Преподобный исаакий далматский. Исаакий (преподобный далматский) Исаакий Далматский и династия Романовых

Пре-по-доб-ный Иса-а-кий про-ис-хо-дил «с во-сто-ка», по всей ве-ро-ят-но-сти из Си-рии. Он под-ви-зал-ся в пу-стыне, по-ка не услы-шал го-лос с небес, по-велев-ший ему от-пра-вить-ся в Кон-стан-ти-но-поль. При-быв ту-да, свя-той за-стал сто-ли-цу охва-чен-ной ере-сью ари-ан-ства, при-вер-жен-цем ко-то-рой был им-пе-ра-тор Ва-лент (364-378). Ко-гда им-пе-ра-тор со-би-рал-ся на вой-ну с вар-ва-ра-ми , прп. Иса-а-кий несколь-ко раз под-хо-дил к нему с уве-ще-ва-ни-я-ми, про-ся от-крыть церк-ви и пре-кра-тить го-не-ния на пра-во-слав-ных. За это при-бли-жен-ные им-пе-ра-то-ра из-би-ли свя-то-го, а Ва-лент при-ка-зал бро-сить его в зло-вон-ное бо-ло-то, из ко-то-ро-го жи-вым не вы-би-ра-лось ни од-но су-ще-ство. Но 2 ан-ге-ла чу-дес-ным об-ра-зом из-ба-ви-ли прп. Иса-а-кия от ги-бе-ли. При-дя к им-пе-ра-то-ру в по-след-ний раз, он пред-ска-зал ему по-ра-же-ние в войне и ги-бель в огне. Раз-гне-ван-ный им-пе-ра-тор по-ве-лел бро-сить по-движ-ни-ка в тем-ни-цу до сво-е-го воз-вра-ще-ния. По про-ро-че-ству свя-то-го ар-мия Ва-лен-та бы-ла раз-би-та вар-ва-ра-ми, а им-пе-ра-тор, спа-са-ясь бег-ством, сго-рел в де-ре-вян-ном ам-ба-ре, по-до-жжен-ном пре-сле-до-ва-те-ля-ми.

О встре-че прп. Иса-а-кия с Ва-лен-том и пред-ска-за-нии по-ра-же-ния и ги-бе-ли им-пе-ра-то-ра со-об-ща-ют так-же цер-ков-ные ис-то-ри-ки блж. , и неко-то-рые дру-гие. В си-нак-сар-ном Жи-тии прп. Исаакия в свя-зи с эти-ми со-бы-ти-я-ми при-ве-де-на ис-то-рия, не встре-ча-ю-ща-я-ся в дру-гих ре-дак-ци-ях: святой узнал о ги-бе-ли им-пе-ра-то-ра еще до то-го, как ве-сти до-шли до Кон-стан-ти-но-по-ля, ибо он чу-дес-ным об-ра-зом чув-ство-вал за-пах со-жжен-но-го те-ла, до-но-сив-ший-ся с ме-ста сра-же-ния . Эта ис-то-рия бы-ла впо-след-ствии пе-ре-ска-за-на ис-то-ри-ком Иоан-ном Зо-на-рой .

По-сле смер-ти им-пе-ра-то-ра Ва-лен-та на пре-стол взо-шел им-пе-ра-тор Фе-о-до-сий I Ве-ли-кий (379-395). Услы-шав о про-ро-че-стве свя-то-го, им-пе-ра-тор при-ка-зал от-пу-стить его из тем-ни-цы и с по-че-стя-ми при-нял во двор-це. По-сле это-го прп. Иса-а-кий, со-глас-но Жи-тию, участ-во-вал во II Все-лен-ском Со-бо-ре (381) (од-на-ко в спис-ках участ-ни-ков Со-бо-ра он не от-ме-чен). За-тем свя-той хо-тел вер-нуть-ся в пу-сты-ню, но бла-го-че-сти-вые вель-мо-жи Са-тур-нин и Вик-тор про-си-ли его не по-ки-дать Кон-стан-ти-но-поль и не остав-лять сво-их ду-хов-ных чад. Вняв их уго-во-рам, прп. Иса-а-кий по-про-сил по-стро-ить ему ке-лью. Каж-дый из вель-мож воз-вел в сво-ем име-нии жи-ли-ще для него, и свя-той вы-брал скром-ную ке-лью, со-ору-жен-ную Са-тур-ни-ном. Она на-хо-ди-лась в при-го-ро-де Кон-стан-ти-но-по-ля, за го-род-ски-ми сте-на-ми. К свя-то-му при-хо-ди-ло мно-го лю-дей из го-ро-да, он по-се-щал жи-те-лей по их прось-бам, чтобы по-мо-лить-ся с ни-ми и бла-го-сло-вить их до-ма. Им-пе-ра-тор Фе-о-до-сий так-же неод-но-крат-но при-гла-шал его во дво-рец. Прп. Иса-а-кий все-гда стре-мил-ся по-мо-гать бед-ным, и ес-ли кто-то, встре-тив его на до-ро-ге, про-сил ми-ло-сты-ни, то он сни-мал с се-бя плащ и от-да-вал ни-ще-му. Ес-ли он воз-вра-щал-ся из го-ро-да и во-ро-та уже бы-ли за-кры-ты, то по-сле мо-лит-вы и крест-но-го зна-ме-ния свя-то-го они все-гда чу-дес-ным об-ра-зом от-кры-ва-лись. Через неко-то-рое вре-мя во-круг ке-льи Иса-а-кия был ос-но-ван мо-на-стырь, впо-след-ствии на-зван-ный Дал-ма-та мо-на-стырь, ко-то-рый счи-тал-ся древ-ней-шим в Кон-стан-ти-но-по-ле ; там свя-той про-жил до кон-ца сво-их дней.

По-чув-ство-вав при-бли-же-ние смер-ти, прп. Иса-а-кий со-звал уче-ни-ков, на-став-лял их в пра-вой ве-ре и вы-брал сре-ди них од-но-го, по име-ни Дал-мат, ко-то-ро-го на-зна-чил сво-им пре-ем-ни-ком.

По-сле кон-чи-ны свя-то-го им-пе-ра-тор при-ка-зал со-вер-шить тор-же-ствен-ное по-гре-бе-ние с про-цес-си-ей к церк-ви св. Ири-ны (ко-то-рая то-гда бы-ла ка-фед-раль-ным со-бо-ром Кон-стан-ти-но-по-ля). Бра-тия мо-на-сты-ря и уче-ни-ки свя-то-го ис-про-си-ли раз-ре-ше-ние по-ло-жить остан-ки Иса-а-кия в церк-ви св. Сте-фа-на, по-стро-ен-ной непо-да-ле-ку от Дал-мат-ско-го мо-на-сты-ря. Св. Иса-а-кий был по-гре-бен в ал-та-ре это-го хра-ма, спра-ва от свя-то-го пре-сто-ла.

Ис-хо-дя из тек-ста Жи-тия Иса-а-кия, го-дом его смер-ти сле-ду-ет счи-тать 383-й . Од-на-ко дру-гие ис-точ-ни-ки та-кую да-ту не под-твер-жда-ют. Со-глас-но Жи-тию Дал-ма-та, Иса-а-кий жил еще при ар-хи-епи-ско-пе Ат-ти-ке (406-425). Кал-ли-ник, ав-тор Жи-тия прп. Ипа-тия Ру-фи-ни-ан-ско-го, так-же со-об-ща-ет, что св. Иса-а-кий был жив еще в 406 г., ко-гда по-се-щал прп. Ипа-тия в его мо-на-сты-ре. При этом дру-гая вер-сия Жи-тия Дал-ма-та, из-дан-ная М. Ге-део-ном, под-твер-жда-ет 383 г. как да-ту кон-чи-ны свя-то-го, од-на-ко сам из-да-тель кри-ти-че-ски от-но-сит-ся к да-ти-ров-кам это-го со-чи-не-ния, ука-зы-вая на раз-но-об-раз-ные несо-от-вет-ствия, встре-ча-ю-щи-е-ся в тек-сте .

Ис-сле-до-ва-те-ли неод-но-крат-но за-тра-ги-ва-ли этот во-прос, и, по об-ще-му мне-нию, 383 г. нель-зя счи-тать го-дом смер-ти пре-по-доб-но-го. В на-сто-я-щее вре-мя об-ще-при-знан-ной яв-ля-ет-ся да-ти-ров-ка его кон-чи-ны пе-ри-о-дом по-сле 406 г. Неко-то-рые ис-сле-до-ва-те-ли бо-лее кон-крет-но опре-де-ля-ют год смер-ти св. Иса-а-кия. Так, А. Ка-ме-рон от-но-сит его кон-чи-ну к 416 г. на ос-но-ва-нии дан-ных о церк-ви пер-во-мч. Сте-фа-на, в ко-то-рой бы-ли по-ло-же-ны мо-щи Иса-а-кия . Су-ще-ству-ет мне-ние, что свя-той скон-чал-ся в 424 или 425 г.

Со-глас-но О. Мей-нар-ду-су, ча-сти-цы мо-щей прпп. Иса-а-кия и Дал-ма-та хра-нят-ся в ски-ту Но-вая Фива-и-да на Афоне .

По-чи-та-ние прп. Иса-а-кия в Рос-сии свя-за-но с лич-но-стью им-пе-ра-то-ра Пет-ра I, день рож-де-ния ко-то-ро-го (30 мая) сов-пал с днем па-мя-ти свя-то-го. Им-пе-ра-тор счи-тал его сво-им небес-ным по-кро-ви-те-лем, и в честь свя-то-го был воз-двиг-нут Иса-а-ки-ев-ский со-бор в С.-Пе-тер-бур-ге.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

При-ме-ча-ния

Речь идет о по-хо-де про-тив ве-ст-го-тов 378 г.

Theodoret. Hist. eccl. IV 34

Sozom. Hist. eccl. V 40

Су-ще-ству-ет две вер-сии Жи-тия прп. Иса-а-кия. Бо-лее пол-ная (BHG, N 956) со-хра-ни-лась в ру-ко-пи-си Vat. gr. 1671 (X в.) и из-да-на бол-лан-ди-ста-ми (ActaSS. Mai. T. 7. P. 247-258). Ее пе-ре-вод на сла-вян-ский язык со-дер-жит-ся в Су-п-расль-ском сбор-ни-ке (XI в.), а так-же вклю-чен под 21 мар-та в ВМЧ митр. Ма-ка-рия (Иосиф, ар-хим. Оглав-ле-ние ВМЧ. С. 37; Ива-но-ва К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. Со-фия, 2008. С. 493). Ав-тор, по всей ве-ро-ят-но-сти, был ино-ком Дал-ма-та мо-на-сты-ря. Ис-сле-до-ва-те-ли обыч-но да-ти-ру-ют это Жи-тие VI-VIII вв. (Dagron. 1970. P. 231; Lenski. 2004. P. 108). Крат-кая вер-сия (BHG, N 955) оста-ет-ся неиз-дан-ной, лат. пе-ре-вод был осу-ществ-лен А. Лип-по-ма-ном и из-дан вме-сте с пол-ной вер-си-ей Жи-тия (ActaSS. Mai. T. 7. P. 258-260). Крат-кое си-нак-сар-ное Жи-тие прп. Исаакия (BHG, N 956b), со-дер-жа-щее неко-то-рые све-де-ния, не встре-ча-ю-щи-е-ся в др. вер-си-ях, бы-ло из-да-но Ф. Аль-ке-ном в 1948 г. Н. Лен-ски вы-ска-зал пред-по-ло-же-ние, что обе ре-дак-ции Жи-тия, а так-же крат-кое си-нак-сар-ное Жи-тие вос-хо-дят к од-но-му ар-хе-ти-пу (Lenski. 2004. P. 108). Ис-сле-до-ва-тель Ф. Но упо-ми-на-ет о су-ще-ство-ва-нии еще од-ной вер-сии Жи-тия Иса-а-кия - в ру-ко-пи-си Paris. gr. 1453 (XII в.). Fol. 225v - 226 и при-во-дит из нее неболь-шой от-ры-вок, од-на-ко пол-ный текст до сих пор оста-ет-ся неиз-дан-ным (Nau F. Sur les mots ΠΟΛΙΤΙΚΟΣ et ΠΟΛΙΤΕΥΟΜΕΝΟΣ et sur plusieurs texts grecs relatifs à Saint Étienne // ROC. 1906. Vol. 11. P. 198-216).
До-пол-ни-тель-ные све-де-ния об Иса-а-кии и о Дал-ма-те мож-но по-черп-нуть из Жи-тия прп. Ипа-тия Ру-фи-ни-ан-ско-го (Callinicos. Vie d"Hypatios / Introd., texte crit., trad. et not. G. J. M. Bartelink. P., 1971. (SC; 177)), ко-то-рое, по мне-нию ис-сле-до-ва-те-лей, яв-ля-ет-ся бо-лее до-сто-вер-ным с ис-то-ри-че-ской точ-ки зре-ния со-чи-не-ни-ем, т. к. оно бы-ло со-зда-но вско-ре по-сле опи-сы-ва-е-мых со-бы-тий; имен-но к это-му Жи-тию сле-ду-ет об-ра-щать-ся в слу-чае со-мни-тель-ных да-ти-ро-вок.

Преподобный Исаакий жил в четвертом веке. Он принял постриг и вел жизнь отшельника. В то время царствовал император Валент, сторонник ереси Ария. Ариане считали, что Иисус Христос не единосущен отцу, и занимает в Троице как бы подчиненное положение. Ариане гнали тех, кто не соглашался с их толкованием веры. Православные храмы закрывали и разрушали. Исаакий узнал о том, что творится в империи, покинул пустыню и пришел в Константинополь. Как раз в это время император Валент собирался в поход на варваров-готов, приближавшихся со стороны Дуная. Исаакий встретил отряд императора у самых ворот Константинополя. Он громко крикнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!» Но император не обратил внимания на слова старца. Трижды Исаакий взывал к Валенту. Рассерженный император приказал бросить докУчливого старца в болото. Тот уцелел, смог выбраться и догнать войско. Он опять обратился к Валенту: «Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне». Император лишь рассмеялся. Он приказал заточить Исаакия в темницу. Но слова старца сбылись - войско византийцев было разбито, сам Валент погиб во время пожара. Новый царь, Феодосий Великий навестил преподобного Исаакия, освободил его и исполнил все наставления старца.

Исаакий Далматский и династия Романовых

Преподобный Исаакий жил в четвертом веке, в Византийской империи. Он принял монашеский постриг и вел жизнь отшельника. В это время к власти пришел император Валент, сторонник ереси арианства. Это учение отрицало равенство природы Бога Отца и Бога Сына. Валент насаждал эту ересь и закрывал православные храмы. Тогда Исакий отправился в Коснтантинополь, чтобы убедить императора одуматься. В это время Валент вел свои войска на битву с племенем вестготов. Монах закричал царю из толпы: «Отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!». Валент разгневался и повелел заточить Исаакия в темнице. Но предсказание сбылось: войско было разбито, а Валент погиб. Новый император, Феодосий, освободил провидца, возвратил храмы православным и победил готов.
Особо святого Исаакия Далматского почитали в императорской семье Романовых. Петр Первый родился в тысяча шестьсот семьдесят втором году в день памяти преподобного Исаакия. В честь святого Пётр построил один из первых храмов новой столицы, Петербурга, - скромную деревянную Исаакиевскую церковь. В ней император венчался со своей супругой, будущей императрицей Екатериной Первой. А через сто пятьдесят лет был освящен четвертый Исаакиевский храм - знаменитый собор авторства Огюста Монферрана.

Исаакий Далматский и Исаакиевский собор

Преподобного Исаакия церковные историки частенько называют «дерзким монахом». Он жил в четвертом веке, был отшельником и молитвенником. В это время империю раздирал религиозный конфликт - к власти пришел император Валент, сторонник ереси арианства. Это учение отрицало равенство природы Бога Отца и Бога Сына. Православные храмы повсеместно закрывались. Исаакий отправился в Константинополь, и встретил там императора. Валент вел войска на битву с вестготами, наступавшими с севера. И тут простой монах закричал царю: «Отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!». Валент разгневался и повелел заточить Исаакия в темнице. Но предсказание сбылось: войско было разбито, а Валент погиб. Новый император, Феодосий, освободил провидца, возвратил храмы православным и победил готов. Через тысячу триста лет, в начале июня, в день памяти преподобного Исаакия, у русского царя Алексея Михайловича Романова родился сын Пётр. Позже в честь преподобного Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге был построен величественный Исаакиевский собор.

Преподобный Исаакий Далматский. 30 мая(с.с.)-12 июня(н.с.)

В этот же день 30 мая 1672 года, в день памяти Исаакия Далматского, у царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной родился наследник, чьим небесным покровителем определили ап. Петра, – будущий Петр Великий. Став царем, Петр I велел построить церковь во имя святого своего дня рождения. Поэтому уже в 1707г. на лугу против Адмиралтейских ворот появилась первая деревянная Исаакиевская церковь. Вскоре ее разобрали, и в 1717г. построили вторую, на месте будущего Медного Всадника. В 1735г. ее постигла участь первой. Третий храм, на месте современного, строился Екатериной II по проекту Антонио Ринальди. С поспешностью завершаемый Павлом I, он вызывал насмешки современников своей явной дисгармонией: "Двух царствований памятник приличный: Низ каменный, а верх кирпичный". Поэтому имп. Александр I утвердил в 1817г. проект уже четвертого по счету храма. Им и стал Исаакиевский собор Огюста Монферрана, освященный в престольный день, 30 мая 1858г.
Исаакий Далматский (+ 383), игумен, преподобный. (Память 22 марта, 30 мая, 3 августа.) Приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364-378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: "Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!". Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, он лежал на тернии, как на мягкой постели, среди цветов, громко хваля Бога. Три Ангела явились и вынесли Исаакия из пропасти на сухое место. Исаакий догнал императора и сказал: "Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне". Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения, обещая убить надоедливого старца. Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379-395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году.Сегодня об удивительном подвиге святого нам напоминает величественный Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, который долгое время был главным храмом всей Российской империи. Кондак преподобному: Яко угодник Божий верный, по Христове церкви ревностно разжегся, бразды Валентовы удержав, пророчески тому о затворении церкве пагубную смерть прорекл еси преподобне. Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.

Богослужение в Исакиевском соборе в День города 27 мая 2012 года

Преподобный Исаакий жил в IV веке , приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента ( -), ревностного сторонника арианства , начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы . Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришёл в Константинополь , чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю , пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе! ». Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником . На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: «Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне ». Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.

Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий , он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году , память его празднуется также 22 марта.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Исаакий (преподобный далматский)" в других словарях:

    Преподобный далматский, был игуменом обители Далматской; по известию Феодорита и Созомена, был весьма дерзновенен за веру перед императором Валентом и предсказал ему гибель; скончался, по житию, в 383 г. Мощи его сперва положены были в церкви св …

    Был игуменом обители Далматской; по известию Феодорита и Созомена, был весьма дерзновенен за веру перед императором Валентом и предсказал ему гибель; скончался, по житию, в 383 г. Мощи его сперва положены были в церкви св. Стефана, соседней с м… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Исаакий мужское имя. Исаакий Далматский Св. Исаакий Далматский. Исаакий (в миру Белобаев) старец, еретик XVI века, сторонник Матвея Башкина. Исаакий (в миру Борискович Чернчицкий) православный епископ луцкий и острожский. Исаакий иконописец XIV… … Википедия

    Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его … Википедия

Святой преподобный Исаакий Далматский жил в IV веке. Совершал монашеский подвиг в пустыне. При арианствующем Императоре Валенте (царствовал в 364-378) явился в Константинополь, чтобы поддержать православных молитвой и утешением. Призывал Императора Валента прекратить гонения на Православие и предостерегал его о страшной смерти в огне, если преследования православных продолжатся. За обличение арианства был подвергнут заключению. Освобожден после гибели Императора Валента, потерпевшего поражение в войне с готами и заживо сожженного ими. Принят с честью св. Императором Феодосием Великим (царствовал в 379-395), который восстановил в правах Св. Православие. Для преп. Исаакия вельможи св. Императора Феодосия Великого Сатурнин и Виктор построили в предместье Константинополя жилище, ставшее основой монашеской обители, получившей наименование Далматская по имени ученика преп. Исаакия – преп. Далмата (настоятеля монастыря после кончины преп. Исаакия в 383). В день памяти преп. Исаакия Далматского 30 мая 1672 родился Император Петр I Великий. В честь этого провиденциального для России события в Санкт-Петербурге во имя св. Исаакия Далматского воздвигнут величественный собор (вместо прежних более скромных Исаакиевских храмов, первый из которых был сооружен по воле самого Петра Великого в 1707; Государь очень дорожил этой, тогда еще совсем скромной, церковью. Именно там 19 февраля ст.ст. 1712 он обвенчался с Екатериной Алексеевной (буд. Императрицей Екатериной I). С 1723 в той же церкви приносили присягу офицеры и моряки Балтийского флота и чины Адмиралтейства). В советское время Исаакиевский собор был закрыт и осквернен, но сохранил свой внешний и внутренний облик. Во время Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда пострадал от немецких артиллерийских обстрелов. В 1990 в нем возобновились Богослужения. За первым Патриаршим Богослужением 24 октября/6 ноября 1991 в соборе св. Исаакия молились Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государь Великий Князь Владимир Кириллович и Его Августейшая Супруга Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Леонида Георгиевна. Это был первый и последний визит Великого Князя на Родину. В Исаакиевском соборе 29 апреля 1992, в присутствии всей Императорской Семьи и тысяч молящихся, состоялось и отпевание Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Государя Владимира III Кирилловича, в Бозе почившего 21 апреля 1992. С 1998 Богослужения в Исаакиевском соборе совершаются регулярно, хотя официально он еще остается музеем. Дни памяти св. преп. Исаакия: 22 марта/4 апреля, 30 мая/12 июня (преставление в 383) и 3/16 августа

30 мая/12 июня. Преподобнаго и Богоноснаго отца нашего Исаакия Исповедника Игумена Далматскаго

Тропарь, глас 8: В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, Преподобне Исаакие, дух твой.

Молитва Преподобному и Богоносному отцу нашему Исаакию Исповеднику Игумену Далматскому

Православия ревнителю и ереси обличителю, Церкве поборниче и иноков похвало, преподобне отче наш Исаакие! К тебе во умилении сердец наших притекаем и твоея помощи ко спасению нашему просим. Ты бо пророку Божию Илии поревновал еси и Царя злочестиваго небоязненно обличил еси: ты к познанию Веры Православныя того увещевал еси и от него поругания и злострадания радуяся претерпел еси. Вразуми убо и нас молитвами твоими Евангельское благовестие неизменно соблюдати и всякой ереси противостояти, искушением же от многострастныя плоти нашея, от мира сего и от диавола бывающым противитися. Научи нас во храмех Божиих неленостно собиратися и по вся дни покаяние Господеви приносити. Веруем и уповаем, угодниче Божий, яко не вотще благолепнейшая во стране Российской церковь в Царствующем граде нашем волею Божиею во твое имя создася, но да вси православнии, от всея страны нашея во храм сей притекающии, на подвиг твой взирающе, вере твоей подражают. Испроси убо, преподобне отче Исаакие, Благоверной ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ нашей здравие и спасение, на супостаты же одоление, пастырем Церкве о спасении верных ревность, всем же православным христианом в Вере единомыслие и в любви преспеяние, усопшим же блаженное упокоение, да сия вся молитвами твоими восприемлюще, купно с тобою прославим Бога, дивнаго во святых своих, в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.