Церковь Святого Лаврентия (Нюрнберг). Церковь святого лаврентия Церковь Святой Елизаветы

Одной из самых интересных средневековых церквей города Нюрнберг является церковь Святого Лаврентия, одна из первых на территории Германии, которая стала лютеранской. Храм образует градостроительный пандан с более древней церкви Святого Себальда и императорскому замку.

Первые сведения о церкви датируются 1235 и 1258 годами, ее план был частично установлен при раскопках, проведенных в 1929 году. Современный вид храм приобрел в 15 веке.

Церковь сильно пострадала во время Второй мировой войны, ее восстановили в 1949 году. В большей степени крыша и перекрытия были разрушены в результате воздушных налетов. Стропила пришлось конструировать заново, причем стропила продольного нефа переделывались из-за нехватки аутентичных стальных материалов.

Также были переделаны замковые камни, на них сегодня можно видеть важных представителей протестантской церкви – Мартина Лютера и Иоганна Себастьяна Баха. Орган церкви Святого Лаврентия является вторым в Германии и самым большим среди инструментов евангелической церкви страны.

Еще одним красивым собором является церковь Фрауэнкирхе , возведенная еще в 1349 году. Архитектурные особенности храма отлично вписываются в торговую площадь, на которой он и стоит. Внешне он напоминает Миланский собор, только в уменьшеной форме. Туристов здесь всегда очень много. Обратите внимание на это, при планировании своего досуга.

Возникший в XI веке как поселение под защитой замка-резиденции императора Священной Римской Империи германской нации, опекаемый всеми кайзерами, получающий все большие права и привилегии, Нюрнберг бурно развивался и к XIII-му веку стал уже большим по тем временам городом. Ему стало тесно на небольшой территории между замком и рекой Пегнитц, и он перешагнул на левый берег. Южнее реки Пегнитц, на невысоком холме, стояла небольшая романская базилика, которая стала мала возросшему числу прихожан. На ее месте в 1260 году началось строительство новой большой церкви Святого Лоренца (Лаврентия). Это здание сохранилось до нашего времени. Церковь и внешне и по внутреннему убранству очень похожа на церковь Святого Зебальда, расположенную в северной части Старого Города, недалеко от Бурга.

Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. Улица, ведущая к храму - Königstraße. Две башни церкви Св. Лоренца выделяются на заднем плане.

Строительство церкви было завершено в конце XIV века. К этому же времени было закончено строительство защитной стены вокруг города. Богатые семьи городских патрициев стали переселяться на свободные участки южнее реки Пегнитц. У новой церкви появились новые прихожане, благодаря которым ее доходы увеличились, вырос размер пожертвований, открылись новые перспективы в конкурентной борьбе с церковью Св. Зебальда. Ее убранство становилось все богаче. Для мощей Св. Деокаруса, у которого исповедовался Карл Великий, был создан серебряный ларец, подобный ларцу в гробнице Св. Зебальда. Продолжилось строительство внутренних помещений (подобными уже владела в то время церковь Св. Зебальда), которое было завершено к 1477 году. Все большие затраты производились только за счет пожертвований горожан, как обязывал указ городского Совета.

Несмотря на Реформацию и потери во время войн, большинство сокровищ церкви Св. Лоренца сохранилось до нашего времени. Только после перехода Нюрнберга в состав Королевства Бавария в 1806 году для возмещения долгов город был вынужден продать серебряный саркофаг Св. Деокаруса и бронзовую крестильную купель (они были переплавлены).

Во время второй мировой войны имущество церкви было перенесено в кунстбункер в скале под Бургом, благодаря чему и сохранилось. Здание церкви при бомбежках сильно пострадало. Но свод восточного хора, обе башни, западный фасад, опоясывающие стены устояли. Это позволило в короткие сроки восстановить церковь в полном соответствии с оригиналом. В 1952 году она была открыта.

Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. Главный западный фасад и две башни церкви.

В тимпане главного портала церкви воспроизведена жизнь Иисуса Христа от Его рождения и детства в нижнем поле до Страстей Христовых вверху. Выше – страшный Суд, слева – праведники, справа – грешники. Надо всем – Иисус Христос, как всемирный судья, рядом - Мария и Иоанн-креститель. В арке вокруг тимпана размещены статуи 14 пророков и 12 апостолов.

Ударом молнии в 1865 году был поврежден шпиль северной башни. Его заменили новым стальным шпилем, отличающимся от шпиля южной башни. На западной стене башни, в основании, вставлен нюрнбергский эталон длины – шесть «нюрнбергских рабочих башмаков» (27,84 см Х 6 = 167,04 см). Высота башен 80,8 м и 81 м.

Церковь имеет длину 91,7 м; ширину 30 м. Высота центрального нефа 24,2 м; ширина центрального нефа 10,4 м. Высота боковых нефов 11,5 м; ширина боковых нефов 5,9 м. Высота хорального зала 24,2 м; ширина хорального зала 28,6 м.


Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. Вид центрального нефа в сторону хорального зала в восточном направлении.

При взгляде вдоль центрального нефа в сторону хорального зала замечаем слева на пилоне улыбающуюся Прекрасную Мадонну – самое старейшее произведение искусства в церкви (1280 г.).

Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. Прекрасная Мадонна – старейшее произведение искусства в церкви (1280 г.).

Бросается в глаза Распятие (конец XIV века) с триумфальной аркой при переходе в помещение хора – пожертвование семьи Имхофф.

Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. Распятие с триумфальной аркой (конец XIV века).

Во внутреннем помещении хора выделяются: Дарохранительница (Адам Крафт, 1493-96 г.г.); алтарное Распятие (Файт Штосс, 1525 г.); позолоченная люстра (мастерская Файта Штосса, 1517-18 г.г.) и «Благовещение» («Engelgrüß»), также выполненное мастером резьбы по дереву Файтом Штоссом в 1517-18 г.г.

Люстра и «Благовещение» были изготовлены на пожертвования председательствующего лозунгера (обербургомистра) Антона II Тухера в размере 500 гульденов.


Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. Внутреннее помещение хора церкви Св. Лоренца.

Люстра выполнена из позолоченного железа около 2,5 м по диаметру и по высоте. Ее подсвечники (55 штук) – из позолоченного дерева. Сверху установлена деревянная статуя коронованной Марии.

Изящная почти 20-метровая Дарохранительница (Sakramentshaus) устремлена вверх к своду и прижалась к колонне. Многочисленные фигуры изображают сцены Страстей Христовых

Главные фигуры «Благовещения» выше человеческого роста. Архангел Гавриил возвещает Деве Марии о предстоящем рождении Иисуса Христа. Мария одновременно ошеломлена и погружена в себя. Окружающий главные фигуры венок содержит 55 роз, число которых равно числу подсвечников. Они символизируют молитвы «Розового венца»: 5х10 Аве Мария и по одной к каждой «Отче наш». Вокруг парят фигурки ангелов, и надо всем – Бог-отец.


Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. «Благовещение» («Engelgrüß»), резьба по дереву (Файт Штосс, 1517-18 г.г.).
Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. Окна восточного полукружия хорального зала церкви.

Позади алтарного Распятия видно центральное Императорское окно, пожертвованное императором Фридрихом III в 1476 – 77 г.г. Окно создано по эскизу Михаэля Вольгемута. На нем изображены император с императрицей, Элеонорой Португальской. Над ними – огромный балдахин. Сбоку и внизу – оруженосцы с гербами. В верхней части сцены обретения Святого Креста.

Правее – окно Конгофера (1477 г.). На мозаике окна видны Св. Лоренц, Св. Зебальд и Св. Деокарус, четыре Отца Церкви, сцену обручения Св. Катарины Иисусу и 14 Святых помощников.

Завершает полукружие окно Шлюссельфельда (1481 г.), сохранившееся лишь частично. Мозаика окна показывает Пресуществление – католическое вероучение о превращении хлеба в Тело Христово. На окне изображена Просфорная мельница, в которую символически показанные Евангелисты высыпают из корзин святые облатки (Слово). Нижняя часть утрачена.


Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. Северный ряд пилонов центрального нефа с установленными на них скульптурами.

В розетке над главным порталом церкви (около 1355 г.) изображен Христос, окруженный ангелами, четырьмя Евангелистами и гербами. Размеры розетки: ширина 5,92 м, высота 7,75 м.


Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. План церкви Святого Лоренца.

На плане:
1. Вход в церковь с южной стороны (Apothekertüre).
2. Скульптура «Прекрасная Мадонна» (около 1280 г.).
3. Скульптура «Архангел Михаил» (конец XV века, «немецкий Михель»).
4. Алтарь Св Николая.
5. Алтарь Св. Катарины (около 1495 г.).
6. «Благовещение» - самое знаменитое произведение искусства в церки Св. Лоренца (1517 – 1518 г.г.).
7. Алтарное Распятие (1525 г.).
8. Дарохранительница (1493 – 1496 г.г.).
9. Алтарь Св Вольфганга (1450 г.).
10. Алтарь Св. Деокаруса (1316 и 1437 г.г.).
11. Алтарь Св. Иоанна (1420 г.).
12. Мозаика окна Ритеров (1478 г.).
13. Алтарь Св Анны (1510 г.).
14. Креллевский алтарь (1483 г.).
15. Императорское окно (1476 – 1477 г.г.).
16. Окно Конгофера (1477 г.)
17. Окно Фольккамера (1486 г.).
18. Алтарь Трех Волхвов (1460 г.).
19. Окно Шлюссельфельда (1481 г.).
20. Алтарь Св. Рохуса (1483 – 1484 г.г.).
21. Алтарь Св. Марты (1517 г.).
22. Розетка (1355 г.).

Затраты на содержание церкви Св. Лоренца около €350000 в год!
Вот вам тема для размышлений, многоуважаемые господа туристы.

Время работы Церкви Святого Лоренца в Нюрнберге

понедельник – суббота с 9.00 час. до 17.00 час.
воскресенье с 13.00 час. до 16.00 час.
Ежедневно в рабочие дни в 17.00 час. проводится короткое богослужение.

Как доехать до Церкви Святого Лоренца в Нюрнберге

От Главного вокзала Нюрнберга (Hauptbahnhof) надо пересечь в северо-западном направлении вокзальную площадь, пройти ворота Königstor и далее по улице Königstraße подняться на площадь Lorenzer Platz. Ориентиром служат две высокие башни церкви Св. Лоренца. При неспешной ходьбе это займет минут 15.

Церковь Св. Лаврентия (Лоренцкирхе) - одна из главных достопримечательностей Нюрнберга. Данный храм представляет собой базилику, построенную, примерно, в 1270-1350 годах. В 1439-1477 годах к церкви был достроен огромный зал пресвитерия.

В 1529 году церковь святого Лаврентия одной из первых в Германии стала лютеранской.

Церковь сильно пострадала от воздушных налетов союзников во время Второй мировой войны, но была восстановлена уже к 1949 году.

Главный, западный, фасад церкви свидетельствует о богатстве Нюрнберга середины 15 века. Это был один из крупнейших торговых центров Германии, с населением около 50 тысяч человек, уступая на территории Священной Римской империи только Кёльну. Великолепны не только высокие резные, устремленные ввысь, башни церкви, но и центральная часть западного фасада – единственный портал внизу, гигантская (10 м в диаметре!), но при этом ажурная каменная роза в центре и щипец на вершине.

В интерьере церковь базиликального плана, трехнефная, имеет восемь пролетов. Высота центрального нефа – 24 м, боковых – 10,5 м. Нервюрные своды укреплены замечательными замковыми камнями с изображением, в частности, деятелей Реформации.

Историко-художественная ценность интерьера церкви святого Лаврентия уникальна. Вероятно, главным шедевром можно считать потрясающий табернакль, созданный в 1493 – 1496 годах прекрасным скульптором и архитектором Адамом Крафтом. Табернакль находится в восточном хоре, высота этого резного сооружения из песчаника с изображением эпизодов из жизни Христа – около 20 м. Это устремленное ввысь сооружение являет собой подлинную квинтэссенцию поздней готики. Любопытно, что в фигурах, поддерживающий табернакль, мастер без ложной скромности изобразил самого себя и двух своих помощников.

К сводам хоров прикреплен другой шедевр, хранящийся в церкви – скульптурная группа «Ангельское Приветствие» («Благовещение») работы одного из самых знаменитых скульпторов Германии начала 16 века Файта Штосса, созданный мастером в 1517 – 1518 годах. Композиция состоит из фигур Девы Марии и архангела Гавриила, обрамленных венком из 55 позолоченных роз и 7 медальонами. Диаметр овального венка – от 3,2 до 3,7 м. В 1817 году композиция упала с высоты, однако была полностью восстановлена в виде, близком к первоначальному.

Из многочисленных алтарей и алтарных образов, хранящихся в церкви, прежде всего, следует выделить Алтарь святого Деокара работы неизвестного мастера (1436 – 1437), единственный, который не был убран из церкви в период иконоборчества Реформации. Готический створчатый алтарь выполнен в традиционном германском стиле, с центральной скульптурной композицией, обрамленной сбоку и снизу живописными работами.

Wiki: ru:Церковь Святого Лаврентия (Нюрнберг) en:St. Lorenz, Nuremberg de:St. Lorenz (Nürnberg)

Это описание достопримечательности Церковь святого Лаврентия в Нюрнберге, Баварии (Германия). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Создано 5 лет назад fitonia из Подольска

Над местом упокоения св. мученика Лаврентия архидиакона (память 10 авг.) около 300 г. была сооружена св. равноапостольным императором Константином церковь его имени. В ней были произнесены св. Григорием Двоесловом, папой римским, четыре беседы его на Евангелии: 19-я, 24-я, 31-я и 40-я. Много раз эта церковь была перестраиваема. Историками установлено, что храм св. Лаврентия образовался в результате слияния двух зданий - церкви эпохи св. равноапостольного царя Константина (задняя часть) и базилики в честь Божией Матери XIII в. (передняя часть) В настоящий же вид приведена в 1848-64 гг.

Главный вход в церковь устроен в западной стене. Под возвышением, на котором стоит главный престол, обращенный лицом к молящемуся народу, находится особый нижний придел (Confessione), спуск в который открывается из середины собора. В этом нижнем приделе, позади имеющегося в нем престола, стоит обнесенная решеткой белая мраморная гробница, внутри которой почивают мощи св. мученика Лаврентия архидиакона. В той же гробнице почивают мощи апостола, первомученика и архидиакона Стефана (память 2 авг. и 27 дек.).
Базилика Сан Лоренцо.

О побиении камнями св. Стефана повествуется в 7-й главе книги Деяний святых апостолов. Честные мощи его перенесены были в Рим с Востока в середине VI в. Говорят, что, когда открыли гробницу, в которой почивали мощи св. архидиакона Лаврентия, чтобы присоединить к ним и мощи св. Стефана, то св. Лаврентий сам отодвинулся несколько в сторону, чтобы дать место первомученику.

На решетке, окружающей упомянутую гробницу, висит большой камень, с которым на шее был утоплен в Тибре один из мучеников Христовых.

Под нижним приделом, в подземной пещере, почивают мощи мученика Иустина пресвитера, который, вместе с мучеником Ипполитом, совершил погребение тела св. Лаврентия. Память сего местночтимого угодника Божия совершается в Риме 17 сентября нов. ст.

Весь нижний придел обнесен решеткой; в западную часть этой решетки вделана белая мраморная плита, на которую было положено тело св. Лаврентия тотчас после снятия его с решетки, на которой он мученически скончался. Кровь, текшая из ран его, запечатлелась на самой этой плите. Чтобы видеть и облобызать эту плиту, надобно подняться из нижнего придела наверх и по одной из боковых лестниц, устроенных в боковых частях церкви, спуститься за нижний придел.

В церковной ризнице в числе разных святынь хранятся:
-часть камней, которыми был побит первомученик Стефан;
-часть мученической крови св. Лаврентия;
— частица мощей священномученика Сикста, папы римского;
-частица мощей мученика Романа воина, обратившегося ко Христу при виде мучений св. Лаврентия;
-частица мощей мученика Ипполита, обращенного ко Христу св. Лаврентием, когда сей последний содержался в темнице.

Архимандрит Дионисий «Спутник православного богомольца в Риме» 1908 г.