Можно ли прикладываться к мощам несколько. Правила поведения в храме

Люди заметили, что останки умерших святых остаются нетленными. Это проявление Божьей воли и знак Его особого благоволения. Поэтому останки стали сохранять, дабы люди могли с верою прикладываться к ним для утешения и молитвы.

Среди христиан были и есть люди, которые ведут праведную, святую жизнь. Таких людей в христианстве стали называть святыми.

Господь по молитвам святых помогает людям, даже после их смерти. Святые непрестанно молятся за нас уже перед Престолом Божьим.

Истоки традиции почитания святых мощей находятся в Библии

Для поиска корней культа почитания мощей обратимся к Библии.

В Ветхом Завете наблюдается двойственность. С одной стороны, он отрицательно относится к останкам мертвых тел:

Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней.

Однако вместе с тем в Ветхом Завете описывается случай воскрешения человека через прикосновение к останкам праведника:

(4Цар. 13:21)

И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.

В Новом Завете упоминается исцеление вещами, взятыми с умершего:

(Деян. 19:12)

Так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.

Апостол Павел указывает на наличие Бога в каждом человеке:

Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

В апокрифической «Книге премудрости Соломона» говорится:

А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их.

Апокриф – церковная книга, не признанная официальной церковью

Культ почитания мощей сложился к VIII в. усилиями Отцов Церкви

Культ почитания мощей получил разработку в трудах Отцов Церкви.

Василий Великий писал: «Кто касается костей мученика, тот приемлет некоторое сообщение освящения по благодати, обитающей в теле мученика».

Иоанн Златоуст писал:

«…как императорская корона, украшенная со всех сторон драгоценными каменьями, издает разнообразный блеск, так и тела святых мучеников, испещренные как бы драгоценными камнями, язвами, подъятыми за Господа, драгоценнее и досточтимее всякой императорской короны»

«…вид одной одежды умерших или одно слово, воспроизведенное в мысли, часто ободряет душу и оживляет слабеющую память. Вот для чего Бог даровал нам останки святых!»

Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» целую главу посвятил разбору поклонения мощам. Он пишет о святых: «Эти сделались внутренними жилищами Божиими и чистыми Его местопребываниями, ибо, говорит Бог, вселюся в них и похожду, и буду им Бог».

«По закону всякий, кто касался мертвого, назывался нечистым, но эти не мертвые. Ибо после того, как Тот, Кто есть сама жизнь, Виновник жизни, в мертвецех вменяшеся, то усопших в надежде на воскресение и с верою в Него мы не называем мертвыми. Ибо каким образом мертвое тело может творить чудеса?»

«Владыка Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовонное… Через мощи святых изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозирают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всякое благое даяние от Отца светов нисходит на тех, которые просят с несомненной верою»

Ефрем Сирин в «Слове всем мученикам» пишет:

«Мертвые действуют как живые, врачуют больных, изгоняют демонов и силою Христа удаляют всякую непотребную силу, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа, совершающая в них все чудеса».

В итоге догмат о почитании мощей приняли на VIII Вселенском соборе в Никее вместе с догматом о почитании икон.

Мощи хранятся в храме в специально оборудованных местах

Святые мощи хранятся разными способами:

  • В раках. Рака – ящик со святыми мощами, изготавливается обычно в виде гроба. Раки устанавливаются в храмах и монастырях.

Раки особо почитаемых святых изготавливаются из дорогих материалов и богато украшаются.

Если рака не открывается для поклонения, то говорят, что она хранится «под спудом».

  • В ковчежцах. Ковчежцем называют небольшой ящик для мощей. Ковчежцы могут быть с несколькими отделениями – тогда в него можно поместить мощи разных святых.

Ковчежцы стараются изготавливать из дорогих и надежных материалов и богато украшать.

Мощи в ковчежце ставят под престолом храма во время освящения. В этом случае читают молитву: «Сам Владыко, благих Податель Сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву».

  • В мощевиках. Мощевик – общее название для любого для хранения мощей. Обычно под мощевиком понимают нательный крестик с частицами мощей, который охраняет носящего его человека.

Мощевик в форме креста называется энколпионом.


  • В реликвариях. Реликварий – изысканно сделанный и богато украшенный мощевик, который обычно изготавливают в виде церкви. Реликварии получили распространение в католических странах.

Чтобы правильно приложиться к мощам святых, надо соблюсти несколько правил

Правила для правильного приложения к мощам предельно просты:

  • Перед ракой святого надо сделать два земных поклона;
  • После поклонов надо перекреститься;
  • После того, как перекрестился, можно прикоснуться к раке с мощами;
  • Если мощи открыты, можно приложиться к руке или ноге, но не к лицу;

Касаться лица святого нельзя – в православной церкви считают такой поступок дерзостью.

  • Во время прикладывания надо мысленно обратиться к святому, попросить помощи;
  • После прикладывания надо перекреститься, поклониться и отойти от раки.

У мощей читают молитву святому

Специальных молитв для чтения перед мощами нет. Читают молитву святому, к чьим мощам человек хочет приложиться. Молитву не читают у мощей из уважения к другим людям – ведь когда святые мощи привозят, к ним выстраивается очередь из верующих, которые хотят приложиться и получить божественную благодать.

Часто вместо мощей прикладываются к иконе святого

Не всегда для приложения открывают сами святые мощи. Это делается для лучшей их сохранности. В этом случае люди прикладываются к иконе святого. Ничего страшного в этом нет – Господь услышит и поможет, если тот, кто к нему обращается, верит и чист душой.


Чтобы приложиться к мощам Матроны, люди подолгу стоят в очереди


В России культ почитание мощей развит чрезвычайно широко. Особенно широко почитаются мощи святой Матроны Московской.

Рано ослепшая Матрона прославилась еще при жизни как целительница и предсказательница. Господь даровал ей силу и возможность помогать людям.

Чудодейственные мощи хранятся в Покровском монастыре в Москве. Находится он по адресу ул. Таганская, д. 58. Посещать монастырь можно ежедневно, а добраться до него несложно: надо доехать на метро до станции “Марксистская”, выйти на Таганскую улицу и пройти пешком до монастыря (15 минут). Ходит и общественный транспорт, на нем нужно доехать до остановки «Большая Андроньевская».


То, что лежит на поверхности и, казалось бы, что можно поднять, словно сухой осенний листик из озерной глади, на поверку оказывается вершиной айсберга многотонного, уходящего в глубину - в глубину истории, вековых традиций, общественных устоев и, конечно же, в глубину человеческих души и сердца.

Ведь и пожар иконоборчества, полыхавший на православном Востоке почти столетие на протяжении VIII - начале IX в. и унесший тысячи жизней, тоже вроде бы начался с мелочи - подняли иконы чуть повыше, чтобы народ не доставал, а то уже краску срезают и едят вместо лекарства.

Понимаете, дорогие братья и сестры, всей душой не хочется, чтобы православное богослужение превратилось в некий ритуальный танец: зашел, перекрестился три раза сюда, потом три раза сюда, затем поставил три свечки, потом то, потом се. И все. И дрожание испуганное, чтобы не дай Бог ничего не нарушить, не оборвать невидимые паутинки, протянутые по храму: иди туда - сюда не иди, тут стой, так поворачивайся. И ведь инспектора-то суровые найдутся, все покажут до мелочей.

В итоге получается геометрически-формальная клетка какая-то вместо службы, где душа загнана в такой угол, из которой ей очень сложно выбраться, и испуганная там дрожит, и ты шаг боишься сделать лишний по храму, ведь суровые инспектора-то не дремлют. Ты оборачиваешься и чувствуешь их твердые взгляды. Где же здесь любовь? Есть Устав, есть этикет, есть нормы поведения. Но любви-то нет, испуг какой-то только, да и все.

В итоге человек просто боится зайти в храм, потому что суровость и непонятность чувствует, а любовь и милосердие нет.

Приведу цитату из проповеди митрополита Антония Сурожского, сказанную им на одной диаконской хиротонии в 1966 году: «Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь - это милосердие; Церковь - это любовь, и ничто иное; если она становится чем-то иным, то перестает быть Церковью во всей полноте. Любовь эта должна быть проницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной».

Потому ни архиерей, ни священник, ни свечница, ни пономарь не вправе заслонять от человека Бога. Ведь Церковь и православное богослужение являются общением души с живым Богом. И ничто не должно этому препятствовать. Все в храме обязано способствовать этому: и святые иконы, и поклоны, и каждение, и ладан, и пение, и чтение молитв. Даже сами Таинства церковные - суть благодатные средства, являющиеся жердочками лестницы, по которой человек с Божьей помощью взбирается на небо. Никогда не следует этого забывать. И никогда нельзя делать из церковного Устава или из местночтимых храмово-приходских традиций законченного идола. Это глубочайшая ошибка, которая, к сожалению, очень распространена… Все это не есть самоцелью. Это средство - лодочка для путешествия по небесной духовной воде к Всевышнему.

И с данных позиций нужно подходить к храмовому богослужению. О том нам говорят и святые отцы. Вспомним четвертое деяние VII Вселенского Собора о почитании святых икон: «…чтобы при помощи живописных изображений их можно было приходить к воспоминанию и к памятованию о первообразе и соделаться причастниками некоего освящения». В этом догмате почти прямо говорится о том, что святые иконы - это благодатные средства, которые визуально, эмоционально, художественно и, наконец, духовно помогают через впечатление глаз восходить к первообразу, т. е. к Богу, чтобы освятиться от Него, стать причастником Его света.

По данному вопросу мне хотелось сказать именно это. Не дать сухую инструкцию, но скорее живое чувство, трепещущее в груди. Нужно обретать жизнь в Боге, а не запутываться в паутине внешних ходов и знаков.

Конечно, есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Так, к примеру, троекратно креститься при входе в храм нам следует в честь Святой Троицы. Но это не должно быть сухой формой, но нашим живым исповеданием веры во Святую Троицу - Отца и Сына и Святого Духа. С именно этими мыслями, чувствами и устремлениями мы троекратно крестимся перед входом в храм. Следующий наш обязательный шаг - храмовый образ или икона праздника на центральном аналое церкви. Обычно мы здесь также троекратно крестимся с малыми или поясными поклонами. По традиции два раза перед лобызанием образа, один раз после. В Великий пост обычно перед иконою или Распятием Христовым кладутся земные поклоны. Но это тоже не должно быть чисто механическим действием. Нам четко следует понимать, для чего это делаем. Икона праздника - это символ того события, которым в данный день или более длительный период времени живет Церковь. Обычно праздник, особенно двунадесятый, - это событие, положенное в основу Божественного плана спасения человечества. Потому логически умственно и душевно мы должны испытывать радость, что через целование иконы и богослужение стали сопричастниками праздника, сопричастниками собственного спасения, совершенного Богом. Храмовая же икона святого на центральном аналое - символ того, что данный угодник Божий пребывает в церкви и является ее небесным покровителем. Потому целуя храмовый образ, мы будто здороваемся с добрым другом своим, живущем в этом доме Божием, и просим у него молитвенной помощи и предстательства перед Творцом.

Где далее ставить свечи, какие иконы целовать или перед какими образами класть земные (крестимся, потом касаемся лбом земли, становясь на колени), или поясные (крестимся, потом достаем пальцами правой руки пола), или малые поклоны (крестимся и немного наклоняем голову и туловище) - ваше личное дело. Обычно свечи также ставят за упокой усопших на специальном металлическом столике со множеством маленьких подсвечников и Распятием - кануне (кануннике).

Конечно, есть некоторые ограничения, если в храме идет богослужение. Желательно приходить до начала богослужения и ставить свечечки, целовать иконы, чтобы потом не суетиться, а максимально сконцентрироваться на службе, которая совершается специально для нас и должна стать для души путешествием к Богу. Тогда сердце наше уподобится полому сосуду, в который вливается слово Божие - всеочищающее и спасающее.

Но случаи бывают разные. Я, к примеру, еще не будучи священником, забегал в храм перед работой, где уже шла Божественная литургия, ставил свечи, минут пять-десять слушал службу, испрашивая у Господа благословения на день. В этой церкви правилось ежедневно.

Если в храме идет богослужение, а вы пришли по своей надобности поставить свечечку, постарайтесь быть как можно незаметнее, чтобы не мешать молящимся.

Также хочется сказать несколько слов о ситуациях, когда в храм привозят святыни, например мощи. Тогда бывает большое стечение народа. Если вы видите, что длинная очередь, не делайте лишних движений, например троекратных земных поклонов: перекрестились, поцеловали святые мощи и отошли. Ведь за вами сотни людей, которые также хотят приложиться к святыне. Сделайте земной поклон мысленно, внутри сердца своего, а помолиться святому, испросить у него помощи в каком-нибудь своем деле можно и стоя в очереди или отойдя от ковчежца с мощами.

Одним словом, дорогие братья и сестры, будем помнить, что наша главная задача в храме - научиться разговаривать с живым Богом, а все остальное должно не мешать этому, но помогать. И ко всему, что происходит в храме, мы должны относиться правильно: не как к самоцели, но как к благодатным необходимым средствам, помогающим воспитать в сердце любовь к Богу и к ближнему.

Как говорил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан): «Главное в пост не есть друг друга». Вот так же и в храме на богослужении, и в жизни нашей повседневной главное не есть друг друга, но друг другу помогать: с Божьей помощью восходить из степени в степень, соединяясь с Господом и с ближним своим в соборном единении братской любви.

В жизни каждого православного человека иногда появляется необходимость прийти в церковь. Причины тому могут быть совершенно разные: иногда человек заходит в большой, известный храм ради любопытства или же он, хотя и редко, приходит в церковь по большим праздникам, таким как Рождество или Пасха, но у некоторых появляется искреннее желание регулярно посещать службы, то есть стать воцерковленным, полноценным и равноправным членом православной церкви. Воцерковление каждого человека начинается не только с посещения служб, но и со знания и соблюдения определенных церковных правил, которые необходимо выполнять, чтобы осознанно выполнять требования церковного устава, проходящих служб и молебнов, а самое главное, чтобы своим поведением не оскорбить чувств глубоко верующих и молящихся прихожан. При первичном появлении в храме новичков их можно определить по их растерянному взгляду, часто задаваемым вопросам, а иногда отклонений от устоявшихся церковных правил. Либо женщины придут без платочка, в брюках, свечку не вовремя поставят, да ещё и нательный крестик дома забудут. И тут на них с осуждением уже налетают всезнающие бабушки, которые несомненно есть в любом храме. Искренне желая следовать церковным канонам и правилам, они безжалостно, хотя и шёпотом, ругают таких новичков. Бывает очень жалко смотреть, как бедные новички, изрядно сконфузившись, уходят из храма, и быть может навсегда, оставив негативное отношение не только к этой церкви, но и к православию в целом. Становится грустно смотреть на такую картину. Ведь совершенно нормальный порыв человеческой души приобщиться к религии своих предков — православию, потребность в общении с Богом были жёстко прерваны из-за каких-то элементарных нарушений правил поведения в храме.

Перед началом службы

Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают трижды крестное знамение и поясной поклон. По дороге в храм не нужно отвлекаться мирскими разговорами со спутниками, а читать молитву: «Иду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему, с благоговением к Тебе». При незнании ее следует повторять молитву мытаря: «Боже, милостив будь ко мне, грешному».

Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном. У дверей храма следует остановиться и совершить три поясных поклона с молитвами:

«Боже, милостив будь ко мне, грешному».
«Создавший меня, Господи, помилуй меня».
«Господи Иисусе Христе, Сын Божий, молитв ради
Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.»

Но можно прочесть «Отче наш». Если не знаете эту молитву, можно просто перекреститься и сказать: «Господи, помилуй».

При входе на паперть надо снова перекреститься. Именно здесь оставьте все мысли о посторонних темах и сосредоточьтесь на духовных вещах.

Но в тоже время не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.

Прежде, чем войти в храм, выключите мобильный телефон, чтобы не нарушать духовную атмосферу храма звуками звонков. Тем более, недопустимо в церкви говорить по телефону.

Когда идете в храм Божий, еще дома приготовьте деньги на свечи, просфоры и церковные сборы. Неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как Богослужению так и молящимся.

На нашей грешной земле Святой Храм есть единственное место, где мы можем укрываться от бурь и непогод жизни, от житейской нравственной грязи. Храм есть подобие неба на земле. В храме с нами «невидимо силы небесные служат». Помните и знайте Святой Храм есть дом Божий, в котором Сам Бог невидимо пребывает, а посему и поведение наше в храме должно соответствовать его святости и величию. В Святой Храм необходимо входить со смирением и кротостью, чтобы и из Храма выйти оправданным, как смиренный Евангельский мытарь.

Когда входите в Храм и видите Святые Иконы, думайте о том, что Сам Господь и все Святые смотрят на тебя, поэтому будьте в это время особенно благоговейны и имейте страх Божий. Здесь подразумевается не сам страх, а глубочайшее уважение и любовь к Господу.

На богослужение прихожан собирает колокольный звон за 15 минут до его начала. Поэтому, придя заранее, вы успеете приобрести церковные книги, иконы, свечи, кресты, поговорить со священнослужителем, подать записки, купить и поставить свечи и приложиться к иконам. Всё это можно сделать только до начала службы или после нее. Во время богослужения можно приобрести только свечки. Кстати, не пытайтесь за одно посещение поставить свечи ко всем иконам сразу, чтобы ваше хождение по храму не отвлекало других прихожан от молитв. Лучше посетите церковь еще раз. По той же причине нежелательно просить впереди стоящих передать свечу, чтобы поставить перед иконой. Дождитесь конца богослужения и поставьте свечу сами, куда хотите.

Придя в храм, необходимо приложиться к главной праздничной иконе, которая находится напротив Царских врат перед солеёй. Для этого нужно трижды перекреститься, а затем поцеловать уголок иконы или краешек одежды изображенного образа, вновь перекреститься и тихонько отойти, не мешая остальным. Также совершаются поясные поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время не началась служба). Все это необходимо сделать заранее, чтобы вовремя службы не мешать молящимся хождением.

Женщинам недопустимо прикладываться к иконам с накрашенными губами. В течение службы к иконе приложится много человек, так на что же она будет похожа в конце богослужения, если женщины будут чмокать ее накрашенными губами? Следует помнить также, что прикладываясь к иконе, мы целуем не доску с краской на ней, но через поцелуй адресуем свою любовь и почтение к тому образу, кто на ней изображен.

Перед началом богослужения также можно поставить несколько свечей за здравие или за упокой. Неважно, какой рукой вы будете это делать, нужно лишь делать это с искренней молитвой за того, за кого вы ставите эту свечку. Свеча — это жертва Богу, и она сгорает без остатка только ради Него.

Не положено проходить между Царскими вратами и аналоем, если же вы проходите перед аналоем, совершите малый поклон, осеняя себя крестным знамением. Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, Ангелов и святых. Бойтесь вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием. Выбирая место для молитвы в храме, нужно учитывать, что некоторые пожилые прихожане, постоянно посещающие этот храм и стоящие обычно на одном и том же месте, начинают считать это место «своим». В случае если вы случайно встали на «чьё-то» место и вас попросили его освободить, не перечьте и тихо отойдите на другое место, — не нарушайте своего молитвенного настроения спором.

Всем, кто опоздал к началу службы, следует войти без шума, не мешать другим прихожанам, занять свободное место, ближайшее к выходу, постаравшись при этом не загородить проход.

Увидев в храме знакомых, достаточно молчаливого поклона в знак приветствия или тихо поздороваться. Целоваться, обниматься, жать руки, громко разговаривать не стоит. Не здоровайтесь в Храме за руку и ни о чем не спрашивайте, будьте в Святом Храме истинно скромными.

В церкви не положено держаться за руки. Категорически запрещено смеяться, жевать, держать руки в карманах и громко разговаривать. Нельзя фотографировать и пользоваться мобильниками. Их лучше выключить перед входом в храм.

В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

Приходя в храм с детьми, нужно следить за тем, чтобы они вели себя тихо. Если маленький ребенок расплачется в храме, мать должна сразу вывести его. Никогда не нужно позволять детям есть что-либо в храме, кроме благословенного хлеба и просфор (при этом нужно следить за тем, чтобы ребенок не терял крошки этих святынь).

В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать.

Богослужение в храме принято совершать 3 раза. Если вы попали в церковь в то время, когда богослужения нет, то вы можете тихо постоять и помолиться, поставить свечи. Если же вы решили попасть именно на литургию (дневное богослужение), то помните, что приходить нужно заранее, примерно за 10-15 минут до начала. В разных храмах богослужение начинается в разное время, поэтому поинтересуйтесь заранее. Во время богослужения в церкви много молящихся, и их не нужно тревожить. Постарайтесь найти удобное для вас место, где вам будет все хорошо видно и слышно. И это не лишено здравого смысла: простой невоцерковлённый человек не сразу поймет, что вообще происходит, он даже не поймет, что говорят и поют (потому что богослужение происходит на церковославянском языке), поэтому имеет смысл хотя бы видеть происходящее.

Во время богослужения

Приходя в храм для молитвы, житейские дела лучше оставить дома. В среднем служба длится 2-3 часа, с непривычки трудно провести столько времени на ногах, поэтому если вы устали, то можно присесть на лавочки, которые стоят в притворе или внутри храма. При открытых Царских вратах сидеть нельзя, если даже немощные больные старушки встают, то что уж говорить о молодых и сильных. Также нельзя поворачиваться спиной к алтарю, конечно, это не обязывает вас пятиться как рак при выходе, но демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время богослужения не стоит. Если по каким-то причинам вы не можете находиться в храме до конца богослужения, то нужно тихонько выйти, перекрестившись у выхода и перед самим храмом.

В храме молитесь как участвующий в Богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от вашего сердца. Внимательно следите за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагайте на себя крестное знамение и творите поклоны одновременно со всеми. Скажем, во время Богослужения креститься принято при славословиях Святой Троице и Иисусу, во время ектений - на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из храма. Нельзя поспешно, невнимательно осенять себя крестным знамением, ведь при этом мы взываем к Господней любви и благодати.

Готовятся к Причастию молитвой и постом, воздерживаясь от различных развлечений и удовольствий (длительность подготовки определяется благословением священника). Готовящиеся к Причастию прочитывают по молитвослову каноны и правило ко Святому Причащению, что новичкам лучше делать не в последний день, а распределить чтение этих молитв на все дни подготовки к Причастию. Перед Причастием нельзя ничего есть и пить, начиная с двенадцати часов ночи. Исключение делается для тех, кому необходимо что-нибудь съесть или попить по предписанию врача.

Перед Святым Причащением необходимо помириться с ближними, первому попросить прощенья за грехи вольные и невольные.

К Святому Причащению подходят после покаяния в грехах на исповеди и разрешительной молитвы священника. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет. Подходите к Святому Причащению смиренно и благоговейно, по очереди, не толкаясь, скрестив руки на груди (правую на левую). Со страхом Божиим причаститесь Святых Тайн. Не крестясь, чтобы случайно не толкнуть, поцелуйте чашу, и молча отойдите к столику с запивкой. Причастники выслушивают благодарственные молитвы по Святом Причащении в храме или прочитывают их дома по молитвослову. По окончании Литургии подойдите приложиться к Кресту, который дает для целования верующим священник. Выходя из Храма, благоговейно перекреститесь.

Не пропускай воскресные и праздничные службы в храме. Приучайте детей ходить в Храм, учите их молиться и вести себя в храме благоговейно.

Ведь преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Верный признак омертвения души — уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестает посещать Храм Божий».

Церковные записки

Православные христиане подают во время Божественной литургии — главного христианского богослужения — записки о здравии живых своих родственников и, отдельно, о упокоении умерших. Записки подают перед началом службы, обычно там же, где покупают свечи.

Если вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная записка было прочитана внимательно и неспешно, помните правила:

  1. Пишите четким, понятным почерком, лучше — печатными буквами, стараясь упоминать в одной записке не более 10 имен.
  2. Озаглавьте ее — «о здравии» или «о упокоении».
  3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос «кого»?).
  4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
  5. Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Пелагеи; не Артёма, а Артемия; не Юрия, а Георгия; не Светланы а Фотиньи).
  6. Именами, такими как Евгений, Александр, могут быть названы как мужчины, так и женщины, поэтому нужно рядом с именем указать пол поминаемого человека.
  7. Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, иерея Петра, архиеп. Никона).
  8. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).
  9. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
  10. Допускается включение в записку слов «воина», «монаха», «монахини», «болящего», «путешествующего», «заключенного».
  11. Наоборот, не надо писать «заблудшего», «страждущего», «озлобленного», «учащегося», «скорбящего», «девицы», «вдовицы», «беременной».
  12. В заупокойных записках отметьте «новопреставленного» (усопшего в течение 40 дней по кончине), «приснопамятных» (усопших, имеющих в этот день памятные даты), «убиенных».

За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению, святого и праведного Иоанна Кронштадтского), молиться уже не нужно, т.к. Церковь причисляя их к лику святых подразумевает, что они уже находятся в Царствии Небесном.

О здравии поминают имеющих христианские имена, даже не крещённых, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;

На обедню — так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом;

На ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании литургии эти записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен пли панихиду.

Крестное знамение

Креститься полагается не спеша, соединив вместе три первых пальца правой руки, а остальные два (символ двух природ, Божественной и человеческой Иисуса Христа) — сложив и прижав к ладони. Сложенной таким образом правой рукой следует последовательно коснуться лба (для освящения ума), затем чрева живота (для освящения чувств), правого и левого плеч (для освящения телесных сил) и поклонитесь. Почему? Мы изобразили на себе крест, теперь мы ему поклоняемся.

Когда в церкви народ осеняют крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все накладывают на себя крестное знамение, преклоняя голову.

Только преклонять голову, не крестясь, нужно, когда архиерей осеняет молящихся свечами (дикирием или трикирием), или когда священник благословляет рукой, освящая нас силой благодати Божией, а также когда кадят ладаном к предстоящим.

Лишь в святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе!» — все осеняют себя крестным знамением и восклицают: «Воистину воскресе!».

Мы должны осенять себя крестным знамением и поклоняться пред святыней (крестом, Евангелием, иконой, Чашей со Святыми Тайнами) или при произнесении пасхального приветствия.

Во время Богослужения креститься принято при славословиях святой Троице и Иисусу Христу, во время ектений — на любое возглашение «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также в начале и в конце любой молитвы. Перекреститься и поклониться нужно и перед тем, как подойти к иконе или поставить свечку, и выходя из Храма.

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, ведь при этом мы взываем к Господней Любви и благодати, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу — грешим, грех этот называется кощунством.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.

Благословение

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. При встрече и прощании со священником не принято говорить здравствуйте или до свидания, но говорят: «Благословите». Благословение получают у священника или епископа (архиерея), но не у диакона (их легко отличить по одеянию).

Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и поцеловать десницу (правую руку) благословляющего в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет. Креститься при этом не нужно. Приветствие — это лишь одно значение благословения, второе — разрешение, дозволение, напутствие.

  • ♦ Батюшка, благословите поехать в отпуск.
  • ♦ Батюшка, благословите сдавать экзамены.
  • ♦ Батюшка, благословите начать пост.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего…», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.

Свеча

Человек, переступивший порог храма, как правило подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Ведь православный храм невозможно представить без зажжённых свечей.

Свечи зажигают одну от другой, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит вашу свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайтесь духом: ваша жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом. Ставить свечку можно любой рукой. А вот креститься нужно только правой.

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли помолиться.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

Одежда

Верующие приходят в храм в одеянии, соответствующем их полу. То, в чем позволительно ходить на улице или на пляже, совершенно неприемлемо в церкви. Ни в коем случае нельзя приходить в таком виде на богослужения. Нескромная одежда нарушает благолепие храмовой обстановки. Храм — это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия. Приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает.

Женщинам одеваться в церковь следует благопристойно, скромно. Предпочтительны спокойные, темные тона, недопустимы кричащие. Нельзя надевать в церковь мини-юбку, шорты, прозрачную блузу, одежду с глубоким декольте, слишком открытые топы и майки.

Женщинам принято находиться в храме с покрытой готовой (это может быть платочек, шарф или просто верхний головной убор), в юбке ниже колен и в кофте с длинными рукавами. С непокрытой головой прийти в церковь могут только девственницы — имейте это в виду. Не стоит пользоваться косметикой. Особенно недопустима помада на губах. Недопустимо причащаться Святых Таин прикладываться к святыням, иконе или кресту накрашенными губами.

На причастии и на исповеди на женщине обязательно должна быть юбка, а уж если её нет, то во многих храмах можно косынку и юбку на завязочках взять напрокат, чтобы надеть прямо поверх мини-юбки или джинсов.

Наносить парфюмы следует очень осторожно или не наносить вовсе, так как во время службы в церкви может стать душно и без того. Поэтому вполне достаточно будет дезодоранта, и то при условии, что он не обладает резким запахом.

Крайне нежелательно приходить в храм с макияжем. По крайней мере, добейтесь, чтобы он был максимально незаметным.

Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной неопрятной одежде. Одежда должна быть максимально скрывающая тело. Во время Страстной недели и дни траура носят одежду темных цветов, а на торжественные религиозные праздники в храм приходят в светлых одеждах.

Нельзя приходить в храм в одежде, украшенной нехристианской символикой.

Другие церковные правила

Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в Храм Божий с благоговением, если, стоя в Церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

Хорошо, если в Храме есть место, где вы привыкли стоять. Проходите к нему тихо и скромно, без суеты, а встав сотворите три поклона. Если же такого места пока нет, не смущайтесь. Не мешая другим, постарайтесь встать так, чтобы было слышно пение и чтение. Если это не возможно, встаньте на свободное место и внимательно совершайте внутреннюю молитву.

Если все же опаздываете, будьте осторожны, чтобы не помешать молитве других. Входя в Храм во время чтения Шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на Литургии (когда совершается пресуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.

Древний церковный обычай устанавливает, что если идет служба, мужчины становятся на правой стороне, женщины — на левой, освобождая центральный проход.

Когда священнослужитель совершает каждение Храма, нужно посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову.

В Храме молитесь как участвующий в Богослужении, а не только присутствующий. Нужно, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от вашего сердца. Внимательно следите за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Полагайте на себя крестное знамение и творите поклоны одновременно со всеми.

Кроме того, и по сей день во многих храмах можно наблюдать благочестивое правило, ког¬да женщины пропускают вперед мужчин во время елеопомазания, причащения, прикла¬дывания к праздничной иконе и ко Кресту. А детей или родителей с детьми пропускают точно во всех храмах.

Если приходите с детьми, следите, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучайте их к молитве. Если детям требуется уйти, скажите, чтобы, перекрестились и тихо вышли, или сами выведите их.

Если малое дитя расплачется в Храме, сразу же выведите или вынесите его.

До конца Богослужения никогда, без крайней надобности, не уходите из Храма, ибо это грех перед Богом.

Никогда не позволяйте ребенку есть в Храме, кроме того, когда священники раздают благословенный хлеб. Родители иногда дают целую просфору даже совсем маленьким детям, которые крошат ее по всему полу. Люди ходят по этим крошкам и невольно топчут священный хлеб. Не лучше ли родителям самим давать своим детям по кусочку просфоры и следить за тем, чтобы они не крошили. Иногда дети приходят в церковь с жевательной резинкой во рту. Это совершенно недопустимо.

В алтарь можно заходить только священнослужителю и тому лицу мужского пола, которое он благословляет.

В каждой церкви существует сбор пожертвований. Участвовать в этом можно по желанию. Жертвовать можно не только деньги, но и продукты, посуду, ткань, свечи, и т.п. Это также может быть плата за проведение обрядов — венчания, крещения, отпевания, поминовения.

Когда вы в Храме, не осуждайте и не осмеивайте невольных ошибок служащих или присутствующих в Храме; полезнее и лучше вникать в собственные свои ошибки и недостатки и усердно просить Господа о прощении своих грехов.

Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно негромко и деликатно. Лучше вообще воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет места наглое, хулиганское действие. После участия в храмовом богослужении старайтесь сохранить благоговейное состояние и дома: будьте учтивы с родителями, ласковы с детьми. Свободное время посвятите делам милосердия или чтению духовной литературы. Особенно это относится к тем, кто причастился Святых Христовых Тайн. Эти правила благочестивого поведения в храме несложны для тех, кто каждое воскресение и в праздники участвует в церковном богослужении.

И напоследок, наверное, самый главный совет: во время службы делайте то, что делают остальные. Если верующие крестятся — креститесь вместе с ними, кланяются — кланяйтесь тоже. Каждый поклон или крестное знамение совершается в ответ на какие-нибудь слова или действия священнослужителей. И уж поверьте мне, большинство присутствующих в храме не знают, почему они крестятся и кланяются именно в этот момент, а не в другой. Но за каждым действием стоит глубокая традиция, которая складывалась веками. И не стоит нарушать их, стремясь показать свою либеральность или независимость от правил. Ведь мы входим в церковь для молитвы, но это не принесет нам истины и пользы, если мы будем входить в храм без смирения.

Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Замечание можно сделать только тому, кто грубо нарушает благочестие, мешая общей молитве.

Ваше правильное поведение в православном храме — это не только показатель вашей воспитанности, но и демонстрация того, что вы уважаете православные традиции и обряды. При этом соблюдайте тишину, ведите себя скромно, не мешайте верующим и другим посетителям. Поэтому перед посещением православного храма обязательно ознакомьтесь с правилами поведения в нем, это избавит вас от неловкости, а окружающих – от неудобств.

По окончании службы

Закончилась служба. Всем, кто подавал записки, можно опять подойти к свечному ящику и получить просфору — белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Просфора — слово греческое, означает оно «приношение»… Был обычай у первых христиан — приносить из дома хлеб для совершения таинства Причастия. Сейчас просфоры пекут в пекарнях при храмах. Во время Литургии из просфор вынимаются частицы в память тех, кого мы поминаем в своих записках, и после того, как частицы вынуты, просфора возвращается к нам. Это святой хлеб и вкушать его надо натощак, со святой водой и молитвой.

Вот текст такой молитвы: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святой: просфора и святая Твоя вода в оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь».

После утренней службы в храмах служатся молебны. Что такое молебен? Краткая молитва о конкретных наших нуждах. «Коротенько да горяченько», — учил нас преподобный Амвросий Оптинский. Вот как раз на молебне и помолимся… Заболели? Помолимся о недужных. Задумали важное дело? Попросим помощи Божьей. Отправляемся в путь? Есть напутственный молебен. Заказать молебен можно все за тем же свечным ящиком, где мы покупали свечи и оставляли записки. Надо только указать имя того, за кого молебен совершается. Есть такая практика: закажут молебен и уходят домой. Конечно же, лучше остаться и помолиться вместе со священником.

Есть еще молебны и общенародные. Церковь молится при ненастье или при засухе, есть новогодний молебен, есть молебен от нечистых духов, есть от недуга пьянства. Но особенно надо помнить о благодарственных молебнах. Помог Господь, выбери время, приди в храм, отслужи молебен, поблагодари. Детей приучить неплохо: сдал экзамен в школе, давай сходим, закажем молебен, например, преподобному Сергию Радонежскому, он ведь у нас помогает в учении…

День, когда мы были в храме, не напрасно прожитый день. Мы поминаем родных и близких, участвуем в богослужении, мы молимся за тех, кому плохо, и благодарим за Божью милость. Мы учимся смиряться и быть лучше, учимся каяться и радоваться, терпеть и ликовать. И не надо растерянно смотреть по сторонам, конфузиться и тем более гневаться, если вдруг что-то сделали не так и получили за это «не так» сверх меры.

Как вести себя с нищими

Православными канонами предусмотрена подача милостыни нищим, сидящим на входе у церкви.

Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), — писал святой Августин, — не будет накормлен Христом?» Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем все эти несчастные, живущие на милостыню.

Но в тоже время, если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: яблоко, печенье, хлеб и т.д.

Не следует искушать себя мыслью, что нищие «зарабатывают» не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае — проявить милосердие.

Именно по отношению к нам, которые могут увидеть в просящем собрате Самого Христа, относятся слова Спасителя, произнесённые им на Своем Страшном Суде: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство … алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен и вы посетили меня; в темнице был и вы пришли ко Мне … истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

В православной традиции есть достаточное количество святых, которые способны слышать молитвы и помогать во всевозможных бедах. Преподобная Матрона Московская пользуется одним из самых великих авторитетов среди религиозных людей России. Большинство уверено, что блаженная угодница не оставляет без внимания тех, кто искренне пришел попросить исцеления или утверждения в вере.

Перед смертью блаженная угодница завещала всем нуждающимся приходить на её могилу и обращаться к иконам. Святая всегда проявляла милосердие и божественное участие в судьбе человека.

Прошения о помощи у святой Матронушки

Обыкновенные миряне не обладают духовным видением, совершают большие ошибки, поэтому им часто необходимо божественное вмешательство. Святые, являющиеся посредниками между Божьей волей и человечеством, способны исправлять неурядицы, если люди искренне раскаиваются и просят помощи.

Многие православные верят, что святая Матрона способна творить чудеса

Матронушка из числа тех, кто с большой любовью исполняет благородные просьбы честных людей. Ее жизнь была примером праведного богослужения, и после смерти блаженная угодника не устает

  • Прежде чем обратиться к преподобной старице, следует прочитать молитву Всевышнему Господу, Пречистой Деве и Иисусу Христу. Место обращения не имеет особого значения: каждый может попросить помощи в родном доме, храме или на могиле Матроны. Однако самым действенным способом многие паломники называют обращение к останкам, находящимся в Покровском монастыре.
  • В том же месте, где находится рака с мощами преподобной угодницы, расположены и два её священных образа, к которым ежедневно желают прикоснуться толпы религиозного народа.
  • Особое отношение у Матроны было к воде, именно через нее матушка чаще всего исцеляла болезни. Поэтому прихожане, посетившие , прикладываются к святому источнику, наполняя тела чистейшей и благословенной субстанцией.
  • Чтобы святая могла выслушать молитвы и ходатайствовать перед Всевышним Отцом, православные верующие обязаны раскрыть свое сердце в беседе с ней. Нужно отбросить бесполезные мысли о пустых объектах материального мира. Следует сосредоточиться на чистоте просьбы, происходящей из благонравного намерения.
  • Преподобная угодница очень быстро откликается на молитвы, обращенные к ней. Если цели не достигаются с первого раза, нужно исправлять собственный ход мыслей, не терять веру в Господа и продолжать молится. Таким образом, святая исправляет наклонности к грешному мировоззрению и учит полагаться не только на себя.
  • К Матроне Московской часто являются с цветами и другими подарками, которые выражают признательность. Человек должен не просто просить помощи, но и благодарить за то, что великая божья угодница дарует блаженство, ведь уже только от обращения к святому простой мирянин обретает спокойствие.
  • Поэтому придел, где располагается рака с останками Матроны, всегда усыпан цветочными композициями. Букеты освящают с благословения церкви и раздают прихожанам, которые забирают их домой, высушивают и ставят на домашнем иконостасе. Святая чрезвычайно любила сирень, хризантемы, тюльпаны и розы.
Важно! Строгих рамок обращения к святой угоднице не существует, она готова выслушивать мольбы в любое время и при всяких обстоятельствах. Важно самим проявлять уважение к окружению и стараться выкорчевать из собственного сознания греховные наклонности, приносящие личности и его окружению только страдания. Рекомендуется раздавать милостыню и оказывать помощь всякому, кто действительно в ней нуждается.

Святая угодница умеет слушать молитвы и знает о наших благих делах, которые повышают шансы на осуществление людских просьб.

Неограниченная помощь святой

Милосердную Матрону, являющуюся славнейшим служителем Господа, православные верующие неустанно просят в самых различных обстоятельствах, надеясь получить желаемое и найти счастье. Прихожане читают мольбы об исцеление от тяжелого недуга. За всю свою жизнь божественная старица поставила на ноги не один десяток несчастных больных, долгое время страдающих и не находящих покоя.

Как молиться:

Блаженная угодница способна восстановить семью, вдохнув в сознание мужа или жены правильные мысли. К тому же Матрона может подарить бездетным парам долгожданного ребенка, который получит такую же большую любовь, какую испытывала она сама.

Если человек имеет большую семью, а обстоятельства требуют изрядного финансирования, святая старица способна одарить человека работой, которая принесет честные деньги.

Некоторые люди приходят к мощам или лику преподобной, чтобы просить вразумления и укрепления веры в Единого Бога. Такие личности вскоре обретают духовное видение и начинают приносить огромную пользу своему окружению.

Иконы и мощи преподобной угодницы способны уберечь истинных верующих от влияния нечистых сил, а также помогают обрести настоящее доверие к делам Господа, который всегда знает, как полезнее и справедливее поступать его детям.

Икона и мощи святой Матроны Московской

Сегодня существует несколько самых популярных способов, которыми пользуются православные верующие, чтобы их мольбы дошли до сердца преподобной Матроны.

  • Большинство людей стремится навестить раку с её мощами и прикоснуться к божественному списку. Покровский монастырь, в котором располагаются останки, находится в Москве по адресу ул. Таганская № 58. Церковные комплекс работает без выходных и открыт с раннего утра до самого вечера.
  • Колоссальным могуществом обладает Именно здесь Матрона Московская была похоронена. Память об этом месте практически стерлась, но почитание возобновилось через 30 лет после кончины блаженной старицы, как она сама и предсказывала. Мощи торжественно перенесли в Покровский монастырь, а на месте гроба установили чудодейственный сосуд с песком, которые тоже помогает в трудные минуты.
  • Блаженной матушке можно написать письмо, которое следует отправить на адрес Покровского монастыря. Это прошение будет возложено на мощах Матроны.
  • Часто православные верующие обращаются к священным иконам с изображением преподобной старицы. В России практически нет церкви, где не находился бы такой список. Большинство прихожан стремиться именно прикоснутся к реликвиям, потому что считают этот жест более прямым и скорым. Однако не стоит забывать о чистоте помыслов, потому что дурные запросы, приносящие вред, святая исполнять откажется.

Правила прикладывания к мощам и иконам

Многие христианские паломники посещают столицу для того, чтобы повидать место упокоения блаженной старицы и прикоснуться к ее образам. В этих людях не утихает надежда, что обращение к Матроне способно исцелить от болезней и придать духовных сил на жизненном пути.

Прикладывание к мощам Матроны Московской

В Москве есть несколько мест, где паломники могут воочию рассмотреть останки и помолиться:

  • На ул. Даниловский Вал № 22 находится Свято-Даниловский церковный комплекс.
  • Останки блаженной старицы также хранятся в храме Георгия Неокесарийского.
  • На Измайловском шоссе № 2 - церковь Воскресения Христова.
  • На Нахимовском проспекте № 6 - храм Ефросиньи Московской.
  • На ул. Осипенко № 6 - собор святого Георгия Победоносца.
  • Погребальная рака Матроны хранится в церкви Мартина Исповедника (ул. А. Солженицына № 16).

О мощах Матроны:

Для прихожан существуют определенные правила, которым должно придерживаться, находясь в Божьей Обители:

  • Поведение должно быть смиренным и воспитанным, необходимо спокойно дождаться своей очереди. Перед мощами делаются поклоны и дважды крестное знамение.
  • К раке с останками прикасаются сначала губами, а после лбом. Далее, прихожанин делает крестное знамение и отходит в сторону. Не нужно долгое время задерживаться перед святыней, так как желающих очень много. Поэтому следует заранее сформулировать просьбу и четко выговорить её перед мощами или образом.
  • Разрешается взять с собою маленькую икону и приложить её к раке. После всех действий традиция велит подойти к церковнослужителям, которые раздают освященные цветы.
Совет! Чтобы просить помощи у святой Матроны Московской следует держать свое сердце и помыслы в чистоте. Блаженная старица не отказывает честным людям, вселяя в сердца веру во Всевышнего.

За помощью к Матроне приходит огромное количество мирян и, зная о ее милосердии, заранее благодарят святую поклонением, цветами и небольшими иконами.

Как просить Матрону Московскую о помощи?

26 июля 2018, 22:02 Авг 2, 2018 19:23

Московской о помощи несет ту положительную и исцеляющую Божью энергию, от которой становится легко на душе. Будучи слепой и обездвиженной, бездомной и неграмотной крестьянкой, она скиталась по московским домам. Однако самое главное, что ее отличало от других людей, - это то, что в ней жила глубокая вера во Христа, которая была дана в помощь не только самой святой, но и всем людям, которым она всегда охотно помогала.

О блаженной матушке Матроне

Матрона Дмитриевна Никонова обладала даром исцеления, а также могла открывать тайный занавес будущего и делать предсказания. Она более 50 лет провела в сидячем положении и была слепой, однако видела насквозь внутренний мир людей и о всех нуждающихся всегда молилась своею непрестанною молитвою.

Сегодня верующие со всей России, те, кто знает, где находятся мощи Матроны Московской, едут к ней, чтобы почтить ее память и попросить защиты и помощи. Ведь многие знают слова святой старицы: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду видеть, слушать и помогать вам».

Перед тем как ответить на вопрос о том, как прикладываться к мощам Матроны Московской, необходимо в первую очередь ознакомиться с историей ее жизни и святости.

Биография

В ноябре 1881 года в обычной семье Никоновых в деревне Себино, что в Тульской губернии, родилась девочка, которую назвали Матроной. Она стала четвертым ребенком в семье, так как у нее уже были два брата и сестра. Бедная Матронушка родилась слепой, и ее уже хотели оставить в приюте. Однако матери приснился вещий сон: она увидела красивую белую птицу, севшую к ней на грудь, у которой не было глаз. О том, что Матрона станет богоизбранным ребенком, родители догадались по благотворному облаку дыма в момент ее рождения. Уже в восьмилетнем возрасте у нее была крепкая и в скором времени открылся дар мудрой провидицы. К ней начали идти толпы людей за помощью и исцелением. Матронушка стала настоящей кормилицей в своей семье. А в 18 лет у нее отнялись ноги.

Паломничество

Имея дар Божий, Матрона спасала многих людей и была очень добра к ним. У нее было светлое лицо и очень ласковый голос. Всех она погладит по голове, утешит и наложит свое и от этого людям становилось легче на душе, они утешались и успокаивались. Хоть и сама она была очень больна, однако никто не слышал от нее жалоб.

Матрона в 1899 году побывала и в Кронштадтском соборе. Там преподобный Иоанн Кронштадтский по окончании богослужения попросил расступиться всех прихожан и пропустить Матрону и сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена - восьмой столп России».

Революция. Москва

Когда свершилась года, Матрона и ее подруга и покровительница Лидия Янькова совсем обнищали, остались без средств к существованию и без крыши над головой. В 1925 году Матрона переехала в столицу и стала жить, где придется: у знакомых, друзей, но только не у родных братьев, которые стали коммунистами.

Война

С 1942-го по 1949 год преподобная Матрона жила у своих односельчан - Е. М. Ждановой и ее дочери Зинаиды. Уже много лет существует легенда, которая была описана в книге воспоминаний Зинаиды Ждановой «Сказание о Матроне». В годы Великой Отечественной появилась серьезная угроза захвата немецкими фашистами столицы, к Матроне приехал сам Сталин. Она предрекла победу русского народа и сказала, что он один из всего начальства не выедет и останется в Москве. Доказательств этого события, к сожалению, нет, но, думается, так оно и было.

С 1950-го по 1952 год она уже жила в Сходне под Москвой у своих дальних родственников Курочкиных.

Святая старица Матрона за три дня предсказала свою смерть. Будучи очень больной, она все равно продолжала принимать людей. Скончалась святая матушка весной 2 мая 1952 года.

Мощи Матроны Московской. Монастырь

Отпевание провел почитавший матушку Матрону протоиерей Николай Голубцов в храме Ризоположения. 4 мая, в Неделю святых жён-мироносиц, состоялось погребение святой старицы, на котором собралось большое количество верующих. Ее похоронили на Даниловском кладбище по просьбе самой матушки. Эта церковь была одной из немногих, которая действовала в Москве, поэтому она хотела всегда «слышать службу».

8 марта 1998 года с благословления Патриарха Алексия II нетленные мощи святой матушки Матроны были изъяты из могилы и сначала были доставлены в Данилов монастырь, а затем - в Покровский.

Теперь всегда для паломников с 6.00 до 20.00 разрешено посещение мощей Матроны Московской. Они помещены в серебряную раку и находятся в Покровском женском монастыре города Москвы. Там же есть и общедоступная экспозиция с сохранившимися фотографиями. А во дворе Троицкой церкви, недалеко от станции "Сходня", построена часовня в честь старицы матушки Матроны.

Но не только там можно поклониться святой. Частица мощей Матроны Московской есть во многих московских храмах. Возят останки и по другим городам.

Как прикладываться к мощам Матроны Московской?

Во всех житейских делах помогает матушка Матрона. Ее просят о заступничестве, исцелении и решении проблем в личной жизни и в бизнесе. Молитва Матроне Московской о помощи помогает устроить личную жизнь, родить ребенка или обнаружить пропажу. Смиренную молитву святой матушке надо произносить искренне и с вниманием. Начинается она со слов: «О, блаженная мати Матроно…» Краткая молитва звучит так: «Святая праведная старице Матроно, моли Бога о нас!»

Перед тем как прикладываться к мощам Матроны Московской, нужно прежде всего понять, что так мы оказываем наше благоговение и почтение перед ее нетленным телом, которое свидетельствует о ее великой духовности и святости. Благоговение перед святынями является неотъемлемой частью культуры русского православного народа.

Приложение к святым мощам

Перед тем как приложиться к мощам Матроны Московской, нужно освободиться от сумок и верхней одежды. Таким образом мы показываем глубокое почтение святой праведной Матронушке. Чтобы после посещения храма осталась хоть какая-нибудь святыня, можно попросить церковного служителя приложить к мощам образок, иконочку. Истинно верующие люди целуют ковчежец, выражая уважение и любовь к святой матушке, затем прикладываются к нему лбом, что символизирует объятия.

Как прикладываться к мощам Матроны Московской? Необходимо мысленно спокойно и сосредоточенно произнести молитву, потом дважды перекреститься. Далее нужно сделать два поклона и приложиться губами к раке с мощами святой. После вновь перекреститься и поклониться. Поклоны лучше всего делать поясные, чтобы рука коснулась земли.

Цветы для матушки Матроны

В храме есть особый обычай приносить живые букеты блаженной матушке Матроне. Поэтому придел, где находится рака со святыми мощами, всегда утопает в свежих цветах. И что самое интересное, приношение одних для других становится настоящим подарком, так как каждому посетителю мощей святой Матронушки монашки вручают по цветку. Эти цветы освящаются прямо на мощах, и поэтому потом их принято засушить и хранить в своем углу возле иконок. Из цветов можно приносить гвоздики, розы любого цвета, белые хризантемы, белую сирень, красные тюльпаны.