Евангелист лука телец. Евангелисты

Каждая религия базируется на большом количестве символов, имеющих глубокий сакральный смысл. Их толкование раскрывает основные каноны учения и позволяет проникнуть в самую его суть с помощью простых аллегорий. Подобные традиции существуют в буддизме, иудаизме и, конечно же, христианстве. Можно сказать, что учение Христа более других подвержено символизму. Это хорошо прослеживается на православных иконах и в Больше всего вопросов вызывают символы евангелистов и их толкование. Особенно интересуются этим люди, недавно пришедшие к Богу и еще плохо понимающие аналогии и аллегории. Попробуем раскрыть данную тему в этой статье и облегчить восприятие основных символов христианства.

Евангелисты: кто они такие?

Нельзя изучать значение символов евангелистов, не подойдя к пониманию того, кто такие эти евангелисты и какой вклад они внесли в становление христианской религии. Многие знают, что Евангелие - это книга, рассказывающая об учении Христа. Это название пришло с греческого языка, в переводе оно означает "благая весть". Поэтому тех, кто следует этому учению, в древности называли евангелистами. Этот термин относили ко всем христианам без исключения.

Но спустя некоторое время евангелистами стали называть четырех авторов Евангелия. Их имена известны любому христианину:

  • Матфей.
  • Марк.
  • Иоанн.
  • Лука.

Они почитаются во всех христианских ответвлениях как люди, принесшие и распространившие среди человечества благую весть о Спасителе и его учении.

Евангелисты и их символы

Символы евангелистов встречаются практически в любой храмовой росписи. Они отражают соответствие каждому стороннику данного течения определенного животного, несущего свое значение. В традиционном толковании 4 евангелиста и их символы выглядят следующим образом:

  • Матфею соответствует ангел.
  • Рядом с Марком располагается лев.
  • Лука изображается рядом со львом.
  • Иоанн находится рядом с орлом.

Данные символы сформировались приблизительно во втором веке и сейчас считаются классическими.

Тетраморф: видение Иезекииля

Своим появлением символы евангелистов обязаны Однажды он узрел в своих видениях необычное существо, спустившееся с небес. Оно имело тело человека и четыре лика:

  • человеческое лицо;
  • морду льва;
  • голову орла;
  • морду тельца.

Изначально данный образ толковался как история о четырех херувимах, находящихся у трона Господня. Но со временем в терминологию вошло слово "тетраморф", обозначающее единство четырех образов. Данное существо даже располагалось на росписи первых христианских храмов, но со временем его вытеснило иное толкование видения.

Откровение Иоанна Богослова

Иоанн Богослов представил тетраморф уже в образе четырех отдельных существ:

  • ангела;
  • льва;
  • орла;
  • вола.

Эти существа и стали представлять собой символы евангелистов, ведь каждое животное имеет свой сакральный смысл, поясняющий учение Христа в людском изложении. К тому же данные символы считаются главными стражами четырех углов мира и престола Иеговы.

Трансформация христианской символики

Стоит отметить, что соответствия животных евангелистам устоялись не сразу. В толковании разных богословов символам придавались разные значения, а евангелистам приписывались разные животные. Богословы долго спорили о значении символики и не могли прийти к единому мнению.

Больше всего споров вызывало значение льва и вола. Они часто относились то к одному, то к другому евангелисту. Но в конечном итоге спустя несколько столетий закрепились уже описанные нами аллегоричные образы животных и авторов Евангелия.

Значение символики

Думаем, многим читателям интересно узнать, что обозначают символы евангелистов. В этом вопросе нет единого мнения, ведь данная символика имеет очень глубокий и многогранный смысл.

В первую очередь она означает единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Также многие богословы понимали данные символы как указание на четыре стороны света и времени года, которые подчиняются велению Бога, как должны подчиняться люди.

Одно из традиционных значений объясняет появление символов жизнью Иисуса Христа. Ведь он родился как человек, был отдан на смерть как жертвенный телец, воскрес, будто царственный лев, а потом вознесся на небеса, как орел.

Особо интересно толкование символов относительно их соответствия евангелистам. Об этом хочется рассказать более подробно.

Евангелист Матфей

Рядом с Матфеем всегда изображается ангел. Он толкуется как очеловечивание Христа, ведь в Евангелии от Матфея рассказывается о Его генеалогии и рождении в человеческом облике. Именно поэтому ангел является символом Матфея, его благая весть дает людям понимание того, что Христос более близок к человеку, чем ему кажется. Он заключает в себе любовь и милосердие, проявления которых в человеческой душе Ему столь желанны.

Символ лев: Евангелие от Марка

В Евангелии от Марка открывается царская власть Христа, его достоинство и господство над всеми душами. Именно царская власть выражается в воскресении Христа - доказательстве его происхождения и значения прихода в мир людей. Как лев, Он победил врагов и остался преисполненным достоинства.

Бык или жертвенный агнец - символ евангелиста Луки

Во все времена телец считался жертвенным животным, он часто упоминается в Библии, поэтому как нельзя лучше подходит для символа. Иисус Христос принес себя в жертву и тем самым раскрыл свою священную сущность, которую Лука изложил в своем благовесте. Евангелист рассказал о распятии Христа и полностью истолковал его смысл для людей.

Евангелист Иоанн: символ

Это животное имеет несколько толкований. Если рассматривать его так же, как остальные символы евангелистов, орел означает вознесение Христа на небеса. Это заключительный этап его земного пути, возвращение к Небесному Отцу.

Многие богословы считают, что орел еще символизирует Святого Духа, парящего над всем мирским и суетным. Даром Святого духа наделены только особо отринувшие все страсти земные.

Где и как изображаются символы?

Чаще всего символы евангелистов прослеживаются в иконописи, но в данном случае мы можем говорить о немного ином изображении. Дело в том, что на иконах обычно воспроизводится тетраморф, данная техника считается традиционной для христианства.

Но символика евангелистов все же присутствует в храмах, обычно животные изображаются на церковном куполе по четырем сторонам соответственно. По христианским канонам, в центре всегда располагается образ Господа. При подобной росписи животные соблюдают определенный порядок:

  • в левом верхнем углу располагается ангел;
  • правый верхний угол отдан орлу;
  • нижний левый угол принадлежит льву;
  • в правом нижнем углу всегда расположен телец.

Часто животных изображают на Там они соседствуют с

Всё, что мы знаем о Боге, изложено в Евангелиях. Их авторы - 4 апостола-евангелиста. Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

Во времена, описанные Библией, евангелистами считались все миссионеры, которые проповедовали христианство иудеям и язычникам. Но 4 евангелиста, о которых пойдет речь, проделали особую работу – они написали четыре великие книги, из которых род человеческий узнал о Христовой любви, всепрощении, покаянии и спасении.

Иоанн - рыбак, единственный из апостолов, умерший естественной смертью

  • Символ - орел или лев;
  • Продолжительность жизни - 72 года;
  • Книги – Евангелие от Иоанна, 1, 2, 3 послания Иоанна, Откровение;
  • Смерть - естественная, по возрасту.

Христиане знают его под вторым именем - Богослов. В своем евангелии он называл Иисуса Словом Божьим («Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог» Ин.1:1).

Иисус Христос называл его «Сын грома» - за порывистость и эмоциональность. Иоанн был простым рыбаком. После призвания в ряды учеников Иисуса, апостол больше не покидал Его.

Евангелист видел чудеса Иисуса: воскрешение дочери Иаира, Преображение на Фаворе. Он был рядом с Ним на Тайной Вечере. В день казни Иисус поручил заботиться о Своей матери именно Иоанну.

Иоанн проповедовал христианство, изгонял бесов из храмов, лечил больных, воскрешал умерших. В отличие от других апостолов, Иоанн принял естественную смерть. Когда пришел его час, святой помолился, лег в заранее приготовленную могилу и попросил учеников захоронить его.
Позже другие ученики раскопали могилу, но ничего в ней не обнаружили.

Матфей - сборщик налогов, представитель одной из позорных социальных групп того времени

  • Символ - ангел или человек;
  • Дата рождения - 1 век н.э;
  • Дата смерти - 74 год н.э;
  • Книги - Евангелие от Матфея;
  • Смерть - убит мечом в Эфиопии.

О евангелисте Матфее известно немногое. Писание говорит, что Левий Матфей был сборщиком пошлин (такие люди назывались «мытари»). Однажды он услышал голос Иисуса, который сказал ему: «Иди за мной». С тех пор Матфей оставил работу и дом и неотступно следовал за Христом. Перед этим он раздал имущество бедным. Был свидетелем многих чудес Спасителя. Прошел вместе со своим Учителем страдания. Видел, как Он умер, воскрес и вознесся на небо.

Матфей проповедовал в Палестине, Персии, Мидии, Сирии и Парфии. Он продолжил свою христианскую деятельность в Эфиопии, где ее оборвала мученическая смерть, назначенная правителем Фулвианом.

Евангелие от Матфея стоит первым среди всех книг Нового завета. В нем Матфей часто ссылается на Ветхий Завет, показывая, что написанные в нем пророчества сбылись с появлением Иисуса Христа.

Марк - евангелист, который не видел Христа, но писал евангелие со слов очевидцев

  • Символ - лев или орел;
  • Дата рождения – 1 век;
  • Дата смерти – 68 год н.э.;
  • Книги - Евангелие от Марка;
  • Смерть - был сожжен за свою веру в Александрии.

Марк родился в Иерусалиме. Его с детства окружали преемники Христа. Мать его свято верила в учение Христа. Марк был близок со своим дядей апостолом Варнавой, учителем – апостолом Петром, апостолом Павлом. С ними святой трудился и проповедовал в Селевкии, Риме, Египте, Антиохии, на Кипре.

Он стал основателем многих церквей и христианского училища. Путешествуя по Африке, Ливии, Нектополю, апостол нёс Божье слово людям. Марк принял смерть в Александрии от рук несогласных с учением Христа язычников. Евангелие от Марка было написано им в Риме и предназначалось для новообращённых в христианскую веру язычников.

Лука - врач по профессии, помощник апостола Павла

  • Символ - бык, теленок;
  • Продолжительность жизни - 84 года;
  • Книги - Евангелие от Луки, Деяния святых апостолов;
  • Смерть - был повешен за свою веру в Фивах.

Лука - ещё один сподвижник апостола Павла. Родился в Антиохии, был врачом, по происхождению - грек. Начал проповедовать еще при жизни Иисуса. Был на протяжении долгих лет спутником Павла. После мученической смерти Павла, Лука продолжил свои проповеди в Ливии, Египте, Фиваиде и Ахаии.

Затем проповедовал в Фивах, где принял жестокую смерть через повешение. Кроме Евангелия Лука написал Деяния святых апостолов. Также ему приписывают написание многих икон, находящихся в русских, римских, западных церквях, а также на Афоне.

Таковыми нам предстают в писании четыре евангелиста. Не меньший интерес представляют символы апостолов евангелистов.

Какие символы были у этих четырех евангелистов

Символы четырёх евангелистов появились в самых ранних изображениях святых. Изначально их представляли в образе четырех райских рек. Затем появились символы четырех животных, которые окружают престол Иисуса.
Впервые эти существа встречаются в Ветхом Завете в видении Иезекиля, где они предстают в виде стражей Трона Господа с ликом человека, тельца, быка и орла.

Во втором веке Иреней Лионский предлагает такую символику:

  • Иоанн – образ орла;
  • Матфей – лик ангела, или человека;
  • Марк – образ льва;
  • Лука – образ быка.

Блаженный Иероним связывает образ определенного живого существа и евангелиста так:

  • Иоанн – львиный образ;
  • Матфей – человеческий лик;
  • Марк – образ орла;
  • Лука – образ тельца.

Есть три версии, которые интерпретируют символы апостолов евангелистов.

Одна из них предполагает, что символ апостола Матфея - это человеческая жизнь Иисуса на земле. Символ Луки бык воплощает жертву Христа ради спасения людей. Воскресает Спаситель, как символ Иоанна лев. И воспаряет в небеса, как орел - символ евангелиста Марка.

Иероним изъясняет символы так:

  • Матфей в своём евангелии отображает человеческое происхождение Иисуса, его род;
  • Марк описывает слово Крестителя Иоанна раздается как львиный рев в пустыне;
  • Лука описывает жертву Захарии, которую можно сравнить с языческим обычаем - приносить в жертву быка;
  • Иоанн: его возвышенный слог напоминает высокий полёт орла.

У иерусалимского патриарха Софрония человек означает явление Иисуса во плоти, лев – умение Христа вести за собой, телец – служение Спасителя людям, орёл – воплощение святого духа.

Четыре евангелия описывают и раскрывают жизненный путь и наставления Иисуса Христа с разных сторон. Имена 4 евангелистов: Матфей, Иоанн, Марк, Лука вошли в историю христианства.

К празднику Рождества Христова у Рождественского вертепа Князь-Владимирского собора создана экспозиция «Христианская символика»:

Символ (греч. σύμβολον- знак, опознавательная примета) - условный знак каких-либо понятий, идей, явлений, которые раскрываются через его интерпретацию.

“символ” - по-гречески “соединение”, и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.

Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие.

Символ представляет собой фрагмент вещественного мира, способный являть духовную реальность и к ней приобщать. Но явить духовную реальность и приобщить к ней символ может только в силу того, что сам этой реальности причастен. Следует отметить, что христианские символы не суть продукт человеческого творчества, это «то, что дано в результате Откровения, так как символы всегда укоренены в Библии … Это язык Бога, Который все более и более посвящет нас в неизвестную нам дотоле реальность, Который раскрывает перед нами мир, чьей тенью в некотором роде является символ.» (Аржанти Кирилл, свящ. Смысл символа в православной литургии // Альфа и Омега, 1998, № 1(15), с.с.. 281-282.).

Свт. Николай Сербский говорит:

«явления природы есть символы, условные знаки изображения духовного мира, а духовная реальность есть смысл, жизнь и оправдание существования этих символов.Святой Максим Исповедник выразился аналогично, сказав: «Весь мысленный (духовный) мир таинственно представлен символичными картинами в мире чувственном для тех, что имеют очи, чтобы видеть. Весь чувственный мир заключен в мире мысленном»…именно духовное зрение сердца охватывает все, что ученые неясно называют подсознанием, интуицией и так далее…Способность видеть сущность без притч, которую Адам имел, но потерял, и которую Апостолы, потеряв, получили снова, Господь предназначает всем нам, христианам.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы)

Хризма

Хризмон из катакомб св. мц. Домициллы

Хризма или хризмон - монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ), скрещённых между собой. В Откровении св. Иоанна Богослова сказано: « Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр., 1, 8), поэтому по краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω.

Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках. Наиболее известно использование хризмона для лабарума.

Крестом (хризмоном) начинается глаголическая азбука.

В своем азбучном акростихе Григорий Богослов говорит: «’Αρχήν απάντων και τέλος ποιου θεόν („Полагай Бога началом и концом всего»). Таким образом, начиная свой алфавит хризмоном, св. Кирилл начинал его призыванием имени Иисуса Христа.

Христограмма в виде двух перекрещенных букв «Р» и «Х» является также символом Рождества Христова; изображения «Альфы» и «Омеги» символизируют начало нового времени (нашей эры) от Рождества.

Крест-хризмон. Страсти Христовы. Рельеф саркофага. Сер. IV в. (Латеранский музей, Рим)

Ίχθύς

Рыба

Изображение рыбы из катакомб св. Каллиста

Ихтис (др.-греч. Ίχθύς - рыба) - древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа; состоит из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) и выражает в краткой форме исповедание христианской веры.

В Новом Завете повествуется о призвании апостолов: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф., 4, 19) ; Царствие Небесное уподобляется «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф.13:47).

Насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами – прообраз Евхаристии (Мк.6:34-44, Мк.8:1-9); рыба упоминается в описании трапезы Христа и апостолов на Тивериадском озере по Его Воскресении (Ин.21:9-22).

Изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином в древнейшей части катакомб св. Каллиста - евхаристический символ, обозначающий Христа, который дарует людям новую жизнь.

Используя символ рыбы в трактате «О крещении», Тертуллиан пишет:

«Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” (Ίχθύς) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде.»

Раннехристианская мозаика. Табха. Церковь Умножения Хлебов и Рыб

Мраморная стела, III век

Пастырь Добрый

Пастырь Добрый. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. 5 в.

Добрый Пастырь (греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus) - символическое именование и изображение Иисуса Христа, упоминается в Ветхом Завете (Пс. 22); в Новом Завете Господь Иисус Христос называет Себя добрым пастырем: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Ин., 10, 11). По свидетельству Толковой Библии А. П. Лопухина «Христос здесь изображает те отношения взаимного доверия и любви, какие существуют между Ним и Его духовным стадом.».

Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком (катакомбы святого Каллиста, катакомбы Домитиллы). А. С. Уваров в книге «Христианские символы» пишет: «флейта пастыря символически означала надежду…сосуд с молоком…относится к догмату Воскресения». В условиях гонения на христианство образ Доброго Пастыря выражал идею особого покровительства Божия и являлся прообразом грядущего Царства Небесного.

В церковном облачении: архиерейский омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Пастырь Добрый. Катакомбы св. Каллиста. Рим.

Голубь

Изображения из мавзолея Галлы Плацидии. V в.

Голубь - один из первых христианских символов. Самые ранние изображения относятся ко II веку по Рождестве Христовом. Изображения двух голубей, пьющих из чаши (мавзолей Галлы Плацидии,V век, Равенна) символизируют христианские души, пьющие из источника Воды Живой.

В Ветхом Завете голубь символизирует конец всемирного потопа, он приносит Ною в ковчег оливковую ветвь (Быт., 8, 10 – 11). Голубь как символ чистоты и цельности упоминается в Новом Завете: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Мф., 10, 16) . Голубь является символом Святого Духа. В Евангелии от Матфея сказано: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.» (Мф., 3, 16).

Крещение Господне. Москва, 1690 г.

Тертуллиан пишет: «…Он снизошел на Господа в образе голубя, чтобы природа Духа Святого была явлена через живое существо, которому присущи чистота и невинность… Потому-то Господь и говорит: Будьте просты, как голуби! (Матф. 10,16). И для этого был свой прообраз. Ведь точно так же после вод потопа, которыми было вычищено древнее нечестие, после, можно сказать, крещения мира, голубь-вестник, выпущенный из ковчега и возвратившийся с оливковой ветвью …, возвестил землям о прекращении небесного гнева. Таким же образом происходит и духовное воздействие на землю, то есть на нашу плоть, выходящую из купели после очищения от прежних грехов: подлетает голубь Святого Духа, принося мир от Бога. Выпущен он с небес, где пребывает Церковь, прообразом которой является ковчег Тертуллиан «О крещении».

Ной выпускает голубя. Собор св. Марка, Венеция

Маслина, оливковая ветвь

Ной и голубь с оливковой ветвью. Катакомбы Петра и Марцеллина. Рим. 2 — 4 в.в.

Свт. Николай Сербский пишет:

«Маслина есть символ благодатной избранности. Господь избрал народ Израильский, как плодоносящее дерево среди дичков, и сравнил его с маслиною: «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь (Иер.11:16).

Маслина, как дерево, дающее елей, и к тому же самое долгоживущее из деревьев земных, символизирует любого добродетельного человека, сияющего милостью и истиной от Духа Святого, который верой своей, как корнями, прикрепился к вечной жизни.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы.)

Оливковая ветвь повсюду считалась эмблемой мира и обновления.

Священный елей или миро, для помазывания первосвященников, царей и Скинии считался драгоценнейшим, и в его состав входило оливковое масло.

В Православной Христианской церкви со времен Апостольских существует Таинство Миропомазания.

Лилия

Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет»

Лилия – символ чистоты и святости. В Евангелии от Матфея лилия символизирует совершенство и доверие Богу: Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф., 6, 28 – 29).

Преподобный Нил Синайский пишет о символике лилии так: «О совершенной душе сказано, что она как лилия между терниями ». (Прп. Нил Синайский. О сребролюбии).

Изображение лилии встречается на иконах Пресвятой Богородицы «Благовещение», «Неувядаемый Цвет».

Крест «криновидный» (Белые полевые лилии называются по-славянски «крины сельные «).

Пшеница, Колос

Икона Божией Матери «Класс Прозябшая»

В Новом Завете пшеница символизирует верующих христиан. В Евнгелии от Матфея говорится: Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу (Мф.,3, 12) . Свт. Николай Сербский пишет: «Христиане, носящие в себе Бога Христа и взрастившие Его в душе своей до жатвы, будут спасены… Прорастание пшеничного зерна под землей есть образ смерти и Воскресения Господа, а также картина умирания ветхого и рождения нового человека в каждом из нас.» ( Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы).

В стихире 1-й песни канона из Последования ко Святому Причащению возрастание колоса символизирует Боговоплощение:

Символы Евангелистов

«Вседержитель» — Христос в тетраморфе (Новгород, XV век)

Символы евангелистов взяты из Откровения св. Иоанна Богослова:

« и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откр., 4, 6 -8)

Символы евангелистов упоминаются в видении пророка Иезекииля:

«И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.» (Иез., 4 – 6, 10)

Изображения четырех евангелистов и их символы обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода. Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах.

Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К тетраморфу относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Существующее распределение символов сложилось во II веке, его придерживались Григорий Двоеслов, Блаженный Иероним, Епифаний Кипрский, Викторин из Петтау и др.

Традиционная система соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси на Большом Московском соборе в 1666 году.

Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

Евангелист Матфей

Евангелист Матфей. Князь-Владимирский собор.

Ангел – символ Евангелиста Матфея. Миниатюра Евангелия Хитрово. 14 в.

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками.

Евангелист Марк

Евангелист Марк. Князь-Владимирский собор.

Лев – символ Евангелиста Марка. Евангелие Хитрово. 14 в.

Символом Евангелиста Марка является лев, в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа Иисуса Христа.

Евангелист Лука

Евангелист Лука. Князь-Владимирский собор.

Телец – символ Евангелиста Луки. Евангелие Хитрово. 14 в.

Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя.

Евангелист Иоанн Богослов

Евангелист Иоанн Богослов. Князь-Владимирский собор.

Орел – символ Евангелиста Иоанна Богослова. Евангелие Хитрово. 14 в.

Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных тайн.

Книгой А. В. Подосинова мы начинаем издание новой серии под названием SERIES MINOR (Малая серия). В ней будут публиковаться сравнительно небольшие научные работы. У каждого ученого возникают интересные темы, разработка которых превышает рамки журнальных статей, но в то же время не требует объема «толстых» книг.

Научная ценность таких трудов отнюдь не меньше, чем прочих, однако с их публикацией часто возникают сложности. Задача новой серии дать возможность «малым трудам» быстро увидеть свет. Наряду с монографическими работами в ней предполагается также издавать небольшие тематические сборники.

Сейчас, например, готовится к изданию сборник статей историков, археологов, филологов, астрономов и математиков, посвященных критическому анализу «Новой хронологии» академика А. Т. Фоменко.

Тематика SERIES MINOR остается традиционной для нашего издательства. Это - история культуры, семиотика, филология, философия, история. Мы надеемся, что новая серия найдет отклик как у исследователей, которые будут заинтересованы предложить в нее свои труды, так и у читателей, следящих за нашими изданиями.

А.В. Подосинов - Символы четырех евангелистов - Их проис­хождение и значение

Язык. Семиотика. Культура. Малая серия

Москва: Языки русской культуры, 2000. - 176 с.

ISВN 5-88766-042-2

А.В. Подосинов - Символы четырех евангелистов - Их проис­хождение и значение – Содержание

Предисловие

Введение

ЧАСТЬ I. ЗООАНТРОПОМОРФНАЯ СИМВОЛИКА СТРАН СВЕТА

  • Истоки символов евангелистов в Новом и Ветхом Завете
  • Откровение Иоанна Богослова (4, 6-7)
  • Книга пророка Иезекииля (1, 4-26).
  • Херувимы в Ветхом Завете и в последующей традиции
  • Ближневосточные и египетские параллели
  • «Четыре животных» Иезекииля как символы стран света
  • Состав «четырех животных» на фоне архаических культур Евразии
  • Три животных - символы вертикальной трехчленности космоса
  • Соотношение трехчленной вертикали и четырехчленной горизонтали
  • Место человека в четырехчленной горизонтальной картине мира
  • Виды тетраморфкости символов стран света
  • Попытка атрибуции библейских «животных» странам света
  • Вторичное осмысление символов евангелистов как персонификации стран света

ЧАСТЬ II ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА СТРАН СВЕТА

  • Книга пророка Захарии (6, 1-6)
  • Откровение Иоанна Богослова (6, 1-8)
  • Вместо заключения:
  • «Синий буйвол, и белый орел, и форель золотая...»

Список сокращений

Литература

Список иллюстраций

Zusammenfassung

А.В. Подосинов - Символы четырех евангелистов - Их проис­хождение и значение – Введение

Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть.

Ибо как четыре есть страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра,

И так как церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение церкви есть Евангелие

И Дух Жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа.

Св. Ириней, «Против ересей»

В христианском богословии уже с конца II в., а с IV в. и в христианском искусстве четырем евангелистам были приданы в качестве их атрибутов и символов следующие живые существа: Матфей ассоциируется, как правило, с образом ангела, Марк - льва, Лука - быка (тельца), Иоанн - орла.

Впервые эти существа были соединены с именами евангелистов во II в. Иринеем Лионским, его атрибуция символов отличалась от принятой позже (человек символизировал собой Матфея, лев - Иоанна, телец - Луку, орел - Марка). Как символы евангелистов эти образы закрепились в богословии с Иеронима, а начиная с VII в. его трактовка их становится обязательной на христианском Западе.

В христианской экзегетике существовали различные объяснения этих существ. Одно толкование, которое развивала сирийская школа, а также Григорий Великий (конец VI в.), рассматривало существа как символы самого Христа в различные фазы его жизни: при рождении он человек, при смерти - жертвенный бык, при воскресении- лев, при вознесении - орел. Интерпретация и атрибуция существ у Иеронима и в основанной на его авторитете последующей традиции (вплоть до современных христианских энциклопедий) такова: атрибуция живых существ тому или иному евангелисту связана с началом повествования соответствующего Евангелия. Так, человеческий образ ангела как символ Матфея должен был отражать человеческую генеалогию Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея; лев Марка - проповедь Иоанна Крестителя в пустыне; бык Луки - жертву Захарии, орел Иоанна-возвышенный, устремленный к небесам характер зачина иоаннова Евангелия.

Часто христианские богословы приводили обе (или даже более) трактовки связи евангелистов и живых существ. На христианском Востоке была принята интерпретация, сходная с иринеевской, а именно, лев олицетворяет иоанново Евангелие, так как там описывается происхождение Христа от Бога-Отца, бык - Евангелие Луки, а человек - Евангелие Матфея (объяснение Иринея сходно в этих двух случаях с иеронимовым), орел - Евангелие Марка, ибо оно имеет профетический характер и исполнено Святого Духа.

1. Почему на иконах святители символизируются животными (напр. Лука, по-моему, быком)?

2. Почему "Одежды кожаные" это только грехи, а не само земное тело? Ведь логично предположить, что смерть есть если есть тело, которое может умереть.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

1.Святым апостолам-евангелистам со II века усвоены символы: ангел, лев, телец (бык), орел. Восходят они к пророческим видениям четырех животных. Пророку Иезекиилю при реке Ховаре отверзлись небеса и он увидел из среды огня четырех животных: «Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех »(1:10). Видение таинственных животных было и св. апостолу Иоанну Богослову: «и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему » (Откр. 4: 6-7). В святоотеческом толковании эти животные символизируют четырех евангелистов. Каждый из них, согласно передавая главные события Священной новозаветной истории, вместе с тем, дополняют друг друга, более полно уделяя внимание какой-либо стороне Личности Спасителя. Матфей показывает Его как совершенного, безгрешного Человека (поэтому усвоен в качестве символа ангел), Марк изображает Христа как Царя (царственное животное – лев), Лука как воплотившегося Бога, принесшего Себя в жертву за грехи людей (жертвенное животное – телец), Иоанн как победившего смерть и вознесшегося к Богу Отцу (орел).

Самое раннее изображение этих символических животных – мозаика начала 5 века в церкви св. Пуденцианы в Риме (в апсиде).

2. В святоотеческой экзегетике имеется два понимания упоминаемых в книге Бытия «одежд кожаных» И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их», 3:21 ). Святитель Григорий Богослов под ними понимал грубую и смертную плоть, которую приобрел человек в результате грехопадения. Другие говорят о реальных одеждах, которые стали прикрывать наготу прародителей.