Орксэ человек и бог в православии. Конспект по орксэ (опк) на тему «человек и бог в православии» (4 класс)

Урок 3. Человек и Бог в православии

Ключевые понятия: спасибо, Творец

Цель урока . Начать с учащимися осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры

Оборудование урока: бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры

Ход урока

I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания».

Задания, помещённые в учебнике под этой рубрикой, могут быть дополнены следующими.

1. Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.

2. Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ.

На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.

3. Теперь прикрепи рисунок к стенду или стене. Расскажи одноклассникам о том, что в твоём представлении тесно связано с понятием «БОГ», то есть представь свой рисунок через словесные суждения.

4. Обрати внимание, есть ли такие слова, которые в рассказах и рисунках, твоём и одноклассников, повторялись?

Итак, по твоему мнению, БОГ – .....(запиши повторяющиеся слова) Есть ли в списке слова, которые являются опорными словами темы урока?

II. Работа с текстом учебника.

1.Чтение статьи учебника про себя.

Из школы вышел учитель физики. Ребята бросились к нему с вопросом – «Что такое Бог?!» (слайд № 4 – Бог – Кто или что?)

Краткое разъяснение детям, что Бог – не природа и не часть ее, не какое-то субстанциональное существо, а Личность.

Учитель ответил по-ученому:

Мир культуры – это мир человеческих творений. (слайд № 5 – цветок) Однако и в былые века и сегодня есть немало людей (в том числе и выдающихся ученых), которые полагают, что и сам мир природы – это тоже творение. Правда, не человеческое, а Божественное. (слайд № 5 – надпись «Бог – Творец мира») Эти люди Творцом всего мира и человеческого рода считают Бога. Отношения человека и созданной им культуры они переносят на отношения мира и Бога. (слайд № 5 – модель Солнечной системы) Они говорят: представьте себе модель Солнечной системы. Это как бы глобус из тонких прутиков. На прутья нанизаны шарики-планеты. В центре светильник-солнце. Вокруг шарика, обозначающего нашу Землю, вращается Луна. Планеты можно передвигать по прутьям и выстраивать из них разные сочетания. Могла ли такая модель возникнуть сама собой, или у нее есть автор – мастер, который ее придумал и изготовил? Может эти прутики и шарики появились постепенно? Может, шарики катались себе, катались, а потом нанизали себя на эти прутики и вот так вот закрутились? А центральный шарик решил еще и засветиться? (слайд № 5 – игрушка «Солнечная система») Но если даже для простой игрушки все же нужен творец, то, по убеждению религиозных людей, тем более Творец необходим для создания нашего огромного сложнейшего и прекрасного мира. (слайд № 6 – мир и человек)

(слайд № 6 – мир) Я и сам считаю, что Бог дал миру законы природы. (слайд № 6 – скрижали) А человеку он дал законы добра и способность творить.

2. Перечитывание статьи учебника на основе выполнения перечисленных заданий.

2.1. В статье учебника разные действующие лица так или иначе высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка, учитель физики, учительница русского языка. Найди ответ в статье учебника и запиши его в таблицу:

2. Обсуждение ответов на следующие вопросы:

Нужна ли сила для совершения добра? Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила?

Изменится ли твоё поведение от того, что ты будешь знать, что за тобой постоянно наблюдает тот, Кто любит тебя?

Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котёнка?

Кто сильнее, умнее, разумнее: Ваня или котёнок?

Что могло помешать Ване спасти котёнка? Были ли какие-то внутренние силы, которые могли помешать спасти котёнка?

III. Работа с дополнительной информацией (врезкой).

Осмысление данного в дополнительной информации

К кому обратился человек, если о Том, к Кому он обратился, написано вот так: « И человек обратился к тому, Кто…».

Работа с дополнительным материалом может быть дополнена следующими материалами.

Происхождение слова Бог

В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-европейском языке « бага» или « бхага» – это доля, порция, удел, часть . Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.

Знаешь ли ты?

Слово «спасибо» – это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».

Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание? Если пожелание, то чего?

Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь – .

Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь?

Y. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника и дополнительные вопросы.

– Согласен ли ты с тем, что добро, которое совершается по принуждению, перестаёт быть добром? Как это можно объяснить?

– Поговори с родителями, родственниками: может быть, они смогут рассказать тебе о людях (своих знакомых или исторических лицах), которые сделали какое-то дело, по-настоящему доброе, необходимое не только их близким, но и совсем чужим, и сделали его бескорыстно, ради Бога.

Задание, направленное на усвоение следующей темы урока:

Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может –то как он это делает?

Предварительный просмотр:

УРОК 3

Человек и Бог в православии.

БОГ

БОГ_________________________________________

Бог сотворил мир и человека

Урок №3 ТЕМА: Человек и Бог в православии

Цель: Актуализировать представления учащихся о понятиях культурные традиции, культура¸ религия, этика, используя работу с тестом и текстом учебника. Сформировать образное представление отношения человека к Богу на основе работы с рассказом о Ване. Первичное ознакомление учеников с понятиями творчество, свобода, разум, совесть, добро, любовь и их конкретизация через ответы на вопросы в таблице.

Основные вопросы урока:

    Какие дары Бог дал человеку.

    Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Тема урока 3 перекликается с темой урока 9 – «Православное учение о человеке». Там главные вопросы звучат так: «Чем Бог одарил человека?», «Что такое образ Божий в человеке?». Значит, на уроке 3 мы даём лишь первоначальное представление о дарах Творца человеку – то есть о том, что сотворённый Богом мир предназначался во владение человеку, создавался для него .

На уроке 3 мы должны, прежде всего, уяснить себе, в каких отношениях, с точки зрения православной культуры и веры, находятся Бог и человек, человек и Бог. Для этого необходимо обратиться к книге «Бытие», главе 1-й – к сюжету о сотворении мира.

1. Ребята, прочитайте на с. 8 небольшой рассказ о мальчике Ване и обратите внимание на фотографию Вани на с. 9.

Как вы думаете, Ваня – какой-то необыкновенный мальчик или обычный? (Обыкновенный мальчик, только верующий).

Что помогло мальчику преодолеть страх и броситься спасать котёнка? (Вера в Бога. Ваня сказал: «С Богом бояться не надо». Вера делает человека бесстрашным.)

Как Ваня объяснил свои чувства по отношению к Богу? Смог ли он объяснить, Кто это? (При мысли о Боге Ване хорошо, как бывает, когда он рядом с мамой или с папой. Он чувствует себя защищённо, тепло, спокойно.)

2. Какие дары Бог дал человеку.

Наши предки были верующими людьми. Да и значительная часть современных людей тоже верит в Бога. У верующих людей есть священная книга – Библия. Это самая древняя книга на земле. Она переведена на 2400 языков мира. В ней и рассказывается о том, Кто такой Бог. В Библии говорится, что Бог – это Творец, то есть Он сотворил мир и человека.

Чтение книги Бытия о сотворении мира и просмотр слайдовой презентации.

Учащиеся получают раздаточные листы с отрывками из книги Бытия, а также с дарами Творца человеку (вклеить эти листы в тетрадь – в домашнее задание).

Можно предложить детям сделать в тетради записи и зарисовки на тему «Дни творения». (Кадры мультфильма, например: шесть кадров - шесть дней творения. Рядом с каждым «кадром» поставить цифру – по дням творения. Можно кратко записать, что или кто было создано в этот день.

Заготовки для мультфильма можно распечатать заранее и предложить детям. А дома они вклеют «мультфильм» в тетрадь. На одном заготовочном листе размещены два «мультфильма», лист разрезать пополам. Шестой день творения – животных и людей - можно предложить детям нарисовать дома.)

Из книги Бытия мы видим, что Бог сотворил мир для людей . Вся земля с её природой, её богатствами, её красотой дана в дар человеку. Место для жизни человека Бог готовил особенно тщательно и заботливо, – это Райский сад. В нём есть всё, что нужно – и пища, и тепло, и общение, и возможность приложить и развить свои таланты.

От человека же требуется хранить дар Творца и – преумножать его. Заботиться о нём. Для этого человеку и дано такое множество талантов, способностей, с помощью которых он будет править миром и беречь его.

Ребята! Прочитайте, пожалуйста, на с. 10 учебника сообщение в рубрике «Это интересно». Какая существует связь между словом «Бог» и словом «дары»?

3. Это интересно. Слово «Бог».

4. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Сегодня мы узнали, что христиане верят в Бога-Творца. Бог для христианина – Тот, Кто сотворил мир, природу, всё живое и самого человека. И весь этот мир Создатель отдал в дар Своему любимому творению – человеку.

Как вы думаете, как же должны верующие люди относиться к Богу? (Ответы детей: с благодарностью, уважительно, почтительно, с любовью…)

Действительно, в православной культуре есть даже такое специальное слово, которое выражает отношение человека к Творцу, - «благоговение». То есть необычайно почтительное, трепетное отношение. Отношение любящего, может быть, даже восхищённого, сына (или дочери) к безгранично уважаемому им Отцу.

А поскольку Бог – Творец и, конечно, видит Своё творение – Его называют в православии Всевидящим – то верующий человек старается жить так, чтобы ему не за что было стыдиться перед Богом. В Ветхом Завете (а это часть Библии, к которой принадлежит и книга Бытия) есть выражение «ходить пред Богом». То есть люди старались никогда не забывать, что на них смотрит Бог, и никогда не совершать таких поступков, которые огорчили бы или прогневали Творца.

Это отношение выразилось даже в том, как православные христиане пишут слово «Бог». Прочтите сообщение из рубрики «Это интересно» на с. 11 учебника.

5. Это интересно. «Большая буква».

6. Выводы.

Итак, ребята, какие же выводы мы можем сегодня сделать?

Из книги Бытия мы узнали, что Бог-Творец дал человеку множество даров. Какие это дары? - перечислите их.

Человек, сотворённый Богом, чувствовал себя, как именинник, которому подарили чудесные подарки, и был очень благодарен за них Богу. Он хотел никогда не огорчать, а, наоборот, всегда радовать своего Создателя и жить так, чтобы, глядя на человека, Творец всегда был им доволен. То есть верующий человек, православный, всегда помнит, что над ним есть Бог, и старается не совершать зла.

1. Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда,

выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят:

«Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением,

восклицают в досаде: «О, Боже !». Может быть, ваша мама или

бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во

дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие

напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.

2. Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги

нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно

напишет слово БОГ.

На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь,

обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе

связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.

7. Домашнее задание:

1) Устно ответьте на вопросы с. 11 учебника

2) Рисунок «Сотворение мира».

NB ! Поскольку учебники часто на дом не выдаются, домашнее задание можно распечатать на листках. Раздать детям и также вклеить в тетради.

понятие

определение

культурные традиции

    всё, что создано человеком

культура

    наука о том, как себя вести в обществе

    то, что нам досталось от предков

    вера в Бога

Ход урока.

слайд 1

I. Организация начала урока . Звучит музыка (Г.Гендель «Аллилуйя»)

II. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Словарная работа

«Аллилуйя»-еврейское слово, обозначающее хвалите бога, прославляйте бога.

Сегодня мы продолжаем изучение нового предмета «Основы православной культуры». На этих занятиях мы будем вести речь о самом важном, самом главном, что есть в нашей жизни.

Вы узнаете ответы на такие значимые вопросы, как:

Откуда появились небо и земля?

Как устроен наш мир?

Задумаемся, что такое душа человека?

Как жить так, чтобы стать счастливым человеком?

Как различать добро и зло?

слайд 2

Прочитайте, что станет темой нашего занятия? (Ученик читает слова на доске.)

II. Введение в тему. Постановка целей и задач урока.

Просмотр мультфильма "Это мой выбор" (начало)

Вы, наверное, обращали внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

Задумывались ли вы о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясните своё мнение по этому поводу.

3. Самостоятельная работа.

– А что значит Бог для каждого из вас? Давайте разберемся с этим, выполнив следующее задание. У вас на столах лежат солнышки. В центре крупно напишите слово БОГ. Но прежде прочитайте рубрику "Это интересно".

слайд 3

"Это интересно"

(Написано на интерактивной доске)

На лучиках солнышка запиши те слова, которые, как вы думаете, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре солнышка.

Положите это солнышко на край стола. Мы еще раз обратимся к нему попозже.

слайд 4

4.Рассказ учителя «Бог – Творец мира»

Под словом Бог в православии понимается Творец, который создал весь мир и человека.

А откуда появился мир?

Существует две версии. Некоторые люди говорят о теории большого взрыва во Вселенной. Тут на помощь приходят науки: астрономия, физика, биология.

А есть люди верующие и считающие, что Творцом всего явился Бог.

Давайте подумаем вместе. Неужели всё возникло случайно? Вы когда-нибудь строили дом из кубиков? А если кубики просто высыпать на пол, получится дом?

(Нет, его кто-то должен придумать и построить.)

А если в тетради писать буквы и слова, сама по себе сказка сложится?

(Для того, чтобы появилась сказка, ее надо придумать и написать).

А человек мог сделать небо, звёзды, Солнце, землю?

Посмотрите мультфильм и ответьте на этот вопрос.

Просмотр мультфильма «Сотворение мира»

5. Работа над новой темой.

(На доске висит ватман. На нем нарисовано солнышко в правом верхнем углу).

У нас есть солнышко. Чего у него не хватает?

(Лучиков).

Есть на свете что-нибудь, что Бог сделать не может?

(Он все может).

Приклеиваем лучик к солнышку: всемогущество.

Бог - добрый. Что это значит?

(Делает добро миру, человеку).

Бог нас любит? Он всех любит?

Клеим лучик: любовь.

Как вы думаете, было время, когда Бога не было?

(Он был всегда, ведь он сотворил мир. Он живет вне мира. Он всегда был, есть и будет.)

Клеим третий лучик: вечность.

Можно ли что-то скрыть от Бога? От мамы мы можем что-то скрыть. Например, тайно сделаем ей в подарок открытку. Но Бог все видит, все знает. Он знает, что в нашем сердце, о чем мы думаем.

Клеим 4-ый лучик: всеведение .

Ребята, знаете ли вы, кто такие христиане ?

(Христиане - это люди, верующие в Бога Иисуса Христа, от родителей к детям несут христианскую веру уже много лет.)

У кого из вас мама, папа, бабушка, другие родственники считают себя православными христианами, ходят в храм, произносят молитву?

Кто из вас был в храме?

О чём человек молится в храме? Что просит в молитвах для себя и своих близких?

Чтобы стать православным христианином, человек должен креститься. Кто из вас крещёный?

Сегодня в России много искренне верующих православных христиан, то есть людей, которые верят в Бога и правильно славят его.

Б) Рассказ учителя.

К сожалению, есть люди, которые ничего не знают о Боге и потому считают, что Бога нет. Вы можете спросить: «А разве верующие люди видят Бога? Откуда они знают о нём?».

Мы знаем из Библии, что Бог невидим. Но ведь многое в мире, важное для нас, невидимо. Мы не видим воздух, которым дышим и без которого не можем жить.

Радость, доброту, любовь – прекрасные чувства – тоже нельзя потрогать, увидеть, - мы их ощущаем сердцем.

Присутствие Бога верующие люди чувствуют сердцем. Каждый православный христианин знает, если мы обращаемся к Господу (так называют Бога) даже мысленно, про себя - он слышит нас.

Обращение человека к Богу называют молитвой. Во всех трудных жизненных ситуациях мы можем обращаться к Богу с молитвой, просить Его помочь нам. И эта вера придаёт человеку силы, он преодолевает все трудности на своём пути, совершать добрые поступки.

Просмотр мультфильма "Это мой выбор" (конец)

Знакомство с Библией.

О Боге мы узнаём из Библии (Священного Писания).

(Показ Библии для детей).

Библия - очень древняя книга, которую начали писать более 2000 лет тому назад особенные люди, которых называли пророками.

В Библии (Священном писании) записана божественная мудрость, понять которую можно только тогда, когда научимся понимать духовный смысл каждого слова.

Библия рассказывает нам, как правильно веровать в Бога и достойно чтить его. Эта книга является самой читаемой, её читают больше, чем какую- либо другую книгу во всём мире.

Что же значит для нас Бог?

Бог - Творец, свобода, разум, совесть, доброта, Любовь. Бог всегда был только Любовью и Ему не надо никого судить, ибо Он всех любит.

Проверьте ваши солнышки. Сверьте свои предположения.

Что еще нарисовано на ватмане?

(Ромашка).

Похожа ли ромашка на солнышко? Чем?

Но она не светит. Образ Божий заключается в силах и свойствах человеческой души, но не в человеке.

На лучиках записаны свойства Бога. А человек может что-то сделать? Например, нарисовать картину, сочинить музыку, дом построить и т.д.

Приклеиваем лепесток: творчество.

Что написано на втором лучике?

Человек может любить?

(Мы можем очень любить маму, папу, сестренку.)

То есть, мы можем любить. Клеим: любовь.

Что написано на 3-ем лучике?

(Вечность).

Было время, когда нас не было?

Да, например, 100 лет назад. У нас есть начало. А будет время, когда нас не будет?

(Когда мы умрем).

У человека есть душа. Она бессмертна. Было время, когда ее не было? Тело умирает, а душа остается.

Клеим лепесток: бессмертие души.

Что написано на 4-ом лучике?

(Всеведение).

Бог все знает. А человек может все знать?

А может что-то узнать?

У него есть разум, память, способность логически мыслить, думать.

Клеим лепесток: отражение.

Практическая работа.

Мы разобрали свойства души, которые есть у каждого из нас. Сотворив человека, Бог дал ему особые дары. Обратите внимание ещё раз на тему урока – «Человек и Бог в православии». И люди издавна задумывались, какими качествами надо обладать, как поступать, чтобы приблизиться к Богу.

Давайте распределим слова на две группы: "Что удаляет человека от Бога?" и "Что помогает человеку быть ближе к Богу?"

(Слова на листках. Дети выбирают напечатанное на листке слово и становятся в зависимости от ответа с левой или с правой стороны доски.)

(Работа учащихся у доски с обоснованием своего выбора)

Что помогает человеку быть ближе к Богу?

трудолюбие, скромность, послушание, честность, смирение, мудрость, доброта, совесть, милосердие, щедрость, любовь.


слайд 7

Как можно одним словом обобщить слова из первой лесенки?

А легко ли на самом деле ежедневно идти по этим ступенькам?

Но каждый добрый поступок оставляет след в сознании, в нашей душе.

Какие ваши поступки вызывают радость родителей и окружающих?

Бабочки будут нашими добродетелями. Из какой бумаги будем их делать?

(Из яркой, т.к. они добродетели).

(Можно распечатать контуры бабочек. Дети раскрашивают их яркими карандашами).

Данила, где твоя бабочка будет сидеть? Как ты ее назовешь? Какое качество тебе нравится в человеке или что ты хотел бы сделать?

Как можно одним словом обобщить слова из второй лесенки?

Если мы в себя заглянем, всегда ли мы послушные, добрые? В нас живут нехорошие поступки. Давайте сделаем каких-нибудь червяков - это будут наши недостатки.

(Из ленточек, к ней приклеивается пасть - техника оригами. Можно распечатать.)

Какие краски возьмем для червяков?

(Темно-зеленые).

Куда будем крепить гусениц?

(Внизу ватмана).

Легко ли нам будет жить с нашими недостатками? Очень тяжело избавиться от них. Давайте построим волшебный забор. Он не позволит гусеницам (нашим недостаткам) прогнать бабочек (наших добродетелей).

Когда в нас злоба, как мы можем избавиться от нее?

(Сдержать себя).

Для этого есть пост . - Это одна из штакетин нашего чудесного забора.

У нас есть покровители, незримые помощники, и мы можем к ним обратиться. С чем?

молитвой ).

Это вторая штакетина.

Но этого мало. Мы должны трудиться над собой. Когда мы учимся писать, сначала не получается, мы старательно выводим буквы, и потом мы научаемся писать красиво. Мы должны трудиться над собой.

3-я штакетина забора - труд .

У нас три штакетины: пост, молитва и труд. Если мы просто будем молиться, это поможет нам?

Нужно все это делать вместе. Объединяющим началом является вера . Прибиваем планку и объединяем три штакетины.

слайд 8

Пособие "Пост"

(На столе учителя: ножницы, спички, пакетик чая, пустой стакан, баночка)

Пост и молитва - два крыла. Есть ли такие люди, которые молятся и соблюдают посты?

(Батюшка, верующие...)

А летать они умеют?

У меня есть пакетик чая. Умеет он летать?

(Нет, падает).

Почему он падает?

(Он завернут в фольгу, и она тянет его вниз).

У нас в душе есть груз, который тянет вниз. Это грех.

А можем мы снять грех с души?

(Можем исповедоваться.)

Исповедование - это раскаяние в своих грехах. И Господь через священника прощает человеку его грехи.

Снимаем фольгу. Держим пакетик за веревочку. Он никуда не летит. Веревочка - это забытые человеком долги. Какие? Не выполнил данное обещание, не выучил уроки, не вернул вовремя в библиотеку книгу. С этим можно справиться?

(Да, попросить прощение...)

А если обидели и не попросили прощение? Например, наступили на ногу кому-то в магазине. И больше этого человека не встречали. Он был приезжий. Что делать? Как избавиться от этого греха?

Пост - время помощи нам самим. Накануне Великого поста есть особенный день - Прощеное Воскресенье. Все люди в этот день просят прощение и сами прощают тех, кто их обидел.

Отрываем от пакетика веревку. Можно избавиться от недостатков. Посмотрите, пакетик белый, чистый. Бог нам всегда готов помочь. Пост - это особое время. Например, стой и смотри на икону. В Храме не бегай. Можно почитать молитву. Если не знаешь молитву, то сделай хоть что-то, чуть-чуть навстречу Богу.

В пакетике черные чаинки. Это наши грехи, которые тянут нас вниз. Что это? Кто-то смотрит долго мультфильмы - это грех? Кто-то любит сладкое - это грех?

Просто нужно себя сдерживать: сможешь без конфет - съешь меньше; смотри меньше по времени мультфильмы.

Высыпаем в стакан чаинки. Пакетик стал чистый, белый.

Пост - два крыла. Он не нужен без молитвы. Что такое молитва?

(Разговор с Богом).

Молитва должна быть горячей. Поджигаем пакетик, и пакетик полетел. Там прах. Что это? Это наши грехи полетели.

Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, на какую тему мы размышляли сегодня на занятии?

Что нового каждый открыл и узнал для себя?

Над какими духовно-нравственными проблемами заставил вас задуматься этот урок?

Пожалуйста, в завершении нашего урока, напишите на листочках, какие поступки не надо совершать в жизни или какими нужно быть людьми, и прикрепите этот листок на доску.

(Учащиеся получают листочки бумаги на этап рефлексии и пишут высказывания. Затем прикрепляют их на доску:

Никогда не злорадствовать;

нельзя ненавидеть;

Не дразнить человека обидными словами;

Не драться;

Не красть, не обманывать;

Не поддаваться дурным примерам;

Важно быть добрым и справедливым, освобождаться от зла.)

Гости в это время выполняют творческие задания.

Творческие задания для гостей

    Как вы понимаете выражение «вездеприсутствие Бога»?

    • Бог Духом Своим находится везде во вселенной

      Бог может находиться везде, если Он этого захочет

      Бог может находиться там, где хочет этого человек, когда он призывает Имя Божие

    Вера в Бога

    • Никак не отражается на жизни человека

      Помогает людям жить, потому что вера укрепляет человека, делает его сильнее в сложных жизненных ситуациях, и человек знает, к Кому он может обратиться

      Делает жизнь человека труднее, потому что приходится соблюдать разные правила

    Почему Бога называют Творцом?

    • Бог был Сам сотворен

      Он сотворил этот мир

      Он помогает людям в творчестве

    Почему всемогущий Бог не сделает так, чтобы в мире не было зла?

    • Он может все, кроме этого

      Господь дал людям свободу выбирать между добром и злом

      Он не хочет избавлять мир от зла

5. распределите слова на 2 группы

грех, молитва, смирение, пост, обман, обида, почитание законов, забота о родных, любовь к ближним, непослушание, гордость, скупость, соблюдение заповедей, добродетели, дерзость, пороки

7. Допиши фразу.

требовании, записке, молитве

В __________________человек может попросить у Бога помощи.

8. Продолжите фразу

явлениях природы, астрологическом прогнозе, Священном Писании

Бог открывает знание о Себе людям в __________________________.

Что же Бог делает для человека?

слайд 10

Вывод : Что Бог делает для человека?

    защищает и спасает

    учит добру

    помогает стать счастливым

слайд 11

Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Николай Гумиле в

слайд 12

слайд 13

Домашнее задание ( листы с домашним заданием раздаются детям).

Нарисовать рисунок или написать сочинение на тему:

"Дорога Добра. Какая она?"

создать кадры мультфильма "Дни творения " (рядом с каждым "кадром" поставить цифру - по дням творения; можно кратко записать, что или кто был создан в этот день.)

Творческие задания, которые получили гости, мы с вами разберем на следующем уроке.

А сейчас послушайте притчу "Бог и человек".

Притча "Бог и человек" (просмотр видеофильма )


« Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош: и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один ». И. К. Айвазовский. Сотворение мира (Хаос).




« И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь: и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй ». Второй день творения











« И создал Бог светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы ». Четвёртый день творения мира



И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую: и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее … И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. Пятый день творения






Темрюкский район п. Виноградный Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 12 Муниципального образования Темрюкский район Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» с использованием элементов здоровьесберегающих технологий в 4 классе Тема урока: «Человек и Бог в православии»

учитель музыки МБОУ ООШ №12 п. Виноградный ОРКСЭ в 4 классе Урок № 3 Тема урока: «Человек и Бог в православии». Цель урока: Осмысление важнейших понятий, на которых основана православная культура, логику становления этой культуры. Знакомство с представлениями верующих людей о Боге. Задачи урока: Обучающая: узнать представления верующих людей о свойствах Бога и понять, что они означают. Научиться объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра Развивающая: усвоить, что мир пронизан любовью Бога, и Бог любит и хранит каждого человека, живущего на земле. Воспитывающая: выработать отношение к словам благодарности, овладеть представлениями о законах добра. Виды деятельности: Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге. Основные термины и понятия: Спасибо, Творец, Премудрость, Всемогущество, Вездеприсутствие, Любовь Словарик к уроку: Творец ­ слово творец означает совершителя, созидателя каких­то определённых (творческих) дел, например, так мы называем художника, писателя, поэта, композитора, архитектора, а их произведения - творениями. Сам же процесс созидания называется творением. Наша вселенная - это творение Бога, созидателя вселенной. Он создал, сотворил бытие на Земле. Человека, Своё создание, Он также наделил способностью творить и создавать свой мир - мир человеческой, материальной культуры. Средства наглядности: Репродукции икон (Троица, Спас и другие), икон с изображением Христа­Спасителя, фотографии богослужебных книг, репродукция гравюры Г. Доре «Суд Соломона», картины М. Врубеля «Сошествие святого духа», фото мозаики «Христос» из храма Святой Софии в Константинополе, М. Нестерова «Христос» из Покровского храма Марфо­Мариинской обители в Москве; репродукции картин Н. Ломтева «Нагорная проповедь», Г. Гагарина «Исцеление расслабленного». Основные вопросы урока: Какие дары бог дал человеку? Как вера в Бога может влиять на поступки людей? Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Человек и Бог в православии», бумага, цветные карандаши. Ход урока: 1. Огранизационный момент (слайд 1)

Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Вопросы и задания» 2. (слайд 2) Задания, помещённые в учебнике под этой рубрикой, могут быть дополнены следующими: ­ Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого­либо или выполнив какое­нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим­то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!». (Слайд 3) Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу. (Слайд 4) Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ. (Слайд 5) На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку. ­ Теперь прикрепи рисунок к стенду или стене. Расскажи одноклассникам о том, что в твоём представлении тесно связано с понятием «БОГ», то есть представь свой рисунок через словесные суждения. ­ Обрати внимание, есть ли такие слова, которые в рассказах и рисунках, твоём и одноклассников, повторялись? Итак, по твоему мнению, БОГ – .....(запиши повторяющиеся слова) Есть ли в списке слова, которые являются опорными словами темы урока? 3. Тема урока: «Человек и Бог в православии». (Слайд 6) Работа с текстом учебника Чтение статьи учебника про себя. Перечитывание статьи учебника на основе выполнения перечисленных заданий. В статье учебника разные действующие лица так или иначе высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка, учитель физики, учительница русского языка. Найди ответ в статье учебника и запиши его в таблицу: Для Вани Бог ­ Для Леночки Бог ­ Для учителя физики Бог ­ Для учительницы литературы Бог ­ Для тебя Бог. (Слайд 7) Для Вани Бог Для Леночки Бог Для учителя физики Бог Для учительницы литературы Для тебя Бог....... Обсуждение ответов на следующие вопросы: (Слайд 8 ­ 9)

Нужна ли сила для совершения добра? Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила? Изменится ли твоё поведение от того, что ты будешь знать, что за тобой постоянно наблюдает тот, Кто любит тебя? Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котёнка? Кто сильнее, умнее, разумнее: Ваня или котёнок? Что могло помешать Ване спасти котёнка? Были ли какие­то внутренние силы, которые могли помешать спасти котёнка? Зрительная гимнастика Расширение поля зрения. Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем ­ правый глаз, за левым ­ левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места. Вращаем правый пальчик по часовой стрелке, а левый – против и следим за ними глазками. Закрыть глаза и сосчитать до 10. Работа с дополнительной информацией (врезкой) Осмысление данного в дополнительной информации: ­ К кому обратился человек, если о Том, к Кому он обратился? Написано вот так: « И человек обратился к тому, Кто…». (Слайд 11) ­ К кому обратился автор следующих реплик: «Я обратился к создателю этого фильма» и «Я обратился к Создателю»? (Слайд 12) Работа с дополнительным материалом может быть дополнена следующими материалами ­ Происхождение слова Бог. (Слайд13) В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо­ европейском языке «бага» или «бхага» – это доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога. Знаешь ли ты? ­ Слово «спасибо» – это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!». ­ Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание?

­ Если пожелание, то чего? ­ Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь – . ­ Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь Физкультминутка Девочки и мальчики Девочки и мальчики прыгают как мячики прыжки на двух ногах Ножками топают, ручками хлопают, топают, хлопают Головой кивают, кивают головой А после отдыхают. присесть, руки положить под щёку 4.Чтение стихотворения А.К. Толстого Осмысление стихотворения. Перечитай стихотворения, подчеркни непонятные тебе строки, задай вопросы, ответы на которые тебе помогут понять смысл стихотворения. Почему слово Слово в стихотворении написано с большой буквы? Как ты понимаешь фразу «Всё рождённое от Слова... к нему вернуться жаждет снова»? Как ты понял фразу «Всем мирам одно начало»? Какова, по мысли поэта, цель творения? Найди строчку, которая отвечала бы на данный вопрос. Какие законы природы ты можешь наблюдать вокруг себя? Как этим законам подчиняется природа? 5. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника и дополнительные вопросы ­ Какую силу имела в виду учительница русского языка ­ Попробуй понять связь между словами Бог, богатый, убогий. Каково их современное значение? ­ Согласен ли ты с тем, что добро, которое совершается по принуждению, перестаёт быть добром? Как это можно объяснить? ­ Поговори с родителями, родственниками: может быть, они смогут рассказать тебе о людях (своих знакомых или исторических лицах), которые сделали какое­то дело, по­ настоящему доброе, необходимое не только их близким, но и совсем чужим, и сделали его бескорыстно, ради Бога. (Слайд 14) Задание, направленное на усвоение следующей темы урока: ­ Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может – то как он это делает? Рабочая тетрадь. Урок 3. Бог и человек в православии. Бог – Творец мира

Бог Задание: Заполни таблицу по образцу. мы знаем, что Бог... Бог любит нас всех и в высшей степени любит мы говорим, что Он всеблагий (Бог есть Любовь) Бог не имеет начала и не имеет конца. Бог вне времени. Бог всегда хранит правду и справедливо судит людей. Для Бога нет ничего невозможного; Он может сделать всё, что пожелает. вездесущий всеведущий