Ильин И.А. Обоснование свободы

2. Но человек есть только живой организм: он есть живой дух. Духу же подобает свобода веры и любви, созерцаний, убеждений и творчества. Дух есть живая личность, ответственная перед Богом и отвечающая за себя перед другими людьми - за свои верования и воззрения, за свое делание и неделание. А ответственность предполагает свободу. При этом надо разуметь не «метафизическую свободу воли», а отсутствие общественно-политического принуждения в нашем духовном самоопределении; не отсутствие законов (уголовных, гражданских и политических), не разнуздание человека, не злоупотребление правами и преимуществами, но законченное ограждение внутренней духовной жизни человека. Человек имеет священное, неотъемлемое право на духовное самоопределение и на духовное творчество; узреть Бога в небесах и ризу Его - в земной природе; избрать себе исповедание и церковь; полюбить нравящееся и отвергнуть не нравящееся. Самостоятельно внять закону своей совести и попытаться осуществить его; увидеть красоту и попытаться художественно изобразить ее; выработать себе воззрения, убеждения и миросозерцание; познавательно исследовать то, что его пленяет, и самостоятельно добиваться истины; найти в себе живого субъекта права и определить свои политические воззрения; самостоятельно построить себе семью, жилище и жизнь. Вся эта духовная деятельность полноценна только тогда, когда она в своем внутреннем существе не регулирована обязательными запретами и предписаниями, идущими извне, от других людей или от государственной власти. Она должна быть само-починна и само-деятельна повинуясь только совестному (Божьему) зову и личному дарованию человека. Тогда ею правит вдохновение; тогда она может быть цельна и искренна; тогда она цветет и плодоносит. Тогда она свободна. И все так называемые «права личной свободы» имеют лишь тот смысл, что они политически ограждают творческую самодеятельность человека как организма и как духа.

Надо понять, что религиозная вера может быть цельна и искренна только тогда, когда она свободна. Приказ и требование бессильны создать веру. Запрет и гонение не могут прекратить ее. Ибо вера есть цветок Благодати, дар веющего Духа. И все приказы и запреты могут привести только к притворству и лицемерию. Но притворствовать и лицемерить будут не лучшие люди, а худшие. Поэтому исповедные гонения дают преимущества худшим людям и осуществляют отбор лжецов и симулянтов. Вера есть личная и добровольная связь души с Богом; именно поэтому на нее нельзя покушаться, ее нельзя вымогать, ее нельзя преследовать и гнать.

И Императорская Россия разумела это и выговаривала открыто. В статье 67 Основных Законов (в Своде Законов см. том I, часть I, раздел 1 статья 45), свобода веры присвоялась всем русским гражданам, включая и язычников: «да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укреплении силы Империи». Императорская Россия понимала, что только искреннее верование полноценно и что только свободное верование может быть искренним. Мы не сомневаемся в том, что будущая Россия восстановит эту свободу, - не свободу соблазна, лукавого совращения, извращения, сатанизма и безбожной пропаганды, но свободу Богосозерцания и Богоисповедания.

Далее нам необходимо понять, что любить, созерцать, исследовать и творить человек может только по внутреннему дару и влечению согласно требованиям сердца, вдохновения и совести. Все это полноценно только тогда, когда свободно. Нельзя полюбить по приказу и разлюбить на основании запрета. Нелепо ждать художественного искусства от «социальных заказов», скрепленных голодом и террором. Ученый, готовый исследовать по предписанному методу и трафарету, - есть не ученый, а лишенный духовного достоинства симулянт. Ибо творчество есть всегда дело свободы и предметного вдохновения.

Текущая страница: 4 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

Глава II. Твои неотъемлемые права

§ 9. Гражданин и государство. Каждый человек хочет быть свободным!

Задача урока. Уметь объяснять понятия: права и свободы человека, обязанности гражданина и государства .


В жизни каждый человек ко многому стремится. Но, пожалуй, самое желанное и дорогое – свобода . Поистине каждый человек хочет быть свободным!

Это так. Но вокруг мы видим немало людей, которые не обладают свободой, да и не стремятся к ней. Некоторые люди хорошо устраиваются в жизни как раз за счёт отсутствия свободы, полной зависимости от тех, кто даёт кров и хлеб насущный, работу и заработную плату.

Но зависимым (а тем более рабом!) человек не рождается ! Он им становится . Такого человека трудно с первого взгляда отличить от достойных, самостоятельных, свободных людей. Лакейство (т. е. раболепие, подхалимство, зависимое, униженное состояние) сидит у него в душе. Это – его главное «Я».



Что же способствует превращению человека в лакея и раба? Не будем говорить о тех давних временах, когда рабство было узаконено. Всё-таки мы живём в XXI в. Сейчас рождение в человеке «внутреннего раба» может быть связано с тремя причинами:

1) с помощью государства (общественный уровень);

2) когда одни люди силой своего характера или иными способами подчиняют себе других (личностный уровень);

3) рабская зависимость в обмен на гарантии (т. е. обеспечение) безопасности.

В первом случае тоталитарное государство (а таких, вспомните из курса истории, было немало) с момента рождения ставит человека в зависимое положение. Оно лишает его основных, самых насущных прав и свобод (однако при этом обязательно уверяет всех граждан, что это государство – самое свободное в мире). Человек смиряется с тем, что он лишь винтик в механизме общества и от него ничего не зависит.

Во втором случае один человек, пользуясь слабостью другого, просто подчиняет его себе, нередко называя себя при этом его другом (подругой). Порабощение души человека иногда происходит под воздействием группы сверстников. Многие подростки могут привести примеры такой незримой, но крепкой личной зависимости своих сверстников от ровесников или ребят постарше.



В третьем случае человек может просто бояться свободы, не представлять себе, как он будет жить: слишком много ответственности приходится брать на себя, принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу и т. д. Тогда он ищет, к кому бы «прислониться», кому бы отдать свободу в обмен на защиту от внешней опасности. Эту защиту он может искать как у государства, так и у человека или сообщества людей. Можно ли осуждать его за это?



Как же избежать этой незавидной участи слабого человека, рабски зависимого от государства или от других людей? Чтобы не попасть в полное подчинение чему-то или кому-то, кто сильнее тебя, нужно постараться воспитать и сохранить в себе свободного, независимого человека . При этом полезно опираться на знание своих прав и свобод, обозначенных в законах – международных и внутренних (национальных). Эти нормы уже давно выработало человечество. В любом демократическом, т. е. свободном, государстве есть законы, защищающие права и свободы граждан этого государства.

Давайте попробуем определить, что же такое права и свободы человека в государстве. Это те возможности, которые имеет гражданин государства. В Российской Федерации права и свободы граждан провозглашены в Основном Законе – Конституции РФ (глава 2). Например, право на труд, отдых, охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости (пенсия) и по болезни (больничный лист); на жилище, на образование, на свободу творчества и вероисповедания (выбора религии), на личную собственность и её наследование (передачу по наследству) и т. д.



Но права и свободы неотделимы от исполнения гражданином его обязанностей. Среди них основными являются соблюдение законов, уважение прав и интересов других людей, обязанность платить налоги и др.

Таким образом, свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Она всегда связана не только с осознанием своих интересов, желаний, но также и с пониманием прав и интересов других людей. В статье 17 Конституции РФ записано: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

И ещё об одном следует помнить. Свобода – вещь непростая. Она может быть опасной, если ею пользуются неподготовленные люди. Тогда она превращается во вседозволенность, в анархию . Чтобы этого избежать, необходимо воспитывать в себе общую культуру.

* * *

1. Дайте определение понятия «свобода».

2. В каком документе зафиксированы права и свободы граждан России?

3. Приведите примеры прав и свобод, существующих сейчас в Российском государстве.

4. Какие обстоятельства могут заставить человека вести себя как лакей или раб?

5*. Используя Конституцию РФ, назовите права граждан и прокомментируйте их.


Обсудите на уроке

С вободен только тот, кому никто не может помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить (Л. Н. Толстой, русский писатель ).

Б ыть высоконравственным и значит быть свободным душой. Постоянно гневающиеся на кого-нибудь, беспрестанно боящиеся чего-нибудь и всецело предающиеся страстям не могут быть свободны душой (Конфуций, древнекитайский мыслитель ).

С вободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться вполне беспрепятственно можно только самим собой. И потому если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми (Эпиктет, римский философ ).

Ч еловек любого звания свободен, если он делает только то, что идёт ему на пользу; рабом следует считать лишь того, кто принуждён делать нечто вовсе ему бесполезное (А. Ривароль, французский писатель ).

Р абом называется тот, кто, не любя своего дела, работает только ради средств существования. Свободным – кто действует на свой страх и совесть (М. М. Пришвин, русский писатель ).


Диктаторский (от «диктатор»). Личностный (от «личность»). Тоталитарный.


1. Выполните тест.

Среди приведённых ниже примеров отметьте один, отражающий нормальные цивилизованные проявления свободы человека:

1) высказывать свои политические взгляды, расходящиеся с мнением правительства;

2) ругать нецензурными словами своего политического противника;

3) ездить по улицам, не обращая внимания на разметку, дорожные знаки и сигналы светофора;

4) в любом месте переходить государственную границу по своему усмотрению.

2. Согласны ли вы с мнением журналиста? Поясните свою позицию.

«Очень трудно говорить о правах и свободах человека в странах, где население страдает от нищеты, голода, болезней. Надо сначала облегчить жизнь населения, а потом говорить о свободе».

(К. В. Кофман, журналист)

Размышляем над пройденным

1. Может ли бедный человек быть свободнее, чем богатый?

2. Почему за свободу всегда приходится бороться?

3*. Зачем гражданину нужны политические права?

Обоснуйте свой ответ.


Проектная деятельность

Почему надо знать свои конституционные права?


Словарь урока

Анархия – неорганизованность, беспорядок, безвластие, безначалие, отсутствие всякого управления.

Тоталитарное государство – государство, которое осуществляет полный контроль над общественной и личной жизнью, уничтожает демократические свободы и права человека.

§ 10. Гражданин и государство. Обязанности гражданина

Задача урока. Уметь объяснять понятия: государство , гражданин , государственные органы власти .


Мы часто слышим: «государство у нас справедливое» (или, наоборот, «несправедливое»), «мы все в долгу перед государством», «это – государственная забота», «куда смотрит государство?» и т. д. Что же такое государство?

Государство это органы власти и люди, которые нами управляют (обратите внимание на происхождение слова «государство» – от «государь», т. е. царь). В России это Президент, Правительство, парламент – Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), губернаторы, мэры, префекты. Это суды, прокуратура, армия, полиция, служба безопасности, таможня и др.



Об истории возникновения государства вы уже знаете из курсов истории Древнего мира и обществознания в 5 и 6 классах. Отметим лишь, что государство крепло по мере того, как усложнялась жизнь в обществе. Чтобы содержать государственных служащих, здания, в которых они работают, чтобы производить или покупать оружие для армии и полиции, одевать и кормить солдат и полицейских, помогать социально незащищённым слоям населения, нужны средства. Их государство получает в основном в виде налогов. Все работоспособные граждане, все предприятия, учреждения и организации платят определённую часть от своих доходов в казну государства. Это делается в обязательном порядке, по закону. Тех, кто не платит, наказывают.

Государственные служащие выполняют работу по управлению государством. Граждане, в свою очередь, ожидают от государства выполнения определённых обязанностей. В каком виде? В виде установления порядка, заботы о стариках, детях, инвалидах, борьбы с преступниками, защиты границ страны (средства на эти цели поступают из государственного бюджета), регулярной отчётности, открытых, честных действий . Для граждан важно, чтобы государство, пользуясь своей силой, обеспечивало и гарантировало их права и свободы , но не вмешивалось бы в их личную жизнь.

Однако граждане не должны забывать и о своих обязанностях перед государством . Мы уже говорили о налогах. Ещё есть обязанность (священный долг) защищать своё Отечество; исполнять одни законы (например, Конституцию Российской Федерации) и не нарушать другие (например, уголовные); охранять природу, бережно к ней относиться и т. д.




Государство крепко, если обеспечивает законные интересы граждан, защищает их, если граждане нравственны, чтут законы, трудолюбивы и ответственны перед собой, обществом и государством.

* * *

Вопросы и задания к параграфу

1. Что такое государство? Используйте в ответе на этот вопрос материал по обществознанию, пройденный в 5 и 6 классах, а также свои знания по истории Древнего мира.

2. Какова ответственность государства перед гражданами?

3. Где зафиксирована эта ответственность? И почему именно в этом законе? Обоснуйте свой ответ.

4. Используя схему, перечислите обязанности граждан перед государством.

5*. Рассмотрите схему и назовите государственные органы в России, кратко охарактеризуйте их функции.

6. Кто такие губернаторы, мэры, префекты? Каковы их функции?


Обсудите на уроке

В сякий праздный гражданин является вором (Ж. Ж. Руссо, французский писатель и философ ).

К то не сделается прежде человеком, тот плохой гражданин (В. Г. Белинский, русский литературный критик ).

О бщество бессильно без государства… Без государства править обществом будут преступные силы, всегда готовые прийти на смену официальным правителям. Слепы те, кто отрицает государство с его силовыми структурами и даже с его бюрократией. Да, государство живёт за счёт общества, грабит общество, но оно делает это (во всяком случае, должно делать это) на пользу обществу (А. Воропаев, российский политолог ).

Г осударство – учреждение временное и должно исчезнуть. Сабля и ружьё, оружие нашего времени, со временем будут показываться в музеях, как теперь показывают орудия пытки (Д. Кросби, американский писатель ).


Дайте собственные определения

Доходы. Обязанность. Ответственность.


Задания для самостоятельной работы

1. Выберите из приведённых ниже положений одно, которое представляется вам наиболее верным. Почему? Обоснуйте свой ответ.

1) Государство – это я! (Людовик XIV, король Франции ).

2) Каждая кухарка может управлять государством (лозунг первых лет после Октябрьской революции 1917 г. ).

3) Государство – это организация, которая должна заботиться о народе (мнение учёного-правоведа ).

4) Чем меньше государство будет вмешиваться в жизнь общества, тем лучше последнее будет жить (политический лозунг ).

2. Как вы думаете, может ли в стране быть частная (негосударственная) армия? Аргументируйте своё мнение.


Размышляем над пройденным

1. Вспомните материал, пройденный ранее, и сформулируйте определение понятия «гражданин». Сравните, что оно означает сегодня и что включало в себя в Древнем Риме.

2. Как вы думаете, могут ли в слабом государстве быть защищены права человека (ребёнка)? Почему?

3. Сможет ли государство действовать, если у него нет армии и полиции (милиции)?

4*. Почему надо платить налоги? Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, назовите, какие бывают налоги.


Проектная деятельность

Какие обязанности по отношению к своим гражданам и почему несёт государство?


Словарь урока

Бюджет – распределение доходов и расходов государства (государственный бюджет), семьи (семейный бюджет) и т. д.

Казна – совокупность денежных и иных средств государства.

Налоги – обязательные платежи, которые взимаются государством с граждан и организаций в государственный или местный бюджеты в целях финансирования деятельности государства.

Таможня – государственное учреждение, контролирующее прохождение грузов через границу.

§ 11. Практикум 2
I. Ролевые игры

Аукцион

Участники: ведущий аукциона и покупатели.

На настоящем аукционе для продажи выставляется вещь с начальной ценой. Далее цену набавляют покупатели. Вещь достаётся тому, кто назначил последнюю, максимальную цену.

В данной игре ведущий называет проявления свободы и объявляет начальную цену в баллах (она для всех проявлений одинакова – 10 баллов). А покупатели повышают цену в баллах (по 2 балла за один раз) до тех пор, пока эта цена не окажется последней. Тот, кто назвал наибольшую цену, становится обладателем этого проявления свободы. Цены в баллах фиксируются секретарём аукциона. По окончании аукциона участники обсуждают, кому какие характеристики свободы достались и почему.

Проявления свободы:

Выбирать руководство страны;

Демонстрировать свою физическую силу;

Вместо службы в армии служить санитаром в госпитале;

Пользоваться любой информацией как в своей стране, так и за рубежом;

Делать всё, что захочется;

Беспрепятственно выезжать из своей страны и въезжать в неё;

Беспрепятственно верить в Бога;

Заниматься торговым или любым другим бизнесом;

Иметь возможность получать приличную зарплату, в том числе достойную пенсию;

Беспрепятственно выходить на демонстрации и участвовать в митингах.


Выборы главного государственного советника

Избирается важное лицо государства. Выборы позволяют взрослым гражданам реализовать своё право на участие в управлении страной. К выборам надо готовиться загодя…

Этапы игры:

1) команда вырабатывает предвыборную программу: цели, обещания. Уточняются полномочия главного государственного советника. Обсуждается, каким он должен быть человеком;

2) выдвижение кандидатов (2–3 человека). Доверенные лица рассказывают о них, а сами кандидаты выступают с предвыборными обещаниями;

4) вступление в должность. Присяга. Речь.

Всей процедурой выборов руководит избирательная комиссия (4–5 человек).

II. Темы для дискуссий

1. Почему права и свободы гражданина в России зафиксированы в Основном Законе – Конституции РФ? О чём это говорит? Обоснуйте свой ответ.

2. Если обязанности государства перед гражданами узаконены в Конституции РФ, то должно ли государство гарантировать их выполнение? Приведите конкретные примеры из жизни.

3. Выполняют ли граждане нашей страны свои обязанности? Приведите примеры из жизни.

4*. Используя Конституцию РФ, скажите, какие права человека и как влияют на экономическое развитие страны. Обоснуйте свой ответ.

III. Читаем и анализируем

…Спартак созвал всех рабов Долабеллы на площадку перед виллой и в сопровождении управителя домом и надзирателя над рабами направился к тюрьме, составлявшей непременную принадлежность всех римских вилл. Там находились закованные в цепи рабы; их заставляли работать в железных наручниках и ножных кандалах.

Спартак освободил этих несчастных – их было свыше двадцати человек – и присоединил ко всем остальным, стоявшим на площадке.

В горячей и понятной всем речи он объяснил этой толпе рабов… причины побега гладиаторов из Капуи и сущность задуманного им дела, которому он решил посвятить всю свою жизнь. Яркими красками он обрисовал святую цель, за которую решили бороться восставшие: отвоевать у тиранов-угнетателей права для угнетённых, уничтожить рабство, освободить всё человечество – такова была благороднейшая цель войны, к которой они все готовились.

– Кто из вас хочет быть свободным и предпочитает почётную смерть с мечом в руках на поле брани жалкой жизни раба, кто чувствует себя смелым и сильным, готовым вынести все тяготы и опасности войны против поработителей всех народов, кто чувствует весь позор ненавистных цепей, пусть берёт в руки любое оружие и следует за нами!

Р. Джованьоли. Спартак

1. Каковы ваши впечатления от прочитанного?

2. Составьте план отрывка.

3. Вспомните историю Древнего Рима и расскажите о восстании Спартака, его причинах.

4. Какова была цель восставших? К чему призывал Спартак?

5. Приведите свои комментарии по поводу прочитанного.

IV. Дополнительная консультация

Исторический опыт подсказывает, что любая власть, а тем более опирающаяся на мощь государства – очень большая сила, с которой нельзя не считаться. Человек по сравнению с ней подчас кажется слабой травинкой, гнущейся от любого движения воздуха. Но так бывает только при несправедливых политических режимах. В демократических государствах человека защищает закон. Причём закон охраняет человека не только от преступников, ловкачей и прочих злодеев, но и от бездушных, слишком ретивых или (что тоже встречается) просто продажных чиновников, которые думают, что государство – это они, что органы государства принадлежат им и они могут пользоваться своей близостью к власти в своих корыстных интересах. В справедливом государстве право, закон сильнее власти. В таком государстве человек, попавший в трудную, а порой и экстремальную ситуацию, не теряется, умело опирается на силу закона и в конечном счёте выходит из затруднения победителем. Необходимо знать, как использовать огромный гуманный потенциал права для защиты своих законных прав и интересов. Нужно верить в то, что такая защита реальна для каждого. Эта вера укрепляет чувство собственного достоинства – одно из основных чувств гражданина. Укрепив это чувство в себе, гражданин никогда не сможет быть рабом чего-либо: власти, людей, обстоятельств… Он навсегда останется свободным человеком.


Каковы ваши комментарии по поводу прочитанного?

Сформулируйте собственные вопросы и задайте их одноклассникам.

V. Составляем таблицу

Классифицируйте в таблице обязанности граждан перед государством и государства перед гражданами по Конституции РФ.



1. Какие обязанности граждан и почему записаны в Конституции РФ?

2. Перечислите обязанности государства перед гражданами. Несёт ли государство ответственность за их выполнение?

3. Должны ли граждане всегда выполнять свои обязанности? Почему?

4. Если граждане не выполняют своих обязанностей, то должно ли государство защищать их?

VI. Заполняем схему

Прочитав материал § 10 и вспомнив, что вы проходили в 6 классе, заполните схему составляющих государства.



1. Какие государственные органы составляют парламент России? Какую ветвь власти они представляют?

2. Что входит в исполнительную власть?

3. Что входит в местные органы власти в вашем крае?

4. Назовите главные суды в России.

5. Перечислите правоохранительные органы.

VII. Работаем с текстом

Человеку необходима свобода в силу двух оснований: 1) потому что он – живой организм ; 2) потому что он – живой дух .

1. Всякий живой организм – от растения до человека – есть самостоятельное существо. Самодеятельное. Организм живёт сам по своим внутренним законам. В нём заложена своя программа. Он не робот и не машина, которой можно управлять. Поэтому свобода человека как организма состоит в том, что он строит себя сам . И любая попытка поставить человека в жёсткие рамки чуждых ему правил обречена на неудачу. Диктаторский режим пытается превратить человека в раба, в машину. Но человек просто перестаёт хорошо работать. И переключает всю свою энергию на семейную жизнь, на свои личные дела. Вот почему при диктатуре экономика всегда хромает и в общественной жизни мало порядка.

2. Человеку как живому духу нужна свобода веры и любви, свобода убеждений, свобода творчества. Человек хочет быть ответственным, но для этого ему надо быть свободным. Он должен верить в Бога, но религиозная вера только тогда искренна, когда свободна. Если ему запрещают верить в Бога, он начинает делать это скрытно, притворяться и лицемерить. Но так делают худшие люди. Лучшие просто гибнут.

Человек становится честным, благородным, порядочным только в результате свободного выбора. Заставить его стать хорошим невозможно.

Кто лишает людей свободы, тот отнимает у них главный источник добра в жизни. Государство, отнимающее у людей свободу, подтачивает свой фундамент и вскоре разрушается.

И. А. Ильин. Обоснование свободы

1. Какова основная мысль И. А. Ильина? Согласны ли вы с философом? Обоснуйте свой ответ.

2. Какие два основания необходимости свободы для человека приводит автор? Раскройте их смысл.

3. Почему в условиях диктаторского режима человек перестаёт хорошо работать? Обоснуйте свой ответ, приведите аргументы автора.

4. Что нужно человеку как «живому духу»? Назовите четыре вида свободы, которые приводит автор. Что он пишет об этом?

5. Можно ли заставить человека стать хорошим? В результате чего он может стать таким?

6*. Ильин пишет: «Государство, отнимающее у людей свободу, подтачивает свой фундамент и вскоре разрушается». Согласны ли вы с мнением автора? Обоснуйте свой ответ и приведите известные вам примеры из истории.

7. Каким должно быть государство, чтобы человек смог осуществить свой свободный выбор? Назовите две характеристики такого государства. Обоснуйте свой ответ.

Национальная диктатура

(по И.А.Ильину)

Многое из происходящего сегодня объясняется защитной реакцией на десятилетнее попрание либерал-радикалами национального достоинства русского народа-государствообразователя и разрушение российской государственности. Доведённый до грани уничтожения российский национально-государственный организм закономерно стремится к самосохранению через консолидацию власти, укрепление государства, усиление национального самосознания русского большинства страны. Это есть неизбежный результат содеянного в прошлом, но от современников зависит то, какую форму приобретут эти процессы. Кто-то из политиков будет игнорировать эти объективные тенденции, чем приговорит себя к маргинализации. Кто-то же будет демагогически разыгрывать патриотическую карту и на новой волне рваться к власти во имя шкурных интересов. Но начало созидательных процессов говорит о том, что формируется поколение политиков-государственников, которые понимают, что возрождение России пролагается только через возрождение государственности. Понимание сути происходящего помогает созидательно ориентироваться и избегать опасностей.

В этом смысле актуальны исследования русского философа Ивана Александровича Ильина , который ещё в конце сороковых годов ХХ века описал объективные тенденции переходного периода – после неизбежного распада коммунистического режима. Прежде всего, для российской истории очевидно, что «Такие пространства, такое число народностей, таких склонных к индивидуализму людей можно сплотить исключительно централизованным единым государством, можно удержать исключительно авторитарной (не путать с тоталитарной) формой правления. Россия может иметь собственные, самостоятельно возникающие организованные формы авторитарного государства и демократического государства в единстве. Именно этим не случайностью и не деспотией московского центра объясняется то, что Россия на протяжении веков оставалась монархией, притом все сословия и профессиональные цеха вырабатывали и практиковали своеобразные формы самоуправления» (И.А. Ильин). Иван Ильин убеждён, что переход от коммунизма к органичной для России государственности возможен только черезнациональную диктатуру , под которой он имел в виду не диктатуру в собственном смысле слова, а авторитарный режим. Ибо только просвещённый авторитаризм , или демократическая, либеральная диктатура , может избежать послекоммунистического хаоса, охлократии, которые неизбежно заканчиваются приходом диктатора. Понятно, что потрясения девяностых годов резко сузили возможности для возрождения России, но и многому научили. Во всяком случае, сейчас неизмеримо больше людей, способных услышать пророческие слова русского философа.

И.А. Ильин в книге «Наши задачи» предупреждал о гибельности демократических соблазнов после падения коммунистического режима, когда в обществе не будет никаких предпосылок для демократии: «Русский народ выйдет из революции нищим . Ни богатого, ни зажиточного, ни среднего слоя, ни даже здорового, хозяйственного крестьянина не будет вовсе. Нищее крестьянство, пролетаризованное вокруг “агрофабрик” и “агрогородов”; нищий рабочий в промышленности; нищий ремесленник, нищий горожанин… Это будет народ “бесклассового общества”; ограбленный, но отнюдь не забывший ни того, что его ограбили , ни того, что именно у него отняли, ни тех, кто его подверг “экспроприации”… Все будут бедны , переутомлены и ожесточены. Государственный центр, ограбивший всех, исчезнет; но государственная монетная единица, оставшаяся в наследство наследникам, будет обладать минимальной покупательной силой на международном рынке и будет находиться в полном презрении на внутреннем рынке. И трудно себе представить, чтобы государственное имущество, награбленное и настроенное, было оставлено коммунистами в хозяйственно-цветущем виде: ибо оно, по всем видимостям, пройдёт через период ожесточенной борьбы за власть. Итак, предстоит нищета граждан и государственное оскудение: классическое последствие всех длительных революций и войн… Подорваны все духовные и все социальные основы демократии вплоть до оседлости, вплоть до веры в труд, вплоть до уважения к честно нажитому имуществу. В клочки разодрана ткань национальной солидарности. Повсюду скопилась невиданная жажда мести. Массы мечтают о том, чтобы стряхнуть с себя гипноз подлого страха и ответить на затяжной организованный террор бурным дезорганизованным террором ».

Таково неизбежное состояние России после десятилетий коммунистической диктатуры. Ильин предвидел, что в этих условиях явятся силы, которые попытаются использовать политическую инфантильность общества и увлечь его болотными огнями псевдодемократии : «И в этот момент им предложат: 1. “Демократическую свободу”; 2. “Право всяческого самоопределения” и 3. “Доктрину народного суверенитета”. Кто же будет отвечать за неизбежные последствия этого?.. Лозунг “демократия немедленно и во что бы то ни стало” один раз привёл уже в России к тоталитарной диктатуре. Он грозит такой же диктатурой и впредь, но ужеантикоммунистической … Или они попытаются создать новый “демократический фашизм ”, чтобы, воспевая свободу, попирать её от лица новой, неслыханной в истории псевдодемократии ?.. Если что-нибудь может нанести России, после коммунизма, новые, тягчайшие удары, то это именно упорные попытки водворить в ней после тоталитарной тирании демократический строй. Ибо эта тирания успела подорвать в России все необходимые предпосылки демократии , без которых возможно только буйство черни, всеобщая подкупность и продажность , и всплывание на поверхность всё новых и новых антикоммунистических тиранов … Если в народе нет здравого правосознания, то демократический строй превращается в решето злоупотреблений и преступлений. Беспринципные и пронырливые люди оказываются продажными, знают это друг про друга и покрывают друг друга: люди творят предательство, наживаются на этом и называют это демократией ».

И.А. Ильин предсказал многое. Какой выход видел философ в этой ситуации? «И вот когда после падения большевиков мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг: “Народы бывшей России, расчленяйтесь!” то откроются две возможности: или внутри России встанет русская национальная диктатура , которая возьмёт в свои крепкие руки “бразды правления”, погасит этот гибельный лозунг и поведёт Россию к единству, пресекая все и всякие сепаратистские движения в стране; или же такая диктатура не сложится, и в стране начнётся не представимый хаос передвижений, возвращений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия. Тогда Россия будет охвачена анархией и выдаст себя с головой своим национальным, военным, политическим и вероисповедным врагам… Пройдут годы национального опамятования, оседания, успокоения, уразумения, осведомления, восстановления элементарного правосознания, возврата к частной собственности, к началам чести и честности, к личной ответственности и лояльности, к чувству собственного достоинства, к неподкупности и самостоятельной мысли, прежде чем русский народ будет в состоянии произвести осмысленные и непогибельные политические выборы . А до тех пор его может повести только национальная, патриотическая, отнюдь не тоталитарная, но авторитарная воспитующая и возрождающая диктатура … После большевиков Россию может спасти или величайшая государственная дисциплинированность русского народа или же национально-государственно-воспитывающая диктатура … Спасти страну от гибели может только строгий авторитарный (отнюдь не тоталитарный!) режим … При таких условиях национальная диктатура станет прямым спасением, а выборы будут или совсем неосуществимы, или окажутся мнимыми, фикцией, лишённой правообразующего авторитета».

Современное сознание пугает слово «диктатура», но Ильин выдвигает понятие «национальная, демократическая диктатура» , которое обретает глубокий и актуальный для нас смысл: «Многие думают: … или тоталитарная диктатура или формальная демократия . А между тем в самой этой формулировке уже указываются новые исходы: 1. Диктатура, но не тоталитарная, не коммунистическая; диктатура, организующая новую неформальную демократию , а потому демократическая диктатура ; не демагогическая, “сулящая” и развращающая, а государственная, упорядочивающая и воспитывающая; не угасающая свободу, а приучающая к подлинной свободе . 2. Демократия, но не формальная, не арифметическая. Не прессующая массовые недоразумения и частные вожделения; демократия, делающая ставку не на человеческого атома и не безразличная к его внутренней несвободе, а на воспитываемого ею, самоуправляющегося, внутренне свободного гражданина; демократия качественности, ответственности и служения с избирательным правом, понятым и осуществлённым по-новому. А за этими двумя возможностями скрывается множество новых политических форм в разнообразнейших сочетаниях. Начиная с новой, творческой, чисто русской народной монархии ».

Очевидно, что ельцинский режим девяностых годов сочетал признаки как раз противоположные – худшее из диктатуры и карикатурное из демократии. Это диктатура именнодемагогическая , сулящая и развращающая , угасающая свободу , а не приучающая к подлинной свободе; демократия же сегодня – только формальная, арифметическая,прессующая массовые недоразумения и частные вожделения , безразличная к внутренней свободе человека.

Какова миссия национальной диктатуры? «Только такая диктатура и может спасти Россию от анархии и затяжных гражданских войн. Чтобы приучить людей к свободам, надо давать их столько, сколько они в состоянии принять и жизненно наполнить, ; безмерная и непосильная свобода всегда была и всегда будет сущим ядом. Чтобы пробудить правосознание в народе, надо воззвать к его чести, оградить его от погромных эксцессов властными запретами и предоставить на усмотрение народа не более того, чем сколько он сумеет поднять и понести, не погубляя себя и своего государства . Безмерные полномочия никогда не приводили к добру, а только вызывали политическое опьянение и разнуздание страстей. И ныне ни одна государственная конституция не предоставляет ни одному народу таких полномочий… Чтобы приучить людей к государственно-верному изволению, надо начинать с ограниченного права голоса: давать его только оседлым, только семейным, только работящим, только никогда не служившим компартии, только возрастно зрелым, только приемлемым и для избирателей и для национальной власти. Иными словами: надо начинать с системы не имущественных цензов, обеспечивающих необходимый минимум почвенности, честности и государственного смысла, с тем, чтобы в дальнейшем, по мере оздоровления народа и страны, расширять круг голосующих. Всё остальное было бы доктринерским безумием и погублением России… Твердая, национально-патриотическая и по идее либеральная диктатура , помогающая народу выделить кверху свои подлинно лучшие силы и воспитывающая народ к трезвению, к свободной лояльности, к самоуправлению и к органическому участию в государственном строительстве,.. верность обязательствам и договорам, чувство собственного достоинства и чести».

На что может опираться национальная диктатура? Чего она требует от национального лидера? «Сократить период самочинной мести, бесчинной расправы и соответствующего нового разрушения сможет только национальная диктатура , опирающаяся не верные войсковые части и быстро выделяющая из народа наверх кадры трезвых и честных патриотов… Диктатору, спасающему страну от хаоса, необходимы: воля, сдерживаемая чувством ответственности , грозноеимпонирование и всяческое мужество , военное и гражданское… Сущность диктатуры в кратчайшем решении и в полновластии решающего . Для этого необходима одна, личная и сильная воля. Диктатура есть по существу своему учреждение военно-образное: это есть своего рода политическое полководчество, требующее глазомера, быстроты, приказа и повиновения… Никакой коллегиальный орган не овладеет хаосом, ибо он сам по себе уже заключает начало распада… В час опасности, беды, смятения и необходимости мгновенных решений-приказов коллегиальная диктатура есть последняя из нелепостей… Диктатура имеет прямое историческое призвание остановить разложение, загородить дорогу хаосу, прервать политический, хозяйственный и моральный распад страны. И вот есть в истории такие периоды, когда бояться единоличной диктатуры, значит тянуть к хаосу и содействовать разложению… Во главе становится единоличный диктатор , делающий ставку на духовную силу и на качество спасаемого им народа… Эту ставку на свободную и благую силу русского народа должен сделать будущий диктатор. При этом качеству и таланту должна быть открыта дорога вверх с самого низа. Необходимый отбор людей должен определяться не классом, не сословием, не богатством, не пронырливостью, не закулисными нашёптами или интригами и не навязыванием со стороны иностранцев, а качеством человека: умом, честностью, верностью, творческой способностью и волею. России нужны люди совестливые и храбрые, а не партийные выдвиженцы и не наймиты иноземцев… Итак, национальный диктатор должен будет: 1. Сократить и остановить хаос; 2. Немедленно начать качественный отбор людей; 3. Наладить трудовой и производственный порядок; 4. Если нужно будет, оборонить Россию от врагов и расхитителей; 5. Поставить Россию на ту дорогу, которая ведётк свободе, к росту правосознания, к государственному самоуправлению, величию и расцвету национальной культуры».

Сверхзадача подлинного национального лидера – духовная: пробудить творческие силы народа и создать условия для их оформления в органичные для России политические институты. «Политика имеет задания: властно внушаемая солидаризация народа, авторитетное воспитание личного, свободного правосознания . Оборона страны и духовный расцвет культуры; созидание национального будущего через учёт национального прошлого, собранного в национальном настоящем… Современный русский политик начертит нам строй, в котором лучшие и священные основы монархии впитают в себя всё здоровое и сильное , чем держитсяреспубликанское правосознание . Он начертит нам строй, в котором естественные и драгоценные основы истинной аристократии окажутся насыщенными темздоровым духом , которым держатся подлинные демократии . Единовластие примирится с множеством самостоятельных изволений; сильная власть сочетается с творческой свободой; личность добровольно и искренно подчинится сверхличным целям и единый народ найдёт своего личного главу, чтобы связаться с нимдоверием и преданностью . И всё это должно совершиться в вековечных традициях русского народа и русского государства. И притом не в виде “реакции»”, а в формах творческой новизны . Это будет новый русский строй , новая государственная Россия ».

Всё это может показаться утопичным, но при более глубоком осмыслении, оказывается ближе к реальности, чем многое из ныне происходящего. То, к чему призывает Ильин, конечно, идеал. Но этот сверхидеал способен подвигнуть народ на спасающее сверхусилие.

Мы видим, что отечественный философ провидел происходящее и предвидел грядущее. Но напрасно было бы искать у него панацею. Это не рецепты спасения, а ясный анализ ситуации и чёткие формулировки наших задач . Как и должно быть, это ставит больше вопросов, но, главное, побуждает к творческой борьбе за спасение своего отечества.


РЕФЕРАТ
ПО ФИЛОСОФИИ

Тема:
Ильин И.А. О свободе

Студент:

Группа:
123
Преподаватель:

«Без свободы гаснет дух; без духа - вырождается и гибнет свобода.
О, если бы люди увидели и уразумели этот закон!» Ильин И.А.

Введение
И.А. Ильин - выдающийся русский мыслитель, религиозный философ, теоретик государства и права. В 1922 году Ивана Александровича вместе с другими величайшими представителями духовной культуры Россиибольшевистское правительство выдворило из страны на «философском пароходе». И.А. Ильин был одним из тех немногих деятелей русского зарубежья, кто до конца отстаивал традиционные человеческие ценности - религию, государство, семью, свободу. Всё его творчество проникнуто идеей Православия. Особенно трепетно он относился к исследованию проблем духовного мира человека. Через его работы красной нитьюпроходит мысль о том, что без свободы «нет путей к достойной жизни человека, к духу и к Богу», что, поскольку человек только свободно может любить, веровать, молиться, постольку он только свободно, самостоятельно и самодеятельно может мыслить и исследовать. Таким образом, по мнению философа, именно свобода определяет смысл человеческой жизни. Главным проявлением сознательности поведения человека Ильинсчитает возможность человека определять свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Мыслитель уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия.
Проблема свободы,которую поднимает в своих работах Ильин И.А., является актуальной и для современного общества - общества характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом.Именно поэтому она заинтересовала меня. Особенно важным мне показалось рассмотрение свободы как внутренней, так и внешней – «свободы от недуховного и противо-духовного давления, от принуждения и запрета, от грубой силы, угрозы и преследования». «Что значит - “свободен”? Свобода от чего и ради чего?” В нашем динамичном, агрессивном мире слова философа звучат как призыв к сознательному регулированиюповедения людей.
И. А. Ильин различает внешнюю свободу личности и ее внутреннее освобождение; соотносит свободу, любовь и веру в Бога; пишет о человеческих страстях и достижении свободы в управлении ими; исследует политическую свободу как разновидность внешней свободы; ставит проблему уважения авторитета, дисциплины, ответственность свободного человека; критикует беспредельность и разнузданность в поведениилюдей; указывает на “вреднейший парадокс, утверждающий необходимость и полезность безграничной свободы (крайний либерализм, анархизм). Он выступает против бездуховности, считает, что духовная свобода и религиозная самостоятельность людей не только не исключают воспитания и преподавания, а напротив, предполагают их. Обратившись против духа, свобода перестает быть таковой и становится произволом ивсепопранием.
Согласно концепции Ильина смысл человеческой жизни в свободе и самоосвобождении.

Внешняя свобода
Иван Александрович в совей работе «О свободе», делит свободу на три вида: внешняя свобода человеческой личности, внутренняя свобода или внутреннее освобождение и политическая свобода.
Внешняя свобода человеческой личности – это «не свобода делать все,что кому захочется, с тем, чтобы другие люди не смели никому и ни в чем мешать, но свобода веры, воззрений и убеждений, в которую другие люди не имели бы права вторгаться с насильственными предписаниями и запрещениями; иными словами -- свобода от недуховного и противо-духовного давления, от принуждения и запрета, от грубой силы, угрозы и...

М. Н. Начапкин

Иван Александрович Ильин (1883–1954) – выдающийся русский ученый-правовед, религиозный философ. Он был одним из тех знаменитых русских мыслителей, которые вобрали в себя все положительные результаты работы общественно-политической мысли XIX столетия и развивали их в начале XX века. Ильин пережил русскую революцию 1917 года и большевизм. Обогащенный этим, исключительным по своему значению духовным, социальным и политическим опытом, он продолжал свое идейное творчество до самой Второй мировой войны и даже после нее 1 .

Формы государственной власти всегда интересовали Ильина. Над главным трудом своей жизни, книгой «О монархии и республике», он работал 46 лет. Первым естественным союзом, объединяющим людей, Ильин считал семью. Человек научился в семье первым совестливым движениям сердца, а затем поднялся от нее к дальнейшим формам человеческого единения, в частности к государству, которое является союзом духовно-солидарных людей 2 . Однородность духовной жизни, совместность духовного творчества и общность духовной культуры составляют подлинную основу всякого государственного единения. Ильин отмечал, что, к сожалению, основная масса людей политически неграмотна и думает, что государство – это изобретение и орудие дьявола. Однако нельзя понимать государство как формальную систему насилия, как организацию безнравственного притеснения слабых сильными. В идее государства содержится здоровая и глубокая сущность 3 . Ильин был последователем Платона и Аристотеля и считал, что государство создается для внутреннего мира и осуществляется через правосознание. По Платону, государство – это не произвольное учреждение, вызванное необходимостью удовлетворения только физических потребностей жизни, это необходимая форма для развития всей высшей духовной жизни. Основу государства составляет духовная связь между людьми, которая создает правила внешнего поведения граждан 4 . Ильин отмечал, что те политики и монархи, которые не понимают духовную сторону государства, стремятся так организовать государственную жизнь, как если бы она сводилась только к механически осуществляемым внешним поступкам, оторванным от внутреннего мира и духовных корней человека. Такая особенность характерна прежде всего для тоталитарных государств, в которых исчезает подлинная стихия народной жизни и царит система мертвящего принуждения 5 .

По мнению Ильина, государство в своем здоровом осуществлении всегда совмещает в себе черты корпорации с чертами учреждения: оно строится и сверху – по принципу властей опеки, и снизу – по принципу самоуправления. С одной стороны, «государство… есть духовный союз людей, обладающих зрелым правосознанием и властно утверждающих естественное право в братском, солидарном сотрудничестве» 6 , то есть государство – это корпорация, состоящая из активных, полноценных и равноправных граждан, имеющих право самоуправления. Однако есть государственные дела, которые могут вестись только по принципу властного предписания. Поэтому, с другой стороны, «государство есть организация… публично-правовая, властно-повелительная, обязательно-принудительная» 7 .

Государство имеет форму правления, которая определяется прежде всего уровнем правосознания, историческим опытом народа, территориальными размерами страны, климатом, природой. Исторические и географические условия, при которых происходит формирование государств, различны. Это обстоятельство приводит к появлению различных форм правления, поэтому не существует единой государственной формы правления, лучшей для всех времен и народов 8 . Форма государственного устройства должна соответствовать национальному правосознанию, нелепо навязывать монархический строй народу с республиканским правосознанием или вовлекать народ с монархическим правосознанием в республику 9 .

Рассматривая две главные формы государственного устройства, монархию и республику, Ильин задает вопрос: по каким признакам можно различить эти формы? Обычно монархию от республики пытаются отличить по правовому положению верховного государственного органа. Считается, что верховный орган государства имеет право принимать решающее участие в законодательстве и управлении. Однако только по этому одному признаку трудно отличить монархию от республики. И в монархии, и в республике верховный орган власти является единоличным – это персона монарха и персона президента. Даже порядок наследования власти по закону и по родству не является устойчивым признаком монархии. В российской истории имеются примеры, когда вместо наследных монархов правили избранные государи. Ильин приходит к выводу, что никакие внешние признаки не могут отличить и определить эти формы государственного устройства, суть их лежит внутри, в монархическом и республиканском правосознании народа. Философ рассматривал правосознание граждан как один из основных параметров, регулирующих деятельность государства: «Держится правосознание – и государство живет; разлагается, мутится, слабеет правосознание – и государство распадается и гибнет. Правосознание же состоит по существу своему в свободной лояльности» 10 . Он считал, что главной задачей правителей является воспитание национального правосознания, то есть обучение граждан добровольному соблюдению законов. Человека делает гражданином не формальное подданство, а духовная солидарность с государством, принятие государственной цели. Гражданин помимо личных интересов и целей принимает близко к сердцу и интересы государства как свои собственные.

В результате анализа роли государства в общественной жизни Ильин получил следующие основные выводы. Во-первых, человек участвует в жизни государства как живой организм с внутренним духовным миром. Во-вторых, сам политический организм – государство – имеет духовную природу. В-третьих, народ, потерявший чувство духовного достоинства, личной ответственности и государственного смысла, неизбежно погубит свое государство. В-четвертых, всякое механическое подражание и заимствование государственной формы гибельно как для народа, так и для страны.

Монархическая форма правления – «персональное единовластие» – является очень древней формой. Для понимания сущности монархического правосознания необходимо иметь в виду его религиозную природу. Люди с таким типом правосознания считают, что монархическая власть от Бога. Царь воспринимается не только как отец, в котором сосредоточена преемственно вся власть предков, но и как воплотившаяся частица Божества. Эти «особые» качества монарха являются, с одной стороны, источником его чрезвычайных полномочий, с другой – основой чрезвычайных требований к нему 11 . Религиозное восприятие власти особенно плодотворно в тех случаях, когда оно пробуждает в монархе и народе мудрость и жертвенность совместного правосознания 12 . Нравственной основой монархии является доверие народа к царю. Как и всякий политический режим, монархия живет и творит, исходя из душевно-духовного настроения, владеющего народом 13 . Власть царя-самодержца, по Ильину, должна быть самодержавной и неограниченной. Он четко разделял понятия «царь-самодержец» и «царь-тиран». Царь-самодержец служит нации и всеми средствами пытается сохранить в ней монархическое правосознание. Царь-тиран – это монарх, извращающий свое призвание, свою национально-политическую функцию, подрывающий монархическое правосознание в своем народе и монархическую форму государства 14 . Главную опасность монархического правосознания философ видит в том, что народ может безоглядно доверять недостойному монарху, обрушившему на страну бедствия в виде террора, произвола и разорения.

Ильин выделяет склонность монархического правосознания к патриархально-семейственному содержанию государства, культуре рангов в человеческих отношениях. Идею, что все люди равны и разумны, он называет одной из самых древних человеческих слабостей. Люди от природы разнокачественны, разноценны и поэтому не равны в своих правах 15 . Монархическое правосознание акцентирует свое внимание на человеческих несходствах, особенно на различиях в рождении, наследственности, воспитании, одаренности.

Если монархическое правосознание олицетворяет государственную власть и народ, то республиканское правосознание стремится к растворению личного и единоличного начала, а также и самой государственной власти в коллективе 16 . В отличие от монархического правосознания республиканское сосредоточивает внимание на человеческих сходствах, потребностях, эгоистическом интересе, требовании личной и политической свободы. Для людей с республиканским правосознанием характерны утилитарно-рассудочное восприятие жизни и безрелигиозная трактовка государственной власти.

Анализируя работы Ильина, можно заметить его явную симпатию к монархии и негативное отношение к республике. Под термином «монархия» у него скрывается положительный образ России. С самого начала российское государство строилось князьями и монархами: в период домонгольского расцвета Киевской Руси, в эпоху татарского ига и освобождения от него, в эпоху возвышения Москвы, в эпоху возвышения Петербурга, в эпоху имперского и императорского объединения России, в эпоху освобождения крестьян и предреволюционного роста 17 . В истории России республиканская форма правления отмечается только в периоды разложения и провала: в эпоху Смуты 1609–1612 годов (московская Семибоярщина) и с 1917 года (советская республика). Сравнение времени существования монархии и республики позволяет говорить о монархии как об исторической форме правления в России.

Монархия обладает для Ильина целым рядом несомненных достоинств. Прежде всего, монарх – это символ единства страны. Он возвышается над партиями и национальностями. Кроме того, в легитимной монархии еще одно бесспорное преимущество – отработанный веками механизм передачи власти наследнику, которого с детства готовили к высокой роли. Идеальная монархия, считает Ильин, не должна быть ни бюрократической, ни централизованной, ни грубо-насильственной. Она должна быть близка к народу, ответственно и творчески, с «чистыми руками» выполнять свой долг жертвенного служения 18 . По сравнению с республиканцами, которые не имеют чувства ответственности, не знают ни веры, ни правосознания, ни хозяйства, ни истории народа, судьбой которого они хотят распоряжаться, монарх является лучшим защитником страны и нации. Однако, отдавая предпочтение монархии, Ильин выделял в республике полезные черты: «Демократия заслуживает признания и поддержки лишь постольку, поскольку она осуществляет подлинную аристократию, т. е. выделяет кверху лучших людей» 19 . К лучшим людям он относил искренних патриотов, идейно-творческих, государственно-мыслящих, опытных, умных, волевых, ответственных и честных граждан.