Где хранится честная глава Иоанна Предтечи? Усекновение главы св. Иоанна Предтечи: иконы, фрески, живопись Православные обряды и заговоры, проводимые в праздник

Священное Предание рассказывает нам о том, что после усекновения главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала около своего дворца. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).

Иерусалим. Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться Честному Кресту и Гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил святой Иоанн обрести свою главу. Нам известно только, что он явился им во сне, и что после обретения главы в указанном им месте, они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком.

Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал главу святого своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.

Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси. Обращавшиеся к нему больные люди получали исцеление, не зная, что причиной тому было не мнимое благочестие Евстафия, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.

Эмеса и Константинополь. Второе и третье обретения честной главы

По прошествии многих лет произошло второе обретение главы святого Иоанна. Об этом известно по описанию архимандрита эмесской обители Маркелла, а также из жития преподобной Матроны (день её памяти – 9 ноября), написанного преподобным Симеоном Метафрастом. По описанию первого, глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископ Эмесский Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна. Это событие празднуется 24 февраля вместе с празднованием первого обретения честной главы.

Через некоторое время глава Предтечи Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до иконоборческих времен. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вывезли с собой и главу Иоанна Крестителя, а затем спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст (407 год). После VII Вселенского Собора (787 г.), восстановившего православное почитание икон, главу святого Иоанна Крестителя возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение честной главы.

Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад

На истории о третьем обретении обычно завершают повествование о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что её дальнейшая история связана с католическим Западом. Если мы обратимся к житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а потому часто пропускаемую читателями. Но для нас, совершенно неожиданно несколько лет назад обретших во Франции главу Крестителя, эта сноска по возвращении на родину явилась настоящим открытием. Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже.

Итак, в сноске мы можем прочитать, что после 850 года часть главы святого Иоанна оказалась в Пе тре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции. Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц главы: афонский монастырь Дионисия, угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.

История появления главы святого Иоанна во Франции мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.

13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи – Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.

Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала.

На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого.

Валлон де Сартон решил доставить главу святого Предтечи в Пикардию, на север Франции.

17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.

В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.

Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.

В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей святого Иоанна.

Спасение главы во времена революционных бесчинств

После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.

Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а мощи святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну. А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена в 1816 году и с тех пор там и находится.

В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.

Глава святого Иоанна в наши дни

Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году. Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно святого Иоанна Предтечи. Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков.

Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене, второй – в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами. По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:

  • Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
  • С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает «кости средних веков».
  • Лицевая часть, называемая головой Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем «кости средних веков». С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 500 г. до Р.Х. и 1000 г. по Р.Х.
  • Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25–40 годами).
  • Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморским» (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

На этом заканчивается современная летопись главы Иоанна Крестителя. К сожалению, мало верующих прибегает к помощи такого светильника благодати, каким является честная глава святого Иоанна, «первого во благодати мученика» . Много православных приезжают во Францию, но не все знают, как много святынь до сих пор, несмотря на бесчинство революций и забвение достояния христианского прошлого, содержит в себе французская земля.

Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь при участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.

МОСКВА, 7 июн — РИА Новости, Алексей Михеев. Последний пророк Ветхого Завета Иоанн Предтеча предсказал пришествие в мир Иисуса Христа и крестил его в реке Иордан. Но потом по приказу царя Ирода Иоанну отсекли голову, и с тех пор и мусульмане, и христиане, и ученые спорят о том, где же именно она находится. Сегодня православная церковь празднует ее третье обретение. Об истории святыни — в материале РИА Новости.

У церковных археологов есть шутка: "В мире известны десять голов Иоанна Крестителя, но подлинны из них только три". Действительно, за право обладания "самой правильной" святыней борются мусульманский Дамаск, католические Амьен и Рим, православный Афон и даже армянский Гандзасар. Обретение (чудесное нахождение) головы пророка христианским церковным каноном зафиксировано целых три раза.

Воскрес и стал Христом

Святой Иоанн обличил царя Галилеи Ирода за то, что тот демонстративно женился на своей племяннице Иродиаде, которая на тот момент уже была замужем за его же братом. Прелюбодеяние считалось среди иудеев одним из самых страшных грехов, караемых мучительной смертью. Отповедь Иоанна разъярила Иродиаду. По евангельскому рассказу, ее дочь Саломея в день рождения властителя "плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним", и тот пообещал выполнить любую ее просьбу. Посоветовавшись с матерью, Саломея попросила голову пророка, и царь свою клятву выполнил. Похоронить свой трофей по-человечески Иродиада не позволила и попросту закопала около дворца — как утверждают некоторые источники, предварительно надругавшись. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого.

И тут начинается детектив. Благочестивая жена одного из слуг царя оказалась свидетельницей того, как Иродиада обошлась с головой пророка, выкопала ее и перезахоронила на Елеонской горе. А когда до царского двора дошли слухи о проповеди и чудесах Иисуса, Ирод на всякий случай решил проверить, на месте ли голова Иоанна и, не найдя ее, уверился в своей догадке, что Христос — это воскресший Иоанн Предтеча.

Горшечник и еретик

И вот спустя годы один вельможа-христианин строит на горе церковь и обнаруживает сосуд с реликвией. Всю жизнь он бережно хранит найденную голову святого, а перед смертью прячет в храме, который построил. Но годы идут, церковь ветшает, разрушается, и голову Иоанна Предтечи снова считают утерянной.

А через много лет ее находят два странствующих монаха, кладут в мешок и берут с собой, но в пути, устав, позволяют нести мешок совершенно незнакомому горшечнику. И тогда, как утверждает предание, сам Предтеча является ему и велит оставить нерадивых монахов, захватив святыню с собой. Перед смертью горшечник завещал передать реликвию благочестивому христианину, но та, пройдя через много рук, в итоге оказалась у человека совершенно неблагочестивого — еретик Евстафий ходил по свету и исцелял святыней больных, выдавая чудо за свое собственное. А когда обман раскрылся, закопал главу пророка в пещере.

На запад!

В 452 году реликвию находят монахи и торжественно переносят в имперскую столицу — Константинополь. Однако во время иконоборческих гонений, когда по приказу властей тысячами уничтожались святыни, голову пророка тайно увозят на территорию современной Абхазии. И возвращается она обратно почти через четыре века — с тех пор этот день христиане празднуют как "Третье обретение честной главы Иоанна Предтечи".

"На этом повествование о главе святого Иоанна обычно завершают, потому что дальнейшая история связана с католическим Западом. После возвращения в Константинополь реликвию положили в придворной церкви, но часть ее каким-то образом оказалась неподалеку, в Студийском Предтечевом монастыре, где ее еще в 1200 году видел паломник Антоний, о чем осталось письменное свидетельство. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции", — рассказывает настоятель Воскресенского храма в Рабате (Марокко) священник Максим Массалитин.

Гробница Христа, Грааль и Пилат: сможет ли наука убедить скептиков? Ранее западные СМИ сообщили о том, что впервые за 500 лет археологи сняли мраморную плиту с места погребения Христа в иерусалимском храме Гроба Господня, чтобы узнать, как изначально выглядела гробница.

Кроме того, в житиях святых упоминаются еще три места, куда попали части реликвии, — Афон, Италия и некая "угровлахийская обитель" где-то на территории современной Румынии.

Объясняется все просто — 13 апреля 1204 года крестоносцы захватили и разграбили Константинополь. Каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо с греческой надписью "Иоанн Предтеча". На нем под стеклянным колпаком были останки человеческой головы без нижней челюсти и с маленьким отверстием над левой бровью — по преданию, Иродиада в сердцах нанесла сильный удар по отрубленной голове святого. Де Сартон торжественно перенес святыню в Пикардию. Позднее ее поместят в специально для нее построенный собор в Амьене.

Лишняя челюсть, или Как ограбить святого

В 1789 году во Франции происходит революция. По всей стране из храмов изымаются мощи, а вся мало-мальски драгоценная церковная утварь конфискуется государством. Революционный Конвент снимает с главы святого Иоанна Предтечи все украшения, а саму ее приказывает отправить на кладбище. Однако мэр города Луи-Александр Лекув тайно возвращается в сокровищницу и, рискуя жизнью, забирает святыню к себе домой. А после прекращения революционных гонений на церковь глава святого Иоанна в 1816 году была возвращена в кафедральный собор Амьена. Позже в Вердене находят и недостающую челюсть, однако авторитетная комиссия признает ее гораздо более поздним артефактом.

"На этом заканчивается современная летопись главы Иоанна Крестителя. Много православных приезжают во Францию, но не все знают, как много святынь до сих пор, несмотря на бесчинство революций и забвение христианского прошлого, хранит в себе французская земля. Радостно, что теперь у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии", — говорит отец Максим.

Однако в Дамаске, внутри одной из трех главных святынь исламского мира, мечети Омейядов, находится захоронение пророка Яхъи — так мусульмане зовут Иоанна Крестителя. На него наткнулись случайно при строительстве, и местные христиане уверили халифа, что это древняя могила пророка. До начавшейся в 2011 году войны гробница из белого мрамора привлекала тысячи паломников со всего Ближнего Востока. Внутрь нее можно было бросить записку, фотографию или "передать в дар пророку" деньги. В Сирии свято уверены: глава пророка, крестившего Христа, находится внутри.

"О Йахйа! Крепко держись Писания — Мы даровали ему мудрость в младенческом возрасте, а также сострадание от Нас и чистоту. Был он благочестивым, почтительным к родителям и не был ни гордецом, ни ослушником" — так описывает Коран последнего пророка Ветхого Завета.

А пока ежедневные молебны святому у его честной главы служат и в храме святого Сильвестра в Риме, и в афонской Великой Лавре, и даже в Нагорном Карабахе — отсеченная на пьяном пиру голова Крестителя Христа стала одной из главных мировых святынь.

© Christie"s Images Ltd "Богоматерь с младенцем Христом и св. Иоанном Крестителем". Сандро Боттичелли

На многих святых образах есть возможность увидеть Иоанна Крестителя – святого, который имеет огромное значение для всего христианства и православной веры, в частности. Есть и отдельная икона Иоанна Предтечи, которая интересна своеобразной манерой написания и позволяет верующим глубже прикоснуться к фигуре этого пророка.

История Иоанна Крестителя

Икону этого святого следует рассматривать именно через призму его жития, которое было пронизано верой и наполнено различными чудесами, которые даровал Господь. Начинается история святого Иоанна до его рождения, когда появление Предтечи предрекает святой Малахий. Сам этот факт является весьма удивительным.

Есть также отдельная икона Зачатие Иоанна Предтечи, которая является пригодной для почитания и молитв. В том числе к ней обращаются те, кто хочет иметь ребенка или получить помощь в родах. Ведь Иоанн появился на свет у престарелых и бездетных родителей.

Известие о зачатии Иоанна

Из истории, можно узнать, что пророк был сыном знатного священника Захарии и праведной Елизаветы. Как рассказывает евангелист Лука, Захарии возвестил о том, что у него родился сын, Архангел Гавриил, но священник не поверил этому чуду и в связи с этим был лишен дара речи до скончания дней, так как явил маловерие. Елизавета в свою очередь скрывала свою беременность, избегая насмешек, хотя к тому времени ее сестра Анна тоже родила в преклонном возрасте и родила, кстати говоря, Богородицу.

Только после того как Богородица сообщила о зачатии Спасителя, Елизавета открыла свою беременность, а потом и родила. Этому событию посвящена икона Рождества Иоанна Предтечи, которая тоже есть во многих храмах. Жил родственник Иисуса недалеко от Иерусалима около Хеврона, откуда родом и его родители.

Рождение и подвиг

Во времена массовых убийств всех новорожденных младенцев во святом Вифлееме, Иоанну чудом получилось избежать ужасной смерти. Благодаря Господа за подаренную жизнь, пророк отправился в пустыню, решив посвятить себя великому посту и молитве. Именно благодаря этому и появляются иконы Иоанн Предтеча Ангел Пустыни и подобные сюжеты. Они заключают в себе идеал духовного подвижничества и отречения от благ этого мира. Если говорить точнее, то сюжет отмеченной иконы относится ко словам Христа, который назвал Иоанна Ангелом, который расчищает ему путь.

Он всегда носил грубую одежду, которую держал кожаный пояс и ел только мед диких пчел и акрид (род саранчи или сорт бобов). Он так и жил, ожидая своего часа. И он настал в его тридцатилетие, когда Господь позвал его на проповедь еврейскому народу. Именно с того момента начинается его служение подле Иисуса Христа.

Деятельность Иоанна Предтечи была весьма оригинальной, хотя формально и оставалась в рамках иудейской религии того времени. Он крестил не только иноверцев, которые хотели перейти в иудейскую веру (так было принято в те времена) но и урожденных иудеев. Как говорил сам пророк, только рождения иудеем недостаточно для того чтобы быть подлинным сыном Авраамовым, если посмотреть более глубоко, становится понятным.

Иоанн открывал дорогу Новому Завету, проводил своеобразную реформацию веры и взывал к людям, чтобы они снова обрели праведность, не оставаясь пленниками застывшей традиции.

Крещение и усекновение главы

Многие верующие видели икону Иоанна в образе Крещения Господня, где пророк выполняет фактически свою основную функцию крестит Христа. Однако и после этого Иоанн продолжал действовать и проповедовать и принял мученическую гибель равно как многие первые христиане.

Царь Ирод на тот период взял себе в супруги женщину своего брата и этот факт считался скверным. Такое сожительство многие осуждали, и святой Иоанн тоже не считал подобное поведение достойным царя. Самому Ироду не нравилось порицание, и в итоге Иоанн оказался взаперти.

Однажды на пиру Саломея - дочка Иродиады (супруги Ирода) ублажала присутствующих своим танцем. Она угодила Ироду и тот велел просить, о чем угодно, просьбой стала голова Иоанна крестителя на блюде - икона с изображением этого образа также почитается в православии. Празднование этого дня относится к началу церковного года и также отмечает переход к эпохе Нового Завета, ведь после того как почил пророк, который считался последним, начался период Царства нового, заповедованного Христом.

Молитвы перед образом и помощь

Икона Иоанна Предтечи помогает каждому человеку успешно справиться с любой работой, достойно выполнить свой долг!

На протяжении всего года есть много дней почитания икон святого Иоанна:

  • 6 октября — зачатие Иоанна Предтечи;
  • 7 июля — Рождество пророка;
  • 11 сентября — усекновение главы;
  • 9 марта — в память первого и второго обретения главы;
  • 7 июня — третье обретение главы пророка.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Икона Иоанна Крестителя - самая почитаемая в православной церкви после иконы Богоматери. Не случайно широко распространённая икона Деисусный чин показывает пророка Иоанна Крестителя стоящим наравне со Святой Девой Марией. Образ Иоанна Крестителя изображает пророка таким, каким он и был описан в исторических хрониках: очень худой лицом и телом взрослый мужчина в грубой одежде из верблюжей шерсти опоясан кожаным ремнём, в руках его раскрытый свиток. Свиток - "хартия" с цитатой из Евангелия служит напоминанием о том, что пророк Иоанн Креститель своими проповедями призывал народ к крещению через нравственное очищение от скверны греха, послужив тем самым предвестником учения Христова. За это в православной традиции пророка часто называют Иоанн Предтеча, Креститель Господень (Предтеча - Тот, Кто Был Перед).

Иногда в изображении образа Иоанны Крестителя видны воды реки Иордан, где Предтеча крестил Иисуса Христа, и сцена усекновения главы пророка, завершившая его земную жизнь.

Икона Иоанна Крестителя помогает при молении к ней в случаях эпилепсии, головной боли, травм головы.

Детство Святого пророка Иоанна Крестителя известно по Евангелию от Луки. Отец - священник Захария, мать - Елисавета, родственница Девы Марии, происходящей из рода Царя Давида. Праведная Елисавета была бесплодной, тщетны были попытки немолодой пары завести ребёнка. Однажды в Иерусалимском храме священнику Захарии явился архангел Гавриил и возвестил тому о рождении сына, который "многие о рождении его возрадуются, ибо велик будет он будет перед Господом". Но Захария не поверил доброй вести, и Гавриил наказал священника немотой.

Через шесть месяцев в Назарет перед Девой Марией появился архангел Гавриил и сообщил ей о том, что родит она Сына Всевышнего от духа Святого, и рассказал о чуде зачатия, совершившегося с неплодной её родственницей Елисаветой. Мария с радостью поспешила в Хеврон, к Елисавете, и до самых родов находилась рядом с ней.

Родственники хотели дать новорожденнному имя Захария, но Елисавета воспротивилась, и назвала сына Иоанн (данный Богом, Божья благодать). Удивлённые родные потребовали от священника Захарии дать письменное согласие на это имя. "Иоанн имя ему" - написал на дощечке священник и тотчас же "разрешились уста его и язык его, и стал он говорить, благословляя Бога."

Вскоре после рождения Иисуса царь Ирод повелел перебить всех маленьких детей в землях Вифлеема, разгневавшись на волхвов, не сообщивших ему о местопребывании Младенца. Мария с Иисусом бежали в Египет, мать Иоанна Крестителя Елисавета, опасаясь мести со стороны Ирода, спряталась с младенцем в пустыне. Священник Захария, отец пророка Иоанна Крестителя, погиб во время служения в храме, отказавшись выдать слугам Ирода местонахождение своего сына. Святой Иоанн Креститель остался жить в пустыне, и находился там, питаясь диким мёдом и саранчой, одеваясь в простую одежду из грубой верблюжьей шерсти, подпоясанную простым кожаным ремнём. Всё это время Иоанн Креститель провёл в беспрестанных молитвах, готовя себя к главной задаче своей жизни. По исполнении 30 лет пророку Иоанну Крестителю был глас Божий, велевший ему идти проповедовать в страну Иорданскую "крещение покаяния для прощения грехов" и готовить народ к приходу Мессии. Пришедших к нему людей Иоанн Предтеча крестил в священных водах реки Иордан, призывая людей нравственно очиститься ещё до религиозного погружения в воду. Настолько сильным было влияние Святого Иоанна Крестителя на умы и настроения народа, что многие думали, что он и есть Христос. Вокруг Иоанна Предтечи собралось большое количество учеников, разделявших его верования. Среди учеников его были и будущие апостолы Андрей Первозванный и Иоанн Богослов.

Всё больше и больше людей верило в приход Мессии, и вот, наконец, сам Иисус Христос явился к праведному пророку Иоанну Предтече, чтобы принять из рук его крещение. Иоанн Креститель был сильно удивлён решению Спасителя принять крещение из своих рук. "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?", - говорил он Иисусу, но тот лишь отвечал, что всё, что должно произойти - пусть произойдёт. Так Святой Иоанн Предтеча покрестил Иисуса. После обряда крещения Спаситель вознёс молитву, и произошло чудо - небеса разверзлись и на Иисуса Христа сошёл Дух Святой в обличье голубя и раздался Глас Божий: "Ты Сын Мой Возлюбленный; В тебе моё благоволение!".

Будучи человеком набожным, чистым и нетерпимым ко всякой неправедности, пророк Иоанн Креститель и после крещения Иисуса Христа продолжал обличать прегрешения людские, за что и поплатился своей жизнью. Одним из самых могущественных врагов пророка Иоанна Предтечи стал царь Ирод Антипа, которого проповедник непрестанно клеймил за то, что тот в нарушение еврейских обычаев взял себе в жёны Иродиаду - жену Ирода Филиппа, своего брата. Разгневавшись, царь Ирод Антипа приказал заточить Святого Иоанна Крестителя в тюрьму. Так боялся народного гнева Антипа, что долго не мог решиться казнить любимого простыми людьми праведника Иоанна Крестителя. Но в день рождения Ирода Антипы Саломея - дочь Иродиады, своим нескромным танцем до того угодила имениннику, что царь пообещал исполнить любое её желание. Наученная злобной и мстительной матерью Саломея приказала принести ей голову Иоанна Крестителя. Царь Ирод Антипа отправил палача в тюрьму и тот отрезал голову пророка Предтечи и принёс её на блюде Саломее, а та отдала её Иродиаде. Иродиада надругалась над головой праведника и несколько дней в чаде и угаре ненависти протыкала иголками его язык, произносивший в своей жизни только правду. Тело Святого праведника Иоанна Предтечи его ученики похоронили. Затем по приказу той же Иродиады голову Иоанна Крестителя закопали на городской свалке. В исторических рукописях за десять веков трижды запечатлено чудесное обретение главы праведника Святого Иоанна Крестителя.

За свой поступок Ирод был наказан - через несколько лет царь Арефа (отец Фазелы - первой и законной жены Антипы) наголову разбил войска Антипы, отомстив тем самым бесчестному и вероломному царю. Калигула, обвинив Ирода Антипу в организации заговора против римского императора, сослал бывшего правителя Галилеи в Галлию, где тот умер через два года в забвении и нищете.

Святой пророк Иоанн Креститель благодаря несокрушимой вере, своему бескорыстному служению Богу и всей своей праведной, чистой жизнью по праву заслужил неоспоримо важное место в христианской церкви.

Икона Иоанна Крестителя и моление к образу Предтечи помогают людям ремесленных профессий: бондарям, меховщикам, ткачам, портным, кожевенникам, крестьянам и фермерам.

Иоанн Креститель, он же Иоанн Предтеча, уважается христианами как предшественник . В православии – второй по важности после святой Богородицы. Во имя Иоанна освящено множество храмов на территории России и в мире. Мусульмане, мандеи и бахаи называют пророка Яхья, арабские христиане – Юханн. Как историческая личность фигурирует в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия.

На иконах изображается со следующими атрибутами: отсеченная голова (вторая на картине), свиток в руках, чаша, тонкий крест из тростника. Одет святой в мешковатую одежду из косматой шерсти, подпоясанную широким кожаным поясом, реже – в тканый хитон или гиматий. На картинах к этим признакам добавляются медовые соты, ягненок, пастушеский посох, обращенный к небу указательный палец правой руки. У католиков популярны статуи Крестителя.

Детство и юность

Факты биографии Иоанна Крестителя богословы черпают из четырех канонических Евангелий, апокрифов и житийной литературы. О детстве Иоанна рассказывает евангелист Лука.

Родился Иоанн в семье первосвященника Захарии и праведницы Елисаветы, дальней родственницы будущей Богоматери. Предстоящее появление ребенка у бесплодной пожилой четы предсказал архангел Гавриил, посетив будущего отца в Храме, Гавриил же приказал дать мальчику необычное для семьи имя. Захария не поверил вестнику, за что тот лишил Захарию дара речи. Немота священника продлилась до рождения ребенка.


Пророчествовать ребенок начал еще в материнском животе. Когда Мария пришла в гости к Елисавете, то младенец забился, и Елисавета ощутила благодать. То есть Иоанн радовался встрече с Мессией еще до того, как окружающие заметили беременность непорочной девы. На месте загородного дома Захарии, где встретились будущие матери, выстроена церковь Посещения.

В Эйн-Кареме, пригороде Иерусалима, где пророк появился на свет, выстроен монастырь ордена францисканцев («Святой Иоанн на горах»). Немой Захария письменно подтвердил желание дать сыну имя Иоанн, указанное ангелом, после чего снова смог говорить.


По Писанию, родился Предтеча на полгода раньше Спасителя. На основании этой информации рассчитана дата празднования Рождества Иоанна Предтечи – 24 июня по юлианскому календарю в православии. В народе праздник известен как День Ивана Купала. С точки зрения солярной символики: Иисусово Рождество отмечается после зимнего солнцестояния, когда день становится длиннее, и Иоанново – после летнего, когда день укорачивается.

Для того чтобы спасти ребенка от рук слуг царя Ирода, истреблявших детей, мать ушла с ним из города в пустыню, где Иоанн и прожил до взрослого возраста, готовясь к будущему служению. Предполагают, что тайным местом был монастырь ессеев – тайной иудейской секты. Первосвященника Захарию убили солдаты Ирода на его рабочем месте.

Христианское служение

В пустыне с молодым Иоанном заговорил Бог, после чего Иоанн отправился проповедовать, началом путешествия считают 28 или 29 год. Пророк был аскетом, одевался в лохматую тунику из верблюжьей шерсти, подпоясывался ремнем из сыромятной кожи, питался медом диких пчел и акридами, не пил вина. В проповедях призывал грешников убояться Божьего гнева и покаяться. Укорял саддукеев и фарисеев в лицемерии и гордыне.


Воинов пророк призывал довольствоваться жалованием, не обижать мирных жителей; мытарей – ничего не требовать у населения сверх положенного по закону; богачей – делиться пищей и одеждой с бедняками. Символом раскаяния и очищения Иоанн назначил ритуальное купание в струях реки Иордан, названное крещением. Вокруг Крестителя собрался кружок последователей. Ученики Иоанновы подражали аскетизму учителя и предполагали, что Иоанн и есть предсказанный Спаситель.

Когда из Иерусалима прибыла делегация священнослужителей для проверки этой версии, Иоанн ее отрицал. Он назвал себя голосом пустынника, зовущего людей к обновлению. Он предсказывал скорый приход Мессии, но удивился при встрече с пришедшим креститься Иисусом, поскольку считал себя недостойным даже завязать ремешки обуви Спасителя.


Иисус настоял на том, что следует исполнять предначертанное Богом, и принял крещение в Иордане. Исполняя ритуал, Креститель положил правую руку на макушку Христа, в связи с чем десница святого позже особенно почиталась. Крещение сопровождалось чудесами, открывшими людям мессианство Иисуса: с небес слетел голубь и прозвучал голос, назвавший Иисуса возлюбленным сыном и благословивший его.

После знамения к Спасителю присоединились первые двое апостолов, бывшие прежде среди учеников Иоанна Предтечи. Когда Иисус пребывал в размышлениях в пустыне, Иоанна арестовали. Святой Иоанн в православии считается важнейшим молитвенником за всех христиан.


Акафист Предтече читают для понимания своих грехов и их причин, воцерковления неверующих, помощи заключенным. Автор старинной молитвы сравнил Предтечу с утренней звездой, затмевающей сияние прочих звезд, которая предвещает утро солнечного дня.

Смерть

Пророк Иоанн сурово обличал преступления правителей, призывая тех раскаяться. В частности прилюдно осуждал аморальное поведение тетрарха Галилеи Ирода Антипу, женатого на Иродиаде, своей племяннице. Красавицу Иродиаду Антипа отбил у своего единокровного брата, Ирода Филиппа. Иоанн явился во дворец тирана и прямо перед гостями в пиршественной зале обличил того в грубом нарушении еврейских законов.


Тетрарх не раскаялся, а, наоборот, арестовал пророка и посадил в темницу. Что с ним делать дальше, оставалось не понятным: казнь такой известной в народе персоны могла вызвать волнения населения Галилеи. Но обличительная речь разгневала жену Ирода. Публично оскорбленная женщина жаждала мести, которую и совершила при помощи своей дочери Саломеи.

На празднике в честь дня рождения Ирода Антипы Саломея так красиво танцевала, что Ирод перед гостями пообещал девушке выполнить любое ее желание. Подстрекаемая матерью, Саломея попросила в подарок голову Иоанна. Отправленный в тюрьму оруженосец отрубил пророку голову и преподнес девушке жутковатый подарок на серебряном блюде. Голову Саломея передала Иродиаде, а тело слуги отдали ученикам Крестителя.


В память этих событий отмечается день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Православной церкви это день строгого поста. В народной традиции Усекновение обросло рядом обычаев и суеверий: запрещается работать с острыми предметами, есть круглые овощи и фрукты, резать хлеб. Ученики похоронили обезглавленное тело Иоанна Предтечи в Севастии, поблизости от гробницы пророка Елисея, но после с телом святого стали происходить чудеса.

Примерно в 362 году язычники вскрыли и разгромили захоронение, сожгли кости и разбросали прах. Однако христианам удалось спасти часть мощей. В X веке Феодор Дафнопат рассказывал христианам, что апостол Лука хотел увезти тело в Антиохию, но севастийцы позволили увезти только правую руку святого. Позже нетленная Десница Иоанна Крестителя переехала в Константинополь, в честь чего был установлен соответствующий праздник, сейчас не популярный.


Иродиада прятала голову пророка в дворцовых покоях, но служанка выкрала реликвию и закопала в глиняном кувшине на склоне Елеонской горы. Через несколько лет при копании рва кувшин нашли слуги вельможи Иннокентия и реликвию опознали. Это событие празднуется прихожанами РПЦ 24 февраля по старому стилю. Перед смертью Иннокентий хорошо спрятал святыню.

В годы, когда в Иерусалиме правил император Константин Великий, два паломника случайно нашли главу, но лентяи поручили нести реликвию попутчику. Попутчик (по профессии горшечник) ушел от монахов и стал хранителем святыни. После его смерти кувшин с чудотворной головой перешел к сестре хранителя. Позже реликвия досталась арианскому священнику, который спрятал главу в пещере близ Емессы.


В 452 году архимандриту близлежащего монастыря явился во сне Иоанн и указал место сокрытия главы. Реликвию нашли и перенесли в Константинополь. Второе Обретение главы празднуют одновременно с первым. Во время беспорядков в Константинополе святыню отправили на хранение в город Емессу, потом прятали в Команах во время иконоборческих гонений.

Посольство императора Михаила III в 850 году, руководствуясь озарениями патриарха Игнатия, нашло голову святого в Команах. Это было третье Обретение, отмечаемое РПЦ 25 мая по юлианскому календарю. Для каждого праздника разработан свой канон – порядок и перечень молитв, читаемых во время торжественного богослужения священниками.


Дальнейшая история реликвии точно не известна, и сейчас на звание обладателя подлинной головой Иоанна Крестителя претендуют двенадцать церквей. Также в христианском мире насчитывается семь челюстей (помимо голов), одиннадцать указательных пальцев, девять рук и четыре плеча. Все эти реликвии почитаются подлинными и совершают чудесные исцеления.

Память

  • 1663 – поэма Йоста ван ден Вондела «Иоанн Креститель»
  • 1770 – построен линейный корабль российского императорского флота «Чесма», имевший второе название «Иоанн Креститель»
  • 1864 – поэма Стефана Малларме «Иродиада»
  • 1877 – рассказ «Иродиада»
  • 1891 – пьеса «Саломея»

Православные праздники

  • 23 сентября (6 октября) - Зачатие Иоанна Предтечи
  • 24 июня (7 июля) - Рождество Иоанна Предтечи
  • 29 августа (11 сентября) - Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • 7 (20 января) - Собор Иоанна Крестителя
  • 24 февраля (8 марта) в високосном году, 24 февраля (9 марта) в невисокосном – первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи
  • 25 мая (7 июня) – третье Обретение главы Иоанна Предтечи
  • 12 (25 октября) - Перенесение Десницы Иоанна Предтечи