послушание святой Церкви. Слушая церковные службы и молитвы, мы вполне удовлетворяем потребность во внешней словесной молитве. А кто имеет действо внутренней молитвы, тот почерпает из службы слышание неизреченных глаголов Святого Духа. Ибо ему от Духа открывается слух слышания.

59. Стоя в Церкви, довольствуйся церковным пением и чтением. Разумное слышание с участием своего сердца составляет настоящую молитву, а когда непонятно что-либо читается и поется, то довольствуйся одной Иисусовой молитвой. Ею можно замещать все пропуски непонятного.

60. Без внутренней молитвы, если ты ее еще не стяжал, не подумай, что Иисусова молитва выше церковно-соборной. А если под таким предлогом, пренебрегая церковной службою, станешь молиться Иисусовой молитвой в Церкви, то скажу тебе, что ты ни той, ни другой не творишь, но ходишь по своей воле. Делай лучше меньше, но за послушание. Если не так, то для чего и в церковь ходить?

61. Вне церкви Иисусова молитва может заменить все правила. Она же и в церкви восполняет всякие промежутки. Ею одною заниматься в церкви должны только те, которые ощутили в себе действо молитвы. Для таковых не слова, но Бог действующий. Он уже не заимствует со вне молитву от слов, но изливает её извнутрь.

62. Всякой словесной молитве цена одинакова, в том числе и Иисусовой. У Кассиана Римлянина говорится, что в его время монахи молились: «Боже, в помощь мою вонми…»

63. Молитвенное делание какое-то бесконечное. Сколько бы ты не получал познаний её, будешь видеть только одни начатки молитвы. Как Бог бесконечен и непостижим, так и молитва бесконечна. Молитва есть познание Бога, а нам нет возможности вполне познать Его.

64. Смертному существу, человеку, положен предел жизни на земле. Неизвестность конца её тревожит всякого. А потому память смертная должна озабочивать нас всякий час, и необходимо с молитвою иметь её неразлучно.

65. Случается, что дела перемежаются, но для молитвы не должно быть никакого промежутка.

66. Будь всегда на молитвенном правиле. В церкви молись, в келье молись, за делом молись, за трапезою молись. Ходя, сидя, лежа, молись и всегда молись.

67. Не тщеславься перед людьми ничем внешним, будь перед всеми таким, каким ты и перед Богом есть: «хуже всех я есть».

68. Если даст Бог плач и слезы тебе, то храни их от всех, паче зеницы ока.

69. Когда бывает умиление, то отнюдь не разоряй его, ни правилом молитвенным и никаким делом, пока не отойдёт оно. Береги также и познания. Часто бывают такие откровения, что на них только и нужно пребывать некоторое время, не перебегая умом ни к чему другому. Это говорится о молитве, а не о чем-либо стороннем.

70. Если ты не озабочен молитвой, то ты еще не действительный искатель её. Если ты не чувствуешь своей беды, то каким образом сможешь обрести потребность в молитве? Кто виноват, тот сознается. А ты что? Не фарисей ли?

71. Не думай сам собою успеть в какой-либо добродетели, а особенно - в молитве. Проси помощи у Бога, и Он даст молитву молящемуся. Ибо сказано «без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15, 5).

72. Молитву мы говорим умом или устно, многословно и многоименно, то есть часто повторяем имена Божии и святых, но существо Именуемого и Умоляемого нами зрится и прежде имени, и во время именования, и после; всегда пред нами и мы пред ним.

73. Сладчайшее Имя Иисусово врагам нашим страшно и победительно, так же, как и крестное знамение, во имя Божие изображаемое, на врагов победительно, а для нас спасительно. Сам Дух Святый подвигает нас употреблять эти оружия.

74. Можно в такое забвение придти, что слова молитвы будешь проговаривать, а о Боге не помнить. Значит, строишь идола в своем уме или попусту болтаешь.

75. Нам стыдно и грешно молиться и о Боге не помнить. Разве мы воздуху молимся, или иконе, или словам, или именам? Мы молимся живому существу, которое зрим верою, несомненно, которое видит и слышит вопль нашей души.

76. Если долгое время не будешь видеть в себе успеха в молитве, в особенности в умной, то враги нашего спасения начнут колебать душу и нашептывать: «брось, не утруждай себя напрасно, ничего не будет и не то теперь время, чтобы стяжать умно-сердечную молитву». Не слушай врагов и не смущай себя тем, что помыслы сильно будут стужать.

77. Бывает и так, что непрестанная молитва и поспать не дает, но ты хотя сколько-нибудь уделяй время на сон. Если ночью не придется поспать, то спи днем.

78. Молитва есть премудрость и страх Божий. Это само дело подтверждает. Если молитвою человек достигает общения с Богом, то что премудрее сего может быть?

80. Молитву св.отцы восхваляют выше всяких деланий, называют ее царицей, деланием Ангелов, и, что много говорить, молитва - есть Бог, действующий вся во всех. Она есть воскресение души, решительница всех скорбей, подательница свободы духа и ходатаица благ вечных.

81. Если ум усердно и чисто занимается молитвой, то сердце сподобляется неотъемлемой радости и мира неизреченного. Когда же уединенно пребываешь в келии, держи мысленную молитву в трезвении ума и с сокрушением сердца.

82. У внимающего монаха скоро зреет внутреннее тяготение и стремление к молитве - ради многопитания духом молитвы и решительнейшего самоотвержения и отрешения от всего. Посему он скоро восходит к безмолвию ума и уединению и отходит на покой - в пустынь или затвор.

83. Молитва есть беседа с Богом. Следовательно, уму нашему нужно быть в должном устроении, чтобы не было ничего посредствующего между Богом и умом.

84. Пост и молитва - горящие светильники в руках монаха.

85. Кто любит Бога, тот заповеди Его соблюдает: непрестанно молится, т.к. непрестанно молиться - тоже заповедь. Рассеянно молящиеся грешат, а нерадящие о молитве причисляются к блудникам и прелюбодеям.

86. Искателю и делателю молитвы некогда быть праздным, он дал Богу обет непрестанно молиться и каяться во грехах своих.

87. Умною молитвою называется молитва, совершаемая умом, от слов, выговариваемых умом. Умно-сердечной молитвою называется молитва также от слов, но с участием чувств сердечных. Сердечною молитвою называется та, которая вытекает из сердца, со словами и без слов. Внутреннее слово от души вытекает, а не то, что мы от навыка научились произносить, хотя и тоже слово: «Боже, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий», - но из внутрь, а не от вне, не по форме, как внешняя, но по потребности духа и сердца. Иногда все слова молитвы, а иногда только слова: «Господи, помилуй!», «Господи» или «Иисусе» - и подобное тому.

88. Прекрасно количество в псалмопении, когда пребывает с ним терпение и внимание. Оживляет же душу и бывает причиной плода молитвы - качество. Качество же псалмопения и молитвы состоит в том, чтобы молиться в духе умом. Плод молитвы есть источник слез. Где не проявляется плод псалмопения и молитвы, там сухо качество, если же оно сухо, тем паче количество, которое хотя и дает труд телу, но всячески для многих бесполезно. (Никита Стифат)

89. Непрестанная молитва не отходит от души ни днем, ни ночью, она заключается не в молитвенном положении тела и не в возглашении молитв языком, чтобы можно было ее видеть телесными очами, но состоит в умном делании, с памятованием о Боге, при постоянном умилении, и уразумевается только умеющими уразумевать сие. (Никита Стифат)

90. От внешних молений и молитвословий Господь присных Своих проводит еще далее – к возвышеннейшему некоему, как мы выше поминали, состоянию, – к той пламенной весьма не многими дознанной или испытанной, даже, скажу, неизреченной молитве, которая, превосходя всякое человеческое понятие, не звуком голоса, не движением языка, и произнесением каких либо слов, обозначается, и которую ум, излиянием небесного оного света озаренный, не слабою человеческой речью выражает, но собрав чувства, как бы из обильнейшего некоего источника изливает из себя неудержимо, и неизреченно некако отрыгает прямо к Господу, то изъявляя в этот кратчайший момент времени, чего, в себя пришедши, не в силах бывает он ни словом изречь, ни проследить мысленно. (Кассиан Римлянин)

91. Молитвенное возвышеннейшее состояние заключается в созерцании единого Бога и в пламенной любви к Нему, и где ум наш, объятый и проникнутый сею любовью, беседует с Богом ближайшим образом и с особенной искренностью. Что мы должны тщательно искать сего состояния, сие внушает нам молитва Господня: «Отче наш». (Кассиан Римлянин)

92. Евангельская заповедь повелевает нам молиться внутри своей клети в сокровенном месте, одним сердцем и внимательным умом так, чтобы и сами противные власти не могли знать, о чем молимся. Поэтому надобно молиться с глубоким молчанием, чтобы и предстоящие не видели твоей молитвы и не возмущались твоим шепотом и возгласами.

93. Для достижения совершенства в молитве надлежит утвердиться в неотходном памятовании о Боге, к чему средством служит краткая молитва, непрестанно повторяемая устно и умно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» или «Боже, в помощь мою вонми, Господи помощи ми потщися» (Пс. 69, 2). При этом нужно чувствовать и свою потребность, что просить в молитве. (Кассиан Римлянин)

94. Кто непрестанно призывает Бога сими словами, тот умно видит и сердцем ощущает Бога присущим себе, и к Нему обращается как к Отцу с сыновним любящим сердцем, - и чрез это привлекает на себя Божий покров, осенение и ограждение. В чем бы ты ни имел нужды, и чтобы тебе не надокучило, взывай сердечно к Богу, – и всегда будешь услышан. Всецело предай себя в волю Божию. (Кассиан Римлянин)

95. Восходя к живейшему общению с Богом, начнешь насыщаться все более и более возвышенными тайнами, погружаясь в Бога, с Ним Единым пребывая, и Им Единым удовлетворяясь. Наконец, ты достигнешь чистой молитвы, которая не допускает уже во внимание никакого образа, и не проявляется никаким звуком голоса, или произнесением каких либо слов, но с неудержимою живостью исторгается из сердца, неизреченно восторженного пламенным устремлением ума к Богу, и изливается пред Ним неизъяснимыми воздыханиями и стенаниями. (Кассиан Римлянин)

96. Хотя и нет у тебя видимых слез, однако же, пусть будет сердечное сокрушение. Трезвись и пребывай неослабно в труде. Бог не неправеден, и не забудет труда твоего, но за ту темноту, какую терпишь ты, сидя в келии, воссияет тебе свет истины. (Ефрем Сирин)

97. Ум омрачается и становится бесплодным, когда монах поговорит с кем-нибудь о мирских вещах, или мысленно сам в себе разглагольствует о них или, когда он предастся суетности через это, тогда он теряет теплоту и сокрушение и забывает Бога. (Исихий Иерусалимский)

98. Не следует нам без разбора вступать в сношения с другими людьми, чтобы не понести ущерба от каких либо соблазнительных бесед, но паче надобно презирать все суетное ради красоты и благотворности прелюбезной и пресладкой добродетели – трезвения.

99. Ум возвеселится неизреченным веселием, когда будет предстоять перед Богом без всяких помышлений. Сам себя разгорячая, пойдёт он от силы деятельного любомудрия в дивную силу созерцания и тайн неизреченных, и добродетелей, а когда воспримет наконец в сердце свое безмерную глубину возвышенных Божественных промышлений, тогда явится ему Бог богов, насколько вместимо это для его сердца. (Исихий Иерусалимский)

100. Слишком строгим и тяжелым кажется людям – душевно безмолвствовать от всякого помысла. И воистину это притрудно и приболезненно: ибо не одним только непосвященным в тайны духовной брани – до боли тяжело бестелесное заключать и удерживать в телесном доме, но и тем, которые искусились во внутренней невещественной брани. Но кто непрестанною молитвою содержит в персях Господа Иисуса, тот, по Пророку, «не утрудится последуя Ему и дне человеча не пожелает» (Иер, 17, 16), ради красоты, приятности и сладости Иисуса, и врагов своих – нечистых демонов, ходящих вокруг его, не постыдится, но «возглаголет к ним во вратех» сердца (Пс. 126, 5), и вспять прогонит их Иисусом.

Исихий Иерусалимский

Валентина Кирикова

Жизнь верующего человека немыслима без молитвы. С ее помощью мы обращаемся в разных жизненных ситуациях к Господу. Ведь само возрастание православного человека невозможно без его роста в молитвенной жизни. Поэтому каждый человек должен знать, что такое молитва, для чего она нужна, как научиться молиться правильно?

Святитель Игнатий (Брянчанинов) поясняет понятие «молитва» так: «Это возношение наших прошений Богу, дверь ко всем духовным дарам, высшее упражнение для ума, она как пища, книга или наука для всех православных христиан».

Как и в каждом деле, в молитвенной беседе нужна подготовка. Следует попытаться очистить свою душу и мысли от повседневных забот и тревог и настроиться на разговор с Господом. Ведь пока этого не сделаешь, молитву не получится произносить осознанно. Многие невоцерковленные люди часто задаются вопросом о том, как научиться молиться правильно? Во-первых, нужно пытаться молиться часто — поначалу это будет казаться очень тяжелым занятием, порой даже изнурительным. Со временем будет становиться легче и доступней, так как ум привыкнет к чтению молитв и текст, который произносится, станет понятней и доступней.

Чтобы добиться спокойствия в своей душе, нужно постоять молча некоторое время и попытаться принять тот факт, что Бог находится совсем рядом. Нужно осознать величие момента встречи с Господом и настроиться на разговор с Ним. Молитва должна быть бесстрастной. Если выражаться другими словами, то она ни в коем случае не должна быть чувственной или эмоциональной.

Нужно научиться обуздывать свои чувства, чтобы молитвенное обращение было правильным, без лишнего эмоционального надрыва. Ведь зачастую эмоции мешают человеку сосредоточиться и ощутить всю важность момента молитвы.

Во-вторых, молимся мы вслух или про себя, нужно стараться произносить слова без явного чувственного выражения. Важно, чтобы человек не представлял в своем воображении никаких священных образов. Потому как часто такие образы не соответствуют божественной реальности и могут вызывать у человека ненужные эмоции.

Существует еще один важный совет о том, как научиться молиться правильно. Необходимо обращаться к молитве понемногу, но часто. Поскольку первым этапом вступления в молитвенную жизнь является тренировка ума. Возможно, вы будете уставать от чтения молитв, но со временем это пройдет. Святые учителя рекомендуют для начала молитвенное обращение делать коротким по времени, всего 15-20 минут, но несколько раз в день. Это самый лучший алгоритм для того, чтобы научиться молиться правильно.

Следует также распланировать свою молитвенную жизнь: кроме утренней и вечерней молитвы по 12 минут, старайтесь выделять по 5-10 минут посреди дня и помолиться Богу. Это позволит постоянно чувствовать присутствие Господа в вашей жизни. Чтобы не отвлекаться, можно завести будильник на указанное время и постараться отключиться от всевозможных мыслей и погрузиться в состояние спокойствия и молитвы.

Надеемся, что в этой статье вы найдете полезные советы на вопрос о том, как научиться молиться правильно. Ведь молитва для православного человека очень важна, так как благодаря ей мы можем не только чувствовать присутствие Бога в своей жизни, но и можем вести с Ним беседу о своих переживаниях, прося его о помощи и благословении на все начинания.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

У некоторых людей при виде молитвослова почти всегда возникают одни и те же вопросы. Например, правда ли, что молитвы читать нужно только на церковно-славянском языке? Или почему нужно читать молитвы, составленные другими людьми, может, лучше обращаться к Богу своими словами?

-

Как научиться молитве, а то меня не покидает ощущение, что я просто занимаюсь вычитыванием правил. Могу ли я по каким-либо критериям осознать: что делаю неправильно и избавиться от сомнений?

Не мне отвечать на такие серьезные вопросы. Поэтому я просто передам некоторые мысли святых Отцов по нему.

Таким первым критерием, я бы назвал его внешним, является степень внимания к тем словам молитвы, которые человек произносит. Если нет внимания, то нет и молитвы, и наши слова превращаются в пустой звук. Это очень серьезный критерий, о нем говорят все святые отцы и при этом подчеркивают, что без внимания молитва становится не только бесполезной, но часто приносит даже вред. Почему вред? Потому, что читающий молитвы без понуждения себя к вниманию, а тем более вычитывающий не только всё «положенное», но и сверх того, начинает расти в своих глазах: какой я молитвенник, а на самом-то деле молитвы нет. И это самое опасное в духовной жизни. Святитель Игнатий писал: «Без внимания молитва - не молитва. Она мертва! Она - бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие »! Поэтому, говорит он, «сначала должно произносить слова с крайнею неспешностью, чтобы ум успевал вмещаться в слова, как в формы”.

Если говорить о внутреннем критерии правильной молитвы, то таковым, по святым Отцам, является осознание своей греховности, возрастание чувства покаяния и смирения. Ведь если нет раскаяния в грехах, то что же это за молитва? Преподобный Петр Дамаскин указывал: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской ».

И еще об одном условии правильной молитвы.

Если человек привыкает читать молитвы без внимания (а к этому, к сожалению, легко привыкается), то у него скоро начинает теряться одно из самых основных свойств религиозного состояния - благоговение. Посмотрите, какой скороговоркой, с какой небрежностью нередко вычитывают «Отче наш», например, перед обедом – просто стыдно слушать. Полное впечатление, что обращаются не к Богу, а как к какой-то безликой силе! Забываем, что проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иерем. 48:10).

Итак, внимание, благоговение и сокрушение сердца являются важнейшими состояниями ума и сердца человека, по которым можем судить, молимся мы все-таки или только вычитываем положенное , скатываясь тем самым в настоящее язычество.

Таковы основные критерии христианской молитвы.

Конечно, ни один человек не может сразу научиться молиться так, чтобы всегда сохранять внимание. Поэтому важно понуждать себя к вниманию, постоянно возвращая ум к словам молитвы. Тогда он, который сейчас находится в каком-то расслабленном состоянии, постепенно укрепляется и становится способным все более продолжительное время совершать молитву без рассеяния.

Для этого святые Отцы советуют как можно чаще совершать краткую молитву. И более всего рекомендуют ту, которую можем произносить в любом положении - идем ли, сидим, стоим, лежим, больны ли, здоровы. Это - молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня», или «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Эту молитву должен знать каждый христианин. Она краткая, ее легко совершить с вниманием, и она является очень хорошим средством приучения ума и сердца к вниманию, покаянию и благоговению.

Молитва – обычное занятие верующего человека, доказывающее его истинную веру и принадлежность к Церкви. Молитва бывает различной, сила ее зависит от веры человека, его духовного уровня. Результат молитвы – не исполнение просимого, а духовный рост человека, его приближение к Богу, становление веры.

Бог слышит любую молитву, Он иногда и влагает её во уста и сердце верующего. Молитва нужна не Богу, а самому человеку. Бог – самодостаточен и не нуждается ни в чьей вере и молитве.

Молитва служит доказательством веры человека , в то же время она укрепляет его веру, возвышает дух, просветляет душу.

Молитвы бывают разные:

  • благодарственные;
  • просительные;
  • славословие.

Славословие считается выше других молитв, потому что это – подражание Ангелам. Они никогда ничего не просят, но непрестанно благодарят Творца. Благодарение Богу тоже не стоит забывать. В Евангелии сказано, как Христос похвалил самарянина, вернувшегося для того, чтобы поблагодарить Христа за исцеление от проказы, хотя другие девять исцеленных не подумали сделать это. Благодарить и славословить Творца надо не только в счастье, но и в трудных обстоятельствах и болезнях, чтобы спастись от ропота. Бог устраивает спасение человека премудрым образом, и посылает трудности для блага и только по силам.

Молитвы бывают обращены:

  • к Богу;
  • Пресвятой Богородице;
  • святым;
  • Бесплотным силам (Ангелу Хранителю и другим).

Молиться святым можно, только если они канонизированы Православной Церковью. В молитвах нельзя называть их просто по имени, но обязательно благоговейно добавлять: «святой» или «преподобный» и т.д.

Молиться можно о себе самом, но высшей молитвой считается молитва о других людях.

Святой Паисий Святогорец говорил, что молитва должна состоять из трех этапов :

  1. Прошение о своем спасении.
  2. Поминание живых людей.
  3. Молитва за упокой усопших.

К молитве надо приступать, лишь простив всем обидчикам и желательно, примирившись со всеми.

Сила молитвы

Если молитва вознесена правильно, она всегда принесёт положительный результат. Сам Спаситель говорил: «Просите, и дано будет вам». И в притче о нечестном судье, которому досаждала просьбами бедная вдова, Он также дает пример усердной, неотступной молитвы. При этом Он обещает, что будет исполнение просимого, в случае правильного обращения : «если вы умеете подавать просящим, тем более Отец Небесный даст блага просящим у Него».

На самом деле молитва может творить чудеса. Известна масса случаев чудес, исцелений, избавлений от бед в результате молитв с верой. Но надо обязательно просить, веря в то, что молитва будет услышана.

Примером одной из первых молитв в истории было воззвание Моисея к Богу при прошествии через Чермное море. Когда евреи бежали из Египта, а колесницы фараона догнали их, народу некуда было спрятаться: впереди только море. Израильтяне возроптали на своего вождя, говоря: «ты вывел нас из Египта, чтобы здесь погибнуть?!» Тогда Моисей, ведший народ, воззвал к Богу, и молитва его тут же была услышана и исполнена. Он получил повеление ударить жезлом по воде, и море расступилось на две стороны, давая возможность пройти евреям.

Сам Христос подал нам пример молитвы в Гефсиманском саду, молясь всю ночь перед Своей крестной смертью. Его молитва к Отцу Небесному была так усердна, что капли пота, падающие с Его чела, напоминали капли крови. В ответ на Его молитву Ангел спустился с небес и утешал Христа.

И это был пример нам, что не всегда молитва бывает услышана в пользу просящих. Отец Небесный не пронес чашу мимо Спасителя, как Он просил, потому что на это Он и пришел в мир, это была – Его главная цель. Но результатом молитвы в Гефсиманском саду было укрепление сил Христа, душевных и телесных.

Афонский старец говорил, что ответ Бога на молитву бывает трех видов:

  1. Да. В этом случае человек быстро получает просимое.
  2. Нет. Человек не получает исполнения просимого, потому что оно ему не полезно.
  3. Подожди. Значит, прошение будет исполнено позже, сейчас еще не пришло время.

Но Господь всегда слышит молитвы обращающихся к Нему.

Молитва в действии

Были многочисленные случаи спасения людей сразу после обращения к Богу . Машина, которую понесло по скользкой дороге, и в которой находились священник, его беременная матушка и малолетняя дочь, полетела в пропасть. Матушка успела крикнуть: «Господи, помилуй!», и машина, зацепившись колесом за бревно, непонятно откуда взявшееся, повисла над обрывом. Все пассажиры спаслись. Это один из многочисленных чудес – следствий горячего обращения к Богу.

Молитвенное обращение к Божией Матери никогда не остается также без ответа. Она – наша Милостивая Заступница. Она спасает и милует людей даже тогда, когда Господь уже уготовал наказание грешникам. Надо только не уставать взывать к Ней с верой. Когда страшно обращаться к Богу по причине многой греховности, надо взывать к Пречистой. Она всегда услышит и избавит от напастей.

Примером тому служит евангельский рассказ о том, как Христос претворил воду в вино на свадьбе по просьбе Своей Матери. И хотя Он не предполагал этого делать, Она настояла на этом.

Известен случай на Афоне , когда Богородица предупредила монахов о грядущем наказании. Заговорила Её икона, при этом Младенец-Христос запрещал Ей предупреждать, говоря, что они достойны наказания. Но Она, отводя Его руку, продолжала говорить. Пречистая велела не отпирать ворота монастыря в этот день, потому что там уже притаились враги, желающие напасть на монастырь и всех истребить. Таким образом, монахи спаслись от наказания.

Икона эта до сих пор хранится на Афоне, изображение замерло в том виде, как Она отводила руку Своего Сына от Своих Пречистых уст. Называется икона: «Отрада, или Утешение» .

Есть также масса чудес по молитвам ко многим различным святым. Они слышат нас, желая помочь всем, кто верит в Бога. Святые желают быть нам друзьями, поэтому охотно откликаются на прошения к ним.

На иконе у мощей святого Иоанна Русского в Греции висит множество нательных крестиков, а также украшений из золота и серебра. Эти вещи оставляют приходящие к нему за исцелением. В том числе происходили исцеления от страшных недугов, онкологии, например. Когда врачи оставляли больного, святой Иоанн исцелял его.

Есть случай, как у мальчика ампутированные пальцы выросли заново по молитвам к святому Луке епископу Крымскому. Он при своей земной жизни был врачом, делал операции, а перед ними рисовал на теле крест йодом. Одна женщина молилась ему об удачном исходе своей операции, и очнувшись от наркоза, увидела на своем теле крест, нарисованный йодом. И хотя святой давно уже был на небесах, он услышал её и помог хирургам.

Молитвы: как правильно молиться

Обращаться к Богу надо, прежде всего, с глубокой верой, чистым сердцем, простившись со всеми, с кем находился в ссоре. Если это невозможно, то хотя бы надо их мысленно простить. К молитве надо готовиться также тщательно, как ко Причастию.

Сначала надо понять, с Кем мы собираемся вести беседу. Желательно перед молитвой почитать книги святых отцов. Но нельзя молиться сразу от житейских занятий, без подготовки.

Святой Антоний Сурожский в своей книге «Школа молитвы» дает довольно подробные рекомендации, как научиться правильной молитве. Желающие стяжать молитву могут приобрести эту книгу и прочитать. Это – поистине кладязь для верующего христианина.

Сначала, пишет святой, надо успокоиться и утихнуть . Одна женщина, приходившая к святителю, пожаловалась, что она никогда не слышала ответ Бога на свою молитву. Тогда он ответил ей, что Богу некогда даже слова вставить, по причине её постоянных молитвословий. Святой посоветовал ей просто сесть и молчать полчаса. Она попробовала, и результат был поразительный.

Перед молитвой надо помолчать, представляя себя перед Всевидящим Богом. Так все чувства утишатся, и душа будет способна общаться с Богом. Сначала человеку безмолвствующему будет скучно, потом может стать страшно. Некоторые новоначальные подвижники даже выбегали из своей келии от страха. Но надо всё это претерпеть и просто сидеть молча. Святой Серафим Саровский тоже говорил: «молчи, и тогда Бог из тебя Ангела сделает».

Затем, когда чувства утишатся, надо начинать произносить слова молитвы, медленно, не торопясь, вникая в каждое слово. Надо не позволять мыслям разбегаться во время молитвы, а отвлекаясь, снова возвращаться к молитве.

Таким образом, следует читать утреннее и вечернее правило . Конечно, на такое занятие уйдет довольно много времени, но лучше молитву перенести на свободное время. А утром, если совсем нет времени, прочитать правило преподобного Серафима: три раза «Отче наш», трижды «Богородице Дево радуйся» и символ веры.

Неправильная молитва: опасность для души

Есть довольно опасное состояние, именующееся «духовной прелестью ». Об этом подробно описано в книге Никодима Святогорца «Невидимая брань». Это когда бесы увлекают человека на молитве в гордость, обрекая его на вечное мучение. Они наводят на него различные состояния, пагубно влияющие на его душу. Бесы могут внушить молящемуся, что он уже видит Бога, святых, ангелов, и человек возгордится и погибнет душой.

На молитве не должно быть никаких чувств, ни мыслей, ни ощущений! Пусть они даже кажутся человеку возвышенными, похожими на Благодать. Надо говорить себе, что я недостоин Благодати. Так будет безопасней для души.

Человек от этих «возвышенных» ощущений впадает в гордость, думая, что на него уже нашла Благодать, и перестает молиться. Были случаи, когда люди впадали в духовную прелесть и затем сходили с ума, кончая жизнь в психиатрической больнице.

  • Нельзя также спешно произносить слова молитвы , не вдумываясь, не понимая, о чем говоришь. Это – образ молитвы, которая порождает гнев Божий. Если мы будем даже с человеком говорить так быстро, не понимая ничего, то человек не поймет и обидится. Святой Паисий говорил, что молясь бездумно, человек как бы говорит Богу: «Привет, как дела? Что новенького?»
  • Нельзя также ничего представлять на молитве : ни Бога, ни икону, ни Пресвятую Богородицу. Это тоже может привести к прелести.
  • Во время молитвы надо класть поклоны и прикладываться к иконам .

Результат правильной молитвы

Результатом правильной молитвы должно быть ни какое-то возвышенное ощущение, «сладость душевная», которую иногда принимают за Божественную благодать, а мир в душе, осознание своей греховности и желание служить Богу и людям, творить волю Его.