Отрывки из жития святого стефана пермского. Житие константина-кирилла

«РОДНОЕ СЛОВО класс РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Допущено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (ОРОиК РПЦ 15-007-009) Допущено к распространению Издательским...»

-- [ Страница 2 ] --

Напишите в творческую тетрадь небольшой рассказ, раскрывающий смысл этого крылатого слова и сделайте к нему рисунок. Прочтите свой рассказ на уроке в классе и покажите сделанный вами к нему рисунок - и пусть учащиеся догадаются, о каком крылатом выражении идёт речь, а также назовут басню, из которой пришло это крылатое выражение.

В. Используя любое издание басен И.А.Крылова, найдите самостоятельно и выпишите в свою творческую тетрадь другие крылатые выражения, не приведённые в хрестоматии.



УРОК 11. КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЁТСЯ?

Задание 1.

А. Ответьте на вопрос: что означает слово «сочувствие»?

_______________________________________________________________________

Б. Проявляете ли вы в своей жизни сочувствие? Напишите о таких случаях.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

–  –  –

Задание 3.

А. Прочтите в хрестоматии сказку К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Ответьте на вопросы:

1. В чём, на ваш взгляд, заключается мудрость этой сказки?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Почему сказка называется «Тёплый хлеб»? Как вы понимаете значение эпитета «тёплый»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. О чём заставила вас задуматься сказка «Тёплый хлеб»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Решите небольшой кроссворд.

По вертикали: 3. Имя мельника. 4. Как звали мальчика?

5. Кличка коня.

Задание 4.

Напишите, почему человек должен быть ответственным за свои слова.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 5.

А. Прочтите стихотворения по теме урока в хрестоматии (стр. 84–86), а также в тексте урока.

Сравните стихотворение М. Дмитриева «Слово» с евангельскими словами, приведёнными в тексте урока. Ответьте на вопрос: какая главная мысль содержится в них? Какой важный вывод для себя необходимо сделать?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Выучите наизусть стихотворение М. Дмитриева «Слово» и запишите его по памяти в свою творческую тетрадь.

Задание 6.

А. Прочтите в хрестоматии отрывок из «Жития преподобного Макария Египетского» (стр. 86–87).

Ответьте на вопрос: какое наставление о влиянии слов даёт своим ученикам преподобный Макарий?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Подберите подходящие стихотворные строчки или цитаты русских писателей на ту же тему, встретившиеся вам в предыдущих уроках. Например, строки из стихотворений В.А.Солоухина или Н.И.Рыленко, приведённых в учебном пособии (стр. 51, 63) и другие:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 7.

А. Прочтите в хрестоматии высказывания о слове из Библии и святых отцов (стр. 87–88).

Выпишите в творческую тетрадь себе на память и для размышления одно из них.

Б. Напишите в свою творческую тетрадь сочинение-рассуждение на тему «Как мы должны относиться к слову и почему», не забывая подкреплять свои мысли цитатами из хрестоматии и учебного пособия.

Задание 8.

Прочтите в хрестоматии поговорки, относящиеся к теме урока (стр. 98), и запишите в свою творческую тетрадь три наиболее понравившихся вам.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ СЛОВА

(ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРВОГО РАЗДЕЛА)

Задание 1.

Какие группы слов вы изучали на уроках «Родного слова»? Перечислите их.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2.

А. Ответьте на вопросы:

1. Что значит словосочетание «доброе слово»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Что значит словосочетание «худое слово»?

_______________________________________________________________________

Б. Подберите синонимы к прилагательным «добрый» и «худой». [Воспользуйтесь словарями синонимов русского языка.] _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

В. С чем можно сравнить доброе слово? С чем можно сравнить худое слово?

Придумайте афоризмы на оба случая.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 3.

Сыграйте в игру «Третий лишний».

В каждой группе синонимичных слов - два исконно русских и одно заимствованное или два современных и одно старинное (и наоборот).

В каждой группе найдите «третье лишнее» и укажите в скобках его порядковый номер в группе:

Например: Брань – война – битва (1-е - старинное.) Алкать – желать – жаждать _______________________________________________________________________

Удалить – выгнать – изгнать _______________________________________________________________________

Свергнуть – низвергнуть – развенчать _______________________________________________________________________

Оптимальный – наилучший – благоприятный _______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 4.

А. Прочтите стихотворения, приведённые ниже:

–  –  –

*** Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать, Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад.

И величают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят.

Яков Козловский СЛОВО Нет силы сильнее, чем слову дана.

И властвует в мире над всеми она.

И гнев ли священный, порыв ли святой - Всё будит в нас слово, луч сердца живой.

Свободное слово к народу дойдёт, Укажет дорогу не вспять, а вперёд, Заронит желанье учиться и знать, Заставит бороться и твёрдо стоять.

Правдивое слово в сердца западет, И - дайте лишь время - плоды принесёт.

Оно обессилит неправду и гнёт.

И людям усталым луч солнца блеснёт.

Заветное слово, как светоч во мгле, Откроет к свободе всем путь на земле, Зарю призывая и верой бодря, И дрогнет мрак жизни, и вспыхнет заря.

Нет силы сильнее, чем слову дана, Господствует в мире над всеми она.

И гнев ли священный, порыв ли святой - Всё будит в нас слово, луч солнца живой.

Павел Заякин Б. Напишите в своей творческой тетради сочинение на тему «Такие разные слова», отвечая на следующие вопросы: какие бывают слова, почему слова бывают такие разные, от чего это зависит? В конце сочинения сделайте вывод: что нового я узнал, изучив этот раздел, чему научился и почему так важно внимательно относиться к своим словам, к своей речи.

В ходе написания сочинения воспользуйтесь всеми имеющимися на эту тему материалами хрестоматии, учебного пособия, а также записями в своей творческой тетради.

УРОК 12. «В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО»

Задание 1.

Как известно, передавать друг другу информацию могут разные существа.

Свой особый «язык» есть у пчёл, муравьёв и т.д. Но каким даром обладает только человек? Ответьте на этот вопрос, завершив высказывание известного русского писателя Л. В. Успенского.

Много на земле живых существ. Из них только человек обладает _______________________________________________________________________

Задание 2.

А. Напишите слова, которые были первыми написаны на славянском языке.

_______________________________________________________________________

Б. Напишите эти слова по-церковнославянски. [В этом вам может помочь иллюстрация к уроку.] _______________________________________________________________________

В. Напишите название книги, в которой были записаны эти слова.

_______________________________________________________________________

Задание 3.

Ответьте на вопросы:

1. Какие исторические источники донесли до нас сведения о времени создания славянской письменности и её создателях?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Почему именно Евангелие было первой книгой, переведённой на церковнославянский язык?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Каким было первое поэтическое произведение на церковнославянском языке?

_______________________________________________________________________

Задание 4.

Приведите слова, из «Пригласия к Евангелию», в которых сказано о слове - «пище для душ человеческих».

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 5.

Ответьте на вопрос: в каком году в России был возрождён праздник День славянской письменности и культуры?

_______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 6.

А. Прочтите в хрестоматии стихотворения по теме урока (стр. 100–101).

Запишите в творческую тетрадь наиболее понравившееся вам стихотворение и выучите его наизусть.

Б. Сравните стихотворения с текстом «Пригласия к Евангелию», приведённом в учебном пособии (стр. 69–70). Выделите их общую мысль. Запишите строчку из «Пригласия», в которой эта общая мысль выражена:

_______________________________________________________________________

В. Ответьте на вопрос: что даёт нам чтение слова Божия?

_______________________________________________________________________

Задание 7.

А. Прочтите в хрестоматии стихотворение «Сеятель» (стр. 102). Оно представляет собой стихотворное переложение одной известной евангельской притчи с её объяснением.

Ответьте на вопрос: о какой евангельской притче идёт речь?

_______________________________________________________________________

Б. Найдите в Евангелии эту притчу и прочтите её.

Ответьте на вопросы: о чём иносказательно повествует эта притча? Что такое семя и почва, куда падает семя, брошенное сеятелем? Как вы думаете, почему так происходит?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 8.

А. Прочтите в хрестоматии главу «Дар слова» из книги А. С. Шишкова «Славянорусский корнеслов» (стр. 103–105).

Ответьте на вопросы:

1. В чём состоит главное преимущество человека перед животными?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Что мы называем даром слова?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. К какому выводу о значении языка и словесности приходит автор в конце произведения?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Напишите в свою творческую тетрадь рассуждение на тему по выбору:

«О значении слова и словесности», «Слово как дар Божий человеку».

УРОК 13. КИРИЛЛИЦА

Задание 1.

Читали ли вы книги о создателях славянской азбуки святых Кирилле и Мефодии? Назовите эти книги.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2.

Прочтите отрывок из жития святого Кирилла.

«Благоразумно отвечал им философ: „Не на всех ли равно изливается дождь от Бога, по слову евангельскому, и солнце не всем ли равно сияет, и не все ли одинаково дышим мы воздухом? Как же не стыдитесь вы три только признавать языка, а прочим повелеваете быть глухими и немыми, как будто Господь не может даровать им тот же дар!“»

Пользуясь хрестоматией к учебнику, ответьте на вопросы:

1. О каких трёх языках говорит святой?

_______________________________________________________________________

2. Как вы думаете, кому адресованы его слова?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 3.

А. Напишите две буквы церковнославянской азбуки, которые обозначают один звук [ф].

_______________________________________________________________________

Б. Ответьте на вопросы:

1. С какой буквы начинается в церковнославянском языке имя Фёдор?

_______________________________________________________________________

2. От какого греческого слова образовано это имя?

_______________________________________________________________________

3. Как переводится имя Фёдор на русский язык?

_______________________________________________________________________

Задание 4.

Ответьте на вопрос: чем различаются слова «мир» и «мiр»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 5.

А. Как вы узнали на уроке, славянские буквы ранее служили ещё и цифрами.

Пользуясь таблицей, приведённой в тексте урока, запишите следующие числа по-церковнославянски:

17 __________________________________________________________________

500_________________________________________________________________

9 ___________________________________________________________________

122_________________________________________________________________

14 __________________________________________________________________

60 __________________________________________________________________

15 __________________________________________________________________

96 __________________________________________________________________

13 __________________________________________________________________

70 __________________________________________________________________

8000________________________________________________________________

30 __________________________________________________________________

2000________________________________________________________________

4 ___________________________________________________________________

Б. Попробуйте записать с помощью славянских букв текущий год:

_______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 6.

Прочтите в хрестоматии тексты: «Сказание о письменах» черноризца Храбра (стр. 107–109), «Из истории русской письменной культуры» (стр. 117–118) и отрывок их «Жития преподобных Кирилла и Мефодия» (стр. 119–122).

Ответьте на вопросы:

1. О чём повествует «Сказание о письменах» черноризца Храбра?

_______________________________________________________________________

2. Почему именно Кирилл и Мефодий были призваны для просвещения славян?

_______________________________________________________________________

3. Почему, несмотря на болезнь, Кирилл не отказался идти к славянам?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Как именно святые Кирилл и Мефодий создавали азбуку для славян?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Сколько букв создал святой Кирилл?

_______________________________________________________________________

6. Какие первые книги перевели Кирилл и Мефодий на славянский язык?

_______________________________________________________________________

7. Сколько на всё это им понадобилось времени?

_______________________________________________________________________

Задание 8.

А. Прочтите в хрестоматии стихотворения о святых просветителях славян (стр. 110–116). Подготовьте для выразительного чтения и выучите наизусть одно из них.

Б. Перепишите из хрестоматии в свою творческую тетрадь стихотворение «Слово» И. А. Бунина (стр. 110).

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

Задание 1.

Напишите имена создателей церковнославянского языка:

_______________________________________________________________________

Задание 2.

Ответьте на вопрос: какие книги «с прилежанием читать» советовал «всем любителям отечественной словесности» великий русский учёный М. В. Ломоносов?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 3.

Заполните пропуски в церковнославянских словах:

в__скресе, сребр__любие, мр__вий, бе__смертный, дажд__, небес__х, при__дет Задание 4.

А. Напишите на церковнославянском языке начало Молитвы Господней: Отче наш, Иже еси на небесех.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Напишите слово, которое употреблено здесь в звательном падеже:

_______________________________________________________________________

Задание 5.

Напишите русскими буквами это торжественное церковное песнопение:

Ви1дэхомъ свётъ и4стинный, пріsхомъ д¦а небeснаго, њбрэт0хомъ вёру и4стинную, нераздёльнэй трbцэ покланsемсz: тa бо нaсъ спаслA є4сть.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 6.

Прочтите в хрестоматии стихотворение О. Дмитриева о церковнославянском языке (стр. 123).

Выпишите из этого стихотворения строки, в которых автор говорит о церковнославянских словах, даёт им яркие характеристики и сравнения:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 7.

Прочтите в хрестоматии отрывок из слова святителя Димитрия Ростовского «Цветочки благоуханные» (стр. 127–129).

Выпишите из текста наиболее часто повторяющиеся в нём церковнославянские слова и поясните, что они означают.

_______________________________________________________________________

Задание 8.

Прочтите в хрестоматии отрывок из произведения «Торжество Православия»

(стр. 124–127).

Ответьте на вопросы:

1. Как дедушка Влас образно называет сокровища церковнославянского языка. Приведите несколько данных им ярких сравнений:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Чему мы можем поучиться у героев рассказа В.А.Никифорова-Волгина?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 9.

Прочтите в хрестоматии рассказ В.И.Даля «Перевод со славянского»

(стр. 130–132).

Ответьте на вопрос: что нового вы узнали из этого рассказа? На каком языке совершается Богослужение у сербов, болгар, русских и других славянских народов?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

УРОК 15. ПЕРВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ НА РУСИ

Задание 1.

Ответьте на вопросы:

1. Что представляла собой находка академика В. Л. Янина в 2000 году в Великом Новгороде, названная журналистами «звёздным часом отечественной археологии»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Как учёные называют эту находку?

_______________________________________________________________________

Задание 2.

Напишите начало первого псалма, с которого в Древней Руси начиналось обучение грамоте:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 3.

Нарисуйте «грамоту» - послание от себя мальчику Онфиму.

Задание 4.

А. Прочтите в хрестоматии отрывок из статьи известных учёных о Новгородской Псалтири (с. 133–137).

Ответьте на вопросы:

1. Что интересного вы узнали из этой статьи об уникальной находке 2000 года?

_______________________________________________________________________

2. О каком открытии в области археологии идёт в ней речь?

_______________________________________________________________________

3. Каким временным интервалом датируется найденная древнейшая книга Древней Руси?

_______________________________________________________________________

4. Как была названа эта древнейшая книга?

_______________________________________________________________________

5. Что она собой представляет?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

6. Чем эта книга являлась на Руси?

_______________________________________________________________________

Б. Напишите маленькое сочинение по материалам урока и хрестоматии на тему «Как наши предки учились грамоте. Какими были первые учебные пособия на Руси».

УРОК 16. ДРЕВНЕРУССКАЯ КНИГА

Задание 1.

Ответьте на вопросы:

1. К какому веку относятся старейшие сохранившиеся русские рукописные книги?

_______________________________________________________________________

2. Сколько рукописных книг сохранилось от XI–XII веков?

_______________________________________________________________________

3. Почему большинство древнерусских книг не сохранилось до нашего времени?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Почему «Киевская Псалтирь» признана одной из самых лучших русских рукописных книг?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Из каких материалов в древнерусских книжных мастерских делали чернила?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

6. В старину говорили «Книжное слово в жемчугах ходит». Как вы понимаете это выражение? Почему древние книги были дорогими?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2.

А. Назовите самую древнюю русскую датированную рукописную книгу.

_______________________________________________________________________

Б. Назовите другие известные вам древнейшие рукописные книги.

54 _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 3.

Разгадайте кроссворд и узнайте, как называлась древнерусская книжная мастерская.

1. Книга псалмов. 2. Сборник для чтения. 3. Имя переписчика «Киевской Псалтири». 4. Богослужебный сборник. 5. Материал для письма из телячьей или бычьей кожи. 6. Книжная иллюстрация. 7. Составитель Изборника 1076 года. 8. Новгородский посадник, по заказу которого была создана древнейшая из датированных рукописных книг. 9. Заглавная буква в древнерусских книгах. 10. Переписчик Остромирова Евангелия.

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 4.

Прочтите в хрестоматии стихотворении А. Жигулина (стр. 138) и выучите его наизусть.

Ответьте на вопрос: о чём так болит душа у автора этого стихотворения?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 5.

Прочтите в хрестоматии отрывок из книги известнейшего историка нашего времени академика Н. Н. Покровского «Путешествие за редкими книгами»

под названием «Скрипторий» (стр. 139–142).

Ответьте на вопросы:

1. Чему посвящён этот отрывок?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Как осуществлялось переписывание книг в скрипториях?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Сколько времени занимала у писца переписка книги в 200–300 листов?

_______________________________________________________________________

Задание 6.

Ответьте на вопросы:

1. Кто на Руси занимался переписыванием книг?

_______________________________________________________________________

2. Почему труд переписчика считался высоким служением, а самого переписчика сравнивали с пчелой?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Какими качествами, по словам архимандрита Иннокентия (Просвирнина), должен обладать человек, который переписывает книги?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Как вы думаете, почему на Руси всегда было особое благоговейное отношение к книге?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Почему каждая древнерусская рукописная книга, дошедшая до нас, - огромная ценность?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

УРОК 17. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Задание 1.

Перечислите известные вам произведения древнерусской литературы.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2.

Ответьте на вопросы:

1. О чём писали древнерусские летописцы?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Почему учёные особо интересуются древнерусскими летописями?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Как называется древнейший русский летописный свод?

_______________________________________________________________________

4. Как сохранилась «Повесть временных лет»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 3.

Прочтите отрывки из «Поучения Владимира Мономаха». Это «Поучение»

высоко ценилось в Древней Руси.

58 «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека...

Куда же пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, - то пищей и питьём: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым...

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать:

что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится...

Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

Ответьте на вопрос: какими советами из «Поучения» вы сегодня можете воспользоваться?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 4.

А. Прочтите в хрестоматии «Плач Ярославны» (стр. 144–145), стихотворение «Летописец» (стр. 143–144).

Ответьте на вопросы:

1. Почему тяжёлый труд летописца столь необходим?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. За что прославляется нелёгкий труд летописца?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Возьмите в библиотеке любое издание «Слова о полку Игореве». Перескажите кратко сюжет этого памятника древнерусской литературы.

В. Выучите наизусть «Плач Ярославны».

Задание 5.

А. Прочтите в хрестоматии отрывок из «Повести временных лет» (стр. 155– 156).

Ответьте на вопросы:

1. О каких событиях повествует этот отрывок?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. С кем сравнивает летописец Ярослава Мудрого, за какие качества и деяния прославляет его летописец?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Запишите в свою творческую тетрадь отрывок о пользе книжного чтения.

Задание 6.

А. Прочтите в хрестоматии отрывок из «Поучения Владимира Мономаха»

(стр.145–151).

Ответьте на вопросы:

1. Для кого писал это «Поучение» князь Владимир Мономах?

_______________________________________________________________________

2. Чему он учил?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Что больше всего беспокоило великого князя?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Какие выводы можно сделать, прочитав этот отрывок из «Поучения»: о чём свидетельствует «Поучение»? чему можем мы научиться из него?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Выпишите себе на память в творческую тетрадь некоторые из наставлений князя Владимира Мономаха - самое важное, на ваш взгляд, приложимое к вашей жизни.

Задание 7.

Выпишите в свою творческую тетрадь из текста урока начало из «Слова о погибели Русской земли», выучите наизусть этот отрывок.

Ответьте на вопрос: каким чувством пронизано это произведение, как и вся древнерусская литература?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

УРОК 18. ЖИТИЯ СВЯТЫХ

Задание 1.

Ответьте на вопросы:

1. Почему в древнерусских книгах монаха - переписчика книг - нередко сравнивали с пчелой?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Что представляли собой сборники-книги под названием «Пчела», «Луг духовный»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Как вы понимаете поговорку «Не хлебом единым»? Откуда пошло это выражение?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Что является для православного человека «пищей духовной»?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 2.

Заполните пропуски:

Жития святых во многих семьях читались по церковному календарю - ____________________. Сведения из житий святых нередко включались в состав ______________________. Сборники житий святых назывались ____________________, то есть «месячные чтения». Раздел филологии, который изучает жития святых, называется ____________________. При жизнеописании святого авторы часто пользовались словами из Евангелия, в которых он сравнивался со ______________.

Слова для вставки: русских летописей, Четьи Минеи, светильником, агиографией, «по святцам».

62 Задание 3.

А. Завершите евангельские слова, которые привёл Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного Сергия Радонежского.

Да светит свет ваш перед людьми ______________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Б. Ответьте на вопрос: для чего в текстах древнерусских житий используются цитаты и сравнения из Священного Писания?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 4.

А. Ответьте на вопрос: какие жития святых, кроме тех, что были названы на уроке, вы читали?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Б. Напишите небольшой рассказ об одном из святых.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Задание 5.

Прочтите в хрестоматии «Житие святых Кирилла и Мефодия» (стр. 157–160).

Составьте краткий пересказ текста Жития, ответив на вопросы:

1. Почему святые равноапостольные Кирилл и Мефодий получили наименование первоучителей словенских?

_______________________________________________________________________

2. Откуда родом были святые братья?

_______________________________________________________________________

3. С какой целью они были отправлены в Моравию?

_______________________________________________________________________

4. Когда и как были призваны братья на святое дело просвещения славян?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Кто из братьев решился составить для славян азбуку?

_______________________________________________________________________

6. В каком году был закончен перевод первой книги на славянский язык, и что это была за книга?

_______________________________________________________________________

7. О чём просил перед смертью святой Кирилл брата?

_______________________________________________________________________

8. За что начались гонения на святого Мефодия?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

9. За что особо почитают святых Кирилла и Мефодия в России и в Болгарии, что совершается в их память?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

10. Чему учит нас подвиг святых братьев?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание 6.

А. Прочтите в хрестоматии отрывок из «Жития святого благоверного князя Александра Невского» (стр. 161–165).

Ответьте на вопросы:

1. Какой период жизни святого князя описан в этом отрывке?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. О каком сражении в нём идёт речь?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Похожие работы:

«КИНОИНДУСТРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сентябрь ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПАНИИ «НЕВАФИЛЬМ», ПРИ УЧАСТИИ «RFILMS» И «ГРОТЕК»ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ОБСЕРВАТОРИИ КИНОИНДУСТРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сентябрь 2010 ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПАНИИ «НЕВАФИЛЬМ», ПРИ УЧАСТИИ «RFILMS» И «ГРОТЕК» ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ОБСЕРВАТОРИИ Киноиндустрия Российской Федерации Исследование выполнено компанией «Невафильм» при участии компании «RFilms» («Инвест Коллегия») и «Гротек» для Европейской аудиовизуальной...»

«ОРГАНИЗАЦИЯ A ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ Distr. GENERAL A/HRC/11/1 31 March 200 RUSSIAN Original: ENGLISH СОВЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Одиннадцатая сессия Пункт 3 повестки дня ПООЩРЕНИЕ И ЗАЩИТА ВСЕХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ, ВКЛЮЧАЯ ПРАВО НА РАЗВИТИЕ Доклад Специального докладчика по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья Ананда Гровера Представляется с...»

«ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: ОПЫТ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ДИАЛОГА ОПЫТ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ДИАЛОГА НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ Материа лы М е ж д у н а р о д н о г о форума представителей стран СНГ 7-8 декабря 2011 года Москва, 201 УЧАСТНИКИ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ: ученые, деятели культуры и образования, представители государственных органов, общественных организаций, духовные лидеры РФ и стран СНГ, в том числе:...»

«МИНИСТЕРСТВО МОЛОДЕЖИ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА НА ПЕРИОД 2013-2020 ГГ. КИШИНЭУ, 2012 Под редакцией Манолаки В. Г., доктор хабилитат педагогических наук, профессор, мастер спорта, заслуженный тренер Республики Молдова СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..6 1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА (В. Г. Манолаки, В. Дорган, М. Быргэу, Н. Амброси, А....»

«ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ 1998 № 3 МЕТОДОЛОГИЯ И.Н. СЕМЕНОВ Акмеология новое направление междисциплинарных исследований человека* Социокультурный контекст развития акмеологии На исходе XX века и в преддверии третьего тысячелетия при возникновении глобально-кризисных проблем (экологических, демографических, социальных) особую остроту приобретает поиск новых возможностей и ресурсов для их рационального решения. Один из конструктивных путей связан с созданием инновационных высоких...»

«1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Математика» являются: – создание математического фундамента для изучения общенаучных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, – воспитание математической культуры и понимания роли математики в различных сферах профессиональной деятельности.2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Математика» является базовой дисциплиной математического цикла дисциплин Федерального государственного стандарта высшего профессионального...»

«ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БЫКОВ ЕВГЕНИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ Уральский государственный университет физической культуры зав. каф. спортивной медицины и физической реабилитации доктор медицинских наук, профессор Современные проблемы: Изменения в законодательной базе ФКиС (новые стандарты; изменения в структуре подготовки спортсменов); Необходимость изучения основ спортивной тренировки; Слабый уровень подготовки...»

«1.ИСХОЖНЫЕ ДАННЫЕ И КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Основной целью изучения дисциплины «Культурология» является формирование у будущих бакалавров знаний базовых, ключевых понятий, составляющих теоретическую основу для понимания проблематики культуры, принципов развитие культурологических учений, существа основных проблем современной культурологии.1.2 Основными задачами дисциплины являются:выяснить основные подходы к определению понятия «культура»; определить основные взгляды на место...»

«ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ GOVERNMENT OF MOSCOW MOSCOW DEPARTMENT OF CULTURE ЕВРОАЗИАТСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ЗООПАРКОВ И АКВАРИУМОВ EURASIAN REGIONAL ASSOCIATION OF ZOOS & AQUARIUMS МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗООЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК MOSCOW ZOO ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК ЕВРОАЗИАТСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ ЗООПАРКОВ И АКВАРИУМОВ INFORMATIONAL ISSUE OF EURASIAN REGIONAL ASSOCIATION OF ZOOS AND AQUARIUMS ВЫПУСК № 34 ТОМ 1 ISSUE № 34 VOLUME 1 МОСКВА ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ...»

«Труды БГУ 2015, том 10, часть 1 Биотехнология УДК 633.88:602.3:57.086.83 РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ДЕПОНИРОВАНИЯ КАЛЛУСНЫХ КУЛЬТУР ЦЕННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ С.Н. Филиппова, Т.И. Дитченко, А.О. Логвина, В.М. Юрин Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь, e-mail: [email protected] Введение Проблема сохранения генофонда ценных лекарственных растений в настоящее время приобретает все большую актуальность ввиду стремительного сокращения ареалов...»

«Доклад заведующего отдела по делам молодежи, физкультуры и спорта администрации МР «Сухиничский район» об итогах работы по развитию молодежной политики, физической культуры и спорта за 2013 год и планах на 2014 год 15.01.2014 г. Малый зал администрации 15-00 час. Добрый день, уважаемые коллеги, Анатолий Дмитриевич! Мы пригласили сегодня всех, с кем работаем и с кем вместе строим молодежную политику на муниципальном уровне: заведующие отделами администрации, заместители по воспитательной работе...»

«Книжная летопись. Издано в Архангельской области в 2006 году. Обязательные экземпляры документов Архангельской области, поступившие в фонд библиотеки на 30.09.2014 Естественные науки Техника Сельское и лесное хозяйство Здравоохранение. Медицинские науки. Физкультура и спорт Общественные науки. Социология. Статистика Общественные науки. Социология Статистические сборники Исторические науки Экономика Политические науки. Юридические науки. Государство и право Политические науки. Юридические науки...»

«Критика и библиография КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ УДК 069.6:[ДЬЮИ+321.7] В. Г. Ананьев Hein G. E. Progressive Museum Practice: John Dewey and Democracy. Walnut Creek, California: Left Coast Press, Inc, 2012. 256 pp., ills. ISBN 978-1-59874-481-1 paperback [Хейн Дж. Э. Прогрессизм в музейной практике: Джон Дьюи и демократия. Уолнат Крик, Калифорния: Left Coast Press, Inc, 2012. 256 с., илл. ISBN 978-1-59874-481-1 paperback] На рубеже 1980 – 1990-х гг. в музейных исследованиях широкое распространение...»

««ПИТАНИЕ – СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ» АКСЕНОВА И.Г., к.с.н., Руководитель информационно-консультационного центра оздоровительного питания, руководитель проекта «ЮКИОР-Тенториум» Здоровье – это область взаимных интересов государства, общества, бизнеса и человека. Когда мы говорим о здоровье нации, то, определяя ответственность каждого из названных субъектов, ориентируемся на здоровый образ жизни и массовое занятие физкультурой и спортом,...»

«МУК «ГЛАЗОВСКАЯ РАЙОННАЯ ЦБС» ГЛАЗОВСКАЯ РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА Информационные и методико-библиографические материалы по экологии Выпуск 8 Глазов, 201 Экологический вестник [Текст]: методико-библиографические материалы / составитель, тех. редактор., оформитель И.В.Каркина – Глазов: Глазовская районная библиотека, 2015 К ЧИТАТЕЛЮ В последнее время тема экологии очень актуальна. Вопросы о глобальном потеплении, о пагубном влиянии человеческой жизнедеятельности на экологию планеты Земля часто...»

«ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ управления образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2014 год I. Анализ состояния и перспектив развития системы образования.1. Вводная часть.1.1. Общая социально-экономическая характеристика Сергиево-Посадского муниципального района. Сергиево-Посадский муниципальный район расположен в 70 км от Москвы, на северо-востоке Московской области, и занимает площадь 202,7 га....»

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ В. Е. ЧУРОВ УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ВСТРЕЧИ 28 ТЕКСТОВ Доклады, выступления, лекции в СПбГУП Санкт-Петербург ББК 73 Ч93 Чуров В. Е. Университетские встречи. 28 текстов: доклады, выстуЧ93 пления, лекции в СПбГУП. - СПб. : СПбГУП, 2015. - 262 с. ISBN 978-5-7621-0838-6 В книге опубликованы лекции и выступления председателя Центральной избирательной комиссии РФ, профессора В. Е. Чурова, состоявшиеся в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете...»

« Т 6 РАЗ В Г О Д Сентябрь - Октябрь I97 ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» Москва Р е д а к ц и о н н а я к р л л е г и я: Ю. П. Петрова-Аверкиева (главный редактор,),Ц. П. Алексеев, С. А. Арутюнов, Н. А. Баскаков, С. И. Брук, Л. М. Дробижева, Г. Е. Марков, Л. Ф. Моногарова, А. П. Окладников, Д. А. Ольдерогге, А.И.П ер ш и ц, Н. С. Полищук...»

«Diagnosing and Changing Organizational Culture Based on The Competing Values Framework Kim S. Cameron The Weatherhead School of Management Case Western Reserve University Pobert E. Quinn School of Business Administration University of Michigan An imprint of Addison Wesley Longman, Inc. Reading, Massachusetts Menlo Park, California New York Harlow, England Don Mills, Ontario Sydney Mexico City Madrid Amsterdam ДИАГНОСТИКА И ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ Ким С. Камерон Роберт...»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Отрывки из жития святого Стефана Пермского, на которые сделаны указания в нашей «Истории»

1. «Сии преподобный отец наш Стефан бе оубо родом роусин, от языка словенска, от страны полоунощныя, глаголемыа Двинскыа, от града нарицаемаго Оусть-Юга, от родителю нарочитоу, сын некоего христолюбца моужа, верна християна именем Симеона, единого единый от крил к великий соборныя церкве святыа Богородица, иже на Оусть-Юзе, и от матере такоже християны, нарицаемыя Мария. И еще детищем сый, измлада вдан бысть грамоте; оучити ю же вскоре извыче, всю грамотоу яко до года, и конархатнемоу тачей чтец бысть во сборней церкви... Наоучи же ся в граде Усть-Юзе всей грамотичней хитрости и книжней силе. Возрастьшоу емоу в девъстве, и во чистоте, и в целомудрии и многи книги почитавшоу Ветьхаго и Новаго Завета. И еще млад боуда в оуности, отрок сы верстою, пострижеся в черньци во граде в Ростове у святого Григория Богослова, в монастыри, нарицаемем Затворе, близ епископьи, яко книги многи бяхоу тоу, доволны соуща емоу на потребоу почитаниа ради, при епископе Ростовстем Парфении... Прилежно имяше обычай почитати почитание книжное, и не бедно оучение рад оумедливая по оученьи, но да дондеже до конца поистинне оуразоумеет о коемждо стисе словеса, о чем глаголет, ти тако протолковаше; с молитвою бо и молением разоума сподобяшеся, и аще видяше моужа моудра и старца разоумична и духовна, то емоу совпросник и сбеседник беаше, и с ним соводворяшеся, и обнощеваше, и оутреневаше, распытая ищемых скоропытне.

2. Непразден же присно пребываше, но делаше роукама своима всегда троудолюбне, и святыя книги писаше хитрей гораздо и борзо, и послоушьствують книги его многая, яже и до сего дни яже своима роукама написал, троудолюбне счинив, яже соуть троудове его. Такоже емоу правимоу добре благодатми, имяше оуправлен образ дел его, и тако за многоую его добродетель поставлен бысть в диаконы от Арсеньа князя и епископа Ростовскаго. Таче посем, по преставленьи Алексиа митрополита, повелением наместника его именем Михаила, нарицаемаго Митяя, поставлен бысть в прозвитеры от Герасима, епископа Коломеньскаго. И изоучися сам языкоу пермьскомоу, и грамотоу новоу пермьскоую сложи, и азбоуки незнаемы счини, по предложенноую пермьскаго языка, якоже есть требе, и книги роуския на пермьский язык преведе, и преложи, и преписа. Желая же болшаго разоума, яко образом любомоудриа, изоучеся и греческой грамоте и книга греческия извыче добре, почиташе я и присно имеяше я оу себя, и бяше оумея глаголати треми языкы, такоже и грамоты три оумеяше, яже есть: роуския, гречски, пермьски, яко сбытися о сем словеси ономоу глаголющю, ижь речеся, яко языкы возглаголють новы; и паки: Инеми языки глаголати оу строи. И добрее обдержаще и помысл, еже ити в Пермьскоую землю и оучити я. Того бо ради язык пермьский покоушашеся изоучити, и того деля и грамотоу пермьскоу створи, понеже зело желааше и велми хотяше еже шествовати в Пермь, и оучити люди некрещеныя, и обращати неверныя человеки, и приводити я ко Христоу Богоу в вероу христианьскоую. Не токмо же помысли, но и делом створи.

3. Воздвиже Бог оугодъника своего Стефана в та времена и оустрои его быти проповедника и слоужителя словоу истинноумоу и строителя тайнам его и оучителя Перми; яко древле во Израили Веселеила, наполни его мудрости, и разоума, и хитрости; еюже наполнився и теплотою веры Христовы ражжегся, и многим желанием восхоте ити в Пермьскую землю, и оучити я православной вере христианьстей. И сице емоу оумысльшоу, приде ко преже реченномоу владыце Герасиму, епископоу Коломеньскомоу, наместнику на Москве, соущю емоу старцоу многолетноу и добролепноу, иже бе святил его на доставление прозвитерства, благословитися хотя от него, да его благословить благий он поуть и на право оумышленое шествие и на доброе исповеданье. Бяше бо в ты дни на Москве не соущоу никомоуже митрополиту, Алексею оубо к Господоу отшедшю, а другомоу не оу пришедшю; темже подобно бе емоу с подобным доброчестьем потребовати благословенья, и молитв, и грамот, и отпоущеньа от старейшин святительск.

4. Взем с собою от мощи святых антимысы и прочая потребная, яже соуть надобна на освящение святей церкви, и святое миро, и священое масло, и ина таковая подобно ключимаа, и тако пойде, дръзновением м(н)огим оустремися ко шествию преже реченнаго образа, и оутверди лице свое в землю Пермьскую.

5. От них (пермян) оубо, слышавше проповедь веры христьанскыа, овии хотяху веровати и креститися, а друзии же не хотяхоу, но и хотящим възбраняхоу веровати. Елико же первие мало некто от них вероваша и крещени быша от него, те часто прихожаху к немоу и приседяхоу присно ему, събеседоущее и съвъпрошающеся с ним, и повсегда держахуся его и зело его любляхоу;

а иже не вероваша, ти не любят его, и отбегают, и оубити помышляют... Исперва оубо сии Стефан много зла пострада от неверных пермян от некрещеных:

озлобление, роптание, хноухнание, хоуление, оукорение, оуничижение, досаждение, поношение и пакость, овогда оубо прещение: смертию прещахоу емоу, овогда же оубити его хотяхоу.

6. Божий же раб Стефан помолися Богоу и помолитве потщася заложити святоую церьковь Божию... Поставих сию церьковь на месте нарицаемем на Усть-Выми, идеже Вымь река своим устьем въшла в Вычегду реку, идеже последи создана бысть обитель болшаа, еже потом епископья его наречена бысть. Егда же свяща церьковь сию, яко быти ей, нарече ю в имя Пресвятыя, Пречистыя, Преблаженыя Владичица нашея Богородица и Приснодевы Марьа, честнаго Ея Благовещениа. Устави же ся таковый праздник праздновати месяца марта 25 день, рек, яко сии праздник - се зачало всем праздником великим Господним, и яко се есть начаток спасению нашему.

7. И многи увеща отложити суетную прьмскую прелесть кумирьскую и веровати в Господа нашего Иисус Христа, и креститись обещашась. Аще бо и с яростию и гневом преже устремишася на нь, но обаче увещевахуся в мир кротостью его... Разходящесь, не сотвориша емоу зла никоегоже, но множайшии от них крестишася. И тако помалу множашася стадо Христово и подробноу прибывяше христиан, подробну бо, рече, созидается град; а прочий осташа некрещени, но всегда же обаче имеяхоу обычай сбиратись вкоупе и сходитись в место едино - или пермяне к немоу к новопоставленой церкви оной, о нейже преже рехом, или он к ним во етеро место оуреченое на совпрошенье и на истязанье. Но обаче отнележе церкви его создана бысть, по вся дни прихожахоу пермяне, и некрещении соуще, не на молитву частяще, не яко спасенья требующе или молитвы ради пририщюще, но видети хотяще красоты и доброты и зданья церковнаго и бяхоу наслажающеся зренья, пребывахоу и паки отхожахоу... Некоторый от пермян, суровейший моужи, невернии человецы и еще некрещени соуще, собравшеся мнози, и от них овии соуть волсви, а друзии - кудесници, инии же - чаротворцы и прочий старци их, йже стояху за веру свою и за пошлину Пермьскиа земля, иже хотяху разъвращати веру христьанскую. И люте попремногу смущающе, спирахуся с ним, хваляще свою веру, хуляще же и укоряюще веру христьанскую. И сице творяху, часть служаху ему, съпротивляющеся ему о вере. Стефан же, Божиею благодатью и своим досужством, всех сих препираше, аще и многу съпрашанию бывшю; аще и велику промежу ими истязанию сущу, но вси припрени быша от него.

8. Тогда восхотеша креститись еже некрещении пермяне, и събрашася к нему людие мнозии, народ мужи, и жены, и дети, яко на поученье. Он же, видя их на крещение грядуща, и зело преобрадовася обращенью их, и с веселым сердцем и со тщаньем прият я, и, отверз уста своя, паки учаше по обычаю... Он же, знаменав тех когождо их рукою своею, прекрестив, и огласив, и молитву сьтворив, и благословив, отпусти я с миром когождо восвояси, завоведав имь по вся дни частити к святей церкви Божий, ко оглашению же приходити оглашенных. И по вся дни молитву творя над ними, и по малех временех уреченых молитвовав над ними довольно, и тако тех научив православней вере христьянстей и с женами их и с детми, и крести я во им Отца и Сына и Святого Духа; и научи их грамоте их пермьстей, юже бе дотоле ново сложил; но и всемь имь: новокрещеным мужем, и оуношам, и отроком младым, и малым детищем,- заповеда учити грамоту: Часословець яве, и Осмогласник, и Песница Давыдова, но и вся прочаа книгы. Учащих же ся грамоте, елици от них извыкоша святым книгам, и в тех разбираше: овых в поп поставляше, овых же в дьяконы, другая же подьякы, четци же и певци, петие им перепеваа, и перелагаа, и писати научая их пермьския книга; и сам спомогаа им, преводяще с руских книг на пермьскиа книгы, и сиа предасть им. И так оттоле друг друга учаху грамоте, и от книг книгу преписующе, умножаху, исплъняюще.

9. И тако помогающу Богу, благоволящу же и сдействующу, постави другую церковь святую, добру и чюдну, по образу предреченному указанному, и в ней иконы и книгы устрой. Но и третью церковь на ином месте. И сие изволися ему не едину церковь поставити, но многы, понеже бо людие пермьстии новокрещаемии не в едином месте живяху, но зде и онде, ово близу, ови же дале; темъже подобаше ему разныя церкви на разных местех поставляти - по рекам и по погостам, идеже коейждо прилично, яко сам весть. И тако убо церкви святыя съзидаются в Перми, а идолы скрушахуся... А еже повешаное около идол, или кровля над ними, или на приношение, или на украшение им принесенное, или соболи, или куници, или горностаи, или ласици, или бобры, или лисици, или медведна, или рыси, или белки, - то все сьбрав в едину кущу, съкладе и огневи предасть я, кумира преже обухом в лоб ударяше ти потом топором иссечаше я на малыя поленца, и, огнь възнетив, обое сгараше огнем - и куча с куницями, и кумир вкупе с ними. Себе же в приобретение того прибытка не примаше, но огнем сжегаше я, глаголя, яко се часть есть неприязнена. И о сем зело дивляхуся пермяне, глаголюще: «Како не приимаше себе всего того в корысть?..» Бяху бо в Перми кумири разноличнии, овии больший и меньший, друзии же средний, а инии нарочитии и словутнии, и инии мнозии, и никто может исчести их; овем убо редции моляхуся и худу честь въздаяху, а другим же мнози не токмо ближний, но и дальний погостове. Соуть же уних етери кумири, к нимьже издалеча прихожаху и от далних мест поминки приношаху, и за три дни, и за четыре, и за неделю соущи, и с всяцем тщанием приносы и поминки присылаху.

10. Прииде некто олъхв, чародеевый старець, лукавый и мечетник, нарочит кудесник, влъхвом начальник, обавником старейшина, отравником болший, иже на влъшебныя хитрости всегда упражняася, иже кудесномоу чарованию тепл сы помощник, имя ему Пам; сътник бо бяше во стране той... Кудесник, часто приходя, овогда убо втаю, овогда ж яве, развращаше новокрещеныя люди, глаголя: «Братиа, мужи прьмстии, отческих богов не оставливайте, а жрътв и треб их не забывайте, а старые пошлины не покидывайте, давныя веры не пометываите; еже твориша отци наши, тако творите; мене слушайте, а не слушайте Стефана, иже новопришедшаго от Москвы. От Москвы может ли что добро быти нам? Не оттуду ли нам тяжести быша, и дани тяжкия, и насильства, и тивуни, и довотщици, и приставници? Сего ради не слушайте его, но мене паче послушайте, добра вам хотящаго; аз бо есмь род ваш, и единоя земля с вами, и един род, и единоплеменен, и едино колено, и един язык; лепо вы есть мене послушати паче; аз бо есмь ваш давно и учитель, и подобаше вам мене послушати, старца суща и вам аки отца паче, нежели онаго русина, паче же москвитяна - и млада суща предо мною връстою телесною, и малолетна, уна суща възрастом, леты же предо мною, яко сына и яко внука мне.

11. И пребыста сама два токмо, друг другом истязающеся словесы, весь день и всю нощь без брашна и без сна пребываше, ни престая имуще, ни почивания сътворяюще, ни сну вдающеся, но присно о спирании супротивляхуся, словесы упражняхуся. И оубо аще и много изглагола к нему, но обаче мняшеся, аки на воду сеяв... И бысть по словесех сих, егда скончашася вся словеса си по мнозех распрениих и супротиворечии, изволися има обема, и избраста себе оба два сама, и въсхотеста приати искушение веры, и рекоста друг ко другу: «Придиве, и въжжеве огнь, и внидеве в онь, яко исквозе огнь пламенен, пройдева посреди пламени горяща, вместе купно пройдева оба, аз же и ты, и ту приимеве искушение, и ту возмеве искушение и извещение веры: да иже изыдет цел и неврежен, сего вера права есть и тому вси последуим. И паки другойци другое извещение приимемь темь же образом: приидеве оба, имшесь за руце когождо, и внидеве вкупе в едину пролубь, и низснидеве в глубину реки Вычегды, и пустивеся наниз по подледию, и паки по часе довольно, ниже единаго плеса, единою пролубью оба купно паки взникневе; да егоже аще вера права будет, сии цел изыдет и неврежен, и тому прочее вси повинутся». И угодно бысть слово се предо всем народом людьи, и реша вси людие: «Воистинну добр глагол, еже реете днесь...» Народу же предстоящу, человеком собранным, людем зрящим воочию леповидцем, огню горящу и пламени распаляющуся, преподобный же паче прилежаше, ем, понужая его, но и рукою яв за ризу влъхва и крепко сожем его, похващаше и нудьма влечаше ко огню очима. Чародей же паки въспящяшеся въспять. И елижды сему бываему, толкраты же сии нагло влеком, вопияше, глаголя:

«Не дейте мене, да почию!» Паки же третицею стяживси преподобный, позываше и глаголя: «Пойдеве, да внидеве оба в огнь палящь, по словеси твоему и по суду своему, якоже еси изволил». Он же не хотяше внити... Преподобный же Стефан, победився со влъхвом различным сим начинанием, паки инем образом победу въздвиже на нь: поим его народом и приведе к реце; и сътвориша две велице пролуби: едину выше, а другую вдале вниз; ово убо, яже есть врьхняа, оуду же попрети има обема вкупе, имшимся за руце, ова же нижняя, еюже низшедше по подледию, и паки выспрь възникнути. Чародеивый же вълхв и тамо побежден пострамися, но и тамо трикраты понужден быв, и многажды отврьжеся, глаголя, яко немощен есмь сице сотворити, аще и тмами виновата мя сотворите.

12. Межю же сим преподобный крещаше люди, зде и онде обретающихся, от различных погостов приходящих мужи, и жены, и дети, сущаа младенца, елико верных и елико готовающихся к святому просвещению, елико хотяющих породитися банею пакыпорождениа, и елико желающих приати Христово знамение, елико приходящих к святому крещению, сих всех оглашая, поучая, крещаше, яко же бе ему обычай, иже и присно творяше. Дело же бе ему: книги писаше, со руских переводя на пермьския, но и с греческих многажды на пермьскиа, и немалу болезнь имея, о семь прилежаше, овогда убо почиташе святыа книги, овогда же переписоваше; то бо бе дело ему присно - тем и в нощех без сна пребываше, и бдениа повсегдашняя сътворяше, денью же множицею непразден пребываше, овогда убо тружашеся еже в делех руку своею, ово же наряжаше и устраяше яже надобно о церкви, или себе на потребу и сущим с ним... И умножшимся учеником, пребываху христиане, но и церкви святыя на различнех местех, и на разных реках, и на погостах еде и онде созидаеми бываху. И нужа всяко бысть ему взискати, и поставити, и привести епископа, исъпроста рещи, всяческы требует земля та епископа, понеже до митрополита и до Москвы далече сущи... И сих ради всех советоваше со предними своими чиноначальники, и таковьм ради вины воздвижеся от земля далняа, еже есть от Перми, на Москву ко князю великому Дмитрию Ивановичи? и к Пименоу, тогда сущу митрополиту, и вину сущу поведа им, еяже ради от далняго оземъствованиа пришествова на Москву.

13. Митрополит же со князем великым сразсудив, и подумав, и поразсмотрив, видев и слышав мужа добродетель, и благоизволение, и доброе исповедание, и яко учительскым саном украшена суща, и яко апостольское дело начинающа же и свершающа, и таковыя благодати достойна бывша, изъбрав епископы, и священники, и прочая клиросники, таче Божиею благодатию, и изволением князя великаго, и своим избранием, и хотением всего причта и людей, поставль его епископом в Пермскую землю, юже и просвети святым крещением... И приехав в свою си епископью, паки попервою держашеся устроение, и свое обычное дело имяше, и слово Божие проповедаше с дръзновением, и невозбранно учаше я, елико где осталося от некрещеных, изыскав сюду и сюду; в кыих пределех обретая, сия от поганых обращаше и крещаше. Всех же крещеных своих учаше в вере пребывати, и напред поспевати, яко же рече апостол: Заднаа завывающе, а на предняя протязающеся. И грамоте пермской учаше я, и книгы писаше им, и церкви святыя ставляше им, и свящаше, иконами украшаше, и книгами исполняше, и монастыри наряжаше, и в черньци постригаше, и игумены им устрояше, и священники, попы и диаконы сам поставляше. И Попове его пермскым языком служаху обедню, заутреню же и вечерню, пермскою речию пояху, и канонархи его по пермскым книгам аконархаша, и чтеци чтение чтяху пермскою беседою, певци же всяко пение пермъскы возглашаху.

14. Не токмо бо святым крещением просвети, ано и грамоте сподоби я, и книжный разоум дарова им, и писание предасть им, еже новую грамоту сложи, еже незнаемую азъбуку пермьскую съчини, и теми письменными словесы книгы мнози написав, предасть им, егоже дотоле век свой не стяжаша. Прежде бо крещениа пермяне не имеяху у себе грамоты... Един Господь Бог Израилев, имеяй велию милость, еюже возлюби и нас, помилова нас, даровав нам своего угодника Стефана: и приложи нам книгы от рускаго на пермский язык. Когда же се бысть, или в кое время? И недавно, но, яко мню, от созданиа миру в лето 6883.

15. И милостыню любяше подаяти, страннолюбие, нищекормие и гостем учреждение творити. Колькраты многажды лодьями жита привозя от Вологды в Пермь, и сиа вся истрошаше не на ино что еже на свой промысл, но точию на потребу странным, и проходящим, и прочим всем требующим.

16. Егда же приде кончина лет житиа его, и время отшествиа его наста, и приспе година преставлениа его, прилучися ему в ты дни приехати на Москву к Кеприяну митрополиту. Бе бо ему любим зело и любляше и велми. К нему же потщася долг путь гнатя и мног шествовати о некых делесех священотайных, и о церковнем управлении, и о законоправилех, и о прочих въпросех потребных, яже суть на спасение человеком. И тогда приключися ему на Москве неколико дний поболевшу и преставитися.

17. Они же (пермяне), егда услыша преставление его, въсплакаша со слезами и в тузе сердечной вопиаху умилением, жалостьно сетующе, и вси начаша глаголати: «Горе, горе нам, братие, како остахом добра господина и учителя! Горе, горе нам, како лишени быхом добра пастуха и правителя! О, како отъяся от нас, иже многа добра нам податель; о, како остахом очистьника душам нашим и печальника телом нашим. Топерво остахом добра промышленика и ходатая, иже был нам ходатай к Богу и к человеком; к Богу убо моляшеся о спасении душ наших, а ко князю о жалобе нашей, и о льготе, и о ползе нашей, и ходатайствоваше, и промышляше ко боляром же, к началом, властем мира сего был нам заступник тепл, многажды избавляя ны от насилия, и работы, и тивуньскиа продажа и тяжкыа дани облегчая ны. Но и сами ти новгородци, ушкуйници, разбойници, словесы его увещевании бываху, еже не воевати ны.

18. О, како не сетуем, яко не на своем столе почил еси! Добро же бы было нам, аще бы рака мощий твоих была у нас, в нашей стране, а в твоей епископьи, нежели на Москве, не в своем пределе. Не тако бо тебе москвичи почтут, яко же мы, ни тако ублажат; знаем бо мы и тех, иже и прозвища ти кидаху, отнюдуже неции яко и Храпом тя зваху, не разумеюще силы и благодати Божия, бываемыя в тебе и тобою. А мы быхом тебе долъжную честь воздали, яко должни суще тебе и яко твои есмы ученицы, яко чада твоа приснаа».

(Это житие святого Стефана Пермского сполна - в книге «Памятники старинной русской литературы». СПб., 1862. Выпуск. 4. 119-171 ).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Митр. Макарий. История Русской Церкви. Том 4

На сайте сайт читайте: "митр. макарий. история русской церкви. том 4."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада по Основам православной культуры:

«Русь Святая, храни веру Православную!»

Школьный тур, V– VII классы, 2015 2016 учебный год

Работу выполнил ________________ Класс __________

Время на выполнение работы 30 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:


1. Первое упоминание русского монастыря на Афоне в святогорских источниках датируется…

А. 988 годом

Б. 1016 годом

В. 1589 годом

Г. 1914 годом

2. Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в день, который совпал с переходящим двунадесятым православным праздником

А. Введения во храм Пресвятой Богородицы

Б. Вознесения Господня

В. Покрова Пресвятой Богородицы

Г. Рождества Христова

3. Страна, в которой находится Святая Гора Афон:

А. Греция

Б. Италия

В. Россия

Г. Франция

Этот поэт за десятилетие – с 1829 по 1839 год – написал три стихотворения с одинаковым названием «Молитва».

А. Лермонтов М. Ю.

Б. Маршак С. Я.

В. Твардовский А. Т.

Г. Чехов А. П.

5. 28 июля Церковь чтит память святого князя Владимира. С 2010 года 28 июля считается официальной памятной датой – днем…

А. Крещения Руси

Б. народного единства

В. семьи, любви и верности

Г. славянской письменности культуры

Преподобный, чьи мощи покоятся в Киево-Печерской Лавре. В русских былинах он воспет как великий богатырь и защитник русской земли.

А. Алеша Попович

Б. Добрыня Никитич

В. Илья Муромец

Г. Никита Кожемяка

7. Икона, в центре которой располагается изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) – события его жизни, деяния и связанные с ним чудеса, называется…

А. аналойной

Б. житийной

В. именной

Г. мерной

Музыкальный инструмент, известный на Руси с XI века и к XVI веку получивший в Русской Церкви широкое употребление. Церковные писатели уподобляют его звук трубам, сопровождавшим явление Бога Моисею на горе Синай.

Б. Колокол

В. Псалтирь

9. Свод правил, по которым живет монастырь:



Б. Конституция

В. Уложение

10. Святой Кирилл Философ, прославленный со своим братом Мефодием в лике равноапостольных, знаменит тем, что…

А. возглавлял Русскую Церковь

Б. основал первый русский монастырь

В. построил множество храмов

Г. перевел богослужебные книги на славянский язык


ЗАДАНИЕ 2.

Укажите явление, к которому ранее относились все эти характеристики.

Всполошный Вечевой Метельный Вестовой

Укажите понятие, которое объединяет именно эти четыре названия.

Киево-Печерская Троице-Сергиева Почаевская Александро-Невская

________________________________

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте отрывок из жития преподобного Антония Печерского и вставьте пропущенные слова в нужном падеже.

СЛОВА : Владимир; игумен; Киев; Киево-Печерская; Любеч; монашество; пещера; Русская земля; Святая гора Афон.

Во дни святого князя _____________________ Господь явил Своего светильника и наставника иночествующим преподобного Антония. Родился Антоний в городе ________________________. С юных лет он испытывал желание принять иноческий образ. И Господь вложил ему в сердце намерение идти на __________________________ и там принять постриг.

Достигнув цели своего путешествия, Антоний обошел все монастыри, удивляясь жизни святых подвижников. Поселившись в одном из монастырей, он умолил __________________________ постричь его в ангельский образ.

Приняв _____________________, преподобный Антоний преуспевал в добродетелях. Но настоятель монастыря, получивший внушение свыше, призвал его к себе и сказал: «Антоний! Иди обратно в _____________________! Пусть живущие там через тебя утвердятся в вере христианской. Да будет с тобой благословение Святой горы!»

И отправился преподобный Антоний в родную землю, и пришел во град _____________________. Стал он обходить окрестности города, ходил по лесам и горам и наконец нашел _____________________, в которой и поселился, проводя жизнь в великом воздержании и постоянной молитве.

Вскоре к преподобному Антонию стала собираться братия, ища у него руководства в иноческой жизни. Так возникла __________________________ обитель – первый монастырь в Киевской Руси.

ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте стихотворение:

Ответьте на вопросы:

4.1. Найдите в стихотворении слова, отвечающие этим определениям:

  • Место вне родины - __________
  • Выражать неудовольствие чем-то - ______________________________
  • Хранить, держаться чего-то - ___
  • Эпоха, время, давно прошедшее - _______________________________

4.2. Какие двунадесятые церковные праздники всегда отмечаются весной?

4.3. В какой из этих праздников выпускает на волю птиц Святейший Патриарх Московский и всея Руси? (Обычай возрожден в 1995 году). ____________

ЗАДАНИЕ 5. Замените в примере буквы на числа: a + b + c = x + y

ОТВЕТ (a + b + c = x + y): ______ + ______ + ______ = ______ + ______

ЗАДАНИЕ 6. Поставьте номер, соответствующий историческому событию, напротив литературного произведения, связанного с этим событием:

Исторические события: 1. Великая Отечественная война, 2. Куликовская битва, 3. Отечественная война 1812 года, 4. Северная война.

Рабочий лист 1

Прочитайте документы и ответьте на вопросы

Документ 1

И когда Философ радовался о Боге, вновь приспело иное дело и труд не меньше прежних.
Ибо Ростислав, моравский князь, наставляемый Богом, посоветовавшись с князьями и мораванами, послал к цесарю Михаилу сказать: «Люди наши отвергли язычество и последовали христианскому учению, но мы не имеем такогоучителя, который бы нам на нашем языке объяснил христианскую веру, чтобы и другие страны, видя это, уподобились нам. Пошли нам, владыка, епископа и учителя такого. Ведь от вас во все страны всегда добрый закон исходит».
Собрал цесарь совет, призвал Константина Философа и дал ему выслушать эти слова. И сказал: «Философ, знаю, что ты утомлен, но подобает тебе идти туда. Ведь этого дела никтодругой не может исполнить так, как ты». Отвечал Философ: «И усталый телом и больной с радостью пойду туда, если они имеют письмена для своего языка». Сказал ему цесарь: «Дед мой и отец мой и другие многие пытались найти их, но не нашли. Так как же я могу найти это?» И сказал Философ: «Кто может на воде записать беседу или захочет приобрести прозвище еретика?» Отвечал ему вновь цесарь, и с Вардою, дядейсвоим: «Если ты захочешь, то может Бог дать тебе то, что дает всем, просящим, без сомнения, и отворяет всем стучащимся».
Пошел Философ, и по прежнему своему обычаю обратился к молитве вместе с другими помощниками. И вскоре явился ему Бог, внимающий молитвам рабов своих. И тогда он составил письмена и начал писать евангельские слова: «В начале было слово, и слово было у Бога, и Бог был слово» ипрочее.

Какое историческое событие нашло отражение в приведенном выше отрывке из «Жития Константина – Кирилла»? Какое значение оно имело для культуры Руси?
_____ Этим историческим событием является начало славянской письменности. Это означало скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей,сохранения и распространения достижений культуры.

Документ 2

В год 6497. После этого жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этимв Корсуни: иконы, сосуды и кресты.
В год 6504. Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя, – новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившейтебя матери приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы». И, помолившись Богу, сказал он так: «Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: «Если кто отменит это, – да будет проклят». И дал десятую часть Анастасу Корсунянину. Иустроил в тот день праздник великий боярам и старцам градским, а бедным роздал много богатства.

О каком церковном сооружении ведется речь в отрывке из «Повести временных лет»? Когда его строительство было начато и завершено?
________________________________________________________________________ Это строительство Десятинной церкви. Строительство начато в 989 г. и завершено 996 г.________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ 3

Господи, благослови, отче! – «Род праведных благословится, – говорит пророк, – и потомки их благословенны будут». Так и свершилось незадолго до наших дней при самодержце всей Русской земли Владимире, сыне Святославовом,...

Вообще проблема Причерноморской Руси, к сожалению, мало исследована, да и археологический материал недостаточен. Можно лишь констатировать, что за время, прошедшее с Великого переселения народов, произошла взаимная ассимиляция части североиранского населения и этноса с «дунайскими» традициями, в котором одни видят готов, другие - ругов. Эти дунайские элементы «наследили» в Крыму и Причерноморье, оставив в погребениях I-VI вв. пальчатые фибулы, похожие на пастырские («антские»), но не идентичные им.

Не исключено, однако, что именно о салтовской сармато-аланской руси имеется сообщение в Житии св. Кирилла, в главе о его миссии в Хазарию в 861-862 гг.:

«Пришли же к цесарю послы от хазар, говоря: "От начала знаем лишь единого Бога, который стоит над всеми, и Ему кланяемся на восток, в остальном держась своих постыдных обычаев. Евреи побуждают нас принять их веру и обычаи, а с другой стороны, сарацины, предлагая мир и дары многие, принуждают нас принять свою веру, говоря: "Наша вера - лучшая среди всех народов". Из-за этого посылаем к вам, (вспоминая) старую дружбу и сохраняя взаимную любовь, ибо вы - великий народ, о Бога царство держите. Вашего совета спрашиваем и просим от вас мужа книжного. Если переспорит евреев и сарацин, то примем вашу веру".

Тогда стал искать цесарь Философа и, когда нашел его, рассказал ему о хазарском деле, говоря: «Иди, Философ, к людям тем...» (...)

Тогда же пустился в путь и, когда дошел до Херсона, научился здесь еврейской речи и письму, переведя восемь частей грамматики, и воспринял от этого еще большее знание.

Жил там некий самаритянин и, приходя к нему, беседовал с ним, и принес самаритянские книги, и показал ему.

И выпросив их у него, Философ затворился и отдался молитве, и, приняв знание от Бога, начал читать (эти) книги без ошибок. Увидев это, самаритянин возопил великим гласом и сказал: «Во истину те, кто веруют в Христа, скоро и Дух Святой и благодать обретают». А когда сын его вскоре крестился, тогда он и сам крестился после него.

Нашел же здесь Евангелие и Псалтирь, написанные русскими письменами , и человека нашел, говорящего на том языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив ее со своим языком, различил буквы согласные и гласные, и, творя молитву Богу, вскоре начал читать и излагать (их), и многие удивлялись ему, хваля Бога» .

Житие св. Кирилла написано, как установлено, одним из его современников или ближайших учеников. Поэтому такому сообщению вполне можно и нужно доверять. Из приведенных слов биографа, который мог быть и свидетелем описанных выше событий или мог слышать о них от самого Кирилла, очевидно, что еще до обретения моравскими славянами азбуки от святых братьев существовали какие-то русские письмена и русские книги - Евангелие и Псалтырь. Значит, в середине IX в. у древних русов не только была своя письменность - они уже были христианами . Очевидно также, что русы Жития этнически не славяне - славянские языки Кирилл знал прекрасно.

Этот сюжет вызвал немалые затруднения в интерпретации и длительную научную дискуссию. Особую популярность получила версия об ошибке переписчика, что якобы в оригинале было написано «сурские» письмена, то есть сирийские. Но в те времена сирийской общины в Крыму не было, а автор жития говорит только о народах, постоянно проживавших в Крыму.

Другие считали русов норманнами и утверждали, что биограф Кирилла русами мог назвать живших в Тавриде готов, чей язык «похож» на норманнский. Но ученик и сподвижник Кирилла был прекрасно осведомлен о существовании племени готов, и в XVI главе Жития готы упоминаются среди народов, имеющих свое письмо.

Н.К. Никольский предложил версию о «русских письменах» жития как глаголице , имеющую логическое продолжение в отождествлении русов с дунайскими ругами. Руги, жившие на Дунае, уже в V в. исповедовали арианство (течение в христианстве, согласно которому Бог-Сын не равен Богу-Отцу, а лишь подобен Ему). Поскольку еще в 325 г. на Вселенском соборе арианство было объявлено ересью и потом преследовалось, поэтому арианам для записи богослужения потребовалась тайнопись. Именно арианской тайнописью, по мнению многих ученых, и была изначально глаголица - система письменности, именовавшаяся «русским письмом» в южно - и западнославянских землях в XII-XV вв. Первоначально глаголица не была славянским письмом, и для ее приспособления к славянской речи потребовалось введение дополнительных букв. Также глаголицу часто называли «готским» письмом. То есть выражение «русское письмо» здесь носит религиозный смысл (как алфавит неортодоксальных христиан). А в Житии Кирилла «русские» - это явно этническая принадлежность, а не религиозная. Суть именно в том, что народ русов имел свою письменность и знал христианство. Кроме того, следы ругов в IX в. в Крыму не обнаружены археологически.

Вспомним, что «русские письмена» в Житии Кирилла упоминаются в одном ряду с труднодоступными восточными языками и системами письма, которыми тяжело овладеть европейцу. Видимо, восточной была и система письма увиденного Константином Евангелия. Тем более что Кириллу пришлось различать «буквы гласные и согласные», сравнивая с греческим языком. А лишь в семитических алфавитах гласные обозначались огласовками. Потому в принципе можно принять точку зрения Г.Ф. Турчанинова на «русские письмена» жития как систему письма сармато-алан Подонья и предположить возможность миграции части населения Русского каганата в Причерноморье и Крым. Тем более что роксоланы жили там и раньше, и часть их, по всей видимости, оставалась и до Средневековья.

Указанием на эту локализацию, возможно, являются сообщения о русах арабо-персидской географии, восходящие ко второй половине IX в. («Анонимной записке»). Не исключено, что именно Керченский полуостров - это тот самый «остров русов», куда мигрировали многие жители Русского каганата после войны с мадьяро-хазарской коалицией. Тем более что активность русов на Черном море во второй половине IX в. после некоторого затишья резко возрастает. Это заметно по сочинениям константинопольского патриарха Фотия, фрагмент из которых уже приводился в части 1 главе 1.

Русы вновь заявили о себе как о политической силе, с ко - торой нужно считаться. Но располагалась эта сила уже в другом месте, в Северном Причерноморье. Что-то более конкретное сказать о причерноморских русах нельзя: для этого необходимы немалые дополнительные исследования. Тема эта, особенно связь Руси Причерноморской и Киевской, достойна отдельной книги.

Примечания

Сказания о начале славянской письменности. - М., 1981. С. 76-77.

Никольский Н.К. К вопросу о русских письменах, упоминаемых в Житии Константина Философа. - Л., 1928. С. 36-37.