Древние вотчины рода Шереметевых. Чиркино (Ступинский р-он)

Большинство из Вас знают Шереметевские дворцы: Кусково, Останкино.
Однако, начиналось все в в районе Подмосковья, который сейчас является Ступинским.

Село Чиркино - древнейшая, первая вотчина Шереметевых, Иваном III пожалованная Андрею Кобыле (Шеремету) за Новгородский поход.
Отец первых Шереметьевых Андрей Шеремет умер и оставил село Чиркино по завещанию младшему тогда сыну , т.е. Василию Андреевичу. Василий Андреевич Шереметев и был строителем первой каменной Покровской церкви в Чиркине. Василий Андреевич тоже завещал Чиркино младшему сыну . Такая интересная традиция (завещение этого села младшему, а не старшему, как было принято, сыну, объясняется следующим.
Дело в том, что Чиркино рассматривалось Шереметевыми не как обычное земельное владение. В нем находился родительский погост с фамильной церковью Покрова, на котором уже длительное время, с XV или даже с XIV в., погребались члены рода. Кто-то из членов рода должен был заботиться, чтобы заупокойные службы регулярно совершались сегодня и не прекращались в будущем. Считалось, что для этой роли более всего подходит младший сын, который проживет дольше остальных и дольше, таким образом, сможет заботиться о родительском кладбище и фамильной церкви. В семье Василия Андреевича этим сыном оказался Федор Васильевич.
В конце XII в, имение переходит к Борису Петровичу Шереметеву.

Итак, мы видим храмовый комплекс из двух церквей: Покровской и Васильевской.

Наиболее древней и интересной из двух церквей является Покровская:
1. Покровская церковь (не позднее 1578г)

Каменная Покровская церковь в Чиркине впервые упоминается в Писцовых книгах Московского государства за 1578 г.: «За Федором Васильевичем Шереметевым старая их вотчина: с. Чиркино на рчк Городенке, а в нем церк. Покров Пресвятыя Богородицы, камена, да придел Василий Кесарийский, да другой придел Андрея Критцкаго, да третий Никола Чудотворец, почат делать, а не свершен, камен…» (Писцовые книги Московского государства).

Стены древней части Покровской церкви сложены из более древнего и меньшего в размерах кирпича, относящегося к концу XVII в. .

До перестройки в конце XVII в. Покровская церковь в Чиркине была пятиглавым храмом крестовокупольного типа с бесстолпной конструкцией основного перекрытия.

Сохранилось несколько аналогов первоначального Покровского храма. Для примера приведу Успенский собор Московского Кремля (взяла здесь: http://arch-heritage.livejournal.com/921273.html)
2.

Можно отметить, что фасады древних частей обоих храма расчленены лопатками на три части, обработаны арочными впадинами.

Стены четверика Покровской церкви хранят следы разновременной обстройки.

"...На рубеже XVII и XVIII вв. Чиркинский ансамбль был перестроен во вкусе модного в те годы «нарышкинского барокко».

Прежде всего, были разобраны все пять глав, столбы и своды Покровской церкви. Ее четверик был увеличен в высоту и завершен огромным восьмигранным ярусом с одним барабаном и главой. Между приделами была построена каменная паперть. Покровская церковь из храма крестовокупольного типа с внутренними столбами стала бесстолпной церковью, просторной, высокой и светлой.

Престол Василия Кесарийского из южного алтаря Покровской церкви был изнесен вон, и для этой службы был построен новая отдельно стоящая многоярусная «церковь под колоколы», неправильно называемая «колокольней». Это и есть церковь-усыпальница Василия Борисовича, который, как и его далекий предок, был крещен в честь Василия Кесарийского. В ней до конца XIX в. находилась его могила с надгробным камнем."

На юго-запад от Покровской церкви стоит ярусная подколокольная церковь Василия Кесарийского рубежа XVII-XVIII вв..

3. Церковь Василия Кесарийского рубежа XVII-XVIII вв..

Фотографии "вотчины"
4.

Остается принести извинения за кривой горизонт и не обработанные фото.

Другие вотчины Шереметевых в Ступинском районе:
,
2.
Вообще, в этой поездке мы посмотрели и другие вотчины Шереметевых , но постов больше готовить не успеваю, к сожалению.

Используемые источники информации:
http://www.rusarch.ru/kavelmakher35.htm
http://www.rusarch.ru/zagraevsky5.htm

Чиркино.

Церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Василия Великого



Село Чиркино – первое древнейшее владение рода бояр Шереметьевых. Этими землями великий князь Иоанн III наградил Андрея Шеремета Кобылин за новгородский поход. Этот удивительный по красоте и месту расположения храмовый ансамбль является памятником архитектуры государственного значения.
Оба храма и разрушенная ныне богадельня (была построена и освящена в 1908 году в честь рождения наследника престола цесаревича Алексия Николаевича Романова), составляя великолепный архитектурный ансамбль, расположены в центре села на полугоре у края крутого обрыва, а под обрывом, невдалеке, протекает небольшая речушка речка.

Село Чиркино древнего Коломенского уезда – родовая вотчина бояр Шереметевых.
Шереметевы вели свое происхождение от Андрея Кобылы, служившего Московскому князю еще в 1347 году. Родовая фамилия Шереметевых была – Кобылины. Кобылиными были и сродники Шереметевых – Романовы, занимавшие в течение 300 лет русский престол.




Идем через село к храмам

Новая фамилия одной из ветвей Кобылиных – Шереметевы – образовалась от прозвища правнука Кобылы – Андрея Константиновича, носившего фамилию Беззубцев (по прозвищу своего деда), но имевшего при этом личное прозвище – Шеремет. В жизни древнерусских людей личные прозвища играли какую-то очень важную роль, настоящий смысл которой мы еще недостаточно понимаем. Они не считались ни обидными, ни смешными. Прозвища носили преимущественно знатные люди.
Отец Андрея Шеремета Константин Александрович Беззубцев – первый известный нам владелец села Чиркина. И Константин Александрович, и его многочисленные потомки служили Московским великим князьям, а потом царям, в качестве воевод – в походах, наместников – в городах и провинциях, послов – при посольствах в соседних государствах и т.д. На протяжении почти 600 лет это была высшая московская знать.






У Андрея Шеремета было три сына: Иван, Василий и Борис. Сохранилось известие, что 13 февраля 1500 года они, – тогда еще молодые люди, – присутствовали на свадьбе дочери великого князя Ивана III. Ни один из них тогда еще не был боярином, и все они звались «дети боярские». Борис вскоре умер, а Иван и Василий Андреевичи стали служить великому князю.
Жизнь этих двух первых Шереметевых протекала в непрестанных боях – то с Литвой, то с казанцами, то с крымцами. Помимо далеких походов за пределы государства, каждый год, с началом лета, русское войско выходило на берег Оки и стояло все лето в ожидании крымского хана. Иного способа защитить Москву от татарских набегов, видимо, не было. В 1521 г. Крымский хан Мухаммед-Гирей обманул русских воевод, в числе которых был Иван Шереметев. Он перешел внезапно Оку в другом месте и ударил по войску московского князя с тыла. Русские были наголову разбиты, после чего Мухаммед-Гирей едва не взял Москву. В этом бою Иван Шереметев был убит.




Имя Ивана Андреевича Шереметева, пострадавшего за отечество (как тогда говорили, «за святые церкви и веру православную»), было вписано навечно в самый главный «Памятник» Московской Руси – Синодик Успенского собора – и поминалось вместе с царями, князьями и митрополитами вплоть до самой революции с прибавлением «Вечная память». (В этот Синодик вписаны также герои Куликовской битвы). Иван Андреевич умер, не оставив потомства.
Место Ивана Андреевича на службе у великого князя занял Василий Андреевич Шереметев, ходивший в походы почти ежегодно с 1522 по 1537 гг.

Задолго до описанных событий, – когда точно, неизвестно, – отец первых Шереметьевых Андрей Шеремет умер и оставил село Чиркино по завещанию младшему тогда сыну, т.е. Василию Андреевичу. (Как мы увидим в дальнейшем, Василий Андреевич Шереметев и был строителем первой каменной Покровской церкви в Чиркине).
Ратная служба Василия Андреевича протекала вполне благополучно. Однако с момента смерти великого князя Василия III, с 1533 г., над его головой начали сгущаться тучи. В Москве разгорелась вражда двух больших боярских партий – старинных русских князей Шуйских с выходцами из Литвы князьями Глинскими и Бельскими, родственниками вдовы великого князя Елены Глинской и ее сына, малолетнего Ивана Грозного. В этой борьбе Василий Андреевич, как один из наиболее родовитых сановников, примкнул к партии Шуйских. Как только Елена Глинская умерла (в 1538 г.), он был схвачен и насильственно пострижен в Троице-Сергиев монастырь под именем инока Васьяна.
В древней Руси пострижение в монахи означало гражданскую смерть. Но не для такого человека, каким был Василий Андреевич. Сохранилось свидетельство – ни больше ни меньше, как самого царя Ивана Грозного, – что инок Васьян в Троице-Сергиевом монастыре не прекратил своей политической деятельности. В написанном много лет спустя письме к игумену Кирилло-Белозерского монастыря Козьме Иван Грозный обрушивает на голову давно уже покойного Василия Андреевича целые потоки брани. От него мы узнаем, что среди современников Василий Андреевич звался «чертом» – видимо, за его неукротимый темперамент и особую дерзость. Из слов царя Ивана можно понять, что с момента заключения Василия Андреевича в монастырь там начались яростные богословские диспуты, что монахи, – большинство из них принадлежало к московскому боярству, – разбились на партии. Виновником этой богословско–политической смуты царь Иван прямо называл Васьяна Шереметева.
По-видимому, правительство вскоре приняло меры, и Васьян Шереметев был переведен из Троицы в отдаленный Никольский Антониев-Краснохолмский монастырь, где и умер 9 января 1548 г.
У Василия Андреевича было шесть сыновей: Иван Большой, Григорий, Семен, Никита, Иван Меньшой и Федор Васильевич.
После смерти Василия Андреевича все его многочисленные имения, кроме Чиркина, перешли к сыновьям, которые и владели ими сообща до 1564 г. (в этом году они разделились). На Чиркино была составлена особая запись: этим селом Василий Андреевич благословил младшего из шести своих сыновей – Федора Васильевича. Чем было вызвано такое распоряжение, почему старинная родовая вотчина вновь была передана младшему, а не старшему из сыновей?
Дело в том, что Чиркино рассматривалось Шереметевыми не как обычное земельное владение. В нем находился родительский погост с фамильной церковью Покрова, на котором уже длительное время, с XV или даже с XIV в., погребались члены рода. Сами Шереметевы до самого XVII в. в Чиркине не жили: они «сидели» по селам и деревням в округе Чиркина – в Федоровском, Городне, Мещерине, Пруссах и т.д. Почитание памяти предков, «родителей», как тогда говорили, считалось у древних первейшей добродетелью. В Покровской церкви помимо годовых поминальных служб творились ежедневные «памяти» по покойным, служились панихиды и литии. Здесь сообща праздновались большие церковные праздники, крестили и хоронили.
Предполагалось, что для спасения душ предков заупокойные службы должны длиться вечно, вплоть до Страшного Cуда. В таком случае кто-то из членов рода должен был заботиться, чтобы заупокойные службы регулярно совершались сегодня и не прекращались в будущем. Считалось, что для этой роли более всего подходит младший сын, который проживет дольше остальных и дольше, таким образом, сможет заботиться о родительском кладбище и фамильной церкви. В семье Василия Андреевича этим сыном оказался Федор Васильевич. Последний по воле отца и сделался «душеприказчиком» рода Шереметевых почти до конца XVI столетия: он умер в 1592 г., пережив всех своих братьев.
Жизнь Федора Васильевича и его братьев протекала в бурные годы царствования Ивана Грозного. Из пяти братьев Федора Васильевича двое – Григорий и Иван Меньшой – были убиты на войне, третий – Никита – был казнен в опричине, Семен умер, а старший брат Иван Большой был заточен вместе с сыном Еремеем в Кирилло-Белозерский монастырь, где и умер в опале, ненавидимый и проклинаемый царем Иваном. Относительно благополучно складывалась при Грозном только жизнь Федора Васильевича. При нем и продолжалось строительство в Чиркине.
К концу царствования Ивана Грозного в роду Шереметевых произошло важное событие: они выдали свою единственную племянницу Елену Ивановну (дочь Ивана Васильевича Меньшого из соседней Чиркину Городни) за старшего сына Ивана Грозного – царевича Ивана Ивановича. В случае смерти царя Ивана ее ожидал титул русской царицы, а Шереметевы должны были сделаться первыми людьми в государстве.
Однако этим мечтам не суждено было сбыться. Сама Елена Ивановна послужила косвенной причиной постигшей ее катастрофы: во время пребывания царского семейства в Александровской слободе в 1581 г. царь застал ее, тогда уже беременную, в жарко натопленных дворцовых комнатах в одной рубахе, что по понятиям того времени было верхом неприличия (на женщине, тем более знатной, должно было быть не менее трех рубах). Пришедший в бешенство царь избил сноху. На крик жены прибежал Иван Иванович и вступился за нее. Царь набросился на сына и избил его до полусмерти. Потрясенный Иван Иванович заболел и через 11 дней умер. У Елены Ивановны случился выкидыш. По обычаю того времени молодая вдова была пострижена в монастырь.
Если бы не трагедия в Александровской слободе, Шереметевы, вероятно, заняли бы то же положение в государстве, какое впоследствии заняли Годуновы через Ирину Годунову – жену царевича Федора Ивановича.
Пришла беда и к Федору Васильевичу: он оставался бездетен. Для стареющего владельца Чиркина встал вопрос о наследнике.
Из всех молодых потомков Василия Андреевича к 70–м годам XVI в. в живых оставались только два племянника Федора Васильевича: сын казненного Никиты Васильевича Петр и сын Ивана Васильевича Меньшого Федор. И Федор Васильевич задумал обойти племянников наследством. По-видимому, этому решению предшествовала какая-то семейная ссора.
В 1575 г., находясь на воеводстве в Туле, Федор Васильевич составил свое первое завещание, согласно которому передавал свою родовую вотчину с селом Чиркиным Кирилло-Белозерскому монастырю в качестве вклада по своей душе и по душам своих родителей. Согласно особому условию, Чиркино должно было перейти во владение монастыря только после смерти Федора Васильевича.
Племянники с таким завещанием не согласились. Началась беспримерная тяжба, продолжавшаяся несколько десятков лет (до середины XVII в.).
Решительным противником воли дяди стал Петр Никитич Шереметев. Между ним и Федором Васильевичем разгорелась настоящая война. В 1579 г., когда Федор Васильевич был взят в плен поляками, Петр Никитич насильно «вчинился в Чиркино». Освободясь из плена, Федор Васильевич подал в суд, и Петр Никитич был «выдан ему головою за грабеж».
Много позднее, уже при Федоре Ивановиче, когда к власти пришли Годуновы, Федор Васильевич оказался в опале. Спасаясь от преследователей, он скрылся в тот же Никольский Антониев-Краснохолмский монастырь, в котором закончил дни его отец. И опять Петр Николаевич «взял грабежом вотчины дяди».






Находясь в монастыре, Федор Васильевич сделал окончательное распоряжение относительно Чиркина – передал его Кирилло-Белозерскому монастырю «впрок, без выкупа». Однако теперь в Чиркине уже прочно сидел племянник. Вопреки ясному смыслу завещания, после смерти Федора Васильевича в 1592 г. царь Федор Иванович «пожаловал» Петра Никитича – отдал ему село Чиркино. Добиваясь подобного беспрецедентного решения (все права в этом деле были на стороне Кирилло-Белозерского монастыря), Петр Никитич, чтобы окончательно дискредитировать дядю, прибег к политическому доносу.
Все попытки монастыря вернуть себе Чиркино через суд кончились безрезультатно. «Петр Никитич, – говорит один древний документ, – был человек сильный и от суда отбивался». По документам дошедшего до нас древнего Шереметевского архива видно, как это делалось: суд имел право при малейшей возможности откладывать спорное дело и без конца пользовался этим в пользу Петра Никитича. Тяжба тянулась еще в 1629, 1642, 1649 гг., когда Петра Никитича уже не было в живых (он умер в 1603 г.).
В итоге победа Шереметевых оказалась полной. Родовая вотчина окончательно осталась за ними.
После смерти Петра Никитича Чиркино перешло к его младшему сыну Борису Петровичу (умер в 1650 г.), а от него к его единственному сыну последнего – Василию Борисовичу. Теперь Шереметевы уже жили в Чиркине. Их усадьба находилась к северу – северо-западу от храмов.
Василий Борисович Шереметев вошел в русскую историю как знаменитый «крымский сиделец». В 1660 г. он был взят в плен крымским ханом и заключен в крепость Чуфут-Кале. Там Василий Борисович просидел 20 лет, и после внесения за него громадного выкупа был выпущен на свободу больным стариком. По возвращении его в Москву царь лично представил его Думе: Василия Борисовича никто уже не помнил в лицо. Судьба Василия Борисовича потрясла современников.
Прожив в Москве 4 зимних месяца, Василий Борисович умер 25 апреля 1682 г., так и не побывав в своем Чиркине. У Василия Борисовича был сын, лет за 20 до того умерший, и дочь, бывшая замужем за князем Голицыным. Перед Василием Борисовичем, как когда-то перед его двоюродным дедом, встал вопрос о наследнике: мужских потомков, носящих фамилию Шереметев, у него теперь не было.
Василий Борисович поступил неожиданно: несмотря на наличие прямых наследников в лице дочери и ее мужа, он составил завещание в пользу своего племянника от двоюродного брата – Бориса Петровича Шереметева, самого блестящего представителя рода Шереметевых за всю историю, будущего фельдмаршала, знаменитого соратника Петра Великого, воспетого Пушкиным в «Полтаве» под именем «Шереметева благородного».
Можно не сомневаться, что выбор Василия Борисовича диктовался тем, что Чиркину нужен был человек, способный поддерживать родовые церкви и причт материально и юридически. Огромную роль тут должна была сыграть и сама личность Бориса Петровича.
Хотя в 1682 г., когда Василий Борисович познакомился со своим племянником, до будущего фельдмаршала было еще очень далеко (царю Петру – великому преобразователю России – было еще только 9 лет), Борис Петрович сумел обворожить дядю. И недаром. Впоследствии он сделался одним из образованнейших людей своей эпохи, сторонником и поборником западной культуры, настоящим соратником Петра Великого. Как все близкие Петру люди, Борис Петрович был талантлив и любознателен. Он был лично знаком с римским папой, от которого получил в подарок католическое распятие. У себя, в Мещерине, где он жил, он поставил собственную конную статую.
Растроганный великодушным поступком своего дяди, Борис Петрович задумал особым образом почтить его память – построить над его гробом (Василий Борисович завещал похоронить себя в Чиркине) церковь-усыпальницу, а заодно и реконструировать Покровскую Церковь.
Однако осуществить свой замысел Борису Петровичу довелось не скоро. Наследники Василия Борисовича подали в суд, и дело тянулось еще 9 лет. Только в 1691 г. Борис Петрович вступил во владение Чиркиным. В том же году он уехал с царем Петром за границу.
Сейчас трудно сказать, участвовал ли сам Борис Петрович в перестройке чиркинских церквей. Находясь в постоянных разъездах, он мог поручить это одному из своих управляющих. Так или иначе, на рубеже XVII и XVIII вв. Чиркинский ансамбль был перестроен во вкусе модного в те годы «нарышкинского барокко».
Прежде всего, были разобраны все пять глав, столбы и своды Покровской церкви. Ее четверик был увеличен в высоту и завершен огромным восьмигранным ярусом с одним барабаном и главой. Между приделами была построена каменная паперть. Покровская церковь из храма крестовокупольного типа с внутренними столбами стала бесстолпной церковью, просторной, высокой и светлой.
Престол Василия Кесарийского из южного алтаря Покровской церкви был изнесен вон, и для этой службы был построен новая отдельно стоящая многоярусная «церковь под колоколы», неправильно называемая «колокольней». Это и есть церковь-усыпальница Василия Борисовича, который, как и его далекий предок, был крещен в честь Василия Кесарийского. В ней до конца XIX в. находилась его могила с надгробным камнем.
В ходе реконструкции Чиркинского ансамбля, которая затянулась на много лет, старый придел Андрея Критского был выстроен заново и переименован в Петропавловский – в честь апостолов Петра и Павла, ангелов сына владельца Мещерина – Петра Борисовича.
В трех из четырех чиркинских храмов (в основной Покровской церкви, церкви под колоколы Василия Кесарийского и в приделе Петра и Павла) Борисом Петровичем были сооружены великолепные, покрытые ажурной резьбой барочные иконостасы. Эти иконостасы получили известность в качестве выдающихся произведений русского прикладного церковного искусства еще в середине XIX в. В начале XX в. их фотографии были изданы в виде открыток.
Иконостасы Чиркина погибли в 50-х гг. нашего века. Погибли или исчезли также все чиркинские иконы, среди которых были очень древние.
Перестроенные в стиле провинциального «нарышкинского барокко» чиркинские церкви были полихромно (в разные цвета) раскрашены.
На протяжении XIX в. церкви неоднократно ремонтировались. В 1832 г. придел Николая Чудотворца был разобран и на его месте выстроен новый, значительно больше первого.
До 30-х гг. ХХ в. Чиркинский погост имел каменную ограду с воротами.
На рубеже нашего столетия село Чиркино и его памятники популяризовал последний владелец Чиркина граф С.Д. Шереметев – известный культурный деятель предреволюционного периода, председатель различных комитетов и обществ.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь – колокольня во имя Святителя Василия Великого

Обе церкви были закрыты в 1930-х гг., разграблены и частично разрушены.
Настоятель Храмов отец Иоанн Покровский и послушница Анна Корнеева, помогавшая ему в церкви -в соответствии с показаниями лжесвидетелей была выписана справка на арест священника Иоанна Покровского, подписанная руководителями НКВД Московской области. 27 января 1938 года власти арестовали протоиерея Иоанна, а 13 февраля –послушницу Анну Корнееву, заключив их в тюрьму в городе Кашире. Священномученник Иоанн (Покровский) и преподобномученица Анна (Корнеева) 21 февраля 1938 года тройкой НКВД были приговорены к расстрелу. По приговору тройки НКВД были расстреляны 26 февраля 1938 года на полигоне в Бутово. В 2000 году отец Иоанн и послушница Анна были прославлены в лике новомученников Российских.

В 1993г. их возвратили верующим. Более старая, Покровская, в полуразрушенном состоянии, понемногу восстанавливается.

Церковь-колокольня Василия Великого сейчас действует.
По рассказам местных первых комсомолок, в 1930-е годы в церкви вскрыли фамильные склепы Шереметевых. Куда всё это делось не знают, но помнят.





Считалось, что линия бояр Шереметевых угасла после Октябрьской революции 1917 года, однако, оказалось, что есть прямой потомок Шереметевых – граф Георгий. Он проживает в США, в Калифорнии. Несколько лет назад он посетил свое родовое гнездо и по словам очевидцев, в тот день замироточила небольшая икона Покрова Пресвятой Богородицы из Покровского же храма...
Упомянутый чудесный случай далеко не единственный: настоятель Чиркинских храмов иерей Виктор Кузнецов может привести множество свидетельств о современных нам чудесах и случаев чудотворений. И подавляющая их часть связана освященными, сильными, чистейшими водными источниками, находящимися возле села Чиркино.

Ведь близлежащая местность славится четырьмя родниками с высоким содержанием серебра, один из них - в 100 метрах от храмов, ещё три - в соседних деревнях.
Прямо под возвышающимися на горе храмами села Чиркино находится Источник ""Всех скорбящих Радость"".
Он славится необыкновенной концентрацией в нем серебра. В двадцать раз его содержание в воде превышает здесь обычную норму!.. Над источником возвышается высокая сень с куполом и крестом. Рядом есть купальня.







Фото: Усадьба управляющего вотчиной Шереметевых

Фото и описание

Город Иваново представляет собой тип русского промышленного города конца XIX – начала XX веков. Здесь можно посетить Музей промышленности и искусства, Музей ивановского ситца, дом купца Осипа Щудрова (Щудровская палатка), вотчинную контору Шереметевых и т.д.

Усадьба управляющего вотчиной Шереметевых является одним из самых оригинальных и неповторимых образцов гражданского зодчества города Иваново, интересным архитектурным памятником в стиле классицизма. Располагается в самом центре города, на улице Крутицкой, 33.

Стремительное течение XVIII столетия, открытое реформаторской деятельностью императора Петра Великого, оставило свой след и на развитии Ивановского края и особенно села Иваново. Село, находившееся с 1667 года во владении князей Черкасских, в 1743 году отошло старинному дворянскому роду графов Шереметевых. Данные изменения были связаны со свадьбой графа Петра Борисовича Шереметева (сына знаменитого сподвижника Петра I фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева) и дочери князя и канцлера Российской империи Алексея Михайловича Черкасского – Варвары Алексеевны. Черкасский отдал за свою единственную дочь фантастическое, даже по тем временам, приданое – село Иваново, Васильевское и ещё более 5-ти десятков населённых пунктов края стали частью огромных шереметевских вотчин, в которых числилось более 300 000 крепостных душ.

Иваново превратилось в центр обширной вотчины Шереметевых, тянувшейся в южном направлении от села вдоль берегов реки Уводь между дорогами, которые вели из Иванова в Шую и Лежнево.

В конце XVIII – первой половине XIX столетий ивановская вотчина являлась одним из самых доходных имений Шереметевых. Усадьба была или построена, или куплена у местных жителей. Здесь в огромном доме была обустроена квартира управляющего, а во флигеле располагалась контора. На месте рощи «Круглиха» был разбит «Графский сад» (в настоящее время – Сад 1 Мая). По количеству жителей столица шереметевской вотчины превосходила даже соседние уездные центры. Новый владелец снисходительно относился к «капиталистым» крестьянам. Петр Борисович Шереметев, а позже и его сын Николай не только не препятствовали деятельности местных крепостных предпринимателей, но и поощряли ее.

Шереметевы почти не бывали в Иваново и окрестностях. Только в 1771 году граф Николай Петрович Шереметев прибыл сюда переждать эпидемию чумы, которая свирепствовала в столицах. Управление богатой вотчиной осуществляла Петербургская резиденция Шереметевых, а на ивановских землях служили его управляющие – выборные крестьяне. Совсем редко в Иваново из центральной вотчинной конторы приезжали ревизоры. Например, с этой целью в 1793 году в село прибыл Иван Петрович Аргунов, который был не только великим русским художником XVIII столетия, но и должностным лицом в обширном шереметевском крепостном имении.

Из ивановской вотчинной конторы в шереметевскую усадьбу Кусково, которая находилась под Москвой, отсылались собранные оброчные деньги, отправлялись плотники для строительства шикарных графских дворцов. Оброк, собранный за год, в селе Иваново был больше чем в целом по стране. Это объяснялось тем, что средний уровень жизни местных крестьян был выше, чем во многих других усадьбах. Не зря появилась пословица: «Богат и хвастлив, как ивановский мужик».

Вплоть до революционных событий Шереметевым принадлежали крупные земельные участки. Только в 1887 году была выкуплена главная городская площадь (сейчас – площадь Революции), где находился торговый комплекс. В настоящее время в здании располагается ЗАО "Ивановореставрация".

Краткая историческая справка.
Храмы и сёла Земли Ступинской. Исторические этюды.*
Храм Покрова Богородицы и Церковь-Колокольня Святителя Василия Великого. Село Чиркино.
* * *
Село Чиркино на реке Реуте – древнейшее владение рода бояр Шереметьевых. Этими землями Великий Князь Иоанн III наградил Андрея Шеремета за новгородский поход. Храм Покрова Богородицы возведённый в 1514 году был трехпрестольный. Предел во имя Святителя Николая Мирликийского венчала отдельная глава. Усердием владельца села Василием Борисовичем Шереметьевым в конце XVII-го века был надстроен на треть высоты четверик храма и весь восьмерик. Обер-камергер Пётр Борисович Шереметьев, кстати, большой поклонник живописи и изящных искусств вообще, в начале 1780-х годов пристроил к храму Покрова Богородицы придел во имя Апостолов Петра и Павла. Непревзойдённый любитель музыки и театрального искусства, кстати, сам участвовавший в театральных постановках, а так же неплохо игравший на виолончели, частенько музицировавший в оркестре своих крепостных, Николай Петрович Шереметьев в начале XIX-го века обновил придел Николая Мирликийского
Церковь-колокольня во имя Святителя Василия Великого построена в конце XVII века владельцем села В.Б. Шереметьевым в качестве родовой усыпальницы.
В смутные времена коммунистического беззакония Храмы были закрыты, разграблены и частично разрушены.
Настоятель Храмов отец Иоанн Покровский и послушница анна Корнеева по приговору тройки НКВД были расстреляны 26 февраля 1938 года на полигоне в Бутово.
В 2000 году отец Иоанн и послушница Анна были прославлены в лике новомученников Российских.
Об источниках.
С именем Шереметьевых связаны такие усадьбы, как Останкино и Кусково,но усадьба в с.Чиркино-первая древнейшая вотчина бояр Шереметьевых. В этих местах находятся четыре святых источника.
Один расположен в низине, под возвышающимися храмами с.Чиркино, источник «Всех скорбящих радость». Он славится необыкновенной концентрацией в нем серебра. В двадцать раз его содержание превышает норму!
Два других-расположены на подъезде к храмовому комплексу у д.Щербинино. Из трубы большого диаметра вырывается поток. Этот источник освящен в честь местночтимых святых св/м Иоанна (Покровского) и пр/м Анны (Корнеевой), умученных за веру в 1938г.
Третий источник-непередаваемой красоты круглый бочаг чистейшей воды, 6 м в диаметре. Это живой, дивный, природный аквариум, созданный Творцом. Водоросли зеленым кружевом обрамляют его дно, из которого вырываются 20 родников, взбивая песчинки, среди которых резвятся маленькие рыбки! Погружение доставляет непередаваемое удовольствие!!! Температура воды, как и во всех родниках, +4, а выходить не хочется... Все получают энергию для души и тела! Источник освящен в честь убиенных за веру и Отечество великомучеников, страстотерпцев Государя Николая II и Цесаревича Алексея.
Особенную известность имеет четвертый источник — древний чудотворный источник пророка Божия Илии. Он упомянут во многих исторических описаниях и хрониках церковной историографии Коломенского уезда 18 века.
И по традиции — все наши путешествия заканчиваются трапезой. Чистые телом и (думается) душой, сытые, мы отправляемся в обратный путь-домой.

Описание окружающей местности

Шереметевы - древний и, пожалуй, самый прославленный русский боярский род. В родословных книгах род Шереметьевых назван в числе «выезжих» родов из земли пруссов. Предком Шереметевых считается Андрей Кобыла (Шеремет), упомянутый в летописи 1347г. при дворе московского князя. Сын его Федор Кошка был боярином при князе Дмитрии Донском. От потомков Федора произошли две могучие ветви Шереметевы и Романовы .

С именем Шереметьевых связаны такие усадьбы, как Останкино, Кусково, но усадьба в селе Чиркино - первая древнейшая вотчина бояр Шереметьевых, пожалованная в начале XVI века Андрею Кобылину Иваном III за Новгородский поход. Славные сыны этого рода (которые позже первые в России получили графский титул, пожалованный Петром I выдающемуся русскому полководцу, удачливому дипломату, первому русскому генерал-фельдмаршалу, кавалеру ордена мальтийских рыцарей Борису Петровичу Шереметеву (1652-1719гг.)) многое сделали для России: они участвуют во ВСЕХ исторических событиях: битвах, государственных переустройствах.

В 1514 году на высоком холме в селе Чиркино был выстроен храм в честь Покрова Божией Матери. Рядом с ним в XVII веке боярин Василий Шереметев воздвиг в честь своего небесного покровителя святого Василия Великого типично барочный ярусный храм "под звоном", ставший в последствии его усыпальницей. Когда-то его окружала открытая галерея-гульбище. В то же время была сделана надстройка Церкви Покрова Божией Матери. Позднее Пётр Борисович Шереметев (1713-1788, обер-камергер, любитель искусств) пристроил придел апостолов Петра и Павла.

К сожалению, судьба самих храмов, протоиерея Иоанна (служившего в Покровской церкви) и послушницы Анны Корнеевой, помогавшей ему в церкви, после Октябрьской революции повторили судьбы многих тысяч других на территории Советского государства. В соответствии с показаниями лжесвидетелей была выписана справка на арест священника Иоанна Покровского, подписанная руководителями НКВД Московской области. 27 января 1938 года власти арестовали протоиерея Иоанна, а 13 февраля -послушницу Анну Корнееву, заключив их в тюрьму в городе Кашире. Священномученник Иоанн (Покровский) и преподобномученица Анна (Корнеева) 21 февраля 1938 года тройкой НКВД были приговорены к расстрелу. 26 февраля 1938 года приговор приведен в исполнение. Как это ни печально, но для того времени - это вполне рядовой случай… Выдержки из протоколов допросов ныне доступны в Интернете.

Считалось, что линия бояр Шереметевых угасла после Октябрьской революции 1917 года, однако, оказалось, что есть прямой потомок Шереметевых - граф Георгий. Он проживает в США, в Калифорнии. Несколько лет назад он посетил свое родовое гнездо и по словам очевидцев, в тот день замироточила небольшая икона Покрова Пресвятой Богородицы из Покровского же храма...

Упомянутый чудесный случай далеко не единственный: нынешний настоятель Чиркинских храмов иерей Виктор Кузнецов может привести множество свидетельств о современных нам чудесах и случаев чудотворений. И подавляющая их часть связана освященными, сильными, чистейшими водными источниками, находящимися возле села Чиркино.

«Один расположен в низине. Прямо под возвышающимися на горе храмами села Чиркино. Источник ""Всех скорбящих Радость"". Он славится необыкновенной концентрацией в нем серебра. В двадцать раз его содержание в воде превышает здесь обычную норму!.. Над источником возвышается высокая сень с куполом и крестом. Рядом есть удобная купальня.

Два других источника расположены на подъезде к храмовому комплексу, у деревни Щербинино, у моста через речку. Здесь вы увидите, как из большого диаметра трубы вырывается хрустальный поток. Этот источник освящен в честь местночтимых святых священномученика Иоанна (Покровского) и преподобномученицы Анны (Корнеевой), умученных за веру в 1938 году.

Рядом непередаваемой красоты Царский источник в честь убиенных за веру и Отечество великомучеников, страстотерпцев Государя Николая 2 и Цесаревича, отрока Алексия. Такое посвящение не случайно, так как корень рода бояр Шереметевых и Романовых - один. Богадельня (ныне разобранная) при церквях с. Чиркина также была при постройке в 1908 году освящена в честь рождения Цесаревича Алексия Николаевича Романова.
Этот источник завораживает необыкновенной красотой. Круглый бочаг чистейшей воды, шести метров в диаметре. Это живой, дивный, природный аквариум, созданный Творцом всего. Водоросли зеленым кружевом обрамляют его дно. Около двух десятков родников вырываются, взбивая высоко песчинки. Бурление их ничуть не взволновывает многочисленных рыбок, медленно вальсирующих в невесомости водоема. Всякий, кто подойдет и увидит это неизъяснимое чудо, столбенеет от завораживающего восторга. Сильное биение родников в песчаном дне источника совсем не страшит, не возбуждает, наоборот, радостно успокаивает. Уходить от него не хочется. Все, кто желает взбодриться, получают в нем долговременную энергию для тела и души.

Особенную известность имеет четвертый источник - древний чудотворный источник пророка Божия Илии. Он упомянут во многих исторических описаниях, хрониках, церковной историографии Коломенского уезда 18 века. В архивах хранятся освидетельствованные, документально подтвержденные записи консистории о происходивших в течение длительного времени чудесных событиях на источнике».