Вольтер - биография, информация, личная жизнь. Философ Вольтер – просветитель и борец с клерикализмом Вольтер краткая биография и творчество

Вольтер – один из выдающихся деятелей эпохи Просвещения. Писатель, философ, публицист, которого во Франции считают национальной гордостью. Настоящее его имя – Франсуа-Мари Аруэ.

Родился будущий писатель в 1694г. Мать его рано умерла, поэтому воспитанием сына занимался отец – известный парижский нотариус. Он отдал мальчика в иезуитский колледж, где тот проучился с 1704г. по 1711г.

Когда юноша окончил данное учебное заведение, отец пристроил его в адвокатскую контору. Но молодого человека больше привлекала литература. Первую пьесу он написал в восемнадцать лет, а когда ему исполнилось двадцать, он снискал славу короля насмешек.

В 1717г. за одно из своих сатирических стихотворений попал в Бастилию. Находясь в тюрьме, закончил ряд произведений, работу над которыми начал раньше, и создал несколько стихов.

Благодаря ходатайствам друзей в 1718г. вышел на свободу. В этом же году на сцене с успехом была поставлена трагедия «Эдип», сделавшая его знаменитым. Регент даже назначил ему пенсию.

Вольтер ощущает творческий подъём. Одно за другим появляются его произведения различных жанров. Писатель экспериментирует, частенько совмещая трагическое и комическое.

В 1726г. Вольтер снова попадает за решётку, а потом уезжает в Англию. На родину возвращается лишь через 3 года. Под влиянием впечатлений, полученных в Англии, пишет трактата «Философские письма». Напечатан он был в 1732г. В 1734г. по требованию французского парламента книга публично сжигается. Автору же приходится скрываться в Лотарингии, а затем – в Нидерландах.

В 1745г. писатель возвращается в Париж. Король дарит ему титул камергера и назначает придворным историографом. Кроме того его избирают членом Французской академии.

В 1751г. принимает приглашение Фридриха II и уезжает в Берлин. В 1753г. поселяется в Женеве. В 1758г. покупает имение Ферней, расположенное на границе Швейцарии с Францией. Там он прожил почти до самой старости и написал философские повести «Кандид, или Оптимизм» и «Простак», а также много других произведений. Его имение превратилось в своеобразное место паломничества прогрессивной интеллигенции.

Умер Вольтер в Париже в 1778г.

Биография 2

Сложно найти область гуманитарного творчества, в которой не отметился бы, острый как бритва, ум Вольтера. Драматург, поэт, мыслитель, публицист, сатирик, просветитель, философ, историк – не счесть ипостасей этого выдающегося человека. Его творчество до сих пор вызывает интерес у читателя.

Юные годы

Родина Вольтера – Франция. 21 ноября 1694 года в городе Париже впервые увидел свет один из ярких умов человечества. При рождении он получил имя Франсуа – Мари Аруэ, от которого отказался в пользу псевдонима Вольтер.

Родители философа были простыми людьми из среднего сословия. Отец был нотариусом. Мать происходила из семьи судебного служащего, прожила недолгую жизнь, скончалась в 1701 году.

На обучение Франсуа-Мари был отдан в лицей Людовика Великого, тогдашний колледж иезуитов. Отец мечтал направить мальчика по своим стопам, на юридическое поприще. В 1711 году, по окончании колледжа, Вольтер продолжает обучение в парижской Школе права. В возрасте восемнадцати лет бросает право и занимается литературным творчеством.

Начало гонений

Начинает он с едкой сатиры, за что становится частым гостем в стенах Бастилии. В 1717 году он попадает в неё почти на год, там пишет трагедию «Эдип» и поэму «Генриада».

В обмен на свободу Вольтеру приходится бежать из Франции в Англию. Через три года он возвращается на родину, издаёт книгу «Философские мысли». После чего моментально подвергается опале опять и бежит в Руан, в Лотарингию.

Муза философа

В Руане Вольтер встречает женщину, с которой проведёт свои лучшие во всех отношениях годы. Однажды вечером маркиза Эмилия дю Шатле спасает его от шайки разбойников, спугнув их своим появлением верхом.

Это была очень образованная и состоятельная дама. Эмилия специально приехала за философом, о котором была наслышана, чтобы дать ему покой и счастье в своём замке Сирей.

В этой тихой гавани философ создал лучшие произведения. Райская жизнь продолжалась пятнадцать лет, вплоть до смерти маркизы.

Европа

К 1945 году Вольтер уже приобрёл мировую известность. Однако, отношения с французским монархом так и не сложились. Тяжело переживая уход любимой женщины, он принимает приглашение Фридриха II переехать в Берлин. У прусского короля философ вызвал недовольство острословием и финансовыми махинациями, которыми вдруг увлёкся.

1948 год – переезд в Швейцарию, покупка поместья. Здесь Вольтер устраивает свой королевский двор, куда стекались многочисленный гости из разных стран. Активно переписывается с монархами Дании, Польши, Швеции, России. В этот период пишет много философских повестей.

Возвращение в Париж

На девятом десятке лет мыслитель возвращается в Париж. Вскоре у него обнаруживают онкологическое заболевание. 30 мая 1778 года Вольтера философа не стало. Его похоронили в Шампани, в 1791 году останки были перезахоронены в Париже, в усыпальнице знаменитых людей.

Вещий Олег – великий русский князь, окончательно объединивший славянские племена. О происхождении Олега практически ничего не известно. Существуют лишь несколько теорий, основанные на летописных сводках.

  • Борис Годунов

    В 1552 году в семье вяземского помещика родился будущий русский царь Борис Федорович Годунов. После смерти отца его судьбой занялся дядя Дмитрий, который и способствовал зачислению Бориса в 1570 году в опричники.

  • Вольтер, настоящее имя Франсуа-Мари Аруэ, (1694-1778) – великий французский философ и мыслитель, прозаик и поэт, трагик и сатирик, историк, просветитель и публицист.

    Детство и юность

    Отец, Франсуа Аруэ, был государственным служащим, работал на должности нотариуса и собирал налоги. Мама, Мари Маргерит Домар, была из семьи секретаря уголовного суда.

    Всего в семье было пятеро детей, Вольтер был младшим. Когда ему едва исполнилось 7 лет, умерла мама.

    Обучение мальчик прошёл в иезуитском колледже (сейчас это парижский лицей Людовика Великого), где, по его словам, учили «латыни и прочим глупостям». Отец мечтал видеть сына юристом и по окончании колледжа в 1711 году определил его в Школу права.

    Но карьера юриста совсем не увлекала молодого Вольтера. Вдобавок ко всему он не любил своего отца. Чем взрослее становился юноша, тем меньше ему хотелось быть сыном преуспевающего буржуа. Позднее, в возрасте 50 лет, Вольтер заявил, что его настоящий отец – нищий мушкетёр и поэт, некий шевалье де Рошбрюн. А тогда, будучи 18-летним парнем, Вольтер всё-таки бросил юридическое обучение и занялся литературой.

    Начало литературной деятельности

    Надо сказать, что стихи он стал писать, ещё обучаясь в колледже. Вольтер был вольным поэтом, обитал в аристократических домах, куда его ввёл родственник по материнской линии аббат Шатонеф.

    Произведения его были полны сатиры, за что Вольтер не раз попадал в Бастилию. В 1717 году он отсидел в тюрьме почти целый год, но времени даром не терял, трудился над поэмой «Генриада» и трагедией «Эдип».

    После очередного тюремного заключения молодому человеку было предложено покинуть Францию, в противном случае ему грозило длительное пребывание в тюрьме. Вольтер отправился в Англию, где провёл около трёх лет, занимаясь в основном изучением науки, политического строя, философии и литературы.

    Вернувшись в Париж, в книге «Философские мысли» Вольтер поделился своими впечатлениями об Англии. Книга была конфискована, издатель попал в Бастилию, а сам писатель успел убежать, на этот раз в Лотарингию.

    Эмилия дю Шатле

    С маркизой дю Шатле Вольтер познакомился в Руане. Он скрывался там под чужим именем, практически не выходил на улицу в опасении, что его поймают и снова заточат в Бастилию.

    Однажды вечером, решившись всё-таки прогуляться на свежем воздухе и уже возвращаясь домой, Вольтер увидел женщину верхом на коне. Он заметил дорогой наряд и украшения, а значит, дама была знатной и богатой особой. Она появилась в тот самый момент, когда Вольтер разглядел у своего дома разбойников с палками. При появлении женщины, толпа бросила палки и разбежалась. Спасительницей оказалась Эмилия дю Шатле. Женщина сказала, что о нём ей всё известно, и она приехала специально, чтобы увезти Вольтера к себе замок.

    Писатель стал жить в замке Сирей, позже он назвал его «раем на земле». Ему было 39, маркизе 27, получилась потрясающая по красоте история любви, вместе они прожили 15 лет. Эмилия стала для Вольтера всем – лучшим другом, наставником, помощником, любовницей, верным спутником и музой. Именно в замке Сирей он создал самые лучшие свои шедевры: трагедии «Альзира» и «Магомет», поэму «Орлеанская девственница», а также научные труды «Основы философии Ньютона» и «Трактат о метафизике».

    Маркиза искренне переживала с ним каждую радость, огорчение, взлёт и падение, волновалась за него и помогала в творчестве. Сама она была очень образованной, увлекалась литературой, физикой, философией и математикой, перевела на французский язык труды Ньютона.

    Когда маркиза умерла, Вольтеру казалось, что нет смысла теперь жить без любимой женщины. Но судьбою было уготовано, что он переживёт свою Эмилию на долгих 30 лет.

    Европейская деятельность

    В 1745 году Вольтер получил назначение на должность придворного поэта, в следующем году его избрали членом французской академии наук, а также почётным членом Петербургской академии наук.

    Но натянутые отношения с Людовиком ХV, а также уход из жизни любимой Эмилии послужили поводом для того, чтобы Вольтер согласился на предложение прусского короля Фридриха II и уехал в Берлин.

    За три года с прусским королём у поэта произошёл разлад из-за своего острого языка и финансовых махинаций. Вольтер уехал, на этот раз в Швейцарию. На границе женевского кантона он заимел два поместья – одно арендовал, второе купил. Здесь он занялся обширной перепиской и приёмом гостей со всех уголков Европы. Среди тех, с кем он переписывался, помимо прусского короля Фридриха II были:

    • российская императрица Екатерина II;
    • король Дании Христиан VII;
    • король Польши Станислав Август Понятовский;
    • король Швеции Густав III.

    С 1750 по 1760 годы Вольтер очень много трудился, результатом его плодотворной работы стали философские повести:

    • «Кандид»;
    • «История Российской империи при Петре Великом»;
    • «Вопросы об энциклопедии»;
    • «Трактат о веротерпимости»;
    • «Простодушный»;
    • «Карманный философский словарь»;
    • «Опыт всеобщей истории о нравах и духе народа».

    К этому времени заметно прибавлялось состояние Вольтера, он получил наследство отца, гонорары за свои изданные философские труды. Надо отметить, что философ не чурался и финансовых спекуляций. Так что к 1776 году его состояние насчитывало 200 тысяч ливров, и он вошёл в число богатейших людей Франции. Вольтер завёл себе несколько довольно прибыльных предприятий, аристократы занимали у философа деньги, а он мог теперь думать и говорить всё, что захочет.

    Смерть и наследие

    Вольтеру было уже за восемьдесят лет, когда он вернулся в Париж, его встречали восторженно. Он купил дом на улице Ришелье. Казалось, что теперь на Родине можно спокойно доживать свой век.

    Но его стали мучить сильные боли. Современные медики, изучив документы и записи самого философа о том, как протекала болезнь, сошлись на мнении, что скорее всего у Вольтера был рак предстательной железы. Чтобы уменьшить боль, он подсел на опий. В марте 1778 года произошло его примирение с церковью и отпущение грехов. А в мае великого философа не стало, он умер во сне в Париже 30 мая 1778 года.

    В христианском погребении тела Вольтера было отказано. Его похоронили в Шампани, где в аббатстве Сельер настоятелем служил его племянник. Но в 1791 году его останки всё-таки перенесли в Парижскую национальную усыпальницу выдающихся людей.

    Сразу после его смерти императрица Екатерина II изъявила желание выкупить библиотеку Вольтера. Сделка оговаривалась с наследниками философа, его племянница продала 6814 книг и 37 рукописных томов за 30000 рублей золотом. В 1779 году специальный корабль доставил это наследие в Петербург.

    Первоначально библиотека Вольтера хранилась в Эрмитаже, сейчас в Российской национальной библиотеке в городе Санкт-Петербурге.

    Нет цены наследию, которое оставил Вольтер потомкам. Собрание его философских сочинений составляет около 50 томов по 600 страниц каждый и ещё плюс два огромных тома «Указателей».

    Вольтер: кратко о философе и философии

    Франсуа Мари Аруэ (известный под именем Вольтер) родился 21 ноября 1694 г. в Париже. Он по праву считается одним из самых важных философов эпохи Просвещения. Его сочинения были настолько разнообразны, что его сложно назвать философом в классическом смысле. Помимо философских текстов из-под его пера также выходили пьесы, романы, исторические заметки, стихи, эссе и научные тексты.

    Вольтер родился в скромной семье среднего класса: его мать происходила из благородной семьи, отец был нотариусом и главой налогового отделения округа. Когда Вольтеру было семь лет, его мать умерла. Мальчик стал очень близок со своим крестным отцом, маркизом де Шатонёф, вольнодумцем, который во многом повлиял на его жизнь и научил молодого Вольтера литературе, деизму и отказу от суеверий.

    В 1704-1711 гг. Вольтер учился в парижском колледже Людовика Великого, где получил классическое образование и проявил способности к изучению языков (раньше он уже выучил греческий и латынь, а позже также бегло заговорил по-английски, по-испански и по-итальянски). К моменту завершения обучения Вольтер уже решил, что хочет стать писателем. Отец прочил ему карьеру юриста, считая, что писатели не приносят обществу пользы. Вольтер врал отцу, что работает помощником нотариуса, а сам сочинял сатирические произведения. В конце концов обман раскрылся, и отец отправил его в юридическую школу. Но Вольтер не оставил любимого занятия, и вскоре его имя стало широко известно в интеллектуальных кругах.

    Непростые отношения Вольтера с французскими властями

    Вольтер не раз создавал сатирические произведения, объектом которых становились французская знать и даже особы королевской крови. В результате он не раз оказывался за решеткой и в ссылке. В 1717 г. молодой Вольтер на 11 месяцев попал в знаменитую Бастилию за сатирические стишки в адрес регента короля Людовика XV. Во время заключения он написал свою первую пьесу «Эдип», которая принесла ему настоящий успех. В 1718 г. он взял себе псевдоним «Вольтер», и это часто считают той формальной поворотной точкой, после которой уже ничего не связывает Вольтера с его прошлым.

    1726-1729 годы Вольтер вынужденно провел в ссылке в Англии после того, как осмеял французского дворянина. В Англии он познакомился с идеями Джона Локка, Исаака Ньютона, изучил строй британской конституционной монархии, допускавшей свободу вероисповедания и свободу слова. Вернувшись во Францию, Вольтер издал свои английские впечатления под заглавием «Философские письма» в 1733 г. Книга была в штыки принята французскими властями и церковью, и Вольтеру вновь пришлось спешно покинуть Париж.

    Следующие 15 лет Вольтер прожил в ссылке на северо-востоке Франции, найдя приют у своей любовницы и соратницы маркизы дю Шатле. Он продолжал писать о науке, истории, литературе и философии (особенно метафизике, сосредоточившись на вопросах существования Бога и истинности библейских текстов). Вольтер не просто ратовал за религиозную свободу и отделение церкви от государства: он полностью отрицал религию.

    После смерти маркизы дю Шатле в 1749 г. Вольтер по приглашению прусского короля Фридриха II поселился в Потсдаме. Однако в 1753 г. он впал в немилость из-за ссоры с президентом Берлинской академии наук. Некоторое время Вольтер переезжал из города в город, но наконец осел около швейцарской границы (именно там он создал свое знаменитое произведение «Кандид».

    В 1778 г., в возрасте 83 лет, Вольтер вернулся в Париж, где его встретили как настоящего героя. Он умер 30 мая того же года.

    Философские взгляды Вольтера

    На Вольтера повлияли идеи Джона Локка и скептического эмпиризма, которые активно развивались в Англии того времени. Вольтер был не только известным критиком религии. Именно он определил переход от работ Декарта: он насмехался над религией и гуманистическими формами оптимизма.

    Вольтер оставался убежденным приверженцем свободы вероисповедания. Он не был атеистом (сам он считал себя деистом), но выступал против организованной формы религии и католицизма. Библию он считал метафорическим справочником по вопросам морали, созданным человеком и уже устаревшим. Он был убежден, что существование Бога - не вопрос веры (следовательно, не имеет ничего общего с верой отдельно взятого человека), а вопрос разума. Широко известны слова Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы придумать».

    Политика

    По Вольтеру, идеальная форма управления - конституционная монархия, которую он видел в Англии. Он не верил в демократию, называя ее «идиотизмом масс», и был убежден, что с помощью философов просвещенный монарх может преумножить богатство и мощь Франции (что, по мнению Вольтера, также совпадало с интересами самого монарха).

    Гедонизм

    Взгляды Вольтера на свободу и фактически вся его философия основаны на гедонистической морали. Это часто отражается в его поэзии, которая представляет моральную свободу, полученную от свободы сексуальной. В произведениях Вольтера мораль приравнивается к положительной оценке личного удовольствия. Его идеи по поводу этики основаны на максимальном удовольствии и избегании страданий. Его гедонистическая точка зрения перенеслась и на критику религии: он часто выступал с критикой учения католической церкви по поводу ее моральных принципов сексуальных ограничений, обета безбрачия у священников и отказа от плотских удовольствий.

    Скептицизм

    В отличие от других философов, например Декарта (к чьим работам Вольтер относился крайне негативно), Вольтер основывал все свои философские положения на скептицизме. Он называл таких философов, как Декарт, «философствующими романтиками». Он не видел ценности в создании системного подхода для связного объяснения явлений и вещей. По Вольтеру, это вовсе не философия. Он утверждал, что роль философа - осознать, что иногда отсутствие объяснения и есть самое философское объяснение. Философ должен освободить людей от догматических принципов и иррациональных законов.

    Вольтер опирался на скептицизм как инструмент защиты своих взглядов на свободу. По его мнению, не существует священной власти, которую нельзя критиковать. Работы Вольтера всегда полны враждебности - к монархии, религии и обществу. На протяжении всей своей карьеры он использовал остроумие и сатиру для подрыва существующих философских основ. Например, в самой известной своей работе «Кандид» он пародирует религиозный оптимизм философа Готфрида Лейбница.

    Метафизика

    Вольтер утверждал, что наука благодаря значительным достижениям сэра Исаака Ньютона (Вольтер был большим его поклонником) отдаляется от метафизики. Он считал, что метафизику следует полностью исключить из науки.

    .....................................................................................

    Идеи заключались в нравственном возрождении общества, которое должно было подняться для восстания. Выдающимися просветителями были и Вольтер, а позднее Жан-Жак Руссо и Дени Дидро.

    Идеи Монтескье и Вольтера не были одинаковыми относительно вопросов государства и общества. Однако они стали основополагающими в развитии нового общества. отличалась от взглядов других представителей эпохи.

    Краткая биография

    Родился Вольтер (при рождении дали имя Франсуа-Мари Аруэ) в Париже (Королевство Франция) 21 ноября 1694 года. Его матерью была дочь секретаря уголовного суда. Отец работал нотариусом и сборщиком налогов. Вольтер не принимал профессию отца, как и его самого, поэтому в 1744 году он даже объявил себя незаконнорожденным сыном нищего мушкетера, слагающего стихи.

    В юности он учился в иезуитском колледже, после чего начал изучать право. Со временем молодому человеку надоело подчиняться отцу, он начал искать свой путь в жизни. С 1718 года он подписывается псевдонимом Вольтер, который является анаграммой его полного имени с припиской «младший».

    За время занятий сатирой поэт несколько раз сидел в Бастилии. Первый раз это случилось в 1717 году. Причиной ареста была оскорбительная сатира в адрес герцога Орлеанского, который являлся регентом Франции.

    В течение жизни Вольтер еще не раз сталкивался с угрозой ареста. Он вынужден был покидать Францию. Философ на протяжении своего пути жил в Англии, Пруссии, Швейцарии. К 1776 году он стал богатейшим человеком Франции, что дало ему возможность создать свое «удельное княжество» в поместье Ферней.

    Из своего имения Вольтер, которого были монархическими, вел переписку со многими известными людьми того времени. В их число входили главы держав:

    • Король Пруссии - Фридрих 2.
    • Императрица России - Екатерина 2.
    • Король Польши - Станислав Август Понятовский.
    • Король Швеции - Густав 3.
    • Король Дании - Христиан 7.

    В возрасте 83 лет известный просветитель вернулся в Париж, где вскоре скончался. Его останки хранятся в национальной усыпальнице для выдающихся людей - Пантеоне.

    Философские идеи Вольтера

    Кратко о философии Вольтера можно сказать так - он был сторонником эмпиризма. В некоторых своих трудах он пропагандировал учение английского философа Локка. При этом он был противником французской материалистической школы.

    Свои важнейшие философские статьи он издал в «Карманном философском словаре». В этом труде он выступил против идеализма и религии. Опирался Вольтер на научные познания своего времени.

    Основные взгляды Вольтера относительно человека сводятся к тому, что каждый должен иметь естественные права:

    • свободу;
    • безопасность;
    • равенство;
    • собственность.

    Однако естественные права должны быть ограждены позитивными законами, поскольку «люди злы». При этом многие законы такого рода философ признавал несправедливыми.

    Социально-философские взгляды

    Основная идея Вольтера в социальном воззрении сводится к необходимости неравенства в обществе. По его мнению, оно должно состоять из богатых, образованных и тех, кто обязан на них работать. Он считал, что трудящимся людям ни к чему образование, поскольку их рассуждения могут все погубить.

    Вольтер был приверженцем До конца жизни он был монархистом. По его мнению, монарх должен опираться на просвещенную часть общества в лице интеллигенции и философов.

    Основные идеи о вере

    Основная идея Вольтера относительно существования Бога сводится к тому, что тот является неким инженером, который придумал, создал и продолжает гармонизировать систему мироздания.

    Вольтер выступал против атеизма. Он считал, что: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Это разумное высшее существо предстает как вечное и необходимое. Однако философ придерживался позиции, что доказывать существование Бога нужно не через веру, а путем разумного исследования.

    Это объясняется тем, что вера не способна раскрыть его бытие. Она построена на суевериях и множестве противоречивых вещей. Единственной правдой в данном аспекте является поклонение Богу и его заповедям. По мнению Вольтера, атеизм, как и теизм, противоречит деизму своей абсурдностью.

    Политические и Вольтера

    Великий философ не оставил после себя специальных трудов по политике и юриспруденции. Однако политические и правовые взгляды Вольтера заслуживают особого внимания. Все его мысли по поводу государства, права, закона размещены в различных произведениях.

    Основные взгляды

    Причиной всех социальных зол философ считал засилье невежества, суеверий и предрассудков, которые подавляли разум. Все это шло от Церкви и католицизма. Именно поэтому в своем творчестве просветитель борется со священнослужителями, религиозными преследованиями и фанатизмом.

    Последний, насаждающийся Церковью, умерщвляет и слова. А это является жизнетворным началом любой свободы. При этом Вольтер не отвергал существование Бога и необходимость религии.

    Основная идея Вольтера не была демократичной. Просвещение не было рассчитано на простых рабочих. Философ не почитал людей физического труда, поэтому в своей идее он не брал их во внимание. Более того, больше всего он боялся народовластия. В этом Вольтер и его политические идеи отличались от других представителей того времени.

    Равенство людей он понимал только в политико-юридическом смысле. Все люди должны быть гражданами, которые в равных правах зависят от законов и защищены ими. При этом он считал, что положение человека в обществе должно зависеть от того, обладает ли он имуществом. Например, право голоса относительно общественного блага должно быть только у собственников, а не у всех простых людей.

    В судебном деле Вольтер выступал за справедливое судопроизводство, в котором будут участвовать адвокаты. Пытки он не признавал и желал их отмены.

    В плане государственного устройства философ был сторонником абсолютной монархии с просвещенным правителем во главе. Однако ему также нравилась на практике система правления в Англии. Конституционная монархия и наличие двух партий, которые способны следить одна за другой, почитались Вольтером.

    Как идеолог, мыслитель не создал собственной политической теории. Однако правовые взгляды Вольтера подготовили почву для дальнейшего развития политических и правовых учений. Вольтеровские идеи в большей или меньшей степени проникли во взгляды всех французских просветителей.

    Правозащитная деятельность

    Уже упоминалось о том, что Вольтер не уважал труд своего отца. Однако он все же связывал свою жизнь с юридическим делом в 1760-1770 годах. Так, в 1762 году он провел компанию, чтобы отменить приговор о смертной казни, который был вынесен протестанту Жану Каласу. Его обвинили в убийстве собственного сына. Вольтер смог добиться оправдательного приговора.

    Другими жертвами политических и религиозных гонений, которых защищал просветитель, были Сирвен, граф де Лалли, шевалье де Ла Барр. Политико-правовые взгляды Вольтера заключались в борьбе с Церковью и ее предрассудками.

    Вольтер-литератор

    В литературе Вольтер симпатизировал аристократическому 18 веку. Он известен своими философскими повестями, драматическими произведениями, поэзией. Особенность его произведений в простоте и доступности языка, афористичности, сатире.

    Драма

    На протяжении жизни автор написал 28 классических трагедий, среди которых чаще всего выделяют «Эдипа», «Заиру», «Цезаря», «Китайскую сироту» и другие. Он долгое время боролся с появлением новой драмы, но в конце концов стал сам смешивать воедино трагическое и комическое.

    Под напором новой буржуазной жизни политико-правовые взгляды Вольтера изменились относительно театра, он открыл двери драмы всем сословиям. Он понял, что людям легче внушать свои мысли при помощи героев из низших сословий. Автор вывел на сцену садовника, солдата, простую девушку, речи и проблемы которых более близки обществу. Они производили более сильное впечатление и достигали поставленной автором цели. К таким буржуазным пьесам относят «Нанину», «Расточителя», «Право сеньора».

    Библиотека Вольтера

    После смерти философа его библиотекой заинтересовалась Екатерина 2, с которой он вел переписку. Русская императрица поручила это дело своему агенту, который обсудил все с наследниками Вольтера. В эту сделку должны были войти и личные письма Екатерины, однако они были куплены Бомарше. Он опубликовал их с некоторыми поправками и пропусками по просьбе императрицы.

    Сама библиотека была доставлена на корабле в 1779 году. В нее вошли 6814 книг и 37 рукописей. Вначале ее разместили в Эрмитаже. Во времена правления Николая 1 доступ к библиотеке был закрыт. Известно, что А. С. Пушкин работал с ней по особому распоряжению царя, когда писал «Историю Петра».

    В 1861 году Александр 2 распорядился о переводе всего имеющегося материала в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге.