Священник чаплин биография. Протоиерей Чаплин готовит «черную революцию

Протоиерей Всеволод Чаплин - человек, для которого Патриарх Кирилл сделал все. Можно сказать, что он сделал протоиерея Чаплина. Без Патриарха Кирилла Всеволода Чаплина вообще не было бы. Не было бы блистательной карьеры в Церкви. А был бы необразованный мальчик-заика, не знающий, чем заняться в жизни, потому что в школе он учился на двойки и тройки.

Сейчас он обиделся на Патриарха Всея Руси и предрек скорый уход "Патриарха Кирилла". Но Предстоятель Всея Руси может уйти только на тот свет, а не со своего поста.

В Русскую Православную Церковь Чаплина, по заверениям многих, привел именно Патриарх. Он взял на высокую ответственную работу мальчика-заику, которого никуда не брали из-за сильных проблем с речью, и позволил ему сделать феноменальную карьеру в церкви.

Теперь Чаплин точно решил, что он наверняка знает, что говорит Бог по тому или иному поводу.

Детство и отрочество будущего священника прошли в московском микрорайоне Гольяново, учился он в средней школе № 836 (теперь УВК 1688 – улица Камчатская, дом 13), где также учился и брат Чаплина, который моложе протоиерея на три года и впоследствии пошел по другой стезе, никак не связанной с религией. Мальчик Сева был не особенно общителен. По рассказам одноклассников, Сева всегда был "немного странным": аккуратно одет, причесан, мало улыбался.

У некоторых из одноклассников в памяти осталась детская история с канализационным люком, который Сева, наверное случайно, не закрыл, а другой школьник из-за этого сломал ногу. В подсознание ее, видимо, вытеснило Севино решение "уйти в семинарию", которое в 6-7 классах долго обсуждали одноклассницы. По их рассказам, "учителя перешептывались, но нам виду не подавали, что сами были в шоке".

В "Лоскутках" Чаплин так описывает свое обращение: "Еще в ранние школьные годы я с каким-то особым, "предчувственным" вниманием собирал из советских учебников все крохи знаний о вере и Церкви, что там содержались". Приход к вере произошел во время первого самостоятельного, не "на экскурсию", прихода Севы в храм, "чтобы купить "модный" тогда крестик", после чего Чаплин понял: "Здесь останусь". Очевидно, что храмом, в котором юный Сева открыл для себя Православие, был Богоявленский патриарший собор в Елохове – крупнейший в те годы действующий храм РПЦ МП в столице. Хотя ближайшим к месту жительства семейства Чаплиных действующим храмом был сравнительно маленький и не очень широко известный храм Рождества Христова в Измайлове, куда, вероятно, позже новообращенный Всеволод не раз заглядывал.
"Первым человеком, с которым я заговорил, – вспоминает о. Чаплин, – стала очень благородного вида старушка за ящиком Елоховского собора. С ее объяснений – бесхитростных, но очень убежденных – начался мой путь ко Христу". "Вскоре покойный отец Вячеслав Марченков совершил надо мной чин оглашения, а летом 1981 года в Калуге я был крещен отцом Валерием Суслиным, также ныне уже покойным. Крещение было совершено в номере гостиницы, где жил отец Валерий (?!), – втайне от всех, включая мою родню, которая мой выбор совершенно не одобряла", - рассказывает протоиерей.

Решение Севы не было тайной ни для кого, включая учителей и директора школы, а потому должно было естественным образом привести к исключению его из пионеров и последующему отказу комсомола принять его в свои ряды. Мало того, в "Лоскутках" Чаплин называет свою семью "близкой к науке и партийной элите". По тем временам уход мальчика из такой семьи "в религию" был скандалом. Однако, по воспоминаниям тогдашнего заместителя секретаря школьного комитета ВЛКСМ Ольги Долговой, ни о чем подобном она даже не слышала, хотя до нее "наверняка такая информация дошла бы". Лично не знакомая с будущим отцом Всеволодом, она, тем не менее, считает, что "в школьные годы он никак не проявлял себя как человек верующий и пытающийся с кем-либо обсудить это или кого-либо наставить на путь истинный".

Впрочем, возможно, дело в том, что после 8-го класса родители перевели Севу Чаплина в соседнюю 314-ю школу, и, таким образом, скандала в школе 836-й удалось избежать. А вот у директора 314-й школы, Ларисы Андреевны (ныне покойной), были неприятности, связанные с религиозностью Чаплина, ее тогда вызывали по этому поводу в райком КПСС.

Невидимые силы оберегали Севу от возмездия со стороны атеистического режима и помогали преодолевать все препоны. Когда в первой половине 80-х он приехал на Пасху в Тулу, то непонятным образом прошел в храм сквозь обычные тогда кордоны дружинников, поставленные специально для того, чтобы не пропускать на службу молодежь. Были ли силы, помогавшие Севе, небесного или земного происхождения, – еще одна загадка его биографии.

Одноклассники, знавшие Севу лично, вспоминают, что, "когда во дворе играли в войнушку, завоевывали ледяные крепости, Сева в этом не участвовал, говорил, что драться и шкодить–плохо". Это заявление, вполне естественное для будущего священника, находится в интересном противоречии со словами уже нынешнего, маститого протоиерея Чаплина: "Западное христианство, в значительной своей части увлеченное пацифизмом, перед лицом нынешних угроз имеет будущее только в том случае, если снова научит своих последователей сражаться и умирать. Так, как это делали их предки".

В собственных мемуарах о. Чаплин говорит, что почти не учил физику, химию и математику в старших классах школы, зная, что эти предметы в жизни ему "не пригодятся", а "удовлетворительно" ему все равно поставят. Согласно другим источникам, изучать химию в 7-м классе Чаплин вообще отказался. К сожалению, проверить степень отказа Севы от химии уже невозможно: его учительница химии Валентина Ивановна Титова умерла осенью 2011 года.

По воспоминаниям учительницы географии Галины Васильевны Тургеневой, она заметила, что в 8-м классе Чаплин стал систематически прогуливать уроки: "Я как-то спросила: "Сева, почему ты вчера не был в школе?" - "Я был в церкви, я не гулял". Я говорю: "Но это же можно и после уроков". - "А я был на утрене". - "И что тебе там?" - "Мне там интересно". Вы понимаете, при классе разговор не будешь же вести. Я говорю: "Хорошо, садись. Но пропускать уроки не надо". По мнению учительницы, Чаплин добился того, к чему стремился, и это вызывает у нее уважение. Иногда она видит его на автобусной остановке в Гольяново. Видимо, Чаплин приезжает туда навещать мать, хотя, по иным сведениям, он продолжает жить в том же районе, где родился. "Он располнел, стал такой солидный протоиерей, а раньше был изящный, тоненький, хрупенький мальчик, скромный, воспитанный, примерный, спокойный, из очень интеллигентной семьи", - вспоминает Галина Васильевна.

Помимо того, что у самого Всеволода Чаплина детей нет, ничего неизвестно о том, имел ли он когда-либо намерение вступить в брак. О. Всеволод, имея сан протоиерея, принадлежит к "белому", то есть женатому духовенству – на рукоположение "целибатов", то есть лиц неженатых, но и не принявших монашества, в Русской Церкви всегда смотрели косо. Практику рукоположения "целибатов" неоднократно осуждал Патриарх Кирилл. Когда еще о. Всеволод работал под его началом в ОВЦС МП, не раз возникал вопрос о его постриге и хиротонии в сан епископа, но о. Всеволоду каждый раз каким-то образом удавалось уклоняться от заманчивых предложений. Подлинные причины его отказа от монашества до сих пор не ясны. Раньше статья об о. Всеволоде в Википедии давала однозначно положительный ответ на вопрос о наличии у священника семьи. Впоследствии, однако, запись была стерта. Ее следы ведут сюда, где утверждается, что "В.А. Чаплин женат, детей в семье нет". После нашумевших высказываний о. Чаплина о дресс-коде для российских женщин интернет-пользователи особенно активно гадают: "У него нет жены, он председатель синодального отдела, а там только те, кто имеют статус безбрачия, то есть монахи…". "Он протоиерей, а не иеромонах или игумен. У него есть жена, детей нет…". Вместе с тем, кто является женой о. Всеволода, если таковая есть, неизвестно, нигде в публичном пространстве его появления с супругой зафиксированы не были. Во всяком случае, различные заявления о. Всеволода на темы семейно-бытовой этики выражают неплохое знакомство протоиерея с этой проблематикой и дают больше оснований считать, что он имел соответствующий опыт, нежели наоборот. (Особенно интересный опыт в отношениях с женщинами продемонстрировал о. Чаплин в заявлении, что откровенно одетые и ярко накрашенные девушки провоцируют мужчин на сексуальное насилие над собой).

Так или иначе, прежде чем завести или не завести семью, Всеволод Чаплин успешно окончил школу в 1985 году и, поскольку в армию его не брали по состоянию здоровья (астма), был принят в штат сотрудников отдела экспедиции Издательского отдела Московского патриархата, который возглавлял ныне покойный митрополит Питирим (Нечаев), оказывавший протекцию новому талантливому сотруднику. Параллельно, в свободное от работы время, Чаплин заочно учился в Московской духовной семинарии в Троице-Сергиевой лавре, куда его рекомендовал профессор МДАиС митрополит Питирим. Семинарию Чаплин окончил в 1990 году.

Служа в Издательском отделе Московской патриархии, Всеволод Чаплин, судя по всему, стал более активным, общительным и жизнерадостным человеком, чем был в школе. Например, как вспоминает сам протоиерей, во время какого-то скучного межхристианского заседания с участием зарубежных гостей он для вида надел наушники для синхронного перевода, а сам подключил к ним магнитофонную запись с выступлением Геннадия Хазанова.

В годы обучения в семинарии Всеволод Чаплин сблизился не только с официальными церковными педагогами, такими, например, как известный своей ультраконсервативностью архимандрит Георгий (Тертышников), остроумно объяснивший иподиакону Всеволоду, когда он опоздал на занятие, церковное происхождение слова "сволочь" как синонима иподиакона, в чьи обязанности входило "сволакивать" мантию за архиереем. Еще со школьных лет, с 14-15-летнего возраста, Всеволод был вхож также и в "подпольные", диссидентские православные общины: и в общину о. Александра Меня, которого называет "апостолом советской интеллигенции", и в общину о. Димитрия Дудко, в круг общения которого, по признанию Чаплина, "в отличие от круга Меня, попасть было очень просто". Таким образом, Чаплин окормлялся как у "западника" Александра Меня, так и у монархиста Димитрия Дудко, в последние годы жизни сблизившегося со сталинистами. Многих его сослуживцев и однокашников поражало, насколько Всеволод уже с очень ранних лет был сведущ и информирован в различных тонкостях церковной жизни, как официальной, так и неофициальной. В этом смысле он был своего рода "звездой" и вундеркиндом. Позже, в одном из интервью, о. Всеволод признался, что увлекался некогда поисками "истинного" Православия и скептически смотрел на руководство "советской" Церкви, однако постепенно, во всем разобравшись, может со знанием дела засвидетельствовать: никакой Катакомбной Церкви не было и нет, есть лишь одна каноническая РПЦ МП.
Публично выступать Всеволод Чаплин начал, будучи сотрудником Издательского отдела. Первое его выступление состоялось в Доме Телешева в 1990 г., оно было посвящено Патриарху Никону. В начале 90-х Дом Телешева был "культовым" местом православно-патриотического движения: там постоянно проходили разного рода съезды, конференции, заседал Союз "Христианское возрождение" Владимира Осипова, а по соседству действовал магазин православно-патриотической книги, где продавалось немало такого, что в наше время было бы однозначно квалифицировано как "экстремистская литература". Вероятно, из круга последователей о. Димитрия Дудко и собраний в Доме Телешева почерпнул о. Всеволод, как он сам говорит, свое "радикально-фундаменталистское мировоззрение", которое порой довольно причудливо переплетается с идеологией официального церковного чиновника высокого ранга. Именно это переплетение придает известную эпатажность заявлениям протоиерея, особенно на политические темы.

По воспоминаниям Чаплина, в юности он любил ездить в обитель Патриарха Никона – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь на Истре, под Москвой, где многие экскурсоводы были верующими и не вели атеистической пропаганды, как это делали их коллеги в Троице-Сергиевой лавре. По воспоминаниям слушателей первого доклада Чаплина в Доме Телешева, эмоционально он заметно проигрывал выступившему вслед за ним знаменитому специалисту по Патриарху Никону курскому протоиерею Льву Лебедеву, который вскоре перешел в РПЦЗ и написал очень популярную среди православных консерваторов того времени брошюру "Почему я перешел в зарубежную часть Русской Православной Церкви". В то время особенно проявлялся недостаток Всеволода, связанный с риторикой, - он заикался и дикция его была достаточно нечеткой. Однако позднее, в конце 1990-х – начале 2000-х гг., о. Всеволоду удалось полностью излечиться от заикания и приобрести характерный, специально поставленный бас.

Восходя по служебной лестнице Издательского отдела, начав регулярно публиковать небольшие статьи (в основном, официального характера – о служениях Патриарха, различных торжествах и юбилеях) в "Журнале Московской патриархии" и газете "Московский церковный вестник", Всеволод Чаплин достаточно быстро стал человеком, с которым в Церкви советуются, которому доверяют важные поручения. Так, во время празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году Чаплин участвовал в организации выставки христианского искусства в Москве, на Солянке. Уже тогда ему, простому иподиакону митрополита Питирима, звонил домой, чтобы посоветоваться, выставлять ли предметы искусства из Патриаршей коллекции, сам игумен Сергий (Соколов), тогда келейник Патриарха Пимена, впоследствии епископ Новосибирский, скончавшийся в возрасте 50 лет.

По окончании Московской духовной семинарии церковно-служебный статус Всеволода Чаплина резко меняется. В октябре 1990 года у Чаплина происходит размолвка с митрополитом Питиримом, которого впоследствии, после провала ГКЧП в августе 1991 года, отец Глеб Якунин обвинил в сотрудничестве с органами госбезопасности и путчистами. После размолвки с Питиримом Чаплин переходит из Издательского отдела РПЦ МП в Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС МП), находившийся под началом митрополита (ныне Патриарха) Кирилла - это тот самый отдел РПЦ МП, который курировал безакцизный сигаретный бизнес, о чем СМИ писали еще в 90-х годах прошлого века.

Рядовым сотрудником в Отделе Чаплин трудится всего год – его таланты замечает председатель Отдела. В то время юного Всеволода можно было иногда встретить на праздничных богослужениях в Троицком соборе Данилова монастыря – благо, здание ОВЦС МП находится прямо напротив собора. В конце 1991 года Чаплин становится заведующим сектором общественных связей ОВЦС МП. Правда, должно было пройти еще 7 лет, прежде чем он стал секретарем ОВЦС МП с последующим возведением в сан протоиерея, и еще 3 года, пока в 2001 г. его назначили решением Синода на должность заместителя председателя Отдела, то есть человека из ближайшего окружения нынешнего Патриарха Кирилла.

Соответственно, и духовная (священническая) карьера Всеволода Чаплина после перехода в Отдел митрополита Кирилла начала развиваться гораздо быстрее, чем в Издательском отделе. В свободное от работы время он проходит обучение в Московской духовной академии (образование он получал исключительно заочное – не любит о. Всеволод учиться. он предпочитает поучать других), где в 1994 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли". А ещё до окончания академии Всеволод Чаплин был рукоположен сначала в сан диакона (21 апреля 1991 г.), а затем и в сан священника (7 января 1992 г., на праздник Рождества Христова). В 1996 году о. Всеволод получил первую церковную награду – орден преподобного Даниила Московского III степени.

Всеволод Анатольевич Чаплин – протоиерей РПЦ, бывший Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, бывший член Общественной палаты Российской Федерации. В начале 2016 года был назначен настоятелем храма прп. Феодора Студита у Никитских ворот г. Москвы.

Детство и юность

Всеволод родился 31 марта 1968 года в Москве в семье ученого в области теории и техники антенн, профессора Анатолия Федоровича Чаплина. Родители будущего священника не участвовали в жизни православной церкви, и мальчик пришел к вере самостоятельно в 13 лет. В школе Сева учился без особого рвения, получая низкие оценки по физике, химии и математике.

В 1985 году после окончания учебного заведения поступил на службу в Издательский отдел Московского Патриархата, после чего получил рекомендации от митрополита Питирима (Нечаева) для учебы в Московской Духовной Семинарии. В 1990 году Всеволод Чаплин стал студентом Московской Духовной Академии, которую окончил в 1994 году в звании кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».

Монашество

С 1990 года Всеволод становится рядовым сотрудником штата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В 1991 году Всеволода Анатольевича рукополагают в диакона и повышают в должности до заведующего сектором общественных связей, где Чаплин трудился в течение 6 лет. В 1992 году на Рождество Всеволод становится иереем православной церкви. В это же время Чаплин входит в ЦК Всемирного совета церквей и Конференции европейских церквей.

В 1996 году отца Всеволода приглашают на общественный пост в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и экспертную группу ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений. Через год Чаплин получает должность секретаря ОВЦС МП в связи с проводимой (Гундяевым) структурной реорганизацией.

Личная жизнь

Всеволод Чаплин вел монашеский образ жизни, у него не было семьи и детей.

Смерть

26 января 2020 года Всеволод Чаплин на 52-ом году жизни. Официальная причина смерти пока не озвучена. По словам очевидцев, настоятель храма у Никитских ворот скончался перед церковью.

Метки , ,

(1968) — модернист, экуменист, один из пионеров . Агент радикального обмирщения Церкви. Представитель советской , затем — либеральный активист и пропагандист. Глобалист. Принципиальный плюралист, проповедник толерантности. Представитель , аморалист.

С 1985 г. — сотрудник Издательского отдела Московской Патриархии. Начинал с отдела экспедиции, затем сотрудник «Журнала Московской патриархии» и газеты «Московский церковный вестник»: Сначала я занимался технической работой, потом начал писать материалы для «Журнала московской патриархии», газеты «Церковный вестник», занимался организацией работы англоязычного издания «Журнала» .

С 1990 г. — сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС). В 1991-1997 гг. — зав. сектором общественных связей ОВЦС, в 1997-2001 гг. — секретарь ОВЦС по взаимоотношениям Церкви и общества. В 2001-2009 гг. - зам. председателя ОВЦС: в его подчинении был секретариат по взаимоотношениям церкви и общества, по межхристианским связям, служба коммуникации и сектор публикаций.

31 марта 2009 г. назначен председателем новообразованного Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. 24 декабря 2015 г. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества слит с Синодальным информационным отделом. О. Всеволод Чаплин уволен с занимаемой должности.

Член Издательского Совета, Синодальной Богословской комиссии. Член рабочей группы по подготовке реформированного Катехизиса (с 25 декабря 2009 г.). В июле 2009 г. назначен председателем Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси. С 26 июля 2010 г. - член Патриаршего совета по культуре.

Член Консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений. Член исполкома (президиума) Межрелигиозного совета СНГ с 2004 г.

При Б. Ельцине и Д. Медведеве состоит членом президентского Совета по взаимодействию с религиозными объединениями: с 4 марта 1996 г. по 14 мая 1997 г. и с 28 мая 2009 г. Член комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.

Член Экспертного совета Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций. После того, как Русская Православная Церковь и партия «Единая Россия» в 2009 г. договорились о сотрудничестве, о.В.Ч. и возглавляемой им структуре было поручено отслеживать законопроекты, обсуждаемые в Государственной думе, вносить свои предложения и проводить консультации.

С 22 мая 2009 г. по 29 декабря 2015 г. заместитель главы Всемирного русского народного собора. С 4 января 2010 г. - член Российского организационного комитета «Победа».

Член Общественной палаты РФ с 24 сентября 2009 г., куда был включен Президентским указом. В Общественной палате вошел в состав двух комиссий — по межнациональным отношениям и свободе совести и — по региональному развитию и местному самоуправлению.

Рукоположен во диакона в 1991 г., во священника в 1992 г. Cостоял в клире храма Живоначальной Троицы в Хорошеве. В 1999 г. возведен в сан протоиерея, с 2009 г. — митрофорный протоиерей, настоятель московского храма свт. Николая на Трех Горах в Новом Ваганькове, расположенного рядом с Домом правительства («Белым домом»). По словам о.В.Ч., ес ть все основания поставить вопрос о том, чтобы верующие сотрудники аппарата правительства могли приходить в храм, который находится рядом, участвовать в его богослужениях и деятельности прихода .

По рекомендации митр. Питирима (Нечаева) поступил в Московскую Духовную Семинарию. В 1990 г. окончил МДС, в 1994 г. - МДА. Кандидат богословия. Кандидатская диссертация «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли». Доцент Свято-Тихоновского университета.

Автор и ведущий теле- и радиопрограмм «Комментарий недели» на телеканале «Союз» (до января 2016 г.) , «Вечность и время» на телеканале «Спас» (до января 2016 г.), «О главном» («Радонеж» - «Голос России»). С 15 января 2008 г. ведет ночную передачу «Время доверия» на радио «Русская служба новостей».

Член Союза писателей России. Действительный член Академии российской словесности.

Экуменист

Активный участник экуменического движения, пропагандист .

В молодости входил в круг известного экумениста советской поры Сандра Риги. До сих пор считает С. Ригу рыцарем, который посвятил себя одной единственной цели — следовать за Христом, общаться с близкими по вере и духу людьми, молиться вместе с ними и проповедовать о Боге .

Согласно о.В.Ч., Россия является родиной уважения к Истине наравне с ложью и ересью, и именно в области веры:

Российская модель межрелигиозных отношений предполагает уважение к традициям разных религий, к укорененному в них образу жизни, к связанным с ними общественным установлениям… Такая модель сегодня востребована в мире, где все больше понимают, что необходимо уважать различные цивилизации с их религиозными или светскими корнями, с их законами, правилами, моделями общества и политическими системами.

Участник бесчисленных межрелигиозных и экуменических собраний. В частности, межконфессиональной конференции «Религия, национальное согласие и возрождение России» 26 марта 1993 г. в Москве, проводившейся совместно с магометанами, баптистами, буддистами. Подписал совместное заявление: Важным условием сохранения и укрепления общественной стабильности и межнационального мира, предпосылкой возрождения России является взаимное согласие и терпимость, конструктивный диалог и сотрудничество людей, придерживающихся разных мировоззрений, исповедующих разные религии . Иными словами, для мира между народами нужно согласие между ними. Эта тавтология становится основной идеей о.В.Ч. в его экуменической и глобалистской секулярной деятельности.

На заседании Межрелигиозного совета России с Берлом Лазаром и президентом ФЕОР Александром Бородой (17 декабря 2010 г.)

2 марта 2001 г. выступил с призывом к талибам воздержаться от разрушения статуй Будды. Отметил, что верующие любой религии, в том числе ислама, имеют право жить согласно своим традициям и убеждениям . По мнению о.В.Ч., мусульмане имеют право на эти убеждения, но при этом они должны уважать религиозные убеждения других людей и то культурное наследие, которое имеет отношение к традициям другой религии… Иными словами, как мировое сообщество должно уважать убеждения последователей ислама, в частности их отказ от изображения человеческих лиц, так и последователи ислама обязаны уважать историческое наследие других религиозных общин .

О. Всеволод Чаплин, главный раввин России Берл Лазар, руководитель аппарата Совета муфтиев России Харис Саубянов. (Москва, 29 декабря 2004 г.)

В 2006 г. предложил создать в ООН «Совет цивилизаций», который играл бы определенную балансирующую роль по отношению к Совету безопасности Мы можем добиться того, чтобы люди, стремящиеся к разным идеалам: люди, строящие всемирный халифат, и люди, строящие всемирную Америку, - не отказываясь от этой цели, могли бы как-то жить вместе. Если это возможно, то тогда именно к этому и должен стремиться диалог цивилизаций .

13 июня 2006 г. на встрече со специальным докладчиком ООН «по современным формам расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимостью» Дуду Дьеном о.В.Ч. подчеркнул важность поддержки средствами массовой информации доброго интереса к жизни разных народов, их истории и культуре с целью проповеди взаимного уважения .

О. Всеволод Чаплин, раввин Зиновий Коган и муфтий Растам Валеев награждены медалью Федерации мира и согласия «За укрепление мира и согласия между народами» (Ярославль, 19 августа 2007 г.)

Участник европейской межрелигиозной встречи «Общие ценности для меняющейся Европы. Вклад культур и религий» 22-25 мая 2008 г. в Роверето (Италия). Во встрече приняли участие также представители иудаизма и магометанства.

Участник III Съезда лидеров мировых и традиционных религий 1-2 июля 2009 г. в Астане (Казахстан). Член попечительского совета экуменического кинофестиваля «Ноев ковчег», пропагандирующего диалог христиан, магометан и иудеев.

На семинаре «Религии: стремление к миру» в Ченнаи (Индия) 2011 г.

16 декабря 2011 г. принял участие в семинаре на тему «Религии: стремление к миру» в Ченнаи (Индия). По его словам, выход из конфликтных ситуаций в отдельных странах и из глобальной конфликтности может быть только один: признание возможности для разных народов и общин жить по своей воле и по своим правилам, в том числе заданным верой, и поддерживать мирный диалог и сотрудничество между этими народами и общинами . При этом намекнул, что всерьез верить и исполнять религиозные требования могут только экстремисты: Агрессивный прозелитизм и влияние экстремистских группировок подчас могут делать религию фактором разжигания экономических, политических и межэтнических конфликтов .

Участник «православно»-исламского диалога

24-25 января 2001 г. принял участие в III коллоквиуме Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам-Православие» в Тегеране. Вместе с прочими православными делегатами возложил венок к месту захоронения аятоллы Хомейни.

Вместе с магометанами и последователями принимал участие в XII Международной конференция памяти протоиерея Александра Меня «Христианство и ислам. Век XXI» (10-11 сентября 2002 г., Москва, ВГБИЛ).

12 января 2005 г. приветствовал инициативу президента Чечни Алу Алханова о введении курса «Основ ислама» в программу средних школ Чечни:

Можно только порадоваться за мусульманских детей в Чечне, которым будут преподавать основы их религии… Особенно важно не превращать религиозно ориентированные дисциплины в сухое изложение исторических фактов, а давать ясное представление о религиозно-нравственных ценностях, предлагающих отказ от неправедной вражды, чистоту в личной жизни, готовность пожертвовать собой ради ближних и своей Родины.

Убежден, что права, традиции, образ жизни мусульман должны уважаться, даже если они в корне противоречат мертвеющей идее безрелигиозного общества. Исламский социум в любой стране, равно как и на уровне мировой системы, должен получить право следовать своим религиозно-правовым нормам… Но как только возникает попытка силой навязать эти нормы, ответ должен быть тоже силовой и очень жесткий.

28 февраля 2006 г. принял участие в пресс-конференции, посвященной выходу в свет сборника «Христианство и ислам: пути реального взаимодействия». О.В.Ч. заявил, что есть силы и в мире, и в России, которые хотели бы поссорить мусульман и христиан… Наша задача этого не допустить, наша задача - сохранить тот огромный потенциал сотрудничества и совместной жизни представителей двух великих мировых религий христианства и ислама, который есть в России. Этот потенциал может быть полезен для всей Европы, в которой обостряются межрелигиозные отношения .

9 февраля 2007 г. о.В.Ч. объявляет важным развитие связей с магометанским миром и критикует тех, кто выступает против строительства мечетей в стране:

Нам нужно развивать контакты с исламскими странами, поддерживать - как государству, так и обществу - связи с исламской уммой в различных странах мира… Мне нравится, когда строится большое количество мечетей. Я не очень понимаю, когда православные христиане иногда говорят: «Зачем столько мечетей, зачем вообще мусульманам место для молитвы?» Я не считаю, что это правильно.

Необходимо, правда, чтобы представители различных религиозных общин в России не мешали друг другу развиваться ,- устанавливал о.В.Ч. утопические цели для межрелигиозного сотрудничества.

Член православной делегации на VI заседании Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам-Православие» (16-17 июля 2008 г.).

Стал первым в истории священнослужителем Русской Православной Церкви, который посетил Саудовскую Аравию. Здесь он принял участие в IV форуме группы стратегического видения «Россия - исламский мир», которая прошла 27-29 октября 2008 г. в Джидде. Заявил:

У нас, у России и исламского мира, много общего. Мы взаимно переплетены: Россия неотделима от исламского мира, так как в ней проживают многие миллионы мусульман, а исламский мир неотделим от русского и православного мира, представители которого живут во многих мусульманских странах… У нас во многом схожие взгляды на семью и общество, а также роль религии и нравственности в их жизни.

Участник международной конференции «Мусульмане СНГ за межконфессиональное и межнациональное согласие» (17 июня 2009 г. в Москве).

Участники конференции “Мусульмане СНГ за межконфессиональное и межнациональное согласие” перед рестораном «Сафира» близ Воробьевых гор. О.В.Чаплин – в центре.

Член Консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений. Участник многочисленных глобалистских надгосударственных форумов.

В 2006 г. участвовал в VIII ассамблее Всемирной конференции «Религии за мир» в японском городе Киото.

С митр. Иларионом (Алфеевым) на Генеральной ассамблее Всемирного совета Церквей в Порту-Алегри (2006 г.)

На Генеральной ассамблее Всемирного совета Церквей в Порту-Алегри (2006 г.) заявил:

Необходимо искать альтернативы современной мировой экономической системе, которая управляется никем не избранными и никому не подотчетными элитами. Но такими альтернативами не являются ни централизованная государственная экономика советского образца, ни возвращение к моделям прошлых веков. Нам нужны международные экономические структуры, валютные и банковские механизмы, управляемые народом.

Принял участие 30 октября 2006 г. в семинаре «Эволюция моральных принципов и права человека в поликультурном обществе» в Совете Европы. Организаторами мероприятия выступили комиссар Совета Европы по правам человека, Совет по развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ и при участии представительства Московского Патриархата в Страсбурге.

Принимал участие работе секция «Церкви в Европе» в рамках российско-германского форума «Петербургский диалог», в котором принимали участие В.В. Путин и Федеральный канцлер Германии А. Меркель (13-15 октября 2007 г., Висбаден, Германия). О.В.Ч. призвал объединить усилия Церквей Европы в диалоге с другими религиями и приверженцами секулярного мировоззрения, укрепить сотрудничество по расширению традиционного участия Церквей в образовательной, социальной и других сферах жизни общества. В своем выступлении подчеркнул:

Не надо делать из русских - немцев, а из немцев - русских. Наши народы в равной степени привержены идеалам народовластия, под которыми часто понимаются признание важности простых людей в принятии властных решений, ведь механизмы реализации этого идеала могут быть весьма различными .

В 2008 г. пояснил, что в период глобализации свое влияние на политику и экономику все больше будут оказывать люди, имеющие разные социальные системы и разные модели идеального общества, и нужно научить их жить вместе .

Участвовал 5 марта 2008 г. в Берлине в пленарном заседании Европейского совета религиозных лидеров. Подписал декларацию по межрелигиозному диалогу, согласно которой религиозные традиции сформировали различные социальные правила и модели, которые иногда вступают в противоречие:

Знание традиции и убежденность в ней способствуют межрелигиозному взаимопониманию. Открытому и доверительному межрелигиозному диалогу способствует уверенное знание своей собственной традиции, а также традиций других. Такое знание должно преподаваться в духе мира и уважения к разным традициям. Многим религиям свойственны взаимоисключающие утверждения об истине. Нет большего препятствия для диалога и полноправного участия в обществе, чем явные или неявные претензии на истину светских идеологий.

2-3 июля 2008 г. принимал участие во Всемирном саммите религиозных лидеров за мир, приуроченном к саммиту «Большой восьмерки» в Хоккайдо в Саппоро (Япония). Организатором саммита выступила Всемирная конференция религий за мир и ее японское подразделение. В мероприятии приняли участие более двухсот представителей Христианства, иудаизма, ислама, буддизма, синтоизма и ряда других религиозных общин. Выступая на пленарном заседании саммита призвал к расширению диалога последователей разных религий между собой и с неверующими людьми по вопросам, касающимся роли религии в жизни общества, а также философских оснований общественного устройства . Одной из лучших площадок для такого диалога, по его мнению, может стать ООН. Он подчеркнул важность инициативы создания межрелигиозного совета при Организации Объединенных Наций.

Принял участие 28-29 июля 2008 г. в Стамбуле в Экспертная встреча ОБСЕ по вопросам безопасности, радикализации и предотвращения терроризма. В своих выступлениях призвал к уважению традиций различных религиозных общин, а также права личности на частную жизнь и религиозную практику, которые должны быть защищены от несанкционированного вмешательства.

На Родосском форуме с аятоллой Ташкири и Берлом Лазаром

На протяжении нескольких лет (2005- 2011 гг.) участвует в работе ежегодного международного общественного форума «Диалог цивилизаций» на о. Родос. Сопредседатель секций «Вызовы современного мира и религия», «Диалог религий в интересах мира» и т.п. Форум инициирован Центром национальной славы России и Фондом Андрея Первозванного и организован совместно с индийским Фондом «Капур Сурия» и греческой компанией «Титан Капитал». В нем принимают участие государственные деятели, религиозные и общественные лидеры, представители науки и бизнеса, в частности, католики, монофизиты, протестанты, магометане, буддисты, иудаисты.

На Родосе в 2005 г. заявлял, что межрелигиозный диалог уже является нормой нашей жизни. Есть несколько межрелигиозных организаций, проводится множество встреч и конференций, но светский мир ждет от религиозных деятелей уже чего-то большего - не просто красивых слов о необходимости диалога, а его реальных итогов, реальных ответов на вызовы времени . В 2006 г. представил на секции «Проблематика и перспективы глобальной экономики» доклад «Русская Православная Церковь и вопросы экономической этики на рубеже тысячелетий».

О.В.Ч. активно включает в орбиту своего светского мистицизма тему экономики. Он был одним из основных докладчиков на секции «Христианские ценности европейской цивилизации: взгляд с Востока и Запада» в рамках IV Экономического форума «Европа-Россия», проходившего в Риме с 14 по 16 мая 2008 г.

Агент радикального обмирщения Церкви

«Светский мистицизм» — т.е. вера в религиозную необходимость обмирщения Церкви — находится в центре мировоззрения о.В.Ч. Ради этого он готов бороться с православным учением о Церкви. Он осуждает представление о том, что место Церкви в храмах. — Место Церкви везде .

Так, в 2006 г. он объявил, что считает губительным «оборонное сознание», которое, по его мнению, сегодня утвердилось в Церкви: Не надо думать, что если мы займем какое-то свое маленькое пространство в светских СМИ, мы в нем будем себя чувствовать комфортно. Нам надо изживать в себе оборонное сознание. Оно губительно, хотя и понятно человеку, который не обладает властью, деньгами и не может защитить себя от агрессивных разлагающих внешних сил . По его словам, всем нам стоит подумать о том, как выйти за пределы любых гетто, любых огороженных пространств, в которые нас очень хотят поместить те, кому мы не нравимся .

Эта основная идеологическая цель обмирщения Церкви служит для о.В.Ч. оправданием и его экуменизма, и модернизма, и аморализма. О.В.Ч. считает экуменизм средством для утопических проектов преобразования всего мира:

Мы не можем назвать себя одним Телом Христовым, потому что наши богословские различия слишком сильны, но мы можем взаимодействовать в разрешении многих общих проблем, которые стоят перед нами, и прежде всего - в том, чтобы изменить общество на основе ценностей Евангелия.

Уже в ноябре 2004 г. в ходе Первого международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово» с удовлетворением отмечал прогресс обмирщения Церкви. Верующих журналистов в светских СМИ становится все больше, они реально влияют на самосознание народа… Мы уже не бедные-несчастные, нас много, и мы хорошо звучим в светских СМИ . Это позволяет говорить о постепенном переходе от противопоставления Церкви и общества к другой модели: общество воспринимается как часть Церкви, а Церковь - как часть общества, и эти «множества» становятся одним целым .

При таком секулярном подходе к Христианству не удивительно, что в ходе политических пертурбаций о.В.Ч. всегда является ревностным апологетом любой действующей власти и всегда отрицает свою ответственность за эту поддержку:

Мы уважаем любую власть и открыто с ней взаимодействуем. Тем более, когда она имеет поддержку большого количества людей. Было бы странно, если бы Церковь сейчас отгородилась от власти, это тут же оказалось бы на руку не только нашим врагам, но и противникам государства, правящих сил, да и всего народа.

В 2007 г. приветствовал будущее назначение Владимира Путина на пост премьер-министра РФ:

Очевидно, что и Владимир Владимирович Путин, и Дмитрий Анатольевич Медведев - это эффективные государственные деятели, пользующиеся доверием людей. В Церкви знают их как добрых партнеров по диалогу и совместным трудам… И если они будут работать вместе как президент и премьер, это придаст власти стабильность и широкую базу доверия.

В ноябре 2010 г. положительно оценил послание Президента Медведева парламенту страны, которое, якобы, имеет ярко выраженную социальную направленность…

В нем президент призывает власти и общество заботиться о пенсионерах и поддерживать тех, кто больше всего нуждается в нашей помощи, в нем говорится о поддержке социально-ориентированных НКО, которые должны участвовать в оказании государственных социальных услуг…

Прекрасно, что президент считает необходимым семейное устройство детей, оказавшихся без попечения родителей, и помощь приемным семьям… То, что верховная российская власть обращается лицом к людям, а главное — к нашему будущему, говорит о том, что Россия уверенно оценивает свою историческую перспективу.

В 2011 г. приветствовал обратную передачу власти: от Медведева к Путину и Путина Медведеву, обещавшую, якобы, период стабильной власти :

На съезде партии «Единая Россия», где я присутствовал в качестве гостя, было оглашено решение о том, что Владимир Владимирович Путин будет выдвигать свою кандидатуру на пост Президента, а Дмитрий Анатольевич Медведев готов стать главой правительства. Глубоко убежден, что озвучивание этого решения в присутствии большого количества представителей разных слоев общества, кстати, не только членов партии «Единая Россия», – это знак открытости государственного руководства к диалогу с народом. А то, что о кандидатуре Путина впервые сказал действующий Президент Медведев, говорит, о благородстве и дружеском духе принятого решения.

Необычайно лестно отзывается о самом влиятельном либеральном идеологе в РФ Владиславе Суркове:

Личность эта в современной России легендарна. Это человек очень талантливый, очень творческий, в своем творчестве он высказывает или вкладывает в уста своих героев очень широкий спектр идей. Однажды, поздравляя его с тридцатипятилетием, я сказал: «Прошу и умоляю вас не оставлять творчества», - хотя бы потому, что знаю: чиновник иногда нуждается в перемене сфер деятельности. Роль Суркова в истории России не закончена, но уже ясно, что она уникальна.

Положительно оценивает изменения, произошедшие в России после августовского путча 1991 г.:

Страна за эти пятнадцать лет прошла большой путь. Стало невозможным возвращение к советскому прошлому, к диктату тоталитарной идеологии, которая пыталась создать на земле Царство Божие без Бога… Страна осталась духовно и политически независимой. Она наращивает свое влияние в мире, она ушла и от дикого рынка, и от слепого копирования западных моделей, от того, чтобы избрать роль вечного студента.

Благодарение Богу за то, что наш народ, который 20 лет назад избрал свободу от безбожия, гнета, свободу для того, чтобы делать должный выбор в жизни, сохранил этот выбор… Не случайно наш народ после 70 с лишним лет идеологического гнета и насильственно навязанного ему безбожия выбрал дорогу к преображению. Пусть и следующие 20 лет и всегда наша страна по этому пути идет, по правому пути.

Ежегодно служит панихиду по «защитникам Белого дома» в 1991 г. Назвал Владимира Усова, Дмитрия Комаря и Илью Кричевского людьми, которые отдали свои жизни за свободу и Отечество .

Август 2011 г. Панихида по “героям” Белого Дома.

При этом не осуждает коммунизм как политическую доктрину:

Церковь не дает оценку политической философии и политическим доктринам. Поэтому когда говорят: Церковь должна осудить коммунизм как философию, я не думаю, что это корректно… В свое время многие люди призывали Церковь осудить коммунизм. На это есть четкий ответ. Архиерейский Собор 1994 г. ясно сказал о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин.

Находит нечто общее между коммунизмом и Христианством и на этом основании утверждает, что коммунисты могут быть верующими:

Есть целый ряд левых политических движений, говорящих об идеалах справедливости. И эти идеалы важны для православного христианина также. Мы знаем очень хорошо, что и собственность в раннеапостольской общине была общей. Мы знаем о том, что идеи социальной справедливости в полной мере торжествовали в ранней Церкви. Поэтому среди людей, которые именуют себя социалистами, крайними социалистами и даже коммунистами, могут быть верующие люди. И сама философия отрицания капитализма находит много созвучного в христианском мировоззрении.

В 2004 г. дал понять, что, если родственники изъявят желание, он может «совершить молитву» над телом В. Ленина:

Его роль в истории была достаточно трагической, но Церковь может молиться о любом крещеном человеке, если он не отлучен от Церкви. Ленин не был отлучен. Если будет просьба со стороны родственников, то она будет рассмотрена.

Давая оценку личности Сталина, в 2010 г. отметил, что у него были положительные качества: это был умный человек, это был человек, который хорошо разбирался в политике, самоотверженный. Что точно он делал — он не ставил семейные интересы выше интересов своей деятельности (так, как он ее понимал)… У Сталина были сильные черты характера, и у него была своя мораль (можно спорить, относительного того, правильная ли это была мораль), это была мораль государственника, вершителя судеб, но своя мораль у него была. Это не был распадный человек. Он не передал власть дочери по наследству, он не давал распускаться своей семье — он ею пожертвовал .

Ельцин, согласно о.В.Ч., тоже был «не распадный человек»:

Относительно заслуг Ельцина: при этом президенте окончательно ушла в прошлое безбожная идеологическая система, которая ответственна за разрушение наших храмов, за чудовищные гонения на Церковь, за отторжение ее от общества. Он действительно сделал возможным восстановление храмов и монастырей, развитие церковной жизни. Влиятельнейшие деятели доельцинской поры, например, упрямо говорили: мы никогда вас не пустим на телевидение. И нужно иметь в виду, что перемены, которые так или иначе должны были произойти в обществе, произошли относительно мирно.

Модернист

Несмотря на, в основном, практический и светский круг интересов о.В.Ч., к кругу его идей принадлежит и наследие теоретического богословского .

Он неоднократно и в разных видах говорил о своем знакомстве с и о влиянии, которое на него оказал:

Отца Александра помнят и сегодня — в том числе те, кто никогда его не знал или знал мимолетно, как я… Практически ушли в прошлое и споры о «неправославности» убиенного священника. Да, он — как и почти все мы тогда — слишком наивно верил, что Запад нам искренний друг и всегда поможет. И многое некритически с Запада заимствовал. И иногда допускал мысли, вызывавшие бурную дискуссию. Но делал это ничуть не в большей степени, чем, положим, отец Сергий Булгаков и отец Павел Флоренский… Сегодня очевидно, что идеи отца Александра не нуждаются ни в канонизации, ни в анафематствовании. За то, что вызывало споры, он получил от критиков сполна — и при жизни, и после кончины. А значит, мысли прошли серьезную проверку и серьезный отсев через сито времени и фильтр соборного разума.

Я думаю, что такая дискуссия должна быть открыта для всех, кто участвует в церковной жизни и понимает, о чем идет речь, т.е. людей адекватных, способных участвовать в дискуссии. Площадок сегодня возникает все больше. Это и Рождественские чтения, и выставка-форум «Православная Русь», и разного рода конференции, и пастырские совещания в разных епархиях, и круглые столы в Издательском совете Русской Православной Церкви, и дискуссии в редакциях других церковных СМИ, и интернет-форумы.

В 2011 г. объявляет недействующими правила Великого Поста: Монашеские правила поста не обязательны для всех православных, отмечают в Русской церкви… Практика употребления рыбы в Великий пост достаточно распространена среди церковных работающих людей . По его словам, все об этом прекрасно знают, «но боятся об этом сказать в условиях, когда некоторые СМИ, телеканалы предлагают людям строжайшие монастырские уставы, которые очень редко употреблялись для работающих людей, в том числе для людей, работающих в Церкви. Тем не менее они подаются некоторыми СМИ как общеобязательная норма .

Лжемиссионер

Я был и остаюсь сторонником того, чтобы Церковь давала право на жизнь самым разным формам проповеди и общения - будь то рок-концерт, концерт авторской песни, или выставка. В свое время я, например, был одним из организаторов первой выставки авангардной живописи на религиозные темы в Москве в 1989 году, в начале 90-х стал автором предисловия к первой пластинке христианского рока в России. Я убежден, что такие формы участия Церкви в разных сферах общественной и культурной жизни (если за ними стоит искренность и открытость, а не личные амбиции, связанные с культом самореализации или шоу-бизнесом), не противоречат христианскому служению.

Уже в 1994 г. пишет предисловие к пластинке «Антология Христианского Рока в России», изданной при участии Всецерковного Православного Молодежного Движения.

Выступает на рок-концертах, например, 2 июня 2006 г. на поп- и рок-концерте «Дорога к Храму» в Московском дворце молодежи. О.В.Ч. заявил собравшимся: Пусть всегда, куда бы ни поставил нас Господь творить Его волю, в том числе в нашем творчестве, мы бы всегда шли за Ним, а не за культом самолюбия, брюха, кошелька. Шли за Богом - и тогда мы будем по-настоящему жить полной, счастливой, гармоничной жизнью здесь, на этой земле, и, по милости Божией, будем надеяться на лучшую жизнь в вечности . В концерте приняли участие группа ДДТ во главе с Юрием Шевчуком, квартет Ивана Смирнова, Сергей Трофимов (Трофим), Ольга Арефьева, Николай Скученков, группы «Ключевая», «Если», «Рада и терновник», рок-барды Андрей Селиванов и Вячеслав Капорин.

По его словам, в молодежной музыке, как и в других направлениях искусства, есть много хорошего и много плохого Есть музыка агрессивная, развратная, пустая. Но есть исполнители, искренне (не ради моды или популярности) говорящие о своей вере или, по крайней мере, о своих духовных поисках . По неизвестным основаниям считает, что сегодня все меньше и меньше людей отождествляют любой рок с сатанизмом или развратом. Да, среди рокеров есть апеллирующие к бесовщине, агрессии и раскрепощению инстинктов. Но то же самое было и в народных частушках, и в некоторых образцах классической музыки .

На словах исповедует безграничную веру в силу пропаганды:

Активно участвует в деятельности проправительственных массовых молодежных движений, в частности, активно взаимодействует с движением «Наши». В 2007 г. заявляет, что готов к сотрудничеству с любыми молодежными организациями. Между тем именно движение «Наши» уже успело проявить себя в духовно-просветительском направлении. Так, совместно с представителями Церкви «Наши» уже принимали участие в акции, в ходе которой прохожим раздавались нательные крестики, православная литература и проводились беседы о православии. Лично я в прошлом году (2006) посещал летний лагерь «Наших» на Селигере, где совместно с монахами Нило-Столобенской пустыни совершал богослужения, в которых принимали участие сотни молодых людей .

Организатор «Православной смены — 2009» на озере Селигер, где совершает миссионерскую литургию. Обоснование такого миссионерского подхода самое удивительное: Православная молодежь - это не только будущие священники и монахи, это люди самых разных профессий и призваний, которые призваны научиться идти в мир, чтобы проповедовать Евангелие не только словом, но и самим образом правильной, нравственной действенной жизни ,- которую, надо понимать, ведут члены проправительственных массовых организаций.

14 декабря 2009 г. заявляет: Православная молодежь должна участвовать во всех сферах жизни общества. Я против политизации православной молодежной работы, но я также не понимаю тех людей, которые утверждают, что православная молодежь должна все время находиться при храме и заниматься только приходскими делами .

Обмирщение Христианства, как цель лже-миссионерства, реализуется о.В.Ч. под лозунгом «Православие - часть жизни».

С этой программой по секуляризации Церкви связаны многочисленные экстравагантные проекты о.В.Ч., в частности, общенациональный, или, иначе, православный» дресс-код. «Православное» дефиле под руководством о.В.Ч. прошло 28 апреля 2011 г. в одном из ювелирных домов Москвы. В приветственном слове на открытии встречи о.В.Ч. указал на связь праздника Пасхи с нынешним мероприятием:

Воскресение - это не только воскресение души, но и воскресение тела, и потому имеет значение и наше внутреннее состояние, и то, как мы выглядим. Здоровье и праведность взаимосвязаны, болезнь и грех взаимосвязаны, покаяние и чистота сердца взаимосвязаны, внутреннее содержание и внешний облик взаимосвязаны, состояние природы и состояние нашего сердца взаимосвязаны, вот почему важно, чтобы в человеке внутренний и внешний вид были прекрасны.

Имя Всеволода Чаплина в современной России слышали, пожалуй, все. Вот уже несколько лет подряд он является одной из самых противоречивых, скандальных и одиозных фигур в мире российского православия. О том, что это за человек и чем характеризуется его священническая карьера, мы расскажем в этой статье.

Рождение, детство и юность

Прочая деятельность и церковные награды

Как священник Чаплин является настоятелем одного из столичных храмов - церкви святителя Николая на Трех Горах, что располагается в Пресненском районе.

Всеволод Чаплин является преподавателем в православном Свято-Тихоновском университете, занимая в нем должность доцента. Помимо этого, он имеет членство в Союзе писателей России и в Академии российской словесности. Нередко протоиерей выступает на телевидении и на радио. Некоторые передачи он даже регулярно ведет в качестве радиоведущего.

Как священника его отличают чрезвычайно консервативные взгляды. Не говоря даже о его резкой оценке эвтаназии и гомосексуальных браков, Чаплин активно протестует и против преподавания биологии с точки зрения эволюционных позиций. А некоторое время назад выступил он с предложением создать в России структуру для мусульман.

Его деятельность отмечена множеством церковных наград. Имеются у него также и светские государственные награды. В 1996 году его удостоили орденом святого князя Даниила Московского III степени. Этот же знак отличия, но уже II степени был вручен ему в 2010. Орден московского святителя Иннокентия он получил в 2005-м. Ранее, в 2003 году, он также получил II степени, который является наградой династии Романовых. А в 2009 году он стал обладателем ордена Дружбы.

Высказывания Всеволода Чаплина

Священник занимает очень много различных должностей и по роду деятельности является публичным человеком. Поэтому не удивительно то постоянное внимание средств массовой информации, которое привлекает к себе Всеволод Чаплин. Отзывы его о тех или иных событиях, феноменах и проблемах нередко вызывают общественный резонанс и волну суровой критики. К примеру, предложение протоирея ввести публичный дресс-код для российских женщин вызвало бурю негодования от граждан, обвинивших его в нарушении конституционных свобод. От былого либерализма юного патриархийного функционера не осталось и следа, что стало ясно из призыва Чаплина физически уничтожать врагов веры, отстаивая свои религиозные святыни. В числе прочего он заявлял, что церковным силам следовало бы развязать вооруженную войну против большевиков после Революции, а в современной действительности организовать патрулирование городов православными боевыми дружинами. Довольно красноречиво о его радикальных, почти экстремистских взглядах говорит дружба Чаплина с печально известным Энтео и более чем жесткая позиция в отношении панк-группы Pussy Riot. Чаплин защищает радикалов, которые занимаются разгромом выставок, срывами концертов и театральных постановок, а также выступает за активное сотрудничество церкви и государства и использование административных, законодательных, судебных и исполнительных ресурсов последнего в церковных интересах.

Реакция на Чаплина в обществе

Все это создало ему репутацию человека тяжелого, неприятного, который ассоциируется с конфликтами и противостоянием, с околоэкстремистским крылом церкви. В патриархии он является рупором клерикализма и символом империалистических устремлений современной РПЦ. Его откровенно недолюбливают не только в светском обществе, но и в самой церкви. Огромная масса как простых верующих, так и клириков, включая лиц из ближайшего окружения патриарха, не устает его критиковать и удивляться, почему Всеволод Чаплин до сих пор стоит у руля общественных связей московской патриархии. На этот вопрос все отвечают по-разному. Значительное число людей считают его лишь транслятором патриарших программ, которые он по известным причинам не может озвучить самостоятельно. Другие предполагают более сложные конспирологические теории или находят причины в мудреных политтехнологиях, взятых на вооружение нынешней церковной властью.

Протоиерей Всеволод Чаплин часто появлялся на экранах телевизоров, много выступал, высказывал оригинальные мысли, делился мнением. Было больше скандального, чем интересного. Сначала забавно было все это слушать, потом батюшка просто надоел отвратительными высказываниями и провокационным бредом.

Начало пути

Всеволод Чаплин, биография которого ничем особым не выделалась, родился в 1968 году. Детство, отрочество и юность его прошли в Москве. Семья - интеллигентная, нерелигиозная. Во время учёбы мальчик неожиданно почувствовал принадлежность к православию. С той поры он там остался. В школе мальчик решил стать священником и получить духовное образование. Об этом знали друзья и одноклассники, и никто не осуждал. Никак не повлияло это и на родителей, принадлежавших к интеллигентному сословию. Всеволод Чаплин считает себя русским, вопреки многочисленным сплетням, смеющим утверждать, что он - крестившийся еврей.

Издательский отдел Московского Патриархата принял юношу на работу в 1985 году в службу экспедиции. Показал он себя умным, прозорливым и мягким сотрудником. Начинающий работник иногда шалил, выражал «передовые» идеи. Однако наставники снисходительно прощали бред юнца, который несмело высказывался за смену церковнославянского языка. Неугомонный новатор организовывал выставки авангардистов в церковных помещениях с разрешения руководства. По рекомендации митрополита Питирима Всеволод Чаплин поступил в семинарию.

Звёздная карьера

Знаменательное событие пришлось на 90-й год. После получения образования Всеволод работает в отделе внешних церковных связей (ОВЦС), руководителем которого был митрополит Кирилл Гундяев. Наставник стал для молодого служителя добрым волшебником, давшим «зелёный свет» в церковной карьере. Работать молодой человек начал рядовым сотрудником в 1990 году, затем возглавил сектор общественных связей в 1997-м. Через год Всеволод Чаплин становится иереем. Параллельно учится в духовной академии, которую окончил в 1994-м.

В 1997 году Чаплин возглавил Секретариат ОВЦС. Работа его была отмечена наградой - возведение в протоиереи. Через три года Всеволоду было оказано высочайшее доверие - его утвердили заместителем председателя ОВЦС. В поле внимания нового руководителя попали секретариаты, служба общения и сектор публикаций. Он участвовал в официальных мероприятиях и встречах, включая переговоры по отношениям РПЦ с Ватиканом и государственной властью. В 2009 году Гундяев стал патриархом.

В зените славы

Всеволода ценят и уважают, показывая это. Русский народный собор избирает протоиерея заместителем главы этого форума. В 2009 году Чаплин стал председателем отдела по взаимоотношениям церкви и общества. Патриарх Кирилл назначал на посты надёжных людей. С тех пор его доверенное лицо возглавляет идеологию и распространение учений, являясь глазами и ушами церкви в контактах с общественными институтами. Священник продолжает читать проповеди в столичном храме и лекции в университете, выступает на радио и телевидении.

Работа Чаплина отмечена наградами. Так бы и жил обласканный властью человек, радовался. Но попала батюшке шлея под хвост - и понеслось. Это произошло не сразу, предпосылки случались и ранее. Священник Всеволод Чаплин отличался оригинальными взглядами и частенько выдавал изящные перлы. Например, он выступает за узаконивание обязательного ношения одежды, не вызывающей сексуального вожделения в согласии с традициями православной церкви.

Взгляды на жизнь

Высказывания Всеволода самобытны. Выступает он за создание дружин, которые будут отслеживать народ на предмет ношения «уставного» одеяния и соблюдения правил поведения в общественных местах, чтобы не оскорблялись чувства верующих. Священник призывает силовыми методами убеждать тех, кто не понял, в необходимости соблюдения этого. Он отвергает теорию эволюции органического мира на основе естественного отбора по Дарвину. Это гипотеза, не получившая убедительных доказательств в науке, считает Всеволод Чаплин. Вера и жизнь - вот два неразделимых понятия.

Отвратительны высказывания Чаплина о революции и гражданской войне. Он осуждает позицию верующих тех годов и утверждает, что православные проявили пассивность в военных действиях по уничтожению большевиков. Возмущение вызвало выступление Чаплина и позиция в отношении участниц женской экспрессивной группы. Официальная церковь не простила отступников. Резкая критика в адрес протоиерея пошла после выступления в защиту богемной жизни духовенства.

Излишняя суровость

Священник говорил, что участники хулиганской женской группы понесут наказание, и церковь уступать давлению сторонников беспредела не будет. Православным брошен вызов в наглой, агрессивной форме -пляски в святом месте. Религиозными представителями выражена надежда, что в дальнейшем подобные выходки будут исключены. При этом церковь не вправе влиять на следствие, будучи отдалённой государством.

Никакой злобы к участникам «акции» нет. Но совершено циничное кощунство по отношению к святыням. Понести жёсткое наказание хулиганы должны. Отец Всеволод Чаплин призвал не отправлять преступников в колонию, если будет полное признание вины. Никакого раскаяния не прозвучало. Зато ходатайствовали перед патриархом. О том, что за кощунство придётся держать ответ, ничего не сказано. Подобные ходатайства показывают, как христианство путают с гуманизмом. Прощение греха православию чуждо, поэтому виновные осуждены на два года колонии.

О роскоши служителей культа

Церковные средства не тратятся на помпезность. Видимая пышность - это исключительно подарки неравнодушных щедрых прихожан и пожертвования состоятельных граждан. К счастью, таких немало. Чаплин считает справедливым, что у патриарха имеются шикарные часы и автопарк, собственная резиденция. Те, кто делает такие подарки, стремятся к совершенству, чтобы Святейший ни в чём не уступал представителям светской власти, и не было стыдно. И люди не жалеют - несут подношения. В каждой религиозной общине в мире происходит такое. Что отождествляет бога - украшено. Людей, упрекающих церковь в роскоши, Чаплин назвал злобными недоброжелателями и сделал сравнение с Иудой, который предлагал не тратить миро для тела Иисуса, а спустить и деньги раздать нищим. Призыв к рациональной трате денежных средств на насущные, приходящие проблемы - бред. А посвящение сбережений на те символы, которые напоминают о присутствии Бога, - благостное дело.

Перевертыш

Протоиерей Всеволод Чаплин - личность колоритная. Он всегда чувствовал дух времени и легко, как хамелеон, менялся с обстановкой. Либерал в 90-х, он ратовал за то, чтобы православная церковь шла в ногу со временем. С изменением общественного климата делал поворот и отец Всеволод. Он перевоплощался в патриота. Ничего запретного нет в том, что Чаплин рассказывал слушателям. Отвратительно, что за этим нет веры, и все похоже на игру. Церковь как административная структура подвержена тем же недостаткам: присутствует борьба за власть, карьерное продвижение.

Всеволод Чаплин оправдывал убийства «внутренних врагов» и сравнивал с божьим благословением. У радиослушателей это вызывало шок. Священник сравнил Владимира Путина и Ивана Грозного - оба руководителя уничтожали внутренних врагов и расширяли границы. Заявления Чаплина - признаки духовного падения. Такое не говорит человек церкви, это несовместимо с Богом. Между методами священника и запрещенным в России Исламским государством знак равенства - оправдание убийств «божьей волей». Всеволод Чаплин забыл выражение «не буди лихо». В декабре 2015 года он был лишён поста председателя отдела по взаимоотношениям церкви и общества и членства в Межрелигиозном совете.

Церковная вертикаль

Человек, отдавший патриархии 25 лет, может спорить со Святейшим, уверен Всеволод Чаплин. Православная политика проводится однобоко. Разногласия начались из-за усложнившегося положения на Украине. Убедить власть этой страны услышать голоса граждан, которые за развитие отношений с Россией, не удалось. Было упущено время, тут прямая вина патриарха. Единоличная власть недопустима, Святейший возомнил себя осведомленным и готовым решать подобные вопросы, а это опасно для него и дела. Чтобы патриарха не обвинили в ереси, надо проблемы решать коллективно, церковью. Это не вертикаль, а пародия на неё. Это вера исключительно в себя. Из-за этого делаются непродуманные шаги. Власть в епархии необходима. Патриарх - незыблемость духовных основ. Это неадминистративные и кадровые функции. Авторитет церковного главы мало стыкуется с работой администратора. Это возможно в случае, когда решения руководителя перестанут быть единоличными и часть полномочий будет передана епархиям и иным церковным институтам.

Критика против патриарха

Чаплин утверждает, что у Владыки нет целостных взглядов на происходящее. Много в проповедях и заявлениях было сказано в угоду властям, чтобы понравиться. С письменами дела обстоят ещё хуже. Патриарх самостоятельно не напишет текст складно, так как подводит память. Он не понимает, что вносимая в содержание поправка идет в противоречие со смыслом. Дело не в возрасте, это было постоянно.

Раньше письменные доклады для патриарха создавали люди со сформировавшимися взглядами под руководством отца Всеволода. С уходом идеологической верхушки произошли изменения, стало больше спонтанных безграмотных выступлений по главным вопросам. Святейший заведёт управление РПЦ в тупик. Решения принимаются единолично и без обсуждения, на бегу, убеждал Всеволод Чаплин. Где служит деспотия - будет бардак. Пытаясь остановить сползание в непорочность личной харизмы, священник выражал недовольство, что патриарх не делает резких заявлений в сторону власти из-за нежелания потерять расположения. Разговор церкви с представителями государства должен проводиться открыто.

Нападки

Всеволод Чаплин требует дать общинам гарантии выдвижения кандидатов в духовенство и архиереи. В действительности епископ ставит настоятелем на приход очередного любимчика, а это неприемлемо, считает Всеволод Чаплин. Где служит единоначалие, там гибнет инициатива, а первыми признаками умирающей структуры становятся трусость окружения и кадровый голод. Дефицит ярких личностей прессует церковь, слышен голос одного патриарха. Там, где это происходит, решения принимаются без обсуждения с народом. Такая модель нежизнеспособна. В церкви важны только слова Святейшего. Но обстановка меняется, и попытка заглушить другие голоса провалилась. Сегодня власть у того, кто влияет на общество.

Если послушать эти смелые и, на первый взгляд, правильные высказывания Всеволода Чаплина, можно увидеть злые слова и желание унизить. Если после ухода из церкви человек разительно изменился и бросается на обидчиков, то это говорит о многом. Видимо, зря двигали его по служебной лестнице, вводили в узкий круг доверенных людей, относились по-дружески.

Цена амбиций

Отец Чаплин, покидая Патриархию, хлопнул дверью с шумом. После ярких выступлений в радиоэфире, где чувствовалась горечь и раздражение за непонимание, прозвучало недвусмысленное обвинение церковных кругов. Такой яркий, с оригинальными суждениями человек, явно не понимает, на что замахнулся. Всеволод Чаплин, фото которого вы можете видеть в статье, безжалостен в своём естестве.

В 1991 году произошёл развал большой страны. Казалось, что всё кончилось, и возврата к старому нет. Тем не менее Россия воскресла, и в этом принимала участие православная церковь. Она играет в государстве образующую роль, иной раз заменяя его институты. Поэтому подрыв авторитета патриарха не возвышает страну, а наносит вред. Вокруг известной личности всегда вьётся мифическая сущность -положительная или разрушающая. Если она отрицательная, то разрушает среду, в которой развивалась и живёт. Мифологический аспект патриарха Кирилла и его личности очень важен. В переходный период русской истории заслуги церковного пастыря огромны и несомненны. Любые нападки на него отрицательно скажутся на атмосфере внутри церкви.

У разбитого корыта

Известный публичный глашатай государственных СМИ оказался в информационной блокаде после смещения. Яркий типаж гоголевского сюжета - аферист, которого «обули» в игре без правил. Отставка Всеволода Чаплина была ожидаема и не вывала никакого недоумения. Создаётся впечатление, считает священник, что в некоторых СМИ существует табу на выражение несогласия с патриархом. Он не священная корова, а человек со всеми недостатками, и обсуждать его политику можно и нужно. Чаплин считает, что передача архитектурных зданий религиозного назначения церкви - процесс естественный. Украденное государством должно быть возвращено. Нужна ротация элит. Молодые должны приходить на место тех, кто уже набил карманы и своё имущество с деньгами держит за бугром. Нужно везде заявлять истину, говорит Чаплин, и говорить правду.

Правдоподобна другая причина ухода. Протоиерей заявлял, что в Сирии наши войска ведут священную войну с терроризмом. МИД выразил недовольство подобным высказыванием - это явная нестыковка со здравым смыслом. Этому конфликту придавался межрелигиозный статус на века. Уход священника стал удобен заинтересованным лицам. Пожелания правительства совпали с кадровой чехардой церкви. Патриарх легко расставался с сотрудниками, несоответствующими должностным требованиям. Но жизнь продолжается, но Всеволод Чаплин остаётся священником и настоятелем московского прихода.

Весной 2016 года опального протоиерея «засекли» в «Макдональдсе», где Всеволод Чаплин откушал гамбургер в Великий пост! Это стоило священнику последней должности. Он выведен из состава «Межсоборного присутствия». Ему нравится быть в центре внимания.