Монастырь гегард. Гегард (Гегардаванк, монастырь копья), Армения Скальный монастырь гегард

Пещерный монастырь Гегард является одной из самых посещаемых достопримечательностей Армении. Он, как и скальные утесы вокруг святыни, внесен в Список мирового наследия ЮНЕСКО.

Армянские турфирмы активно возят сюда туристов. Но намного дешевле приехать в Гегард самостоятельно. Так вы сможете провести в монастыре столько времени, сколько захотите.

И потом, у вас есть возможность задержаться здесь и осмотреть прекрасное ущелье реки Гохт, притока Азат. Рядом находится ресторан с отменной кухней и демократическими ценами. А чуть ниже по течению реки Азат разместилось уникальное плато Гарни.

Но как добраться до дикого ущелья Гегард и его монастыря? На этот вопрос мы ответим в данной статье. Мы также расскажем, как с пользой провести день, выбравшись на самостоятельную однодневную экскурсию к одной из самых знаменитых святынь Армении.

Почему монастырь так называется

Полное имя обители - Гегардаванк. С армянского языка это переводится как «монастырь копья». Но не стоит думать, что обитель была населена воинственными иноками-рыцарями наподобие тамплиеров. Название свое монастырь Гегард получил из-за копья римского легионера Лонгина, которым тот проткнул тело распятого Иисуса Христа на Голгофе.

Орудие Страстей Господних почитается в как реликвия. Копье Лонгина (по преданию) привез из Иерусалима сам Долгое время реликвия хранилась вдали от мирской суеты.

Но если вы - ревностный верующий и выбираетесь в Гегардаванк только для того, чтобы поклониться копью Лонгина, мы вынуждены вас разочаровать. Данный предмет (был ли он орудием Страстей или нет - не доказано) сейчас хранится в музее где находится также престол Верховного Католикоса армян. Расположена эта обитель в городе Вагаршалате.

История монастыря Гегард

Как гласит легенда, это место было освоено отшельниками еще на заре христианства в Армении по инициативе Святого Григория Просветителя. Но историки датируют основание обители четвертым веком.

В одной из пещер берет начало источник. Труднодоступные скалы и наличие пресной воды под рукой привлекало в ущелье монахов, спасавшихся от суеты мирской в скитах.

Первые отшельники вырыли кельи прямо в мягкой горной породе. Поэтому и скит сначала назывался Айриванк, то есть «пещерный монастырь». Позже появились и наземные строения. Это были храмы и хозяйственные сооружения.

Но в IX и Х веках монастырь серьезно пострадал от арабских набегов. Особенно разрушительным был захват обители вице-регентом арабского халифа Насром в 923 году. Также монастырь страдал от частых землетрясений.

Огромный вклад в возрождение этой обители внесли военачальники царицы Грузии Тамары, Иване и Закаре Закоряны, которые в начале XIII столетия освободили край от сельджуков. Их потомки (Хахбакяны и Прошяны) продолжали покровительствовать скальной святыне. Поэтому она и стала их родовой усыпальницей.

Где расположен монастырь Гегард. Как добраться из Еревана до этой достопримечательности

Обитель находится всего в 40 километрах к востоку от столицы Армении. Если вы планируете однодневную самостоятельную экскурсию, то Гегард можно посмотреть в комплексе с не менее знаменитым храмом Гарни. Тем более, что маршрутки из Еревана едут только до этого городка.

Но сначала нужно добраться до автостанции. От центрального проспекта Маштоца туда идет городская маршрутка № 51. Проезд до городка Гарни стоит 250 драм. Маршрутки отправляются каждый час.

Через 30 минут вы уже на месте. Из Гарни до монастыря Гегард идти около восьми километров. Половину пути можно проделать на автобусе № 284, следующем до деревни Гохт.

Дорога очень красивая, пологая, проложенная по ущелью серпантином. Для тех пешеходов, которые хотят сократить себе путь, есть тропки.

Сбиться с дороги трудно. Ориентироваться следует на большую скульптуру львицы, виднеющуюся издалека. А сразу же за ней открывается чудесная панорама Гегардаванка.

Что посмотреть в Гарни. Храм Митры

Прибыв в горный городок, не стоит сразу же спешить в монастырь Гегард. В Армении сохранился один-единственный языческий храм, и находится он в Гарни. Это - как кусочек античной Греции посреди Кавказских гор: колонны, портик, высокие ступени…

Храм, посвященный Митре, был построен в первом веке нашей эры. Его удаленность послужила ему хорошей защитой, ведь с евангелизацией Армении все языческие постройки были разрушены.

Храм - единственное, что осталось от некогда грозной твердыни, которую на неприступном плато Гарни возвел царь Урарту Трдат Первый - тот самый, который основал город Эребуни, современный Ереван. Рядом с капищем Митры можно увидеть руины античных крепостных стен, терм, дворца.

Храм очень искусно украшен резьбой. Стоит также спуститься вниз по ущелью к реке Азат, чтобы увидеть «музыкальный орган», образованный природой из лавовых стоков. Поэтому плато Гарни еще называют «симфонией камней».

Церковь Маштоц Айрапет

Храм Митры не единственная достопримечательность городка. Почтите посещением и христианскую святыню Гарни. Церковь была возведена на месте языческого хачкара - испещренного петроглифами камня.

В IX веке здесь был похоронен христианский подвижник патриарх Маштоц, а тремя столетиями спустя над его могилой построили храм. Его купол и фасад, так же, как и интерьер усыпальницы, украшает искусная резьба, подобная той, которую можно увидеть в скальном монастыре Гегард.

Посещение музея Гарни платное - 1200 драм с человека. Но если вы прибудете туда в последнюю субботу месяца, вход будет свободный. Но за экскурсию на иностранном языке все равно придется заплатить две с половиной тысячи драм.

Что посмотреть в Гегардаванке. Часовня Григория Просветителя

Если вы стеснены во времени, можно не останавливаться в Гарни, а сразу же взять такси. Поездка на машине по маршруту Ереван - монастырь Гегард - Ереван обойдется вам в десять тысяч драм (1270 рублей по курсу), что совсем недорого, если вы загрузитесь туда вчетвером. Первым делом нужно остановиться у скульптуры львицы на крутом повороте дороги, чтобы сделать панорамный снимок всей обители.

Самое древнее сооружение монастыря стоит отдельно от него и довольно высоко над дорогой. Это - часовня Григория Просветителя. Она была построена около 1175 года. Вокруг нее высятся могильные хачкары, украшенные резьбой.

В самой часовне сохранились фрагменты средневековых фресок. Осмотрев их, спускаемся к воротам монастыря. Обратите внимание на крепостные валы. Несмотря на труднодоступность обители, монахи в помощь обрывистому рельефу, возвели еще стрех сторон высокую стену.

Катогике

Гегардаванк состоит как из пещерных сооружений, прорубленных в скале, так и из наземных построек. К последним относится Катогике. Это - главная церковь монастыря Гегард.

Несмотря на то что копье Лонгина уже там не хранится, храм все равно очень почитаем. В основе планировки постройки лежит равноплечий крест. По углам церкви примостились двухэтажные часовенки. Некоторые из них соединены с пещерами крытыми переходами, что делает храм как бы сердцем всего монастырского комплекса.

Следует обратить внимание на ворота, расположенные на южном фасаде. Тимпан украшают каменные гроздья винограда, плоды граната, человеческие лица, голуби. Над воротами виднеется барельеф, изображающий льва, нападающего на быка. Эта высеченная в камне сцена символизирует мощь князя.

Внутри церковь украшена аскетично, но впечатляюще. Везде виднеются хачкары - дарственные или погребальные камни, испещренные искусной резьбой. В Катогике проводятся богослужения, горят свечи и лампады.

Гавит

Долгое время монастырь Гегард был центром просвещения в Армении. Сюда направлялись люди, желающие не только удалиться от суеты мира, но и познать Бога. Для их обучения с западной стороны церкви Катогике в начале XIII века была построена примыкающая к скале ризница.

Там послушники проходили религиозное образование. Интересно естественное освещение этого помещения. Окон в этой ризнице нет, только посредине в потолке имеется круглое отверстие. Каменный свод поддерживают четыре колонны, разделяющие помещение на приделы.

Центр ризницы венчает купол со «сталактитами» - это лучший в Армении пример подобной архитектурной техники. Интерьер гавита впечатляет не меньше, чем церковь. Там также все испещрено резьбой, горят свечи. Суровая, аскетичная, но возвышенная красота этого места настраивает душу на особый лад.

Церковь Авазан

Не забываем, что Гегард - монастырь в скале, а потому не обойдем вниманием и пещерные постройки. Ведь первые кельи отшельники прорывали в горной породе. Считается, что монастырь на этом месте возник не случайно.

Еще в языческие времена люди приходили сюда, чтобы поклониться нимфе чудодейственного источника.Вода не иссякла и по сей день. Теперь она провозглашена чудодейственной христианской Церковью. И если вы верите в это, запаситесь какой-то емкостью и отправляйтесь в пещерную церковь Авазан.

Ее название переводится как «водоем». Это первый храм обители, который был полностью высечен в скале в 1240 годах прямо над источником. Чтобы набрать воды, нужно отстоять длинную очередь.

Из Авазана можно попасть в усыпальницу (Жаматун) рода Прошьянов, а также вторую пещерную церковь, посвященную Богоматери - Аствацацин. Эти постройки были высечены во второй половине XIII столетия. В последнем храме сохранились фрески, изображающие ангелов.

На территории монастырского комплекса имеются отдельно вырытые жаматуны, в которых покоятся представители княжеских родов (Григора и Мерика, Рузакана и Папака). Также интересно будет пройтись по анфиладе пещерных келий, которые спускаются к церкви высокими, высеченными прямо в скале лестницами.

Арарат плыл справа от дороги белоснежным кораблём — и был хорош с любым пейзажем, будь то всхолмлённое плоскогорье, угнездившееся в складках земли горное озеро — или скалы, окаймлённые глубокими синими тенями. Розовая пена цветущих абрикосов укрывала обочины. Так, глазея в окна, мы и не заметили, как доехали до Гарни.

Застывшая музыка Гарни

Гарни является одним из древнейших поселений Армении. Находится в 28 км восточнее Еревана на живописном треугольном плато у подножия Гегамского хребта, на правобережье реки Азат. Наименование крепости произошло от названия страны Гиарниани и населявших её в VIII в. до н.э. племён. Раскопки на территории крепости свидетельствуют о том, что она была заселена начиная с последней четверти IV тысячелетия до н.э. и до Позднего Средневековья. Подвергавшееся в течение XIII-XVII вв. постоянным набегам завоевателей поселение окончательно разрушилось во время землетрясения 1679 года. Лишь спустя полтора столетия, после русско-персидских и русско-турецких войн, в 1830-х гг., покинутое и разрушенное поселение было восстановлено вернувшимися сюда армянскими беженцами из города Маку (Персия) и его окрестностей. Памятник включает в себя крепостную стену, храм бога Митры, дворцовые и светские сооружения, царскую баню, стелу-вишап, фундамент церкви VII в. и другие историко-культурные строения.

Древний языческий храм, восстановленный в советское время частично из аутентичных, частично из новых камней. Впрочем, «настоящих» камней в Гарни нашли слишком мало, из-за чего его так и не включили в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. При реставрации хотя и были использованы сохранившиеся на месте фрагменты, но большинство недостающих изготовлены заново из базальта.

Храм был сооружен во второй половине I в., при царе Трдате I. Он посвящён богу солнца Митре. Фигура бога стояла в глубине святилища — наоса. После провозглашения в Армении в 301 году христианства, вероятно, храм использовался как летнее помещение для царей, именуемое в летописи «домом прохлады». По стилю храм, представляющий собой прямоугольное здание с колоннами и фронтоном, аналогично классическим памятникам Рима. В основном он выполнен в эллинистических архитектурных формах, однако в нем нашли отражение и местные традиции. Казалось бы: классический вид — на подиум возведены стена главного помещения и 24 колонны портика, к главному входу ведет широкая лестница. Однако детали здания: базальтовые колонны, карнизы, капители, украшены хорошо сохранившейся резьбой, изображающей виноградные лозы, плоды граната и другие элементы древнеармянского орнамента.

Нам, кстати, повезло — именно сегодня вход на территорию храма почему-то оказался бесплатным… И, к тому же, мы приехали чуть раньше основного наплыва туристов и смогли спокойно, без толчеи побродить по территории городища. Храм возвышался над глубоким ущельем реки Азат внушительной громадой, величественной и строгой. А вокруг него буйствовала весна. Зелёная трава, белый вишнёвый цвет… И манящие глубины ущелья, зелёные, с пенящейся шустрой речкой на дне. С причудливыми скалами, похожими на гигантский орган.

«Симфония в камне», «Базальтовый орган» — называют местные это ущелье.

Мы, как и положено, трижды обошли храм внутри колоннады, заглянули в древние бани, где был открыт мозаичный пол размером 2,9x2,9 метра, являющийся уникальным памятником древнеармянской культуры. Мозаика выложена на известковом растворе из мельчайших камней-самоцветов. На светло-зеленом фоне моря с большим мастерством, с тонкими переходами тонов (использованы камни 15 оттенков) изображены божества, мифологические существа.

Но в первую очередь нас непреодолимо влекло ущелье — ну не могли мы ограничиться стандартной для всех экскурсантов программой!

Армина удивилась, услышав о нашей идее спуститься вниз пешком. «Да вы посмотрите на это ущелье!» Она предлагала нам экскурсию вниз на автомобиле местного дядечки за полторы тысячи рубликов. Но нам такая мысль не приглянулась. В нас проснулись оголтелые туристы. И мы, обещав Армине не задерживаться дольше чем на полтора часа, побежали по дороге вниз…

Это было прекрасное приключение! Как раз то, чего требовала душа! Мы сбежали по мощёному каменными плитами крутому спуску, быстренько дошли по грунтовке до развилки - и ссыпались по щебёнке козьими тропками на дно ущелья.

Внизу был настоящий рай. Парадиз. На зелёных лужайках стояли столики, журчала, пенясь, речка, ракиты пышными кронами склонялись над водой. Причудливая каменная симфония простиралась над нашими головами, и летал в небесах большой чёрно-белый хищник. Над обрывами нависал ласточкиным гнездом пройденный нами недавно домик, под ним отрицательным углом зиял обрыв, и непонятно было, как люди не боятся жить в таком экстриме…

Мы немного прошлись по грунтовки вдоль реки к сбегавшим по скалам водопадикам. А потом решили возвращаться назад грунтовкой. И пошли, глазея вокруг и вовсю восторгаясь чудесной природой ущелья. Берега реки постепенно выполаживались. Скалы слева делались выше и круче, слагаясь во всё те же суровые и резкие полосы каменного органа. Пирамидальные тополя стояли у дороги изящными свечками. Река разливалась широкими порогами, блестела под солнцем. Так и тянуло улечься на травке у воды, лениво глядя в небеса…

Начались чьи-то домики, участки, садики с грядками между плодовых деревьев. С болотца у дороги потянуло характерным запахом, запели на все голоса лягушки… Мы всё шли и шли, дорога упрямо заворачивала вправо, и вскоре показался в какой-то уже совсем неимоверной дали давешний храм Митры высоко над скалами. Становилось очевидным, что эта грунтовка выводить нас наверх не собирается. Меж тем Армина ждала нас, и следовало бы возвращаться. Мы повернули назад. Навстречу нам прошествовала группа молодых людей и девушек, многие из них были в белых покрывалах на головах, а один — и вовсе в белой рясе. Мы решили, что это были паломники, идущие пешком в монастырь Гегард. Вдоль реки до него около пяти километров. Мы бы тоже с удовольствием прогулялись бы пешком, но как-то неудобно заставлять так долго ждать нас нашего водителя. Так что мы поторопились к нашей козьей тропке. И, потея от солнца и крутизны, как могли быстро взобрались по ней к знакомой развилке…

В уговоренные полтора часа мы ухитрились уложиться — к удивлению и радости Армины мы обернулись всего за час десять. Мы же были в полном восторге от прогулки, подарившей нам столько радостных впечатлений и навеявшей целый фейерверк ассоциаций и воспоминаний. Слегка усталые и изрядно запыхавшиеся, мы отправились в Гегард. Но очень скоро очередной вид за окнами машины покорил нас, и мы снова попросили Армину сделать остановку напротив удивительного ущелья с причудливыми скалами, на которых местами росло что-то, цветущее розовым цветом. По дну ущелья бежала знакомая река. Неподалёку расположился ресторан, весь в белой пене цветущих деревьев. А за поворотом нас уже ждал Гегард…

Гегард. Монастырь копья

Всего в семи километрах на северо-восток от Гарни, выше по ущелью реки Азат находится знаменитый монастырь Гегард. Это место по праву славится своей скальной архитектурой и древней историей. Монастырь расположен на склоне почти замкнутого амфитеатра отвесных скал, врезающихся в небо. За очередным поворотом вьющейся над живописным ущельем дороги в поле зрения путника Гегард появляется почти внезапно — не сразу заметный на фоне скал и леса.

Время основания монастыря точно не установлено, вероятно, в начале IV века здесь была основана обитель. Название «Гегард» церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьём Лонгина, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос. Собственно, полное название монастыря — «Гегардаванк» — дословно переводится как «Монастырь копья». Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, в настоящее время хранится в музее Армянской церкви в Эчмиадзине. Существующий ансамбль Гегарда относится к XII-XIII векам. Первой, при князьях Закаре и Иванэ Долгоруких, не позднее 1177 года, была построена часовня святого Григория Просветителя. Она расположена довольно высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. В 1215 году был возведён главный храм — Катохике. К 1240 году относится окончание работ над первой пещерной церковью монастыря — Авазан (Бассейн), она была высечена на месте древней пещеры с родником. Во второй половине XIII века монастырь был куплен князьями Прошянами. Их стараниями тогда же были построены пещерная церковь Аствацацин, усыпальница рода Прошянов. В это же время в скалах, окружающих монастырь, были устроены многочисленные пещеры-кельи, где пребывали в уединении члены монастырской братии.

Храм в монастыре абсолютно нас покорил. Древние камни, покрытые резьбой, терялись в полумраке, медовый свет лился из отверстия в куполе, мерцали оранжевые огоньки свечей. Удивительные орнаменты, завораживающие и немного жутковатые, украшали стены. Свет странствовал по залам самым причудливым образом, и не всегда было понятно, где отблеск огня, а где — солнца. Матовый голубоватый луч косо расчерчивал пространство храма, выходя из купола и приземляясь на камень пола светящимся ярким пятном, и, проходя мимо него, можно было ощутить тёплое прикосновение.

Луч был горячим, в нём жило солнце, которому хотелось подставлять лицо — и тогда ослепительный жаркий свет бил сквозь закрытые веки…

В боковом зале храма из ниши в стене течёт, журча, родник с ледяной водой — очень вкусной и, несомненно, целебной. А если подняться по лестнице со двора храма и пройти через каменный туннель с украшенными хачкарами стенами — можно попасть в верхний храм. Небольшое смотровое отверстие в полу и гулкая акустика объединяет его с нижним... Мы выходили наружу — и снова возвращались назад. Уходить почему-то не хотелось. По залам бегали дети, народ фотографировал, и никто никого не одёргивал. Здесь царили спокойствие и доброжелательность. И атмосфера какого-то умиротворённого покоя…

Потом мы вышли наконец на солнечный двор. За стеной текла река, бурлящая пеной вокруг камней, над рекой выгибался высокий мостик, а на другом берегу росли на склонах первоцветы, и в небольшом гроте загадочными пирамидками стояли многочисленные каменные туры. Наверное — следствие какого-то ритуала. Кстати, окружающие монастырь утёсы принадлежат ущелью реки Азат, которое как и монастырский комплекс включено в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Мы ещё раз прошлись по двору храма, взобрались на лестницу вдоль скал с затейливыми хачкарами, ведущую к монашеским кельям и пекарне с печью в полу — тут нас и нашла Армина, забеспокоившаяся нашим долгим отсутствием.

Неотъемлемой частью монастырского комплексна является множество (возможно, сотни) монашеских келий, вырубленных в скалах, окружающих монастырь. Многие из них, включая целый ряд около внутрискальной церкви Св. Аствацацин, были разрушены во время землетрясения. К востоку от церкви Катохике наверху каменной лестницы расположены такие же кельи. Они называются «Пещерами Лусаворича», так как предполагается, что в начале IV века в них жил основатель монастыря Св. Григор Лусаворич. Некоторые из келий были обращены в сторону главной церкви (Катохике) и имели вырубленные в стене алтари и рабочие столики. В кельях жили отшельники, которые пришли в эти труднодоступные места для отрешения от мирских желаний. Монастырь был широко известен благодаря своему гостеприимству и своими реликвиями — «Подлинной Пикой» и фрагментом Ноева ковчега.

Прямо в скалах вблизи келий выше церкви выдолблено множество орнаментированных хачкаров. Некоторые из них относятся к раннему средневековому периоду, но большинство датировано ХI-ХII вв. Будучи самым популярным местом для паломничества в Армении, монастырь получал в дар земли, пожертвования, манускрипты и сокровища от богатых паломников, имена которых зафиксированы на стенах монастыря и многих хачкарах. Цвет хачкаров является результатом нанесения на них красной краски «вордан кармир» — красителем, получаемым из определённого вида кошенилей (червей). Вордан кармир экспортировался за пределы страны и ценился в странах Европы и Ближнего Востока даже выше золота. Долговечность красителя доказана временем — краске на хачкарах более 800 лет.

Нехотя мы покидали монастырь. По небу плыли облака, местами белые, а местами уже темнеющие, и на фоне неба красиво вырисовывались монастырские стены и розовое цветение абрикосовых деревьев. Пора было в обратный путь. На прощание мы купили на рыночке у монастыря местной фруктовой пастилы. Армина угостила нас купленной тут же гатой — такой большущий и вкуснющий сладкий пирог, который ей всегда заказывают отсюда дети. По дороге назад мы ещё прикупили пастилы, яблок и разных горных трав, которые армяне готовят весной вместо гарнира — так что мы тоже за ужином перешли на траву…

Арарат к вечеру прикрылся по вершинам тонкими полосками облаков, бросавшими на его белоснежные склоны прозрачные синие тени. Горы под облаками были просто заглядение, и всю обратную дорогу мы любовались открывающимися в окна пейзажами.

Храм Гарни, монастырь Гегард и Арка Чаренца — одни из самых . И если первые две поведают путешественникам о многовековой культуре и истории страны, то последняя позволит насладиться отличным панорамным видом на священную гору Арарат.

Обычно поездку (или организованную экскурсию) в древний языческий храм Гарни, горный монастырь Гегард и осмотр арки Чаренца (с видом на Арарат) объединяют, так как они находятся в одной стороне. И первой остановкой в экскурсии является арка Чаренца, которая из данных трех достопримечательностей находится ближе всего к столице Аремении — .

В 1957 по проекту армянского архитектора Р. Исраэляна была воздвигнута арка Чаренца. Достопримечательность расположена восточнее Еревана, возле села Вохчаберд. На первый взгляд сооружение абсолютно заурядно: оно возвышается над землей на 5 м. и представляет собой двойную арку из бетона и камней, перекрытую кровлей, однако автор постройки вложил в нее особый смысл.

Достопримечательность носит имя поэта Егише Чаренца (1897−1937). В своих произведениях он воспевал армянский народ, свою страну, ее природные красоты и один из символов государства — . Когда в 1921 году гора отошла Турции, это стало для него настоящим ударом. Считается, что поэту нравилось любоваться на библейскую вершину именно с того места, где теперь возвышается Арка. На ее стенах выбиты строки, посвященные величественному пику.

На армянской купюре в 1000 драм изображен тот самый поэт Чаренц

Строки стихотворения Чаренца, запечатленные на арке

Существует мнение, что Арка Чаренца — первый в Советском Союзе негласный памятник жертвам репрессий: она была построена сразу после того, как А. Микоян огласили в своей речи имя поэта, погибшего в тюрьме.

Официальная версия гласит, что монумент возвели в честь 60-летия Е. Чаренца.

Арку посещают ради великолепного вида на Арарат. Достопримечательность находится на холме, к которому ведет несколько ступеней. В ясную погоду перед путешественниками, с каждым новым шагом, все больше вырастает заснеженный пик. Уже на самой вершине холма гора оказывается идеально вписанной в арочный проем. Панорама, открывающаяся на смотровой площадке сооружения, и является «изюминкой» места.

Нам же Арарат с этой точки не открылся, вот какой вид смогли запечатллеть мы:

Денис и наш водитель Карен, за ними должен открываться знаменитый вид на Арарат, но нам не повезло

Языческий храм Гарни

Второй остановкой поездки обычно становится языческий храм Гарни. Расстояние между ним и Ереваном — 30 км.

Он находится неподалеку одноименного села, на треугольном мысе, возвышающимся над долиной реки Азат.

Крутой обрыв и горная речка Азат внизу

Предположительно, он был построен в 1 веке нашей эры, во время правления царя Трдата I. Когда-то здесь располагалась мощная крепость: ее очень любили армянские правители за неприступность и мягкий климат.

Перед нами предстала такая эпическая картинка Гарни

С принятием Арменией христианства в 301 году, языческие святыни стали повсеместно уничтожаться, и единственная сохранившаяся постройка той эпохи — как раз Гарни, посвященный богу солнца Митре .

В 1679 году здесь произошло крупное землетрясение, разбросавшее обломки храма по всей речной долине. Только в 30-х годах 20 столетия архитектор Н. Г. Буниатян составил проект восстановления достопримечательности, а благодаря усилиям добровольцев и реставраторов удалось собрать даже самые мелкие осколки древнего сооружения. Уже в 60−70-х годах объект был отреставрирован.

Храм Гарни представляет собой постройку в классическом греческом стиле с крышей в виде треугольного фронтона. Фасад здания венчает 24 колонны — по 8 с боков, и по 6 спереди и сзади.

В основании языческой святыни находится высокий подиум с крутыми ступенями. На этих ступенях очень любят фотографироваться туристы:

Стены и потолки Гарни украшены изящной резьбой: на стенах изображен изощренный орнамент с гранатами, виноградными лозами, цветами и орешником.

Восхищает не только архитектура храма Гарни, но и окружающий его ландшафт: отвесные утесы, горы, бурая река, густая зелень.

Возле достопримечательности находится еще один интересный памятник архитектуры — Римские бани.

Важно! Храм работает круглогодично без перерывов и выходных. Летом он открывается в 10:00, и провожает последнего посетителя в 21:00. Зимой же, комплекс закрывается раньше — в 17:00. Стоимость билета: около 2000 драм.

Стоимость входа в Гарни: официальная касса на входе

В январе 2018 года территория Гарни была на частичной реконструкции:

Вход на территорию храма Гарни: укладывают новую плитку

Просто понравился китайский мальчик-турист с фотоаппаратом в парке храма Гарни

Занесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, уникальный пещерный монастырь Гегард (Гегардаванк, Айриванк, Гехард) расположен в Котайкской области, возле ущелья реки Гохт.

Уже на подъезде к монастырю Гегард мы видим христианский крест, установленный высоко на скале:

Наш водитель Карен рассказал, что крест этот установил вот этот парень, торгующий цветочными веночками у монастыря, видимо, он здесь знаменитость:

Также у входа в монастырь можно купить самые разнообразные армянские вкусности и религиозные сувениры:

С армянского название «Гегард» переводится как «монастырь копья». Связано оно с тем, что библейское копье Лонгина, привезенное в страну апостолом Фаддеем, некоторое время хранилось именно тут. Сейчас оно экспонируется в Эчмиадзине.

Вход на территорию монастыря


Точная дата возникновения святыни не известна. Считается, что первым на ее месте появился монастырь Айриванк, основанный Григорием Просветителем в 4 веке.

Он просуществовал до 9 столетия и был стерт с лица Земли. Современный Гегард появился только в 1215 году — это дата строительства его главной часовни Катогике.
На двух ярусах обители расположено 7 церквей и 40 алтарей, причем большая часть из них спрятана в утесах.

Архитектурный ансамбль монастыря формируют выдолбленные в скале хачкары, кельи, часовни, и другие помещения:

  • Катогике . Основная и наиболее почитаемая церковь. По ее углам расставлены двухъярусные часовни. Южный фасад здания украшен резными деревянными воротами, с изображением голубок, гранатов и винограда. Сводчатый купол постройки украшают рельефы с животными и людьми;
  • Гавит (притвор) . Частично вырезан в скале. Его каменную крышу поддерживают 4 колонны. Центр постройки увенчан великолепным куполом со сталактитами;
  • Скальная церковь (Авазан) с родником . Первый пещерный храм — появился в 1240 году. В его центре также расположен сталактитовый купол, а основное пространство занимает кафедра и алтарь с апсидой;
  • Жаматун . Вторая пещерная церковь Аствацацин (Богоматери) и усыпальница Прошьянов расположена на востоке Авазана. Вырубленная в 1283 году, она представляет собой квадратную комнату, богато украшенную рельефами;
  • Скальная церковь за жаматуном . Возведена в 1283 году. Это постройка с кривыми углами и рельефными изображениями природы, людей и животных;
  • Верхний жаматун . Дата постройки — 1288 год. Здесь расположены княжеские гробницы;
  • Часовня Св. Григория Просветителя . Находится над дорогой, неподалеку от входа в обитель. Имеет прямоугольную форму и подковообразную апсиду. На стенах имеются следы фресок.

Главный храм монастырского комплекса Гегард

Внутри монастыря Гегард:


Внимание! Монастырь и по сей день действует, поэтому вход на его территорию свободный. Попасть сюда можно в любой день недели в любое время. Обычно, посетителей принимают здесь до конца светового дня.

Вездесущие армянские котики живут даже в скальном монастыре Гегард:

Осмотром церквей внутри комплекса ограничиваться не стоит, советуем выйти за пределы через боковую дверь в правой части забора, защищающего храм Гегард:

Выйдя за территорию, взгляд сразу упирается в беседку и пеньками — здесь проводятся ритуальные убийства баранов для жертвоприношений на различные праздники:

ленточек:

А эта аллея ленточек заканчивается импровизированным садом камней, который создали, по видимому, сами туристы:

Каждый уважающий себя турист считает своим долгом создать свою каменную пирамидку

Как добраться до Гарни, Гегарда и Арки Черенца из Еревана?

Все достопримечательности расположены на пути к Гарни, добраться к которому можно несколькими способами:

  • На общественном транспорте. Ереван и Гарни разделяет около 30 км. Попасть к храму можно на маршрутном такси № 284 и автобусе № 266, что отправляются от автостанции позади салона «Мерседес». Из центра города (проспект Маштоца) отходит маршрутка № 51. Поездка будет стоит порядка 300 драм;
  • На такси. Самый удобный способ, так как общественный транспорт курсирует с перебоями. Мы договаривались с водителем на все наши поездки по достопримечательностям Армении. Поездка в Гарни-Гегард+ арка Чаренца обошлась нам в 15 000 драм ($ 31).

Важно! Арка расположена перед поселком Вохчаберд. Чтобы добраться до нее, следует ориентироваться на большую стоянку туристических автобусов: в 50 м. от нее достопримечательность и находится.

Транспорт до языческого храма высадит туристов на главной дороге, с которой нужно свернуть направо, и идти еще порядка 500 м.

Гегард удален от Гарни на 10 км. Чтобы уехать к обители, можно поймать маршрутку № 284: она доедет до села Гохт, от которого 4 км. придется идти пешком или ехать на попутках. Лучший вариант — договориться о поездке с водителем такси, они стоят на обочине трассы. Дорога обойдется примерно в 2000 драм.

Арка Чаренца, храмы Гарни и Гегард на карте:

Привет, друзья! Если вдруг вам интересно, как у меня дела в настоящее время, то все просто замечательно. Вторую половину августа провела в Одессе и ее окрестностях. На носу моем очков не было, но осень в душе стояла беспросветная, несмотря на +30 и круглосуточное наличие моря. Но вот уже в течение нескольких часов ситуация прямо противоположная. На улице +18 и желтые листья, а в душе нескончаемое лето, птички и бабочки. За последние сутки пережила два обыска, была принята за цыганку, мерзла, скандалила, смеялась и ела драники с рыбой, а теперь дышу воздухом родного города. Я дома, господа. Наконец-то я снова дома. Скоро будут рассказы про приключения в Украине, а пока снова про Армению.

Как я уже писала в предыдущем посте, одним солнечным утром мы c Катюшкой отправились в , откуда открывается потрясающий вид на гору Арарат, после чего неожиданно вернулись автостопом в Ереван и уже в 2 часа дня были на столичном вокзале в районе Килики, готовые к новым приключениям. Решаем ехать в город Гарни и смотреть на монастырский комплекс Гегард, высеченный в скале.

На вокзале в Ереване в районе Килики узнаем, что маршрутки в Гарни ходят только до обеда, поэтому нам нужно на другой конец города к другому вокзалу в районе рынка Массив. Садимся в автобус, едем. И снова никто не хочет брать денег. Наконец-то находим нужную маршрутку до Гарни. Такое ощущение, что все друг друга знают. Пассажиры болтают, смеются, уступают друг другу сидячие места. Около часа петляем по горам, то заезжая на вершины, то снова спускаясь по спиральным серпантинам, и вот наконец-то мы на месте.

От остановки до монастыря Гегард идти 7 км в гору. Можно взять такси, но даже подумать об этом не успеваем, как подходит парень. Знакомится. Он идет домой в деревню, что в 3 км от остановки. Нет, это не далеко, дорога не сложная. Что ж, раз парень может, значит сможем и мы. Идем вместе. Армэн- двадцатилетний летчик, в тот день он совершил свой первый самостоятельный полет на самолете и ехал домой отмечать это дело с родителями.

Счастливый мальчик. Люблю счастливых людей, которые нашли дело своей жизни и с удовольствием занимаются им. Он любит летать, он живет этим. Пусть все у него получается! Три километра пути пролетают незаметно в расспросах и рассказах о семье, строгом отце и маме, которая жила в Ереване и пела в филармонии, а потом переехала в деревню и петь перестала — папа не разрешает. Сыну папа не разрешает курить, маме — петь…

— Армэн, а каким мужем и отцом хочешь стать ты?
— Таким же строгим и справедливым, как мой папа!

Мда, суровые армянские обычаи. Нет, не смогла бы я быть женой армянина:) Тут Армэн достает пачку сигарет, подписывает две папиросы и раздает нам по одной. Это обычай такой у летчиков — раздать пачку сигарет разным людям в честь первого полета. Хотела я эти сигареты сохранить на всю жизнь как память, но в Батуми мы их где-то потеряли.

Что ж, вот и деревня Армэна. До свидания! А нам предстоит путь длиной в 4 км. Мы все мокрые, голодные и очень уставшие. Прошу Вселенную послать нам машину. Подъезжает красный жигуль: два джигита спереди, два — сзади:
— ДевЧОнки, садись, подвезем!
— Нет, спасибо, мы любим гулять.

В который раз убеждаюсь, что нужно четко формировать свои запросы и желания. Тем временем приходит осознание того, что на последнюю маршрутку в Ереван мы уже не успеваем, потому что идем медленно, дорога сложная, а монастыря и близко не видать. Снова спрашиваю Вселенную, а не пора ли послать нам нормальную машину, в которую не страшно садиться, чтобы довезла до монастыря Гегард? Вселенная как будто издевается, потому что дорога с обеих сторон абсолютно пуста. И тут моему взору предстает невероятная картина, равных которой по красоте я не видела давно: высокие горы в лучах послеполуденного солнца, прыгающие по склонам барашки и такое непередаваемое, едва осязаемое ощущение света, счастья и любви, витающее в воздухе!

Армения фото гор и животных:

После увиденного чуда природы я отпустила ситуацию, а в душе забила на время и на расписание маршруток, мы замедлили шаг и стали просто наслаждаться видами, дорогой и тем местом, где очутились. Не прошло и трех минут, как подъехала машина. Молодая пара Арман и Нана. 40 дней назад они венчались в церкви Гегард, и теперь едут туда снова: «Садитесь, девчонки! Вы наши гости, мы вас отвезем». Садимся, едем, болтаем. На фото я, Нана и Арман:

Монастырь Гегард

Монастырь Гегард является одной из главных достопримечательностей Армении и находится в 40 км от Еревана в 7 км от города Гарни. Маршрутки из Еревана едут только до Гарни, а дальше нужно брать такси до Гегарда (стоит около 1000-1500 драм) либо идти пешком в гору 7 км (прогулка определенно на любителя, не ограниченного во времени).

Не буду тут соперничать с Википедией, пытаясь пересказать вам историю Гегард, скажу лишь, что это монастырский комплекс, высеченный в скале, который включен в список объектов Мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Он настолько органично вписывается в окружающий ландшафт, что можно на секунду подумать, что сее чудо сотворено природой, а не рукой человека. Часть храмов выдолблены непосредственно в скалах и пещерах, другие же являются отдельными сооружениями.

Церковь Катогике, построенная в XIII веке

Хачкары - традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами.

Ущелье реки Гохт

На территории комплекса можно найти многочисленные источники с питьевой водой. Впрочем, как и повсюду в Армении. Так пьют воду армяне. Научились и мы.

После того, как монастырь осмотрен, святая вода набрана, сделаны десятки фото Гегард, ребята говорят, что отвезут нас в Ереван!!! Вот это счастье, ведь на маршрутку мы почти опоздали. Прежде чем сесть в машину, Арман идет к торговкам, стоящим возле монастыря. Что же у него в руках? «Берите, девочки, это вам подарок!» – улыбается Арман, вручая мне огромный сладкий пирог.

Мы едем в машине. По телу бегают мурашки, а на глаза наворачиваются слезы. Такое ощущение, что моя душа за время путешествия по Армении увеличилась как минимум вдвое, а то и втрое. Это такое окрыляющее чувство, когда ты как будто бы открываешь сердце, и мир начинает дарить удивительные подарки, о которых только можно мечтать. В каждой церкви со слезами на глазах я шептала «спасибо». За возможность жить, путешествовать, заниматься любимым делом, встречать таких невероятных людей!

В тот вечер мы с Катюшкой вернулись в Ереван нереально уставшие, но наполненные внутренним светом и заряженные энергией. Не было никаких сил идти на встречу с мальчиками, поэтому поели пирожок с пивом, купили магниты на ночных улицах Еревана и отправились спать. Тогда мы еще не знали, что следующий день будет наполнен страхом, очень сильным разочарованием и невероятнейшим везением.

Чтобы узнать продолжение истории, не забудьте добавиться в группы в facebook www.facebook.

К северо-востоку от Гарни (Армения), выше по ущелью реки Азат, находится монастырь Гегард. В его своеобразии, без сомнения, отразился характер, окружающей монастырь, суровой и величественной природы: живописное ущелье, с отвесно громоздящимися друг на друга высокими скалами, очень извилисто, и, за поворотом круто спускающейся дороги, неожиданно открывается монастырь. В 1950-х годах у этого поворота поставлен указатель - львица на высоком пьедестале, поворотом головы, указывающая путь. Ее фигура стилистически связана с декоративным убранством монастыря, в частности, с изображениями фигур зверей на родовом гербе князей Прошянов.

Монастырь относится к типу крестово-купольных церквей с легкими и пропорциональными архитектурными формами. Внешний облик храма согласуется с его интерьером, особенно выразителен переход от сумрака низа до насыщенного светом высокого подкупольного пространства.

Из села Гарни следует подняться по ущелью реки Кармиргет, около 8 километров выше крепости. Это самый живописный, но и самый трудный путь, с несколькими переправами вброд через неглубокую, но быструю речку.



Клкиабельно 2000 рх

Более удобно для пешеходов асфальтированное шоссе, ведущее из села Гарни. Оно постепенно поднимается по западному склону хребта и, сделав несколько крутых поворотов, на шестом километре достигает сравнительно ровной площадки. Отсюда вправо ответвляется на Гегард новая асфальтированная дорога, спускающаяся по косогору в ущелье. Сделав 2-3 зигзага, она приводит к крутому обрыву над ущельем, на дне которого струится Кармиргет. Миновав каменистый проход, образующий естественные ворота, дорога круто спускается к реке. Это и есть Гехардское ущелье.


Время основания Гегарда точно не установлено. В одной из пещер Гегарда-дзора с древнейших времен функционирует источник ключевой воды, который считался, во времена язычества, священным. По традиции он продолжал почитаться, и после распространения в Армении христианства. В связи с этим, здесь в начале IV века, была основана обитель, получившая название Айриванк, то есть «пещерный монастырь». Современное название относится к XIII веку, когда сюда, было перенесено легендарное копье - гегард, которым был убит распятый Христос (ныне хранится в Эчмиадзинском музее).


От сооружений Айриванка почти ничего не сохранилось. По сведениям армянских историков IV, VIII и X веков, в монастыре, кроме культовых зданий, имелись благоустроенные жилые и хозяйственные сооружения. Айриванк сильно пострадал в 923 году от Насра, наместника арабского халифа в Армении, который разграбил ценное имущество, в том числе, уникальные рукописи, и сжег прекрасные строения монастыря. Немалый ущерб причинили землетрясения.

Позднейшее название монастыря - Гегард, церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьем, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос одним из стороживших его римских легионеров. Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, сохраняется в музее Армянской церкви в Эчмиадзине.

Хроники армянских историков IV, VIII и X веков сообщают о величественных храмах, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках Айриванка-Гегарда. Монахи здесь давали пристанище и пищу запоздалым путникам, нерешавшимся после наступления темноты проходить через ущелье Гарни.

В IX и X веках монастырь неоднократно опустошался захватчиками-арабами и в 923 году был разграблен и сожжен. Погибло множество ценных рукописей и прекрасных строений, до нашего времени не дошло ни одного первоначального сооружения древнего монастыря.

Существующий ансамбль Гегарда относится к XII-XIII векам. Первой, при князьях Закаре и Иванэ Долгоруких, не позднее 1177 года, была построена часовня св. Григория Просветителя. Расположена она высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Частично она вырублена в скальном массиве; композиция ее, по-видимому, во многом продиктована формой, существовавшей здесь, пещеры. Часовня, в плане прямоугольная, с подковообразной апсидой, обложена с востока и северо-востока проходами и приделами, высеченными на разных уровнях и, даже, друг над другом. Сохранившиеся на сводах, следы штукатурки с остатками фресок темной тональности свидетельствуют о том, что внутри часовня была расписана. Вставленные в наружные стены и высеченные, на прилегающих к ней поверхностях скал, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.

В 1215 году был возведен главный храм - Катогике, четырехколонный притвор к нему был пристроен десятью годами позднее. К 1240 году относится окончание работ над первой пещерной церковью монастыря - Авазан (Бассейн), она была высечена на месте древней пещеры с родником.

Во второй половине XIII века монастырь был куплен князьями Прошянами. Их стараниями тогда же были построены пещерная церковь Аствацацин, усыпальница рода Прошянов, усыпальница Папака из рода Прошянов и его супруги Рузукан. Эти шедевры подземной архитектуры принесли Гегарду заслуженную славу. В это же время в скалах, окружающих монастырь, были устроены многочисленные пещеры-кельи, где пребывали в уединении члены монастырской братии: в одной из них обитал известный армянский историк XIII века Мхитар Айриванеци.

Не менее живописны рельефы восточной стены. Входы в небольшую молельню и церковь Аствацацин имеют прямоугольные обрамления, объединенные двумя рельефными крестами. Нижний помещен в рамке, а верхний, с лежащими на дверных обрамлениях горизонтальными ветвями, окружен розетками геометрического узора, такими же, какие высечены и на гранях сомкнутого сводчатого завершения интерьера. На порталах молельни вырезаны, очень распространенные в орнаментации и книжной миниатюре XIII века, изображения сирина - фантастической птицы с женской головой в короне, а в церкви - человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, в длинных одеяниях и с нимбом вокруг головы. Не исключена возможность, что эти фигуры принадлежат членам княжеской фамилии, связанными со строительством данных помещений.

Основные, предназначенные к осмотру памятники Гегарда занимают середину монастырского двора. Расположенные по его периметру жилые и хозяйственные постройки неоднократно обновлялись, а иногда и перестраивались от фундамента в XVII веке, некоторые реконструированы в XX веке.

В немногих храмах Армении можно встретить такое богатое скульптурное убранство; растительная и геометрическая орнаментика здесь щедро комбинируется с объемными изображениями животных. Не менее привлекательны высеченные под барабаном купола рельефы с изображениями голов животных, птиц, человеческих масок, различных розеток, образующих своеобразный скульптурный фриз.

В западные приделы второго этажа ведут изящные лесенки. Такое количество самостоятельных молелен в одном храме, где богослужения могли бы совершаться одновременно, едва ли вызвано только архитектурными соображениями.

Жаматун Папака и Рузукан высечен в 1288 году во втором ярусе, севернее усыпальницы Прошянов. Попасть в него можно по крутой наружной лестнице и узкому коридору в скальном массиве, на южной стороне которого высечены многочисленные кресты.

В скальных массивах, окружающих основные пещерные сооружения и ограничивающих западную сторону монастырской территории, на разных уровнях, высечено более двадцати различных по форме и размеру помещений, из которых, находящиеся в западной части комплекса предназначены для хозяйственных нужд, остальные представляют собой маленькие прямоугольные часовни.

Имеются основания полагать, что это было вызвано желанием состоятельных прихожан обладать в храме постоянным собственным местом. Конечно, это место покупалось, что было выгодно и церкви.

К западу от главного храма находится притвор, одну из стен которого заменяет утес. Почти одновременно с сооружением притвора строители углубились в толщу туфобрекчии (мелкозернистой горной породы, легко поддающейся обработке), изваяв в ней в два яруса несколько помещений, которые и по сей день вызывают неподдельное изумление у многочисленных посетителей своими архитектурными формами и богатой скульптурной отделкой, характерными для армянского искусства XIII века.

Две северные двери по сторонам ниши ведут из притвора в иссеченные в скале помещения первого яруса. Через левую посетитель проходит в небольшую церковь Авазан с планом в виде неполного креста без южного крыла, которое нельзя было поместить из-за недостаточной толщины оставшейся скалы, выходящей в притвор.


Восточное крыло церкви занято алтарной апсидой, убранной полуколонками и арочками. В северном - устроены два бассейна для воды, которая струится из подземного родничка, пользующегося суеверным уважением у женщин, лишенных радостей материнства.

На месте южного крыла в стене высечены три небольшие ниши, они разделены полуколонками и охвачены общим обрамлением, украшенным тонкой резьбой.

Скала внизу имеет светло-серый оттенок, переходящий к куполу в теплые тона, что в сочетании с более ярким освещением верха особенно рельефно выделяет дуги арок и веера сталактитов. Через правую дверь входим в сумрачную усыпальницу, слабо освещенную из отверстия в вершине восьмигранного шатра, венчающего своды.

Прямо перед входом - лоджия с массивным столбом, от которого перекинуты арки к стенам. Здесь похоронены князь Прош и члены его семьи. Это следует из восьмистрочной надписи, помещенной на южной стене церкви Аствацацин. Над арками всю стену занимает барельеф, изваянный очень строго, без излишних подробностей.

В тени под сводом - голова быка, держащего цепь, которой охвачены шеи двух львов. Между львами, ниже цепи - орел, когтящий ягненка. Полагают, что здесь изображен герб княжеского рода Прошянов.

Западная стена украшена полуколонками с арочками, восточная - большим орнаментированным крестом между дверью и маленькой часовенкой. Светлое пятно двери прорезает синеватый сумрак усыпальницы. Можно подумать, что за нею зажжена большая люстра, освещающая богато убранную резьбой церковь Аствацацин. На самом деле свет спокойно льется из проема в вершине купола, озаряя сиянием свод и стройный барабан.

Барабан свода разбит арочками на двенадцать частей и переходит в четыре арки, покрытых рядами резных трилистников, идущих в шахматном порядке, точно пчелиные соты. Арки опираются на стройные полуколонны, которыми украшены внутренние углы стен церкви, образующие в плане крест. Алтарная апсида на возвышении украшена орнаментом из ромбов, полуколонками с арочками и превосходным карнизом. По сторонам ее в стенах вмонтированы две панели, имитирующие большие хачкары.

Церковь Аствацацин имеет три придела, два - подле алтаря и третий в северном крыле. Южное крыло помещено столь близко к поверхности, что строитель смог открыть в нем окно, через которое видна стена стоящей рядом Катогике. Поднявшись по наружной лестнице к западу от притвора и пройдя через узкий коридор в скале, попадаем во второй ярус подземных сооружений.

Это усыпальница сына Проша, князя Папака и его супруги Рузукан. Просторное помещение с четырьмя колоннами посредине, соединенными арками между собой и со стенами, освещается через отверстие в сферическом куполе. Света в нем достаточно лишь в летнее время, когда солнце стоит лишь высоко над головой.

Над головой - сталактитовый купол с окном в вершине, одинаковый по рисунку с куполом притвора и не уступающий ему по изумительной тонкости резьбы. Его несут две пары перекрещивающихся арок, которые опираются на полуколонны, выступающие из стен центральной части церкви. Три крыла, открывающиеся в подкупольную часть между колоннами, имеют вид глубоких сводчатых ниш, окаймленных арками несколько вычурной формы, исполнимой лишь в монолите скалы.

Сейчас трудно сказать, как был технически осуществлен весь этот сложный замысел подземной архитектуры. Откуда начинали и как вели в скале работы; как производили в скале подземную разбивку, которая должна была в строгой последовательности направлять инструмент мастера. Здесь нужно было работать наверняка, без брака, ибо стоило только сделать лишнее или неосторожное движение рукой, как на тщательно обработанной поверхности архитектурной детали или в узоре убранства появился бы непоправимый изъян, который в обычной наземной постройке можно устранить заменой испорченного камня.

И действительно, тут все продумано, взвешено и аккуратно выполнено. Все высеченные помещения имеют в вершине центрального свода световое отверстие. Можно предположить, что именно с него начинались работы по иссечению в скалах этих уникальных произведений.



Кликабельно 3000 рх


Кликабельно 4000 рх




Кликабельно 1600 рх



Кликабельно 2000 рх