Теория по теме познание.  Обществознание: Основы теории познания

Тема познания мира была актуальной еще в древние времена. Античные философы впервые сформировали мысль о видах познания человеком окружающего мира.

Понятие познания и знания

Знание представляет собой систематизированные результаты человеческой познавательной деятельности. Благодаря знаниям человек имеет возможность рационально строить свою жизнедеятельность, опираясь на опыт предыдущих поколений.

Совокупность методов и процессов приобретения знаний является познанием. Познание – это изучение всех процессов и закономерностей объективного мира. Наукой, изучающей процесс познания, является гносеология.

Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное

Познание мира бывает двух форм: чувственное и рациональное. В основе чувственного познания находятся три основных критерия – ощущение, представление и восприятие.

Рациональное познание базируется на процессе мышления. Рациональное познание происходит за счет поисков человеком следственно – логических объяснений происходящим явлениям объективного мира.

Чувственное познание ведет к ложному познанию. Опираясь на свои чувства, человек зачастую не может сделать правильные выводы на счет тех или иных событий. Рациональное познание может порождать как истинное, так и ложное познание.

Современная гносеология трактует истинное познание, как неопровержимые факты, которые не требуют дополнительного доказательства.

Истина и ее критерии

Истина – это степень соответствия приобретенного человеком знаний с действительностью. Человек не может узнать истину в полном объеме, поэтому это понятие всегда остается теоретическим.

Ограниченное суждение человека о явлениях или вещах называется ограниченной истиной. Система ограниченных истин иногда может складываться в понятие абсолютной истины.

Многообразие форм человеческого знания

Человеческие знания приобретаются через несколько форм: искусство, наука, верования, паранаука. Наиболее древней формой человеческого знания является верование человека. Древние люди познавали окружающий мир через верования в потусторонние силы, что выражалось в первых религиях – магии, язычестве и фетишизме.

Паранаука представляет собой изучение человеком астрологии, астрономии и других наук, которые не входят в категорию классических. Благодаря искусству человек приобретает возможность познать мир с художественной точки зрения, раскрыть все его грани, которые скрываются за логическими представлениями.

Социальное и гуманитарное знание

В основе гуманитарных и социальных знаний лежат общественные науки. Так предметом изучения истории и социологии являются взаимодействия в социуме. Знания, приобретенные во время изучения этих процессов, представляют собой социальное знание.

В отличие от социального знания, гуманитарное знание носит частный характер. Гуманитарное знание раскрывает чувства человека во время его социальных взаимодействий.


С тех пор как мир возник во мгле

Еще никто на всей земле

Не предавался сожаленью

О том, что отдал жизнь ученью.

(Рудаки)

Тема нашего урока «Познание мира».

Тема «Познание» изучается в 10 классе на теоретическом уровне. Это одна из сложных тем курса обществознания. В ней много сложных терминов:

гносеология, агностики, эмпирики, рационалисты, гипотеза, научная теория, истина.

Почему мы вместе проводим наш урок? У нас уже был такой опыт, мы в режиме вынужденного объединения изучали тему «Деятельность человека». По-моему, всем понравился этот эксперимент, и мы решили его повторить.

В 6 классе на уроках обществознания изучается тема «Самопознание» и это возраст, когда вы активно познаете окружающий мир, и я думаю,что тема урокабудетдля вас познавательна и полезнас практической точки зрения. А 10 класс сможет закрепить имеющиеся знания.

О чем мы будем сегодня говорить? О многообразии форм познания мира.

О том, что знания не возникают сами по себе, они результат познавательной деятельности человека. От нашего напряжения ума, трудолюбия, внимательности, настойчивости и любопытства зависит уровень наших знаний.

Слайд 1. План урока:

1. Познание какдеятельность.

Учебно-познавательная деятельность.

1. Знания и их роль в жизни человека.

2. Чувственное познание.

3. Рациональное познание.

4. Многообразие путей познания мира.

Что такое познание? Слайд 2.

Познание - вид деятельности человека, в ходе которого он получает знание об окружающем мире.

Познание - отражение и воспроизведение действительности в мышлении человека, результатом которого являются знания о мире, процесс поиска истины.

Знания - результат познания.

Знания - результат познания, верное отражение действительности в сознаниичеловека. Знание - это некоторая информация о мире , о самих себе.

Что изображено на картинке?

Всем наверное знаком библейский миф об Адаме и Еве, о том что жили они в райском саду Эдеме, в котором росли самые разнообразные фруктовые деревья...и они могли лакомиться плодами и только с одного яблоневого дерева запретил им Бог есть плоды с древа познания добра и зла. На том дереве жил хитрый и коварный Змей, который уговорил Еву отведать запретного яблока, а она уговорила сделать это же Адама. Люди ослушались Бога и были изгнаныиз рая.

Как вы думаете, почему Ева нарушила запрет и вкусила яблоко с древа познания?

Давайте оправдаем Еву. Возможно, ею двигало любопытство,а любопытство - не порок, если человек не сует нос в чужие дела, а проявление тяги к познанию.

Слайд 3. Познание мира для каждого из нас начинается с раннего детства. Это путь, который проделывает каждый из нас.

Как вы понимаете это выражение? Посмотрите на этого малыша, его явно заинтересовал этот большой мяч. Но когда он подрастет и пойдет в школу, его будет интересовать другое: какие материки и океаны есть на земном шаре, он узнает о жизни разных народов, о том, как устроена Вселенная. И этот путь проходит каждый из нас.В советские времена выходил киножурнал для детей «Хочу все знать», в котором детям в доступной форме рассказывали о тайнах и загадках окружающего мира. Фильм начинался с заставки «Орешек знаний тверд, но все же мы не привыкли отступать!» - эпиграф урока.

В процессе жизни мы получаем знания, которые пригодятся нам в практической жизни: как сварить суп, как пришить пуговицу, как вырастить цветок, что такое автомобиль, почему он движется.

Слайд 4. «Знание - сила»

Мы с вами учимся в, то есть приобретаем знания о природе (на уроках биологии, физики, химии), об обществе, в котором мы живем (история, обществознание), о человеке (анатомия, физиология, психология).

Английскому философу Френсису Бэкону принадлежит фраза «Знание - сила».

Как вы ее понимаете, что значит знания - сила? Какую роль играют знания в жизни людей?

В словах выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности - для строительства жилища и производства машин, для лечения больных и государственного управления, не говоря уже о нашей повседневной жизни. Благодаря знаниям развивается человек, его интеллект, благодаря знаниям общество движется вперед.

«Знания - гимнастика и пища для ума» Леонид Сухоруков.

А учение - организованный процесс получения знаний.

Слайд 5. Почему человек всегда старался познать мир, в котором он живет и самого себя?

v Практическая польза (изучение свойств камней и материалов, животного и растительного мира);

v Стремление объяснить непонятные явления природы (смена дня и ночи, изменения погоды и климата);

v Потребность передачи знаний, опыта из поколения в поколение;

v потребность учиться;

v Стремление к познанию - свойство мыслящего человека . «Я мыслю - значит я существую». Слайд 6.

Слайд 7. Связь познания с мышлением и речью.

ü Познавательная способность человека связана с мышлением (Я мыслю, значит я существую)

ü Мышление связано с речью (свои мысли идеи человек выражает при помощи речи, языка);

ü Язык - это система специальных знаков, выражающих определенные понятия и представления человека (мы понимаем друг друга благодаря языку).

ü С помощью языка мы выражаем свои мысли, идеи.

Если у человека бедная речь, он не может правильно высказать свои мысли, значит, он не работает над своим интеллектуальным развитием или он очень застенчив.

Но познание проходит не только через разум, но и сердце человека, его чувства. Какие чувства вы испытываете, когда понимаете учебный материал или решаете трудную задачку? Чувство глубокого удовлетворения и радости. Как приятно знать, что ты что-то узнал. Радость познания возникает, когда человек переходит от неуверенности и незнания к знанию.

Задание 10 классу. На доске составить план ответа:

1) «Виды познания (знаний)» и

2) «Особенности научного познания».

Все ли ученые признают, что мир познаваем, и человек может получать знания и пользоваться ими в процессе жизни?

Слайд 8. Решение вопроса о познаваемости мира философами. Агностики.

Агностики (от греческого « agnostos » - непознаваемый) - философы, отрицающие возможность познания.

Почему агностики отрицали возможность установления истины?

1. Мир не познаваем. «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств» (английский ученый Д.Юм)

2. Человек не может познать истину.

Античный философ Кратил утверждал, что все в мире меняется столь быстро, что пока мы будем произносить слово, обозначающее этот предмет, он уже изменится и будет не тем, за что мы его принимаем.

С позиции здравого смысла, если бы познание мира было невозможным, то человечество осталось бы на стадии развития дикости, не было бы науки и техники, не было бы движения общества вперед. Большинство ученых признают, чтомир познаваем, хотя процесс познания очень сложен, путь к истине идет через ошибки и заблуждения.

Слайд 9. Процесс познания. Объясните схему.

Процесс познания предполагает наличие двух сторон:

Субъект познания - человек, познающий предмет или явление.

Объект познания - предмет или явление, которое изучает человек.

Результат познания - знания.

Слайд 10.

Как человек познает окружающий мир? «Есть два вида познания, одно посредством чувств, другое с помощью мысли» (Демокрит)

Чувственное (с помощью органов чувств человека) и рациональное (с помощью разума, мышления) познание.

Назовите органы чувств человека?

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.

Познавательная задача №2. Немецкий химик Ф.А.Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо. Таким образом, 5 обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: «вот изображение бензола».

На основании какого метода научного исследования Ф.А. Кекуле сделал открытие?

Слайд «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ) Ограниченность познавательных возможностей человека. Безграничность знаний.

Учись учиться, не ленись,

Иди вперед, дерзай, трудись,

Все впереди у вас пока

Работа, дети и семья.

Ты развивай свой интеллект,

И помни, что ученье - свет.

Познавательная задача №3. Основоположник современной аэродинамики Н.Э. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами птиц, источником подъемной силы их полетов. На основе этих наблюдений, он создал математическую модель крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты и рекомендации Н.Э. Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современных самолетов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных ученым.

Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример. Укажите три признака, по которым вы это определили.

Познание – это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:

  1. Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
  2. Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
  3. Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.

Характеристика основных видов познания



Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.

Знание - результат познания действительности, содержание сознания.

Виды знаний:
Заблуждение – знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину. Ложь - сознательное искажение образа объекта.
Житейское - основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое - основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное - строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное - характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное - отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное - отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.

Формы познания

Научное - объективное, системно организованное и обоснованное знание
эмпирический уровень
методы:
– наблюдение;
– эксперимент;
– описание.
теоретический уровень
методы:
– индукция (от частного к общему);
– дедукция (от общего к частному);
– анализ (разложение целого на части)
– синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)
Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами
донаучное – предпосылки научного знания
паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадают (общество изучает самого себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
- ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
- сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.

При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход :
- устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
- выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
- изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
- рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Особенности познания средствами искусства:
- эмоциональная окрашенность;
- осуществляется при помощи образов.
Образ – это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон – свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами).

Что такое знание?

Знание – это результат познания

Познание- это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем.

1.Познаваем ли мир?

Как вы думаете, познаваем ли мир?

Используя материал учебника заполняем таблицу.

Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений.

1.Пессимисты

Агностицизм- учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей

Конвенционализм – философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными.

2.Оптимисты

Гносеологизм –философское учение, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, утверждает, что познание мира возможно.

Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте

2. Познание чувственное и рациональное.

Задание. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?

Существует две ступени познавательной деятельности.

Первая группа изучает материал и заполняет таблицу про чувственное познание. Вторая группа- рациональное познание.

формы

свойства

Чувственное познание

Ощущения

Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений, объективного мира

Восприятие

Целостное отражение предметов в многообразии их свойств

Представление

Отражение некого «усредненного» образа.

Рациональное

(логическое) познание

Понятие

Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей

Суждения

Устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается

умозаключения

Процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение

Рациональная познавательная способность связана с мышлением

Как схематично можно представить данное утверждение?

(Мышление речь язык)

Еще одна проблема-соотношение чувственного и рационального познания.

Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов.

Как вы думаете, кто утверждает приоритет чувственного познания?

Следовательно сторонниками рационального познания выступают….

  1. Сенсуализм - утверждает приоритет чувственного познания.
  2. Рационалисты – признают основой познания и поведения людей разум

Кто же прав?

Какой вывод можно сделать?

Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое.

3. Истина и ее критерии.

Посредством органов чувств,мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.

Истина –это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Истина

Абсолютная Относительная

Полное, неизменное, неполное, ограничен

раз и навсегда установлен- -ное верное лишь в

ное знание о каком-либо определенных усло-

предмете или явлении виях знание

На примерах покажите абсолютность и относительность истины.

Как же отличить истину от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания?

Существует несколько критериев истины.

Попробуйте выбрать правильные варианты.

Критерии истины

  1. Знание лишь тогда истинно, когда оно не противоречиво, логически стройно.
  2. Признание истинным того,что полезно для человека
  1. Практика - более надежный критерий истины.

Отметьте в тетраде главный критерий истины.

Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения.

Заблуждение - это ложное знание, принимаемое за истинное.

Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

  1. Особенности научного познания

Ближе всего к истине стоит научное знание.

В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности.

Особенности(выводятся на интерактивною доску)

1.Руководствуется принципом объективности.(должно отразить объект таким, какой он есть на самом деле)

2.Обладает рационалистической обоснованностью.

3.Свойственна особая системность знания.

4.Свойственна проверяемость.

Используя материал учебника, выделите уровни научного познания

5.Социальные и гуманитарные знания

Представитель общественных наук в зависимости от темы исследования может выступать как гуманитарий или как социолог.

Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.

6.Многообразие человеческого знания

Этот материал несложный, поэтому сегодня будут заслушаны сообщения, а задача остальных учащихся –дать оценочное суждение услышанному по содержанию.

Мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Мифология
  2. Жизненный опыт
  3. Народная мудрость.
  4. Паранаука.
  5. Искусство.

Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич

Работу выполнила Васильева Елена

Слайд 2

Определения знания и познания

Познание- это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

Знание- результат познания.

Слайд 3

Виды познаний

Виды познаний

  • Чувственные (сенсорные) органы чувств: обоняние, осязание
  • Слух, зрение, вкус, интуиция.
  • Рациональные абстрактное мышление
  • Ощущение
  • Понятие
  • Восприятие
  • Суждение
  • Представление
  • Умозаключение
  • Реальные
  • Нереальные
  • Слайд 4

    Познаем ли мы мир?

    Пессимисты- отрицание познаваемости мира

    Оптимисты- утверждение принципиальности познания мира

    Скептики- признавая, что познание мира возможно, выражают сомнения в достоверности полученного знания

    Агностицизм (от греч. Agnostos- непознаваемый)- философское учение, отрицающее возможность познания. С развитием знаний агностицизм не умер

    Сторонники гносеологического (от греч. Gnosis- познание и logos- учение, слово о познании) оптимизма- не отвергая сложностей познания, трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма. Их аргумент- ясность и отчетливость научной мысли, общезначимость получаемых результатов, невозможность существования человека без знаний, проверяемых в реальной практике жизни

    Слайд 5

    Познание чувственное и рациональное

    Ощущение- результат внешнего воздействия на органы чувств человека, передающие отдельные свойства предмета (цвет, вкус, запах, звучание, форма)

    Восприятие- совокупность ощущений. Создающая целостность образа предмета

    Представление- образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий

    Понятие- элементарная единица рационального мышления, отражающая общие признаки предметов, и выражающаяся с помощью слов и сочетаний

    Суждение- совокупность понятий, отражающая связи и отношения между предметами и свойствами, и выражающаяся в форме предложений

    Умозаключение- высшая форма абстрактного мышления- процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения, опираясь на основу логики

    Слайд 6

    Истина и её критерии

    Истина- это…

    • Соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания
    • Соответствие представлений или утверждений реальному положению дел
    • Продукт познания
    • Знание, похожее на действительность
  • Слайд 7

    Виды истины

    Абсолютная- Полное, исчерпывающее Знание о сложном объекте

    Относительная- ограниченно верное знание о чем- либо.