Филермская икона Божией Матери – утраченная «гатчинская святыня. Филермская икона Божией Матери – благословение на стойкость веры Филермская икона божией матери о чем молчат

Говорят, что любви все возрасты покорны. То же самое можно сказать о путешествиях. В 2012 году во многих информационных лентах рассказывалось об японце Сабуро Шочи (Saburo Shochi), 1906 года рождения, посетившего только в рамках одного путешествия 6 стран. Представьте, что человеческая жизнь стала длиться пару тысячелетий, сколько бы можно было повидать за это время.

Если отдельным людям такие временные отрезки неподвластны, то неодушевленным предметам покоряется время, не снившееся человеку в самых оптимистических снах. При этом, если пирамиды являются домоседами и их под угрозой расстрела не вытащить на прогулку, то есть заядлые путешественники среди других долгожителей неживой природы, изрядно поколесившие на своём веку.

На горе Филеримос в действующих церкви и часовне множество списков иконы Филермской Божией Матери.

Они развешаны по стенам, размещены в красивых кивотах. Рядом с одним из них находится информационный стенд, рассказывающий о трудном и тернистом жизненном пути иконы.

Начнём же эту давнюю и долгую историю, которая не закончилась в наши дни.

Недаром он считается в православной и католической традициях первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев. Согласно преданиям святым Лукой было написано примерно 70 икон Богоматери, из них дошли до наших дней почти 50 икон, приписываемых руке евангелиста. Я видел две из них: "Владимирскую", находящуюся в церкви Николы в Толмачах (Москва) "Лучшее место на Земле" , и "Кикской Богоматери" В монастыре Киккос на Кипре.

Икону, которая впоследствии получит название иконы Филермской Божией Матери, была написана апостолом Лукой при её жизни в 46 году и была освящена благословением Богоматери.

Существует много типов изображения Богородицы в иконописи, икона Филермской Божией Матери относится к Агиосоритиссе, где Мадонна изображена без Младенца, обычно в повороте три четверти с молитвенным жестом рук.

Практически сразу начались странствия иконы. Сам же Лука отвёз её в Антиохию, откуда был родом, здесь она пробыла около 300 лет. Следующей станцией пути стал Иерусалим. Икона вела тихую жизнь, не высовывалась, не проявляла чудодейственных свойств, набирала сил перед грядущими судьбоносными событиями.

Женщины из императорских семей Византии много сделали для сосредоточения христианских святынь в столице империи Константинополе. Началось всё с Елены Равноапостольной. Через сто с лишним лет после неё другая венценосная особа, супруга византийского императора Феодосия II Малого Евдокия (ок. 401 - 460)

совершила в 438-439 годах паломничество в Святую землю в знак подражания и почитания своей святой предшественницы. Так же как святая Елена императрица Евдокия привезла из Иерусалима в Константинополь множество христианских реликвий, в том числе несколько икон, написанных святым Лукой. Среди икон была наша героиня.

Размещена была икона во Влахернской церкви Богородицы. Тут начинается путаница, в этом же храме была размещена еще одна икона Богородицы - Одигитрия, также кисти евангелиста Луки, которая стала позже именоваться в честь церкви, в которой размещалась Влахернской иконой Божией Матери. Считается, что благодаря заступничеству Девы Марии был многократно спасён Константинополь от различных набегов и осад города: в 626 году - аварами и союзными им племенами славян, булгар и германцев, в 860 году - войсками русов под предводительством киевских князей Аскольда и Дира, а также набегов сарацин-арабов. Вот только по одним источникам физическим воплощением дарующей милость Богородицы была Влахернская, по другим источникам будущая Филеримская икона Божией Матери, при этом источники сходятся, что эта икона находилась во Влахернском храме. Не будем принимать любую из сторон, нас интересуют путешествия иконы во времени и пространстве.

Икона пережила тяжелые времена, когда начиная с 730 года в Византии началось движение, известное как иконобочество. Спусковым механизмом, приведшим к уничтожению тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах, стал запрет императорм Львом III Исавром почитания икон. Как писал один из очевидцев: "…иконы ввергались - одни в болото, другие - в море, третьи - в огонь, а иные были рассекаемы и, раздробляемы секирами." Завершились смутные времена борьбы с иконами в Византии в 842 году, где была спрятана икона неизвестно, но она сохранилась. И когда в 1204 году ошалелые от зрелища сокровищ византийской столицы крестоносцы грабили Константинополь, то икона была захвачена в качестве трофея и всплыла уже в Иерусалиме, вернувшись спустя столетия в места, где уже бывала.

Теперь владельцами иконы стали не византийские императоры, а рыцари Военного странноприимного ордена Святого Иоанна, базировавшегося в ту пору в Святой Земле. Но удержание Святой земли христианским войском оказалось возможным, хромала логистика и не хватало людских ресурсов. Сарацины теснили крестоносцев, в 1187 году пал Иерусалим, а в 1291 году последнее владение рыцарей креста - Акра. Потерпевшее поражение воинство разбрелось по белу свету. Рыцари-иоанниты перебрались сначала на остров Кипр, а затем решили завоевать остров Родос, что и сделали в 1309 году. Столицей рыцарей моншеского ордена стал город Родос, а штаб-квартирой - Замок Великих Магистров .

Что удивительно в городе было множество различных церквей, но госпитальеры решили построить монастырь на горе Филеримос, вдали от столицы.

Главной реликвией монастыря стала икона Филермской Божией Матери.

Немного отвлечемся от госпитальеров. Неясность с размещением иконы и монастыря вдали от столицы острова объясняется другой версией появления иконы на острове Родос. Существует предание, что во время грабежа столицы Византии крестоносцами один из православных монахов бежал из Константинополя с нашей иконой для её спасения на Родос, где и построил небольшую часовенку, вокруг которой возник монастырь. После завоевания острова госпитальеры посчитали икону своим законным трофеем и с тех пор старались не расставаться с ней, но в конце концов её у них изъяли. Судьба отомстила им. Так, что каждый может выбрать себе свою версию появления иконы на острове, а название Филеримос даровало имя иконе. Так или иначе, но в обоих вариантах икона оказалась на Родосе и ею владели бывшие крестоносцы.

До 1480 года икона не покидала холма Филеримос, но когда в 1480 году флот Османской империи осадил Родос, то икону перевезли в город Родос от греха подальше. Затем вернули на место. В результате разрушительных землетрясений 1481 и 1842 годов многие здания на острове были разрушены. В первую очередь восстанавливали, естественно, столицу. Когда руки дошли до восстановления монастыря, то икону снова перевезли в Родос в Замок Великих магистров, где она пробыла с 1490 по 1522 год. Только в 1522 году успели вернуть её на место, как началось очередное турецкое вторжение и икона снова оказалась в городе Родос. Сначала она находилась в церкви Святой Екатерины Церковь, ставшая первой мечетью Родоса ,

а затем в церкви Святого Марка Спрятавшийся в глубине Старого города храм , откуда она и была увезены рыцарями, когда они покидали в 1523 году остров Родос.

И носило икону Филермской Божией Матери вместе с неприкаянным орденом как осенний листок, мелькали один за другим города, где она побывала.

Первой остановкой на 2 месяца в январе 1523 года стало королевство Кандия, так тогда назывался остров Крит, которым владели венецианцы. Затем экскурсионный тур с 1523 по 1527 год по городам государств, на месте которых находится современная Италия: Мессина, Неаполь, Чивитавеккья, Рим. Четыре года икона гостила в церкви святых Фаустина и Джовиты в Виттербо.


Эпидемия чумы заставила переехать в 1527 году Савойское герцогство, где икона побывала в Вилла Франка и Ницце.

Странствия по Европе прекратились в 1530 году, когда благодаря усилиям папы Климента VII, уговорившего императора Священной Римской империи Карла V даровать ордену остров Мальта с близлежащими островами. Недаром папа был когда-то госпитальером. Так по блату у теперь уже мальтийских рыцарей снова появился свой остров. Путешествия иконы по свету на два с половиной века прекратились. Зато она как капризная девица меняла одну церковь, где размещалась, на другую. Местом обитания иконы в 1530 - 1571 годах стала церковь Сан-Лоренцо в Гоцо и Комино,

в 1571 - 1578 годах - церкви Богоматери делла Виттория в Ла-Валетте, в 1578-1798 годах собор Сан-Джованни.

А потом в дом мальтийских рыцарей снова пришла беда, Наполеон в июне 1798 году захватил остров Мальта, многие ценности ордена были разграблены. Великий Магистр Ордена Фердинанд фон Гомпеш цу Болхейм (1744-1805) смог увезти с собой лишь десницу святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный Филермский образ Божией Матери. Так икона попала в город Триест, который в ту пору принадлежал Австрии. Хорошо, что в ту пору российский император Павел Первый захотел стать Великим Магистром Мальтийского ордена Не стали Россией. Часть 11. Мальта . Австрийский император Франциск II, искавший пути сближения с Россией, изъял у Гомпеша христианские реликвии и, ничтоже сумняшеся, отправил их в Россию в дар императору Павлу Первому. С тех пор судьба реликвий на долгое время стало связанной словно крепкой стальной цепью. Первоначально реликвии хранились в здании мальтийского капитула, который был размещен в Воронцовском дворце на Садовой улице в Санкт-Петербурге. Затем они отправились в Гатчину, заглянув ненадолго в городок Ингебург, который затем стал частью Гатчины.

В Гатчине икона Филермской Божией Матери получила новую золотую ризу, усыпанную драгоценными камнями (алмазами, рубинами и сапфирами), ведь жадные французы содрали с иконы все мало-мальски ценное. Разместилась икона в Гатчинской придворцовой церкви. В память этого события Русская Православная Церковь установила 12 (25) октября празднование – перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки св. Иоанна Крестителя.

Осенью 1799 года святыни, в том числе икона, были перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя.

В 1846 году в Гатчине начали строить Павловский собор, в 1852 году он был построен.

По указанию императора Николая Первого, начиная с 1852 года, все три Святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в Гатчину в Дворцовую церковь. Оттуда совершался многолюдный Крестный ход в Павловский собор, где Святыни на 10 дней выставлялись на поклонение православного народа. Со всей России и мира съезжались богомольцы. Затем Святыни вновь возвращались в Санкт-Петербург в Императорский Зимний Дворец.

В 1852 году Николаем Первым было приказано сделать список с иконы и разместить её на постоянной основе на аналое Павловского собора. Эту работу выполнил художник Василий Никифорович Бовин (1815 - 1870).

В 1915 году старший судья и председатель Судебной палаты острова Мальта Пулличино обратился к императору Николаю II с просьбой о предоставлении Мальтийскому музею фотографий иконы Филермской Богоматери. Вскоре эта просьба была выполнена.

Наступили революционные дни 1917 года. Церковь Зимнего дворца была закрыта, а бывшие реликвии мальтийского ордена были отправлены в Москву, в ризницу Архангельского собора Московского Кремля. Так икона побывала еще в одной российской столице.

А затем начинается детективная история в тайне от властей, но с благословения патриарха Тихона святыни 6 января 1919 года были вывезены из Москву в Гатчину, в Павловский собор. Привычное для иконы место стало кратковременным мигом. 13 октября 1920 года святыни были вывезены настоятелем собора протоиереем Иоанном Богоявленским в Ревель, так тогда назывался современный Таллин, где они были размещены в Таллинском Александро-Невском православном соборе.

К тому времени вдовствующая Императрица Мария Федоровна (1847-1928) вернулась на свою родину в Данию из Крыма Прощай, Россия! . Реликвии были отправлены ей, как законной владелице. После смерти Марии Феодоровны, 13 октября 1928 года в пригороде Копенгагена её дочери великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому).

Снова путешествие с остановками в пути. Храм святых равноапостольных Константина и Елены в Берлине - с 1928 по 1932 год.

16 апреля 1932 года святыни были переданы в дар сербской королевской династии. Король Югославии Александр I Карагеоргиевич вначале поместил святыни в дворцовой церкви в Белграде, а в 1934 году перенес в завершенную церковь загородного дворца на острове Дединьи.

Когда 6 апреля 1941 года, на следующий день после подписания Югославией договора с СССР о дружбе и ненападении, немецкие войска вторглись в Югославию, то король Пётр II Карагеоргиевич бежал в Афины. По пути он заехал в монастырь Острог в Черногории и оставил там три святыни и сокровища югославской короны.

Всё это было спрятано в подполе кельи настоятеля монастыря архимандрита Леонтия (Митровича). Лишь в 1951 году сокровища и святыни были найдены и вывезены в Титоград, ныне Подгорица.

Уже после распада Югославии церковные и светские власти Черногории договорились между собой. Десница Иоанна Крестителя и часть Животворящего Древа Креста Господня были переданы Черногорско-Приморской митрополии Сербской православной церкви на территории Черногории и находятся в монастыре Цетинье,
👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Недалеко от города Родоса на одноименном острове в Средиземном море в горах находятся развалины античного селения Филеримос, где неподалеку сохранилась небольшая древняя церковь, посвященная Богоматери. С этим храмом связана история Филермской иконы Божией Матери, написанной, по преданию, св. Евангелистом Лукой. Именно отсюда, гонимые турецкими завоевателями, рыцари ордена иоаннитов перевезут эту великую святыню на остров Мальту, а оттуда она перейдет в конце XVIII века в Россию…

Об острове Родосе упоминает в своих записках русский игумен Гавриил, говоря, что “остров Родос, большой и очень богатый всем. На этом острове был (в рабстве) два года русский князь Олег”. (Речь идет об Олеге Святославовиче, деде Игоря, героя “Слова о полку Игореве”).

Но вернемся к самым истокам, к дням земной жизни Пресвятой Богородицы, к тому, как появился на свет этот Ее чудотворный образ, через который обильная благодать изливается на род человеческий в течение уже почти двух тысячелетий.

Первым иконописцем, согласно древнему церковному преданию, был апостол и евангелист Лука. Кто был по происхождению писатель третьего Евангелия св. Лука, в точности неизвестно. Евсевий Кесарийский говорит, что он происходил из Антиохии, а, следовательно, был “прозелит”, то есть язычник, принявший иудейство. Св. Лука был весьма одаренным человеком: он был не только автором Евангелия и Деяний апостолов, но также врачом и искусным живописцем. По всей видимости, Лука принадлежал к 70-ти апостолам, избранным Господом для служения. Начиная со второго путешествия апостола Павла, Лука делается его постоянным сотрудником и почти неразлучным спутником. Есть сведения, что после мученической кончины Ап. Павла св. Лука проповедывал и умер мученической смертью в Ахаии. Св. мощи его были перенесены оттуда в Константинополь вместе с мощами св. Апостола Андрея.

Церковное предание говорит нам о том, что первой иконой, которую написал св. Лука, был образ Пресвятой Богородицы. Написан он был в то время, когда Богородица жила в доме усыновленного Ей Самим Спасителем св. Иоанна Богослова. Принято считать, что образом этим была Владимирская икона Божией Матери, которая из Иерусалима перешла потом в Константинополь, после чего была послана в начале XII века в Россию великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Пресвятая Дева, когда увидела этот образ, сказала: “Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет”. И эти слова стали пророческими. Не только от этого образа, но и от многих и многих других священных изображений Божией Матери совершались и совершаются неисчислимые чудеса избавления от различных болезней и бед.

Попытаемся же представить себе Пресвятую Деву такой, какой увидел ее св. Лука и постарался запечатлеть в красках для других поколений.

Внешний вид и нравственное достоинство Богородицы

Церковный историк Никифор Каллист сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. “Она была, - читаем у него, - роста среднего, или, как некоторые говорят, несколько более среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы цветущие, исполненные сладких речей, лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные”.

“Она была Девою, - говорит св. Амвросий, - не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога судьею своих мыслей, правилом Ее было никого не оскорблять, всем благо желать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты”.

Церковный историк Никифор Каллист так дополняет нравственный образ Пресвятой Девы: “Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась естественным цветом их, что еще и теперь доказывает священный головной покров Ее. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать”.

“У нас все знают, - писал св. Игнатий Богоносец, - что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогала им как и чем могла; в благочестии – учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения”.

Св. Дионисий Ареопагит, через три года после своего обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: “Когда я введен был пред лик Богообразной, светлейшей Девы, - меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет божественный и разлилось вокруг меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести (даже в состоянии людей прославленных Богом) выше того блаженства, какое вкусил тогда я, недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого понятия”.

Добродетели Пресвятой Богородицы и благодать Святого Духа, предочистившая Ее для великого дела быть Матерью Божией, поставили Ее выше всех праведных и святых людей и даже сил небесных. Ее усердие к молитве и благочестивым занятиям, приснодевственная чистота и целомудрие, вера в обетования Божии, всегдашняя внимательность к путям Промысла Божия, преданность воле Божией, благодушное перенесение трудных житейских обстоятельств, непоколебимое мужество среди величайших искушений и скорбей, материнская заботливость, сердечная теплота к сродникам, а, главное, безусловное во всем смирение: вот нравственные совершенства, постоянно проявлявшиеся в Ней, от младенчества до успения.

Путь святой иконы

Как гласит церковное предание, св.Лукой было написано около семидесяти икон Богоматери. Из них нам известны четыре. Это, прежде всего, как уже говорилось, Владимирский образ, написанный на доске того стола, за которым трапезовали Спаситель, Матерь Божия и Иосиф Обручник. Владимирская икона прославилась на русской земле бесчисленными чудотворениями. Через нее Богородица не раз спасала Русь и ее столицу Москву от разграбления и уничтожения. Перед ней молились русские великие князья и цари в минуты опасности для государства. На пелену в киоте Владимирской иконы клались жребии при избрании русских митрополитов, а впоследствии и патриархов. Множество исцелений от тяжких болезней и бед посылала Матерь Божия через этот свой образ и списки с него православным людям.

Второй издревле чтимый образ, написанный евангелистом, - образ Богоматери-Одигитрии, который находился в Константинополе и получил название Влахернского (Е.Поселянин, “Сказания о чудотворных иконах...”, с.423). В латинской рукописи XII века об этой иконе говорится так: “В части дворца рядом со Святой Софией, на морском берегу около Большого дворца находится монастырь Святой Марии Богородицы. А в том монастыре - святая икона Святой Богородицы, называемая Одигитрией, что переводится “путеводительница”, потому что некогда было двое слепых, которым явилась Святая Мария, отвела их в церковь свою и просветила их глаза, и они увидели свет. Эту икону Святой Марии Богородицы написал святой Лука Евангелист, [изобразив] Спасителя на руке ее. С этой иконой Богородицы совершают процессии каждый вторник по всему городу, с великими почестями, пением и гимнами” (“Чудотворная икона в Византии и древней Руси”, “Мартис”, М.-1996. С. 443)

Икона эта первоначально находилась на родине св.Луки - в Антиохии, откуда была перенесена в Иерусалим. Супруга греческого императора Феодосия II Евдокия, путешествовавшая по св. местам Палестины в 436-437 годах, приобрела эту икону и послала в Константинополь в дар св. Пульхерии, сестре императора. Та поместила чудный образ во Влахернский храм, где икона явила многочисленные чудеса исцелений. (Заметим, что во Влахернском храме, где юродивый Андрей видел Покров Богоматери, по неисповедимым судьбам Божиим, встретились две иконы Божией Матери, написанные Евангелистом Лукой - Одигитрия и Филермская, о которой мы расскажем позже).

Третья икона, приписываемая кисти св.Евангелиста - “Млекопитательница”. Ее история связана с именем основателя единственной на Востоке лавры св.Саввы Освященного, который перед своею блаженной кончиною предрек, что через некоторое время лавру посетит соименный ему богомолец царского рода из Сербии, которому и надлежит вручить эту икону. Св. Савва отошел ко Господу в 532 году, и несколько веков монастырское предание хранило его завещание. Исполнение предсказаний св.Саввы наступило лишь в XIII веке, когда в Палестину действительно прибыл св. Савва, архиепископ Сербский. Ему было передано пророческое завещание св.Саввы Освященного и вручены сразу две великие святыни: икона “Млекопитательница” и другая икона - “Троеручица”, после молитвы перед которой приросла отсеченная рука св. Иоанна Дамаскина.

Христианских святынь. Поистине поражаешься обилию величайших реликвий, находившихся тогда в каждой церкви и монастыре Константинополя.

Достаточно упомянуть, например, плат, на котором чудесным образом отпечатался лик Христа, о письме, собственноручно написанном Спасителем царю Авгарю, терновом венце, плаще,биче, трости, обуви, плащанице и плате погребения Спасителя... Здесь хранились также одежда Пресвятой Богородицы, ее обувь и другие разные и священные предметы Спасителя и Его Пречистой Матери. Кроме этого, огромное число чудотворных икон и мощей святых собрал у себя царствующий град.

Около 430 года императрица Евдокия, супруга Феодосия II распорядилась доставить Филермскую икону из Иерусалима в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. Во время пребывания иконы в храме Константинополь четыре раза подвергался смертельной опасности от врагов - арабов, персов, славянских князей Аскольда и Дира. Во дни опасности жители Константинополя возносили усердные моления Царице Небесной перед ее чудотворным образом, и всякий раз получали избавление от грозившего городу разорения. (см.: Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. Спб, 1994. С.62).

В 626 году по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед этим образом, Царьград был спасен от нашествия персов. В благодарность за избавление от опасности была составлена благодарственная песнь Матери Божией, которую молящиеся должны были выслушивать стоя. Это песенное последование было названо “акафистом”, что в переводе с греческого и означает “неседальное пение”. Так что появление самого первого из многих тысяч составленных позже акафистов связано с благодеяниями Божией Матери, явленными ею через свою Филермскую икону. Заступничеству Божией Матери за род человеческий посвящена суббота в пятую неделю Великого поста, которая так и называется: суббота Акафиста.

В 1204 году во время четвертого крестового похода Константинополь подвергся раграблению и поруганию. Западные христиане уже не считали православных своими братьями, а считали “схизматиками”, т.е. раскольниками, которых можно “учить” огнем и мечем. Большая часть святынь Константинополя была увезена крестоносцами. Филермская икона попала в руки латинян и была перенесена снова в Палестину, где находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров, имевших большое влияние в Святой земле. Однако, вскоре мусульмане вытеснили иоаннитов из Палестины, и те обрели убежище на Кипре, где жили в течение 19 лет (1291-1310 гг.). После этого они перебрались на остров Родос, куда была пренесена резиденция капитула ордена. Остров, покрытый благовонными лимонными, апельсиновыми и гранатовыми рощами, с мягким и теплым климатом, показался иоаннитам хорошим местом для постоянного пребывания.

Прибывшая сюда вместе с другими святынями икона была помещена в специально построенной для нее в селении Филеримос неподалеку от столицы острова церкви. Иоанниты очень почитали икону, считая ее своей покровительницей, и святыня постоянно путешествовала с ними. Защищаясь от турецких набегов, рыцари превратили Родос в хорошо укрепленную крепость, построив мощные каменные стены. Однако, через два века в 1522 г. турки завоевали остров, и иоанниты капитулировали. Только через несколько лет они нашли прибежице на о.Мальта. Здесь соединились древние святыни: десная рука Иоанна Предтечи, часть древа Животворящего Креста Господня и Филермская икона Божией Матери. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя Св.Иоанна Предтечи, в который и была помещена икона Богоматери в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами. (См.: Архимандрит Августин (Никитин). Филермская икона Божией Матери. Пушкинская эпоха и христианская культура. Вып.VII.Спб.,1995.С.123.).

С этого момента судьба святынь становится неразрывной, о чем и пойдет речь в следующей главе.

Святой Лука принёс икону назореям посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству . У них она пребывала три века.

Далее в своем письме отец Андрей сообщал, что 13 октября в собор явился граф Павел Иванович Игнатьев "с каким-то военным ," и изъял святыни. Настоятель собора протоиерей Иоанн Богоявленский упаковал святыни в футляр, и Игнатьев увез их в Эстонию , в город Ревель (ныне Таллин). В году Итальянское правительство обратилось к Советской России с просьбой "вернуть" святыни, но к этому времени они уже были зарубежом. В году послу Италии в СССР в тайне от Русской Православной Церкви и мирян, был передан список с Филермской иконы из Гатчинского Павловского собора. Эта икона пятьдесят лет хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Мальтийского ордена, а с года пребывает в базилике Марии Ангельской в городе Ассизи .

Тем временем подлинные святыни некоторое время находились в Таллинском Александро-Невском православном соборе, а после были тайно перевезены в Данию , где пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Феодоровна . После её кончины, 13 октября года в пригороде Копенгагена ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому) . Затем они были помещены в православном соборе Берлина . Но в году, предвидя великие бедствия в Германии, епископ Берлинский Тихон передал святыни королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу .

В Югославских землях

Король Александр I с особенным благоговением хранил святыни в часовне королевского дворца, а после в церкви загородного дворца на острове Дединьи . В апреле

25 октября празднуем Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799).

Древнее церковное предание возводит начало икон Богоматери к временам Апостолов. В церковных песнопениях упоминается, что Филермская икона Пресвятой Богородицы - один из немногих образов, который во время земной жизни Пресвятой Богородицы, был написан Святым Апостолом и Евангелистом Лукою, спутником и помощником Апостола Павла, и благословлена Богоматерью.

Икона была написана в 46 году от Рождества Христова и принесена Святым Лукой в Антиохию к монахам-назореям.

Позднее икону перенесли в Иерусалим, где ей также предстояло пробыть недолго. В 430 году супруга Византийского Императора Феодосия Младшего Евдокия совершила паломничество в Святую Землю и оттуда переслала икону в Константинополь.

Более семи веков чудотворная святыня хранилась в Константинополе. Но после захвата и разграбления в 1203 году крестоносцами Константинополя, икону вновь перенесли в Святую Землю. Именно тогда чудотворный образ оказался в руках католиков - рыцарей-иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре.

Через 88 лет Акра была атакована и захвачен турками. Отступая, рыцари взяли Святую икону с собой и перебрались с нею на остров Крит в Эгейское море. Вместе с иоаннитами чудотворный образ не находил покоя и путешествовал по свету. Все это время рыцари уберегали святыню от магометан. Икона короткое время пребывала на Кипре. С 1309 года более двух веков святыня была укрыта на острове Родос в Эгейском море, завоеванном рыцарями у турок и сарацин.

В конце июля 1522 года стотысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I Кануни высадились на острове и начали осаду крепости и столицы Ордена иоаннитов. Рыцари защищались с большим упорством. Тем не менее над руинами Родоса был поднят белый флаг. В условиях сдачи острова оворилось: "…чтоб позволено было кавалерам пробыть на острове 12 дней, пока не перенесут они на суда мощи Святых (среди них была десница Святого Иоанна Крестителя и Крест из части древа Креста Господня), священные сосуды из церкви Святого Иоанна, всякие орденские редкости и их собственное имущество, чтоб находившиеся на острове церкви не были поруганы, за что кавалеры со своей стороны уступают Порте как Родос, так и принадлежащие ему острова".

Покинув Родос, рыцари более семи лет перевозят Святыни по разным городам Италии; остров Кандия, Мессина, Неаполь, Ницца, Рим, опасаясь попасть в зависимость от какой-либо верховной власти владетельных синьоров.

В 1530 году Император Священной Римской Империи Карл V передает острова Мальта, Комино и Гоцо, а также крепость Триполи в Ливии Ордену иоаннитов на вечные времена. В том же году святыни вместе с великим магистром ордена и советом прибыли на остров Мальта, где Филермская икона Пресвятой Богородицы обретает новую родину. Местом ее хранения стал форт Сан-Анжело (Святого Ангела), а позднее замок Святого Михаила - главная резиденция Мальтийского Ордена.

В 1571 году чудотворная икона и реликвии ордена были торжественно перенесены в новый город. Здесь в столице Державного Мальтийского Ордена Иоанна Иерусалимского городе Ла-Валетта, в соборе Святого Иоанна была сооружена часовня мадонны Филермо. В ней рядом с Алтарем и поместили чудотворный образ, писанный Святым Евангелистом Лукой. С тех пор икона стала именоваться Филермской. Более двух столетий святыня не покидала острова, оставаясь вместе с другими христианскими реликвиями Мальтийского Ордена.

10 июня 1798 года остров Мальта без видимого сопротивления был захвачен 40-тысячной армией Наполеона. Покидая Мальту по приказанию французского правительства, великий магистр ордена Гомпеш увез с собою Святыни: десницу Святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня, чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Спасая Святыни, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе. Так они на малое время оказались в городе Триест, позднее в Риме и, наконец, оказались в Австрии. Здесь низложенный Наполеоном магистр как частное лицо остановился частным порядком, надеясь найти защиту в лице Австрийского императора.

Русский император Павел I c 1798 года стал Великим Магистром Мальтийского ордена. Римский престол не воспрепятствовал этому, уверенный на помощь Российского Императора, единственного и истинного Христианского Государя, способного противостоять стремительно распространяющейся революции. На титул Великого Магистра Ордена Государь имел полное право. Ведь он самодержавно управлял миллионами католиков Российской Империи, и де-факто мог возглавить орден. Факт сей признали практически все светские правительства Западной Европы, кроме естественно самой Франции, Испании и Рима.

Решение Государя Павла I Петровича получило признание у первого среди коронованных особ Европы - Императора Священной Римско-германской империи и Апостолического короля Венгрии Франциска II. Он был последним неправославным монархом, у которого во владении находилась чудотворная Филермская икона Пресвятой Богородицы и другие Святыни Мальтийского Ордена.

Австрийский Император искал пути союза с Российской Империей против восставшей и пораженной хаосом Франции. И чтобы расположить к себе Государя Императора Павла I, уже более полугода носившего титул Великого Магистра, Франциск II принудил фон Гомпеша к отречению, и приказал конфисковать у него священные реликвии Ордена, которые тот хранил, найдя убежище в Австрии.

Святыни, в числе которых была и чудотворная Филермская икона Божией Матери, по приказу Австрийского Императора без промедления были отосланы специальной делегацией в новую резиденцию Ордена - Санкт-Петербург. Такова история их перемещения в Россию.

С 1801 года Мальтийские святыни пребывали в Императорском Зимнем Дворце, в богато украшенном соборе Спаса Нерукотворного Образа. С 1852 по 1919 год, как и повелел Император Николай I Павлович, все три Святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в Гатчину в Дворцовую церковь. Оттуда совершался многолюдный Крестный ход в Павловский собор, где Святыни на 10 дней выставлялись на поклонение православного народа. Со всей России и мира съезжались богомольцы.Затем Святыни вновь возвращались в Санкт-Петербург в Императорский Зимний Дворец. Так бы происходило и теперь, если бы не свершилась революция 1917 года.

В 1919 году Святыни тайно вывезли в Эстонию, в город Ревель. Некоторое время они находились там, в православном соборе, а после также тайно были перевезены в Данию, где пребывала в изгнании вдовствующая Императрица Мария Феодоровна - супруга Александра III и мать Николая II.

После кончины Марии Феодоровны в 1928 году ее дочери Великие Княгини Ксения и Ольга передали Святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей Митрополиту Антонию.

Некоторое время святыни находились в православном соборе г. Берлина. Но в 1932 году, предвидя последствия прихода к власти Гитлера, епископ Тихон передал их королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу, который хранил их в часовне королевского Дворца, а после и в церкви загородного Дворца на острове Дединьи.

В апреле 1941 года в начале оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил вывезли великие Святыни в отдаленный Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись. Но в 1951 году в монастырь прибыли местные чекисты - специальная служба "Удба" (югославский ОМОН). Они взяли Святыни и отвезли их в Титоград (ныне Подгорица) и через некоторое время передали реликвии в Государственное хранилище исторического музея города Цетинье.

В 1968 году один из полицейских тайно сообщил о Святынях Цетинскому игумену Марку (Каланья) и Епископу Даниилу. Им удалось в 1993 году вызволить из многолетнего заточения десницу Святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста
Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы так и находится в в историческом музее древней столицы Черногорской Митрополии, городе Цетинье, и все попытки православной общественности, мирян и духовенства вызволить ее из плена до сих пор остаются безуспешными.

Списки Иконы.

Когда в 1852 году в Гатчине завершилось шестилетнее строительство величественного собора во имя Святого Апостола Павла, для этого Собора был выполнен список с чудотворной иконы Филермской. В 1923 году Итальянское правительство, одно из первых признавшее Советскую Россию, обратилось в Москву с просьбой вернуть реликвии Мальтийского Ордена. Поскольку Святынь в России уже не было, в1925 году послу Италии в СССР был передан этот самый список.

Известно, что икона пять десятилетий хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Суверенного Военного Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (полное название Ордена). С 1975 года и по сей день, она пребывает в базилике пресвятой Марии Ангельской в городе Ассизи.

Последнее из оставшихся в России изображение Филермской иконы Божией Матери находится на медальоне Великого Магистра де Ла Валетта - большом Мальтийском кресте с помещенной в его центре, на медальоне, изображением иконы. В настоящее время он хранится в собрании Оружейной палаты музеев Московского Кремля.

>По милости Божией, в июне-июле 2006 года в Россию временно была доставлена из Черногории для поклонения народу десная (правая) рука святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В этой статье краткая история происхождения каждой из Гатчинских святынь в отдельности (по книге «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского).

День 12/25 октября отмечен в Православном Церковном календаре праздником «Перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799)». До появления в России эти святыни являлись наиболее ценной частью собранных священных реликвий рыцарского Мальтийского Ордена св. Иоанна Иерусалимского.

В 326 г. произошло чудесное обретение на Голгофе Креста Господня св. царицею Еленою. Вскоре же после этого по царскому повелению был заложен здесь новый храм Воскресения Христова, которому суждено было сделаться на долгие годы хранителем сей великой святыни всего христианского мира. Но ее нельзя представлять во всей целости, каковою она была при обретении. Предание сообщает нам о многих частях Креста Господня, еще в глубокой древности отделенных от него и разнесенных по всем концам мира. Хранил эти частицы Восток, хранил и христианский Запад. Точно также и Святая Русь в 1000-летний период своей христианской жизни не раз получала с Востока части Животворящего Креста Господня. Одну из этих частиц она получила с Запада от рыцарей Мальтийского ордена.

В одно время с частицею Креста Господня с острова Мальты была перенесена на Русь иоаннитами и другая, долгое время хранимая святыня: Филермская икона Божией Матери - Одигитрия. Идущее от глубокой древности предание гласит, что написана она была святым евангелистом Лукою и освящена благословением Самой Приснодевы.

Во время четвертого крестового похода икона Одигитрии вместе со многими другими святынями Константинополя была взята крестоносцами из Влахернской церкви и отправлена на Запад. Перенесенная снова в Палестину, она досталась иоаннитам. Икона была неотъемлемой их собственностью во время всех их дальнейших переселений, пока они не принесли ее в дар императору Павлу.

Десная (правая) рука святого Иоанна Крестителя является третьей святыней, в честь которой на Руси установлено празднование.

По преданию, идущему от глубокой древности, св. евангелист Лука, проповедуя Христа в Севастии, поклонился останкам мощей Его Крестителя и просил жителей Севастии дозволить ему перенести их в Антиохию, где бы они могли быть спасены от поругания и истребления неверными. Но севастийцы позволили ему взять только десницу Крестителя, которая с благоговением и была перенесена им в Антиохию.

В 639 году пала Антиохия, а вместе с нею подпала мусульманскому пленению и десница Крестителя. Много раз византийские императоры пытались взять ее из Антиохии, но все старания их не достигали желанной цели. Наконец, Господь судил христианской святыне быть перенесенною из порабощенного нечистивым народом города в столицу христианского царства - Константинополь.

Когда Константинополь пал под натиском турок (1453г.), вступивший в него султан Магомет II приказал десницу Крестителя наряду с другими христианскими святынями положить в его царскую сокровищницу и запечатать его печатью.

Но на защиту поруганного города и его поруганных святынь восстал упомянутый выше Орден иоаннитов, имевший в это время местом своего пребывания остров Родос. Они не только мужественно отразили все нападения турок на этом острове, но и стали угрожать их собственным владениям. Тогда преемник Магомета II-го, Баязет II, желая приобрести расположение иоаннитов к себе, послал в дар магистру их Ордена десницу Крестителя (1484 г.). Везде, куда только ни переселялись иоанниты, выстраивались церкви в честь Крестителя, а с этих пор вместе с каждым переселением переносилась в новые церкви и его десница. Такая же церковь впоследствии бьша выстроена магистром Ордена и на острове Мальта.

* * *

Когда Мальта взята была Наполеоном и корона магистра Ордена перешла к русскому императору Павлу Петровичу, еще в детстве восхищавшемуся славною историей Мальтийских рыцарей, благодарные ему за покровительство иоанниты решили передать в его владение все три великих сокровища, ни с одним из которых никогда еще они не расставались.


Десница Иоанна Крестителя была первою из святынь, перевезенных ими в Россию. В 1798 году она временно была помещена в орденскую капеллу, находившуюся в Петербурге. В следующем же 1799 году 12 октября (с/и. стиль - прим. ред.) были перевезены в Гатчину вместе с нею и остальные две святыни: частица Креста Господня и Филермская икона Божией Матери. Все подробности этого торжественного события впоследствии были внесены в службу, составленную по поручению Священного Синода на день 12 октября.

Для хранения святынь и размещения мальтийских рыцарей было начато строительство в Гатчине на окраине дворцового парка небольшого монастыря во имя священномученика Харлампия. Во время же пребывания императора в Гатчине местом хранения святынь являлась дворцовая церковь во имя Святой Троицы.

После убийства заговорщиками императора Павла I строительство монастыря было прекращено, святыни хранились в храме Зимнего дворца в Петербурге. В 1852 году, когда по личному указанию императора Николая Павловича был построен в Гатчине собор св. апостола Павла - в честь небесного покровителя Павла I, с этого времени святыни ежегодно на десять дней - с 12 по 22 октября (ст. стиль) переносились из Петербурга в гатчинский Павловский собор для поклонения народу.

После октябрьского переворота церковь Зимнего дворца была разграблена, но святыни удалось спасти. Они оказались в ризнице Архангельского собора Московского Кремля. Затем, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, святыни были перевезены в Гатчину, в Павловский собор.

13 октября 1919 г. настоятель собора протоиерей о. Иоанн Богоявленский (будущий епископ Исидор и духовник будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) увез святыни в Эстонию, спас их таким образом от изъятия большевиками и поругания.



Затем они были доставлены в Копенгаген, где их передали вдовствующей императрице Марии Федоровне. После ее смерти в 1928 г., дочери - великие княгини Ксения и Ольга, передали Филермскую икону главе Зарубежной Русской Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому), который поместил ее в православном соборе Берлина. Епископ Тихон, окормлявший православную паству Берлина, в 1932 г. передал эту икону и остальные мальтийские святыни в православную Сербию - сербской королевской династии в знак благодарности за то, что Сербия дала приют многим русским эмигрантам.

Дальнейшая судьба чтимых святынь такова. Король Петр III Карагеоргиевич, уезжая в апреле 1941 г. в Великобританию, передал Сербскому Патриарху Гавриилу святыни на сохранение. Вместе с другими сокровищами королевской династии они были спрятаны в подполье келий настоятеля черногорского монастыря св. Василия Острожского архимандрита Леонтия (Митровича), где и хранились десять лет. Святыни были незаконно изъяты коммунистическими властями Югославии в ходе кампании по конфискации церковных ценностей.

Лишь в 1993 г. десная рука св. Иоанна Крестителя и часть Животворящего Креста Господня были переданы в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Филермская икона Божией Матери по-прежнему находится в национальном музее г. Цетинье (Черногория).

* * *

После того, как святыни покинули Русскую землю, в Павловском соборе г. Гатчины были изготовлены «копии» их, т.е. живописные изображения десной руки св. Иоанна Предтечи и Филермской иконы Божией Матери. Изготовил их священник Алексий Благовещенский, он же сшил для них прекрасные ризы. (о. Алексий служил в Павловском соборе с 1919 по февраль 1938 г. По делу «церковников» он был арестован 24.02. 1938 г., расстрелян в Ленинграде).

Во времена настоятельства протоиерея Петра Белавского, в Павловском соборе появился пожертвованный серебряный крест-мощевик с частицей мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В 1990-х годах собору была пожертвована и частица Древа Животворящего Креста Господня, которая помещается теперь в мощевике, также укрепленном на иконе Десной руки св. Иоанна. Так, по милости Божией, частички святынь разными путями пришли в Павловский собор...
Г. Елфимова

ЦЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Цетинский монастырь – самая известная духовная реликвия Черногории, ежегодно притягивающая тысячи паломников всего мира. Такая популярность обусловлена не только наличием в хранилищах монастыря величайших христианских святынь – десницы Иоанна Крестителя и частицы Животворящего креста, но и той атмосферой глубокой веры и подвижничества, которая сохранилась в неизменном виде еще со времен первых южных славян.

Первые упоминания о святой обители уходят своими корнями в 1484 год, когда Зетский господарь Иван Черноевич, отступая под натиском турецких завоевателей, перенес свою резиденцию со Скадарского озера на ловченское подгорье. Вскоре там же был построен и монастырь - центр митрополии.

Предположительно храм возводился мастерами из Приморья, что наложило особенный отпечаток на архитектурный стиль монастыря. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окруженная с трех сторон колоннадой. По краям участка располагались монастырские постройки и малая церковь Св. Петра. В наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь был опоясан рвом и оградой из кольев. Некоторые фрагменты этих строений сохранились до наших дней.

Затем он стал кафедрой епархии Зета. После 1493 архиерей именовался «епископом черногорским и приморским». Монастырь был стерт с лица земли в 1692-м турками, и был восстановлен владыкой Данилой, на месте недалеко от своего прежнего положения. По этому случаю новый монастырь был построен из старых камней, и получил пластину с печатью Црноевича. В 1714 монастырь был сожжен и был восстановлен в 1743 году черногорским митрополитом Саввой Ивановичем Негошем. Был отстроен несколько раз, последний раз - в 1927 году. В монастыре Рождества Богородицы хранятся мощи святого Петра Цетинского.

Центральным элементом монастырского комплекса является церковь Рождества Богородицы, построенная из тесаного камня, в которой хранится одна из величайших черногорских святынь – мощи Св. Петра Цетинского и христианские реликвии Ордена мальтийских рыцарей. Церковь славится богатым резным иконостасом работы греческих мастеров середины XIX века.

В сокровищнице монастыря собрана уникальная коллекция рукописей и старинных печатных книг, а также личных вещей черногорских митрополитов, предметов церковной утвари, многие из которых были получены в дар из России.

Отдельного упоминания заслуживают реликвии мальтийского ордена, чей путь в Цетинский монастырь был труден и запутан. Достоверно известно, что святыни в 1799 году были подарены российскому императору Павлу I главой Ордена мальтийских рыцарей, и до 1917 года находились в Зимнем дворце. После революции они некоторое время хранились в Копенгагене у Марии Федоровны, матери Николая II, затем в православной церкви в Берлине и при дворе последней правящей югославской династии Карагеоргиевичей в Белграде. Вторая Мировая война заставила членов королевской семьи покинуть страну, а святыни спрятать в одном из отдаленных черногорских монастырей. Затем следы их теряются. И только много лет спустя реликвии были обнаружены в одном из хранилищ черногорского ЧК, опознаны и переданы в дар церкви.

Несмотря на свою нелегкую историю Цетинский монастырь всегда оставался оплотом православия на балканском полуострове, символом и колыбелью знаменитого черногорского свободолюбивого духа.
В монастыре хранятся:

Рука Иоанна Крестителя

Мощи святого Петра Цетинского (Петр I Петрович Негош)

Частицы Святого Креста

Епитрахиль Святого Саввы

Корона короля Стефана Дечанского

Различные старые знамена церкви

Филермская икона Божией Матери является одной из покровительниц Санкт-Петербурга, наряду с Казанской, Царскосельской, Скорбящей с грошиками, Невской Скоропослушницей иконами Богородицы. Эта икона более века пребывала в пределах столицы Российской Империи в церкви Зимнего дворца, будучи моленным образом последних шести Российских императоров, в том числе и Царя-Мученика Николая II. Публикуем отрывок из книги о том, как икона оказалась в России.

В конце ХVIII в. Мальтой овладели наполеоновские войска, и тогда мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1796 г. посол Мальтийского ордена граф Джулио (Юлий) Литта прибыл в Петербург, где на торжественной аудиенции просил императора Павла I принять Мальтийский орден под свое высокое покровительство. В 1798 г. мальтийские рыцари избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же 1798 г., а чудотворная Филермская икона Божией Матери и части древа Животворящего Креста Господня - в 1799 г.. Первоначально они находились в Воронцовском дворце, где размещался мальтийский капитул.
Движимые чувством благодарности мальтийцы отправили депутацию в Петергоф для принесения святынь в дар императору Павлу I. Император изъявил желание ознаменовать сие событие особым празднеством, усматривая в нем проявление особой милости Божией к России.
12 октября 1799 г. в 10 часов из Гатчинского дворца выехала кавалькада с императором во главе, для встречи другой процессии, в которой представители Мальтийского ордена везли в Гатчину свои святыни. После встречи у Спасских ворот, началось торжественное шествие.
Впереди с крестным ходом шло духовенство, затем ехал наместник Мальтийского ордена - граф Юлий Литта, у которого на руках, в золотом ковчеге, на алой бархатной подушке, покоилась честная десница св. Иоанна Крестителя. Вслед за Литтой мальтийские рыцари везли Филермскую икону Божией Матери и части Животворящего Древа. Император Павел I шел рядом с каретой, в полном облачении Великого магистра; на нем был красный «супервест» и черная мантия, на груди - мальтийский крест, а на голове - золотая корона Великого магистра. За императором шли русские члены священного совета Мальтийского ордена: граф Иван Петрович Салтыков, князь Петр Васильевич Лопухин, Яков Ефимович Сиверс и другие. За ними следовала многочисленная царская свита; процессию завершало множество простых жителей Гатчины.
Когда процессия приблизилась ко дворцу, Павел I взял десницу св. Иоанна Предтечи и, с пением тропаря, внес ее в придворную церковь, где и положил на приготовленном месте; здесь же была положена Филермская икона Божией Матери и часть Животворящего Древа.

ПОСЛЕДНИЙ ОБРАЗ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В ЕЕ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

Филермская икона Пресвятой Богородицы - один из немногих образов, который во время земной жизни Пресвятой Богородицы был написан святым апостолом и евангелистом Лукою. Икона была написана в 46 году от Рождества Христова, и это был последний образ Богородицы в Ее земной жизни. В последующие годы святым апостолом Лукой были написаны и другие иконы Богородицы, например, Киккская икона, но все они были написаны по памяти святого Луки. Но Филермскую икону, согласно преданию, Лука писал, смотря на Пресвятую Богородицу, которая сидела напротив, задумчиво глядя вдаль.
Филермская икона Пресвятой Богородицы была принесена святым Лукой в Антиохию, где она пребывала на протяжении трех столетий. Позднее икону перенесли в святой град Иерусалим, где ей по воле Божией предстояло пробыть недолго. В 430 году супруга византийского императора Феодосия Младшего Евдокия совершила паломничество в Святую Землю и оттуда по особому благословению переслала икону сестре своего супруга Пульхерии. Пульхерия поставила бесценный образ в новоустроенном Влахернском храме в Константинополе. В храме многие верующие получали исцеления, молясь пред чудесным образом Царицы Небесной. Более семи веков чудотворная святыня хранилась в Константинополе. Но после захвата в 1203 году крестоносцами Константинополя икону вновь перенесли в Святую Землю.
Тогда чудотворный образ оказался в руках католиков-рыцарей ордена иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре. Через 88 лет Акра была захвачена турками. Отступая, иоанниты взяли святую икону с собой и перебрались с нею на остров Крит в Эгейском море. Вместе с иоаннитами чудотворный образ не находил покоя и путешествовал по свету. В 1530 году император Римской империи Карл V передал острова Мальту, Комино и Гоцо ордену иоаннитов. Так чудотворная Филермская икона Пресвятой Богородицы по воле Божией обретает новое пристанище в замке Святого Михаила - главной резиденции Мальтийского ордена на острове Мальта. А затем была сооружена часовня мадонны Филермо, и в 1571 году чудотворная икона заняла место в этой часовне и стала именоваться Филермской.
Название «Филермская» происходит от названия холма Филермо, на котором была построена часовня. С холма Филермо высотой 267 метров открывается прекрасный вид на остров и море, часовня Филермской иконы Богородицы также хорошо видна с равнинной местности. Название холма, в свою очередь, происходит от имени монаха, пришедшего сюда из Иерусалима в XIII веке, он построил на холме небольшую церковь, рядом с которой через несколько веков и была построена часовня мадонны Филермо. Вокруг холма образовалось селение Филермиос. Церковь, построенная монахом, в наши дни находится в центре большого Филермского монастыря, куда приезжают паломники из многих стран.
В России празднование Филермской иконе было установлено в 1800 году, и день этот приходился на 12 октября ст. ст., в память перенесения чудотворного образа в Россию. В 1852 году Государь Император Николай I распорядился сделать копию Филермского образа Пресвятой Богородицы. Список с чудотворной иконы был выполнен и обрел свое место в Гатчинском соборе. Так случилось, что это был единственный список в России с Филермской иконы Богородицы, которая пребывала в нашей стране с 1799 до 1919 года. В 1925 году по просьбе итальянского правительства послу Италии в СССР в тайне от Русской Православной Церкви был передан этот список с Филермской иконы.
Принято считать, что чудотворный список написан один к одному с подлинной иконы, однако это не так. Размеры списка - 41,2 х 30,3 см, размеры подлинной иконы - 50 х 37 см. Имеются и другие различия.
Так случилось, что в России после революции не осталось ни списков, ни фотографий Филермской иконы Богородицы. Однако в наши дни в некоторых храмах Русской Православной Церкви имеются списки Филермской иконы, что также немаловажно: ведь верующие, возносящие свои молитвы к Божией Матери перед любой Ее иконой, от образа мысленно восходят к Первообразу.
Филермская икона Богородицы в Цетинье находится в хорошем состоянии, за всю свою многострадальную историю икона несколько раз сама обновлялась, поэтому краски и Лик Богородицы хорошо сохранились. Драгоценная риза не повреждена. Риза имеет богатое покрытие золотом, на золоте, охватывающем Лик Божией Матери, имеется восьмиконечный крест из эмали. У чудотворного списка звезда выполнена из металла, и риза производит впечатление шлема. У подлинной иконы риза украшена девятью большими рубинами, чередующимися с крупными бриллиантами, исполненными в виде цветов. На одеянии Пресвятой Богородицы - двойное ожерелье из сапфиров и бриллиантов, сапфиры (их 6) - в виде крупных капель. В цепочке сапфиров отсутствует центральный камень, раньше на его месте находилась серьга, пожалованная императрицей Екатериной II. На золотой раме, окружающей изображение Божией Матери, в углах расположены золотые Ангелы. Существующая драгоценная риза была изготовлена в России в 1801 году, после убийства Императора Павла I, который долгими часами молился перед Филермской иконой Божией Матери. До приезда в Россию риза Филермской иконы была сделана из серебра и жемчуга.
В отличие от других святынь, отданных из музея городе Цетинье в монастырь святителя Петра Цетинского, Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы так и находится в историческом музее. Радует только одно - святыня цела (долгое время икона считалась утерянной) и находится на территории православного государства. Такова история лишь одной иконы, связанная с социальными изменениями, потрясшими наше Отечество после 1917 года.