Капернаум – город, излюбленный Христом. Интересные факты о капернауме Капернаум ударение

Во время того, как Иисус Христос ходят по израильской земле и проповедовал свое учение, Капернаум считался важнейшим культурным центром.

Капернаум был полностью разрушен во времена Иудейской войны, от множественных религиозных памятников остались лишь руины, да развалины. Однако, францисканский монашеский орден в конце XX века провел большую работу по раскопке и восстановлению местных достопримечательностей. Время расцвета города приходится на длительный период в 1 500 лет – с IV века до н.э. по X век н.э.

На сегодняшний день Капенаум является национальным парком, городом-музеем. Он славится не своими уникальными археологическими красотами или буйной природой, а царящей там атмосферой. Полузапущенные сады, церкви, прогуливающиеся павлины – это смотрится как богатый южный сад, а многочисленные развалины лишь придают ему очарования. К тому же город расположился на берегу Галилейского моря, что делает его еще своеобразнее и привлекательнее для туристов.

Интересные факты

  • Капернаум считается «городом Христа», так как во время своих странствия в Галилею, Иисус чаще всего останавливался в этом населенном пункте. По преданиям, именно там он совершил большую часть своих чудес – исцелял людей от неизведанных болезней, изгонял нечистую силу из одержимых, избавлял от проказы.
  • Несмотря на чудеса, местные жители не уверовали в Христа, отказались его принять, так как слишком погрязли в своих мирских материальных заботах. Тогда Иисус произнес печальное пророчество: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». К несчастью, это предсказание полностью сбылось – богатый и процветающий когда-то город был буквально дотла уничтожен войной.
  • Хотя название города переводится как «деревня, городок Наума», ни с каким конкретным человеком оно не связано. Наум – это слово от еврейского Нахум, утешенный. Так что Капернаум – «дом утешения».

Что стоит посмотреть в первую очередь?

Главной культурной достопримечательностью является древняя синагога, где Иисус читал свои проповеди. Современные остатки датируются II веком до н.э. Под каменным слоем пола археологи нашли любопытный клад – 30 000 монет IV века. Нижнюю часть называют «черной синагогой», а верхнюю – «белой синагогой».

Буквально в 30 метрах на юг от синагоги вы увидите дом Петра. Это одноэтажный восьмиугольный дом, по мнению археологов принадлежащий апостолу Петру, где останавливался Иисус. Это дом стоит в центре города, а его фундамент потом служил основанием для церкви, выстроенной в V веке на его месте. В настоящее время этот дом представляет довольно любопытное зрелище, так как его отреставрировали и обновили.

Как добраться

  • Проще всего добраться до городка будет на автомобиле. Для этого вам нужно придерживаться шоссе под номером 87, оно пролегает как раз мимо Капенаума.
  • Этот культурный центр прошлых времен является частым пунктом в экскурсиях по святыням Израиля, так что вы можете приобрести один из таких туров, маршрут который предполагает заезд в Капернаум и не беспокоиться о транспорте.

Контакты

Адрес: Capernaum, Израиль

Информационный сайт: http://gde.co.il/kapernaum/ ?

Капернаум – это древний рыбацкий город, расположенный на северо-западном побережье Тибериадского Моря (озера Кинерет). Капернаум Кфар Нахум, или как его еще называют – Капернаум (что в переводе означает «деревня Нахума»), назван так в честь библейского пророка Нахума.
Согласно преданию, Иисус поселился здесь после того, как покинул Назарет. В Капернауме Господь наш Иисус Христос обрёл своих апостолов - Петра, Андрея, братьев Зеведеевых, Иоанна Богослова и Иакова, и Левия Матфея. Иисус Христос проповедовал в синагоге Капернаума и совершил в этом городе много чудес. Здесь Он исцелил тёщу апостола Петра, лежащую в горячке, воскресил дочь Иара, начальника синагоги, излечил человека, одержимого бесом, и сотворил много других чудес. Капернаум считается городом Иисуса Христа, о чем также свидетельствует надпись на вратах:

Развалины города Капернаума. Над руинами дома Петра возвышается католическая церковь в виде большой стеклянной тарелки.

План города Капернаума

Руины восьмиугольной византийской церкви на месте дома апостола Петра в Капернауме. Прямо над этими развалинами на столбах построен современный католический храм

Указатель на Дом Петра

Дом Петра Открытый археологами в 1968 «дом апостола Петра», в котором, согласно Евангелию, останавливался Иисус, находился в 30 м к югу от синагоги и выходил на одну из главных улиц города. Позднее его перекрыл фундамент восьмиугольной церкви V в. Этот одноэтажный дом был построен в конце эллинистического периода (во II-I вв. до Р.Х.). Он состоял из нескольких комнат, расположенных вокруг просторного внутреннего дворика — типичная для жилых зданий того времени планировка (археологи-францисканцы именуют этот архитектурный комплекс insula sacra — «священный квартал»). В конце I в. его превратили в «молитвенный дом» (domus ecclesia). В конце IV в. дом был расширен (соседние постройки при этом были снесены) и обнесен каменной стеной. Стены помещений были покрыты цветной штукатуркой и расписаны (в росписи — геометрические узоры, растительный орнамент, изображения людей или животных отсутствуют). В середине V в. над ним была воздвигнута восьмиугольная церковь, которая функционировала до VII в. Археологи предполагают, что дом св. Петра использовался как место собраний христианской общины уже со второй трети I в. — керамика того времени представлена в основном многочисленными фрагментами светильников, втоптанными в обмазки пола; столовая и кухонная керамика отсутствует, что необычно для жилого дома.

План дома Петра, как он менялся и преобразовывался

Разрушенные стены синагоги

В настоящее время Капернаум относится к системе израильских национальных парков. В 1838 году были обнаружены развалины Белой синагоги, но археологические исследования начались лишь в начале XX века. Синагога была построена в III - IV веках. Здание стоит на развалинах более древнего сооружения, синагоги, в которой проповедовал Иисус Христос. Территория вокруг синагоги принадлежит францисканскому ордену. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EF%E5%F0%ED%E0%F3%EC)

«Белая синагога» — свидетельница древнего Капернаума. Она с трех сторон окружена рядами высоких колонн. Внутри здания был большой зал. Интерьер синагоги украшали скульптурные изображения пальм, виноградных лоз, львов и кентавров. В задней части здания сохранились широкие лестничные ступени.

Чтение Евангелия…

Совсем неподалеку от Синагоги находится Храм 12 Апостолов

В Каперенауме Иисус сотворил великое множество чудес и исцелений, но несмотря на это, лишь немногие жители уверовали в Него, что заставляет Господа горестно воскликнуть: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». (Матф.11:23,24)
Архиепископ Аверкий (Таушев) поясняет: «Господь предрекает гибель и Капернауму за его крайнюю степень превозношения в гордыне и вследствие внешнего благополучия и благосостояния. Господь сравнивает Капернаум с греческими Содомом и Гоморрой, истребленными Богом за нечестие серным дождем и огнем. Все эти города, действительно, скоро постигла кара Божья: они были до основания разрушены римлянами в ту же войну, что и Иерусалим». (http://simvol-veri.ru/xp/svyataya-zemlya.-genisaretskoe-ozero.-kapernaum.html)

- (селение Наума, или село утешения) (Мат.4:13 , Мат.11:23 , Мар.2:1 , Лук.7:1 , Иоан.4:46 и др.). Капернаум упоминается только в Нов. Завете и о нем часто говорится, как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса, во время Его земной… …

Капернаум - Кфар Нахум Капернаум, город в Галилее на западном берегу Тивериадского озера (Мат. 4:13; Иоан. 6:24). В этом городе была синагога, где Иисус часто учил (Иоан. 6:59, Лук. 4:33, Map 1:21), она была построена сотником римского отряда, который, по… … Словарь библейских имен

Капернаум - город, который часто упоминается в книгах Нового Завета как главное и любимое место пребывания Иисуса Христа. Капернаум был центром Его деяний в Галилее. Этот город расположен на берегу Геннисаретского озера, здесь Господь поселился после того … Православная энциклопедия

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

- (иноск.) о беспорядочном сборище, бестолковом обществе, (собств.) страна тьмы и невежества Ср. C est un Capharnaüm. Ср. (Иисус) пришел и поселился в Капернауме... народ, сидящий во тьме, увидел свет. Матф. 4; 13, 16. Ср. Исайя. 9, 1 2. Ср. И ты,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Капернаумъ (иноск.) о безпорядочномъ сборищѣ безтолковомъ обществѣ, (собств.) страна тьмы и невѣжества. Ср. C’est un Capharnaüm. Ср. (Іисусъ) пришелъ и поселился въ Капернаумѣ... народъ, сидящій во тьмѣ, увидѣлъ свѣтъ. Матѳ. 4; 13, 16. Ср. Исаія … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

КАПЕРНАУМ - XIX в. 1. Трактир Лондон на углу Литовского проспекта и Курской улицы. 2. Трактир на Владимирском проспекте, 7. Ср.: ДАВЫДКА. < Согласно Библии, Капернаум место, где совершается чудо … Словарь Петербуржца

Капернаум - Каперна’ум (село Наума или утешения) (Мат.4:13 ; Мат.8:5 ; Мат.11:23 ; Мат.17:24 ; Мар.1:21 ; Лук.4:23 ; Лук.7:1 ; Лук.10:15 ; Иоан.2:12 ; Иоан.4:46 ; Иоан.6:17 ,24,59) город в Галилее, который был расположен на северо западном берегу… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Капернаум - А. Служение Иисуса в Капернауме центр служения Иисуса в Галилее: Мф 4:13–17; Ин 2:12 Иисус учил там: Мк 1:21,22; Лк 4:31,32 Иисус говорил о хлебе жизни там: Ин 6:24 59 Б. Чудеса, совершенные Иисусом в Капернауме изгнание бесов: Мк 1:21–27; Лк… … Библия: Тематический словарь

- (с евр. селение Наума) один из городов, лежавших по берегам Галилейского, или Тивериадского, оз. В Ветхом Завете о нем не упоминается; отсюда ясно, что он сравнительно позднейшего происхождения и вырос в город из рыбачьей деревни, благодаря… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Капернаум – небольшой город в северной части Израиля – Галилее, расположенный на берегу Галилейского моря (озеро Кинерет). Название на иврите звучит как «Кфар Нахум», т.е. буквально «деревня Наума». Первое поселение было здесь уже 2500 лет назад. В Ветхом Завете город не упомянут, скорее всего, в силу своего небольшого размера. Однако в 1-м в. н.э. здесь находился значимый населенный пункт. Он был расположен на границе государства Ирода Антипы, через него шел торговый путь из Кесарии в Дамаск. В древнем Капернауме была таможня, контролировавшая торговлю. Также здесь находился рыбацкий поселок, поскольку воды Галилейского моря всегда изобиловали рыбой.

В Новом Завете Капернаум не раз упомянут как место, где разворачивались важные евангельские события. Здесь Иисус призвал своих первых учеников – апостолов Петра, Андрея, Иоанна, Иакова, Левия Матфея. В Капернауме Христос совершил немало чудес, например, исцелил тещу Петра и воскресил дочь Яира. Иисус проповедовал в древней синагоге, однако его слова не нашли понимания у большинства современников, и он был изгнан из города. С этим событием связано проклятие, которое произнес Иисус: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься!» (Мф, гл. 11, ст. 23). Можно сказать, что в какой-то степени пророчество сбылось: в 7 в. нашествие персов и арабов разорило город, а населявшие его к тому времени христиане и евреи вынуждены были бежать. Тем не менее, часть жителей поверила в проповедь Иисуса. Таким образом, последователи Христа во 2 в. сформировали иудео-христианскую общину, а в 3 в. была построена церковь.

Сейчас город входит в систему национальных парков. В 1838 г. в Капернауме были обнаружены остатки Белой синагоги 3-4 вв., которая построена предположительно на фундаменте еще более древней синагоги, где, возможно, проповедовал Иисус. Сохранились также руины домов римского периода, образующие целые улицы. Более подробные археологические исследования проводились здесь в 20 в., и было обнаружено много интересных находок. В 1894 г. в Капернауме был построен католический францисканский монастырь. В 1930-е г. на берегу озера была основана греческая православная церковь Собора 12-ти апостолов. Сейчас Капернаум входит в паломнические туристические маршруты как место поклонения для христиан.

Капернаум

Покинув Назарет, Иисус пошел в больший город в Галилее, где он мог надеяться на больший успех, чем в его родном городке:

Мф., 4: 13. …и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском…

Ранние странствия Христа

Капернаум находится примерно в 20 милях к северо-востоку от Назарета и во времена Иисуса был важным городом с римским гарнизоном, налоговой службой и синагогой значительных размеров. Его еврейское название было Kapharnahum («деревня Наума»), которое на греческом стало звучать как «Kapharnaoum», а на русском - «Капернаум». Несмотря на известность Капернаума как места проповеди Иисуса, в конце концов он исчез, и в наше время даже оспаривается его бывшее местоположение.

Он был расположен на морском побережье, но это не означает Средиземное море, как можно было подумать, но на берегу внутреннего озера с пресной водой, которое находится на востоке Галилеи в верховьях реки Иордан.

Это озеро грушевидно по форме с широким берегом на севере. Оно небольшое, размером лишь в тринадцать миль в длину и семь с половиной миль в ширину. Площадь его поверхности всего только шестьдесят пять квадратных миль (в три раза больше острова Манхэттен).

Озеро имело множество разных названий, которые все были приняты от названий городов или районов на его западном берегу. Например, очень древний город вблизи его южного берега имел название Киннереф. Он упоминается в летописях о завоевателе Тутмосе III Египетском, жившем задолго до Исхода. Название этого города было дано озеру и его западным берегам.

Озеро почти не упоминается в Ветхом Завете, так как основная часть населения и властей Израиля и Иудеи находились далеко на юге. Когда оно вообще упоминается, то обычно вводится в описание как часть пограничной области:

Чис., 34: 11…от Шефама пойдет граница к Рибле, с восточной стороны Айна, потом пойдет граница и коснется берегов моря Киннереф с восточной стороны…

Западные берега озера упоминаются в связи с сирийским вторжением примерно в 900 г. до н. э.

1 Цар., 15: 20. И послушался Венадад царя Асы [Сирии], и послал военачальников своих против городов Израильских, и поразил Айн и Дан и Авел-Беф-Мааху и весь Киннереф, по всей земле Неффалима.

В современном Израиле все еще используется ветхозаветное название этого озера, когда оно называется Ям Киннерет, а на его берегах расположен город с названием Киннерет и населением примерно в тысячу жителей.

На северо-западных берегах озера находится небольшая равнина, не более двух миль в любую сторону, где в озеро впадают два небольших ручья. Она называется Генносар, или Геннисарет, название неизвестного происхождения. Возможно, оно означает «сад Гасора»; Гасор был ханаанским правителем этой области во времена Судей.

В любом случае этот район дал свое название также и озеру, и эти названия используются в Библии, апокрифах и у Иосифа. Например:

Мф., 4: 18. Проходя же близ моря Галилейского, Он [Иисус]…

С тех пор это озеро более всего известно христианам под таким названием. Но это не самое последнее из его названий. Во время самого Иисуса возникло еще одно название.

Самым крупным и самым современным городом на берегах этого озера во времена Иисуса был город, построенный в 20 г. до н. э. (меньше чем за десятилетие до того, как Иисус начал свое служение) Иродом Антипой. Он был назван Тиверией в честь правившего тогда римского императора, и Антипа сделал его своей столицей. Прежде это был языческий город, и иудеи с ужасом смотрели на него частично по этой причине, а частично из суеверия, так как он построен на месте древнего кладбища.

Город только однажды упоминается в Новом Завете, и только в Евангелии от Иоанна, самом последнем и наиболее ориентированном на греческую мысль:

Ин., 6: 1. После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.

Этот город дал также свое название морю, название которого есть также в Евангелии от Иоанна:

Ин., 6: 23. Между тем пришли из Тивериады другие лодки…

Тиверия до сих пор существует и все еще является крупнейшим городом на берегах озера. Его население - примерно двадцать две тысячи жителей, а название все еще связано с озером, которое известно на арабском языке как Бар Тавария, а в русской географии как Тивериадское озеро.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Переселение в Капернаум. После окончания брачного торжества в Кане Галиейской Иисус Христос пошел не в Назарет, а в Капернаум (Ин. 2: 12). Сюда вместе с Ним пришли Богоматерь, Его братья и ученики.Капернаум в то время был своеобразным культурным центром, торговым узлом на

Из книги Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства автора МакДауэлл Джош

Хоразин, Вифсаида, Капернаум Исполнившееся пророчество из Нового Завета - вещь уникальная. Именно таким пророчеством мы сейчас и займемся. Приведем для начала цитату из Джорджа Дейвиса: «В Новом Завете упоминаются четыре древних города, живописно лежавших у берегов

Из книги Евангельская история. Книга первая. События Евангельской истории начальные, преимущественно в Иерусалиме и Иудее автора

Прибытие в Капернаум и вселение в нем Мф. 4, 13–17 Оставив Кану, Господь Иисус Христос пришел в Капернаум, лежавший на берегу Геннисаретского озера (Ин. 6, 17), и поселился в нем, избрав его средоточием Своей деятельности в Галилее. Свое пребывание, по всей вероятности, Он

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Возвращение в Капернаум и исцеление расслабленного Мф. 9, 1–8; Мк. 2, 1-12; Лк. 5, 17–26 Огласив проповедью Евангелия города и селения Галилеи, Иисус Христос возвратился в Капернаум. Тихо и смиренно Он вошел в Свой город (Мф. 9, 1), но скоро молва о прибытии Его разнеслась повсюду:

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

12. Удаление в Галилею и поселение в Капернаум 12. Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею (Мк. 1:14). Когда это было? Точно определить едва ли возможно. Можем представить только вероятные соображения. Едва ли можно предположить, что деятельность

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

5. Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: (Лк. 7:1). В сообщениях Матфея и Луки здесь сильное разноречие. Лучшее объяснение этого разноречия дают Августин и Кальвин. Первый высказывается в том смысле, что целью Матфея было выставить на передний

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

23. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; (Лк. 7:15). Капернаум вознесся до неба, - предполагается вследствие деятельности Христа, Его учения, которое, однако, не произвело

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

24. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? (Мк. 9:33 - ограничивается заметкой, что Спаситель и Его ученики прибыли в Капернаум и вошли в дом). Весь дальнейший рассказ об уплате подати встречается

Из книги Путешествие по Святой Земле в 1835 году автора Норов Авраам Сергеевич

12. После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. После чуда в Кане Христос отправился в Капернаум с Матерью, братьями Своими (о братьях Христа - см. толкование на Мф. 1:25) и учениками. Почему Христос пошел в

Из книги автора

16. Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю 17. и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Здесь начинается повествование о чудесном хождении Христа по морю. Объяснение см. в толк. на Мф. 14:22-34, и Мк. 6:46-51.

Из книги автора

ГЛАВА 22. Прибытие в Капернаум. Спор Апостолов о том, кто из них больше. Наставление им о смирении. Речь о соблазнах. Разные наставления Апостолам. Притча о немилосердном должнике. Уплата подати на храм Прибытие в КапернаумВыше было уже сказано, что, после проповеди о хлебе

Из книги автора

12. Удаление в Галилею и поселение в Капернаум. 12. Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею(Мк. 1:14). Когда это было? Точно определить едва ли возможно. Можем представить только вероятные соображения. Едва ли можно предположить, что деятельность

Из книги автора

Глава XVI Озеро Тивериадское. – Вифсаида. – Генисарет. – Капернаум «Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая. Народ, сидящий во тьме, увидели свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». (Мф 4:15–16) Когда мы