Псалом 5 читают. Псалтирь

Боже Праведный и Хвальный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный, услыши грешнаго мужа молитву в час сей: услыши мя, обещавый услышати во истине Тя призывающих, и не омерзи мя, нечистыя устне имуща и во гресех содержима, упование всех концев земли и странствующих далече. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: излей мечь и заключи сопротив гонящих мя. Запрети нечистым духовом от лица безумия моего, и да отлучится от моея мысли дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякия иныя злобы; и да угаснет всякое разжжение и движение плоти моея, от диавольскаго действа составляемое, и да просветится моя душа и тело, и дух светом Твоего Божественнаго познания: да множеством щедрот Твоих достигну соединения веры, в мужа совершенна, в меру возраста, и прославлю со Ангелы и всеми святыми Твоими всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Боже праведный и славный, Боже великий и крепкий, Боже предвечный, услышь молитву грешного человека в час сей: услышь меня, обещавший услышать призывающих Тебя в истине, и не сочти мерзким меня, имеющего уста нечистые и грехами связанного, надежда всех концов земли и странствующих далеко! Возьмись за оружие и щит и восстань на помощь мне; извлеки меч и стань преградой против преследующих меня. Запрети нечистым духам по причине безумия моего, и да отлучится от моей мысли дух ненависти и злопамятства, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякой иной злобы; и да угаснет всякое распаление и движение плоти моей, от диавольского воздействия возникающее, и да просветится моя душа, и тело, и дух светом Твоего Божественного познания: дабы по множеству милостей Твоих достиг я единения в вере, в меру возраста мужа совершенного, и прославил со Ангелами и всеми святыми Твоими многочтимое и прекрасное имя Твоё, Отца и Сына и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Таже тропари, глас 5: Страшный Твой Престол, лукавое мое житие. и кто мя избавит тогдашния нужды, аще не Ты помилуеши мя, Христе Боже, яко Щедр и Человеколюбец?
Слава: Попечение жития изгна мя рая, и что сотворю, отчаянный Сего ради толку во врата и зову: Господи, Господи, отверзи ми покаянием и спаси мя.

И ныне: Кий наречем храм Твой, Богородице? Пристанище ли духовное? Или рай сладости Небесныя, ходатайствен жизни некончаемыя? Вся бо имаши добрая, всегда молися Христу спастися душам нашым.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Боже Праведный и Хвальный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный, услыши грешнаго мужа молитву в час сей: услыши мя, обещавый услышати во истине Тя призывающих, и не омерзи мя, нечистыя устне имуща и во гресех содержима, Упование всех концев земли и странствующих далече. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: излей мечь и заключи сопротив гонящих мя. Запрети нечистым духовом от лица безумия моего, и да отлучится от моея мысли дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякия иныя злобы; и да угаснет всякое разжжение и движение плоти моея, от диавольскаго действа составляемое, и да просветится моя душа и тело, и дух светом Твоего Божественнаго познания: да множеством щедрот Твоих достигну соединения веры, в мужа совершенна, в меру возраста, и прославлю со Ангелы и всеми святыми Твоими всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Этот псалом является молитвой, торжественно обращенной к Богу во времена, когда псалмопевец оказался в бедствии из-за злобных умыслов своих врагов. В жизни Давида было много подобных ситуаций; более того, в его жизни трудно найти время, когда данный псалом был бы неуместен, ибо в этом он был прообразом Христа и постоянно окружен врагами; а своими частыми и сильными обращениями к Богу во времена преследований он указывает на зависимость Христа от Отца и победу, одержанную над силами тьмы во время этих бедствий. В этом псалме Давид (I) устанавливает общение между своей душой и Богом, обещая молиться и убеждая свою душу в том, что Господь обязательно услышит его (ст. 2-4).

(II) Он воздает Богу славу и утешается Его святостью (ст. 5-7).

(III) Он заявляет о своем решении постоянно участвовать во всенародном поклонении Богу (ст. 8).

(IV) Давид молится (1) о себе: чтобы Бог направлял его (ст. 9);

(2) против своих врагов: чтобы Бог погубил их (ст. 10,11);

(3) за весь народ Божий: чтобы Бог дал ему радость и хранил его (ст. 12,13). Все это очень полезно, чтобы направлять нас в молитве.

Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.

Стихи 2-7 . Название этого псалма не содержит в себе ничего необычного, кроме того, что он должен исполняться на инструменте Nehiloth (слово, которое нигде больше не используется). Предполагается (и это лишь предположение), что оно подразумевает духовые инструменты, в сопровождении которых этот псалом должен исполняться (как слово Neginoth предполагало струнные инструменты). В этих стихах Давид смотрит на Господа:

I. Как на Бога, слышащего молитвы; каким Он всегда был с тех пор, как люди начали призывать Его имя; и сегодня Он также готов услышать молитвы, как и прежде. Обратите внимание, какими словами здесь Давид называет Его: «Господи (ст. 2,4) - Иегова, сущий и самодостаточный, которым мы обязаны восхищаться; Царь мой и Бог мой (ст. 3), которого я признаю за своего Бога, которому я клянусь в верности и под защиту которого, как Царя, я отдаю себя». Он – Царь царей и Бог богов, но это еще не все; самый повелевающий и ободряющий принцип молитвы, самое могущественное и преобладающее прошение в молитве – это отношение ко Всевышнему как к нашему Царю и нашему Богу, перед которым у нас есть определенные обязательства и на которого мы возлагаем особые надежды. А теперь обратите внимание на то,

1. О чем молится Давид, что может ободрить нашу веру и надежды во всех наших обращениях к Богу. Если мы молимся страстно и в вере, то имеем повод надеяться (1), что Бог будет знать о нашем деле, о котором мы докладываем и просим Его, ибо в этом псалме Давид молится: «Услышь, Господи, слова мои!» Хотя Бог находится на небесах, но Его ухо открыто для молитв людей, и Ему не сложно слышать нас. Возможно, люди не хотят или не могут слышать нас: наши враги так высокомерны, что не желают, а наши друзья так далеко, что не могут слышать нас; но Бог, находясь высоко в небесах, может и хочет услышать нас.

(2) Что Он примет эту информацию и подвергнет мудрому и сострадательному размышлению, что Он не будет пренебрегать ею и отделываться поверхностным ответом, ибо псалмопевец молится: «Уразумей помышления мои». Молитвы Давида включали не только слова, но и его размышления, так как размышление – наилучшая подготовка к молитве, и поэтому молитва – наилучший результат размышлений. Размышления и молитва должны идти рядом (Пс 18:15). Только задумываясь о своих молитвах подобным образом, мы можем надеяться, что Бог поразмыслит над ними и примет в Свое сердце то, что исходит из нашего.

(3) Что в должное время Бог дарует нам милостивый ответ, ибо об этом молится псалмопевец: «Внемли гласу вопля моего!» (ст. 3). Его молитва была воплем; это был глас вопля его, что подчеркивает страстность его чувств и назойливость выражений. Подобные действенные страстные молитвы праведного мужа могут много совершить и творить чудеса.

2. Что здесь обещает Давид и ставит как условие со своей стороны, которое он должен исполнять, дабы получить милостивый прием. Когда мы обращаемся к Богу, это может направлять нас, чтобы мы могли правильно предстать со своими прошениями, ибо мы просим и не получаем, если просим неправильно. Здесь Давид дает четыре обещания, и мы должны следовать его примеру. Он обещает:

(1) что будет молиться, что это будет делом его совести и его основным занятием: «Я к Тебе молюсь. Другие живут без молитвы, а я буду молиться». Цари на своих престолах (как это было с Давидом) должны быть просителями у престола Божьего. «Одни молятся неизвестным богам и ожидают помощи от них, но Тебе единственному я буду молиться». Уверенность, которую Бог дает нам в том, что Он готов услышать молитву, должна укрепить наше решение жить и умереть молясь.

(2) Что будет молиться рано утром. Тогда его молящийся голос будет услышан и молитва будет направлена к Богу. На каждом его письме к небесам будет стоять дата, а не просто указано: «Вечером и утром и в полдень я буду молиться; более того, семикратно в день прославляю Тебя», это сказано с уверенностью. Утренняя молитва – наш долг; мы больше всего подходим для молитвы, когда свежи, энергичны и спокойны, когда не испытываем ночной дремоты, восстановлены в силах, но еще не исполнены заботами о дневном бизнесе. Именно в это время нам больше всего нужна молитва, если задуматься об опасностях и искушениях предстоящего дня, которые нас беспокоят. С помощью веры и молитвы мы можем получить свежее пополнение благодати.

(3) Что его глаз будет направлен к Богу, а его сердце – к исполнению долга: «Рано утром направлю свою молитву». Как стрелок направляет стрелу в белый круг, с такой же сосредоточенностью и уравновешенностью ума мы должны обращаться к Богу. Или так же, как мы отправляем письмо другу в определенное место, мы должны направлять свои молитвы Богу, нашему Отцу Небесному. И давайте всегда посылать их через Господа Иисуса, великого Посредника, и тогда они наверняка попадут по адресу. Все наши молитвы должны направляться к Богу. Их основная цель – воздаяние почестей и прославление Бога. Пусть нашим первым прошением будут слова «да святится (будет прославлено) имя Твое», а уже затем мы можем быть уверены, что получим тот же милостивый ответ, какой был дан Христу: «И прославил и еще прославлю».

(4) Что будет терпеливо ожидать ответа: «Я буду ожидать, буду ждать ответа на мою молитву, и послушаю, что скажет Господь Бог» (Пс 84:9; Авв 2:1), чтобы, если Он дарует мне просимое, я мог бы поблагодарить, а если Он откажет, я мог бы быть терпеливее, а если Он отложит ответ, я мог бы продолжать молиться и ждать, но не ослабеть». Мы должны ожидать, или высматривать, подобно человеку, который послал стрелу и всматривается, насколько близко к цели она попала. Мы в значительной мере теряем утешение от молитвы из-за того, что недостаточно наблюдаем, какие ответы на нее получаем. Мы можем надеяться, что Бог приклонит ухо к нашим словам и поразмыслит над ними, если будем молиться и ожидать, как хромой, который пристально смотрел на Петра и Иоанна (Деян 3:4). Мы можем обратиться к Нему, как Давид в этих стихах, который не говорит: «Господь, сделай это или то для меня…», а - «Услышь меня, поразмысли о моей ситуации и поступи так, как Ты считаешь нужным».

II. Давид обращается к Господу как к Богу, ненавидящему грех (ст. 5-7). Он отмечает это (1) как предупреждение для самого себя и всех других молящихся, чтобы помнить, что Бог, к которому мы обращаемся, не только милостивый, но что Он также чист и свят; что хотя Он готов услышать молитву, но в то же время, если в нашем сердце поселится беззаконие, Он не услышит наши молитвы (Пс 65:18).

(2) Как ободрение для своей молитвы против врагов: они были нечестивыми людьми и, следовательно, врагами Бога – людьми, которых Господь не любит. В данном месте обратите внимание на святость природы Бога. Когда псалмопевец говорит «ибо Ты Бог, не любящий беззакония», это означает: «Ты Бог, который ненавидит беззаконие как действие, прямо противоположное Твоей безграничной чистоте, нравственности и святой воле». Хотя делающие беззаконие процветают, пусть никто не предполагает, что Богу нравится беззаконие или люди, которые притворяются, что почитают Его, но в то же время ненавидят своих братьев и гонят их, говоря: «Да прославится Господь». Богу не нравится беззаконие, прикрытое религиозностью. Поэтому пусть тот, кто любит грех, знает, что он не нравится Богу; и пусть никто не говорит, будучи искушаем: «Я искушаем Богом», ибо Бог не является творцом греха и у Него не водворится злой, и поэтому нечестивец не всегда будет процветать. Доктор Хаммонд полагает, что данное место подразумевает закон Моисея, который не позволял иноземцам, упорствовавшим в идолопоклонстве, жить на земле Израиля.

На справедливость Его правления. «Нечестивые не пребудут пред очами Твоими», то есть они не увидят Его улыбки, не будут допущены, чтобы обратиться к Нему, и не будут оправданы на суде в тот великий день. Делающие беззаконие чрезвычайно безрассудны. Грех – это безрассудство, а грешники -самые большие глупцы; не те глупцы, которых таковыми сотворил Господь (таких нужно жалеть), ибо Он не может ненавидеть то, что сотворил, а глупцы, которые сами сделали себя такими. Бог ненавидит их. Нечестивцы ненавидят Господа, поэтому вполне справедливо, что Он ненавидит их; и это будет их вечным бедствием и погибелью. «Ты погубишь тех, кого ненавидишь». Существует две разновидности грешников, которые здесь отмечены для погибели:

(а) глупцы, которые говорят ложь и обманывают; на этих грешников ставится особое ударение: «всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Отк 21:8; Пс 22:15);

ничто больше лжи не противоречит природе Бога, и поэтому Бог истины больше всего ненавидит именно ложь.

(б) Жестокие люди. Кровожадного и коварного гнушается Господь, ибо бесчеловечность так же противоположна и в той же степени ненавидима Богом милости, которому нравится миловать. Писание говорит, что лжецы и убийцы особым образом похожи на дьявола и являются его детьми; и поэтому вполне логично, что Господь гнушается ими. Таков был характер врагов Давида и такими в наше время являются враги Христа и Его Церкви – люди, полностью потерявшие все добродетели и честь; и чем хуже они становятся, тем больше мы можем быть уверены в их погибели в должное время.

Воспевая эти стихи и молясь ими, мы должны побуждать себя к обязанности молиться, ободрять себя в молитве, потому что мы не напрасно ищем Бога. Мы должны выражать свое отвращение ко греху и благоговейное ожидание дня явления Христа, который будет днем погибели нечестивцев.

Стихи 8-13 . В этих стихах Давид характеризует себя, своих врагов, весь народ Божий и молится о каждой группе.

I. Он говорит и молится о себе (ст. 8,9).

1. Давид принимает твердое решение быть вблизи Бога и поклоняться Ему. Грешники уходят от Бога и делают себя отвратительными для Его святости и незащищенными для Его правосудия: «А я не хочу быть вдали от Тебя». Святость и справедливость Бога не пугают тех, кто прав сердцем, и не уводят их от Бога; эти качества привлекают их прилепиться к Нему. В этих стихах Давид решает (1) поклоняться Богу, оказывать Ему почтение и воздавать славу имени Его.

(2) Поклоняться Ему публично: «Я… войду в дом Твой, во дворы дома Твоего, чтобы поклониться Тебе вместе с другими Твоими верными поклонниками». Давид часто молился и поклонялся в одиночестве (ст. 3,4), в то же время он был постоянным в своем посещении и поклонении в храме. Обязанность молиться наедине предназначена для того, чтобы подготовить нас, а не избавить от публичных постановлений.

(3) Поклоняться Ему с благоговением и соответствующим ощущением безграничной пропасти между Богом и человеком: «Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем». «…Будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр 12:28). Все поклоняющиеся должны пребывать в великом страхе.

(4) Давид решает принимать ободрение в поклонении лишь от Бога.

От Его безграничной милости. Взывая к Господу, псалмопевец полагается лишь на Его безмерную милость (на неистощимые богатства милости, которые имеются в Боге, бесчисленные доказательства и примеры которой мы получаем от Него), а не на собственные заслуги или собственную праведность. Милость Божья должна быть и основанием для наших надежд, и источником нашей радости каждый раз, когда мы приходим к Нему.

От учрежденного места поклонения, которым в то время был храм и который здесь назван «святой храм Твой» как прообраз Христа, нашего великого и единственного Посредника, который освящает служение в той же степени, как храм освящает золото, и на которого мы должны взирать во время всех наших поклонений, как в то время взирали на храм.

2. Он настойчиво молится, чтобы Бог Своей благодатью всегда вел и хранил Его во время исполнения долга (ст. 9): «Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих» - «ради тех, которые следят за мной, которые наблюдают за моими ошибками и ищут повода выступить против меня» (евр). Здесь обратите внимание (1) на то, как Давид использовал злобность своих врагов. Чем энергичнее они следили за его ошибками, чтобы в дальнейшем можно было его обвинить в чем-то, тем осторожнее он был, избегая греха и всех его проявлений, и тем настойчивее он продвигался по Божьему пути и в исполнении долга. Таким образом, благодаря мудрости и благодати из зла может получиться добро.

(2) На правильный курс, принятый Давидом для отражения нападок тех, кто искал повода навредить ему. Он вручил себя божественному водительству, умоляя Бога поставить его на правильный путь Своим провидением и благодатью, умоляя сохранить его от неверного пути, чтобы враги (какими бы хитрыми они ни были, даже как враги Даниила) ни в коем случае не могли найти повод выступить против него. Путь исполнения долга здесь назван путем Божьим и Его праведности, ибо Господь предписывает нам Своими святыми и справедливыми законами, что если мы поставим их перед своими глазами как наш принцип, то сможем в вере просить Бога направлять нас во всех особенных ситуациях. Как Бог ответил на молитву Давида, мы можем прочитать в 1Цар 18:14,15.

II. Псалмопевец рассказывает о своих врагах и молится против них (ст. 10,11).

(1) И если его рассказ правдив (что, несомненно, так и есть), у них очень плохой характер; и если бы они не были таковыми, то не могли бы быть врагами человека, который был по сердцу Бога. Он говорит (ст. 7), что Всевышний ненавидит кровожадных и лжецов. «Вот, Господи, - говорит Давид, - таковы мои враги: они лжецы, им нельзя верить, ибо нет в устах их истины». Они не считали грехом обдуманную ложь, если она могла опорочить Давида и выставить его отвратительным. «Господи, путеводи меня, - говорит он (ст. 9), - ибо с такими людьми мне предстоит иметь дело; против их клеветы невинность бессильна. Разве они говорят правду? Разве они говорят о мире и дружбе? Они языком своим льстят, чтобы скрыть свою злобность и достичь цели с большей уверенностью. Каждый раз, когда они притворяются в религиозности и дружбе – двух святых вещах, – они лгут. Сердце их - пагуба, они кровожадны, ибо гортань их - открытый гроб. Они жестоки, как преисподняя, широко отверстая, чтобы пожирать и поглощать; они ненасытимы, как преисподняя, которая никогда не скажет: «Довольно» (Прит 30:15,16). Этот же стих цитируется в Послании к Римлянам, чтобы показать общую порочность всего человечества, ибо по своей природе все люди склонны к злобности (Тит 3:3). Преисподняя открыта для них, в то же время по отношению друг ко другу они сами похожи на преисподнюю.

(2) Если эта молитва, направленная против них, будет услышана (что, несомненно, так и будет), они окажутся в очень плохой ситуации. Какими люди являются и как поступают – такова будет и расплата. Давид молится Богу, чтобы Он погубил их (в соответствии с тем, что он сказал в ст.7: «Ты погубишь таких людей». «Да падут они…», - говорит псалмопевец, и грешники очень скоро погубили бы себя, если бы были предоставлены сами себе). Давид молится Богу, чтобы Тот лишил их Своей защиты, благоволения, наследства от Господа и земли, где они живут; а горе тем, кого Бог изгоняет. Из-за своих грехов они заслуживают погибели. Бога можно оправдать тем, что они полностью отказались от Него: «По множеству нечестия их, отвергни их». Своими поступками они переполнили чашу беззакония и стали готовыми для погибели. Преследование слуг Божьих переполняет чашу в той же степени, что и другие грехи (1Фес 2:15,16). Более того, они легко могут пасть от замыслов своих; те планы, которыми они собираются защищаться и причинять вред другим, посредством господствующего провидения Божьего могут превратиться в средства их собственной погибели (Пс 7:15; 9:16). Давид просит: «…они возмутились против Тебя. Если бы они были лишь моими врагами, то я мог бы простить их; но они восстали против Бога, Его венца и достоинства. Они восстали против Его правления и не желают покаяться, воздать Богу славу, и поэтому я четко вижу их погибель». Его молитва об их погибели исходит не из чувства мести, а из чувства пророчества, благодаря которому он предсказывает, что каждый, кто восстал против Бога, погибнет от своих же замыслов. И если Бог имеет полное право воздавать бедствиями тем, кто беспокоит Его народ, - о чем говорит Писание (2Фес 1:6) – мы просим, чтобы это свершалось каждый раз, когда мы молимся: «Отче, да будет воля Твоя».

III. Давид рассказывает о народе Божьем и молится о нем, заканчивая молитву уверенностью в их благословении, в котором он сам заинтересован. Обратите внимание (1) на то, как он описывает народ Божий. Они праведные (ст. 13), ибо они уповают на Бога; они уверены в Его силе и всемогуществе, осмелились полностью положиться на Его обетование и уверены в Его защите, если идут правильным путем. Они любят Его имя, довольны всяким Его проявлением и наслаждаются, общаясь с Ним. Лишь истинная и чистая религия дарует жизнь удовлетворенности в Боге и зависимости от Него.

(2) Как Давид молится о них: «И возрадуются; дай им повод возрадоваться и сердца радостные, исполни их радостью великой и неизреченной, пусть они восклицают с неизменной радостью. Пусть они вечно ликуют и имеют святую радость от всего, что заканчивается Господом; поэтому пусть радуются в Тебе, в Твоем благоволении, в Твоем спасении, а не в каком-либо другом творении. Пусть возрадуются, так как Ты покровительствуешь им, покрываешь их, прячешь их в тени и пребываешь среди них». Возможно, в этом месте Давид ссылается на столп облачный и огненный, который для Израиля был видимым знаком особого присутствия Божьего и Его особой защиты. Давайте же научимся у Давида молиться не только о себе, но и о других; молиться обо всех хороших людях, которые уповают на Бога, любят Его имя, хотя мы не всегда думаем о них или интересуемся ими. Пусть все имеющие право на Божье обетование имеют место в наших молитвах. Да пребудет благодать со всеми, кто искренне любит Христа. Это совпадает с желанием Бога.

(3) На то утешение, которое получает Давид, молясь о них (ст. 13). Он молится о них, так как они -особый народ Божий, поэтому он не сомневается, что Бог услышит его и они вечно будут ликовать, ибо они счастливы, имея уверенность в Божьем благословении: «Ибо Ты благословляешь праведника – повелеваешь благословениям пребывать с ними. В Своем Слове Ты провозгласил их блаженными, и поэтому сделаешь их таковыми. Кого Ты благословишь, тот благословен».

«Они в безопасности, находясь под защитой Твоего благоволения, которым Ты венчаешь их» (так некоторые понимают это место);

«это Его честь, диадема Его красоты, и это делает Его воистину великим; благоволением Ты венчаешь его, окружая со всех сторон, как щитом». Во время войны щит защищает лишь с одной стороны, а благоволение Бога защищает святых со всех сторон; оно подобно ограде Иова, окружавшей его, и пока они уповают лишь на божественную защиту, они пребывают в абсолютной безопасности и должны быть полностью удовлетворены.

Воспевая эти стихи и молясь ими, мы должны верой отдать себя Божественному водительству и заботе, а затем радоваться Его милости и благодати, будучи уверены в окончательной победе Бога над всеми Его врагами, торжестве Его народа в Нем и его спасении.

КАФИЗМА 1

Псалом 5 Псалом 5
1 О наследствующем, псалом Давиду 1 О наследующей. Псалом Давида.
2 Глаго́лы моя́ внуши́, Го́споди, разуме́й зва́ние мое́. 2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.
3 Вонми́ гла́су моле́ния моего́, Царю́ мой и Бо́же мой, я́ко к Тебе́ помолю́ся, Го́споди. 3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.
4 Зау́тра услы́ши глас мой, зау́тра предста́ну Ти, и у́зриши мя. 4 Господи! рано услышь голос мой, — рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,
5 Яко Бог не хотя́й беззако́ния, Ты еси́: не присели́тся к Тебе́ лука́внуяй, 5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;
6 ниже́ пребу́дут беззако́нницы пред очи́ма Твои́ма: возненави́дел еси́ вся де́лающыя беззако́ние. 6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
7 Погуби́ши вся глаго́лющыя лжу: му́жа крове́й и льсти́ва гнуша́ется Госпо́дь. 7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.
8 Аз же мно́жеством ми́лости Твоея́, вни́ду в дом Твой, поклоню́ся ко храму свято́му Твоему́, в стра́се Твое́м. 8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.
9 Го́споди, наста́ви мя пра́вдою Твое́ю, враг мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю путь мой. 9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.
10 Яко несть во усте́х их и́стины, се́рдце их су́етно, гроб отве́рст горта́нь их: язы́ки свои́ми льща́ху. 10 Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.
11 Суди́ им, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия их изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя, Го́споди. 11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.
12 И да возвеселя́тся вси упова́ющии на Тя, во век возра́дуются, и всели́шися в них и похва́лятся о Тебе́ лю́бящии и́мя Твое́. 12 И да возвеселятся все уповающие на Тебя, вовек возрадуются, и Ты вселишься в них, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.
13 Яко Ты благослови́ши пра́ведника, Го́споди: я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ нас. 13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 5 ПСАЛМА

О наследствующем, псалом Давиду . В издании Псалтири на русском языке надписание это читается так: «Начальнику хора (т.е. этот псалом передан регенту хора для разучивания его певцами), на духовых орудиях, псалом Давида».
О наследствующем , по объяснению св. отцов, разумеется Церковь, или народ христианский. Псалом этот принадлежит также Давиду, который составил его, по объяснению одних, в гонение Саула, по мнению же других, после восстания Авессалома.
Этот псалом представляет собой молитвенную беседу пророка с Богом, в которой Давид изливает свои чувства пред Господом относительно враждующих против него врагов, нечестных, лживых и коварных. В таинственном смысле большая часть толковников видят в этом псалме молитву Церкви или благочестивой души, обуреваемой напастями, о спасении.

Пс.5:2–3 Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи.

Эти молитвенные слова пророка и царя Давида ежедневно произносятся в церковных богослужениях: ими начинается первый из трех псалмов одной из утренних служб, так называемого «первого часа».
Глаголы моя — значит слова молитвы моей; внуши – возьми в уши, выслушай; разумей звание значит – пойми, в чем состоит мое призывание, о котором заявляю; вонми гласу моления моего , т.е. вникни, обрати внимание на мою просьбу.
Пророка Давида Святая Церковь поставляет всем христианам в пример и образец покаяния и молитвы. Ведь Бог не слышит молитву, когда молящийся так развлекается мыслями в молитве, что и сам не сознает своих слов, или не понимает того, о чем молится. Не разумеет Бог просящего, когда тот не знает сам чего просит или когда просит не полезного. Не внемлет Бог молитве, когда молящийся недостоин того, чтобы быть услышанным, или по недостатку должного смирения, или, будучи великим грешником, не думает о покаянии и не чувствует сокрушения о грехах своих. Вот о чем напоминают слова этой псаломской молитвы.
Царю мой и Боже мой – так пророк обращается с прошением к Господу Богу, во-первых, как к Царю, Который имеет попечение о подвластных Ему людях и старается исполнить их добрые желания, а во-вторых, как к Богу, пред Которым предстоит не только как раб Его, но и как ничтожная тварь, ничего сама по себе не могущая и во всем от Бога зависящая, и этим самым выражает полное свое смирение пред Богом и совершенную покорность Его всеблагой воле.

Пс.5:4 Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя.

У евреев было освящено обычаем три раза в день становиться на молитву: утром, в полдень и вечером. Поэтому и Давид, который считал молитву самой главной обязанностью своей к Богу, говорит Ему: заутра , т.е. прежде, чем начну делать какие-то дела, предстану Ти — предстану пред Тобою, Господи. И тогда усмотрю, узрю (узриши ), прежде, чем мои мысли начнут думать о житейском, я в молитве усмотрю Божественные свойства Твои..

Пс.5:5–7 Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.

Так как, я с утра предстану я пред Тобою, Господи, и увижу, что Ты Свят и Праведен, и что противно Тебе всякое беззаконие. Ты не слышишь молитвы молитвы людей нечестных, нераскаянных грешников, и потому не приселится (не может приблизиться к Тебе) лукавнуяй , т.е. хитрый, злой человек.
Все, кто творит зло, не любит и нарушает закон Твой, не предстанут перед Тобой, потому что ненавистны Тебе всякая неправда и всякое беззаконие. По Своей святости и правосудию Ты не оставишь без наказания, Ты погубишь всех лживых, порочных, совершающих дела неправды. Человека кровожадного и коварного лицемера гнушается, отвращается Господь.

Пс.5:8 Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем.

Далее пророк так говорит: имея в виду святость Твою, Господи, и страшась гнева Твоего, я, по милости Твоей, с благоговением вхожу в дом Твой и со страхом приношу молитвы в храме Твоем.
Здесь дом и храм означают скинию Божию, которая до построения храма при Соломоне, сыне Давида, заменяла его и называлась также храмом.

Пс.5:9–10 Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху.

Давид говорит дальше: пошли мне благодать Твою, чтобы руководила и наставляла меня на путь правды и помогала мне исполнять заповеди Твои и чрез это избегать всех грехов, которые ненавистных Тебе. Исправь, настави меня на непорочный путь, чтобы я ходил по нему, имея всегда пред очами Тебя, Бога моего.
И все это сделай из-за моих врагов, чтобы избегнуть козней и зла от них. Несть во устех их истины , а только ложь, коварство и обман: одно говорят, а другое мыслят. Сердце их суетно , т.е. так искажено злобой сердце их так, что они неспособны на правду и истину, а думают только о суетном и ложном.
Гроб отверст гортань их, т.е. гортань их (имеется ввиду рот) похожа на открытый гроб со смердящим трупом, из нее не слышится хороших слов, а только ложь, коварство и обман.
Языки своими льщаху , т.е. с языков их сходят одни только сладкие, но льстивые речи, которые маскируют злостные намерения и ненавистные чувства.

Пс.5:11 Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих; по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи.

Осуди их (нечестивых), Боже, праведным судом Твоим, по их достоинству и по заслугам, отними у них всякую надежду на исполнение их нечестивых намерений.
По множеству нечестия их изрини я , т.е. за множество беззаконий их отвергни их, лиши их наследия вечных благ, уготованных любящим Тебя праведникам потому что, восставая против избранных Твоих, они возмутились против Тебя и наносят оскорбление Твоей святости.
Такая молитва людей благочестивых о наказании нечестивых должна быть понимаема не как естественное желание мщения, но как благочестивая ревность по Бозе, какую возбуждает в сердцах их Дух Святой, и за которою последует и самое исполнение, т.е. погибель нечестивых, если они не исправятся.

Пс.5:12 И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о Тебе любящии имя Твое.

Когда, говорит Давид, сотворишь праведный суд Твой, Господи, тогда все получат праведное воздаяние по делам своим, тогда все те, которые, надеясь на милость Божию, терпели клеветы, напасти и разные обиды со стороны нечестивых, возвеселятся и возрадуются, и радость их будет вечная, нескончаемая (Ин. 16:22). И будут, продолжает пророк, хвалиться Тобою все, кто любит имя Твое.

Пс.5:13 Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Причина вечной радости праведников состоит в благоволении к ним Господа Бога. Как бы так объясняет он эту причину: Ты, Господи, вечный и праведный Судия, от вечности, прежде сложения мира, благоволил избранным Твоим, возлюбившим Тебя и на Тя надеющимся, явить Свою милость, а потому и благословляешь их (подаешь благодать Свою) и ограждаешь, как бы крепким щитом, Твоей помощью. Твое благоволение служит им вместо оружия; они как бы венцом украшаются им. Венец этот сплетается из милости, правды, благодати и славы.

Из содержания сего псалма можно усмотреть различные движения и действия природы и благодати в сердцах человеческих. Все ищут добра и все представляют себе в делах или словах своих что-либо доброе – оттого под видом добра многие и обманываются. Природа работает для плоти и плотскими стремлениями и наслаждениями утешается; а благодать действует для возвышения свободы духа. Между законами плоти и духа происходит непрестанная борьба: чего один хочет, от того другой отвращается.
Прекрасно об этом предмете учит святитель Тихон Задонский. «Плоть хочет – говорит он, – гордиться, величаться, превозноситься, но дух – смиренно мудрствовать. Плоть хочет в славе и чести быть, дух же – вся в уметы вменять (почитать за сор. – Ред). Плоть хочет упокоеваться, дух же бодрствовать, трудиться. Плоть хочет пировать, веселиться, а дух – воздерживаться, поститься, за грехи сетовать. Плоть хочет врагам своим отмщевать, а дух – любить врагов, добро творить ненавидящим. Плоть хочет чужое похищать, а дух – и свое требующим раздавать. Плоть хочет сладострастиям своим угождать, а дух – целомудрствовать. Плоть хочет во всем волю свою исполнять, а дух волю Божию. Так и в прочем – плоть и дух противятся между собою».

Поминальное чтение Псалтири является молитвой за душу усопшего и утешает сердце скорбящих родных и близких. Обычай этот весьма древний и идет с первых веков христианства. Каждый желающий, в удобное для него время, может присоединиться к нашему чтению Псалтири, помянуть на молитве имя своего сына или дочери и имена других рано ушедших детей. Это домашняя молитва, поэтому поминать можно всех детей, независимо от того, крещеные они были или некрещеные (даже если ребенку не было дано имя, можно поминать его просто как младенца).

В церковном употреблении Псалтирь разделена на 20 кафизм. Мы предлагаем чинопоследование одной кафизмы. Тексты псалмов будут еженедельно обновляться, так что постепенно за 20 недель будет прочитываться полностью вся Псалтирь. Вы можете прочитать кафизму за один раз или распределить ее чтение на всю неделю, как вам будет удобнее. Текст Псалтири приводится на церковно-славянском языке с дополнением русского перевода.

Молитвы перед первым чтением Псалтири

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)


Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,

Тропарь:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Честное пророка Твоего, Господи, торжество, небо Церковь показа, с человеки ликуют ангели: того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поем Ти: Аллилуиа.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего дать ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.
Господи, помилуй. (40 раз)


Кафизма 5

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Первая часть кафизмы + молитва поминовения.

Псалом Давиду, не надписан у еврей.
Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему. Воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему со восклицанием: яко право слово Господне, и вся дела Его в вере. Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля. Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их. Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны. Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней. Яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася. Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей. Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род. Блажен язык, eмуже есть Господь Бог eго, люди, яже избра в наследие Себе. С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия. От готоваго жилища Своего призре на вся живущыя на земли. Создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их. Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Лож конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется. Се очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его. Избавити от смерти душы их, и препитати я в глад. Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть. Яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Радуйтесь, праведные, о Господе - правым прилична хвала! Прославляйте Господа на гуслях, на псалтири десятиструнной играйте Ему. Воспойте Ему песнь новую, пойте Ему стройно, с восклицанием. Ибо право слово Господне, и все дела Его - в вере. Любит милосердие и суд Господь, милости Господней полна земля. Словом Господним утверждены небеса, и Духом уст Его - все воинство их. Собирает Он, как в мех, воды морские, полагает бездны в хранилищах. Да убоится Господа вся земля, да содрогнутся пред Ним все живущие по вселенной - ибо Он сказал - и возникли они, Он повелел - и были созданы. Господь разрушает советы племен, упраздняет расчеты народов и упраздняет советы князей, совет же Господень вовек пребывает, помышления сердца Его - в род и род. Блажен народ, у которого Господь - Бог его, племя, которое Он избрал в наследие Себе. С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих, из устроенного жилища Своего посмотрел на всех обитателей земли. Создал Он сердце каждого из них, вникает во все дела их. Не спасается царь множеством воинства, и исполин не спасется при множестве силы своей; неверен конь для спасения, и при множестве силы своей не спасется. Вот, очи Господни - к боящимся Его, уповающим на милость Его, чтобы избавить от смерти души их и во время голода пропитать их. А душа наша ожидает Господа, ибо Он помощник и защитник наш. Ибо о Нем возвеселится сердце наше и мы на имя святое Его уповали. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповаем на Тебя.


Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отъиде.
Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей eго спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и. очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь душы раб Своих, и не прегрешат вси, уповающии на Него.

Буду благословлять Господа во всякое время, хвала Ему всегда на устах моих. В Господе восхвалится душа моя, - да услышат кроткие и возвеселятся. Возвеличьте Господа со мною и вознесем имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Этот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его. Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их. Вкусите, и увидите, что благ Господь, - блажен муж, который уповает на Него. Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его. Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе. Придите, дети, послушайте меня, страху Господню научу вас. Кто - человек, желающий жить, кто хочет увидеть добрые дни? Удержи язык свой от зла и уста свои от коварных речей. Уклонись от зла и сотвори добро, взыщи мира и устремись к нему: очи Господни - на праведных, и уши Его - к молитве их; но лицо Господне - на творящих зло, чтобы истребить с земли память о них. Воззвали праведные - и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Близко Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведных - и от всех их избавит их Господь. Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится. Смерть грешников зла, и ненавидящие праведного погрешат. Избавит Господь души рабов Своих, и не погрешат все, уповающие на Него.




Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды)

Молитва поминовения

Молитва поминовения



Вторая часть кафизмы + молитва поминовения.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Псалом Давиду.
Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя. Приими оружие и щит, и востани в помощь мою. Изсуни меч, и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая. Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их. Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняяй их: яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей. Да приидет eму сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет и, и в сеть да впадет в ню. Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепльших eго, и нища, и убога от расхищающих eго. Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей. Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся. И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, разделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими. Господи, когда узриши? Устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою. Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя. Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящии мя туне и помизающии очима. Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши. Видел еси, Господи, да не премолчиши. Господи, не отступи от мене. Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне. Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, ниже да рекут: пожрохом eго. Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим, да облекутся в студ и срам велеречующии на мя. Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея, и да рекут выну: да возвеличится Господь, хотящии мира рабу Его. И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей.

Суди, Господи, обидчиков моих, сразись с воюющими со мной, возьмись за оружие и щит и восстань на помощь мне! Извлеки меч и стань преградой для преследующих меня, скажи душе моей: «Я - спасение твое». Да устыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да обратятся назад и постыдятся замышляющие мне зло. Да будут они, как прах пред лицом ветра, и Ангел Господень да изгонит их; да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их. Ибо они без причины скрыли мне погибель - сеть свою, тщетно поносили душу мою. Да настигнет его сеть, которой не знает он, и ловушка, которую скрыл, да захватит его, и в сеть - да падет в нее! Душа же моя возрадуется о Господе, насладится спасением от Него; все кости мои скажут: «Господи, Господи, кто подобен Тебе, избавляющему нищего от руки сильнейших его, и нищего и бедного - от грабителей его». Восстали на меня свидетели неправедные, о чем я не знал, вопрошали меня, воздали мне злом за добро, и бездетностью - душе моей. Я же, когда они досаждали мне, одевался в рубище, и смирял в посте душу мою, но молитва моя в лоно мое возвращалась. Как ближнему, как брату нашему, так я угождал; как скорбящий и сетующий - так я смирялся. И они возрадовались и собрались, собрали на меня удары - а я и не знал. Они разделились, но не смягчились: искушали меня, насмеялись надо мною с глумлением, скрежетали на меня зубами своими. Господи, когда Ты это увидишь? Отведи душу мою от злодейств их, от львов - одинокую мою. Я прославлю Тебя, Господи, в собрании великом, среди народа сильного восхвалю Тебя! Да не возрадуются обо мне враждующие против меня неправедно, ненавидящие меня без причины и подмигивающие глазами. Ибо мне они о мире говорили - но во гневе коварства измышляли. Раскрыли на меня уста свои, сказали: «Хорошо же, хорошо же, видели глаза наши». Ты видел это, Господи! Не промолчи. Господи, не отступи от меня. Пробудись, Господи, и обратись к суду моему, Боже мой и Господи мой, - к тяжбе моей! Рассуди меня, Господи, по правде Твоей, Господи, Боже мой, и да не возрадуются они о мне, да не скажут в сердцах своих: «Хорошо же, хорошо же душе нашей», и да не скажут: «Мы поглотили его». Да устыдятся и посрамятся вместе радующиеся несчастьям моим; да облекутся в стыд и позор величающиеся надо мной. Да возрадуются и возвеселятся желающие оправдания моего, и да говорят всегда: «Да возвеличится Господь» желающие мира рабу Его. И язык мой будет проповедовать правду Твою, весь день - хвалу Твою.


В конец, отроку Господню Давиду.
Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима eго. Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое и возненавидети. Глаголы уст eго беззаконие и лесть, не восхоте разумети еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова. Господи, на небеси милость Твоя и истина Твоя до облак. Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи. Яко умножил еси милость Твою, Боже, сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут. Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я. Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя и правду Твою правым сердцем. Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене. Тамо падоша вси делающии беззаконие: изриновени быша, и не возмогут стати.

Говорит беззаконник сам с собой о грехе, - нет страха Божия пред очами его, ибо он лукавит пред самим собой, что хочет найти беззаконие свое и возненавидеть. Слова уст его - беззаконие и коварство; не захотел он понять, как делать добро. Беззаконие замыслил на ложе своем, вступил на всякий путь недобрый, а о пороке не вознегодовал. Господи, на небесах милость Твоя, и истина Твоя - до облаков. Правда Твоя - как горы Божии, суды Твои - бездна великая, людей и скот спасешь Ты, Господи. Как умножил Ты милость Твою, Боже, и сыны человеческие под кровом крыл Твоих пребудут в надежде. Опьянеют от тука дома Твоего, и из потока сладости Твоей Ты напоишь их, ибо у Тебя - источник жизни, во свете Твоем мы увидим свет. Простри милость Твою к знающим Тебя, и правду Твою - к правым сердцем. Да не подойдет ко мне нога гордыни, и рука грешника да не поколеблет меня. Там пали все делающие беззаконие, были низринуты и не смогут встать.




Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Молитва поминовения

Молитва поминовения (не читается об усопших младенцах)
Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, сына моего (имя) /или дочь мою (имя)/, и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Еди́ницу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Если поминается младенец, вместо молитвы читаем:
Царство небесное вечный покой подай Господи младенцу моему (имя) и сотвори ему (ей) вечную память.


Третья часть кафизмы + молитва поминовения.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Псалом Давиду.
Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящим беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца Твоего. Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку, творящему законопреступление. Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати. Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю. И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место eго, и не обрящеши. Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира. Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется eму, зане прозирает, яко приидет день eго. Меч извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Меч их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь. Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут. Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша. Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся. От Господа стопы человеку исправляются, и пути eго восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку eго. Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени eго просяща хлебы. Весь день милует и взаим дает праведный, и семя eго во благословение будет. Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века. Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней. Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык eго возглаголет суд. Закон Бога eго в сердце eго, и не запнутся стопы eго. Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити eго. Господь же не оставит eго в руку eго, ниже осудит eго, егда судит eму. Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю, внегда потреблятися грешником узриши. Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския. И мимо идох, и се не бе, и взысках eго, и не обретеся место eго. Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся. Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби. И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.

Не соревнуйся с творящими зло и не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро засохнут, и, как свежая зелень, скоро опадут. Уповай на Господа и делай добро, и поселись на земле, и будешь пастись среди богатства ее; насладись Господом, и Он даст тебе по прошениям сердца твоего. Открой пред Господом путь твой и уповай на Него, и Он сотворит, и откроет, как свет, правду Твою и решение о Тебе - как полдень. Покорись Господу и умоли Его, не соревнуйся с преуспевающим на пути своем, с человеком, творящим беззаконие! Удержись от гнева и оставь ярость, не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, ожидающие же Господа, они унаследуют землю. И еще немного, и не будет грешника, и поищешь места его и не найдешь. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира. Подстерегать будет грешник праведного и скрежетать на него зубами своими, Господь же посмеется над ним, ибо предвидит, что наступит день его. Меч извлекли грешники, натянули лук свой, чтобы низвергнуть нищего и бедного, пронзить правых сердцем. Меч их да войдет в сердца их, и луки их да сокрушатся. Малое лучше для праведного, чем многое богатство грешных, ибо мышцы грешных сокрушатся, а праведных подкрепляет Господь. Знает Господь пути непорочных, и наследие их вовек пребудет, не постыдятся они во время злое и в дни голода будут насыщены. Потому что грешники погибнут, враги же Господни сразу, как прославились они и возвысились, исчезли, как дым, исчезли. Занимает грешник - и не возвращает, а праведник сострадает и дает, ибо благословляющие его унаследуют землю, а проклинающие его истребятся. От Господа шаги человека направляются, и пути Его возжелает он сильно, когда будет падать, не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Я был молод, и вот, состарился и не видел ни праведника оставленным, ни семени его, просящим хлеба, - весь день милует и взаймы дает праведный, и семя его в благословении будет. Уклонись от зла, и сделай добро, и живи во век века, ибо Господь любит суд, и не оставит святых Своих, они будут вовек под охраной. Беззаконные же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится. А праведные унаследуют землю и поселятся во век века на ней. Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд, - закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его. Наблюдает грешный праведного и ищет умертвить его, но Господь не отдаст его в руки его и не осудит его, когда тот будет судим. Положись на Господа и сохрани путь Его, и Он возвысит Тебя, чтобы тебе унаследовать землю; истребление грешников ты увидишь. Видел я нечестивого, превозносящегося и возвышающегося, как кедры ливанские; и мимо прошел, и вот, нет его, и поискал его, и не нашлось места его. Храни беззлобие и блюди правоту, ибо есть будущность человеку мирному, а беззаконные истребятся вместе, остатки нечестивых истребятся. Спасение же праведных - от Господа, и Он - защитник их во время скорби; и поможет им Господь, и избавит их, и освободит их от грешных, и спасет их, ибо они уповали на Него.



Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Молитва поминовения

Молитва поминовения (не читается об усопших младенцах)
Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, сына моего (имя) /или дочь мою (имя)/, и яко Благ и Человеколюбец отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечная муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго верова, и Еди́ницу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Если поминается младенец, вместо молитвы читаем:
Царство небесное вечный покой подай Господи младенцу моему (имя) и сотвори ему (ей) вечную память.


Завершительные молитвы после чтения 5 кафизмы

Завершительные молитвы

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Тропари, глас 4:
Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и души раб Твоих упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душам их.
Господи, помилуй (40 раз).

Боже праведный и хвальный, Боже великий и крепкий, Боже превечный, услыши грешнаго мужа молитву в час сей: услыши мя, обещавый услышати во истине Тя призывающих, и не омерзи мя, нечистыя устне имуща и во гресех содержима, упование всех концев земли и странствующих далече. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: изсуни меч и заключи сопротив гонящих мя. Запрети нечистым духовом от лица безумия моего, и да отлучится от моея мысли дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякия иныя злобы; и да угаснет всякое разжжение и движение плоти моея, от диавольскаго действа составляемое, и да просветится моя душа и тело, и дух светом Твоего божественнаго познания: да множеством щедрот Твоих достигну соединения веры, в мужа совершенна, в меру возраста, и прославлю со Ангелы и всеми святыми Твоими всечестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Боже праведный и славный, Боже великий и крепкий, Боже предвечный, услышь молитву грешного человека в час сей: услышь меня, обещавший услышать призывающих Тебя в истине, и не сочти мерзким меня, имеющего уста нечистые и грехами связанного, надежда всех концов земли и странствующих далеко! Возьмись за оружие и щит и восстань на помощь мне; извлеки меч и стань преградой против преследующих меня. Запрети нечистым духам по причине безумия моего, и да отлучится от моей мысли дух ненависти и злопамятства, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякой иной злобы; и да угаснет всякое распаление и движение плоти моей, от диавольского воздействия возникающее, и да просветится моя душа, и тело, и дух светом Твоего Божественного познания: дабы по множеству милостей Твоих достиг я единения в вере, в меру возраста мужа совершенного, и прославил со Ангелами и всеми святыми Твоими многочтимое и прекрасное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 5

Этот псалом - молитва Давида, сознающего опасность, которая угрожает ему со стороны бесчестных врагов. Предполагают, что он был написан в атмосфере готовившегося мятежа Авессалома, перед бегством Давида из Иерусалима. Давид готов "ожидать" - в сознании, что Господь есть Бог, у Которого "не водворится злой", Бог, ненавидящий "всех, делающих беззаконие".

Известное сомнение в авторстве Давида может быть вызвано стихом 8, в котором говорится о "храме", не существовавшем при Давиде. Однако употребленным здесь словом хекал называли и скинию (к примеру, в 1-Цар. 1:9; 3:3, где оно тоже переведено как "храм").

А. Утренняя молитва (5:1-4)

Пс. 5:1 . Указание начальнику хора. Надпись свидетельствует об авторстве Давида.

Пс. 5:2-4 . Давид подчеркивает, что, едва поднявшись поутру, обращается к своему Господу с горячей молитвой (Внемли гласу вопля моего!) и просит внимательно выслушать ее, вникнув в его сокровенные мысли. Давид начинает свой день с молитвы и выражает готовность ожидать ответа свыше.

Б. Бог, каким видит Его Давид (5:5-8)

Пс. 5:5-7 . Это Бог, не терпящий лжи и коварства, противостоящий кровожадным и преступающим закон (применительно к своим конкретным обстоятельствам Давид подразумевал Авессалома и его сторонников, которые плели коварные интриги; "ища души" своего отца, Авессалом совершал беззаконие). Давид выражает уверенность, что Бог не станет покровительствовать нечестивым и злым: они у него "не водворятся", "не пребудут пред очами Его".

Пс. 5:8 . Но собственных заслуг Давид не превозносит; путь в дом Господень открыт ему по множеству милости Его, и он войдет в него, чтобы поклониться (здесь евр. слово, означающее "простереться ниц") святому храму Его (скинии) в благоговейном страхе.

В. Молитва о водительстве Божием (5:9-13)

Пс. 5:9 . Давид жаждет идти путем праведности и тем более нуждается в водительстве Божием, что окружен врагами, которые злы и коварны: да будет путь его прям и угоден Господу, несмотря на все их козни.

Пс. 5:10-11 . Здесь метафоры, выражающие всю меру нечестия врагов Давида, которые распространяют о нем ложь и пекутся не о благе народа, а об удовлетворении тщеславия своего и властолюбия (об интригах и мятеже Авессалома во 2-ой книге Царств).

Гортань их - гроб. Образ демагогических выступлений, выступлений, направленных на совращение народа; те, которые занимаются этим, толкают людей к гибели, ибо, поднимая их "на беззаконие", делают их противниками Божиими, которых Он не потерпит.

Осуди их, Боже и отвергни их (тех, кто полны нечистых замыслов), взывает Давид.

Пс. 5:12-13 . Осуждения врагов Давид просит не только в наказание им, но и ради укрепления веры всех уповающих на Господа, для их ликования при мысли о том, что Он покровительствует праведным.