Подмосковный синай монастырь в честь святой екатерины. Монастырь Св

Богатое историческое прошлое Египта – это не только Великая пирамида и храмы Карнака. Египет – страна древнейшего христианства. Здесь немало христианских памятников, а самая знаменитая христианская обитель находится на Синайском полуострове. Это монастырь Святой Екатерины, древнейший монастырь, постоянно действующий со дня своего основания.

Возникновение монастыря

Синай издревле служил местом уединения отшельников. В III веке христианские подвижники поселились на горе Синай, где Моисей получил Десять заповедей от Господа, обратившегося к нему из огня тернового куста.

Монахи жили порознь, а в праздники и воскресенья проводили литургии у Неопалимой Купины. В 324 году они попросили Елену, мать императора Константина, возвести здесь часовню. Через 6 лет строительство было завершено. Одновременно Константин возвёл башню, где монахи могли бы укрыться от нападений кочевников. После причисления Елены к лику святых часовня Неопалимой Купины имеет второе название - святой Елены.

Уже через полвека у часовни обитала многочисленная община. Известие о монастыре Неопалимой купины, который называли также монастырём Преображения, широко распространилось по Византии, и сюда стали приезжать паломники со всех концов империи.

В VI веке император Юстиниан велел возвести здесь новую церковь и окружить все монастырские постройки крепостной стеной. Работы были закончены в 527 году. Для защиты обители император прислал 200 семей военных поселенцев. После арабского завоевания потомки этих поселенцев приняли ислам и получили племенное имя джабалия, однако продолжали обслуживать монастырь, чем занимаются до сих пор.

Мученичество святой Екатерины

Екатерина, до крещения Доротея, происходила из знатной александрийской семьи. Она была очень умна и красива, получила отличное образования и обладала обширными познаниями в различных науках.

Новая жизнь Доротеи началась после встречи с неким старцем, поведавшим ей об учении Христа. После этого она была крещена и приняла новое имя - Екатерина.

В 305 году римский император Максимин прибыл в Александрию для участия в языческом празднестве. Во время принесения жертв 18-летняя Екатерина подошла к Максимину и призвала его отказаться от язычества и принять христианство. Впечатлённый её красотой император попытался убедить Екатерину вернуться к старым богам. Для этого он пригласил многих философов, которые были побеждены девушкой в богословском споре.

Максимин приказал заключить Екатерину в темницу и подвергнуть пыткам. Взглянуть на твёрдую духом христианку пришли жена императора с одним из его полководцев. После долгой беседы Екатерине удалось склонить посетителей к принятию христианства.

Разгневанный император приказал казнить императрицу и сопровождавшего её военачальника вместе со всей свитой, после чего ещё раз попытался уговорить Екатерину свершить жертвоприношение языческим богам, а затем стать его женой. Девушка отказалась и была казнена.

По легенде, ангелы унесли тело мученицы. Останки святой были найдены через двести лет в могиле на горе Синай и опознаны по серебряному кольцу. Его, по христианскому преданию, Екатерина получила от Иисуса Христа, явившегося ей после крещения. Мощи перенесли в монастырь Преображения. В XI веке почитание святой Екатерины широко распространилось среди христиан, и монастырь принял её имя.

Под властью мусульман

В VII веке Синай был захвачен арабами, однако ни разу за много веков существования под властью представителей иной веры монастырь не был разрушен или разграблен. В 625 году монастырь получил грамоту, собственноручно заверенную пророком Мухаммедом, в которой обители гарантировалась защита мусульман и освобождение от налогов. Символом покровительства пророка стала построенная в стенах обители мечеть, присутствие которой предотвратило возможные набеги.

В эпоху крестовых походов с целью защиты паломников, отправляющихся на поклонение мощам мученицы, был учреждён Орден Святой Екатерины. Слава о синайском островке христианства гремела по всему христианскому миру. К этому периоду относится возведение католического храма. Вокруг монастыря вырос маленькие город.

Немалую помощь получал монастырь со стороны единоверной России. Начиная с Дмитрия Донского, к которому монахи обратились за помощью в 1375 году, российские правители оказывали поддержку обители. В 1559 году здесь побывали послы Ивана Грозного, а в 1687 году монастырь был принят под официальное покровительство России.

Вплоть до конца российской монархии цари поддерживали монастырь деньгами, нередко из личных средств. Но не только Россия помогала обители. Так, во время своего Египетского похода здесь побывал Наполеон, приказавший восстановить обветшавшие строения.

В 1517 году Синай был завоёван турками, однако султан Селим I подтвердил особый статус общины. Монахи вели активную культурно-просветительную деятельность, от России до Индии появились школы и подворья монастыря.

Синайская обитель сегодня

В наши дни монастырь святой Екатерины – резиденция главы православной Синайской церкви, подчинённой Иерусалимской.

С 2002 года монастырь занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь немало замечательных памятников архитектуры. Центральный храм ансамбля – церковь Преображения VI века. Это классическая базилика из трёх нефов, потолок её подпирают 12 гранитных колонн. В алтаре храма находится главная реликвия – мощи святой Екатерины. В межколонных нишах захоронены останки святых. Храм славится своими древними фресками и иконостасом, а купол его украшает замечательная мозаика, созданная придворными мастерами Юстиниана. Двери церкви Преображения сделаны из ливанского кедра, они ровесники самой церкви.












Ещё один объект паломничества – часовня Неопалимой Купины. Сейчас Купина перенесена за стены часовни, но под престолом можно увидеть углубление, где куст рос ранее.

В обители немало других часовен разных эпох. У стен центральной базилики сохранился действующий колодец, из которого, по преданию, Моисей поил своё стадо. За пределами монастыря расположен великолепный сад и огороды, много веков снабжающие общину овощами, фруктами, орехами и оливками. К саду ведёт подземный ход, которым пользуются и сейчас. Здесь же находится древнее кладбище и оссуарий – хранилище костей умерших монахов. Отдельно в стеклянном саркофаге хранится полный скелет особо почитаемого святого Стефана в монашеском облачении.

Гордостью монастыря является его книгохранилище, по своему богатству уступающее лишь библиотеке Ватикана. Здесь собрано свыше 10 тысяч древних книг и манускриптов, среди которых ценнейшие свитки Ветхого и Нового Заветов IV-VI веков, грамоты византийских императоров, турецких султанов, иерархов церкви.

Монастырь также располагает крупнейшим собранием икон, многие из них относятся к первым векам существования обители. Здесь хранится 12 древнейших икон мира (VI век). Всего в монастырском хранилище насчитывается более 2000 образов, около двухсот из них выставлены на обозрение, в том числе чудотворная икона Богоматери XIII века.

Монастырь святой Екатерины – один из интереснейших памятников Египта, куда съезжается множество гостей. Паломники хотят прикоснуться к святым реликвиям, туристов привлекает уникальная архитектура обители и собранные здесь древности. В городке у монастыря для приезжающих созданы все условия. Сюда легко добраться самостоятельно, а во многих отелях предлагаются экскурсии в монастырь. Монашеская община живёт по церковному уставу, поэтому доступ в монастырь открыт лишь с 9 до 12 часов.

В 7-м веке прошли Арабские завоевания, но монастырь не был разрушен. Сам пророк Мохаммед даровал свою защиту этому месту, о чем была выдана соответствующая грамота. Ее копия до сих пор хранится в местном музее, а оригинал находится в Стамбуле в Турции. Однако период правления арабских правителей наложил отпечаток на монастырь – в 10-м веке одна из часовен была перестроена в мечеть.

Монастырь сохранился до наших дней нетронутым. Тут ничего не изменилось, кроме ворот, которые выдолбили в крепостной стене. Раньше попасть внутрь можно было только на специальном подъемнике, остатки которого можно посмотреть на северо-восточной стене.

Сейчас монастырь Святой Екатерины является не только древним памятником, но и хранилищем древних книг, свитков и икон. Также здесь находятся святыни, связанные с жизнью пророка Моисея. Это место священно как для христиан, так и для иудеев.

Как проходит экскурсия и что смотреть

Первое, что поражает туристов, - это могучие стены монастыря Святой Екатерины. К счастью, монастырь никогда не осаждали большие вражеские армии. Стены были созданы для защиты от местных кочевников. Во времена Византийской империи тут дежурил постоянный гарнизон солдат, но в последующие эпохи защитой обители занимались сами монахи.

Что смотреть - Неопалимая Купина

Главная достопримечательность внутри – Неопалимая Купина. Это куст терновника, который сыграл большую роль в Ветхом Завете Библии.

Напомним эту историю. Израильтяне находились в рабстве в Египте, где их принуждали к тяжелым работам и всячески притесняли. В один из моментов египтяне начали убивать младенцев израильтян мужского пола. Одна из женщин родила сына и прятала его три месяца. Когда прятать уже было невозможно, она положила его в корзину и пустила по реке.

Корзину поймала одна из дочерей фараона и взяла ребенка к себе, назвав именем Моисей. Когда Моисей вырос, он увидел, как надсмотрщик бьет одного иудея. Моисей убил надсмотрщика, но был вынужден бежать и отправиться в изгнание.

По дороге Моисей остановился у колодца. К колодцу подошли девушки напоить своих овец, но их начали отгонять другие пастухи. Моисей заступился за девушек, за что их отец приютил его. Моисей остался жить у этих людей и вскоре женился на одной из этих девушек.

В один из дней Моисей пас стадо и увидел очень странное явление – куст терновника горел, но не сгорал. Он подошел посмотреть на это чудо и услышал из куста голос Бога. Бог приказал Моисею снять обувь, а потом велел идти в Египет освобождать свой народ из рабства.

Этот куст, который горел, но не сгорел, называется “Неопалимая Купина”. Именно около этого куста была построена первая часовня, а потом вокруг отстроили монастырь. Часовню перестроили в большой храм.

Что смотреть – колодец Моисея

Мы упоминали о колодце, рядом с которым Моисей встретил семь девушек. Этот колодец сейчас находится на территории монастыря, и его также смотрят туристы во время экскурсии.

С момента постройки и до наших дней это основной источник воды для жителей обители. Конечно, выглядит он уже совсем по-другому, чем при жизни Моисея.

Странно, но нет никаких легенд по поводу чудодейственных свойств воды из этого колодца. Мы говорим об официальных источниках. Гид вам может рассказать любую “небылицу”.

Если мы заговорили о египетских гидах, то стоит упомянуть об особенностях их работы. Они рассказывают так, чтобы туристам было интересно, а проблему достоверности считают несущественной. Мы советуем быть внимательными и не принимать все их слова “на веру”.

Что смотреть – базилика Преображения

Этот храм был построен на месте часовни еще в 6-м веке. Тут для туристов очень много примечательного, но самое главное – это мозаика Преображения и мощи Святой Екатерины.

Свод над алтарем украшен потрясающей мозаикой, которая сохранилась еще с основания храма с 6-го века. В 20-м веке ее очистили и отреставрировали американские специалисты.

Многие туристы эту мозаику не замечают, так как она закрыта частью иконостаса. Нужно пройти по храму вперед, чтобы ее посмотреть.

Также в базилике Преображения хранятся несколько уникальных икон, но о них мы подробно рассказывать не будем. Это тема для статей на религиозных сайтах, а наш сайт туристической направленности. Просто ходите, смотрите, тут все очень красиво.


Один из древнейших, непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV в. в центре Синайского полуострова, у подножья горы Синай (библейская Хорив).
Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI в.
Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения (или монастырём Неопалимой Купины).
С XI в., в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI в., монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

В 2002 г. монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.


Синайский полуостров - полуостров в Красном море, на границе между Азией и Африкой, часть территории Египта.

Земля полуострова была освоена древними египтянами еще в эпоху Первой династии.
Во 2-м тысячелетии до н. э. Синай стал местом, где разворачивались многие события, описанные в Библии.
С 1260 по 1518 год территорию контролировали египетские мамлюки, затем она на несколько веков вошла в состав турецкой Оттоманской империи.
В 1906 году полуостров стал частью подконтрольного Великобритании Египта. Тогда же была проведена восточная граница территории, остающаяся до сих пор границей между Египтом и Израилем.

В основном территория Синайского полуострова занята пустыней, ближе к югу имеются горы (высота до 2637 м) и плоскогорья.

Долина, где находится Монастырь Св. Екатерины.

Начиная с III в. монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.

Монашескую жизнь этого периода описал в V в. ученик Иоанна Златоуста, бывший префект Константинополя — святой Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие: «Одни вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — спустя двое сутки… В каждое воскресенье все они из разных мест собирались в одну церковь, лобызались, причащались Святых Таин, и беседами о спасении души назидали, утешали и поощряли друг друга к высоким подвигам».

В период правления императора Константина, в 330 году, монахи Синая обратились к его матери святой Елене с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви, посвящённой Богоматери, а также башни для убежища монахов на случай набегов кочевников.

Прошение монахов было удовлетворено, и паломники конца IV в. сообщали, что на Синае уже была процветающая община монахов, которая привлекала верующих из разных мест Византийской империи.

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI в., когда император Юстиниан I приказал построить мощные крепостные стены, окружившие предшествующие постройки святой Елены, и церковь, сохранившуюся до настоящего времени, а также направил на Синай солдат для защиты монахов. (О строительстве Юстиниана сообщал его современник Прокопий Кесарийский.)

Мощные монастырские укрепления, построенные Юстинианом, поддерживались монахами в хорошем состоянии и вызывали восторг у паломников.

Согласно «Хронике» Евтихия Александрийского, для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай двести семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия. Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII в., они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Монастырь в период арабского завоевания Синая в 625 г. направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия полученной монахами охранной грамоты — Фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле, куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), выставленная в монастыре, провозглашает, что мусульмане будут защищать монастырь, а также освобождают его от уплаты налогов.

Фирман был написан на коже газели куфическим подчерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда. Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться, и к началу IX в. их осталось всего 30 человек.
С распространением в Египте ислама в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени.

В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году турецкие власти не сократили права монахов, сохранили особый статус архиепископа и не вмешивались во внутренние дела монастыря. Монастырь вёл обширную культурную и просветительскую деятельность, в XVIII в. он открыл духовную школу на острове Крит, где получали образование греческие богословы того времени.
Подворья монастыря были открыты в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в Индии.

Монастырь поддерживал давние связи с Россией. В 1375 г. в Москву приехал митрополит Макарий за милостыней для монастыря, а в 1390 г. из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля (сначала в иконостас, а затем в алтарь к другим ценным иконам, полученным от восточного духовенства).
В 1558 г. царь Иван Грозный направил к восточным патриархам посольство с златотканым покровом на мощи святой Екатерины в дар для Синайского монастыря.

В 1619 г. синайский архимандрит посетил Россию и участвовал вместе с иерусалимским патриархом Феофаном в молебне перед ракой Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре.
После этого на Синай идут многочисленные пожертвования от русских царей.

В 1860 г. монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 г. монастырской колокольни император прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни и перед литургией.

Главный храм монастыря (католикон), трёхнефная базилика, посвящён Преображению Иисуса Христа. Его постройка относится к периоду правления императора Юстиниана.

Вход в нартекс украшают резные двери из ливанского кедра, изготовленные в период Крестовых походов, а двери в главный неф базилики относятся к VI веку и являются её ровесниками.

В каждой из двенадцати колонн, увенчанных коринфскими капителями и разделяющих нефы базилики, в специальных углублениях хранятся мощи святых, закрытые бронзовыми пластинами, а на самих колоннах помещены минейные иконы XII века по числу месяцев года.

Вдоль колонн установлены два ряда деревянных резных стасидий. Колонны соединены арками, выше которых расположены окна.

В 1714 г. в базилике был положен новый мраморный пол.

Потолок базилики выполнен из ливанского кедра и росписан в XVIII веке звездами на синем фоне.

Главным украшением базилики является расположенная в конхе апсиды мозаика Преображение Господне, находящаяся в очень хорошей сохранности.
Мозаика выполнена в первой половине VI в. придворными мастерами, присланными Юстинианом для украшения монастыря.

Мозаика Преображение Господне обрамлена медальонами с шестнадцатью полуфигурами апостолов и пророков. В центре композиции монументальная фигура Иисуса Христа, заключённая в лазуревую мандорлу, которая соединяется лучами божественного света с фигурами пророков и трёх учеников, выполненных на золотом мерцающем фоне.

Для обозрения из центрального нефа мозаику закрывает деревянный резной иконостас XVII века, но из боковых нефов на уровне алтаря мозаика доступна для обозрения.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и в всегда открыта верующим для поклонения.

За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины, построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх.2:2-5).
Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. (Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше.)

В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина: оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом.

Исполняя библейское указание, все входящие сюда должны снимать свою обувь. Часовня является одним из древнейших монастырских строений.

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана.
В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках.

Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания.
Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

В монастыре имеется уникальное собрание икон, имеющих исключительную духовную, художественную и историческую ценность. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны в VI веке восковыми красками — это древнейшие иконы в мире.

Часть монастырской коллекции относится к раннему византийскому периоду до X века (в том числе сиро-палестинские иконы VIII—IX веков). Эти иконы выполнены греческими, грузинскими, сирийскими и коптскими мастерами. Иконы сохранились так как монастырь, находясь с VII века вне Византийской империи, не пострадал от иконоборчества.

Многочисленные русские учёные внесли свой вклад в изучение Синайского монастыря. Русский иеромонах Самуил в 1837 году впервые расчистил и укрепил мозаику VI века «Преображение Господне», украшающую кафоликон монастыря.
В 1887 году исследователь Алексей Дмитриевский составил каталог икон монастырского собрания и рассмотрел вопросы о Критской школе иконописи и роли Синая в сохранении культурных традиций в XVI—XVIII веках.
В изучении монастыря Святой Екатерины большую роль сыграло Православное Палестинское общество, осуществившее публикации русских и греческих материалов об этих местах.

Монастырь, как и прежде, является традиционным местом христианского паломничества. Ежедневно после часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины.

Монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной церкви, которая, кроме данной обители, владеет только рядом монастырских подворий: 3 в Египте и 14 вне Египта — 9 в Греции, 3 на Кипре, 1 в Ливане и 1 в Турции (Стамбул).

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII в. совершает Иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешел в 640 г. из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с Константинопольским патриархатом.

Делами монастыря в настоящее время управляет общее собрание монахов, которое решает экономические, политические и иные вопросы. Решения Собрания исполняются Советом отцов, в который входит четыре человека: заместитель и помощник архиепископа, монастырский ризничий, эконом и библиотекарь.

Основанный в VI веке н. э. по указу византийского императора Юстиниана монастырь святой Екатерины у подножья горы Синай (горы Моисея) - одно из наиболее посещаемых паломниками мест. Так сложилось, что за всё время его существования великие мира сего покровительствовали монастырю, и это всегда спасало его от разграбления или уничтожения во время войн и конфликтов.

В X веке, после исламизации Египта, здесь была возведена мечеть. Этот, «политический» на то время шаг также предотвратил разрушение монастыря. И хотя сейчас насильники монастыря, в основном, это греки православного вероисповедания, но среди паломников в эти места иудеев и последователей ислама встречается не меньше.

Из истории монастыря св. Екатерины

История создания монастыря содержит интересные факты. Вняв многочисленным просьбам монахов, которые жили в пустынных горах Египта, император Юстиниан (527-565) велел своему представителю построить на горе Моисея, где Бог дал тому 10 заповедей, надёжную обитель.

Но императорский помощник, изучив указанное место и сделав свои расчёты, ослушался повелителя. Он построил монастырь с толстыми стенами не на вершине горы, а у подножья, в ущелье. Здесь было гораздо безопаснее отражать набеги варваров и выдержать длительную осаду. В итоге, в награду за это «благое» деяние император отрубил помощнику голову, и история даже не сохранила для потомков его имени.

Сразу после основания монастырь носил название монастыря Преображения или монастыря Неопалимой Купины.

Монастырём святой Екатерины он стал именоваться в XI веке, в честь великомученицы Екатерины (287-305), красивой и не по годам умной девы. Она с юных лет уверовала во Христа, обратила в христианство многих окружающих её людей и претерпела за свою веру в течение жизни много бед и гонений, в том числе, и от родного отца. После многих безуспешных попыток возвращения её к поклонению языческим богам император Максимин казнил Екатерину через отсечение головы.

Тело Екатерины, по преданиям, после казни было перенесено ангелами на высокую вершину на Синае и монахи монастыря Преображения, нашедшие останки святой, опознали его по кольцу, данному Екатерине Иисусом Христом. С тех пор мощи святой Екатерины находятся в церкви монастыря, а сам монастырь стал носить её имя.

Как добраться до монастыря

Из Шарм-эш-Шейха в монастырь святой Екатерины можно добираться самостоятельно или заказать экскурсию в любом отеле или экскурсионном бюро. Обычно такая экскурсия «двойная» и включает в себя ночное восхождение на гору Моисея и утром, после спуска и завтрака - экскурсию по монастырю.

Экскурсия с осмотром святынь и достопримечательностей монастыря проводится с 8 часов утра и до 12 часов. Затем калитка для туристов закрывается.

Главные святыни монастыря

  • Мощи святой Екатерины. Они являются величайшей святыней, и доступны для поклонения паломникам ежедневно. В определённые часы серебряные ковчежцы с её мощами (глава и десница) выносится из алтаря базилики Преображения, где хранятся постоянно. Каждому паломнику после поклонения монахи дарят серебряное колечко с выгравированным сердечком и надписью «ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ».
  • Куст Неопалимой Купины, кладбище и склеп под часовней Святого Трифона с черепами монахов, живших в обители, древнейшие мозаики, иконы и знаменитую Синайскую библиотеку - эти святыни могут увидеть туристы и паломники во время экскурсии по территории монастыря. Каждая из них достойна отдельного рассказа.

Монастырь святой Екатерины в 2002 году включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Вчера была пространная запись о нашей дороге к горе Синай. Ну вот мы и доехали. Прибыли в монастырь св. Екатерины примерно к началу вечерней службы. Разместились в гостинице и пошли на вечерню. Служба не очень длинная, совершает ее иеромонах, в алтарь не входит, все положенное произносит или перед царскими вратами посреди храма, или со своего места как бы на левом клиросе. Читают и поют антифонно - один иеромонах и один мирянин, стоя в стасидиях напротив друг друга. Еще один иеромонах совершал каждение во время службы. После вечерни паломникам выносят для поклонения мощи св. Екатерины и раздают на благословение колечки с ее надписанием. Кому одно, кому два, мне досталось 3, разных размеров, подарим своим. После мощей все идут к Неопалимой Купине. Прикладываются к месту под престолом другого придела, где стоял пророк Моисей. При входе все непременно снимают обувь, в напоминание о библейских словах. Сама Купина находится за алтарем главной базилики монастыря - храма Преображения Господня. К ней сейчас нет прохода, поскольку паломники все норовили отломить по веточке. В храме не разрешается снимать, поэтому фото из главной монастырской церкви не будет. Кстати со времени своего основания в 4 веке и обустройства имп. Юстинианом в 6 столетии монастырь носил название в честь Преображения Господня, но к 11 веку прочно утвердилось название в честь св. вмч. Екатерины.

Вот что написано в Википедии: Монастырь Святой Екатерины (Синайский монастырь, греч. Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης, араб. دير سانت كاترين‎‎) — один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив) на высоте 1570 м. Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания. Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.


Подробности о монастыре неплохо изложены в Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B


наш номер 209, все удобства и все довольно скромно.


главные жители монастыря это кошки, они бОльшие попрошайки даже, чем бедуины


гостевые келлии


перед службой - некоторые уже воспарили (такое впечатление)


по дороге к монастырю



крепчайшие стены обители - наверное сохранились еще с 6-го века


вход в монастырь


Непалимая Купина - как образ Богородицы и свв. Моисей и Екатерина. Очень интересная икона


проходим внутрь монастыря


вокруг и повсюду тут хозяева бедуины. Синай населяет примерно 16 бедуинских племен, но вокруг монастыря со времен Юстиниана постоянно находится только племя джабалия - потомки местных бедуинов и переселенных из Византии анатолийцев и греков. До мусульманского нашествия они все были православными христианами, впрочем как и практически большинство бедуинов Египта, Палестины, Заиорданья и полуострова Аравии


Базилика Преображения и колокольня, в храме помимо главного еще до 12 приделов и часовень


вход в Преображенский храм


братский корпус


Это наши сопровождающие бедуины - не отходят от группы ни на шаг, очень хорошие ребята кстати. Некоторые очень неплохо говорят по-русски, некотрые знают "туристический набор" слов - "Как дела?" "Хорошо" и тд


фреска Преображения Господня при входе в церковь


в алтаре главного храма - сень над престолом, все освещается единственной в церкви электрической лампочкой, в самом храме только свечи и лампады


в щелях православный народ оставляет записки


Неопалимая купина. История из Библии, для напоминания

ИСХОД

ГЛАВА 2.

15... И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя.

16 У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора].

17 И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их.

18 И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня?

19 Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших].

20 Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб.

21 Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.

22 Она [зачала и] родила сына, и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле. [И зачав еще, родила другого сына, и он нарек ему имя: Елиезер, сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона.]

23 Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу.

24 И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом.

25 И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог.

ГЛАВА 3.

1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.

2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!

5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

6 И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.

7 И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его 8 и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев.

9 И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне.

10 Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.

11 Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону [царю Египетскому] и вывести из Египта сынов Израилевых?

12 И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.

13 И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?

14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам...




колодец Иофора (Итро), тестя Моисея - у этого колодца, который теперь на территории монастыря, Моисей защитил 7 девушек мадиамских и встретил свою будущую супругу Сепфору.


ручной насос для воды у древнего колодца


и Свет во тьме светит...

После службы и поклонения святыням все перешли в небольшой монастырский музей - тут иконы, древние манускрипты, церковная утварь - историческое наследие. Мне больше всего хотелось посмотреть "живьем" на икону Синайского Спасителя, это моя самая любимая икона Господа. И мы ее увидели! Жаль только, что в лавке не нашлось качественной репродукции ее, всюду искаженные цвета и/или скверное качество печати. А так хотелось иметь ее дома...

Фото из музея сделаны на телефон.




зал энкаустических икон. До Синая не добрались иконоборцы, поэтому тут сохранились такие чудесные образа. Богородица с предстоящими, апостол Петр - тоже гениальная икона


Моисей и Аарон, внизу как-будто бы Иофор, но могу ошибаться


древние кресты и списки Писания


страница известного Синайского кодекса, одного из древнейших списков Новго Завета


дверь - 16 век, тоже ничего


саккос Синайского архиепископа, рядом в витрине весь остальной приклад, совершенно чудесная вышивка


sic! "Лествица Рая" на арабском языке, кажется 10-й век.


в костнице (склепе) монастыря мощи многих сотен монахов и мучеников, в числе прочих нетленные мощи св. Стефана, который принимал исповеди у паломников на полпути к вершине горы Синай. Он упоминается в "Лествице" преп. Иоанна Лествичника


вот это и есть склеп/ костница монастыря


мы постоянно ходили мимо него из гостиницы в монастырь, поэтому он несколько раз попал в кадр.

спешат на службу


мне очень нравится расцветка - охра прекрасна в своем природном виде



монастырские сады


внутрь не входил, поэтому не знаю, что там внутри, храм, часовня или что-то еще


Оливы и коты - главное богатство:)


"я в домике" :)


дворик гостиницы - слева келлии, справа кофейня, прямо - трапезная и монастырская лавка

Обновлено. Запись закончена. Всем доброго здоровья и помощи Божией за моливы св. пророков Моисея и Илии, вмч. Екатерины и преп. Иоанна Лествичника и всех Синайских отцов-пустынников