Направления в исламе и их отличия. Отличия между шиитами и суннитами

Больно читать новости, где который уже раз сообщается о том, что боевики «Исламского государства» (ИГ) захватывают и разрушают древнейшие памятники культуры и истории, которые пережили тысячелетия. Помните еще давнюю историю про разрушение . Потом из наиболее значимых было разрушение памятников древнего Мосула . И вот недавно они захватили сирийский город Пальмира, в котором находятся уникальные античные развалины. А ведь это красивейшая ! А виной всему религиозные войны.

Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие - за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба.

Так впервые разделился ислам. Вот что было потом …

Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны «назначенные Богом» имамы - Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников - от Бога. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает «сторонники, приверженцы».

Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне (дополняющем Коран своде правил и устоев, основанных на примерах из жизни Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками) ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию - но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название «суннизм».

Для суннитов шиитское понимание функции имама как посредника между Богом и человеком - ересь, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам - с их точки зрения, обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет богословскими познаниями, руководитель мечети, а институт духовенства у них лишен мистического ореола. Сунниты почитают первых четырех «праведных халифов» и не признают династию Али. Шииты признают только Али. Шииты почитают высказывания имамов наряду с Кораном и Сунной.

Различия сохраняются и в интерпретации суннитами и шиитами шариата (исламского закона). Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его со стороны мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

В современном мире сунниты составляют большую часть мусульман, шииты - чуть более десяти процентов. Шииты распространены в Иране, Азербайджане, некоторых районах Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана и в арабских странах (за исключением Северной Африки). Главным шиитским государством и духовным центром этого направления ислама является Иран.

Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.

В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами - суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация - там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась - но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все прогрессивное западное человечество во главе с США.

В бывшем СССР шииты живут в основном в Азербайджане. В России их представляют те же азербайджанцы, а также небольшое число татов и лезгин в Дагестане.

Серьезных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.

В 2010 году случился конфликт между председателем президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председателем Совета муфтиев России, суннитом Равилем Гайнутдином и главой Управления мусульман Кавказа, шиитом Аллахшукюром Пашазаде. Последнего обвинили в том, что он шиит, а большинство мусульман России и СНГ - сунниты, следовательно, шиит не должен управлять суннитами. Совет муфтиев России пугал суннитов «шиитским реваншем» и обвинял Пашазаде в работе против России, поддержке чеченских боевиков, излишне тесных отношениях с Русской православной церковью и притеснении суннитов в Азербайджане. В ответ Управление мусульман Кавказа обвинило Совет муфтиев в попытке срыва Межрелигиозного саммита в Баку и в разжигании розни между суннитами и шиитами.

Кто такие сунниты

Суннитский ислам (/ˈsuːni/ или /ˈsʊni/) - это самое большое течение ислама. Его название происходит от слова Сунна, ссылаясь на образцовое поведение исламского пророка Мухаммеда. Различия между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами появились в результате разногласий относительно выбора преемника Мухаммеда и, впоследствии, приобрели более широкое политическое значение, а также теологические и юридические аспекты.

По состоянию на 2009 мусульмане-сунниты составляли 87-90% мусульманского населения в мире. Суннизм - самое большое религиозное наименование в мире, второе место после которого занимает католицизм. На арабском языке сторонников суннизма называют ahl as-sunnah wa l-jamāʻah ("люди Сунны и сообщества") или сокращенно as-sunnah. На английском языке доктрины и практики называются Sunnism (суннизм), в то время как сторонников иногда называют Sunni Muslims (мусульмане-сунниты), Sunnis (сунниты), Sunnites (сунниты) и Ahlus Sunnah (Алу Сунна). Суннизм иногда называют «ортодоксальным исламом».

Чем сунниты отличаются от шиитов

Согласно суннитской традиции, перед смертью пророк Мухаммед не назначил своего приемника и мусульманское общество действовало согласно его Сунне и в качестве первого халифа избрали его тестя Абу Бакра. Это решение противоречило шиитским убеждениям, согласно которым пророк Мухаммед назначил своего зятя и кузена Али ибн Аби Талиба своим приемником. Политическая напряженность между суннитами и шиитами с различной итенсивностью продолжалась на протяжении всей истории ислама. В последнее время она усугубляется этническими конфликтами и ростом ваххабизма.

Коран, вместе с хадисами (особенно собранные в Кутубе аль-Ситтахе) и закреплеными юридическими согласованиями формируют основу всех традиционных законов в пределах суннизма. Правила шариата произошли из этих основных источников вместе с аналогичными рассуждениями относительно общественного благосостояния и юридического регулирования, используя принципы исламской юриспруденции, развитые традиционными юридическими школами.

В вопросах мировоззрения суннитская традиция придерживается шести столпов веры (iman) и включает школы рационалистического богословия Ash"ari (Ашари) и Maturidi (Матуриди), а также школу текстуализма, известную как традиционалистское богословие.

Значение термина Суннизм

Sunnī (Классический арабский язык: سُنِّي / ˈsunni ː/), также обычно называемый Sunnīism (суннизмом), термин, полученный из Сунны (سُنَّة / ˈsunna/, множественное число سُنَن сунна / ˈsunan/) означает «привычка», «обычная практика», «обычай», «традиция». Мусульманское использование этого термина относится к высказываниям и привычкам пророка Мухаммеда. На арабском языке эта отрасль ислама называется ahl as-sunnah wa l-jamāʻah (араб.: أهل السنة والجماعة‎‎), "люди Сунны и общества", которое обычно скоращается как ahl as-sunnah (араб: أهل السنة).

История суннитов

Одна общая ошибка состоит в предположении того, что суннизм, как вероисповедание, представляет ислам существовавший с самого начала, еще до его разделения, и, поэтому, суннизм нужно рассматривать как норматив или стандарт. Такое восприятие базируется на основании очень идиологических источников, которые принято рассматривать как надежные исторические работы, а также, потому, что подавляющее большинство населения является суннитами, а это изложение фактов удовлетворяет их вероисповедание, не смотря на то, что оно не совсем правдиво. И суннизм, и шиизм являются конечными продуктами соревнования идеологий на протяжении нескольких веков. Оба вероисповедания использовали друг друга, чтобы в дальнейшем сплотить их собственные тождества и подразделения.

Первые четыре халифа известны среди суннитов как Rashidun или «Праведные». Сунниты признают вышеупомянутого Абу Бакра как первого халифа, Умара, который учредил исламский календарь, как второго, Усман был третьим, а Али - четвертым. Последовательность событий 20-го века привела к негодованию в некоторых частях суннитского сообщества из-за потери преимущества в нескольких ранее доминируемых суннитами регионах, таких как Левант, Месопотамия, Балканы и Кавказ.

Сподвижники пророка Мухаммада

Сунниты полагают, что сподвижники Мухаммеда были лучшими из мусульман. Это верование основано на пророческих традициях, одной из которых является повествование Абдуллы, сына Масуда, в котором Мухаммед сказал: "Лучшими из людей является мое поколение, потом следующее поколение, и потом те кто придет после них." Согласно суннитским убеждениям, поддержку этой точки зрения также можно найти в Коране. Сунниты также верят, что сподвижники были истинными верующими, так как именно им было дано задание собрать части Корана в единое целое. Более того, сунниты считают повествования рассказанные сподвижниками (ahadith) вторым источником знаний мусульманской веры. Исследовательский центр Пью в 2010 году провел исследование, опубликованное в январе 2011 года, в котором было указано, что во всем мире насчитывается 1,62 млрд. мусульман, и примерно 75-90% из них - сунниты.

Исламское духовенство

Ислам не имеет формальной иерархии или духовенства. Лидеры ислама это неофициальные лица которые получают влияние посредством учебы, чтобы в конечном итоге стать ученым в сфере исламского права, которое называется Шариат. Согласно Исламскому Колумбийскому центру, Южная Каролина, любой человек, с желанием и достаточными знаниями, может стать исламским имамом. Во время службы в мечети по пятницам в полдень, собрание выбирает хорошо образованного человека, которые и будет управлять службой (Khateeb - тот, кто говорит).

Юриспруденция ислама

Существует несколько интеллектуальных традиций в области мусульманского права, часто называемого юридическими школами. Эти различные традиции отражают отличающиеся точки зрения на некоторые законы и обязательства в пределах мусульманского права. В то время как одна школа может рассмотривать определенный акт как религиозное обязательство, другая, может рассмотреть тот же самый акт как дополнительный. Эти школы не рассматриваются как секты; скорее они представляют отличающиеся точки зрения на проблемы, которые не считаются ядром исламской веры.

Мнения историков различаются относительно точного разграничения школ основанных на базовых принципах, которым они следуют. Много традиционных ученых разделяли суннизм на две группы: Ahl al-Ra"i, или «люди причины», из-за их акцента на академическое суждение и беседу; и Ahl al-Hadith, или «люди традиций», из-за их акцента на ограничение юридической мысли только тем что найдено в священном писании. Ибн Хальдун раздялял суннизм на три школы: школа Hanafi (Ханафи) представляла причину, школа Ẓāhirīte (Захирите) представляла традицию и более обширная, средняя, школа которая охватывала школы Shafi"ite (Шафиите), Malikite (Маликите) и Hanbalite (Ханбалите).

В средние века Мамлюкский султанат в Египте очертил приемлемые суннитские школы, среди которых были названы школы Hanafi, Maliki, Shafi"i и Hanbali, за исключением Ẓāhirī. Позже Османская империя вновь подтвердила официальный статус четырех школ. Это действие стало ответной реакцией на шиитский характер, их главного политического и идеологического соперника, персидких Сефевидов. Хотя бывший премьер-министр Судана Аль-Садик Аль-Махди, а также Амманская декларация опубликованная королем Иордании Абдуллой II признают школу Ẓāhirī и насчитывают пять суннитских школ.

Различные толкования исламского права

Толкование мусульманского права, посредством извлечения конкретных правил - таких, как молитва - обычно называется исламской юриспруденцией. Все юридические школы имеют свои собственные конкретные традиции интерпретации этой юриспруденции. Поскольку эти школы представляют ясно разъясненные методологии для интерпретации мусульманского права, произошло небольшое количество изменений в методологии относительно каждой школы. В то время как конфликт между школами в прошлом часто имел насильственный характер, сегодня, школы признают друг друга как жизнеспособные юридические методы нежели как источники ошибок или ереси. Каждая школа полагается на свои факты, а расхожие мнения принято уважать.

Шесть столпов суннитского ислама

Ислам суннитского толка базируется на шести статьях известных как шесть столпов веры (iman), которые объединяют в вере всех мусульман-суннитов, вместе с 105 ключевыми убеждениями, упомянутыми в "Исламской теологии Ат-Тахави" ("Aṭ-Ṭaḥāwī"s Islamic Theology").

  1. Существование одного истинного Бога;
  2. Существование божественных ангелов;
  3. Авторитет книг Божьих, которыми являются свитки Авраама, свитки Моисея, Тора, Псалмы, Евангелие и Коран;
  4. Вера в посланников и пророков;
  5. Подготовка и вера в Судный День;
  6. Верховенство Божьей воли, т.е. вера в предопределение хорошего или плохого единым Богом.

Особенности суннитского ислама

Некоторые исламские ученые столкнулись с вопросами, четкие ответы на которые, по их мнению, не были даны в Коране или Сунне. Особенно это касается вопросов философских головоломок, таких как природа Бога, существование человеческой свободы воли или вечное существование Корана. Различные школы богословия и философии развивались, чтобы ответить на эти вопросы, каждый из которых заявлял о своей верности согласно Корану и мусульманской традиции (сунна). Среди мусульман-суннитов, различные школы мысли в теологии стали рождаться из наук калама в оппозиции к текстуалистам, которые стояли на своем, одобряя тексты не вникая в философские рассуждения. Они видели в этом инновацию в исламе. Три существовавших школы следовали таким убеждениям. Все три школы принимают мусульмане во всем мире и они рассматриваются в рамках "исламской ордотоксальности". Ключевые верования суннизма согласованы (шесть столпов веры (Iman)) и кодифицированы в трактате Акида написаным имамом Ахмадом ибн Мухаммедом аль-Тахави в его Aqeedat Tahawiyyah.

Теология Ашари

Основана Абу аль-Гасаном аль-Ашари (873–935). Эта теологическая школа Aqeedah (Акида) принималась многими мусульманскими учеными и развивалась в разных частях исламского мира на протяжении всей истории; Имам Аль-Газали писал о вероисповедании, его обсуждении и согласовании некоторых принципов.

Теология Ash"ari (Ашари) подчеркивает верховенство божественного откровения над человеческим разумом. Вопреки мутазилитам (Mu"tazilites), которые утверждают, что мораль не может происходить из человеческого разума, но божественные заповеди, как показано в Коране и Сунне (практиках Мухаммеда и его сподвижников как записано в традициях или хадисах) являются единственным источником морали и норм поведения.

Относительно природы Бога и божественных признаков, Ash"ari отклонили убеждения Mu"tazili, что все коранические ссылки на Бога как имеющие реальные признаки были метафорическими. Ash"aris настояли, что эти признаки были, поскольку они «лучше всего подходят Его Величеству». Арабский язык - широкий язык, на котором у одного слова может быть 15 различных значений, таким образом, Ash"aris пытаются найти значение которое больше всего будет подходит Богу и не будет противоречить Корану. Поэтому, когда Бог заявляет в Коране, "Он, тот кто не имеет сходства ни с одним из Его творений", это ясно означает что Бог не может иметь частей тела, потому что Он сам создал тело. Ash"aris склонны подчеркивать божественное всемогущество над человеческой свободой воли и склонны верить, что Коран вечен и нерукотворен.

Учение Матуридия

Основан Абу Мансуром аль-Матуриди (умер в 944). Maturidiyyah (Матуридия) была традицией меньшинства, пока ее не приняли турецкие племена Средней Азии (ранее, они были Ash"ari и последователями школы Shafi"i; после миграции в Анатолию они стали чтить традицию Hanafi и следовать вере Maturidi). Одно из племен, турки-сельджуки, мигрировало в Турцию, где позже была основана Османская империя. Юридическая школа, которой они отдавали предпочтение, получила новое выдающееся положение по всей империи, не смотря на то, что ее последователями были исключительно последователи школы Hanafi, в то время как последователи школ Shafi и Maliki в границах империи следовали школам мысли Ash"ari и Athari. Таким образом, везде где есть последователи Hanafi, можно найти приверженцев вероисповедования Maturidi.

Традиционная суннитская школа

Традиционалистская теология - это движения исламских ученых которые отвеграют рационалистическую исламскую теологию (kalam) в пользу строгого текстуализма в толковании Корана и Сунны. Название происходит от слова "традиция" в его техническом смысле как перевод арабского слова hadith (хадис). Иногда это движение также называют и другими названиями.

Сторонники традиционистской теологии полагают что zahir (буквальный, очевидный) значение Корана и Хадисов имеет единственую власть в вопросах веры и закона; и что использование рационального спора запрещено, даже если дискуссия подтверждает правду. Они участвуют в буквальном чтении Корана, напротивовес тем кто участвует в ta"wil (метафорическое толкование). Они не пытаются осмыслять значения Корана рационально и полагать, что их факты должны быть отправлены одному только Богу (tafwid). В сущности текст Корана и хадиса принимается без вопросов "как" или "Bi-la kaifa".

Приверженное традиции богословие появилось среди ученых хадиса, которые в конечном счете соединились в движение, названное ahl al-hadith под лидерством Ахмада ибн Ханбала. В вопросах веры они были настроены против Mu"tazilite и других теологических течений, осудив много пунктов их доктрины, а также рационалистических методов, которые они использовали в свою защиту. В десятом веке аль-Ашьари и аль-Матуриди нашли компромисс между рационализмом Mu"tazilite и буквализмом Hanbalite, используя рационалистические методы, защищенные Mu"tazilite, чтобы защитить большинство принципов приверженной традиции доктрины. Хотя, главным образом, ученые Hanbali, которые отклонили этот синтез, были в меньшинстве, их эмоциональный, основанный на рассказе подход к вере остался влиятельным среди городских масс в некоторых областях, особенно в аббасидском Багдаде.

В то время как Ашаризм и Матуридизм часто называют суннитской «ортодоксальностью», приверженное традиции богословие процветало вместе с ним, заявляя конкурирующие претензии, на право называтся православной суннитской верой. В современную эру это оказало непропорциональное влияние на исламское богословие, адаптированное ваххабизмом и другими традиционными салафитскими течениями, которые распространились далеко за пределами границ юридической школы Hanbali.

Что такое хадисы

Коран, поскольку он существует сегодня в книжной форме, был составлен сподвижниками Мухаммеда (Sahabah) в течение нескольких месяцев после его смерти и принимается всеми течениями ислама. Однако, существует много вопросов веры и повседневной жизни, которые не были непосредственно предписаны в Коране, но были действиями, которые наблюдались Мухаммедом и ранним мусульманским сообществом. Более поздние поколения искали устные традиции которые бы поведали о ранней истории ислама, практиках Мухаммеда и его первых последователей, чтобы записать их и сохранить. Эти записанные устные традиции называют хадисами. Мусульманские ученые на протяжении веков тщательно проанализировали хадисы и оценили цепь повествования каждой традиции, тщательно исследовали правдивость рассказчиков, а также оценили силу каждого хадиса.

Какие хадисы самые достоверные

Кутуб аль-Ситтах - шесть книг, содержащих коллекции хадисов. Мусульмане-сунниты принимают коллекции хадиса Бухари и Мусульманина как самые подлинные (sahih, или правильные), и хотя принимают все проверенные хадисы как поддлинные, предоставляют немного меньший статус коллекциям других записей. Однако, существуют еще другие четыре коллекции хадисов, к которым с особенным уважениям относятся мусульмане-сунниты, что составляет в общей сложности шесть хадисов:

  • Сахих аль-Бухари Мухаммад аль-Бухари
  • Сахих Муслим Муслим ибн аль-Хаджжаджа
  • Сунан аль-Сугра Аль-Наса"и
  • Сунан Абу Дауд Абу Дауда
  • Джами "ат-Тирмизи Аль-Тирмизи
  • Сунан Ибн Маях Ибн Маяха

Существуют также и другие сборники хадисов, которые содержат много достоверном хадисов и часто используются учеными и специалистами. Примеры этих коллекций включают в себя:

  • Мусаннаф Абда аль-Раззака из Абд ар-Раззак ас-Санани
  • Муснад Ахмад ибн Ханбаля
  • Мустадрак Аль Хаакима
  • Муватта имама Малика
  • Сахих Ибн Хиббан
  • Сахих Ибн Хузайма Ибн Хузайма
  • Сунан Ад-Дарими Ад-Дарими

Религиозный аспект противоречий в мусульманском мире

Суть вопроса

Современное положение дел в мусульманском мире

Сунниты и шииты - вражда на политическом фоне

Многим современным людям, непосвященным в религиозные тонкости, ислам представляется самой монолитной религией. Действительно, на сегодняшний день под зеленым знаменем Пророка объединилось более полтора миллиарда человек. Соотносят себя с исламом граждане в 120 странах мира. Причем в 28 странах, эта религия является основным религиозным течением и считается государственной. На этом фоне нельзя сказать, что мусульманский мир представляет собой обитель спокойствия и умиротворения. Там, где место религии в обществе определяет сам человек, неизбежно возникают противоречия. Сначала это касается различий во взглядах на вопросы о толкования культа. Позже на этой благодатной почве вырастают побеги непримиримой вражды между ветвями одного народа и племени, со временем переходящей в ненависть.

Вековая вражда и ненависть, которую питают друг к другу сунниты и шииты - это яркий пример того, как различное толкование одних и тех же догм и постулатов может проложить пропасть между единоверцами. Причем корни этой вражды уходят в седую старину, во времена, когда ислам только набирал свою силу.

Религиозный аспект противоречий в мусульманском мире

Ближний и Средний Восток исторически является регионом планеты, который стал фундаментом для всего мусульманского мира. Именно здесь располагаются страны и государства, внешняя и внутренняя политика которых во все времена оказывала влияние на ислам. Здесь также проживали и продолжают жить народы, социально-общественная жизнь, традиции и обычаи которых заложили основы будущей мировой религии. Однако история внесла свои коррективы в общественно-политическое устройство этого региона планеты, создав едва ли не самый бессмысленный прецедент для внутреннего раскола в мусульманском мире.

Уже 13 веков сунниты и шииты, две самые ярко выраженные и мощные ветви ислама, являются непримиримыми антагонистами в вопросах трактовки ислама и разночтений в толковании его основных догматов. Если оценивать формат религиозных доктрин, на которых базируются суннизм и шиизм, то здесь можно обнаружить много общего. Базовые столпы ислама для двух течений практически одинаковы. И те, и другие одинаково трактуют свидетельства и молитвы.

В Иране, в Иордании, в Ираке, в Саудовской Аравии и в Объединенных Эмиратах одинаково трактуют вопросы поста. Шииты Ирака и Бахрейна отправляются в паломничество в Мекку вместе с суннитами Ирана и Сирии. Так было в давние времена, такая же ситуация прослеживается в наши дни. Однако «дьявол кроется в деталях»!

Именно в деталях правления религиозного культа выявляются расхождения и противоречия между двумя религиозными течениями. Причем эти разночтения носят кардинально противоположный характер и охватывают многие позиции. Не секрет, что в любой религии всегда были и есть свои направления и течения. Многое зависит от этнического фактора и национальных традиций, сложившихся в данной местности, регионе. Ислам не избежал подобной участи, разделившись со временем на различные течения. У мусульман присутствуют как ортодоксальные и маргинальные течения, так и религиозные учения вполне лояльные к светскому образу жизни. Раскол между наиболее яркими ветками ислама, между суннизмом и шиизмом, произошел еще в далеком VII веке. Как и всегда, начало религиозным распрям положило банальное человеческое желание изменить существующий порядок формирования властной вертикали. Властные элиты использовали религию для внутриполитической борьбы

Суть вопроса

Начавшийся раскол берет свои корни на территории современного Ирана - тогдашней Персии. После покорения Персии арабами, территория страны вошла в состав нового огромного государства - арабского Халифата, в котором государственной религией стал ислам. Уже тогда среди мусульман наметились направления раскола. После смерти последнего Халифа Али ибн Абу Талиба, которого некоторые считали родственником и сподвижником пророка Мухаммеда, остро встал вопрос о престолонаследии. В одних регионах Халифата появлялись политические группировки, считавшие, что новым Халифом должно быть лицо, являющееся потомком Пророка. Такое родство априори допускало наличие у нового правителя самых лучших духовных и человеческих качеств.


В противовес этому направлению в стране появились группировки, которые ратовали за то, что страной должен управлять выборный человек-лицо, обладающее авторитетом и достойное звания Халифа. Основная масса населения Халифата - представители малоимущих слоев, которые слабо разбирались в политической конъюнктуре. Народу больше пришлось по душе идея ставить главой государства лицо, имеющее непосредственное отношение к Пророку. Следовательно после смерти Халифа Али ибн Абу Талиба его место должен был занять человек из того же рода. Акцент делался на то, что сам Халиф Али был рожден в Мекке и стал первым из мужчин, принявших ислам. Тем, кто проповедовал эту идею, стали называться шиитами, от слова шийа - т.е. первый. В своем учении они опирались на Коран, как единственный и непререкаемый источник праведной мысли в исламе.


На заметку: в самой среде шиитов также существуют противоречия по поводу того, откуда следует считать первородство правителя. Одни предпочитают вести отчет от самого Пророка Мухаммеда. Другие считают вести отчет от сподвижников Пророка. Третья группа, самая многочисленная, считает первородство от халифа Али ибн Талиба.

Сунниты представляли собой другую прослойку гражданского общества арабского Халифата, которая придерживалась совершенно иных взглядов на вещи. Существенная разница между суннитами и шиитами заключалась втом, что первые отвергали исключительное право родства халифа Али с Пророком. В своих аргументах религиозные деятели из этого лагеря опирались на тексты, взятые из сунны, священной для всех мусульман книги. Отсюда и название нового религиозного течения - суннизм. Следует отметить, что именно разночтения и стали тем камнем преткновения, которое впоследствии стало красной полосой, разделившей ислам на два непримиримых лагеря.


Сунниты почитают только Пророка, шииты - причисляют к лику святых. Уже тогда противоречия на религиозной почве достигли наивысшего накала, который быстро перерос в кровопролитный гражданский конфликт, разорвавший халифат на части.

Однако времена меняются. Исчез арабский Халифат, появились Османская Империя и Персия. Территории расселения суннитов и шиитов то входили в состав одних государств, то становились территорией других стран. Менялись правители и политическое устройство, однако распри на религиозной почве между суннитами и шиитами продолжали сохраняться, не взирая на меняющиеся времена, иное политическое устройство.

Современное положение дел в мусульманском мире

Существующие противоречия между двумя религиозными течениями настолько глубоко укоренились в исламском мире, что продолжают до сих пор оказывать влияние на внутриполитические процессы и внешнюю политику государств на Ближнем Востоке.

И это при том, что на долю мусульман, исповедующих шиизм, приходится всего 10-15% от общего числа верующих, для которых Аллах является единым Богом. Сунниты, наоборот, составляют подавляющее большинство -1,550 млн. человек. Такое огромное количественное преимущество не дает суннитам право первого голоса в мусульманском мире. Отсюда и постоянно возникающие противоречие и конфликты, возникающие между исламскими государствами.

Карта распространения Ислама


Проблема в том, что шииты в основном составляющие население таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Азербайджан и Бахрейн окружены поясом государств, где государственной религией является суннизм. Исторически так сложилось, что современные границы государств этого огромного региона не являются четкой этнической границей для народов. В процессе мирового устройства на территории других стран Ближнего и Среднего Востока сформировались анклавы, в которых проживает население исповедующее шиизм. Сегодня шииты проживают в Саудовской Аравии, в Турции, в Йемене и на территории Афганистана. Немало шиитов проживает на территории современной Сирии, раздираемой гражданским конфликтом.

Основная сложность заключается в том, что все шииты из Сирии или из Йемена, из Саудовской Аравии или из Турции, считают своими духовными наставниками имамов. Если сунниты имамов считают просто духовными наставниками, то шииты почитают имама наравне с Пророком. По их мнению, глава шиитов - это лицо, которое обязательно состоит в родстве с легендарным халифом Али. Как в наши дни можно проследить родословную имама - вопрос, однако в шиизме на это делается особый акцент. Шииты считают, что появление каждого последующего правителя и духовного главы общины предначертано свыше. Авторитет имама непререкаемый, а его мнение становится для шиитов непреложной истиной. Это соответственно приводит к проявлениям двоевластия на тех территориях, где проживают шииты. Номинально шииты подчиняются законам того государства, в котором проживают, однако в общественно-политических вопросах и в вопросах веры для шиитов на первом месте стоит мнение имама.

На этой почве у мусульман отсутствует единство. Весь мусульманский мир условно разделен на сферы влияния, где правят не главы государств, а духовные лидеры.


Огромную роль у шиитов имамы играют в управлении государством. Теперь в их компетенции не только вопросы религиозного толка, но и управление светской жизнью шиитской общины. Эта особенность наиболее ярко проявилась в Иране, где имам, он же аятолла, является не только духовным лидером, но и выполняет порой негласные функции государственного лидера. В Иране долгое время шах сочетал в себе светскую и духовную власть. После исламской революции в Иране утвердилась светская власть во главе с Президентом Республики, однако негласным главной государства остается аятолла - он же глава шиитов. Его мнение и речи являются для всех шиитов непреложными, независимо оттого где они проживают, в Иране или в Йемене, в Афганистане или в Саудовской Аравии.

Сунниты и шииты - вражда на политическом фоне

Говорить, что корень противоречий между двумя религиозными течения ислама лежит сугубо в трактовке вопросов веры будет неверным. Над отношениями между двумя конфессиями все время довлеет политический аспект. Исламский мир никогда не был монолитным и единым в своем духовном порыве. Всегда находились люди, которые в угоду собственным политическим амбициям или под внешним влиянием, использовали имеющиеся между суннитами и шиитами разногласия на религиозной почве.


Примеров конфликтов, которые возникали на религиозной почве между мусульманами, история знает не мало. Османская Империя, в которой большинство населения исповедуют суннизм, постоянно находилась в конфронтации с Персией, где шииты представляли подавляющее большинство. Современная история наглядно демонстрирует ту роль, которую играют противоречия между суннитами и шиитами в отношении между самыми крупными и влиятельными государствами Среднего Востока - Ираном и Саудовской Аравией.


Отличие суннитов в вопросах веры и исправление культа от своих единоверцев заключается в следующем:

Сунниты почитают сунну в полном объеме (шииты сунну воспринимают как священное писание только в той части, где описывается жизнь Пророка);

Сунниты считают день Ашура праздничным, шииты наоборот, считают этот день поминальным;

Сунниты в отличие от шиитов по-другому относятся к институту брака. В их толковании брак должен быть одним, как завещал Пророк Мухаммед. У шиитов количество браков не ограничивается;

Сунниты и шииты имеют свои отличные места паломничества. Для первых святыми местами являются Мекка и Медина. Шииты отправляются в паломничество в Эн-Наджаф и в Кербелу; количество намазов (время для молитвы) у тех и других отличается. Сунниты обязаны совершать в день не менее пяти намазов. Шииты считают достаточным совершением трех намазов.

Такие разногласия не являются критичными и принципиальными, однако в большинстве случаев они до сих пор не могут быть принятыми ни теми, ни другими. Большинство конфликтов, которыми сегодня охвачен Ближний Восток и регион Персидского залива, имеет религиозные корни. Шиитский Иран всесторонне поддерживает шиитские общины в Йемене и в Сирии. Саудовская Аравия наоборот, всячески поддерживает режимы суннитского толка. Религия становится удобным орудием в руках политических деятелей, которые стремятся укрепить свое влияние в мусульманском мире, и не только.


Искусно манипулируя на религиозных чувствах мусульман, нынешние политические режимы в странах Ближнего и Среднего Востока остаются оплотом конфессионального раздора. В большинстве случаев современные теологи объясняют возникшие противоречия извечным противостоянием между арабами и персами. Арабы, которые в основном исповедуют ислам суннитского толка, склоняются к тесному переплетению вопросов религии со светскими законами. Шииты, которые являются потомками древних восточных династий, тяготеют больше к исламу ортодоксального толка. Нынешняя сложная военно-политическая обстановка в исламском мире создана искусственно, в угоду политических интересов правящих режимов.Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Суть различий суннитов и шиитов в религиозных разногласиях. Раскол (схизма) в исламе начал вызревать сразу после смерти пророка Мухаммеда в 632 году нашей эры. Мухаммед был «харизматичным авторитетом», который, по словам Макса Вебера, «представляет собой хрупкую конструкцию, неспособную без изменений пережить своего носителя». Таким образом, когда после смерти Мухаммеда возник вопрос о выборе преемника, было ясно, что им должен стать некто, наиболее приближенный к сохранившемуся образу покойного лидера.

Если сам Мухаммед обладал некими исключительными чертами, то, может быть, нужно искать преемника в семье пророка, среди его потомков, унаследовавших его харизму, ум и способности? Или вся мудрость и весь опыт уже и так есть в Коране и тогда необходим человек, лучший среди равных в части познания божественного послания? В таком случае речь идет о свободном выборе преемника среди достойных. В результате те, кто считал необходимым семейную преемственность, стали шиитами, а те, кто считал правильным избирать лучшего среди равных, - суннитами.

Таким образом, можно смело утверждать, что первопричина раскола в исламе на шиизм и суннизм крылась в борьбе за власть в рамках «предвыборной кампании». Основная интрига развернулась вокруг двух главных кандидатур: Абу Бакра ас-Сиддика, тестя Мухаммеда, и Али ибн Абу Талиба - кузена и зятя Мухаммеда, женатого на любимой дочери пророка Фатиме.

Сейчас сложно рассуждать на тему, почему сахаба - компаньоны пророка, его ближайший круг последователей - остановили выбор на Абу Бакре. Оба кандидата были людьми известными и пользовались популярностью. Скорее всего, сыграла роль разница в возрасте: Абу Бакр был значительно старше Али, что автоматически ставило его в разряд более мудрых. Возможно, сахаба не выбрали Али именно потому, что он был членом семьи. Выйдя замуж за Мухаммеда, Аиша, дочь Абу Бакра, вошла в семью пророка, тогда как Мухаммед не считался, в соответствии с традицией, вошедшим в семью Абу Бакра. В завещаниях пророка много внимания уделяется равенству всех мусульман, и, возможно, именно поэтому его ближайший круг не захотел создавать прецедент «семейной исключительности». Так или иначе, Абу Бакр был избран, став первым халифом и положив, сам того не желая, начало расколу внутри ислама.

За назначением халифа последовала череда событий сугубо светского, гражданского характера, которые и привели в результате к противоречиям доктринального толка, проявляющимся сегодня достаточно остро: сразу после смерти Мухаммеда его дочь Фатима, она же супруга проигравшего кандидата Али, предъявила, как мы сказали бы сегодня, гражданский иск о праве вступления в наследство в отношении оазиса Фадак, принадлежавшего Мухаммеду. Абу Бакр, обладавший правом вынесения судебных решений, в иске отказал, заявив, что «посланник Бога не мог иметь собственности», так что и наследовать нечего. Это решение сильно не понравилось «протошиитам», став еще одним аргументом, доказывающим, что Али был бы лучшим кандидатом - уже тогда ходили слухи, что Мухаммед перед смертью подарил оазис Фатиме. Следующим событием стала так называемая проповедь Фатимы в мечети пророка, где, по преданию, Фатима прилюдно раскритиковала власть Абу Бакра как нелегитимную. С этого момента ведется отсчет процесса перехода раскола из сферы гражданской в сферу религиозную, в результате которого в исламе образовались два основных соперничающих течения: шииты (Shi’at Ali - партия Али) и сунниты (Ahl Sunna - люди Сунны).

Принципиальное разногласие, как мы говорили выше, сводилось к позиции по вопросу о том, кто может и должен руководить исламской уммой (сообществом): прямой потомок Мухаммеда по линии Али и Фатимы, на чем настаивают шииты, или человек, выбранный из наиболее достойных среди равных себе мусульман, как утверждают сунниты. При этом, будучи правоверными мусульманами, и те и другие приводят в доказательство убедительные выдержки из священных текстов (часто одни и те же, но в разной трактовке) в доказательство своей правоты и неправоты оппонента.

Есть также и противоречия, касающиеся роли имамата: шииты считают имама духовным лидером и руководителем общины одновременно, тогда как для суннитов имам - это прежде всего настоятель мечети. Хотя в этом вопросе не все однозначно, границы понятий во многом размыты. Например, большинство суннитов, так же как и шииты, верят в приход Махди, который есть не кто иной, как скрывшийся в 260 году хиджры двенадцатый имам. И те и другие отсылают нас к пророчеству о двенадцати правильных имамах, но только шииты ставят этот хадис во главу учения о властном наследовании (отсюда и название основного крыла шиитов - двунадесятники).

Остальные противоречия относятся к сфере юриспруденции, толкования Корана, интерпретации Сунны пророка. Шииты, например, не согласны с суннитской практикой развода, а сунниты, наоборот, возражают против практики «временных браков» у шиитов. Шииты, в отличие от суннитов, почитают высказывания имамов наравне с пророчествами Сунны.

Все эти различия не имеют принципиального характера в духовной сфере. И те и другие не перестают чтить Коран и Сунну в качестве источников веры и ревностно хранят принцип единобожия. На протяжении тысячелетия существования двух основных соперничающих течений в исламе разногласия между шиитами и суннитами периодически переносились из области духовной в область политическую, то есть назад к истокам, приводя к конфликтам различной степени интенсивности, однако, за исключением некоторых трагических событий, никогда не носили затяжного и особо кровавого характера. Здесь, конечно, лидером стал XXI век, вызвавший к жизни, очевидно, самый жестокий и бескомпромиссный конфликт между шиитскими и суннитскими общинами за всю историю существования ислама.

В современном мире шииты составляют примерно 11% мусульманского населения мира. Страны, в которых шииты составляют большинство: Иран - 93,4%, Азербайджан - 70%, Ирак - 62%. Крупные общины шиитов находятся в Кувейте (30%), Ливане (34%), Йемене (40%). Страной, претендующей на лидерство в шиитском мире, является, конечно же, Иран. После революции 1979 года, когда к власти в Иране пришло радикальное шиитское духовенство, Иран начал активно создавать так называемый шиитский пояс Иран - Сирия - Ливан (Хезболла), вызвав обострение конфликтной ситуации с Саудовской Аравией, которая сочла действия Ирана угрозой своим интересам в регионе. В основе столкновения ИРИ и КСА лежат сугубо экономические соображения. Однако обе стороны с самого начала разыгрывали карту шиито-суннитских противоречий в качестве мощного мобилизационного инструмента.

Последние несколько столетий шииты и сунниты жили в относительном спокойствии. Однако в конце XX столетия ситуация, к сожалению, изменилась, и теперь мы имеем эскалирующий конфликт, перешедший в резкую религиозно-племенную форму. Как мы уже обсудили выше, принципиальных непримиримых разногласий на самом деле между шиитами и суннитами нет. Свидетельством тому является в том числе и то, что на протяжении столетий в местах совместного проживания шииты и сунниты часто посещали и посещают одни и те же мечети, а исторический опыт показывает, что, как только наблюдается начало шиито-суннитского конфликта в том или ином месте, тут же можно найти в непосредственной близости того, кто этот конфликт инспирировал отнюдь не в религиозных целях.


По численности сунниты составляют более 1,12 млрд человек - более 90 % всех исповедующих ислам.

Особенности суннизма

Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы - халифа .

Основными признаками принадлежности к суннизму считаются:

  • признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари , Муслимом , ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи);
  • принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов (маликитскому , шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому);
  • признание законности правления первых четырех («праведных») халифов - Абу Бакра , Омара , Усмана и Али (шииты признают только Али).

Неизвестно точно, когда оформился термин «суннизм», однако в сравнении с менее ортодоксальным шиизмом , суннизм имеет более чёткое содержание - это следование жизненному пути пророка Мухаммеда . Шиизм же лишь признаёт право на преемничество потомков пророка Али в качестве духовного и светского главы мусульманской общины.

Рост авторитета сунны в истории

Еще до Мухаммада каждое арабское племя имело свою «сунну », то есть неписанное собрание морально-правовых предписаний - «обычное право» патриархально-общинного общества , которое унаследовано племенем от предшествующих поколений. Потребность в сунне - своде правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях - возникла после смерти пророка . После его кончины оказалось, что предписаний, содержащихся в Коране, не достаточно для решения всех государственных общественных проблем. Если решения нельзя было найти в Коране , обращались или к действиям самого пророка (сунна), или к древним обычаям Медины (так как Мухаммед не отвергал родо-племенных законов). В крайнем случае, прибегали к мнению (рай) судьи, который должен был решать «по справедливости». Таким образом, уже на раннем этапе формирования мусульманской общины возникло две тенденции:

  1. Использование предписаний Корана, основыванных на документально зафиксированных нормах - то есть, исходивших от пророка.
  2. Независимое суждение факиха, который должен был брать на себя ответственность за принятие решения (мусульманский правовед, знаток шариата).

Первоначально использование рая (личного мнения факиха) не получило широкого распространения. Мусульмане предпочитали опереться на высказывания и действия пророка , которые, будучи зафиксированы, стали вторым, после Корана, источником ответов на возникающие вопросы. Таким образом, соблюдать сунну означало следовать примеру Мухаммада, подражать ему. В Коране встречаются выражения «сунна предков» (Коран , 8:39, 15:13, 18:53, 35:41) и «сунна Аллаха» (Коран , 17:79, 33:62, 48:23), что означает практику, которой придерживались предшествующие поколения, или сам Аллах. Вне Корана под словом «сунна » подразумевается более широкое понятие. С течением времени сунна приобрела черты, позволяющие отождествлять ее с понятием «правоверие» в христианстве.

Таким образом, следование правилам, изложенным в сунне , приобрело обязательный характер для членов мусульманской общины. Отсюда возникло название «сунниты» - те, кто следует путем. После смерти Мухаммада на основе сунны решались многие практические вопросы жизни общины и даже халифата. Пропагандистами сунны изначально выступали сподвижники пророка и члены его семьи, которые сохранили в памяти высказывания пророка, его поступки или даже молчание в некоторых ситуациях. Впоследствии в сунну стали включать примеры из жизни четырех праведных халифов - Абу Бакра, Умара, Усмана, Али.

Роль сунны в современном исламе

Мусульманская сунна включает в себя нормы государственного, уголовного, имущественного, семейного права , а также предлагает стереотипы поведения мусульманина в быту. Первоначально за основу была взята сунна Мухаммада, включающая в себя поступки (фиал) и высказывания (каул) пророка, зафиксированные его последователями в виде хадисов (рассказов).

Появление и дальнейшее использование хадисов было обусловлено тем, что «божественных установлений», изложенных в Коране, оказалось недостаточно для решения множества вопросов, встававших перед новыми поколениями мусульман . Важным источником стали предания о поступках, речах, советах и рекомендациях Мухаммада его современникам. Идеальный образ пророка, вождя, основателя государства, сначала бедного и гонимого, но не побоявшегося выступить против заблуждений своих соплеменников, человека, которого избрал для своих посланий Аллах, вызывал уважение и восхищение мусульман. Это был образ, по которому каждый мог сверять свои поступки. Поэтому учение о пророке Мухаммаде, его словах и делах, стало важной составной частью ислама, вошло в символ веры, в право, в богословие, историографию и литературу.

Информация о высказываниях и поступках пророка, об обстоятельствах, сопровождавших ту или иную ситуацию, составили самостоятельный раздел арабской литературы. Каждое сообщение сопровождалось иснадом - ссылкой на непрерывную цепь людей, передававших эту информацию. Как правило это были люди из ближайшего окружения Мухаммада - Абу Бакр, Умар, Айша, Али, Абу Хурайра и др. Согласно установившейся традиции, чем более достойным уважения был передатчик, особенно последний в цепи иснада (то есть самый ранний), тем более несомненной считалась достоверность текста (матн), следовавшего за иснадом. Наиболее достоверными хадисами были те, которые можно было проследить по нескольким цепочкам передатчиков.

Примерно за два с лишним столетия число хадисов достигло астрономических цифр: более миллиона. К началу 8 в. в «науке о хадисах» ("ильм аль-хадис) сложилось три школы: мединская, иракская и сирийская. Тогда же началась письменная фиксация хадисов. От первоначально этапа ничего не сохранилось, но во второй половине 9 в. существовало уже шесть сборников хадисов, которые надолго и прочно завоевали авторитет и переписывались в большом количестве экземпляров.

Среди суннитов наибольшим авторитетом пользовались шесть сборников: Аль-джами ас-сахих аль-Бухари (810-870); ас-Сахих Муслима ан-Нишапури (817-875). Меньшую популярность имеют Суннан Ибн Мажда (ум. 886); Суннан Абу Дауда ас-Сиджистани (ум. 888); Аль-джами аль-кабир Мухаммада ат-Тирмизи (ум. 892); Суннан ан-Ниса’и (ум. 915).

Однако наиболее авторитетным сборником хадисов считается Аль-джами ас-сахих, составителем которого был Мухаммад аль-Бухари. Он отобрал 7400 хадисов. Ас-сахих признан мусульманами выдающимся руководством по фикху (комплекс правил поведения мусульманина). В других сборниках интерес составителей был сосредоточен вокруг тех или иных правил и норм быта. Подробно рассматривается что дозволено (мандуб) и что запрещено (макрух), как относиться к ритуалу, пище, одежде, взаимоотношениям между людьми, к заключению договоров о купле-продаже и т. д.

В целом на базе хадисов была разработана система стереотипов поведения мусульманина, где все поступки человека рассматривались через призму пяти понятий: ваджиб или фард - «обязательные», мандуб - «рекомендуемые», мубах или джа’из - «дозволенные» (но не предполагающие одобрения или награды), макрух - «не одобряемые» (но не запрещаемые) и махзур - «запрещенные». Впоследствии на основе хадисов была создана сира - биография (жития) пророка Мухаммада, так же прокламирующая его жизненные принципы.

В 9-10 вв. мусульманские богословы обсуждали вопрос о допустимости использования в качестве «усуль ад-дин» (основ религии) других источников, однако большинство их отвергло такую возможность.

Сунна является составной частью мусульманского богословского образования. При подготовке имамов и факихов (богословов-законоведов) знание сунны пророка является одним из необходимых условий авторитета религиозного деятеля. В богословии существует ряд дисциплин, которые непосредственно основаны на сунне, по ней сверяются все нововведения, в противном случае они объявляются бид’а (ненужным новшеством).

Суннитские школы

Сунниты признают четыре Богословско-правовые школы, называемые «мазхабами »: маликитский , шафиитский, ханафитский и ханбалитский . Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается.