Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь. Преподобная феодора цареградская Преподобная феодора

Преподобная Феодора Цареградская жила в Константинополе в первой половине Х в. Она была замужем, но вскоре овдовела и вела благочестивую жизнь, служа бедным и странникам, а затем приняла монашество и жила под руководством преподобного Василия Нового (память 26 марта), обитавшего в ее доме в уединенной келлии. Скончалась преподобная в преклонном возрасте в 940 году. Ученик святого Василия Нового, Григорий, по смерти святой Феодоры с мольбой просил святого открыть ему загробную участь старицы. "Так ты очень желаешь этого?" - спросил преподобный Василий. "Да, очень желал бы", - ответил Григорий. Преподобный сказал: "Ты увидишь ее сегодня, если с верой просишь об этом и если глубоко уверен в возможности исполнения просимого". Григорий был сильно удивлен и рассуждал сам с собой, как и где он сможет увидеть ту, которая отошла в вечную жизнь. Когда в эту же ночь Григорий заснул, к нему подошел благообразный юноша и сказал: "Встань, зовет тебя преподобный отец Василий, чтобы вместе посетить Феодору; если ты хочешь увидеть ее, то иди с ним и увидишь". Григорий тотчас же пошел к преподобному, но не нашел его. Присутствовавшие сказали ему, что преподобный Василий сам пошел посетить преподобную Феодору. Огорченному Григорию указали путь, по которому ушел преподобный. Григорий пошел по нему, пока не очутился в неведомом лабиринте. Узкая и неудобная дорога привела к запертым воротам. Увидев в скважину, что за воротами находится двор, Григорий окликнул сидевшую там женщину. Она объяснила, что этот двор принадлежит отцу Василию, который пришел сюда посетить духовных чад. "Откройте мне, я тоже чадо святого Василия", - просил Григории. Но без разрешения преподобной Феодоры служанка не открыла двери. Григорий начал сильно стучать в двери. Преподобная Феодора услышала и с радостью впустила его, говоря: "Вот он - возлюбленный сын господина моего, Василия!" Приветствовав его, преподобная спросила: "Брат Григорий, кто тебя наставил прийти сюда?" Тогда он подробно рассказал, как по молитве святого Василия достиг счастья видеть ее во славе, которую она приобрела своей подвижнической жизнью. Григорий стал просить преподобную рассказать ему ради духовной пользы, как она рассталась с телом и мимо клеветников прошла в эту святую обитель. Преподобная отвечала: "Как я могу, дорогое чадо Григорий, рассказать тебе всё? После того, что я в страхе и трепете испытала, я многое забыла, тем более, что видела такие лица и слышала такие голоса, каких не приходилось никогда видеть и слышать в течение всей своей жизни. Что я могу сказать, так это то, что лютая мне встретилась бы смерть за мои неправые дела. совершённые на земле, если бы не молитвы отца нашего Василия. Одни молитвы его сделали мою смерть легкой". После этого преподобная Феодора стала рассказывать, как устрашили ее при кончине множество вдруг явившихся злых духов. Они принесли большие книги, в которых были записаны грехи всей жизни и пересматривали их в нетерпении, как будто ожидая с минуты на минуту прихода какого-то судьи. Видя всё это, преподобная пришла в такой трепет и ужас, что вконец изнемогла и в страдании оглядывалась по сторонам, желая увидеть кого-нибудь, кто смог бы отогнать бесов. Находясь в таком мучительном состоянии, преподобная увидела двух Ангелов, ставших по правую сторону от нее. Злые духи тут же отошли дальше. "Зачем вы, мрачные враги рода человеческого, смущаете и мучите душу умирающей? Не радуйтесь, здесь вашего ничего нет", - проговорил Ангел. Тогда бесстыдные духи начали вспоминать всё, что святая сделала от юности, словом ли, делом ли, или помышлением. При этом они многое прибавляли от себя, стараясь оклеветать преподобную. Наконец пришла смерть. Она налила чего-то в чашу и поднесла святой испить, а после, взяв нож, отсекла голову. "Ах, чадо мое, - продолжала рассказ преподобная Феодора, - как мне тогда стало горько, горько! В эту-то минуту смерть исторгла мою душу, которая быстро отделилась от тела, подобно тому, как птица быстро отскакивает от руки ловца, если он выпускает ее на свободу". Светозарные Ангелы приняли душу преподобной и начали отходить с ней на Небо, тело же святой осталось лежать на земле, словно сброшенная одежда. Когда святые Ангелы держали душу преподобной, злые духи опять приступили, сказав: "Мы имеем многие ее грехи, отвечайте нам за них". И тогда Ангелы стали вспоминать все добрые дела, которые сотворила святая: ее милосердие, миролюбие, любовь к храму Божию, терпение, смирение, пощение и многие другие подвиги, которые преподобная понесла в жизни. Всё это собрав, они противопоставили грехам добрые дела, которые искупили их. Злые духи заскрежетали зубами, желая похитить святую душу и ввергнуть ее в бездну. В это время внезапно явился своим духом преподобный Василий и сказал святым Ангелам: "Покровители мои, эта душа много мне послужила, успокаивая мою немощь и старость. Я молился о ней Господу, и Он даровал мне благостыню эту". При этом преподобный Василий дал Ангелам какой-то ковчежец, добавив: "Когда хотите мытарства воздушные миновать, искупайте ее, взяв из этого ковчежца и отдавая лукавым и злым духам". Отдав ковчежец, святой отошел. Увидев это, злые духи долго оставались в недоумении и безгласными, а потом вдруг, громко воскликнув, завопили: "Горе нам! напрасно мы трудились, следивши за ней, как и где она грешила". Сказав это, они мгновенно исчезли. Затем снова явился преподобный Василий и принес с собой много различных сосудов с ароматами, которые вручил Ангелам. Открывая один сосуд за другим, Ангелы возливали на преподобную Феодору ароматы. Она исполнилась духовного благоухания и почувствовала, что изменилась и стала очень светла. Преподобный Василий сказал: "Покровители мои! Когда всё необходимое совершите над нею, тогда, приведши ее в предуготованную мне от Господа обитель, оставьте ее там". Сказав это, он отошел. Святые Ангелы взяли преподобную Феодору и направились вверх на Небеса, восходя, как бы по воздуху.

И вот на пути внезапно встретилось первое мытарство, которое называется мытарством Празднословия и Сквернословия. Истязатели требовали дать ответ во всем, что преподобная Феодора когда-либо о ком-нибудь дурно говорила, обвиняли за неприличный смех, насмешки, дурные песни. Всё это святая забыла, ибо много времени прошло с тех пор, как она начала вести жизнь, угодную Богу. Но Ангелы защитили ее.

Выше находилось мытарство Лжи. Находившиеся там злые духи были очень мерзки, противны и свирепы. Они с яростью начали клеветать на святую, но Ангелы дали им из ковчежца и миновали их без беды.

Когда преподобная достигла третьего мытарства - Осуждения и Клеветы, от злых духов вышел более старый и начал рассказывать, какими дурными словами преподобная оклеветала кого-либо в своей жизни. Много он показывал ложного, но удивительно было, с какой подробностью и точностью запомнили бесы то, что забыла сама преподобная.

Слуги четвертого мытарства - Объядения и Пьянства, словно хищные волки готовы были поглотить святую, вспоминая, как она ела утром, не помолившись Богу, ела до обеда и ужина и без меры, нарушала посты. Стараясь вырвать преподобную из рук Ангелов, один из злых духов сказал: "Не ты ли обещала при святом Крещении Господу Богу своему отречься от сатаны и всех дел его и от всего, что принадлежит сатане? Дав такой обет, как ты могла совершить то, что ты совершила?" И бесы пересчитали даже все чаши вина, которые выпила преподобная Феодора в течение всей жизни. Когда она сказала: "Да, это было, и это я помню", - Ангелы снова дали часть из ковчежца святого Василия, как это они делали на каждом мытарстве, и отправились дальше.

"Знают ли находящиеся на земле люди, что ждет их здесь и с чем они встретятся по своей смерти?" - спросила преподобная Феодора Ангелов. "Да, они знают, - ответил Ангел, - но наслаждения и прелести жизни так сильно действуют на них, так поглощают их внимание, что они невольно забывают о том, что их ждет за гробом. Добро тем, которые помнят Священное Писание и творят милостыню или делают какие-либо другие благодеяния, которые впоследствии могут искупить их от вечных мук ада. Но горе тем, которые живут небрежно, как будто бессмертные, думая только о благах чрева и гордости. Если внезапно постигнет их смерть, то окончательно погубит, так как они не будут иметь в защиту себя никаких добрых дел; души тех людей темные князья этих мытарств, сильно измучив, отведут в темные места ада и будут держать их до пришествия Христова. Так и ты, Феодора, пострадала бы, если бы не получила от угодника Божия Василия дарований, которые тебя спасли здесь от всего дурного". В такой беседе Ангелы достигли пятого мытарства - Лености, где истязуются грешники за все дни и часы, проведенные в праздности. Тут же задерживаются тунеядцы, ленящиеся в праздничные дни ходить в храм Божий. Там же испытуется уныние и небрежение как мирских, так и духовных людей и разбирается нерадение каждого о своей душе. Многие оттуда низвергаются в пропасть. Ангелы восполнили недостатки преподобной дарами святого Василия и отправились дальше.

Шестое мытарство - Воровство они прошли свободно. Также и седьмое мытарство - Сребролюбия и Скупости Ангелы прошли без задержки, потому что, по милости Божией, преподобная всегда довольствовалась тем, что давал Бог, и усердно раздавала имеющееся нуждавшимся.

Духи восьмого мытарства - Лихоимства, истязующие взяточничество и лесть, заскрежетали от злости зубами, когда Ангелы прошли от них, ибо они ничего не имели против преподобной. Девятое мытарство - Неправды и Тщеславия, десятое - Зависти и одиннадцатое - Гордости Ангелы также прошли свободно.

Вскоре на пути встретилось двенадцатое мытарство - Гнева. Старейший из духов, исполненный гнева ярости и гордости, приказал слугам мучить и истязать преподобную. Бесы повторили все подлинные слова преподобной, сказанные ею в гневе, припомнили даже, как она с гневом смотрела на своих детей или строго наказывала их. На всё это Ангелы ответили, дав из ковчежца.

Словно разбойники, подскочили злые духи тринадцатого мытарства - Злопамятства, но, ничего не найдя в своих записях, горько заплакали. Тогда преподобная осмелилась спросить одного из Ангелов, откуда злые духи знают, кто и что сделал в жизни дурного. Ангел отвечал: "Всякий христианин при святом Крещении приемлет Ангела-хранителя, который невидимо оберегает его от всего дурного и наставляет на всё доброе, который записывает все добрые дела, совершённые этим человеком. С другой стороны, злой ангел в течение всей жизни следит за злыми делами людей и их записывает в своей книге. Он записывает все грехи, в которых, как ты видела, испытываются люди, проходящие мытарства и направляющиеся на Небо. Грехи эти могут возбранить душе вход в Рай и привести прямо в бездну, в которой злые духи сами живут. И там эти души будут жить до Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, если не имеют за собой благих дел, которые бы могли вырвать их из рук диавола. Люди, верующие во Святую Троицу, приобщающиеся как можно чаще Святых Тайн Тела и Крови Христа Спасителя, прямо восходят на Небо без всяких препятствий. И святые Ангелы Божии являются защитниками, и святые угодники Божий молятся о спасении душ праведно поживших людей. О злочестивых же и зловерных еретиках, которые не совершают в своей жизни ничего полезного, никто не заботится и в защиту их ничего Ангелы не могут сказать". В четырнадцатом мытарстве - Разбойничества, которого достигли Ангелы, испытывались все, кто кого-нибудь толкнул с гневом, бил по щекам или каким-либо орудием. И это мытарство Ангелы миновали свободно. Внезапно они очутились в пятнадцатом мытарстве - Чародеяння, обаяния (колдовства), отравления, призывания бесов. Здесь находились змееобразные духи, цель существования которых - вводить людей в соблазн и разврат. По благодати Христовой преподобная скоро миновала это мытарство. После этого она спросила, за всякий ли грех, который человек совершит в жизни, он истязуется в мытарствах или возможно еще при жизни загладить грех, чтобы очиститься от него и не мучиться при мытарствах. Ангелы отвечали преподобной Феодоре, что не всех так подробно испытывают на мытарствах, но только тех, кто, подобно ей, не исповедался чистосердечно перед смертью. "Если бы я исповедала отцу духовному без всякого стыда и страха всё греховное и если бы получила от духовного отца прощение, - сказала преподобная Феодора, - то я перешла бы беспрепятственно все эти мытарства, и ни в одном грехе мне не пришлось бы быть истязуемой. Но так как я не хотела чистосердечно исповедать духовному отцу своих грехов, то здесь и истязают меня за это. Конечно, мне много помогло то, что я в течение всей своей жизни старалась и желала избегать греха. Тот, кто с усердием стремится к покаянию, всегда получает от Бога прощение, а через это и свободный переход от этой жизни в блаженную загробную жизнь. Злые духи, которые находятся в мытарствах вместе со своими писаниями, раскрывши их, ничего не находят написанным, ибо Святой Дух делает невидимым всё написанное. И видят это они и знают, что всё записанное ими изглажено, благодаря исповеди, и очень скорбят тогда. Если человек еще жив, то они стараются на этом месте снова вписать какие-либо другие грехи. Велико поистине спасение человека в исповеди! Она спасает его от многих бед и несчастий, дает возможность беспрепятственно пройти все мытарства и приблизиться к Богу. Иные не исповедаются в надежде, что будет еще время и для спасения, и для оставления грехов. Иные просто стыдятся на исповеди высказать духовнику свои грехи - вот такие-то люди будут испытаны в мытарствах строго. Есть и такие, которые стыдятся всё высказать одному духовному отцу, а избирают несколько, и одни грехи одному духовнику открывают, а другие - другому и так далее. За такую исповедь они будут наказаны и не мало претерпят при переходе из мытарства в мытарство". Незаметно приблизилось шестнадцатое мытарство - Блуда. Истязатели изумились тому, что святая беспрепятственно достигла их, и когда начали говорить, что она сделала в жизни, дали много ложных показаний, приводя в подтверждение имена и места. Так же поступили и слуги семнадцатого мытарства - Прелюбодеяния. Восемнадцатое мытарство - Содомское, где истязуются все противоестественные блудные грехи и кровосмешения, все сквернейшие, тайно совершаемые дела, о которых, по слову апостола, стыдно и говорить, преподобная Феодора миновала скоро. Когда поднялись выше, Ангелы сказали ей: "Ты видела страшные и отвратительные блудные мытарства. Знай, что редкая душа минует их свободно. Весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все почти люди сластолюбивы, "помышление сердца человеческого - зло от юности его" (Быт. 8, 21). Мало умерщвляющих плотские похоти и мало таких, которые бы свободно прошли мимо этих мытарств. Большая часть, дошедши сюда, погибает. Власти блудных мытарств хвалятся, что они одни более всех прочих мытарств наполняют огненное родство во аде. Благодари Бога, Феодора, что ты миновала этих блудных истязателей молитвами отца своего, преподобного Василия. Уже более не увидишь страха". На девятнадцатом мытарстве - Идолослужения и всякой ереси преподобную ни в чем не испытывали. В последнем, двадцатом мытарстве - Немилосердия и Жестокосердия были записаны все немилостивые, жестокие, суровые и ненавидящие. Душу человека, не следовавшего заповеди Божией о милосердии, сбрасывают отсюда в ад и затворяют до общего воскресения. Словно назойливые пчелы, подлетели слуги жестокого беса, но, не найдя ничего в преподобной, отошли.

Радостные Ангелы провели святую сквозь Небесные врата. Когда они вошли внутрь Неба, вода, бывшая над землей, расступилась, а позади снова соединилась. Ликующий сонм Ангелов встретил святую и повел ее к Престолу Божию. Когда они шли, то на них спустились два Божественных облака. На необъяснимой высоте стоял Престол Божий, такой белый, что просвещал всех предстоящих пред ним. "Всё там находится такое, что невозможно ни понять, ни объяснить; ум омрачается недоумением, и память исчезает, и я забыла, где я нахожусь", - так рассказывала преподобная Феодора. Она поклонилась Невидимому Богу и услышала голос, повелевший показать ей все души праведных и грешных, и после этого дать покой, где укажет угодник Василий. Когда всё это было ей показано, один из Ангелов сказал: "Знаешь, Феодора, что в мире есть обычай: в 40-й день после смерти оставшиеся в живых творят память по умершим. Так вот, там, на земле, сегодня поминает тебя Василий преподобный". "Итак, - закончила рассказ преподобная Феодора, - теперь, духовное чадо мое Григорий, после 40 дней разлучения моей души с телом я нахожусь в этом месте, которое уготовано для преподобного отца нашего Василия". После этого она провела его по Небесной обители, где Григорий встретил во дворце за трапезой преподобного Василия. Затем святая повела его в сад. Пораженный благами, Григорий стал допытываться о них. Но преподобная Феодора лишь сказала, что всё это неземное, но достается тому, кто в земной жизни переносит много скорбей и напастей, кто оберегает заповеди Господни и в точности выполняет их. Когда преподобная Феодора сказала, что жизнь на Небе отличается от жизни земной, Григорий невольно осязал себя, желая узнать, во плоти ли он еще. Дух его был радостен, чувства и помыслы чисты. Он захотел вернуться из сада, который ему показывала преподобная, во дворец. Когда они вернулись, за трапезой никого не было. Поклонившись преподобной Феодоре, Григорий вернулся домой, и в это самое мгновение, проснулся и стал размышлять, где он был и что было всё то, что он слышал и видел. Он боялся, не бесовское ли это наваждение, и пришел к учителю. Тогда преподобный Василий сам рассказал то, что видел Григорий, и просил его записать всё виденное и слышанное на пользу ближних.

24 сентября (11 сентября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Вторник 15-й седмицы по Пятидесятнице (то есть пятнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 15 известных поимённо угодников Божиих и одной чтимой святыни. Далее коротко расскажем о них.

Преподобная Феодора Александрийская . Пример этой святой V столетия от Рождества Христова, подобно подвигу преподобной Марии Египетской , совершённому несколькими десятилетиями позднее, наглядно демонстрирует силу искреннего покаяния.

В молодости Феодора, супруга одного знатного христианина, была соблазнена и впала в грех прелюбодеяния. Вскоре она осознала тяжесть своего греха, ушла из дома, переодевшись мужчиной. Будущая святая поступила в мужской монастырь, где стала совершать самые тяжёлые послушания, пребывая в непрестанной покаянной молитве.

Однажды святую Феодору, которую все считали монахом Феодором, оклеветали. Одной девицей, вступившей в блудную связь и родившей младенца, был распущен слух, будто этот ребенок не от кого бы то ни было, а именно от самой Феодоры. Она покорилась этому, взяла младенца и ушла с ним из монастыря, приняв это изгнание как наказание за свой старый грех. Только через семь лет её приняли с повзрослевшим отроком обратно в монастырь.

Господь даровал преподобной матери Феодоре не только прощение, но и дар чудотворений. Так, по её молитвам во время засухи в давно иссохшем колодце появилась вода. Несколько лет святая старица прожила в обители, и только после её блаженной кончины игумену и монахам открылось, что это была женщина в мужском образе. Со слезами они просили прощения у святой Феодоры. А когда её бывший супруг узнал об этом, то и сам принял постриг в этой обители. А много лет спустя её настоятелем стал воспитанный преподобной Феодорой отрок.

Преподобный Силуан Афонский . В течение тысячи лет на Святой горе Афон подвизалось множество русских монахов. Последним русским старцем с Афона, причисленным к лику святых, стал преподобный Силуан, родившийся на Тамбовщине в 1866 году .

Молитва о мире: плачущий о каждом человеке, преподобный Силуан Афонский

В юности будущий старец был простым крестьянином Семёном Антоновым. Он был наделён недюжинной силой и часто не знал, куда её деть: пил вино да дрался. Но однажды этому необузданному, дерзкому парню приснилось, будто ему в рот заползла змея. Внезапно он услышал: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно; так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь». И понял Семён, что это был голос Богородицы. С тех пор юноша укрепился в решении уйти в монастырь, и в итоге в 1892 году Господь привёл его на Святую гору Афон.

На Афоне отец Силуан прожил большую часть жизни: 46 лет из 72. В храме у мельницы, где святой нёс своё первое послушание, произошло то, что потрясло до глубины души ещё молодого инока. В церкви пророка Ильи, направо от Царских врат, возле иконы Спасителя он увидел живого Христа. Тогда всё существо его наполнилось огнём благодати Святого Духа, он получил от Господа дар великой любви ко всем людям. И вся дальнейшая жизнь Силуана была посвящена борьбе за хранение полученной благодати.

В рамках краткого материала очень сложно рассказать о духовных подвигах и наставлениях этого великого святого, а потому рекомендуем к прочтению его пространное Житие, а также книгу схиархимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан».

Преподобный Силуан Афонский. Фото: www.pravoslavie.ru

Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и Димитриан, сын их . Святой Димитрий был знатного рода и в I веке являлся правителем города Скепсии в местности Геллеспонт. Однажды святой Корнилий Сотник , бывший язычник, обращённый ко Христу самим первоверховным апостолом Петром , пришёл в Скепсию с проповедью Слова Божия. Язычники схватили проповедника и привели к Димитрию, который пытался заставить святого отречься от Христа и даже подвергал его пыткам. Святой Корнилий стойко выдержал истязания, а потом одной силой молитвы сокрушил языческих идолов. После этого Димитрий уверовал во Христа и даже вместе со всей своей семьей принял святое Крещение. За это разъярённые язычники бросили своего бывшего правителя в темницу, где уморили всех троих страдальцев голодом.

Мученица Ия . Эта святая страдалица за Христа и Его Церковь в числе девяти тысяч христиан была пленена персидским царем Сапором II. В городе Визаде местный главный волхв пытался заставить её отречься от христианской веры, но даже под пытками она не предала Христа. Святую Ию, которая, по некоторым сведениям, была знатной римлянкой, а возможно, и монахиней, обезглавили около 362-364 года от Рождества Христова.

Преподобный Евфросин Палестинский . Святой IX столетия от Рождества Христова, сподобившийся прославления в лике святых за свои кротость и послушание. Сам Господь ещё при жизни преподобного Евфросина открыл одному священнику в видении святость этого скромного монаха. Узнав об этом, он ушёл из обители и завершил свои земные дни в отшельническом уединении.

Преподобный Евфросин Палестинский. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученики Диодор и Дидим Лаодикийские (Сирские) . Об этих святых страдальцах известно немного. Мы знаем лишь то, что они проповедовали Слово Божие язычникам, многих из которых крестили. Лаодикийский правитель отдал приказ схватить их и пытать, после чего мученики скончались.

Священномученики Николай Подьяков и Виктор, пресвитеры (1918), Карп Эльб, пресвитер (1937), и Николай Широгоров, диакон (1942) . Православные священнослужители, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Казанская икона Божией Матери, именуемая Каплуновской . Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы был явлен в 1689 году в селе Каплуновке Харьковской епархии. Именно у него молился царь Пётр I накануне Полтавской битвы 1709 года , которую молитвами Божией Матери русские войска блестяще выиграли.

Поздравляем всех православных христиан с днём этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Память святой преподобной Феодоры Александрийской совершается в Православной Церкви 24 сентября по новому стилю.

Святая Феодора была женой одного благочестивого христианина, с которым жила на протяжении нескольких лет счастливой семейной жизнью. Несказанный мир, который пребывал в этом благочестивом семействе, весьма раздражал врага рода человеческого. Поэтому лукавый дух прельстил одного богатого человека, обратив его внимание на внешнюю красоту христианки Феодоры. Богач, распаляемый страстным желанием совершить прелюбодеяние с благочестивой женщиной, неоднократно совершал попытки исполнить свое намерение, но добровольного согласия Феодоры ему не удавалось получить. Но мужчина не смог остановиться в своем греховном намерении и заплатил деньги одной своднице, чтобы она уговорила Феодору совершить этот грех.
Феодора с доверием относилась к другим людям и поэтому стала общаться с подкупленной женщиной, которая хитростью смогла внушить доверчивой христианке мысль о том, что Господь не винит человека за грех, совершенный ночью. Под впечатлением от этих слов Феодора совершила прелюбодеяние, но, когда осознала свой поступок, то едва не впала в крайнюю степень уныния: она стала рвать на своей голове волосы, бить себя по щекам. Терзаемая муками совести, Феодора пришла к знакомой настоятельнице монашеской обители и поведала о своем горе. Игумения стала утешать впавшую в прелюбодеяние женщину, приводя примеры из Священного Писания о Божием прощении даже самых грешных людей при условии их покаяния. Отчаяние в сердце Феодоры уступило место слезному покаянию: святая угодница решила отправиться для уединенной монашеской жизни в святую обитель, чтобы принести истинное покаяние в виде непрестанной молитвы, воздержания и трудов во славу Божию.
Втайне от всех родных преподобная Феодора одела мужскую одежду и пришла в мужской монастырь, так как она остерегалась, что ее супруг мог обнаружить в женском монастыре. Игумен монастыря не сразу принял подвижницу: вначале он даже не позволил ей войти во двор святой обители. Но святая угодница представилась Феодором, пришедшим из Александрии, и проявила сильное стремление к проживанию в обители для несения покаянных трудов. Игумен благословил подвижницу жить в монастыре, когда увидел твердость ее намерений.
Та степень самоотверженности, с которой святая Феодора несла монашеские послушания, вызывала у других монахов удивление. Через восемь лет жизни в святой обители тело святой Феодоры поражало той духовной силой благодати Божией, которая струилась из него.
В один день игумен монастыря отправил святую Феодору в город купить хлеба, а также повелел ей в случае необходимости остаться на ночлег в Енатском монастыре, с настоятелем которого он поддерживал дружеские отношения. Так сложились обстоятельства, что преподобной пришлось остановиться на ночь в этом монастыре. В это же время в гостиничной постройке святой обители находилась дочь ее настоятеля, которая в то время пожелала навестить своего родителя. Увидев прекрасный вид инока Феодора, дочь игумена попыталась склонить угодницу Божию ко греху любодеяния, так как приняла ее за мужчину. Но, когда святая дала решительный отказ блудной дочери, та совершила желаемый грех с находившимся в гостинице монастыря другим мужчиной, от которого произошло зачатия ребенка. Святая Феодора выполнила послушание игумена и вернулась в свой монастырь.
Блудная девица сказала отцу, что зачатие ребенка произошло от инока Феодора. Тогда иноки Енатского монастыря после рождения мальчика принесли его в монастырь к святой Феодоре и стали обвинять ее в любодеянии. Игумен также поверил их клевете и выгнал святую подвижницу с младенцем из обители. Преподобная жена устроила себе шалаш рядом с монастырем, в котором питала ребенка молоком, которое давали пасшие неподалеку скот пастухи, сама же подвижница питалась травами. Через семь лет игумен позволил ей возвратиться в обитель вместе с мальчиком, а после смерти святой Феодоры открылась правда о ее невинности. Супруг преподобной Феодоры и ее приемный сын подвизались в этой обители.

Тропарь, глас 8:
В тебе мати известно спасеся еже по образу:/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси, презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней:/ темже и со Ангелы срадуется, преподобная Феодоро, дух твой.

Кондак, глас 2:
Тело твое постами изнуривши, / бденными молитвами Творца умолила еси о гресе твоем, / яко да приимеши совершенное прощение, / и прияла еси оставление, путь покаяния показавши.

Величание:
Ублажаем тя, / преподобная мати Феодоро, / и чтим святую память твою, / наставнице монахинь / и собеседнице Ангелов.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Преподобная Феодора была родом гречанка, имела большое богатство и жила сначала в христианском супружестве. По смерти мужа, она, по заповеди Господней, "взяла крест свой" и приняла монашеский чин, чтобы следовать за Христом (Мрк.8:34; Мф.16:24). Это было в царствования Романа 1 при жизни преподобного Василия Нового 2 , который проживал в доме Феодоры, в нарочито для него устроенной моленной келлии и под руководством которого она проводила благочестивую жизнь. Дожив так до старости, она преставилась месяца декабря в тридцатый день. И когда душа преподобной Феодоры, по разлучении от тела, несена была святыми Ангелами, то преподобный Василий предупредительно дал им, на помощь ее душе, как бы некий капитал для выкупа, достав из своей пазухи ковчежец.

У того Василия было ученик, по имени Григорий, который молитвенно спрашивал Василия:

Где пребывает Феодора?

И вот однажды, когда Григорий спал, к нему явился светлого вида юноша и сказал:

Иди скорее, тебя зовет преподобный Василий, чтобы показать тебе Феодору.

Григорий тотчас восхищен был к вратам рая, потом введен был в места святые и там увидел он преподобного Василия и Феодору, и все они вместе возрадовались. И спросил Григорий:

Госпожа Феодора! - как ты претерпела страшный час смерти и как избавилась от лукавых духов?

Она же рассказала по порядку:

Когда я душою своею разлучилась от тела, то увидела страшных ефиопов, которые показывали мне свиток с начертанием всех моих первых дел и взвизгивали как свиньи, скрежеща на меня зубами. Потом взяли меня Ангелы и понесли по мытарствам. Первое мытарство было - лживость; второе - клевета; третье - зависть; четвертое - ложная обидчивость по самолюбию; пятое -гнев с яростью; шестое - гордость; седьмое - брань и срамословие; восьмое - лихоимство и лесть; девятое - тщеславие; десятое - сребролюбие, одиннадцатое - пьянство; двенадцатое - злопамятование; тринадцатое - чародейство; четырнадцатое - волхвования и употребления талисманов; пятнадцатое - чревоугодия и идолослужение; шестнадцатое -прелюбодеяние; семнадцатое - убийство; восемнадцатое -воровство; девятнадцатое - блудодеяние; двадцатое - немилосердие. И если в каком либо мытарстве для моего оправдания показания только моих добрых дел было недостаточно, то Ангелы прибавляли к моим добрым делам от дара добрых дел преподобного Василия. Так я и прошла беспрепятственно все мытарства и была введена в это блаженное место. Если же душа будет грешна, то предается тем ефиопам, а они, терзая, сведут ее в муки.

И тотчас Григорий проснулся и рассказал нам, что он видел и что слышал в состоянии своего сонного восхищения. Мы же, слышав то, удивлялись и благодарили великого Бога и Спаса нашего, сподобившего Феодору Своего достояния в небесных обителях.

Преподобная Феодора Александрийская и ее муж жили в Александрии. В их семье царили любовь и согласие, и это было ненавистно врагу спасения. Побуждаемый диаволом, один богатый человек прельстился красотой молодой Феодоры и начал всеми способами склонять ее к прелюбодеянию, но долгое время не имел успеха. Тогда он подкупил женщину-сводницу, которая ввела в заблуждение доверчивую Феодору, сказав, что грех, совершаемый ночью, Бог не вменяет в вину. Феодора изменила своему мужу, но вскоре опомнилась и, осознав гнусность падения, возненавидела себя, нещадно била себя по лицу и рвала на голове волосы. Совесть не давала ей покоя, и Феодора отправилась к знакомой игумении и рассказала о совершенном преступлении. Игумения, видя отчаяние молодой женщины, возбудила в ней веру в Божественное прощение и напомнила евангельскую притчу о грешнице, омывшей слезами ноги Христа и получившей от Него прощение своих грехов. В надежде на милосердие Божие Феодора сказала: "Верую Богу моему и отныне не буду совершать такого греха, а содеянный постараюсь загладить". В ту же минуту преподобная Феодора решила уйти в монастырь, чтобы очиститься в подвиге и молитве. Она тайно покинула семью и, переодевшись в мужскую одежду, направилась к мужскому монастырю, ибо боялась, что муж найдет ее в женской обители. Игумен обители не благословил пустить ее даже во двор, испытывая твердость пришельца. Преподобная Феодора осталась ночевать у ворот. Утром она, припав к ногам игумена, назвалась Феодором из Александрии просила оставить ее в монастыре для покаяния и иноческих подвигов. Видя чистосердечное намерение пришельца, игумен согласился.

Даже опытные иноки удивлялись всенощным коленопреклоненным молитвам, смирению, терпению и самоотвержению Феодора. Святая подвизалась в монастыре восемь лет. Ее тело, некогда оскверненное прелюбодеянием, стало видимым сосудом благодати Божией и вместилищем Святого Духа. Однажды святая была послана в Александрию для покупки хлеба. Благословляя ее в путь, игумен наказал, в случае задержки в пути, остановиться в соседнем, Енатском монастыре. В гостинице Енатского монастыря проживала тогда дочь игумена, пришедшая навестить отца. Прельщенная красотой молодого инока, она стала склонять преподобную Феодору ко греху любодеяния, не зная, что перед ней женщина. Услышав отказ, она совершила грех с другим гостем и зачала. Преподобная же, купив хлеб, возвратилась в свою обитель.

Через некоторое время отец бесстыдной девицы, заметив совершенное преступление, стал выпытывать у дочери, кто ее обольстил. Девица указала на Феодора-монаха. Отец немедленно сообщил настоятелю монастыря, в котором подвизалась преподобная Феодора. Игумен призвал Феодора и рассказал ему об обвинении. Инок твердо ответил: "Бог свидетель, я этого не делал", и игумен, зная чистоту и святость жизни Феодора, не поверил клевете. Когда любодейца родила, енатские монахи принесли младенца в монастырь, где жила подвижница, и стали укорять иноков в нечистой жизни. На этот раз и игумен поверил клевете и разгневался на невиновного Феодора. Младенца вручили преподобной и с бесчестьем выгнали ее из монастыря. Феодора смиренно покорилась новому испытанию, усматривая в нем искупление прежнего греха. Она поселилась с ребенком неподалеку от обители в шалаше. Пастухи из жалости давали молоко для младенца, а сама преподобная питалась только дикими травами. В течение семи лет, перенося невзгоды, святая подвижница находилась в изгнании. Наконец, по просьбе иноков, игумен позволил ей возвратиться в монастырь вместе с младенцем, где она два года прожила в затворе, поучая ребенка страху Божию. Игумен обители получил от Бога откровение, что грех инока Феодора прощен. Благодать Божия пребывала на иноке Феодоре, и вскоре все монахи стали свидетелями знамения, совершившегося молитвами подвижницы. Однажды в той местности во время засухи пересохли все источники воды. Игумен сказал братии, что только Феодор сможет отвратить бедствие. Призвав преподобную, игумен велел ей принести воду из высохшего колодца. По благословению игумена преподобная Феодора принесла воду, после чего вода в колодце уже не пересыхала. Смиренная Феодора говорила, что чудо совершилось по молитве и вере их игумена.

Перед смертью преподобная Феодора затворилась в келлии с отроком и завещала ему любить Бога, повиноваться игумену и братии, хранить молчание, быть незлобивым и кротким, избегать сквернословия и празднословия, любить нестяжательность, вспоминать их скитальческую жизнь. После того, став на молитву, она в последний раз просила у Господа прощения грехов. Вместе с ней молился и отрок. Скоро слова молитвы замерли на устах подвижницы, и она спокойно отошла в Горний мир (+ок. 474 - 491).

Господь открыл игумену о духовном совершенстве инока Феодора и о его сокровенной тайне. Настоятель, дабы снять клевету с почившей, в присутствии настоятеля и братии Енатской обители рассказал о видении и для удостоверения открыл перси преподобной. Енатский игумен и братия содрогнулись от ужаса за свое великое прегрешение и, припав к святому телу, со слезами просили прощения у преподобной Феодоры. Известие о святой подвижнице дошло до супруга преподобной Феодоры. Он принял постриг в монастыре, где спасалась его жена. Отрок, воспитанный преподобной, также пошел по стопам своей приемной матери. Впоследствии он стал игуменом этого монастыря.