Как называется служба на пасху. Всенощная на Пасху: Как простоять службу по правилам

Осталось по отдельности в чине крещения в виде послекрещального шествия, а в чине пасхальной службы в виде крестного хода перед утреней и Литургией .

С тех пор в византийском чинопоследовании литургии в Великую Субботу сохранился ряд элементов от «крещальной литургии»:

  1. чтение на Вечерне , совершаемой непосредственно перед собственно литургией, пятнадцати паремий (ветхозаветных чтений) для покрытия времени крещения оглашенных баптистерии, пока верующие ожидали их в храме;
  2. апостольское 91-е зачало (Рим. ) и евангельское 115-е зачало от Матфея (Мф. ), наиболее близко повествующее о Воскресении, чту́тся только на литургии Великой Субботы. Оба эти зачала литургии взяты с таинства крещения ;
  3. пение вместо Трисвятого крещального гимна «Ели́цы во Христа крести́стеся, во Христа облеко́стеся, аллилуия.» (крещенные входили в храм).
  4. переоблачение священнослужителей в светлые одежды во время пения «Воскресни́, Боже, суди́ земли, яко Ты насле́диши во всех язы́цех.» по чтении Апостола.

В католицизме древний обычай крещения взрослых на Пасху сохранился. Обряд крещения проводится в ходе Пасхальной Литургии между Литургией слова и Евхаристической Литургией. В православии в настоящее время обычай крещения взрослых на Пасху вновь возрождается, но, как правило, из-за удаленности баптистерия - крещальной купели, крещение проводят отдельным чином в Великую Субботу или на Пасху днём.

Православие

Общие замечания

  • вжига́ются вся канди́ла,
  • ударяется било ,
  • Трисвятое по Отче наш ,
  • Канон Великой субботы, глас 6: "Волною морскою: " ,
  • по 3-ей песни: седален и Слова Епифания Кипрского : «Что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит,..»
  • по 6-ой песни: кондак , икос и толкование Евангелия от Матфея или от Иоанна и слово воскресно Златоустаго ,
  • по 9-ой песни: Трисвятое по Отче наш ,
  • тропарь глас 2: «Егда снизшел еси к смерти…» ,
  • ектения сугубая,

В современной приходской практике Литургия Великой субботы заканчивается примерно в полдень и в большой промежуток времени до ночного богослужения происходит уборка храма, подсветка прилегающей территории, украшение храма и некоторых предметов церковной утвари живыми цветами, разучивание певчими хора пасхальных песнопений, освящение пасхальной пищи - яиц, куличей , творожных пасх , чтение Деяний св. апостолов, исповедь и чтение молитв ко Святому Причащению. В Великую субботу иногда Патриарх без предупреждения посещает некоторые московские храмы. В 23.00 совершается пасхальная полунощница, на 9-й песни которой плащаница с середины храма через царские врата священниками вносится в алтарь и полагается на престол , где она остаётся до отдания Пасхи. В некоторые московские храмы к этому времени доставляется из Иерусалима сошедший в этот день Благодатный огонь , Которым зажигают все свечи и лампады (прежде зажжённый огонь тушится, а также электрические лампочки). Все в тишине и в темноте ждут полночи.

Служба ночью в первый день Пасхи

В алтаре эта стихира поётся трижды: первый раз - тихо, при затворённых Царских вратах и задёрнутой катапетасме (завесе). Второй раз - несколько громче, при закрытых Царских вратах, но открытой катапетасме. Третий раз - при отверстых Царских вратах, громко и до половины; вторую половину стихиры велегласно допевает хор.

  • после каждой песни - малая ектения, на которую диакона исходят из алтаря царскими вратами и с большими свечами в руке. После ектении возгласы священников на каждой песни разные.
  • по 3-й песни - Ипакои Пасхи, глас 4:
«Предвари́вшия у́тро я́же о Мари́и и обре́тшая ка́мень отвале́н от гро́ба, слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго с ме́ртвыми что́ и́щете, я́ко челове́ка? Ви́дите гро́бныя пелены́: тецы́те и ми́ру пропове́дите, я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть, я́ко есть Сын Бога, спаса́ющаго род челове́ческий.» , и, по Типикону, чтение Григория Богослова : "На стра́жи моей стану: "
  • по 6-й песни - Кондак Пасхи, глас 8:
«А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся! и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й Воскресе́ние.» , Икос : «Еже прежде солнца…» , (по Уставу читается Синаксарь), затем поётся: Воскресение Христово видевше ,.., «Воскресы́й Иисус от гроба,..»
  • по 9-й песни - Ексапостиларий Пасхи:
«Пло́тию усну́в, яко мертв, Царю́ и Го́споди, тридне́вен воскре́сл еси́, Ада́ма воздви́г от тли, и упраздни́в смерть: Па́сха нетле́ния, ми́ра спасе́ние.» Стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных. Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут. Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба яко жениха, происходяща. Стих: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Живодавца, обретоша ангела, на камени седяща, и той провещав им сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше проповедите учеником Его. Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия! Пасха! Радостию друг друга обымем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни глаголя: проповедите апостолом. Слава, и ныне: Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

При пении стихир Пасхи духовенство в алтаре и народ в храме христосуются, произнося слова Пасхального приветствия : «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», троекратно целуются и дарят друг другу пасхальные яйца (в некоторых храмах предстоятель даже слегка подбрасывает крашенные яйца в толпу народа). По Уставу предстоятель с крестом, а другие священники с Евангелием и образа́ми, выходят из алтаря царскими вратами и христосуются с каждым присутствующим в храме.

  • тропарь Пасхи с пасхальными припевами: … (Пасхальное начало),
  • мирная ектения,
  • пение первого пасхального антифона - стихи псалма 65: «Воскли́кните Го́сподеви вся земля,..» с припевом: «Молитвами Богородицы Спа́се спаси́ нас.» ,
  • малая ектения,
  • пение второго пасхального антифона - стихи псалма 66: «Боже уще́дри ны и благослови ны,..» с припевом: «Спаси́ ны Сы́не Бо́жий, Воскресы́й из ме́ртвых, пою́щия Ти: Аллилу́ия.» ,
  • малая ектения,
  • третий антифон: пасхальные стихи: «Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́!» … с пением тропаря Пасхи,
  • вход с Евангелием и возглашением: «Прему́дрость, про́сти. В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых!»
  • пасхальные трпарь, ипакои и кондак,
  • вместо трисвятаго - «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся: Аллилуия» ,
  • прокимен: «Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся во онь!» со стихом,
  • чтение первого зачала Апостола (Библия: недопустимое значение 1: ),
  • Аллилуиарий : «Ты воскре́с, уще́дриши Сио́на.» со стихом,
  • чтение первого зачала Евангелия от Иоанна (Ин. ), которое обычно делят на три ста́тии: «В нача́ле бе Сло́во,..» всеми священнослужителями, стоящими в разных местах алтаря и храма, на разных языках, как древних, так и новых, в память о завете Христа проповедовать Слово Божие всем народам (церковнославянском, русском, древнегреческом, латинском, иврите, английском, местных языках и др.). Интересно то, что это 1-е зачало от Иоанна не повествует о Воскресении, но предлагает высокое богословие о Личности Воскресшего. Во время чтения Евангелия колокольный перебор и трезвон .
  • Задостойник Пасхи, глас 1:
«А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся, и па́ки реку́: Ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие весели́теся. Свети́ся, свети́ся Но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на Тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего.»
  • Причастный стих Пасхи: «Те́ло Христо́во приими́те, Исто́чника Безсме́ртнаго вкуси́те! Аллилуия» (трижды).
  • через отверстые царские врата все прихожане могут свободно наблюдать за причащением духовенства в алтаре.

На Литургии в Пасху все христиане призваны причаститься , то есть, непосредственно соединиться с воскресшим Христом .

  • во время причащения и после него многократно поётся тропарь Пасхи.
  • по заамвонной молитве освящается артос , который затем ежедневно торжественно переносится Чином возношения панагии в братскую трапезу, но не раздробляется и не съедается до светлой субботы, а возвращается в храм и на столике ставится между службами в царских вратах, открытых всю светлую седмицу . Также артос ежедневно носится в пеленах на крестных ходах вокруг храма в течение всей светлой седмицы,
  • чтутся Благодарственные молитвы по Святом Причащении .

Согласно уставным предписаниям, после Литургии должно быть «освящение брашен», но по сложившейся в XX веке практически повсеместной в СССР практике оно совершается в Великую Субботу . На Пасху в храмах освящают куличи и пасхальные яйца . По Уставу молочную и яичную пищу нельзя вносить в храм, и освящать её можно только в притворе или возле храма (в южных тёплых регионах России это достаточно распространено). Мясная пища для освящения должна приноситься в дом иерея (не монашествующего).

В некоторых храмах после ночного пасхального богослужения организуются бесплатные угощения сотрудников храма, прихожан и всех нуждающихся чаем, бутербродами , пасхальными яйцами, куличами, шоколадками . Раздаются пасхальные подарки. Если ночное пасхальное богослужение закончилось раньше 6.00 и общественный транспорт ещё не ходит, прихожане беседуют в трапезной, или поют пасхальные песнопения в храме, группами отправляются домой пешком или на личном транспорте.

После домашнего ро́зговения моло́сной (скоро́мной) пищей и отдыха от ночного богослужения, некоторые богомольцы примерно в полдень совершают праздничные гуляния по улицам и славле́ние в домах и квартирах своих родственников и воцерковлённых знакомых, что придаёт сходство с Рождественским колядованием . При этом поются пасхальные церковные и народные (ка́нтики) песнопения.

Великая вечерня первого дня Пасхи

Вечером в Неделю Пасхи в православных храмах совершается великая пасхальная вечерня , имеющая ряд особенностей:

  • духовенство служит в полном облачении;
  • на малом входе с Евангелием, в кафедральных соборах, архиереи в честь Пасхи на этой вечерне торжественно присваивают очередные богослужебные награды за усердное служение подчинённым им священнослужителям;
  • великий прокимен : «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш? Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́!» со стихами;
  • чте́тся Евангелие (65-е зачало от Иоанна: Ин. ) предстоятелем в алтаре в Царских вратах лицом к народу, то есть на запад;
  • в конце этой вечерни в кафедральных соборах происходит торжественное поздравление с Пасхой Христовой правящего архиерея представителями власти, выдающимися деятелями данного региона, благочинными, настоятелями местных монастырей и храмов, собравшимся духовенством и мирянами. Зачитывается ежегодное Пасхальное послание правящего архиерея. Взаимно вручаются памятные подарки, пасхальные яйца и цветы . Архиерейский

Закончился 40-дневный Великий пост, прошли Лазарева Суббота и Вербное Воскресенье, и вот началась Страстная неделя – самое строгое время поста и молитв. В нашем Свято-Преображенском храме, как и во всей Православной Церкви, ежедневно проходят Богослужения. Конечно, для многих это рабочая неделя, и ходить на службы в храм получается далеко не у всех, но есть службы, на которые нужно вырываться любыми силами, без посещения которых подготовка к Пасхе будет не полной. Это службы, на которых мы каждый год не просто вспоминаем последние дни земной жизни Иисуса Христа, но словно вживую переживаем события, приходя в храм, будто находимся рядом с Христом в те Его самые тяжкие дни. И это ощущение реально переживают миллионы христиан в разных странах мира.

Великий Понедельник

В Великий Понедельник церковь вспоминает ветхозаветного Иосифа, которого родные братья из зависти продали в рабство в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Также в этот день вспоминается и новозаветное событие: когда Господь иссушил бесплодную смоковницу, которая послужила образом лицемерных книжников и фарисеев, не принесших истинного покаяния, веры, молитв и добрых дел.

В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения, и он же возглавляет этот чин, в первый день миро доводят до кипения и потом в течение трех дней варят на маленьком огне, постоянно помешивая с молитвами и чтением Евангелия, а в Великий четверг за Литургией Предстоятель Церкви совершает освящение мира, в состав которого входит полсотни различных веществ, растительных масел, душистых трав и благовонных смол. Миром помазуют людей, желающих принять крещение, отсюда и поговорка – мы все одним миром мазаны. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

Великий Вторник

В этот день Церковь вспоминает описанную в Новом Завете притчу, которую сказал Христос, о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христа. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дел милосердия, которые Господь принимает как личную услугу Себе Самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).

Великая Среда

Вспоминаем жену-грешницу, которая омыла своими слезами и помазала драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда принял решение предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (на эту сумму по тогдашним ценам можно было приобрести небольшой участок земли в окрестностях Иерусалима).

В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться, чтобы в Великий Четверг причаститься Святых Христовых Таин.

Каждый православный христианин должен приложить все усилия к тому, чтобы побывать на всех службах, совершаемых в храме, начиная с вечера Великой Среды: мы проходим этот скорбный путь с Господом: предательство Иуды, Распятие на Кресте и, наконец, Воскресение!

Великий Четверг

Вспоминается в богослужении важнейшее Евангельское событие: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное Таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг все православные причащаются Святых Христовых Таин.

На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд омовения ног, когда архиереи умывают ноги священникам и отирают особым длинным полотенцем, этот обряд напоминает нам о безмерном смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей.

В Великий Четверг начинаются приготовления к Празднику Пасхи. Однако этот день который называют еще Чистым Четвергом вовсе не потому что в этот день нужно делать уборку в доме или мыться, а именно потому, что люди приходят в храм, исповедуются и причащаются, очищая в первую очередь свои души.

А вот на вечернем богослужении в этот же день также необходимо побывать обязательно, это один из самых напряженных моментов. В церковной практике это служится уже утреня Великой пятницы, которую мы называем Страстной пятницей, на этой службе читаются 12 Евангелий Святых Страстей (12 отрывков из Евангелия, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа).

Великая Пятница

По церковно-славянски – Великий пяток. Он посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. Итак, утреня Великого пятка, как уже было сказано, служится накануне, в четверг вечером. А непосредственно в Великую Пятницу Литургии не бывает - из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста (до выноса плащаницы никто не вкушает пищи) и великой скорби.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего читается канон о распятии Господнем и “плач Пресвятой Богородицы”, затем верующие прикладываются к Плащанице. Все это происходит днем. Как мы читаем в Евангелии, “От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий” (Мф. 27:45-54) Дело в том, что от шестого часа до девятого, согласно тогдашнему измерению времени у евреев, соответствует нашему от полудня до трех часов дня. Поэтому именно в это время мы словно сопереживаем все происходящее, и богослужебный ход нам напоминает о тех событиях.

Отдельно стоит богослужение в пятницу вечером, которое относится уже к Великой субботе. Итак, служится Утреня, затем идет чин Погребения святой Плащаницы и Крестный ход.

Великая Суббота

Великая Суббота – тоже отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас. Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его Тела во Гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение в рай святых, но первым вошел в рай благоразумный разбойник.

В этом году на Великую субботу приходится праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который всегда бывает в определенный день 7 апреля. Это важный праздник, в который верующие вспоминают, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил о том, что Она родит Сына и «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Богоматерь смиренно приняла эту весть. Благовещение отмечалось еще первыми христианами, но назывался этот праздник по-разному, и одним из названий было «Зачатие Христа», поскольку от Благовещения до Рождества Христова ровно 9 месяцев.

На Благовещение всегда служится Литургия, но в в этом году будет не Литургия Иоанна Златоуста, положенная в праздник даже в дни Великого поста, а Литургия Василия Великого, положенная в Великую Субботу. Также отменяются обычные для этого праздника предпразднство и попразднство, и рыбу есть нельзя – еще день строго поста.

В первую очередь в Великую субботу надо постараться прийти в храм на утреннее богослужение. Если какие-то семейные и острые личные обстоятельства мешают это сделать (маленькие дети, серьезная болезнь), то стоит почитать дома молитвы этого дня, Евангелие и, например, паремии Великой субботы. И стараться хранить себя в этот день от всякой суеты.

Светлое Христово Воскресение

Ну, и, наконец, сама Пасхальная служба. Как на нее не пойти? Мы же так долго шли к ней и ждали, и готовились. Начинается она Полунощницей в полдвенадцатого в ночь с субботы на воскресение, и в полночь совершается крестный ход и собственно Пасхальная утреня и праздничная Литургия, которая заканчивается под утро.

Кстати, не стоит пренебрегать и богослужениями во всю Пасхальную Светлую Седмицу. В нашем храме в два часа дня в воскресенье 8 апреля будет совершаться Пасхальная Вечерня – служба накануне Светлого Понедельника, и в сам Светлый понедельник 9 апреля утром будет совершаться Божественная Литургия.

Так что хозяйственные хлопоты, безусловно, не запрещены в эти дни до Пасхи, однако они не должны перекрывать заботы о духовной, молитвенной подготовке к Пасхе Господней, к которым, конечно же, в первую очередь относятся особые богослужения в храме.

Фото Екатерины Перепеченко

Пасха - важнейший праздник для христианской церкви, и подготовка к ней начинается за несколько недель. После окончания Великого поста все православные люди готовятся к пасхальному богослужению - масштабному церковному торжеству, которое продолжается всю ночь. О том, во сколько начинается пасхальная служба и каким образом она проходит, рассказано ниже.

Обряды, проводимые до Пасхи

Во многих церквях праздничные службы начинаются за неделю до самой Пасхи. Обычно в этот период люди очень активно посещают церковь, священнослужители все чаще появляются в праздничных одеяниях. Также существует традиция, согласно которой, за несколько дней до начала Пасхи двери церкви перестают закрывать. Даже во время причащения священников двери остаются открытыми, а каждый желающий может посетить храм в любое удобное время.

Особо праздничной становится суббота, когда заканчивается Великий пост. Именно в этот день люди начинают массово следовать в церковь для освящения праздничной еды. Служители храма окропляют куличи и яйца святой водой, произнося традиционные молитвы. В это же время можно поставить в церкви несколько свечей за упокой.

В католической церкви сохранилась традиция проведения крещения взрослых и детей на Пасху. В православной традиции обычай крещения взрослых во время празднования Пасхи также возрождается, но происходит довольно редко. Служители церкви предпочитают проводить этот обряд либо в субботу, либо днем перед началом торжественной службы.

Обычно сами представители церкви очень активно готовятся к грядущему празднику, заучивают строки из евангелие, причащаются и выбирают самые праздничные одежды. Несмотря на все изменения в жизни современных граждан, Пасха продолжает пользоваться колоссальной популярностью на территории всей России.

Время начала пасхальной службы

В 2017году Пасха выпадает на 1 мая. По традиции, которая сложилась еще несколько веков назад, пасхальная служба проводится ровно в полночь. Она начнется в ночь с 30 апреля на 1 мая.

Самая масштабная служба происходит в храме Христа Спасителя в Москве. Традиционно патриарх (сейчас - Кирилл) выходит к прихожанам в лучшем наряде, проводя всю службу от начала и до конца. Ее транслируют по многим телеканалам, так что насладиться богослужением можно, не выходя из дома.

У некоторых народов подобные богослужения происходят под утро, но практически все христианские церкви проводят столь важную и торжественную службу до наступления рассвета.




Какие этапы включает в себя пасхальная служба:

  1. Вынос плащаницы, который происходит за полчаса до полуночи.
  2. Крестный ход вокруг храма.
  3. Начало светлой утрени знаменуется использованием кадила и специального креста с трисвечником.
  4. Проведение пасхальной заутрени и вынос специально приготовленного хлеба.
  5. Завершается служба пасхальным звоном и обменом праздничными приветствиями («Христос Воскрес» - «Воистину Воскрес»).





Каждый этап процедуры очень важен и никогда не игнорируется. Дело в том, что все пения и крестные ходы имеют непосредственное отношение к истории воскрешения Христа, а сами традиции формировались веками, поэтому священнослужители чтят их с особым благоговением.

Проведение пасхальной службы проходит практически во всех православных церквях. Интересно то, что дата праздника все время определяется по лунно-солнечному календарю и выпадает на разные дни. Причем дата Пасхи у католиков и православных может отличаться. Так, в 2017году этот светлый день у нас выпал на 1 мая.

Начало пасхальной службы традиционно происходит в полночь, но приходить в церковь стоит как минимум за час. Дело в том, что праздник вызывает большой ажиотаж у верующих, и поэтому уже к 23:00 около храмов собираются очереди из желающих попасть на службу. В маленьких храмах прихожан собирается немного, а вот попасть на службу в главных святынях страны (например, в храм Спаса на крови) бывает крайне сложно. Несмотря на это, все верующие стараются вести себя спокойно, не расталкивают друг друга.

Освятить куличи, окрашенные яйца и прочую праздничную еду стоит заранее, в субботу с утра, поскольку на пасхальной службе будет слишком много людей, и такая возможность, скорее всего, не представится.

Первые этапы пасхальной службы

Церковные службы на Пасху - это очень важное мероприятие для священнослужителей, поэтому каждый батюшка в этот день облачен в торжественные одеяния. За полчаса до полуночи через царские врата в церковь вносят плащаницу, и служба считается официально открытой. Присутствующие на службе люди зажигают свечи, отчего в храме создается поистине волшебная атмосфера.

Начальные этапы церковного богослужения имеют следующие черты:

  • в течение всей службы звучит звон колоколов, возвещающих о начале праздника;
  • пение стихир происходит трижды, и с каждым разом священнослужители повышают голос на тон;
  • во время пения третьей стихиры священнослужители передвигаются от алтаря к середине храма;
  • прихожане также поют вместе со служителями церкви, после чего начинается трезвон, а люди выходят на улицу для совершения крестного хода вокруг храма.

С началом крестного хода все прихожане двигаются вокруг церкви под звонкое пение священнослужителей. Обычно церковь обходят трижды, после чего останавливаются у западных ворот, освящая их крестом. На этом этапе пение стихает, после чего священнослужитель начинает освящать кадилом прихожан и саму церковь, обозначая на западных воротах храма изображение креста.

Пасхальная заутреня

Начало пасхального богослужения больше похоже на таинство и имеет некую загадочность, в то время, как заутреня состоит из радостных песнопений и чтения канона. С началом заутрени все прихожане возвращаются в церковь, двери остаются открытыми.

  • пение канона и стихиры;
  • торжественное чтение евангелия;
  • чтение заамвонной молитвы.

Служба в пасхальную ночь чтением заамвонной молитвы не заканчивается, ведь после этого на специальный алтарь перед иконой с изображением воскресшего Христа выносится священный хлеб, который по-гречески называется артос. Готовится он по специальному рецепту и освящается служителями церкви. Артос остается на алтаре в течение нескольких дней.

Собственно, на этом Пасхальная литургия завершается, и раздается праздничный колокольный звон. Теперь верующие имеют возможность подойти к кресту, помолиться и поздравить друг друга с наступлением Пасхи.

Продолжительность торжества и правильная подготовка к нему

Сколько длится пасхальная служба, очень часто интересует людей, которые ни разу не были на этом праздничном богослужении. Стандартная продолжительность подобной службы - 5 часов.

Большая длительность обусловлена важностью праздничного мероприятия и обилием разнообразных традиций. Как уже упоминалось выше, служба начинается в 00:00, но обычно все верующие стараются прибывать в церковь к 23:00, занимая места в храме и молясь перед священным богослужением.

Порядок пасхального богослужения довольно строгий, поэтому направляясь в церковь, стоит выбирать удобную и закрытую одежду. Женщинам следует покрыть голову платком, скрыв свои волосы.

Заканчивается это праздничное мероприятие около четырех часов утра, после чего верующие могут расходиться по своим домам. В православной церкви очень важно отстоять всю службу от начала и до конца, поскольку таким образом человек подтверждает свою веру.

Интересно и то, что перед началом богослужения, каждый верующий должен правильно подготовиться к приближающемуся торжеству. Обычно такая подготовка начинается за 7 недель до праздника, ведь именно тогда берет свое начало Великий пост. В течение всего этого времени верующий ограничивает себя в употреблении яств.

В Чистый четверг (он выпадает на последнюю неделю поста) человеку необходимо провести генеральную уборку в своем доме. Заканчивается пост в субботу, непосредственно перед Пасхой. В этот день необходимо приготовить праздничные угощения, такие как куличи и яйца. Все эти яства следует сложить в корзину и отнести в церковь, дабы освятить их.

Перед входом в церковь необходимо трижды перекреститься. Начертание креста производится каждый раз при употреблении некоторых церковных фраз (например, «Во имя отца и сына, и Святого Духа»).

Еще несколько важных моментов церковного богослужения

Ход пасхальной службы знает каждый, кто бывал на ней хотя бы раз в жизни. Важно не только полностью отстоять службу, но и правильно вести себя в процессе. О каких нормах поведения в храме следует помнить:


С окончанием праздничных молитв Пасха не завершается. Перед тем как покинуть церковь, человеку необходимо перекреститься трижды в поклоне, отправляясь домой.



Пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается, а также другие важные аспекты богослужения в этот праздничный день, рассмотрим в этом материале. Пасха является важнейшим праздничком православной церкви, и подготовка к ней начинается заранее, еще во время Великого поста.

Обряды до наступления Пасхи

Если говорить о правильных обрядах и традициях, то нужно отметить, что в храмах праздничные службы наступают еще за неделю до самого праздника. В эти дни Страстной недели люди активно ходят в церковь, а священники все чаще появляются в праздничных одеждах. За несколько дней до Пасхи двери храма перестают закрываться, чтобы каждый человек в любое время мог прийти в церковь.

Конечно, самым важным днем Страстной недели является Великая суббота. Именно в ночь с субботы на воскресенье Великий пост заканчивается, а значит, наступает Пасха. Именно в субботу в храмах, не только ночью, но даже с самого утра, проводится обряд освящения еды. Верующие приходят в храм с куличами и крашеными яйцами, чтобы окропить еду святой водой. В это время в храмах можно ставить свечи за упокой.

О начале пасхальной службы

Итак, пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается, рассматриваем далее. Тут нужно отметить, что православная Пасха в текущем году выпадает на первый майский день. Так что, пасхальная служба начинается ровно в полночь с Великой субботы 30 апреля на Пасху 1 мая.




Самая масштабная и многочисленная по количеству прихожан служба в честь Пасхи проходит, конечно, в Москве в Храме Христа Спасителя. Патриарх выходит к прихожанам, надев свои лучшие одежды, и он проводит всю службу: от начала и до самого конца. Отличные способы, .

В эту ночь в храмах, а, особенно, в Храме Христа Спасителя, людей очень много. Проводятся также телетрансляции службы, чтобы каждый желающий смог хоть как-то принять участие в богослужении. Пасхальная служба проводится, согласно православным традициям, до наступления рассвета самого дня Воскресения Христова.

Важные этапы пасхальной службы:
От 23.00 до полуночи в Великую субботу проводится вынос плащаницы.
Затем идет пение стихиры в алтаре.
Потом вокруг храма совершается крестный ход.
Далее начинается светлая утреня, когда используется кадила и специальный крест.
После этого проводится заутреня, выносится специально заготовленный праздничный хлеб.
Колокольный звон, традиционно, завершает пасхальную службу. Люди уже могут обмениваться праздничными приветствиями: «Христос Воскрес», «Воистину Воскрес».

Следует понимать, чтобы каждый этап праздничной службы является крайне важным и его не игнорируют. Потому что, все пения и сам крестный ход имеют непосредственное отношение к истории воскрешения Христа, о которой каждый верующий человек и вспоминает в день светлой Пасхи. История эта и традиции того, как именно ее чтить, формировалась годами.




Во всех православных храмах и даже небольших церквях обязательно проводится пасхальная служба. Даже несмотря на то, что дата Пасхи каждый год разная и специально вычисляется, согласно лунному и солнечному календарю, а во внимание обязательно берется также еврейская Пасха (православная Пасха не должна быть в течение конкретного года раньше, чем Пасха еврейская).

Важно! Пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается. Начинается пасхальная служба, как правило, в полночь. Но в храм рекомендуется приходить где-то за час, чтобы занять там себе место и точно попасть на службу.

Что касается освящения праздничной еды, то оно проводится, конечно, после пасхальной службы. Но лучше позаботиться об этом заранее, в храмах еду начинают освящать еще утром в Великую субботу. Потому что, долгую пасхальную службу сложно отстоять с корзинкой в руках, плюс к этому, не всегда из-за большого количества людей получается сразу после службы быстро освятить еду и вернуться домой.

Первые этапы пасхальной службы

Конечно, каждый человек, который внимательно читал этот материал до настоящего момента, уже понял, насколько пасхальная служба является важной. Также это важное мероприятие для каждого священнослужителя: они даже надевают специальные нарядные одежды, чтобы подчеркнуть особенность праздника.

За полчаса до наступления полуночи, то есть, до наступления Воскресения Христова, из царских врат выносится плащаница. После этого мероприятия торжественное пасхальное богослужение является официально открытым: верующие, которые пришли в храм, могут зажигать свечи, в храме создается в этот момент волшебная и чарующая обстановка.




В течение службы можно услышать звон колоколов, которые возвещают о том, что наступила Пасха. Также проводится пение стихир три раза, с каждым разом священник должен повышать голос на один тон. Во время пения третьей стихиры священник перемещается в центр храма, отходя от алтаря. Прихожане могут петь вместе со священником. Далее идет крестный ход, когда под звонкое пение священнослужителей все движутся вокруг храма за праздничной колонной. Можно ли в Пасху

Пасхи. Христиане особенно чтят этот праздник - главное воскресенье года, когда Иисус воскрес из . Пасха - олицетворение победы Любви и Жизни. Церковное в этот день радостное и лучезарное, как впрочем настроение всех прихожан, посещающих его.Основная часть службы длится с половины двенадцатого до четырех утра. Храмы в эту торжественную ночь, как правило, переполнены. Прихожанам, желающим попасть на богослужение, следует выходит из дома заранее, чтобы хватило места. Храм украшают белыми цветами, священники облачаются в торжественные одеяния, остальные служители церкви тоже нарядно одеты. Пение в эту ночь радостное и легкое, в церкви много свечей и в их свете таинственно золотятся оклады икон. Служба сопровождается Благовестом - особенным колокольным перезвоном.Куличи, и прочую снедь лучше освятить заранее, в субботу. Во время пасхальной службы, при большом скоплении народа, сделать это будет сложно.За полчаса до полуночи в алтарь через Царские врата священник и диакон на своих головах вносят полотно с изображением Христа в - плащаницу. Служители полагают ее на престоле. Здесь плащаница находится до отдания Святой Пасхи в знак того, что Иисус пребывал сорок дней на земле перед вознесением.С наступлением полночь в алтаре, который знаменует небо, священнослужители начинают петь стехиру. Она звучит так: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Пение стехиры происходит трижды. Второй раз ее поют тоже в алтаре, на тон выше и с отдернутой завесой. Это знак того, что судьбы человечества раньше открываются на небесах, чем на земле. Третье пение, еще более высокими голосами, начинается при выходе священников из алтаря и длится до середины. Заканчивают пение стехиры хор в середине храма и все молящиеся.Вслед за этим начинается трезвон. Из церкви выходи Крестный Ход и обходит вокруг храма с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе...». Ход олицетворяет жен-мироносиц, которые ходили с ароматами «зело рано ко Гробу». Участники Хода останавливаются у западных ворот храма, словно у дверей гроба, где миронсицы получили весть о воскрешении. В этот момент трезвон стихает.Настоятель церкви берет кадило и окутывает ароматом ладана иконы и всех молящихся. Затем он берет в свободную руку крест с трисвешником и становится лицом на восток. Кадилом священник начертывает перед закрытыми воротами знамение Креста и начинает Светлую утреню.Вслед за этим двери храма открываются и взору молящихся является внутренние покои, украшенные свечами и цветами. Далее следует пасхальная заутреня. Она состоит из пения канона. Затем поют стехиры и торжественно читают Евангелие. Следующим шагом является заамвонная молитва, по окончании которой на аналое, перед иконой с Воскресшим Христом, полагается хлеб, приготовленный по специальному рецепту. Этот хлеб, именуемый по-гречески артос, освящается молитвой и окропляется святой водой. В течении всей Светлой Седьмицы хлеб остается в храме. В завершении Пасхальной литургии раздается радостное пение, и все верующие под колокольный звон подходят к Кресту Господнему. Здесь они обмениваются праздничными приветствиями: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»