Кратко об истории жизни Будды — от рождения до окончательного ухода в нирвану. История просветления будды сиддхартхи гаутамы Гаутама лицо достигшее духовного просветления

Time past and time future
What might have been and what has been
Point to one end, which is always present

Т. С. Элиот «Четыре квартета»

Г аутама Будда и его учение вдохновляют многих людей во всём мире. Философия буддизма вышла за пределы Азии, проложила путь в Европу. У этого религиозно-философского течения появляется всё больше последователей. Давайте чуть ближе посмотрим на фигуру Гаутамы Будды.

История Будды Гаутамы

Гаутама Будда, или Готама Шакьямуни, принц Капилавасту Сиддхартха, родился в семье царя в северной Индии, на территории современного Непала. В то время столицей этого царства был город Капилавасту, отсюда и имя принца - Капилавасту Сиддхартха, что означает ‘исполнивший своё предназначение’. Готама не исполнил своё прямое предназначение - царствовать, - но обрёл себя, просветлился, т. е. стал Буддой (просветлённым), что также можно считать за выполнение своего предназначения. Так же как Иисус не был Христом (Христос добавилось позднее, что означает ‘помазанный’), так и «Будда» не фамилия Гаутамы, а уже добавленное позже дополнение к имени «просветлённый».

Отсюда мы можем заключить, что просветлённые были и до Гаутамы и что он не был первым «просветлённым», но тем не менее само учение буддизма (в дальнейшем и религия буддизма) начинает свой отсчёт с момента просветления Будды Шакьямуни, как его принято называть. Принц Гаутама Будда родился в 621 году до н. э. и перешёл в паринирвану в 543 году до н. э.

На пятый день после рождения принца по обыкновению тех времён во дворце собрались мудрецы-брамины, чтобы предсказать ему будущее, и один из браминов предрёк царевичу отказ от престола после того момента, как он увидит старика, больного, умершего и отшельника. Как бы напуганный предсказанием отец Гаутамы Будды впоследствии ни пытался уберечь мальчика от столкновения с опытом внешнего мира - принц был окружен роскошью, красотой и даже успел жениться, у него родился сын, - но тогда-то и суждено было сбыться пророчеству. Сиддхартха ужаснулся тому, что на свете есть место не только красоте и достатку, но и страданиям. Это поразило молодого наследника государства настолько глубоко, что уже ни семья, ни ребёнок не могли его удержать от странствий. Гаутама Будда встал на путь познания, и после этого ему уже не суждено было вернуться и выполнить предназначение так, как хотел его отец. Вместо этого он стал Буддой.

По некоторым источникам Будда провёл в странствиях около 7 лет, но точная продолжительность неизвестна, так же как и сам возраст, когда он покинул дворец. По одним данным он оставил всё, когда ему было 24 года, по другим - когда ему исполнилось 29, а в 36 он стал просветлённым.

Однако, как нам кажется, идеальная точность в конкретных цифрах не настолько и важна; важен сам факт, важны поступки, о чём впоследствии и заявит учение буддизма. Числа, так же как и слова, - это всего лишь символы. Для того чтобы извлечь из них нужное нам знание, мы должны в первую очередь расшифровать их символику. Иначе бы не было никакого смысла в них.

Так и в жизни: есть ли смысл в датах как таковых, если не имеешь понятия, что за ними скрывается? Таким образом, мы перестанем цепляться за даты, а сосредоточимся на сути учения Просветлённого. И всё-таки прежде, чем к нему перейти, нужно закончить историю Гаутамы Будды и дополнить её несколькими довольно примечательными деталями.

Учение Будды: взаимосвязь буддизма и Вед

Быть может, некоторым из наших читателей, кто следит за статьями сайта, известно, что буддизм как религиозное течение или философская школа возник не на пустом месте. Тому были предпосылки, и, чтобы понять их, мы должны обратиться к истории: к той эпохе, когда жил Сиддхартха. А родиться ему пришлось в эпоху Кали-юги, что уже самим названием наталкивает нас на догадки о присутствии Вед и ведизма в нашем рассказе. Что ж, читатель прав.

Будущий Будда родился в обществе, где господствовало учение Вед, а, следовательно, кастовая система с брахманами на её вершине и шудрами внизу крепко стояла на ногах. Вернее, государства этого региона подчинялись существующему порядку вещей, из-за чего царь строжайше запретил кому бы то ни было знакомить принца со всей несправедливостью и скорбью этого мира. Так что до очень зрелого возраста Гаутама Будда был ограждён от действительного знания мира, что, скорее всего, и сыграло решающее значение в его жизни. Потому что для зрелого человека, впервые увидевшего после комфорта и красот королевских дворцов оборотную сторону медали, довольно трудно примириться с мыслью, что именно таков закон мироздания.

В сознательном возрасте сложно примириться с такими догмами и просто принять их как данность. Для Гаутамы это стало своеобразным вызовом, которому он подчинился и из-за которого ушёл странствовать в поисках ответов на множество появившихся вопросов.

День рождения Гаутамы Будды: начало учения Будды

По традиции истории великих людей начинают с того, что говорят о дне, когда они родились. Наш случай не исключение, лишь с одной поправкой. За давностью лет довольно трудно установить точную дату рождения Будды. Сколько воды утекло с тех пор, больше 2500 лет. До нас дошли сведения, что Гаутама Будда родился в начале мая месяца в полнолуние. Ключевым здесь будет слово «полнолуние», потому что в современное время многие буддисты ориентируются на майское полнолуние. Этот день известен как «Висакха Буча», или «Весак», - день рождения Будды, день его перехода в паринирвану (смерть физического тела). В этот же день также произошло просветление Гаутама Будды под деревом Бодхи через несколько лет после того, как он отправился странствовать, знакомился с жизнью отличной от дворцовых палат, был отшельником.

Официальным же днём Будды во всём мире принято считать 22 мая. Неслучаен также факт того, что просветление произошло в ту же дату, что и рождение. Это в определённом смысле очень символично, особенно если принять во внимание, что те факты и даты, о которых мы говорим, так или иначе условны, потому что сам Будда не оставил нам никаких письменных свидетельств, равно как и его непосредственные ученики. Лишь несколько лет спустя другие поколения последователей учения Гаутамы Будды увековечили знания и учение Будды (дхарму), которое дошло до нас в виде Палийского канона.

Тем не менее даты и дни полнолуния, которые так чтут буддисты, - это, скорее, условные обозначения, которые предоставляют возможность последователям буддизма отмечать какие-то важные точки, события, связанные с жизненным путём Будды. Поэтому не стоит воспринимать их в качестве исключительно точной биографической информации.

Тот же символизм относится и к самому буддизму. Часто популярное объяснение философии буддизма начинается с того, что новичкам представляют во всей красе космологию, которую буддизм во многом заимствовал из ведизма, а также не забывают упомянуть о вечном колесе сансары, что непосредственно подразумевает непрекращающуюся цепь перевоплощений, или, по-другому, реинкарнаций. Это также сближает его с более древними учениями.

Отсюда следуют и разговоры о карме: что это такое, как её очистить, улучшить и облегчить. Собственно под тяжестью кармы мы вынуждены воплощаться вновь и вновь, поэтому для выхода из колеса сансары понятие кармы ключевое, а также важно следование дхарме, учению Будды, методу, который он предлагает, чтобы человек наконец-то стал свободен, достиг самадхи и нирваны, что и является конечной ступенью Восьмеричного пути.

Однако, уяснив вышесказанное, вернёмся к тому, что само понятие реинкарнации не стоит понимать буквально, как это делает большинство обычных людей, следующих путём Будды. Согласно учению буддизма, существует несколько миров: один из них - мир богов, или дэвов; другой - мир асуров, полубогов; между ними расположен мир людей; ниже идёт мир животных; мир голодных духов, претов; и мир нараков, или злых духов. Всего шесть миров. Согласно этой классификации, человек может воплотиться в любом из них. Но что отличает буддистский ад от христианского - это наличие выхода оттуда. Перерождение в нараке не навсегда. Исправившись, можно оттуда выйти и перевоплотиться.

Всё же не стоит воспринимать эту иерархию миров настолько буквально. Продвинутые в своих знаниях буддисты говорят о том, что это, скорее, символическое представление состояний сознания. И на своём жизненном пути человек может пройти через все из них, причём совсем необязательно проходить их последовательно. Человек может возвращаться в более низкое состояние сознания, а также переходить в более высокое, перескакивая через ступеньки, разделяющие их.

Цветок Будды

Говоря о большой роли символизма в философии и религии буддизма, нельзя не вспомнить и о главном наглядном символе этого учения - цветке лотоса. Лотос издревле считался воплощением чистоты и мудрости, самоочищения и одновременно непостоянности вещей.

Лотос поднимается над поверхностью воды, из ила, прекрасный, тянущийся на прямом стебле к солнцу, чтобы к вечеру закрыться и погрузиться обратно под воду. Но это не будет продолжаться вечно. Жизнь цветка коротка: всего пару дней он радует глаз своей красотой. Поэтому нет никакого смысла срывать лотосы. Без той почвы, из которой он произрастал, цветок не продержится и нескольких часов. Он сразу же завянет.

В этом также его большое символическое значение для философии буддизма: стоит ли держаться за то, что никогда нам не принадлежало и не будет принадлежать. Изменения неизбежны. Единственное, что постоянно в мире, - это изменения. Для чего срывать лотос, если он никогда не зацветёт для вас? Зачем его вообще срывать, ведь жизнь его и так коротка? Сорвав, вы не сможете запечатлеть его красоту.

Также и в жизни: стремясь завладеть чем-то или проводить время в погоне за интеллектуальными ценностями, новыми ощущениями, какими бы нужными они ни казались, мы лишь преследуем химеру постоянства. Жизнь меняется, её невозможно поймать, поэтому нет смысла что-либо коллекционировать, т. к. чем больший груз мы несём за собой, тем более мы отделены от настоящего. Мы живём прошлым, потому что столько вещей нас с ним связывают, и мы не хотим с ними расставаться. Нас нет в настоящем, ведь мы погружены в то, что уже прошло или ещё не наступило. У того, кто пытается ухватить и сохранить момент, нет времени для того, чтобы действительно увидеть и прожить настоящее. Всё это символизирует цветок лотоса.

Время прошедшее и время будущее
Ограничивают сознание.
Быть сознательным значит быть вне времени

Вряд ли можно было бы выразиться точнее и лучше о сути учения буддизма. Ещё более удивительно, что эти строки написаны Т. С. Элиотом - поэтом, принадлежавшим англиканскому вероисповеданию. Буддизм как философия предоставляет огромную свободу для мысли и эксперимента. Не случайно в нём так много внимания уделяется понятию настоящего. Мы живём во времени, и буддизм наиболее пристально рассматривает это явление.

Переходя плавно от цветка Лотоса как символа философии буддизма, следует принять Позу лотоса (Падмасану), а именно позу Будды для четверга.

Падмасана, или Поза лотоса, - это положение, в котором часто запечатлён Будда: сидящим со скрещёнными ногами, прямой спиной, макушкой, тянущейся к небесам, ладонями, положенными одна на другую и повёрнутыми к солнцу. Чем не имитация цветка, который раскрывает свои лепестки навстречу солнцу?

Однако для каждого дня недели у Будды своя поза. Его изображают не только в сидячем положении, но и стоя, с разным положением рук, а также лёжа. Лежащий Будда соответствует вторнику. Статую с изображением Будды в этой позе можно увидеть в одном из храмов в центре Бангкока, Ват Пхо.

Для наших читателей, возможно, будет интересным узнать, что Падмасана - это одна из лучших поз для практики медитации. Она самая устойчивая из всех, и одновременно в этой позе очень трудно заснуть. Сначала довольно трудно освоить непривычную асану, но со временем вам это удастся, и тогда вы сможете оценить её преимущества в практике медитации и при занятиях йогой.

В моём начале мой конец, в моём конце начало
Прошлое и будущее - что было и что могло бы быть - всегда ведут к настоящему

Строки, которые мы использовали в качестве эпиграфа статьи, также её и завершают. Главное, что мы должны уяснить, вступив на путь Будды и прочитав историю о нём, - это то, что изначально в нас уже есть Будда, нужно лишь это осознать.

- имя принца, ставшего Буддой Шакьямуни и жившего 2 500 тысячи лет назад.Он был сыном правителей области Древней Индии со столицей в г. Капилавасту . Это первый человек в истории, достигший Просветления . Поэтому его называют - Исторический Будда (Татхагата), он тот, кто первым раскрыл все замечательные позитивные возможности человеческих тела, речи и ума , вышел за пределы вынужденных рождений и смертей (сансара) и оставил ясные методы своим последователям.Именно он заложил основу системы буддийской медитации .

Сиддхартха достиг Пробуждения от сна неведения , чтобы принести всем пользу и показать путь к ничем не обусловленному, а потому нерушимому, счастью .

Джатака

(от санск. "джати" - "рождение"; история прежнего воплощения)

Во времена Будды Дипанкары будущий Будда Шакьямуни был брахманом Сумедха.

Однажды он задумался о непостоянстве всех обусловленных вещей и поиске вневременного счастья , преодолении страдания , старости, болезни и смерти. Его раздумья привели к решению заняться аскетической практикой, с целью найти способ освобождения от оков перерождения в мирах сансары . В соответствии с принятым решением брахман удалился в Гималаи, поселился в хижине из листьев и стал практиковать аскезу. В этот период в мире начала распространяться слава о Татхагате (Победителе в Истине), Будде Дипанкаре, Обладателе Десяти Достоинств, повернувшего высочайшее Колесо Дхармы после того, как он достиг совершенного Пробуждения. Однажды Сумедха встретил людей, расчищавших дорогу для шествия Будды. Странствуя с большой общиной учеников (сангха), Дипанкара прибыл в их местность и остановился в монастыре Судассана неподалеку от города. Жители пригласили Бхагавана (Самого Почитаемого) посетить их город и теперь готовили дорогу, чтобы выразить почтение к Трем Драгоценностям , расчищая путь, по которому должны были пройти Будда и Сангха, . Узнав о появлении в этом мире Будды, Сумедха почувствовал великую радость и пожелал присоединиться к работе. Ему досталась земля, раскисшая от воды после дождя, и тогда он стал осушать ее, думая о Будде.
Он не успел осушить и трети отведенного ему участка, когда появился Татхагата, великий мудрец Дипанкара в окружении четырёхсот тысяч достигших Освобождения, обладающих шестью видами сверхъестественных знаний и пресекших влечения ума. В этот момент аскет Сумедха, увидев Будду, подумал: "Пусть Будда не ступает на грязь, а вместе с учениками пройдёт по мне ради моей пользы". Распустив свои длинные волосы аскета и покрыв ими землю, Сумедха лёг на тот грязный участок дороги. И в то время у Сумедхи было следующее сильное пожелание: "Пусть я искореню свои загрязнения и, достигнув всеведения, стану Буддой. Пусть я достигну берега Освобождения, взойду на корабль Дхармы и помогу множеству людей и богов перебраться на тот берег через поток сансары. Вот, о чём я мечтаю, пусть это стремление исполнится". Всеведущий Дипанкара приблизился к Сумедхе. Узнав его мысли и посмотрев в его будущее, Будда увидел, что желание Сумедхи исполнится. Тогда он предсказал ему, что в одном из своих последующих воплощений Сумедха станет Буддой. Он назвал место его будущего рождения, имена его отца и матери, главных учеников и учениц, место Просветления и название священного дерева Бодхи, под которым будущий Будда достигнет Пробуждения от сна неведения.

Отправной точкой в рассмотрении буддизма для нас служить лицо его основателя -Будды.

Надо сказать, что существуют как мифическая, такие реальная биография Будды. Однако современная наука мало что может сказать о его реальной биографии. Все известные жизнеописания Будды появились не ранее первых веков нашей эры. их составители опирались не только на отрывочные сведения о нем из канонических произведений, приписывались самому "просветленные" или его ученикам, но также использовали всевозможные легенды и мифы, особенно "Рассказы о предыдущих перерождение Будды" - Джошакы. Джатаки чрезвычайно популярны в Индии до сих пор. Поэтому в рассказе о жизни и проповедь Будды легенды и действительность будут и у нас тесно переплетаться.

Согласно мифологической версии биографии основателя буддизма, будущий Будда перерождался 550разив и каждый раз в новом облике - от царя до крысы. Перечень перерождений подчеркивал стойкость действия закона перерождения и равных возможностей каждого человека. Наконец, боги решили, что пришло время Будде стать человеком и принести свет Истины другим людям. Так и произошло. Будда сам выбрал время, часть мира, место, семью и ту, которая станет его матерью в последнем перерождении-жену царя Шуддходаны, правителя индийского княжества в городе Капилавасту.

Конфессиональная структура современного мира

Динамика мировых религий в XX в. (в процентном отношении к общей численности населения Земли)

Современная география мировых религий

Накануне этого события жена царя по имени Майя увидела странный сон: ей приснилось, что вдруг появился белый слон и вошел в ее правый бок. Мудрецы сочли ее сон так: если у царицы родится сын и если он останется в мире, то будет царем царей, обладателем всех стран и народов, а если выберет отшельничество, то станет Буддой и своим учением осветит весь мир. Царица стала ждать рождения сына, и когда пришло время, отправилась в дом своих родителей, чтобы там родить ребенка. Однако сын родился у нее на пути, и родился он не обычным путем, а вышел со стороны матери, когда она стояла в лесу между двумя цветущими вековыми деревьями, что склонили перед ней свои ветви, и самостоятельно сделал первые семь шагов.

Зато считается, что основатель буддизма - реальная историческая личность, которая жила между VII-V вв. до н.э. Он известен под разными именами: Силдхартха (личное имя, санскр. - Тот, кто достиг цели), Гаутама (родовое имя, означающее "тот, кто происходит из рода готами"), Шакьямуни (букв, мудрец из племени Шакья), наконец - Будда (санскр. Просветленный). Официальные годы его жизни - 624-544 гг. До н.э. По другой, научно более обоснованной версии, Будда жил между 566- 486 гг. До н.э.

Сиддхартха Гаутама принадлежал к царствующего дома небольшого княжества Шакья на Севере Индии. Официальное место рождения основателя буддизма находится в настоящее заброшенном поселке Лумбини с сплошь небуддийським населением в 10 км от индийско-непальской границы. Мать его умерла на седьмой день после родов, и мальчика воспитывала его тетка. Отец очень любил сына и построил ему три замечательных дворцы, по одному для каждого времени года: летом, зимой и периода дождей. Дворцы, полные слуг, стояли посреди садов, а в садах были ставки, покрытые разноцветными лотосами. Царевич всегда был одет в тонкие драгоценные ткани, с головы до ног убран драгоценностями. Над его головой всегда держали огромный белый зонтик, чтобы не касались его лучи солнца, капли дождя или пилин. Множество хороших девушек постоянно радовали царевича музыкой, спи вом и танцам и. Все, что могло омрачить взгляд и душу царевича, по строгому приказу его отца, который помнил предсказание о Его судьбу, всегда убиралось подальше с его пути.

С ранней юности царевич поражал всех своей исключительной силой, ловкостью, а знаниями быстро превзошел своих учителей. Когда пришло время, царевич женился на красивой, умной, добродетельной девушкой из соседнего царства. Сыграли свадьбу, и впоследствии жена подарила ему сына, которого назвали Рахула, что означает "препятствие".

Но однажды царевич ехал на колеснице по своим владениям. Вдруг он увидел старую, седую, беззубую и согбенную человека, который с трудом передвигалась, опираясь на палку. Царевич спросил возница, что это за человек, так непохожая на тех людей, с которыми ему приходилось до сих пор встречаться.

Это признаки того, что называется "преклонный возраст", - ответил возница.

И я тоже буду старым? - Спросил принц.

И ты будешь старым, и я буду, все подданные старости, - ответил возница.

"Как можно наслаждаться тем, что ты сейчас сильный и юны и, но изменишься так быстро, и, змарнившы, будешь старый?" - С этими словами, пораженный увиденным, царевич прервал прогулку и вернулся во дворец в глубокой задумчивости * 34.

* 34: {Биографические детали и слова Будды приводятся согласно его официальной биографии, написанной Асвагошею (Ашвагхоши) (М., 1913).}

И снова поехал царевич по своим садах и рощах и увидел больного, страдавшего, мучился, лежал, покрытый язвами, и спросил царевич возницы:

Кто это?

Больной, - ответил возница.

Сразу расстроился царевич и спросил: "он один только больной или еще?"

Ответил возница: "Такие люди везде в мире: кто живет, имея тело, имеет в жизни знать боль".

Вернемся, - приказал тогда царевич.

И еще глубже погрузился он в мысли о болезни и старость, и присущие ему радость, силы и здоровье исчезли.

Выехав в третий раз, принц встретился с похоронной процессией.

Кто это? - Спросил он.

Это мертвый человек, - ответили ему. И далее услышал царевич, что в мире везде то же самое: "Тот, кто жизнь начал - жизнь закончит. Есть начало-е конец",

И в четвертый раз выехал царевич и увидел бритую человека в коричнево-красной одежде и спросил он извозчика, кто этот человек, у которого голова не такая, как у других людей, и оденет такой, как у других людей?

Это отшельник, - последовала ответ. -А Кто такой отшельник?

Отшельник-человек, который живет благим жизнью, сердобольная ко всем существам, которая следует истинному учению.

Так состоялись три встречи, показавшие царевичу трех страшные бедствия жизни - старость, болезни и смерть, и встреча, которая открыла ему путь к спасению от этих бедствий. Несмотря на любовь к жене и ребенку, в обязанность унаследовать отцовское царство, он ночью вышел из дворца, сел на коня и уехал из родного дома. Мечом отрезал себе царевич волос, снял с себя драгоценности, отдал их едином слуге, который сопровождал, и велел известить родных о своем уходе. По дороге он обменял в встречного нищего свое платье в лохмотья. На данный момент Гаутама исполнилось 29 лет.

Некоторые ученые, разделяют взгляд на Будду как на реальную историческую личность, считают, что его уход был проявлением политической и духовного кризиса, вызванного расширением арийских завоеваний (еще при жизни Будды его родной царство попало под власть могучих соседей) и разрушением под влиянием этих завоеваний традиционного уклада жизни и религиозных верований. Сам же Будда впоследствии однозначно связывал свой уход с поиском смысла своей жизни, стремлением найти точку опоры в окружающем мире, стал непонятным: "Я буду искать и найду один благородный закон. Чтобы восстал против смерти, против болезни и против старости" .

Сначала будущий Просветленный стал учеником двух мудрых жрецов-брахманов. Он усвоил от них учение об иллюзорности окружающего мира, о колесе сансары и закон Кармы, однако не почувствовал себя приближенным к истине. Тогда он поселился в лесу и предался строгому аскетизму и умерщвлению плоти. Шесть лет такой жизни превратили его в живой скелет, но не помогли ему овладеть высшей мудрости. И тогда Сиддхартха понял, что не голоданием и самоистязанием достигнет он высшей мудрости. И употребил он риса и супа, принесенных дочерью одного местного пастуха - поклонницей отшельника. Подкрепив свои телесные силы и сделав омовение в реке Найраджуна, что текла неподалеку, царевич сел в охапку свежей травы под покровом священного дерева баньяна (смоковницы) и сказал сам себе, и ю не сдвинется с этого места, пока не достигнет полного прозрения. Произошло это в местности, носившей название Буддхагая (Священная роща), на 2/3 пути из Дели в Калькутту.

Бог зла Мара попытался повредить осуществлению этого благородного намерения -он то подсылал к нему трех своих дочерей - стремление, Неудовлетворенность и Страсть в образах прекрасных девушек, то окружал воинством страшных бесов. Но все было напрасно - Гаутама оставался неподвижным и невозмутимым. Царевич вспомнил все свои перерождения, такие разные и в то же время всегда одинаковы - сначала рождения, счастья или страдания, а затем - смерть, и наконец на Сиддхартху Гаутаму Шакьямуни снизошло просветление относительно того, как можно все это прекратить.

Произошло это днем рождения Будды. Легенда гласит, что из-за козней бога зла Мары Будда сразу после озарения подумал, насколько трудно будет восторженным пристрастием людям понять, что составляет причину этих страстей, но потом пришел к выводу, шо только проповедь открытой им истины может помочь спастись и другим.

Многие дней провел Будда под этим деревом, которое получило название "Древа Познания". Позже это дерево стало в буддизме священным. Во многих странах Азии существуют специальные храмы, где главным предметом поклонения является "Священное дерево", выросшее из побега "Древа познания". А самый известный в истории баньян показывали западным путешественникам еще в XIX в., Пока его не сбила буря.

Затем Просветленный отправился в путь. Перед пятью отшельниками, которых он знал по совместной отшельничество и которых удивил его здоровый и сияющий вид, в местности, называемой "Олений парк", вблизи священного для индуистов города Бенарес на полпути из Дели в Калькутту, сказал он свою первую проповедь. В этой проповеди Будда кратко изложил свое учение о сущности мира и пути к спасению. И пять бывших аскетов стали первыми членами основанной им монашеской общины - сангхи. С тех пор более 40 лет странствовал Будда из города в город. Он проповедовал свое учение, привлекал к себе учеников и последователей, создавал монашеские братства, только время от времени для поддержания своего авторитета творил небольшие чудеса.

Где бы выступал Будда, он говорил в соответствии с пониманием каждого. С мудрыми и знающими он рассуждал, выслушивая их вопросы и сомнения; с малообразованными говорил интересными при повестками, часто рассказывал о своих прежних перерождения и на примере своих ошибок или правильных поступков показывал, как надо жить честно и хорошо, избегать зла, а главное - спокойно относиться к смерти, чтобы в конце концов достичь спасения.

Так, однажды к нему подошла молодая мать, у которой умер ребенок. Она никак не могла смириться с потерей и пришла к Будде просить для сына лекарств. Будда посоветовал ей взять щепотку горчичных зерен из дома того человека, у которого никогда не умирал никто из родных. Ни одного подобного дома в течение дня не могла найти женщина. И стала она размышлять о судьбе людей, чья жизнь вспыхивает на короткое мгновение, а затем снова гаснет. И подумала она про себя: "Сколько себялюбия в горести моей! Всем суженая смерть; но в этой долине, полной скорби, есть тропинка, которая ведет человека к бессмертию, где нет места себялюбию" * 35. Понятно, что отбросив себялюбивого приверженность сына, мать похоронила его тело в лесу, а потом вернулась к Будде, нашла приют и утешение в буддийской общине.

* 35: {Всемирное Писание Сравнительная антология священных текстов.- М., 1995.- С. 206.}

Легенды рассказывают, что учение Будды распространялось по всей Индии, как снежный ком. За правдой к нему приходили и богатые, и бедные, и знатные юноши, и блудницы. Многие из жрецов прежней религии приняли учение Будды. Даже дикий слон, выпущенный на Будду одним из его преследователей, распростерся у ног Просветленного.

После своего просветления посетил Будда и родные места. Своему отцу он принес такой подарок, который ни разу не получал отец от сына - он указал путь, ведущий к истинному счастью и смысла в жизни.

На самом деле к Будде приходили все те, кого не удовлетворяли малопонятные поучения жрецы в-брахманов; те, кто чувствовал себя неспособным придерживаться крайностей аскетизма и отшельничества, а также практиковать чрезмерно сложные высшие уровни йоги; те, кто считал чрезмерно дорогими и малоэффективными торжественные храмовые церемонии.

В восьмидесятилетний возрасте Будда почувствовал, что конец его близок. На пути в большой город Кушинагара он тяжело заболел, отведав блюда с грибами, которой от всей души угостил Учителя один из его бедных последователей. Прибыв на место, он во шел в лес, лег на землю в "позе льва", в которой его изображают на множестве статуй и барельефов, сказал для тысяч монахов и мирян в которые собрались, чтобы схватить его последний взгляд и дыхание, последнюю в своей земной жизни проповедь. Заканчивалась эта проповедь словами "Всему приходит конец!". После этого, считают буддисты, он погрузился в нирвану.

Так умер великий индийский учитель жизни, но не умерла память о нем самом. И теперь, через два с половиной тысячи лет после его смерти, о нем продолжают говорить и писать во многих странах мира. Виддня смерти Будды в некоторых странах, где распространен буддизм, ведется летоисчисление. Основоположнику буддизма поздняя легенда приписывает и авторство широко известного на Востоке лунного календаря с 12-летним циклом. Предание гласит, что однажды перед Новым годом (естественно, по лунному календарю) собрал Будда всех животных, пообещав им вознаграждение за верную службу. Однако пришли только двенадцать животных, каждая из которых получила в подарок собственный год. Последовательность лет, таким образом, совпадает с последовательностью, с которой звери приходили на поклон к Будде.

Тело Будды по древнему индийскому обычаю было сожжено, а пепел разделен между всеми последователями, чтобы предотвратить раздора между ними. В восьми местах те, кто получил горсть пепла Будды, похоронили его и построили надмогильные куполообразные склепы - ступы. Культ ступ в разных архитектурных вариантах и по сей день распространен в буддийских странах. Наименьшие ступы умещаются на ладони, а гигантская ступа в столице Малайзии Куала-Лумпуре возвышается на 99 м, не считая 20 м платформы, на которой она установлена.

Кроме того, по легенде, одному из учеников Будды удалось выхватить из пламени один из его зубов. Впоследствии этот зуб стал уважаемым реликвией буддизма. Теперь он хранится в специально построенном для этого храме Зуба Будды в городе Канди на о. Шри-Ланка (Цейлон). Там ежегодно проводятся торжественные религиозные церемонии, описание которых встречается в буддийской литературе с V в. н.э. Настоящий это зуб или подделка - достоверно не известно, и объективной научной экспертизы на этот счет пока не предвидится.

При анализе канонической биографии Будды сразу же обращают на себя внимание два обстоятельства. Первое - она воплощала в себе древнеиндийский идеал брахмана, обязан был сначала нажить имущество, создать семью и выполнить свой религиозный долг, только потом оставить земные радости, чтобы найти в самосозерцании возможность слияния с Брахмой. Второе-образ царя-отшельника, который разорвал все семейные связи, как олицетворял мнению об изменчивости всех земных благ, подчеркивал равенство всех варн и каст в деле спасения.

Но как бы то ни было, Будда занимал особое место среди выдающихся духовных наставников своего времени. Он не был брахманом, чье происхождение давало ему власть учить других, не стал и святым аскетом, который агитировал личным примером, не счел он себя и мудрецом, который заимствовал свое знание в богов, потому что понял свои "благородные истины" самостоятельно. НЕ спустился он на землю в виде аватары, воплощение какого-то из тысяч божеств, а родился, пусть в богатой и знатной, но обычной кшатрийской семье. Это необычное место и статус всемирной значимости личности Сиддхартхи Гауг и подчеркивал его титул Просветленного - Будды, так же, как наименование Спасителя - Христа возвеличивать через несколько веков во всемирно-историческом плане личности Иисуса из Назарета.



БУДДА СИДДХАРТХА (санскр. "Просветленный Высшим Знанием", "Осененный Истиной", "Достигший Прозрения", "Тот, которому открыты все законы Мироздания") (ок. 567-488 до н. э.) - основатель мировой религии буддизма и создатель оригинальной философской концепции. Сиддхартха было именем, данным Гаутаме, принцу из Капилавасту, при его рождении. Это - сокращение от "Сарварттхасиддха" и означает "исполнение всех желаний". Гаутама, что означает "самый победоносный (тама) на земле (го)", было именем жреческой ветви рода Шакья, царским родовым именем династии, к которой принадлежал отец Гаутамы, царь Шуддходхана из Капилавасту. Капилавасту был древним городом, был разрушеным во время жизни Будды. В наименовании Шакьямуни последняя составная часть ("муни") переводится как обозначающая "могущественного в милосердии, уединении и безмолвии", а первая - Шакья - есть родовое имя. Мать Сиддхартхи - Майя (Махамайя, т. е. Великая Майя) - умерла через несколько дней после его рождения. Отец старался оградить сына от малейших соприкосновений с реалиями земной жизни: мальчик предавался смутным грезам; погружаясь в глубочайшие созерцания, он переживал моменты просветления. В 27 лет Гаутама женился, вскоре у него родился сын Рахула. Несмотря на противодействие отца, Гаутама увидел нищету, тяжелые болезни, старость, смерть: эти четыре встречи определили его дальнейшую судьбу. Потрясенный познанием того, что болезни, старость, смерть - это общий удел всех людей, Гаутама понял, что земной мир и жизнь в нем для него неприемлемы. Разговаривая со счастливым и спокойным нищим аскетом, Гаутама сказал сам себе: "Я сделаю то, что сделал этот человек. Я откажусь от всех богатств и последую своим путем. Покинув мир с его удовольствиями, я обрету спокойствие и познаю истину, с помощью которой научу людей преодолевать нищету земной жизни". В 29 лет Гаутама покидает дом. Позднее Будда скажет: "И вот покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира". После изучения всех существовавших тогда философских систем Гаутама понял, что они не снимут проблем, его измучивших. По древним обычаям он обратился к практикующим йогам, а затем уединился в джунглях для ведения аскетического образа жизни и изучения священных текстов Брахманов. Через много лет Гаутама после глубочайшего обморока от длительного истощения осознал бесплодность аскетизма. В результате длительного глубокого созерцания под священным деревом Боддхи на берегу реки Найранджаны в селении Урувилва (совр. Боддх-Гая, штат Бихар, Индия) он достиг Просветления: ясно увидел всю свою жизнь и неразрывность связей между людьми, взаимоотношений между личностью и Миром Незримого. Одно происходит от другого, все скоропреходяще, а Тришна - жажда бытия жизни - возмущает покой Мира, ведя к уже ушедшему бытию. Гаутама размышлял: "Люди предаются страстям, желаниям, стремлениям... Их помыслы направлены к обладанию чем-либо. Они волнуются, радуются, огорчаются, не сознавая того, что причина радости и страданий заключается в телесном, разрушимом, преходящем. Если люди видят источник и смысл жизни в разрушении, в телесном, то они неизбежно должны страдать и умирать. Они ищут наслаждений, но тогда возникают печаль и страх потерять предмет наслаждения. Тот, кто свободен от наслаждений, свободен и от страданий. Люди, думающие, что им принадлежат дома, поля, скот, богатства, воображающие, будто им принадлежат сыновья, дочери, жены, - такие люди неизбежно обречены на страдания. Все это временное, все подвержено уничтожению, и поэтому тщетно стремиться к обладанию чем-нибудь. Единственное, чем может овладеть человек, - мудрость познания, и к ней одной он должен стремиться. Тот же, кто стремится к наслаждениям, тот растит только свои похоти, тот кует только прочные цепи, привязывающие его к жизни, полной страданий". Теперь Гаутама знал, с кем и как надо бороться за избавление от земного мира скорби и боли; он понял, что жизнь - эта эманация наших мыслей - рождается в сердце человека. Изначально неверную жизнь человека пресекает смерть. Единственным путем к бессмертию является познание смысла истинной жизни, перед которой смерть бессильна. Так в 40 лет Гаутама стал Буддой - Просветленным: "Когда я прозрел, душа моя обрела искупление от греха земных вожделений, искупление от греховного пристрастия к земному бытию; обрела искупление от греха заблуждений, искупление от греха незнания. Достигнута святость, непорочность жизни, исполнен долг, и я никогда не возвращусь более в тот мир - вот что познал я". В своей Первой (Бенаресской) проповеди, произнесенной в Оленьем парке Сарнатха (совр. Варанаси) перед пятью учениками и двумя оленями, Будда сформулировал основы Учения и, как записано в Сутрах, "привел в движение колесо Дхармы" (Дхармачакра парвартана). Будда познал Четыре Благородные Истины (Арья-сатья): существует дуккха (страдание, зло); существует причина дуккхи - желания, устремления; существует возможность освобождение от дуккхи; существует Благородный Восьмеричный (Срединный) Путь к искуплению и прекращению дуккхи. Базисный постулат учения Будды - отказ от всего чувственного. Будда говорил: "Дурно управляемые страсти (чувства), подобно необъезженному коню, прорываются наружу и в этом мире навлекают на нас несчастье, а в потустороннем - постоянные страдания. Они (чувства) приводят нас, подобно дикому коню, к верной гибели; посему мудрый и осторожный человек не дает свободы своим чувствам. В действительности эти чувства суть наши величайшие враги, причина несчастий, так как люди, привязываясь к чувственным предметам, навлекают на себя все страдания". Причина зла - существование человека в мире желаний, господство чувств над природой духа личности. Просветленный учил: "Размышление - путь к бессмертию, легкомыслие - путь к смерти. Бодрствующие в размышлении не умирают никогда; легкомысленные, неведающие подобны мертвым"; "Кто охвачен пламенем страстных влечений, кто жаждет одних лишь наслаждений, тот растит только свои похоти и сам заковывает себя в цепи"; "Только тот может называться мудрым, кто угасил свои страсти, укротил свои чувства, вырвал из сердца всякое влечение и не дал влечению укорениться вновь в сердце своем, - только тот, кто уединенно идет своим путем"; "Если ты искоренишь в себе всякое стремление к временному, телесному, если угасишь в себе свои страсти, все земное, то не будет такой силы, которая могла бы причинить тебе смерть"; "Из наслаждения возникает печаль, из наслаждения возникает страх; кто свободен от наслаждений, нет для того уже ни печали, ни страха"; "Человек становится мудрым не вследствие учености. Становится он мудрым потому, что освобождается от страстей и желаний". Философские доктрины учения Будды основаны на двух компонентах Благородного Восьмеричного (Срединного) Пути к искуплению и прекращению дуккхи - правильном сосредоточении и правильном знании. Правильное сосредоточение - это постоянная концентрация внимания, останавливающая калейдоскопическое мелькание составных эмпирических компонент. Основа правильного знания - понимание того, что мир материального (Сансара) есть только обман чувств, самостоятельно не существующее проявление духовного Первоначала. При этом постулируется принцип тотального релятивизма: каждый объект (процесс) является Дхармой - непрерывно изменяющимся и возникающим под воздействием других объектов (процессов) и оказывая влияние на другие. Универсум в такой концепции является потоком безлично и безначально трансформирующихся взаимосвязанных кратковременных компонент. Будда учит, что душа человеческая - не более, чем цепочка Дхарм. Смерть человека - это не полное исчезновение, а рекомбинация Дхарм, составлявших его в предыдущей жизни, в новый образ любого живого существа. Правильное знание дает истинное понимание страдания, которое есть непрерывная трансформация Дхарм, их волнение, фундирующее непостоянство состояний человека. Достигаемая на основе трансовой медитации Нирвана (санскр. "угасание", "покой", "небытие") в учении Будды является высшим из возможных состояний человека, когда упокоиваются процессы волнений его жизни, и в одной из Сутр описывается как "...прибежище, где нет ни земли, ни воды, ни света, ни воздуха; где нет ни бесконечности пространства, ни бесконечности разума, где нет ни представлений, ни отсутствия их; где нет ни этого мира, ни другого мира, ни солнца, ни луны. Это не проявление, не уничтожение и не постоянство, это не умирание и не рождение. Это существование без основы, без развития, без опоры. Это есть конец страданий...". В практике проповеди учения Будды для монашествующих предназначал философскую теорию реальности и Нирваны, для мирян - набор заповедей и жизненных норм: наградой за исполнение заповедей на земле - не убивай живого, не воруй, остерегайся смотреть на женщин, не говори неправды, не пей хмельного - является последующее блаженство в другой жизни. В. Грубе (Германия) писал: "Буддизм идет в своей заповеди любви к ближнему даже гораздо дальше христианства, применяя ее не только к людям, но и ко всему царству живых существ. Эта нравственная заповедь является в буддизме естественным следствием учения о переселении душ, по которому каждый человек в наказание за дурные поступки в земной жизни возрождается в будущей жизни в образе животного". Будда до конца жизни проповедовал свое учение, творя, согласно легендам, чудеса: Он мог становиться невидимым, летать по воздуху, ходить по воде, держать в руках одновременно Солнце и Луну, беседовать с богами. Помимо обычного человеческого зрения, Будда был Всевидящим, обладая еще и глазом Мудрости. Он мог видеть прошлое, настоящее, будущее, Благородный Восьмеричный (Срединный) Путь к искуплению и прекращению дуккхи. К знанию Будды относят его способности к ощущению, чувствованию, видению и слышанию всего того, что происходит в множестве Вселенных. Всезнание Будды - это знание Четырех Благородных Истин, способность к великому Состраданию, знание постоянной трансформируемости бытия и др. В Сутрах Будда награждался такими эпитетами, как Повелитель Вселенной, Бог богов, Архат (тот, кто разрушил привязанность своей человеческой оболочки к Сансаре), Сугата (Созидающий Добро) и мн. др. Великий переход Будды из земной жизни в Нирвану - Махапаринирвана - произошел в полную Луну месяца вайшакха (май) в Кушинагаре (совр. Касия, штат Уттар-Прадеш, Индия). Эта дата считается также и днем рождения Будды, и днем его Просветления - Трижды Святым Днем. Под древом Боддхи он сказал присутствующим: "Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, что все созданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к Спасению". Кремация останков Будды происходила с отданием царских почестей. Согласно Е. П. Блаватской, каждый востоковед и пандит знает наизусть биографию Будды , совершеннейшего из смертных, каких когда-либо видел этот мир, но кажется, что никто из них не подозревает об эзотерическом значении, лежащем в основе описания его жизни до рождения, т. е. о смысле популярной истории. Будда не был бы смертным, если не прошел бы через сотни и тысячи рождений, предшествовавших его последнему появлению на свет. Все же детальное перечисление них и утверждение, что во время их он проложил себе путь через все стадии переселения от низшей - одушевленного и неодушевленного атома и насекомого - до высшей - человека, - содержит просто известный оккультный афоризм: "Камень становится растением, растение - животным, животное - человеком". По мысли Блаватской, каждый человек, когда-либо существовавший, прошел через ту же самую эволюцию. Но скрытый символизм в последовательности этих перерождений (или "джатак") содержит полную историю эволюции на этой земле - до- и послечеловеческую - и является научным изложением естественных фактов. Одну не завуалированную, но открытую и явную истину можно найти в их перечне, а именно как только Гаутама достиг человеческой формы, он начал проявлять в каждой личности высшее бескорыстие, самопожертвование и милосердие. В текстах, повествующих о жизни и деяниях Будды, постоянно упоминаются боги, божества, демоны, духи, которые приходят к нему, сопровождают его и беседуют с ним. Сам Будда поднимался в мир небожителей и читал там свои проповеди, а боги, в свою очередь, неоднократно посещали его келью на земле. Помимо обычного зрения Будда обладал глазом мудрости во лбу и способностью всевидения. Согласно традиции, всевидение Будды кроме обычного зрения, обеспечивалось глазом, видящим прошлое, настоящее и будущее; глазом, видящим Восьмеричный (или Срединный) путь; глазом, видящим намерения и поступки всех существ Вселенной; глазом, видящим все, что совершается в бесчисленных Вселенных. Как явствует из текстов, Будда ощущал, чувствовал, видел, слышал все, что делается на земле и в других мирах, - эти качества обозначаются как шестифакторное знание Будды. В свою очередь, всезнание Будды подразделяется на 14 типов: знание четырех истин, способность достижения великого сострадания, знание постоянной изменчивости бытия, знание двойного чуда и иные типы знания. Будда, согласно преданиям, обладал многими волшебными качествами: мог спускаться под землю, подниматься на небо, летать по воздуху, вызывать огненные мистерии, принимать любой облик, на его теле имелись 32 большие и 80 малых отметин, в т. ч. родинки, наделенные магическими свойствами. В священных текстах Будда награждается множеством эпитетов, свидетельствующих о том, что он повелитель Вселенной, Бог богов, царь царей, вседержитель, исцелитель и т. д. Его также называют татхагата (тот, кто приходит и уходит), архат (уничтоживший привязанность к бытию сансары), сугата (добро созидающий), джина (победитель), бхагават (торжествующий), маха шраман (великий отшельник), синханадин (львиноголосый); всего более 30 эпитетов. С точки зрения Блаватской, Будда достиг состояния Бодхисаттвы на земле в личности под именем Прабхапала. Выбор рода Шакьев и его матери Майи, как "чистейшей на земле", происходит в согласии с моделью рождения каждого Спасителя, Бога или обожествленного реформатора. Рассказ о его вхождении в лоно своей матери в виде белого слона есть намек на его прирожденную мудрость: слон этого цвета есть символ каждого Бодхисаттвы. Утверждение, что при рождении Гаутамы новорожденный младенец прошел семь шагов в четырех направлениях, что цветок Удумбара расцвел во всей своей редкой красоте и что цари Нагов немедленно отправились "крестить его" - все является аллегориями, столь многочисленными в фразеологиях Посвященных, и хорошо понятны каждому восточному оккультисту. Все события его благородной жизни даны в сакральных числах и каждый так называемый чудесный случай - столь порицаемый востоковедами, как запутывающий повествование и делающий невозможным отделение истины от фантазии, - является просто аллегорическим прикрытием истины. Это сколь же понятно оккультисту, обученному в символизме, столь трудно постижимо для европейского ученого, несведущего в оккультизме. Каждая деталь рассказа после его смерти и до кремации - это глава фактов, написанная на языке, который должен быть изучаем до того, как станет понятным, в противном случае мертвая буква его введет в абсурдные противоречия. Например, напоминая своим ученикам о бессмертии дхармакайи, Будда - как сказано - вошел в самадхи и глубоко погрузился в Нирвану - откуда никто не может вернуться. И все же, несмотря на это, Будда изображен распахивающим крышку гроба и выходящим из него, приветствуя сложенными руками свою мать Майю, которая внезапно появилась в воздухе, хотя умерла через семь дней после его рождения, и т. д. Так как Будда был Чакраварти (тот, кто приводит в действие колесо Закона), его тело при кремации не могло быть уничтожено обычным огнем. Что же происходит? Внезапно струя пламени вспыхнула из свастики на его груди и превратила его тело в пепел. По Блаватской, относительно того, что Будда был одним из настоящих и неоспоримых Спасителей мира, достаточно сказать, что самый яростный миссионер-ортодокс, если только он не безнадежно безумен или лишен хоть малейшего уважения к исторической правде, не может найти ни малейшего обвинения против жизни и личного характера Будды. Без какой-либо претензии на божественность, позволяя своим последователям скорее впасть в атеизм, чем в унизительное суеверие поклонения дэвам или идолам, ход его жизни от начала до конца свят и божественен. В течение 45 лет своей миссии он столь же незапятнан и чист, как ход жизни бога - или каким последнему следовало бы быть. Он есть совершенный пример божественного, бога-человека. Он достиг состояния Будды, т. е. полного просветления, исключительно своими собственными заслугами и благодаря своим индивидуальным усилиям, в то время как у бога не предполагается какой-либо личной заслуги в осуществлении им добра и святости. Эзотерические учения утверждают, что Будда отказался от Нирваны и оставил одеяние Дхармакайи, чтобы остаться "Буддой сострадания" в пределах несчастий этого мира. И религиозная философия, оставленная им миру, в течение более чем 2000 лет творила поколения добрых и бескорыстных людей. Его религия является единственной абсолютно бескровной среди всех существующих: терпимая и свободная, учащая всеобщему состраданию и милосердию, любви и самопожертвованию, бедности и удовлетворенности своей судьбой, какой бы она ни была. Никакие гонения, никакое насаждение веры огнем и мечом никогда не опозорили ее. Никакой извергающий гром и молнию Бог никогда не вмешивался в ее чистые заповеди; и если бы большинство человечества, завершает мысль Блаватская, приняло этот простой, гуманный и философский кодекс каждодневной жизни, оставленный нам величайшим Человеком-Реформатором из всех когда-либо известных, то поистине эра блаженства и мира расцвела бы над человечеством. С. В. Силков, Словарь Яндекс

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» христианства на пять веков, а ислам «моложе» его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил людям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвященной буддизму книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего себя Буддой (санскр. buddha), что означает «просветленный высшим знанием», «осененный истиной».

После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасительную миссию - указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Гаутама (отсюда его родовое имя - Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее за 500 - 600 лет до н. э. в долине Ганга, в среднем его течении.

Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно другим людям. Мать Сиддхартхи - жена правителя шакьев Майя - увидела однажды во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она родила младенца, покинувшего ее тело также необычным путем - через подмышку. Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и возрадовались приходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Асита предрек новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что значит «выполнивший свое назначение».

Мать Сиддхартхи умерла через несколько дней после его рождения. Раджа, безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына. Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Его рано стал тревожить характер ребенка. Еще мальчиком Сиддхартха любил предаваться смутным грезам и мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания, переживая моменты необыкновенных просветлений. Шуддходана окружил ребенка роскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила ему сына. Он решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений. Но возможно ли спрятать жизнь от юноши, который с ранних лет задумывается над ее тайнами, можно ли скрыть от него ту печальную истину, что все вокруг полно страдания?

Легенда рассказывает, что однажды во время прогулки по городу вместе со своим возницей Чанной Гаутама встретил покрытого язвами больного, сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Потрясённый, он стал расспрашивать слугу. Так он узнал о неизбежных для живых существ страданиях. Он был потрясен, узнав, что это общий удел всех людей.

В ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий. «И вот, - рассказывал Будда, - покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира». В то время ему шел тридцатый год.

Изучив философские системы и поняв, что они не могут разрешить мучившие его проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам - практикам. В течение семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою плоть и размышлял над текстами священных книг жрецов и брахманов. Затем, покинув своих наставников-йогов, Гаутама уединился в джунглях для того, чтобы самому бесстрашно ринуться по пути самоистязания. И вот в один прекрасный день, когда после многочасовой неподвижности он пытался подняться, ноги, к ужасу наблюдавших эту сцену друзей, отказались его держать, и Гаутама замертво свалился на землю. Все решили, что это конец, но подвижник был просто в глубоком обмороке от истощения.

Отныне он решил отказаться от бесплодного самоистязания. Счастливый случай помог ему. Дочь одного пастуха, сжалившись над аскетом, принесла ему рисовой похлебки. Гаутама принял ее подаяние и впервые за долгое время утолил свой голод. Весь день он отдыхал в тени цветущих деревьев на берегу реки, а когда солнце склонилось к западу, устроил себе ложе среди корней огромного баньяна и остался там на ночь.

И лишь перестав голодать и отказавшись от ложных премудростей, Гаутама путем внезапного озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к спасению. Это случилось на берегу речки Наиранджаны, в местечке Урувилва, в теперешней Бодхгае (штат Бихар). И тут произошло самое значительное событие в жизни Гаутамы. Годы раздумий и мук, искания и самоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно изощривший и утончивший душу, - все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилось долгожданное «просветление». Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностью увидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между людьми, между человечеством и незримым миром. Вся Вселенная как бы предстала перед его взором. И всюду он видел быстротечность, текучесть, нигде не было покоя, все уносилось в неведомую даль, все в мире было сцеплено, одно происходило от другого. Таинственный сверхчеловеческий порыв уничтожал и вновь возрождал существа. Вот он - «строитель дома»! Это Тришна - жажда жизни, жажда бытия. Это она возмущает мировой покой. Сиддхартхе казалось, что он как бы присутствует при том, как Тришна вновь и вновь ведет к бытию ушедшее от него. Теперь он знает с кем надо бороться, чтобы обрести избавление от этого страшного мира, полного плача, боли, скорби. Отныне он стал Буддой- Просветленным...». Сидя под священным деревом бодхи он познал «четыре благородные истины».

Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить «просветленного» отказаться от возвещения людям пути спасения. Он запугивал его страшными бурями, своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы соблазнить его радостями жизни. Но Будда победил все, в том числе и свои сомнения, и вскоре произнес в «Оленьем парке», недалеко от Варанаси первую проповедь, ставшую основой вероучения буддизма. Её слушали пять его будущих учеников и два оленя. В ней он кратко сформулировал главнейшие положения новой религии. После провозглашения «четырех благородных истин», окруженный все умножающимися учениками - последователями, Будда ходил сорок лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.

Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре, который, как полагают, соответствует нынешней Касие, расположенной в восточной части штата Уттар Прадеш. Он лег под деревом бодхи в «позу льва» (на правом боку, правая рука под головой, левая вытянута вдоль выпрямленных ног) и обратился к собравшимся около него монахам и мирянам со следующими словами: «Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, сто все созданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению». Уход Будды из жизни буддисты называют «mahaparinirvana» - великим переходом в нирвану. Эта дата почитается так же, как и момент рождения Будды и момент «прозрения», поэтому ее называют «трижды святым днем».

Современная наука не дает однозначного ответа на вопрос об историчности Будды. Однако многие исследователи считают Шакьямуни исторической личностью. Но следовать при этом буддийской традиции, которая считает его единоличным «основателем буддизма», нет оснований. «Современное состояние изученности вопроса, - пишет известный советский ученый Г. Ф. Ильин, - позволяет считать, что Будда как единоличный создатель известного нам вероучения - личность неисторическая, ибо буддизм складывался в течение многих веков, но Шакьямуни - основатель буддийской монашеской общины (или один из первых ее основателей), проповедник, взгляды и практическая деятельность которого имели большое значение при возникновении буддийского вероучения, вполне мог существовать реально».