Почему икона называется казанская божья матерь. Где находится икона казанской божьей матери, история написания, значение, фото

Празднование Божией Матери 8 июля (сегодня этому дню соответствует 21 июля по гражданскому календарю) в честь Ее Казанской иконы имеет своим началом чудесное явление ее в Казани в 1579 г. Через некоторое время после покорения Казани молодым царем Иваном Васильевичем Грозным, учреждения им Казанской епархии и успешного распространения христианства магометане стали оказывать сильное сопротивление. Пожар 1579 г., истребивший половину Казанского кремля и прилегавшую часть города, они расценили как гнев «русского Бога». Именно в это время для укрепления Православия в Казани была явлена милость Божия через чудесное обретение иконы Богоматери, получившей по этому случаю наименование Казанской.

Явление чудотворной иконы

Матроне, девятилетней дочери стрельца Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, во сне явилась Матерь Божия, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать.

Так как никто не обращал внимания на слова ребенка, Матерь Божия явилась вторично, а на третий раз девочка во сне увидела саму икону, от которой исходил грозный голос: «Если не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Тогда мать испуганной девочки отвела дочь к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил словам ребенка.

Наконец, 8 июля, мать с помощниками стала рыть по указанию дочери, но только, когда сама девочка взялась за заступ и стала копать около печи, появилась икона Богоматери, обернутая в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня (иконография Казанского образа представляет собой разновидность Одигитрии-Путеводительницы). Узнав о чуде, архиепископ с градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор.

События явления и перенесения образа описал священник Никольской церкви, Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время. Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь: «Заступнице усердная…». Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита. В последствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к страждущим глазами.

После того, как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать. В 1595 г. митр. Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек; чудотворный образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В 1798 г. новые украшения были возложены императрицей Екатериной, и ею же были отпущены 25 тыс. руб. на строительство новой соборной монастырской церкви, освященной в 1808 г.

Почитаемые списки Казанской иконы

Русской Церковью особо почитались и два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский. Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дм. Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков.

После усердной молитвы русских воинов Богоматери перед Ее образом стало известно о видении прп. Сергия Радонежского греческому архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле, объявившего ему о том, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов.

Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.

До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее кн. Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.

Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор.

В следующем 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками.

Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона.

В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца. Чудом сохранившийся в революционное лихолетье, Петербургский список Казанской иконы хранится ныне в Князь-Владимирском соборе, дожидаясь возвращения на свое место в иконостасе Казанского собора после его восстановления.

История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

Кроме этих трех икон множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.

Возвращение чтимого списка из Ватикана

После революции 1917 г. богоборческий режим безжалостно расправлялся с духовным достоянием русского народа и последовательно уничтожал драгоценные для верующего сердца святыни. Многие иконы ради их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров.

Один из списков Казанской иконы Божией матери, написанный в XVIII в. и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе Римскому Иоанну-Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1993 г. По некоторым предположениям эта икона принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.

Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 г. условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в последние годы отношений с Римом. В 2000 г. вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию.

В 2003 г. смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье.

После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей. В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров (Церковный вестник, № 9-10 (262-263) май 2003 г.).

В следующем 2004 г. Католическая Церковь принимает решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину воспринимается, с одной стороны, как великая милость Божия к русскому народу, и — с другой, как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью, свободным от недоброго соперничества, которым они были омрачены в последнее десятилетие. До принятия решения о постоянном месте пребывания этого образа он хранится в домовом храме рабочей резиденции Святейшего Патриарха в г. Москве.

Диакон Михаил Асмус

Казанская икона Божьей Матери – почитаемая православными христианами чудотворная икона Богородицы. Обо всех подробностях её появления читайте в статье.

Казанская икона Божьей Матери: история

1579 год. Белое немилосердно палящее солнце, пыль столбом по дорогам Казани. Пыль и пепел от недавнего пожара – неделю назад здесь полыхал страшный пожар. Начался он около церкви Николы, перекинулся на Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети – а ну как на дома перекинется, что будет?! А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно, врут все попы ваши – вон полыхало-то как. И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть, неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама? «Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием»…

В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Ей родительские скорби были меньше понятны – для детей и пожар – вполне забавно – столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара все не так, непривычно.

Одной ночью Матреша проснулась от невиданного – явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка. Все-то у вас сны, да видения, все-то вам мерещится, все чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние. «Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать », — сказали родители. И были правы. Только все же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы. Очистили ее от пыли, земли.. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной. Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия, благоговейно принимая икону, торжественно переносит ее в храм свт. Николая, откуда, после молебна, перенесли ее с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита.

И те, кто еще несколько дней назад насмехался над православной верой, смущенно спешили к иконе – с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрия – Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». На следующий день был освобожден Китай-город, через 2 дня Кремль.


Казанский собор на Красной площади в Москве

Казанский собор на Красной площади в Москве – один из самых известных московских храмов был возведен в 1636 году. Туда и была перенесена икона-освободительница, а теперь образ хранится в Богоявленском соборе.

Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

Не только государственным мужам и дружинам указывала путь икона – по доброй традиции именно этой иконой благословляют на брак молодых родители, длинным списком чудес сопровождается этот образ Богоматери – один из самых любимых на Руси.

Тропарь Казанской иконе Богоматери, глас 4

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Кондак Казанской иконе Богоматери, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

21 июля. Казанская икона Божьей Матери

Эта икона явилась в 1579 году вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Пресвятая Богородица явила здесь свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в ней вновь обращенных из тамошних жителей; не веровавших же более расположить к христианской вере. Она Сама явилась во сне одной благочестивой девице, по имени Матрона, дочери погоревшего во время страшного пожара в Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенною детскою грезою. Сон повторился еще дважды.

В третий раз чудесною силою Матрона была выброшена из окна на двор, где увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После сего мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда 8 июля, в глубоком огорчении, обе они, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили.

Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани, кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление.

Можно думать, что эта преимущественная цельба слепоты служила знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотою магометанского лжеучения. Список с иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первою инокинею и затем настоятельницею в монастыре была девица Матрона. В 1768 г. императрица Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовою короною.

4 ноября. Казанская икона Божией Матери

В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость, взяла под Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощию Россия была спасена от своих врагов. Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие из верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы все сделали для твоего освобождения; но видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!»

Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, все войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость. Находившемуся в тяжком плену у поляков, в занятом ими Московском Кремле, приехавшему в Россию с греческим митрополитом Иеремиею больному архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление. Ободренные радостною вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве, и – 22 октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали. На другой же день, в воскресенье, Русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни. Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы.

В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор, на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе. Туда же перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.

Тобольская икона Божией Матери

Чудотворная икона сия находится в Тобольске в кафедральном соборе. Она явилась в 1661 году. В этом году 8 июля в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконе, на утрене, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошел до того места, где сказано, что архиепископ казанский прежде не веровал явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем.

Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее:

«Июня 21-го, после Утрени, я пришел в свою келью и заснул. Вдруг вижу - приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почел его за митрополита Филиппа. Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трехсвятительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы ее в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богородицы Казанской – тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трехсвятительской церкви в чулане, лицом к стене. Скажи, чтобы сему образу праздновали в городе. Вот за грехи ваши прогневался на вас, вы сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух: это – зловоние и Богу и людям; но Владычица наша, со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и о всем народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой». Но я, встав от сна, изумился, а никому ничего не сказал. Немного спустя, когда я был в своей келье и стал писать ирмосы: Преукрашенная божественною славою, – вдруг ко мне вошел тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ее служителя?» – и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся, чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят. Чрез несколько дней, во время моего сна святитель опять явился мне и сказал уже со гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядет на град ваш за грехи ваши. Хлеб ваш гниет, а вода топит, - встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш изомрет, от дождей вода разнесет дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте».

Но и об этом третьем явлении я не сказал никому, и вот июля 6-го, когда после вечернего пения я пришел в келью, лег спать, заснул я легким сном и слышу - в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: Возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего. Один из поющих сказал мне: «За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом». И вот когда на утрене я начал читать о явлении чудотворного образа Богоматери в Казани, увидел, что являвшийся мне прежде святитель идет с паперти и благословляет народ на обе стороны; пришед в трапезу, также благословляя людей, подошел ко мне и сказал: «Ты читаешь это и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене; почему же ты не поведал о нем?» И он, погрозив мне рукою, сказал: «Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится божественное дело». Сказав сие, он стал невидим, а я от страха пал на землю и вот уже теперь повествую вам».

Народ, узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным ходом отнесли икону на место, где указано было строить Церковь, и церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. До построения церкви, замечает повествователь, были дожди проливные и вода прибывала в речках, как бы в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало вёдро; хлебы и овощи с того времени поправились.

Казанская икона Божией Матери. Образы

  • Каплуновская-Казанская икона
  • Карповская-Казанская икона
  • Каташинская-Казанская икона
  • Вознесенская-Казанская икона
  • Павловская-Казанская икона
  • Иркутская-Казанская икона
  • Каргопольская-Казанская икона
  • Ярославская-Казанская икона
  • Казанская, находящаяся в московском Симоновом монастыре
  • Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни
  • Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе
  • Казанская, находящаяся в Суздале

Каплуновская-Казанская икона . Эта икона находится в сельце Каплуновке, Харьковской епархии. Явилась в 1689 году следующим образом. Священнику этого сельца, отличавшемуся особенно благочестивою жизнию Иоанну Уманову явился во сне некто, украшенный сединами старец, и сказал ему, что скоро придут к нему из Москвы иконописцы с иконами и чтобы он у старейшего из них по летам из связки икон приобрел для себя восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы. «От нее ты получишь благодать и милость», — прибавил старец. Священник так и сделал, но предварительно пред этим он строго постился. Скоро последовало новое видение во сне священнику Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своем видении народу и с торжеством перенес икону в церковь, и с этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Икону назвали Каплуновскою. В 1709 году, когда император Петр Великий воевал со шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновскою иконою и велел носить ее пред полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи. Между тем король Карл, остановившись со своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепою в доме священника Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили ее соломою и дровами, но как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и еще о том, что св. икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет». Так действительно и случилось. Полтавская битва доставила Великому Петру победу над Карлом. Есть чудотворная Каплуновская икона в слободе Козеевке, в 80 верстах от Харькова.

Нижнеломовская-Казанская икона . Эта икона явилась в 1643 году на источнике в двух верстах от города Нижнего Лома Пензенской губернии. На месте ее явления сначала поставлена была часовня, а затем церковь и монастырь.

Карповская-Казанская икона . Эта икона находится в Курском Знаменском монастыре. Сюда она принесена в 1725 году из Карповской пустыни.

Каташинская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1622 году в роще близ села Белого Колодезя Черниговской губернии тамошнему священнику и поставлена им в сельскую церковь. В 1692 году тут был устроен мужской монастырь, названный Каташинским.

Вознесенская-Казанская икона. Она находится в Вознесенском женском монастыре в Москве, в Кремле. В первый раз она прославилась в 1689 году. Два раза она была в опасности сгореть, но чудесно была сохранена. В этом году, после молебна пред сею иконою, забыли погасить свечу, свеча упала, и от нее обгорел аналой, на котором лежала икона, а сама икона, несмотря на то что написана на полотне, осталась совершенно невредимою. В другой раз, когда в 1701 году 19 июня был пожар в Московском Кремле и сгорел царский дворец и Вознесенский монастырь, икона чудесно сохранилась. Когда выносили утварь и иконы из соборного монастырского храма, то ее не вынесли, а между тем она оказалась вместе с другими вынесенными иконами; когда же, по окончании пожара, стали вносить вещи в собор, то увидели, что икона уже стоит на своем месте, хотя никто не вносил ее. И много чудесных исцелений было от сей иконы.

Павловская-Казанская икона. Эта икона находится в селе Павловском Московской губернии Звенигородского уезда. Она явилась на дереве, близ села, где построена часовня в память явления; внутри часовни находится колодезь, названный в народе святым. Первое чудо от иконы было следующее. Один из крестьян села Павловского впал в жестокую болезнь от невоздержной жизни. В это время другому благочестивому крестьянину явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать больному, чтобы тот молился Ей об исцелении и сходил умыться на святой колодезь. Затем оставил бы невоздержанную жизнь, иначе он может погибнуть. Больной с большим усилием отправился к колодцу, умылся и - совершенно выздоровел.

Иркутская-Казанская икона. Она находится в Иркутске в Богоявленском соборе и прославилась многими чудотворениями. Каждогодно в апреле или мае месяце, после посева ярового хлеба носят ее с крестным ходом по соседним сельским крестьянским полям, для освящения посевов. Этот крестный ход установлен издавна по случаю частых неурожаев хлеба по окрестным селам города Иркутска.

Каргопольская-Казанская икона. Эта чудотворная икона находится в г. Каргополе Олонецкой епархии, в Вознесенской церкви. Она прославилась в 1714 году. Икона находилась в доме благочестивой вдовы Марфы Пономаревой, которая однажды во время молитвы пред иконою увидела, что из правого ока Пресвятой Богородицы истекает слеза, и в страхе сообщила об этом священнику. Икона перенесена была в церковь, и здесь два раза в непродолжительное время, в виду всех, из очей Богоматери показывались струи слез, о чем донесено было тогдашнему Новгородскому митрополиту Иову.

Ярославская-Казанская икона. Эта икона находится в Ярославле в женском Казанском монастыре. История прославления ее следующая. В 1588 году 2 июля некоему благочестивому человеку, по имени Герасим, в бытность его в Казани, было чудесное видение Самой Богородицы, и после того, когда он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону приобрести, и затем идти в город Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы. Герасим нашел икону и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в Романове был устроен, и икона стояла там до 1604 года, когда Романов был взят литовцами. В это время один из них взял из церкви чудотворную икону и увез с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь. Жителям Романова желалось возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Иоанновича оставить ее в их городе, и царь, по совету с патриархом Гермогеном, грамотою от его лица утвердил желание последних, но с тем, чтобы они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова. И саму чудотворную икону каждогодно носят из Ярославля в Романов.

Казанская, находящаяся в московском Симоновом монастыре. Эта икона была пожертвована в монастырь получившими ее на благословение от епископа Воронежского Тихона. По сторонам ее изображены св. Тихон, ангел святителя, и Марфа, ангел сестры святителя – Марфы. Впервые прославилась она исцелением девицы – странницы Натальи, которой три раза являлась во сне икона, но она не знала, где ее найти. Наконец явился ей во сне иеросхимонах Симонова монастыря Алексий с самим образом и сказал, что икона стоит в монастыре в соборной церкви на правой стороне. Икона была найдена, и больная после молитвы пред нею получила исцеление. Впоследствии в честь ее и для нее был устроен при соборном монастырском храме особый придел. От иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни. Эта икона в 1812 году была привезена из Москвы в Тамбовский Вознесенский девичий монастырь монахинею Миропиею, которая, по случаю разорения столицы, переселилась туда. Благочестивая старица три раза наяву слышала от иконы голос, повелевавший перенести ее в Вышенскую пустынь, и после ее смерти, по завещанию, икона была перенесена. Кроме многих исцелений от иконы, вышенские иноки иногда ночью видели разливавшийся от нее по церкви яркий свет.

Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре . Так названа обитель по иконе, а икона - по селу Высочино, где она прославилась чудесами. Икона явилась в начале XVIII столетия, в царствование императора Петра I. Села Высочино тогда еще не было, а стоял тут казенный сосновый бор. На берегу болотистой реки Мжи, протекавшей среди бора и окруженной болотами, в избе жил сторож с семьею. Этому сторожу и явилась икона стоящею на болотистой кочке. От иконы исходили светлые лучи. Сторож с благоговением и молитвою взял ее и поставил в своей избе с иконами на полке. Тут икона скоро ознаменовала себя исходившим от нее солнцеподобным сиянием и при этом исцелением слепого и хромого старика, отца сторожа. Тогда отнесли икону в ближайшую церковь села Артюховки, но икона три раза возвращалась обратно в избу сторожа. Народ, узнав о явленной иконе, стал во множестве приходить на поклонение ей, и многие получали исцеление и утешение. Тогда сотник Высочин, которому император за заслугу во время Полтавской битвы подарил землю с лесом - бором, где в избе сторожа стояла чудотворная икона, выстроил тут селение, которое было названо, по его фамилии, Высочино, и из села Артюховки перенес сюда церковь, куда и была доставлена чудотворная икона. Впоследствии времени здесь устроен был монастырь. И в монастыре от иконы было много чудес.

Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе. Эта икона богато украшена. Первым ее чудом были в 1695 году 6 декабря во время всенощного бдения слезы, смочившие пелену и аналой.

Казанская, находящаяся в темниковском Преображенском соборе . Она находилась в кладовой между негодною к употреблению утварью. Икона три раза являлась одной госпоже, страдавшей болью в ногах, и обещала исцеление, если она найдет ее. Больная потребовала, чтобы ее свезли в темниковский собор. Лишь увидела она икону в кладовой, как тотчас же почувствовала облегчение и, после молитвы, совершенно исцелилась.

Казанская, находящаяся в городе Вязниках . Стоит она в соборном храме. Эта икона ознаменовала себя чудесами в начале XVII столетия.

Казанская, находящаяся в Суздале. Стоит она в приходской Воскресенской церкви. Эту икону вследствие явления Самой Богородицы написал один благочестивый инок Шартомского Николаевского монастыря Иоаким, живший в XVII столетии. Жил инок близ Казанской церкви в хижине, где и был погребен.

«Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их и изображения», составил протоиерей И. Бухарев. Москва, «Каравелла», 1994 г. Печатается по изданию: Чудотворныя иконы Пресвятой Богородицы (Исторiя ихъ и изображенiя). Составилъ Протоiерей I. Бухаревъ. Москва, Типо-Литография Г.И. Простакова, Балчугъ, д. Симонова монастыря. 1901

Образ Казанской Божьей матери чудотворный, эта икона - одна из наиболее почитаемых в православном мире. Списки с нее присутствуют практически в каждой церкви, а одна из копий иконы была у Ивана Грозного. Необычна и окутана тайной не только история ее обретения, чудесным образом появились многие православные иконы. Интересна история почитания образа, у этой иконы есть «собственные» церкви и даже монастыри, расположенные в разных уголках страны. Среди них особенно выделяется Ярославль и Москва. Где находится икона Казанской Божьей Матери? Вопрос, на который не существует однозначного ответа еще с позапрошлого столетия.

Кроме всенародной любви, по-настоящему всероссийского почитания и множества легенд, связанных с творящимися перед образом чудесами, икона обладает и официальным особым статусом с конца XVII столетия. Именно тогда Алексей Михайлович Романов повелел почитать образ 22-го октября во всех городах страны каждый год. В это же время в Коломенском была заложена в честь этой иконы домовая церковь Романовых. Другие представители династии также особенно относились к образу. И это давало повод многим историкам, начиная с позапрошлого столетия, задаваться вопросом о том, где находится икона Казанской Божьей Матери на самом деле.

Как образ был обретен?

В конце XVI столетия в Казани бушевали пожары. Один из них, случившийся в 1579 году, уничтожил часть древнего города. Выгорели целые районы, и конечно же, это стало большим горем. Срочно требовалось чудо, которое бы смогло сплотить и воодушевить людей, дать им веру в завтрашний день и силы для преодоления трудностей в настоящем. И это чудо случилось.

В ночь после того как огонь отбушевал и от большей части города осталось лишь дымящееся пепелище, маленькой девочке пригрезился удивительный сон. Ребенок, которому от роду исполнилось лишь 10 лет, на следующий день поведал, что явилась ночью в грезе Богородица и указала место, где под грудой пепла лежит ее иконописный образ. Это оказалось правдой: разобрав завал, люди нашли не тронутый пламенем лик Божьей Матери.

Таким вот образом обрела свой знаменитый чудотворящий образ Казань. Икона Казанской Божьей Матери где находится сейчас, по официальной версии церкви? Она утеряна. Но многие верят в то, что она там же, где и предстала перед людьми впервые. На месте находки был без промедления заложен монастырь. Обитель носит название Богородицкий девичий монастырь. Это памятник архитектуры и истории, являющийся одним из красивейших в Казани и имеющий федеральный статус, то есть он охраняется государством.

Что довольно любопытно, первой монахиней в обители, где находится икона Казанской Божьей Матери (или же ее копия), стала та самая девочка, которая увидела вещий сон. Девочку эту от рождения родители нарекли Матроной. Приняв монашеский постриг, она стала Маврой.

Когда был обретен образ?

Не о каждой знаменитой и почитаемой иконе можно сказать, что доподлинно известно обо всех фактах, связанных с ее обретением. Описываемый чудотворящий образ является исключением. История появления была зафиксирована в мельчайших подробностях священником Гостинодворской церкви города Ермолаем, будущим патриархом Гермогеном.

Соответственно, никаких неточностей, поводов для сомнений или же иных раздумий, связанных с обретением образа, нет. Вопросы, которые возникают у любопытных верующих, историков, изучающих православие, связаны с тем, где оригинал иконы Казанской Божьей Матери находится и существует ли он сейчас.

Дата обретения образа – 8 июля 1579 года. И что довольно любопытно, еще до наступления 1580 года и до открытия Богородицкой обители с образа был сделан первый список, отправленный в Москву царю. Конечно же, самодержцем, которому была адресована такая посылка, являлся Иван Грозный.

Литературное произведение о том, как в городе узнали, где находится икона Казанской Божьей Матери, о ее непосредственном обнаружении под пепелищем и первых чудесах, сотворенных образом, появилось в 1594 году. Называется оно «Повесть и чудеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Составил же повествование Гермоген, в том году еще не патриарх, но уже митрополит Казанский.

О первых чудесах

Первые чудеса, связанные с этим образом, начались вскоре после того, как горожане узнали о том, где находится икона Казанской Божьей Матери, и высвободили ее из-под завалов. Их подробно описывает в своем труде, посвященном этому иконописному образу, Гермоген.

Весть о сне, посетившем маленькую девочку, быстро разнеслась по городу. Неудивительно, что вокруг разбираемого завала, на который указала Матрона как на местонахождение образа, собралась толпа любопытных. После обнаружения иконописного лика эти люди составили процессию, сопровождающую найденный образ Богородицы в ближайший храм. Среди сопровождающих образ жителей Казани были и незрячие - они исцелились. Разумеется, икона тут же получила статус чудотворной.

О значении образа и исторических моментах, с ним связанных

Довольно долгое время почитание образа ограничивалось местом в Казани, где икона Казанской Божьей Матери была найдена. В Казани к лику Богородицы выстраивались очереди страждущих, а в других городах о ней практически ничего не знали. Многие историки связывают это с тем, что царь остался равнодушен к присланному ему из Казани списку с образа.

Но все изменилось в 1606 году, когда к обязанностям патриарха приступил Гермоген, лично присутствующий при нахождении лика Богородицы. Разумеется, всенародной любовью и почитанием икона обязана не только патриарху. В начале XVII столетия началась Смута и тяжкий период фактического безвластия.

Первое ополчение благословил Гермоген, и в качестве особого свидетельства этого из казанского Благовещенского собора была привезена под стены Московского Кремля икона Богородицы. Разумеется, это была копия. Однако многие историки сомневаются в том, что в ополчение был доставлен именно список с образа. Слишком уж велики были ставки, речь шла о сохранении не только независимости России, но и самого факта существования государства.

Как бы там ни было, огромную роль сыграла в Смутные времена Казанская икона Божией Матери. Где находится оригинал - таким вопросом в те годы никто не задавался. Люди просто верили в поддержку с небес и ждали чуда от образа.

Доподлинно известно, что уже при созыве Второго ополчения протопоп Благовещенского собора из Казани находился вместе с иконой в Ярославле. Это довольно странно, поскольку на Ярославщине уже несколько лет как действовала обитель Казанской иконы Божией Матери. В монастыре был собственный список с образа, тоже имевший славу чудотворящего. Этот факт также является поводом для вопросов о том, где сейчас находится икона Казанской Божьей Матери.

С 1620 года началось общероссийское официальное почитание образа. В это же время в Москве распахнул свои двери новый храм, выстроенный в честь иконы. И открыт он был не где-либо, а в самом сердце столицы, на Красной площади. Туда была перенесена московская копия, до этого находившаяся в церкви на Лубянке. Храм был разграблен и прекратил существование в начале прошлого столетия. Но икона уцелела, ее перенесли в Богоявленский Елоховский собор.

Значение образа в российской истории и духовной культуре нации сложно переоценить. Должное этой иконе отдавали не только простые люди, почитающие ее за многочисленные исцеления и прочие чудеса, но и монархи, понимающие значение образа. Например, Екатерина Великая украсила оклад иконы, находящейся в Казани, бриллиантовой короной. Этим поступком мудрая правительница не только почтила чудотворный образ, но и на столетия положила конец слухам о том, что в Богородицком монастыре находится копия, а где хранится икона Казанской Божьей Матери, неизвестно.

О стиле написания образа

Иконография этого образа довольно любопытна. Стиль написания определяется как одигитрия. Согласно преданиям впервые в иконографии такой тип подачи образа Божьей Матери применил евангелист Лука. Суть данного стиля ясна из названия, переводимого на русский язык с греческого как «указующая путь».

Однако стиль не соблюден полностью. То есть иконография приближена к типовой, но в то же время и самобытна. Разумеется, автор первого обретенного образа неизвестен. Списков же с Богородицы сделано настолько много, что сейчас ее считают основоположницей собственного жанра в иконописи.

Где явленный образ сейчас?

Так где находится чудотворная икона Казанской Божьей Матери? Официальная версия гласит о том, что образ утерян в 1904 году.

История ее утраты подробно описана, даже тщательно задокументирована. Но, в отличие от письменных свидетельств обретения чудотворного лика, история ее потери вызывает многочисленные вопросы.

Как был утрачен образ?

В одну из июньских ночей, а именно с 28 на 29 число, в храм проник вор. Звали этого человека Стояном Чайкиным. Поживился же он не только ликом Богородицы, но и образом Спаса, а также пожертвованиями прихожан.

Протоколы жандармов сохранились, как и предписание прокурора. Вор был пойман в рекордно короткий срок, однако похищенного при этом человеке не было обнаружено. Согласно оставшимся после этого дела записям, грабитель пояснил, что драгоценные оклады проданы, а доски с образами разрублены и сожжены в печи.

Вполне возможно, что на следствие оказывалось давление и жандармы были вынуждены закрыть дело и передать вора в руки судьи в сжатые сроки. Ничем иным объяснить то, что дознаватели удовлетворились данными грабителем пояснениями, не представляется возможным.

Стоимость похищенных окладов составляла не один десяток тысяч рублей. Даже если допустить, что вор реализовал их за пару бутылок самогонки, то возникает вопрос о том, куда грабитель успел истратить похищенные пожертвования, которых было не менее 600 рублей?

Учитывая то, что перед этим ограблением было совершено несколько попыток, оказавшихся неудачными, возникают сомнения как в вине осужденного, так и в факте уничтожения чудотворной иконы.

Есть ли версии спасения образа?

Самой известной из версий того, каким образом могла уцелеть чудотворная икона, является история о ее подмене накануне ограбления.

Эта история гласит о том, что игуменья, напуганная попытками ограблений, каждый вечер меняла оригинальный образ под окладом на список. Узнав утром о постигшем храм несчастье, женщина побоялась возвращать образ Богородицы и отнесла его в церковь Ярославских чудотворцев, стоящую на Арском кладбище.

Для того чтобы обеспечить сохранность образа, духовенство не стало объявлять во всеуслышание о том, что же за новую икону обрела скромная кладбищенская церковь. Образ, о котором идет речь, по сей день находится в храме на Арском кладбище Казани.

Второй по популярности версией является история о том, что икона оказалась за пределами России. В середине прошлого столетия она оказалась в коллекции англичанина Фредерика Митчелл-Хеджеса. Подданный британской короны был абсолютно убежден в том, что приобрел подлинник. Уверенность его была столь велика, что икона была представлена им на выставке в Нью-Йорке в 1964 году. Ажиотаж образ вызвал большой, и к 1970 году русские диаспоры смогли найти средства для выкупа иконы. Некоторое время Богородица находилась в специально построенном для нее здании в португальском городе Фатима.

В 1993 году образ вновь переехал, на этот раз в Ватикан. А в 2004 году икона была передана Русской Православной Церкви. В Москву ее доставил кардинал Вальтер Каспер. Год спустя Алексий II передал Богородицу Казанской епархии.

Сейчас этот образ находится в приделе Крестовоздвиженского храма, в Богородицком монастыре Казани.

Находящиеся сейчас в Казани иконы могут быть настоящими?

Ни одна из икон, претендующих на статус первого явленного образа, не прошла искусствоведческую экспертизу. По этой причине икона Божьей Матери по сей день официально считается утраченной.

Однако искусствоведческая экспертиза образа не является в таком случае неоспоримой. Как именно выглядел явленный образ, известно только по спискам с него. Сохранившиеся с начала прошедшего века фотографии киота собора, откуда была похищена икона, представления о ней не дают. Образ закрыт окладом практически полностью. Списки не являются копиями в прямом смысле этого слова, они просто выполнены в том же стиле.

Нельзя не учитывать и вероятность того, что подлинная икона покинула Казань еще при жизни патриарха Гермогена.

Как относятся к претендующим на статус явленного образа иконам верующие?

В народе невероятно крепка вера в версию подмены образа игуменьей. Хотя эта легенда и не выдерживает никакой критики, большое количество людей верят в то, что в церкви Ярославских чудотворцев находится истинный, явленный образ.

Духовенство же негласно поддерживает присланный из Ватикана лик Богородицы. С ним совершается Крестный ход, на одном из которых присутствовал и сам патриарх.

Стоит ли ждать чудес от какой-либо из икон?

Этот вопрос волнует всех, но в первую очередь он актуален для людей, страдающих от неизлечимых болезней или борющихся за здоровье своих детей.

Любая из икон Казанской Божьей Матери поможет нуждающемуся в беде. Однако, для того чтобы подобное произошло, в сердце человека должна быть ничем не ограниченная безоговорочная вера, абсолютная и непоколебимая. Не иконописные образы творят чудеса, а Господь, воздающий каждому по его вере.

Сегодня православные всей России, да и не только они, отмечают один из самых знаменитых в нашей стране церковных праздников – день Казанской иконы Божией Матери.Он празднуется 4 ноября в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Тогда объединенные дружины северных городов под руководством князя Дмитрия Пожарского именно с этой иконой подошли к стенам захваченной поляками Москвы и освободили столицу.

Казанской иконе Божьей Матери молятся:

  • Об излечении любых телесных болезней, в особенности просят помощи в лечении болезней глаз. В исторических документах существуют многочисленные свидетельства о случаях исцеления слепоты у тех, кто молился у этой чудотворной иконы.
  • О духовном прозрении, в том числе о поиске правильного пути в жизни, о помощи в выборе верного решения в сложной ситуации.
  • О мире и согласии в семье. Она помогает семейным парам наладить их отношения, внести в них гармонию и благополучие.
  • О поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, когда не хватает сил для борьбы с невзгодами.
  • О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством.
  • О помощи тем, кто служит в армии, или иным способом защищает Родину от нападений врагов, пусть это даже и не военные, а политические или словесные нападки.
  • К ней обращаются и в радости: Казанской иконой благословляют молодых на вступление в брак.

«Сейчас, может быть, не нужно выделять какую-то одну или даже несколько особо чтимых икон Богородицы, – говорит специалист по церковному искусству Александр Копировский. - Следует помнить, что их несколько десятков если не больше, самых разных. И когда в народе говорят: вот эта помогает от того-то, эта от того-то, то это народные суеверия, потому что Богородица у нас одна, а икон ее – много. И называть их надо правильно: не «икона казанской Богоматери», а именно «Казанская икона Богоматери», то есть она прославлена в граде Казани. И исторически сложилось так, что она стала общерусской почитаемой святыней».

По словам Александра Копировского, эти иконы показывают особо выраженную на Руси любовь, почтение и благоговение к Пресвятой Богородице. А с другой стороны, они напоминают нам, что надо знать не только названия икон и их праздновать, но знать и историю и помнить слова святых отцов, в частности святителя Василия Великого, о том, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и, почитая иконы, поклоняться нужно не самим иконам, а первообразу, то есть духовно восходить к тем, кто на них изображен, не поддаваясь народным суевериям.

История Казанской иконы Божией Матери со дня ее обретения связана прежде всего с защитой нашей страны от бед, в первую очередь – от вражеских полчищ. Многие из этих событий считались и считаются чудесными, как чудесным было и само обретение иконы. Ему предшествовало одно из самых страшных бедствий, которые тогда могли случиться в деревянных городах – катастрофический пожар. Он прошел, гудя, по Казани в 1579 году, через четверть с небольшим века после того, как войско царя Иоанна Грозного взяло штурмом столицу Казанского ханства.

В пожаре погибла половина Казанского Кремля с прилегающей к нему частью города, и среди мусульманского населения возникли слухи, будто таким страшным образом неверным дается знак свыше, будто Бог осерчал на них. И словно в ответ на это, одному из маленьких жителей Казани – девятилетней стрелецкой дочери Матрене Онучиной явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома свою икону. Но добиться от взрослых, чтобы они прислушались к ее словам, девочке удалось не сразу. Трижды являлась ей Матерь Божия, прежде чем хотя бы мать Матрены согласилась отправиться вместе с дочкой на пепелище с лопатой в руках. И почти сразу они наткнулись на икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Как писал священник Никольской гостинодворской церкви Казани Ермолай, будущий патриарх всея Руси Гермонен, в труде «Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы», в момент обретения «чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа».

«Когда в печи одного из сгоревших домов нашли икону – не сгоревшую, а явно положенную туда, чтобы сохранить от огня, – это было воспринято как знак того, что несмотря на все земные напасти, такие как пожары, которые в то время часто случались, Богородица это место не оставила. Из этого сделали государственное событие, икону повезли в Москву, построили Казанский храм, возобновленный в XVII веке. И это событие стало очень почитаться народом: на сгоревшем пустом месте все-таки появляется образ Богородицы – как знак явления ее самой», – говорит профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский .

Почему она стала считаться защитницей от иноплеменников

Обретение Казанской иконы Божией Матери стало одним из самых ярких событий в Казани той эпохи, и неудивительно, что ставший патриархом Гермоген особо почитал именно эту икону. Настолько, что во время польско-шведской интервенции по его повелению, переданному грамотой из заточения, именно список этой иконы привезли в 1611 году из Казани первому народному ополчению. Увы, это войско постигла неудача. Но второе ополчение, собранное Мининым и Пожарским, добилось успеха, освободив Москву от оккупантов. Правда, это было уже после смерти патриарха Гермогена, погибшего от голода в заточении. И вновь воинов-ополченцев осенял лик Богородицы, обретенный чудесным образом в Казани. С этой поры Казанская икона Божией Матери и стала почитаться как символ святой защитницы России.

«Интересно, что эта икона непривычной иконографии, - говорит Александр Копировский. – Она напоминает фрагмент, потому что у младенца Христа на этой иконе видна только одна правая благословляющая рука, а левую как будто закрыли поля иконы, и Он виден только по пояс. Это свидетельствует о том, что икона довольно новая – XVI века, это поиски новых иконографий. В это время в иконописи действительно стараются не просто повторять старые формы, а искать новые. Но это мы отмечаем уже сейчас. А тогда люди просто радовались, что появилась такая новая икона даже на пепелище – в знак того, что жизнь продолжается».

За четыре с лишним столетия вокруг обретенного в Казани лика Богоматери возникло множество легенд, связанных с чудесной помощью иконы в обороне страны и проявлением небесного покровительства. С 1624 по 1930-й годы икона (точнее, один из самых знаменитых ее списков) хранилась в Москве в Казанском соборе, построенном на средства князя Дмитрия Пожарского на Красной площади. Другие списки иконы освящали и битву под Полтавой, во время которой царь Петр I молился перед этой иконой, и закладку и строительство Санкт-Петербурга, в котором со временем появился и один из самых знаменитых воинских храмов – Казанский собор. Именно здесь к Богоматери обращался с молитвой фельдмаршал Михаил Кутузов, собираясь принимать командование всей русской армией, и здесь же 25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, служили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов».

Новейшая история, легенды и факты

Несмотря на массированную атеистическую пропаганду и торжество безбожия, воцарившегося в России после октября 1917 года, многие православные именно с молитвами, обращенными к Казанской иконе Божией Матери, связывают и победы в годы Великой Отечественной войны.

Согласно легендам, сохраняющимся по сей день и время от времени получающим обоснования в виде частных воспоминаний, именно эту икону поднимали на самолете «Дуглас» над Москвой в самые трудные дни октября 1941 года. Незадолго до того, как удалось остановить врага на подступах к Ленинграду, митрополиту Илие (Караму) Антиохийскому якобы было видение: к нему явилась сама Царица Небесная и пообещала Ленинграду свое заступничество. Митрополит, как гласит легенда, обратился к советскому правительству через международный Красный Крест и рассказал о «Господнем определении», после чего в обстановке полной секретности чудотворную Казанскую икону Божьей Матери по личному распоряжению Сталина якобы на самолете пронесли по кругу (такой своеобразный крестный ход) над Ленинградом. На той границе, над которой ее пронесли, и удалось потом остановить немцев.

«Никаких документальных свидетельств тому нет, - сказал корреспонденту «Мир 24» профессор Московской Духовной Академии диакон Андрей Кураев. - Хотя сейчас у историков есть доступ к архивам практически каждой воинской части, а каждый боевой вылет тогда фиксировался. Как человек, который знает идеологическую ситуацию той поры, я думаю, что история про икону, которую подняли в воздух самолетом и пронесли вокруг Ленинграда – это все же миф. Такого рода рассказы настолько близки православному народному сердцу, что такой миф мог родиться даже сам по себе».

Многие воины-сталинградцы также были уверены, что в расположении 62-й армии генерала Василия Чуйкова по негласному распоряжению Сталина хранится Казанская икона Божией Матери. И подобных примеров не счесть, скажем, участники штурма Кенигсберга вспоминают, что в самый разгар операции на самом трудном участке появилась именно эта икона. А в храме святого благоверного князя Александра Невского в Пскове по сей день хранится список Казанской иконы Божией Матери, которая во время немецкой оккупации помогла выжить местному партизанскому отряду и которую с тех пор так и называют в народе – «Партизанская».

А с 2011 года Казанская икона Божией Матери в прямом смысле слова смотрит на Россию свыше. 7 апреля 2011 года космический корабль «Союз ТМА-21», носящий имя первого космонавта Земли – Юрия Гагарина, доставил на Международную космическую станцию список иконы, переданный космонавтам патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Теперь эта икона хранится в российском секторе МКС, чтобы, как сказал патриарх Кирилл, «над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирался Покров Пречистой Царицы Небесной».

Заступница хлопочет о нас перед Спасителем. Слышит всех молящихся. Видит горе и беду, каждую слезинку невинного человека. Помогает тем, кто просит ее о помощи. Ее образ надежный оберег для дома. Им дают напутствие молодоженам перед венчанием, ставят в детских комнатах.

  • Летом вспоминают о ее явлении после страшного пожара. Церковь, на честь обретения святого лика, правит праздничную литургию.
  • В последний месяц осени, вспоминают о защите земель русских от польских захватчиков. В победе над захватчиками участвовал русский народ, который объединили Минин и Пожарский. Помогла в победе икона. Для России это государственный праздник, 4 ноября выходной день.

Где икона Казанской Божьей Матери

Преклонить голову перед почитаемым списком, можно в соборе на Красной Площади.

Также молиться и просить благости можно в церквях и храмах столицы:

Святое изображение есть во всей храмах. Тяжелее найти где его нет.



Где находится оригинал иконы Казанской Божьей Матери

Применение такого слова «оригинал» утрировано. Об иконах так не говорят. Изображение и есть икона, перед которой возносят мольбы.

Подлинником считают образ Казанской Богородицы, явленный после пожара. К большому сожалению она была бесследно потеряна.

Летом 2005 года, образ хранившийся в Ватикане, вернули Казанскому храму. Тогда Россия вновь его обрела.

Всего есть три почитаемых Казанских образа , (явленный на пепелище, и два написанные по его подобию):

Икона, что явилась маленькой девочке , пребывала в возведенном на ее честь монастыре. Была украдена, а потом исчезла в дореволюционное время.

Первая написанная по подобию святого лика, позже переданная князю Пожарскому для укрепления веры в войске. Они три дня постились, молили Казанскую Богородицу о помощи и заступничестве. Благодаря ей, польские войска отступили, освободивши столицу. Сегодня ей можно помолиться в храме Елохова.

Вторая икона находилась у Петра Первого . Он особо чтил ее. Для него она была скорой заступницей и помощницей. Усердно молясь ей, одержал победу над шведским войском под Полтавой. Сам командующий Кутузов возносил ей мольбы склоняя голову, в последствии, разбил наступающее войско Наполеона. Погода стремительно менялась, резко похолодало, к такому снегопаду и морозам, французские вояки небыли готовы. Сегодня ей можно молиться в Казанском соборе Питера.

Описание иконы Казанской Божьей Матери

Изображение имеет обозначение «Указывающая дорогу». Она как путеводитель для православных в мире соблазна и искушения. Существует поверье, что девственный ее лик был написан праведным Лукой. Его работа со скрытым подтекстом. Лука хотел сказать миру, что скоро придет Спаситель. Маленький Иисус благословляет верующих двумя пальцами.

Есть обозначения, что каждый пальчик это буква, соединив их, получим IC XC.

Матерь Божья наклонилась к Иисусу. Ее изображение полно умиротворения, взгляд спокойный, проникновенный. Сын Божий смотрит на нас глазами взрослого человека, его взгляд совсем не детский, он осмысленный. Его поднятая правая ручка, говорит о «благословение миру».

История иконы Казанской Божьей Матери

История явленной иконы

Царь Иоанн Васильевич после завоевания Казани выстроил храм на честь Благовещения Богородицы. Утвердили епархию во главе которой стал владыка Гурий. Сильнейший пожар, уничтоживший часть города, дошел и до храма со всей церковной утварью. Противники православной веры говорили, что это Господь наказал верующих, нет им милости Божьей. Над верующими смеялись.

Господь смилостивился, пославши маленькой девочке девяти лет явление. Во сне к ней пришла Матерь Божья, и показала место на территории сгоревшего храма, где находилась ее икона. В видения никто не поверил, они с матерью долго оббивали пороги городских правителей, но безрезультатно. Они сами выкопали на указанном месте образ святой. Он был спрятан в старый рукав мужского одеяния. Сама икона была словно только что написанная, без единого повреждения.

Ее передали церкви, настоятелю Гермогену, который вскоре стал патриархом. Позже он был убит польскими вояками. После смерти ему молятся, как святому. Именно он описал подробно о видении маленькой Матроны и возвращении Заступницы.

За правления Ивана Грозного на месте явления ее народу возвели монастырь. Матрена с матерью первыми приняли постриг. На его территории заложили большой храм. Возлагали щедрые дары, в храме находилось много дорогой церковной утвари, образов, золота и дорогих камней.

Екатерина вторая преподнесла в дар Богородице ризу, которую украшала ее собственная корона с многочисленными бриллиантами. Так царица склонила свою голову перед образом.

Конец 18-го века запомнился масштабным увеличением храма Богородицы. Работы были закончены в начале 19-го века, тогда же его и освятили.

Подлинник лика похитили вместе с драгоценной ризой в начале 20-го века. Воры утверждали, что риза была разделена на части, впоследствии продана. Икону сожгли, хотели удостовериться в ее чудотворности. Разбирательство шло долго, сопоставляли все факты и показания, но так ничего и не выяснили.

После разрушения в 30-го годах 20- века, храм восстановили. Ему передали первую икону написанную по подобию святого лика, которая принимала участие в освобождении столицы от польских захватчиков. Через шесть лет его вновь разрушили, Икона Богородицы была перенесена в храм Богоявления. Который вскоре закрыли, а потом и вовсе снесли. Сама икона надолго затерялась в музейных хранилищах.

По окончанию войны, в 50-х годах храм Елохова восстановили, икону вернули, она и сегодня находится там.

Ходили слухи, что некий Шевлягин выкупил икону святой. Когда закончилась революция, вывез в Англию и продал. Спустя время, в 60-х годах, ее в ризе с драгоценными камнями заметили на Западе. Говорили, что икона была творением мастера 20-го века, а вот сама риза подлинная, такая как та, которую украли.

Ее пытались купить православные бостонского храма, но собрать быстро нужную сумму денег у них не вышло. В 70-е годы ее купили португальские верующие и передали на хранение в храм города Фатима. Позже она благополучно была перевезена в Ватикан.

У Папы она пребывала долгие годы. Ее подвергали разным экспертизам. И только в начале 21-го века передали родному Казанскому Богородичному собору.

История второй иконы написанной по подобию святого лика — Петербургская

Петербургское изображение ввезла в начале 18-го века Параскева Федоровна, жена покойного царя Иоанна Алексеевича. Она было в особом почете у наследника престола Петра Алексеевича. Описывали чудные исцеления верующих. Спустя годы ее передали храму Рождества Богородицы, а в начале 19-го века на месте ее пребывания возвели Казанский собор.

Позже на российские земли придут французские войска. Кутузов перед образом, молил о благости и помощи. Сражение было выиграно. Отвоеванное серебро у французских захватчиков, подарено Казанскому собору. Из него изготовили иконостас.

В 20-тые годы 20 века храмы закрывались властями, православных преследовали. Закрыт был и Казанский собор. Список успели спасти, его долго прятали. В 40-ых годах он был передан собору Князя Владимирского. Там образ находится и сегодня.

Известно еще одно чудесное явление. Лик Казанской Богородицы явился ливанскому митрополиту. Она просила донести до правителей столицы, что блокада Ленинграда закончится, как только обойдут осажденный город с ее образом в руках. По поверью правящая власть не перечила. Осаждение города закончилось, немцы отступили. После войны, митрополит посетил ленинградский собор и даровал Благодетельнице золотой венец.

Значение иконы Казанской Божьей Матери для России

Казанский образ – милосердие ее к нашей земле. Она первая помощница для России в тяжелые времена. Самая почитаемая для российского народа. Единственное изображение, которому молятся о защите от чужеземных захватчиков.

Сильные мужи преклоняли свои головы перед ней в просьбах и молитвах. С ее заступничеством было выиграно много сражений.

Она скорая помощница во всех государственных делах. Ее икона исцеляет.

В чем помогает икона Казанской Божьей Матери

Икона святой – мощный оберег. Защищает от любых невзгод. Она есть путь Божий.

  • Ей возносят мольбы о заступничестве от нападения, от всякого злодеяния, от зависти плохих людей.

В далеком 1579 году, при перенесении ее в монастырь, она явила первое чудо. Был исцелен бедный прихожанин, зрение которого пропало три года тому. Он сильно верил, и чудо на нем свершилось. С тех пор ее просят об исцелении от недугов, в особенности зрения.

  • Молодым даруют икону Богородицы и дают благословение на долгую семейную жизнь. Пребывая в доме, она защищает семью от беды, болезней, напастей.

  • Поставив в детской комнате, она будет оберегать малыша. Ее просят о даровании здоровья детям, также и о будущем их благополучии.
  • Она помогает семьям обрести счастье, иметь ребенка.
  • Помогает в дороге, оберегает путешествующих, водителей.

Где находится источник Казанской Божьей Матери

Старинное предание говорит о том, что возле села Мелекса, что в Волховском районе, у реки бьет источник Казанской богородицы. Появился там он несколько столетий тому, на месте церквушки ушедшей под землю. Маленькое озерцо обустроили несколько десятков лет тому. Из источника течет ручеек, который впадает в реку, неся свои воды по земле русской, благословляя ее.

У источника много десятков лет тому сооружена часовня. Сам источники облагородили срубом. Он довольно не маленьких размеров, 3 на 3 метра в диаметре. Искупаться в нем нет возможности, но окатить себя водичкой из ведерка можно. Что благополучно и делают приезжающие к нему люди.

В былые времена, борцы с религией пытались его уничтожить. Люди говорят о том, что те кто были причастны к надругательству над святыней, получили тяжелые болезни, кто-то умер скоропостижно.

Родник восстановился, исцеляет больных и сегодня.

В 1996 году возвели новую церквушку и обустроили озерцо. 8-го июля по старому стилю, в день ее явления, источник освятили.

В наше время известно много источников Казанской Богородицы, бьющих из под земли. Пробились они в разных регионах России. Это очередное доказательство благости Матушки к землям русским.