В какой серии сверхъестественного появляется банши. Банши – кто такие? Значение слова, происхождение образа

Ирландия - страна с огромным количеством легенд и мифов. С давних времен и до нашего времени они переходят из уст в уста, обрастают новыми подробностями и очевидными фактами. Самым известным существом из потустороннего мира является банши, это полупрозрачная сущность, которая напоминает женщину.

Общее описание банши

В разных районах Ирландского острова у банши есть коренное название. Дословно перевод слова «банши» (также встречается вариант «баньши») можно прочесть, как:

  • «женщина из сидов»;
  • «небесная облачная женщина»;
  • пришелец из иного мира.

В графстве Лимерик его называют плачущая женщина, плакальщица. Юго–восточная часть воспринимает создание как опасное, агрессивное, жестокое существо. В средние века башни называли богинь войны: встречаются имена Бошента, Бау и др.

Банши - персонаж ирландского фольклора, с научной точки зрения, его корни уходят далеко в древность и связаны с кельтской мифологией. По поверьям ирландцев, это сверхсущества племен богини Дану, спустившиеся на землю и со временем ушедшие жить в глухие леса, топкие болота, которые прячутся в облаках волшебных небес.

Существ под названием банши можно классифицировать на 3 разновидности.

  1. Литература описывает банши, как фею. Но, в народных поверьях ирландцев, фея - это доброе существо, ведущее образ жизни, похожий на человеческий: красивая женщина, не причиняющая человеку зла. Банши же предвещают плохие события, это одинокие страдающие существа.
  2. Призраки. Одна из наиболее распространенных версий гласит о том, что банши - призрак женщины-плакальщицы. При жизни она не достаточно хорошо выполняла свои обязанности, поэтому в наказание продолжает оплакивать умерших.
  3. Родовая покровительница. Есть предания, что это дух-покровитель семьи, пришедший оповестить о смерти человека. Он может быть предком рода или связанным наследственными узами. Ирландская мифология утверждает, что призрак покровительствует только ирландским коренным семьям.

Внешние особенности

С внешним видом есть разногласия - мифическое существо принимает разный облик. Иногда это женский образ, в других версиях дух выглядит как дерево, животное или туман.

В детских сказках банши представляют как красивую молодую девушку или женщину с очень длинными светлыми вьющимися волосами, в белом плаще с капюшоном или как маленькую седую старушку, добрую и ласковую.

Главной отличительной чертой баньши является ее длинные светлые волосы и пронзительный крик. Она редко бывает с черными или иного цвета волосами и в тёмном одеянии, поскольку ее появление в ночное время и в темных тонах было бы незаметным. Иногда ее описывают как злую летающую старуху, с острыми зубами, одетую в зеленое платье, не покидающую дом своей жертвы, ожидая ее смерти. Эта женщина ходит босой. Во всех преданиях плащ у нее доходит до пят, в темноте не видно, во что она обута.

Существующие легенды

Как и о других мифических существах, о банши есть много легенд. Все они говорят о том, что встречи с потусторонними опасны и ни к чему хорошему не приводят. Банши нельзя отнести к злым духам, скорее, к предвестникам. Их вой слышно только тому человеку, которому в скором времени суждено погибнуть.

Много существует легенд, когда мужчина, встретив призрака в виде девушки или женщины, пытался причинить ей вред: обидеть, забрать у нее какую-то ее вещь. В наказание она, прикасаясь к его телу, оставляла метку от своей ладони, чтобы всю жизнь напоминала ему о совершенном преступлении.

Есть поверье: мужчина, встретив женщину на берегу реки, просит постирать вещи. Если она была в хорошем настроении, незаметно для самого человека снимала с него одежду, стирала и возвращала назад. Опасно было, если баньши была не в духе: она могла причинить боль или удушить путника его рубахой.

Другая легенда рассказывает, как юноша украл гребень у девушки, которая расчесывала свои волосы. Она нашла его, угрожая, забрала свою вещь обратно. Но ничего плохого не сделала: только предупредила, что он мог пострадать намного серьезнее.

Банши - не единственный образ мифической сущности, являющийся предвестником плохих вестей.

  1. Гурах-и-рибин - представитель двух миров - живых и мертвых, не имеющий пола. Он приходит к человеку в момент его смерти и сопровождает в мир иной. Иногда о нем говорят, что это старая тощая страшная старуха со ртом, полным желтых или черных зубов, или птица без перьев. Это существо приходит к дому обреченного и говорит ему или родственникам, за кем оно пришло, и не уходит, пока не сделает свое дело.
  2. Другое подобие банши - мужчина-скелет Кихирает, без кожи и мяса, приходит и пугает своим присутствием, а также предупреждает о грядущих событиях.
  3. В японской мифологии есть демон Райдзю, перевоплощающийся в образы разных существ. Он может превратиться в домашнее или дикое животное. Ночью он способен стать маленьким пушистым котом, забраться в кровать к человеку, предвещая ему неприятность, вплоть до смерти. Им в Японии пугают непослушных детей, которые не хотят ложиться спать вовремя.

Все эти мифы, легенды и их персонажи и внешне и по поведению отличаются друг от друга. Но у всех них одна цель - предупреждение о приближении смерти.

Любимый вид нежити(кроме вампиров).Самый сексуальный образ эдакого эмо-призрака ^__^.Хотя к привидениям она не относится,скорее к fairy creatures .(мнения тут расходятся).К слову,в играх я всегда за нежить играю)))

Banshee.

Aka : Washer of the Shrouds(о ней будет ниже), Washer at the Banks, Washer at the Ford, Cointeach, Cyhiraeth, Cyoerraeth, Gwrach y Rhibyn, Eur-Cunnere Noe, Bean sidhe, Bean Chaointe, the Bean-nighe, Kannerez-Noz

Облик банши

Что касается описания внешнего вида банши, то тут мнения диаметрально противоположны. Одно остается неизменным — женский образ. Существует некий романтический образ банши, в основном в рассказах детей, что это молодая прекрасная женщина с длинными белокурыми или золотыми волосами в длинном белом плаще с капюшоном. Также банши описывают как маленькую старушку, но опять же с длинными волосами, белыми или седыми. Вообще длинные волосы — это такая же отличительная черта банши, как и её крик. Реже встречается описание черных или темных волос банши, также как и темных или цветных одежд, так как совершенно очевидно, что в сумерках или темноте, времени когда появляется банши, её проще увидеть именно в белом плаще и с белыми, часто седыми, волосами, что также подтверждает легенду о банши-старухе. Что касается головного убора, то он упоминается крайне редко, так как он был бы неуместен ввиду длинных развивающихся волос. Так как плащ банши в основном доходит до пят, обувь также упоминается крайне редко. Некоторые носители традиции считают, что она ходит босой.

Покровительница рода

Одним из центральных аспектов легенд и преданий о банши является представление о том, что банши — это дух-покровитель той семьи, которую она оповещает о смерти, то есть между ними есть наследственная связь, это может быть также прародительница семьи.

По повериям, банши есть не у всех ирландцев. В устных и литературных источниках семьи, смерть в которых возвещает банши, обозначаются как семьи с «О"» и «Мак», то есть считается, что банши сопровождает истинно ирландские семьи. Однако список фамилий таких семей гораздо шире, так как включает также семьи происходящие от викингов и англо-норманнов, то есть семьи которые поселились в Ирландии до XVII века.

У банши длинные распущенные волосы, серые плащи поверх зеленых платьев, красные от слез глаза. Банши опекают старинные человеческие роды, издают душераздирающие вопли, оплакивая смерть кого-либо из членов семьи. Когда несколько банши собираются вместе, это предвещает смерть кого-либо из великих людей. Увидеть банши - к скорой смерти. Плачет банши на языке, которого никто не понимает; в ее воплях будто сливаются воедино крики диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой.(тут мнения вновь разделились:кто-то утверждает что плач ее как - "низкое приятное пение",или "звук двух ударяющихся др о друга щитов",или "тонкий визг,где-то между стенаниями женщины и стоном совы").Ее вопли могут быть настолько сильными,что бьется стекло(!). Порой банши принимает облик уродливой старухи со спутанными черными волосами, одной единственной ноздрей и выпирающими передними зубами. Порой становится бледнокожей красавицей в сером плаще или в саване. А иногда является в образе рано умершей невинной девы из числа членов рода.(так же иногда ее представляют с огромной грудью,кот. она закидывает назад). Она то крадется среди деревьев, то летает вокруг дома, оглашая воздух пронзительными воплями.

Есть история о том, как некая женщина увидела в своем окне банши. Та сидела снаружи, на каменном выступе; у нее были рыжие волосы, которые казались охваченными пламенем на фоне белого платья и мертвенно-бледной кожи. Она что-то монотонно напевала, а потом вдруг исчезла, словно растаяла в воздухе. Наутро выяснилось, что у женщины в эту ночь умер брат.

Есть также история о том, как некий фермер встретился с банши у моста. Он увидел сидящую на перилах старуху, поздоровался и только тогда заметил, что у старухи очень длинные волосы, рыжие с багровым отливом. Старуха сидела, понурившись, словно чем-то опечаленная. Когда она повернулась к фермеру лицом, у того внутри все замерло: кожа бледная, как у трупа, лицо в пятнах, как индюшиное яйцо... Старуха выпрямилась в полный рост, и оказалось, что она втрое выше самого высокого человека. Фермер мысленно попрощался с жизнью, но тут старуха шагнула с моста прямо в воду и исчезла. Наутро фермер узнал, что ночью умер старик-сосед, последний в древнем роду.

Баньши, бэнси, бансии ("небесные женщины"), в ирландской мифологии феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти в глубь земли и жить под холмами в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах, и среди облаков в волшебных небесах. Согласно поверьям, баньши могут принимать любой облик - облака, тени, куста, девушки и т.п. До сих пор многие верят, будто их заунывный плач, называющийся Киэнинг и слышный по ночам, непременно предвещает близкую человеческую смерть. Автор "Демонологии и колдовства" сэр Вальтер Скотт полагал, что баньши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи Ирландии и нагорья Шотландии. Люди представляют баньши женщиной с длинными распущенными, черными волосами, в просторных одеяниях, с припухшими от слез глазами, или в облике мерзкой и уродливой старухи со спутанными седыми волосами. Фея баньши может быть и бледнокожей красавицей в длинном саване, а иногда может являться в образе рано умершей невинной девы - родственницы семьи. Заколдованный лес из артуровской легенды был населен прелестными феями. Одна из них, Жестокосердная дама, волшебница-искусительница, описанная поэтом Дж. Китсом, была баньшей, которая завлекала смертных странствующих рыцарей, вселяя в них безрассудную страсть, а потом оставляла их, лишенных воли к жизни, бродить по холмам "в угрюмом одиночестве и без смысла".

Двигаются Банши со звуком,подобным звуку полета птицы.Поэтому некоторые ошибочно отождествляют их с вороной.

БЕННИ или ПРАЧКА У РУЧЬЯ

В фольклоре жителей горной Шотландии близкая родственница банши. Прачкой у ручья ее называют потому, что бенни можно встретить у лесных речушек, в которых она стирает окровавленные одежды тех, кому суждено умереть. Одета она обычно в зеленое платье. Если человек заметит бенни до того, как она увидит его, и встанет между нею и водой, она выполнит три желания. Бенни ответит на три вопроса, но и сама задаст столько же, причем лукавить с ней ни в коем случае не следует. Того, кто наберется храбрости и припадет ртом к ее отвислым грудям, она может признать своим пасынком и будет ему помогать. Впрочем, если рассердить бенни, она принимается хлестать человека бельем, и у несчастного начинают отваливаться руки и ноги. По некоторым источникам, бенни - духи смертных женщин, которые умерли при родах, а покой обретут, лишь когда подойдет срок покинуть сей мир (то есть в тот день, в который они бы почили от старости).

Банши, баньши (англ. banshee [ˈbænʃiː], от ирл. bean sídhe - женщина из Ши) - фигура ирландского фольклора, женщина, которая, согласно поверьям, является возле дома обречённого на смерть человека и своими характерными стонами и рыданиями оповещает, что час его кончины близок.

О банши

Баньши или бенши, бэнси, бансии ("небесные облачные женщины"), в ирландской мифологии феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти в глубь земли и жить под холмами в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах, и среди облаков в волшебных небесах.

Согласно кельтским поверьям, баньши могут принимать любой облик - облака, тени, куста, дымки, девушки и т.п. До сих пор многие жители Ирландии и севера Англии верят, будто их заунывный плач, называющийся Киэнинг и ясно слышный по ночам, непременно предвещает близкую человеческую смерть, в некоторых графствах этот надрывный вой-плач получил название "пророческая история".

Автор теософского сочинения "Демонология и колдовство" сэр Вальтер Скотт полагал, что баньши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи на просторах Ирландии и в нагорьях Шотландии. Люди представляют баньши женщиной с длинными распущенными, черными волосами, в просторных одеяниях, с припухшими от слез глазами, или в облике мерзкой и уродливой старухи со спутанными седыми волосами. Фея баньши может быть и бледнокожей красавицей в длинном саване, а иногда может являться в образе рано умершей невинной девы - родственницы семьи.

Заколдованный лес из артуровской легенды был населен прелестными феями-баньши. Одна из них, по имени "Жестокосердная дама", волшебница-искусительница, описанная английский поэтом-романтиком Джоном Китсом, была баньшей, которая завлекала смертных странствующих рыцарей, вселяя в них безрассудную страсть, а потом оставляла их, лишенных воли к жизни, бродить по холмам "в угрюмом одиночестве и без смысла".

Имена банши

Банши в различных частях Ирландии называют по-разному. Общепринятым и повсеместно распространённым именем является ирл. bean sí, состоящее из bean - женщина, и sí - Ши, что вместе переводится как «женщина из сидов», из потустороннего мира. Наряду с общепринятым обозначением, во многих районах острова для банши имеются и свои, локальные имена, причём в некоторых районах острова до сравнительно недавнего времени применялось только локальное название.

Так, в графствах Лимерик, Типперэри и Мэйо обычным является имя ирл. an bean chaointe, что дословно обозначает плачущую женщину, плакальщицу. В юго-восточной части Ирландии имя банши образовано от ирландского слова badhbh (бадб), обозначающего агрессивную, страшную и опасную женщину. В средние века в Ирландии именем badhbh часто называли богинь войны. В графствах Лиишь, Килкенни и Типперэри распространено имя boshenta (бошента), производное от badhbh chaointe. В Уотерфорде банши называют bibe - байб. В Карлоу, Уэксфорде, а также на юге графств Килдэр и Уиклоу распространено имя bow - бау.

Происхождение образа банши

Банши, как полагают специалисты по ирландскому фольклору, не имеет прямых аналогов в верованиях других народов. Однако в бретонском фольклоре есть нечто схожее с банши - вестник смерти Анку, также подобные персонажи встречаются в валлийской мифологии. Это даёт основания предполагать, что образ банши уходит в древнюю кельтскую мифологию. Патриция Лайсафт, профессор Дублинского университета, посвятившая более 20 лет изучению образа банши в фольклоре, отмечает, что носители традиций практически не задумываются о происхождении банши, а воспринимают её как данность. Тем не менее, ей удалось сформулировать следующие представления о происхождении банши:
Фея

Весьма распространено мнение, что банши нечто вроде феи (fairy), такое объяснение встречается в некоторых литературных произведениях XIX и начала XX веков. Однако в настоящих народных преданиях о банши такое отождествление дается очень редко. В ирландской народной традиции феи - существа общественные, живут сообществами и ведут образ жизни, схожий с человеческим. Тогда как возвещающая о смерти банши - существо одинокое и все её отношения с человеческими существами определяются её связью со смертью.
Призрак

Большее распространение имеют следующие версии: банши не что иное, как призрак (дух) женщины-плакальщицы, так как оплакивание и рыдание одна из ее характерных черт. Некоторые ирландцы верят, что если плакальщица не выполняла свои обязанности подобающим образом, то и после смерти она продолжает оплакивать умирающих.
Покровительница рода

Одним из центральных аспектов легенд и преданий о банши является представление о том, что банши - это дух-покровитель той семьи, которую она оповещает о смерти, то есть между ними есть наследственная связь, это может быть также прародительница семьи.

По поверьям, банши есть не у всех ирландцев. В устных и литературных источниках семьи, смерть в которых возвещает банши, обозначаются как семьи с «О"» и «Мак», то есть считается, что банши сопровождает истинно ирландские семьи. Однако список фамилий таких семей гораздо шире, так как включает также семьи, происходящие от викингов и англо-норманнов, то есть семьи, которые поселились в Ирландии до XVII века.

Облик банши

Что касается описания внешнего вида банши, то тут мнения диаметрально противоположны. Одно остаётся неизменным - женский образ. Существует некий романтический образ банши, в основном в рассказах для детей, что это молодая прекрасная женщина с длинными белокурыми или золотыми волосами в длинном белом плаще с капюшоном. Банши описывают также как маленькую старушку, но опять же с длинными волосами, белыми или седыми. Вообще длинные волосы - это такая же отличительная черта банши, как и её крик. Реже встречается описание чёрных или тёмных волос банши, также как и тёмных или цветных одежд, так как совершенно очевидно, что в сумерках или темноте, времени, когда появляется банши, её проще увидеть именно в белом плаще и с белыми, часто седыми, волосами, что также подтверждает легенду о банши-старухе. Что касается головного убора, то он упоминается крайне редко, так как он был бы неуместен ввиду длинных развевающихся волос. Так как плащ банши в основном доходит до пят, обувь также упоминается крайне редко. Некоторые носители традиции считают, что она ходит босой.

Банши в легендах

Встречающиеся легенды о встречах людей и банши весьма разнообразны по изложению, но объединены единым мотивом: встреча с потусторонним - опасна. Среди всех сказаний чётко выделяются три сюжета:
Мужчина ночью встретил банши, принял её за обычную женщину, попытался её обидеть. Банши отталкивает его и в наказание оставляет на его теле неуничтожимый след своей ладони или пальцев.
Мужчина, встретивший банши за стиркой, посмеялся над ней и сказал, чтобы она и его рубашку постирала. В результате банши может как незаметно снять с него рубашку и действительно постирать, так и задушить мужчину его же воротником.
Возвращающийся домой путник встречает банши, расчёсывающую волосы костяным гребнем. Он заполучает гребень и относит его домой, однако затем банши приходит за своей вещью и, угрожая, требует её вернуть. В итоге она получает гребень, демонстрируя при этом, что всё вполне могло закончиться куда хуже.

Литература

Рэй Брэдбери написал рассказ «Банши» (англ.)русск., по которому в 1986 году был снят один из эпизодов телевизионного цикла «Театр Рэя Брэдбери» (англ.)русск..
Упоминается в фантастических романах Клиффорда Саймака «Заповедник гоблинов» и «Братство Талисмана».
Упоминается в романе Кристофера Сташеффа "Чародей поневоле".
В книге Чарльза де Линта «Отведай лунного света» встречается сравнение плача героини Джеми Пэк с плачем банши.
Образ банши появился также в комиксах (Банши из Marvel Comics).

Кинематограф и анимация

В 1970 году был снят фильм «Плач баньши», где банши представлял собой монстра, призванного предводительницей ведьм, чтобы уничтожить семью ненавистного ей преследователя ведьм.
В 2006 году был снят фильм «Банши. Музыка смерти».
Фильм 2008 года «Банши!!!» (реж. Колин Тейз). В России демонстрировался также под названиями «Ночная стража» и «Несущая гибель»
«Вой Банши» - американский фильм ужасов 2011 года.
В фильме «Аватар» (2009) банши (или икранами) названы фантастические крылатые драконоподобные существа планеты Пандора, используемые местными гуманоидами На’ви для полётов.
В мультсериале «Экстремальные охотники за привидениями» одним из призраков, от которого главные герои избавили мир, была банши.
В телесериале «Зачарованные» на Фиби нападает банши. Под воздействием её крика Фиби сама становится банши, но признание бывшего возлюбленного Коула снова делает её человеком.
В японском аниме-сериале «Боевая фея Вьюга» название «Банши 3» носит летающий авианосец.

Компьютерные игры

В мире World of Warcraft банши представлены как призрачные существа, способные летать и оглушать врагов звуковыми волнами, а также обладают способностью вселяться в тело живого существа и получать контроль над ним.
Во вселенной BattleTech имя Banshee носит одна из самых мощных боевых машин.
В игре Command & Conquer: Tiberian Sun Banshee - летательный аппарат, основанный на инопланетных технологиях, и оснащенный мощным плазменным вооружением.
В играх Grand Theft Auto Liberty City Stories, Grand Theft Auto III, Grand Theft Auto: Vice City и Grand Theft Auto: San Andreas один из самых скоростных представителей автомобильного парка называется Банши (Banshee).
Во вселенной Warhammer 40000 раса Эльдар имеет подразделения «Воющих Банши», женские отряды для близкого боя, наносящие дополнительный урон звуковыми атаками.
В игре Disciples II - один из юнитов, яркий образ призрака плачущей и стенающей девушки.
В игре Проклятые земли встречаются очень мощные враги под названием банши, которые выглядят как призраки в чёрных балахонах.
В игре Fable II банши как плачущая женщина, порождающая злых существ с душами детей, встречается в Призрачных Топях. Является очень сильным противником.
В игре Mass Effect 3 банши являются представителями расы азари превращенными в монстров Жнецами и имеющими редкое генетическое отклонение, называемое ардат-якши.
В серии Dungeons and Dragons заклинание «Крик Банши» является одним из самых сильных атакующих заклинаний, моментально убивающим всех врагов.
В игре StarCraft II: Wings of Liberty за расу терранов есть юнит - вертолёт «Банши», который имеет способность становиться невидимым.
В игре Heroes of Might and Magic V «Крик банши» - расовое умение некромантов, понижающее боевой дух и удачу армий противника. Банши также является одним из героев-некромантов, если игрок играет за этого героя - умение «Крик банши» будет усилено вдвое.
В игре League of Legends присутствует предмет Banshees veil, блокирующий 1 заклинание раз в 60 секунд.
В нескольких играх серии Mortal Kombat появляется персонаж по имени Синдел, являющийся банши.
В игре Warlords Battlecry III банши играет роль юнита-генерала расы Фей.
В игре Аллоды Онлайн банши встречается на аллоде Асээ-Тэпх, в задании, в котором её должны убить, так же есть местность, на которой обитают другие Баньши - плакальщицы.
В серии игр Halo Банши - боевая воздушная единица Ковенантов.

Музыка

«Siouxsie and the Banshees» (в переводе с искаж. англ. «Сьюзи и банши») - английская рок-группа.
В песне американской рок-группы Green Day – Peacemaker, упоминаются слова «Well, call off the Banshee..» (в переводе с англ. «Что ж, отзывай Банши»)

Характеристика.

Банши представляется в виде женщины с распущенными тёмными волосами, в красной одежде и с кровавыми глазами, а тело их покрыто густым тёмным туманом. Банши способны производить крик, который могут слышать только те, на кого она охотится, а охотится банши только на больных людей, которые пережили операцию или серьёзную болезнь. Те, кто слышит её крик, хотят, чтобы этот звук прекратился, и бьются головой о тяжёлые предметы или пол, чтобы только перестать слышать эти вопли.

Банши приводят своих жертв к самоубийству, после чего разрывают их поломанный череп и пожирают мозг. Банши охотятся только с наступлением ночи. В сказаниях говорится, что некоторые банши своим криком предупреждают человека о его смерти, а некоторые, наоборот, используют свой крик, чтобы убить человека.

Способности.

Крик - банши могут производить крик, который слышат только те, за кем они пришли. При этом, её крик настолько неприятен, что из ушей, носа и глаз начинает идти кровь, а сам человек пытается остановить этот крик, и, поэтому, бьётся головой об подручные предметы, стену или пол, тем самым, раскалывая себе череп и доводя себя до смерти.

Камуфляж - они могут становится невидимыми при помощи чёрного, окружающего их, тумана. Кроме того, их могут видеть только те, кто слышат их крик.

Язык - у банши есть язык, которым они пожирают человеческий мозг.

Неуязвимость - банши неуязвима к обычному оружию. С помощью магии можно сковать её движения, а убить её можно только золотым ножом или золотыми пулями.

Неосязаемость - как духи, банши могут проходить сквозь стены и становится неосязаемыми.

Левитация - они могут парить в воздухе.

Электрокинез - могут действовать на электроприборы и электричество.

Телекинез - могут отталкивать и передвигать предметы силой мысли.

Слабости.

Золото - золотой нож или золотые пули могут убить банши.

Магия - особые ритуалы и заклинания могут помочь против банши. Так, существует ритуал, способный прогнать её. Его использовала мама Эйлин, чтобы спасти дочь. Также существует заклинание связывания банши, которое может пригвоздить её к стене и временно лишить её возможности действовать.

Появления.

3.02 "С детьми всё в порядке"

Упоминается, когда братья ведут расследование о странных смертях.

11.11 "В Мистике"

Нападение банши

Эпизод начинается с того, что в одной семье погибает супружеская пара от того, что странный и ужасный дух нападает на мужа, а затем и на его жену, которая пыталась его защитить с помощью заклинания. В живых остаётся только маленькая дочь.

Спустя много лет, в небольшом городке начинают умирать люди от того, что они слышали странные звуки и бились об стенку. При расследовании оказывается, что существо, которое повинное в смерти этих людей - это банши. Поначалу, Сэм думает, что банши - это глухая уборщица Эйлин. Но, как оказывается, Эйлин является охотницей, которая уже много лет ищет банши, которая убила её родителей (в начале эпизода). Эйлин использует связывающее заклинание и ловит в ловушку Сэма, думая, что он и есть банши. Убедившись, что Сэм не банши, Эйлин его освобождает. К тому же, Эйлин говорит, что её отец работал на Хранителей знаний. Чтобы проверить эту информацию Сэм звонит Дину и тот находит в записях Хранителей точную информацию.

Сэм и Дин хотят использовать по их мнению следующую жертву - Милдред Бейкер. Так как банши охотится на больных людей, а у Милдред проблемы из сердцем. Когда настаёт ночь Сэм, Дин, Милдред и Эйлин ждут банши. Однако, банши приходит к Дину. Тот слышит ужасный крик, который заставляет его биться об стену. Эйлин на языке жестов показывает Милдред, что надо активировать символ. Милдред надрезает ладонь и прижимает её к знаку, и тогда банши пригвождает к стене. Эйлин успевает взять золотой нож и убить её. После смерти банши крик в голове Дина прекращается.

Мифология

Слово происходит от староирландского ben síde, в современном ирландском звучит как bean sídhe или bean sí (bean - женщина, sídhe - сиды или фейри). У них длинные распущенные волосы, которые они расчёсывают серебряным гребнем, серые плащи поверх зеленых платьев, красные от слез глаза. Банши опекают старинные человеческие роды, издают душераздирающие вопли, оплакивая смерть кого-либо из членов семьи. Когда несколько банши собираются вместе, это предвещает смерть великого человека. Увидеть банши - к скорой смерти.

Плачет банши на языке, которого никто не понимает. Ее плач, называющийся Киэнинг - это крики диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой. Банши может принимать облик уродливой старухи со спутанными черными волосами, выпирающими зубами и единственной ноздрей. Или представать бледной красивой девушкой в сером плаще или саване. А иногда она является в образе рано умершей девственницы из числа членов рода. Она то крадётся среди деревьев, то летает вокруг дома, оглашая воздух пронзительными воплями.

Is this you, inside? ©

Согласно легендам, банши в глухую ночь скользит призраком по лесам Ирландии, плача и причитая…

/Маса давно хотел и наконец-то вновь взялся за легенды. Где-то у меня уже есть набор материала по Всаднику без головы и Дикой охоте. Пришла очередь Банши - что это за существо, откуда взялось, что из себя представляет и на что способно. По возможности собрал и перелопатил как можно больше информации.
Мурмурмур:3/

Ирландия очень богата мифами и легендами о феях, призраках, лепреконах и прочих странных созданиях. Но ни одно из этих существ не вызывает в нас такого трепета и страха, как банши, едва лишь это слово слетит с чьих-то губ. Нам тут же чудится сверхъестественный вой, доносящийся со стороны леса, где под покровом темной ночи прячется сама банши.

"Банши - женщина, которая, согласно поверьям, является возле дома обречённого на смерть человека и своими характерными стонами и рыданиями оповещает, что час его смерти вот вот пробьёт! "

У Банши много имен и прозвищ – Баньши, Бенси, Бансии, беан ши ("небесные женщины"), фея, Леди Смерть, Ангел Смерти, Белая Леди Печали, воздушная нимфа, дух воздуха.
Как ее не назови – это все одно и то же существо. Банши- это бестелесное создание, призрак, иными словами.

Дурную репутацию банши получила не сразу. Изначально, если обращаться к ирландской мифологии, банши - феи, в которых превратились боги из Племен богини Дану после того, как на территории современной Ирландии появились сыновья Миля, предки ирландцев. Эти боги и богини вынуждены были уйти в глубь земли и жить под холмами в чащобах, прятаться среди болот в заколдованных лесах, и среди облаков в волшебных небесах.

Тогда считалось, что банши могут принимать любой облик - облака, тени, куста, девушки и т.п.

Каждый порядочный ирландский род должен, безусловно, пользоваться покровительством женщины из-за Холма (или из-под Холма, что, в сущности, одно и то же). Потому что если род этого покровительства лишен - то какой же он, в самом деле, порядочный?
Именно отсюда взялось поверье, что банши охраняют лишь древние семейства, корни которых уходят глубоко в историю современной Ирландии. (но об этом позже)

Банши следили за многим: за рождением младенцев и воспитанием юношей, за домашним очагом и за тем, чтобы конь не запалился, а копье не сломалось. Она - то мудрая мать, то старшая сестра. Если ирландец умирает, женщины его рода собираются оплакать его. И среди них - банши. В последние минуты она является в траурных белых одеждах, чтобы расчесать волосы умирающего своим серебряным гребнем и оросить лицо слезами, а затем отходит в сторону и вместе с прочими женщинами поет отпевальную.
Она меня чешет серебряным гребнем

И проливает потоки слез.

(Английская народная баллада «Элисон Гросс»)

Этот серебряный гребень, которым она расчесывала волосы умирающего, часто упоминается в легендах и рассказах о ней, хотя настоящее значение этого гребня уже давно начало забываться.

У нее много обличий. Кому-то она видится уродливой старухой с гривой седых волос, кому-то прекрасной юной девушкой с белой кожей. В некоторых случаях же она, как говорится, может явиться в образе прачки на берегу реки или озера. Только вот одежда, которую та стирает, как правило, окровавлена.
Миф о окровавленных одеждах и омывании их в озере или реке добавил Банши немало дурной репутации. Хотя изначально эта идея скорее всего взялась из известного ирландского мифа о Кухулине. Так, зловещая Морриган повстречалась перед последним боем прославленному герою Кухулину - она отмывала в ручье его окровавленные доспехи и пела каойнеад. Кухулин понял, что бой этот - для него последний, и стало так. Но Морриган была богиней, а не банши.

Иногда она видится прекрасной феей с длинными светлыми волосами, которые она расчесывает с помощью особенного серебряного гребня. Согласно суеверию, найти и поднять такой гребень – к большой неудаче, поскольку банши оставляет эту вещь в определенные местах, чтобы заманить ничего не подозревающих людей и привести их к гибели. (а вот и гребень)

Заколдованный лес из артуровской легенды был населен прелестными феями. Одна из них, Жестокосердная дама, волшебница-искусительница, описанная поэтом Дж. Китсом, была банши, которая завлекала смертных странствующих рыцарей, вселяя в них безрассудную страсть, а потом оставляла их, лишенных воли к жизни, бродить по холмам "в угрюмом одиночестве и без смысла".

Но самой характерной и известной чертой банши, в каком бы облике она не являлась, - ее плач. Плачет банши на языке, которого никто не понимает: в ее воплях сливаются воедино крики диких гусей, рыдания брошенного ребенка и волчий вой. Голос банши похож одновременно на собачий вой и жалобные крики птиц. Вой банши полон скорби, в нем есть меланхоличный отзвук ветра, но есть и что-то от человеческого голоса. Вой и плач отчетливо слышны на большом расстоянии.
Автор "Демонологии и колдовства" сэр Вальтер Скотт полагал, что банши не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий смертный вой, наполняющий ужасом ночи Ирландии и нагорья Шотландии.

Ее страшный, пугающий крик предупреждает человеческие создания о скорой неизбежной смерти… Услышать ее печальный голос- это знак того, что скоро кто-то окажется по другую сторону жизни.

Часто говорится так же о том, что банши очень стесняется показываться на глаза смертным. Малейший звук – и она мгновенно теряется из виду, исчезая, словно туман.

Считается, что миф о банши пошел от распространенной в Ирландии традиции оплакивать своих покойников: женщины плакали во время похорон, поэтому для многих в деревне этот плач, разносящийся по воздуху, был первым сигналом того, что кто-то умер. Эти люди, плачущие на похоронах, были известны как «плакальщики», и их услуги очень высоко ценились. Именно из этой традиции почитать умерших родилась легенда о Банши.
Традиционно, если человек умирает, его принято оплакивать - на его похоронах и делают это женщины-плакальщицы. У многих больших галльских кланов есть женщина-фейри, связанная с ними. Когда член семьи умирает, она появляется чтобы оплакать его. В историях описывается, что банши появляется, когда член семьи умирает далеко от дома, или же плач баньши может служить первым указанием на смерть. Однако, чаще всего в легендах их встречает человек, который ещё не знает, что умер кто-то из его родных.

Когда эти устные ирландские предания были впервые переведены на английский язык, появилось отличие в трактовке образа баньши между оригинальной версией и переводной. Так, погребальный плач по умершему превратился в вой и стенания, предвещающие смерть. В этих историях вой баньши предвещал скорую гибель члена семьи, а тот кто видел баньши, должен был вскоре умереть сам.

Если ирландцы все же сохранили о банши добрую память, то шотландцы (они именовали плакальщиц беан нигх или беан шитх) пришли к выводу, что плакальщица приходит непосредственно из мира умерших, чтобы напророчить смерть тому, кому бы еще жить да жить. При этом, опять-таки, нередко поминается стирка окровавленной одежды или Мифические существа - Баньшисавана («беан нигх» означает «стирающая женщина»), что заставляет заподозрить козни Морриган... Из прекрасной девушки беан шитх постепенно превращается в чудище: то обнаружат у нее перепонки между пальцами, то клыки, то обвислые груди. Конечно, такой «красавице» белое уже не к лицу; шотландские плакальщицы ходят в зеленом. Некоторые оспаривают загробную сущность беан нигх - дескать, она «всего лишь» сродни чудищу-карге (hag).

Есть и другая гипотеза: дескать, банши - это эльфийка, фея, а может, и человеческая женщина, умершая родами в результате какого-то фантастического небрежения со стороны мужа. Это, с одной стороны, объясняет пронзительность ее голоса, а с другой - ее действия; считается, что баньши стократ более охотно причиняет смерть мужчинам, нежели женщинам. В этом случае она утихомирится, если самолично покончит с бывшим мужем; а если тот ухитрится помереть своей смертью - все, она будет гоняться за мужчинами вечно.

Согласно третьей версии, это волшебница (или опять-таки эльфийка), чью могилу разорили и поставили на ее месте... тут мнения расходятся - то ли кабак, то ли вообще публичный дом. Подлететь к кабаку и устроить его завсегдатаям концерт по заявкам баньши не может, и сровнять помещение с землей следует живым.

Какую версию ни прими, из нее следует, что обычное, так сказать, физическое устранение баньши будет недолгим (если вообще удастся). Максимум через год, а скорее всего - в ближайшее полнолуние дух снова выпорхнет из-под земли, и мало никому не покажется. При этом даже на пару дней упокоить ее может лишь истинный святой, которому совершенно случайно довелось оказаться поблизости от жертвы баньши - или, быть может, чародей, но в последнем случае рецепты тщательно охраняются.

«…Ночной воздух прорезал низкий вой, переходящий в пронзительный визг. Глаза Рода резко распахнулись. Сирена? В этой культуре? Звук доносился слева, он поднял глаза - и увидел там замок на вершине холма. И там, у основания башни, что-то пылало и пронзительно визжало, словно «черный ворон», оплакивающий смерть нескольких патрульных машин. Посетители в беспорядке выбежали из трактира и столпились во дворе, глазея и тыча пальцами.

То баньши!

Нет, все будет хорошо. Разве он не появлялся уже трижды? А королева все жива!…» (К.Сташефф «Чародей поневоле»).

Когда несколько баньши собираются вместе, это предвещает смерть кого-либо из великих людей.
Это интересно: в одной из версий истории о Макбете вместо трех ведьм фигурируют три банши - они не обращаются к Макбету напрямую, а просто оплакивают сперва кавдорского тана, потом шотландского короля, а там и самого Макбета. Вполне логично: для столь знатных персон одной беан ши, конечно же, мало. Банко они не предрекали стать «предком королей», потому что этого персонажа придумал уже Шекспир - желая сотворить «великого предка» царствовавшему в то время королю Якову I.

Есть история о том, как некая женщина увидела в своем окне баньши. Та сидела снаружи, на каменном выступе; у нее были рыжие волосы, которые казались охваченные пламенем на фоне белого платья и мертвенно-бледной кожи. Она что-то монотонно напевала, а потом вдруг исчезла словно растаяла в воздухе. Наутро выяснилось, что у женщины в эту ночь умер брат.

Есть и такая история: некий фермер встретил баньши у моста. Он увидел сидящую на перилах старуху, поздоровался и только тогда заметил, что у старухи очень длинные волосы, рыжие, с багровым отливом. Старуха сидела понурившись, словно чем-то опечаленная. Когда она повернулась к фермеру лицом, у того внутри все замерло: кожа бледная, как у трупа, лицо в пятнах, как индюшиное яйцо... Старуха выпрямилась в полный рост, и оказалось, что она втрое выше самого высокого человека. Фермер мысленно попрощался с жизнью, но старуха шагнула с моста прямо в воду и исчезла. Наутро фермер узнал, что ночью умер старки-сосед, последний в древнем роду..

Поскольку о споров о самой сущности банши очень много, можно обратиться и к другой теории появления этих существ.

Некоторые ирландцы верят, что души усопших не покидают землю, но находятся здесь, привязанные к этому миру. Они либо наслаждаются счастьем, которое получили за хорошо прожитую жизнь, либо (если всю свою жизнь они жили в грехах и поддавались страстям) они несут наказание за прожитые годы. Духи, которые расплачиваются вечным страданием, как правило, привязаны к определенному месту – они вынуждены платить за свои грехи в тех местах, рядом с которыми эти грехи или преступления были совершены.
Банши- это духи, которые привязаны к земле. Говорят, что они заботятся лишь о древних семействах. Верят, что банши следят за семьей (как с плохими, так и с хорошими намерениями), присматривают за ней до тех самых пор, пока самый последний потомок умрет и не будет погребен (хотя поговаривают, что банши, например, не следуют за семьей в другие края, если та вздумает переселиться подальше).
Касательно их связи с определенной семьей, есть два варианта: либо эти создания имели при жизни очень тесные и крепкие связи с семьей, что желание наблюдать и быть с ними не исчезло даже после смерти, либо еще при жизни у них были причины ненавидеть эту семью.
Это дает нам два совершенно разных типа банши.

Каперния (Дружелюбная Банши)

Дружелюбная банши- это не то отвратительное и уродливое создание, какое мы обычно себе представляем. банши очень редко кому удается увидеть, но периодически они напоминают о себе. Говорят, что они выглядят молодыми красивыми девушками, с бледными лицами, с черными или золотыми волосами, в струящихся белых одеждах.
Пение таких банши полно грусти и тоски. Песни наполнены любовью и заботой о тех, кого они любят. Для них это пение- предупреждение.
Верят, что пение банши предвещает в течение нескольких дней смерть одного из членов семьи. Вопли и пение чаще всего слышны ночью. Кроме того, чаще всего их слышат именно те, кому адресовано предупреждение.

На другом конце спектра находятся такие банши, которые куда более привычны и узнаваемы для нас.

Злые банши при жизни имели причины ненавидеть семью, именно поэтому даже после смерти они являются страшными видениями тем членам семьи, к которым испытывали злобу или ненависть. Она выглядит страшной, покоробившейся, с искаженными чертами и ненавистью, буквально сочащейся из каждой черточки на ее лице. Криков и воя злой банши уже достаточно, чтобы у вас кровь застыла в жилах. Представьте себе самую страшную ведьму из самого страшного фильма ужасов, который вы когда-либо смотрели. Теперь сделайте ее еще страшнее и уродливее, издающую ужасные крики и вой темной ночью.
Чем предупреждать о грядущей смерти члена семьи, злые банши скорее кричат и воют в качестве своеобразного ехидного, язвительного и полного ненависти празднования, когда один из членов семьи наконец-то встречает свой конец. Это может быть, конечно, и предупреждением, но очень страшным и пугающим предупреждением.

Никто не знает, откуда у Банши такие пророческие способности, но на этот счет существует ряд теорий. Некоторые верят, что каждый член семьи имеет определенного тихого слугу, наблюдателя, который следит за ними и после чего отправляет информацию непосредственно банши. Но подобная идея не слишком распространена, и вера в Банши постепенно исчезает.
В свое время вера в Банши была очень сильной. Если кто-то не верил в это пророческое создание, люди считали подобное отношение настоящим кощунством.
В Ирландии считается, что те люди, у которых есть музыкальный талант (кто может петь или играть на музыкальном инструменте), тех сторожат и охраняют духи; Дух Жизни, олицетворяющий пророчества, дарует, как говорят, таким людям дар ясновидения, другой же – Дух Судьбы – открывает секреты несчастий и смерти, и имя этого страшного посланника - именно банши.

В старой ирландской поэме рассказывается о появлении банши утром:
«"Hast thou heard the Banshee at morn,
Passing by the silent lake,
Or walking the fields by the orchard?
Alas! that I do not rather behold
White garlands in the hall of my fathers."»

Хотя заявляется, что банши была услышана в полдень, это создание очень редко можно увидеть или услышать при дневном свете. Обычно это создание выбирает ночь для того, чтобы посетить смертных:
«The Banshee mournful wails
In the midst of the silent, lonely, lonely night,
Plaining, she sings the song of death»

Встречающиеся легенды о встречах людей и банши весьма разнообразны по изложению, но объединены единым мотивом: встреча с потусторонним - опасна. Среди всех сказаний чётко выделяются три сюжета: - Мужчина ночью встретил банши, принял её за обычную женщину, попытался к ней приставать и ненароком обидел её. Банши от обиды отталкивает его и в наказание оставляет на его теле неуничтожимый след своей ладони или пальцев. - Мужчина, встретивший банши за стиркой, посмеялся над ней и сказал, чтобы она и его рубашку постирала. В результате банши может, как незаметно снять с него рубашку и действительно постирать, так и задушить мужчину его же воротником. - Возвращающийся домой путник встречает банши, расчёсывающую волосы серебряным гребнем. Он заполучает гребень и относит его домой, однако затем банши приходит за своей вещью и, угрожая, требует её вернуть. В итоге она получает гребень, демонстрируя при этом, что всё вполне могло закончиться куда хуже.

Считается, что банши следует лишь за древними ирландскими родами – потомками благородной гальской расы – семьями, в чьих фамилиях есть Мак или О:
«By Mac and O
You"ll always know
True Irishmen they say".
But if they lack
The O and Mac,
No Irishmen are they".»

Большая комната, которая нависает прямо над дикими волнами Атлантического океана в старом разрушенном замке Дюнлюс, который находится на скале над зелеными водами побережья Анстрима – говорят, что это дом банши семьи О’Донелл.
Здесь, зимними ночами, через полуразрушенные остатки черепицы, сквозь рев гигантских штормов, которые приходят с далекого севера, можно услышать странный плач банши, сокрушающейся по печальной участи великого дома, по горькой потере и падении древней семьи гальских вождей.
По берегу Лох-Несского озера, рядом с замком Эдендафф-Каррик есть нагромождение камней, похожее на цепь небольших скал – разрушенные стены замка О’Нилов до сих пор стоят над темной гладью воды, где когда-то пребывая в гордости от осознания своей мощи, власти и собственности, жил один из самых мощных гальских вождей- великий О’Нил.
Здесь, с незапамятных времен, когда многие несчастья угрожали представителю одного из самых древних и великих родов, плач банши семьи О’Нил разносился эхом по всему лесу Койл Ультах и над серыми водами Лох-Ней, несся вдоль стен старого замка, эхом отражаясь от высоких сводов, рыдая над могилами великих O’Нил.
Маэвин – так звали банши семьи O’Нил. Ее видели и слышали много раз, а обличие, которое она обычно принимает, - это старая женщина с длинными белыми волосами, спадающими на ее худые плечи.

Одна из самых странных историй о Банши началась в Дублине – в 2:30, 6 августа, 1801 года, когда Лорд Россмор, главнокомандующий британскими силами, расположенными в Ирландии, скончался у себя дома.
Накануне он принял участие на приеме у заместителя короля в Дублинском замке. Людям, которых он там встретил (включая Сэра Иона и Леди Беррингтон), он казался абсолютно здоровым. Он оставался на приеме почти до самой полуночи. Перед тем, как уйти, он пригласил Беррингтонов на свой прием, который он устраивает в своем доме в Маунт Кеннеди. По правде говоря, для человека его происхождения и положения, можно сказать, что он провел самый обычный вечер – тот, который, кажется, не имеет даже намеков на странность ил необычность.
Ооло двух часов утра Сер Ион Беррингтон проснулся и услышал то, что было описано, как «жалобные звуки, доносящиеся снаружи, с лужайки под окном». Он бы никогда не забыл плач банши. Леди Беррингтон тоже слышала звук, как и их служанка. Наконец, в 2:30 утра Беррингтон услышал голос, зовущий: «Россмор! Россмор! Россмор!» Затем наступила тишина. На следующий день Берингтоны узнал, что Лорд Россмор умер. Его слуга услышал странный звук, доносящийся из его комнаты, и, бросившись туда, нашел его мертвым. Он умер в 2:30.
«Лорд Россмор умирал в тот самый момент, когда я слышал, как произносится его имя,» - позже писал Сэр Ион.
Это был его самый пугающий и страшный опыт в жизни.
Хотя для ирландцев это не было тайной- они знали, что в тот момент Ион слышал плач банши.

В современных компьютерных играх образ банши приобрел крайне негативную окраску; в целом банши там характеризуются как достаточно уродливые призрачные сущности, обладающие целым рядом умений, которые (согласно мифологии) им вообще были несвойственны, в частности, способность приносить смерть только воплем (keening). Изначальное предназначение банши - не приносить смерть слышащему, а констатировать скорую смерть члену семьи (клана) слышащего.

С течением времени исчезли многие знатные и благородные ирландские семьи и фамилии- некоторые из них вымерли, кто-то переселился на другие земли – и Банши стали лишь мифом, обычным суеверием.
Если когда-нибудь вам случиться быть на Изумрудном Острове, и вы окажетесь ночью под темным звездным небом – прислушайтесь. Вы можете услышать навязчивую песню или пугающий вой банши. Но будьте осторожны – в ее песнях кроется лишь смерть.