Пантеон в Риме: это надо знать. Пантеон в Риме — для начинающих путешественников и всех остальных Описание пантеона

История Пантеона на протяжении более чем двух тысяч лет остается таинственной и неопределенной. Даже после многочисленных гуманитарных и археологических исследований, все еще трудно понять, какой же исторической реальности нужно придерживаться, чтобы узнать об этом шедевре всю истину. Пантеон богов – главная и, пожалуй, единственный архитектурный памятник, который при посещении вызывает чувство глубокого эмоционального потрясения. Словно оживший из глубины веков, он воплощает в себе элегантность и гармонию, на протяжении столетий сохраняет свой величественный вид, ежегодно привлекая сотни тысяч туристов со всего мира.

Пантеон богов — главная достопримечательность Рима

Римский Пантеон Богов: создание и история

Легенда гласит, что римские граждане построили первый Пантеон на том самом месте, где Ромул – мифологический основатель Рима, вознесся на небеса во время солнечного затмения, которое наступило внезапно при очередном смотре войск на Козьем болоте.

Почти через 700 лет, между 25-27 гг. до н.э., на том же месте было возведено новое культовое здание. Марк Випсаний Агриппа, приходившийся зятем императору Октавиану Августу, построил Пантеон языческих богов в честь триады — Марса, Юпитера и Квирина. Задуманный как Храм поклонения языческим божествам, он представлял собой прямоугольное здание с кирпичными стенами и верандой под общей двускатной крышей, выполненной из дерева. Просуществовавшее почти целое столетие культовое здание было разрушено во время сильнейших пожаров, произошедших в 80 и 110 году уже нашей эры.

Пришедший к власти император Адриан, прославившийся своей образованностью и неуемной деятельностью, в период 120-124гг. полностью перестроил здание. Новый проект Пантеона начертал гений архитектуры сирийского происхождения Аполлодор из Дамаска, который воссоздал Храм Богов по образу и подобию греческих храмов, но в гораздо более сложной концепции.

Это интересно!

Аполлодор сыграл немаловажную роль в римской архитектуре во времена правления императоров Домициана и Траяна. Он работал над проектированием и строительством некоторых величайших зданий и памятников Древнего Рима, среди которых Термы Траяна на Холме Оппиа, Форум и арка Траяна, гавань Траяна в Остии и некоторые другие. Между 103 и 105 н.э. под его руководством осуществлялось проектирование и строительство крупнейшего моста через Дунай. Он разработал Арку Адриана, повторно Константина, проектировал Виллу Адриана в Тиволи и Храм Венеры в Риме.


Работая в Риме и после смерти Траяна, Аполлодор Дамасский создал шедевр на все времена – Пантеон богов. Свою концептуальную архитектурную идею он почерпнул, руководя сносом главного здания виллы , возведенной императором Нероном и уничтоженной Великим пожаром 64 года. Гигантских размеров полусферический купол, который накрыл собой помещение цилиндрической формы без единой промежуточной опоры, стал главным чудом нового языческого храма. А расположенные по внутренней окружности Пантеона алтари богов соответствовали основной идее – всеобщей доступности к ним.

Пантеон поражает своими масштабами

В соответствии с точными инструкциями, продиктованными Адрианом, внутренняя геометрия сооружения должна была создать идеальную сферу, где высота купола в наиболее отдаленной точке равнялась диаметральному размеру опорной кладки его кольца.

Строгие геометрические пропорции — одна из достопримечательностей Пантеона

В возвышенной части купола Пантеона предусматривался oculus, как единственный источник света. Адриан указывал, что купол должен раскрывать небо сквозь большое отверстие посередине, показывая попеременно свет и тень. «Мое намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит из золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под oculus, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займем место богов».

Oculus в верхней части купола — единственный источник света

Еще одной новаторской особенностью строительства Пантеона языческих богов стало использование цветного мрамора для изготовления гладких монолитных колонн храма, вместо традиционных белых, с продольными пазами.

Просторное внутреннее пространство храма обрамляют колонны из мрамора

Проведенные исследования предполагают, что возведение Пантеона велось на протяжении всей жизни Адриана, вплоть до его смерти в 138 году нашей эры. Продолжил строительство следующий император – Антонин Пий, являвшийся усыновленным преемником Адриана. На протяжении последующих двух столетий Пантеон считался главным языческим храмом Римской империи. Он претерпел незначительные изменения, которые, в основном, были сделаны императорами Септимием Севером и Каракаллой в начале третьего века нашей эры.

Внутри Пантеон полностью отделан мрамором

После провозглашения христианства единственной религией Империи и подписания императорами Константином и Ликинием Миланского эдикта 312-313 года, даровавшего свободу вероисповедания христианам, Пантеон языческих богов был закрыт, разграблен варварами и заброшен. До сих пор не найдены ответы на вопросы, почему он не был окончательно разрушен или сразу же не превращен в церковь для христиан. Возможно, место языческого идолопоклонничества посчитали не совсем «чистым» для подобного храма.

Главный алтарь Храма

Любопытно, что Пантеон Богов пребывал в забвении вплоть до 608 года. Именно тогда император Византии Фокас пожертвовал здание папе Бонифацию IV, освятившему древнее строение и учредившему в нем христианскую церковь Святой Марии и мучеников (Santa Maria ad Martyres). Кстати, сегодня она имеет все то же название. Скорее всего, только это и спасло шедевр Аполлодора Дамасского от разрушений, которым подверглись в средние века многие древнеримские постройки.

Пантеон: кратко о некоторых фактах

Пантеон языческих богов, который сотворил Аполлодор, овеян многими легендами. Однако не менее интересны некоторые подтвержденные факты, накопленные за более чем двухтысячелетнюю историю его существования. Знаете ли вы, что:

  • бронзовый купол храма первоначально был покрыт пластинами из золота. В то время римляне не применяли сусальное золото, а использовали тонкие пластины из него. В 655 году Constans II, император Константинополя, во время посещения Рима, снял всю бронзу и золото крыши, чтобы перевезти их в свою столицу. Во время остановки в Сиракузах, он был убит, а его груз попал в руки сарацин – кочующих разбойников из Египта. И лишь в 733 году папа Григорий III покрыл обнажившийся купол листами свинца;
  • второе название Пантеона богов — Santa Maria Rotonda. Это имя храм получил после 1000 года, что отразилось на названии расположенной перед ним площади;
  • культовое здание украшала колокольня, возведенная в 1270 году в грубом романском стиле. К ее разрушению приложил руку папа Урбан VIII. Вместо нее, по указанию Папы, возвел две колокольные башни. «Ослиные уши Бернини», как называли их острословы, были также разрушены в 1883 году, так как не имели никакого отношения к древнеримской архитектуре;

Две колокольни, возведенные Бернини, украшали Пантеон во времена разгула Барокко

  • украшавшие здание фронтона бронзовые скульптуры и элементы крыши над ступенчатым входом в Пантеон пошли на создание величественного полога над алтарем в . В 1625 году, во времена папства Урбана VIII Барберини, в поисках нужного количества бронзы фигуры мучеников были демонтированы и переплавлены;
  • в полдень 21 апреля ниспадающий через oculus солнечный луч попадает в центр входного портала. В этот день проникающий в храм солнечный свет приобретает поистине уникальный смысл, делая Пантеон больше, чем просто храм, посвященный богам. Эта дата считается днем основания Рима и отмечается как негосударственный праздник.

Вот таким образом луч солнца освещает вход в храм

Храм Пантеон в Риме сегодня: что в нем находится

Начиная с XV века, стены некогда языческого храма стали украшать фресками. В тот период здание христианской церкви было отдано профессиональной ассоциации художников при Папской академии изящных искусств и литературы. Позже Pontificia Insigne Accademia di Belle Arti e Letteratura dei Virtuosi al Pantheon переименовали в Национальную академию святого Луки – Accademia nazionale di San Luca. Именно с тех времен здесь сохранилась великолепная фреска «Annunciazione» (Благовещение), выполненная Мелоццо да Форли (1438-1494), которая находится в первой от входа правой капелле.

Благовещенье. Мелоццо да Форли


В эпоху Возрождения, Пантеон, как и многие другие церкви Рима, стал местом захоронений выдающихся личностей своего времени в области художественного искусства. В частности, сегодня здесь находятся погребения художников Рафаэля Санти и Аннибале Карраччи, известного архитектора Бальдассарре Перуцци, а также знаменитого музыканта Корелли.

Здесь покоится великий Рафаэль

Кроме этого, в Пантеоне расположены могилы двух первых королей объединенной Италии: Виктора Эммануила II и его сына и преемника короля Умберто I. Надгробие Виктора Эммануила II можно увидеть в правой от входа капелле.

Это интересно!

Захоронение тела короля стало предметом острой дискуссии. Многие сподвижники хотели, чтобы он был похоронен в традиционном месте захоронения – Basilica di Superga, фамильном склепе дома Савойя. Тем не менее, возобладало решение, принятое премьер-министром Agostino Depretis и министром внутренних дел Francesco Crispi. Тело короля было выставлено в Пантеоне 17 января 1878 г., а 16 февраля было произведено его торжественное захоронение.


Гигантскую погребальную доску с надписью «Витторио Эмануэле II – отцу Отечества» отлили из бронзы пушек, которые были отвоеваны у австрийцев во время войны 1848-1849 и 1859 годов.

Надгробная плита первому королю Италии

На противоположной стороне в Пантеоне находится захоронение короля Умберто I и его супруги, королевы Маргариты Савойской. Мемориал украшает погребальная урна, спроектированная архитектором Джузеппе Саккони.

Захоронение Умберто I, второго короля Италии

На 50-й день католической Пасхи, в конце литургической мессы, внутри Пантеона свершается необычайно захватывающее действо. Через oculus, расположенный в куполе храма, на паломников начинают ниспадать тысячи лепестков роз красного цвета. Этот обычай, возрожденный архиепископом Антонио Германом в 1995г., стал символом схождение Святого Духа. А праздник, когда пол храма усыпается цветами, называют Воскресеньем Роз, что звучит как la Domenica delle Rose.

Лепестки красных роз ниспадают на верующих каждый год

Чтобы почувствовать всю энергетику античного храма и увидеть его великолепие, достаточно приобрести любой путеводитель по Риму или влиться в разноязычную толпу туристов, которые сами приведут вас туда.

Пантеон находится на Piazza della Rotonda, недалеко от станции римского метрополитена «Barberini», его посещение бесплатно. Чтобы более подробно ознакомиться с его двухтысячелетней историей создания и превращения языческого храма в христианскую церковь, желающие могут скачать аудиогид на русском языке, ссылки на который приведены в информации для туристов .

Адрес: Италия, Рим
Дата постройки: 126 год
Координаты: 41°53"54.8"N 12°28"36.8"E

Содержание:

Краткое описание

Стремление воплотить в архитектурных формах величие Древнего Рима проявило себя в Пантеоне. Самое первое здание древнеримского храма Пантеона было построено Агриппой - зятем императора Октавиана Августа - в честь победы над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций.

Римский Пантеон с высоты птичьего полёта

Около 110 года н.э. храм сгорел от удара молнии, и на старом фундаменте император Адриан в 126 году н.э. воздвиг новое здание, величественнее прежнего. От первоначальной постройки Агриппы (27 г. до н.э.) уцелели лишь передний портик с 16 колоннами и надпись, сделанная на фронтоне: «Марк Агриппа в своё третье консульство соорудил это».

Высокое техничное исполнение и гармоничность художественного образа Пантеона заставляют многих учёных предполагать, что храм спроектировал Аполлодор из Дамаска - великий римский архитектор и фаворит императора Траяна.

Общий вид на Пантеон

Римский Пантеон по праву считается выдающимся инженерным достижением античности. Он представляет собой массивное круглое здание, перекрытое грандиозным полусферическим куполом. Купол диаметром свыше 43 метров не подавляет посетителя своей мощью, а торжественно возвышается над головой, подобно небесному своду.

Вплоть до конца XIX века ни один купольный храм не мог превзойти по размерам «полусферу» римского Пантеона. Куполом восхищались зодчие Возрождения. Микеланджело изучал его конструкцию, работая над проектированием собора Святого Петра .

Римский Пантеон с тыла

Всевидящее око Пантеона

В Пантеоне нет окон. Единственный источник света - 9-ти-метровое круглое отверстие на вершине купола, символизирующее небесное всевидящее око. Отверстие не застеклено, и проникающий через него свет не рассеивается в пространстве, а аккумулируется в виде огромного светового столба. По мнению итальянского профессора Джулио Мальи, Пантеон использовался в качестве гигантских солнечных часов . Направление и форма солнечных лучей меняются в течение года, а 21 апреля, то есть в день основания Рима, солнце освещает вход. Император, входивший в храм в этот торжественный день, мог купаться в лучах солнца.

Римский Пантеон - храм язычников и католиков

Пантеон сохранился лучших других культовых сооружений античности потому, что он всегда был действующим храмом. Первоначально римляне совершали здесь ритуалы во имя 7 самых почитаемых богов - Нептуна, Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Меркурия и Сатурна. На алтаре, расположенном точно под куполом, сжигали жертвенных животных. В 609 году император Византии Фока передал здание папе Бонифацию IV, который преобразовал Пантеон в католическую церковь.

С пор Пантеон стал «храмом Святой Марии и мучеников», или «Санта-Мария дела Ротонда». Все предметы, связанные с языческим культом, уничтожили, а вместо них в храме появились великолепные фрески на библейские сюжеты и статуи христианских святых. Легенда гласит, что во время освящения храма языческие духи покинули Пантеон и вылетели через купол, пробив в нём отверстие. Именно так и появилось всевидящее око, о назначении которого до сих пор спорят учёные.

Внутренний интерьер Пантеона

Римский Пантеон - национальный мавзолей

В римском Пантеоне погребены выдающиеся итальянцы, такие как живописцы Б. Перуцци, Рафаэль Санти и др., а также короли Виктор Эммануил II, Умберто I и королева Маргарита. Первой знаменитостью, похороненной в Пантеоне, стал Рафаэль, умерший в 1520 году. На мраморном саркофаге живописца его друг, кардинал Пьетро Бембо написал следующую эпитафию: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого Матерь-природа опасалась быть побеждённой навек, а после его смерти боялась умереть вместе с ним».

Пантеон (Pantheon) - это одна из главных достопримечательностей Рима, на сегодняшний день это самое древнее сооружение полностью сохранившее свой облик еще со времен Римской Империи. Пантеон по праву называют архитектурным чудом света, и не посетить его во время поездки в Рим просто невозможно.

Название "Pantheon" означает «Храм всех Богов». С греческого "пан" переводится как "все", а "теон" - "божественный".

История римского Пантеона

История Пантеона начинается в 27-25 гг. до н.э. Возводили самый первый храм в честь основных древнеримских богов.

Храм строился под руководством консула Марка Агриппы. Именно он решил Пантеон отделать мрамором, статуями, а фасадом указать на южное направление. До наших дней сохранилась бронзовая надпись на портике Пантеона «M. Agrippa L. F. cos Tertium Fecit», которую можно перевести как "Марк Агриппа, консул в третий раз, возвел это здание".

Изначальный вид Пантеона был сильно поврежден во время пожара 80 года нашей эры. Благодаря императору Домициану, Храм, как и многие другие сооружения, были отстроены заново. Но и этот облик был утрачен в результате попадания молнии.

Во времена правления императора Андриана (117-138 гг.) Пантеон Агриппы был заново отстроен и приобрел новый вид, так как император хотел видеть храм в виде земного шара и небесной сферы. Задумку Андриана воплотил в жизнь известный архитектор тех времен Аполлодоро Дамасский.

По задумке Апполодора здание обратили фасадом на север, увеличили по площади, а в качестве фундамента установили подиум со ступенями. Но из-за неустойчивой почвы здание постепенно проседает.

Любопытные факты

Основание Пантеона является сферическим и поэтому верхняя часть сооружения имеет куполообразную форму. В центре этого купола находится так называемый Глаз Пантеона. Единственное «окно», расположенное в высшей части купола. Именно через него раз в год в самый длинный день лета (21 июня) солнечные лучи освещают главный вход.

При строительстве очень хорошо была продумана конструкция здания. Так, например, пол выполнен слегка возвышенным по центру, для эффективного стока дождевых вод в сложнейшую подземную канализацию. Стены предназначены в большей степени для поддержания мощного купола. Поэтому в зависимости от высоты имеют разную толщину и структуру.

Вход в Пантеон сооружен в виде величественного портика и двойным рядом массивных колонн в греческом стиле. Все это отделано мрамором различных оттенков, привезенных не только из окрестностей Рима, но и из Египта. По всему периметру здания видны отверстия в стенах, предположительно от элементов бронзовой отделки, которую по распоряжению папы Урбана VIII сняли для отделки Базилики Святого Петра.

Внутри Пантеон состоит из двух залов - передний зал (проходной) и круглый зал. При отсутствии окон здание обладает хорошей вентиляцией и акустикой, а во внутреннем зале могут находиться одновременно до двух тысяч людей. В переднем зале расположены колонны из серого и красного гранита. Когда-то здесь находились статуи Августа Октавиана и Марка Агриппы.

Вход в круглый зал отгорожен массивными бронзовыми дверями, сохранившимися еще с античных времен. Стены и пол также отделаны мраморной облицовкой и плитами. В стенах большого зала расположены восемь ниш - вход и ниши, в которых изначально располагались статуи семи основных богов древних римлян. Теперь же в этих нишах расположены статуи христианских святых.

В средневековые времена существование Пантеона было под угрозой. Так как Римская Империя пала, все, что напоминала о ней в раннем христианстве, считалось языческим. Но, благодаря папе Бонифацию IV, храм был облюбован верующими и освящен в церковь.
Христианская вера оставила свои следы на стенах и в интерьере Пантеона. На стенах появились фрески и иконы, алтарь и скульптуры святых стали частью современного храма, а захоронения великих людей той эпохи придают памятнику еще большую ценность. В различные времена здесь были похоронены не только выдающиеся деятели искусств (дель Вага, Карраччии, Рафаель Санти со своей невестой, Арканджелло Корелли и т.д.), но и представители королевской династии Савойской.

Пантеон Агриппы - это действительно ценный памятник античной архитектуры, который смог, спустя века, донести до нас свой исторический облик.

Пантеон открыт ежедневно с 9 до 19.00, вход бесплатный (ведь это действующая церковь), лучше всего посещать с утра в 9-10 - в это время меньше всего туристов.

Заказать интересную Обзорную экскурсию по Риму с посещением Пантеона можно написав на почту [email protected] или по телефону +39 3275381738 (также viber, whats"app)

Какую бы цель не ставил перед собой турист, выбравший Рим в качестве главного объекта для посещения, ему не миновать Пантеон по нескольким причинам:

  • это архитектурный шедевр, подобного которому нет нигде в мире;
  • это единственная античная постройка, которая избежала разрушения и перестройки, а значит по-настоящему передающая атмосферу древности;
  • это легко найти на туристической карте;
  • это совершенно бесплатно и работает без выходных;
  • это впечатляюще.

Мы постараемся, чтобы попали вы туда подготовленными, поэтому расскажем об истории этого храма, о том, что там обязательно нужно увидеть, как лучше сюда добраться, где на месте получить необходимую информацию. Отзывы бывалых туристов о Пантеоне, приведенные в конце статьи, помогут вам принять окончательное решение о посещении храма всех богов в Риме.

Чуток истории

Впервые идея создать храм, посвященный сразу всем главным богам римлян, созрела в голове консула Агриппы, родственника и соратника первого императора Октавиана Августа. Агриппа создал удивительное сооружение не столько внешне, сколько по содержанию. В отличие от других храмов, посвященных одному, максимум двум богам, первый Пантеон вместил в себя алтари всех главных божеств римлян. Юпитер, Юнона, Сатурн, Венера, Марс - здесь можно было принести жертву каждому в отдельности или всем вместе. Но даже это революционное новшество не является главным.

В античные храмы входить имели право только жрецы, все ритуалы проводились на площадях перед святилищами. Агриппа ломает эту традицию. Приказав построить вход в храм в виде триумфальной арки, он добился, что всякий входящий сюда символически становится «триумфатором», а значит «равным богам». Теперь горожане могли смело вступать туда, куда раньше им не позволяла это делать «непосвященность». Жрецы не были в восторге от подобной вольности, но спорить с влиятельным строителем не решились.

Первый храм всех богов простоял чуть больше века (27 год до н.э. — 80 год н. э.), два пожара, случившиеся с перерывом в тридцать лет, практически уничтожили первый Пантеон. На месте демократичного храма расположился банный бассейн. Так было до прихода к власти императора Адриана, человека образованного и деятельного.

Император Адриан любил строить храмы и не любил христиан. В историю он вошел, как создатель Пантеона в Риме и как мучитель, убивший сразу четырех христианских святых (Веру, Надежду, Любовь и мать их Софью). Второй поступок историками не доказан, а первый подтвержден документально.

К созданию проекта и строительным работам был привлечен гений архитектуры Аполлодор Дамасский . Гигантский купол, накрывающий цилиндрическое «тело» храма, стал чудом уже во время строительства. Расположенные по кругу алтари главных богов отвечали главной идее храма - общедоступности.

Когда христианство было провозглашено единственной религией Рима, с фронтона у входа в Пантеон сбили все скульптуры, вынесли языческие статуи из храма и закрыли тяжелые медные двери. Более двухсот лет здание просто пустовало. Почему его не разрушили или не превратили в христианскую церковь сразу? Ответы пока не найдены. Можно предположить, что это место, долгое время служившее языческим идолам, не считалось пригодным для христианского храма.

Новую жизнь Пантеон получил в начале VII века , когда был подарен византийским императором папе римскому. Новое имя храма - Церковь святой Марии и мучеников.

С XIV по XVI век Пантеон выполнял роль крепости, его стены могли выдержать самый мощный штурм, а время было неспокойное. Когда воцарился мир, Пантеон получил третью жизнь. В порыве всеобщего обновления и разгула Барокко один известный архитектор пристроил над входом в храм всех богов две нелепые башенки. Римляне тут же прозвали их «ослиными ушами» и скоро убрали. Так он и стоит до сих пор, лишенный внешних украшений, но грандиозный и монументальный.

Что посмотреть?

Перед входом в Пантеон:

  • Обелиск и фонтан - обелиск самый настоящий египетский и древний. Долгое время просто валялся в кустах, поваленный варварами. Установлен во время Возрождения, а фонтаном украшен в XVI веке.

  • Колоннада и фронтон над входом - колонны сохранились античные, а на фронтоне (треугольник под крышей) можно увидеть отверстия, в которые были вставлены крепления для скульптурной группы «Битва Титанов» (уничтожено как языческое украшение). Надпись гласит, что «это построил Агриппа». Обычное дело для храмов. Император Адриан себя не указал, считая главным в Пантеоне идею Агриппы.
  • - тяжелые, толстые. Были установлены в тот период, когда храм играл роль укрепления.

  • Скульптуры у входа - Агриппа и Адриан - отцы-основатели;

Внутри Пантеона:

  • Купол - разглядывать можно бесконечно. В храме всех богов нет окон, свет попадает через отверстие на макушке. Есть несколько легенд, связанных с этим «глазом»: христианская - когда в Пантеоне была проведена первая месса, языческие духи или демоны вырвались отсюда через вершину храма (не очень-то верится, но впечатляет многих); народная - Коперник окончательно склонился к мысли, что Земля вращается вокруг Солнца, разглядывая купол Пантеона.
  • Захоронения - здесь можно найти место упокоения Рафаэля (самое популярное место), а также могилы первых королей единой Италии.

  • Скульптуры в нишах - некоторые сохранились с древних времен и были «приспособлены» для нужд христиан.
  • Икона главного алтаря - список с главной чудотворной иконы Польши (Честноховская Божья Матерь). Утверждают, что чудесные исцеления и исполнение желаний здесь не редкость.

При входе в храм можно взять аудиогид на русском языке, заполнив форму заявки и оставив документ в залог (паспорт, кредитку и т.д.). Сама услуга стоит 5 евро. Вход и фото - бесплатно.

Время работы: с 9 утра до 19:30. В воскресенье - до 6 часов вечера. В праздники - только до часу дня.

Как добраться?

Ближайшая - Barberini (А линия). От нее нужно пройти метров 700.

Автобусная остановка «Argentina» есть у маршрутов 40, 64, 87, 492. Пройти придется метров 400.

Трамвай номер 8 - не самый удобный транспорт, разве что по дороге из Ватикана.

Осмотрев Пантеон, пора отправляться дальше, изучать и осматривать другие исторические объекты, галереи, музеи и фонтаны. Рим в буквальном смысле переполнен достопримечательностями, которые хочется увидеть. Чтобы успеть как можно больше, желательно, иметь перед собой четкий маршрут. Мы расскажем, как и ничего не упустить.

Пантеон в Риме — одна из самых известных достопримечательностей в Италии. Но значимость этого древнего здания намного больше, чем его архитектурное совершенство! Вы знаете, что оно символизирует? Кто в нём захоронен? Какую хранит тайну более 2000 лет? И почему он так знаменит? Читайте об этом в статье.

Пантеон - что это и где

«Ангельский, а не человеческий проект»… Эти слова использовал один из величайших гениев искусства всех времен - Микеланджело, чтобы описать красоту и величие Пантеона. Спустя тысячелетия здание остается таким же величественным, каким было в начале своей жизни.

Пантеон: значение слова

У этого слова есть несколько значений.

  1. Храм, посвященный всем богам.
  2. Монументальное здание, в котором либо захоронены великие личности, либо находятся их памятники. Например, пантеон в Париже - место захоронения видных французских граждан.
  3. У древних греков и римлян словом «пантеон» называли всех богов в Едином - Всебожие. Сейчас так обозначают сонм богов того или иного народа. Например, пантеон славянских богов, древнегреческих, древнеримских… .
  4. Группа прославленных или известных людей. Можно сказать, что Достоевский занимает место в пантеоне великих русских писателей.

Тайна имени храма

Первоначальное назначение храма до сих пор неясно. Историки говорят, что это было место поклонения языческим богам. Но структура здания сильно отличается от других, традиционных храмов в римском форуме.

Интерьер Пантеона в 18 веке. Художник Giovanni Paolo Panini — 1AHJFNF8OkfG9Q at Google Cultural Institute maximum zoom level, Public Domain, Link

Государственный деятель, историк Дион Кассий (155 — 235 гг) писал в своей «Истории Рима»: «Возможно, оно 〈здание〉 получило это имя потому, что его украшают многочисленные статуи богов, включая Марса и Венеру; но мое собственное мнение: из-за его купола. Он напоминает небеса ».

Есть мнение, что здание предназначалось для «великих дел» императоров, т.е. было административным и имело целью прославлять власть. Сейчас оно принадлежит католической церкви и официально называется «Базилика Санта-Мария-Мартир» (Базилика Святой Марии и мучеников).

Где находится римский Пантеон

Адрес здания: площадь Piazza della Rotonda (Пьяцца делла Ротонда) в Риме (Италия).

Метро станция Barberini (линия А)
Автобусы №30, 40, 62, 64, 81, 87 и 492
Трамвай №8

Найти его можно по указателю «Basilica di Santa Maria ad Martyres».

Часы работы
С 09:00 до 19:30, вс с 09:00 до 18:00.

Так как это действующий храм, то вход свободный. Византийский император Фокас передал его папе Бонифацию IV. С тех пор, начиная с 609 года, каждый день в нём проводят мессы. И вы тоже можете присутствовать на службе совершенно бесплатно!

Официальный сайт: http://www.pantheonroma.com

Заказать необычную экскурсию можно по ссылке .

Символизм римского Пантеона по Моммзену

Римский Пантеон является наиболее сохранившимся и влиятельным зданием . Фронтон (треугольная секция над входом) сегодня пуст, но там когда-то было скульптурное изображение битвы Титанов. Большие бронзовые двери охраняют вход в целлу (внутреннюю часть) и были когда-то покрыты золотом.

Интерьер был более удивительным, чем сегодня. Порог святилища отмечен самый большим в мире цельным блоком Лукулланского черно-красного мрамора. Круглую форму Пантеона скрывают здания вокруг, а вход прямоугольный в плане. Когда посетитель попадает в просторное круглое помещение, то поражает контраст между темным залом целлы и ярким культовым пространством. Но в древности он был еще более впечатляющим, потому что внутренняя сторона купола была покрыта позолоченной бронзой.

После завоеваний Траяна в Дакии драгоценного металла было в избытке. Золото символизировало высшие уровни небес. Считалось, что они состоят из чистого первоэлемента огня.

Внутри ротонды (круглого зала) находится семь апсид (выступов здания). Теодор Моммзен (1817-1903 гг), немецкий историк, лауреат Нобелевской премии по литературе 1902 года за труд «Римская история», почётный гражданин Рима, предположил, что в них стояли статуи семи богов-планет и Юлия Цезаря, обожествлённого после смерти.

Порядок статуй в храме в письменных источниках не зафиксирован. Но со времен сицилийского ученого Архимеда (287-212 гг. до н.э.) было принято использовать последовательность: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. В таком случае статуя Солнца должна была стоять в центральной апсиде, прямо напротив входа.

С одной стороны, у Солнца были три мужские планеты: сын Марс, отец Юпитер и дед Сатурн. С другой стороны — Венера, женоподобный Меркурий и Луна. Сатурн и Луна были дальше всех от Солнца. В соответствии с древней теорией, они были самыми холодными планетами. Благоприятные планеты (Луна, Юпитер, Венера) и неблагоприятные (Сатурн, Меркурий, Марс) составляли два равносторонних треугольника. Так семь апсид символизировали Вселенную.

Купол Пантеона и его космологический дизайн

Купол Пантеона остается самым большим неармированным куполом во всем мире и непревзойдённой жемчужиной архитектуры! Поразительным аспектом сводчатого пространства является «глаз» или «окулус» — единственный источник света в здании.

Столб света из окулуса открывает путь в Вечность. Фото: Владимир Шеляпин — Own work , CC BY-SA 3.0 , Link

Во II веке быстро набирали популярность философские идеи Платона:

  • Единое (лат. panthevm , др.-греч. πάνθειον читается как пантеон ) является основой всякого бытия;
  • Оно первоначало всего - всех идей, вещей, явлений, свойств, и, одновременно - ничто.
  • Вселенная имеет форму шара, потому что в шаре заключаются все другие фигуры и идеи.

«Это шарообразное тело имеет душу; она живет в центре его; оттуда её действия распространяются по всему телу; она производит все движения во вселенной, она причина порядка во вселенной, источник всей космической жизни; действия души вселенной проявляются особенно в движениях звездного неба и планет. Душа вселенной, говорит Платон, есть существо среднее между чистым разумом (духом) и материальными существами; в ней находятся все элементы чисел и размеров; она – вместилище математических законов, проявляющихся в стройном движении космоса.» (Источник: Платон о Вселенной )

Идеи Платона объясняют космологическую функцию не только купола с отверстием, но всего здания. Отсюда и его название (по Кассию Диону).

Поток воздушного света через окулус открывает путь в небеса. В зимний период, когда солнце низко на небосводе, столб света перемещался по апсидам и позолоченному куполу - получался своеобразный планетарий. Есть день в году, когда луч падает прямо перед входом. Одни утверждают, что это происходит в день рождения Рима 21 апреля, другие — в день весеннего солнцестояния (23 марта), третьи — в день летнего равноденствия (23 июня).

Сколько всего было Пантеонов?

Сегодняшний Пантеон - третья версия храма, построенного на этом месте!

  • Первый был построен примерно в 27 г. до н.э., но сгорел.
  • Второй, построенный в I веке н.э., был также сожжен.
  • То, что мы видим сегодня построил (или восстановил) в 125 г. римский император Адриан.

Кто же построил Пантеон в Риме?

Это объясняет надпись над входом: «M · AGRIPPA · L · F · COS · TERTIVM · FECIT», что означает: «Маркус Агриппа, сын Люциуса, консул в третий раз, построил это ». Но Агриппа жил в 1 веке до нашей эры. А его датой создания принято считать 126 год, т.е. уже II век. Как это возможно?

Иператор Адриан на архитектурных сооружениях, которые создавал во время своего правления, никогда не писал своего имени, за исключением храма, посвящённого Траяну, его отцу. Может ли данная надпись служить доказательством, что римский Пантеон был построен Марком Агриппой и только восстановлен при Адриане?

Всё-таки, историки на вопрос «Кто был архитектором Пантеона в Риме?» отвечают: предположительно Апполодор родом из Дамасска . Он был любимцем Траяна, строителем моста через Дунай (длиной свыше 1 км), моста Алконетар в Испании и др.. Но участие в работе мог принимать и сам Адриан. Известны его архитектурные творения: вилла Адриана, храм Венеры, арка Адриана в Афинах и др.

Апполодор насмехался над увлечением Адриана искусствами. Император не простил ему обиды. Он сослал архитектора и, после обвинения в вымышленных преступлениях, приговорил к смерти.

Архитектура Пантеона в Риме, размеры купола и метод строительства

Размеры купола Пантеона:

  • диаметр - 43 метра,
  • высота от основания купола - 22 метра над его основанием,
  • окулус (отверстие) - 8.8 метров.

Первоначально восемь передних колонн крыльца были из серого мрамора, четыре внутренних - из красного. В XVII веке три угловые колонны рухнули - их заменили двумя колоннами из терм Нерона и колонной из виллы Домициана.

Чтобы войти в храм надо спуститься вниз по ступенькам. Но изначально ко входу вели 4 ступени вверх! Многовековые наслоения поглотили не только эти ступени, но уровень пола оказался даже ниже земли.

План Пантеона в Риме (Автор: Georg Dehio/Gustav von Bezold — This image is taken from Georg Dehio/Gustav von Bezold: Kirchliche Baukunst des Abendlandes. Stuttgart: Verlag der Cotta’schen Buchhandlung 1887-1901, Plate No. 1. Due to its age, it is to be used with care. It may not reflect the latest knowledge or the current state of the depicted structure., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=522888)

Высота Пантеона в Риме - 43 метра. Архитектурный стиль - .

Кто похоронен в Пантеоне в Риме

Когда храм передали христианской церкви, сюда были перенесены останки христианских мучеников, захороненных в катакомбах.

Пантеон так же стал могилой для важных персон в итальянской истории. Здесь покоится прах королей Виктора Эммануила II и Умберто I, а также знаменитый художник эпохи Возрождения Рафаэль и его невеста.

Могила Рафаэля в Пантеоне и любовный треугольник

Рафаэль обручился с Марией, племянницей могущественного кардинала, в 1514 году. Но отложил брак на шесть лет. В этот период у него случился страстный роман с дочерью местного пекаря. Мария не пережила измену. Вскоре после неё умер и Рафаэль. Ему было 37 лет.

Место захоронения Рафаэля By Ricardo André Frantz (User:Tetraktys) — taken by Ricardo André Frantz, CC BY-SA 3.0 , Link

Пантеон в Риме: 7 интересных фактов

Любые факты истории сооружения и жизни этого античного здания интересны. О многих Вы уже узнали. Перечислим их.

  1. Единственный храм античных времён, дошедший до наших дней без изменений; его возраст подтверждает уровень пола (ниже земли).
  2. Современный Пантеон в Риме стоит на месте сгоревшего одноимённого храма, построенного Марком Агриппой за 2 века до того.
  3. Метод строительства купола Пантеона специалисты не могут разгадать, поэтому существует много версий (в т.ч. «инопланетная»).
  4. Купол Пантеона является самым большим бетонным неармированным куполом в мире уже 2 тысячи лет.
  5. Архитектура Пантеона воплощает идеи философской школы Платона и символизирует Вселенную, созданную Единым Божественным Началом.
  6. Могила всемирно известного художника Возрождения Рафаэля находится в Пантеоне.
  7. С 609 года нашей эры каждый день в нём проходят католические службы.

Пантеон в Риме: история переделок

Ещё к интересным фактам можно отнести всю историю переделок архитектурного памятника. Хотя размер и форма здания остались в неизменном виде, древние римляне его видели всё-таки другим. Исчезла бронзовая квадрига и скульптурные группы, украшавшие храм. Наружные стены храма были облицованы мрамором, фрагменты которого хранятся в Британском музее. Да и интерьер храма выглядел несколько иначе: его украшали золотой купол, позолоченые двери и статуи древнеримских богов. Сейчас здесь христианский алтарь, фрески святых и другие символы веры.

В 1270 году над портиком была пристроена колокольня в романском стиле, которую снесли по приказу папы Урбана VIII в XVII веке. Вместе с ней сняли и бронзовые скульптуры, украшавшие фасад. Бронза пошла на переплавку для пушек замка Сант-Анджело в Риме и изготовления винтовых колонн алтаря .


Пантеон в Риме с колокольнями Бернини. (