Диалектические противоположности. Закон единства и борьбы противоположностей примеры из медицины Примеры действия закона единства и борьбы противоположностей


Закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики, потому что раскрывает источник, движущую силу развития любой системы. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие?

Уже в древности люди заметили, что среди многообразных явлений выделяются такие, которые составляют пары, носят полярный характер, занимают предельные положения на некоторой шкале. Философы древности говорили о противоположности добра и зла, света и тьмы.

Противоположности – это стороны того или иного предмета, процесса или явления, которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга. Противоположными могут быть свойства предмета, процессы, протекающие в нём, силы, действующие на него. Противоположными являются арифметические действия. В физике противоположны электрические заряды, полюса магнитного поля, действие и противодействие, порядок и хаос; в химии – анализ и синтез, ассоциация и диссоциация; в биологии – наследственность и изменчивость, здоровье и болезнь.

Противоречие – это взаимодействие противоположностей, их единство и борьба. Они вытесняют, подавляют друг друга, но в тоже время не могут существовать друг без друга. Каждая из них является самой собой, относительно своей противоположности.

В мире существует множество различных противоположностей, но среди них выделяются такие, взаимодействие которых становится причиной изменения, развития системы. В любой развивающейся системе есть противоречия, т.е. единство и борьба противоположных свойств, сил, процессов. Противоречия могут привести к разрушению системы. Но если противоречия разрешаются, то это приводит к развитию системы. Отсутствие противоречий означает устойчивость, равновесное состояние системы. Таким образом, данный закон утверждает, что причиной, источником любого развития являются противоречия.

Примеры. Противоречие между действием гравитации и возрастанием внутреннего давления определяет эволюцию звёзд. Эволюция живой природы определяется противоречием между наследственностью и изменчивостью, движется внутривидовой и межвидовой борьбой. Противоречие между негативным влиянием среды и возможностями организма заставляет организм адаптироваться. Противоречие между социальными силами приводит к изменению общества. Конкуренция движет экономику и политику. Противостояние научных теорий заставляет их совершенствоваться, и в споре рождается истина. Противоречие между растущими потребностями и отстающими возможностями стимулирует развитие человека.

23. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос: как происходит развитие? Знание этого закона позволяет раскрыть механизм развития, выделить его этапы.

Количество – это определённость предмета, которая характеризует степень развития или интенсивность его свойств (размеров, массы, температуры, скорости движения и др.), и которая выражается в величинах и числах.

Качество – это определённость предмета, которая характеризует его важнейшие признаки и отличает от предметов с другим качеством.

Свойство – это одно из проявлений качества предмета, которое обнаруживается во взаимодействии с другими предметами.

Мера – интервал количественных изменений, в рамках которого сохраняется данное качество.

Любой предмет испытывает постоянные количественные изменения, т.к. материя не существует без движения. Меняются его отдельные характеристики и состояние в целом. Но если эти изменения остаются в пределах меры, то предмет продолжает оставаться самим собой, в данном качестве. Со временем количественные изменения накапливаются, нарушают меру и приводят к качественным изменениям. Предмет переходит в новое качество, становится чем-то иным. Например, облако водорода в космосе сжимается, вспыхивает и становится звездой, семена прорастают и становятся растениями, научные факты накапливаются и обобщаются в новую теорию.

Переход количественных и качественных изменений является взаимным, т.к. с рождением нового качества рождается и новая мера, т.е. открывается дорога новым количественным изменениям.

Переход к новому качеству называется скачком. Скачки могут быть как мгновенными, занимая доли секунды, так и длительными, продолжаясь миллионы лет. Наиболее крупные скачки в развитии нашего мира: рождение Вселенной в Большом взрыве, возникновение жизни на Земле, появление человека.

Проблема диалектики количественных и качественных изменений актуальна для всех наук, изучающих развитие. Например, в биологии и геологии противостоят теории градуализма и катастрофизма. Применительно к общественному развитию употребляются понятия эволюция и революция. Эволюция, в данном случае, означает постепенные, количественные изменения в обществе, революция – коренные, качественные.

24.Закон отрицания отрицания Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: в каком направлении происходит развитие? Знание этого закона позволяет определять траекторию развития.

В процессе развития утверждение нового всегда связано с отрицанием старого. Каждый новый этап развития приходит на смену прежнему, отрицает его. Но отрицания могут быть разными. Метафизическое отрицание – это полное уничтожение старого. Такие отрицания существуют, но они являются моментами разрушения, а не развития.

Диалектическое отрицание – это отрицание старого, предшествующего в развитии, но с сохранением всего положительного, полезного для дальнейшего развития.

Понятие отрицания взято из логики. В логике развитие мысли может идти циклически: 1) суждение, 2) отрицание суждения, 3) отрицание отрицания, т.е. возвращение к суждению. По аналогии закон отрицания отрицания описывает циклическое развитие разных объектов природы и общества. В результате двойного отрицания развитие совершает цикл, в котором последний этап воспроизводит некоторые черты исходного этапа, но на более высоком уровне. Потому что в реальных процессах полная обратимость невозможна. Для этого потребовалась бы обратимость времени. Возможно лишь воспроизведение некоторых характеристик объекта.

Схематично цикл развития включает три этапа. Но цикл развития реальных объектов может состоять не из трех, а из большего числа этапов.

Таким образом, данный закон описывает процессы, в которых повторяемость сочетается с поступательностью и направленностью, в которых развитие идёт не по кругу, и не по прямой, а по спирали. Каждый виток спирали является повторением предыдущего, но на более высокой основе.

Закон отрицания отрицания является всеобщим, т.е. проявляется в развитии природы, общества, мышления. Но он более узок, чем другие законы диалектики, потому что проявляется не в любом развитии, а только в таком, в котором смена нескольких этапов обнаруживает повторяемость, цикличность.

В мире происходят различные циклические процессы. В неживой природе распространены колебания и волны, но они не являются примерами развития. Спиралеобразное развитие свойственно живой природе, обществу и человеческому сознанию. Живая природа развивается циклически, подчиняясь космическим циклам смены дня и ночи, времен года. Циклически меняются этапы в развитии экономики, политические формы, эпохи в истории культуры, научные теории, этапы в жизни человека.

Еще Гераклит говорил о том, что все на свете определяет закон борьбы противоположностей. Любое явление или процесс свидетельствует об этом. Действуя одновременно, противоположности создают некое состояние напряжения. Им определяется то, что называется внутренней гармонией вещи.

Греческий философ поясняет этот тезис примером о луке. Тетива стягивает концы этого оружия, не давая им разойтись. Таким образом, взаимная напряженность порождает высшую целостность. Так осуществляется закон единства и противоположности. Он, согласно Гераклиту, является всеобщим, составляет ядро истинной справедливости и представляет собой условие существования упорядоченного Космоса.

Философия диалектики считает, что закон единства и борьбы противоположностей является фундаментальной основой действительности. То есть, все предметы, вещи и явления имеют внутри себя некие противоречия. Это могут быть тенденции, какие-то силы, которые борются между собой и одновременно взаимодействуют. Диалектическая философия предлагает для разъяснения этого принципа рассмотреть категории, которые его конкретизируют. Прежде всего, это тождественность, то есть равенство вещи или феномена самим себе.

Можно выделить две разновидности этой категории. Первая - это тождественность одного предмета, а вторая - целой их группы. Закон единства и борьбы противоположностей проявляется здесь в том, что предметы являют собой симбиоз равенства и отличия. Они взаимодействуют, давая начало движению. В любом конкретном феномене тождество и отличие являются противоположностями, которые друг друга обуславливают. Гегель определял это философски, называя их взаимодействие противоречием.

Сами наши представления об источнике развития исходят из признания того, что все сущее не является целостностью. Оно обладает самопротиворечием. Закон единства и борьбы противоположностей проявляется, таким образом, в качестве подобного взаимодействия. Так, диалектическая видит источник движения и развития в мышлении, а материалистические последователи немецкого теоретика нашли его еще и в природе, и, разумеется, в обществе. Довольно часто в литературе на эту тему можно найти два определения. Это «движущая сила» и «источник развития». Их принято отличать друг от друга. Если мы говорим о непосредственных, внутренних противоречиях, то их называют источником развития. Если же речь идет о внешних, второстепенных причинах, то тогда имеются в виду

Закон единства и борьбы противоположностей также отражает нестабильность существующего баланса. Все, что существует, изменяется и переживает различные процессы. В ходе этого развития оно приобретает особую специфику. Поэтому и противоречия тоже нестабильны. В философской литературе принято различать четыре основные их формы. Тождество-отличие как некий эмбриональный вид всякого противоречия. Затем наступает время изменения. Тогда отличие начинает формироваться как нечто более выразительное. Далее оно превращается в существенное видоизменение. И, наконец, становится противоположностью того, с чего начинался процесс - нетождественностью. С точки зрения диалектической философии, такие формы противоречий характерны для любого процесса развития.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремиться выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

резко, одномоментно;

незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.


Борьба противоположностей - одна из наиболее общих диалектических закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления. В. И. Ленин указывает, что учение о борьбе противоположностей как источнике всякого развития есть ядро, суть марксистского диалектического метода. Развитие невозможно без возникновения и преодоления противоречий. Как только мы начинаем рассматривать предметы, явления в их взаимной связи, в их движении, развитии и изменении,- а без того невозможен правильный, - научный подход к изучению природы и общества - мы попадаем В область противоречий. В природе и обществе всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век. Борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся является объективным законом развития.

В своей работе « » (см.) И. В. Сталин дал глубокую характеристику сущности этой черты марксистской диалектики: «В противоположность метафизике диалектика исходит из того, что предметам природы, явлениям природы свойственны внутренние противоречия, ибо все они имеют свою отрицательную и положительную сторону, своё прошлое и будущее, своё отживающее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся, составляет внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные.
Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития от низшего к высшему протекает не в порядке гармонического развёртывания явлений, а в порядке раскрытия противоречий, свойственных предметам, явлениям, в порядке «борьбы» противоположных тенденций, действующих на основе этих противоречий».

Всякий предмет, всякое явление содержит в себе внутренние противоречия, противоречивые стороны, тенденции. Эти стороны и тенденции находятся в состоянии взаимной внутренней связи и в то же время взаимного исключения, отрицания, в состоянии борьбы. В рамках целого одна сторона противоположности не может существовать без другой и одновременно между ними происходит борьба. В фрагменте «К вопросу о диалектике» В. И. Ленин, показывая всеобщий характер положения диалектики о внутренней противоречивости явлений, иллюстрирует его на примере ряда наук, изучающих различные области природы и общественную жизнь:

«В математике 4- й - Дифференциал и интеграл.
» механике действие и противодействие.
» физике положительное и отрицательное электричество.
» химии соединение и диссоциация атомов.
» общественной науке классовая борьба».

Современная наука всё глубже и глубже раскрывает внутренне противоречивую природу вещей. Так, физика раскрыла сложный, полный противоречий мир атома. Прежнее противопоставление таких противоположностей, как волны и корпускулы, в применении к свету и веществу потеряло всякую почву. Установлено, что свет и вещество совмещают в себе противоречивые свойства корпускулярного и волнового движения. Мичуринская биология раскрыла глубокие противоречия развития и изменения органических форм, показав, что эти противоречия возникают и преодолеваются в процессе взаимодействия организмов и внешней среды, изменения типа обмена веществ. Учение (см.) о высшей нервной деятельности также основано на глубоком раскрытии таких противоречий, как возбуждение и торможение и т. п., т. е. противоречий, без которых невозможна нормальная психическая деятельность. Советские учёные, а также передовые зарубежные учёные, изучая марксистскую диалектику, с успехом применяют этот закон, как и другие законы диалектики, к исследованию природы.

В общественной жизни также условием правильного, научного понимания исторических событий и процессов является учёт их внутренних противоречий - старого и нового, отмирающего и нарождающегося, реакционного и передового, прогрессивного. Общественная жизнь в классовом антагонистическом обществе полна глубочайших противоречий. Стремления одних классов общества идут вразрез со стремлениями других. Марксизм впервые научно показал, что источником противоречивых стремлений и классовой борьбы в антагонистическом обществе является коренное различие в положении и условиях жизни классов. Пролетариат и буржуазия порождены капиталистическим способом производства. В рамках этого способа производства они связаны друг с другом в такой мере, что только при наличии обоих этих классов и возможен капиталистический способ производства. Но вместе с тем они исключают друг друга и ведут между собой непримиримую борьбу.

Указывая на то, что явлениям и предметам свойственны внутренние противоречия, марксистская диалектика учит, что наличие противоречий обусловливает борьбу между ними. Новое не может мириться со старым, тормозящим дальнейшее развитие, передовое не может равнодушно относиться к реакционному. Отсюда закономерность борьбы между ними. Моменту борьбы противоположностей материалистическая диалектика придаёт решающее значение.

Именно борьба противоположностей есть источник, внутреннее содержание развития. Борясь против того, что тормозит развитие, новое, передовое одерживает победу над силами регресса и тем самым обеспечивает движение вперёд. Поэтому борьба противоположностей есть движущая сила развития. Марксизм показал, что борьба классов есть движущая сила истории во всех антагонистических обществах, что противоречия разрешаются лишь путём борьбы, а не путём примирения, В. И. Ленин указывал, что момент взаимосвязи противоположностей временен, преходящ, а борьба противоположностей абсолютна, как абсолютно движение, развитие. И именно потому, что борьба противоположностей абсолютна, что она никогда не прекращается, в ходе этой борьбы преодолевается всё отжившее, реакционное, тормозящее поступательное движение.

Борьба между старым и новым, отмирающим и нарождающимся имеет своим следствием развёртывание, раскрытие внутренних противоречий. Этот процесс нарастания противоречий закономерно приводит к такому моменту, когда противоречия должны быть преодолены путём уничтожения старого и победы нового.

Из закона борьбы противоположностей вытекают очень важные выводы для политики и тактики партии пролетариата. Если решающим моментом в развития является борьба противоположностей, то, следовательно, огромное значение имеет сознательная, организованная борьба людей за преодоление противоречий. Значит, не нужно бояться противоречий, а нужно выявлять и преодолевать их путём борьбы. Если развитие совершается в порядке борьбы противоречий и их преодоления через эту борьбу, значит, нужно не замазывать Противоречия капиталистических Порядков, а вскрывать их, не тушить классовую борьбу, а доводить её до конца.

Чтобы не ошибиться в политике, учит марксизм, надо проводить непримиримую классовую пролетарскую политику, а но реформистскую политику гармонии интересов пролетариата и буржуазии, надо разоблачать соглашательскую политику мирного «врастания» капитализма в социализм. Марксизм-ленинизм поэтому ведёт беспощадную борьбу с различными метафизическими теориями, рассматривающими развитие, как примирение противоположностей. Теория примирения классовых противоположностей - основа всякого оппортунизма, реформизма, ренегатства. Современные правые социалисты, как и прежние реформисты, проповедуют теорию классовой «гармонии», единства интересов буржуазии и пролетариата. Проводя на практике эту «теорию», они помогают империалистам оттянуть час их гибели, готовить новые разрушительные войны,
держать народ в кабале. Маркс и Энгельс, Ленин и Сталин вели непримиримую борьбу с оппортунистической теорией «гармонии» классовых интересов.

Коммунистическая партия разоблачила метафизическую богдановско-бухаринскую (см.), которую враги народа использовали в целях «обоснования» своей кулацкой теории мирного «врастания» капитализма в социализм. В противовес контрреволюционной теории затухания классовой борьбы, выдвинутой правыми оппортунистами, Коммунистическая партия учит, что чем большие успехи делает социалистическое строительство, тем ожесточённее становится сопротивление классовых врагов, тем подлее становятся методы их борьбы против народа. Не затухание, а обострение классовой борьбы в ходе ликвидации эксплуататорских классов и созидания социалистического общества - таков объективный закон развития. Коммунистическая партия учит, что только непримиримая борьба с классовыми врагами может привести к победе социализма и коммунизма.

Опыт борьбы советского народа, построившего социализм, имеет огромное международное значение. Трудящиеся стран народной демократии, строящие социализм, коммунистические и рабочие партии этих стран, пролетариат всего мира на примере советского народа и Коммунистической партии Советского Союза учатся искусству побеждать в суровой классовой борьбе. Марксистская диалектика требует различать антагонистические и неантагонистические противоречия, так как закон борьбы противоположностей проявляется по-разному в различных условиях общественной жизни. В антагонистическом обществе, разделённом на враждебные классы, противоречия, имеют тенденцию расти, обостряться, углубляться. В своём развитию они порождают глубочайшие социальные конфликты, которые могут быть разрешены лишь путём социальных революций. Так, например, в процессе развития капиталистического способа производства возникает противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

Это противоречие в силу антагонистического характера капиталистического способа производства всё более и более обостряется, углубляется и, наконец, превращается в полную противоположность, т. е. достигает такого состояния, когда производственные отношения становятся оковами развития производительных сил. Выражением этой противоположности в буржуазном способе производства является ожесточённая классовая борьба между пролетариатом и буржуазией. Буржуазия всеми силами отстаивает реакционные производственные отношения капитализма, и только пролетарская революция уничтожает отживший свой век буржуазный строй. Борьба между пролетариатом и буржуазией неизбежно завершается победой пролетариата. Капитализм ликвидируется, на смену ему приходит новый общественный строй - социализм.

Иначе развиваются и преодолеваются противоречия в условиях социалистического общества, где нет уже враждебных классов. При социализме противоречия также имеют место, но исчезает их антагонистический характер, ибо исчезает антагонизм классов. Эти противоречия принципиально отличаются от антагонистических противоречий, свойственных капитализму, имеют совершенно другой характер и по-иному разрешаются. Так, например, и в процессе развития социалистического способа производства возникает несоответствие, противоречие между производительными силами и производственными отношениями.

Но это противоречие не может превратиться в полную противоположность, ибо при социализме ликвидирована частнокапиталистическая форма присвоения продуктов труда, находящаяся в вопиющем противоречии с общественным характером производительных сил. При социализме нет уже таких враждебных классов, которые сопротивлялись бы назревающей потребности обновления производственных отношений и приведения их в полное соответствие с характером производительных сил. Имеются лишь инертные силы общества, которые не трудно преодолеть. Коммунистическая партия И Советское государство имеют Поэтому все объективные условия, для того чтобы своевременно подметить нарастание противоречий Между производительными силами И производственными отношениями и преодолеть эти противоречия, ire давая им возможности перерасти в противоположность и конфликт.

Следовательно, при социализме объективная закономерность развития противоречий не ведёт, как при капитализме, к конфликтам и социальным потрясениям. В социалистическом обществе господствует морально-политическое единство, являющееся могучей движущей силой развития, силой, способствующей преодолению любых трудностей и противоречий на базе социалистическсго строя.
Развитие при социализме характеризуется тем, что оно уничтожает противоположности, Оставшиеся а наследство от капитализма, каковы, например, противоположность между городом и деревней, между физическим и умственным трудом и т. п. С победой социализма эти противоположности исчезли в нашей стране.

Остались ещё существенные различия, между городом и деревней, между физическим и умственном трудом, которые будут ликвидированы в процессе постепенного перехода от социализма к коммунизму. Необходимо различать понятия «противоположность» и «существенное различно». Как существенное различно, так и противоположность есть проявление и выражение Внутренних противоречии, свой-гтионных предметам и явлениям. Но если противоположность выражает враждебность Интересов, то существенное различие означает, что между двумя сторонами единого целого нет враждебной противоположности, но есть ещё серьёзные различия.

При полном коммунизме будет ликвидировано также и существенное различие между городом и деревней, между физическим и умственным трудом, существенное различие между ними превратится в несущественное различие. Если противоположность по коренным классовым вопросам может быть преодолена лишь революционными методами, насилием (например, противоположность между городом и деревней, между физическим и умственным трудом может исчезнуть лишь в результате пролетарской революции и ликвидации капиталистического строя), то существенное различие может и должно быть преодолено постепенно, не насильственно (например, существенное различие между городом и деревней, между физическим и умственным трудом в СССР). Применение понятий «противоположность», «существенное различие», «различие» к тем или иным явлениям требует конкретного анализа этих явлений, исключающего всякий шаблон и догматизм.

При социализме противоречия также преодолеваются в борьбе. И здесь только борьба нового, передового, прогрессивного против старого, отмирающего есть движущая сила развития. При социализме остаются ещё косные инертные силы, тормозящие движение вперёд, сохраняются ещё пережитки капитализма в сознании людей, пережитки несоциалистического отношения к труду, несоциалистического отношения к общественной собственности, пережитки чуждых всему строю советского общества бюрократизма, национализма, космополитизма и т. п.

Без борьбы против всех проявлений старого, находящихся в противоречии с социализмом, невозможно успешное разрешение задач коммунистического строительства. Борьба против всех и всяческих пережитков капитализма в сознании людей тем более важна, что империалистический мир, питающий ненависть к стране социализма, стремится всеми способами подогревать эти пережитки, использовать людей, у которых эти пережитки особенно сильны, чтобы толкнуть их на путь вредительства и предательства Родины.

В СССР давно разбиты и ликвидированы эксплуататорские классы, но остались ещё отдельные отщепенцы, существуют ещё скрытые враги советского народа, которые, находя поддержку со стороны империалистического мира, вредили и будут вредить впредь. Поэтому от всех советских людей требуется высокая политическая бдительность, исключающая всякое проявление благодушия, беспечности и ротозейства. Закон борьбы противоположностей учит советских людей быть бдительными против всяких происков классовых врагов извне и недобитых ещё врагов внутри страны.
Поскольку в СССР ещё существуют класс рабочих и класс колхозного крестьянства, как выражение двух форм социалистической собственности, постольку неизбежны ещё и некоторые противоречия между ними. Но эти противоречия не антагонистические и преодолеваются по мере перехода от социализма к коммунизму.

Великой силой выявления и преодоления противоречий советского общества является

1.2 Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов, раскрывается через категории: «противоположность», «противоречие», «единство», «борьба противоположностей», «тождество», «различие».

Объекты бытия представляют собой определенную целостность со своими противоположностями. Уже в древности утверждалось, что все существующее в мире есть результат столкновения противоположных сил: доброго и злого начал (в египетском мифе о борьбе Осириса и Гора); Инь и Ян (в китайской мифологии) - взаимодействия добра и зла, красоты и безобразия, мужчины и женщины, солнца и луны, небес и земли, наслаждения и страдания и т.д.

Наличие противоположностей в объектах и их отражение в сознании нашло свое выражение в апориях и антиномиях. Аристотель характеризовал апории как равнозначность противоположных заключений. Антиномии, по Канту, - это противоположения, которые могут быть аргументированы с одинаковой степенью логической доказательности. Это: 1) мир имеет начало во времени и пространстве; мир безграничен; 2) все в мире состоит из простого; нет ничего простого, все сложно; 3) в мире существует свобода; никакой свободы нет, все совершается по законам природы; 4) Бог есть необходимость, первопричина мира; Бога в мире нет. Примером казуистического вопроса у Канта явился также следующий: самоубийство аморально; самоубийство воина, не желающего попасть в плен, оправданно. Примерами преобразования антиномий в диалектические выводы могут быть афоризм Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю», вывод Гегеля о том, что движущееся тело одновременно находится и не находится в одном и том же месте, вывод Маркса, характеризующий возникновение капитала (в обращении и в то же время не в обращении).

Фиксация противоположных черт бытия на уровне обыденного сознания (белое - черное, правое - левое, верх - низ, красивое - безобразное и т.д.) еще не позволяет постичь сущность диалектической противоречивости мира и его фрагментов. В научном познании мира и человека выделяются ключевые противоположности (основные стороны, тенденции, силы предмета, явления, процесса), взаимодействие которых выражает глубинную суть предметов и является источником развития. В неорганической природе - это отношение вещества и поля, частиц и античастиц, положительных и отрицательных зарядов, притяжения и отталкивания, действия и противодействия, соединения и диссоциации атомов и др. В живой природе - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение в физиологических процессах и т.д. В обществе противоречия выражаются между производительными силами и производственными отношениями, базисом и надстройкой, целеполаганием и стихийностью и пр. В математике, с количественной стороны отражающей мир, противоположностями выступают плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование. В познании взаимодействуют анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и мышления. Тот или иной природный, социальный или духовный объект или процесс представляет собой не только взаимоотношение двух противоположностей, а целостную систему с присущей ей гаммой взаимосвязанных противоположностей.

Нередко исходная реальность раздваивается на самое себя и собственную противоположность. Так, природа как бессознательно осуществляющийся процесс на определенном этапе породила из себя свою противоположность - общество, т.е. сферу человеческой жизнедеятельности, осуществляемой с участием сознания.

Часто противоположности взаимопогружены друг в друга. Это проявляется в противоречиях, возникающих при поисках оптимального сочетания свободы личности и потребностей общества, материальных и культурно-моральных стимулов к труду, жизненно необходимых и творческих мотивов деятельности, конкурентности и коллективистской солидарности, социального равенства и различий в доходах и т.п.

Подвижное отношение между противоположностями есть диалектическое противоречие. Противоречие в своем изначальном смысле означает рассогласование в речи, высказываниях о некотором предмете пары суждений, из которых одно отрицает другое, что является результатом нечеткости, нелогичности. Многие философы допускали противоречия в качестве феномена мышления, возникающего из-за нарушения требований формальной логики, отвергая противоречивость бытия. Противоречия в силу всеобщности развития присущи не только познанию, но и всем формам бытия мира.

Социальные противоречия имеют субъект-субъектный (между людьми, различными их общностями) и субъект- объектный характер (по поводу таких объектов, как техника, собственность, власть и т.д.). Диалектика требует мыслить и на базе ценностей (оценок) действовать, разрешая противоречия, в соответствии с всеобщими закономерностями материального и духовного бытия.

Противоречивое отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении, есть борьба противоположностей, их «взаимоотрицание». Применительно к обществу борьба может быть в буквальном смысле (социальных, политических сил за свои интересы). В целом же слово «борьба» употребляется метафорически.

Начальный этап развертывания взаимодействия противоположных сторон единого обозначает категория «тождество». Относительное тождество перерастает в несовпадение, несовместимость и, наконец, во взаимоисключение противоположностей. Гегель определил следующие этапы взаимодействия сторон целого - тождество, различие, противоположность и собственно противоречие. К. Маркс на примере развертывания стоимостного отношения дополнительно поместил этап двойного существования. Переходное состояние объекта и есть его двойное существование.

Этапы взаимодействия сторон целого вызывают состояние гармонии, дисгармонии и конфликта противоположностей.

В состоянии гармонии каждая из сторон содействует более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом. Увеличивается пластичность, надежность системы. Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной стороны за счет другой. Она характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания. Конфликт (в широком смысле столкновение, противостояние сторон) как высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости противоположностей в рамках того или иного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса, к синтезу позитивных элементов старого и нового качеств.

В истории философии нередко преувеличивается значение то ли единства, то ли борьбы противоположностей. Абсолютизация борьбы противоположностей выражена в формуле Гераклита: «Война - отец всех вещей». Преувеличение единства противоположностей просматривается в позитивистской теории равновесия (XIX в.), в структурно-функциональном анализе (XX в.), где общество представлено как стабильная система, стремящаяся самоподдерживать состояние социального порядка и гармонии.

Точка зрения, обращающая внимание на единство противоположностей, исходит из принципа дополнительности. Д. Бруно писал: «Одна противоположность является началом другой... Уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение: любовь есть ненависть; ненависть есть любовь». В лоне русской философии и культуры XIX - начала XX в. обосновывалась концепция всечеловеческого единства, объединения народов мира в нерасчлененное целое (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). На базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей развивалась идея соборности (А.С. Хомяков, Е.Н. и С.Н. Трубецкие), где подчеркивалась значимость человеческого коллективизма. Под эту идею есть солидный опыт вечевого народного собрания, общинного самоуправления, казачьего круга, земства.

Одним из проявлений принципа дополнительности выступает содействие противоположностей. Например, в результате действия закона всемирного тяготения планеты Солнечной системы притягиваются Солнцем. Вращение планет в то же время совершается в силу действия центробежных сил. Взаимодействие (содействие, взаимодополнение) центростремительных и центробежных сил создает определенное равновесие. Или, живой организм сохраняет себя, пока находится в пределах меры, где ассимиляция и диссимиляция сбалансированы, дополняют друг друга.

Наука XX в. обнаружила, что элементарные частицы есть одновременно волны. В них выражено сочетание (взаимодополнение) сосредоточенности в точке (частица) и протяженности в пространстве (волна). В социуме принцип дополнительности выражается через консенсус, консолидацию, компромисс, конвергенцию, что нацеливает на нахождение взаимоуравновешенности, определенного баланса противоположных сил.

Вместе с тем недопустимо преувеличивать единство противоположностей (как и их борьбу). Помимо линии на достижение «симфонии» (консенсуса) противоположностей, тенденция их какофонии отнюдь не исчезла, а в ряде моментов дифференциация интересов (за рынки сбыта, ресурсы Земли) усиливает антагонизм регионов, государств, народов. Интеграционные процессы поднимают значение единства противоположностей (нарастает взаимозависимость в едином целостном мире), а сохраняющиеся дифференционные импульсы - борьбы противоположностей. Итак, наряду с принципом дополнительности действует принцип оппозиции, которые сосуществуют.

Классическая диалектика гласит, что борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно. Между тем, в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Изменчивость и устойчивость бытия и его фрагментов одинаково объективны и значимы. Поэтому, как показал предыдущий анализ, резко разводить моменты «единства» и «борьбы» противоположностей ошибочно.

В рамках синергетики закон единства и борьбы противоположностей в одном из аспектов проявляется во взаимодействии конкуренции и кооперации. Внутреннее взаимодействие между элементами системы представляет собой столкновение причин, часть из которых находится в состоянии конкуренции (деятельности в различных, даже противоположных направлениях), а другая - кооперации (деятельности в одном направлении). Конечный результат развития (отбора) определяется равнодействующей всех взаимодействующих причин.

Результат развития (отбора) обладает свойствами интеграции (объединения) и ветвистости (дифференциации, многообразия). Если в биологическом отборе идет борьба за приспособление, существование организмов в среде, то в социальном с его объективной и субъективной (общезначимые желания людей) составляющими - за преобразование, трансформацию человека и социума. В социальном отборе присутствуют естественная (природная) и социальная (общественная) стороны, которые, переплетаясь, взаимодействуя, определяют развитие и связи общества. В социуме проявляются две противоположные тенденции:

1) стремление социальных систем к устойчивости;

2) стремление к изменчивости (нарушение равновесия).

В целом, закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии импульс, побудительную силу, указывает, что основой изменений является борьба противоположностей, а основой относительной стабильности - единство сторон, тенденций того или иного процесса, явления.


Мотивом в деятельности людей. Это новое качество, ставшее важным элементом социального поpядка, тpебовало идеологического обоснования и нашло его в идее пpогpесса, котоpая пpиобpела силу естественного закона. Эта идея легитимировала и разрыв традиционных человеческих отношений, включая "любовь к отеческим гробам", и вытеснение чувств солидарности и сострадания. Эта связь прогресса и социального...

Мы проанализируем в гносеологическом разделе нашего учебника. Итак, отталкиваясь от интерпретации классического гегелевского наследия, обыкновенно выделяют три всеобщих закона диалектики: закон отрицания отрицания (или закон спиралевидного характера развития); закон перехода количественных изменений в качественные; закон единства и борьбы противоположностей. Последний, с нашей точки зрения, ...

И общими; -главными и неглавными, -необходимыми и случайными, -существенными и несущественными, -внешними и внутренними, -совместимыми и несовместимыми, -отдельными и неотдельными, -естественными и искуственными, 3. Категории диалектики разнообразны,сложны по своей природе.Они выражают; 1. Универсальные связи бытия.-Единичное и общее.Явление и сущность. В мире все взаимносвязано.эта...

Определения. Таким образом категории объективны по содержанию, но субъективны по форме. Мы представляли диалектику как науку, и утверждали, что наука, тем более наука, чем более развита система категорий её. Диалектика как наука, сумма знаний, есть не что иное, как система категорий диалектики, в их раскрытии находят выраженные законы и принципы диалектики. Единой точки зрения нет, но ряд...