Душеполезные наставления. Советы и изречения архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Иоанн крестьянкин советы как правильно сделать выбор

Духовная жизнь

Главное в духовной жизни - вера в Промысл Божий и рассуждение с советом

У Бога все бывает вовремя для тех, кто умеет ждать

Крылышки наши иногда повисают и нет сил взмыть в небо. Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, - лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное, небо Божие, не исчезло.

Почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите: надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук - духовной жизни - по-вашему, учиться не надо?

Если в фундамент жизни изначала закладывается грех, то ждать доброго плода в таком случае сомнительно

Любовь к человечеству - словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, - дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью

Соблазны времени, ИНН, новые документы

70 лет плена не могли не наложить отпечатка на людей. Плен-то миновал, да новая беда на пороге - свобода и вседозволенность всякому злу

Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут... Некоторые вообще не могут стоять у престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали

Обращение к биоэнергетику есть обращение к врагу Божьему

Нельзя одновременно принимать в себя Кровь и Тело Господне и мочу. Благословения Церкви на лечение мочой нет

Карточки берите: вас еще не спрашивают о вере вашей и не принуждают отрекаться от Бога

Печать антихриста появится, когда он воцарится и получит власть, и будет один-единственный правитель на земле, а сейчас у каждого государства свой глава. И поэтому не паникуйте преждевременно, а страшитесь сейчас грехов, которые открывают и углаживают путь будущему антихристу

Скорби, болезни, старость

Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так, каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать

Искать надо не радости, а того, что содействует спасению души

С Креста, данного Богом, не сходят - с него снимают

То, что скорбите, - это хорошо, это ведь род молитвы. Только ропота не допускайте

В заключении у меня была истинная молитва - и это потому, что каждый день был на краю гибели

Последние верующие будут в очах Божиих больше первых, больше совершивших немыслимые для нашего времени подвиги

Болезни - попущение Божие - споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу

Надо выполнять предписания возраста, они даются нам свыше, и противящийся им противится Божию о нас определению

Пособоруйтесь, исповедайтесь и причаститесь - и с Богом отдайте себя врачам. Врачи и лекарства - от Бога, и они даны нам в помощь

Бог, Его Промысл и спасение

Миром правит только Промысл Божий. В этом спасение верующему человеку и в этом сила, чтобы перенести земные скорби

Бог ни с кем не советуется и отчета никому не дает. Одно несомненно: все, что Он делает, - благо для нас, одно благо, одна любовь

Без веры все страшно и сама жизнь - не в жизнь

Жизнь сейчас особенно сложна, а знаете ли почему? Да потому, что совсем отошли от Источника жизни - от Бога

Важно не что делать, но как и во имя Кого. В этом спасение и есть

Нет препятствий для желающих спасаться во все времена, ибо желающих ведет по пути спасения Сам Спаситель

Семья, воспитание детей, аборты, работа и учеба

Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви (1 Кор. 13), то от счастья будете недалеко

По велению Божию первое и самое важное благословение на создание семьи вы должны оба получить от своих родителей. Им о чадах дается сакраментальное знание, граничащее с провидением

Каноны церковные надо знать: возможная разница в возрасте плюс-минус 5 лет, больше недопустимо

За каждого - по воле матери нерожденного - младенца те другие, которых она родит «на радость» себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной

К работе надо относиться как к послушанию, и в профессиональном плане быть всегда на должном уровне, а никак не ниже среднего

Учиться ради того, чтобы время убить, - грех. Временем дорожить надо

Монашество

Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу

У Господа и монашество спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то и другое - крестоношение, это безусловно

С искушениями монаху подобает бороться на месте: на новом месте тот же самый бес ополчится на вас с удвоенной силой по праву, ибо он однажды уже одержал над вами победу, изгнав с места брани

1 Главное в духовной жизни - вера в Промысл Божий и рассуждение с советом

2 У Бога всё бывает вовремя для тех, кто умеет ждать

3 Крылышки наши иногда повисают и нет сил взмыть в небо.Это ничего, это наука из наук, которую мы проходим, - лишь бы желание видеть небо над головой, небо чистое, звездное, небо Божие, не исчезло.

4 Почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите: надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук - духовной жизни - по-вашему, учиться не надо?

5 Если в фундамент жизни изначала закладывается грех, то ждать доброго плода в таком случае сомнительно

6 Любовь к человечеству - словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, - дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью

7 70 лет плена не могли не наложить отпечатка на людей. Плен-то миновал, да новая беда на пороге - свобода и вседозволенность всякому злу

8 Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут… Некоторые вообще не могут стоять у престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали

9 Одни выпускают на компьютере религиозную литературу, а другие творят безобразие. И, пользуясь одной и той же техникой, одни спасаются, а другие погибают уже здесь на земле

10 Обращение к биоэнергетику есть обращение к врагу Божьему

11 Нельзя одновременно принимать в себя Кровь и Тело Господне и мочу. Благословения Церкви на лечение мочой нет

12 Карточки берите: вас еще не спрашивают о вере вашей и не принуждают отрекаться от Бога

13 Печать антихриста появится, когда он воцарится и получит власть, и будет один-единственный правитель на земле, а сейчас у каждого государства свой глава. И поэтому не паникуйте преждевременно, а страшитесь сейчас грехов, которые открывают и углаживают путь будущему антихристу

14 Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так, каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать

15 Искать надо не радости, а того, что содействует спасению души

16 С Креста, данного Богом, не сходят - с него снимают

17 То, что скорбите, - это хорошо, это ведь род молитвы. Только ропота не допускайте

18 В заключении у меня была истинная молитва - и это потому, что каждый день был на краю гибели

19 Последние верующие будут в очах Божиих больше первых, больше совершивших немыслимые для нашего времени подвиги

20 Болезни - попущение Божие - споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу

21 Надо выполнять предписания возраста, они даются нам свыше, и противящийся им противится Божию о нас определению

22 Пособоруйтесь, исповедайтесь и причаститесь - и с Богом отдайте себя врачам. Врачи и лекарства - от Бога, и они даны нам в помощь

23 Миром правит только Промысл Божий. В этом спасение верующему человеку и в этом сила, чтобы перенести земные скорби

24 Бог ни с кем не советуется и отчета никому не дает. Одно несомненно: все, что Он делает, - благо для нас, одно благо, одна любовь

25 Без веры все страшно и сама жизнь - не в жизнь

26 Жизнь сейчас особенно сложна, а знаете ли почему? Да потому, что совсем отошли от Источника жизни - от Бога

27 Важно не что делать, но как и во имя Кого. В этом спасение и есть

28 Нет препятствий для желающих спасаться во все времена, ибо желающих ведет по пути спасения Сам Спаситель

29 Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви (1 Кор. 13), то от счастья будете недалеко

30 По велению Божию первое и самое важное благословение на создание семьи вы должны оба получить от своих родителей. Им о чадах дается сакраментальное знание, граничащее с провидением

31 Каноны церковные надо знать: возможная разница в возрасте плюс-минус 5 лет, больше недопустимо

32 За каждого - по воле матери нерожденного - младенца те другие, которых она родит «на радость» себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной

34 К работе надо относиться как к послушанию, и в профессиональном плане быть всегда на должном уровне, а никак не ниже среднего

35 Учиться ради того, чтобы время убить, - грех. Временем дорожить надо

36 Идти в монастырь надо не потому, что семья разрушилась, а потому, что сердце горит желанием спасаться трудным путем и безраздельно служить Богу

37 У Господа и монашество спасительно, и честной брак похвален. А выбирает каждый человек сам. Но что и то и другое - крестоношение, это безусловно

38 С искушениями монаху подобает бороться на месте: на новом месте тот же самый бес ополчится на вас с удвоенной силой по праву, ибо он однажды уже одержал над вами победу, изгнав с места брани

39 Тех старцев, которых ищете вы, нынче нет. Потому что нет послушников, но только одни совопросники

40 Духовник отступает, когда не принимают Божьего с первого раза, а дальше замолкает

41 Думать за тебя во всем и вести тебя, как слепого за руку, не вижу смысла и пользы: станешь расслабленным

42 Ходите в церковь, исповедуйтесь, спрашивайте о волнующих Вас вопросах у многих. И только когда поймете, что из многих один - самый близкий душе вашей, будете обращаться только к нему

43 Служителю Церкви нужна спутница-помощница, а не помеха

44 Священнику лицедействовать не подобает - это для него грех тяжкий

45 Святейший Патриарх Алексий I (он рукополагал отца Иоанна – прим. Ред.) сказал: «Всё, что в Требнике написано, выполняй, а всё, что за сим находит, терпи. И спасешься»

46 Если бы христианство насаждалось кулаком, то его давно бы не было на земле

47 Другим говорить о Боге, когда у них ещё нет склонности слышать о Нем, не надо. Вы спровоцируете их на богохульство

48 Вера придёт к супругу в ответ на ваши труды и мудрое поведение с ним во всём

49 Не будем льстить себя мыслью, что мы можем быть справедливее Господа, но послушаем Его велений, данных нам Святыми Апостолами и Святыми Отцами, и это послушание будет и нам спасительно, и близким полезно

50 Бойтесь отпасть от Матери-Церкви: только она одна и сдерживает лаву антихристианского разгула в мире теперь!

Архимандрит Иоанн (в миру Иван Михайлович Крестьянкин) - священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит. Около сорока лет был насельником Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви в конце XX - начале XXI веков. Келейная книжица «Азбука христианина» - продолжение серии «Келейных книжиц» архимандрита Иоанна Крестьянкина. Отец Иоанн собирал святоотеческие наставления в течение всей жизни, записывал их и рекомендовал для регулярного чтения своим духовным чадам.

Данную «книжицу» Батюшка назвал «азбукой христианина», которая помогает окрепнуть телесно и духовно.


ЕСЛИ ТЫ ХРИСТИАНИН

1. В постели пробуждаясь, прежде всего вспомни о Боге и знамение креста положи на себя.

2. Без молитвенного правила не начинай провождение дня.

3. В течение всего дня везде и при каждом деле - молись краткими молитвами.

4. Молитва - крылья души, она делает душу престолом Божиим, вся сила духовного человека в молитве его.

5. Чтобы Бог услышал молитву, нужно молиться не кончиком языка, а сердцем.

6. Никто из окружающих да не останется утром без твоего искреннего привета.

7. Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие. Кто принуждает себя к молитве при сухости души - тот выше молящегося со слезами.

8. Новый Завет тебе надо знать разумом и сердцем, поучайся в нем постоянно; непонятное не толкуй сам, а спрашивай разъяснения у св. отцов.

9. Воду святую с жаждой принимай во освящение души и тела - не забывай пить ее.

10. Приветствие благодарственное Царице Небесной - «Богородице Дево, радуйся…» произноси чаще, хотя каждый час.

11. В свободное время читай писания отцов и учителей духовной жизни.

12. Во искушениях и напастях тверди Псалтырь и читай молебный канон Пресвятой Богородице «Многими содержим напастьми…». Она одна у нас Заступница.

13. Когда демоны мечут на тебя стрелы свои, когда грех приближается к тебе, то пой песнопения Страстной седмицы и Св.Пасхи, читай канон с акафистом Сладчайшему Иисусу Христу, - и Господь разрешит узы мрака, сковавшие тебя.

15. В постное время постись, но знай, что Богу угоден пост не одного только тела, т. е. воздержание чрева, но воздержание очей, ушей, языка, а также воздержание сердца от служения страстям.

16. Человек, приступающий к духовной жизни, должен помнить, что он больной, ум у него находится в заблуждениях, воля более склонна ко злу, нежели к добру, и сердце пребывает в нечистоте от клокочущих в нем страстей, поэтому от начала духовной жизни все должно быть направлено на приобретение душевного здоровья.

17. Духовная жизнь есть постоянная неумолкаемая борьба с врагами спасения души; никогда не спи душевно, дух твой должен быть всегда бодр, непременно всегда зови в сей брани Спасителя твоего.

18. Бойся соединиться с греховным помыслом, приступающим к тебе. Согласившийся с такими помыслами уже сотворил грех, о котором помыслил.

19. Помни: чтобы погибнуть, нужно быть нерадивым.

20. Постоянно проси: «Страх Твой, Господи, всади в сердце мое». О, как блажен тот, кто имеет постоянный трепет пред Богом!

21. Все сердце свое без остатка отдай Богу - и ощутишь рай на земле.

22. Вера твоя должна укрепляться от частого прибегания к покаянию и молитве, а также от общения с людьми глубокой веры.

23. Заведи себе поминания, запиши туда по возможности всех живых и мертвых знакомых, всех ненавидящих и обидящих тебя, и ежедневно поминай их.

24. Ищи непрестанно дел милосердия и любви сострадательной. Без этих дел невозможно угодить Богу. Будь солнышком для всех, милость выше всех жертв.

25. Без необходимости неотложной никуда не ходи (не проводи время в праздности).

26. Как можно меньше говори, не смейся, не любопытствуй праздным любопытством.

27. Не пребывай никогда без дела, а праздники церковные и воскресные дни почитай по заповеди Божией.

28. Люби святое уединение (в полной мере для монашества, отчасти для мирян).

29. Все обиды терпи молчанием, потом укорением себя, потом молитвой за обидящих.

30. Самое главное для нас - это научиться терпению и смирению. Смирением мы победим всех врагов - бесов, а терпением - страсти, воюющие на нашу душу и тело.

31. Не показывай на молитве никому, как только Богу, своих слез умиления и ревности о спасении.

32. Православного священника почитай ангелом-благовестником, посланным обрадовать тебя и принести тебе избавление.

33. Обращайся с людьми так же внимательно, как с посланниками великого царства, и так же осторожно, как с огнем.

34. Всем все прощай и всем сочувствуй в страданиях их.

35. Не носись только с самим собою, как курица с яйцом, забывая ближних.

36. Кто ищет здесь покоя, в том не может пребывать Дух Божий.

37. Тоска и смущение нападают от недостатка молитвы.

38. Всегда и везде призывай к себе на помощь Ангела Хранителя твоего.

39. Храни всегда плач сердечный о грехах своих, а когда исповедуешь их, причастишься Св. Христовых Тайн, то радуйся тихо об освобождении своем.

40. Непотребства и недостатки должен знать только свои, о чужих грехах ТЩАТЕЛЬНО берегись и думать и рассуждать, не губи себя осуждением других.

41. Не будь своеволен, ищи духовного совета и наставления.

42. Каждый вечер исповедуйся Богу во всех своих греховных делах, мыслях, словах, бывших в течение дня.

43. Перед сном в сердце своем мирись со всеми.

44. Не должно тебе рассказывать сны другим людям.

45. Усни с крестным знамением.

46. Ночная молитва дороже дневной.

47. Не теряй связи с духовным отцом, страшись его оскорбить, обидеть, ничего не таи от него.

48. Всегда благодари Бога за все.

49. Человеческое естество надобно делить всегда на собственное себя и на врага, приложившегося к тебе по грехам твоим, - и следи за собой внимательно, проверяй мысли и поступки, избегай того, что хочет твой внутренний враг, а не твоя душа.

50. Внутренняя скорбь о грехах своих спасительнее всех телесных подвигов.

51. Нет лучше слов на языке нашем, как «Господи, спаси меня».

52. Полюби все уставы церковные и сближай их с жизнью своей.

53. Навыкни бдительно и постоянно (всегда) следить за собой, в особенности за своими чувствами: через них в душу входит враг.

54. Когда познаешь слабости свои и бессилие к сотворению добра, то помни, что ты не сам спасаешь себя, а спасает тебя Спаситель твой Господь Иисус Христос.

55. Неприступною крепостью твоею должна быть твоя вера. Не дремлет лютый враг - стережет твой каждый шаг.

56. Нас сближает с Богом жизненный крест: скорбь, теснота, болезнь, труды; не ропщи на них и не бойся их.

57. Никто не входит на небо, живя благополучно.

58. Как можно чаще с умилением сердца приобщайся Св. Животворящих Христовых Тайн, ты живешь только ими.

59. Никогда не забывай, что Он, Господь Иисус Христос, близ есть при дверех, не забывай, что скоро Суд и воздаяние в какой для кого час.

60. Помни еще и то, что уготовал Господь любящим Его и заповеди Его творящим.

61. Прочитай азбуку сию, христианин, не реже одного раза в неделю, это поможет тебе при исполнении написанного, укрепит тебя на духовном пути…

Иоанн Крестьянкин родился 11 апреля 1910 года, в многодетной семье, в городе Орле. Он был восьмым, самым младшим ребёнком. Отец Иоанна, Михаил Дмитриевич Крестьянкин, умер рано, и бремя ответственности по содержанию и воспитанию детей взяла на себя мать, Елизавета Илларионовна. Она была глубоко верующей женщиной, и своим первичным образованием в области христианской нравственности Иоанн был обязан именно ей.

Рассказывают, что в младенчестве Ваня не отличался завидным здоровьем, и его мать много молилась по этому поводу, и даже дала обет Богу посвятить Ему сына.

Промыслом Божьим к церковной жизни Иоанн приобщился ещё в раннем детстве. В возрасте шести лет его заметил архиерей, за каретой которого Иоанн бегал неоднократно, когда тот ездил на службу в собор. Однажды, встретившись взглядом с ребёнком, архиерей приказал кучеру остановиться, пригласил мальчика к себе, спросил, как его зовут и не хочет ли он помогать ему в алтаре. Для Вани это предложение было выше всех ожиданий, и он, осчастливленный, конечно же дал положительный ответ.

Итак, уже будучи шестилетним, он исполнял обязанности пономаря, а впоследствии — иподьякона. В детстве его духовными наставниками были местные протоиереи: Николай Азбукин и Всеволод Ковригин. Безусловно, значительное влияние на его судьбу оказал и архиепископ Серафим (Остроумов).

Примерно в двенадцатилетнем возрасте Иван выразил предварительное, но вполне твёрдое желание посвятить свою будущую жизнь монашескому подвигу. Когда при случае он сообщил об этом желании епископу Николаю (Никольскому), тот, вдумавшись, сообщил, что оно непременно исполнится. Так и вышло.

После школы, которую Иван окончил в 1929 году, он продолжил обучение на бухгалтерских курсах, а затем устроился работать по специальности в своём родном городе. Ввиду частых сверхурочных заданий он не мог в должной мере уделять своё личное время на посещение храма. Это вызывало в нём недовольство, но когда он решил противопоставить начальству своё несогласие, недовольством разразилось начальство, и он был уволен.

Некоторое время не мог найти работу и в 1932 году переехал в Москву, где стал главным бухгалтером на небольшом предприятии. Работа не мешала ему посещать богослужения. Вскоре Иван вошёл в круг православных молодых людей, обсуждал с ними вопросы духовной жизни, и эта дружба ещё больше укрепила его в намерении идти по духовному пути.

Во время войны он не призывался на фронт, так как был освобожден от воинской службы в связи с близорукостью.    В 1944 году он стал псаломщиком в московском храме Рождества Христова в Измайлове, в 1945 рукоположен на том же приходе во дьякона, а вскоре и во священника".

Как будто никакой войны не было...

Начало пастырского пути

В 1944 году Иоанн стал исполнять обязанности псаломщика в храме Рождества Христова, располагавшегося в Измайлове. В январе 1945 года митрополит Николай (Ярушевич) рукоположил его во диакона, а в конце года, патриарх Алексий I посвятил его во священника.

Осуществляя пастырское служение ревностно и ответственно, отец Иоанн совмещал его с обучением в Московской Духовной Академии — экзамены по дисциплинам, изучавшимся в Духовной Семинарии он сдал экстерном.

Активная проповедническая деятельность молодого священника, быстро набиравшего популярность у верующих, его принципиальная позиция, нежелание идти на «невозможные уступки» властям вызывали у последних раздражение.

В апреле 1950 года отец Иоанн, так и не успев защитить кандидатскую диссертацию, был арестован по обвинению в антисоветчине. Говорят, что священнику, оповестившему «кого следует» о содержании проповедей отца Иоанна, прихожане объявили бойкот. Отец Иоанн потом простил ему его слабость и просил прихожан последовать тому же.

Первое время арестованный содержался на Лубянке и в Лефортовской тюрьме. А в августе 1950 года его перевели Бутырскую тюрьму, где он находился совместно с уголовными преступниками. На допросах следователь вёл себя грубо, угрожал, оказывал давление, чего не скажешь о батюшке, который на все обвинения реагировал сдержанно и благоразумно, отвергая надуманную клевету.

Сообщают, что когда для очной ставки к нему привели завербованного священнослужителя, отец Иоанн так сердечно обрадовался его посещению, что тот, надломленный уязвлением совести, лишился чувств и упал.

В октябре отца Иоанна приговорили к лишению свободы сроком на семь лет, и он был отправлен в Каргопольлаг (Архангельская область). Первое время батюшка трудился на лесоповале, но затем, по состоянию здоровья, его перевели в другое место.

После досрочного освобождения, состоявшегося в 1955 году, отец Иоанн был направлен в Псковскую епархию, а через непродолжительное время (в1957 году) — в Рязанскую. За этот период он сменил несколько приходов. Это было вызвано косностью и неприязненным отношением к нему со стороны местных властей.

Монашеский подвиг

10 июня 1966 года отец Иоанн принял монашество, в 1967 году поступил в братство Псково-Печерской обители. В 1970 году он был возведен в сан игумена, а через три года, в 1973-м, — в сан архимандрита.

Помимо традиционных обязанностей, связанных с саном и должностью, отец Иоанн много времени уделял встречам и беседам с людьми, нуждавшимися в его наставлениях, молитвах, благословениях. Желающих встретиться с батюшкой было так много, что приём посетителей, начинавшийся после Божественной литургии, длился до позднего вечера, с небольшими перерывами на трапезу, а иногда продолжался и после полуночи.

Существенная часть богомольцев, искавших с ним личных встреч, почитали его как облагодатствованного, духоносного старца. И это не удивительно, ведь помимо многочисленных добродетелей отец Иоанн обладал духовною мудростью и, как отмечают, даром прозорливости. Между тем сам отец Иоанн, по смирению сердца, относился к себе более, чем критично.

К концу жизни, из-за слабости здоровья, отчасти подорванного во время заключения, отец Иоанн уже не мог принимать всех желавших общения с ним также активно, как раньше. Но со многими его связывала переписка.

5 февраля 2006 года отец Иоанн, причастившись святых Христовых Тайн, почил о Господе. Ему было 95 лет. Прощаясь, старцу отдали подобающие почести. На отпевании присутствовали архиереи, десятки священников и простых богомольцев, духовные чада почившего. Тело подвижника было погребено в священных пещерах.

Творческая деятельность отца Иоанна Крестьянкина как писателя

Среди литературных памятников духовного наследия пастыря значительная часть принадлежит опубликованным письмам (см.: ). Как правило все они преисполнены любви и заботы. В них он даёт нравственные наставления и советы, иногда обличает, обещает молиться.

Кроме того многие душеполезные наставления отца Иоанна известны нам по таким сочинениям, как « », « », « ».

Во время распространения смуты и паники среди верующих по поводу присвоения гражданам России ИНН, батюшка высказал твёрдое суждение, что прежде всего христианин отличается не наличием или отсутствием индивидуального номера, присвоенного государством, а верой и добродетелью.

ДУХОВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ БАТЮШКИ ИОАННА КРЕСТЬЯНКИНА Сохраните себе на стену и читайте каждый день! 1. В постели пробуждаясь, прежде всего вспомни о Боге и знамение креста положи на себя. 2. Без молитвенного правила не начинай провождение дня. 3. В течение всего дня везде и при каждом деле - молись краткими молитвами. 4. Молитва - крылья души, она делает душу престолом Божиим, вся сила духовного человека в молитве его. 5. Чтобы Бог услышал молитву, нужно молиться не кончиком языка, а сердцем. 6. Никто из окружающих да не останется утром без твоего искреннего привета. 7. Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие. Кто принуждает себя к молитве при сухости души - тот выше молящегося со слезами. 8. Новый Завет тебе надо знать разумом и сердцем, поучайся в нем постоянно; непонятное не толкуй сам, а спрашивай разъяснения у св. отцов. 9. Воду святую с жаждой принимай во освящение души и тела - не забывай пить ее. 10. Приветствие благодарственное Царице Небесной - «Богородице Дево, радуйся…» произноси чаще, хотя каждый час. 11. В свободное время читай писания отцов и учителей духовной жизни. 12. Во искушениях и напастях тверди Псалтырь и читай молебный канон Пресвятой Богородице «Многими содержим напастьми…». Она одна у нас Заступница. 13. Когда демоны мечут на тебя стрелы свои, когда грех приближается к тебе, то пой песнопения Страстной седмицы и Св.Пасхи, читай канон с акафистом Сладчайшему Иисусу Христу, - и Господь разрешит узы мрака, сковавшие тебя. 14. Если не можешь петь и читать, то в минуту брани поминай имя Иисусово: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Стой у креста и врачуйся плачем своим. 15. В постное время постись, но знай, что Богу угоден пост не одного только тела, т. е. воздержание чрева, но воздержание очей, ушей, языка, а также воздержание сердца от служения страстям. 16. Человек, приступающий к духовной жизни, должен помнить, что он больной, ум у него находится в заблуждениях, воля более склонна ко злу, нежели к добру, и сердце пребывает в нечистоте от клокочущих в нем страстей, поэтому от начала духовной жизни все должно быть направлено на приобретение душевного здоровья. 17. Духовная жизнь есть постоянная неумолкаемая борьба с врагами спасения души; никогда не спи душевно, дух твой должен быть всегда бодр, непременно всегда зови в сей брани Спасителя твоего. 18. Бойся соединиться с греховным помыслом, приступающим к тебе. Согласившийся с такими помыслами уже сотворил грех, о котором помыслил. 19. Помни: чтобы погибнуть, нужно быть нерадивым. 20. Постоянно проси: «Страх Твой, Господи, всади в сердце мое». О, как блажен тот, кто имеет постоянный трепет пред Богом! 21. Все сердце свое без остатка отдай Богу - и ощутишь рай на земле. 22. Вера твоя должна укрепляться от частого прибегания к покаянию и молитве, а также от общения с людьми глубокой веры. 23. Заведи себе поминания, запиши туда по возможности всех живых и мертвых знакомых, всех ненавидящих и обидящих тебя, и ежедневно поминай их. 24. Ищи непрестанно дел милосердия и любви сострадательной. Без этих дел невозможно угодить Богу. Будь солнышком для всех, милость выше всех жертв. 25. Без необходимости неотложной никуда не ходи (не проводи время в праздности). 26. Как можно меньше говори, не смейся, не любопытствуй праздным любопытством. 27. Не пребывай никогда без дела, а праздники церковные и воскресные дни почитай по заповеди Божией. 28. Люби святое уединение (в полной мере для монашества, отчасти для мирян). 29. Все обиды терпи молчанием, потом укорением себя, потом молитвой за обидящих. 30. Самое главное для нас - это научиться терпению и смирению. Смирением мы победим всех врагов - бесов, а терпением - страсти, воюющие на нашу душу и тело. 31. Не показывай на молитве никому, как только Богу, своих слез умиления и ревности о спасении. 32. Православного священника почитай ангелом-благовестником, посланным обрадовать тебя и принести тебе избавление. 33. Обращайся с людьми так же внимательно, как с посланниками великого царства, и так же осторожно, как с огнем. 34. Всем все прощай и всем сочувствуй в страданиях их. 35. Не носись только с самим собою, как курица с яйцом, забывая ближних. 36. Кто ищет здесь покоя, в том не может пребывать Дух Божий. 37. Тоска и смущение нападают от недостатка молитвы. 38. Всегда и везде призывай к себе на помощь Ангела Хранителя твоего. 39. Храни всегда плач сердечный о грехах своих, а когда исповедуешь их, причастишься Св. Христовых Тайн, то радуйся тихо об освобождении своем. 40. Непотребства и недостатки должен знать только свои, о чужих грехах ТЩАТЕЛЬНО берегись и думать и рассуждать, не губи себя осуждением других. 41. Не будь своеволен, ищи духовного совета и наставления. 42. Каждый вечер исповедуйся Богу во всех своих греховных делах, мыслях, словах, бывших в течение дня. 43. Перед сном в сердце своем мирись со всеми. 44. Не должно тебе рассказывать сны другим людям. 45. Усни с крестным знамением. 46. Ночная молитва дороже дневной. 47. Не теряй связи с духовным отцом, страшись его оскорбить, обидеть, ничего не таи от него. 48. Всегда благодари Бога за все. 49. Человеческое естество надобно делить всегда на собственное себя и на врага, приложившегося к тебе по грехам твоим, - и следи за собой внимательно, проверяй мысли и поступки, избегай того, что хочет твой внутренний враг, а не твоя душа. 50. Внутренняя скорбь о грехах своих спасительнее всех телесных подвигов. 51. Нет лучше слов на языке нашем, как «Господи, спаси меня». 52. Полюби все уставы церковные и сближай их с жизнью своей. 53. Навыкни бдительно и постоянно (всегда) следить за собой, в особенности за своими чувствами: через них в душу входит враг. 54. Когда познаешь слабости свои и бессилие к сотворению добра, то помни, что ты не сам спасаешь себя, а спасает тебя Спаситель твой Господь Иисус Христос. 55. Неприступною крепостью твоею должна быть твоя вера. Не дремлет лютый враг - стережет твой каждый шаг. 56. Нас сближает с Богом жизненный крест: скорбь, теснота, болезнь, труды; не ропщи на них и не бойся их. 57. Никто не входит на небо, живя благополучно. 58. Как можно чаще с умилением сердца приобщайся Св. Животворящих Христовых Тайн, ты живешь только ими. 59. Никогда не забывай, что Он, Господь Иисус Христос, близ есть при дверех, не забывай, что скоро Суд и воздаяние в какой для кого час. 60. Помни еще и то, что уготовал Господь любящим Его и заповеди Его творящим. 61. Прочитай азбуку сию, христианин, не реже одного раза в неделю, это поможет тебе при исполнении написанного, укрепит тебя на духовном пути....