Развитие диалектики в философии. Значение слова диалектика Диалектика когда и где она возникла

Диалектика - теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии. Представления об изменчивости и взаимосвязанности всего сущего возникли в глубокой древности.

Первая классическая форма диалектики возникла в недрах немецкой идеалистической философии (XVIII-XIX вв.). В своем завершенном виде (философия Гегеля) представляла систему взаимосвязанных понятий, категорий, законов, отражающих всемирно-историческое шествие абсолютной идеи.

Материалистическая диалектика, творчески восприняв идеи своих предшественников, решительно отвергла идеалистическую основу развития мира, активно использовала эволюционные идеи ученых-естественников. Наиболее реалистичной и плодотворной является гуманистическое направление диалектического материализма.

Существуют и другие “модели диалектики”, разнообразие которых выявляет сложность и многогранность рассматриваемого объекта - всеобщей связи и развития мира. Каждая концепция развития приносит свое понимание проблем диалектики, способствует все более глубокому познанию универсума. Так, синергетика - современная теория развития неравновесных систем - вскрыла новые аспекты диалектики бытия. Многие исследователи связывают появление этой концепции с началом революционных преобразований в науке.

Развитие диалектики

Термин “диалектика” был введен в философию Сократом и означал искусство обнаружения истины путем столкновения двух противоположных мнений (греч. dialektike techne - искусство беседы). Современное содержание диалектики, разумеется, не ограничивается первоначальным значением, а отражает длительный путь своего развития.

Эмпирические наблюдения древних выявили одну из существенных характеристик мира - противоречивость . Было замечено, что в процессе развития предметы, явления превращаются в свою противоположность, что свидетельствует о наличии в них противоположных, исключающих друг друга, разнонаправленных тенденций развития.

Противоречие, заключенное в самом предмете, рассматривалось как источник движения, развития. Наиболее ясно и полно эти представления выражены в философии Гераклита /см. тему 3/. Существенную роль в развитии диалектических взглядов сыграл Зенон Элейский /см. там же/, глубоко понявший противоречивость движения через соотношение прерывного - непрерывного, конечного - бесконечного (апории Зенона).

Платон рассматривает диалектику как метод познания, который через разъединение и соединение понятий (анализ, синтез) помогает постичь идеи, продвигает мысль от низших понятий к высшим /см. там же/. Несмотря на то, что Аристотель связывал с диалектикой лишь гипотетическое, вероятностное знание, его теория о взаимодействии формы и материи во многом способствовала дальнейшему развитию идей развития.


В целом древнегреческие мыслители сумели подняться до осознания всеобщей противоречивости бытия как единого и множественного, постоянного и изменяющегося. Разрешение этой проблемы на базе диалектики стало одной из главных задач античной философии.

Диалектические идеи Эллады были восприняты мыслителями средневековья. Концепции Платона (неоплатонизм), Аристотеля, переработанные в соответствии с принципами и постулатами монотеистических религий сыграли значительную роль в дальнейшем развитии диалектики. В этот период главное внимание обращалось на формальный смысл диалектики, она выполняла функцию оперирования понятиями, была фактически вытеснена из сферы бытия.

Последующие философские эпохи внесли свой вклад в развитие диалектики. В трудах Н. Кузанского, Дж. Бруно (Возрождение. См. тему 5), Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Спинозы (Новое время. См. тему 6), Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро (Просвещение. См. тему 7) развивались идеи единства и борьбы противоположностей, развития мира, взаимосвязи необходимости и свободы, универсальной и необходимой связи материи и движения, целостности Универсума и другие.

Новый этап развития диалектики связан с немецкой классической философией и, главным образом, с учением Гегеля, создавшим одну из первых классических моделей диалектики нового времени /см. тему 8/.

Гегелевское учение о развитии и взаимосвязи унаследовал диалектический материализм . Его основатели Маркс и Энгельс истинное значение гегелевской философии видели в том, что она принципиально отрицала окончательный характер результатов мышления и деятельности людей. Истина представлялась не в качестве системы неизменных догматических утверждений, а, напротив, она отражала длительный исторический путь развития знания. Гегель образно говорил, что истина - это не монета, извлеченная из кармана, а процесс все большего познания мира.

Точно также, по мысли философа, дело обстоит и в области практического действия. Каждая ступень в развитии общества определяется эпохой и условиями, которым она обязана своим происхождением. Но каждое состояние общества исподволь порождает новые условия, ведущие к дальнейшим общественным трансформациям. Для диалектической философии нет ничего безусловного, раз и навсегда установленного. На всем она видит печать неизбежной гибели в непрерывном процессе уничтожения и возникновения, бесконечного восхождения от низших ступеней к высшим.

Диалектический материализм воспринял систему категорий гегелевской философии, однако, содержание категорий претерпело радикальные изменения. Они стали выражать не саморазвитие Абсолютного духа, а процессы развития, протекающие в различных сферах материального и духовного мира. Гегель рассматривал идею в качестве демиурга всего сущего; диалектический материализм понимал под идеей форму отражения человеком окружающего мира и собственного бытия.

В связи с принципиально новой трактовкой диалектики возникает вопрос об объективной и субъективной диалектике, а также о взаимоотношении между ними. Под объективной диалектикой понимаются законы и связи объективного мира. Содержанием субъективной диалектики являются понятия, категории, выражающие законы и связи объективного мира в субъективной форме. Диалектический метод познания рассматривает проблемы отражения в понятиях объективной диалектики. Развитие явлений материального мира, их всеобщая связь, взаимозависимость в сознании проявляется как развитие мышления и всеобщая связь понятий.

Диалектико-материалистическая модель диалектики имеет несколько направлений. Так, П.А. Алексеев, А.В. Панин выделяют политизированную (или идеологизированную) модель диалектики, особенно характерную для взглядов В.И. Ленина и И.В. Сталина, лежащую в основе монотеоретического подхода к философии. Современные взгляды на диалектико-материалистическую модель предполагают с необходимостью и другие, а в политическом плане - противоположные аспекты развития.

Наиболее плодотворным, далеко не исчерпавшим своих возможностей, реалистичным является гуманистическо-диалектическое направление. При таком подходе непротиворечиво объединяются принципы материализма, диалектики, гуманистичности, а сама диалектика, освобожденная от партийно-классовой ограниченности, более полно раскрывает свою многогранность по отношению к природе, обществу и духовному миру человека.

Принципы, категории, законы диалектики

Принципами диалектики являются : признание развития во всем его бесконечном многообразии и всеобщей связи всего со всем. Диалектическое мышление со времени своего появления противостоит догматизму, который отводит изменениям и всесторонним связям между явлениями и предметами мира второстепенную роль. Догматическое, метафизическое видение мира искажает реальную картину действительности; оно не в состоянии воспроизвести процесс развития сущего во всем его многообразии, неповторимости, всеобщности.

Способность диалектики во всестороннем познании мира проявляется через систему категорий - философских понятий, раскрывающих универсальные связи бытия. Традиционно категории подразделяются на две группы. Первая делает акцент на рассмотрении “организованности”, “упорядоченности”, “системности” бытия. К ним относятся: “система - элемент - структура, “единичное - общее, “часть - целое, “форма - содержание”, “конечное - бесконечное” и другие. Вторая анализирует детерминацию (самодетерминацию) в различных формах через категории: “причина - следствие”, “явление - сущность”, “случайность - необходимость” и другие.

Коротко рассмотрим содержание категорий.

Система - элемент - структура. Система (греч. systema - целое, составленное из частей) - множество взаимосвязанных элементов (компонентов системы, не подлежащих дальнейшему разложению, делению), образующих определенную целостность. Устойчивые, существенные связи между элементами образуют структуру определенной системы.

Современная наука выделяет материальные и абстрактные системы. К первым относятся различные системы неорганической (неживой) природы и органической (живой) природы, начиная от простейших биологических образований до социальных структур. К абстрактным системам относятся понятия, гипотезы, теории, различные знаковые системы (естественные, искусственные) и другие явления духовной культуры.

Системы различаются также по силе и устойчивости своих внутренних связей, сложности структурной организации, характером отношений со средой (открытые и закрытые). Изучение системности как важнейшего свойства бытия осуществляется кибернетикой , лингвистикой, синергетикой, экономикой, социологией и другими науками в рамках системного подхода - важного методологического направления в современной науке и практике.

Единичное - особенное - всеобщее. Категории характеризуют различные связи объективного мира и ступени его познания. Единичность означает неповторимость предмета или явления. Среди множества листьев, например, нельзя найти два абсолютно тождественных. Высшей степенью неповторимости является уникальность (произведения искусства, человеческая личность и т.д.)

В тоже время предметы заключают в себе и некоторые общие признаки, свойства, позволяющие объединять их в классы, роды, виды. Иначе говоря, действительность характеризуется также и общностью (всеобщностью). Предмет, взятый в своей конкретной целостности, выступает как единство единичного и всеобщего, т.е. как особенное . Единичное - форма существования всеобщего в действительности; особенное - всеобщее, реализованное в единичном.

Часть - целое. Категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и выступает основой новых свойств и закономерностей. В качестве целого выступает связь между предметами, которые являются его частями . Целое не сводимо к простой сумме составляющих его частей, ибо оно порождает новые качества и свойства, которыми не располагают отдельные части.

В качестве неорганического целого выступают атомы, кристаллы, планетарные системы, галактики и т.д. В живой природе целостностью обладают организмы, социальные общности и т.д. В живой природе целое характеризуется органичностью , т.е. не только обуславливает возникновение новых качеств, но и делает невозможным отдельное существование своих частей. Так, например, рука как важнейший компонент человеческого организма, совершающая сложнейшие операции и действия, в отдельности представляет лишь мертвое тело.

Форма - содержание. Категории, которые использовались в философии с древнейших времен. Под содержанием понимается совокупность различных элементов, определяющих свойства и функции предметов. Содержанием картины является совокупность художественных образов, выражающих определенную тему, потребительской кооперации - взаимоотношения между кооперативными обществами, предприятиями и организациями.

Форма - это определенная организация содержания. Каждый предмет относительно устойчив, имеет определенную структуру. Форма характеризует эту внутреннюю структуру, которая находит свое выражение и во внешним облике, внешней организации объекта. Как структура предмета форма есть нечто внутреннее , а как отношение содержания данного предмета к содержанию других - внешнее .

Форма и содержание тесно связаны друг с другом. Так, содержанием экономической теории А. Смита являлись конкретные экономические отношения, существовавшие в Англии того времени. Но определенная организация материала составляет форму этой теории. Подчеркивая единство формы и содержания Гегель писал об “Иллиаде”, что ее содержанием “является Троянская война или, еще более определеннее, гнев Ахилла”, но этого мало, ибо то, что делает поэму саму собой есть ее поэтическая форма.

Ведущей стороной является содержание, но форма оказывает влияние, сдерживая или, напротив, содействуя его развитию. Учет этих сторон чрезвычайно важен в практической деятельности. Содержание банковской деятельности тем более успешно, чем совершеннее ее организация, т.е. форма, соответствующая условиям и требованиям времени.

Рассмотрим диалектические категории, относящиеся к развитию и детерминации (самодетерминации) систем.

Детерминизм (лат. determinare- определяю) - философское учение о всеобщей объективной закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Индетерминизм , напротив, отрицает всеобщий характер причинности.

Причина - следствие. Категории, выражающие сущность причинности. В результате общественно-исторической практики постепенно складывалось понимание, что явление, порождающее или видоизменяющее другое, выступает как причина , а другое - как следствие . Взаимопереход этих явлений образует причинно-следственные цепи, не имеющие ни начала, ни конца. Всякая попытка определить абсолютно “первую” или “последнюю” причину ведет к признанию “беспричинных”, сверхъестественных сил. Физический смысл цепи причинения состоит в передаче от одного явления (причина) к другому (следствие) материи, энергии, информации.

Существует многообразие причинных связей, различающихся как по результатам, так и по формам проявления. Связи причинения могут носить и обратный характер - взаимодействие. Подобные виды связи имеют широкое распространение в социальных системах (управление, образование, политика и т.д.). Причинная связь реализуется только при наличии определенных условий . Условия сами по себе не могут вызвать следствие, но тем не менее необходимы для его осуществления. Так, для успешного проведения экономических реформ требуются определенные социально-политические условия (согласие в обществе, ясное понимание последним целей и задач проводимых мероприятий и т.д.).

Необходимо отличать от причины повод , который является внешним толчком, “последней каплей”, “стартером”, запускающим механизм причинения. Например, поводом первой мировой войны было убийство австрийского наследника. Повод по отношению к причине носит случайный характер (“была бы причина, а повод найдется”). Классическая физика исходила из механического понимания причинности.

Предполагалось, что отношения между объектами строго однозначны в количественном отношении (лапласовский детерминизм). Однако возникновение квантовой механики расширило понимание причинности, которая может носить случайный и вероятностный характер (статистическая закономерность). В связи с этим важное значение в анализе детерминизма принадлежит таким категориям диалектики, как необходимость - случайность, возможность - действительность, закономерность и другие.

Необходимость - случайность. Философские категории, выражающие два вида объективных связей материального мира. Необходимость проистекает из внутренней сущности явления. Необходимость - это внутренняя, существенная связь между явлениями. Это то, что должно обязательно произойти в данных условиях. Случайность - это несущественная связь между явлениями. В данных условиях она может быть или нет, может произойти так или иначе Случайность характеризуется множеством возможных следствий.

Например, количество горошин в стручке, цвет глаз, альтернатива “орел-решка” и т.д. Следует учитывать, что случайность объективна и всегда имеет свою причину. Количественным анализом случайных явлений занимается раздел математики - теория вероятностей . Если событие никогда не произойдет, то его вероятность равна 0. Если же оно произойдет обязательно, то вероятность равна 1. Все случайные события характеризуются вероятностью, находящейся между 0 и 1. С понятием вероятности тесно связано понятие неопределенности .

Когда степень неопределенности равна 0, вероятность равна 1. Когда степень неопределенности равна бесконечности, вероятность равна 0. Необходимое и случайное носит относительный характер и в определенных условиях переходят друг в друга. Существенные и несущественные связи между предметами и явлениями тесно переплетены, неотъемлемы друг от друга. В силу этого случайность дополняет необходимость, является формой ее проявления.

Правильный учет случайных и необходимых факторов крайне важен в практической деятельности (научно-исследовательская работа, управление, предпринимательство и т.д.).

Возможность - действительность. Категории, выражающие основные ступени развития предметов и явлений. Возможность - это потенциальная действительность. Например, желудь - возможность дуба. Действительность - это объективно существующий предмет как реализация (более или менее полная) некоторой возможности. В силу этого возможность и действительность образуют диалектическое единство. Следует различать возможности реальные (конкретные) и формальные (абстрактные).

К реальным относятся возможности, выражающие закономерную, существенную тенденцию развития объекта и условия, способствующие их реализации. Каждый молодой человек имеет возможность получить высшее образование, но для тех, кто обучается в вузе, она является реальной. Формальная возможность отражает несущественную тенденцию в развитии объекта. Вероятность ее осуществления может быть ничтожно мала, но тем не менее для ее осуществления нет принципиальных препятствий. В этом коренное отличие возможности от невозможности . Невозможно конструирование вечного двигателя, обратного движения стрелы времени и т.д.

Сущность - явление. Категории, связанные с осмыслением различных уровней действительности. Под сущностью понимается глубинная, внутренняя, существенная, относительно устойчивая сторона объекта, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление - это внешние, наблюдаемые, подвижные характеристики объекта.

Явление существенно, а сущность проявляется. Но эта взаимообусловленность не означает их совпадения, тождества. Напротив, явление иногда искажает сущность. Восход и заход солнца является как движение последнего вокруг земли. Но по существу дело обстоит наоборот.

“Природа любит скрываться” - глубоко подметил еще Гераклит . В действительности явление выглядит всегда иначе, нежели вызвавший его глубинный процесс. Каким же образом в сознании человека происходит переход от явления к сущности? Кант отрицал саму возможность подобного перехода. Гегель разрешил эту проблему, показав пластичность, относительность понятий, явлений и сущности, выражающих собой ступени развития абсолютного духа.

Реальная возможность перехода от явлений к сущности осуществляется в результате практической деятельности человека, через анализ явлений познания существенных связей между ними. Этот процесс познания бесконечен, в нем активно участвуют и другие диалектические категории.

Дальнейшее рассмотрение диалектики связано с анализом закономерного характера развития. Понятия “закономерность”, “закон” отражают объективные, существенные связи между предметами и явлениями, осуществляющимися в процессе диалектического взаимодействия.

По степени общности охватываемых явлений законы подразделяются на:

1. Специфические, или частные;

2. Общие для больших групп явлений;

3. Всеобщие, или универсальные.

Частные и общие законы исследуются конкретными науками, а всеобщие являются объектом внимания философии. Универсальные, всеобщие законы не имеют конкретной функциональной формы и не могут быть выражены математически потому, что они выступают как всеобщие принципы бытия, как то общее, что присутствует во всех видах законов и закономерностей.

Таким образом, законы диалектики выражают всеобщие, объективные, существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между предметами, явлениями и системами в целом. Основными законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные и обратно; единство и борьба противоположностей; отрицание отрицания.

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно раскрывает диалектику количественных и качественных изменений, наиболее общий механизм развития.

Известно, что познание начинается с выделения из бесконечного многообразия действительности определенного объекта. Исследуемый объект ограничен пространственно-временными, количественными и качественными границами. Вопрос о пространстве и времени рассмотрен ранее /см. тему 12/. Под качеством понимается целостная совокупность предмета, его определенность. Объект, теряя качество, становится другим.

Количество - это внешнее, “формальное” отношение между предметами, “безразличное” к их качеству. Количественные характеристики отвлекаются от качественной стороны предметов, что, например, происходит в процессе количественного анализа. Количество как бы “уравнивает” качества отдельных предметов и тем самым представляет возможность математической, формальной обработки различных объектов.

Качество определяется совокупностью свойств . Под свойством понимается качество предмета, проявляющееся по отношению к другому предмету. Несмотря на свою противоположность количество и качество неразрывно взаимосвязаны. Эта связь осмысливается в философии через понятие меры. Представление о мере присутствует и в обычном словоупотреблении.

Так, например, говорим о “чувстве меры”, характеризуя поведение человека, его поступки, манеры, вкусы и т.д. Мера определяет границы, “рамки”, за которыми изменение количества ведет к изменению качества предмета. Так, например, пределы существования воды от нуля до ста градусов. Преодоление этих параметров ведет к агрегатному изменению воды (лед или пар).

Количественные изменения происходят постепенно , последовательно , непрерывно , качественные - прерывно , скачкообразно . В процессе развития выявляется два вида скачков: точечное изменение во времени и как некоторая длительность. Скачок может длиться в микропроцессах миллиардную долю секунды и миллиарды лет в космических процессах.

Главной отличительной чертой скачкообразного изменения является исчезновение старого качества и возникновение нового. Количественный и качественный анализ действительности имеет важное методологическое значение, ибо позволяет избежать эффекта “дурной бесконечности”, обеспечивает всестороннее рассмотрение процессов развития.

Закон “единства и борьбы противоположностей” выражает взаимодействие полярно-противоположных свойств, функций, сторон целостного предмета, раскрывает источник движения, развития материального и духовного мира.

Понятие о противоречии развивалось в истории европейской философии начиная с античности. Буквальный смысл противоречия заключается в резком рассогласовании высказываний о каком-либо предмете. Например, в логике недопустимы два взаимоисключающих утверждения в отношении одного предмета: “Этот стол круглый”; “Этот стол не круглый”; “Эта экономика носит рыночный характер”; “Эта экономика не носит рыночного характера”.

Одновременное утверждение того и другого (А и не-А) расценивается в логике как необходимо-ложное, свидетельствует об ошибке мышления. Со времен Аристотеля существует запрет противоречия в формальной логике. Аксиоматичным является требование логичности человеческих высказываний, размышлений в устной и письменной форме.

Но известно и другое - логически правильно оформленные высказывания о природе, обществе, мышлении выявляют противоречия, которые присущи самим объектам рассмотрения. К таковым, например, относятся противоположности Гераклита, апории Зенона /см. тему 3/, антиномии Канта, противоречия Гегеля /см. тему 8/. Эти противоречия, вскрытые с помощью формально-логических утверждений, могут быть поняты и осмыслены только на основе диалектического мышления, диалектической логики.

Мир противоречив и это проявляется даже в простейшем сравнении двух предметов. Когда мы говорим об их сходстве, одинаковости, то одновременно имеем в виду и их различия. Каждая вещь одновременно и тождественна другой и отлична от нее, т.е. заключает в себе единство тождества и различия. Но независимо от сравнения каждая вещь или объект содержат противоречия и в себе самих. Так, живое существо не тождественно себе в каждый момент времени, так как в организме происходят постоянные изменения, ведущие его к гибели, смерти.

В неорганической, неживой природе также каждый предмет противоречив в силу того, что он является как бы началом развития другого предмета, ибо его существование ограничено определенными пространственно-временными границами. Все сказанное означает, что все предметы противоречивы, ибо они заключают в себе единство противоположностей . Причем эти противоположности носят объективный характер, выражают разнонаправленные стороны, свойства, тенденции развития, взаимоположены, взаимообусловлены, связь их носит взаимопроникающий характер.

Другой, неотъемлемой стороной противоречия является взаимное отрицание противоположностей . Они находятся в состоянии взаимоисключения, взаимоотталкивания. Этот момент и находит свое выражение в понятии борьбы противоположностей. Конкретные формы “борьбы” в природе, обществе, мышлении разнообразны и существенно отличны (борьба классов, столкновение различных мнений в научном споре, отталкивание и притяжение планет, взаимодействия микрочастиц, борьба за выживание в природе и т.д.). Единство носит относительный характер, борьба - абсолютный .

Как и сами объекты, заключенные в них противоречия возникают, развиваются и исчезают (разрешаются).

Можно условно выделить следующие этапы развития противоречий:

Непосредственное единство противоположных тенденций внутри предмета;

Различие как постепенное обособление сторон противоречия;

Поляризация сторон противоречия как противоположностей;

Предельная заостренность, борьба и разрешение противоречия.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник самодвижения и развития объективного мира и познания.

Закон отрицания отрицания рассматривает такие существенные стороны развития как цикличность, поступательный характер развития. Отрицание вначале рассматривалось как один из необходимых элементов познавательной деятельности, мышления, диалога. Но затем, в соответствии с тождеством бытия и мышления, Гегелем было перенесено и на другие стороны бытия.

В чем развитие метафизического и диалектического понимания отрицания. Метафизическое мышление рассматривало отрицание как разрыв между различными этапами, диалектическое же понимание предполагает связь между различными этапами развития.

1. Признание разрушения, преодоления старого.

2. Удержание, сохранение прежнего в форме преемственности.

3. Формирование нового, как бы повторяющего предшествующий период, но на более высшем уровне.

Так, развитие экономики опирается на необходимые предпосылки, условия, которые возникают в предшествующий период. Возникновение новых экономических форм связано не только с разрушением старых, отживших, но сохранением через преемственность всего необходимого для дальнейшего развития. В качестве графического образа закона диалектического синтеза используют спираль, которая объединяет в своей конструкции как цикличность (окружность), так и поступательность (прямая).

Абсолютизация повторяемости характерна для древнегреческой концепции развития, в средневековье возобладал взгляд на развитие как на поступательное, прямолинейное, необратимое движение. Но, разумеется, спираль - это только условный образ, а в действительности развитие может приобретать самый различный облик (“ступени роста”, “фазы роста”, “волны развития” и т.д.)

Закон отрицания отрицания характеризует направленность, необратимость развития от низших ступеней к высшим.

Краткая характеристика различных “моделей” диалектики.

Развитие философии естествознания в первой половине XIX века создало предпосылки для появления новых концепций развития.

Английский философ Г. Спенсер разрабатывал и обосновывал теорию всеобщей и постепенной эволюции всей природы. Изменения в природе происходят путем незаметных градаций согласно механическим законам направления движения по линии наименьшего сопротивления. Спенсер утверждал плоский эволюционизм (градуализм) как общее понимание мира.

В основе другой концепции в западноевропейской философии, названной “творческим эволюционизмом” , провозглашается “взрывообразный” характер развития. Причем сам скачок связывается с деятельностью внутренней “творческой силы” . Различные уровни эволюции несводимы друг к другу и не могут быть предсказаны исходя из каких-либо начальных качеств и свойств. Примером подобного подхода могут служить взгляды Л. Моргана, А. Бергсона /см. тему 9/.

Со второй половины XIX века все большее значение приобретают различные концепции развития, связанные с развитием естественных наук (сциентические концепции развития ). Наиболее ярким представителем этой концепции является Ч. Дарвин. Его теория не носила философского статуса, но рассматривая развитие как всеобщий методологический принцип, имела междисциплинарное значение, оказывала радикальное влияние на развитие различных отраслей знания.

В XX столетии стихийно-диалектическая концепция развития получает свое продолжение в трудах Дж. Хаксли, Л. Берталанфи, Дж. Симпсона, Д.И. Менделеева. В 60-е годы в нашей стране проводились исследования систем и их развития в трудах А.А. Ляпунова, Ю.А. Урманцева и других.

Наряду с перечисленными существует также и антропологическая модель развития. Ее авторы выступают с критикой сциентизма, считают невозможным с помощью только лишь рациональных форм сознания, “калькуляции” познать существо человеческого мира. Это характерно для экзистенциализма. Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер подчеркивают ограниченность “аналитического разума” и рассматривают диалектику в связи с такими измерениями человеческого бытия как цель, выбор, проект, свобода, естественность и другие. Диалектика проявляется лишь в отношениях между людьми и только так она может быть понята.

В русской философии сложилась оригинальная диалектика Всеединства, автором которой являлся выдающийся русский мыслитель В.С. Соловьев /см. тему 10/. Видным представителем одной из современных концепций диалектики является французский философ Раймон Арон (1905-1988). Наиболее полно основные черты этой модели диалектики были выражены в его книге “Разочарование в прогрессе. Очерк диалектики современности”, первое издание которой вышло в 1969 году. Автор рассматривает диалектику исторического становления “индустриального общества”.

Диалектика общественного развития, утверждает автор, заключается в том, что чем больше общество овладевает посредством техники “природной средой”, тем меньше становится его власть “над собственной средой”. Это противоречие лежит в самом понятии прогресса и представляется Р. Арону в качестве “последней антиномии современного общества, исторического сознания цивилизации, антиномии, моментами которой являются три диалектики: диалектика равенства, диалектика социализации, диалектика универсализации ” /подробнее см. тему 18/.

Конкретно-научные исследования обогащают эволюционную теорию, порождают новые, нетрадиционные представления о развитии. Это в полной мере относится к трудам одного из выдающихся ученых современности И.Р. Пригожина, удостоенного в 1977 году Нобелевской премии за работу по неравновесной термодинамике химических процессов. В предшествующем материале /тема 9/ рассмотрены основные идеи его концепции, получившей название синергетики . Здесь же мы остановимся в основном на проблемах развития, самоорганизации систем.

Предшествующие исследования системности с точки зрения самоорганизации имели дело преимущественно с материальными системами достаточно высокого уровня (закрытые системы): биологические, социальные, технические и т.д. Традиционная наука при изучении мира исходила из замкнутых систем, главное внимание обращала на однородность, порядок, устойчивость. Синергетика как научная дисциплина берет на себя решение задачи самоорганизации в неживой природе. Природные процессы принципиально неравновесны и нелинейны. Внимание ученых акцентируется на неупорядоченности, неустойчивости нелинейных отношений в открытых системах.

Исследование открытых систем с их нелинейностью приводит к выводу о том, что направленность эволюции системы, а также и направленность времени не предзаданы извне. Саморазвитие, утверждает Пригожин, это постоянный, непредсказуемый “выбор на молекулярном уровне”, где господствует случайность, неустойчивость. Такой подход позволяет преодолеть противоречие между положениями классической физики (с ее признанием принципиальной обратимости процессов) и фактом биологической, геологической, исторической необратимости развития.

Идеи синергетики позволяют по-новому рассмотреть не только научную концепцию природы, но и развитие человеческого общества. На уровне идей синергетики прослеживается глубокая связь между природным и человеческим, между натурой и культурой. Чем глубже будут описываться внутренние эволюционные процессы вселенной, тем все более ясным становится единство человека и природы, исторического, человеческого и материального, природного, между научными и этическими ценностями.

Человеческое общество как система подвержено множеству бифуркаций , т.е. взрывных изменений, ведущих к непредсказуемым результатам. Примером тому является множество культур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого промежутка исторического времени. Сложность социальной системы делает ее чрезвычайно восприимчивой к флуктуациям , т.е. отклонениям от средних, равновесных состояний.

Деятельность сравнительно небольших социальных групп и даже отдельных личностей в свете этого положения не лишена смысла, а в известных условиях может сыграть решающую роль. Следовательно, можно сделать вывод о значимости индивидуальной деятельности каждого человека, его ответственности, деловой, политической, социальной активности, смысло-ценностных, жизненных ориентиров. Необходимо отрешиться в оценке качеств личности от только лишь усредненных, статистических данных.

Судьба “человеческого мира” как системы в определенных условиях прямо и непосредственно зависит от “последней капли”, “последнего слова”, “последнего действия”. Концепция Пригожина вызывает особое внимание в связи с тем, что она привлекает внимание к таким свойствам развития, которые особенно присущи современной социальной действительности: неравновесности, неустойчивости, разнообразия нелинейных отношений, в которых “малый сигнал” на входе может вызвать сколь угодно “сильный сигнал” на выходе.

С позиций синергетики следует отказаться от “железобетонной” уверенности в существовании раз и навсегда “данных” законов развития, следуя которым можно, по примеру железнодорожного расписания, оказаться в заранее определенное время на необходимой “станции” исторического пути. Историческая траектория не однолинейна и во многом неопределенна. Не слепая уверенность, а разумный оптимизм должен быть внутренним состоянием путника на Великом Пути Истории.

Выводы об универсальности неравновесных нелинейных процессов, к которым приходят сторонники синергетики, придают последней статус общеметодологической дисциплины, сопоставимой с общей теорией систем, в равной степени применимой к развитию живой и неживой природы.

Разумеется, перечисленные “модели диалектики” далеко не исчерпывают их многообразия. Множественность трактовок диалектики проистекает из сложности, многосторонности самого феномена развития, по-разному проявляющегося в природе, обществе и познании. Будущее диалектики связано с осуществлением синтеза множества концепций развития различных школ и направлений.

1. ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.

2. ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

3. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ.

Понятие диалектики, ее исторические формы

В истории философии традиционно развивалась такая область фи­лософствования, как диалектика. В ней проблема бытия осмысливает­ся под своеобразным углом зрения - с точки зрения единства и движе­ния, изменчивости всего сущего. Диалектика - это философское уче­ние о всеобщих (универсальных) связях бытия, о движении и развитии всего сущего. Наряду с этим она является также и способом философс­кого мышления, с помощью которого окружающий человека матери­альный мир воспринимается как единое, противоречивое и динамич­ное целое. Своими средствами диалектика раскрывает картину мира как Универсума, в котором происходят неумолимые процессы смены форм, состояний и эпох. Основная проблема для нее - движение развитие как фундаментальные характеристики мироздания.

В философии употребляется понятие объективной диалектики, под которой понимаются процессы взаимодействия и развития, царящие во внешнем, материальном мире. Напротив, субъективная диалектик; является всего лишь отражением этих процессов в головах людей и представляет собой движение человеческих мыслей и представлений.

В античной философии существовала стихийная диалектика, ко­торая была результатом простого созерцания окружающего мира фи­лософами того времени. Осмысление природы движения имело место в школе элеатов (Парменид, Зенон). Платон и Аристотель стремились найти источники развития мира, а Сократ пытался исследовать дви­жение человеческого познания. Основателем же диалектической тра­диции принято считать Гераклита, который сформулировал важней­шие идеи диалектики. Философ считал, что природа представляет со­бой единое и неделимое целое ("огонь", "мировой пожар"). В данном случае образ огня использовался Гераклитом как символ вечной ди­намики, ведь огонь никогда не бывает в застывшем, успокоившемся состоянии. Все сущее в этом мироздании изменчиво, все течет, и нет ничего застывшего. Мир состоит из противоположных начал, и все они взаимодействуют друг с другом. Гераклит выделял такие пары противоположностей, как вечное и преходящее. Бог и человек, жизнь и смерть, солома и золото и т.д. Борьба противоположностей являет­ся источником изменения и развития всего сущего, главным законом бытия. Мир, с точки зрения диалектической философии, - это сплош­ной поток возникновения и уничтожения, объединения и распада.

Диалектическая мысль существовала и в философии средних веков, что проявилось в творчестве ряда мыслителей той эпохи. Так, П.Абеляр применял диалектику в качестве способа достижения истины путем об­суждения различных суждений. А.Августин создал учение о развитии всемирной истории, выделив ней периоды детства, юности, зрелости, ста­рости и смерти. Фома Аквинский выдвинул и обосновал идею иерархич­ности, т.е. упорядоченности мира, который якобы был сотворен Богом.

Диалектика в философии и естествознании эпохи Возрождения и Но­вого времени развивалась такими известными мыслителями, как Д.Бруно, Н.Кузанский, Р. Декарт, Б.Спиноза. С позиций диалектического мышле­ния они рассматривали развитие природы как великого целого, выделяли и анализировали в ней внутренние и внешние взаимосвязи и противоре­чия. Так, Кузанский рассматривал окружающий мир как единство конеч­ного и бесконечного, огромную космическую машину. Эта машина являет собой многое в одном, пронизанное непрерывным развитием от простого к сложному. Источником динамики мира, по убеждению мыслителя, явля­ется Бог как возможность и творящая причина всего сущего.

Однако в силу господства в науке механики и математики, в XVII - XVIII вв. все еще преобладала механистическая, упрощенная картина мира как проявление метафизического (недиалектического) мышле­ния. Большинство ученых предпочитало рассматривать вещи и про­цессы мира в их обособленности друг от друга, вне великих связей, а значит - не во взаимодействии и движении. Впрочем, в XVIII в. была выдвинута идея прогресса мировой истории (Ж.Кондорсе, Ф.Вольтер}, но в то время она еще не укоренилась в науке.

Особое место в истории философской мысли занимает идеалисти­ческая диалектика классической немецкой философии. В ее рамках И.Гердер обосновывал идею развития мировой культуры, смены ее форм и состояний. И.Кант исследовал логику движения познавательного процесса, вскрыв антиномии (противоречия) этого процесса. Ф.Шел­линг подчеркивал полярный характер процессов природы и наличие в ней сложной иерархии.

Очень большой вклад в формирование диалектической философии внес Г.Гегель. Этот немецкий философ исходил из того, что источником всего сущего является абсолютная идея ("мировой разум"), которая, раз­вивая свое неисчерпаемое содержание, воплощает себя в различных фор­мах бытия (в природе, в обществе) и придает им единство. В.С.Соловьев заметил в связи с этим, что для Гегеля природа есть как бы чешуя, кото­рую сбрасывает в своем движении "змея абсолютной диалектики". Гегель особо выделял роль противоречия как внутреннего источника и Движущей силы развития, характеризуя его как "корень всякого движения" и всякой "жизненности". Саморазвитие философ представлял в виде триады "тезис-антитезис-синтез", которой он придавал универсальное (всеобщее) значение.

Основная заслуга Гегеля в истории диалектики состояла в том, что он, по словам Ф. Энгельса, впервые сумел представить природный и социальный мир в виде процесса, т.е. закономерной смены форм и состояний. Им было разработано учение о всемирной истории ("европоцентризм"), ее логике и внутренних связях. Немецкий мыслитель старался подчеркнуть, что окон­чательные, завершенные результаты познания и практики человека невоз­можны. Гегель сформулировал также основные законы диалектики, кото­рые дают представление об источниках, механизмах и формах развития. Однако его философия была, по словам Энгельса, "колоссальным недо­носком", поскольку она наделяла способностью к развитию лишь абсо­лютную идею. Тем самым природа лишалась внутренних источников раз­вития и обрекалась вечно воспроизводить одни и те же состояния, двига­ясь как бы по замкнутому кругу. Духовное начало рассматривалось Геге­лем как нечто несравненно более высокое, нежели природное начало. В этом смысле диалектика Гегеля была, по выражению К. Маркса, искажена и перевернута с ног на голову, затушевывая и даже мистифицируя подлин­ные причины развития природы и общества.

Материалистическая диалектика в классической марксистской фи­лософии в корне отличалась от идеалистической диалектики Г.Гегеля, хотя и имела тесную связь с ней. Маркс и Энгельс освободили гегелевс­кую диалектику от мистической формы и сохранили ее основное рацио­нальное зерно - идею развития, превратив ее в инструмент философско­го исследования мира. Ф.Энгельс любил подчеркивать, что природа дви­жется в вечном потоке и круговороте, являясь "пробным камнем" для диалектики и естествознания. В марксизме идея развития была всесто­ронне применена к изучению общественных явлений, прежде всего - социально-классовых отношений, истории частной собственности и го­сударства, эпох в развитии общества. Диалектика, как теория и метод, в первую очередь была подчинена целям обоснования коммунистической идеи, неизбежности становления нового общества. Марксистская диа­лектика была политизирована, излишне схематична и чрезмерно заря­жена потенциалом социальной конфликтное™ и борьбы. Основополож­ники марксизма подчеркивали, что диалектика ни перед чем не прекло­няется и по своей сути критична и революционна. Они отмечали, что для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного и святого. Везде и во всем она видит печать изменений, и ничто не сможет устоять перед диалектикой, кроме неумолимого процес­са возникновения, становления и неизбежной гибели всего сущего. По определению В.ИЛенина, диалектика -это "живая душа" марксизма.

Диалектика развивалась также в ряде зарубежных течений и школ. К их числу следует отнести, в частности, теорию эмерджентной (твор­ческой) эволюции {А. Уайтхед и др.). Франкфуртскую школу (Т.Адор-но и др.), теорию социального конфликта (Р.Дарендорф).

В русской философии диалектические идеи развивались А.И.Гер­ценом, В.И.Лениным и другими материалистами, представителями рус­ского космизма (К.Э.Циолковский. В.И.Вернадский и др.). Тема един­ства мира и его духовной эволюции представлена в творчестве В. С. Со­ловьева, Н.А.Бердяева. С.Л.Франка.

Диалектика, как теория развития и метод мышления, является значительным пластом истории философской культуры. Ее основная идея - идея развития всего сущего - явилась результатом не только созерцания мира, но и отражением в философии восходящего, т.е. про­грессивного развития человечества, науки и практики. Рассматривая мир как единое и динамичное целое, она тем самым является обобще­нием материала естественных и иных наук.

. Диалектика (греч. dialektice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учений универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики :

а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.);

б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем;

в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

В центре внимания диалектики всегда была проблема развития. В материалистической диалектике развитие - философская категория, выражающая процесс движения, изменения органических целостных систем - материальных (прежде всего) и духовных. Наиболее характерными чертами данного процесса являются: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени.

Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. И сама она является лишь отражением этого процесса в мыслящем мозгу.

В историческом развитии складывается основная проблема соотношения диалектики ; объективной и диалектики субъективной. Объективная диалектика - это диалектика природы и материальных общественных отношений. Субъективная диалектика - это диалектика процесса познания и мышления людей. При этом субъективна она лишь по форме. Возникает вопрос, какая диалектика первична: диалектика субъективная или диалектика объективная.

Зачастую, когда говорят о диалектике, без особых оговорок рассуждают об объективной и субъективной диалектике как об одном и том же, что в какой-то мере оправданно.

2). Основные законы диалектики. Рассматривая вопрос о происхождении законов диалектики, Энгельс отмечал, что эти законы абстрагируются из истории природы и общества, ибо сами эти законы суть не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также законы мышления. Эти законы, говорил Энгельс, по сути дела, сводятся к трем законам:


  • закон перехода количества в качество и обратно;

  • закон единства и взаимного проникновения противоположностей;

  • закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает суть процесса развития. Его источником является противоречие (единство противоположностей). Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно:

а) неразрывно связаны;

б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и водном и том же отношении;

в) взаимопроникают и - при определенных условиях - переходят друг в друга (положительное - отрицательное, ассимиляция - диссимиляция, теория - практика, материальное - идеальное и др.).

Единство (тождество) конкретных противоположностей образует противоречие (диалектическое). Кратко суть рассматриваемого закона может быть выражена формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в , движущей силы их развития.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает всеобщий механизм развития: то, каким именно образом оно происходит. Основные категории закона - качество, количество, мера, скачок.

Качество - философская категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений. Это такая внутренняя определенность предмета, благодаря которой он является именно данным, а не другим предметом и с изменением которой он превращается в нечто иное. Качество предметов обнаруживается через их свойства.

Свойство - сторона предмета, проявляющаяся в его способности определенным образом взаимодействовать с другими предметами.

Количество - философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой в соответствующих границах непосредственно не означает превращения данного предмета в другой. К количественной определенности предмета относятся: величина составляющих его элементов, объем, размеры, степень выраженности и интенсивность развития его свойств, темпы протекания процессов, скорость изменения предметов и другие числовые характеристики.

Мера - философская категория, выражающая целостное единство качественной и количественной определенностей предмета. Это количественные границы существования данного качества, интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественных изменений. Данный интервал может быть сравнительно широк или очень узок, превращаясь порой в точку. Значение границ этого интервала изменяется с изменением условий, положение границ может быть нечетким и трудноопределимым - особенно это относится ко многим социальным и духовным явлениям.

а) перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления, а не количественных изменений вообще, которые никогда не прекращаются;

б) быстроту изменений: «скорость» скачка, темпы его протекания, интенсивность и глубина изменений гораздо выше, чем в границах меры;

4. Отношения симметрии, структурные, системные и иные взаимосвязи, пространственные и временные корреляции и др., рассматриваемые в рамках так называемых общенаучных подходов и формулируемые в виде соответствующих закономерностей.

5. Взаимоотношения между определенными «парными» или любыми иными категориями материалистической диалектики, отражающими своеобразные «срезы» реальной действительности и самого процесса познания, кроме, разумеется, категорий причины и следствия.

а) объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей;

б) существенной, конкретно-всеобщей. Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия:

в) необходимой, ибо будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «железной необходимостью» в соответствующих условиях;

г) внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;

д) повторяющейся, устойчивой, так как закон есть прочное (остающееся) в явлении, закон - идентичное в явлении, закон - «спокойное отражение явлений. И потому всякий закон узок, неполон, приблизителен» Он есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях .

В методологии научного исследования, особенно при изучении причинных явлений, играют главенствующую роль две особых группы законов – динамические и статистические.

Динамические закономерности - объективные, необходимые существенные связи и зависимости, характеризующие поведение относительно изолированных объектов (состоящих из небольшого числа элементов), при исследовании которых можно абстрагироваться от многих случайных факторов. Предсказания на основе динамических закономерностей (в отличие от статистических) имеют точно определенный, однозначный характер.

Динамическая закономерность обычно понимается как форма причинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния, в силу чего знание начальных условий дает возможность точно предсказать дальнейшее развитие системы. Динамическая закономерность действует во всех автономных, мало зависимых от внешних воздействий системах с относительно небольшим числом элементов. Она определяет, например, характер движения планет в Солнечной системе.

Статистические закономерности - форма проявления взаимосвязи явлений, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния не однозначно, а лишь С определенной вероятностью, являющейся объективной мерой возможности реализации заложенных в прошлом тенденций изменения. Подобный (вероятностный) характер предсказаний обусловлен действием множества случайных факторов. Необходимость, проявляющаяся в статистических законах , возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайностей. Данные закономерности взаимосвязаны с динамическими, но не сводятся к ним.

Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов, составляющих коллектив, и поэтому характеризует не столько поведение отдельного элемента, сколько коллектива в целом. Необходимость, проявляющаяся в статистических законах, возникает вследствие взаимной компенсации и уравновешивания множества случайных факторов.

Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности.
Главная проблема диалектики - что такое развитие?
Развитие - изменение материальных и идеальных объектов, как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение - основа развития.
Движение:
- является внутренним свойством материи;
- характеризуется целостностью, непрерывностью и наличием противоречий;
- является способом связи в материальном мире.

Основные законы диалектики

1. Среди способов понимания диалектики развития являются законы диалектики.
Закон - это объективные не зависящие от воли человека, общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
- охватывают все сферы окружающей действительности;
- раскрывают глубинные основы движения и развития их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики:
- единства и борьбы противоположностей;
- переход количества в качество;
- отрицания отрицания.
2. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу, например: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.
Можно также выделить различные виды борьбы:
- борьба, приносящая выгоду обеим сторонам, например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития;
- борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителем» для победившей стороны. Благодаря чему, победившая сторона переходит на более высокую ступень развития;
- антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Кроме борьбы возможны иные виды взаимодействия:
- содействие, когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы;
- солидарность, союзничество, когда стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении;
- нейтралитет, когда стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой;
- мутуализм - полная взаимосвязь, когда для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга.
3. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество - стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
Мера - единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
Например, если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры - температуру, то вода будет изменять свое качество - станет горячей. При достижении температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды - она перейдет в пар. Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар, т.е. переход одной меры качества в другую - скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
- резко, одномоментно;
- незаметно, эволюционно.
4. Закон отрицание отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры:
- смена общественно-экономических формаций;
- «эстафета поколений»;
- смена вкусов в культуре, музыке;
- ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Отрицание старых форм новыми является причиной и механизмом поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:
- развитие - только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
- развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
- развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Например:
а) организм человека развивается, крепнет - восходящее развитие;
б) затем развиваясь, слабеет, дряхлеет - нисходящее развитие.
Таким образом, развитие идет не линейным образом по прямой, а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Принципы диалектики

Основными принципами диалектики являются:
- принцип всеобщей связи. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимозависимость всех его компонентов, таких как предметы, явления, процессы. Наиболее распространенный вид связи - внешние и внутренние. Например:
а) внутренние связи человеческого организма как биологической системы;
б) внешние связи человека как элементы социальной системы.
- принцип системности. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно, образуют целостную систему. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность;
- принцип причинности. Причинность означает наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина порождает следствие, а связи именуются причинно-следственными;
- принцип историзма. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
а) вечность, неуничтожимость истории и мира;
б) его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Категории диалектики

Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.
К основным категориям диалектики относятся:
- сущность и явление;
- форма и содержание;
- причина и следствие;
- единичное, особенное, всеобщее;
- возможность и действительность;
- необходимость и случайность.

Альтернативы диалектики

1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории, которые также являются философскими методами. Достаточно часто данные теории противоположны диалектике.
К альтернативам диалектики относятся:
- метафизика;
- софистика;
- эклектика;
- догматизм;
- релятивизм.
2. Метафизика является главной альтернативой диалектики.
Таблица 1
Отличия метафизики от диалектики
Основные положения Диалектика Метафизика
Связь старого и нового Признает наличие связей между старым и новым Полностью отвергает связь между ними, считая, что новое целиком вытесняет старое
Причина движения Движение свойство материи Движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок
Взаимосвязь количества и качества При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству, качество изменяется благодаря качеству
Направленность движения, развития Развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали Признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития
Отношение к окружающей действительности Видит мир во всем его многообразии («цветное видение мира») Видит мир однообразно, по принципу «черное - белое»
Отношение к познанию Видит мир целостным и взаимосвязанным Видит мир состоящим из отдельных вещей и явлений

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития.
В современной западной философии метафизика признана как равноправная теория, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления диалектическому. В советской постсоветской, российской философии предпочтение отдается общепринятой классической диалектике.
3. Наряду с метафизикой существуют философские подходы альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:
- эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций;
- софистика - выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные;
- догматизм - восприятие каких-либо положений как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру;
- релятивизм - интерпретация уже готовых результатов познания.
Вопросы и задания
1. В чем сущность философской категории «бытие»?
2. Раскрыть сущность понятия «материи» как философской категории.
3. Составить таблицу «Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение».
4. Раскрыть понятие диалектики как теории развития всего сущего.
5. Составить таблицу «Основные законы, принципы и категории диалектики».
6. Привести примеры противоположные диалектике.

В настоящее время диалектика рассматривается как теория развития, которая основывается на противоречивом характере отношений всех форм бытия.

Понятие и принципы диалектики

Принципами называют основополагающие идеи, определяющие практическую или духовную активность человека, например в построении какой-либо системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают:

  • принцип всеобщей связи;
  • принцип развития всех .

Говоря о принципе всеобщей связи , подразумевают, что любой объект нашего мира прямо или через другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый связан с планетой Земля. Наша планета связана с Солнцем. Солнечная система связана физическими зависимостями с другими системами нашей Галактики, та, в свою очередь, с другими галактиками. Если мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных друге другом линиями (связями), то увидим, что каждый человек состоит в связи со всеми космическими объектами, т. е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки связей всех объектов на Земле.

Особое значение имеет понятие «закон ». Многие люди, тем более осваивающие юридическую специальность, применяют данное понятие слишком узко, забывая, что кроме юридических существуют другие законы. Понятием «закон» обозначают особый род связей. Это существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.

Связи между различными вещами и явлениями в природе имеют объективный характер. Независимо от того, знает или нет о них человек, понимает или не понимает суть событий, эти связи реализуются при наличии соответствующих условий. Такие устойчивые и необходимые естественные связи называют законами природы .

Диалектические отношения в духовной сфере

Духовная сфера общества по своей сути сходна с экономической сферой, только продуктами здесь являются не вещи, а идеи и образы. Она включает отношения, возникающие между людьми в процессе производства, освоения (потребления) и передачи (распределения и обмена) духовных ценностей. По аналогии с отраслями производства материальных благ в духовном производстве можно выделить , .

Еше в дописьменный период люди накапливали знания в области морали, религии, искусства и передавали их следующим поколениям. Эти знания формировались стихийно. Так же как владение материальными благами, владение духовными ценностями имело коллективный характер.

С развитием письменности, а позже с множественными процессами разделения общественного труда, усложнением социальной структуры, развитием государств некоторые специальные знания становятся товаром. Они приобретаются в процессе обучения за определенную плату, т. е. и здесь возникают своего рода отношения обмена. Появление философских школ, возглавляемых духовными авторитетами, борьба идейных течений свидетельствуют о явной частнособственнической претензии на определенные знания.

Античность характеризовалась множественностью учений о природе, об общественном устройстве, множественностью божеств. Средние века в Западной Европе — это господство единобожия, борьба христианства со всевозможными ересями. Такое единомыслие требовало однообразия в морали, праве, философии, искусстве, знаниях о природе. Эпоха Возрождения и Новое время представляют собой возврат к множественности в области духовного производства.

В настоящее время приходится говорить о двух противоположных тенденциях в развитии отношений в духовной сфере общества. С одной стороны, потребности гуманизации и демократизации общественных отношений диктуют необходимость терпимости к идейному плюрализму (множественности). С другой стороны, процессы глобализации во всех сферах общества ведут к пропаганде однообразных духовных ценностей.

Подводя итоги рассуждений об общественном развитии, можно заметить, что общество развивается под воздействием объективных и субъективных факторов. Объективные факторы действуют независимо от сознания людей. Это законы природы и естественные зависимости между социальными субъектами. Они реализуются в том числе в соответствии с законами диалектики, что было показано выше. Субъективные факторы - это осознанная активность и волевые усилия людей: творчество выдающихся личностей, наличие или отсутствие организаторских способностей и инициативы у лидеров общества, социальные институты, использование технических объектов и т. д.

История человечества показывает, что активность является способом существования общества. Только активное противостояние стихиям природы, стремление к преобразованию окружающей среды позволили разрозненным группам превратиться в общество. Дальнейшее развитие общества также зависит от упорной духовной и практической активности людей.

Возможность выбора тех или иных решений создает условие для альтернативности общественного развития, наличия вариантов эволюции, которые исключают друг друга. История человечества — это цепь уникальных событий, поскольку нет ни одного народа, государства с одинаковой исторической судьбой. Ступени человеческой истории характеризуются многообразием путей и форм общественного развития.