Когда жены мироносицы в году. Православный женский день

Начавшаяся неделя в церковном календаре посвящена чествованию женщин - Жен-мироносиц*. В кафедральном соборе Братска решили не ограничиваться поздравительными словами батюшки с амвона. После Божественной Литургии на выходе из храма ученики православной гимназии вручили работницам и прихожанкам открытки и шоколадки.

* В этот день вспоминаются и чествуются святые жены- мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна. Почему Русская Православная Церковь чтить этих женщин во второе воскресенье после Пасхи?

Мироносицы - это те самые женщины , которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев . Это они , жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине - Марии Магдалине.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни - несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сосоловий и народностей.

Неделю жен-мироносиц называют православным женским днем, сравнивая его тем самым со ставшим общепринятым в нашей стране Международным женским днем 8 марта. О том, что общего и какие важные моменты делают эти праздники совершенно разными, рассказывает портал "Приходы" .

Дата празднования

Неделя жен мироносиц не имеет постоянной даты в календаре, поскольку привязана к празднику Светлого Христова Воскресения отмечается в третье воскресенье по Пасхе. В этом году «православный женский день» отмечается 4 мая.

Международный женский день празднуется 8 марта – эта дата даже стала альтернативным названием праздника.

Впрочем, оба празднования можно назвать весенними, поскольку и тот, и другой приходятся на время пробуждения природы к новой жизни.

История установления

Чествование святых жен мироносиц совершается в Церкви издревле. Богослужебные последования Мироносицкой недели содержатся в Триоди Цветной, содержащей песнопения в том числе авторов VIII и IX столетий. Канон мироносицам был написан святым Андреем Критским.

Откуда появился праздник 8 марта ? Международный женский день был учрежден в 1910 году на Второй Международной социалистической женской конференции в Копенгагене – не как праздник, а как день, когда женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам. По разным версиям, традиция отмечать Международный женский день 8 марта связана с проходившими в этот день в 1857-м «маршем пустых кастрюль» в Нью-Йорке или выступлением пятнадцати тысяч работающих женщин в том же городе в 1908 году.

В Петербурге этот день отмечали еще в дореволюционное время, правда, тогда он воспринимался просто как некое европейское актуальное мероприятие. При советской власти в 1921 году по решению 2-й Коммунистической женской конференции было решено праздновать Международный женский день 8 марта в память об участии женщин в демонстрации в Петрограде 23 февраля (по старому стилю) 1917 года, предшествовавшей событиям Февральской революции.

Выходной ли день?

Неделя (воскресенье) святых жен мироносиц , как следует уже из названия, может приходиться только на воскресный день.

А что с 8 марта ? С 1966 года, в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР, Международный женский день стал праздником и нерабочим днём. Таковым он остается и в современной России и ряде других стран бывшего Советского Союза.

С памятью каких женщин связан этот «женский день»?

В третье воскресенье по Пасхе Церковь празднует память святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Имя Марии из городка Магдала близ Геннисаретского озера навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя. Мария следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами – Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Она была верна Господу не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Мария Магдалина, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. Верная закону, в котором была воспитана, Мария пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи, но готовилась вместе с другими женщинами в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.

Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа – Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему – и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: «Женщина, что ты плачешь?» – она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.

Он спросил Марию: «Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?» Она же, думая, что видит садовника, отвечала: «Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его». Но в этот момент она узнала голос Господа, голос, который был знаком с того самого дня, как Он исцелил ее. Этот голос она слышала в те дни, в те годы, когда вместе с другими благочестивыми женщинами ходила за Господом по всем городам и весям, где раздавалась Его проповедь. Из груди ее вырвался радостный крик: «Раввуни!», что значит Учитель.

Уважение и любовь, нежность и глубокое почтение, чувство признательности и признание Его превосходства как великого Учителя – все слилось в одном этом возгласе. Она больше ничего не могла сказать и бросилась к ногам своего Учителя, чтобы омыть их слезами радости. Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему»».

Она пришла в себя и снова побежала к Апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении Апостолы, и возвестила им радостную весть: «Видела Господа!» Это была первая в мире проповедь о Воскресении.

Священное Писание не повествует нам о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно не сомневаться, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то несомненно, что она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа. Так святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.

Священное Предание повествует, что когда Апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. В Италии она явилась к императору Тиберию (14–37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. По Преданию, она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: «Христос Воскрес!» Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира.

Мария Магдалина пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.

Святая Иоанна Мироносица , супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слыхала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Святая Мария Клеопова , мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т.е. женой Клеопы.

Сусанна мироносица . О Сусанне упоминает один евангелист Лука и только однажды: когда рассказывает о прохождении Господа Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, то из сопутствующих ему жен именует и Сусанну (Лк. 8. 3), как служившую Христу от имений своих. Церковное предание причисляет её также к мироносицам.

Международный женский день , учрежденный как день борьбы женщин за свои права, прочно связан с именами Клары Цеткин и Розы Люксембург. Именно Клара Цеткин выступила с инициативой учреждения Междунароного женского дня.

Эти женщины остались в истории участием в революционной деятельности, повлекшей столь большие потрясения в XX веке.

Народные традиции праздника

В традициях народа издавна было принято отмечать неделю святых жен мироносиц именно как «женский день», когда все женщины − именинницы. В Нижегородской губернии его называли Бабьей братчиной, в Костромской − Бабьей неделей, в Смоленской и Курской этот день именовался Маргоски (от слова местного диалекта, означающего умильное, чуть кокетливое поведение).

В храме в этот день женщины причащались, а в некоторых местностях – еще и все вместе заказывали праздничный молебен.

Кроме того, непременной частью праздника были особые пирушки, в которых где-то принимали участие только женщины и девушки (кумления), а где-то трапезу с женщинами разделяли их мужья. Женщины общались, пели, радостно христосовались.

Непременной частью посиделок были яйца или блюда из них (например, так называемая бабья яичница) – наверное, в память о святой Марии Магдалине, с именем которой церковное предание связывает обычай красить на Пасху яйца.

8 марта. Начавшийся как день борьбы за права женщин, а в советское время еще и ставший официозным праздником, Международный женский день в нашем народе внезапно очеловечился, став, скорее, чем-то средним между днем святого Валентина и днем матери: в семьях основными героинями 8 марта становятся хранительницы домашнего очага, но внимание, поздравления, подарки адресуются всем − молодым девушкам и пожилым женщинам, почтенным матронам и маленьким девочкам, родным, знакомыми и просто женщинам-коллегам.

Как празднуем сейчас?

«Программа-минимум» на 8 марта – букет мимозы и торт для праздничного чаепития, но обычно дело этим не ограничивается, и Международный женский день становится настоящим торжеством с богатым угощением, на которое собираются несколько поколений семьи.

Еще одна «праздничная традиция» − отстранить женщину на этот день от всех домашних забот и попробовать справиться с украшением дома и подготовкой угощения силами мужской части семьи. Правда, нередко устранение последствий таких попыток у виновницы торжества занимает намного больше времени, чем обычные праздничные хлопоты.

Неделя жен мироносиц. На наших глазах заново создаются традиции празднования «православного женского дня», но главная из них – прийти сегодня в храм и причаститься за литургией – соблюдается современными православными женщинами так же, как и их пра-пра-пра-бабушками. На некоторых приходах поводят народные гулянья, к празднику приурочивают ярмарки, благотворительные акции. Впрочем, по мнению многих, один обычай «светского» праздника – поздравления со стороны мужской части семьи – было бы неплохо перенести и на «православный женский день».

15 мая, в воскресенье – в 3-ью неделю по Пасхе – настоятель храма Божией Матери Иверской отец Игорь отслужил Божественную литургию и Водосвятный молебен. Проповедь настоятеля была посвящена великому Празднику, который в этот день отмечает Православная Церковь. О значении этого праздника для православных людей отец Игорь не раз говорил и раньше, напоминая прихожанам и прихожанкам, что в русской жизни и культуре это был главный православный женский праздник, который торжественно отмечался в дореволюционной России, а затем был вытеснен светским женским праздником 8 марта… Если за праздником 8 марта стояли женщины-революционерки и безбожницы, то за праздником жен-мироносиц – великая победная и одновременно поучительная история, которая во многом сформировала в отечественной культуре идеал русской православной женщины, соединяющий в себе внутреннюю красоту, простоту, милосердие, верность и жертвенность.

В третью неделю после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых женщин-мироносиц – Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сосанны. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему. Это те самые женщины, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста… Они не разбежались от Него, как ученики, не оставили Его, как апостолы в самые страшные часы Его медленного умирания на Кресте. Любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас и страх. Как повествует Евангелие, в награду за это жены-мироносицы первыми узнают о Воскресении и становятся его первыми свидетелями. Рано утром, взяв приготовленные заранее сосуды с миро, они прибежали ко гробу. И здесь жены-мироносицы видят то, что меньше всего ожидают увидеть: стража разбежалась от ужаса, рядом с гробом — отваленный камень, гроб пуст… На отваленном камне сидит Ангел, который, отвечая на их недоумение, говорит: «Что ищете живого среди мертвых? Он воскрес!»…

Семь слабых женщин навечно остались в евангельской истории и подарили праздник всем – праздник жен-мироносиц. Этот праздник издревле чтился на Руси. Это событие мировой истории воспето в стихах выдающихся русских поэтов:

День наступил, зажглась денница,
Лик мертвой степи заалел;
Заснул шакал, проснулась птица…
Пришли взглянуть - гроб опустел!..

И мироносицы бежали
Поведать чудо из чудес;
Что нет Его, чтобы искали!
Сказал: - Воскресну - и воскрес!

Бегут… молчат… признать не смеют,
Что смерти нет, что будет час -
Их гробы тоже опустеют,
Пожаром неба осветясь!

(Константин Случевский, «Воскрес», 1891 )

Солнце плыло из-за утренней зари,
Мироносицы ко Гробу тихо шли.

Скорбь овеяла их облаком седым:
Кто у входа камень тяжкий сдвинет им?

Ароматы держат в трепетных руках.
Выплывает солнце в медленных лучах,

Озаряет солнце темный, низкий вход.
Камня нет. Отвален камень. Ангел ждет,
Ангел белый над Гробницей Божьей встал,
Мироносицам испуганным сказал:

Не ищите Иисуса: Он Воскрес,
Он на Небе и опять сойдет с Небес.

Тихий ужас, сладкий трепет и восторг
Вестник чуда из сердец всех жен исторг.

Лобызают ткани светлые пелен.
Солнце встало. В небе светлый, вечный звон…

(Сергей Городецкий «У Гроба Воскресшего Господа», 1911 )

Именно идеал женщин-мироносиц кротко и мужественно несли в своей душе русские женщины в годы безбожных пятилеток, оставаясь верными христианской вере. Женская жертвенность, сострадание и любовь помогали стране выстоять в страшных испытаниях Великой Отечественной войны. И читая эти пронзительные строки стихотворения Михаила Исаковского «Русской женщине» (1945), видишь, как просвечивает через строки о наших бесхитростных матерях и бабушках времени войны высокий христианский идеал святых женщин-мироносиц:

Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты
.……………………………
Рубила, возила, копала -
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое…

Отец Игорь напомнил прихожанам, что рядом с нами обездоленные, заброшенные и больные старики, которым так не хватает любви и милосердия, и призвал прихожан к милосердным богоугодным делам.

Рассказывая о жизни прихода во второй половине мая и в июне, настоятель призвал прихожан готовиться и принять участие во всероссийской акции «Свеча ПАМЯТИ», поддержанной Церковью. Эта акция планируется на вечер 21 июня – накануне дня памяти и скорби, дня начала Великой Отечественной войны: на окнах в каждом доме в 21.00 мы зажжем свечи по числу погибших в нашей семье.

это праздник каждой православной христианки, православный Женский день.

Сердечно поздравляем всех православных женщин!

Желаем духовной радости, мира и помощи Божией во всех ваших благих начинаниях!

Мужчины больше философствуют
И сомневаются с Фомой,
А мироносицы безмолвствуют,
Стопы Христа кропя слезою.

Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко гробу,

Людские мудрецы великие
В атомный ад ведут народы,
А белые платочки тихие
Собой скрепляют церкви своды.

Сестры группы милосердия «Преображение» ежегодно во второй воскресный день после Пасхи собираются в трапезной храма Преображения Господня в Тушино чтобы совместно отметить этот праздник.

Кто они, святые жены-мироносицы, и почему Русская православная церковь чтит их память (в третью седмицу после Пасхи)? Мироносицы – это те самые женщины, которые по любви к Спасителю принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине – Марии Магдалине.
Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах – святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы…
Неделя жен-мироносиц – это праздник каждой православной христианки, православный Женский день.

Протоиерей Николай Агафонов:

В подвиге жен-мироносиц раскрылась вся высота женского служения Богу и миру. Их жизнь, по словам священномученика митрополита Серафима (Чичагова), «многопоучительна и теперь для современных христианок». Подражание мироносицам в жертвенной любви и на миссионерском поприще находило себе место на протяжении всей двухтысячелетней истории христианской Церкви. Трудно переоценить роль женщины в сохранении православной веры и в нашем Отечестве. Я бы даже дерзнул сказать, что именно женщины в годы безбожных лихолетий и сохранили эту веру. О чем хорошо сказано в замечательном стихотворении моего любимого поэта Александра Солодовникова:

Мужчины больше философствуют
И сомневаются с Фомою,
А мироносицы безмолвствуют,
Стопы Христа кропя слезою.

Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко гробу.

Людские мудрецы великие
В атомный ад ведут народы,
А белые платочки тихие
Собой скрепляют церкви своды.

http://www.pravoslavie.ru/sm/30251.htm

Проповедь священника Михаила Захарова

Во второе воскресенье после Пасхи Святая Православная Церковь празднует память святых жен-мироносиц, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Когда Иуда предал Христа первосвященникам, все ученики Его бежали. Апостол Петр следовал за Христом до двора первосвященника и там, обличаем, что он Его ученик, трижды отрекся от Него. Весь народ кричал Пилату: «Возьми, возьми, распни Его!» (Ин. 19.15). Когда распяли Иисуса проходящий народ злословил Его и насмехался над Ним. И только Матерь Его с любимым учеником Иоанном стояли у Креста и женщины, следовавшие за ним и Его учениками во время Его проповеди и служившие им, смотрели издали на происходящее. Среди них были Мария Магдалина, Иоанна, Мария, мать Иакова, Саломия и другие.
После того, как Иисус испустил дух, Иосиф из Аримафеи, член совета, но не участвовавший в осуждении Иисуса, тайный ученик Его пришел к Пилату просить тело Иисусово и, получив разрешение, вместе с Никодимом, другим тайным учеником Господа, похоронил Его в новом гробе.
В первый день недели святые жены-мироносицы, купив ароматы, пришли рано ко гробу, чтобы помазать тело Иисусово, но увидели камень отваленным от гроба и ангела, который возвестил им, что Иисус воскрес. Господь явился Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов, и просил сказать апостолам, чтобы ожидали Его в Галилее.
Святые жены-мироносицы являют нам пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Когда все оставили Его, они были рядом, не испугались возможных преследований. Не случайно именно Марии Магдалине первой явился Воскресший Христос. Впоследствии, по преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина много потрудилась в проповеди Евангелия. Именно она преподнесла римскому императору Тиверию красное яйцо со словами? «Христос Воскресе!», откуда и пошел обычай на Пасху красить яйца.
Святая Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, отмечает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в их самоотверженном подвиге любви и служения ближним.
Насколько этот праздник отличается от так называемого Международного Женского Дня 8 Марта, установленного феминистскими организациями в поддержку их борьбы за так называемые права женщин, а точнее за освобождение женщин от семьи, от детей, от всего, что составляет для женщины смысл жизни. Не пора ли нам вернуться к традициям нашего народа, восстановить православное понимание роли женщины в нашей жизни и более широко отмечать замечательный праздник день святых жен-мироносиц.

Святая Мария Клеопова
Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Святая Иоанна Мироносица
Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Праведные сестры Марфа и Мария
Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Мудрость Святых Отцов. Женщина и Христианство

У Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за телесную немощь. И многие жены отличались не менее мужей: есть и такие, что даже больше прославились. Таковы наполняющие собою лик девственниц, таковы сияющие подвигами исповедания и победами мученичества. (Свт. Василий Великий)

Истинно целомудренные, прилагая все старание о том, чтобы попещись о душе, не отказываются и телу, как орудию души, услужить в меру, но почитают делом недостойным и низким для себя украшать тело и величаться им, чтобы оно, по природе, будучи рабом, не возгордилось пред душой, которой вверено право владычества… (Св. Исидор Пелусиот)

Из дневников святой царственной мученицы Императрицы Российской Александры Феодоровны Романовой

Христианство, как небесная любовь, возвышает душу человека. Я счастлива: чем меньше надежды, тем сильнее вера. Бог знает, что для нас лучше, а мы нет. В постоянном смирении я начинаю находить источник постоянной силы. »Ежедневное умирание – это тропа к ежедневной жизни»… Жизнь – ничто, если мы не знаем Его, благодаря Кому живем.
Чем ближе душа приближается к Божественному и Вечному Источнику Любви, тем полнее раскрываются обязательства священной человеческой любви, и тем острее укоры совести за пренебрежение к малейшим из них.
Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.
Истинная вера проявляется во всем нашем поведении. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.
Основа благородного характера – абсолютная искренность.
Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.
Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недостатках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят другие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благодарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит. Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.
Во всех испытаниях ищи терпения, а не избавления; если ты его заслуживаешь, оно скоро к тебе придет… Иди вперед, ошибайся, падай и снова вставай, только продолжай идти.
Религиозное воспитание – самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку; наследство никогда не заменит это никаким богатством.
Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.
Для большинства из нас главное искушение – это потеря мужества, главное испытание наших сил – в монотонном ряде неудач, в раздражающей череде прозаических трудностей. Нас изматывает дистанция, а не темп. Двигаться вперед, выбирая правильный путь, пробираться к слабо мерцающему свету и никогда не сомневаться в высшей ценности добра, даже в малейших ее проявлениях – это обычная задача жизни многих, и, выполняя ее, люди показывают, чего они стоят.
Самопожертвование – это чистая, святая, действенная добродетель, которая увенчивает и освящает человеческую душу.
Чтобы взойти по великой небесной лествице любви, надо самому стать камнем, ступенькой этой лествицы, на которую, поднимаясь наверх, будут ступать другие.
Религия, которую вдохновляет слово Христа, - солнечная и радостная. Радость – это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло. Плачущий, жалующийся, напуганный христианин предает своего Бога. Неисчислимыми путями проявляется в жизни слово Христа, запавшее в сердце. В беде оно приносит нам утешение, в минуты слабости – силу.
Важный труд, который человек может сделать для Христа, - это то, что он может и должен делать в своем собственном доме. У мужчин есть своя доля, она важна и серьезна, но истинным творцом дома является мать. То, как она живет, придает дому особую атмосферу. Бог впервые приходит к детям через ее любовь. Как говорят: »Бог, чтобы стать ближе всем, создал матерей», - прекрасная мысль. Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью… Есть дома, где постоянно ярко горит лампада, где постоянно говорят слова любви ко Христу, где детей с ранних лет учат тому, что Бог их любит, где они учатся молиться, едва начав лепетать. И, спустя долгие годы, память об этих священных мгновениях будет жить, освещая темноту лучом света, вдохновляя в период разочарования, открывая секрет победы в трудной битве, и ангел Божий поможет преодолеть жестокие искушения и не впасть в грех.
Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения.