Описание Церкви Евхаристического Чуда в г. Ланчано

Наша паломническая группа по пути следования в Бари делает остановку в небольшом и уютном городе Ланчано. Это маленький старинный итальянский город, расположенный в 30 километрах от автострады Пескара - Бари, идущей вдоль Адриатического моря в области Абруццо.
Центром города является церковь, когда-то посвященная святому Лонгину, сотнику, проткнувшему своим копьем сердце распятого Христа. Теперь это церковь святого Франциска - так называется она официально, но на всех дорожных указателях этого города есть дублирующее название церкви - церковь Евхаристического Чуда (La chiesa del miracolo eucaristico).
Проходим не большой узкой улочкой и входим в храм, здесь тишина и никого нет. Внутреннее убранство храма скромное и не отличается большой помпезностью. На стенах небольшие иконы с сюжетами Скорбного пути Спасителя и Его остановками до самой Голгофы. Приближаемся к главному престолу, где за стеклом стоит каменная сень в которой помещен хрустальный сосуд с Телом и Кровью Христа. Мы помолились у Святыни и робко смотрели на сень не зная, как возможно к ней приблизиться и приложиться. Мы пропели тропарь Спасителю, сделали земные поклоны. В это время из алтаря вышел священнослужитель, молча принес лестницу и доброжелательно предложил нам приложиться к Великой Святыне.
После этого, поблагодарив священника, мы прошли в нижнюю часть храма, в придел Покаяния, где и произошло Евхаристическое чудо. Ещё раз хочется напомнить о нем.
Это событие произошло в VIII веке от Рождества Христова, в то время когда Церковь Христова была еще не разделена на католическую и православную.
В церкви Сан-Легонций старинного итальянского города Ланчано совершалось таинство Евхаристии и в сердце одного из священников, служившего в тот день Литургию, вдруг возникло сомнение, истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Зародившееся в его душе сомнение и стало причиной Евхаристического чуда, почитаемого до сей поры. Во время Евхаристии священник отгонял от себя назойливое сомнение, но оно вновь возвращалось.
«Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. Наверное, это всего лишь символы, просто воспоминание о Тайной вечере...»
«В ту ночь, когда Он был предан, Он взял хлеб... благословил, преломил и подал ученикам Своим, говоря: Примите, вкусите: сие есть Тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов. Также и чашу, говоря: Пейте из нее все: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов».
Со страхом произносил священник святые слова Евхаристического канона, но сомнения продолжали мучить его. Да, Он, жертвенный Агнец, мог Своей Божественной властью обратить вино в Кровь, а хлеб - в Плоть. Все мог Он, пришедший по воле Отца Небесного. Но Он ушел давно, оставив этот грешный мир и дав ему в утешение Свои святые слова и Свое благословение... И, может быть, Свои Плоть и Кровь? Но возможно ли это? Не ушло ли подлинное таинство причастия вместе с Ним в мир горний? Не стала ли святая Евхаристия лишь обрядом - и не более того? Тщетно пытался священник восстановить в душе мир и веру.
Между тем, пресуществление произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический Хлеб, и тут крик изумления огласил небольшую церковь.
Под пальцами иеромонаха преломляемый Хлеб вдруг превратился во что-то другое - он не сразу понял, во что именно. Да и в чаше было уже не вино - там была густая алая Жидкость, удивительно похожая на... кровь. Ошеломленный священник смотрел на предмет, который был у него в руках: это был тонкий срез Плоти, напоминающий мышечную ткань человеческого тела. Монахи окружили священника, пораженные чудом, не в силах сдержать изумления. А он исповедал перед ними свои сомнения, разрешенные таким чудесным образом. Окончив святую Литургию, он молча упал на колени и погрузился в долгую молитву. О чем молился он тогда? Просил прощения за свое маловерие?..
Подлинно известно одно: с тех пор в городе Ланчано двенадцать веков хранятся чудесные Кровь и Плоть, материализовавшиеся во время Евхаристии в церкви Сан-Легонций (ныне Сан-Франческо). Весть о чуде быстро облетела тогда близлежащие города и области, и в Ланчано потянулись вереницы паломников.
Прошли века - и чудесные Дары стали объектом внимания ученых. С 1574 года над Святыми Дарами велись различные опыты и наблюдения, а с начала 1970-х годов они стали проводиться на экспериментальном уровне. Но данные, полученные одними учеными, не удовлетворяли других.
Профессор медицинского факультета Сиенского университета Одоардо Линолди, крупный специалист в области анатомии, патологической гистологии, химии и клинической микроскопии, проводил со своими коллегами исследования в ноябре 1970 и в марте 1971 года и пришел к следующим выводам. Святые Дары, хранящиеся в Ланчано с VIII века, представляют собой подлинные человеческие плоть и кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв. Возможно, фрагмент Плоти содержит также левый желудочек - такой вывод позволяет сделать значительная толщина миокарда, находящаяся в тканях Плоти. И Плоть, и Кровь относятся к одной группе крови: АБ. К ней же относится и Кровь, обнаруженная на Туринской Плащанице. Кровь содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. Ученые особо подчеркнули: более всего удивительно то, что Плоть и Кровь двенадцать веков сохраняется под воздействием физических, атмосферных и биологических агентов без искусственной защиты и применения специальных консервантов. Кроме того, Кровь, будучи приведена в жидкое состояние, остается пригодной для переливания, обладая всеми свойствами свежей крови. Руджеро Бертелли, профессор нормальной анатомии человека Сиенского университета, проводил исследования параллельно с Одоардо Линоли и получил такие же результаты. В ходе повторных экспериментов, проводившихся в 1981 году с применением более совершенной аппаратуры и с учетом новых достижений науки в области анатомии и патологии, эти результаты вновь были подтверждены...
По свидетельствам современников чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять шариков разной формы, затем затвердевших. Интересно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе. Это противоречит элементарным законам физики, но это факт, объяснить который ученые не могут до сих пор. В 1976 году медицинская комиссия ВОЗ и ООН опубликовала выдержки из своего отчета о проделанной работе, в котором, среди прочего, говорится о том, что наука, осознавая свои пределы, останавливается перед невозможностью дать какое-либо объяснение. Последний параграф, разумеется, не является заявлением о религиозной мере, но, по крайней мере, он является апологией смирения, которое должен проявлять тот, кто посвятил себя научному поиску.
Помещенная в античную чашу из цельного куска горного хрусталя, чудесная Кровь уже двенадцать веков предстает взорам посещающих Ланчано паломникам.
Для нас 50 лет, полвека, представляют, практически, целую жизнь. Двенадцать веков кажутся нам вечностью, и, может быть, именно с этим ощущением вечности мы и "чувствуем" Ланчанское чудо, где Господь допустил проверку человеческой наукой Своих святых слов: "Сие есть Тело мое, сие есть чаша Крови моей, Нового и Вечного Завета, тайна веры, за вас и за многих проливаемая в отпущение грехов". Когда атеисты утверждают: "Наука похоронила религию, Церковь и молитва устарели", чудо в Ланчано решительно опровергает всё это. Наука с ее сегодняшними возможностями доказывает подлинность чуда! Оно предназначено и для нашего времени неверия, ибо, как говорит святой апостол Павел, чудеса совершаются не для верующих, а для неверующих. В наше время, когда некоторые христиане сомневаются в истинном присутствии Христа в Евхаристии, только наука, признавая духовное присутствие Христа в душе причащающегося, доказывает очевидность чуда. которое длится уже более двенадцати веков.
Людям слабой веры, сомневающимся или не верящим в Евхаристию, были даны явные знаки, взывающие к обращению, к вере в реальное присутствие Иисуса Христа в Евхаристии.
При спуске в придел покаяния мы ознакомились с экспозицией, где описано, какие научные исследования проводились с Телом и Кровью Христовым.
Пораженные увиденным и услышанным, по благодарив священнослужителя за предоставленную нам такую возможность вышли из храма. Каждый паломник выходя из храма уносил в своем сердце частичку полученной благодати Господней. На сердце и душе была тишина и умиротворение от той мысли - Дивен Бог! Слава Богу за данную нам возможность совершать паломничество по святым местам Италии. Слава Богу за все!

Материал подготовила Надежда Малиновская.

Внутренний интерьер храма.

Великий Бог для того, чтобы показать Свою силу неверующим или сомневающимся, допускает проявление чудес , объяснить которые невозможно с научной точки зрения.

Современному человеку легко верить в чудеса прошлого, но чудо, совершенное в итальянском городе Ланчано в VIII веке нашей эры, вызывает до сих пор споры и недоверие.

Ланчанское чудо Евхаристии

В православном современном «Служебнике», где расписаны инструкции для священников, описываются непредвиденные случаи, когда с хлебом и вином во время Евхаристии могут происходить чудеса.

Ланчанское чудо - исторический факт превращения во время Евхаристии хлеба и вина в человеческую плоть и кровь.

Священник итальянской церкви Сан - Легонций, находящейся в городе Ланчано, готовился к Евхаристии и постоянно молился, так как имел грех неверия в то, что хлеб - это плоть Христа, тем самым отрицая Причастие. Священнослужитель мысленно просил Бога явить ему истину. Со страхом и трепетом в храме звучали слова Евангелия.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

Во время преломления хлеба храм огласился криком иеромонаха, наполненный изумлением. Вместо хлеба в руках священника была часть человеческой плоти. Взглянув на кубок с вином, все находящиеся в храме стали свидетелями превращения вина в густую кровь. Впавший в маловерие иеромонах после окончания Литургии долго стоял на коленях, раскаиваясь и прося прощение , после чего возблагодарил Творца за явленное чудо.

Еще о чудесах:

В истории Церкви записаны подобные случаи, но преобразования носили временный характер, плоть снова превращалась в хлеб, а кровь - вино.

Во время Ланчанского чуда обратного преобразования не произошло.

Чудесная кровь, помещенная в античную чашу из цельного куска горного хрусталя

Со временем плоть превратилась в затвердевшую массу, а кровь свернулась пятью шариками, причем вес каждого из них равен весу всех пяти. Это явление не под силу объяснить даже современной физике.

Интересно! 12 столетий в храме Сан-Франческа в хрустальных сосудах хранится материализовавшаяся плоть и кровь, привлекая паломников всего мира.

Что говорит наука о Ланчанском чуде

Ланчанское чудо будоражит умы ученых всего мира и поныне. Исследованиями занимаются химики, физики, микробиологи, патологоанатомы и многие другие специалисты.

Только в 1971 году учеными было доказано, что в хрустальных бокалах хранятся настоящие Святые Дары:

  • частички плоти идентифицировали, как кусочек левого желудочка сердца;
  • шарики состоят из крови 4 группы. Эта же группа была обнаружена на Туринской плащанице.

Специалисты подтвердили возможность сохранности плоти и крови на протяжении 12 столетий. Трудно поверить, но ученые утверждают, что кровь можно разбавить до жидкого состояния, и при этом она будет пригодна для переливания.

Святые дары (Ланчано, Италия)

Через 10 лет другими специалистами, на более современной аппаратуре были проведены новые исследования, которые подтвердили полученные прежде результаты.

Как к Святым дарам относятся священники

В православии нет однозначного отношения к Ланчанскому чуду, оно никак не отображено в христианских праздниках. Святые отцы не один раз описывали случаи преображения хлеба и вина. В истории Церкви происходили чудеса, когда на какой-то миг в руках священника оказывалась настоящая плоть, а в чашах - кровь.

Все мы знаем, что важнейшая церковная служба – Литургия, когда невидимо для нас прелагаются вино в Кровь Христову а хлеб в Его Тело. Не описать словами то умиротворение, что испытывает причащающийся Святых Христовых Таин. Местечко Ланчано было избрано Господом для видимого превращения вина в Кровь и хлеба в Тело Христово. В VIII веке здесь в церкви Сен-Легоций служили Литургию. В сердце одного из служащих прямо во время богослужения вдруг проник червь сомнения: «Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более внешне они никак не изменяются, наверное, это всего лишь символы, просто воспоминания о Тайной Вечере»; служба между тем продолжалась – с молитвой священник преломил хлеб, и тут крик изумления огласил алтарь... Хлеб в руках его вдруг превратился во что-то другое, он не сразу понял во что, да и в Чаше было уже не вино – там была густая алая жидкость, удивительно похожая на кровь. Ошеломленный священник смотрел на то, что у него было в руках, это был тонкий срез плоти, напоминающий мышечную ткань человеческого тела. Монахи окружили священника, пораженные чудом, а он признался им в своих сомнениях, разрешенных таким чудесным образом. Закончив Литургию, он упал на колени и долго молился. Доподлинно известно только одно: с VIII века и до наших дней здесь, в Ланчано, 13 веков хранятся чудесно материализовавшиеся Плоть и Кровь Христовы.

Весть о чуде быстро облетела всю Италию, сюда потянулись паломники. По свидетельствам очевидцев чуда, материализовавшаяся кровь свернулась в пять шариков, впоследствии затвердевших. Интересно, что каждый шарик по отдельности весит столько же, сколько все пять вместе – это противоречит законам физики, но это факт.

Прошли века, и чудесные Дары стали пристально исследовать ученые: с 1574 года над ними стали вести систематические наблюдения, а с начала 70-х годов прошлого века, с одобрения Церкви, начались эксперименты. Профессор Сиеннского университета Одоардо Линолди, крупный специалист в области анатомии и гистологии, пришел к выводам, что это подлинные Плоть и Кровь Человека. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца и содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв, Кровь и фрагменты Крови в тканях сердца принадлежат одной группе, Кровь хранилась без всяких консервантов и искусственной защиты 13 веков, однако содержит белки и неорганическую составляющую в нормальных для человека соотношениях и остается пригодной для переливания: будучи приведенной в жидкое состояние, обладает всеми качествами свежей крови. Эти результаты были вновь подтверждены через 10 лет после повторных анализов. Хроники не донесли до нас имени священника, усомнившегося в Литургическом таинстве, но зародившееся в его душе сомнение стало причиной чуда, почитаемого людьми до сих пор.

Множество итальянских святынь, которым мы приехали поклониться, привезены в Италию со Святой Земли, из Сирии, Ливана в результате крестовых походов. Финал их очень хорошо известен: в мае 1291 года крестоносцы покинули последнюю из своих твердынь – порт Аккру. Чтобы не допустить поругания святынь, крестоносцы перевезли их в Европу. Одна из святынь – домик Богородицы, привезенный из Назарета. Есть точные свидетельства, что в 1294 году камни от Святого Дома были перенесены через Хорватию сначала в город-порт Анкону, а затем в Лорето. Археологическими раскопками, документами подтверждается, что камни, положенные в стену Святого Дома, были принесены в Лорето семьей властителей греческого города Эпира. Документально подтверждено, что в Лорето еще за столетие до принесения дома Богоматери была церковь Святой Марии в лавровой роще, так что место для Святого Дома выбрано не случайно – те, кто бывал в Назарете, замечают необыкновенную схожесть тамошних пейзажей с ландшафтом Лорето. Впоследствии Святой Дом окружила базилика, построенная в XV–XVI веках. Весть о лоретской святыне распространилась по всему христианскому миру, и Святой Дом стал одним из почитаемых паломниками мест. Внутри особо выделяется икона Божией Матери «Прибавление ума». Есть две истории написания этой иконы. Согласно первой, ее писал сумасшедший художник, к которому время от времени возвращалось сознание. Однако более вероятно, что прототипом этой иконы Божией Матери послужила статуя Богоматери из этого же города. «Ключ мудрости» называют в Италии нашу икону «Прибавление ума» – ей, по понятным причинам, молятся студенты и школьники. Сейчас подлинность дома Богородицы в Лорето ни у кого не вызывает сомнений, сравнение дома в Лорето с домом в Назарете показало, что они являются частями одного целого. Это подтвердилось не только при сопоставлении размера, пропорций, типа кладки, но и способов обработки природных камней, вытесанных в форме кирпичей. Внутри дома сохранились посуда и предметы быта того времени, которыми, вероятно, могла пользоваться и Богородица.

Нынешняя церковь, вмещающая в себя дом Богоматери, основана папой Павлом II в 1465 году. Согласно традиции, паломники на коленях проходят вокруг Святого Дома, из-за этого вокруг базилики со временем образовались две глубокие борозды. В церковной лавке есть и скульптурное, и иконографическое изображения иконы Божией Матери «Прибавление ума», которую невозможно спутать ни с какой другой.

В Католической церкви «изучать чудеса» начали гораздо раньше нашего: не было такой отчужденности между верой и наукой, как в атеистическом СССР. Поэтому опыт западных христиан в этой области шире.

Решает папа

В Ватикане явлениями и событиями, которые могут быть названы чудесными, занимается специальная Конгрегация (коллегия епископов) по делам святых. Принципиальный подход к исследованию чудес схож с подходом Православной Церкви. Есть некоторая разница в частностях.

Процедура исследования строится так: Конгрегация поручает комиссии ученых тщательно исследовать необычное явление с тем, чтобы, во-первых, подтвердить сам факт явления, исключив, например, галлюцинацию; во-вторых, подтвердить, что это явление не вызвано какими-либо естественными причинами.
В комиссию могут входить как верующие, так и неверующие ученые. По словам генерального викария Архиепархии Божией Матери Римско-Католической церкви в Москве монсеньора Сергея Тимашова , «главное требование к ним — не рекомендация духовника, а рекомендация научного сообщества; ученый должен быть признанным специалистом в своей области».

Если ученая комиссия делает вывод о том, что некое явление нельзя объяснить всеми известными науке способами, ставится вопрос: можно ли говорить, что причиной такого явления стало божественное вмешательство и каков может быть его смысл? Или, может быть, наоборот, это явление, хотя и сверхъестественно, но имеет не божественную природу, а является дьявольской подделкой? Этим уже занимаются богословы.

Богословская и научная комиссии работают раздельно, независимо друг от друга, для принятия решения внутри комиссии нужно большинство в две трети голосов.

Когда все свидетельства и результаты исследований богословской и научной комиссий «на месте», там где произошло чудо, собраны, они передаются в Конгрегацию по делам святых. Епископы соборно, большинством в две трети голосов выносят вердикт: можно ли представлять на суждение папы мнение о том, что какое-либо явление действительно можно назвать чудом.

Окончательное решение принимает папа Римский, но фактически это выглядит как утверждение папой предложения Конгрегации. У папы есть право возвращать решение конгрегации на «доработку», если ее доводы не представляются ему убедительными. Но это всегда закрытые рассмотрения, и узнать об окончательном решении можно только тогда, когда оно принято и опубликовано — публикуются только положительные решения.

Индивидуальный подход

Вопрос о границах при исследовании чудес и применимости различных технологий у католиков, как и в Православной Церкви, связан прежде всего с проблемой сохранности самой святыни. «До сих пор ведутся споры, насколько обоснованно изымались образцы Туринской плащаницы для тех исследований, которые уже проводились, — отметил о. Сергей Тимашов. — Но вопрос это непростой. Здесь уместна аналогия с исследованием клеток у заболевшего человека, для того чтобы поставить верный диагноз, от точности которого зависит его спасение. Такой анализ может быть болезненным, тяжелым, и те клетки, которые будут взяты на исследование, обратно уже не вернешь. Но все понимают, что этот анализ не является неуважением по отношению к человеку, а проводится для того, чтобы было сделано все возможное для его выздоровления. Внятные этические критерии необходимы, но в каждом случае они могут быть индивидуальными, адекватными конкретной ситуации».

Тайна Ланчано

В границы допустимых исследований в Католической Церкви входят даже Святые Дары. Католики знают несколько евхаристических чудес — изменения евхаристических видов Святых Даров. Как сказано об этих случаях в исторических свидетельствах, эти чудеса всегда были ответом на сомнение или недоверие человека, часто священника, тем словам, которые сказал Христос, устанавливая Таинство причастия: «Сие есть Тело Мое… Сия есть Кровь Моя» (Мф. 26: 26), и которые священник произносит во время евхаристического канона.


Наиболее известный подобный случай произошел в 750 году в Ланчано (Италия). Священник церкви святого Лонгина Сотника усомнился — правда ли пребывает в освященной гостии Тело и Кровь Христа? И во время евхаристического канона он ощутил, что хлеб стал Плотью, а вино — Кровью. С тех пор, уже более тысячи лет, на престоле храма святого Франциска Ассизского в Ланчано (Chiesa di San Francesco), построенного на месте существовавшей с VII века церкви святого Лонгина Сотника, в которой и произошло это евхаристическое чудо, хранятся Святые Дары, с которыми произошло изменение евхаристических видов.

Отец Сергей Тимашов: «Когда Церковь встречается с таким феноменом, возникает вопрос: как с этим быть? Понятно, что это — не то, чем надо причащать верных. Потому что Христос дал нам хлеб и сказал: “Это — Тело Мое” — и вино, сказав: “Сия есть Кровь Моя”. Но как быть с тем, что обнаружилось? Священник может видеть это изменение, но не иметь каких-то доказательств. И потому Католическая Церковь проводила исследования с целью понять, с чем мы имеем дело».

В 1970 году было принято решение изучить случай в Ланчано. С участием медиков, химиков, биологов было сделано множество анализов и вынесено заключение о том, что в дарохранительнице в Лачано находится человеческая кровь четвертой группы, сохраняющая все характеристики свежей крови, и фрагмент ткани сердечной мышцы без признаков тленности. На протяжении многих лет, когда велись наблюдения, кровь не проявляла и не проявляет признаков свертываемости, в тканях сердечной мышцы не происходит каких-либо естественных изменений. Независимая медицинская комиссия не нашла естественно-научных объяснений этого феномена. В 1973 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), проведя независимое расследование, согласилась с ее выводами. Католическая Церковь официально признала ланчанский феномен чудом.

Отец Сергий Тимашов: «Интересно, что случаи изменения евхаристических видов Святых Даров наблюдались именно во время богословских споров внутри самой Церкви о Евхаристии: как понимать слова Христа: “Приимите, ядите, сие есть Тело Мое…Сия есть Кровь Моя”? Символически, буквально? То есть речь шла об адекватном богословском описании Предмета причастия. Согласно догматике Католической Церкви, в Святых Дарах реально присутствует Христос, Тело и Кровь Христовы, под видом Хлеба и Вина. Изменение видов происходит таинственно во время Евхаристии и по своему богословскому описанию близко по смыслу термину “преложение”, который употребляет византийская традиция».

Веруем на слово

Признает ли Православная Церковь чудо в Ланчано? «Признает и благоговеет перед чудом в Ланчано, происшедшим еще в неразделенной Церкви, — отмечает священник Олег Мумриков, преподаватель кафедры богословия и библеистики МДАиС . — О реальности евхаристических чудес говорит наличие в Православном Служебнике еще с XVII века наставления, кратко именуемого “Известием учительным”, о том, как правильно совершать Таинства Святой Евхаристии и что делать, если возникают недоумения относительно различных случаев, которые могут приключиться во время Божественной литургии: “како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественной литургии, и каковии бывают бедственнии и недоумении в скорости случаи, како в том исправлятися”.

В их числе есть прямая инструкция о том, что делать, если у священника в руках произойдет реальное изменение евхаристических видов: “Если после освящения хлеба или вина будет явлено чудо, т. е. вид хлеба покажется в виде плоти или младенца, вино же в виде крови, и если вскоре не изменится этот вид, т. е. снова не покажется вид хлеба или вина, но останется неизменным, то иерей никак не должен этим причащаться. Так как это не суть Тело и Кровь Христовы, а чудо от Бога, явленное ради неверия или какой другой вины. Иерей же должен взять другую просфору (если изменится вид только хлеба) и, как было указано, все положенное по проскомидии над агнцем совершить и приготовить святой агнец и, отложив и сохранив претворенный чудом Агнец, начать с молитвы: С сими и мы блаженными Силами… и все по порядку совершить (над чашей же ничего не повторяет). Если же и в чаше вид вина изменился в кровь, то, вылив ее в другую чашу или приличный сосуд, вольет в чашу вино, произнеся все положенное по проскомидии, и обычно ее освятит. И, причастившись, совершит службу.

Если вскоре хлеб, принявший вид мяса или младенца, снова примет свой прежний вид, или в чаше, где была видна кровь, снова будет явлен обычный винный вид, то иерей, не закалая другого агнца и не вливая другого вина в чашу, должен этим причаститься и совершить службу. Так как это есть истинные Тело и Кровь Христовы”».

Были ли в истории Православной церкви попытки исследовать Святые Дары, изменившие свой евхаристический вид?

Священник Олег Мумриков: «Святоотеческая концепция пресуществления или преложения (это, в общем, взаимозаменяемые в церковной письменности понятия), разумеется, не дает исчерпывающего описания “механизма” пресуществления, требуя особого благоговения и веры, поэтому “научное изучение” св. Даров в Православной Церкви, насколько мне известно, никогда не предпринималось. Недвусмысленные евангельские (Мф. 26: 26-28; Ин. 6: 32-66; 1 Кор. 11: 23-29 и др.) и литургико-гимнографические свидетельства о тождестве “исторического” и евхаристического Тела Христова, факты, собранные в патериках, отражающиеся в священнической практике, сами по себе являются убедительным свидетельством того, что в Таинстве Евхаристии нам преподается Самое истинное Тело Христово и Самая истинная Кровь Христова: “Намереваясь преломить хлеб, Господь благодарит как для того, чтоб и нас научить приносить хлеб с благодарением, так и для того, чтобы показать, что Он с благодарностию принимает преломление, то есть умерщвление Своего Тела, и не негодует на это, как на нечто невольное... Хлеб, освящаемый на жертвеннике, есть самое Тело Христово, а не образ Его; ибо Он не сказал: сие есть образ Моего Тела, но — сие есть Тело Мое. Хлеб неизъяснимым действием прелагается, хотя нам и кажется хлебом. Поелику мы слабы и не решились бы есть сырое мясо, особенно человеческую плоть, то нам преподается хлеб, а на самом деле это есть Плоть”», — пишет блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский (Толкование на Святое Евангелие. Ч. I. М., 1993. С. 236-237).

Памятка для сомневающихся

Известный своей осторожностью ко всевозможным видениям святитель Игнатий Брянчанинов засвидетельствовал случаи евхаристических чудес в своем Отечнике, процитировав один из древних Патериков. По мнению святителя, это полезно для вразумления сомневающихся в том, что перед ними истинные Святое Тело и Святая Кровь Христовы:

«Некий Скитянин говорил, что в Святом Причащении мы приемлем не Тело Христово, но образ Тела Христова в виде хлеба. Об этом услышали два старца. Зная, что говоривший велик по жительству, они поняли, что он говорит это не по злонамеренности, а по неведению и простоте. Они пришли к нему и сказали: отец! Мы слышали о некотором брате, что он произнес мнение, несогласное с учением правой веры, именно, что в Святом Причащении мы принимаем не Тело Христово, но образ Тела Христова в виде хлеба. Старец отвечал: говорил это я. Они начали его убеждать: не думай так, отец, но исповедуй по преданию Святой, Соборной, Апостольской Церкви. Мы веруем, что Хлеб есть самое Тело Христово, а в Чаше — самая Кровь Христова, — отнюдь не образы. Хотя непостижимо, каким образом хлеб может быть Телом, но так как Господь сказал о Хлебе: сие есть Тело Мое, то мы веруем, что Хлеб есть истинное Тело Христово. Старец на это сказал: если я не буду удостоверен самым опытом, то пребуду в сомнении. Они предложили ему: будем молиться Богу в течение всей следующей недели, чтоб Он объяснил нам Таинство, и веруем, что Бог откроет. Старец с радостию принял предложение; он молил Бога так: Господи! Ты знаешь, что я не верю не по злонамеренному упорству. Господи Иисусе Христе! открой мне об этой тайне, чтоб я не пребывал в заблуждении по причине неверия... По прошествии недели они пришли в церковь... и отверзлись им очи. Когда был предложен хлеб на святой трапезе, тогда увидели они, одни эти три старца, Младенца вместо хлеба. Когда же иеромонах простер руку, чтоб преломить Хлеб на святой трапезе, то сошел с неба Ангел Господень с ножем в руке, заклал Младенца; кровь из него излил в Чашу. Когда иеромонах преломлял Хлеб, — Ангел резал Младенца на малые части. Когда приступили к принятию Святых Таин, неверовавшему старцу подано было кровавое мясо. Увидев это, старец испугался и возопил: Господи! верую, что Хлеб есть Тело Твое! и немедленно мясо на руке его оказалось Хлебом по обычаю Таинства. Он причастился, славословя Бога. Старцы сказали ему: Бог ведает, что человеки не могут употреблять сырого мяса, а потому Он прикрыл Тело Свое видом хлеба, а Кровь видом вина» (Отечник. Брюссель, 1963. С. 52-53).

Отец Олег Мумриков: «Как справедливо замечает протоиерей Валентин Асмус (Евхаристия. Электронный ресурс: www.patriarchia.ru), эта цитата приобретает особую значимость, если мы вспомним, с какой осторожностью святитель Игнатий относился к всевозможным видениям. Если здесь он отказался от своей обычной недоверчивости к тому, что можно было бы счесть «прелестью», то он имел очень важные к тому побуждения. Более того: святитель Игнатий не удовольствовался тем, что включил в составленный им Отечник то, что при нежелании он мог бы и не включать, но еще и добавил аналогичное свидетельство из современной ему церковной жизни, — как для вразумления сомневающихся, так и для того, чтобы предупредить неразумное желание «требовать знамения» от Бога (см. Мф.12:38-39):
«Дмитрий Александрович Шепелев... воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда пажи говели и уже приступали к святым тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие, чтоб в Чаше были Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были Тайны, — он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека: он стоял вне себя, не чувствуя сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшее в нем изменение и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и употребил преподанныя ему Святыя Тайны» (Там же).

Верующих украшает скромность

В Лурде — месте явления Девы Марии Бернадетте Сибуру, куда сегодня ежегодно приезжают миллионы паломников, оставлено множество свидетельств исцелений. Однако официально признаны Католической Церковью не более семидесяти. Почему? Объясняет монсеньор Сергей ТИМАШОВ, генеральный викарий Архиепархии Божией Матери Римско-Католической Церкви в Москве, кандидат богословия:

— Речь не о том, что Церковь их не признает. Но для того, чтобы исцеление было признано чудесным с точки зрения строгих научно-богословских критериев, необходима доказательная медицинская документация. В Лурде основная проблема для признания исцелений — отсутствие таковой. Например, произошло исцеление, как подтвердить, что оно произошло именно чудесным, а не естественным образом? В том случае если есть два рентгеновских снимка — за неделю до и через неделю после исцеления, врачи могут предметно и доказательно рассудить, что та болезнь, которая была у человека, никак не могла за неделю исчезнуть. А если последний снимок до исцеления был сделан за полгода, здесь уже «вероятность» чуда сильно снижается, ведь за полгода много чего случается.

Конечно, трудно представить, чтобы все страждущие, приезжающие в Лурд, запасались бы рентгеновскими снимками, подшивкой последних результатов анализов и готовились к борьбе за доказательство чудесности своих исцелений. Это уже неправильное отношение к чудесам, к своей вере и к святым. Нормальный верующий — обычно человек скромный. Перед паломничеством он, как правило, молится, а не документы подшивает. Он, скорее, постарается избежать того, чтобы ходить по улицам Лурда с табличкой «Я свидетель того, что Бог есть, Он любит нас и вмешивается в нашу жизнь!». Да и с духовной точки зрения небезопасно стать объектом такого пристального внимания, особенно на почве чудес.

Католическая Церковь в отношении к чудесам исходит из принципа трезвости и призывает к этому верующих. А то, что Бог хочет прославить, Он прославит.

На полпути из Лорето в Бари паломники видят зеленый указатель автострады LANCIANO. Ланчано — маленький старинный итальянский город, расположенный в 29 километрах в стороне от автострады, идущей вдоль Адриатического моря в области Абруццо.

Центром города является церковь, когда-то посвященная святому Лонгину, сотнику, проткнувшему своим копьем сердце распятого Христа. Теперь это церковь святого Франциска — так называется она официально, но на всех дорожных указателях этого города есть дублирующее название церкви — церковь Евхаристического Чуда (La chiesa del miracolo eucaristico), т.к. то, что приводит сейчас паломников и туристов в этот когда-то крупный торговый, а сейчас маленький провинциальный город, находится в этой старинной церкви.

В VIII веке в церкви Сан-Легонций совершалось Таинство Евхаристии. Но в душе одного из священников, служивших в тот день Литургию, возникло сомнение: истинны ли Тело и Кровь Господни, сокрытые под видом хлеба и вина. Зародившееся в его душе сомнение стало причиной Евхаристического чуда, почитаемого и по сей день. Отец Василиан, так звали этого монаха, гнал от себя сомнения, но они назойливо возвращались вновь и вновь. «Почему я должен верить, что хлеб перестает быть хлебом, а вино становится Кровью? Кто это докажет? Тем более, что внешне они никак не изменяются и не изменялись никогда. Наверное, это всего лишь символы, просто воспоминание о Тайной вечере». Да, Он, Жертвенный агнец, мог Своей Божественной властью во время Тайной Вечери обратить вино в кровь, а хлеб – в Плоть. Все мог Он, пришедший по воле Отца Небесного.

Но Он ушел давно, оставив этот грешный мир и дав ему в утешение Свои святые слова и Свое благословение. И, может быть, Свои Плоть и Кровь? Но возможно ли это? Не ушло ли подлинное Таинство причастия вместе с Ним в мир горний? Не стала ли святая Евхаристия лишь обрядом – и не более того?

Тщетно пытался монах восстановить в душе мир и веру. Между тем, пресуществление произошло. Со словами молитвы он преломил Евхаристический Хлеб, и тут крик изумления огласил небольшую церковь. Под пальцами иеромонаха преломляемый Хлеб вдруг превратился во что-то другое – он не сразу понял, во что именно. Да и в чаше было уже не вино – там была густая алая Жидкость, похожая на кровь.

Ошеломленный священник смотрел на предмет, который был у него в руках: это был тонкий срез Плоти, напоминающий мышечную ткань человеческого тела. Монахи окружили священника, пораженные чудом, не в силах сдержать изумления. А он исповедал перед ними свои сомнения, разрешенные таким чудесным образом. Окончив литургию, молча упал на колени и погрузился в долгую молитву. О чем молился он тогда? Благодарил за данный свыше знак? Просил прощения за свое маловерие? Мы этого не узнаем никогда.

Но подлинно известно одно: с тех пор в городе Ланчано вот уже 12 веков хранятся чудесные Кровь и Плоть, материализовавшиеся во время Евхаристии в церкви святого Легонция. Весть о чуде быстро облетела тогда близлежащие города и области, и в Ланчано потянулись вереницы паломников.

Прошли века – и чудесные Дары стали объектом внимания ученых. С 1574 года над Святыми Дарами велись различные опыты и наблюдения, а с начала 1970-х годов они стали проводиться на научном уровне. Но данные, полученные одними учеными, не удовлетворяли других. Профессор медицинского факультета университета города Сиена Одоардо Линолди, крупный специалист в области анатомии, паталогической гистологии, химии и клиническрй микроскопии, проводил со своими коллегами исследования в ноябре 1970 и в марте 1971 годов и пришел к следующим выводам: Святые Дары, хранящиеся в Ланчано с VIII века, представляют собой подлинные человеческие Плоть и Кровь. Плоть является фрагментом мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв. Возможно, фрагмент плоти содержит также левый желудочек – такой вывод позволяет сделать значительная толщина миокарда, находящаяся в тканях Плоти.

Диаграмма крови тоже соответствует диаграмме человеческой крови, взятой в этот же день. И Плоть, и Кровь относятся к единой группе крови: АВ. К ней же относится и Кровь, обнаруженная на Туринской Плащанице. Кровь содержит протеины и минералы в нормальных для человеческой крови процентных соотношениях. Ученые особо подчеркнули: удивительнее всего то, что Плоть и Кровь двенадцать веков сохраняются под воздействием физических, атмосферных и биологических агентов без искусственной защиты и применения специальных консервантов, что уже само по себе исключительное явление. Кроме того, Кровь, будучи приведена в жидкое состояние, остается пригодной для переливания, обладая всеми свойствами свежей крови. То есть речь идет о крови и о плоти живого человека, живущего сейчас, т. к. кровь соответствует той, которая была взята в этот же день у живого человека! А мы получаем в Евхаристии ту же самую живую Плоть, не из мертвого, но из живого и прославленного Тела, чтобы жить жизнью Христа.

Руджеро Бертелли профессор нормальной анатомии человека сиенского университета, проводил исследования параллельно с Одоардо Линоли и получил такие же результаты. В ходе повторных экспериментов, проводившихся в 1981 году с применением более совершенной аппаратуры и с учетом новых достижений науки в области анатомии и патологии, эти результаты вновь были подтверждены. По свидетельствам современников чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять шариков разной формы, затем затвердевших. И вот что поражает: что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе. Это противоречит элементарным законам физики, но это факт, объяснить который ученые не могут до сих пор. В 1976 году медицинская комиссия ВОЗ и ООН опубликовала выдержки из своего отчета о проделанной работе, в котором, среди прочего, говорится о том, что наука, осознавая свои пределы, останавливается перед невозможностью дать какое-либо объяснение. Последний параграф, разумеется, не является заявлением о религиозной мере, но, по крайней мере, он является апологией смирения, которое должен проявлять тот, кто посвятил себя научному поиску. Помещенная в античную чашу из цельного куска горного хрусталя, чудесная кровь уже 12 веков предстает взорам посещающих Ланчано паломников и путешествующих.

Для нас полвека представляют, практически, целую жизнь. Двенадцать веков кажутся нам вечностью, и, может быть, именно с этим ощущением вечности мы и «чувствуем» чудо Ланчано, где Господь допустил проверку человеческой наукой Своих святых слов: «Сие есть Тело мое, сие есть чаша Крови моей, Нового и Вечного Завета, тайна веры, за вас и за многих проливаемая в отпущение грехов».

Когда атеисты утверждают: «Наука похоронила религию, Церковь и молитва устарели», чудо в Ланчано решительно опровергает всё это. Наука с ее сегодняшними возможностями доказывает подлинность чуда! Оно предназначено и для нашего времени неверия, ибо, как говорит святой апостол Павел, чудеса совершаются не для верующих, а для неверующих. В наше время, когда некоторые христиане сомневаются в истинном присутствии Христа в Евхаристии, только наука, признавая духовное присутствие Христа в душе причащающегося, доказывает очевидность чуда, которое длится уже более двенадцати веков.

Людям слабой веры, сомневающимся или не верящим в Евхаристию, были даны явные знаки, взывающие к обращению, к вере в реальное присутствие Иисуса в Евхаристии.

(Из итальянских источников)



Посетив в 2005 году это святое место, один из наших паломников Владимир Яковлевич Степанов написал такое стихотворение:

Кто мы есть, почему так живется,
Столь греховно, во светлые дни?
Существуя в миру, как придётся,
То «осанну» кричим, то - «распни».

Тех, кто в Божье не верует чудо, Вразумить может только Господь.
Он, чтоб мысль не чернила тень блуда, Превратил вино в Кровь,
хлеб - во Плоть!

Вопреки доказательству формул
Мер весов эталонных и длин,
Пять комочков неправильной формы Весят столько же, сколько один?!

Тот, кто циник, пускай, убедится,
Кто в сомненье - уверует вновь,
Что в Турине — Христа Плащаница,
А в Ланчано - Его Плоть и Кровь.

Все по воле Его — не случайно –
И в Небесном, и бренном миру Евхаристии явлена тайна
Во Священных Дарах наяву.

Пусть столетья проносятся мимо,
По проселкам безбожья пыля,
Чудо Божие явлено зримо

В цельном горном куске хрусталя…