Послеклассический период в античной философии. Известно, что ничего не известно Материально-техническое обеспечение контрольно-оценочных мероприятий
Сократические школы. Эллинистические школы. Неоплатонизм
В послеклассической мысли вопросы о природе и политике отодвигаются на второй план. После Сократа самопознание становится центральной проблемой философии. «Как достойно прожить жизнь?» и «В чем благо человека?» - основные вопросы, на которые пытались ответить позднейшие греческие и римские школы.
Две влиятельные школы - киников и киренаиков - сформировались еще в классический период под влиянием идей Сократа. В эллинистический период (открытый завоеваниями Александра Македонского) складываются школы стоиков,
§ 2.5. Послеклассический период в античной философии 45
эпикурейцев и скептиков. Последним сложилось мистическое направление в философии - школа неоплатонизма. Коротко рассмотрим основные идеи всех шести школ.
Основателем школы киников был ученик Сократа Лнтисфен (450-360 до н.э.). Само наименование школы происходит от названия холма Киносарг в Афинах, где находился гимнасий Антисфена. Основная идея Антисфена - возвращение к простоте и естественности жизни и отказ от сомнительных завоеваний цивилизации и культуры. Философия - не теория, а образ жизни. Киник обладает духовной свободой и не зависит от мнений и норм общества. Он намеренно живет вне общества - «без общины, без дома, без отечества», он не ищет удовольствий и горд своей «собачьей жизнью», показывая пример другим. Самый известный киник - Диоген Синопский (ум. ок. 330-320 до н.э.) жил в глиняной бочке. Говорят, что на предложение Александра Македонского «Проси, что хочешь» он ответил: «Не заслоняй мне солнце». Влияние аскетизма киников заметно и в позднейших философских и культурных течениях - у стоиков, в христианском юродстве, даже в образе жизни хиппи XX в.
! |
Антисфен посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями»; когда это сочли нелепостью, он заметил: «А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей - полководцев».
Основателем киренской школы был Аристипп из Кирены (ок. 435-360 до н.э.). Он полагал, что мир непознаваем разумом, единственное, о чем мы можем судить с уверенностью, - наши чувства и ощущения, приносящие нам или страдание или наслаждение. Наслаждение есть добро, страдание - зло. Цель человека - достижение полного, устойчивого наслаждения. Некоторые наслаждения временны и преходящи, за некоторыми следуют неприятные последствия, некоторые вызывают угрызения совести: они не ведут к цели. Все остальные наслаждения в совокупности ведут к благу. Такая точка зрения известна в философии как гедонизм.
f |
Однажды Аристипп попросил у тирана Дионисия денег. Тот заметил: «Ты ведь говоришь, что мудрец не ведает нужды». - «Дай мне денег, - перебил Аристипп, - а потом мы разберем этот вопрос» - и, получив деньги, сказал: «Вот видишь, я и вправду не ведаю нужды».
46 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)
Школа стоиков сформировалась в III в. до н.э. Основателем ее был Зенон Китийский (333-262 до н.э.), проповедовавший свои идеи у Расписного портика в Афинах, откуда и появилось название «Стоя» (по-гречески stoa - портик, крытая колоннада). Идеал стоиков - спокойствие и невозмутимость (по-гречески «апатия»). Стоик должен мужественно переносить удары судьбы и покоряться неизбежности. Он не зависит от потребностей, страстей и внешних условий и должен избегать всяких желаний, поскольку они могут перерасти в неконтролируемые страсти.
Образцовым стоиком был римский философ Эпиктет (ок. 50 - ок. 140), который, будучи рабом, не терял спокойствия, считая, что настоящее рабство - потакание страстям и желаниям, а свободным духом можно быть даже в неволе. Наиболее известен римский стоик Сенека (ок. 5 до н.э. - 65), чей труд «Нравственные письма к Луцилию» до сих пор помогает многим лучше понять себя и жизнь вокруг.
Эпиктет говорил: «Если настало тебе время переносить неприятности - I неси их бодро, а не как осел, противясь, стеная и изнемогая под напором | кнута».
У истоков школы эпикурейцев находился афинский философ Эпикур из Самоса (341-270 до н.э.) Подобно киренаикам, на первое место он ставил наслаждение. Как атомисты, он считал, что мир материален и состоит из атомов. Свои идеи он проповедовал в школе, названной «Сад Эпикура». Над ее входом висела надпись: «Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие - высшее благо». Высшими удовольствиями для Эпикура были дружба и знание, а идеалом - атараксия (безмятежность). Эпикуреец должен быть свободным от любого страха и страданий, благодушным и снисходительным, веселым и безмятежным. Высшими наслаждениями Эпикур считал наслаждения духовные (хотя был не против и телесных, если те не имели дурных последствий). Однако многие его последователи истолковывали его учение искаженно, как апологию сладострастия и ублажения тела по принципу «Пей, ешь, гуляй и веселись». Сейчас многих любителей телесных наслаждений фигурально называют эпикурейцами.
§ 2.5. Послеклассический период в античной философии 47
Эпикур говорил, что не следует бояться смерти и портить этим страхом свою жизнь: «Смерть не имеет никакого отношения к нам, ибо то, что разложилось, не чувствует, а то, что не чувствует, не имеет к нам никакого отношения. Пока мы есть, смерти нет, а когда есть смерть, то уже нет нас».
Школа скептиков была чрезвычайно популярной в Греции. Ее основатель - Пиррон из Элиды (IV в. - начало III в. до н.э.) считал, что нас обманывают и наши чувства, и наш разум. Логика скептиков проста: для каждого А возможны два противоположных суждения «А есть В» и «А не есть В». Оба этих суждения являются ложными. Доказать ничего невозможно: если мы обосновываем чем-то свой довод, то это обоснование тоже необходимо доказать, и так до бесконечности. Даже математика основана на аксиомах, которые не доказывают, а принимают на веру. Наконец, все философы противоречат друг другу, и это также доказывает, что никакой истины не существует. Скептики резко критиковали любой догматизм и, хотя часто они пере-" ходили все границы разумного, заложили основу для научного критицизма, поскольку без опровержения нет и прогресса в познании мира.
Друзья Пиррона ходили за ним по пятам, спасая его то от несущейся повозки, то от падения с обрыва, то от собак, пока философ размышлял, существуют ли в самом деле обрывы, повозки и собаки.
Античная эпоха подходила к своему завершению. Как это часто бывает в смутные и темные времена, люди пытались найти спасение в мистике.
Неоплатонизм предложил философские основания для такой веры. Он вобрал в себя мистические элементы учения Платона, идей Пифагорейского братства и некоторых других тайных обществ античности. Виднейший неоплатоник Плотин (204-270) считал, что начало всего сущего - Единое - божественно, сверхъестественно и потусторонне. От Единого, как от солнца, исходит яркий божественный свет, порождая все многообразие мира (это Плотин называет эманацией - истечением). Чем дальше от источника, тем слабее становятся лучи. В месте смыкания тьмы возникает материя - тяжелая и косная. Душа человека томится в материальном мире, как в темнице. Выход из тюрьмы тела и вещей доступен только через экстаз -
48 Глава 2. Философия древнего мира (рождение философии)
исступленное состояние, когда душа прорывает границы материального и устремляется к своему источнику. Здесь душа сливается с Единым, божественным. Приближение к экстазу нельзя обосновать разумом. Путь к нему - молчание и сосредоточение.
§ 2.5. Послеклассический период в античной философии
1. Назовите основные послеклассические школы. Дайте их краткие характеристики.
2. Какая из них вам представляется наиболее предпочтительной? По-
Таблица 2.5. Краткие характеристики философских течений
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. Главная проблема послеклассической философии - обоснование счастливой и достойной жизни.
2. Большая часть школ видела решение вопроса в соблюдении правильных этических принципов. К закату античности этика сменяется мистикой, а философия - религией.
< Q РАЗВИТИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ I 3 ФИЛОСОФИИ (ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ)
Эпохой Средневековья в истории называют тысячелетний период с V по XV в. Однако средневековая философия начала складываться гораздо раньше - еще во II в. Идеи христианства требовали системного и теоретического обоснования.
§ 3.1. Философия Средневековья
Основные черты. Августин Аврелий. Фома Аквинский
Первые религиозные философы использовали античное наследие, прежде всего классиков (Платона и Аристотеля) и неоплатоников, которое они перерабатывали в духе библейских канонов и традиций. Итоги этой переработки отражены в основных характеристиках философии Средневековья (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Основные характеристики философии Средневековья
Рассмотрим философские идеи и принципы Средневековья подробнее:
бог есть реальность, определяющая все сущее. Именно он -истинное, первичное бытие («Аз есмь Сущий» - говорит он о себе в Ветхом Завете). Все остальное - мир и человек - вторично и несамостоятельно, изменчиво и непостоянно, поскольку
52 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
существует не само по себе, а благодаря богу. Таким образом, мировоззрение средневекового человека определяет центральная идея бога. Эта черта называется теоцентризмом;
о истинное бытие сверхъестественно и недоступно для ограниченного человеческого познания. Однако бог открывает себя через откровение: священные книги Ветхого и Нового Завета, идеи которых считались непререкаемыми. Для пути к богу необходима вера в это откровение, не допускающая сомнений. Как и в любой религии, здесь господствует догматизм;
о человек, как и весь мир, - творение бога (принцип творения называется креационизмом). Как созданный «по образу и подобию божьему» человек превосходит остальных существ и господствует над ними. Но он не способен ни на что без божественной воли и помощи;
о социальное расслоение понимается по аналогии с небесной иерархией. Бог с архангелами и ангелами на небе соответствует монарху с вассалами на земле. Всякая власть дана от бога, но высшая власть есть власть самого бога и церкви как его представительницы на земле;
о познание бога не есть познание внешнего мира: чтобы прийти к богу, необходимо углубиться в себя. Душа сопричастна истине, поскольку является творением бога и хранит в себе его отражение. Эту обращенность к душе можно назвать психологизмом. Ведущими духовными ценностями средневековые философы объявляют веру, надежду и любовь.
Идеи и принципы средневековой философии прошли два основных этапа в своем развитии. Первый этап - патристика (от лат. pater - отец) охватывает II-VIII вв. и представляет собой учение «отцов церкви» - первых христианских мыслителей, создавших философское обоснование догматов. Патристика во многом использовала идеи Платона. Второй этап - схоластика (от лат. schola - школа) длится с XI в. до конца средневековой эпохи и характеризуется значительным формализмом и догматизмом, опираясь в большей степени на логические и философские идеи Аристотеля.
Философ Августин Аврелий (св. Августин Блаженный) - наиболее известный представитель патристики, автор многих работ, в том числе таких известных, как «Исповедь» и «О граде божьем».
§3.1. Философия Средневековья 53
Августин Аврелий (354-430) родился в г. Тагасте в Северной Африке, на территории Западной Римской империи. В молодости Августин (как он пишет в своей «Исповеди») вел распутный образ жизни, однако со временем начал задумываться о смысле своего существования. Некоторое время он пытался найти ответ на свои духовные запросы в разных сектантских учениях, но в конце концов пришел к христианству. Достаточно быстро Августин стал признанным авторитетом в богословии. В конце жизни стал епископом г. Гиппона.
Основные идеи Августина - духовное развитие личности, цель развития исторического процесса, проблема теодицеи. Рассмотрим их подробнее:
о «Исповедь» - первое известное произведение, где в основу сюжета положена не череда внешних событий, а развитие души, более драматичное и важное, чем все события, проходящие во внешнем мире. В «Исповеди» с ее тонким психологизмом рождается понятие личности, которого не знала античность. Для развития личности необходима вера, направляющая духовные силы человека к пониманию смысла жизни;
о в работе «О граде божьем» Августин противопоставляет «град земной» - государство и «град божий» - церковь. Первый воплощает любовь к себе, второй - к богу. В борьбе «градов» должна победить церковь и вера, которая подчинит себе государство: в этом состоит миссия церкви и цель истории;
о если в мире присутствует зло, а мир сотворен богом, то получается: бог виноват в том, что зло существует. Однако Библия говорит, что бог «всеблаг», добр. Оправдание бога за зло называется проблемой теодицеи (от греч. theos - бог + dike - справедливость). Августин сравнивает добро и зло со светом и тьмой. Свет реально существует (например, можно измерить его скорость и определить, из чего он состоит). Тьму нельзя ни измерить, ни обнаружить ее составляющие: тьмой мы называем просто отсутствие света. Зло есть отсутствие добра, небытие, значит, оно никем не сотворено. Причина зла - не в боге, а в свободе человека, который может идти к богу, а значит - к добру, или же не идти к нему, тем самым умножая зло.
Августин полагал, что знание само по себе не способно привести к истине. Ему должна помочь вера. Самое известное высказывание Августина: «Верую, чтобы знать».
54 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
Философ и богослов Фома Аквинский (Аквинат) - наиболее известный представитель схоластики. Он использовал труды Аристотеля для того, чтобы систематизировать богословские идеи. Основные его работы - «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» (или «Сумма философии»).
Фома Аквинский (1225/26-1274) родился в Акуино, близ Неаполя в богатой и влиятельной аристократической семье. Вопреки желанию родственников Фома вступает в нищенствующий орден доминиканцев. Пытаясь образумить Фому, родители заточили его в башне фамильного замка, где тот провел больше года, но не отказался от своего выбора. Фома учится и работаете Париже, Кельней Риме, где пишет ряд трактатов и комментариев к Библии и трудам Аристотеля. В 1274 г. по пути на собор он умирает. В 1323 г. Фому причислили к лику святых.
В фокусе исследований Аквината - проблема соотношения веры и разума. По мнению философа, и вера, и разум ведут к истинному знанию, однако в случае противоречия между ними следует отдавать предпочтение вере («философия - служанка теологии»). Так, при помощи разума можно доказать то, что бог существует и он един. Что касается троичности бога, первородного греха и других идей, то их нельзя понять без откровения (Библии) и веры.
Фоме принадлежат пять доказательств существования бога:
о движение - все, что движется, имеет источник движения в чем-то другом, следовательно, должен быть перводвига-тель, т.е. бог;
о причина - все имеет причину, цепь причин не может уходить в бесконечность, следовательно, существует первопричина, т.е. бог;
о необходимость - случайное зависит от необходимого, значит, существует высшая, божественная необходимость, т.е. бог;
о качество - все имеет разные степени качеств (хуже, лучше), значит, должен быть эталон - высшее совершенство, т.е. бог;
о цель - все в мире имеет цель, следовательно, существует высшее разумное начало, которое и направляет все в мире к цели, т.е. бог.
Учение Фомы известно как томизм (по-латыни Фома - Thomas). Идеи Аквината популярны до сих пор, и современная католическая философия известна как неотомизм.
§ 3.2. Философия Возрождения 55
В конце эпохи Средневековья начинают зарождаться идеи строгого научного знания. Наибольших успехов здесь добился орден францисканцев.
Роджер Бэкон 1 (ок. 1214-1294) призывал отказаться от слепой веры в авторитеты и изучать мир при помощи наблюдений и экспериментов. Уильям Оккам (ок. 1285 - ок. 1350) считал, что все спекулятивные понятия, не самоочевидные или не поддающиеся проверке опытом, следует удалить из науки: «Сущности не следует умножать без необходимости». Этот принцип, согласно которому самое простое объяснение будет самым правильным, известен как «бритва Оккама». Идеи францисканцев указывали на кризис схоластики и готовили переход к Возрождению.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. Средневековое мировоззрение основано на теоцентризме - принципе, согласно которому все в мире определено богом.
2. Основные этапы средневековой философии - патристика и схоластика. Представителем первой был Августин Аврелий, второй - Фома Аквинский.
1. Перечислите принципы средневековой философии. Прокомментируйте их.
2. Назовите основные идеи философии Августина Аврелия и Фомы Аквинского.
§ 3.2. Философия Возрождения
Основные черты. Основные направления
Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в XIV в. в Италии и в XV в. в других европейских странах и продолжается вплоть до начала XVII в. Основные черты философии Возрождения следующие: о антропоцентризм - в центре мировоззрения стоит человек;
1 Не путайте с Фрэнсисом Бэконом (1561-1626).
56 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
о гуманизм - обоснование самоценности человека, его прав и
о эстетизм - ведущая роль искусства;
о свободомыслие - освобождение от догматического средневекового мышления.
Рассмотрим их более подробно:
о антропоцентризм (от греч. anthropos - человек) Возрождения обозначает, что место бога в центре мироздания занимает человек. Он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу;
о гуманизм (от лат. humanus - человечный) подчеркивает, что конечной целью философии должен являться человек как венец творения;
о эстетизм обозначает высокую роль творчества в эпоху Возрождения. Сонеты Ф. Петрарки, новеллы Дж. Боккаччо, драматургия У. Шекспира, романы М. Сервантеса, скульптуры Микел-анджело, полотна Леонардо да Винчи - все это классические образцы небывалого подъема искусства;
о свободомыслие подразумевает свободу человеческого мышления. Бог дал человеку свободную волю для того, чтобы он решал практические и теоретические проблемы собственными силами, не уповая при этом на высшие силы.
Само название «Возрождение» подчеркивает, что философы этого времени пытались найти обоснования своего поиска в свободном и демократическом духе античности, возрождая классическую древность. Основные направления философии Ренессанса отсылают к греческим и римским образцам (табл. 3.2).
Таблица 3.2. Основные направления философии Ренессанса
Натурфилософия возвращается к идеям природы и Космоса. Предшественник итальянской натурфилософии Николай Ку-
§ 3.2. Философия Возрождения 57
занский (1401 - 1464) выдвигает идею пантеизма - отождествляет природу и бога. Поскольку Вселенная, как и бог, бесконечна, ее нельзя познать при помощи ограниченной логики - к абсолютной истине можно бесконечно приближаться, но овладеть ею нельзя. На место логики ставится «ученое незнание» - символическое мышление, где сливаются противоположности. Приведем пример такого мышления.
а А В
------------ т . #
Прямая а по определению бесконечна. Отрезок АВ конечен. Однако А В можно разделить на разное число частей (от двух до бесконечности). Следовательно, АВ также внутри себя бесконечен. Поскольку оо = со, прямая а равна отрезку АВ. Если символически представить, что прямая - это бог, а отрезок - человек, то человек становится равным богу и Космосу. Душа человека неисчерпаема и бесконечна, поэтому может быть представлена как целая Вселенная (микрокосм), равная физической Вселенной (макрокосм).
Пантеизм Николая Кузанского повлиял на дальнейшее развитие науки - исследование Вселенной получило свое оправдание: изучать бога можно не только через откровение, но и через изучение природы.
Важной заслугой изучения природы также стала гелиоцентрическая модель Солнечной системы (Земля вращается вокруг Солнца), сменившая геоцентрическую (Солнце вращается вокруг Земли). Здесь известны имена Николая Коперника (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилея (1564-1642), которые стоят у истоков европейской экспериментальной науки.
Скептицизм - это реакция на религиозную догматику и форма проявления творческого свободомыслия. Голландский философ Эразм Роттердамский (1469-1536) в своей знаменитой книге «Похвала глупости» высмеивает фальшивую мораль и ученость схоластов, предпочитая ей глупость «живой жизни»: «В человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков. Ежели кто захочет один восстать про-
58 Глава 3. Развитие западноевропейской философии (основные этапы)
тив всей вселенной, я посоветую ему бежать в пустыню и там, в уединении, наслаждаться своей мудростью» 1 .
Девизом французского мыслителя Мишеля Монтеня (1533-1592) были слова «Точно известно, что ничего точно не известно». Свой скептицизм Монтень выразил в работе «Опыты». Приведем некоторые афоризмы из нее:
о «Я полагаю, что почти на каждый вопрос надо отвечать: не знаю».
о «В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом - незнание» 2 .
Политическая философия Возрождения представлена в разных вариантах. Мечты Платона об идеальном государстве находят свое продолжение в традиции утопизма. У ее истоков стоит Томас Мор (1478-1535), автор книги «Утопия» (слово «утопия» значит «несуществующее место»). Здесь он описывает несуществующее государство, где все основано на принципах равенства и справедливости - собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ.
Никколо Макиавелли (1469-1527) в работе «Государь» представляет совершенно иную традицию в политической философии. Если Платон не отделял этику от политики, то Макиавелли полагает, что при возникновении государственной необходимости правитель вправе пользоваться любыми средствами - вплоть до подкупов, обмана, шантажа, политических убийств. Однако подобная деспотическая власть не может быть использована ради корыстных целей. Ее цель - укрепление государства, обеспечение его интересов и в конечном счете - народное благо. В позднейшее время термин «макиавеллизм» стал упрощенно пониматься как принцип, согласно которому в политике «цель оправдывает средства».
Таким образом, Возрождение стало подготовкой к Новому времени. Скептицизм позволил перейти от средневековой догматики к свободному творчеству. Натурфилософия стала основанием для научной революции XVII в. Политическая философия поставила вопрос о пределах власти и социальной спра-
1 Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М.: Худлит, i960. Гл. 25.
2 Монтень М. Опыты: В 2 т. М.: Терра, 1996. Т. 2. С. 244, 247.
§ 3.3. Философия Нового времени (XVH-XVIII вв.) 59
ведливости: идеи Макиавелли повлияли на становление централизованных государств, а идеи утопистов - на более поздние революционные идеалы «свободы, равенства, братства».
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
1. Философия Возрождения основана на антропоцентризме - принципе, согласно которому в центре мироздания находится человек.
2. В фокусе философии Возрождения находятся проблемы соотношения человека и природы, политического устройства и творчества.
1. Перечислите основные черты философии Возрождения. Назовите их основные отличия от характеристик средневековой философии.
2. Назовите идеи основных направлений в философской мысли Возрождения.
Что заставило Кейта Ричардса лезть на фиджианскую пальму, с которой он благополучно свалился, до сих пор доподлинно неизвестно. То ли вспомнил гитарист Rolling Stones бурную молодость, то ли бес в ребро ударил. Однако теперь невинная шалость может обернуться для уже далеко не юного музыканта проблемами. Да такими, что поклонники начали терзаться вопросом, а вернутся ли легендарные "роллинги" на сцену?Тревожит фанатов полная неопределенность. Как же так, вопрошают они, с момента трагического инцидента прошло уже почти две недели, а о состоянии Ричардса ничего толком не известно. Информация поступает самая противоречивая и какому источнику верить непонятно.
Официальный представитель музыканта, мадам Фран Кертис, с выдержкой и упорством настоящей английской леди на многочисленные вопросы назойливых журналистов отвечает одной и той же фразой. Мол, Кейт чувствует себя нормально, а остальное вас пока не касается. Захочет, сам потом расскажет. Вся скудная информация, которой репортерам удалось от нее добиться, состоит в том, что в прошлую субботу уже было выписанный из больницы "роллинг" вдруг почувствовал себя плохо и упал без сознания.
Врачи диагностировали у жалующегося на сильные головные боли пациента кровоизлияние в мозг и положили его на операционный стол. Путем "небольшого вмешательства" заморские эскулапы снова поставили 62-летнюю легенду рок-н-ролла на ноги. И теперь он чувствует себя нормально (даже несмотря на то, что у него появилась маленькая дырка в черепе) и восстанавливает силы. По словам госпожи пресс-секретаря, он уже может разговаривать, и даже говорил по телефону.
Новозеландские СМИ спокойствия миссис Кертис не разделяют, а наоборот опасаются за судьбу знаменитого музыканта. По их данным, он перенес не одну операцию, а уже целых две. И нельзя с уверенностью сказать, не последует ли за ними третья. Врачи не исключают повреждения мозга. Немецкий Spiegel сообщает, что в данный момент Кейт находится в клинике в полной изоляции. К музыканту допускают только супругу Патти Хэнсен и двух дочерей – Теодору и Александру, которые несут непрерывную вахту у кровати Кейта.
Поклонники пребывают в панике. "Что мы должны думать? Все ли с ним в порядке? Вернется ли он в строй, или повреждение мозга лишит Stones Ричардса?", - читаем на сайте фанклуба группы. "Величайшая группа мира ничто без лучшего на Земле гитариста, - пишет одна из фанаток на странице StonesPlanet. "Восстанавливай мозги и играй дальше!" – требует она у Кейта.
Как бы там ни было, но временная потеря гитариста уже нанесла по ровесникам рок-н-ролльного века первый удар. Открытие отложено до лучших времен. Остается только надеяться, что этот перерыв действительно временный и не помешает ему 1 июля подняться на сцену в Барселоне и взорвать публику энергией своей гитары.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно обратиться к женщине в электронном письме: "Уважаемый директор (компании...)!" или "Уважаемая директор (компании...)!"
Правильно - обратиться со словом "уважаемый" по имени и отчеству. Если имя и отчество неизвестн ы, то можно так: уважаемый господин директор, уважаемая госпожа директор .
Вопрос № 300622 | ||
Во Вьетнаме у меня прошла и астма, и аллергия, и я сумел есть фрукты, орехи, мед – все то, что для меня было просто неизвестн о по вкусу. Правильно ли расставлены знаки перед союзом "и"? И почему и как правильно?
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 299827 | ||
Подскажите, пожалуйста, как правильно де они появились впервые точно неизвестн о (не известно)?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: Где они появились впервые, точно неизвестн о.
Вопрос № 287871 | ||
Здравствуйте! Как правильно написать: «съел ложку-другую мёда» или «съел ложку, другую мёда»? Или есть третий вариант?
Ответ справочной службы русского языка
Если имеется в виду примерное количество ложек (сколько именно, точно неизвестн о), то верно: съел ложку-другую меда.
Вопрос № 279540 | ||
Здравствуйте! Несколько ночей не сплю, не дает покоя вопрос: как правильно "точно неизвестн о", "точно не известно" или допустимы оба варианта?
Ответ справочной службы русского языка
Точно неизвестн о = наверняка неизвестно. Точно не известно = известно не точно.
Вопрос № 272730 | ||
Как пишется слово НЕИЗВЕСТН О, НЕИЗВЕСТЕН в предложениях? А именно: Местонахождение неизвестно. Адрес проживания неизвестен. Слитно или раздельно?
Ответ справочной службы русского языка
Слитное написание правильно (здесь нет факторов, влияющих на раздельное написание, ср.: местонахождение никому не известно ).
Вопрос № 264659 | ||
Здравствуйте!
У меня такой вопрос: как пишется "неизвестно" в таких словосочетаниях, как "ничего неизвестн о", "пока неизвестно"? Слитно с "не" или раздельно? И в каких вообще случаях пишется "неизвестно" раздельно?
Спасибо за ответ!
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: пока не известно, ничего не известно.
Вопрос № 263770 | ||
Уважаемое справочное бюро, надеюсь на ваш скорейший ответ! Как стоит расставить знаки препинания в данном предложении, и верно ли оно с точки зрения грамотности речи:
"Эта история произошла некоторое время назад, но какое именно (?) доподлинно неизвестн о".
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Эта история произошла некоторое время назад, но когда именно - неизвестно.
Вопрос № 262836 | ||
Здравствуйте! Написать слитно или раздельно неизвестн ый в таком предложении: ...перед творческой личностью неизвестные ранее возможности... Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Слитное написание корректно.
Вопрос № 249283 | ||
Скажите пожалуйста Откуда появилась фраза "Муж объелся груш"? И что она значит?
Ответ справочной службы русского языка
Объелся груш - шутливая (ничего не означающая) рифма к слову муж, это выражение употребляется в разговорной речи, точная этимология его неизвестн а.
Вопрос № 239778 | ||
Как правильно написать - мне это слово неизвестн о или не известно? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Возможно как слитное, так и раздельное написание в зависимости от смысла.
Вопрос № 233142 | ||
здравствуйте! Где скачать литературу по способам технического словообразования в русском языке?
Ответ справочной службы русского языка
К сожалению, нам это неизвестн о.
Вопрос № 232354 | ||
Как правильно: доподлинно неизвестн о или доподлинно не известно? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Верно раздельное написание.
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать не в данном случае: слитно или раздельно? Где он был в этот момент, им было неизвестн о.
Ответ справочной службы русского языка
Возможно как слитное, так и раздельное написание.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЛОБОДОТУРИНСКИЙ АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю:
зам. директора по учебно-методической работе
Юревич Т.Л.__________
«___»._________.20___ г.
Комплект контрольно- оценочных материалов
для оценки результатов освоения
УД ОГСЭ.01 основы философии
основной профессиональной образовательной программы
подготовки специалистов среднего звена / квалифицированных рабочих, служащих
230115 «Программирование в компьютерных системах»
35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
с. Туринская Слобода, 2015 год
Разработчики: Слободотуринский аграрно-экономический техникум,
преподаватель УД «Основы философии» М.Н. Швецова
I. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.1. Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения УД «Основы философии»
В результате оценки осуществляется проверка следующих объектов:
Таблица 1
Объекты оценивания
Показатели
Критерии
Тип задания;
№ задания
(в соответствии с учебным планом)
Знать:
Роль философии в жизни человека и общества;
Основы философского учения о бытии;
Сущность процесса познания;
Основы научной, философской и религиозной картины мира;
Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии
Уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего специалиста
Правильность решения тестового задания
- однозначность выбора ответа и соответствие эталону
Совпадение с эталоном 50% ответов
Решение заданий с выбором ответа, заданий открытого типа и заданий, требующих краткого ответа
Дифференцированный зачёт
1 .2. Организация контроля и оценивания
Форма промежуточной аттестации
Организация контроля и оценивания
Дифференцированный зачёт
По завершении изучения учебной дисциплины «Основы философии» проводится дифференцированный зачёт, который будет проводиться в форме тестов.
Тесты составлены с учетом обязательного минимума содержания полного общего образования по основам философии.
На выполнение работы отводится 90 минут. На выполнение работы отводится 90 минут. Работа состоит из 2 частей включающих 22 задания.
Часть А
Часть В
Оценку студента можно определить следующим образом:
100% – 85% - «5»; 84% - 70% - «4»; 69% - 50% - «3», менее 50% - «2».
1.3. Материально-техническое обеспечение контрольно-оценочных мероприятий
Контрольно-оценочные мероприятия проводятся в учебном кабинете № 125 «История». Время выполнения задания – после прохождения курса обществознания.
Максимальное время выполнения задания: 90 мин.
Тесты представлены на бумажных носителях.
2. Контрольно-измерительные материалы
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 90 минут. На выполнение работы отводится 90 минут. Итоговая работа включает 2 варианта состоящих из двух частей. В каждом варианте по 22 задания каждый, различающихся по своему назначению, а также по форме предъявления, содержанию и сложности.
Часть А включает 14 заданий (1-14). К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых верный. За каждое верно выполненное задание выставляется один балл. Максимальное число баллов этой части – 14.
Часть В содержит 7 заданий (15-22) более сложного уровня. За верно выполненное задание выставляется 2 балла. Если в ответе содержится 1 ошибка, то выставляется один балл, за неверный ответ или ответ, содержащий 2 или более ошибок, выставляется 0 баллов. Максимальное число баллов этой части – 14.
Максимальное количество баллов за всю работу – 28.
Вариант 1.
2.1. Тест
Часть А
Инструкция для студентов:
1. Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии периода…
1) досократического
2) эллинистического
3) классического
4) позднего классического
2. Как закономерный процесс освобождения человека, осознания имсобственной свободы понимал историю…
1) Аристотель
2) Г. Гегель
3) Д.Вико
4) Ф. Аквинский
3. Маркс говорил о человеке как о животном, производящем…
памятники культуры
символы
орудия труда
архетипы
4. В науке различают два уровня исследования:
1)чувственный и логический
5. Среди философов Античности не допускали возможности истинного знания…(несколько вариантов ответа)
1) Неоплатоники
2) Скептики
3) Сократ и Платон
4) Элеаты
5) софисты
6. Согласно Ф.Аквинскому, бытие и сущность …
1) совпадают в Боге
2) никогда не совпадают
3) совпадают в человеке
4) совпадают в природных явлениях
7. Социальная сфера общества включает в себя…
1) общности людей
2) государственные структуры
3) средства производства
4) транснациональные корпорации
8. К числу людей, предвосхитивших на рубеже ХХ века общие тенденции развития природы и общества, следует отнести
1) М. Вебера
2) В.И. Вернадского
3) О. Шпенглера
4) Н.А. Бердяева
9. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа…
1) «нет ничего помимо Бога»
2) «все сущее есть благо»
3) «возлюби ближнего своего, как самого себя»
4) «не следует умножать сущности сверх необходимого»
10. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества выражается в понятии…
«глобализация»
«идеологизация»
«информатизация»
«технологизация»
11. С точки зрения Т. Куна, научная революция – это …
отделение умственного труда от физического
переход от одной парадигмы к другой
переход к обществу знания
превращение науки в непосредственную производительную силу.
12. В научном познании выделяют два уровня:
1) новаторский и репродуктивный
2) диалектический и метафизический
3) эмпирический и теоретический
4) эклектический и монистический
13. Современная философия может быть охарактеризована как …
учение о сущности и ипостасях Бога
теоретическая система взглядов на мир.
система философских, религиозных и научных идей
наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
14. Вторая половина ХХ века – это время развертывания ________революции.
биотехнологической
научно-технической
промышленной
неолитической.
Часть В
15. Дополнить предложение :
16.
Фалес
Элейская школа
Левкипп
Школа атомистов
Анаксимандр
Демокрит
Парменид
Анаксимен
Зенон
17. Дайте определение . Мировоззрение – это…
18.
Анаксимен
Апейрон
Демокрит
Вода
Гераклит
Атом
Огонь
воздух
19. .
20. Выберите правильный ответ .
1) XIV века
2) XV века
3) XVI века
4) XVII века
21 .
22 . .
Вариант 2.
2.1. Тест
Часть А
Инструкция для студентов: Из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный
Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):
1) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;
2) собрание теорий, концепций философов;
3) наука, исследующая язык;
4) учение о познаваемости мира
Термин «философия» означает:
1) рассуждение;
2) компетентное мнение;
3) профессиональную деятельность;
4) любовь к мудрости;
3. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ):
1) устройство мира;
2) красота мира;
3) счастье человека;
4) всеобщее в системе «мир-человек»
4. Философии присущи функции:
1) мировоззренческая и познавательная;
2) методологическая и прогностическая;
3) аксиологическая и ориентационная;
4) все эти функции вместе взятые.
5. Философия объясняет мир с помощью:
1) мифологических образов;
2) откровения;
3) интуитивного прозрения;
4) рациональной аргументации;
6. Философия - это:
1) мировоззрение;
2) мирочувствование;
3) мироощущение;
4) мировосприятие
7. Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии периода…
1) досократического
2) эллинистического
3) классического
4) позднего классического
8. Как закономерный процесс освобождения человека, осознания имсобственной свободы понимал историю…
1) Аристотель
2) Г. Гегель
3) Д.Вико
4) Ф. Аквинский
9. Маркс говорил о человеке как о животном, производящем…
памятники культуры
символы
орудия труда
архетипы
10. В науке различают два уровня исследования:
1)чувственный и логический
2) гуманитарный и естественнонаучный
3) интуитивный и рациональный
4) эмпирический и теоретический.
11. Среди философов Античности не допускали возможности истинного знания…(несколько вариантов ответа)
1) Неоплатоники
2) Скептики
3) Сократ и Платон
4) Элеаты
12. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия:
а) этика;
б) аксиология;
в) эсхатология;
г) онтология;
13. Философское учение о всеобщих законах познания - это:
а) гносеология;
б) онтология;
в) эстетика;
г) этика;
14. Современная философия может быть охарактеризована как …
1)учение о сущности и ипостасях Бога
2)теоретическая система взглядов на мир.
3)система философских, религиозных и научных идей
4)наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Часть В
15. Дополнить предложение :
Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве……………
16. Соотнесите философскую школу и ее представителя:
Милетская школа
Фалес
Элейская школа
Левкипп
Школа атомистов
Анаксимандр
Демокрит
Парменид
Анаксимен
Зенон
17. Дайте определение . Мировоззрение – это…
18. Соотнесите философа и элемент, который он считал первоосновой мира:
Анаксимен
Апейрон
Демокрит
Вода
Гераклит
Атом
Огонь
воздух
19. Назовите работы Аврелия Августина .
20. Выберите правильный ответ . Эпоха Возрождения начинается с…
1) XIV века
2) XV века
3) XVI века
4) XVII века
21 . Продолжите. Слова «точно известно, что ничего точно не известно» принадлежат…
22 . Дайте определение и назовите основателя эмпиризма
СВОДНЫЙ ЛИСТ
ФИ
Баллы
Максимальный бал- 28
Оценка
1-14
Max 1 4
15-22
Max 14
КЛЮЧ
1 вариант
Ответы
2 вариант
Ответы
Часть А
Часть А
1
1
1
1
2
2
2
4
3
3
3
4
4
4
4
4
5
2,5
5
4
6
1
6
1
7
1
7
1
8
2
8
2
9
4
9
3
10
1
10
4
11
2
11
2,5
12
3
12
4
13
2
13
1
14
1
14
2
Часть В
15
личности
15
личности
16
1-А, В, Е, 2-Д, Ж, 3-Б, Г
16
1-А, В, Е, 2-Д, Ж, 3-Б, Г
17
17
Мировоззрение – это совокупность взглядов на мир и место в нем человека
18
1-Д, 2-В, 3-Г
18
1-Д, 2-В, 3-Г
19
«Исповедь», «О граде божьем»
19
«Исповедь», «О граде божьем»
20
1
20
1
21
М. Монтень
21
М. Монтень
22
22
Эмпиризм – это опора на опыт. Основатель – Ф. Бэкон
Кр и т ер и и о ц е нк и т ес т о в
Рез у л ь таты о ц е н и в а ю тся с л е д у ю щ и м об р аз о м:
« н е у до вл ет во ри те л ь но »- < 5 0% п р а в и л ь н ы х о т в е т о в;
« у до вл ет во ри т е ль н о » - 50 - 6 9% пр а в иль ны х о т в е т о в;
« х о ро ш о » - 69 - 8 5% пр а в иль ны х о т в е т о в;
« о т л и ч но » - > 8 5% пр а в и ль н ы х о т в е т о в
– Капитан Симод, что дают последние наблюдения? Что-нибудь важное?
– Да, командующий, весьма существенное. Первое же наблюдение после локализации в узле дало интересный результат. На нашем же векторе, только в обратном направлении, усмотрен еще один узел, гораздо более выгодный, чем этот. Пятитуннельный, и возможности обзора оттуда куда предпочтительнее. А значит, и безопасности, и скрытности действий.
– Я понимаю, капитан. Жаль, что мы не сориентировались сразу. Могли бы сразу направиться туда, и сейчас уже…
– Боюсь, ваша смелость, что тогда нам пришлось бы куда солонее.
– Объясните. Тот узел занят?
– Узел пуст. Но система ретроградного анализа свидетельствует, что непосредственно перед нашим входом в этот узел – тот, противоположный, был занят. И очистился буквально минуты тому назад.
– Дьявол! Кто там был? «Неодолимый», да? Конечно, он!
– Ну, вы ведь знаете: ретроградный анализ не дает такой четкой картины, как зрительное изображение. Однако компьютер дал общие характеристики, и судя по ним – это корабль нашего класса. Это он.
– Так. А почему же, по-вашему, Легана добровольно уступила нам столь выгодную позицию? Это пахнет ловушкой, капитан.
– Примитивная мышеловка. Они явно рассчитывают, что мы, не рассуждая, бросимся туда. А они – тут как тут, выскочат из-за угла, чтобы воткнуть нам кортик в спину.
– Каким же это образом, хотел бы я знать.
– С них станется пойти на авантюру. По Стизлу. Их мечтой должно быть – разделаться с нами здесь. Потому что в Нормали наше преимущество будет неоспоримым: оборона Мадига куда мощнее, чем их паутинка, защитное поле Леганы.
– По Стизлу, гм… Да, в самом деле. Ну что же, капитан, – пожалуй, мы дадим им такую возможность. И соответственно приготовимся. Да. Именно так я и сделаю. Не откладывая. Командуйте: здесь произвести разворот. Средним ходом – к тому узлу. А у границы изолирующего поля заранее расположим готовое к бою охотничье звено. И атаку по Стизлу предпримем мы, а не они. Успех практически обеспечен. Один удар – и их больше нет.
– По-моему, прекрасный замысел. А интересно все-таки, ваша смелость: куда деваются выброшенные из Простора корабли? Хоть какие-то версии есть?
– Не встречал. Неизвестно даже, впрямь ли они выброшены. Это лишь предположение. Или их просто растворяет, превращает во что-то другое. Слишком мало фактов, чтобы делать выводы. Хоть что-то достоверно известно ведь лишь о том корабле, что был атакован Стизлом. Известно, что о его судьбе ничего не известно. На такой базе можно создать что угодно, любую теорию – или вообще ничего не создавать.
– Выходит, мы своей атакой сразу увеличим базу данных вдвое?
– Окажем услугу науке. Командуйте. Вольное звено – ко мне. Я лично поставлю им задачу.