Для чего в православной церкви иконы. Почему православные молятся перед святыми иконами? Иконы в Церкви

На Руси очень давно сложилось так, что большинству людей дают имена в честь святых. По этой причине создаются , на которых помещается лик святого. Для каждого верующего такие образы всегда были очень важными и сильно ценились. Иконы являлись покровителями людей на протяжении всей их жизни. Помощник небесный поможет и направит, оградит от бед и несчастий, подскажет верную дорогу, предотвратит возможную беду, а если она послана человеку для духовной пользы, поможет пережить ее. Родители заказывали иконы своим детям как ростовые, крёстные приобретали их своим крестникам.

Образ святого стал ассоциироваться с Ангелом Хранителем, ведь такие иконки вешали над яслями младенца. Когда ребёнок вырастал, они занимали своё положенное место в домашнем иконостасе. Сейчас именины называют Днём Ангела.

При крещении святой отец называет имя святого, которым наречён человек. Если крещение было очень давно, и нет свидетелей, которые могут сказать, в честь какого святого назван человек, то тезоименитым покровителем считается святой, рождение которого самое близкое к дате рождения человека. Считается, что по тому, как назвали сложится дальнейшая жизнь. Ведь молясь своему покровителю, человек хочет подражать ему в поступках и мыслях.

Как выбрать именную икону

Женские имена в святцах не так уж и распространены. Именно поэтому, можно приобретать икону Великомученицы Варвары, святой мученицы Татьяны или другой покровительницы небесной. Если девушку зовут Анна, то продавцы обычно предлагают с образом матери Пресвятой Богородицы, Праведной Анны, но кроме нее существует ещё 32 святые, которые были названы таким именем.

Такая же ситуация получается и со многими мужскими именами. Если просмотреть летописи, то Иоанном, Василием, Николаем нарекались очень многие святые. Иоаннов более сорока. Но почему - то людям предлагают в основном образ святого Иоанна Крестителя или же апостола Иоанна Богослова.

Сейчас распространено мнение, что для редких мужских, именной будет являться икона Сорока Мучеников Севастийских. Из существующих на сегодня, только имена Леонтий, Илья, Александр, Ираклий, Кирилл, Афанасий, Валерий и Николай имеют среди святых, изображённых на этой иконе, своих покровителей. Сегодня уже не нарекают детей так, как были названы другие святые, принявшие смерть в Севастийском озере.

Совсем не имеет значения, изображён святой в полный рост, или поясно. Рядом с ним может быть надпись «Ангел Хранитель». Также, очень часто рядом со святыми изображают Христа Спасителя или Пресвятую Богородицу. Икона, которая написана по росту человека в данный период его жизни, стала называться мерной. Обычно их делают для новорожденных детей.

Именная икона являются всегда очень ценным подарком. Ведь это не просто картинка, а облик, который приближает человека к святому, своему покровителю, призывающему милость Божию по его молитвам. Чтобы сделать приятное близкому человеку, можно дарить не только иконки с изображенем святых, но и или тарелки с рисунками на религиозную тематику.

В старину в каждом жилом помещении обязательно был иконостас с ликами святых. Образа помогали защищать дом от различных бедствий, им молились в трудные времена и благодарили за посланное благополучие и здоровье членов семьи. Но с течением времени люди утрачивают знания о том, какие иконы должны быть обязательно в доме, от чего помогает тот или иной лик святого и где поместить домашний иконостас.

Иконы: для чего они нужны?

Каждый православный христианин приобретает не для красоты или модного веяния, а для того, чтобы в тишине помолиться святым о самом сокровенном. Икона - это цепочка, которая связывает душу человека с Господом Богом. Произнося молитвенные речи, мы общаемся с Всевышним, просим о заступничестве и благодарим за оказанную милость.

Образ святого - это не только реликвия, которая передается по наследству. Это святая святых, которая сближает всех живущих под одной крышей в единой молитве.

Каждое изображение, не важно, из какого материала оно изготовлено, несет в себе особое таинственное значение. Но чтобы икона стала настоящей заступницей вашего семейного очага, следует знать, куда поставить икону, в каком порядке их расставить.

Домашний иконостас (фото)

Помимо того, что необходимо просто иметь эти иконы у себя дома, необходимо знать правила их расстановки.

Раньше в домах было принято размещать иконы на специальных деревянных полочках, сейчас же церковь разрешает вешать лики святых непосредственно на стену. Главное - расположение икон.

Образа можно вешать в любой комнате. Повесьте икону прямо над входом в помещение. И вы почувствуете, как неведомая сила оберегает ваше жилище.

В кухне следует повесить всего 1 или 2 иконы. Ведь каждый православный перед тем как сесть за стол и после принятия пищи произносит благодарственную молитву. Выберите Христа Спасителя, Святую Троицу или Божью Матерь.

Если вы хотите, чтобы приготовленная еда всегда была вкусной, полезной, к тому же благословенна святым, приобретите лик Евфросина Палестинского. Ему одному за благие дела была дарована награда увидеть рай и вернуться в земную жизнь. Он взял в подарок райские яблочки, раздал монахам, которые давали их только тем, кто был при смерти.

Любой маленький ребенок должен с рождения приучаться к тому, чтобы обращаться к святым за помощью и благодарить их за поддержку. К тому же иконки будут оберегать вашего малыша от любых несчастных случаев и болезней.

Для этого в изголовье спального места ставят лики святых, которые являются защитниками детей, а также именные иконы. Стоит также задуматься над тем, чтобы приобрести мерную икону. Это образ, который по длине совпадает с ростом вашего малыша при появлении на свет.

Можно повесить также иконы Спасителя, Богородицы и Ангела-хранителя. В детской принято молиться о том, чтобы ваш ребенок не болел и вырос достойным человеком.

Многие склоняются к тому, что в спальне иконы ни к чему. Можно повесить образа на стены только в том случае, если супруги живут в венчанном браке. Тогда оберегать ваш союз будут лики святых Петра и Февронии, Николая Чудотворца, Пантелеймона и именные иконки.

Если человек одинок, тогда можно поместить иконы Богородицы или Спасителя.

Именно здесь можно установить домашний иконостас, который собран по всем правилам. Если ваша комната проходная, у вас бывают люди, которые являются неверующими, можно перемещать иконы в ту комнату, в которой вы находитесь больше всего.

Когда что-то не получается в делах, одолела хандра и напала ленивая истома, нужно обращаться с молитвами к святым той профессии, к которой принадлежите и вы.

При искренней молитве святые заступники всегда замолвят за вас словечко перед Господом.

Теперь вы знаете, какие иконы должны быть обязательно в доме. Но главное, не просто иметь их у себя в комнате, а искренне, душевно и трепетно предаваться молитвенным речам.

В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона - это не только украшение и предмет почитания, икона имеет значение. С древности икону называли « для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках».

Христианство зародилось в иудейской среде, где изобразительное искусство было сильно ограничено второй заповедью Декалога, но уже во II в. у христиан появляются символические изображения - на стенах катакомб, на саркофагах, в мелкой пластике и т.д. После Миланского эдикта, даровавшего христианам свободу вероисповедания, начинается строительство храмов, их украшают мозаиками, фресками, иконами. При этом изображениям отводится не только декоративная роль; отцы в изображениях ценили, прежде всего, эффективный способ научения .

«молчаливая живопись то же что и слово Евангелия для слуха».

А (IV в.) советует:

«Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на , предпочтя невидимое видимому».

Почему для Церкви так важны были иконы, что люди за них отдавали свою жизнь, а порой не щадили и чужую? Это не всегда понятно современному человеку, который привык оценивать изобразительное искусство с эстетической точки зрения, а тут, как говорится, о вкусах не спорят. Но для иконоборцев и иконопочитателей речь шла о чем-то большем, чем художественное творчество, речь шла об исповедании веры.

Икона — образ

Слово икона , греч. εἰκὼν - образ, св. отцы относили, прежде всего, к изображениям Спасителя, а также к Нему Самому. Так называет Христа и апостол Павел:

«Он (Христос) есть образ (εἰκὼν) Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1:15).

И это выражает самую суть веры: Бог Слово, в таинственном акте Боговоплощения соединяется с человеческой плотью, Невидимый и Неприступный становится видимым и доступным для человека. Иоанн Богослов свидетельствует:

«Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).

Тайна Боговоплощения - сердцевина христианского откровения - и есть основание для изображения Иисуса Христа, как, впрочем, и всего иконописания.

Владимирская икона Богородицы

Не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. В Оросе Седьмого Собора указано, что творцами иконы являются – отцы, художнику же надлежит исполнение. При этом Орос не ограничивает художников ни в материале (был бы прочным), ни в технике исполнения, ни в стиле, ни в месте расположения икон, единственным условием было то, чтобы изображение не противоречило вероучению Церкви. Для этого и был выработан особый язык, который мы называем каноном. В соборных правилах сказано:

«Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству вместо ветхого агнца, да через то, созерцая Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительной смерти и сим образом совершившегося искупления мира».

Икона показывает нам не только образ Бога, но и образ человека. А человек, согласно Св. Писанию, создан по образу Божию (Быт.1:27), а значит, предназначен сиять светом Божьей славы. Каждый из нас - икона, но эта икона нуждается в реставрации, расчистке, укреплении, снятии наносных слоев. И этим мы должны заниматься каждый день своей жизни, пока не будет просвечивать тот образ, что задумал Божественный художник. Глядя на святые иконы, на образы великих подвижников веры, на образы Божьей Матери и Спасителя, мы смотрим на свое будущее, каким оно может стать, если мы действительно облечемся во Христа. Икона - это образ будущего века.

Недостаточно только смотреть на икону, прикладываться к ней, почитать ее, украшать и проч., важно услышать Весть, которую она несет. Икона - это послание к нам, проповедь, призыв. Икону называют окном в невидимый мир, но она и указатель на пути в этот мир. На иконах Богородица Одигитрия указывает на Христа, Которого держит на руках, жесты святых устремлены к Господу, Спаситель воздевает благословляющую десницу, - все это для нас знаки на пути в Царство Небесное.

Икона учит нас новому видению, показывает нам иное время, иное пространство, преображенную реальность: свет без тени, день без ночи, жизнь без смерти, любовь без ненависти. Новое небо и новую землю, где Бог все во всем.

«Икона - это воплощенная молитва, - говорит архим. Зинон. - Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».

Иконы в Церкви

В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков христианства. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворенном Его образе. Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послал этот нерукотворенный образ к Едесскому князю Авгарю. Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства древних об употреблении и почитании святых икон в три первые века. Так, Тертуллиан упоминает об изображениях Спасителя на церковных потирах в виде доброго пастыря. Тот же Тертуллиан, Менуций Феликс и Ориген свидетельствуют, как язычники укоряли христиан за то, что они будто бы боготворили кресты, т.е. почитали священное изображение креста, на котором распят Господь Спаситель. Евсевий рассказывает, что он видал начертанные красками иконы Апостолов - Петра и Павла и Самого Спасителя, сохранившиеся от древних христиан, которые обращались из язычества. В катакомбах, пещерах, усыпальницах мучеников, куда удалялись первые христиане для молитвы, также найдены священные изображения. Изображения эти представляют, большею частью, Спасителя в виде Пастыря, подъявшего на рамена свои заблудшую овцу; Пресвятую Богородицу в венце или осиянии, держащую на руках Предвечного Младенца, также в сияющем венце; двенадцать Апостолов, рождество Спасителя и поклонение Ему волхвов, чудесное насыщение пятью хлебами множество народа, воскресение Лазаря; из ветхозаветной истории - Ноев ковчег с голубицею, жертвоприношение Исаака, Моисея с жезлом и скрижалями, Иону, извергаемого китом, Даниила во рву, трех отроков в пещи.

Фото: http://www.tatarstan-mitropolia.ru

О наличии икон в первые века христианства говорит свт. Василий Великий: «Приемлю и святых Апостолов, Пророков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да чрез них, т.е. по их предстательству, милостив будет мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертание их икон и покланяюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых Апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах». Почитание святых икон было закреплено догматом об иконопочитании VII Вселенского Собора, отвергшего ересь иконоборчества: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных , и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, неистинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие».

Икона в доме

Иконы должны быть помещены в отдельном от других предметов месте. Крайне неуместно смотрятся иконы в книжных шкафах, где хранятся книги светского характера, на полках рядом с косметикой, фотографиями близких, игрушками, статуэтками, или просто являются неким украшением интерьера. Нельзя помещать рядом с иконами плакаты эстрадных исполнителей, политических деятелей, спортсменов и других кумиров нынешнего века. Не должно быть среди икон и художественных картин, пусть и написанных на библейские сюжеты. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля,– это не каноническая икона. Иногда приходится видеть среди икон фотографии священников, старцев, людей праведной жизни. Канонически это недопустимо, т.к. фотография – это изображение, запечатлевшее конкретный момент земной жизни человека, пусть впоследствии и прославленного церковью в лике святых. А икона возвещает нам о нем, именно как о святом, в его прославленном, преображенном состоянии. Конечно, такие фотографии могут быть в доме православного христианина, но помещать их надо отдельно от икон.

Существует ошибочное мнение, что супругам нельзя вешать иконы в спальню, а если они есть, то на ночь необходимо закрывать их занавеской. Это заблуждение. Во-первых, никакой занавеской от Бога укрыться нельзя. Во-вторых, супружеская близость в грехом не является. Поэтому смело можно помещать иконы и в спальню. Тем более что у многих наших соотечественников не всегда бывает возможность разместить иконы в отдельно предназначенной для этого комнате. Конечно, икона должна быть в столовой или, если семья обедает на кухне, то там, для того, чтобы можно было помолиться перед едой и поблагодарить Господа после трапезы. Иконы могут находиться в каждой комнате, в этом нет ничего дурного и предосудительного. Но наивно полагать, что чем больше икон в доме, тем благочестивее жизнь православного христианина. Довольно часто такое собирательство становится обычным коллекционированием, где нет речи о молитвенном предназначении иконы, и может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека. Главное, чтобы перед иконами возносилась молитва.

Также ошибочно полагать, что икона является неким накопителем Божией благодати, которую можно почерпнуть при необходимости. Благодать действует не от иконы, а через икону, и ниспосылается Господом верующим в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, при этом не имея веры в действительную силу животворящей Божией благодати, и не получить от этого ничего. А можно единожды приложиться к иконе с глубокой верой и надеждой на помощь Господа, и получить исцеление от телесных и недугов. Также необходимо помнить, что икона не является неким оберегом, гарантирующим отсутствие ссор и проблем в семье, а также некую невидимую защиту от нечисти и плохих людей. Прискорбно бывает видеть в домах православных христиан иконы, висящие напротив входной двери с однозначной мотивацией: «Это чтобы от дурных людей и от сглаза оберегали». Икона не является и не может быть таким оберегом. Вообще, обереги – это атрибутика языческих и магических культов. В жизни православного христианина не должно быть ни язычества, ни магизма. А вот над входом по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.

Иконопись

Иногда люди, имеющие сугубо светское художественное образование, выражают желание писать иконы. Конечно, наличие навыков в живописи и определенный опыт в этом деле будут большим подспорьем для будущего иконописца. Но этим вовсе не ограничиваются требования, предъявляемые к иконописцу. Согласно решению, принятому поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, …, жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам». Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки. Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.

В идеале современный иконописец и желающие стать таковыми должны стремиться к этим требованиям. Но наша жизнь очень далека от идеала и на данный момент к иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16 веке. Но, тем не менее, иконописец должен быть человеком благочестивой жизни, действительным, а не номинальным членом Церкви, старательно соблюдающим все установления Святой Православной Церкви. Такие же требования могут быть предъявлены человеку, хотящему вышивать иконы. Необходимо помнить, что написание иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь, духовных сил. Поэтому вопрос написания икон тем или иным человеком обязательно должен быть поставлен на рассмотрение его духовника, т.к. об уровне духовного развития человека может знать только он. Таким образом, получение благословения духовника на написание икон становится обязательным требованием для будущего иконописца.

Подводя итог, хочется вспомнить о тех людях, благодаря которым сегодня им имеем возможность почитать эти священные образа и молиться перед ними. Это святые отцы VII Вселенского Собора, восстановившие иконопочитание и провозгласившие Торжество Православия. Из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. Именно его мы празднуем каждый год в первое воскресение Великого поста. И пусть бушуют вокруг нас океаны страстей, пусть восстают в мире лжехристы и лжепророки, призывающие отказаться от святых икон, пусть сотрясают воздух своей ересью сектантские проповедники, безрезультатно ища оправдания себе в Священном Писании. Мы же, прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора и торжествуя о Святой Православной Вере, ответим всем восстающим против святых икон словами прп. Иоанна Дамаскина: «Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Если кто возвестит вам не то, что святая Православная Церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия».

Марина Чижова

Почему православные молятся перед святыми иконами?

Сегодня ни один православный храм или дом невозможно представить себе без святых икон. Вместе с тем, очень часто можно услышать всевозможные нападки и обвинения в идолопоклонстве со стороны сектантов, приверженцев других религий. К сожалению, иногда даже среди единоверцев не все способны доступно объяснить главные причины и основания для иконопочитания в православии. В этой статье мы постараемся восполнить этот пробел.

Почему в православии принято иконопочитание?

Самым популярным аргументом, который протестанты пытаются употреблять, отрицая почитание икон, является вырванная из Библии цитата: Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). «Как можно изображать Бога, если он невидим?» ― возмущаются они. Но традиционно для своей веры поступают хитро и немудро. Потому что человек, хорошо знающий Священное Писание, сразу же ответит, что далее за этой цитатой в Евангелии от Иоанна содержатся следующие слова: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1:18).

Это и есть главный аргумент в защиту иконопочитания в православии. Святые иконы появились после пришествия в мир Бога Сына во плоти. Бог воплотился, стал видим через Своего Сына, и теперь ничего не мешает делать Его изображения. Так писал преподобный Иоанн Дамаскин:

В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога.

Сегодня иконопочитание является догматом (утвержденной истиной) православной Церкви, однако не всегда было так. В начале VIII века император Лев III инициировал преследование священных образов, запретил поклонение им, для чего иконы помещались так высоко, чтобы люди не могли их достать.

Все это вылилось в иконоборческую ересь, в связи с которой в 787 году в Никее был организован Седьмой Вселенский Собор . Именно на нем и был принят догмат, который фактически «легализировал» почитание икон, объясняя, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.

Чем икона отличается от простого изображения?

Чем же святой образ отличается от любого другого изображения? Причины почитания икон невозможно понять без этого объяснения. Очевидно, что не только предметом изображения, хотя и им тоже. Освященный образ не может быть, как картина, лишь источником эстетического, чувственного переживания. Поэтому главное назначение любого священного изображения — молитва перед ним, а не украшение храма или дома.

Иконописный образ направляет ум и сердце человека к духовному созерцанию, отсылает к миру невидимому, надчувственному. В основе такого изображения всегда лежит символ, связывающий внешний мир с духовным, невидимым. Святые иконы обладают благодатной силой, исходящей от того, кто на них изображен. Поэтому люди, когда молятся, покланяются не самому материалу, доске и краскам, как это любят говорить, но тем, кто изображен на них.

Зачем молиться перед образом?

Может, однако, возникнуть вопрос: разве, чтобы помолиться, обязательно нужны святые иконы? Без них никак нельзя? Конечно же, нет. Господь видит и слышит нас на всяком месте, независимо от того, будем ли мы молиться перед образом или без него. Но тем не менее, во втором случае существует опасность, что у нас может возникнуть свое субъективное, искаженное представление о Личности Бога или святого.

Воображение человека устроено таким образом, что оно требует существования некоторых видимых форм, представлений. И здесь кроется большая опасность, если мы станем представлять что-то «свое». Очень легко из-за этого можно впасть в духовную прелесть.

Святые иконы, написанные в соответствии с канонами и, как правило, людьми с более очищенным от страстей сердцем, способны оградить человека от подобной ошибки. Одним словом, если вы собрались помолиться не перед святым образом, то главное — не пытаться перед собой ничего представлять.

Когда появились самые первые иконописные изображения?

Несмотря на то, что рождение иконописи стало возможно, как мы сказали, в связи с событием Боговоплощения, в ветхозаветные времена тоже встречались изображения бесплотных сил. Так, хорошо известно, что Ковчег Завета был украшен фигурами херувимов.

Собственно самым первым иконописным ликом принято считать образ, который получил название «Спас Нерукотворный» и был сделан еще при жизни Христа, когда святые иконы еще не писали. История лика такова. Некий царь Авгарь, правивший Едессой, заболел страшной болезнью, черной проказой, от которой невозможно было исцелиться.

Он был наслышан о чудесах, которые совершал Спаситель, и отправил к Нему своего художника, чтобы тот сделал портрет с Иисуса Христа, так как сам попасть к Нему царь не мог. Авгарь верил, что это поможет ему исцелиться. Как ни старался придворный художник, но не мог запечатлеть лика Спасителя.

Тогда Иисус, видя его желание, попросил принести воды, умыл лицо и вытер его платком, после чего протянул этот плат художнику. И случилось чудо: на ткани отобразился лик. Второе чудо произошло уже в Едессе, когда царь, приложившись к этому платку, исцелился. Это предание является еще одним основанием для почитания икон.

Мы знаем также, что первые изображения Богородицы принадлежать кисти апостола Луки и делались с Ее согласия. Сама Пресвятая Дева благословила написанные образы словами: Благодать Рождшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет!

В раннехристианские времена, известные своими жестокими преследованиями верных, было распространено символическое изображение Спасителя. Его изображали в виде Пастыря Доброго с ягненком на руках, в виде агнца, но чаще всего в виде рыбы. Как известно, последнее слово на греческом звучит как «ихтис », и являются своеобразной аббревиатурой слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель ». Подобные изображения часто встречаются на стенах древних катакомб.

Такие символические начертания вряд ли напоминают нам святые иконы. Иконопись в собственном смысле рождается не раньше VI века. Первые такие изображения были выполнены в манере выжигания (энкаустики), свойственной еще античному, эллинистическому искусству.

Краска в этом случае замешивалась на основе разогретого воска. Самым известным святым образом Спасителя этого периода является лик, написанный на Синае с характерной для эллинизма ассиметрией. До сих пор это изображение вызывает много споров и дискуссий у исследователей.

Чудесные явления в защиту святых образов

Несомненно, почитание икон связано еще и с множеством чудес, которые совершаются по молитве перед образами. Существуют особо чтимые, чудотворные лики, часто из них истекает миро, происходят другие необъяснимые явления вещественного характера. Как будто сам мир невидимый, небесный свидетельствует в их защиту. О двух таких особенных случаях стоит упомянуть особо.

Золотая рука Богородицы

Когда в VIII веке Византию охватило иконоборчество, отвергавшее святые иконы, против этого выступил преподобный Иоанн Дамаскин. Он писал свои знаменитые «Слова» в их защиту. И поскольку Иоанн обладал удивительным даром слова, и к тому же занимал почетную должность при правителе столицы Сирии, его послания имели большую силу убедительности. За это святому вскоре и пришлось пострадать.

Хитростью оклеветанный византийским царем, Иоанн Дамаскин был жестоко наказан: его лишили кисти правой руки. Однако после молитвы перед иконой Пречистой Девы, его рука чудом приросла назад и написала еще много творений, защищавших почитание икон. За это чудесное исцеление преподобный одарил священное изображение вылитой золотой рукой, по которой мы сегодня и узнаем образ «Троеручица».

Раненый лик Пречистой

Другое событие произошло приблизительно в то же время в Никее. Тогда разъяренные иконоборцы пришли в дом к одной вдове и в гневе проткнули копьем хранившийся у нее старинный образ Богоматери. Однако были поражены тем, что из раны сразу же засочилась кровь, и уверовали. Позже женщина, спасая, пустила этот образ по морю, и он пришел в свое время на Афон. По названию обители икона получила наименование Иверской. По сей день она охраняет монастырь от множества неприятностей, являясь его «Вратарницей».

В каких религиях еще существуют святые иконы?

Из христианских конфессий иконописные изображения существуют еще у католиков. Правда, западные христиане отдают предпочтение более чувственным, живописным образам, а также витражам и мозаикам. Особенно же распространены в католицизме скульптурные изваяния святых. Протестанты иконописные образы вовсе не признают. Собственно, как и исламисты, и иудаисты.

Некое подобие святых образов есть в индуизме и тибетском буддизме. В последнем они носят свое название — танка. Впрочем, как в буддизме, так и в индуизме, ничего общего с православными иконами они, конечно же, не имеют.

Дополнить свои знания по теме вам поможет видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще