Благовещенский храм на приморском проспекте. Церковь благовещенья пресвятой богородицы в старой деревне

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы на Приморском проспекте находится по адресу: Санкт-Петербург, Приморский проспект, дом 79.
Построен в 1765 году . В первой половине XVIII века место, где стоит сейчас круглая каменная Благовещенская церковь, называлось мыза «Каменный Нос» и принадлежала графу А. П. Бестужеву-Рюмину. В сороковых годах XVIII столетия для переселяемых сюда крестьян Бестужевым — Рюминым была заложена деревянная Благовещенская церковь. Проект для церкви составил Пьетро Трезини, сын знаменитого архитектора Доменико Трезини. Из-за ссылки Бестужева-Рюмина строительство церкви затянулось до 1760-х годов. Лишь после его возвращения из ссылки в 1762 году было совершено освящение церкви. Храм был холодный, поэтому через три года к нему был пристроен теплый придел, посвященный святому благоверному князю Александру Невскому. В храме находился иконостас первой Исаакиевской церкви (Исаакиевский собор — это четвертый по счету храм в честь Исаакия Далматского, в день памяти которого родился Петр I), построенной по указу Петра I вблизи Адмиралтейства. Рядом с храмом была проложена Благовещенская улица (ныне Приморский проспект). Церковь простояла довольно долго, но в 1803 году сгорела от удара молнии. Церковную утварь и иконостас удалось спасти.
Перестроен после пожара, с 1805 года до 1809 года . Каменный храм-ротонду, который мы видим сейчас, построил в 1805 — 1809 годах новый владелец этих земель, Сергей Саввич Яковлев, по проекту архитектора В. О. Мочульского. Архитектор решил его в виде ротонды со световым барабаном в окружении тосканской колоннады. Барабан венчается карнизом, с лежащим на нем плоским куполом, над которым высится крест. Из-за удачного расположения Благовещенская церковь была далеко видна из соседних деревень.
Церковь предполагалось строить однопрестольную, но смерть жены С. С. Яковлева, Мавры Борисовны, побуждает его в память о ней освятить еще один придел в церкви — в честь святых мучеников Тимофея и Мавры (в Петербурге это единственный престол). Внутри храма был также придел в честь Святого Александра Невского.
В начале XX века Благовещенский храм был главным в округе. К нему была приписана и возникшая позднее на участке земли, предназначенном для образования нового городского кладбища, Серафимовская церковь.
В 1903 году к церкви пристроили колокольню по проекту В. К. Теплова. С 1872 года при церкви действовало Общество пособия бедным, содержавшее детский приют.
В октябре 1937 года Храм закрыт и переделан .В 1937 году храм был закрыт. При реконструкции Приморского проспекта в 1946 — 1947 годах была снесена колокольня церкви и уничтожена большая часть кладбища. В здании церкви разместился заводской цех по производству резиновых изделий. После его закрытия здание церкви пришло в полное запустение.
В 1992 году возвращен верующим . Храм восстанавливался течение 10 лет, но богослужения совершались и во время ремонта во временном помещении на территории стройплощадки. Сейчас этот уникальный и очень красивый храм полностью восстановлен, установлены все три иконостаса, роспись, восстановлен внешний вид.
5 апреля 2003 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром совершено великое освящение Храма . На котором также присутствовал губернатор города Санкт-Петербурга В. А. Яковлев, оказавший большую помощь в деле восстановления храма.
В декабре 2012 года храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Приморском проспекте освятили новую колокольню . Воссозданную колокольню храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Приморском проспекте освятили 9 декабря 2012 года.
Звонница была уничтожена при расширении проспекта в 1946 году. Вместе с колокольней тогда сравняли с землей и расположенное рядом кладбище, на котором покоились герои Отечественной войны 1812 года. Сейчас на месте разоренного кладбища стоит небольшой поклонный крест, поддерживается сохранность нескольких оставшихся могил.
Здание проектировалось архитектурным бюро «Литейная часть 91″. Творение его руководителя Рафаэля Даянова повторяет свой прототип ХVIII века зодчего Джузеппе Трезини. Изменилось только место расположения колокольни.
Памятник истории и культуры, охраняется государством.
Главный алтарь освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (престольный праздник 7 апреля), правый – во имя вмчч. Тимофея и Мавра (престольный праздник 16 мая), левый – во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского (12 сентября и 6 декабря).
Настоятель Храма Благовещения Пресвятой Богородицы: митрофорный протоиерей Феодор Гуряк.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы открыта ежедневно с 9:00 до 19:00.
















Возглавил Божественную литургию в Благовещенском храме на Приморском проспекте .

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Приморского округа протоиерей Ипполит Ковальский, настоятель протоиерей Феодор Гуряк с клиром, протоиерей Стефан Витько и другие священнослужители.

Чтец храма Рождества Христова на Песках Иоанн Витько был рукоположен во диакона.

"Мы отмечаем сегодня замечательное событие евангельской истории, которое поистине стало началом нашего спасения, - сказал владыка в проповеди. - Небо пять тысяч лет наблюдало за людьми и не находило никого, кто мог бы осуществить план, замысел Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого. Господь не хотел, чтобы Его любимое творение окончательно погибло. Он искал в роде человеческом ту Деву, которая могла бы принять Сына Божия. И наконец, в неприметном городе Назарете, в котором было много язычников, и иудеи говорили, что ничего хорошего в нем быть не может, Господь усмотрел Деву Марию. Он послал к Ней архангела Гавриила, который открыл Ей, первой из всех людей, тайну Боговоплощения. От Девы Марии требовалась только вера в то, что Господь хочет сделать, и принятие воли Божией. Она имела эту веру и ответила архангелу Гавриилу: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1:38). Что Господь решил, то и будет".

"Мы видим, что для спасения нам нужны вера и смирение, - продолжил архипастырь. - Апостол Павел в одном из посланий говорит, что верою вселяется в сердца людей Христос (Еф. 3:17). Если веры нет, Христос не вселится. Нужно еще смирение, и с этим у нас все не так-то просто. Если в Господа мы все же веруем, то смиряемся с большим трудом. Смирение - это целая наука, и святые отцы ее осуществили в своей жизни, пользуясь примером Божией Матери. У нас бывают различные состояния. Приходит в сердце скорбь - а кто она такая? Скорбь - это наша сестра. В нашем состоянии падения не может быть у нас других сестер, как только скорбь. А пришли к нам похвала, тщеславие, гордость, пытаясь нам представиться как родные и близкие. Такие "друзья" нам не нужны, они у бесов отнимают работу. Поэтому таких состояний мы не должны допускать. Это не наши родственники. Мы должны постоянно думать о том, как стяжать смирение".

"Когда читаешь жития святых, видишь, какие они показывают примеры смирения, - отметил правящий архиерей. - Открываешь Отечник - и читаешь: вот, жил некогда монах Евфросин. Простой был человек, неученый, безграмотный. Пришел в монастырь - куда его поставишь? На клиросе надо петь по книжкам, а он грамоте не обучен. Игумен определил его на кухню - там, дескать, пригодишься - кашу братии варить. Он пошел на кухню. И все про него забыли, никто его ничему не учил. Изо дня в день он готовил пищу, смотрел на огонь в печи и думал: "Вот, здесь меня огонь жжет, а как же он меня будет жечь там, в будущей вечной жизни!" И постоянно себя смирял, смотря на огонь. Однажды игумен решил попросить Господа ответить, кто из братии его обители будет удостоен Царствия Небесного. Три года он молился, и Господь дал ему откровение. Он оказывается в раю, ходит среди прекрасных деревьев райского сада, смотрит - о чудо: Евфросин повар сидит в саду на золотом престоле. Подходит, спрашивает: "Ты как здесь?" - "Да вот, по твоим молитвам, отец игумен, Господь поставил меня сторожить этот сад". - "А можно в этом саду что-нибудь взять?" - "Конечно, бери, что хочешь!" - "Вот, сорви мне три яблока!" Евфросин сорвал три яблока, игумен завернул их в мантию - и проснулся. Он обнаружил, что в его мантии лежат три яблока. Утром, собрав в храме всю братию, игумен попросил позвать Евфросина. Приводят его, настоятель спрашивает: "Евфросин, ты где был ночью?" - "Отец игумен, я был там, где ты меня видел". - "Где?" - "В саду". - "А что я у тебя попросил?" - "То, что ты попросил, я тебе дал". - "И что ты мне дал?" - "Три яблока". Игумен показал эти три райских яблока, которые за смирение Господь дал этому монаху".

"Мы видим, что Господь избирает людей за простоту, смирение. Так в Назарете Он избрал смиренную Деву Марию, которая стала Ковчегом нового спасения. Через Нее мы спасаемся, к Ней обращаемся, просим, чтобы Она покрывала нас Своим омофором, чтобы помогала нам, была Заступницей нашей усердной. Поэтому сегодня, когда Дева Мария получает радостную весть о рождении Спасителя, Она будет носить в Своей утробе Того, Кто вмещает всю вселенную. Она не превознеслась выше херувимов, а смиренно приняла эту весть и несла Свою миссию до Голгофы, когда так же смиренно стояла у Креста Господня и сораспиналась вместе с Сыном во спасение рода человеческого", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.


Храму было подарено Евангелие.

Благовещение Пресвятой Богородицы - двунадесятый праздник, посвященный явлению архангела Гавриила Деве Марии. Согласно Евангелию от Луки, архистратиг поведал Ей, что вскоре Она станет Матерью Господа, воплощающегося в облике человека.

Первый петербургский храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в Старой Деревне в 1760-е по проекту Пьетро Трезини - сына первого зодчего города. В 1803 году он сгорел, вскоре на его месте по проекту Виктора Мочульского возвели новую церковь в стиле ампир. В 1900 году к ней пристроили колокольню и ризницу. Некоторое время храм принадлежал обновленцам, в 1937 году его закрыли, а имущество передали в Госфонд. Храм был возвращен Церкви в 1992 году и вновь освящен 5 апреля 2003 года.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы расположена на Приморском проспекте, на берегу Большой Невки. Первым хозяином этой земли был генерал А. И. Остерман, затем канцлер А. П. Бестужев-Рюмин. В первой половине XVIII века здесь находилась мыза Бестужева-Рюмина "Каменный нос".

Для переселяемых сюда крепостных крестьян Бестужевым-Рюминым было решено строить церковь. Её заложили в конце 1740-х годов по проекту Дж. Трезини . Из-за ссылки Бестужева-Рюмина в срок построить здание не удалось, работы были приостановлены в 1758 году. Освящение деревянного здания храма во имя Благовещения Божьей Матери состоялось лишь после возвращения Бестужева-Рюмина в Санкт-Петербург в 1762 году.

Так как построенное здание было холодным, не отоплялось, было решено строить тёплый придел. Таковой в 1770 году был освящён во имя святого князя Александра Невского. В храме находился иконостас первой Исаакиевской церкви . Рядом с храмом была проложена Благовещенская улица (ныне Приморский проспект).

12 июня 1803 года церковь Благовещения Пресвятой Богородицы сгорела из-за удара молнией. Иконостас и церковную утварь удалось спасти. Новый хозяин, статский советник Сергей Саввич Яковлев, решил восстановить храм. Новое каменное здание храма в виде ротонды в 1805-1809 годах построил Василий Мочульский. Подобное решение церковного здания было в новинку не только для Санкт-Петербурга, но и для всей России.

В новой церкви Яковлевым было решено открыть второй придел - во имя святых мучеников Тимофея и Мавры, единственный подобный придел в Санкт-Петербурге. Его появление связано со смертью супруги Сергея Саввича Мавры Борисовны.

Рядом с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы появилось кладбище. Кроме потомков Яковлева здесь были похоронены герои войны 1812 года, писатели, актёры, музыканты. Находящееся за железной дорогой Серафимовское кладбище ведёт историю именно от этих захоронений.

В 1850-х годах архитектором А. И. Кракау проводилась реставрация здания.

В XIX веке храм пользовался популярностью у всех, посещавших этот дачный пригород Санкт-Петербурга. Бывал здесь и Александр Сергеевич Пушкин. Прогулке по церковному кладбищу посвящено его стихотворение 1836 года "Когда за городом, задумчив, я брожу". К началу XX века Благовещенский храм стал главной церковью этого района города. В 1901 году к зданию по проекту В. К. Теплова были пристроены колокольня и ризница.

При храме работал детский приют и Общество пособия бедным. В церкви находились усыпальницы Орловых-Денисовых и Никитиных.

В 1937 году церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была закрыта. В 1946-1947 годах при реконструкции Приморского проспекта разобрали колокольню и уничтожили большую часть кладбища. Долгое время в церковном здании работал цех завода резиновых изделий.

Храм вернулся верующим в 1992 году. В 1995 году здесь был основан русско-белорусский приход, силами которого началась реставрация здания. К 2001 году оно было восстановлено и вновь освящено 5 апреля 2003 года Митрополитом Петербургским и Ладожским Владимиром.

НА ТАИНСТВО - ТАЙКОМ

К Таинству Крещения верующий человек готовится основательно. Встречи и беседы со священником, чтение Библии, Таинства Покаяния и Причастия...

Согласно канонам церкви, на крещении детей обязательно должны присутствовать их родители.

Однако история, которая приключилась с жительницей Гатчины Анастасией Крыловой , показала – иногда обходятся и без них.

Двух Настиных детей, шестилетнего мальчика и восьмилетнюю девочку, покрестили… без ее ведома! Ее супруг также оказался не в курсе.

Это произошло 29 июня. Я была на образовательном форуме «Ладога », муж на работе. Попросила свою маму посидеть с детьми у нас дома, но она их забрала и уехала к себе. А потом повезла в церковь, - рассказала «Комсомолке» 31-летняя Анастасия.

Позже ее дочка призналась: бабушка даже не объяснила, куда и зачем они едут. И правда – зачем?

После крещения мама Насти отправила ей фотографию детей с крестиками на шее.

Оставим в стороне вопросы личного характера – вероятно, отношения Анастасии с мамой далеки от идеальных.

Но факт остается фактом: детей крестили без согласия родителей и без всякой подготовки.

Получается как-то неправильно, - рассуждает Настя в разговоре с «КП ». - Плати 3 тысячи (это за двух детей – прим. Ред.) и крести, кого хочешь?

Анастасия подчеркивает: она не имеет ничего против Русской православной церкви. Но такие важные решения в жизни своей семьи, как крещение детей, хотела бы принимать самостоятельно.

ПРИЗНАЛИ ОШИБКУ

В общем, Настя решила, что случай ее не должен повториться. Проведя собственное, «материнское» расследование, она выяснила, в какую именно церковь повезли детей – оказалось, речь о Храме Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Приморском проспекте.

Дети узнали и священника, который проводил обряд – им оказался отец Вадим. Увы, с самого начала диалога не получилось.

Я спросила у отца Вадима – как так? Почему обряд провели против воли родителей, без их присутствия? На это он ответил – мол, юридические аспекты нас не интересуют. Сказал, что очень занят, и все вопросы к настоятелю, - вспоминает тот странный разговор Крылова.

После этого она написала письмо настоятелю храма Феодору Гуряку (бумажное) и Благочинному Приморского округа (по электронной почте).

11 июля через секретаря Благочинного я получила ответ по телефону: все было по правилам. Мол, крестная привела, а мнение родителей никого не интересует. В письменном виде, по словам секретаря, мне никаких ответов не дадут, - возмущается Анастасия.

В конце концов, Крылова дошла до Санкт-Петербургской Епархии. А заодно и до районного отделения полиции – с просьбой провести проверку.

Историей заинтересовались журналисты. И вот тогда из Храма Благовещения Пресвятой Богородицы позвонили сами.

Настоятель сказал, что хотел бы попросить прощения за то, что произошло, - говорит Крылова. - Он признал, что отец Вадим был неправ.

Протоирей Феодор Гуряк также сообщил Анастасии, что отец Вадим будет наказан. Но главное – диалог все-таки состоялся.

Мы с настоятелем очень хорошо поговорили. Мы оба понимаем: крещение – это нечто большее, чем просто крест на шею повесить. И не нужно таинство превращать в профанацию, - говорит Крылова.