Общечеловеческие ценности. Ценности общечеловеческие Сформулируйте что такое общечеловеческие ценности

Иногда в литературе ставится вопрос о врождëнных ценностях . Сразу же скажем: врождëнными могут быть только естественные, природой данные потребности людей. Ценности находятся вне человеческого сознания, поэтому врожденными быть не могут. По другой причине, но то же самое нужно сказать и о ценностных ориентациях людей: как и любые представления, осмысления и т.п., все они являются благоприобретëнными. Процесс зарождения, установления, определения, формирования, становления, видоизменения, смены индивидуальных ценностных ориентаций происходит всю жизнь, совершается на основе единства и взаимодействия специфики существующих природных, социальных условий жизни людей и их индивидуальных особенностей на основе их практической, познавательной, оценочной и нормативной деятельности. Конечно, на этот процесс преимущественное влияние оказывают общественная среда, в том числе обучение, воспитание, пропаганда СМИ, искусство, общение с другими людьми и т.д. Но это влияние своеобразно у каждого человека преломляется через его собственные особенности: состояние физического и психологического здоровья, темперамент, черты характера, задатки, способности, наклонности, привычки, конформистские предрасположенности, симпатии, антипатии, интересы, потребности, намерения, желания и многое другое. Поэтому у людей возникают (как их называет В.А. Кувакин) и антиценности, и псевдоценности, и совершенно оригинальные, сугубо индивидуальные ценностные ориентации, а осознание воспринятых общегрупповых и общечеловеческих ценностей приобретает в чем-то специфическое выражение, неповторимые нюансы.

Отсюда ясно, что ценностями любой человек может считать чуть ли не что угодно, и спорить по поводу многих индивидуальных ценностей совершенно бесполезно (о таких ценностях, как и «о вкусах не спорят»). А вот насчет общечеловеческих можно и нужно и спорить, и обосновывать, тем более, что в этом вопросе существует много надуманного, необоснованного, голословного.

Многие авторы общечеловеческими ценностями считают некоторые моральные (может, точнее сказать: морально-религиозные?) принципы, нормы, понимая под ними в том числе заповеди Моисея. Но ведь известно, что эти и им подобные заповеди никогда не являлись и не являются общепризнанными и абсолютным стандартом для всех людей и государств.

Другие утверждают, что общечеловеческими ценностями являлись и являются вера (видимо, религиозная), демократия, закон и правопорядок, справедливость, гуманизм, свобода, любовь, семья, смысл жизни, долг, ответственность, честь, достоинство, совесть, благородство, милосердие, сострадание и т.п. Здесь эйфория, явный утопизм, маниловские мечтания, поскольку авторы совершенно бездоказательно пытаются выдать частные ценности за общечеловеческие. А они не являются ни общепризнанными, ни общесущими среди людей. Тем более, что было и есть множество человеконенавистников, шовинистов, мизантропов, бирюков, бессовестных, бесчестных людей, милитаристов (агрессоров), диктаторов, убежденных холостяков, тунеядцев и т.п.

Что же, например, конкретные авторы относят к общечеловеческим ценностям? Нужно, сказать, что обычно термины «общечеловеческие ценности» и «абсолютные ценности», а иногда и термин «высшие ценности» ими употребляются как синонимы. Но судите сами на примере идей ряда авторов.

Так, выделив три этапа в развитии философии (VII, VI в.в. до н.э. - XVI в. н.э.; XVII в. - 60-е г.г. XIX в.; 2-я половина XIX в. - XXI в.), Г.П. Выжлецов заявляет, что высшими ценностями их были соответственно БЛАГО, СЧАСТЬЕ (в том числе свобода «от»), СВОБОДА («для» или духовная) [см.: 12, с.63-65]. На наш взгляд, это - явная редукция (упрощение). Кроме этого, тот же автор высшими ценностями называет веру, любовь и красоту [см.: там же, с.24], а также добро, справедливость, мир, полезность [см.: там же, с.25].

Самую многочисленную совокупность ценностей, разделенную на группы объявляют, А.О. Бороноев и А.О. Смирнов: «Признание в нас личностей со стороны сограждан, соплеменников сопряжено с удостоверением в нас носителей ценностей. Выделяется пять их групп: социально-целевые (Святость, Духовность, Знание, Мастерство, Дело, Слава, Власть, Богатство); социально-инструментальные (Право, Свобода, Справедливость, Солидарность, Милосердие); персонально-инструментальные (Жизнь, Здоровье, Сила, Ловкость, Красота, Ум); субъективно целевые (Вещество, Энергия, Пространство); общечеловеческие (Мыслящий дух, Общество, Человек)» [Цит. по: 20, с.16].

Многое из неотнесенных к общечеловеческим ценностям другие авторы, как сейчас убедимся, включают в их число.

Согласно Е.М. Удовиченко, «К базовым (фундаментальным) обычно относят так называемые общечеловеческие ценности: это жизнь и смерть, добро, истина, красота, любовь, смысл жизни, честь, благородство, достоинство, свобода, самоценность каждой личности» . Кроме этого в качестве сущностных, которые «можно определить как ценности из ценностей», автор называет «смысл жизни, отношение к человеку как цели (самоценность личности), нравственную свободу» [см.: там же, с.3].

Отнесение смерти к числу ценностей (а тем более - общечеловеческим) является, по меньшей мере, весьма спорным. Она не может быть общечеловеческой ценностью, ибо абсолютное большинство людей отрицательно относилось и относится к ней, боится ее, не желает себе смерти.

«Скромнее» выглядит Б.Л. Назаров в перечислении ценностей: «Права человека, как и право в целом, ...восходят к категории общечеловеческих ценностей. ... Для общечеловеческих ценностей характерны понятия абсолютного добра и зла, красоты и т.д.» .

По мнению Д.А. Леонтьева, « ... общечеловеческие, «вечные» ценности (истина, красота, справедливость) ...» .

Г.П. Выжлецов выделяет высшие ценности в соответствии с уровнями в целостной структуре ценности вообще (с уровнями «идеала», «нормы» и «значимости»): веру, любовь, красоту; добро, справедливость, мир и полезность . Кроме того, он пишет: «Главной духовной ценностью, определяющей жизнь человека в обществе и в государстве, является совесть» [см.: там же, с.30].

В.В. Ильин считает, что «гуманитарность - высшая ценность бытия, фиксирующая благородство в устремлениях, существенное и смысложизненное», что «...высшая ценность социального порядка - человеческое развитие, исчисляемое показателями - продолжительность жизни, грамотность..., паритет покупательной способности» и что «Идеалы - высшие ценности...» .

Считая, что высшие ценности не постоянны, А.К. Рычков и Б.Л. Яшин в отношении разных эпох для России утверждают: «Россия Николая Второго: феодально-капиталистические отношения, высшие ценности общества - Вера, Царь и Отечество. Советская Россия: социалистические отношения, высшие ценности (по крайней мере, декларируемые) - народовластие, социальное равенство, коммунизм. Современная Россия: капиталистические отношения, высшие ценности - свобода, демократия, материальное богатство» .

В своей двухсотстраничной книге Ю.А. Шрейдер не посчитал нужным (а, может быть, просто оказался неспособным?) дать хоть какое-то определение, хоть какую-нибудь дефиницию понятия «ценность», но тем не менее пишет о ряде общечеловеческих ценностей, в том числе о том, что «Св. Фома Аквинский говорит о двух ценностях, на которые должно ориентироваться человеческое поведение. Первая ценность - это спасение души и достижение возможности созерцать Бога как высшее благо. А вторая ценность - это благо других людей» . Кроме этого он объявляет честность, порядочность, справедливость общечеловеческими ценностями, ведущими свое происхождение от ветхозаветных заповедей, спасение души абсолютной ценностью, свободу - одной из высочайших ценностей, способность находить разумный компромисс с людьми фундаментальной этической ценностью . Все эти идеи автор не объясняет и не доказывает, поскольку придерживается ортодоксальной теологической точки зрения, считая, что «человек сотворен по образу и подобию Бога», его моральное поведение, свободный выбор подчинены Богу, что высшая ценность - Бог. .

Философия русского религиозного ренессанса, - отмечает Г.П. Выжлецов, - «... раскрыла в общечеловеческих ценностях их духовное содержание как внутреннюю основу человеческого всеединства. Увидев ценностные начала человеческого бытия не в познающем разуме, пусть и в мировом, а в божественной духовности, русские философы (от В.С. Соловьева до Н.О. Лосского) показали глубинную взаимосвязь и органическое единство великой триады XX века: Дух - Свобода - Личность» .

Итак, что же мы видели? Уникальную разноголосицу оригинальных мнений . Почему же такое происходит?

Видимо, из-за царящего в литературе значительного разнобоя, а иногда и недостаточной четкости в определении понятия «ценность» и в отграничении его от понятия «ценностная ориентация» и получается вот такой раздрай в выделении общечеловеческих (абсолютных, высших) ценностей. Кроме того, свое влияние оказывают и философские воззрения, политические убеждения, религиозные верования или отсутствие таковых, личные предпочтения авторов.

Но главная причина такого разногласия в том, что авторы относят те или иные явления к общечеловеческим (абсолютным, высшим) ценностям по принципу «мне так кааца (кажется)», т.е. чисто декларативно, бездоказательно, безосновательно, не выводя логически их из соответствующих оснований.

А вот эти мысли А.К. Рычкова и Б.Л. Яшина о высших ценностях, на наш взгляд, и интересны, и верны: «в системе ценностей любого человека есть ценности, которые он признает как высшие ценности. Для одного человека высшими ценностями являются Бог, вера и связанные с ними религиозные ценности. Для другого высшая ценность - «золотой телец», материальное богатство, ради которого он готов на обман, на подлость и даже на убийство. Для третьего высшею ценностью являются Свобода, Справедливость и Демократия. Для четвертого - это научная истина, которая для него не только дороже дружбы, но может быть дороже и собственной жизни» . Да, это так, ибо, во-первых, в данном случае речь идет, определенно, не об общечеловеческих ценностях, а об индивидуальных, а, во-вторых, слова «для... человека высшими ценностями являются» можно понимать как-то, что речь идет о подлинных ценностях, так и то, что этот человек ошибочно что-то принимает за высшие ценности (понимая, скорее всего, под «высшими» - «наиболее важные»).

Сторонники ряда философских учений, объявляя некоторые ценности абсолютными и высшими, «выводят» это из врожденного (априорного) характера идей или из Универсума, Мирового Духа, Бога. Совершенно неизвестно и непонятно, где в каком мире, каким образом существуют как таковые ИСТИНА, БЛАГО, ДОБРО и т.п., как, когда пролезли априорные идеи в наше сознание или кто их в него внедрил. Все это, как и Бог, может быть и является лишь предметом веры, предположения, допущения, домысла, поэтому доказать, обосновать все это невозможно. В отношении других ценностей, реально и естественно существующих, но именуемых некоторыми авторами абсолютными и высшими, сказываются, видимо, политические, нравственные и другие убеждения и предпочтения авторов, склонных слишком их идеализировать и преувеличивать место и роль тех или иных ценностей.

Но дело не в этом, а в том, годятся ли термины «абсолютный» и «высший» для характеристики ценностей и их видов?

Выше мы показали, что термином «высший» (а значит, и «средний» и «низший») некорректно называть те или иные ценности. На наш взгляд, если уж подразделять ценности по их месту и роли, то лучше их делить на более и менее социально или индивидуально важные, существенные в четко определенных аспектах или ситуациях, обстоятельствах.

А насчет абсолютных?

ИСТИНА, ДОБРО, БЛАГО... Где они? «Вообще»? Вообще, самих по себе их нет и быть не может. Они всегда по отношению к чему-то, кому-то, они всегда чьи-то, они у людей, общества, человечества, они в них, в их связях, отношениях.

БОГ... Он постольку Бог, поскольку есть Мир, как считается, сотворенный и управляемый Им. Без отношения к Миру и с Миром Бога быть не может, и все рассуждения о Боге, Его всемогуществе, всемудрости и других суперкачествах безотносительно к Миру полностью теряют смысл.

Итак, как мы выше обосновали, нет абсолютных ценностей, как нет и абсолютных истин. Но в общечеловеческих ценностях есть абсолютный момент (момент! ), представляющий собой то, что в них - постоянное, устойчивое, сохраняющееся во времени и пространстве и находящееся в единстве с их относительным моментом , т.е. с тем, что в них видоизменяется, конкретизируется.

В настоящее время многими отечественными авторами, авторами других стран СНГ всячески третируются идеалы и нормы социалистической и коммунистической морали и восхваляются нравственные нормы православной религии при пропагандистском демагогическом декларировании толерантности. Но, позвольте, давайте возьмем «Моральный кодекс строителя коммунизма». Каким бы ни было утопическим, авантюрным заявление «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», но из тринадцати пунктов (принципов) этого кодекса, десять совершенно не противоречат религии и нормам, идеалам, принципам сáмого демократического общества:

Добровольный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;

Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;

Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;

Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного;

Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат;

Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;

Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;

Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами [см.: 31, с.411].

Но одно дело Священное писание, а другое - установившийся в конце XX века социально-политический строй в абсолютном большинстве бывших стран Социалистического Содружества с идеологией правящих сил, которые исповедуют, навязывают обществу, претворяют в жизнь совсем другие морально-политические принципы, насаждая через СМИ, учебные заведения, литературу, формы развлечения и т.д., в своих странах принципы частнособственнического индивидуализма, эгоизма, элитаризма, вседозволенности, национализма, погони за богатством, стяжательства, жестокой конкуренции и т.п. И многие религиозные деятели втягиваются в новую систему, начинают служить ее принципам. Вот и получается: часть населения (в основном, зрелого и пожилого возраста) продолжают жить приверженцами прежних ценностей, другая (в основном, молодые люди) восприняли навязанную «сверху» систему принципов «дикого буржуазного общества», а третья часть (остальные), дезориентированная, в разных вариантах компилирует ценности из той и другой системы.

На заседании Государственного Совета 26 декабря 2006 года Президент РФ В.В. Путин особо отметил: «Идеологический вакуум, образовавшийся после крушения социалистической идеологии заполняется и он обязательно будет заполнен. Но будет заполнен либо экстремизмом, шовинизмом, разрушающим нас национализмом и национальной нетерпимостью, или при активной поддержке общегуманистическими, общечеловеческими ценностями».

Ну, во-первых, насчет «крушения» - это явное выдавание желаемого за действительное, ибо эта идеология доминирует в ряде стран, является государственной (например, в таких странах, как КНР, СРВ, КНДР, Куба). Во-вторых, несмотря на все потуги западной пропаганды, официальных СМИ РФ, отечественных священнослужителей, бывших скрытых врагов Советской власти, всех «обиженных» ею масса взрослого населения в нынешней России в той или иной степени предпочитает именно социалистическую идеологию, проголосовав на конкурсе "Имя Россия" за кандидатуры И.В. Сталина и В.И. Ленина, которые из 50-ти кандидатур получили соответственно 3-е и 10-е места. В-третьих, почему такая жесткая альтернатива: либо экстремизм, национализм, либо общечеловеческие ценности? А разве нет «третьего»? Например, «ценности» нынешних хозяев России, «новых русских», новоиспеченных господ: «для меня все средства годятся», «после нас хоть потоп», «патриотизм - фикция», «родина там, где мне хорошо» и т.п.? А пропаганда на экранах, на сценах, в СМИ «ценностей» насилия, садизма, разврата и т.п.? А антитолерантность во взаимоотношениях служителей разных конфессий друг к другу? И т.д.

а) Догматы, заповеди соответствующего Священного Писания (например, 10 заповедей Моисея в христианстве);

б) ту или иную совокупность моральных норм (в том числе запретов, включая так называемое «Золотое правило»);

в) ряд свобод и прав личности.

Первое неубедительно, поскольку в разных вероисповеданиях заповеди не совпадают, к тому же они не являются значимыми для неверующих и атеистов. А если взять фактическую сторону? Сколько в мире воров, грабителей, насильников, совратителей, любовников чужих жен, пользователей проституток, завистников, детей, ненавидящих своих родителей - «по совместительству» являющихся верующими!

Второе тоже не годится на роль общечеловеческих ценностей. Ну, много ли в прошлом было и ныне есть политиков, предпринимателей, деятелей большого спорта, искусства и т.д., которые искренне придерживались и ныне придерживаются «Золотого правила морали» и следовали ему?! А других гуманных моральных норм?! Недаром считается, что «политика - это грязное дело». А разве предпринимательство, большой спорт, нынешнее искусство, журналистика, судопроизводство - чистое, во всем и всегда добропорядочное?

Третье - это не более чем идеал. Правами и свободами пользовались и пользуются как реальными в лучшем случае только те, кто имел и имеет богатство и власть.

Как бы оправдывая правомерность безаппеляционности объявления разными авторами тех или иных явлений, феноменов, предметов общечеловеческими ценностями, Г.П. Выжлецов пишет: «...ценности логически и научно доказать невозможно» . По нашему убеждению, если аксиология может претендовать на научность, то все в ней должно быть доказанным, обоснованным.

Вот мы и постараемся обосновать нашу точку зрения на общенаучные ценности.

Итак, значительная разноголосица по вопросу об общечеловеческих ценностях получается, прежде всего, из-за недостаточной определенности смысла терминов «общечеловеческое» и «ценность», а отсюда и содержания понятия «общечеловеческая ценность».

Согласно логике как науке, прежде чем о чем-либо рассуждать, спорить, что-то доказывать, опровергать, критиковать и т.п., нужно выяснить смысл терминов, словосочетаний, выражений, содержание понятий, которые будут использоваться в этих мыслительных процессах. Давайте попытаемся выяснить и условимся, что называть «общечеловеческим» и что значит «общечеловеческая ценность». Далее выявим, каковы основные типы общечеловеческих ценностей, почему именно они являются таковыми, каковы соотношения и связи между ними.

Поскольку аксиологическая деятельность напрямую зависит от познавательной, то ценностями не может быть то, что непостигаемо нашим мышлением, что является нереальным, невозможным, неосуществимым, недостижимым, несбыточным, мнимым, фантастическим, утопическим, химерическим и т.п.***

По поводу смысла термина «общечеловеческое» нужно иметь в виду, как минимум три взаимосвязанных аспекта:

1) общечеловеческое (в смысле: общелюдское) как то, что касается каждой нормальной личности (от первобытного человека до современного, от ребенка до пожилого);

2) общечеловеческое как то, что представляет собой абсолютную, вечную, непреходящую надобность и важность для человечества в целом (т.е. как не суммативному, а целостному, системному образованию);

3) общечеловеческое как то, что непременно должно быть в центре внимания каждого государства и его многогранной политики.

С учетом этих аспектов определим понятие «общечеловеческие ценности» следующим образом. Общечеловеческие ценности - это реальные *** для людей, универсальные, непреходящие, непротиворечащие правовым законам и нравственным принципам и нормам, материальные и духовные средства, способы, условия, могущие удовлетворять и удовлетворяющие человеческие материальные и духовные потребности, а значит, непременно являющиеся надобными, желанными, имеющие извечную существенную значимость для каждой личности, для человечества в целом, для любого государства, выражающего существенные интересы общества своей страны и ее граждан.

Поскольку такие ценности у всех личностей, человечества, всех государств (обществ), несмотря на их взаимосвязи, взаимодействия все же имеют существенные особенности, мы считаем, что необходимо различать три типа общечеловеческих ценностей: 1)общелюдские ценности; 2)ценности человечества; 3)общегосударственные ценности.

Исходной среди них является система общелюдских ценностей.


Ценности в жизни человека: определение, особенности и их классификация

08.04.2015

Снежана Иванова

Важнейшую роль в жизни отдельного человека и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации...

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение ), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные , личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Классификация ценностей

Критерии Ценностей могут быть
объект усвоения материальными и морально-духовными
предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенности конкретными и абстрактными
способ проявления стойкими и ситуативными
роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и общества позитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Классификации ценностей

Ученый Ценности
В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
социально-политические справедливость, воля, равность и братство
материальные различные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Отношение к понятию варьируется от полного отрицания существования такой вещи, как «общечеловеческие ценности», до постулирования их конкретного списка. Одной из промежуточных позиций является, например, формулируемая Френсисом Фукуямой идея о том, что в условиях современного мира, где никакое сообщество людей не существует изолированно от других, для мирного сосуществования культур некоторая общая система ценностей просто необходима.

Разные источники относят к общечеловеческим ценностям, например, следующие:

  • Основные законы , существующие в большинстве стран, как выражение общечеловеческих ценностей (запрет на убийства , воровства и т. п.).
  • Религиозные заповеди, как выражение общечеловеческих ценностей.
  • «Золотое правило нравственности » - не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе.

Критика

Доктор философских наук и профессор Ф. И. Гиренок утверждает, что общечеловеческих ценностей не существует, основываясь на аргументации известного социолога Н. Я. Данилевского , что всегда существовало множество разнообразных цивилизаций.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Леонид Столович . «Золотое правило» нравственности как общечеловеческая ценность .
  • Араб-Оглы Э. А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности //Журнал «Вопросы философии », 1990, № 8.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Общечеловеческие ценности" в других словарях:

    Новейший философский словарь

    Комплекс понятий, входящих в систему филос. учения о человеке и составляющих важнейший предмет изучения аксиологии. О.ц. выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных,… … Философская энциклопедия

    ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным… … Социология: Энциклопедия

    Общечеловеческие ценности - концепция существования ценностей, принимаемых всеми людьми планеты, всем родом человеческим, равно присутствующие в разных культурах, освещены вековой жизнедеятельностью людей. Наборы этих ценностей различны. Наиболее признанный включает в себя… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Ценности общечеловеческие - понятие культурологии, характеризующее совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, прав, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания, образования, возраста, пола и т … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    ЦЕННОСТИ МОРАЛЬНЫЕ - понятие этики, с помощью к рого характеризуется значение для об ва и человека соц. историч. явлений. В Ц.м. выражено деятельно заинтересованное отношение человека к миру и самому себе, а также проблематичность реализации актуальных нравственных… … Российская социологическая энциклопедия

    Смысл человеческого бытия. Понятия ценности. Виды ценностей - кратко Этим вопросы задаются многие особенно остро из за того что рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда он осознает, что жизнь конечна. Чтобы жить и активно действовать, человек должен иметь представление о смысле жизни … Малый тезаурус мировой философии

    Не следует путать с нацизмом. У этого термина существуют и другие значения, см. Национализм (значения). Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации Национализм … Википедия

    Не следует путать с термином «нацизм». Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации Национализм (фр. nationalisme) идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о высшей… … Википедия

Книги

  • Константин Васильев. Жизнь и творчество (подарочное издание) , Валентина Васильева. Предлагаем вам стильно оформленное подарочное издание в тканевом переплете, с трехсторонним серебряным обрезом. Книга посвящена Константину Алексеевичу Васильеву - талантливому современному…

Последние годы в нашем обществе активно инициируются технологические проекты, направленные на модернизацию различных сфер жизни. К сожалению, в них рассматривается исключительно технократическая составляющая. В то же время все эти проекты ложатся на старую почву изживших себя общественных ценностей.Новым технологическим инициативам нужна новая концепция общественных отношений, новая система ценностей, котораябы стала необходимым цементом для укрепленияинновационной основы этих проектов.

За последнее время из общественного оборота ушел такой термин, как «общечеловеческие ценности». Хотелось бы вспомнить о существовании этого краеугольного понятия, т.к. именно оно даст инновациям прочную основу, создаст, одновременно с технической модернизацией, фундаментальный духовный каркас, рассчитанный на длительную перспективу.

Общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу вмещает представления об общечеловеческих ценностях, как о явлении материальном, духовном, интеллектуальном. Иногдаобщечеловеческие ценности, путают с ценностями человечества – водой, воздухом, пищей, флорой и фауной, полезными ископаемыми, источниками энергии и т.д.Или с ценностями, имеющими государственный (общественный) статус – безопасность страны, экономика, здравоохранение, образование, быт и т.д. Поэтому одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие – меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т. д.

Мы будем рассматривать ОЦ – как вневременное явление, как исходные фундаментальные аксиомы, которые могут именоваться как: «принципы», «законы», «установки», «заповеди», «заветы», «кредо», «символы веры», «каноны», «духовные аксиомы» и т. п. Это абсолютная, непреходящая и высоко значимая потребность как человечества в целом, так и отдельного человека, независимо от пола, расы, гражданства, социального положения и т. д.

В непосредственной связи с пониманием ОЦ находится представление о двух вариантах общественных отношений: «Есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку волк. Если общество есть дух, то утверждается высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство... Это есть различие между русской и немецкой идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л.Толстым и Ницше» (Н.Бердяев).

К одной из центральных и важнейших ОЦ можно отнести жизнь отдельного человека, выступающую в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей.

Другой важнейшей общечеловеческой ценностью является творчество . Именно творчество позволяет человеку чувствовать, осознать себя творцом, создателем небывалого, доселе не существовавшего. Оно возвышает человека, делает его «я» не только особенно значимым, но и уникальным. Это деятельная ценность. В результатах творчества запечатлено единство внешнего и внутреннего мира человека. И первобытный человек, и ребёнок, и современный взрослый испытывают особые, радостные эмоции, когда удаётся открыть, придумать, изобрести, сконструировать, создать что-то новое, не существующее в природе, либо усовершенствовать уже созданное ранее.

Творчество – проявляется не только в утилитарной, познавательной, исследовательской деятельности, но и в нравственной и особенно ярко – в художественно-эстетической сфере. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это говорит о том, что, прекрасное (красота) – может рассматриваться, как высшая эстетическая ценность.

Люди всегда ощущали потребность в поисках истины . В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Особым уважением пользовались её носители: старики, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ряд с другими исходными ценностями. Это – высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство справедливости. Справедливость – это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Утверждение справедливости, порождает в людях удовлетворение. В то время, как несправедливость вызывает обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д., толкает на борьбу за восстановление справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей морально-правовой ценностью.

Ряд авторов в этом контексте трактуют материальное благо, как высшую утилитарную ценность для человека как существа телесного. (Но в избранный нами подход такая трактовка материального блага явно «не ложится»).

Выстраиваются две «шеренги» противоположностей: «жизнь – благо (добро) – творчество – истина – прекрасное – справедливость » и «смерть – безделье – зло – ложь – безобразное – несправедливость ». В первой цепочке понятий ценности связаны между собой неким своим соответствием, родством, находятся в единстве друг с другом, и во второй все антиценности находятся в своём единстве, соответствии, родстве.

Некоторые авторы различают человека биологического и человека социального. Если первый озабочен удовлетворением своих потребностей – в еде, одежде, жилище, воспроизводстве своего рода... То второй, словно четки, перебирает варианты: что выгодно, и не выгодно... У него нет внутренних ограничений, он, как правило, лишен совести. Третий вид человека – это человек духовный – это, если говорить кратко, человек с совестью . Иначе говоря, со способностью различать добро и зло. К ОЦ также можно отнести такие ценности, как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство ...

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Добро, красота, истина и вера означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и обретение.

Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа.

В истории каждого народа, каждой культуры существует изменчивое и постоянное, временное и вневременное. Одно растет, достигает расцвета, стареет и умирает, а другое в той или иной превращенной форме переходит из одной формы в другую, внутренне не изменяясь, а преображаясь лишь внешне. ОЦ – это то, что остается вечным и неизменным на протяжении истории, пребывая в глубинах общечеловеческой культуры. Это нравственная аксиоматика, то непререкаемое и универсальное, те духовные опоры, которые «держат» мир, подобно физическим константам, на которых покоится все научное знание.

Сама фраза «общечеловеческие ценности» была введёна в обиход М. С. Горбачёвым во время перестройки в противовес господствовавшей до этого в СССР «классовой морали».

Существует мнение, что следование общечеловеческим ценностям способствует сохранению человеческого вида. В тоже время ряд общечеловеческих ценностей могут существовать, как архетипы.

Примеры

Многие основные законы, которые существуют почти во всех странах, относятся к общечеловеческим ценностям (например, запрещение убийства, воровства и т. п.).

Многие либеральные принципы, такие как свобода слова, права человека являются общечеловеческими ценностями.

Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.

Часто утверждают, что так называемое «золотое правило морали» - «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» - может быть примером общечеловеческой ценности.

В подготовке материала использованы: Энциклопедия социологии, Википедия, статьи В.Ефимова, В.Таланова и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»

по дисциплине «Социология»

«Общечеловеческие ценности в современном мире»

Выполнил:

студент 1 курса

заочного отделения

(специальность «230700.62»)

группы ПИ 18

Лаврентьев В.С.

Введение

1. Разнообразие ценностей

3. Основные характеристики ценностей

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность.

Тема общечеловеческие ценности в современном мире актуальна, т. к. это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох, которые занимали большую роль в жизни общества.

Цель: Анализ общечеловеческих ценностей в современном мире.

1.Определить разнообразие ценностей.

2.Выявить виды общечеловеческих ценностей.

3.Рассмотреть основные характеристики ценностей.

4.Исследовать общечеловеческие ценности в современном мире.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios -- ценность и logos -- учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят, о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д., но все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.

Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность -- это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношение как к ценности-средству, о чем так убежденно писал Кант. Человек -- это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла, если, конечно, не впадать в мистические спекуляции.

Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике общества и личности.

1. Разнообразие ценностей

Общечеловеческие ценности - это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу вмещает представления об общечеловеческих ценностях, как о явлении материальном, духовном, интеллектуальном. Иногда общечеловеческие ценности, путают с ценностями человечества - водой, воздухом, пищей, флорой и фауной, полезными ископаемыми, источниками энергии и т.д. Или с ценностями, имеющими государственный (общественный) статус - безопасность страны, экономика, здравоохранение, образование, быт и т.д. Поэтому одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие - меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т. д. Мы будем рассматривать ОЦ - как вневременное явление, как исходные фундаментальные аксиомы, которые могут именоваться как: «принципы», «законы», «установки», «заповеди», «заветы», «кредо», «символы веры», «каноны», «духовные аксиомы» и т. п. Это абсолютная, непреходящая и высоко значимая потребность как человечества в целом, так и отдельного человека, независимо от пола, расы, гражданства, социального положения и т. д.

В непосредственной связи с пониманием ОЦ находится представление о двух вариантах общественных отношений: «Есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку волк. Если общество есть дух, то утверждается высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство... Это есть различие между русской и немецкой идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л. Толстым и Ницше» (Н. Бердяев).

К одной из центральных и важнейших ОЦ можно отнести жизнь отдельного человека, выступающую в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей.

Другой важнейшей общечеловеческой ценностью является творчество. Именно творчество позволяет человеку чувствовать, осознать себя творцом, создателем небывалого, доселе не существовавшего. Оно возвышает человека, делает его «я» не только особенно значимым, но и уникальным. Это деятельная ценность. В результатах творчества запечатлено единство внешнего и внутреннего мира человека. И первобытный человек, и ребёнок, и современный взрослый испытывают особые, радостные эмоции, когда удаётся открыть, придумать, изобрести, сконструировать, создать что-то новое, не существующее в природе, либо усовершенствовать уже созданное ранее.

Творчество - проявляется не только в утилитарной, познавательной, исследовательской деятельности, но и в нравственной и особенно ярко - в художественно-эстетической сфере. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это говорит о том, что, прекрасное (красота) - может рассматриваться, как высшая эстетическая ценность.

Люди всегда ощущали потребность в поисках истины. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Особым уважением пользовались её носители: старики, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ряд с другими исходными ценностями. Это - высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство справедливости. Справедливость - это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Утверждение справедливости, порождает в людях удовлетворение. В то время, как несправедливость вызывает обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д., толкает на борьбу за восстановление справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей морально-правовой ценностью.

Ряд авторов в этом контексте трактуют материальное благо, как высшую утилитарную ценность для человека как существа телесного. (Но в избранный нами подход такая трактовка материального блага явно «не ложится»).

Выстраиваются две «шеренги» противоположностей: «жизнь - благо (добро) - творчество - истина - прекрасное - справедливость» и «смерть - безделье - зло - ложь - безобразное - несправедливость». В первой цепочке понятий ценности связаны между собой неким своим соответствием, родством, находятся в единстве друг с другом, и во второй все антиценности находятся в своём единстве, соответствии, родстве.

Некоторые авторы различают человека биологического и человека социального. Если первый озабочен удовлетворением своих потребностей - в еде, одежде, жилище, воспроизводстве своего рода... То второй, словно четки, перебирает варианты: что выгодно, и не выгодно... У него нет внутренних ограничений, он, как правило, лишен совести. Третий вид человека - это человек духовный - это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло. К ОЦ также можно отнести такие ценности, как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство...

В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Добро, красота, истина и вера означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и обретение.

Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа.

В истории каждого народа, каждой культуры существует изменчивое и постоянное, временное и вневременное. Одно растет, достигает расцвета, стареет и умирает, а другое в той или иной превращенной форме переходит из одной формы в другую, внутренне не изменяясь, а преображаясь лишь внешне. ОЦ - это то, что остается вечным и неизменным на протяжении истории, пребывая в глубинах общечеловеческой культуры. Это нравственная аксиоматика, то непререкаемое и универсальное, те духовные опоры, которые «держат» мир, подобно физическим константам, на которых покоится все научное знание.

Сама фраза «общечеловеческие ценности» была введена в обиход М. С. Горбачёвым во время перестройки в противовес господствовавшей до этого в СССР «классовой морали».

Существует мнение, что следование общечеловеческим ценностям способствует сохранению человеческого вида. В тоже время ряд общечеловеческих ценностей могут существовать, как архетипы.

Многие основные законы, которые существуют почти во всех странах, относятся к общечеловеческим ценностям (например, запрещение убийства, воровства и т. п.).

Многие либеральные принципы, такие как свобода слова, права человека являются общечеловеческими ценностями.

Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.

Часто утверждают, что так называемое «золотое правило морали» - «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» - может быть примером общечеловеческой ценности.

2. Виды общечеловеческих ценностей

Применяются следующие классификации:

По форме бытия: предметные; идеальные; духовные.

О.ц. выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации. Любая ценность обозначает положительную значимость явления и происходит из приоритетности человеческих интересов. О.ц. имеет социально-исторический характер, независимый от конкретных социокультурных проявлений и основанный на исторически возникающемединстве представлений о наличии неких универсальных сущностно значимых свойств человеческогосуществования.

К О.ц., признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с окружающим миром.

3. Основные общечеловеческие ценности

Трудовое обучение естественным образом ориентирует процесс формирования личности на воспитание высоких нравственных качеств.

В русской педагогике, этнопедагогике народов России - труд, справедливость, красота, добро, - являясь слагаемыми нравственности, составляют единое гармоническое целое.

Высшие человеческие ценности: справедливость, труд, красота и сильнее всего и более всего, конечно, добро, доброта как лучшее, наиболее убедительное проявление любви.

Очевидно, что все это вместе составляет надежную базу нравственности, соответственно и нравственного воспитания.

К этому списку общечеловеческих ценностей, думаю, необходимо добавить и правду.

Итак составим список общечеловеческих нравственных ценностей:

Труд, красота, добро, справедливость, любовь, правда, жизнь, цель жизни, смысл жизни, истина, целомудрие, чистота, воспитание, родина, семья, дети, честность, традиции, совесть, свобода, человек.

4. Общечеловеческие ценности в современном мире

ценность общечеловеческий норма

В современном мире существует две диаметрально противоположные точки зрения на вопрос о существовании общечеловеческих ценностей. Первая из них: абсолютных общечеловеческих ценностей не существует. Ценности и система этики вырабатываются этносом применительно к собственному обществу, опираясь на опыт и характер взаимодействия людей внутри этого сообщества. Так как условия существования различных сообществ разные, то некорректно распространять этическую систему одного сообщества на весь мир. Каждой культуре свойственна своя шкала ценностей - результат условий ее жизни и истории, и поэтому не существует неких общечеловеческих ценностей, единых для всех культур. Примером этичного поведения в среде каннибалов было поедание трупов поверженного врага после боя, каковое действие имело мистическое значение. Сторонники вышеприведённой точки зрения считают, что обвинять каннибала за такое поведение нельзя. Защитники другой точки зрения апеллируют больше к реальным ситуациям взаимодействия и сосуществования различных культур. Так как в условиях современного мира никакое сообщество людей (кроме, возможно, специально созданной резервации) не существует изолированно от других, а, напротив, активно взаимодействует с ними, для мирного сосуществования культур необходима выработка некоторой общей системы ценностей, даже если она априори не существовала. Для мирного сосуществования культуры каннибалов с культурой вегетарианцев им необходимо выработать некоторую систему общих ценностей, иначе сосуществование будет невозможно. Есть также и третья точка зрения, вытекающая из первой. Её приверженцы утверждают, что это словосочетание активно используется в манипуляции общественным мнением. Противники внешней политики США утверждают, что во внешней политике Америки и её сателлитов разговоры о защите "общечеловеческих ценностей" (свобода, демократия, защита прав человека и т. д.) часто перерастают в открытую военную и экономическую агрессию против тех стран и народов, которые хотят развиваться своим традиционным для них путём, отличным от мнения мирового сообщества. Другими словами, по этой точке зрения термин "общечеловеческие ценности" -- это эвфемизм, прикрывающий стремление Запада к навязыванию нового мирового порядка и обеспечению глобализации экономики и мультикультурализма. Для возникновения подобной точки зрения есть определенные основания. Европейские стандарты утверждаются на всей планете. Это не только технические новшества, но и одежда, поп-музыка, английский язык, строительные технологии, направления в искусстве и т. п. Включая и узкий практицизм, наркотики, рост потребительских настроений, господство принципа - "не мешайте деньгам делать деньги" и т.п. В самом деле, то, что сегодня принято называть "общечеловеческими ценностями",- это прежде всего ценности, которые утвердились евроамериканской цивилизацией. Претерпев разные по интенсивности и последствиям кризисы, эти идеологии стали великолепной почвой, на которой на Западе выросло, а в России активно формируется унифицированное общество потребления. В таком обществе, безусловно, есть место таким понятиям, как добро, любовь, справедливость, но в число главных ценностей в нем входят иные "добродетели", которые важны прежде всего для достижения материального благополучия и комфорта. Духовные же ценности становятся второстепенными Ещё одна страшная черта современной цивилизации - террор. Террористическое зло нельзя оправдать. Но можно попытаться понять его причины. Каждая из трагедий является очередным эпизодом межцивилизационной войны, в которой по одну сторону незримой линии фронта находится западная, то есть американо-европейская цивилизация, а по другую -- тот мир, вернее, самая радикальная и экстремистская его часть, которому ценности этой цивилизации чужды.

Межцивилизационные противостояния вовсе не отличительная черта нынешнего времени. Они существовали всегда. Но главное отличие современной "войны миров", разворачивающейся в эпоху глобализма, заключается в том, что это противостояние перерастает в глобальное, то есть значительно более масштабное и опасное. А полем битвы становится Земля. Отменит ли это совсем универсалию общечеловеческих ценностей?.. Можно ли хотя бы надеяться на лучший исход?.. Прогнозы давать невозможно.

Заключение

Я считаю, что некие общечеловеческие ценности все же существуют, хотя бы потому, что все человечество принадлежит к одному биологическому виду. Каждая новая ступень в развитии человечества создает свою систему ценностей, наиболее адекватно соответствующую условиям ее существования. Однако она наследует ценности предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. Закрепленные в культурных универсалиях общечеловеческие ценности и идеалы обеспечивают выживание и совершенствование человечества. Общечеловеческие нормы могут нарушаться и на самом деле они очень часто нарушаются. Есть масса примеров тому, что честные оказываются в дураках, что на лжи, лицемерии и нахальстве делается карьера, что благородство ведет к разорению, а подлость обеспечивает богатство и почет. Но фактом остается и то, что, хотя вору и подлецу жить легче, а быть порядочным трудно и невыгодно, но, несмотря на это, порядочность и благородство, доброта остаются общепризнанными духовными ценностями.

Список литературы

http://philosophy_mini.academic.ru/

http://www.monographies.ru/

http://www.bibliofond.ru/

"Общечеловеческие ценности" - http://ru.wikipedia.org

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и классификация ценностей в современном мире. Молодежь как социально-демографическая группа общества. Понятие ценностных ориентаций. Молодежь и ее ценностные ориентиры. Влияние ценностей и ценностных ориентиров на социализацию личности.

    реферат , добавлен 26.05.2015

    Молодежь на рынке образовательных услуг: жизненные ценности и стратегии. Анализ ценностей, самооценки, достижительных интенций и коммуникативной среды; преобладание прагматических целей и ориентиров в системе ценностей. Образование и занятость молодежи.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Формирование системы ценностей белорусов под влиянием западно- и восточнославянской культур. Среди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладает ценность Родины. Сопротивление внедрению чуждых установок.

    реферат , добавлен 28.01.2011

    Общая характеристика ценностных ориентаций личности. Особенности ценностей в современном обществе. Религиозные традиции и ценности в семейных отношениях. Сравнительный анализ ценностных ориентаций личности женщин в мусульманских и светских семьях.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2012

    Определение понятия и сущности, структуры и классификации ценностей. Изучение особенностей изменения ценностей современного российского общества. Ознакомление с основными причинами и последствиями кризиса сознания. Проблема диссонанса ценностей молодежи.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2015

    Понятие и принципы формирования духовных ценностей человека в современном мире, их роль и значение в структуре личности. Их основные виды: религия и искусство. Критерии оценки успешности человека и оценка их относительности: капитал, власть, одаренность.

    сочинение , добавлен 07.03.2015

    Ценности: понятия, сущность. Материальные и духовные ценности. Проблема ценностей в философии. Структура ценностей человека. Динамика ценностных ориентаций молодежи Росси ХХ в. Ценности жизни и культура современной молодёжи (социологическое исследование).

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Современная семья в ходе происходящих перемен в государстве и мире. Проблемы молодой семьи, выводы на базе данных социологического опроса. Изучение отношения молодёжи к гражданскому браку. Ценностное содержание семейных функций, кризис семейных ценностей.

    реферат , добавлен 06.01.2010

    Характеристика основных базовых ценностей общества, которые обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Эволюция базовых ценностей современной молодежи.

    реферат , добавлен 27.12.2010

    Семейные ценности как объект социологического изучения. Семья как активный элемент социальных отношений. Трансформация семейных ценностей. Выявление и анализ семейных ценностей и ориентаций студентов МГПУ. Основные положения программы исследования.