О каком событии жизни христа рассказывает вертеп. Рождественские вертепы – история, традиции, музеи и выставки

У каждого праздника, независимо от того, церковный он или нет, есть своя неповторимая традиция празднования, которая относится только к этому празднику. Например, на Новый год, люди наряжают елку. По сути нет другого праздника, на котором бы наряжали елку. Поэтому елка относится только к традиции празднования Нового года.

с древнегреческого означает «пещера»

Также на Пасху мы красим яйца, эта традиция относится только к Пасхе. У каждого праздника есть своя изюминка. Такая изюминка есть и у праздника Рождества Христова.

Рождество Христово - это прекрасное и удивительное время, сердце наполняется ожиданием чуда. Существует прекрасная старинная традиция - ставить рождественский вертеп. Маленькие детишки любят рассказывать стишки, а более взрослые ребята - показывают различные сценки, поют песни.

Иисус Христос - Сын Божий, родился в вертепе, где остановились на ночлег Богородица и Иосиф

Что же такое вертеп? Вертеп - это слово древнегреческое, означает оно «пещеру». По Священному Писанию, Иисус Христос - Сын Божий, родился именно в вертепе, где остановились на ночлег Пресвятая Богородица и праведный Иосиф.

О рождении Спасителя повествуют евангелисты Лука и Матвей. Все жили с надеждой, что придет Мессия, который сможет исправить последствия греха Адама, а также примет все человечество и спасет от погибели. Во всех книгах Ветхого Завета было указано, что все это исполнится.

То время под властью Иудеи был весь Рим. Император Августин решил объявить всемирную перепись.

Обручник Девы Марии - Иосиф и Пресвятая Богородица была потомками Царя Давида, они пошли в Вифлеем, но все гостиницы были переполнены. Так как Дева Мария ожидала скорого рождения Иисуса Христа, они были просто вынуждены остановиться на ночлег за городом, в обычной пещере.


Спаситель, рождение которого ждал весь мир, родился в пещере. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Весь мир спал, и только Ангел, который явился пастухам, сообщил о том, что родился в мир Спаситель. Это запечатлено на многих иконах, картинах.


Первыми поклониться Христу в пещеру - пришли пастухи

Поэтому первыми поклониться пришли простые пастухи. За ними пришли простые мудрецы - волхвы.

Об этом событии узнали и персидские язычники, они увидели в небе яркую звезду, и поняли, что пророчество о Христе сбылось. Они пришли в Иерусалим и стали спрашивать, где же родившийся Царь Иудейский.

Известие это дошло и до царя Ирода, он сильно боялся лишиться своей власти. За это он даже убил своих детей и жену, потому стал подозревать их в заговоре. Ирод собрал книжников, которые знали Священное Писание и стал просить их искать то место, где родился Христос.


Ирод послал волхвов в Вифлеем, чтобы они нашли младенца, чтобы ему поклониться. Но на самом деле, Ирод желал убить младенца. Волхвы нашли Спасителя и принесли ему свои дары: золото, ладан и смирну.

Это были не просто простые подарки, а символы, где золото - означало царское достоинство ребенка, ладан - употребляли для богослужений, смирна - символизировала будущее погребение Младенца.


Но волхвы не вернулись обратно, потому что им явился Ангел и сказал о злом замысле царя Ирода. Ирод, не дождавшись волхвов, приказал убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и во всех его окрестностях.

Ангел заранее предупредил Иосифа о том, что готовиться убийство всех младенцев. Иосиф увел Деву Марию в Египет, вскоре Ирод умер, а святое семейство отправилось в Назарет, где и прошло детство Иисуса Христа.

В честь праздника Рождества Христова, люди стали ставить модель Вифлеемовской пещеры с куколками

Именно в честь праздника Рождества Христова, люди стали ставят модель Вифлеемовской пещеры с куколками, изображая живой вертеп, где был рожден Спаситель. Кто-то покупает в магазине, на рынках, а кто-то делает его сам, своими руками. В России вертепы были особо популярны до революции.



Самый первый рождественский вертеп сделал Франциск Ассизский в 1223 году. Он сделал небольшую пещеру, в которой рассадил животных и людей. Так он показывал вертепное представление для всех верующих.

Именно с этого самого момента, традиция таких представлений стала ежегодной. Фигурки стали делаться из дерева.


В 18 веке, в Италии богатые люди заказывали у портных специальные костюмы и в них разыгрывали рождественские сценки. Иногда на такие мероприятия, приглашали живых животных.

В некоторых странах, были распространены целые «Рождественские деревни». Здесь были задействованы несколько сотен актеров, которые все занимались своими бытовыми делами и ремеслами.

Временами они показывали сцену из рождения Иисуса Христа и приход волхвов к Нему. Зрители могли свободно ходить и перемещаться по всей деревне. Они могли спокойно видеть все, что происходило.

Персонажи рождественского вертепа - Дева Мария, младенец Иисус Христос, Иосиф, ангелы, пастухи и животные

Персонажи на представления с рождественским вертепом были одни и те же - Дева Мария, младенец Иисус Христос, Иосиф, а также могли быть ангелы, пастухи, животные.

Существует 3 вида вертепов:

  • механический - это такой вертеп, в котором отдельные фигуры анимированы с помощью скрытого для всех механизма;
  • вертепный театр - это рождественское представление кукольного театра, бывает с участием реальный людей. Такой вид был распространен на территории Польши, Белоруссии;
  • живой - это когда роль персонажей из вертепа исполняют только живые люди.

Как же выглядел рождественский вертеп? Самый первый вертеп был сделан из дерева известным скульптором Арнольдом ди Камбьо. Некоторые из его фигурок сохранились и до наших дней.

Многие вертепы изготавливались специально для церквей, но затем со временем стали делаться и для домов богатых граждан. Известно, что сам король Карл третий Бурбон своими руками вырезал вертепные фигурки из дерева. А затем дамы украшали и наряжали эти фигурки.


Затем вертепы делались из глины. Ее сначала обжигали, а затем отдавали художникам для росписи. Были и специальные портные, которые шили одежду для фигурок на рождественский вертеп. Они украшали одежды драгоценными камнями из золота, серебра и камней.

В настоящее время вертеп выглядел простым деревянным ящиком с небольшими прорезями. Внешне он похож на маленький домик с двумя этажами. На верхнем ярусе была сама пещера. В ней размещали маленькие рождественские ясли, в которых лежит Иисус, рядом с ними фигурки Девы Марии и Иосифа.

На крышу домика обычно вырезали рождественскую Вифлеемскую звезду, которая возвещали всем о рождении Спасителя мира. Ярусы делили на 2 пространства, то есть верхнее означало небесное пространство, а нижние - земное. На нижнем ярусе и происходило обычно представление.


Самый маленький вертеп - размером с булавочную головку сделал Альдо Карило из Неаполя. А самый большой вертеп попал даже в Книгу Рекордов Гиннеса, находится сейчас в Колумбии. Его площадь равна - 18000 квадратных метров.

Можно найти схемы, картинки, фотографии как самому сделать рождественский вертеп. На сайте «Страна Мастеров» - можно увидеть детальное создание Рождественского вертепа.

Иногда вместе фигурок на верхний ярус рождественского вертепа ставили икону праздника Рождества Христова. Вертеп был, есть и будет самой любимой святочной забавой всех людей, он нравился самым разным зрителям независимо от их возраста.

Представление рождественского вертепа - было показано по специальному сценарию

Представление перед зрителями было показано по специальному сценарию. На данном видео можно увидеть одно из представлений рождественского вертепа:

Представление показано для взрослых и детей. Как мы видим, в данном представлении участвуют не только маленькие дети, но и взрослые актеры. Актеры поют рождественские колядки, а также показывают с помощью фигурок как происходили события на Рождество Христово.

Еще одно представление можно увидеть на данном видео:

В данном представлении мы видим, как участвуют только школьники. Это представление осуществляется с помощью актеров и фигурок.

25 декабря и 7 января – что объединяет эти даты? Думаю, что большинство людей сразу ответят на этот вопрос – праздник Рождества. То, что по григорианскому календарю произошло 25 декабря, по юлианскому случилось 7 января, и Рождество приходит к католикам и православным в разные дни. Однако в каждой стране этот праздник любят и отмечают с удовольствием, ведь он каждому дарит частичку чуда.

В каждой европейской стране волшебство создают по-своему - и на улицах, и в каждом доме. На площадях и базарах, в домах и в соборах устанавливают рождественские скульптурные композиции со всеми персонажами евангельской истории - Богомладенцем, Девой Марией, пастухами и волхвами - Рождественские вертепы.

Вертепы пришли к нам из Италии. Согласно традиции после Дня непорочного зачатия Девы Марии, в домах, в церквях и на площадях начинают мастерить презепио (ит.) - скульптурные сценки, изображающие рождение Иисуса Христа. Слово «рresepio» происходит от латинского praesepire (ограждать) или praesaepium (стойло, хлев, ясли).

Рождественский вертеп - это картина Рождества младенца Иисуса: маленькая пещера, в ней - хлев, там - три основные фигуры: сам Иисус, Дева Мария и Иосиф. Помимо них, часто присутствуют образы пастухов, волхвов, ангелов, а также животных: быков, ослов, коз и овец.

Вертепы устанавливают за несколько недель до Рождества, и пока не наступит праздник, фигурку младенца Иисуса вы там не увидите. Маленький Христос появится в яслях только с наступлением 25 декабря.
В Таллинне перед Рождеством 2015 г. во дворе католической церкви все замерли в ожидании чуда.

А вот такой вертеп можно было увидеть в Таллинне в 2014 году.

А это – прошлогодний вертеп в Вильнюсе

И самый удивительный из всех, которые я видела, в соборе Святого Яна в Варшаве. Надпись по-польски «Дитя нашего сердца»

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен его волос...

Бык дохнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть дитя бочком...

Присмиревший белый козлик

На чело его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине...

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!..»

С. Чёрный

Хотите начать собирать свою фото-коллекцию Рождественских вертепов? Присоединяйтесь к нашей группе, которая уже совсем скоро отправится в путешествие по рождественским рынкам.

До встречи в Европе, Ирина

Есть прекрасная старинная традиция – под Рождество ставить в доме вертеп. Это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри. Кто-то покупает его в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.
В России вертепы был популярны до революции. Но с 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Увы, многие из них были забыты на многие годы.

Ангел из ледяного вертепа в Якутии. Фото протоиерея Сергея Клинцова

Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Идеологический прессинг ослабел, и у фольклористов появилась возможность открыто заняться изучением традиционной народной и религиозной культуры. Вертепы бывают разные. В тех, что устанавливают дома, чаще всего можно увидеть фигуры Младенца Христа, Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и животных. В храмах мастерят вертепы из еловых веток – своеобразный шатер. Его устанавливают над праздничной иконой Рождества, и все, кто подходит поклониться иконе, оказываются таким образом внутри рождественской пещеры. А в самых холодных регионах, например, в Якутии, на городских площадях и у церквей можно увидеть очень красивые вертепы изо льда.

Вертеп в переводе со старославянского - пещера. Как правило, так называют ту единственную пещеру, в которой родился Христос.

Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплятся шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей - место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли - кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.

Этот Вертеп и стал первообразом для всех последующих, созданных искусством людей.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса... Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа (по-итальянски - «презепе», «ясли»). С тех пор не только в Италии, но и во всей Европе и во многих странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих. Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в реалии современных городов. Кстати, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.

В России, конечно же, имели место и презепе. Однако более популярны (особенно в XVIII-XIX вв.) были вертепы театральные - короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Публике показывали сцены из Священного Писания – рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков - семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.
Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку, которая открывалась… 15 июля!
Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся восстановлением традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам элементы вертепной традиции, выявляя характерные особенности отдельных вертепов, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал образцом.

Как устроен вертеп?

Франциск Ассизский, 1182–1226

Устройство вертепа очень интересно. В ящике-домике, живописно украшенном изнутри, есть специальные прорези для вождения кукол. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп - это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад - дырка, куда проваливается Ирод.

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.

Классическая «труппа» вертепа - Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.

Младенец в вертепе, как правило, - туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, - кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала - их легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Как происходит действо?

В основе вертепного представления лежит сюжет о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва. Последние рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду», не выдавали ему Христа (Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К нему приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31:15, Мф. 2:18). Но Ирод глух к ее мольбам. Ангел утешает Рахиль. К Ироду же приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

Современный вертеп со множеством персонажей Неаполь. Фото Lalupa

Как пишет исследователь традиции вертепа Борис Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, - чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Знаете ли вы, что…

Вертепный ангел. Фото Владимира Ештокина

Прообразы вертепа можно найти еще в античности – древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.

Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I веке механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем - аргонавты.

По мнению исследователя Бориса Голдовского, первые сценические представления с рождественским сюжетом появились еще в V веке, во времена папы Сикста III. Понтифик разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших грамоты, самый прямой путь - наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с Младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.

По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был в виде панорамы. Тем не менее, первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с указанной датой изготовления -1591 год.

Рождество Иисуса Христа - это один из главных праздников в христианской религии, его празднуют христиане всего мира. С празднованием связано множество разных традиций, и в их число входят вертепы рождественские.

История рождественского вертепа в европейских странах

В 1223 году святой Франциск Ассизский создал первую рождественскую композицию. Так, он поместил людей и животных в пещеру, и они разыгрывали там сцены из Рождества. Зрителям это зрелище очень понравились, и они решили, что его нужно повторять каждый год. Первоначально вертепы рождественские давали представления только в храмах, но со временем они появились на городских площадях и рынках. Над созданием и оформлением вертепа и его персонажей работали лучшие скульпторы и художники, а сценарии для вертепа создавались поэтами и музыкантами.

Истинное признание им удалось получить в шестнадцатом веке нашей эры. Именно тогда в Европе развивается кукольный театр-вертеп. Такой театр представлял собой небольшой ящик, сделанный из дерева или картона. Он состоял из двух этажей, верхний этаж ящика обычно был предназначен для религиозных представлений, посвященных Рождению Христа, а на нижнем этаже разыгрывались бытовые рождественские сцены.

История рождественского вертепа в России

На территории Российской Империи вертепы рождественские появились в конце шестнадцатого века. Расцветом для российского вертепа становится восемнадцатый век. Тогда обычного театра в России как такового не было, поэтому был популярен театр-вертеп. Он был главным развлечением на святках и часто заменял собой театр в богатых купеческих домах.

Но увидеть представление вертепа можно было не только в чьем-то доме. Все чаще представления проходили на ярмарках, на них можно было купить билет. Но с развитием театра в России вертепы рождественские начали терять свою популярность. После Октябрьской революции 1917 года они вообще были запрещены. В Советскую эпоху такие представления на территории России не проводились. С 1980-х годов начинается возрождение народных традиций, и рождественский вертеп, сценарий которого известен всему миру, снова начинает вызывать интерес у обычных людей.

Рождественские традиции, связанные с вертепом

Рождественский вертеп в России являлся частью праздника Рождество. В этом праздновании соединились языческие и христианские традиции.

В канун Рождества, сочельник, в домах варили кашу, это был ритуал, призванный принести в семью богатство и благополучие. Каша называлась кутья. Считалось, что в этом занятии хозяевам дома помогают Воды и Земли. Кашу надо было варить на огне, разожженном с помощью трения. Это считалось священным огнем пращуров.

Священный огонь служил для того, чтобы разжигать полена. Обрядовое полено называлось «бодняк», с его помощью огонь переносили из одного очага в другой. Огонь в языческой традиции считался божеством, которому поклонялись. А на ужин в праздник приходили духи предков, и считалось, что после ужина им нужно что-нибудь оставить.

Важную роль в этом празднике играл Коляда. Это существо не имеет точного определения - божество или колдун, эльф или леший. Коляда стоял в углу дома, на него надевали венки и украшения.

С именем Коляды связаны колядки. Это песни, которые дети пели во время празднования Рождества. Собиралась шумная компания, ходила по селу, пела песни, просила угощение у хозяев домов. Многие колядующие наряжались козами и коровами. Их появление в сельских дворах символизировало богатство и приплод скота.

В случае когда хозяева давали колядникам много угощений, то им пели красивые песни, колядки. После пения песен колядники делили между собой собранное угощение или устраивали пирушку.

Оформление рождественского вертепа

Вертеп - это деревянный ящик, поделенный на два этажа. Верхняя часть ящика оклеивается голубой бумагой, в вертепе это «небо». Нижнюю часть оклеивают блестящей бумагой, рисуют на ней разные цветные узоры. Посреди нижней части находится трон царя Ирода, главного отрицательного персонажа рождественского действа.

Главные действующие лица здесь куклы, и вертеп - это место, где происходит управление куклами. Для того чтобы ими управлять, внизу вертепа делаются прорези, через них кукловод управляет действием. Куклы бывают разные. Особенно интересными фигурки для вертепа были во Франции. В Средние века они обычно были деревянными, иногда их делали из глины. Глиняных кукол раскрашивали, делали им одежду из хлопка или ситца. Они закреплялись на деревянных или стальных стержнях. Создатели вертепов при изготовлении кукол проявляли всю свою фантазию, и рождественский вертеп, поделка для которого была интересна для любого мастера, считается одним из самых выдающихся произведений в истории мирового искусства.

Персонажи вертепа

Уже понятно, что вертеп - это культурный феномен, который оказал влияние на историю многих стран мира и на их культуру. Задача вертепа - рассказать о целой совокупности событий, которые произошли в момент Рождества Христова. Рождественский вертеп, сценарий которого создавался на основе библейских мотивов, освещает в основном рождение Христа и поклонение волхвов. Но при этом для построения сценария могут использоваться и другие библейские события. Так, это могут быть бегство в Египет, явление Марии и так далее. Главные персонажи вертепа, которые присутствуют в нем всегда - это Иисус Христос, Дева Мария, а также Святой Иосиф. Если вертеп разыгрывает поклонение пастухов или волхвов, то Иисус Христос изображается в виде Младенца, который сидит у Матери Марии на руках.

В рождественский вертеп, шаблоны которого изучаются многими людьми, входят также животные. Так, в вертепах многих стран присутствуют вол и осел, которые согревают Младенца Иисуса своим теплым дыханием. Пастухи, которые приходят на поклонение к Младенцу, часто несут на руках животных. Чаще всего они несут ягнят. Ягненок является символом христианства с самых ранних пор. Вообще, в плане животных фантазия создателей театрального действа неограниченна. Во время представления в вертепе могут присутствовать верблюды, на которых приехали волхвы, лошади, птицы, слоны, представители местной флоры и фауны. Предполагается, что действие вертепа происходит в пещере, иногда показывается хижина. И над всем происходящим присутствует

Персонажами вертепа могут быть и волхвы, которые пришли поклониться Младенцу из дальних стран. Они приносят Ему подарки.

Изготовление вертепа

Рождественский вертеп - поделка, которую вы можете изготовить сами своими руками. Для изготовления вертепа своими руками вам понадобится небольшая коробка. Ее можно раскрасить в разные цвета, можно оклеить разноцветной тканью. Эта коробка будет символизировать пещеру, в которой находились Дева Мария и Иисус Христос.

Дно коробки можно сделать серым или коричневым, ее внешнюю сторону можно сделать синей, внутренние стенки обычно делают белыми или красными.

Сделать рождественский вертеп своими руками может любой человек, главное - иметь терпение и стараться. После изготовления вертепа нужно заняться изготовлением кукол. Самый простой вариант - вырезать их из бумаги или из картона, а потом раскрасить. Если вы хотите, чтобы фигурки были объемными, то ясли с Младенцем можно сделать из коробочки спичек. Эта коробочка раскрашивается в красный и коричневый цвета и приклеивается ко дну вертепа. Для изготовления других фигурок вы можете нарезать полоски из цветной бумаги, затем свернуть их в конус. Отдельно можно нарисовать на бумаге головы и приклеить их к конусам. Рождественский вертеп (своими руками), фото которого вы сделаете с удовольствием, доставит радость вам и вашим детям.

Существует большое разнообразие вариантов таких вертепов.

Покупка рождественского вертепа

Если нет времени делать вертеп самостоятельно, то многие начинают выяснять, вертепы рождественские - где купить. Зарубежные производители игрушек уже давно предлагают потребителям в своих странах самые разные варианты вертепов. В России и в странах СНГ этот бизнес только развивается.

Компания Lego, которая специализируется на создании разнообразных игрушек для детей, предлагает потребителям купить игрушечный набор, состоящий их пластмассового домика и пластмассовых фигурок. Это фигурки святого семейства, волхвов и пастухов, животных. Также пластмассовые вертепные наборы предлагают известные компании - производители игрушек Fisher Price и Playmobil. Для тех, кто любит мягкие игрушки, предлагает рождественские вертепы компания Talicor. Это плюшевые домики с открывающейся дверцей, внутри которой находятся фигурки.

Самые маленькие любители вертепов получают в подарок вертепы рождественские, сделанные из дерева. Деревянные вертепы с выпускает немецкая компания Selecta. Вертепы рождественские, которые она выпускает, абсолютно безопасны для здоровья малышей и дают им много возможностей для игры и творчества.

Сценарии рождественского вертепа в Средние века

Неотъемлемой частью рождественского вертепа являются слова для вертепа. В Средние века для вертепных спектаклей обычно составлялись вертепные пьесы. Особенностью этих пьес являлось то, что они были в основном безавторскими. Текст вертепной пьесы придумывался обычно самим владельцем вертепа. При этом владелец вертепа не придумывал все сам, а брал готовые словесные формулы и уже на их основе придумывал свою пьесу.

Сценарий вертепной драмы выглядел так. На сцену выходили Пан и Пани, а также Ангел, которые поздравляли присутствующих с наступлением Великого праздника Рождества. Исполнялась колядка «Нова радость стала». Приходили пастухи или волхвы и приносили свои дары Младенцу. Иногда рассказывалось про изгнание Адама и Евы, про их жизнь в раю и последующий уход оттуда.

Важное место занимает в сценарии сцена избиения младенцев в Вифлееме. Царь Ирод повелел своим воинам убить всех детей в Вифлееме, и воины выполнили его приказ. В том числе он погубил и своего собственного сына. Узнав об этом, за Иродом пришли черти из ада и забрали его с собой. Завершается представление прославлениями в адрес Иисуса Христа.

В зависимости от страны, в которой разыгрывался вертеп, сценарии и действующие лица могли отличаться. В восточно-украинских вертепах действующими лицами являлись также Запорожец, Цыган и Медведь. Фигурировали и исторические персонажи, такие как Александр Македонский, Пор Индийский. В русских вертепах добавляется сцена Крещения Господня.

Сценарии рождественского вертепа в наше время

Вертепы рождественские и в наше время остаются популярными. Так, в городе Сарове в 2011 году был поставлен рождественский спектакль, автором сценария и режиссером которого является Роман Сванидзе. Этот профессиональный драматург создал сценарий рождественского вертепа специально для детей, этот сценарий рассчитан на то, что спектакль будет показываться на улице. Часто сценарии для рождественского вертепа создаются учениками воскресных школ разных городов России.

Традиции вертепа в нашей стране пока еще не очень развиты, что объясняется тем, что вертепы рождественские у нас долго были запрещены. Но постепенно традиции возрождаются, появляются новые персонажи в рождественском действии. Так, в Москве был разыгран рождественский вертеп, в котором в качестве персонажей вертепного действа присутствовали хоббиты - герои произведения Джона Толкиена «Властелин колец». Хоббиты принимали участие в прославлении Рождества Иисуса Христа.

Рождественский вертеп в наше время остается популярным, даже, несмотря на то, что жизнь во многом изменилась и течение жизни стали определять современные технологии.

Лучшие рождественские вертепы мира

Вертепы рождественские оказали неизгладимое влияние на культуру и традиции народов мира. В последние годы все чаще появляются масштабные реализации рождественских вертепов в самых разных странах мира.

В Испании, в провинции Эстремадура, в регионе Бадахос, на подземной парковке был размещен один из самых больших в Европе рождественских вертепов. Этот вертеп занял площадь 270 квадратных метров, фигурки, которые находятся на его площади, все роста около 20 сантиметров.

Вертеп сделан максимально близко к реальности. Так, это целый ландшафт, на котором есть реки, очень похожие на настоящие, долины, города. Модель средневекового города изображена очень реалистично. Торговые рынки и площади, храмы, улицы - все это действительно изображает средневековую Европу. Фигуры, которые участвуют в сценах, были изначально белыми, и работники раскрасили их красками. Для того чтобы создать такое произведение искусства, им понадобился месяц. Цель создания этого вертепа - развлечь туристов, которые появляются в городе, и оживить торговлю.

В княжестве Монако в декабре 2014 года было открыто «Рождественское путешествие», целью которого стало ознакомление гостей страны и жителей с рождественскими обычаями разных стран мира. Здесь можно было увидеть самые разные вертепы. Вертепы рождественские были размещены на площади перед государственным Министерством иностранных дел Монако. Ведущую роль там заняли вертепы Франции и Германии. На в Монако проходят показы вертепов Америки и Южной Африки. А точная копия Вифлеема стоит перед кафедральным собором. Выставка вертепов начинается в декабре и заканчивается 11 января.

Учитывая, что Рождество в разных странах мира проходит в разное время, то и празднуется этот праздник в разные даты. Если в католических странах Рождество празднуется 25 декабря, то в православной традиции его празднование попадает на 7 января. Поэтому на 7 января приходится празднование Рождества в восточнославянских странах.

В этот день в Киеве устраивается празднование Рождества в старинных традициях. Особенно красивый праздник устраивает народный музей архитектуры и быта «Пирогово». Сначала гости слушают литургию, потом начинаются народные гуляния и развлечения. У гостей праздника появляется возможность попробовать блюда национальной украинской кухни. И в этот день происходят представления вертепа. Именно в Пирогово есть возможность воссоздать народные украинские традиции, потому что в этом музее максимально точно показана обстановка украинского села в восемнадцатом-девятнадцатом веках, когда рождественский вертеп был главным развлечением для людей. Поэтому сюда приезжают много туристов не только с Украины, но и из других стран мира. Рождественский вертеп, фото которого вы можете увидеть на календаре этого музея, является одной из главных достопримечательностей этой местности.

Проходят народные гуляния в этот день и в киевских парках. Люди катаются на санках, лепят снеговиков, водят хороводы и поют песни. По улицам ходят ряженые, поют песни, показывают сцены из Библии.

В Санкт-Петербурге в январе можно увидеть фигуры рождественских вертепов, сделанные изо льда. Посмотреть на это уникальное зрелище можно в Петропавловской крепости. Ледяные фигуры размещаются там в Нарышкинском бастионе. Мастера будут создавать скульптуры изо льда прямо на глазах у посетителей, в ночное время у скульптур будет подсветка, и скульптуры могут постоять там до марта 2015 года.

Приближается волшебная рождественская пора. Ожидание чудесной елки, исполнения желаний, ощущение особого, неповторимого праздника... В нашей Детской - мастер рождественских чудес Александр Греф, художественный руководитель бродячего кукольного театра "Вертеп".

Подарите ребенку на Рождество то, что лучше всего на свете - театр! И не простой театр, а самый красивый, самый таинственный и самый древний - кукольный вертеп!

Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!

Чудесное это действо живет в России более двухсот лет. Играли его на Святки от до по всему христианскому миру. Вертеп играли для себя и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками.

Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже три этажа, со сложными украшениями - и хранили затем как реликвии долгие годы. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов - может быть, они не были предназначены для длительного хранения и каждый год изготавливались заново. В них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута.

Текст вертепного действа передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями, и за века в нем сплавились и языки, и обычаи. Но как дороги трепет и пиетет, с которыми наши предки относились к Рождественской истории! Никому не пришло в голову вложить текст в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества - картина, икона, знак. Она освящает все действо. Мы знаем нарисованные сцены со Святым семейством, знаем выполненные в куклах - люди создавали их кто как умел, по силе своей любви. Если вы решили сделать двухэтажный вертеп, то Святое семейство должно быть помещено наверху, в одноэтажном вертепе - справа от сцены (слева для зрителей). Символика вертепного действа проста и строга: вверху (справа) - рай, внизу (слева) - ад. Никогда живущие в раю - Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы - не переходят вниз; никогда жители ада - черт, смерть, царь Ирод, его войско - не поднимутся наверх.

Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество самым маленьким. Вертеп можно - и нужно! - играть каждое Рождество, и потому действо год от года можно усложнять.

Вертеп: сценарий для детей

  1. Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, - в общем, изображение Рождественского вертепа. На фоне вертепа разворачивается первая сцена явления Ангела, возвещающего Благую Весть. Она повторяется в конце действа при зажигании Вифлеемской звезды.
  2. Внутренние покои дворца Ирода. Могут быть просто нарисованы на заднике. Царский дворец обозначается троном, у которого стоит или на котором сидит царь Ирод. Царь Ирод призывает к себе воинов и приказывает идти в Вифлеем - убить всех мальчиков, "сущих первенцев". "Ходили мы в Вифлеем, - отвечают воины, - избивали младенцев, но одна лишь Рахиль не дает свое чадо убить".

Входит Рахиль с младенцем на руках и просит у царя милости. Страшный царь велит "избить" и этого, как ему кажется, последнего младенца. Ибо не может знать царь земной, что те, кого он ищет, ушли нищими под покровом ночи в Египет. Воин наклоняется и пронзает копьем младенца на руках Рахили. О, ужас! Ужас! Ужас!.. Плачет Рахиль. Выходит ангел и утешает ее: "Не плачь, Рахиль, твое чадо на небе, у Царя Небесного в руках!".

Все уходят.

Ирода охватывает жестокий страх, и он пытается оправдать свое злодеяние необходимостью. Но не тут-то было! К нему является Смерть с косою. "Пора тебе, Ирод, сойти в ад!" - восклицает она и отсекает дрожащему царю голову. Со страшным шумом выскакивает Черт и утаскивает Ирода в ад! Ужас, тишина и пустота...

Но что это? Мы слышим тихое пение. Это ангел небесный славит спасенного Христа! Вновь выходят пастухи с овечками поклониться Святому семейству. Злу воздано, радость возвращается в мир! Гаснут свечи на сцене, и тихо-тихо загорается Вифлеемская звезда. Путеводная звезда надежды и веры!..

Все вертепное действо длится от 10 до 20 минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

Адаптированный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)

Явление 1

Из правой двери выходит Ангел и идет к пещере с пением.

Ангел . Дево днесь пресущественного рождает,
И земля вертеп к непреступному приносит,
Ангелы же с пастырями славословят,
Волствии же со звездою путешествуют,
Нам бо ради родися,
Отроча млада, предвечный Бог.

Ангел поклоняется и уходит.

Явление 2

Выход трех царей.

Цари . Шедше трие цари
Ко Христу со дары,
Ирод им предвластен,
Куда идут, спросити.
Идем к Рожденному,
Идем поклониться.
Идем поклониться,
Пред Царем явиться,
Аще поклонюся,
Пред Царем смирюся,
Где Христос родися,
Там звезда явися;
Звезда грянет чудно
С востока до полудня.

Явление 3

Выходит к ним Ангел.

Ангел . Идите иным путем,
К Ироду не ходите:
Ирод смущает,
Волхвов созывает,
Младенцев избивает.

Цари . Шедше трие цари
Во свои во страны,
Христа славословят,
Чая в небе быти,
На веки хвалити.

Цари и Ангел уходят.

Явление 4

Выходит царь Ирод, садится на царский трон.

Ирод . Аз есмь царь,
Кто может мя снидь?
Пошлю своя воины
В страны вифлеемския
Избить младенцев,
Сущих первенцев.

(Встает на троне с громким говором.)

Воины мои, воины,
Воины вооруженные,
Встаньте предо мной.

Явление 5

Воины входят и становятся перед царским троном.

Почто, царю, нас призываете,
Что творить повелеваете?

Ирод . Подите в страны вифлеемские,
Избейте всех младенцев,
Сущих первенцев.

Ваше царское величество,
Ходили мы в вифлеемские страны,
Избивали всех младенцев,
Сущих первенцев.
Одна госпожа Рахиль
Не дает своего чада убить,
А хочет идти
К вашей милости просить.

Ирод . Кто она такова?
Привести ее сюда!

Идем и приведем!

Воины уходят.

Явление 6

Воин приводит Рахиль к царю Ироду. Рахиль падает на колени и плачет.

Рахиль . О, царю,
Великий государю!
Помилуйте мое чадо-отрочате,
Чтобы не было чего на том свете отвечати!

Ирод . Воин, возьми его и убей,
Чтобы не было более душе и телу скорбей.

Рахиль . Царь, помилуй мое чадо!

Ирод . Воин, возьми и убей его!

Воин забирает младенца у нее из рук и убивает его пикой. Рахиль падает на землю и плачет.

Рахиль . Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Вижу младенца прободенную утробу
И предаюся гробу.

Плач повторяется два раза. Рахиль все время лежит на полу у трона.

Явление 7

К Рахили является Ангел в белой одежде, с крыльями, поднимает ее.

Ангел . Не плачь, Рахиль, восстань, Рахиль.
Увидишь свое чадо
У Царя Небесного в руцех.
Маленькое чадо
В рае будет радо!

Явление 8

В дверь входит Смерть.

Смерть . Полно тебе, Ирод,
Проклятый, безумный,
На сем свете жить.
Пора тебе, Ирод,
Во ад снить!

Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой, тело падает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода.

Черт . О, проклятый Ироде,
За твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну...

Хватает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю).

Явление 9

Пастушок и Ангелы выходят с пением поклониться младенцу Христу. Зажигается Звезда.

Пастушок . Нова радость стала,
Яко в небе хвала,
Над вертепом звезда ясна, светла воссияла.
Пастушки идут с ягнятком,
Пред малым Дитятком
На колени упадали,
Христа прославляли:
"Молим, просим, Христе-Царю,
Небесный Государю,
Даруй лето счастливое
Сему Господарю".

Вертеп: как сделать кукол своими руками

Куклы, управляемые сверху с помощью прута, изготавливаются из любого удобного вам материала: ткани, дерева, бумаги и даже глины.

Размеры кукол диктуются, конечно же, размерами сцены, вертепного ящика. Но в любом случае мы рекомендуем делать их не более кисти руки и не менее длины пальца.

Тщательность проработки деталей куклы - лица, украшений одежды, рук, ног и прочего зависит от вашего желания и вкуса. Однако вертепная драма - зрелище символическое и допускает использование очень условных кукол - без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

Прут, на который вы будете крепить куклу, должен быть для удобства работы достаточно длинным - по крайней мере, в локоть длиною. При вождении куклы удобнее, когда прут упирается в пол сцены, иначе вам трудно будет определить высоту, на которой находится кукла; а вверху прута сделайте ручку, чтобы кукла не вертелась в пальцах. На уровне плеч куклы желательно изготовить крестовину, тогда будет легче прикрепить куклу к пруту, и она в самый неподходящий момент не начнет вращаться вокруг него.

Прут можно изготовить из проволоки или дерева, крестовину - из палочки, хорошенько обмотав ее ниткой, смазанной клеем.

Примечание. Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.

Александр Греф,
художественный руководитель бродячего
кукольного театра "Вертеп", Москва